Деньги тартарии. Тартарские деньги. Юпитер, метающий молнии и современный арт битвы

19 ноября 1703 года на кладбище Сан-Поль при печально известной тюрьме Бастилия был похоронен мужчина, который провел последние четыре десятилетия своей жизни в различных тюрьмах Франции. Он, без сомнения, самый известный заключенный в истории Франции, хотя никто не знает, почему половину жизни ему пришлось провести в камере, к тому же, как утверждает история, в почти идеальной изоляции и с закованным в железную маску лицом.

Первая известная запись об этом несчастном восходит к июлю 1669 года, когда маркиз де Лувуа в письме к Бениньи д’Овернь де Сен-Марс, управляющему тюрьмой Пинероля, обмолвился о неком Эсташе Доже, которого следовало бы арестовать за его действия против короны. Отличный претендент на звание «Железной маски».

Но было ли это его настоящим именем? Это невозможно подтвердить или опровергнуть, так как анализ письма показал, что имя преступника было подписано другим человеком, возможно даже, что после написания послания самим автором. И это еще одна тайна, которая окутала и без того неразрешимую загадку истории.

Мы также имеем многочисленные ссылки на этого человека в работах литераторов того времени, которые вызывают больше доверия. Например, Вольтер упоминает его в своей работе Le siècle de Louis XIV («Эпоха Людовика XIV»). Как известно, Вольтер был заключен в Бастилию в 1717 году, где провел около года. Естественно, он встречался со многими заключенными, а некоторые из них заявляли в разговоре с мыслителем просвещения, что, якобы, вступали в контакт с таинственным заключенным, пока тот был жив.

Существование человека в железной маске также отмечалось в других исторических справках, таких как Le mémoire secret pour servir à l’histoire de la Percy («Таинственное воспоминание») неизвестного автора, сочинения одного из самых известных журналистов французской революции, барона Фридриха Мельхиора фон Гримма и личный дневник Этьена де Жюнка, одного из служащих Бастилии, который застал смерть узника.

Однако, источником, который сделал этого заключенного известным в массах, была книга Александра Дюма «Человек в железной маске», которая была третьей и последней в серии историй, начавшихся с приключений трех мушкетеров. Книга, хотя и считается полностью выдуманной, кажется, содержит некоторые достоверные данные, так как автор провел довольно подробное расследование этого дела. Французская классическая литература часто была вдохновлена реальными историями людей, вокруг которых затем создавались дополнительные детали и происходили красочные действа (это также касается и «Графа Монте-Кристо», который был написан на основе биографических рассказов реального человека).

В любом случае, как уже упоминалось, приказ о лишении свободы Доже был дан маркизом де Лувуа, секретарем Людовика XIV по военным делам. Среди прочего, было оговорено, что Доже должен был содержаться именно в тюрьмах строгого режима, где он имел бы право общаться только с очень узким кругом людей (в частности, тюремщиками и иными высокопоставленными чинами). И если он когда-либо осмелится заговорить с кем-нибудь о том, что не относится к его естественным нуждам и потребностям, его должны были немедленно казнить. Для достижения этой цели Доже был помещен под присмотр самого Бениньи д’Овернь де Сен-Марс, который должен был следить за выполнением всех приказов «сверху» до конца жизни узника.

Но, как говорится в ранних отчетах о жизни Доже за решеткой, эти жесткие правила со временем стали забываться. Например, он получили разрешение стать тюремным слугой для бывшего министра финансов Николя Фуке, когда его слуга был болен. Единственным условием было то, что он не должен был встречаться с кем-либо еще, кроме Фуке. Если в камере находились посторонние, Доже не должен был туда заходить. Но почему Фуке были предоставлены такие удобства? Было предположение, что, хотя он и должен был оставаться в тюрьме до конца жизни, ему не запрещалось принимать гостей или вести переписку с влиятельнейшими людьми того времени.

