Бессоюзное предложение с подчиненной связью. Предложение бессоюзное (с сочинительной и подчинительной связью). Виды придаточных в СПП

Тема

Цель

Задачи:

образовательные

развивающие

воспитательные

Тип урока

Форма урока : урок -презентация

Ход урока

І.Орг.момент.

ІІ.Опрос.

В чем сходство и отличие сложноподчиненных предложений от сложносочиненных и бессоюзных? (В нем части неравноправны, одна часть - главная, другая - придаточная).

и

По ночам устанавливался сильный мороз и звезды усеивали небо.

Когда ушла гроза, над горами засияло солнце и

К сожалению, сад уже отцвел и птицы улетели.

ІІІ. Устная коллективная работа.

Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества(СПП). Этот рост начинается именно с корней, а человек должен сохранять культуру страны(ССП). Краеведение является самым массовым видом науки: в сборе материалов могут участвовать и большие ученые, и школьники(БСП). Каждый город - это синтез нескольких культур(ПП).

І V . Презентация проектов

Задачи:

Подобрать примеры.

Создать слайд-презентацию.

Защита проектов:

V .Практическая работа. Работа в группах.

Сочинительная и бессоюзная:

Подчинительная и бессоюзная:

3.Поставь над собой и сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя. (В Сухомлинский)

Сочинительная, подчинительная, бессоюзная:

запасе.

V І. Работа по тексту стихотворения

О чем стихотворение?

V ІІ. Разминка у доски.

К записанным предложениям подобрать соответствующую схему .

3. Чайковский утверждал, что вдохновение - это состояние, когда человек работает во всю силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой.

V І ІІ. Проблемное задание - 1 группа

Сходство: Различие: 1 пример - СПП с несколькими придаточными. 2 пример - СП с различными видами связи, помимо подчинения есть ещё бессоюзная связь.

2 группа

Родина и природа один корень; для многих из нас домом , где ты родился и вырос детство , с рощей околицей .

Состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью. Главная связь - бессоюзная. 1-я часть - сложноподчиненное предложение с придаточной изъяснительной;

2-я часть - сложноподчиненное предложение с двумя придаточными: первая - определительная, с домом каким? Вторая - с речкой какой?- тоже определительная.

1

1 часть - по своему строению - простое предложение;

2 часть - по своему строению - СПП с придаточным сравнительным с союзом «как», стоящим после главного предложения.

2

1 часть - ССП с противительным союзом «но»;

2 часть - СП бессоюзное, состоящее из двух простых предложений, связанных бессоюзной связью.

3

1 часть - СПП с придаточным времени, с союзом «когда»,

2 часть - простое предложение.

4

1 часть - простое предложение,

2 часть - СПП с двойным союзом, поэтому после союза «и» не ставится запятая, так как придаточное предложение стоит перед главным.

ХІ. Тестирование.

5

ХІІ.Обобщение.

ХІ V .Домашнее задание :

1. [Лишь изредка, (если вблизи замечалась лодка или что-нибудь подозрительное), скользил по воде яркий луч прожектора], но [через минуту - две он мгновенно исчезал], и [тогда снова водворялась тьма].

1 часть по своему строению - СПП с придаточными условиями (союз «если»), стоящим внутри главного; 2-я часть и 3-я часть - простые предложения.

2.

[ = - ]; [ = ], (что =)

рядом могут оказаться

[=-], и (хотя =-), но[=].

И, (хотя …), .

  1. . Практическая работа.

— Выполняем упр. 538.

Задание.

1 часть - по своему строению состоит из 2х простых предложений, соединенных сочинительным союзом «и», следовательно, это ССП, причем первое предложение двусоставное, второе предложение - односоставное.

  • ечи.

учителя:

Просмотр содержимого документа
«Сложное предложение с разными видами связи»

Тема : Сложные предложения с разными видами связи.

Цель : организовать деятельность учащихся по изучению сложных предложений с разными видами связи.

Задачи:

образовательные : формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи; отработать навык постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи;

развивающие : развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать вывод; исследовать сложные предложения через их сравнительный анализ;

воспитательные : воспитание чувства патриотизма, уважения к людям, живущим рядом; воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; воспитание интереса и любви к русскому языку.

Тип урока : урок изучения нового материала

Форма урока : урок –презентация

Ход урока

І.Орг.момент.

ІІ.Опрос. Какие предложения называются сложными? (Имеющие 2 и более грамматические основы

Назовите виды сложных предложений. (Сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное).

От чего зависит такое деление? (От средства связи между частями).

