Что делать чтобы человек. Что сделать чтобы человек не храпел. Как себя необходимо вести, если муж стал алкоголиком

Просмотры: 1 864

Семейные ссоры, пререкания с сослуживцами, словесные перепалки в общественном транспорте, споры с друзьями на повышенных тонах знакомы нам не понаслышке. Подобные ситуации – неотъемлемая часть жизни и общения между людьми. У каждого человека возникают разногласия с окружающими, но иногда они могут перерасти в конфликтную ситуацию. Что такое конфликт? Термин происходит от латинского слова conflictus – столкновение. Характеризует высшую степень противоречий во взглядах, интересах, потребностях между участниками: людьми, группами и обществом. Изучением этого явления занимается отдельная наука – конфликтология. Любой конфликт характеризуется борьбой обеих сторон с целью ликвидировать эти противоречия. Дома, на работе, в компании друзей и везде, где присутствуют люди, возникновение конфликтной ситуации неизбежно. Почему? Потому что каждый из нас – неповторимая личность, имеющая собственный взгляд на жизнь. Мнение другого человека, не совпадающее с нашим, автоматически становится неправильным. Когда обе личности убеждены в своей правоте и всячески пытаются ее доказать, происходит столкновение взглядов и возникает конфликт. Никто от этого не застрахован, даже самый скромный и сговорчивый человек. Важный признак любой конфликтной ситуации — ущемление интересов друг друга и острые эмоциональные переживания. Чтобы выстроить правильную линию поведения, необходимо знать разновидности и возможные причины конфликтов.

Признаки и виды конфликтов

В основе всех конфликтных ситуаций лежит биполярность, то есть начала, противоречащие друг другу. Следующий важный признак – активность, поддерживаемая оппонентами, и наличие одного или нескольких носителей конфликта (субъектов). Отечественные психологи под субъектами понимали человека или группу людей, обладающих сознанием и способностью к активным действиям. Получается, если нет субъекта, то нет и конфликта. Человек может конфликтовать только с другой личностью или группой людей. Столкновение интересов с природой или техникой невозможно. В зависимости от субъектов, конфликты делятся на два основных вида:

  • Внутриличностные . Когда противоречие назревает внутри нас, и мы сами выступаем в роли противника. Например, человек трудится на опостылевшем вредном предприятии и получает хорошую зарплату. Смена места работы принесет моральное удовлетворение, но лишит его большого заработка. Так внутри личности формируется конфликт, источником которого является дилемма: уволиться или остаться.
  • Социальные .

Социальная группа конфликтов включает в себя три подгруппы:

  1. Межличностные . В таком конфликте участвуют минимум два человека. При этом каждый субъект старается отстоять собственные интересы и доказать свою правоту. В ход могут идти взаимные нападки, оскорбления, обвинения. Например, начальник просит подчиненного помочь компании и поработать в выходные, при этом не собирается оплачивать его труд. Сотрудник справедливо возмущается и отказывается бесплатно работать. В результате между ними происходит межличностный конфликт .
  2. Личностногрупповые . Происходит столкновение взглядов группы и отдельного человека. Поведение субъекта не соответствует групповым нормам, ценностям и ожиданиям. Например, школьники не принимают новичка в своем классе, офисные работники не могут прийти к взаимопониманию с новым руководителем отдела. Итогом таких конфликтов часто становится .
  3. Межгрупповые . Участниками конфликта выступают группы, намерения которых не совпадают с задачами другой группы. Это могут быть масштабные события, такие как войны, государственные перевороты, религиозные расколы и т.д. Борьба за власть или территорию среди руководства страны, региона, предприятия. Столкновения футбольных фанатов, соперничающих команд, забастовки сотрудников, требующих выплатить заработную плату. К межгрупповым конфликтам также относятся ссоры между соседями, группами родственников или сослуживцев.

Разрушительные функции конфликта

Субъекты конфликтной ситуации могут переключить внимание с цели своей деятельности, например, с работы, на отношения. В результате эффективность общего дела снижается. Конфликт разрушает сложившуюся систему отношений, поэтому человек может потерять социальные связи и стать одиноким. Длительная ссора, сопровождаемая отрицательными эмоциями, нередко приводит к серьезным психосоматическим болезням и деформации личности. В некоторых случаях конфликты сопровождаются применением физической силы. По статистике, 70% умышленных убийств происходит из-за обострения конфликтов. Так решение проблем с помощью насилия может закрепиться в социальном обществе. Конфликт приводит к тому, что человек пессимистично смотрит на жизнь, становится неуверенным в себе или, наоборот, любой ценой стремится победить оппонента. Такие люди обожают скандалить и с удовольствием берут на себя роль организатора и участника склоки. Подобных индивидуумов называют конфликтными личностями. Их отличительные черты:

  • Излишняя самоуверенность, навязчивость и бестактность
  • Стремление всегда и во всем доминировать
  • Неумение контролировать свои эмоции
  • Склонность недооценивать других людей и переоценивать себя: «Я лучше всех», «Я все делаю правильно»
  • Чрезмерная прямолинейность в высказываниях, желание говорить всем правду в глаза
  • Излишняя принципиальность. Когда отказывает здравый смысл, и человек готов на всё ради принципов

