Как говорить слова соболезнования. Примеры соболезнований. Универсальные шаблонные фразы

  • Налог как сложнейшая экономическая и правовая категория
    • Социально-экономическая сущность налогов в современном обществе
    • Понятия «налог» и «сбор», их разграничение
    • Функции налогов
    • Принципы налогообложения
      • Юридические и организационные принципы налогообложения
    • Классификация налогов
    • Обязательные и факультативные элементы налога
    • Сущность и классификация налоговых льгот
  • Налоговая система и налоговая политика государства
    • Понятие и теоретические характеристики налоговой системы
    • Налоговая политика государства: сущность, цели и формы
    • Сущность и основные аспекты налоговых реформ
  • Налоговое администрирование как неотъемлемый атрибут налоговой системы
    • Понятие и сущность налогового администрирования
      • Функции налогового администрирования
    • Налоговые органы как центральное звено налоговых администраций
    • Модернизация налоговых органов - стратегическое направление совершенствования налогового администрирования
    • Взаимодействие таможенных и налоговых органов
    • Взаимодействие органов внутренних дел и налоговых органов
  • Реализация налоговыми органами основных полномочий налогового контроля
    • Формы налогового контроля
    • Постановка на учет налогоплательщиков (плательщиков сборов) и налоговых агентов
    • Организация камеральных налоговых проверок
    • Организация выездных налоговых проверок
      • Действия по осуществлению налогового контроля, проводимые в процессе выездной налоговой проверки
      • Окончание выездной проверки и реализация ее результатов
    • Взыскание недоимок по налогам и сборам
  • Реализация прав и обязанностей налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов
    • Понятия «налогоплательщик», «плательщик сбора» и «налоговый агент»
    • Характеристика и обеспечение прав налогоплательщиков
      • Отсрочка или рассрочка по уплате налога
    • Обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов
    • Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов
  • Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах
    • Общая характеристика способов снижения налоговых обязательств
    • Ответственность за нарушения налогового законодательства
    • Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
    • Налоговые преступления и ответственность за их совершение
  • Характеристика налогов, сборов и страховых взносов Российской Федерации
    • Виды налогов и сборов современной России
    • Порядок установления, изменения и отмены федеральных, региональных и местных налогов и сборов
  • Федеральные налоги и сборы
    • Налог на добавленную стоимость
      • Плательщики НДС
      • Объект налогообложения НДС
      • Операции, не подлежащие обложению НДС
      • Налоговая база по НДС
      • Налоговые агенты по НДС
      • Налоговые ставки по НДС
      • Порядок исчисления НДС
    • Акцизы
    • Налог на доходы физических лиц
      • Доходы, не подлежащие налогообложению
      • Налоговые вычеты
      • Налоговые ставки
      • Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
    • Единый социальный налог
    • Налог на прибыль организаций
    • Налог на добычу полезных ископаемых
      • Налоговая база по НДПИ
    • Водный налог
    • Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов
    • Государственная пошлина
      • Порядок и сроки уплаты госпошлины
  • Региональные налоги
    • Транспортный налог
    • Налог на игорный бизнес
    • Налог на имущество организаций
  • Местные налоги
    • Земельный налог
      • Порядок исчисления земельного налога
    • Налог на имущество физических лиц
  • Специальные налоговые режимы
    • Упрощенная система налогообложения
    • Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности
      • Налогоплательщики ЕНВД
    • Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
      • Объектом налогообложения по ЕСХН
    • Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
      • Cпособы раздела продукции при выполнении соглашений о разделе продукции
  • Обязательные страховые взносы
    • Концептуальные основы обязательного социального страхования
    • Страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование
    • Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • Налоговое право зарубежных стран
    • Общая характеристика налогового права зарубежных стран
    • Налоговая политика и налоговое право зарубежных стран
    • Система источников налогового права зарубежных стран
    • Принципы налогового права зарубежных стран
    • Практика местного налогообложения за рубежом
    • Санкции за налоговые правонарушения в зарубежных государствах

Принципы налогообложения

Реализация общественного предназначения налогов воплощается в налоговой системе любой страны, разрабатываемой с учетом базовых правил и положений теории налогообложения. Эти правила и положения образуют совокупность принципов налогообложения, определяющих направленность налоговой политики и закладываемых в фундамент построения налоговой системы. Таким образом, принципы налогообложения - это базовые идеи, правила и положения, применяемые в сфере налогообложения. Следовательно, можно утверждать, что принципы налогообложения - это принципы построения налоговой системы.

Несмотря на многообразие надстроечной (практической) части налоговых систем разных стран, теоретическая платформа их построения во многом схожа. Для разных стран существует определенная совокупность универсальных принципов. Основу их составляют принципы, разработанные еще А. Смитом и А. Вагнером. Но нельзя сказать, что эти принципы остаются неизменными. Общественный прогресс детерминирует эволюцию принципов: они дополняются и уточняются в соответствии с объективными потребностями социально-экономического развития. Совокупность принципов, ставших классическими, и современных принципов, сформулированных теорией и практикой налогообложения XX в., представляет ныне определенную систему принципов, хотя интерпретация ее разными исследователями несколько различна.

Вначале рассмотрим экономические принципы налогообложения.

Принцип справедливости предполагает установление обязанности каждому юридическому и физическому лицу принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Зачастую этот принцип также характеризуют как принцип справедливости и равенства (распределение налогового бремени должно быть равным) либо как принцип справедливости и всеобщности (обложение налогами должно быть всеобщим и равномерно распределяться между налогоплательщиками). Представляется, что при неизменной сущности в силу многогранности данного признака уточнение его универсального названия вполне допустимо, но не в полной мере корректно в первую очередь по отношению к равенству, как будет показано ниже. Традиционно различают два основных аспекта этого принципа: горизонтальный и вертикальный.

Принцип горизонтальной справедливости (его еще называют принципом платежеспособности) предполагает, что налогоплательщики, находящиеся в равном экономическом положении, должны находиться и в равной налоговой позиции, т.е. одинаковые доходы должны облагаться налогом по одинаковой налоговой ставке.