В чем сходство и отличие сложноподчиненных предложений от сложносочиненных и бессоюзных? (В нем части неравноправны, одна часть – главная, другая – придаточная).

Назовите виды сложноподчиненных предложений. (Определительные; изъяснительные; обстоятельственные, которые делятся на подвиды).

Назовите средства связи частей сложноподчиненного предложений. (Подчинительный союз или союзное слово).

Чем отличается союзное слово от омонимичного союза? (Союзное слово является членом предложения, заменяется самостоятельной частью речи из главной части предложения и на союзное слово всегда падает логическое ударение).

Объяснить отсутствие запятой перед союзом и в сложносочиненных предложениях:

По ночам устанавливался сильный мороз и звезды усеивали небо.

Когда ушла гроза, над горами засияло солнце и сад наполнился ароматом цветов.

К сожалению, сад уже отцвел и птицы улетели.

ІІІ.Устная коллективная работа. Дать характеристику предложениям.

Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества(СПП). Этот рост начинается именно с корней, а человек должен сохранять культуру страны(ССП). Краеведение является самым массовым видом науки: в сборе материалов могут участвовать и большие ученые, и школьники(БСП). Каждый город – это синтез нескольких культур(ПП).

ІV. Презентация проектов

Задачи:

Найти теоретический материал по своей теме.

Подобрать примеры.

Создать слайд-презентацию.

Защита проектов:

«Сложные предложения с разными видами связи»

«Знаки препинания в сложном предложении»

«Роль сложного предложения с разными видами связи»

V.Практическая работа. Работа в группах. Определите виды связи, составьте схемы.

- Сочинительная и подчинительная:

1.Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги. (А. Чехов)

- Сочинительная и бессоюзная:

2.Мы услышали: по реке проплыла лодка, и на душе стало легко. (В. Арсеньев)

- Подчинительная и бессоюзная:

3.Поставь над собой и сто учителей - они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя. (В Сухомлинский)

Сочинительная, подчинительная, бессоюзная:

4.После обеда, когда солнце находилось в зените, мы решили сделать остановку, но неожиданно наши планы изменились: слишком мало времени было у нас в запасе.

VІ. Работа по тексту стихотворения

Кто землю сам пахал, тот за столом Разрежет хлеб, не уронив ни крошки, Стянув на свежей скатерти узлом Во дни страды исхоженные стежки.

Я тоже в поле вырос и окреп, Шёл не прохожим по родному краю, И по тому, как люди ценят хлеб, Себе друзей в дорогу выбираю.

О чем стихотворение?

Как вы понимаете последние две строчки стихотворения?

Задание: произвести синтаксический разбор первого предложения - вторая группа,

(Пов., нев., сложн., союзн., СПП с прид. .,сост. х частей,соед. союзн. сл. кто: гл. часть -двусост., распр., осложн. Одноро.обособл. обст.,выраж. д/о; придат. часть - двусост., распр.)

второго предложения - первая группа.

(Пов., нев., сложн., с разными видами связи:сочинит. и подчинит., сост. из 2 х частей, соед. И: 1часть - прост., двусост., распр., осложн. однородн.чл. ; 2 часть- СПП с прид. изъяснит., сост из 2 частей,соед. союзн. сл. как: гл. часть-односост., опр. -личн., распр., неосложн.; придат. часть - двусост.,распр., неосложн.

VІІ. Разминка у доски.

К записанным предложениям подобрать соответствующую схему. 1. 1.Непонятно и мудрено заблуждение и тупоумие, потому что они неестественны, а гений прост и понятен, как истина…

2. Мелькнула мысль: может быть, радио действует и кто-нибудь услышит его?

3. Чайковский утверждал, что вдохновение – это состояние, когда человек работает во всю силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой.

4. Существует древняя поговорка: врач не может быть хорошим врачом, если он только хороший врач.

5.Когда я вошёл, все молчали: видно, говорили обо мне. (когда…), : .

6.Мы расстаёмся навеки; однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слёзы и надежды. ; однако , (что…) : .

VІІІ. Проблемное задание – 1 группа

Сопоставить две схемы и определить, в чем их сходство и чем они отличаются.

Сходство: это два СП, и в первом примере и во втором есть последовательное подчинение.Различие: 1 пример – СПП с несколькими придаточными. 2 пример – СП с различными видами связи, помимо подчинения есть ещё бессоюзная связь.

ІХ.Лингвистический эксперимент - 2 группа

Глубоко символично, что у слов Родина и природа один корень; для многих из нас ёмкое понятие Родины неразрывно связано с домом , где ты родился и вырос , с речкой, на берегах которой прошло твоё детство , с рощей , посаженной вместе с друзьями за околицей .