Поведение в конфликтной ситуации

При столкновении интересов будьте сдержаны и контролируйте свои эмоции, мимику, движения. Постарайтесь обдумать все действия. Избегайте враждебности и резкой критики в адрес оппонента. Во время диалога с конфликтующим собеседником говорите на доступном ему языке. Не стоит показывать интеллектуальное преимущество, даже если ваш IQ гораздо выше. Избегайте оскорблений, а если нецензурная брань посыпалась на вас, попробуйте вежливо поставить собеседника на место: «Я считал вас интеллигентным человеком, а вы разговаривайте, как мой сосед – алкоголик дядя Толя» или «Вероятно, вас воспитывали в подворотне и нормальная человеческая речь вам не знакома». После чего все же дайте оппоненту возможность высказаться и приводите свои аргументы. Попробуйте отвлечься на пару минут и рассмотреть конфликт в долгосрочной перспективе (недели, месяцы). Возможно, последствия будут настолько серьезными, что вы разругаетесь с лучшим другом, лишитесь работы, но уже ничего не сможете изменить. Вам это нужно? Такой метод отлично предотвращает конфликтные ситуации.

Способы разрешения конфликта

Скандалы крайне негативно влияют на людей и могут стать причиной внутриличностного конфликта , который приводит к ухудшению здоровья и излишней нервозности. Жизнерадостный человек постепенно превращается в пессимиста, видящего мир в черно-белых тонах. Вряд ли такая перспектива кому-то понравится. Ссориться могут все, а разрешать конфликты умеет далеко не каждый. Одинаковых конфликтных ситуаций не бывает, поэтому нужно знать, как правильно себя вести. Такие знания помогут улучшить взаимоотношения с окружающими и создать вокруг себя комфортную психологическую обстановку. Специалисты выделяют следующие способы поведения:

Конкуренция . Подходит для сильных и активных людей, стремящихся в первую очередь реализовать свои потребности. Их силы значительно превосходят возможности оппонента. Такие личности принуждают соперника принимать методы устранения противоречий удобные лишь для них самих. Например, авторитарный начальник вводит систему штрафов для подчиненных. В итоге улучшается дисциплина в отделе, и беспрекословно выполняются все поручения.

Избегание . Разумно применять, когда победа противодействующей стороны очевидна. Чтобы выиграть время, люди специально уклоняются от решения вопросов. Такое поведение оптимально при разногласиях с руководством. А также в ситуациях, когда человек осознает свою неправоту, безнадежность спора, вероятность развития большого скандала. Если он хочет сохранить с соперником хорошие отношения, а отстаивание своего мнения непринципиально. Например, секретарь не подготовил документы в срок и, пытаясь избежать конфликта, приводит бесполезные доводы: кончилась краска в принтере, бумаги пропали со стола, было много звонков или посетителей, которые заняли все рабочее время.

Приспособление . Человек признает доминирование соперника и ради урегулирования конфликта готов пренебрегать собственными принципами. Он стремится сгладить разногласия посредством уступчивости и готовности к примирению. Этот способ подходит в случаях, когда у человека недостаточно власти и ресурсов для подавления конфликта или продолжение противостояния может навредить карьере, своим интересам, здоровью. Например, женщина, столкнувшись с грабителем в темном переулке, снимает золотые серьги. Она предпочитает сделать это добровольно, поскольку преступник может вырвать украшения с ушами.

Сотрудничество . Самый благоприятный способ погашения споров. Участники конфликта, учитывая обоюдные интересы, вступают на путь примирения. Благодаря совместному решению вопроса, стороны поддерживают хорошие отношения. Такая линия поведения подходит при равнозначных возможностях оппонентов.

Компромисс . Урегулировать конфликт можно с помощью взаимных уступок. Иногда это единственно правильный путь. Способ подходит для оппонентов, имеющих взаимоисключающие интересы, но одинаковые возможности. Например, покупатель на базаре долго торгуется с продавцом. В результате они договариваются о цене, которая устраивает обе стороны.

Положительные стороны конфликта

У многих людей конфликтная ситуация ассоциируется с враждебностью, агрессией и угрозами. Однако в конфликте есть и конструктивное начало. Например, любая ссора выполняет диагностическую функцию, поскольку обнаруживается подлинное отношение оппонентов друг к другу. Разрешенный внутриличностный конфликт позволяет человеку понять свои возможности, желания и глубже узнать самого себя. Столкновение взглядов помогает развитию взаимоотношений социальной группы и отдельного человека, общей совместной деятельности. Иногда конфликтные ситуации способствуют сплочению группы. Конфликт всегда сигнализирует об изменениях. Он «сообщает» человеку, что в его душе или отношениях с окружающими что-то не так. Благодаря своевременным сигналам, личность может измениться в лучшую сторону. В межличностных конфликтах, например, с близким другом или родственником, часто происходит разговор начистоту. Озвучив взаимные претензии и обиды, люди начинают лучше понимать друг друга. Конфликт разряжает напряжение между оппонентами, снижает интенсивность отрицательных эмоций и помогает снять стресс.

Разногласия присутствуют в жизни каждого. Конфликт имеет двойственную природу: конструктивное и деструктивное начало. Однако в большинстве случаев лучше предотвратить саму ссору, чем бороться с последствиями. Если конфликтная ситуация уже произошла, старайтесь ее разрешить с минимальными потерями нервных клеток.

Содержание статьи:

Конфликт - это ситуация противостояния, которая может возникнуть как между двумя людьми, так и между группами индивидуумов. Это одно из побочных действий общения разных личностей с различными взглядами, характерами, целями и мировоззрением. Его невозможно искоренить, но можно избежать или минимизировать. Для этого нужно знать природу конфликтов и основные методы их предупреждения.

