Как аутисты ходят в садик. Может ли ребенок с РАС посещать обычный детский сад? Причины, вызывающие агрессию – насилие и ограничение

Детский аутизм представляет собой отклонение в психофизиологическом развитии, основное проявление которого заключается в коммуникативных нарушениях. К сожалению, до сих пор не существует какой-либо специальной системы дошкольных учреждений для аутистов, поэтому малыши со слабовыраженными нарушениями могут посещать общеобразовательные детские сады, а ребята с глубоким аутичным расстройством, как правило, посещают детсады для умственно отсталых деток. Безусловно, умственная отсталость и аутизм – это абсолютно разные вещи, но в этих учреждениях работают детские психологи − специалисты по нарушениям развития. Кроме того, группы малочисленны, что позволяет уделять больше внимания каждому ребенку.

Ребенок-аутист в детском саду адаптируется очень тяжело по сравнению с остальными сверстниками. Такие детки отличаются повышенной тревожностью, их страхи и переживания фиксируются на продолжительное время. Аутисты требуют дополнительного внимания и осторожности в обращении.

Для того чтобы ребенок-аутист быстрее и легче адаптировался к новой обстановке, ему нужно помочь наладить отношения со сверстниками: вовлекать в коллективные игры, пресекать возможное агрессивное или неадекватное обращение, проявлять доброжелательность.

Детские сады для детей с нарушениями умственного и физического развития

Аутизм − это не единственная серьезная проблема, с которой приходится сталкиваться родителям. Детки с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата также имеют особенности развития и нуждаются в посещении специализированных дошкольных заведений, в которых предусмотрены особые педагогические методики и методические пособия.

В такие дошкольные заведения детки комплектуются с учетом уровня начальной подготовки, возраста и степени нарушения слуха. При этом решающее значение имеет не возраст (как в обычных ДДУ), а развитие речи у малыша.

Детские сады для глухих работают по программе, которая по многим разделам совпадает с общеобразовательной, но учитывает специфику развития таких детей. Так, особое значение уделяется формированию навыков произношения и чтения по губам.

У деток с нарушениями зрения, как правило, нарушается координация движений, с трудом формируются навыки самообслуживания и в результате притупляется стремление к трудовой деятельности. Именно поэтому детские сады для слепых основными своими задачами должны ставить формирование таких личностных качеств, как активность, самостоятельность и трудолюбие. Эффективность в этом воспитательном направлении достигается в результате переориентации ребенка с позиции опекаемого на позицию заботящегося о других.

У всех родителей разные возможности по созданию условий для здоровья их детей, но сегодня мы расскажем и напомним о важном факторе, который может обеспечить для своего ребёнка каждый родитель и сделает многое! Давайте вспомнии как часто и какое количество ежедневно мой ребёнок пьёт простую воду?🤔 Мы постоянно интересуемся этим у родителей и, к сожалению, лишь пару раз слышали в ответ, что ребёнок хорошо и много пьёт и вообще любит это дело. Всё остальные родители говорят о том, что их ребёнок пьёт очень мало и вообще с этим есть проблемы, задумываются (ну я надеюсь) о том, что нужно обратить на это вопрос серьёзное внимание. Поскольку вопрос действительно важный, влияющий можно сказать на все, напрямую на динамику восстановления ребёнка! Разберёмся. У большинства наших детишек проблемы либо с кишечником, либо с витаминно-микроэлементным составом крови, плохой лимфоток, густая кровь, все что способствует течению воспалительных процессов, снижению иммунитета. И конечно все это сказывается на работе мозга и нервной системы. Мы же продвинутые родители и помним, что все системы организма взаимосвязаны? Вода- это качество лимфотока и качество крови. Многим мамам детей с аутоспектром можно даже дальше не обьяснять. Недостаток влаги или хроническое обезвоживание существенно снижает ферментальную активность. В переносе кислорода и питательных веществ тоже участвует вода. Вода циркулирует с кровью и позволяет усваивать человеку все минералы, витамины и соли. А если воды мало, то даже если ребёнок ест здоровую, содержащую витамины еду, они все равно плохо усваиваются. А на что влияет этот недостаток см. в посте о рационе питания. Вода выводит токсины. Большинство вредных веществ выходят из организма вместе с мочой и потом. Это особенно важно для детей в аутоспектре. Из-за обезвоживания обостряются хронические заболевания, нарушаются процессы вещественного обмена, повышает риск развития различных инфекций и заболеваний, поскольку недостаток влаги в первую очередь понижает работоспособность иммунной системы. Это тоже относится к детям в аутоспектре и к частоболеющим. Вода принимает участие в процессах пищеварения, предотвращает застой шлаков. Если мы хотим наладить работу кишечника, то без питьевого режима никуда. В наличии суставной жидкости, играющей роль смазки при работе суставов и мышц играет роль вода,способствующая лимфотоку. Мы не говорим уже о сердечно-сосудистой системе. При недостаточном количестве влаги в организме наша лимфа и кровь очень быстро загустевают, циркуляция сильно замедляется, а вещества не могут подниматься от конечностей по сосудам. Ещё раз. Страдает весь организм, включая могз и нервную систему. Самое главное, что бы вы как читатель видели связь между нашими публикациями и эти советы помогали вам! Поделитесь что у вас с питьем? Любит ребёнок пить или нет? Знали о важности питьевого режима для здоровья мозга?