, (что..) ; [ …(где…), ..(..которой…), … ].

Сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной.

Состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью. Главная связь – бессоюзная. 1-я часть - сложноподчиненное предложение с придаточной изъяснительной;

2-я часть – сложноподчиненное предложение с двумя придаточными: первая – определительная, с домом каким? Вторая – с речкой какой?- тоже определительная.

Х.Работа в группах по карточкам

Практическая работа с комментированием.

1 . [Солнце закатилось], и [ночь последовала за днем без промежутка], [как это обыкновенно бывает на юге].

[ - = ], и [ - = ], (как - =).

Это предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; состоит из двух частей, соединенных сочинительным союзом «и»:

1 часть – по своему строению – простое предложение;

2 часть – по своему строению – СПП с придаточным сравнительным с союзом «как», стоящим после главного предложения.

2 . [Уже давно село солнце], но [еще лес не успел стихнуть]: [горлинки журчали вблизи], [кукушка куковала в отдаленье].

[ = - ], но [ - = ]: [ - = ], [ - = ].

Это предложение сложное с бессоюзной и союзной связью, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;

1 часть – ССП с противительным союзом «но»;

2 часть – СП бессоюзное, состоящее из двух простых предложений, связанных бессоюзной связью.

3 . (Когда он проснулся), [уже всходило солнце]; [курган заслонял его собою].

(Когда - =), [ = - ]; [ - = ].

Это сложное предложение с бессоюзной и союзной связью состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью:

1 часть – СПП с придаточным времени, с союзом «когда»,

2 часть – простое предложение.

4 . [Костер горел ярко], и (чем ближе я подъезжал к нему), [тем все резче отделялось пламя от нависшего над ним мирка].

[ - = ], и (чем - =), [тем = - ].

Это сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью, рядом стоят сочинительный союз «и» и подчинительный двойной союз «чем, тем», состоит из двух частей, соединенных сочинительной связью, союзом «и».

1 часть – простое предложение,

2 часть – СПП с двойным союзом, поэтому после союза «и» не ставится запятая, так как придаточное предложение стоит перед главным.

ХІ.Тестирование.

1.Части этого сложного предложения связаны сочинительной и подчинительной связью а) Снежок, который выпал ночью, преобразил склоны, и вся окрестность засверкала ослепительной белизной. б) Лось выбежал на опушку, которая заросла кустарником, и, не останавливаясь, пошел к реке. в) Я вышел на поляну, освещенную солнцем, и остановился, глядя по сторонам. 2.Части этого сложного предложения связаны сочинительной и бессоюзной связью а) Там, щедрым облаком зари освещены, Густые облака, сбегая с вышины, Нависли пышными, янтарными клубами. б) Поля росой умылись, ручьи светлей слюды, И зеленью покрылись сожженные сады. в) Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят, А уж на ниточках жемчужины От ветра каждого дрожат. 3.Части этого сложного предложения связаны подчинительной и бессоюзной связью а) Приятно после долгой ходьбы неподвижно лежать на сене: тело нежится и томится, и сладкая лень смыкает глаза. б) Природу надо любить, и эта любовь найдет верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой. в) В ярком осеннем лесу особенно остро чувствуешь: ты частица этой земли, которая тебе принадлежит. 4.Части этого сложного предложения связаны сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью а) Туман начал рассеиваться, и я увидел на берегу холмистый ельник и одинокую большую ель, которую по мощи можно было принять за башню. б) Есть чудная пора в году: земля надевает самые дорогие наряды, и в эти дни кажется, что земля начинает даже светиться. в) Белые колонны голых еще берез, вершины которых походили на застывшие в воздухе дымы, соседствовали с золотыми стволами сосен. 5 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые Хозяйка поняла (1) что (2) если гости опять окажутся в зале (3) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца (4) и поспешно предложила прогуляться по саду. А)1,3 Б)1,3,4 В)1,2,3,4 Г)2,3,4

ХІІ.Обобщение.

ХІІІ.Подведение итогов урока.

ХІV.Домашнее задание :

1.выписать из художественной литературы предложения с разными видами связи, составить схемы;

2.составить тестовые задания из 5-ти вопросов по теме «Сложное предложение».

1. [Лишь изредка, (если вблизи замечалась лодка или что-нибудь подозрительное), скользил по воде яркий луч прожектора], но [через минуту – две он мгновенно исчезал], и [тогда снова водворялась тьма].