Понятие конфликта и его виды

Есть множество определений, описывающих понятие конфликта. Но при этом все показывают главную суть этого явления - противостояние, противоречие, противоборство между людьми, высказываемое вслух.

Это сложный динамический процесс, получивший свое название от латинского «conflictus», что в переводе означает столкновение. Он может основываться на субъективных либо объективных «несостыковках». Чаще имеет открытый характер и сопровождается эмоциями со знаком «минус», но позволяет рассмотреть вопрос со всех сторон, услышать противоположную точку зрения.

В процессе формирования конфликтная ситуация имеет несколько последовательных стадий развития:

  • Предметная стадия . Это этап зарождения конфликта, когда обнаруживается предмет несхождения взглядов.
  • Конфликтное взаимодействие . На этой стадии обнаруженный предмет конфликта высказывается открыто. Противостояние развивается.
  • Разрешение конфликтной ситуации . Здесь может быть два варианта финала: полное погашение конфликта, когда ситуация разрешается, или частичное, когда она только притихает или откладывается на потом.
Современная классификация конфликтов основывается на множестве факторов: на количестве участников конфликтной ситуации, ее проявлении, последствиях, формам противостояния и т. д. Поэтому количество видов такого противостояния очень большое. Приведем несколько наиболее «ходовых» классификаций конфликтных ситуаций.

Основные виды конфликтов:

  1. По последствиям социального характера . По своему исходу противостояния могут быть успешными или провальными, разрушительными или созидательными, конструктивными или деструктивными.
  2. По уровням сторон-участников конфликта . В зависимости от того, кто выступает в качестве противоборствующих сторон, различают конфликты между индивидуумами или группами людей, между ассоциациями, государственными образованиями и культурами.
  3. По источнику возникновения . К противостоянию сторон могут приводить следующие темы: несоответствие ценностей, идентификации, интересов.
  4. По форме противостояния . Противостояние может проявляться открыто, агрессивно или мирно.
  5. По масштабности . В зависимости от того, сколько участников захватывает конфликтная ситуация, она может быть локальной (местной) и ограничиваться несколькими людьми или коллективом, а также региональной, когда в противоборство вступают целые регионы. Также конфликт может разрастаться до межгосударственных и глобальных масштабов.
  6. По отношению участников к самой конфликтной ситуации . Учитывая, что сами стороны конфликта могут по-разному относиться к возникшему непониманию, противостояние может быть подлинным, случайным, скрытым или ложным, объективным или субъективным.
  7. По тактике . Проявление противостояния может происходить в разной форме: в виде дебатов и прений, в виде игры или более жестко - в форме активного физического воздействия (драка, военные действия).

Причины возникновения конфликтов


Существование человека многогранно, поэтому и причины для возникновения конфронтации могут затрагивать самые разные сферы человеческой деятельности. Конфликт может базироваться на чисто эмоциональной неприязни, непринятии определенных форм поведения или определенных ситуаций и т. д. Остановимся на наиболее значимых факторах, которые формируют конфликтные ситуации.

Общие причины возникновения конфликтов:

  • Цели . Непонимание или неприятие желаемого результата, когда люди по-разному видят итог своей деятельности (поступков, решений, поведения), часто приводит к конфронтации.
  • Взгляды . Нередко конфликт возникает между сторонами, которые расходятся в видении путей решения определенной ситуации (проблемы).
  • Чувства . Конфликтная ситуация может носить и чисто личностный характер, когда ее участники просто не могут сойтись на уровне эмоций и чувств друг к другу.
Если рассмотреть указанные причинные факторы в ракурсе сфер деятельности человека, они будут выглядеть следующим образом:
  1. Причины социальных конфликтов . Социальное противостояние является необходимым условием для развития общества. Базироваться оно может на нескольких позициях: социальном неравенстве, неоднородности культуры и обычаев, разности ценностей и идеологии. Немало социальных конфронтаций основано на факторах экономического характера и степени распределения власти. В пределах семьи причинами для конфликтов могут стать разные взгляды на жизнь, воспитание детей, интимные отношения, ревность, финансовые и бытовые проблемы, вредные привычки и пристрастия.
  2. Причины конфликтов в пределах организации . Вынужденное нахождение внутри разнородного коллектива в условиях одной организации неизбежно приводит к возникновению конфронтаций. Искрой для разгорания конфликта в этом случае могут послужить борьба за лидерство, неудовлетворительные условия работы, разность интересов, понимания трудового процесса и субординации, распределение материальных благ и поощрений.
  3. Причины межнациональных конфликтов . Вызвать вражду между государствами или субъектами разных национальностей могут стремление улучшить экономическое положение или границы влияния, условия проживания, восстановление утраченных прав или географических границ. Не меньше поводов для межнациональной розни дают исторические, религиозные и конфессиональные расхождения, политические игры и численное превосходство одной нации над другой.
Понимание причины возникновения конфликтной ситуации дает большое преимущество тому, кто хочет ею управлять. Самый эффективный способ, как избежать конфликта, базируется именно на знании его природы.

Как избежать конфликта

Большинство людей, которые становятся участниками конфронтации, старается оправдать свое поведение обстоятельствами, эмоциональным фоном, провокационным поведением собеседника и т.д. Они даже не подозревают, что есть способы избежать конфликта - в любой ситуации.


