Надсон семен яковлевич биография. Полные и краткие биографии русских писателей и поэтов. Интересные факты Семена Надсона

Генрик Сенкевич великий писатель мировой литературы, но не только, также он трудился на благо истории своей страны Республики Польша. Творческий, да и жизненный путь этого человека нельзя назвать легким, но он достойно прошел через все трудности и добился больших успехов в писательской карьере. Генрику Сенкевичу пришлось долго и упорно трудится для того что бы стать на один уровень с такими великими писателями мировой литературы например, как Лев Толстой или же Эмиль Золя. Труды и старания этого человека вовсе не прошли даром, он стал известен не только в своей стране, но и в других странах. Генрику Сенкевичу удалось стать писателем с самым большим заработком в Польше. Также писатель получил Нобелевскую Премию.

Биография Генрика Сенкевича

Писатель Генрик Сенкевич был рожден 5 мая в 1846 году в деревне под названием Воля-Окшейск, которая находилась на польской территории, которая в то время входила в Российскую Империю. Родители Генрика были дворянами, у них во владении было несколько имений. К тому времени как парень начал учиться его семья разорилась. Всем большим семейством они переехали в город Варшава. В Варшаве Генрик учился в гимназии, а по окончанию учебы, он поступил в Императорский Варшавский университет на факультет истории и филологии. Когда парень был студентом, в свободное время он увлеченно занимался журналистикой, и это дало свои результаты, уже в 1869 году была опубликована его первая театральная рецензия. Карьеру журналиста, еще не известный тогда Генрик Сенкевич, начал в периодически выпускаемых изданиях еще в 1870 году. Талантливого писателя, заметили практически сразу, так как он отличался большим трудолюбием и полностью отдавался своему делу, прошло немного времени и Генрик Сенкевич, стал считаться самым лучшим журналистом в Варшаве.

Жизнь Генрика Сенкевича

У Генрика были большие пристрастия к разнообразным путешествиям. Долгое время он проживал в Европе, часто бывал в Соединенных Штатах Америки, также Генрик посещал Африку. Так как он много и часто путешествовал, знакомился с разными народами и культурами у писателя рождались идеи и замыслы для своих новых творений. Генрик Сенкевич, за свою жизнь, имел три брака и двое ребятишек от первой жены. Такой богатый жизненный опыт также отразился на его творчестве, особенно в романах. Но больше всего, толчком к творчеству писателя, была его безграничная любовь к Родине. Он глубоко интересовался историческим прошлым своего народа. Именно это и повлияло на написание исторических романов, которые, несомненно, прославили Генрика Сенкевича.

Самые известные произведения Генрика Сенкевича

С 1870 года по 1880 год Генрик творил в стиле новеллы. Он создавал подлинные шедевры. Самые популярные из них это «Янко-Музыкант», «За хлебом», «Эскизы углем», «Ганя», а также «Бартек-победитель» и «Фонарщик на маяке» и много других. Также известна такая повесть как «В пустыне и пуще». По словам известных, польских критиков, даже в том случае если бы Генрик Сенкевич не выпустил не одного своего романа, он бы все равно стал известным благодаря своим глубоким и чувственным произведениям.

В разгар своего творческого вдохновения, Генрик Сенкевич творил исторические романы. Это давало ему во всей мере выражать свои политические взгляды. В 1880 году писатель создал трилогию, ее сюжет сложился из богатой событиями истории Польши. В романе под названием «Огнем и мечом» или же «Пан Володыевский», можно прочесть о сопротивлении польского народа и враждующего государства. Читатели приняли такие исторические романы просто на ура. Генрик Сенкевич хорошо как никто другой, передал в своих романах те события, которые происходили на то время.

Роман под названием «Камо грядеши?» (Quo vadis?) писатель издал в 1896 году. Именно этот роман принес Генрику Сенкевичу мировую славу, также благодаря ему, он стал почетным обладателем Нобелевской премии. Произведение получилось очень ярким и весьма эмоциональным, основывалось оно на истории Древнего Рима во время, когда правил Нерон. Генрику Сенкевичу в полной мере удалось реалистично описать быт и проблемы людей того времени. Критики отметили, что автор точно описал факты и детали происходящих тогда событий. Также оценили прекрасную композицию произведения и признали его самым лучшим литературным изображением Древнего Рима. В Польше, США и в Италии по этому роману сняли фильм.

В его романе «Крестоносцы», очень правдоподобно выражен характер выдуманных героев. В общем, можно сказать, что книга о чести, достоинстве и справедливости. В повести рассказывается о нелегкой, но в тоже время интересной судьбе польских рыцарей. Читатели романа, грустят, радуются и переживают вместе с героями книги. Вмести с историческими романами, автор творит еще и над современными романами. Один из них «Без догмата» выпущенный в 1890 году, он очень тронул своих читателей. В романе рассказывается о судьбе очень талантливого парня, который не сумел найти себя в жизни трагически из нее ушел. Из современного творчества можно еще упомянуть о романе под названием «Семья Поланецких» он был написан в 1894 году и о романе «Омуты» выпущен он был в 1910 году.