Это сложное предложение, с различными видами связи: сочинительная и подчинительная; состоит из трех частей соединенных сочинительными союзами «но», «и»;

1 часть по своему строению – СПП с придаточными условиями (союз «если»), стоящим внутри главного; 2-я часть и 3-я часть – простые предложения.

[..,(если = - или - =), = - ], но [ - = ], и [ = - ].

2. [Медленно, длинными зигзагами поднимался караван по белому склону всё выше и выше]; [казалось], (что конца не будет подъему).

Это сложное предложение с бессоюзной и союзной связью, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;

1-я часть простое предложение;

2-я часть СПП с придаточным дополнительным.

[ = - ]; [ = ], (что =)

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительные и подчинительные союзы. Запятая между ними ставится тогда, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза (то, как) или союза «но».

По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, но было темно.

[=-], и (хотя =-), но[=].

По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, было темно.

И, (хотя …), .

    . Практическая работа.

Выполняем упр. 538.

Задание. Запишите II предложение и составим схем.

[С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем], и [так продолжалось часа два], [потом иней исчез], [солнце закрылось], и [день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер].

[ - = ], и [ = ], [ - = ], [ - = ], и [ - = ]

осложнено однородными обстоятельствами

Это сложное предложение с разными видами связи, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;

1 часть - по своему строению состоит из 2х простых предложений, соединенных сочинительным союзом «и», следовательно, это ССП, причем первое предложение двусоставное, второе предложение – односоставное.

2 часть - по своему строению состоит из трех простых предложений, соединенных бессоюзной и союзной связью, все три предложения двусоставные, последнее осложнено однородным обстоятельством образа действия.

учителя: Сложные предложения делают речь выразительнее, придают изложению строгий, деловой характер, делают перечисление более напряженным, а речь - взволнованной и торжественной. Использование проблемного задания.

Знаки препинания в сложном предложении

Сложное предложение – предложение, в котором две и более грамматические основы. Виды сложных предложений можно представить в следующей схеме:

Сложные предложения:

1. Союзные
2. Бессоюзные . Я сижу в своем саду, горит светильник.
3. С разными видами связи . Ударил гром, сверкнула молния, и скоро послышался шум дождя.

Сложносочинённые . Пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит.

Сложноподчинённые . Я знаю, что я ничего не знаю.

Давайте разбираться по порядку.

Со сложносочинёнными предложениями всё довольно просто:

Между простыми предложениями, входящими в состав сложного предложения, ставится запятая: Настало утро, и все разошлись по домам.

Запятая не ставится, если соединенные союзами предложения имеют общие второстепенный член, вводное слово, сравнительный оборот или общее придаточное предложение: Из окна видна Волга и высоко поблёскивают звёзды (общий член – «из окна»).

Сложноподчинённые предложения

Ставим запятую:

  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного: Мы тронулись, когда взошло солнце. Сообщите, где вы остановились. Чтобы не промок ребёнок, его закутали в плащ.
  • при использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, для того чтобы, с тем чтобы . В зависимости от смысла, запятая ставится либо перед союзами, либо внутри них: Он не явился в школу, потому что заболел. Мы ушли только потому, что стало темно.
  • между однородными придаточными предложениями знаки препинания ставятся так же, как и между однородными членами предложения: Очевидно было, что он прав и что я кругом виноват.

Не ставим запятую:

  • между стоящими рядом союзами что если, что хотя , если дальше имеется вторая часть союза то или так : Он сказал, что если погода не исправится, то о рыбалке надо забыть.
  • если перед союзом (союзным словом) стоит отрицание не : Он начал выяснять не что произошло, а кто это сделал.
  • если придаточную часть составляет одно союзное слово: Он обещал вернуться, но не сказал когда.
  • перед подчинительным союзом, если ему предшествуют слова в частности, то есть, а именно, особенно : Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.
  • перед устойчивыми оборотами как угодно, куда ни шло, во что бы то ни стало, сколько угодно, неизвестно куда, как ни в чём не бывало и т. д.

В бессоюзных сложных предложениях всегда есть какой-либо знак препинания. Важно понять – какой. Разбираемся!

Запятую ставим

  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного, если они кратки и связаны между собой: Громоздились тучи, сверкали молнии, шёл дождь.

Двоеточие ставим:

  • второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (по смыслу между ними можно вставить союз потому что ): Любите книгу: (=потому что) она поможет разобраться в путанице жизни.
  • второе предложение раскрывает содержание первого (по смыслу между ними можно вставить слова, а именно ): Картина переменилась: (=а именно) снег стаял, влажная земля дымилась, пробивалась трава.
  • второе предложение дополняет первое (по смыслу между ними можно вставить подчинительный союз что : “чувствую, что...” ): Вдруг чувствую:(=что) кто-то тянет меня в сторону.
  • второе предложение выражает прямой вопрос: Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?

