Биография поэтов 19 века. Поэзия и драматургия конца XIX века. Поэты "золотого века" русской литературы

Кто живет без гнева и печали, / Тот не любит отчизны своей
Из стихотворения «Газетная» (1865) Н. Л. Некрасова (1821 - 1877).
Цитируется: в ответ на обвинения в отсутствии патриотизма, когда поводом для таких обвинений служит критический, требовательный взгляд человека на положение дел в своей стране.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Кто живет без гнева и печали, / Тот не любит отчизны своей" в других словарях:

    Из стихотворения «Газетная» (1865) Н. А. Некрасова (1821 1877), Цитируется в ответ на обвинения в отсутствии патриотизма, когда поводом для таких обвинений служит критический, требовательный взгляд человека на положение дел в своей стране.… … Словарь крылатых слов и выражений

    Поэт; родился 22 го ноября 1821 года в маленьком еврейском местечке Винницкого уезда Подольской губернии, где в то время квартировал армейский полк, в котором служил его отец Алексей Сергеевич Некрасов. А. С. принадлежал к обедневшей дворянской… …

    Николай Алексеевич (1821 1877) виднейший русский революционно демократический поэт. Р. 4 декабря 1821 в семье зажиточного помещика. Детство свое провел в усадьбе Грешнево Ярославской губ. в исключительно тяжелой обстановке зверских расправ отца с … Литературная энциклопедия

    ОТЧИЗНА, отчизны, мн. нет, жен. (устар. и ритор.). Отечество, родина. «Для берегов отчизны дальной ты покидала край чужой.» Пушкин. «Кто живет без печали и гнева, тот не любит отчизны своей.» Некрасов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова

    ЛЕНИН В. И. о литературе - ЛЕНИН В. И. о литературе. В своем понимании сущности художественной литературы Л. исходил из диалектического и исторического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса и традиций русской революционно демократической эстетики и критики. В основе его… … Литературный энциклопедический словарь

    - — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… … Большая биографическая энциклопедия

    I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

    - (106 43 гг. до н.э.) государственный деятель, оратор, писатель Я (…) доблестью своей освещал путь своим предкам, так что они, если и не были известны ранее, памятью о себе обязаны мне. Наши слезы высыхают быстро, особенно если мы льем их над… … Сводная энциклопедия афоризмов

– Городища половецкие. Платят, конечно, так себе, но все больше, чем в моем архиве. У меня зарплата 90 рублей, вообще кормиться не на что. Семья большая – Олег помолчал, а потом его, как прорвало. Он сам не понял, зачем стал исповедоваться Куминову. Ведь он его недолюбливал, еще недавно злорадствовал, что Наташка его кинула. – Еду, больше из-за того, чтобы не видеть Светку и вообще все. Она же еще девчонку родила, следом за второй. Теперь у меня их три. Мы из-за второй-то поругались. Я настаивал, чтобы аборт сделала, она ни в какую. Объясняешь, чучеле, ни черта не понимает. Я ей говорю, у меня зарплата маленькая, ты учиться не захотела, работать тоже, Светочка же есть, хватит пока. Она рыдает, ребенок подарок судьбы, ты не имеешь права. Про последнюю узнал, когда живот уже вырос. Честно, у меня истерика была. Она твердит, дети даются свыше. Мы же договаривались, что спираль поставит, а тут, как нож в спину. Я с ней больше не сплю, чтобы подарков больше не было.

– Она не обижается? – Куминов обратил внимание, что по имени Олег называет только старшую из дочерей.

– Не знаю. Молчит. Мы с ней в разных комнатах спим. Она заходит, только, чтобы кого-нибудь из киндеров сунуть, чтобы другими заняться. Я в последнее время стал Светочку с собой брать. Она уже большая, с ней интересно. Мы с ней и книжки читаем, сказки рассказываем. Эта же дура в детский сад не отдает. Она, видите ли, предпочитает домашнее воспитание. Сидит ребенок взаперти, ей даже играть не с кем. Я ее только развлекаю, как могу. Денег не хватает с ребенком лишний раз в парк сходить. Ладно, хоть Свете на будущий год в школу. Мать еще придумывает ребенка привлекать помогать с младшими. Я ей говорю, ты их без спроса наплодила, вот сама и разе… вайся, как хочешь, а девочку оставь в покое, совсем детства лишила. Дома, как в Гондурасе, не пожрешь даже толком. Вот только целыми днями разговоры, кто, как посрал. На фиг я на ней женился, где глаза были! Хотя я даже предположить не мог, что так будет. Ты понимаешь, Санек, ведь дело не в том, что она страшненькая, она же дура набитая! Раньше о чем-то чирикать могла, а сейчас все. Только сидит вся обосранная со счастливым видом. Я говорит, познала счастье материнства. Что делать, не знаю, – Олег опять замолчал, Куминов тоже ничего не стал ему отвечать, молча вел машину. Через какое-то время Олег опять заговорил – Я ее ненавижу. Ненавижу, что из-за нее я причинил столько горя Наташе. Я виноват в том, что с ней произошло, моей маленькой любимой сестренкой. Я знаю все про вас с ней, Саня. Ты на нее не обижайся. Эх, если бы я мог, если бы мне сказали, принеси себя в жертву и прошлое изменится, я бы на все пошел, – Он молчал несколько минут, ждал, что Куминов задаст какой-нибудь вопрос. – Этот подонок продавал ее за наркоту, – лицо Куминова сразу ожесточилось, он продолжал молчать. – Она ведь никого не знала, кроме него, а он отдал ее толпе. Однажды, ее куда-то увезли и не выпускали сколько-то дней. Когда она вернулась, то увидела уколотого Опанасенко, а дочка голодная, мокрая, уже и не плакала. Окна настежь открыты, в квартире ветер гуляет. Наташа унесла ее в больницу, но девочка умерла.