Принцип вертикальной справедливости (его также характеризуют как принцип выгод) предполагает, что налогоплательщики, находящиеся в неравном экономическом положении, должны находиться в неравной налоговой позиции, т.е. кто больше получает от государства тех или иных благ, тот и должен больше платить налогов.

На первый взгляд обеспечение горизонтальной и вертикальной справедливости не противоречиво, и реализация обоих подходов на практике абсолютно не взаимоисключающая. Однако это не так. В определенной степени установление налогов на основе платежеспособности и размера выгод является альтернативным при практическом построении налоговой системы.

В чем же проблематика использования данных подходов? Она во многом объясняется условностью самого понятия равенства (неравенства) экономического положения налогоплательщиков. Обеспечение этого равенства (неравенства) будет различным при рассмотрении его с позиций доходов (платежеспособности) или с позиций получаемых от государства выгод.

Рассмотрим на простом примере, какие проблемы возникнут при определении экономического равенства налогоплательщиков с позиций их доходов. Студент-медик обучается в вузе и подрабатывает в больнице санитаром. При этом он получает ровно столько, сколько и медсестра этой же больницы, имеющая на иждивении ребенка. Одинаковы ли их доходы? Да, но экономическое положение разное: студент богаче медсестры, потому что его жизненно необходимые расходы меньше. Кроме того, студент после окончания вуза станет врачом и будет получать существенно большую зарплату, т.е. будет иметь более высокую сумму совокупных доходов, полученных в период своей экономической активности (с 18 до 60 лет).

Таким образом, не всегда экономическое равенство налогоплательщиков может оцениваться сопоставлением: 1) их текущих доходов; 2) доходов без учета объективно необходимых расходов. Последнее положение наглядно проявляется в неравенстве обложения одинаковых доходов физических и юридических лиц. Продолжая тот же пример, представим себе, что студент после окончания вуза организует частную клинику. Допустим, что в текущий момент времени доход медсестры, работающей по найму, равен доходу врача от собственного бизнеса.

Исходя из принципа горизонтальной справедливости эти доходы должны облагаться одинаковыми ставками налога, однако доход медсестры облагается по ставке 13%, а доход (прибыль) врача-бизнесмена - 24%. При этом данному врачу разрешается законом вычитать из налоговой базы экономически обоснованные расходы, а медсестре не разрешается: она должна заплатить налог с валового дохода, хотя еще неизвестно, будет ли у нее своеобразная прибыль (трудовые доходы минус жизненно необходимые расходы). Налицо нарушение объективности и универсальности принципа горизонтальной справедливости (платежеспособности).

Если при установлении экономического равенства (неравенства) использовать принцип выгод, получаемых налогоплательщиком от государства в виде общественных благ, характеризующихся совместным характером потребления, неделимостью и неизбирательностью их потребления (здравоохранения, социальной защиты, образования, охраны правопорядка и т.д.), тогда возникнут не меньшие, а, возможно, даже большие проблемы.

Продолжим тот же пример со студентом и медсестрой. Как мы помним, их текущие доходы равны, но не равны объемы выгод. Студент обучается в вузе на платной основе, достаточно здоров, не пользуется социальной защитой, в то время как медсестра, имея не вполне здорового ребенка на иждивении, получает значительно больший объем выгод от государства. Следуя принципу вертикальной справедливости, медсестра находится в более предпочтительном экономическом положении и должна будет платить больше налогов. В целом более бедные слои населения всегда потребляют большее количество чисто общественных благ, и получается, что на них должно падать повышенное налоговое бремя. Такой подход, безусловно, будет противоречить принципу платежеспособности и социальной политике государства и потому вряд ли применим при построении налоговой системы.

Однако данный принцип вполне применим при сопоставлении выгод от государственных услуг, характеризующихся индивидуальным характером потребления, делимостью и избирательностью. Например, судебной защитой пользуются не все граждане, поэтому при обращении за этой услугой необходимо заплатить государственную пошлину. Шоссейными дорогами пользуются автовладельцы, поэтому они должны платить налогов больше, что и реализуется через транспортный налог, акцизы на автомобили, бензин, масла.

Таким образом, обоснованность применения принципа выгод зависит от направления расходования государственных средств: он абсолютно неприменим к чисто общественным благам и вполне применим к смешанным и частным общественным благам.

Следует заметить, что в мировой практике налогообложения принципы платежеспособности и выгод, как правило, используются совместно, но с определенным доминированием платежеспособности, что обеспечивает в итоге более значительный эффект, нежели раздельное или паритетное их применение, для реализации базового принципа справедливости при построении налоговых систем.

Однако даже совместное их использование не позволяет решить проблему: в какой мере неравное экономическое положение налогоплательщиков должно соответствовать их неравной налоговой позиции? Как должны меняться налоговые ставки при увеличении неравенства? Данную проблему решает каждая страна, формируя прогрессивную, регрессивную или нейтральную налоговую систему.

Налоговая система является:

  • прогрессивной, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается;
  • регрессивной, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, возрастает;
  • нейтральной, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, остается неизменным.

Другими словами, в прогрессивной налоговой системе богатый платит в качестве налогов большую долю своих доходов, чем это делает бедный. В регрессивной налоговой системе, наоборот, богатый платит в качестве налогов меньшую долю своих доходов, чем бедный, а в нейтральной системе эти доли одинаковы.

Можно оценить неравенство доходов, используя кривые Лоренца, представляющие собой кумулятивное распределение удельного веса доходов до и после налогообложения в различных налоговых системах по домохозяйствам.


Так, при абсолютно равномерном распределении 50% домохозяйств имеют 50% совокупных доходов до или после налогообложения, и линия распределения имеет вид прямой - это биссектриса АВС. Кривые Лоренца фактического распределения доходов отстоят от этой прямой тем дальше, чем больше неравенство. Кривая AGC демонстрирует распределение доходов до и после налогообложения в нейтральной налоговой системе (эти кривые совпадают), и соответственно неравенство остается неизменным. Кривая AFC демонстрирует распределение доходов после налогообложения в регрессивной налоговой системе, а неравенство соответственно увеличивается. И только прогрессивная налоговая система уменьшает неравенство доходов после налогообложения (кривая ADC), поэтому является более справедливой.