Произведения Генрика Сенкевича были известны и в мировой литературе

Произведений у Генрика Сенкевича было довольно таки много и все они огромными тиражами издавались в Польше. Его творения переводили на разные иностранные языки. Любили его произведения в России, в русских библиотеках запросто можно было найти его романы. Известные русские авторы и Чехов и Толстой и Горький очень уважали Сенкевича и его творчество. Они считали его произведения самыми лучшими в современности.

Можно сказать точно, что произведения Генрика Сенкевича повлияли на воспитание общественного сознания современников того времени. Качественно написанные романы Генрика Сенкевича вызывают большой интерес у читателей и в наше время. А сам писатель показал себя настоящим патриотом своей страны и своего народа.

(1846 - 1916)

Польский романист Генрик Сенкевич родился 5 мая 1846 г. в польском городке Воля-Окшейская в благородной польско-литовской семье. Детские годы писателя прошли в сельской местности. Когда Сенкевич достигает школьного возраста, его семья переезжает в Варшаву. Школьное образование Сенкевич постигает довольно посредственно, однако выявляет чрезвычайные способности относительно изучения польского языка и литературы. Еще в школьные года юный Сенкевич написал свой первый роман «Жертвоприношение», рукопись которого не сохранилась.

1866 г. Сенкевич вступает в Варшавский университет, где изучает историю и литературу.

1871 г. ввиду финансовых трудностей он вынужден оставить университет, не сдав выпускных испытаний и не получивш диплома.

1872 г. Сенкевич публикует написанную в студенческие года повесть «Напрасно», что вопреки определенным недостаткам получает положительные отклики со стороны руководящих польских писателей того времени. Сенкевич становится журналистом, пишет статьи для ряда польских периодических изданий, осуществляет журналистские поездки в Вену, Парижу и США. До 1875 г. журналистский и писательский талант Сенкевича становится общепризнанным в кругах польской интеллигенции.

1879 г., вернувшись в Польшу после путешествий Европой и Америкой, Сенкевич становится редактором новой ежедневной газеты и начинает уделять основное внимание масштабным беллетристическим произведениям.

В конце 1881 г. Сенкевич вступил в брак с Марией Шеткевич. 1882 г. у них рождается сын, а через год — дочь.

1884 г. писатель публикует эпический роман «Огнем и мечом», где воспета борьба Польши с восставшей Украиной в XVII ст. Вместе с выданным романом произведения «Потоп» (1886) и «Господин Володієвський» (1888) принесли Сенкевичу международный авторитет мастера исторического романа.

1896 г. Сенкевич выпускает печатью широкомасштабный исторический роман «Кама грядеши» — о гонении на христиан во времена Нерона, а 1900 г. — эпопею «Крестоносцы» о борьбе поляков с Тевтонским орденом на рубеже XIV —XV ст. Эти романы были восторженно встреченные польской и зарубежной критикой и принесли Сенкевичу всемирное литературное признание.

1905 г. Сенкевич был удостоен Нобелевской премии в области литературы «за выдающиеся заслуги в области эпоса». В приветствии Шведской академии отмечалось, что Г.Сенкевич есть одним из редчайших гениев, которые воплощают в себе дух наций.

В начале Первой мировой войны Сенкевич переезжает в Швейцарию, где несмотря на плохое здоровье успешно работает в польском Красном Кресте.

15 ноября 1916 г. Сенкевич умер, а через 8 лет его тело было перевезено в Польшу.

Героя моего звали Бартек Словик, но за его привычку таращить глаза, когда с ним разговаривали, соседи называли его Бартеком Лупоглазым. С соловьем у него действительно было мало общего, зато его умственные способности и поистине гомерическая наивность снискали ему прозвище: Глупый Бартек. Это прозвище было самым популярным, и, вероятно, именно оно войдет в историю, хотя у Бартека было еще и четвертое - официальное.

Генрик Сенкевич (1846-1916) - известный польский писатель. Начинал работать в газете, с 1876 по 1878 год был специальным корреспондентом в США. К литературному творчеству обратился в 80-х гг. XIX в. Место Сенкевича в мировой литературе определили романы "Огнем и мечом", "Потоп", "Пан Володыевский" и "Крестоносцы", посвященные поворотным событиям в истории его родины. В 1896 г.

Генрик Сенкевич - В прериях

В бытность мою в Калифорнии собрался я однажды с моим приятелем, славным и храбрым капитаном Р., навестить нашего родственника И., живущего в пустынных горах Санта-Лючия. Дома мы его не застали и просидели дней пять в глухом ущелье, в обществе старого слуги-индейца, который в отсутствие хозяина смотрел за пчельником и ангорскими козами.

В третий том Собрания сочинений Генрика Сенкевича (1840-1916) входит 1-я и начало 2-й части исторического романа "Потоп" (1886).

В четвёртый том Собрания сочинений Генрика Сенкевича (1840-1916) входит вторая (гл. XVIII - XL) и третья части исторического романа "Потоп" (1886).

