Упражнение расставить знаки препинания. Повторительные упражнения по пунктуации в сложном предложении. Сейчас Вася выйдет и я ему скажу Ты Вася предатель

Одним из типов упражнений, предлагаемых в учебниках к разделу «Синтаксис», являются упражнения на постановку знаков препинания . Как правило, в таких заданиях имеется уже готовый текст или набор предложений, над которым нам и предстоит работать. Для успешного выполнения таких упражнений необходимо отличное владение материалом, навыки графического «представления» предложения, собранность, внимательность и усидчивость. Также обязательные компоненты успеха при работе над предложенными заданиями – способность к самоконтролю и самопроверке. Рассмотрим на конкретном примере алгоритм постановки знаков препинания.

1. Читаем предложение:

В закатные вечера Кавказские горы дымились очень далеко на горизонте словно вырезанные из лиловой бумаги и я любил смотреть на оранжевую двуглавую вершину Эльбруса которая на синем небосводе кажется мерцала.

2. Определяем границы каждой части сложного предложения и расставляем запятые. Для этого нужно найти грамматические основы каждой части предложения и примыкающие к ним второстепенные члены.

В закатные вечера Кавказские горы дымились очень далеко на горизонте словно вырезанные из лиловой бумаги1 и я любил смотреть на оранжевую двуглавую вершину Эльбруса (2) которая на синем небосводе кажется мерцала (3).

Итак, в нашем предложении 3 части: 1 и 2 связаны сочинительным союзом и , 2 и 3 – союзным словом которая . Следовательно, между этими частями мы ставим запятые.

В закатные вечера Кавказские горы дымились очень далеко на горизонте словно вырезанные из лиловой бумаги (1), и я любил смотреть на оранжевую двуглавую вершину Эльбруса (2), которая на синем небосводе кажется мерцала (3).

3. Внимательно изучаем каждую часть предложения «в поисках» разнообразных осложнений – однородных членов, обращений, вводных слов и др. Найдя их, расставляем знаки препинания.

В закатные вечера Кавказские горы дымились очень далеко на горизонте |словно вырезанные из лиловой бумаги| (1), и я любил смотреть на оранжевую двуглавую вершину Эльбруса (2), которая на синем небосводе |кажется| мерцала (3) .

В нашем предложении есть причастный оборот. Как мы его нашли? Есть причастие (вырезанные) и зависимые от него слова. Весь этот комплекс стоит после определяемого слова горы и на расстоянии от него. Следовательно, причастный оборот выделяется запятыми. Кроме того, в предложении есть и вводное слово со значением неуверенности кажется , которое стоит в середине предложения, поэтому выделяется запятыми.

В закатные вечера Кавказские горы дымились очень далеко на горизонте, |словно вырезанные из лиловой бумаги| (1), и я любил смотреть на оранжевую двуглавую вершину Эльбруса (2), которая на синем небосводе, |кажется|, мерцала (3).

4. Выполним проверку: в позициях 1 и 2 мы ставим запятые, т.к. запятая ставится между частями сложного предложения. Кроме того, мы выделили причастный оборот и вводное слово.

5. Таким образом, наше предложение принимает вид:

В закатные вечера Кавказские горы дымились очень далеко на горизонте, словно вырезанные из лиловой бумаги, и я любил смотреть на оранжевую двуглавую вершину Эльбруса, которая на синем небосводе, кажется, мерцала.

Надеемся, что эти несложные действия помогут Вам упростить процесс расстановки знаков препинания.

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Постановка знаков препинания в предложениях с причастными оборотами

Выберите вариант правильной расстановки знаков препинания.

1. Роща (1) залитая (2) солнцем (3)казалась сказочной.

2. Товары (1) выходящие с рынка (2) мануфактуры (3) вытесняли продукцию ремесленников.

3. Портрет Лопухиной (1) сочетающей в себе (2) красивую внешность и одновременно душевную пустоту (3) становится загадкой (4) скрывающей (5) истинный замысел художника.

4. Встречный ветер (1) треплющий освещённый прожектором (2) флаг с теплохода (3) не тревожит речную гладь.

5. Эпоха (1) начавшая (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила новый этап в развитии науки и техники.

6. Вытащенные на берег (1) рыбачьи (2) лодки (3) образовали длинный ряд.

7. Грохочущие (1) волны бились о скалы (2) преградившие (3) нам (4) дорогу.

8. За домиком (1) видневшимся (2) сквозь сосновые лапы и кусты ивы (3) протекала река (4) окаймленная (5) густым лесом.

9. Сгибаемые (1) порывами ветра (2) трещат и стонут сосны.

10. За рекой виднелись скалистые горы (1) очерченные внизу (2) ломаной линией (3) сильно чернеющих кустов.

11. Леонид Леонов (1) являющийся классиком русской литературы XX века (2) был защитником русского леса (3) названного им (4) «зеленым другом».

12. Образованный на речке (1) пруд (2) пересекавший усадьбу Абрамцево (3) явился естественной границей двора и парка (4) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.

13. Гроза звенела (1) по траве (2) давно ожидавшей влаги (3) и прохлады.

14. Слова (1) образованные от географических названий (2) часто ставят перед нами (3) вопросы (4) связанные с нормативным словоупотреблением.

15. Техника глубокой живописи (1) позволяющая свободно рисовать (2) без физических усилий (3) оказалась близка Шишкину (4) сохранявшему свободную и живую манеру рисунка.

Ответы: 1) 1,3 2) 1,3 3) 1,3,4 4) 1,3 5) 1,4 6) 0 7) 2 8) 1,3,4 9) 0 10) 1

11) 1,2,3 12) 2,3,4 13) 2 14) 1,2,4 15) 1,3,4


Упражнение 289. Перепишите, ставя нужные знаки препина-
ния. Объясните их постановку.
1. С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу
матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого
огорчения (П.).