Мировая практика тяготеет в настоящее время к построению умеренно прогрессивных налоговых систем, потому что слишком высокая прогрессия зачастую приводит к перемещению доходов в теневой сектор. Нейтральность, или регрессивность, используется в исключительных случаях, когда расслоение населения по доходам незначительно или когда необходимо стимулировать уплату налогов более обеспеченными категориями граждан. Российскую налоговую систему сейчас в полной мере можно охарактеризовать как нейтральную, в значительной степени игнорирующую принцип справедливости с целью легализации выплат заработной платы (сокращения так называемых «выплат в конвертах») и упрощения администрирования соответствующих налогов.

Принцип эффективности (принцип экономичности) подразумевает необходимость установления таких налогов, чтобы поступления по каждому налогу существенно перекрывали затраты государства на его администрирование. По подавляющему большинству российских, в первую очередь федеральных, налогов этот принцип реализуется. Однако по некоторым налогам - региональному (транспортному) и местному (на имущество физических лиц) - данный принцип реализуется далеко не в полной мере. Усилия налоговых органов по выявлению объектов обложения, рассылке извещений, контролю за уплатой едва перекрывают поступления от них, а уж экономическую целесообразность трудоемких усилий по взысканию незначительных сумм в судебном порядке вообще трудно оценить.

Принцип соразмерности основан на взаимозависимости процессов наполняемости бюджетов и дестимулирования в результате налогообложения экономической активности налогоплательщиков. Его зачастую характеризуют как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщиков и государственной казны, т.е. при установлении налогов и определении их элементов необходимо соизмерять последствия с точки зрения и выгод для бюджета, и ущерба для экономики. Причем сопоставлять эти выгоды и потери следует не только в текущий момент времени, но и на перспективу, чтобы не получить в дальнейшем уменьшения налоговой базы и соответственно снижения налоговых поступлений. Теоретически данный принцип хорошо иллюстрирует кривая Лаффера.


А. Лаффер продемонстрировал связь между величиной ставок налогов и объемом налоговых поступлений, показав, что более низкие ставки несут в себе способность не столько текущего уменьшения поступлений, сколько потенциал будущего их увеличения. На оси абсцисс на графике рисунка нанесена величина ставки налога, но может приводиться величина эффективной совокупной налоговой ставки либо величина налоговой нагрузки на экономику - общий вид зависимости от этого не изменится.

Согласно этой зависимости увеличение налоговой ставки до уровня r max будет обеспечивать увеличение, хотя и все более замедляющимися темпами, налоговых поступлений до максимально возможной величины их H max . В диапазоне r факт.

При превышении верхнего предела этой ставки - r max , т.е. при нахождении налоговой ставки в диапазоне r факт. > r max , именуемом запретной зоной шкалы, у экономических агентов снижаются стимулы к легальной деятельности. Производство сокращается, а соответственно уменьшаются налоговая база и объем налоговых поступлений. Происходит перемещение производства ВВП в теневой сектор экономики, свободный от налоговых обязательств. Нахождение налоговой ставки в запретной зоне является «налоговой ловушкой».

Таким образом, один и тот же объем налоговых поступлений (H 2 = H 1) обеспечивается при разных ставках налога. Но при этом более низкие налоговые ставки предпочтительнее. Они ориентированы на перспективу, поскольку не подавляют предпринимательскую активность экономических агентов, позволяют им осуществлять инвестиции и расширять производство. Через определенное время дополнительный объем производства увеличит базу обложения, что обеспечит прирост налоговых поступлений.

Принцип учета интересов основан на определенности налогового платежа, т.е. всех элементов налога, а также удобстве исчисления и времени уплаты налога, в первую очередь для налогоплательщика. Одним из обязательных атрибутов этого принципа является предварительная информированность налогоплательщика не только об исчерпывающем перечне налогов, которые ему следует уплачивать, но и о всех вводимых в налоговое законодательство изменениях. Другой атрибут - обеспечение простоты исчисления налогового обязательства и удобства времени уплаты, которое следует совмещать с фактом получения дохода (по налогам на труд и на доходы) или с моментом осуществления акта потребления (по налогам на потребление).

Одним из наглядных примеров реализации данного принципа в российской практике является определенная вариативность выбора налогоплательщиком того или иного способа исчисления и уплаты по отдельным налогам, а также возможность применения малым бизнесом различных систем налогообложения.

Принцип множественности налогов синтезирует в себе два аспекта.

Во-первых, этот принцип предусматривает целесообразность построения налоговой системы на совокупности дифференцированных налогов и различающихся объектов обложения. Множественность налогов создает предпосылки для повышения адресности налогообложения, в большей мере улавливающей платежеспособность налогоплательщиков и наличие у них различных объектов обложения, позволяет более эффективно распределять налоговое бремя по различным категориям плательщиков, делает его для них более незаметным, формируя тем самым более толерантное отношение к нему. Более того, труднее избежать различных объектов обложения и уплаты множества налогов, нежели одного объекта и единого налога.

Во-вторых, этот принцип предусматривает целесообразность формирования множественности источников бюджетов каждого уровня, недопустимости ситуации «бюджета одного налога», поскольку при множественности источников обеспечивается относительная гарантированность его наполнения вне зависимости от возможных провалов поступления того или иного налога. Множественность источников бюджета экономически более целесообразна, особенно в кризисные периоды. В этом случае более эффектно наполнять бюджет будет множество налогов с низкими ставками и широкими налоговыми базами, нежели ограниченное число налогов с высокими ставками.

Крупнейший вклад в развитие теории налогов внес шотландский экономист Адам Смит . Основной вклад А. Смита в теорию налогов состоит в том, что им выработаны фундаментальные принципы налогообложения: равенства и справедливости, удобства, определенности и экономичности.

Принцип равенства и справедливости, согласно которому все граждане обязаны участвовать в формировании финансов госу­дарства соразмерно получаемым доходам и возможностям.

Принцип определенности состоит в том, что налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, определено время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому налогоплательщику, так и всякому другому.