– Ты знал раньше?

– Нет. То есть в подробностях не знал. Она мне телеграмму присылала: «Помоги мне, забери». Я не поехал, Светочка только родилась, подумал, что какие-то семейные неурядицы, в конце концов, сама приедет, если что. Она приехала через четыре года, уже другим человеком. Наташа очень любила Белочку. Когда ее хоронили, Наташа упала за ней в могилу, на гроб. Ее потом в психушку положили. Нет, у нее с мозгами все в порядке, диагноз кажется – неврастения. Она таблетки постоянно пьет, чтобы приступов не было.

Куминов замечал, что Наташа перед сном всегда пила какие-то таблетки. Он тогда решил, что это противозачаточные.

– Я погубил свою сестру. Было бы из-за кого. Мартышки вонючей. Наташа ведь даже не хотела уезжать с Германом, я ее уговорил. Что ей было делать? Я оставил ее одну.

Куминов вспомнил слова матери: «У каждого своя дорога в ад». Он понял, что означали слова Габриэллы, что Наташа ненавидит всех мужиков, и Санька действительно не был исключением. Что же тогда она хотела сказать ему на прощание, если это так? Он ее взгляд принял за сожаление.

– Теперь я понимаю, она не боялась этого Германа, а хотела ему отомстить.

– У нее это получилось. Я не знаю, как точно. Но Германа нашли повешенным в лесу. Меня вызывали уже, где-то, через полгода. Сначала-то менты посмотрели, что чувак весь исколотый, ну и оформили, как суицид, дескать, от ломки сам повесился, им больно надо дело заводить, а вдруг глухое. Он не местный, никто не искал, закопали, как неопознанного. Родители его искали, конечно, ну вот через несколько месяцев вызывали меня, фотографию этого висельника показывали, спрашивали, не ваш ли зять. Я сказал, что не могу понять и ничего не могу сказать определенно. Наташа где-то в Грузии. Она мне писала, я ответил. Просил, если, что приехать. Светочка уже выросла, может, не будет напоминать ей Белочку.

– У тебя еще две маленьких.

– А, – махнул рукой Олег – Эти Звонцовские. Светочка с Белочкой были похожи.

У Куминова в голове не укладывалось, как такое может быть. Как казалось, в наше время над человеком издевались, и ниоткуда не пришла помощь. Вокруг были люди: ели, пили, смеялись, жили своей жизнью и рядом с ними растоптали маленькую девочку. Ей было всего семнадцать, когда она уехала с Германом. Бедная Наташа, несчастная девочка. Если бы он раньше об этом знал, он сам убил бы Германа. И не просто бы убил, нашел бы кому его отдать, чтобы с ним сделали то же самое, чтобы он выл от ужаса и сам умолял прикончить его. Сейчас бы вытащил его из могилы, оживил и снова прикончил. Они с Олегом вышли из машины, Олег курил, Куминов просто молча стоял рядом. Потом они поехали дальше, почти не разговаривая по дороге. Ближе к Москве Олег сказал Куминову:

– Завези меня на какой-нибудь вокзал. Я на электричке в Подольск уеду. Женщина там живет. Я с ней сошелся в прошлогодней экспедиции.

Приехав в Москву, Куминов нашел, где живет отец и приехал к его дому, уже ближе к вечеру. Он позвонил в квартиру, открыла дверь женщина с измученным видом. Она поняла кто это, она видела его мать два года назад. Она отошла в сторону, пропуская его в квартиру.

– Александр, – представился Куминов.

– Он там, в комнате, – сказала женщина, показывая рукой. Санька не стал оглядывать квартиру, его это не интересовало. Вся страна так живет.

– Валера, твой сын пришел, – сказала женщина, ей был неприятен приезд старшего сына Бердюгина, тем более они о нем почти всю жизнь не говорили. Но, что поделаешь, нельзя же брать грех на душу, у мужа уже еле душа держится, пусть будет, как скажет. Тем более, после приезда его первой жены, Бердюгина в больницу положили, хоть ненадолго жизнь продлили. Бердюгин лежал на кровати, рядом журнальный столик, на котором лежали какие-то лекарства и разные средства ухода. Санька взял стул, поставил его рядом с кроватью отца.