Есть несколько советов общего характера, которые помогут пресечь конфликт «в корне» независимо от того, какова его причина и сколько в нем участников:
  • Держите эмоции под контролем . Лучший путь предупреждения или конструктивного завершения конфликтной ситуации - отключение эмоций и своего Эго. Именно «трезвая голова» поможет так вести диалог, чтобы потом не сожалеть о сказанном или сделанном.
  • Не накручивайте себя . Научитесь жить в данный момент, не забегая своими мыслями и фантазиями в будущее - не надумывайте того, чего нет, и того, что еще не произошло. Часто случается, что мы сами себя накручиваем, выстраивая в голове немыслимые вариации развития событий, на которых потом строим свои претензии. Хотя оказывается, что все они так и оказались надуманными.
  • Будьте внимательными к собеседнику . Если у вас есть повод обсудить проблему, посоветовать или выяснить что-то, выбирайте для разговора правильное время - когда собеседник настроен на диалог. Если же он не в духе, устал, расстроен или рассержен - у вас есть все шансы превратить общение в конфликтную ситуацию.
  • Не вспоминайте прошлое . Возьмите за правило не «привязывать» к сегодняшней проблеме прошлые проступки и промахи своего собеседника. Такая тактика только усугубит противостояние. Это очень эффективный способ, как избегать конфликтов с близкими.
  • Не накапливайте в себе обиды и проблемы . Нерешенные спорные моменты, невысказанные переживания и обиды имеют свойство аккумулироваться и выплескиваться фонтаном отрицательных эмоций. Естественно, что конфликтов во время таких всплесков не избежать.
  • Сохраняйте спокойствие и вежливость . Чтобы конфликтная ситуация быстро разрешилась или вообще не возникла, следите за своей речью. Не истерите, разговаривайте спокойным тоном, без оскорблений, насмешек и издевок.

Как избежать конфликтов с начальником


На работе проходит большая часть нашей жизни, поэтому возможность возникновения недоразумений в этой сфере жизнедеятельности велика. Причем возникать они могут в нескольких плоскостях - с коллегами или с высшим по рангу сотрудником, начальником.

Главные правила, как избежать конфликтов на работе с начальником:

  1. Начальник всегда прав . Помните этот главный принцип любого руководства. И даже если соблюдать его очень сложно, в любом случае ваше противостояние должно быть обдуманным, тактичным и адекватным.
  2. Спокойствие, только спокойствие . Если вы попали под горячую руку начальника или считаете предъявленные вам претензии безосновательными, сдержитесь от бурного ответа. Подождите, пока «агрессор» успокоится, и только потом выясняйте все непонятные вам моменты.
  3. Сплетням - стоп . Возьмите за правило не обсуждать руководство со своими коллегами. Даже вне работы и в неформальной обстановке. Нет никаких гарантий, что ваши слова не донесут до ушей объекта обсуждений.
  4. Правильные отношения . Не допускайте в общении с руководством фривольностей и заискивания. Только профессионализм в общении и поведении поможет вам избежать конфронтации как с руководством, так и с коллегами.

Как избежать конфликтов с коллегами


Основные способы, как избежать конфликтов с коллегами по работе:
  • Держите дистанцию . Рабочие отношения не только обеспечат вам наиболее эффективные условия работы, но и не сделают вас объектом или жертвой сплетен.
  • Будьте беспристрастны . Если вас вовлекают в конфликт - не выбирайте чью-либо сторону и сохраняйте нейтралитет. Вы не знаете, чем он закончится и какие последствия за собой оставит. Будьте спокойны и рассудительны и тогда, когда вы выступаете одной из сторон конфликтной ситуации. Даже если причина конфликта - личная «непереносимость».
  • Соблюдайте принцип «тет-а-тет» . Старайтесь искать разрешение любым недопониманиям и размолвкам наедине с собеседником, вне коллектива.
  • Уважайте опыт других . Если вам неприятны замечания или попытки вмешательства в вашу работу более опытных сотрудников, не стесняйтесь спокойно выяснить причину такого отношения к себе. Если вы действительно «грешны», примите помощь и совершенствуйтесь.

Как избежать конфликтов с друзьями


Жизнь показывает, что моменты недопонимания и несогласия могут возникнуть даже между самыми лучшими друзьями. Учитывая ту же жизнь - хороших друзей не бывает много, поэтому не стоит рисковать ими и вступать с ними в конфронтацию.
  1. Уходите от конфликтов . Если вы видите, что ваш друг настроен агрессивно и конфликтная ситуация неизбежна, уходите от столкновения физически. Можете вспомнить о срочных делах, нерешенной проблеме, не выключенном утюге - о чем угодно, что даст вам повод прекратить общение с другом в момент его «неадекватности».
  2. Выдерживайте паузу . Старайтесь не реагировать на замечания и колкости сразу, особенно если они мелочны и незначительны. Используйте классический метод счета до 10. А там будет видно - как отвечать и стоит ли отвечать вообще.
  3. Расставляйте приоритеты . Если конфликтное столкновение неизбежно, задумайтесь, что для вас важнее - сохранить дружеские отношения или доказать свою точку зрения. В этом случае можно слепо согласиться с зачинщиком или попробовать совместно найти мировое решение возникшей проблемы.

Как избежать конфликтов с родителями


Конфликт отцов и детей - извечная проблема отношений, актуальность которой будет существовать столько же, сколько и сами ее участники. Родительская любовь в совокупности с жизненным опытом не всегда находят общий язык с молодостью и стремлением к самостоятельности.