2. Дамы тут же обступили его блистаю-
щею гирляндою и нанесли с собой целые облака всяко-
го рода благоуханий одна дышала розами от другой не-
сло весной и фиалками третья вся насквозь была про-
душена резедой (Г.). 3. Находя во мне живое сочувствие
отец и Евсеич с увлечением предавались удовольствию
рассказывать мне о весне как сначала обтают горы как
побегут с них ручьи как спустят пруд разольется полая
вода пойдет вверх по полям рыба как начнут ловить ее
сетями как пролетит летняя птица запоют жаворонки
проснутся сурки и начнут свистать стоя на задних дап-
ках по своим норкам как зазеленеют луга оденется лес
кусты и зальются защелкают в них соловьи (Акс.). 4. Река
Белая в этом месте понравилась мне более чем под го-
родом песков было менее русло сжатее и берег гораздо
живописнее (Акс.). 5. Ты сам заметил день ото дня я вяну
жертва злой отравы (Л:). 6. Опрометью поскакали мы на
выстрел смотрим на валу солдаты собрались в кучу и
указывают в поле а там летит стремглав всадник и дер-
жит что-то белое на седле (Д.). 7. Крепость наша стояла
на высоком месте и вид с вала был прекрасный с од-
ной стороны широкая поляна изрытая несколькими
оврагами оканчивалась лесом который тянулся до са-
мого хребта кой-где на ней дымились аулы ходили та-
буны с другой бежала мелкая речка и к ней примыкал
частый кустарник/ покрывавший кремнистые воз-
вышенности которые соединялись с главной цепью
Кавказа (Л.). 8. Герасим соорудил кровать из дубовых
досок на четырех чурках истинно богатырскую кровать
сто пудов можно было положить на нее не погнулась бы
(Т.). 9. Около господской усадьбы стоявшей к улице за-
дом происходило что обыкновенно происходит около
господских усадеб девки в полинялых ситцевых платьях
шныряли взад и вперед дворовые люди брели по грязи
останавливались и задумчиво чесали свои спины при-
вязанная лошадь десятского лениво махала хвостом и
высоко задравши морду глодала забор курицы кудахта-
ли чахоточные индейки беспрестанно перекликались (Т.).
10. В дверях была давка всякий спешил захватить шайку
которых не хватало по крайней мере для третьей части
учеников вследствие чего они должны были сидеть око-
ло часу дожидаясь пока кто-нибудь не освободит (По-
мял.). 11. Страшнее всего для Каштанки было то что это-
то чужого нельзя было укусить так как он был невидим
и не имел формы (Ч.). 12. Ничто не изменилось в тихой
усадьбе. По-прежнему шумели буки в саду только их
листва будто потемнела сделалась еще гуще по-прежне-
му белели приветливые стены только они чуть-чуть по-
кривились и осели по-прежнему хмурились соломенные
стрехи и даже свирель Иохима слышалась в те же часы
из конюшни только теперь уже сам Иохим предпочитал
слушать слепого на дудке или на фортепьяно безраз-
лично (Кор.). 13. Теперь Маруся совсем уже не выходила
на воздух и серый камень темное молчаливое чудовище
подземелья продолжал без перерывов свою ужасную
работу высасывая жизнь из маленького тельца (Кор.).
14. Лучше всего задремать но не мог то прислушивался
не идут ли за ним тащить на допрос к атаману то беспо-
коили мысли что мальчишка заробеет (А. Н. Т.). 15. При-
ми ж завещанье когда я уйду от песен от ветра от роди-
ны ты начисто выруби сосны в саду ты выкорчуй куст
смородины (Багр.). 16. В полку Стеньки Разина были два
героя в боях потерявшие ноги они ползли на култыш-
ках и ни один не хотел оставить свой многославный
полк каждый за счастье почитал когда приезжавший
Чапаев скажет ему хотя бы несколько слов (Фурм.). 17. Я
понимал что выручить нас может только случайность
или вода внезапно перестанет прибывать или мы на-
ткнемся на этом берегу на брошенную лодку (Пауст.).
18. В течение нескольких секунд пастушонок и Метели-
ца смотрели прямо в глаза друг другу Метелица с де-
ланным равнодушием пастушонок со страхом сочувстви-
ем и жалостью (Фад.). 19. Тишина была такой полной и
угрюмой а небо таким душным что мальчику казалось
раздайся хоть один резкий звук и в природе произойдет
что-то страшное смерч ураган землетрясение (Кат.).
20. Не мудрено голову срубить мудрено приставить (поел.).
Упражнение 290. Напишите текст под диктовку, потом сверьте
написанное с напечатанным.
Счастлив тот народ, который в трудные и опасные
минуты умеет найти надежное руководство и вверить
ему свою судьбу!
В 1812 году русский народ нашел Кутузова. Всем было
известно, что Кутузов - любимый ученик Суворова;
знали, что Кутузов одарен спокойной храбростью, до-
ходящей до героизма; помнили о блистательном пове-
дении его при штурме крепости Измаила и о тяжелых
ранениях, полученных им в разное время. Солдаты лю-
били его, звали «Дедушкой» и твердо верили в его воен-
ный гений. Знали его и за границей. Даже Наполеон по
поводу выгодного для России мира с Турцией, заклю-
ченного Кутузовым, не мог воздержаться от лестного,
хотя грубого мнения, назвав Кутузова «старой русской
лисой».
И вот, когда разнеслась весть о гибели Смоленска,
когда французская пУестисоттысячная армия неудержи-
мо устремилась к древней русской столице, взоры всех
с надеждой обратились на великого полководца. И как
ни противодействовало правительство, пришлось все-
таки ему уступить общественному мнению и назначить
Кутузова главнокомандующим русской армии. И народ
не ошибся в своем выборе.
В самом деле, высоко одаренный полководец, изу-
мительно тонкий дипломат, государственный человек,
проницательный политик - в ком другом, кроме Куту-
зова, могли счастливо сочетаться столь редкие и цен-
ные качества? Сверх того (и это главное), Кутузов был
русским патриотом в самом полном, в самом возвы-
шенном смысле этого слова. Россия, ее интересы, ее
честь и слава, ее историческое прошлое и ее полити-
ческое будущее - вот что всегда жило в его душе, вот
что возбуждало его мысль, управляло его чувствами,
направляло его волю.
(По Е. В. Т а р л е)
Упражнение 291. Напишите текст поя диктовку, потом сверьте
написанное с напечатанным.
Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся рукой.
Все так и впились в него глазами. Когда же наконец
Яков открыл свое лицо, оно было бледно, как у мерт-
вого; глаза его мерцали сквозь опущенные ресницы. Он
глубоко вздохнул и запел...
Первый звук его голоса был слаб и неровен и, каза-
лось, не выходил из его груди, но принесся откуда-то
издалека, словно залетел случайно в комнату. За этим
первым звуком последовал другой, более твердый и
протяжный, но все еще, видимо, дрожащий, как стру-
на, когда, внезапно прозвенев под сильным пальцем,
она колеблется последним, быстро замирающим коле-
банием; за вторым - третий, и, понемногу разгорячась
и расширяясь, полилась заунывная песнь. «Не одна во
поле дороженька пролегала», - пел он, и всем нам слад-
ко становилось и жутко.
Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он
был слегка разбит и звенел, как на|рреснугый; он даже
сначала отзывался чем-то болезненным; но в нем была
и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила,