Светлана Кудаева
Стоит ли детям аутистам посещать детский сад?

Тема : Стоит ли детям аутистам посещать детский сад ?

1 Понятие о синдроме раннего детского аутизма и аутистических чертах личности

Что такое аутизм ? Чем он страшен?

В последнее время в детских садах стало появляться всё больше и больше детей аутистов ,не все люди понимают, кто такие аутисты , имеют о них размытые представления. Родители спорят, стоит ли таким детям посещать детский сад ,. Давайте попробуем разобраться, что такое ранний детский аутизм , чем он опасен и лечится ли он и стоит ли этим детям посещать детский сад ?

Что же такое Аутизм ? Аутизм (от греческого – сам) крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в собственный мир ощущений и переживаний.

Да, эти дети отличаются от других детей. Их взгляд "погружен в себя", речь монотонна или вовсе отсутствует, движения стереотипны. Сравнивать их не стоит с обычными детьми , они не хуже и не лучше, они особые дети, они другие…

Когда ребёнок- аутист ещё совсем маленький, некоторые родители начинают понимать, что с их ребёнком что-то не так, ребёнок безразличен к внешнему миру,он не устанавливает зрительный контакт, его взгляд направлен сквозь человека, он недостаточно привязан к родителям, безразличен к ним. Другие родители пытаются отогнать от себя эти мысли, успокаивают себя, что с их ребёнком всё в порядке, боятся идти к докторам. К сожалению, многие стараются не обращать на это внимания, да и врачи, не всегда вовремя диагностируют этот синдром.

И вот ребёнок подрастает, начинает посещать детский сад . Он отвлечен от всего, его не интересует чем заняты обычные дети, неинтересны игры, в которые они играют. Воспитателю сложно привлечь его внимание к игре и другим видам деятельности, особенно если это означает общение с миром. Ребенок остаётся равнодушным, не улыбается в ответ на улыбку взрослого. Его движения однообразны, в игре проявляется стереотипность, он повторяет одни и те же движения (пересыпает песок из руки в руку, подбрасывает игрушки, вертит куклу) . Игрушками он пользуется не по назначению. Дети аутисты любят играть с песком и сыпучим материалом,но игры заключаются не в строении куличей из песка, а пересыпании его.

В 3-4 года ребенок не играет с другими детьми, о себе обычно говорит во втором или в третьем лице,иногда его фразы вычурные и не соответствуют возрасту или речь его вовсе отсутствует

Движения аутичных детей угловатые , несоразмерные по амплитуде. Зачастую сложные движения он выполняет успешнее лёгких. У аутичных детей рано появляются страхи, ребенок боится определенных предметов и явлений (шум,электроприборы, мягкие игрушки, собаки, машины) перечень разнообразен. Страхи различны по своей природе,в одном случае причиной страха может быть звук, в другом световые воздействия. Реакция на страхи разнообразна (крик, плачь, ребёнок прячется, падает и лежит на полу.) Ребенку больше нравится быть одному. Он не проявляет беспокойство, если остается один без мамы или воспитателя.