Тире ставим:

  • при быстрой смене событий, неожиданном результате: Проснулся – его уже не было. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
  • при противопоставлении (по смыслу между частями можно вставить подчинительный союз а, но ): Саша глуп – (=а) Петя умён.
  • если в первом предложении выражены время или условие действия (по смыслу перед первым предложением можно поставить союзы когда, если ): (Когда) Лес рубят – щепки летят.
  • при сравнении (по смыслу между частями можно вставить союзы словно, будто): Молвит слово –(=будто) соловей поёт.
  • если второе предложение представляет собой результат или вывод (по смыслу между частями можно вставить слово поэтому ): Солнце дымное встаёт – (=поэтому) будет день горячий.

Сложное предложение с разными видами связи представляет собой комбинацию из уже известных нам сложных предложений. Поэтому важно определить, какой связью координируются части предложения. Знаки препинания ставим, исходя из этого. Больше всего вопросов возникает, когда сочинительные и подчинительный союзы оказываются рядом. Когда их нужно разделять запятой? Тут всё просто:

Сравните:
Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем.
Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.

Подведём итоги

Сначала нам нужно определить, простое предложение или сложное. Для этого считаем количество грамматических основ.
Если предложение простое, обращаем внимание на подлежащее и сказуемое – не относятся ли они к тем, между которыми надо ставить тире?
Осложнено ли это простое предложение? Есть ли в нём однородные члены предложения, вводные слова или конструкции, обращения, союз «как»?
Если это предложение сложное, нам нужно определить вид сочинительной связи.
Сочинительные союзы: и, а, но, да . Тут просто – если они есть, значит, предложение сложносочинённое. Если у частей сложносочинённое предложение нет общего члена, смело ставим запятую.
Если не видим сочинительных союзов, а видим какие-то другие, скорее всего, предложение сложноподчинённое. Проверяем, не разделили ли мы какие-нибудь союзные слова лишней запятой.
Если никаких союзных слов не видим, а предложение сложное, значит, оно бессоюзное. Наша задача – определить, какой именно знак разделяет части бессоюзного сложного предложения: запятая, тире или двоеточие.
Если в предложении видим и союзы (или союзные слова), как сочинительные, так и подчинительные, и бессоюзную связь, ориентируемся на каждый вид связи отдельно. Особое внимание обращаем на наличие во второй части союзов то, так, но .

В современном русском языке, особенно в письменной речи, часто используются сложные предложения. Сложные в русском языке бывают двух видов: союзные и бессоюзные. Бессоюзное – которое состоит из нескольких частей , но для связи этих частей между собой не используются союзы. Вот классический пример бессоюзного предложения: «Шел снег, погода была морозной». Или, например: «Холодало, птицы улетали на юг».

Союзные, в свою очередь, имеют другую особенность. Они также из двух и более частей, и для связи используются союзы. Союзы бывают двух видов - сочинительные и подчинительные . Если используются подчинительные союзы, предложение называется сложноподчиненным. Если же используются сочинительные союзы, оно называется сложносочиненным.

Подчинительная связь в сложном предложении

Если части сложного предложения соединяются между собой при помощи подчинительной связи, оно называется сложноподчиненным. Оно состоит из двух частей: главного и придаточного предложений . Главное всегда только одно, а придаточных предложений может быть и несколько. От главной части к придаточной можно поставить вопрос. Типы подчинительной связи бывают разными.

Придаточная часть может выполнять функцию обстоятельства, например: «Я ушел домой из школы, когда прозвенел звонок». Также она может выполнять функцию дополнения: «Я сказал ему то, что давно хотел сказать». И, наконец, может выполнять функцию обстоятельства, например: «Бабушка велела внуку пойти туда, где он забыл свой портфель», «Я не пришел, потому что заболела моя бабушка», « “Моя мама приехала, когда на дворе растаял снег».

Вот классические примеры вариантов с различными типами подчинительной связи. Во всех примерах первая часть будет главной, а вторая - придаточной, соответственно, вопрос задается от первой части ко второй:

  • «Я люблю, когда наступает весна»;
  • «Я читал книгу про дом, который построил Джек»;
  • «Мама расстроилась, потому что сын получил двойку»;
  • «Мальчик решил узнать, откуда приходит в дом Дед Мороз».