Бердюгин хотел что-то сказать, но не мог. Он не понимал, почему это жизнь вывернулась наизнанку. Он ушел от нищей студентки, колхозной девчонки из многодетной семьи. Уехал ни куда-нибудь, а в столицу, где у него было все, работа в ЦК комсомола, важный и обеспеченный тесть. Он уехал от нищеты в престижную жизнь. Теперь он умирает в этой замызганной квартирке, а его бывшая жена, эта жалкая девчонка… Бердюгин вспомнил, какой шок он испытал, когда она зашла в его квартиру. Красивая, надменная, в дорогой одежде. Она смогла его устроить в клинику, в которую он даже и не мечтал попасть. Что-то он не понял в этой жизни, чего-то о ней не узнал. Бердюгин смотрел на своего роскошного сына, который вызывающе контрастировал с их бедной квартиркой. Надо же, как он на мать похож. Пауза затянулась, и Санька глубоко вздохнул, надо было что-то сказать. Но его опередил отец.

– Это не обязательно. Но если для тебя так важно, то прощаю. Точнее, я никогда не держал на тебя зла. Тебя просто не было и все. Так что, не думай. Мама тоже тебя простила.

– Она сильно ревела, когда я собирал вещи. Она меня очень разозлила, такая зареванная, жалкая, вся скукожившаяся. Глупая колхозная девчонка, она мне мешала. Я не знал ее. Я просто женился, потому что влюбился. Потом разлюбил. Одно дело, девушку любить, которая тебе все время отдает, а другое, когда пузо выросло, комнатка крохотная, по ночам часто встает, спать не дает. Ребенок родился, вообще, молоком пахнет, пеленки висят.

Куминов внимательно смотрел на него.

– Ты меня осуждаешь?

– Нет. Я знаю, то, что в данный момент тебе мешает, выглядит жалким. Для меня тоже любовь к женщине – это просто интересный процесс. Я не знаю, как можно любить женщину, если она болеет, плачет, если она становится некрасивой и не понимает тебя. Это раздражает. У нас с тобой много общего. Единственное отличие в том, что та девчонка, которая тебе казалась жалкой, это моя мама. Мама – это богиня. Это единственная женщина, которую я могу пожалеть, вытереть ей слезы, сделать все, что она только скажет. Но понимаешь, папа, я на тебя не обижаюсь. В моей жизни просто тебя не было. Не обижаются же на прохожих, идут мимо, да и пусть идут. Получилось так, что я родился в результате совокупления мамы с тобой. Я не верю в голос крови. Ты себя не казни, мама давно уже про тебя забыла, что было, то прошло. У тебя другая семья, они с тобой все жизнь прожили, они тебя любят, они по тебе страдают. Пусть они будут с тобой сейчас рядом, если ты считаешь, что эти часы последние, – Санька поднялся со стула, подошел ближе и положил отцу руку на плечо – Все, выбрось из головы. Пока.

Перед уходом Куминов отдал жене отца 250 рублей.

– Мы не приедем на похороны. Держитесь. Мои соболезнования.

– Ты за этим ехал столько километров?

– Заметьте, я приехал. Я выполнил последнюю просьбу этого человека.

Жизнь текла своим чередом. Куминов работал, после работы занимался на спортивной площадке, вечера коротал с Петровной, молча распивая чай. Петровна, уставшая за рабочий день, тоже всегда молчала, так и сидели, думая каждый о своем. Бывало, вечером Куминов садился в машину и ехал в поселок, где его встречала и уводила в постель почти незнакомая ему женщина. Если была возможность, на выходные он уезжал в город, пообщаться с мамой, переодеться, постирать одежду. Когда было желание, ехал на свидание с Линой, или заказывал «мадам Рекамье». Или он ходил на тренировки к «сэнсэю», после официального создания федерации карате в 1978 году, заниматься стало проще. Иногда забредал в какой-нибудь бар, посидеть немного, вдохнуть городской жизни. Соседскую девочку Дашу, Куминов видел редко. Она нравилась ему своей необычностью, своим хрупким и даже эфирным видом. Как будто он была из царства эльфов и должна была порхать по цветкам рядом с Дюймовочкой и ее принцем-эльфом. Никак она не походила на деревенскую девочку.

Куминов зашел в библиотеку, вернуть книгу. В библиотеке почти никого не было, кроме Даши и трех посетителей, бродящих между стеллажами.

– Опять фантастику? – спросила Даша.

– Откуда такое пренебрежение? Ты попробуй сама почитать. Я тебе рекомендовал одну из повестей, прочла?

– Нет. Но я еще раз перечитала Тургенева. Вчера я снова читала «Накануне», какая сильная вещь.

– Не знаю. По мне, так «Накануне» самый слабый и прямолинейный тургеневский роман.

– Как можно было не заметить основной важности? Весь роман пронизан доказывающей мыслью, что объединяющая «любовь-жертва» превыше разъединяющей «любви-наслаждения». Великая цель, стоящая перед человеком выше всяких глупых любовных страданий. Именно стремление человека к высоким целям объединяет его с другим человеком, и внушает тому, чувство единения и счастья общего порыва. Это намного выше низменной пошлой похотливой страсти.