2 Причины аутизма

Диагноз таким детям обычно ставится после двух лет. И тогда родители начинают задавать себе вопрос, почему это случилось именно с их ребёнком, пытаются найти ответ на вопрос можно ли было этого избежать?

Причина аутизма неизвестна , в большинстве случаев это наследственный фактор, нарушение развития мозга, хромосомные аномалии, однако при рождении все эти дети признаются нормальными.

3 Стоит или не стоит посещать детский сад ?

Теперь зададим вопрос и попробуем на него ответить, стоит ли таким детям посещать детские сады ? Ведь иногда создаётся впечатление, что им никто не нужен, им замечательно и комфортно находиться в одиночестве и общество им не нужно, они не нуждаются в посещении детских садов .

Это ошибочное мнение, на самом деле, это не совсем так, эти дети нуждаются в общении и обществе, они хотят, чтобы их поняли, но все знают, как правильно это сделать без вреда для ребёнка. Задача родителей и конечно же воспитателя, с которым он проводит почти весь день, помочь найти контакт с миром. А как же это сделать? Как добиться этого?

Существует много упражнений для коррекции поведения аутичных детей , но для того чтобы был результат их нужно регулярно выполнять, они должны быть частью жизни этих детей и их родителей. Нужно упорно работать и помнить, что аутичные дети , это медленные дети, не стоит их торопить и ждать результата в первые дни занятий. На это уходят месяцы, а порой даже годы и только упорные родители совместно с воспитателем могут добиться нужного результата.

- ребенокаутист ,как и другие нормальные дети индивидуален и это нужно учитывать при занятиях с ним, нужно учитывать специфические реакции ребенка, и уже на их основе, строить упорное обучение. Существуют случаи, когда дети аутисты , вырастая, работают по профессии. Ребёнок, который любит математику, увлечён цифрами, в будущем при упорной работе может стать бухгалтером.

Ребёнок аутист привязан к режиму и он болезненно реагируют на любые действия, выходящие за рамки обычных, поэтому нужно придерживаться постоянства, привычного для ребёнка;

Занятия должны проходить каждый день, конечно это трудно, но только это может дать положительный результат. Начинать нужно с малого, например, несколько минут в день и доводить постепенно до нескольких часов, естественно с перерывами;

Необходимо учить ребенка элементарным правилам безопасности. Эти дети имеют различные фобии и не могут замечать реальных угроз и опасностей : переходить улицу в положенном месте, не трогать горячие предметы руками, не совать в рот мелкие предметы и т. д. Если ребёнок будет знать слово «Стоп» , это убережёт его от некоторых видов опасностей.

Необходимо ограничивать этих детей от просмотра передач, мультиков и вообще необходимо ограничивать их в этом;

Ребёнку аутисту необходимо общество других детей. Он обязательно должен посещать детский сад , пусть не весь день, а хотя бы несколько часов ему будет достаточно.

Ребёнка следует отвлекать от стереотипных, хаотичных движений, как это сделать? С помощью танцев, упражнений, прыжков на месте;

Нужно как можно больше общаться с ребёнком, пусть он не будет отвечать, но он же будет слушать и запоминать, следует помнить что он нуждается в общении, даже больше, чем обычные дети;

Необходимо сделать ребёнку место, где он мог бы уединиться и побыть наедине со своими мыслями, где ему никто не сможет помешать;

Дети аутисты могут быть немотивированно агрессивными по отношению к людям и животным, поэтому следует, прежде чем завести домашнее животное, можно подарить ребёнку мягкую игрушку;

Нужно найти хорошего врача – психиатра для ребёнка. И желательно, чтобы он посещал одного специалиста , который будет знать особенности ребёнка, динамику его развития и благодаря этому сможет подобрать более точную терапию;

Отличный результат дает посещение с детьми различных центров для детей с аутизмом . Там можно получить информацию о методиках лечения и коррекции поведения.