Тот факт, что Доже стал чьим-то слугой, а затем служил в качестве рабочего в той же тюрьме, также является значительным. Учитывая правила той эпохи, если бы он принадлежал королевскому роду или даже просто имел высокопоставленных родственников, или состоял в родстве с графами, маркизами и виконтами, ему бы не позволили прислуживать. Кто-то королевской крови попал в тюрьму пожизненно на основании сомнительных обвинений? Превосходно! (таким заключенным полагался целый штат слуг и иные льготы дворянства). Быть «на посылках», имея благородные корни? Немыслимо.

В любом случае, главной причиной, по которой мы все еще помним именно этого бедолагу, а не сотню других заключенных, является его маска. Почему его лицо было скрыто от общественности? Некоторые историки утверждают, что это не что иное, как трюк амбициозного Бениньи д’Овернь де Сен-Марс, который придумал это во время передачи заключенного в Сен-Маргерит в 1687 году, чтобы произвести впечатление на толпу, указав на важность преступника, которого сам король поручил ему охранять. Именно после этого «трансфера» в народе появился слух, что заключенный вынужден был всегда носить маску из железа.

18 сентября 1698 года Сан-Марс получил очередное повышение в должности и на этот раз стал управляющим Бастилии. Именно в этот момент Доже вновь был переведен в парижскую тюрьму. По мнению Вольтера и прочих заключенных, которые видели мужчину в железной маске в стенах старой крепости, этот мужчина никогда не снимал маску. Тем не менее, следует отметить, что вышеупомянутый лейтенант де Жюнка, который служил там же, неоднократно утверждал, что маска, на самом деле, была изготовлена из черного бархата.

Доже умер в тюрьме 19 ноября 1703 года. Сан-Марс описал его как «расположенного к воле Божией и к королю» в отличие от большинства заключенных. Если правда, что он был вынужден скрывать лицо под маской и прислуживать Фуке, то, возможно, этот узник был узнаваем или имел очевидное сходство с другим человеком, скорее всего из высшего общества (будь то прямое родство или чистое совпадение).

Но остается вопрос, был ли он просто скромным слугой или имел несчастье быть свидетелем чего-то, что король хранил в тайне, или же был похожим на одного из представителей правящих верхов? Почему недовольный король и французские власти просто не убили его? Выходцы из крестьянского сословия могли быть легко казнены из-за малейших обвинений (не всегда справедливых), например, за связь с дьяволом или воровство колосьев с королевских полей. Почему они рискнули и оставили его в живых, хотя и предприняли меры по сохранению его анонимности? И если он был королевской крови, почему ему было разрешено работать в качестве прислуги? И уж если на то пошло, почему ему позволили регулярно общаться с Фуке, которому он мог рассказать свой секрет, а тот, в свою очередь, проговорился бы о нем в одном из своих писем на волю? Значит не такой уж большой секрет хранился за этой маской.

Само собой разумеется, незначительный исторический факт не привел бы, в конце концов, к появлению многочисленных спекуляций, теорий и поисков доказательства в поддержку какой-либо из них. Согласно Вольтеру, человеком в железной маске был старший незаконнорожденный брат Людовика XIV (от связи Анны Австрийской с кардиналом Мазарини), в то время как в соответствии с мнением Дюма, таинственным узником был не кто иной, как близнец Людовика XIV, который появился на свет минутой раньше и, таким образом, должен был стать законным королем Франции.