Принцип экономности, по которому должна быть обеспечена максимальная эффективность каждого конкретного налога, вы­ражаемая в низких издержках государства на сбор налогов и со­держание налогового аппарата. Администра­тивные расходы по управлению налоговой системой и соблюде­нию налогового законодательства должны быть минимальны.

Принцип удобства означает, что каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для налогоплательщика. Это означает устранение формальностей и упрощение акта уплаты налогов.

Сформировав и научно обосновав вышеизложенные прин­ципы, А. Смит заложил фундамент (начало) теоретической раз­работки принципиальных основ налогообложения.

5. Современные принципы налогообложения.

Принципы налогообложения в РФ установлены в ст. 3НК РФ. К ним относятся:

    Принцип законности. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.

    Принцип обязательности уплаты налогов и сборо в. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

    Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

    Принцип экономической обоснованности. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

    Обеспечение единого экономического пространства РФ и, недопустимо прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

6. Принцип определенности . При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

В экономической литературе рассматриваются разные принципы построения системы налогообложения.

Впервые принципы налогообложения сформулировал Адам Смит. В своем классическом сочинении он назвал четыре основных принципа, которые детализировались и получали разную интерпретацию в более поздних трудах многих экономистов (рис. 3.3):

  • принцип справедливости — налог должен собираться со всех налогоплательщиков постоянно, т.е. «каждый гражданин обязан платить налоги сообразно своему достатку»;
  • принцип определенности — обложение налогами должно быть строго фиксированным, а не произвольным;
  • принцип удобства для налогоплательщика - взимание налога не должно причинять плательщику неудобства по условиям места и времени;
  • принцип экономичности взимания — издержки по изъятию налогов должны быть меньше, чем сумма самих налогов.

Дальнейшему развитию идей А. Смита, их адаптации к современному социально-экономическому положению России и задачам государственной финансовой политики концептуально будут соответствовать следующие основные принципы построения эффективной системы налогообложения.

Рис. 3.3. Принципы налогообложения по Адаму Смиту

Принцип обязательности. Этот принцип подразумевает обязательность, принудительность и неотвратимость уплаты налогов (затруднения для уклонения от уплаты налогов, минимизация теневой экономики). Должна действовать формула «О налогах не договариваются».

Принцип равенства , согласно которому распределение налогового бремени должно быть равным.

Существуют два подхода к практической реализации данного принципа. Первый основан на условиях выгоды налогоплательщиков, т.е. уплачиваемые налоги должны соответствовать выгодам, которые налогоплательщики получают от услуг государства. Следовательно, равенство налогообложения увязывается со структурой расходов бюджета.

Второй подход основан на условиях платежеспособности. При этом система налогообложения не привязывается к целевому расходованию бюджетных средств, а каждый налогоплательщик должен внести долю в зависимости от своей платежеспособности.

Практически стран с развитой экономикой построены на разных комбинациях обоих рассматриваемых подходов. Сочетание этих подходов, основанных на условиях выгоды и платежеспособности физических лиц, по нашему мнению, должно стать нормой построения эффективной системы налогообложения в России. При этом проблема платежеспособности, характерная для большей части населения нашей страны, должна учитываться в первую очередь.

Принцип определенности. Имеется в виду, что нормативными правовыми актами до начата налогового периода должны быть определены правила исполнения обязанностей налогоплательщиков по уплате налогов и сборов.

Принцип экономичности. Система налогообложения должна быть экономичной, или продуктивной. Некоторые исследования показали, что система будет непродуктивной, если издержки по взиманию налогов превышают 7% величины налоговых поступлений.

Принцип пропорциональности. Предполагается установление лимита налогового бремени по отношению к ВВП.

Принцип подвижности (эластичности). Подразумевается способность налоговой системы к быстрому расширению в случае чрезвычайных дополнительных расходов государства или, наоборот, к сокращению при наличии возможностей государства и целей его социально-экономической (бюджетно-налоговой) политики.

Принцип стабильности. Имеется в виду стабильность действующей налоговой системы во времени, сочетаемая с периодической изменчивостью, реформированием (в экономически развитых странах нормальным интервалом считается три-пять лет).

Принцип оптимальности. Данный принцип подразумевает оптимальный (с точки зрения реализации фискальной функции налогов, создания предпосылок экономического роста, достижения социальной справедливости, проведения природоохранных мероприятий и др.) выбор источника и объекта налогообложения.

Принцип единства. Единство предполагает действие налоговой системы на всей территории страны и для всех юридических и физических лиц. При этом реализация данного принципа зависит от организационно-правовых форм предприятий, вида деятельности, нрава на получение законных льгот, наличия нрав нижестоящих органов власти по установлению, снижению, увеличению или отмене налогов.

Принцип справедливости. В настоящее время российское налоговое законодательство серьезно нарушает данный принцип. Например, за неисполнение налоговых обязательств налогоплательщик несет административную и уголовную ответственность, уплачивает крупные финансовые штрафы. А за излишнее взыскание налогов и необоснованное наложение штрафов налоговые органы практически не несут никакой ответственности. В результате возникают многочисленные обращения в суды, обжалования неправомерных действий налоговых органов.

Одна из основных проблем российского налогового законодательства заключается в том, что законы по налогам не имеют прямого действия. Наряду с законами действуют многочисленные подзаконные акты, инструкции, дополнения и изменения к ним, нормативные письма и разъяснения налоговых органов.

Недостаточная четкость и ясность нормативных документов и слишком частые изменения налогового законодательства затрудняют работу самих налоговых служб, делают бесправным налогоплательщика. Нужны четкие, закрепленные законодательно регламенты введения изменений и дополнений в налоговое законодательство, установления или отмены налогов. При этом законодательное решение о введении новых налогов должно вступать в силу не ранее следующего календарного года, а изменения, ухудшающие положение налогоплательщика, не должны иметь обратной силы.

Принцип удобства взимания налога. Согласно данному принципу взимание налога не должно причинять гражданам неудобства по условиям места и времени. Речь идет не только об удобствах внесения налогов физическими лицами. Современная интерпретация этого введенного в экономическую науку А. Смитом принципа означает поиск решения проблем рационального распределения налогов между категориями плательщиков, территориальное обеспечение бюджетов за счет своевременного поступления налогов, решение социальных задач и т.д.