и сладость, и какая-то увлекательно беспечная, груст-
ная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и
дышала в нем и так и хватала за сердце, хватала прямо
за его русские струны.
Песнь росла, разливалась. Яковом, видимо, овладе-
ло упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему
счастью. Голос его не трепетал более - он дрожал, но
той едва заметной внутренней дрожью страсти, кото-
рая стрелой вонзается в душу слушателя, и, беспрес-
танно крепчая, твердел и расширялся.
(По И. С. Т у р г е н е в у)
Упражнение 292. Напишите текст под диктовку, потом сверьте
написанное с напечатанным.
Лед трогается аккуратно каждую весну, но тем не
менее ледоход всегда составляет событие и злобу дня.
Заслышав крики, вы бежите к мосту, причем на лице у
вас такое серьезное выражение, как будто бы на мосту
совершается убийство или дневной грабеж.
Свесившись через перила, вы глядите на реку и -
какое разочарование! Вы ожидали треска и грохота, но
ничего не слышите, кроме глухого, однозвучного шума,
похожего на очень отдаленный гром. Вместо чудовищ-
ной ломки, столкновений и дружного натиска, вы ви-
дате безмятежно лежащие, неподвижные груды изло-
манного льда, наполняющего всю реку от берега до
берега. Поверхность ретси изрыта и взбудоражена, точ-
но по ней прошелся великан пахарь и тронул ее своим
громадным плугом. Воды не видно ни капли, а только
лед, лед и лед...
Ледяные холмы стоят неподвижно, но у вас кру-
жится голова, и кажется, что мост вместе с публикой
куда-то уходит. Вот одна большая льдина, упершись о
бык, долго не пускает мост бежать от нее; но вдруг, как
живая, начинает ползти по быку прямо к вашему лицу,
словно хочет проститься с вами, но, не выдержав сво-
ей тяжести, ломается на два куска и бессильно падает.
Вид у льдин грустный, унылый. Они как будто сознают,
что их гонят из родных мест куда-то далеко, в страш-
ную Волгу, где, насмотревшись ужасов, они умрут, об-
ратятся в ничто.
(По А. П. Чехову)
Упражнение 293. Расставьте знаки препинания. Объясните
их постановку.
Донецкая дорога. Невеселая станица одиноко беле-
ющая в степи тихая со стенами горячими от зноя без
одной тени похоже без людей. Поезд уже ушел покинув ч
вас здесь и шум его слышится чуть-чуть и замирает на-
конец.
Около станции пустынно и нет других лошадей кро-
ме ваших. Вы садитесь в коляску это так приятно после
вагона катите по степной дороге и перед вами мало-
помалу открываются картины каких нет под Москвой
громадные бесконечные своим однообразием. Степь
степь и больше ничего вдали старый курган или ветряк
везут на волах каменный уголь. Птицы в одиночку низ-
ко носятся над равниной и мертвое движение их кры-
льев нагоняет дремоту. Жарко. Прошел час другой а все
степь степь и все курган вдали. Ваш кучер рассказывает
что-то часто указывая кнутом в сторону что-то длинное
и ненужное и душой овладевает спокойствие о прошлом
не хочется думать... Степь, степь... Лошади бегут солн-
це все выше и кажется что тогда в детстве степь не бы-
вала в июле такой богатой такой пышной травы в цвету
зеленые желтые лиловые белые и от них и от нагретой
земли идет аромат и какие-то странные синие птицы
по дороге... А на душе спокойно сладко и кажется со-
гласился бы всю жизнь ехать так и смотреть на степь
бесконечную однообразную но манящую и чарующую.
Вдруг неожиданно глубокий овраг поросший моло-
дым дубом и ольхой потянуло влагой должно быть ру-
чей внизу. У самого края оврага вспорхнула с шумом
стая куропаток. Вы вспоминаете что когда-то к этому
оврагу ходили по вечерам гулять... Да это конечно тот
же овраг значит усадьба близко. Вдали уже виднеются
тополя в стороне черный дым. Вам идут навстречу кто-
то машет платком.
(По А.П. Ч е х о в у)
Упражнение 294. Напишите текст под диктовку, потом сверьте
написанное с напечатанным.
К двум часам дня в колонии все готово: в саду, вок-
руг фонтана, накрыты парадные столы; над столовой
повисли тонкие зеленые гирлянды, сделанные из не-
жных березовых побегов; на столах, в кувшинах, буке-
ты снежных королев.
Сегодня можно с уверенной радостью видеть, как
выросла и похорошела колония. В парке широкие, по-
сыпанные песком дорожки подчеркивают зеленое бо-
гатство трех террас, на которых каждое дерево, каждая
группа кустов, каждая линия цветника проверены в
ночных раздумьях, политы трудовым потом «сводных
отрядов», как драгоценными камнями украшены забо-
той и любовью коллектива. И десяток деревянных сту-
пенек, и березовые перильца, и квадратный коверчик
цветов, и узенькие витые дорожки, и платформа набе-
режной, усыпанная песком, - все это еще раз доказы-
вает, насколько умнее и выше природы человек, даже
вот такой босоногий.
И на просторных дворах этого босоногого хозяина,
на месте глубоких ран, оставленных ему в наследство,
он, пасынок старого человечества, тоже коснулся везде
рукой художника. Двести кустов роз высадили здесь ре-
бята еще осенью, а сколько здесь астр, гвоздики, лев-
коя и других, еще неизвестных, еще не названных цве-
тов! Хорошо, уютно, красиво и разумно стало в коло-
нии, и я, видя это, горжусь долей своего участия в ук-
рашении земли.
Но ни цветы, ни дорожки ни на одну минуту не
заслоняют от меня вот этих мальчиков в синих трусиках
и белых рубашках. Вот они, горьковцы! Они стройны и
собранны, у них хорошие подвижные талии, мускулис-
тые и здоровые, не знающие, что такое медицина, тела
и свежие красногубые лица. И у каждого из них есть
свой путь.
(По А. С. М а к а р е н к о)
Упражнение 295. Напишите текст под диктовку, потом сверьте
написанное с напечатанным.
На окраине Москвы стоит двухэтажный дом, при-
крытый с улицы зеленым палисадником, а с тыла -
большим красивым садом, почти парком. Все тут сохра-
нено с величайшей, заботой, и даже если засохнет де-
рево в саду, то на его место будет посажено точь-в-точь
такое же по возрасту и по породе.
Здесь жил великий писатель Лев Толстой. Здесь он
написал свой роман «Воскресение», рассказы «Смерть
Ивана Ильича», «Хозяин и работник», пьесы «Плоды
просвещения», «Власть тьмы», «Живой труп» и множе-
ство статей.
В ночь на 23 июля немецкие фашисты выбросили на
толстовскую усадьбу пачками 34 зажигательных бомбы.
Запылали в саду сложенные дрова, загорелась трава,
затлела занавеска в самом доме. Старый, сухой, дере-
вянный, он, конечно, сгорел бы, как свеча, и челове-
чество лишилось бы с ним одного из своих замечатель-
ных культурных памятников, если б не пятеро людей,
дежуривших в ту ночь.
Это была ночь труда и самопожертвования... Но вот
пришел розовый московский рассвет, прозвучал отбой.
Тихо качались в небе, как далёкие корабли в море, аэро-
статы заграждения... В саду Льва Толстого дотлевали за-
пущенные головешки. Все было цело - усадьба не по-
страдала. Закопченные дымом, с кровью на лице и ру-
ках от царапин и ожогов, переглянулись счастливые пять
человек... Нет больше радости, как отстоять на посту
народную ценность!
(По М. Ш а г и н я н)