Другая теория состоит в том, что он был настоящим отцом короля Людовика XIV. Все знают, что Людовик XIII был довольно старым в момент «чудесного» рождения Людовика XIV. Но наследник был необходим, чтобы брат Людовика XIII Гастон Орлеанский не получил трон. Кардинал Ришелье и сама королева были против него ввиду различных политических причин. Поэтому, как утверждают защитники этого предположения, кардинал и Анна нашли другого мужчину, который и стал биологическим отцом дофина. Как и в других теориях, фактического доказательства тому нет, но, по крайней мере, это объясняет, почему заключенный так любил короля, несмотря на то, что этот же король и упрятал его в тюрьму на всю жизнь. Конечно, было бы жестоко заставлять собственного отца жить в тюрьме в качестве раба, предполагая, что Людовик знал о том, что это его отец. А если он не знал, тогда зачем держать его в живых или вообще сажать в тюрьму? Тогда не было ДНК-экспертиз, да и народ не поверил бы, если бы какой-то мужчина говорил о связи с королевой.

Одна из наиболее убедительных теорий на сегодняшний день с точки зрения истории и правдоподобности исходит от закодированного письма короля Людовика XIV о генерале Вивьене де Бюлонд, который вызвал гнев правителя, когда бежал от приближающихся войск Австрии, бросив на растерзание противнику раненых солдат и провизию. После того, как шифровка была разгадана, ученые смогли прочитать следующее:

«Его Величество знает лучше, чем любой другой человек, последствия этого акта, и он также знает о том, как глубоко наше поражение навредило нашему делу, это провал, который мы должны компенсировать в течение зимы. Его Величество желает, чтобы вы сразу же арестовали генерала Бюлонда и препроводили его в крепость Пинероль, где он будет заперт в клетке под охраной, а также к нему должны быть предприняты меры 330 и 390».

А что такое «меры 330 и 309»?
Как считают ученые, «330» означало ношение маски, а «309» — пожизненное заключение, но, опять же, это только выводы историков. Возможно, король просто имел склонность к заковыванию особо ему не приглянувшихся заключенных в маски в качестве наказания. Но главная нестыковка в этой теории в том, что генерал Вивьен де Бюлонд умер в 1709 году, тогда как «Железная маска» скончался на шесть лет раньше (в соответствии с найденными записями в архивах).

А как тогда быть с Эсташем Доже? Значит ли это, что с его именем не связана эта загадка великой Бастилии? Доподлинно известно, что Эсташ Доже де Кавой, сын капитана гвардии кардинала Ришелье, действительно существовал и родился в 1637 году. В юности он присоединился к армии, но был вынужден уйти в отставку с позором после убийства молодого парня в пьяной драке. Позже, он был заключен в тюрьму. Из-за бесконечных жалоб о его содержании за решеткой своей сестре и писем королю с просьбой улучшить его условия, в 1678 году Людовик приказал запретить ему переписку и велел оградить его от всех посетителей, кроме случаев, когда на «свидании» присутствовал священник.

Проблема с историей Кавоя заключается в том, что он содержался в Сен-Лазар, а человек в железной маске был в Пинероле. Кроме того, Кавой не вписывается в описание Сан-Марса как «расположенного к воле Божией и к королю», а среди документов того времени есть доказательства, что он умер в 1680-е годы, задолго до того, как на тот свет отправился другой известный нам Эсташ Доже.

Мы знаем совсем немного о человеке в железной маске и не уверены, был ли он на самом деле виновен в ужасном преступления против короля или был вынужден скрывать лицо, чтобы никто не узнал в нем другого человека. А может он действительно был обычным парнем по имени Эсташ Доже и простым слугой, который «насолил» королю, но не так сильно, чтобы убить его. Хотя, в чем должен провиниться слуга, чтобы быть запертым в сырой камере, кишащей крысами, без возможности общаться с людьми и с унизительной обязанностью носить уродливую маску? Кто знает, возможно, в деле замешана любимая фаворитка короля? Но с другой стороны, это настолько интригующая история, что ученые еще не один век будут биться, чтобы разгадать личность и судьбу «Железной маски».

Дата рождения загадочного персонажа в железной маске неизвестна. Зато дата смерти зафиксирована точно: скончался он 19 ноября 1703 года. Вообще, история Железной маски начинается в июле 1669 года, когда министр Людовика XIV отправляет письмо начальнику тюрьмы в городе Пинероло с просьбой принять и оказать особое внимание таинственному заключенному в маске.