«Ну, дурдом» – подумал Куминов – «Недаром ее вся семья придурковатой считает. Девочка, конечно, миленькая, необычная, но тараканов у нее в голове!». Он смотрел на нее, лицо Даши светилось, она была одухотворена своей пламенной речью.

– Дашенька, любовь между мужчиной и женщиной в первую очередь возникает именно из-за непохожести этих существ. Женщина возбуждает мужчину именно тем, что она по-другому дышит, по-другому пахнет, у нее более нежная кожа и более мягкие движения. Любимой женщиной надо обладать, а не идти с ней к великим целям, ну если конечно по пути, можно и с ней.

– Не нужно смешивать похоть и чувства.

– Ты знаешь, о чем говоришь? Также, как не читая, ты, отрицаешь, жанр фантастики, ты, не имея близких отношений с мужчиной, считаешь физическую близость низменной, а превыше всего для тебя существующая только в книгах, возвышенная любовь. Даша, люди – это живые существа и им нужно совокупляться для продолжения рода, потому что они все-таки люди, они могут это делать избирательно и испытывать чувства к определенному партнеру, – Куминов посмотрел в сторону, посетители библиотеки забросили свое копание на книжных полках, и, разинув рты, слушали странную беседу. Даша собиралась еще возразить, но Куминов перебил ее – Ладно, мне некогда. Дай, пожалуйста, последний номер «Науки и жизнь», полистаю.

Куминов ушел. Даша продолжала стоять, как вкопанная, в немом восторге. С ней никогда никто не дискутировал, хорошо, если пальцем у виска не крутили. Какой он умный! Даша была с ним не согласна, но он умел говорить и обосновывать свою точку зрения. Он такой красивый, у него, наверное, нет отбоя от женщин, поэтому он и не смог испытать всю силу возвышенной любви. С ним рядом не было той, что может взять его за руку и подняться с ним к тем высотам, где духовное единение выше физического.

Куминов вернулся в деревню после отпуска. Он ездил с матерью по путевке в Венгрию, вернувшись домой, несколько раз, катался в Москву, мать ему доставала билеты на Олимпиаду, в основном на борьбу и дзюдо. Время близилось к осени, но стояли еще по-летнему теплые дни. Учебный год еще не начался, работы в школе было мало, и Куминов изнывал от безделья. Он напрашивался Петровне в помощь, но она больше от него отмахивалась.

– Ты бы парень, пошел на танцы хоть сходил.

– По танцулькам я еще не бегал.

– Хоть к девчонкам поприжимаешься. Что ты молодой мужик, дома все сидишь? Не пьешь, не куришь, с девками не дружишь, сектант что ли?

– Что-то вроде того.

– Охота тебе со старой бабкой вечерами сидеть. Ступай, говорю. Надоел ты мне, мельтешишь здесь.

– Ладно, пойду по деревне пройдусь.

Куминов вышел к центральной улице. Из клуба действительно доносилась музыка. «Ладно, зайду, полюбуюсь на их танцы». Он зашел в клуб. Под голос Яака Йолы, певшего «Подберу музыку», танцевали, прижавшись, парочки, девочки без пары сидели на стульях, в углу стайка парней что-то бурно обсуждала. Куминов равнодушно посмотрел на это действо. «Скукота» – подумал он – «Полюбовался, пора сваливать». Мелодия закончилась, началась следующая. Все стали толпиться, приглашать партнеров. Были осчастливлены приглашением и некоторые девицы, просидевшие прошлый танец на стульчиках. Куминов, уже повернувшийся к выходу, заметил Дашу. Она стояла, как неприкаянная, совершенно одна, как будто в вакууме. К ней не только не подходил никто из партнеров, но даже каких-нибудь девчонок-подружек рядом не было. Куминову стало ее жалко. Он подошел к Даше, взял ее за руку.

– Вы позволите?

Даша посмотрела на него восхищенно-доверчивым взглядом. Куминов умел танцевать, он не любил топтаться на месте. Он двигался в такт музыки, ведя за собой свою партнершу. Даше даже не обязательно было уметь танцевать, она просто послушно следовала за ним, повиснув на его руке. Санька почти ее не ощущал, она была какая-то легкая и невесомая. Все присутствовавшие были ими заинтересованы. Кто-то перешептывался, кто-то молча наблюдал. Куминов был слишком видным, чтобы не обращать на него внимания. То, что он танцует с чокнутой Дашей, повергло многих в изумление. Но первого бала Наташи Ростовой не получилось. После танца с Куминовым, Дашу так никто и не пригласил. Она незаметно выскользнула из клуба. Ей было грустно и обидно, что к ней относятся, как к прокаженной. Грело душу, что ей удалось потанцевать с учителем. Это было невероятное ощущение. Он, совершенно непохожий на остальное мужское население деревни, выбрал для танца именно ее – Дашу. Ради этого танца, этого блаженства, которое она испытывала, находясь в его руках, можно было забыть то чувство унижения, что было от полного игнорирования ее в клубе. Повернув к своему дому, Даша столкнулась с Куминовым, который завершил свой круг почета, и направлялся к этому же переулку, с другой стороны.