Карточка 1

1. Я люблю Древнюю Русь я вижу в ней борьбу страдания народные попытку общества исправить недостатки. 2. Я думаю в школе очень нужна работа по краеведению. 3. Вывернули из-за очередного поворота впереди неожиданно показалась избушка. 4. Последние лучи солнца исчезли золото скал потускнело. 5. Луна растворяясь в пелене сизых туч опускалась к земле свет ее уже потускнел.

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 2

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

1.Далеко за Доном громоздились тяжелые тучи наискось резали небо молнии чуть слышно погромыхивал гром. 2. 3. Сорока подняла голову сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица. 4.Назвался груздем полезай в кузов. 5. Солнце дымное встает будет день горячий.

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 3

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

    Проснулся пять станций убежало назад.

    В первую минуту мне стало обидно они не ищут меня.

    Запомните

    Погода утихла тучи расходились снова заблестело солнышко.

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 4

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

    Хотел рисовать кисти выпадали из рук.

    Сзади шапкой стоял лес впереди расстилалось болото справа был пустырь.

    Кукушка закуковала пора сеять лен.

    Я выглянул из окна и увидел все небо заволокло тучами.

    Мороз не страшен воздух сухой ветра нет.

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 5

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

    Вывернули из-за очередного поворота впереди неожиданно показалась избушка.

    На дворе середина декабря окрестность охваченная неоглядным снежным саваном тихо цепенеет.

    Мне впервые стало обидно они не ищут меня.

    Свернули вправо впереди неожиданно показалась речушка.

    Хорошенько запомните

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 6

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

    Глинистая дорога раскисла от дождя приходилось жаться к мокрым кустам.

    Далеко за Доном громоздились тяжелые тучи наискось резали небо молнии чуть слышно погромыхивал гром.

    Солнце сильно палит к вечеру соберется гроза.

    Последние лучи солнца исчезли золото скал потускнело.

    Запомнитени один злой человек не бывает счастлив.

Ключи

Карточка 1

Карточка 2

Карточка 3

Карточка 4

Карточка 5

Карточка 6

: причина

, последов

- быстрая смена событ

- противоп

- быстрая смена соб.

- следствие

: дополняет, изъясняет

; осложнено

- следствие

, перечисл

; осложн

, одноврем событий

- быстрая смена событ

: пояснение

: причина

- условие

: причина

- следствие

- следствие

- условие

: изъяснен

: изъяснен

- быстрая смена соб.

- следствие

; осложн.д.о

- следствие

, перечисл

: причина

: изъяснен

: изъяснен

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 1

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

1. Я люблю Древнюю Русь: я вижу в ней борьбу, страдания народные, попытку общества исправить недостатки. (причина) 2. Я думаю: в школе очень нужна работа по краеведению. (дополняет, изъясняет) 3. Вывернули из-за очередного поворота - впереди неожиданно показалась избушка. (быстрая смена событий) 4. Последние лучи солнца исчезли - золото скал потускнело. (следствие) 5. Луна, растворяясь в пелене сизых туч, опускалась к земле; свет ее уже потускнел. (1 пр. осложнено д.о.)

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 2

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

    (одновременность событий)

    (осложнено прич. Об.)