Основные принципы, как избежать конфликтов с близкими людьми:

  • Не бойтесь признавать свои ошибки . Старайтесь подходить к причинам конфликтов беспристрастно и исправляться, когда это необходимо.
  • Не давайте волю чувствам . Оставляйте без ответной реакции провокации и намерения вывести вас из равновесия. Часто эмоции мешают увидеть корень проблемы и правильный способ ее решения.
  • Будьте тактичны и снисходительны . Вежливость, спокойный тон и умение выслушать, не перебивая - лучший способ показать значимость хороших отношений с близкими. Делайте скидку на возраст родных, эмоциональный фон, состояние здоровья. Перепады настроения и плохое самочувствие бывают у всех.
  • Предупреждайте конфликты . Не копите обиды и недоразумения, чтобы они не создавали почву для возникновения конфронтации.

Как избежать конфликтов с детьми


Не меньше поводов для непонимания и столкновения может возникнуть и со своими собственными детьми. Это значительно усложняет сохранение продуктивной связи «родитель-ребенок».

Главные правила, как избежать конфликтов с детьми:

  1. Смотрите в корень проблемы . Очень часто дети используют конфликтные ситуации с целью привлечь к себе внимание. И родителей - в первую очередь. Научитесь прежде увидеть причину возникшего противостояния и только потом выбирать путь его решения.
  2. Критикуйте правильно . Ребенку, как и любому взрослому, неприятно слышать в свой адрес критические замечания. Поэтому постарайтесь делать замечания своему ребенку правильно: во-первых, по существу, во-вторых, с продолжением, то есть объясняя, как ему исправиться, стать лучше.
  3. Объясняйте свои отказы . Если вы не намерены удовлетворять каждое желание своего ребенка, научитесь это аргументировать. Игнорирование только усугубит проблему, поскольку ребенок воспринимает такое отношение к себе как безразличие.
  4. Общайтесь с детьми почаще . Именно доверительное общение дает возможность узнать все, чем дышит ваш ребенок - его страхи, желания, настроения, мечты. И, соответственно, избежать конфликтных ситуаций.

Как избежать конфликтов с любимым человеком


Если отношения с родителями и детьми - это кровные отношения, то отношения со своей второй половиной имеют несколько другой ракурс. Этот ракурс дает массу поводов для возникновения конфликтных противостояний. И если не найти оптимальный способ, как избежать конфликтов в семье, этой семьи может или не быть, или не стать.

Основные способы избежать конфликтов со своим партнером:

  • Уважайте свою вторую половину . Помните, что ваша вторая половинка - личность, у которой есть свои вкусы, привычки, интересы и предпочтения. В конце концов - именно такого человека вы и полюбили.
  • Будьте искренни и честны . Самым лучшим цементом для укрепления отношений является искренность и открытость. При этом не забывайте, что нечестно требовать от своего партнера то, что не можете сделать или чем не обладаете сами.
  • Прислушивайтесь к себе . Прежде чем начать конфликт или обидеться, загляните внутрь себя. Возможно, в вас говорят эмоции, усталость или обычный голод. И учтите, что вашей половиной могут двигать те же причины.
  • Будьте поласковее . Общеизвестно, что ласковое слово и кошке приятно. Поэтому замечайте в своем партнере побольше хорошего, хвалите и мотивируйте.

Важно! Помните, что у счастливых людей просто нет времени и повода для того, чтобы выяснять с кем-то отношения и сплетничать.


Как избегать конфликтов - смотрите на видео:


В современном мире конфликты имеют благодатную почву для развития, но это не значит, что такое положение вещей нужно принять за норму. Мирное общение и взаимопонимание делают жизнь прекраснее, плодотворнее. Поэтому стоит побороться за то, чтобы свести все конфронтации до минимума.

Следует различать конфликтные ситуации и конфликты . Конфликтная ситуация - это возникновение разногласий, т. е. столкновение желаний, мнений, интересов. Конфликтная ситуация бывает при дискуссии, споре. Спор - это такаядискуссия, когда ее участники не просто обсуждают проблему, а «кровно» заинтересованы в ее решении в свою пользу при несогласии другой стороны.

Однако для спора, как и для дискуссии, характерным является уважение обеими сторонами друг друга, проявление ими такта.

Индусские философы ввели следующее правило спора. Каждый из собеседников должен сначала изложить мысль своего противника в споре, и только получив подтверждение, что правильно все понял, может опровергать ее. Его собеседник должен повторить суть этих воз­ражений и, получив подтверждение, что они поняты правильно, может приводить контрвоз­ражение.

В конфликтной ситуации надо придерживаться нескольких правил, к которым

относятся:

Ограничение предмета спора; неопределенность и переход от конкретного вопроса к общему затрудняют достижение согласия;

Учет уровня знаний, компетентности в данном вопросе противоположной стороны; при большой разнице в уровне компетентности спор или дискуссия будут малопродуктивными, а при упрямстве малокомпетентного спорщика они могут перерасти в конфликт;

Учет степени эмоциональной возбудимости, выдержанности противоположной стороны; если участники спора легко эмоционально возбудимы, обладают упрямством, спор неизбежно перерастет в конфликт;

Осуществление контроля за тем, чтобы в пылу спора не перейти на оценку личностных качеств друг друга.

При несоблюдении этих правил спор перерастает в конфликт. Конфликт - это взаимные отрицательные отношения, возникающие при столкновении желаний, мнений; это отягощенные эмоциональным напряжением и «выяснением отношений» разногласия между людьми.