С тех пор свидетельства о Человеке в железной маске всплывают то в личных письмах, то в философских трактатах. Даже Вольтер не обошел вниманием существование Железной маски и намекнул, что знает о нем куда больше многих, но, как истинный француз, будет молчать. Из этих слов философа как-то само собой следовало, что заточение энигматического пленника связано с государственной тайной.


И правда, зачем так возиться с обычным человеком? Проще же убить, тем более что на дворе XVII век. Но пленника не только не убивали: во всех местах его пребывания, в том числе и в Бастилии, ему создавали максимально комфортные условия существования. Главное неудобство его жизни заключалось (помимо, разумеется, факта заточения) в круглосуточном ношении маски. Хотя тут история слегка сгустила краски: маска была не железной, а из черного бархата. Согласись, материал качественно другой.

Легенда о Человеке в железно-бархатной маске с веками не утихала, но обрастала новыми деталями. Главный вопрос - кем был узник - актуален по сей день. Всего насчитывается не меньше 52 версий. Но мы не будем мучить тебя всеми, познакомим лишь с самыми, на наш взгляд, занимательными.

Таинственная дама

Недаром выражение «шерше ля фам» придумали французы. Вечно им за любой тайной мерещится женщина. Версия возникла, после того как узник (узница) побывал в тюрьме на острове Сент-Маргерит и, вероятно, произвел романтическое впечатление на начальника тюрьмы.

Теория, появившаяся в конце XIX века. Мол, Мольер (пардон за каламбур) так уже надоел власти своими обличительными пьесами, что удобнее всего было засунуть его талант в маску. Хотя у писателя с королем были, строго говоря, культурные отношения: Мольер даже занимал почетную должность постельничего короля.

Больной раком кожи

Версия 1933 года. Ужасный недуг поразил кожные покровы некоего высокопоставленного лица, а потому это лицо пришлось прикрыть маской.

Брат-близнец Людовика XIV

До смерти фактического регента Мазарини юный Король-солнце совершенно не интересовался политикой. Только танцевал, менял наряды и, так сказать, фланировал с дамами. Но на следующий день после смерти кардинала поведение короля кардинально (и снова пардон за каламбур) изменилось: он стал серьезен, озаботился управлением государством. Прямо другой человек! А вдруг это спрятанный сразу после родов брат-близнец нашего короля? Ну точно. Так и есть. А король, поди, сидит теперь в заточении и в маске. Версия снискала популярность благодаря Дюма и фильму 1998 года «Человек в железной маске» с Леонардо Ди Каприо (да, за этот фильм ему «Оскара» тоже не дали).

Чернокожий сын Марии-Терезии

Ребенок, родившийся от несоответствующей никаким нормам приличия связи королевы и ее пажа-негра. Оправдание «ну с кем не бывает» в королевский семьях не работало, и преступный плод любви пришлось заточить навеки.

Железная Маска – под этим именем остался в истории самый таинственный заключенный эпохи Людовика XIV. Все, что достоверно известно об этом человеке, - номер, под которым он числился в Бастилии (64489001). Предположительно, был рожден в 40-х годах XVII века. Содержался в разных тюрьмах. В 1698-ом был окончательно помещен в Бастилию, где и умер.

Исторические сведения

На самом деле, узник № 64489001 носил не железную, а всего лишь бархатную маску. Она должна была скрывать его личность от посторонних, но никак не служить средством пыток (как железная). Даже сами надзиратели не знали, что за преступник носит эту маску. Его таинственность постепенно стала поводом для возникновения многочисленных легенд и домыслов.