    Сорока подняла голову: сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица. (пояснение)

    Назвался груздем- полезай в кузов. (условие)

    Солнце дымное встает- будет день горячий. (следствие, результат)

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 3

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

    Проснулся- пять станций убежало назад. (быстрая смена событий)

2.Солнце сильно палит-к вечеру соберется гроза. (следствие, результат)

3.В первую минуту мне стало обидно: они не ищут меня. (причина)

4.Запомните:ни один злой человек не бывает счастлив. (изъяснение)

5.Погода утихла, тучи расходились, снова заблестело солнышко. (перечисление)

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 4

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

    Хотел рисовать- кисти выпадали из рук. (противопоставление)

    Сзади шапкой стоял лес, впереди расстилалось болото, справа был пустырь. (перечисление)

    Кукушка закуковала – пора сеять лен. (условие. время)

    Я выглянул из окна и увидел: все небо заволокло тучами. (изъяснение, дополнение)

    Мороз не страшен: воздух сухой, ветра нет. (причина)

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 5

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

    Вывернули из-за очередного поворота - впереди неожиданно показалась избушка. (быстрая смена событий)

    На дворе середина декабря; окрестность, охваченная неоглядным снежным саваном, тихо цепенеет. (осложнено прич. Об.)

    Мне впервые стало обидно: они не ищут меня. (причина)

    Свернули вправо - впереди неожиданно показалась речушка. (быстрая смена событий)

    Хорошенько запомните:ни один человек не смог пройти через это болото. (изъяснение)

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 6

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

    Глинистая дорога раскисла от дождя- приходилось жаться к мокрым кустам. (следствие, результат)

    Далеко за Доном громоздились тяжелые тучи, наискось резали небо молнии, чуть слышно погромыхивал гром. (одновременность событий)

    Солнце сильно палит - к вечеру соберется гроза. (следствие, результат)

    Последние лучи солнца исчезли - золото скал потускнело. (следствие)

5. Запомните:ни один злой человек не бывает счастлив. (изъяснение)

Упражнение 1.

Объясните знаки препинания в следующих сложносочиненных предложениях. Выделите союзы , соединяющие части предложений.

1) Самолет набирал высоту, и большой город с квадратами и прямоугольниками кварталов быстро уменьшался на глазах (Ажанов). 2). Он появился на нашем строительстве всего полгода назад, и мы сразу стали друзьями (Чаковский). 3) Горячее солнце с тоской искало ветра, да ветра-то не было (Тургенев). 4) То сам себя не понимал я, то мир меня не понимал (Лермонтов). 5) Всю ночь шел теплый летний дождь, и к утру в воздухе было свежо, сильно пахло сиренью, и хотелось скорее выбежать в сад (Нагибин). 6) Он никогда не плакал, зато по временам находило на него дикое упрямство (Тургенев).

Упражнение 2.

Укажите, в каких случаях союз и употреблен в сложносочиненных предложениях, а в каких - в предложениях с однородными членами . Поставьте нужные знаки препинания.

1) С правой стороны этих лугов тянулись горы и чуть заметною вдали полосою горел и темнел Днепр (Гоголь). 2) Стало темно и улица мало-помалу опустела (Чехов). 3) Мы шли в сторону моря и вскоре оказались на каменистом выступе нависшем над пропастью (Нагибин). 4) Улетают журавли и низкие осенние облака заволакивают небо (Солоухин). 5) Лето было сухое и знойное и ледники в горах начали таять уже в первых числах июня (Бабель).

Упражнение 3.

Поставьте необходимые знаки препинания.

1) К вечеру похолодало и лужи подернулись тонким ледком. 2) В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки (Чехов). 3) С востока надвигались темные дождевые тучи и оттуда потягивало влагой. 4) Восход поднимался и падал опять и лошадь устала степями скакать (Светлов). 5) В голубом небе плывут облака и проносятся перелетные птицы (Пришвин). 6) Скоро весь сад согретый солнцем обласканный ожил и капли росы как алмазы засверкали на листьях и старый давно запущенный сад в это утро казался таким молодым нарядным (Чехов). 7) Ласточки пропали а вчера с зарей все грачи летали да как сеть мелькали вон над той горой (Фет).

Упражнение 4.

Спишите, расставив недостающие знаки препинания. Выделите грамматические основы в сложносочиненных предложениях.

1) Память о прошлом России хранят не только манускрипты античных авторов древние курганы и городища но и старые географические названия скрывают в себе некоторые исторические факты. 2) КамАЗ известен как поставщик тяжелых самосвалов и этот факт позволяет ему активно использовать свою торговую марку. 3) Троице-Сергиева лавра была основана в XIV веке и до сих пор монахи сохраняют традицию странноприимства. 4) На Сахалин обрушился сильный циклон однако сообщение с материком не было прервано.

Упражнение 5.

Выделите грамматические основы в предложениях. Расставьте знаки препинания. Выпишите только сложносочинённые предложения.

1) Художник нам изобразил глубокий обморок сирени и красок звучные ступени на холст как струпья положил. 2) И море и Гомер всё движется любовью. Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит и море чёрное витийствуя шумит и с тяжким грохотом подходит к изголовью (О. Мандельштам) 3) В моей стране - покой осенний дни отлетевших журавлей и словно строгий счёт мгновений проходят облака над ней. 4) Пускай мой друг разрезав том поэта упьётся в нём и стройностью сонета и буквами спокойной красоты! (В. Брюсов) 5) И я ушёл унёс вопросы смущая ими божество но выше этого утёса не видел в мире ничего. 6) Но тих был взгляд моих очей и сер дце ждущее спокойно могло ль прельститься цепью стройной светло чарующих речей? (Н. Гумилёв) 7) И радуют изысканные клумбы и резкий крик вороны в небе чёрной и в глубине аллеи арка склепа. 8) Смуглый отрок бродил по аллеям у озёрных грустил берегов и столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов. (А. Ахматова) 9) И скоро я расстанусь с вами и вы увидите меня вон там за длинными горами летящим в облаке огня. (А. Блок) 10) Милей милей мне славы простор родных полей и вешний гул дубравы и крики журавлей. (С. Клычков) 11) И весел звучный лес и ветер меж берёз уж веет ласково а белые берёзы роняют тихий дождь своих алмазных слёз и улыбаются сквозь слёзы. (И. Бунин)

Упражнение 6.