Коррекционные методики, которые могут использовать родители и воспитатель :

В коррекции аутизма очень важна роль семьи. Родители должны быть заинтересованы в преемственности помощи своим детям и начинать нужно с дошкольного возраста, заканчивая достойным качеством жизни.

1. Нужно развивать у ребёнка тактильное восприятие, сделать это можно с помощью небольшой коробки, заполненной крупой, в которой будут спрятаны небольшие камушки или большие пуговички для начала их должно быть немного, постепенно количество их можно увеличить. Ребёнок должен их найти и извлечь. Коробку с крупой можно поменять на миску с водой, на дно которой можно положить монетки.

2. Детям с аутизмом нужно предлагать игры с водой, поскольку в большинстве случаев они обычно боятся воды. Занятия нужно начинать постепенно. Для начала можно немного намочить песок, постепенно песок должен становится, более влажным и на нем можно будет рисовать различные фигуры и линии.

3. Упражнение на развитие координации : переливание воды из чашки в чашку,по мере развития чашки нужно менять на более маленькие.

4. Лепка - одна из важнейших коррекционных методик : лепка очень хорошо развивает мелкую моторику и сенсорную чувствительность. Для лепки можно использовать обычный пластилин или массу для моделирования. Ребёнок раскатывает пластилин,лепит, делает шарики.

5. Нанизывание крупных бус на нитку. Постепенно крупные бусы можно заменить на более мелкие.

6. Дети аутисты очень любят складывать пазлы, их можно купить в магазине с крупными частями, а можно сделать их самостоятельно разрезав картинку на несколько частей, количество частей следует со временем увеличивать.

7. Для развития тактильных ощущений хорошо подойдут игры с различным материалом : наждачная бумага, шерсть, шёлк, обыкновенная бумага.

8. Переворачивание предметов, разложенных в ряд вот еще замечательное упражнение на моторику.

9. Пальчиковая гимнастика.

Схема занятий

Начинайте от простых упражнений переходя к более сложным. Для начала давайте упражнения, с которыми ребёнок будет с лёгкостью справляться, постепенно усложняя их. Это поможет ребёнку поверить в себя и свои силы. Занятия должны проходить следующим образом : 5 минут лепка, 5 минут пальчиковые игры, 5 минут танцы, затем перерыв и новый блок занятий.

Помощь детям с ранним детским аутизмом требует терпеливости, изобретательности, систематичности.

Ребёнка-аутиста , нужно принимать таким, какой он есть, он не лучше и не хуже других детей, он просто другой…. Он особенный. Это самое главное правило!

Исходя из всего выше сказанного, ребёнок посещавший детский сад и вовремя получавший психолого- педагогическую помощь позволяют поддержать попытки ребёнка вступить в сложные отношения с миром,картина трудностей ребёнка с аутизмом к школьному возрасту значительно отличается от того получал ли он раннее специальную помощь. Удачи и терпения вам у вас обязательно всё получится, главное верить и трудиться!

Инклюзивная программа обучения - такое понятие появилось в системе столичного образования несколько лет назад. Оно предполагает, что в детском саду или в школе одновременно обучаются здоровые дети и дети с ограниченными физическими возможностями.

Несколько лет назад федеральное правительство начало несколько национальных проектов, одним из которых стал национальный проект «Образование». Он предполагает награждение грантами лучших педагогов страны, а также лучшие школы страны. В рамках нацпроекта был проведен и отбор лучших дошкольных образовательных учреждений. В Москве в номинации «Детский сад будущего» первым был удостоен гранта детский сад № 1465.

Сад этот, расположенный в Центральном округе столицы, применяет в своей работе инклюзивные методики обучения.

Во всех группах детского сада любимая игра малышей называется «Круг». Вариантов игры несколько. Например, в младшей группе ребятишки садятся в круг. Воспитатель выставляет в центр круга разных игрушечных зверей. Потом участники игры закрывают глаза, а ведущий убирает одну из игрушек. Дети должны угадать, какого предмета не хватает. В средней группе в «Круг» любят играть с колокольчиком. Кто-то берет в руки колокольчик и читает стишок. После этого передает колокольчик кому-то из товарищей. Тот, в свою очередь, должен тоже прочитать стишок и снова передать его.