– Ну вот, Дарьюшка, мы опять с тобой встретились.

Даша ему растерянно улыбнулась.

– Может, прогуляемся?

Даша расцвела в улыбке и закивала головой. У Куминова не возникало к ней никакого предубеждения. Он встречал много разных странноватых людей. Даша, собственно, не была уж какой-то непонятной, девочка просто жила в своем книжном мире. Это в этой деревне, она казалась чужеродным созданием.

– Саша, а мне можно так вас называть?

– Конечно, это же мое имя.

– Саша, а вы знаете название звезд?

– Да. Но у меня сейчас нет настроения, говорить о звездах.

– Как вы думаете? Там есть люди?

– Это вряд ли, – Куминов пожал плечами. – Хотя звезд миллиарды, при таком обилии, возможны совпадения.

– Было бы интересно узнать, что думают тамошние люди в этот момент? Тоже, что и мы?

– Я, например, в данный момент ни о чем не думаю. Они, наверное, тоже.

– Саша, но вы же любите фантастику.

– Я читаю фантастику, и много чего еще. Это не значит, что я должен верить в эту самую фантастику. Ты, сделав вывод об уровне моей образованности, решила побеседовать со мной на доступном мне языке?

– Извините, пожалуйста, если я вас обидела.

У нее было такое грустное выражение лица, что Куминову стало стыдно за свою грубость.

– Это ты извини, детеныш. Я не собирался тебя обижать, так получилось.

– Вы считаете меня глупой? – Выражение «детеныш» еще сильнее ранило Дашу.

– Нет, не считаю. У тебя просто размыты границы между реальностью и твоим придуманным миром.

– Меня здесь не любят.

– Я не думаю, что все к тебе испытывают сильные чувства. Просто тебя не воспринимают всерьез. Люди не любят связываться с тем, что им кажется непонятным.

– Меня даже мама не любит.

– Это вряд ли. Скорее всего, твоя мама просто хочет, чтобы ты была такой же, как все, также вела себя, разговаривала. Она понимает, как тяжело прожить «белой вороне».

– Саша, вы единственный человек, который со мной так хорошо разговаривает и выслушивает, и единственный с кем мне так интересно. Кроме папы и Вовки конечно.

– Не придумывай себе идеал, Даша. Не вздумай в меня влюбиться. Я такой же, как все. Обычный и даже не совсем хороший человек.

– Вы не можете быть плохим.

– Почему? Потому, что я тебе понравился? Потому что я разговариваю с тобой, сегодня танцевал, ты сразу решила слепить из меня кумира. Не надо, пожалуйста. Хватит с меня маленьких и невинных девочек.

– Я не знаю, может вы и правы. Но мне хочется быть рядом с вами. С вами спокойно.

– Даша, это какая-то ерунда. Тебе сколько лет?

Был освещен двумя литературными направлениями - классицизмом (М. Ломоносов, Г. Державин, Д. Фонвизин) и сентиментализмом (А. Радищев, Н. Карамзин), то романтизм (К. Рылеев, В. Жуковский) готовит уже переход к реализму, к величайшим шедеврам русской литературы нового века. Приступая к этому особому для российской литературы периоду, учителю важно подготовить небольшой вводный рассказ об этих направлениях, призванный сделать переход от повторения сведений о литературе XVIII века к характеристике золотого века русской поэзии с именами крупнейших русских поэтов - Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета.

Вспомните слова Пушкина о В. А. Жуковском:

Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль -

и слова В. Г. Белинского о том, что Жуковский открыл России «Америку романтизма». Обратим внимание школьников на то, что Жуковский, замечательный переводчик, крупнейший поэт романтизма, автор многочисленных элегий, посланий, романсов, песен, баллад, выразитель душевных переживаний (тоски и печали, радости любви, сострадания), стремился жить так, как писал. «Жизнь и поэзия одно», - утверждал поэт.

Школьники в этом возрасте уже могут понять суждение Жуковского, что для поэта чем более человечных людей, тем гуманнее и счастливее государство; счастье человека - в его душе, а все прекрасное и возвышенное должно победить, но для этого надо презреть мелкие интересы, суету, устремиться к возвышенному. Полезно дать задание сопоставить два произведения, выявляя, как предметный мир у Державина сменяется описанием эмоциональных признаков, оттенков у Жуковского:

Г. Державин. «Соловей»

На холме, сквозь зеленой рощи,
При блеске светлого ручья,
Под кровом тихой майской нощи,
Вдали я слышу соловья...

В. Жуковский. «Вечер»

Ручей, виющийся по светлому песку,
Как тихая твоя гармония приятна!
С каким сверканием катишься ты в реку!..

В описаниях Жуковского, как и в балладах, преобладает чувство (вспомним «Людмилу»). Важно, чтобы школьники поняли, что у Жуковского создается национально-исторический колорит, преобладают народные предания, обычаи, призыв к гуманизму и нравственной красоте.