Расставьте знаки препинания. Выпишите предложения, части которых являются: а) назывными, б) вопросительными, в) побудительными, г) безличными.

1) Зачем угасла память и так томительно лаская слух ты отняла блаженство повторенья? (А. Ахматова) 2) Пусть безум ствует море и ветер хлещет гребни волн подняв в небеса. (П. Галин) 3) Мороз и солнце; день чудесный! (А. Пушкин) 4) Как холодно росисто и как хорошо жить на свете! (И. Бунин) 5) Кто рассказал ей мои стихи и зачем она меня прощает? (А. Ахматова) 6) Трубачи играйте сбор и в строй вставайте новобранцы! 7) В лесу сыро и на опушке прохладно. 8) Железнодорожный вокзал... Радостные встречи и грустные расставания. Торопливые пассажиры и степенные кондукторы. 9) Сколько заброшенных поместий запущенных садов в русской литературе и с какой любовью всегда описывались они! (И. Бунин) 10) Не нужно злоупотреблять иностранными словами или же следует объяснять их значение

Упражнение 7.

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, составьте схемы, отражающие правила постановки знаков препинания.

1) Он замолчал и все мятутся и отплывают корабли и слуги верные несутся спешат во все концы земли. 2) И в свете последних холодных и влас(?)ных лучей звенел хохот Пана и слышался говор нездешних речей. 3) Мгновенье и в зале весёлой и шумной все стихли и встали испуган(?)о с мест... 4) Какая-то крикнула птица и вот перед ней замелькали на влаге д..льфины... (Н. Гумилёв) 5) Простор канвой окутан(?)ый безжизнен(?)ей кулис и месяц весь опутан(?)ый беспомощно повис. 6) Колосья так недавно сжаты рядами ровными лежат и пальцы тонкие дрожат к таким же как они прижаты. 7) И не одно сокров..ще быть может минуя внуков к правнукам уйдёт и снова скальд чужую песню сложит и как свою её произнесёт. (О. Мандельштам) 8) Я толковал чужие сны и в бледных бороздах ладоней читал о тайнах глубины и муках длительных агоний но не чужую а свою судьбу читал я в снах бездомных и жадно пил из токов тёмных не прич..щаясь бытию. 9) Тревожа древний сон могил я поднимал киркою плиты её искал её любил в чертах Микенской Афродиты под гул молитв и дальний звон склонялся в сладостном бессилье пред ликом восковых мадон(?) на знойных улицах Севильи но неизмен(?)а и не та она сквозит за тканью зыбкой и тихо светятся уста неотвратимою улыбкой. (М. Волошин) 10) Как всё это произошло? Я вошёл в сад а на меня пчёлы; я рванулся к калитке а там собаки; я побежал к домику садовника а на двери замок.

Упражнение 8.

Расставьте недостающие знаки препинания. Определите тип сложносочиненного предложения.

1) Где-то рядом с чувством пела девушка и голос ее несся по степи. (М. Горький.) 2) Из-под ног вправо и влево летела жирная грязь и раздавались хриплые восклицания сонных голосов. (М. Горький.) 3) А вот что: магазины хлебные у нас в исправности то есть лучше быть не может. (И. Тургенев.) 4) Стоя под парами тяжелые пароходы-гиганты свистят шипят и в звуке рожденном ими чудится насмешливая нота презрения к серым пыльным фигурам людей ползающих по их палубам. (М. Горький.) 5) День выдался знойный безветренный и накалившаяся земля жгла подошвы ног. (А. Куприн.) 6) Я сел в некотором расстоянии от них остановил двух знакомых офицеров и начал рассказывать им что-то смешное и они хохотали как сумасшедшие. (М. Лермонтов.) 7) Еще только одиннадцатый час на исходе а уже никуда не денешься от тяжелого зноя, каким дышит июльский день. (М Лермонтов) 8) Иногда тянулись по обеим сторонам дороги безлюдные поля овеянные морским воздухом или попадалась навстречу пара волов в ярме влачивших тяжелую ПОВОЗКУ нз скрипучих колесах в сопровождении поселян в широких войлочных шляпах. (А. Ладинский.) 9) Не чувствовалось даже слабого ортрпка а листья лип ворочались на черенках подставляя с.лнцу то лицо то рубашку. (Ю. Нагибин.)

Упражнение 9.

Расставьте знаки препинания, найдите общий член для предикативных конструкций, связанных сочинительными союзами. Составьте схемы предложений.

1) Тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь и пахло тополем сиренью и розами. (А. Чехов.) 2) Но Леля спала так спокойно и в ее ресницах казалось роились такие хорошие сны что Наталья Петровна не решилась разбудить дочь. (К. Паустовский.) 3) Когда он вернулся в залу сердце его билось и руки дрожали так заметно, что он поторопился спрятать их за спину. (А. Чехов.) 4) У Гаврилы смешно надулись щеки оттопырились губы и суженные глаза как-то чересчур часто и смешно помаргивали. (М. Горький.) 5) Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце пока она не стала такой крепкой будто схваченной цементом. (А. Первенцев) 6) Звезды уже начали бледнеть и небо серело когда коляска подъехала к крыльцу до мика в Васильевском. (И. Тургенев.) 7) На сей раз он был в расположении и даже несколько раз его жесткое лицо украсила улыбка. (Б. Окуджава.)

Упражнение 10.

Постарайтесь объяснить постановку точки с запятой в следующих предложениях.

1) У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. (Л. Толстой.) 2) Он держал ее за талию, говорил так ласково, скромно, был так счастлив, расхаживал по этой своей квартире; а она видела во всем только одну пошлость, глупую, наивную, невыносимую пошлость... (А. Чехов.) 3) Шесть лет комиссия возилась около здания; но климат, что ли, мешал, или материал уже был такой, только никак не шло казенное здание выше фундамента. (Н. Гоголь.) 4) Обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными; но раз я видел, как он плакал над умирающим солдатом. (М. Лермонтов.)

Упражнение 11.

Перепишите, раскрывая скобки. Расставьте недостающие знаки препинания. В каждом предложении найдите предикативные основы, подчеркните подлежащее и сказуемое .