В нашем детском саду мы решаем одну из важных задач образовательного процесса - интеграцию детей с ограниченными физическими возможностями в среду, где находятся здоровые малыши. В этом им помогают психологи, логопеды, дефектологи, - говорит заведующая детским садом № 1465 Мария Прочухаева. - К нам приходят дети от 3,5 до 8 лет, как обычные, так и имеющие проблемы развития. У нас есть дети с диагнозом ДЦП, аутизм, синдром Дауна, различными формами выраженных нарушений психического и речевого развития. Они не занимаются в отдельной группе, а находятся в группах вместе с остальными ребятами. Это и называется инклюзивное обучение.

В детском саду организованы три возрастные группы: средняя 3,5-4,4 года, старшая - 5-6 лет, подготовительная - 6-8 лет. В каждой группе обычно бывает 12 детей возрастной нормы, три ребенка с синдромом Дауна, два ребенка с диагнозом «ранний детский аутизм» и ребенок с ДЦП. Часть занятий они посещают отдельно друг от друга, но большую часть времени проводят вместе.

Педагоги детского сада применяют уникальные, разработанные Московским психолого-педагогическим университетом методики дошкольного образования для здоровых детей и для детей с различными заболеваниями. Так, дети-аутисты очень любят рисовать, что-то делать руками, играть с водой.

Для них создана специальная «мокрая комната» с небольшим бассейном, в котором плавают различные игрушки. Малыши, погружая их, исследуют, как ведут себя в воде вещи, сделанные из разных материалов - пластика, дерева.

Также аутисты часто занимаются в песчаной комнате, где можно делать фигурки из песка. А вот в керамической или художественной мастерских дети с диагнозом «аутизм» часто творят вместе со здоровыми ребятишками.

Наш детский сад был открыт в 1996 году, а четыре года назад мы сделали у себя экспериментальную площадку по инклюзивному обучение, - продолжает рассказывать Мария Прочухаева. - У нас уже есть последователи, как в других детских садах, так и в средних общеобразовательных заведениях.

Чтобы в сад могли ходить дети-колясочники, здание дошкольного образовательного заведения пришлось немного реконструировать. На первом этаже были оборудованы просторный туалет и душевая. Рядом с лестницей на первый этаж строители сделали специальный пандус для колясок.

В качестве награды за победу в конкурсе «Детский сад будущего» дошкольное образовательное учреждение № 1465 комбинированного типа получило грант в размере одного миллиона рублей.

Мы потратили его на оснащение сенсорной комнаты, установив бассейн с пластиковыми шариками. Это очень полезная терапия для больных и здоровых детей, - говорит заведующая детским садом. - Также было приобретено компьютерное оборудование, чтобы записывать наши методики работы и тиражировать их, ведь я знаю много детских садов, готовых работать по схожим методикам.

Говорят родители
- «Изюминка детского сада - это комбинированный состав детей. Опыт показывает, что такое соседство очень положительно влияет на всех детей. И, конечно же, в таком детском саду высокопрофессиональный коллектив и отличное оснащение».

- «Это просто какой-то детский оазис. Очень многие относятся скептически из-за соседства в группе особенных детей, но это просто больше наше взрослое восприятие. Лучше программы и более грамотного подхода к детям, детской психологии я не встречала. Мои друзья сначала отнеслись скептически и даже с недоумением, как я могла отдать своего сына в сад, где присутствуют особенные дети. Теперь после нескольких лет похода в сад, мои друзья и родственники, говорят так: «Ну, вам повезло у вас садик просто замечательный».

Вопрос: Добрый день! Мне нужна ваша помощь. К нам в группу приходит больная аутизмом девочка. Группа средняя. Нигде не могу найти информацию, как себя вести с такими детьми, ведь они могут проявлять агрессию просто так. У меня в группе 20 человек, по списку — больше, но ходит двадцать, меньше — редко. Уделять много времени этой девочке я не могу.

У меня четверо детей в группе очень оперативные — за ними глаз да глаз нужен. Я собрала в интернете информацию, но как общаться с такими детьми в детском саду нигде не могу найти. Боюсь агрессии.