К обзорному уроку после итоговых занятий по XVIII веку по теме «Русская поэзия XIX века» школьники готовят сообщения:

О Константине Николаевиче Батюшкове - одном из основателей русского романтизма, авторе элегий , посланий («определенность и ясность - первые и главные свойства его поэзии», по определению В. Г. Белинского), в основе поэзии которого - мечта о совершенном человеке;
- о Вильгельме Карловиче Кюхельбекере, сущность романтизма которого - в воспевании героев, способных воспитывать высокими гражданскими чувствами, а также о том, чем интересны его судьба и творчество;
- о Кондратии Федоровиче Рылееве, суть обличительных од, элегий, посланий, поэм, «дум» которого в утверждении «Я не поэт, а Гражданин» (выражение гражданских чувств с помощью широких исторических картин на героических примерах - Сусанин, Ермак);
- о плеяде русских лириков: Баратынский, Майков, Фет и др.

Евгений Абрамович Баратынский - автор поэм («Пиры», «Бал», «Цыганка» и др.), критических статей, но главное - лирических стихотворений. Важно объяснить школьникам, что у Баратынского «человек обречен на вечное разочарование»:
Переменяют годы нас
И с нами вместе наши нравы;
От всей души люблю я вас,
Но ваши чужды мне забавы...

Девятиклассники уже знакомы по предыдущим классам со стихотворениями Тютчева и Фета, Майкова и Полонского, Плещеева и Огарева, поэтому не составит труда подготовить к таким урокам-обзорам небольшие эссе и чтение одного-двух стихотворений. Пригласить их к творчеству, продумать вместе с учителем уроки, посвященные А. С. Пушкину , М. Ю. Лермонтову, Н. А. Некрасову.

Учащиеся начинают свой рассказ о Тютчеве с ответа на вопросы: когда родился и умер поэт? Что особенно характерно для его поэзии?

Федор Иванович Тютчев .

Для его поэзии характерно философское понимание мира. Природа предстает перед нами в постоянном движении, величественно-прекрасная и торжественно-трагическая. Человек сопричастен космосу.

Поэт неудовлетворен современностью, в стихотворениях - мечта о духовной жизни, желание постичь русскую действительность («Умом Россию не понять...», «Русской женщине», «Слезы»). Мы читаем тютчевские произведения, строки любовной лирики, проникнутые всемирными идеями, видим пейзажи родной природы - все это непревзойденные шедевры, к которым хочется всегда возвращаться...

Аполлон Николаевич Майков

- «это - поэт-художник, поэт-пластик, но не лирик ; писатель, замечательный мастерскою отделкою своих стихотворений, он с первого появления перед русскою публикою стал поэтом мысли и бестрепетно принял на себя весь нескончаемый труд, сопряженный с этим званием» (А. Дружинин). Автор стихотворений, героями которых являются простые люди - рыбаки, художники, веселые девушки. Пристальное вглядывание в мир природы и точная передача впечатлений отличают знаменитейшие произведения: «Весна! выставляется первая рама...», «Боже мой! вчера - ненастье...».

Афанасий Афанасьевич Фет

Поэт непосредственных переживаний и впечатлений. «...В лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область» (П. Чайковский). Стремление выразить «невыразимое» напряжение слуха и зрения, мгновенность восприятия, сменяемость красок и звуков («Тихо под сенью лесной...», «Ах, как пахнуло весной!..»).

Аполлон Александрович Григорьев

Поэт, литературный и театральный критик. Окончил юридический факультет Московского университета . Печататься начал с 1843 года. Выпустил единственную книгу стихотворений (1846). Тогда же обратился к большим стихотворным формам. Впоследствии стал ведущим критиком журнала «Москвитянин». В начале 1860-х годов помещал критические статьи в журнале братьев Ф. М. и М. М. Достоевских «Время». Известен как мемуарист. Автор стихотворений о конфликте современного человека с прозаическим миром.

Яков Петрович Полонский

Поэт, прозаик. Окончил Рязанскую гимназию, учился на юридическом факультете Московского университета. Стихи начал печатать с 1840 года. Признанный мастер психологической лирики, передавший внутренний мир, человека в его постоянной противоречивости и изменчивости. Известен и как прозаик, всей душой воспринимающий разночинца, трудового человека, его горести, нужды, радости («Жницы», «Дорога», «Вызов», «Узница»).

Алексей Константинович Толстой

Поэт, драматург, прозаик. Воспитывался А. А. Перовским (его псевдоним - Антоний Погорельский). Выдержал в Московском университете экзамен на чин и служил дипломатом. Затем был приближен ко двору. Печататься стал как прозаик. Известность получил лирическими стихотворениями, историческими балладами и романом «Князь Серебряный». Лирика А. К. Толстого, утверждая ценность земного мира, проникнута томлением по прекрасному и бесконечному, разлитому в природе. Известен как автор поэм, сатирических стихотворений, замечательной драматической трилогии («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис»). Главные темы его поэтических произведений - природа и любовь («Колокольчики мои...», «Край ты мой, родимый край...», «Коль любить, так без рассудку...»), особое место занимают в его творчестве баллады («Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин»).