1) А за сараем под сугробом тихо спало маленькое деревне, о) и ему то(же) снилась весна. (В. Астафьев.) 2) Егорушка долго оглядывал его а он в то(же) время рассматривал Егорушку. (А Чехов.) 3) Заунывная песня то замирала то опять проносилась в стоячем воздухе ручей монотон(н)о журчал а время тянулось бесконечно точно и оно застыло и остановилось. (А Чехов.) 4) Это делало жен(ь)щин странными и сказочными и я волей-неволей любовался этой (не)виданной картиной. (М. Горький.) 5) У незнакомца (не)пахнет (ни)чем у столяра же в квартире всегда стоит туман и великолепно пахнет клеем лаком и свежими деревянными стружками. (А Чехов.) 6) Но сапожник вскоре умер и Сергей остался навеки связанным с дедушкой и душой и мелкими житейскими интересами. (А Куприн.) 7) Воспитывался я дома да и чем бы стала заниматься моя маменька, если бы меня отдали в пансион или в казенное заведение. (И. Тургенев.) 8) Он оглянулся и в конце улицы увидел освещ(о, е)нный угол дома, где он только что жил и куда он уже не вернется больше (ни)когда. (В. Набоков.) 9) Их работа действовала успокоительно и этот ж(е, о)лтый блеск свежего дерева был живее самой живой мечты о минувшем (В Набоков) 10) Дальше громоздятся горы все синее и туманнее а на краю горизонта тянется серебрян(н)ая цепь снеговых вершин. (М.Лермонтов) 11) По обеим сторонам дороги (кое)где (из)под снега выглядывали кустарники но ни один сухой листочек (не)шевелился и весело было слышать среди этого мертвого сна природы (не)ровное позвякивание русского колокольчика (М.Лермонтов) 12) Ветки цветущих черешен смотрят мне прямо в окнои ветер иногда усыпает мой письменный стол их (бело)розовыми лепестками. (М.Лермонтов)

Упражнение 12.

Вставьте недостающие знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.

- Прощайте! - одним криком ответили Воланду Маргарита и мастер. Тогда чёрный Воланд не разбирая никакой дороги кинулся в провал и вслед за ним шумя обрушилась его свита. Ничего ни скал ни площадки ни лунной дороги ни Ершалаима не стало вокруг. Пропали чёрные кони и мастер с Маргаритой увидели обещанный рассвет начавшийся тут же непосредственно после полуночной луны. Мастер пошёл со своей подругой в блеске первых утренних лучей через каменистый мшистый мостик и скоро оставив позади ручей они вышли на песчаную дорогу.
(По М. Булгакову)

Упражнение 13.

Перепишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните союзы, дайте их характеристику. Выполните синтаксический разбор предложений.

1) Беспокойство князя возрастало, и он бродил по парку, рассеянно смотря кругом себя. (Ф. Достоевский.) 2) Любовь есть сон, а сон - одно мгновенье. (Ф. Тютчев.) 3) Опавший лист дрожит от нашего движенья, но зелени еще свежа над нами тень. (А Фет.) 4) Тень листвы подобралась ближе к стволам, а Грэй все еще сидел в той же малоудобной позе. (А Грин.) 5) Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться. (М. Лермонтов.) 6) То солнце тусклое блестит, то туча черная висит. (Н. Некрасов.)

Упражнение 14.

Перепишите, расставляя знаки препинания. Выполните синтаксический разбор предложений.

1) Плакучие березы опустили вниз свои зеленые косы а в елках нависла синяя тишина. (М. Пришвин.) 2) Дни поздней осени бранят обыкновенно но мне она мила читатель дорогой. (А. Пушкин.) 3) Среди дня пошел крупный дождик и теперь обмытые листья тополей и каштанов блестели точно по-праздничному. (А Куприн.) 4) Он заговорил а углы его губ дергались странными злобными насмешливыми нечеловеческими улыбками и зловещий желтый блеск играл в его глазах под черными суровыми бровями. (А. Куприн.) 5) На обратный путь нагрузились дровами но тяжесть их была мне уже не страшна. (В. Солоухин.)

Тест по теме «Знаки препинания в сложносочинённом предложении»

1. В каком случае союз и соединяет части сложносочиненного предложения?

1) Коридоры и большая комната стояли голые и пустые и казались необычно просторными и светлыми.
2) Мела пурга-метелица и леденила кровь.
3) Свежеет, и горы, овеваемые морским воздухом, принимают лиловые тоны.
4) Только мысли мечутся, и бьются, и приветствуют тот непокой.

2. В каком случае перед союзом и нужна запятая?

1) Высоко в небе сияют голубые звезды и светит молочно-белая луна.
2) На дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки.
3) Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой.
4) Тишина и безлюдье.

3. В каком случае перед союзом и не нужна запятая?

1) Солнце зашло и начало смеркаться.
2) Морозило и за снежными полями, на западе, тускло просвечивая сквозь тучи, желтела заря.
3) И леса без солнца не выросли б и хлеб на полях не поспел.
4) Из окна дует холодом и сыплет снег.

4. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых допущена ошибка в постановке (отсутствии) запятой перед союзом и ?

А. Вол распластался на пыльной дороге и с какой-то покорной безнадёжностью жевал свою бесконечную жвачку.
Б. Заработали с обеих сторон метательные машины, и резкий свист летящих камней наполнил воздух.
В. Она огляделась кругом и её поразили какие-то багровые полосы на западном горизонте.
Г. Дмитрий шёл смело, почти не глядя по сторонам, и как бы сосредоточившись на одной мысли.

1) А, Г 2) Б, В 3) В, Г 4) А, Б

5. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых допущена ошибка в постановке (отсутствии) запятой перед союзом и ?

А. Следовало помнить о безопасности экипажа и пассажиров, и свести к минимуму неудобства от перегрузок.
Б. Сгустились сумерки, и на чистом тёмно-фиолетовом небе зажглись первые звёзды.
В. Через несколько минут мы вышли к вершине, и по противоположному склону приблизились к обвалу.
Г. Небо расчистилось, и закурлыкал в поднебесье журавлиный клин, покидающий родину.