Сформулированные принципы характеризуют в известном смысле идеальную налоговую систему, некий образец, эталон, к которому следует стремиться. Реальность, состояние экономики и финансовое положение, интересы существующих политических сил, складывающаяся конъюнктура вносят определенные коррективы в эту модель. Кроме того, приведенная систематизация принципов, естественно, не является единственно возможной. В учебно-методической литературе приводятся и более детальные их классификации.

Способность НС в целом и каждого налога в отдельности выполняет возложенные на них функции и зависит от принципов, на которых она построена.

Принципы налогообложения – это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. В системе налогообложения можно выделить экономические, юридические и организационные принципы.

Основоположник классической политической экономии шотландский философ и экономист Адам Смит (1723-1790) в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» вышедшей в свет в 1776 году сформулировал 4 основополагающих принципа налогообложения, актуальных и внастоящее время:

1. Принцип определенности в понимании Смита означала тот факт, что каждый налог должен быть заранее и гласно объявлен в отношении:

· Лиц, которые должны платить этот налог;

· Лица или учреждения, которому или в которое этот налог должен быть уплачен;

· Срока, в течение которого или до которого этот налог должен быть уплачен;

· Твердой определенности той суммы (или ставки дохода/имущества), которую налогоплательщик должен заплатить в качестве этого налога.

2. Принцип справедливости налога - строгая равномерность распределения бремени налога между всеми его плательщиками, т.е. налоговая справедливость - соразмерность взимаемого с каждого гражданина налога размеру его дохода. Иными словами, он ввел за правило пропорциональность налогообложения. Общепризнанно, что при всей важности каждого из этих принципов главным из них является принцип справедливости без которых невозможно эффективное налогообложение:

· равномерность и прогрессивность распределения налогового бремени;

· глобальность и всеобъемлемость налогообложения;

· целенаправленность налоговых поступлений.

Налогообложение должно быть справедливым и равным для всех субъектов, в полной мере обеспечивать поступления средств в бюджет, содействовать социально-культурному развитию общества в целом.

Для обеспечения всех вышеперечисленных требований было бы полезно разделить субъекты налогообложения на группы, для каждой из которых разрабатываются свои особенности налогообложения, наиболее приемлемые для этой группы. К таким группам относятся: крупные предприятия, малые и средние предприятия, физические лица.

Следует руководствоваться также следующими основополагающими правилами, обеспечивающими справедливость системы:

· один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения;

· обязательна регистрация всех субъектов налогообложения в контролирующих налоговых органах;

· льготы по всем налогам применяются только в соответствии с законодательством;



· запрещается предоставление индивидуальных льгот отдельным физическим и юридическим лицам;

· штрафы за нарушение налогового законодательства взыскиваются с налогоплательщиков контролирующими органами в бесспорном порядке.

3. Принцип удобности, согласно которому каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику удобнее всего его платить. Система и процедура выплаты налогов должны быть понятными и удобными для плательщиков.

4. Принцип всеобщности или экономии, в соответствии с котрым издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые посттупления. В настоящее время данный принцип рассматривается как чисто технический: расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит даный налог.

Адольф Вагнер предлагал девять основных правил, объединенных в основные четыре группы.

1. Финансовые принципы организации обложения:

1.1. достаточность налогообложения (налогообложение должно строиться таким образом, чтобы обеспечить необходимый объем поступления денежных средств в бюджет);

1.2. эластичность (подвижность) обложения, то есть способность адаптироваться к государственным нуждам

Эти 2 первых правила (принципа) А. Вагнер ставит во главе всех принципов, в отличие от многих финансисиов современников, котрые ставили на первое место принцип справедливости, равномерности обложения.

2. Народнохозяйственные принципы:

2.1. надлежащий выбор источника обложения, в частности, решение вопроса, должен ли налог падать на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом;

2.2. правильное объединение различных налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями и условиями их переложения.

3. Этические принципы (принципы справедливости):

3.1. всеобщность обложения;

3.2. равномерность обложения.

4. Административно-технические правила, или принципы, налогового управления:

4.1. определенность обложения;

4.2. удобство уплаты налога;

4.3. максимальное уменьшение издержек взимания.

К совершенствованию формулировок принципов налогообложения возвращаются и современные ученые. Так, немецкий экономист Х. Халлер считает, что налоговая система достигает эффективности при соблюдении следующих условий:

Обложение должно быть построено так, чтобы затраты государства при его осуществлении были настолько низки, насколько это возможно (принцип дешевизны обложения);

Налоги должны взиматься так, чтобы затраты плательщика, связанные с процедурой выплаты, были минимальны (принцип дешевизны уплаты налогов);

Уплата налогов должна быть как можно менее ощутимым бременем для плательщика, чтобы не ущемлять его предпринимательскую активность (принцип ограничения бремени налогов);

Обложение не должно быть помехой ни для «внутренней рациональной организации производства, ни для его ориентации на структуру потребностей, т.е. «внешней» рациональности (принцип рациональности);

Процесс обложения должен быть организован так, чтобы он в наибольшей степени мог способствовать (через накопление денежных ресурсов) реализации политики конъюнктуры и занятости (конъюнктурная эффективность);

Процесс обложения должен влиять на распределение доходов с целью придания ему большей справедливости (эффективность распределения);

В процессе определения налоговой платежеспособности частных лиц и уточнения расчетов с ними следует минимально требовать предъявления сведений, затрагивающих личную жизнь граждан (уважение к частной сфере);

Нужно добиваться того, чтобы комбинация налогов образовывала единую систему, в которой каждый налог имеет свою конкретную цель. При этом нельзя допускать ни взаимного перехлеста налогов, ни наличия люфтов» между ними (внутренняя замкнутость).

Кроме этих ставших уже классическими нормами, современная практика налогообложения выработала еще ряд не менее важных принципов, которые на практике выражаются в виде так называемых запретов. Среди них выделяют следующие:

1). Запрет на введение налога без закона; он запрещает государственной власти вводить налоги без ведома и против воли народа. Фактически под этим лозунгом прошли все буржуазные революции, и в настоящее время в любом современном государстве любое налоговое обложение должно быть обязательно одобрено представителями граждан в органах законодательной власти (в парламенте).