Небольшой рассказ может прозвучать о Николае Платоновиче Огареве (стихотворения «Арестант», «Кабак»). Лаконично можно рассказать об Алексее Николаевиче Плещееве - поэте, переводчике, прозаике, мемуаристе и театральном критике. Учился он в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, а затем в Петербургском университете. В молодые годы сблизился с кружком М. В. Буташевича-Петрашевского и вместе с Ф. М. Достоевским и другими участниками кружка был сослан. Литературную известность получил по выходе первого сборника стихотворений (1846) и до конца жизни сохранил репутацию поэта с благородным и чистым направлением. Плещееву, помимо стихотворений («Вперед! без страха и сомненья...», «По чувствам братья мы с тобой...»), принадлежат повести, рассказы, переводы, пьесы и критические статьи.

Итак, обзорные уроки по теме «Русская поэзия XIX века» предваряют тематические занятия, посвященные Пушкину или Лермонтову, Некрасову, их можно провести как урок-монтаж, или урок-конференцию, или урок-концерт (небольшие сообщения и чтение стихотворений). Ведущим, естественно, будет учитель, заранее распределивший материал рассказов о поэтах и стихотворные тексты для чтения. Учитель начинает монтаж, затем берет на себя короткие комментарии, призванные связать воедино все части, а также суммарный итог такого сдвоенного урока; уместно предусмотреть ответы на следующие примерные вопросы и задания:

Каковы отличительные свойства поэзии Жуковского и Батюшкова?
- Каковы особенности творчества Тютчева и Фета, Рылеева и Плещеева?
- Вспомните и назовите самых крупных поэтов пушкинской поры.
- Расскажите о жизни и творчестве одного из поэтов XIX века.
- Подготовьте рассказ «Поэзия XIX века».

Бухштаб Б. Русские поэты. - Л., 1970.
Городецкий Б. Русские лирики: Историко-литературные очерки. - Л., 1974.
Коровин В. Поэты пушкинской поры. - М., 1980.
Коровин В. Русская поэзия XIX века. - М., 1987, 1997.
Семенко И. Поэты пушкинской поры. - М., 1970.
Русские поэты: Антология / Под ред. В. И. Коровина. - М., 1990. - Ч. I.

В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин, Литература 9 класс. Методические советы - М.: Просвещение, 2003. - 162 с.: ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

19-й век в русской поэзии и литературе называют Золотым веком. В этот период произошел грандиозный скачок во всем литературном процессе страны. Тогда осуществилось формирование литературного языка. Героями этого торжества культуры были русские поэты 19 века и особенно великий поэт Пушкин. Он и стоит на верху пьедестала золотого века русской поэтической истории.

Гений на Олимпе

Пушкин начал свое восхождение на поэтический олимп России сказочной поэмой «Руслан и Людмила». Романтические черты остались в его творчества навсегда. В этом же духе написаны «Цыганы». После прочтения поэмы дух захватывает от подъема творческого начала в любом русском человеке. Также поэма «Бахчисарайский фонтан» навечно заняло одно из самых высоких мест в рейтинге популярности художественных тем не только в литературе, но и в музыке, а также и балете.

Другие боги на Олимпе

Конечно, до Пушкина и одновременно с ним были тоже великие русские поэты 19 века: Баратынский, Жуковский, Фет, Тютчев. Считается, что уникальный век заканчивается на Тютчеве. В этом драгоценно-золотом времени поэт почитался в России как посланец бога, как выразитель самого прекрасного и благородного в каждой душе. Традиции Пушкина унаследовал Лермонтов. Поэма «Мцыри» так же прекрасна и романтична, чем «Демон». Стихи Лермонтова пронизаны духом возвышенной романтики. Но романтизм 19-го века с самого начала был связан с общественной жизнью. Однако обе темы звучали в одной тональности, не противоречили друг другу. Этому есть свидетели – оды и стихи Пушкина, посвященные декабристам, а также бессмертное стихотворение Лермонтова «На смерть поэта».

Вопрос на тему сегодняшнего дня

Может быть, романтизм к середине столетия стал угасать. Это наблюдение будет звучать еще убедительнее, если привлечь как доказательство социальную лирику Некрасова. Вопрос его поэмы – Кому на Руси жить хорошо? – превратился в афоризм и очень актуален в наше время.

Тогда начали звучать совсем другие мелодии, уже не золотые. На пороге стоял новый, 20-й, Серебряный век.

Природа

Какие же темы поэзии 19-го века приравняли его к бессмертным творениям русской культуры? Возможно, вечная тема природы явилась тем мостом, который объединил целые столетия. Любой русский человек скажет с гордостью, что он понимает природу не менее глубоко, чем Пушкин. И будет прав. Разве слова: «Унылая пора! Очей очарованье!» принадлежат Пушкину? Нет! Они – это часть души всех русских людей. Лермонтов тоже очень тонко чувствовал природу. Для него природа – стихия воли, романтика свободной души. Поэт рисует своим пером звезды, облака, лунное сияние, горы и равнины.

Соловей как метафора

2 половина 19-го века продолжает традиции предыдущих лет. В этот период творили замечательные поэты 19 века, список которых и здесь очень большой. В стихах поэтических светил этого периода очень популярна тема соловья. У Полонского соловей становится метафорой-символом любви, участником романтического свидания. У Некрасова есть стихотворение о соловье. Оно звучит как аллегория в проблеме свобода-несвобода. Соловей для русского поэта – всегда был символом воли, невозможности существования в условиях угнетения личности.