Впервые о заключенном в железной маске упоминается в «Тайных записках Персидского двора», изданных в Амстердаме в 1745-ом. Автор записок указывает, что под номером 64489001 в каземате содержался внебрачный сын царственного Людовика XIV и его возлюбленной, герцогини де Лавальер. Он носил титул графа Вермандуа. В заключение попал за пощечину, которую дал своему брату, Великому Дофину.

Эта версия абсолютно не состоятельна, поскольку настоящий граф Вермандуа умер в возрасте 16-ти лет в 1683-ем. До этого он успел принять участие в войне с Испанией, так что времени на столь длительное заключение у него просто не было. Иезуит Гриффе, служивший при Бастилии духовником, записал, что впервые таинственного арестанта привезли в Бастилию в 1698-ом, а умер он в 1703-ем.

Старший брат или близнец Людовика XIV

Позднее Франсуа Вольтер высказал предположение, что господином в железной маске мог быть единоутробный брат самого Людовика XIV. Королю не нужны были соперники, поэтому он заключил брата в Бастилию, предварительно обязав того носить на лице маску. Очевидно, именно с этим могла быть связана вся та таинственность, которой окружили этого заключенного. Такую догадку Вольтер высказал в своем произведении 1751 года «Век Людовика XIV».

Анна Австрийская долгое время считалась бесплодной. Затем она родила внебрачного сына, после чего появился на свет и законнорожденный наследник престола – Людовик XIV. Последний, узнав о наличии старшего брата, решил покончить с ним. Кроме того, ходили слухи, что и сам Людовик – не родной сын короля. Это ставило под сомнение его право на корону.

Казнить сына французской королевы и родного брата Людовик XIV не мог, поэтому предпочел навсегда заточить несчастного юношу в тюрьму. Ношение маски – способ скрыть тайну, которая могла стать причиной государственного переворота. Имени этого предполагаемого старшего брата история не сохранила.

Также высказывались догадки, что Железная Маска – и вовсе брат-близнец Людовика XIV. Появление у королевской четы близнецов мужского пола самопроизвольно порождало массу проблем с престолонаследованием. Одним из сыновей королевы пришлось пожертвовать во имя сохранения стабильности в стране. Мальчик воспитывался тайно. Повзрослев, Людовик XIV узнал о брате-близнеце, который был на него похож как отражение в зеркале. Испугавшись за свою корону, Людовик приказал устранить соперника.

Эрколь Маттиоли

Четвертой версией было предположение, что под маской скрывался известный итальянский авантюрист Эрколь Антонио Маттиоли. В 1678-ом между ним и Людовиком XIV было заключено соглашение: Маттиоли обязался уговорить своего сюзерена отдать королю крепость Казале. Итальянец благополучно продал эту государственную тайну нескольким странам за солидное вознаграждение. За это он был предан французским правительством пожизненному тюремному заключению.

Генерал Булонд

Поводом для возникновения еще одной версии стали тайные записки Людовика XIV. Французский король вел зашифрованные дневники, которые спустя несколько веков расшифровал известный криптограф Этьен Базери. Оказалось, что узником в маске мог быть также и французский генерал Вивьен де Булонд, покрывший себя и Францию несмываемым позором в одном из сражений Девятилетней войны. Эта версия, как и все прочие, не была доказана на 100%.

Настоящий Петр I

Разные историки и исследователи, заинтригованные великой тайной, продолжали выдвигать всевозможные версии касательно личности узника в железной маске. Большая часть историков приходила к мнению, что им мог быть кто-то из заговорщиков, посмевших замахнуться на королевскую власть. Среди них: лотарингец Армуаз, королевский министр Фуке, кардинал Мазарини и пр.

Еще одна версия даже касалась России. Согласно ей в Бастилии был заключен сам Петр I, причем, истинный царь. В 1698 году – именно тогда, когда в Бастилии появился заключенный № 64489001 – якобы произошла подмена российского царя. Петр I осуществлял тогда дипломатическую миссию («Великое посольство») в Европе.