2). Запрет двойного взимания налога; это когда один и тот же объект за один и тот же отчетный период может облагаться идентичным налогом более одного раза (так называемое юридическое двойное налогообложение). Подобная ситуация обычна для нынешней усложненной системы налогообложения, при которой власти разных государств или разные уровни власти в одном и том же государстве пользуются расширенными (пересекающимися) налоговыми правами.

3). Запрет налогообложения факторов производства; К таким факторам относят труд и капитал. Поскольку этот запрет носит экономический характер, то он не закреплен каким-либо образом в законодательных документах. Однако это не мешает властям во всех достаточно развитых странах следовать ему столь строго, как если бы он был признан на уровне конституционного закона. Фактически всё налоговое законодательство во всех развитых странах формировалось и формируется при непременном соблюдении этого основополагающего запрета.

4). Запрет необоснованной налоговой дискриминации, в основном, международных отношений и отражает ту известную реальность, что в настоящее время граждане и капиталы широко мигрируют между странами, и сотни тысяч и даже миллионы граждан живут, работают, занимаются бизнесом и получают доходы в разных странах. В большинстве этих стран государство использует в отношении граждан и неграждан принцип резидентства (постоянного местожительства). Соответственно, в этих условиях сама жизненная необходимость требует отказаться от какой-либо налоговой дискриминации иностранцев (хотя бы в расчете на встречную взаимность).

Наряду с общими (классическими) принципами построения налоговых систем в налоговой теории разработан ряд специальных (частных) принципов.(рис 1.) В их числе: стабильность налогового законодательства; однократность взимания налогов; предъявление равных финансовых требований к налогоплательщикам независимо от организационно-правовых форм хозяйствования и видов собственности; оптимальный уровень налоговьюх ставок; обоснованность системы налоговых льгот; оптимальное сочетание налоговых функций (прямых и косвенных налогов в доходах бюджета) и др. Каждый из этих принципов (в литературе встречаются другие их формулировки) относится к тому или иному элементу налоговой системы, поэтому их перечень можно многократно расширить. совокупности же они составляют принцип эффективности и оптимальности налоговой системы. Принципы построения налоговой системы в своей совокупности должны создавать условия для эффективного выполнения налогами своих функций.

Принципы налогообложения с духом нового времени:

1) Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможномтей налогоплательщика, то есть уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным.

2) Необходимо прилогать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо (примером может служить замена в развитых странах налога с оборота).

3) Обязательность уплаты налогов. НС не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4) Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5) НС должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общестаенно-политическим потребностям.

6) НС должна быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Рис. 1 Современные частные принципы налогообложения


НС зарубежных стран существеноотличаются друг от друга по основным экономическим показателям, соотношению прямых и косвенных налогов, уровню налоговой культуры налогоплательщиков и налоговой дисциплины, мерам ответственности за нарушения налогового законодательства, источникам налогообложения. Однако проводитмые меры в странвах налоговые реформы, отражающие стремление к экономическому объединению, недопущению двойного налогообложения, расширению международных хозяйственных связей, способствуют процессу формирования общих тенденций современного развития национальных налоговых систем. Важной характеристикой современных налоговых систем развитых стран является их структура, которая характеризуется определенными чертами.

1. относительная зависимость экономики отдельных стран от налогов на различные виды доходов весьма неодинакова и подвержена определенным колебаниям.

2. до 1975 года в большинстве стран ОЭСР наблюдался значительный рост доли подоходного налога и взносов в фонды соц. страхования, сопровождавшийся практически неизменной долей налогов на потребление. Со второй половины 70-х годов появилась тенденция к росту доли налогов на потребление, особенно в Дании, Финляндии и Великобритании.

3. Доля налогов на потребление и доля акцизов во многих странах приблизительно одинаковы.

В целом произошел значительный сдвиг в сорону увеличения подоходного налога и взносов в фонды соц. страхования. Доля акцизов уменьшилась во всех странах, а доля налога на прибыль компаний в большинстве стран.

В настоящее время картина обложения прямого (подоходный налог, налог на прибылькомпаний, взносы работников в фонды соц. страхования) и косвенного (налоги на потребление, акцизы, взносы предпринимателей в фонды соц. страхования) налогов в развитых странах выглядит следующим образом

Ø преобладают прямые налоги в США, Японии, Великобритании, Канаде,Дании, Швейцарии,

Ø а вот косвенные во Франции, Италии, Норвегии, Австралии, Греции, Испании, Ирландии.

Ø достаточно уравновешенную структуру налогов имеют Швеция, Финляндия.

Ø Повышение роли прямых налогов произошло в Великобритании, Германии, Канаде, Японии, США, а косвенных в Австралии, Италии и особенно в Швеции.

Таким образом можно сказать в целом в странах ОЭСРпроизошел сдвиг в сорону прямого налогообложения. Изменения в налоговой структуре обусловлены в основном тем, что из-за прогрессии в налогообложении экономический рост и инфляция оказывают более сильное влияние на доходы от прямых, а не косвенных налогов. Главным инструментом для оценки этого влияния является эластичность отдельных видов налого, пол которой понимается зависимость роста/падения поступления от определенного вида налога – от раста/падения ВВП в номинальном выражении.

Наблюдается тенденция к тому, что налоги на потребление займут позицию, которую они занимали более50 лет назад, когда они были основным источником доходов в большинстве государств.

Самой крупной доходной статьей во многих зарубежных странах являются поступления от подоходного налога. В последние годы имеет место устойчивая тенденция снижения максимальных ставок подоходного налога. Несмотря на это, доля поступлений подоходного налога с физических лиц практически осталась неизменной - около 10% ВВП. Это объясняется тем, что во многих странах снижение предельных ставок подоходного налога сопровождалось расширением налоговой базы за счет отмены ряда вычетов.

Следующая тенденция - рост взносов на социальное страхование. Внастоящее время в среднем по странам ОЭСР поступления по ним практически сравнялись с поступлениями от подоходного налога. Несомненно, эта тенденция отражает такие глобальные изменения в мире, как старение населения, рос г численности одиноких родителей, увеличение болезней, рост безработицы.