Таким образом, любой конфликт отражает столкновение интересов, мнений, но не всякое столкновение позиций и противоборство мнений, желаний являются конфликтом. Несмотря на эмоциональный заряд дискуссии и спора, они могут не переходить в конфликт, если обе стороны, стремясь к поиску истины, рассматривают суть вопроса, а не выяснение того, «кто есть кто». Конечно, в любом обсуждении скрыта «искра» конфликта, но чтобы «из искры возгорелось пламя», нужны определенные условия.

Фазы развития конфликта

Выделяют две фазы развития конфликта: конструктивную и деструктивную.

Для конструктивной фазы конфликта характерна неудовлетворенность собой, оппонентом, беседой, совместной деятельностью. Она проявляется, с одной стороны, в стиле ведения разговора - повышенном эмоциональном тоне речи, упреках, оправданиях, игнорировании реакции партнера, а с другой - в неречевых характеристиках поведения: уходе от разговора, прекращении совместной деятельности или ее нарушении, замешательстве, внезапном увеличении дистанции с партнером по общению, принятии закрытой позы, отведении взгляда, неестественности мимики и жестикуляции.

При этом беседа остается в рамках делового обсуждения, разногласия не принимают необратимого характера, оппоненты контролируют себя.

Деструктивная фаза конфликта начинается тогда, когда взаимная неудовлетворенность оппонентов друг другом, способами решения вопроса, результатами совместной деятельности превышает некий критический порог и совместная деятельность или общение становятся неконтролируемыми.

Эта фаза может иметь две стадии. Первая психологически характеризуется стремлением завысить свои возможности и занизить возможности оппонента, самоутвердиться за его счет. Она связана также с необоснованностью критических замечаний, с пренебрежительными репликами, взглядами, жестами в сторону оппонента. Эти реакции воспринимаются последним как личные оскорбления и вызывают противодействие, т. е. ответное конфликтное поведение.

Если конфликтующие не меняют тактику взаимоотношений, то такие столкновения становятся систематическими, а негативизм субъектов все более упорным. Возникает хронический конфликт, характеризующий вторую стадию деструктивной фазы.

Исходы конфликтных ситуаций

Исходы конфликтных ситуаций могут быть разными: предупреждение конфликта, уход от конфликта, его сглаживание, приход к компромиссу, возникновение конфронтации, принуждение.

Предупреждение конфликта учителя с учащимися зависит главным образом от него самого. Прежде всего учитель должен при возникновении конфликтной ситуации не допускать предпосылок со своей стороны для развития конфликта: говорить с учащимся спокойно и, изменяя отношение школьника к чему-либо,убеждать его, а не приказывать. Учитель должен позаботиться об условиях, при которых его требование может быть выполнено. Нецелесообразно предъявлять требования слишком часто, а приказную форму их выражения лучше заменять по возможности другими формами. Например, требование в форме вопроса («Ты сделал дома то, что я тебе говорил в прошлый раз?») воспринимается учащимися как форма контроля, а не как требование учителя. Можно требование выражать в форме утверждения, убеждения в том, что учащийся, конечно, выполнил то, что ему говорили.

Опытные учителя для предупреждения конфликтов используют индивидуальные беседы с учащимися, в ходе которых выясняют их позиции и разъясняют свои.

При этом учителю нужно:

1)проявлять внимание к учащемуся, уважительное отношение, сочувствие к нему, терпимость к его слабостям, выдержку, спокойный тон;

2)строить фразы так, чтобы они вызывали нейтральную или положительную реакцию со стороны учащегося;

3)постоянно поддерживать с учащимся обратную связь, смотреть ему в глаза, следить за изменением у него позы, мимики;

4)чуть затягивать темп беседы, если учащийся взволнован или говорит изF

лишне быстро;

5)попытаться мысленно поставить себя на место учащегося и понять, какие

события привели его в это состояние;

6)дать учащемуся выговориться, не перебивать и не пытаться перекричать его;

7)уменьшить социальную дистанцию, приблизиться и наклониться к нему,коснуться его, улыбнуться;

8)подчеркнуть общность цели, интересов, показать школьнику заинтересованность в решении его проблемы;

9)подчеркнуть лучшие качества учащегося, которые помогут ему самому преодолеть конфликтную ситуацию , справиться со своим состоянием.

Однако не во всех случаях конфликт можно предупредить. Обоснованное недовольство учителя, его обида на учащихся, которую он не смог сдержать, или же нежелание учащегося понять необходимость требований учителя приводят к межличностному конфликту. Тогда у учителя возникает другая задача - погасить

возникший конфликт, не дать ему перейти в хронический конфликт и втянуться в него другим учащимся или всему классу.

Уход от конфликта как способ разрешения конфликтной ситуации - это уход от разрешения возникшего противоречия со ссылкой на недостаток времени, на неуместность, несвоевременность спора и т. д. Этот способ следует использовать, чтобы не довести разговор до конфликта. Однако такой исход - это просто откладывание разрешения конфликтной ситуации. Обвиняемая сторона избегает открытого столкновения, дает противоположной стороне «остыть», ослабить психическое напряжение, обдумать свои претензии. Подчас проявляется и надежда, что со временем все само собой утрясется (это чаще всего наблюдается у молодых учителей и учителей с большим стажем, дожидающихся ухода на пенсию). Однако при появлении нового повода конфликт вспыхивает опять.