6. Как следует расставить запятые в выделенной части предложения?

Картошка жарилась на сковородке, от неё шёл острый, вкусный запах и зверь очевидно прибежал на этот запах.

1) … запах, и зверь очевидно …
2) … запах, и зверь очевидно, …
3) … запах и зверь, очевидно …
4) … запах, и зверь, очевидно, …

7. Как следует расставить запятые в выделенной части предложения?

С криком носятся над морем чайки и это очевидно ещё одна прелесть морского пейзажа.

1) … чайки, и это очевидно …
2) … чайки, и это, очевидно …
3) … чайки и это, очевидно …
4) … чайки, и это, очевидно, …

8. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Ветер забирался в пустые комнаты(1) и в печные трубы(2) и старый дом(3) весь расшатанный(4) дырявый(5) полуразвалившийся(6) вдруг оживлялся странными звуками.

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6 3) 2, 3, 4, 5, 6
2) 2, 3, 6 4) 3, 4, 5

9. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Пришла весна(1) и(2) исполняя своё обещание(3) Игнат взял сына с собой на пароход(4) и вот перед Фомой развернулась новая жизнь.

1) 1, 2, 4 2) 1, 4 3) 2, 3, 4 4) 1, 2, 3, 4

10. В каком варианте ответа указаны сложные предложения, имеющие общий второстепенный член?

А. Вертолёт преодолел скалистый хребет и сразу внизу открылась поросшая чахлой растительностью долина.
Б. По ночам вокруг дома бродили караульщики и трещали трещотки.
В. Подземная река уходила куда-то в сторону и на самом повороте плот прибило к причалу.
Г. А кругом бушует пламя да пули свистят.

1) А, Б 2) В, Г 3) Б, Г 4) А, В

11. В каком варианте ответа указаны сложные предложения, имеющие общий второстепенный член? (Знаки препинания не расставлены.)

А. Земля была в ледяной коре и из блестящей этой коры торчала тёмная прошлогодняя трава.
Б. Внутри было уютно и царило оживление.
В. Сквозь занавес слышалось гудение толпы и доносились торжественные звуки оркестра.
Г. На сердце у него потеплело и слегка увлажнились всегда непримиримо-стальные глаза.

1) А, Б 2) В, Г 3) Б, В 4) А, Г

12. В каком случае в предложении неправильно расставлены знаки препинания?

1) Любовь не знает страха, и отвергает страх, и восстает из праха.
2) И зачем эта странная ночь, и зачем стоит этот сонный корабль в сонном море?
3) Метет и нет конца метели.
4) Снега сошли и смыли след.

13. В каком случае в предложении неправильно расставлены знаки препинания?

1) Петербургская улица возбуждала во мне жажду зрелищ, и самая архитектура города внушала мне какой-то ребяческий империализм.
2) Комедия была поставлена под его руководством, и он сам репетировал с актерами.
3) О Пушкине говорили много и кое-что сказали, о Лермонтове говорили мало и ничего не сказали.
4) Мне кто-то руку подает, и кто-то улыбается.

14. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых на месте пропуска перед союзом и должна стоять запятая?

А. В такой момент лицо его расслаблялось (…) и он походил на обычного доброго дедушку пенсионера.
Б. Из за неровной гряды скал выкатилось красное солнце (…) и каждая снежинка приветствовала его нестерпимым сверканием.
В. Кругом сверкала сталь (…) и мелькали солдатские куртки.
Г. Было совсем темно (…) и лишь слабые отблески уличных фонарей ложились на стены комнаты.

1) А, В 2) Б, В 3) А, Г 4) Б, Г

15. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых на месте пропуска перед союзом и должна стоять запятая?

А. На этом пустыре всегда было солнечно (…) и лежали собаки.
Б. Небо на востоке уже розовело (…) и в зарослях вовсю стрекотали какие-то птицы.
В. На улице было темно (…) и пахло молодой зеленью.
Г. Тугой звук выстрела ударил в склоны ущелья (…) и сотни камней сорвались с места.

1) А, Г 2) Б, В 3) Б, Г 4) А, В

16. В каком варианте ответа указаны предложения, структура которых соответствует схеме: [двусоставное], союз [безличное]? (Знаки препинания не расставлены.)

А. Попутный ветер наполнял паруса и судно весело шло по волнам.
Б. Синички перелетали с ветки на ветку висели вниз головами на тонких ветвях берёзы и им было очень весело.
В. Днём столбик термометра подскакивал до тридцати пяти градусов в тени и ночь не приносила прохлады.
Г. Мотор тянул бесшумно и машину лишь изредка покачивало на колдобинах.

17. В каком варианте ответа указаны предложения, структура которых соответствует схеме: [безличное], союз[двусоставное]? (Знаки препинания не расставлены.)

А. Штукатурка на стенах и потолке потрескалась и все предметы в домике покрывал толстый слой пыли.
Б. Почти совсем рассвело и птицы вовсю выводили свои утренние трели.
В. Бегу открывать и неожиданно влетает ко мне весёлая и шумная компания.
Г. За окном было почти по-летнему тепло и почки на деревьях лопались чуть ли не на глазах.

1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) Б, Г

18. Укажите ошибку в синтаксическом разборе предложения.

На некоторых деревьях ещё висели яблоки, но листвы уже нигде не было.



висели яблоки , второго – листвы не было

19. Укажите ошибку в синтаксическом разборе предложения.

Ледяная корочка виднелась у берега лишь в одном месте, а большая часть поверхности пруда была свободной ото льда.

1) сложное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений
2) повествовательное, невосклицательное
3) грамматическая основа первого предложения – корочка виднелась , второго – часть была
4) между предложениями отношения противопоставления

20. Укажите ошибку в синтаксическом разборе предложения.

Всё короче и короче становились ночи, а дни становились продолжительнее и продолжительнее.

1) сложное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений
2) повествовательное, невосклицательное
3) грамматическая основа первого предложения – ночи становились , второго – дни становились
4) между предложениями отношения противопоставления