Эволюция структуры налоговых систем развитых стран и совремееная практика налогооблобложения свитетельствует о закокономерной зависимости соотношения прямых и косвенных налогов от следующих причин:

Жизненнгного уровня преобладающей части населения;

Совершенство механизма взымания налогов, его способности свести к минимуму укланения налогообложения;

Уровня налоговой культуры;

Общей ориентации западных обществ на социальный компромисс, решение наиболее острызх социальных проблем;

Традиции налогообложения.

Налоговые проблемы, общие для развитых стран:

Ø Увеличеие налогового бремени. Средний уровень налоговой нагрузки в 30 странах ОЭСР после нескольких лет снижения вернулся к уровню 2000г. – максимальному за всю историю статьистических исследований и составил 36,2% ВВП. Для стран ЕС увеличение налогового бремени явилось результатом налоговой гармонизации, следствием которой стало изменение ставок национальных налогов. Напр., НДС на территории ЕС взимается по единой ставке 15%.

Ø Современные НС слишком сложны для понимания налогоплательщиков и эффективного управления со стороны налоговых органов. Это неизбежно ведет к излишним административным издержкам и порождает различные способы укланения от налогов

Ø Большие различия в ставках личного подоходного обложения и облажения компаний вынуждают компании принимать решения об инкорпорации по налоговым причинам.

Таким образом, в настоящее время можно выделить следующие тенденции современного развития национальных налоговых систем как экономически развмитых, так и развивающихся государств:

Ø Трансформация системы налогов и сборов, связанная с необходимостью снижения или стабилизации налогового бремени

Ø Поиск оптимальной системы налогов и сборов путем изменения отдельных элементов налогов (например, увеличение или уменьшение наологовых ставок, порога налогооблагаемых доходов, объектов налогообложения) или соотношения отдельнывх видов налогов (прямые-косвенные)

Ø Совершенствование налогового законодательства в направлении уменьшения его объема

Ø Реформирование налоговых органов для создания эффективной системы налогового администрирования и противодействия налоговым правонарушениям.

Ø Огромное значение на развитие налоговых систем оказывает гармонизация и интеграция мировой экономики. Единым для построения всех НС является направление на административную простату, политическую ответственность и эффективное распределение ресурсов, справедливость и гибкость.

Сравнение налоговых систем

По уровням власти Федеративные страны Большая часть налогов поступает в федеральный бюджет. Вертикальное построение налогообложения. Унитарные страны Горизонтальное построение налогообложения
В зависимости от структуры изменяется правастановления и изменения В развитых Преобладают прямые налоги. Свеше 60% налогов перераспределяется через ВНП. Большое внимание уделяется на социальные налоги. В развивающихся Преобладают косвенные налоги. Высокое налоговое бремя, так как необходимы дополнительные источники доходной части бюджета. Большая часть налогов идет на покрытие внешнего государственного долга и внутреннего. Акцент в сторону прямых налогов, которые выполняют фискальную функцию..

Современная экологическая обстановка все более настоятельно требует введения экологических налогов, которые построены по принципу «платит загрязнитель». В некоторых странах совершенно справедливо введены налоги на выброс в атмосферу углекислого газа и других вредных веществ, на бытовые и промышленные отходы.

В качестве общей черты в развитии налоговых систем конца XX в. нужно обязательно указать солидарные усилия многих государств по борьбе с уклонением от налогов. Многие государства прореагировали на активизацию «теневого капитала» прежде всего через наделение правоохранительных органов соответствующими полномочиями по борьбе с налоговыми правонарушениями. Можно привести пример создания такой организации стран «Большой семерки», как «Международные силы по борьбе с финансовыми преступлениями».

Наконец, сравнительно недавно появилась новая тенденция в развитии налоговых систем, которую известный ученый В. А. Кашин характеризует как универсализацию всего комплекса фискальных отношений граждан с государством и его органами. Речь идет, прежде всего, о процессе реорганизации всей системы финансовых, социальных, экономических и других взаимоотношений населения с государством. Среди этих отдельных элементов можно отметить:

1) передачу в ведение налоговых органов учета и регистрации населения (в Швеции);

2) общегосударственного кадастра объектов недвижимости (во Франции);

3) поручение налоговым органам взыскивать с граждан некоторые виды государственных кредитов и контролировать распределение некоторых видов социальных пособий (в Великобритании);

4) применение регистрационного налога - «в целях учета любых операций с объектами недвижимости», не только продаж, но и договоров залога, сдачи в аренду и т.д. (в Италии) аналогичного налога и еще налога «на прописку граждан» (во Франции);

5) поручение налоговой службе представлять интересы государства в любых делах о банкротстве частных фирм (в Швеции);

6) использование статистической базы налоговых органов для формирования общей статистики национальных счетов государства (во Франции, Италии и других странах);

7) вовлечение налоговых органов в борьбу с преступностью (расследование преступлений и преследование преступников по обвинениям в неуплате налогов (в США, Великобритании и других странах);

8) регулирование международных отношений в сфере охраны окружающей среды через налоговый механизм Киотского протокола и т.д.

Разумеется, общие тенденции развития налоговых систем обязательно накладываются на особенности каждой отдельно взятой страны. Одной из составляющей таких особенностей является ориентация современных налоговых систем на выполнение тех или иных задач.

Причем, налоги и взносы в фонды соц. страхования составляют подавляющую долю государственных доходов (например, в Великобритании 98%).

В последние два десятилетия XX века общая картина прямого и косвенного обложения в развитых странах выглядела следующим образом (Табл. 3).

Зачастую человек не готов к смерти родных или близких людей. Для таких случаев нужно уметь выражать слова соболезнования, делая это искренне. Соболезнование - взаимное переживание утраты, желание разделить эту боль. Скорбь шокирует и опустошает человека, поэтому в такой момент ему необходима поддержка, пусть даже словами, а принимать ее или нет, он решит сам. Правильно подобранные слова соболезнования всегда окажут нужную поддержку.