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

На переднем плане письма Ваш страх – «боюсь агрессии»…

Возможно, он вызван какими-то неприятными событиями, имевшими место в прошлом, а может, чем-то другим. Но почему все письмо только об этом?

Страхи, особенно рационально не обоснованные, возникающие самопроизвольно, как бы помимо воли человека, оказывают сильное влияние на его жизнь. Обычно они реализуются в действительности по принципу «чего боишься, то и случается». Традиционно это принято называть законом подлости. На самом деле никакой «подлости» здесь нет. Просто часто возникающие в воображении картины, к тому же сопровождающиеся яркими эмоциональными переживаниями, осуществляются. Все равно, о чем Вы часто думаете – о хорошем или о плохом, предчувствуете радость или боитесь. Достаточные условия – часто и эмоционально. И можете считать, что заказ на выполнение Вашего «желания» (на самом деле — не-желания) принят.

— Будет исполнено! – рапортует мир, и создает условия для его быстрейшей реализации.

Так работает «закон подлости». Коротко говоря, бояться невыгодно. Ведь с таким же рьяным усердием будут выполнены и Ваши истинные желания.

Но оставим метафизику и вернемся к нашим детям в садике.

Очень меня удивил такой ход – отдать в сад аутичного ребенка. Конечно, случай случаю рознь, и на месте, безусловно, виднее. Тем не менее, этот ребенок возлагает на Вас дополнительную нагрузку. То, что Вы не нашли в интернете методик по воспитанию аутистов в саду, неудивительно – их просто туда не отдают. Так что Вы будете нашим пионером-первопроходцем. Может, будете делиться своими открытиями, знаниями и опытом? Это было бы очень полезно и интересно.

В общем случае аутичный ребенок очень замкнут, а коллективным играм и общению предпочитает уединение и самостоятельные занятия. С ним в группе гораздо меньше хлопот – он не будет приставать к другим детям, чего-то от них хотеть или требовать, отстаивать свои права и игрушки, заводить игры и беготню. Но как до него достучаться, чтобы он открыл Вам дверь к себе – тут Вам придется искать путь самой. Потому что остаются организационные моменты, когда нужно спать, есть, гулять и т.п., и это принято делать всем вместе.

Вашим инструментом может быть интерес. Сумеете заинтересовать – считайте, дело сделано.

Вам придется искать то, что нравится этой девочке, что ей интересно. Говорить с ней через понятия принуждения бессмысленно, все «надо», «должен», «все детки так делают» ее оставят равнодушно-невозмутимой. Ищите ее конек, это может быть, что угодно – музыка, рисунок, лепка, конструкторы, звери, цветы или что-то еще. На языке того, что ей нравится, Вы сможете с ней обо всем договориться.

Это как диковинный экзотический цветок – у нас такие не выращивают, как за ним ухаживать – непонятно, все приходится искать опытным путем. Но если правильный подход найден, сколько радости и восхищения принесут невиданные цветы и плоды…

А насчет «проявить агрессию просто так» могу Вам сказать одно: ничего не бывает просто так. Так может казаться, если человек не знает или не понимает причины.

Причины, вызывающие агрессию – насилие и ограничение.

Если у ребенка открыты все возможности для нормального, здорового, естественного развития, его не заставляют делать то, что ему мешает или не нужно. когда ему разрешают делать то, что ему нужно и хочется, тогда и агрессии не будет, она просто не нужна. Чтобы человек проявил агрессию, его нужно до этого специально довести, создать условия.

И вот еще что. Это не совет и не рекомендация, а просто мое мнение. Если бы я работала с детьми, и мне привели бы аутиста, я, наверное, поставила бы себе задачу определить, насколько возможно и полезно для всех присутствие такого ребенка в группе детей. Выяснила бы все возможности взаимодействия и взаимной пользы, испытала бы как можно больше разных методик, придумывала бы и опробовала свои методы, корректировала бы их по ходу жизни. Ух, а потом бы я… книжку бы опубликовала….

Интересно, это реализуется?

  • >>>
  • >>>