За границу уехал истинный, православный российский царь, свято чтивший традиции. Назад же вернулся европеец, обряженный в «басурманское платье» и с целым ворохом диких для патриархальной Руси нововведений. После этого стали поговаривать, что Петра Великого за границей подменили на самозванца. Эту подмену позднее связали с Железной Маской. До сих пор не известно, кто же на самом деле ее носил.

Все построения базируются на присутствии на ряде европейских карт XVII-XVIII веков некой территории, обозначенной как «Тартария», занимающей примерно половину Евразии. Право называться «отцом» теории о Великой Тартарии оспаривают несколько «исследователей», причём, нет никаких прямых доказательств, лишь домыслы и интерпретации. Непонятно даже, когда существовала Тартария. Называют XII - XVI– века, XVI-XVIII и даже XIX века. Новая струя в среде «тартарийцев» - утверждения, что ТАртария есть Скифия. Их не смущает, что скифы исчезли с исторической арены за несколько тысяч лет до нашей эры.

Нет никаких доказательств существования Тартарии – ни археологических, ни письменных, что невозможно для такой мощной и могущественной державы. Тартария – единственная империя в истории человечества, исчезнувшая без малейших следов. Нет никаких упоминаний о ней в документах сопредельных государств. Теория о «заговоре историков» не имеет смысла – её адепты просто не понимают, сколько тысяч письменных источников нужно изъять или подделать! Да так подделать, чтобы материал, на котором написан текст, сам язык полностью соответствовали эпохе, для усыпления подозрений. Ещё нужно, чтобы описываемые «выдуманные» события совпадали в хрониках разных стран. И зачем все эти трудозатраты и кто их оплачивает?

Откуда же на картах взялось название? Нашествие татаро-монголов на Европу в XIII веке вызвало ассоциирование их с демонами из Тартара (ада). Например, об этом пишет хронограф Матвей Парижский в XIII веке. Император Фридрих II Гогенштауфен в письме к английскому королю Генриху III также связывает татар с Тартаром.

Неудивительно, что территории, где обитали эти страшные племена, обозначили с идеологическим подтекстом – Тартарией. Тем более, что дальше Москвы европейцы очень долгое время не заезжали и изображали всё, что восточнее, по наитию или слухам.

Есть ещё одно соображение. Карта – это не территория. Были карты с землями, где жили песьеголовцы или люди с лицами на животе. Их тоже считать реальностью?

Сначала...

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Самая длинная

В этой части представлен конспект одного очень любопытного документа, который представлен во многих библиотеках, и никогда не скрывался от историков и широкого круга читателей. Давно известно мудрое правило, гласящее: - «Если хочешь что-то надёжно спрятать - положи это на самое видное место». В данном случае мы наблюдаем эффективность этого метода. Невзрачный двухтомник, с ничего не обещающим названием, просто не привлекает ничьего внимания. Но если знать всё то, что я изложил в Первой части, то глаза раскрываются, и начинаешь понимать, что этот текст - бесценный кладезь знаний об истории восточной части Великой Тартарии.

Монеты Великой Тартарии, конца XVI в. Как видим, надписи на двух языках, русском и арабском.


Язык, которым изложена книга, довольно нелёгок для восприятия современного читателя по нескольким причинам. Кроме того, что он написан дореволюционным языком и шрифтом, стиль изложения по восточному вычурный и витиеватый. Изобилует множеством повторов, многократных отступлений от темы, пояснений, воспоминаний, и перемежается восхвалениями пророка Магомета.

Необходимо делать поправку на то, что рукопись писалась одновременно четырьмя писцами, под диктовку умирающего в своей постели престарелого Хана, который, судя по всему временами впадал в забытьё, и страдал от склероза и старческого маразма. Тем не менее, поражает объём сведений, который хранился в памяти этого человека. Это и даты, и цифры, и имена. И при этом, старый Хан ещё постоянно извиняется, за то, что не помнит некоторых деталей. Ну и, конечно, нужно брать во внимание его крайнюю религиозность, которая, несомненно, повлияла на объективность изложения.