Блестящий мастер слова Фет

Особенно велик в этой теме Афанасий Фет. Авторский символ соловья необыкновенно прекрасен в его стихах. Вся природа вокруг соловья насыщена блеском, сиянием бриллиантов на траве под луной. И на этом фоне звучит мощный голос великого певца. Фет использует новое сочетание – соловьиное эхо, заменяя им традиционные трели или песни.

Бальмонт, закат и новый восход

Закат золотого периода ознаменовался тем, что на поэтической эстраде появились новые фамилии поэтов 19 века. Прежде всего, это поэт Константин Бальмонт. Его 1-й сборник вышел в свет в то время, когда он был исключен из университета за вольнодумство. Но основное творчество поэта проходило уже в начале 20-го века. Тогда он и стал одним из новаторов нового поэтического направления – символизма.

У поэтов 19-го века уже был Крым. Считается, что это символ поэзии Серебряного века. На самом деле Крым включился в русскую литературу намного раньше. Еще великий Державин посвятил этому поэтическому месту свою оду «На приобретение Крыма». Пушкин открыл Бахчисарай. Он в 1820 году был там и своими глазами видел Бахчисарай, столицу Крымского ханства. Особенно он был в восторге от фонтана слез. Крым – это символ поэзии и логичный переход в будущее.



» » Известные русские поэты 19 века

Министерство здравоохранения и социального развития
Волгоградский государственный медицинский университет
Кафедра истории и культурологии

Реферат на тему: «Русская поэзия 19 века»

Выполнила: студентка 1 курсастоматологического факультета
Гамаюнова А.А.
Проверила: Бушля А.А.Волгоград, 2015 г.
Содержание
Введение
1. Золотой век русской поэзии: общая характеристика периода
2. Золотой век русской поэзии: основные представители
Заключение
Список используемой литературы

Введение
В истории тысячелетней культуры России ХIХ век называют "Золотым веком" русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Этобыл взлет Духа, культурный подъем, который справедливо может считаться великим российским Ренессансом.
ХIХ век в полной мере выразил синтезирующий, философско-моральный, соборно-собирательный характер русской культуры, ее патриотически-идеологический характер без которого она теряет свою почву и судьбу. Он проявляется везде - от вселенско-космических исканий до почти практических "инструкций" поответам на извечные русские вопросы: "Зачем? Кто виноват? Что делать? А судьи кто?"
Литература в XIX века - самая влиятельная форма национальной культуры. Это время когда творили ее крупнейшие представители, которые дали духовную пищу двум векам всего человечества! Так, Поль Валери назвал русскую литературу XIX века одним из трех величайших чудес человеческой культуры.
Поэты А.С.Пушкин,В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, Д.В.Давыдов, Ф.Н.Глинка, П.А.Катенин, В.Ф.Раевский, К.Ф.Рылеев, А.А.Бестужев, В.К.Кюхельбекер, А.И.Одоевский, П.А.Вяземский, А.А.Дельвиг, Е.А.Баратынский, Н.М.Языков, И.И.Козлов, Д.В.Веневитинов и др. Их поэзия оставила заметный след в русской словесности.
Таким образом, данная тема и сегодня является достаточно актуальной.

1. Золотой век русской поэзии: общая характеристика
Двигателемразвития русской литературы ХIХ века, который продолжает "работать" и до сих пор, стала поэзия.
Началом "Золотого века" можно назвать 1808 г., ведь уже в одних из первых зрелых произведениях Жуковского очень хорошо видна индивидуальная интонация, такая свойственная для поэзии ставшей "выше". В начале 20-х годов заметно Байроновское влияние, популярной становится такая форма выражения, какстихотворная повесть.
Что составляло особенность русского "золотого века"?
Во-первых-широта и грандиозность поставленных перед собой задач. Во-вторых-высокое трагическое напряжение поэзии и прозы, их пророческое усилие. В-третьих-неподражаемое совершенство формы.
Еще одна особенность "золотого века": трагическое, пророческое напряжение поэзии и прозы - еще сильнее, чем сам Александр Пушкин, выражают его прямыенаследники. Стихи этого времени весьма оригинальны, в противоположность тому, что ранее предшествующие эпохи больше заимствовали.
Большая часть того, что было написано нашими классиками в XIX веке, давно стало литературной хрестоматией. Сегодня невозможно представить себе человека, который бы не знал и не прочитал такой культовый роман в стихах Пушкина как "Евгений Онегин" или великие поэмы Лермонтова "Демон"и "Мцыри". Десятки стихотворений заученных еще со школьной скамьи по-прежнему вызывают в наших сердцах чувства тепла и радости, эти стихотворения все так же, как и много лет назад, продолжают дышать и жить в наших душах. Они продолжают согревать нас, давать нам надежду, помогают не падать духом; они всегда готовы стать нашей путеводной звездой.
"Золотой век"...