Сочинительная связь в сложном предложении

О сочинительной связи можно говорить в тех случаях, когда простые части, входящие в состав сложного, равноправны, и ни одно из них нельзя назвать главным или зависимым. Соответственно, и вопрос от одной части к другой поставить нельзя. Наиболее распространенными сочинительными союзами являются союзы «а», «но», «и» .

Примеры сочинительной связи:

  • «Мама пришла домой, а сын в это время ушел на прогулку».
  • «Я чувствовал себя плохо, но друзья смогли развеселить меня».
  • «Солнце зашло, и головки одуванчиков на лугу закрылись».
  • «Наступила зима, и все вокруг погрузилось в белое безмолвие».

Сочинительная связь в вариантах с союзом «а» часто используется в русских народных пословицах и поговорках, основанных на противопоставлении каких-либо признаков, например: «Волос дорог, а ум короток». В старом русском языке, например, в фольклорных произведениях (сказки, былины, присказки, побасенки) союз «а» часто заменяется на его древнерусский синоним «да», например: «Пришел дед репку тянуть, да репка большая выросла. Тянул-тянул дед репку, да позвал бабку на помощь».

Сложносочиненные предложения особенно часто используются в описаниях природы, когда автор произведения хочет дать наиболее полную картину летнего дня, зимней ночи или яркого, красивого пейзажа. Вот пример такого описательного текста с сочинительной связью в сложных предложениях: «Шел снег, и люди бежали домой, подняв воротники. На улице было еще светло, но птицы давно замолчали. Был слышен только скрип снега под ногами, а ветра не было. Солнце медленно садилось за горизонт, и двое влюбленных на скамейке в парке любовались коротким зимним закатом».

Также сложносочиненные предложения, особенно предложения с союзами «а» и «но», активно используются в научном стиле письменной речи, в текстах-рассуждениях. Вот пример такого рассуждения: «Человеческий организм вынослив, но иммунную систему легко разрушить бесконтрольным употреблением антибиотиков. Антибиотики как лекарства имеют много преимуществ, но они вызывают дисбактериоз и оказывают отрицательное влияние на иммунитет».

Особенности пунктуации

Две части подчинительного предложения соединяются между собой подчинительными союзами. Части сочинительного типа, в свою очередь, соединяются между собой сочинительным союзами. Союз - это небольшая частица, которая визуально напоминает предлог, но выполняет совсем другую функцию: соединяет или два предложения, которые находятся внутри одного.

Как в сложноподчиненных, так и в сложносочиненных предложениях, перед союзами должна обязательно стоять запятая . Во время чтения вслух перед этой запятой нужно делать паузу. Пропуск запятой перед союзами с использованием сочинительной и подчинительной связи считается грубой синтаксической ошибкой. Однако, учащиеся начальной и даже средней школы часто допускают такие ошибки в диктантах, в самостоятельных и проверочных работах по русскому языку, в сочинениях и письменных работах по литературе. В связи с этим в школьную программу изучения русского языка входит отдельный раздел, посвященный отработке правил пунктуации.

В сложных бессоюзных предложениях для связи двух частей можно использовать не только запятую, но и другие знаки препинания, например:

  • «Солнце взошло, птицы проснулись с обычной утренней песней».
  • «Я предупреждал тебя: играть с огнем очень опасно!».
  • «Зажглась полная луна, озарив землю своим сиянием; почувствовав приближение ночи, завыл волк в дальнем лесу; где-то вдалеке, на дереве, заухал филин».

Сложные предложения помогают сделать письменную и устную речь особенно выразительной. Они активно используются в текстах различного содержания. Грамотное написание их с соблюдением всех пунктуационных правил свидетельствует о том, что человек хорошо знает русский язык и умеет четко излагать свои мысли в письменном виде. Пренебрежение существующими правилами пунктуации , напротив, говорит о низком уровне речевой культуры человека. Учителя русского языка и литературы должны обращать особое внимание на правильное написание сложных предложений при проверке письменных работ учащихся.

Подчинительная связь - это такое отношение между частями сложного предложения или словосочетания, при котором одна часть является управляющей, а вторая ей подчиняется. Исходя из этого, мы разберем виды подчинительной связи в словосочетании и в предложении. Для наглядности каждый из приведенных случаев будет рассмотрен на примере.

Виды подчинительной связи в словосочетании

Их существует всего три. Это согласование, управление и примыкание.

Согласование

Род, число и падеж главного слова в этом виде связи согласуется с зависимым словом.

Примеры: красивый цветок, другой мир, девятый день.

Как видим, такой тип связи характерен для словосочетаний, где существительное - главное слово, а прилагательное, причастие или порядковое числительное - зависимое. Также в качестве зависимого слова может выступать притяжательное местоимение, например, в словосочетании «наши души». Вид подчинительной связи здесь будет согласование.