Как выражать соболезнования

  • Будьте чутким, бдительным, постарайтесь понять, в чем нуждается скорбящий.
  • Поскольку человек в этот момент потрясен, то, вероятно, он не обратит внимания на то, что именно вы скажите. Эффективнее обнять скорбящего, прижать к груди, побыть с ним рядом, предложить помощь.
  • Важный аспект выражения сочувствия - искренность. Подбирая слова, помните, лицемерные выражения и попытки имитировать чувства, которых нет недопустимы.
  • Если человек изливает вам чувства, помолчите и послушайте.
  • С осторожностью стоит отнестись к форме выражения соболезнований в стихах, такое поймет не каждый.
  • Не стоит давать скорбящему советов и предостережений типа: «не убивайся понапрасну», «не переживай так», в данный момент это бессмысленно.
  • Стоит отбросить попытку моментально успокоить человека словами: «он ушел в лучший мир», «все мы не вечны», «отмучился» и так далее.

Соболезнования

По поводу смерти отца, матери

  • Этот мир утратил великую личность…
  • Мы всецело содрогались после новости о его смерти. Он был праведным и мужественным человеком, честным и надежным другом. Я знал его столько лет, я скорблю вместе с вами…
  • Наша семья объята скорбью, как и вы. Трудно и больно терять тех, кто идет с нами рядом столько лет.
  • Ваш отец всегда был готов помочь. Можете рассчитывать и вы на нашу помощь…
  • Это невосполнимая потеря. Вместе с тобой, больно и нам. Он сделал для вас многое, был опорой, но теперь его желание, чтобы вы быстрее пережили эту трагедию.
  • Утрата ваша невосполнима. Но он оставил в наших душах свой бессмертный свет и теплые воспоминания о минувших днях.
  • Уйдя в вечность, последнее его желание - чтобы вы жили счастливо, несмотря ни на что!
  • Как больно вам в эту трудную минуту. Ведь родители так много в нас вкладывают! Светлые и добрые их дела не будут забыты! Это лучшая им почесть.
  • Ближе родителей у нас никого нет на свете! Ушедший из жизни человек продолжает жить в своих праведных поступках. Пусть он будет примером для всех нас в трудный час. Искренне сопереживаю с вами эту утрату!
  • Пусть наша память и благодарность будут лучшей почестью. А сейчас мы должны держаться вместе, рассчитывайте на мою помощь. Родители для нас являются образом Бога.
  • Потеря матери - это потеря части себя! Позволь разделить твою боль! Вечная память!

По поводу смерти брата, сестры

  • Я потрясен, мне было больно слышать об этой трагедии. Мне будет его не хватать.
  • Памятью о нем, я готов поддержать вас в этот момент…
  • Когда уходят близкие люди - это самое страшное. Я скорблю вместе с тобой.
  • Она внесла огромный вклад в твое воспитание. Твоя счастливая жизнь станет ей благодарностью.
  • Твоя сестра была светлым и добрым человеком. Мир без нее стал беднее.
  • Он часто вовлекал нас в передряги, но благодаря этому мы стали лучше, мы стали сильнее, мы стали добрее. Вечная память тебе, брат!

По поводу смерти мужа, жены, любимого человека

  • Он был для тебя всем! Сохрани его любовь в своей душе! Она будет лучшей памятью.
  • Наши сердца, наша память всегда будут хранить теплые воспоминания о нем…
  • Узнав о случившемся, мы долгое время были сокрушены и не знали что делать. Но слезами горю не поможешь, рассчитывайте на то, что мы будем рядом с Вами на протяжении ритуальной процессии.
  • Я глубоко опечален этой новостью. Невозможно безболезненно пережить эти чувства. Что бы я ни сказал - это всего лишь утешение. Буду рядом с вами, чтобы помочь вам пережить это потрясение…
  • Хотелось бы найти слова, чтобы облегчить твою боль, но не знаю, есть ли такие слова на всей земле.
  • Любимый человек не умирает, он просто рядом быть перестает. В твоей душе и в нашей памяти ваша любовь будет жить вечно.
  • Он был твоей опорой и защитой в жизни, теперь стал твоим ангелом-хранителем! Любовь связывает вас незримыми нитями!

По поводу смерти ребенка

  • Велико ваше горе, я сокрушен вместе с вами…
  • Это непередаваемая боль! Чем я могу вам помочь? Рассчитывайте на мою помощь…
  • Я знаю, как ты его любила. Он был для тебя целым миром, который в одночасье рухнул! Все что я могу - это разделить твое горе.
  • Соболезную. Родительская любовь – самая сильная. Невыразима та боль. Но в этот момент лучшей памятью о нем будет держать себя в руках. Мы будем рядом с вами и поможем…
  • Вряд ли мы когда-то поймем, почему бог отнимает у нас молодых! От такой боли можно сойти с ума. Но, тебе нужно продолжать жить! Крепись!
  • Дети - главное, что у нас есть. Не дай бог кому-то пережить такую потерю! Искренне соболезную…
  • Когда мы услышали эту новость, пропал дар речи. Мы чувствуем вашу боль, она огромна. Всегда рассчитывайте на нашу помощь!
  • Велико человеческое горе потерять мать. Но нет большего горя - потерять сына. Примите наши соболезнования! Мы разделяем вашу боль!
  • Словно гром потрясла нас эта скорбная весть. Крепитесь, мы будем всегда рядом…

Знакомым, подругам

  • Сочувствую твоему горю.
  • Царство небесное, пусть земля будет пухом…
  • Я вижу насколько он был для тебя дорог, прими соболезнования…
  • Известия о смерти - самые болезненные и удручающие. Поверить не могу! Моему сердцу также больно от услышанного. Несмотря ни на что, нужно продолжать жить и вспоминать этого человека добрыми словами.
  • Когда в дом приходит горе, к этому никто не готов. Да и боль велика! Я помогу принять тебе этот удар судьбы…
  • Я всецело опечалена новостью о вашей утрате. Слова вряд ли помогут, да и невыразимо это. Могу ли я что-либо сделать для вас в этой ситуации?
  • В момент жизненных утрат мы понимаем, что для нас главное. Видя горе, что настигло вас, откажусь от слов! Но помните, я - рядом!