Сглаживание конфликта - это согласие с претензиями, но «только на этот момент». «Обвиняемый» старается таким способом успокоить партнера, снять эмоциональное возбуждение. Он говорит, что его не так поняли, что нет особых причин для конфликта, что он что-то не сделал из-за неожиданно появившихся новых обстоятельств. Однако это не значит, что он принял претензии и осознал суть конфликта. Просто в данный момент он проявляет согласие, лояльность.

Сглаживание не может бесконечно спасать положение, но, используемое редко и не по одному и тому же поводу, позволяет снять в данный момент напряженность в отношениях. Однако через некоторое время маневр «обвиняемого» обнаружится и на него снова посыпятся упреки: «Обещал, но снова все то же самое…»

Поэтому такая тактика плоха тем, что может подорвать доверие партнера.

Компромисс - это принятие наиболее приемлемого для обеих сторон решения путем открытого обсуждения мнений и позиций. Компромисс исключает принуждение в одностороннем порядке к одному единственному варианту, а также откладывание разрешения конфликта. Его преимущество состоит во взаимной равности прав и обязанностей, принятых каждой стороной добровольно, и открытости

претензий друг к другу.

Конфронтация - это жесткое противостояние сторон друг другу, когда ни одна из них не принимает позицию другой. Опасность конфронтации в том, что партнеры могут перейти на личные оскорбления, когда все разумные доводы оказываются исчерпанными. Несмотря на то, что такой исход конфликтной ситуации является неблагоприятным, он позволяет партнерам увидеть сильные и слабые стороны друг друга, понять интересы сторон («значит, и в моей позиции не все гладко»).

Конфронтация заставляет думать, сомневаться, искать новые пути выхода из тупика.

Часто конфронтация возникает при переоценке себя и недооценке партнера по общению, что характерно для эгоцентристов: «Кажется, говоришь очевидные вещи, а он не понимает!» - возмущается учитель. Однако он не учитывает ряд моментов. Очевидной вещь может быть только для него, у учащегося на этот счет другая точка зрения, и высказанная учителем позиция противоречит его интересам, установкам, привычкам, обычаям.

Принуждение - это тактика прямолинейного навязывания человеку того варианта решения, который устраивает руководителя, родителя, педагога. Принуждение быстро и решительно устраняет причины недовольства, но в то же время оно является самым неблагоприятным исходом для сохранения хороших отношений.

Признание своей ошибки или неправоты. Если причиной конфликта явилось неправильное поведение или ошибочное утверждение руководителя, родителя, учителя, вызвавшее несогласие другой стороны, то разрешить конфликт можно признанием своей ошибки.

Рассмотренные исходы конфликтных ситуаций и конфликтов по-разному влияют как на настроение партнеров по общению, так и на устойчивость их отношений.

В этом смысле наиболее эффективным является предупреждение конфликтов, но и исходы «признание ошибки», «сглаживание» и «компромисс» тоже благоприятны.

Статья подготовлена с помощью книги ИльинаЕ. П.»Психология общения и межличностных отношений».

Отчего возникают конфликты между одноклассниками? Причин может быть несколько:
борьба за авторитет,
соперничество,
обман, сплетни,
оскорбления,
обиды,
враждебность к любимым ученикам учителя,
личная неприязнь к человеку,
симпатия без взаимности,
борьба за девочку (мальчика).
Таких причин десятки и даже сотни. Необходимо еще в самом начале конфликта правильно определить причины противостояния, чтобы найти нужное конструктивное решение.
Важно также понимать, что не все детские конфликты нуждаются в участии взрослых. Часть из них ребята вполне способны разрешить сами. Учителю в подобных случаях лучше не вмешиваться в ход событий и не оказывать давления, а занять наблюдательную позицию, лишь иногда выступая в роли советчика. Опыт самостоятельного решения конфликтов поможет подросткам в формировании социальных навыков, необходимых им во взрослой жизни.
Если все же конфликт достиг стадии, когда вмешательство учителя необходимо, важно сделать это тактично и аккуратно, чтобы не задеть детскую гордость и не вызвать агрессию. Необходимо терпеливо и очень внимательно выслушать обе стороны, попутно задавая вопросы-подсказки, которые дадут возможность участникам конфликта задуматься и более взвешенно проанализировать ситуацию.
Для разрешения любых школьных конфликтов существует единый алгоритм:
1) Необходимо сохранить спокойную обстановку. Она позволит не дойти до уровня оскорблений и обид.
2) Постарайтесь оценить ситуацию как можно более объективно.
3) Необходимо создать условия, в которых конфликтующие стороны смогли бы вести открытый и конструктивный диалог.
4) Нужно помочь ученикам прийти к единому итогу и выявить общую цель.
5) Нужно подвести итоги и сделать выводы, которые помогут детям в дальнейшем лучше взаимодействовать.
В разрешении любого конфликта очень важен открытый диалог между его участниками. Дайте возможность ребятам спокойно и без истерик изложить друг другу свой взгляд на ситуацию, проговорив самые важные для них моменты. Умение слушать - важный навык, который в дальнейшем очень поможет детям в решении сложных взрослых проблем. Выслушав друг друга, ребята смогут гораздо быстрее прийти к общему знаменателю и найти решение, которое устроит обе стороны.
После того как конфликт будет полностью исчерпан, необходимо побеседовать с каждой из сторон. Не требуйте публичных извинений, это может уязвить гордость ребенка. Важно, чтобы подросток доверял взрослому, поэтому для создания доброжелательной атмосферы рекомендуется называть ребенка по имени и позиционировать его как равного себе. Нужно объяснить, что конфликт не повод для переживаний, это определенный жизненный опыт, которого будет еще много. И что куда лучше решать все ссоры мирно, без взаимных упреков и оскорблений, а также делать выводы и работать над ошибками.
Часто подросток проявляет агрессию в том случае, если у него недостаток общения и увлечений. Учитель может попробовать исправить ситуацию, побеседовав с родителями ученика насчет времяпрепровождения их ребенка. Можно предоставить информацию о кружках или секциях, об общественной работе, которая проводится в школе, и посоветовать привлечь ребенка к подобной деятельности. С новым занятием он получит большое количество положительных эмоций и новых знакомств, у него не останется времени на ссоры и сплетни.
Также для всех учеников будут полезны внеклассные мероприятия, в которых они смогут более неформально общаться. Ими могут быть совместный просмотр и обсуждение кинофильмов, тренинги на сплочение, отдых на природе и т. п.
Конфликты всегда будут присутствовать между учениками, и решать их (и учить решать) тоже необходимо всегда. Ведь доверительные отношения поддерживают мирную атмосферу в классе, а деструктивные влекут за собой обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынули негативные эмоции, - вот что самое важное в разрешении конфликтных ситуаций.