Управление

Главное слово в управлении ставит второстепенное в зависимость при помощи падежа. Сочетания частей речи здесь могут быть довольно разнообразные: глагол и существительное, причастие или деепричастие и существительное, существительное и существительное, числительное и существительное.

Примеры: сидеть на лавочке, знающие правду, заходя в комнату, чаша из глины, десять матросов.

В заданиях ГИА и ЕГЭ ученики часто сталкиваются с задачей изменить вид словосочетания из управления в согласование или наоборот. Не разобравшись в материале, выпускник может ошибиться. На самом деле задание довольно простое. Для этого достаточно знать виды подчинительной связи и уметь их применять.

Классический вариант задания представляет собой связь из двух существительных. К примеру, «каша из кукурузы». Подчинительное слово нужно переделать в прилагательное. Тогда выходит «кукурузная каша», соответственно, никакие другие виды подчинительной связи, кроме согласования, здесь не подходят.Значит, всё сделано правильно.

Если же необходимо изменить связь из согласования в управление, то меняем прилагательное на существительное и ставим его в определенном падеже по отношению к главному слову. Так, из «клубничного коктейля» получится «коктейль из клубники».

Примыкание

В данном случае главное слово связано с зависимым исключительно по смыслу. Такую связь имеют между собой глагол и наречие, глагол и деепричастие, глагол и глагол, глагол и прилагательное или наречие сравнительной степени.

Примеры: "счастливо улыбаться", "говорит рыдая", "умею плавать", "быть умнее", "стало хуже".

Определить эту связь достаточно просто: зависимое слово не имеет и не может иметь падежа и рода. Это может быть инфинитив, деепричастие, сравнительные степени прилагательного и наречия.

Мы рассмотрели все виды подчинительной связи в словосочетании. Теперь перейдем к сложному предложению.

Подчинительная связь в предложении

Виды подчинительной связи в сложном предложении можно выделить при наличии нескольких придаточных. Они соединяются с главным предложением по-разному. По этой причине можно отметить, что подчинительная связь, виды которой мы будем разбирать, способна выражаться различными путями в зависимости от характера подчинения.

Последовательное подчинение

При этом типе связи придаточные вступают в подчинение друг другу последовательно. Такая схема предложения напоминает матрешку.

Пример. Я попросил гитару у друга, который помогал мне устроить представление, где мы играли Шерлока Холмса и доктора Ватсона.

Основа главного предложения здесь «я попросил». Придаточное, вступающее с ним в подчинительную связь, имеет основу «который помогал устроить». От этого предложения отходит ещё одно придаточное, подчиняющееся ему - «мы играли Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

Параллельное подчинение

Это такой вид сложноподчиненного предложения, при котором несколько придаточных подчиняются одному главному предложению, но при этом разным его словам.

Пример. В том парке, где по весне пышно цветет сирень, я прогуливался со знакомой, чей образ показался тебе милым.

Главное предложение звучит так: «в том парке я прогуливался со знакомой». В него встроено придаточное «где по весне пышно цветет сирень». Оно подчиняется словосочетанию «в том парке». От него задаем вопрос "в каком?". Другое же придаточное - «чей образ показался тебе милым» - построено от слова «знакомой». Задаем от него вопрос "какой?".

Таким образом, мы видим, что придаточные связаны подчинительной связью с одним главным предложением, но при этом с разными его частями.

Однородное подчинение

Придаточные предложения с однородным подчинением связаны с одним главным предложением. Они относятся к одному слову и отвечают на один и тот же вопрос.

Пример. Они догадывались, что их поступок будет иметь последствия, что лучше оставить идею и позволить всему быть как есть.

Главное предложение - «они догадывались». От него задаем вопрос "о чём?". Оба придаточных отвечают на этот вопрос. К тому же как первое, так и второе придаточное связано с главным предложением при помощи сказуемого «догадывались». Из этого делаем вывод, что предложение с однородным подчинением.

Все приведенные примеры относятся к предложениям, где есть именно подчинительная связь, виды которой мы разобрали. Эта информация будет необходима всем, кто собирается сдавать экзамены по русскому языку, в особенности ГИА и ЕГЭ, где существует ряд заданий на проверку подобных знаний. Важно помнить, что без понимания, каким образом строятся словосочетания и предложения, невозможно полностью овладеть грамотной речью. Это необходимо знать любому человеку, желающему научиться писать без ошибок.

В которых имеется подчинительная или сочинительная связь, значительно отличаются от аналогичных словосочетаний и простых предложений. Далее в статье рассмотрим основные различия упомянутых конструкций.