Кроме того, одним важнейших факторов, повлиявших на достоверность Летописи, является множественность перевода рукописи. Изначально, она была на арабском. Потом её перевели на русский, и оба варианта оказались в Стокгольме. Позднее, Летопись перевели с русского языка на французский. И только в девятнадцатом веке, с французского языка, её снова перевели на русский. Причём, необходимо учитывать, что переводчик с французского, уже сам не знал подлинной истории России. Однако нам нужно снять шляпу в память о нём, ибо он сделал всё, что было в его силах, чтобы не допустить искажений первоначального текста.

В издании существует множество примечаний переводчика, где он комментирует некоторые события, описанные автором, с его точки зрения неправильно. И в этом, мне видится особа прелесть данной работы. Она наглядно демонстрирует методы и способы влияния на современную жизнь, с помощью извращения истории. Переводчик убеждён в том, что единственно правильные знания, он почерпнул в университете, и «Норманнская теория» единственно верная, а старый Хан был необразован, и несёт полную чушь.

Всё обстоит совершенно наоборот. Это мозг переводчика захламлён историческими мифами. А автор Летописи, как раз был свободен от предрассудков. Он передал историю такой, какой её передавали из уст в уста все потомки Чингиз Хана из поколения в поколение. И правдивость его слов, теперь подтверждается современными исследованиями. Точнее будет сказать, что Рукопись лишний раз подтверждает наши представления о Тартарии, возникшие на основе иных источников, не связанных, с рассматриваемым. И это делает Летопись поистине сенсационной находкой, которая устраняет множество противоречий и нестыковок, имеющихся в академической истории.

Работая над Летописью, я понял, что в оригинальном виде никто её читать не станет, кроме специалистов. Ну а то, что попадает в их руки, мгновенно превращается в то, что они хотят видеть. Поэтому - то я решил сделать конспект, отбросив в сторону все хвалебные речи, и незначительные отступления. Двухтомник, который содержит без малого одну тысячу страниц, мне удаётся «сжать» до размеров брошюры, оставив всё самое ценное. Я только постарался сохранить стилистику автора. Уж больно красиво это звучит, особенно, если читать вслух. Это одновременно былина, и захватывающий боевик, воспринимающийся как нечто, в стиле «фэнтези».

Однако ничего в нём не выдумано. Кое-что взято из мифологии, конечно, поскольку было это столь давно, что сохранилось по большей части в мифах и религиозных писаниях. Но это относится в большей мере только к самому началу, где автор повествует о происхождении могуллов. И как ревностный магометанин, он не мог себе позволить вольностей по отношению к Корану, в котором изложена святая, для каждого верующего человека, история про Адама. Однако и здесь имеются некоторые вопросы, требующие изучения и осмысления. Например, технократ, может разглядеть в этой части повествования описание сложнейших технологий генной инженерии.

Ну, всё. Полагаю, что теперь вы готовы читать Летопись осмысленно, обращая внимание на детали. Такие например, как имена исторических персонажей. Они о многом могут сказать. В могуллских именах есть и совершенно русские, и европейские, и даже украинские, с окончанием на «чук». Моих примечаний там самый минимум. Писал их только тогда, когда просто не мог удержаться от того, чтоб озвучить особенно понравившуюся мысль. Но в большинстве случаев, я оставил простор для мыслей читателей. И не сомневаюсь, что вы совершите гораздо больше открытий, чем их сделал я.

Надеюсь что, вы получите огромное удовольствие от изучения Летописи Великой Тартарии. А в третьей части, вас ждёт подробный рассказ об этой стране, в котором я обобщу все известные мне сведения, полученные из всех источников, которые я изучал на протяжении последних десяти лет. Итак, приятного свидания с запретной историей!