Лина МАКАРОВА, эксперт по психологии

Любой коллектив рано или поздно сталкивается с конфликтными ситуациями. В теоретическом плане, конфликт представляется наиболее острым способом разрешения спорных ситуаций между противодействующими участниками. В обыденном понимании, конфликт - это несогласие сторон друг с другом и обострение противоречий, связанное с негативными переживаниями.

Конфликты обуславливаются многими причинами, среди которых выделяются: сложность трудового процесса; психологические особенности человеческих отношений (симпатия и антипатия); индивидуальные характеристики каждого работника (неумение контролировать свое эмоциональное состояние, предвзятое отношение, пессимистический настрой). Специалисты советуют не поддаваться эмоциям и следовать простому алгоритму решения конфликтных ситуаций в коллективе.

1. Принесите свои извинения. Это правило многие забывают, но именно извинение помогает ослабить напряжение и поставить оппонентов на путь выхода из сложившейся ситуации. При этом, не имеет фактически никакого значения, есть ваша вина или нет. Собеседник, услышав такие слова, будет относится к вам по-другому.
2. Берите на себя ответственность за проблему. Покажите второй стороне, что вы вместе возьметесь выход из ситуации и вы готовы оказать помощь и содействие для ее разрешения.
3. Примите решение. Этот этап поможет полностью установить определенность в вопросе и поставит точку в разногласиях с оппонентом. Предложите несколько вариантов окончательного результата, которые будут реально оказывать влияние на предмет разногласий. Не переходите на личности и прибегайте только к фразам имеющим прямое отношение к ситуации.
4. Начните действовать. Переход к реальным действиям поможет отвлечься от ненужных обсуждений и обвинений в адрес обеих сторон и объединит участников конфликта одной целью, которая будет наиболее оптимальна в конкретной ситуации.
5. Проконтролируйте выполнение условий решения конфликта. Убедитесь, что решение доведено до конца. Именно так вы предотвратите новые конфликты по данному вопросу и укрепите доверие к себе среди коллег и партнеров.

Способы разрешения конфликта

Для решения конфликтных ситуаций необходимо выбрать подходящий стиль поведения, который поможет наиболее эффективным образом решить проблему.
Рассмотрим несколько способов:

Приспособление

  • достигнуть спокойствия и стабильности обстановки;
  • упрочить доверие и взаимопонимание;
  • признать собственную неправоту;
  • осознать приоритет сохранения дружественных отношений с оппонентом, а не отстаивание своей точки зрения;
  • придти к пониманию того, что победа в споре важнее для оппонента, а не для вас.

Компромисс

  • возможен, когда оппонентами представлены одинаково убедительные аргументы;
  • для урегулирования конфликта необходимо больше времени;
  • обе стороны нацелены на принятие общего решения;
  • отказ от своей директивной точки зрения;
  • обе стороны обладают равной властью;
  • вы можете несколько изменить поставленную цель, поскольку выполнение ваших условий имеет для вас не очень большое значение;

Сотрудничество

  • предусматриваются совместные усилия для принятия решение;
  • интеграция точек зрения и получение общих путей разрешения конфликта;
  • целями обсуждения выступает приобретение общего результата и новой информации;
  • усиление личного участия в проекте;
  • стороны готовы поработать над выработкой нового, подходящего для обоих решения.

Пренебрежение

  • источник разногласий несущественный в сравнении с другими задачами;
  • требуется условия для восстановления спокойствия и трезвой оценки ситуации;
  • поиск дополнительных сведений предпочтительнее, чем принятие скорого решения;
  • предмет спора уводит от решения серьезных проблем;
  • конфликт может быть урегулирован подчиненными;
  • напряженность слишком велика для принятия решения в данный момент;
  • вы уверены в том, что не можете или не желаете решать спор в свою пользу;
  • у вас не хватает полномочий для решения конфликта.

Соперничество

  • необходимы быстрые меры для решения ситуации;
  • рекомендуется при решении широкомасштабных проблем;
  • при жесткой линии управления компанией;
  • от исхода ситуации зависят реальные результаты;
  • только вы правомочны решить проблему.