Общие сведения

Если говорить о словосочетаниях и простых предложениях, то справедливо заметить, что подчинительная связь может проявляться только в первом варианте, в то время как сочинительный тип чаще употребляется во втором. В последнем случае выполняется задача преобразования в распространенную конструкцию, создавая ряды однородных членов. В сложных структурах сочинительная и подчинительная связь не имеет таких резких отличий. Это связано с тем, что одно и то же высказывание можно оформить с использованием союзов и того, и другого типа.

Первое отличие

Применение сочинения и подчинения помогает определить смысловые отношения, существующие в простых и сложных формулировках. При этом имеет место различие в самой структуре высказывания. Так, сочинительная связь не создает таких четких границ. При использовании второго типа соединения выделяются части высказывания с указанием необходимости уделить определенному фрагменту сообщения больше внимания.

Таким образом, можно сказать, что используемые в разных вариантах союзы отличаются тем, как они выявляют связи в выражениях. В случае с подчинительной связью такие виды отношений, как уступительные, условно-следственные и причинно-следственные, принимают однозначную форму. При этом они выражаются союзами "хотя", "потому что", "если". Сочинительная связь в предложении позволяет использовать один и тот же союз. В качестве него выступает соединительный элемент "и". Но существуют такие ситуации, когда сочинительные союзы "а" и "но", которые обычно считаются противопоставительными, могут придавать высказыванию оттенок уступки, условия, следствия, сравнения и сопоставления. В выражениях, имеющих форму побуждения, союзы могут создавать в сообщении условие, которое в подчинительном предложении выражается элементами "если (вместо этого допускается использование частицы "не")… то". Некоторое взаимодействие обнаруживается между сочинением и подчинением за счет того, что их нельзя считать абсолютно противоположными понятиями.

Второе отличие

В сложных конструкциях сочинительная связь является важным самостоятельным элементом. Зато в простых структурах ее задачей считается определение отношений между членами однородной последовательности. Кроме того, в простую конструкцию сочинительная связь включается для того, чтобы обогатить высказывание дополнительными членами. Так происходит преобразование его в распространенное. В структурах, состоящих из нескольких частей, сочинительная связь имеет большее значение.

Третье отличие

Если сравнивать подчинение и сочинение с бессоюзием, то последние два вида связи имеют много общего. Это объясняется смысловым отношением внутри конструкции. Так, сочинительная связь выявляет их в выражении в меньшей степени. Однако сравним их более подробно. Сочинительная связь является не только синтаксическим, но и лексическим способом взаимодействия. Таким образом, отношения, возникающие между фразами, не имеют конкретного значения, а лишь получает определенную характеристику. Сочинительные союзы могут также сочетаться с подчинительными и различными лексическими элементами. При этом создаются разнообразные синтаксические конструкции. В качестве примеров союзного соединения можно привести разнообразные сочетания служебных частей речи "и", "вот", "а", "ну", "поэтому", "потому", "значит". Подчинительные союзы не нуждаются в дополнениях, так как сами могут создавать четкие границы для смысловых отрезков.

Особые случаи

Если сочинительная или бессоюзная связь не позволяет в полной мере изучить отношения, существующие в данных предложениях, то необходимо обратиться к дополнительным факторам. Ими может являться общее строение высказывания, а также присутствующие в нем вводные слова, частицы, различные местоимения, обороты. Кроме того, выделять отдельные части и указывать на их особенности могут наклонения и формы времени. В союзных конструкциях значение условия и следствия проявляется заметнее тогда, когда происходит взаимодействие повелительного наклонения в первом предложении (в случае со сложной формулировкой имеется в виду главная её часть) и других наклонений или иных форм времени, находящихся во втором элементе (в придаточной части).

Четвертое отличие

В сложных предложениях подчинительная связь менее многогранна, чем в словосочетаниях и простых фразах. Встречаются случаи, когда часть смысла сложной конструкции, образованной из совокупности простых, не реализуется. Это может быть связано с тем, что вероятно возникновение противоречия значению подчинительного союза, а также его полному изменению. Примером может стать соединительный элемент "когда". Он используется в подчинительных предложениях. Основным его значением является показатель времени. Однако если в главной части предложения описываются какие-либо чувства, эмоции или чье-то состояние, то данный союз может из временного превратиться в следственный. Когда же в придаточном предложении что-либо оценивают, пытаясь определить важность или значимость, то элемент "когда" приобретает целевое значение. Кроме того, этот союз может обладать сопоставительным значением и нести в себе указание на несоответствие.