В шестой и седьмой тома Собрания сочинений Генрика Сенкевича (1846-1916) входят социально-психологические романы "Без догмата" (1890) и "Семья Поланецких" (1894).

В восьмой том Собрания сочинений Генрика Сенкевича (1846-1916) входит исторический роман "Quo vadis" (1896).

В девятый том Собрания сочинений Генрика Сенкевича (1846-1916) входит исторический роман "Крестоносцы" (1900).

Пароход уже четыре дня был в пути, а два дня тому назад обогнул зеленые берега Ирландии и вышел в открытый океан. С палубы виднелась лишь необозримая, тяжело колышущаяся равнина, то зеленая, то серая, изборожденная грядами вспененных волн. Вдали она сливалась с горизонтом, затянутым тучами, и казалась совсем темной.

Действие романа развивается на протяжении последних четырех лет правления римского императора Нерона и освещает одну из самых драматических страниц римской и мировой истории. События романа, воссозданные с поразительной исторической убедительностью, знакомят читателей с императором Нероном и его ближайшим окружением, с зарождением христианства.

Сенкевич был болезненным и молчаливым человеком. В нем было трудно угадать автора романтической трилогии "Огнем и мечом" - «Потоп» - «Пан Володыёвский», повествующей о героических ча­сах Польши, где действуют рыцари-мужчины и красавицы-жен­щины. одно сражение сменяет другое, а любовь к Родине и борьба за святую Веру являются движущими силами героев и мерой их поступ­ков.

Получавшие распространение в то время взгляды антропологи­чески ориентированной философии, ставившей личное наперед обще­ственного, не затронули писателя. Ненадолго привлекли его и так называемые демократические течения общественной мысли, гиперт­рофированное развитие которых с их тенденцией свести роль литера­туры к решению социальных проблем стало чуть ли не болезнью вто­рой половины XIX века. Живший мечтой о возрожденной Польше. Сенкевич был убежден в приоритете общенародного перед социаль­ным. И это сделало его выразителем чаяний народа, тяжело пережи­вавшего потерю национальной самостоятельности. Государственное подчинение усугублялось унижением религиозным: католическая Речь ГТосполитая после трех последовавших один за другим разделов в цар­ствование Екатерины II оказалась под властью православной России и лютеранской Пруссии. Это тоже чутко воспринималось Сенкевичем. написавшим на знамени своего творчества двойной лозунг: Родина и Вера.

Родился он в имении Воля Окшейская в Радомской губернии - южном соседе Варшавской губернии. Семья Сенкевичей имела фамиль­ные связи с древними родами литовской шляхты. Свое писательское пристрастие к рыцарству Сенкевич впоследствии объяснял культом семейных традиций. Его дед, инсургент времен Тадеуша Костюшко, поднявшего мятеж в ответ на последний раздел Польши, позже служил в легионах Яна Домбровского, которые боролись за создание Варшав­ского княжества в период наполеоновских войн. Отец еще в юности участвовал в патриотических битвах 1830-1831 годов. Старший брат Казимеж эмигрировал после восстания 1863 года и погиб за честь Франции во франко-прусской войне 1870-1871 годов. Детские годы Генрик провел в имении бабушки. Любимым занятием мальчика было чтение.

В год, когда Генрику исполнилось 17 лет, семья - а в ней уже было пятеро детей, и родители испытывали определенные материальные затруднения - продала имение и переехала в Варшаву, где отец купил дом. Это был год начала общепольского восстания, жестоко подавлен­ного Россией. Под влиянием этого события, а также крестьянской реформы и бурного роста промышленности и находилась обществен­ная мысль страны в тот период, когда формировалось мировоззрение Сенкевича. Окончив гимназию, юноша по настоянию родителей посту­пил на медицинское отделение Варшавской Главной школы (тогда же переименованной в Варшавский университет), но после первого курса перешел на историко-филологическое отделение. И в школе, и в университете учился он без блеска, к тому же вынужден был подрабаты­вать на прожитье, выполняя обязанности гувернера в семье дальних родственников. В конце концов он так и не сдал всех выпускных экзаменов.

Еще студентом Сенкевич печатал в журналах критические заметки н статьи. По завершении учебы он стал сотрудником журнала «Нови­ны » и постепенно набирал силу как автор юморесок, рассказов и пове­те; . Большое значение д \я его становления как писателя имело трех­летнее пребывание в США в качестве корреспондента Газеты Поль­ской-.

; На первых порах героями новелл Сенкевича становились крестья­не, переселенцы, солдаты, цирковые артисты и пр. И хотя в Словаре Брокгауза и Ефрона высказывалось суждение, что «в новелле он дости­гаем такого же совершенства техники, как Мопассан», тематика и идеи его ранних произведений были стандартны д\я того периода и мало­интересны.

В 35 лет Сенкевич стал редактором газеты «Слово- и тогда же качал и через 6 лет закончил трилогию-эпопею, сделавшую его имя популярным не только на родине. Критический реализм, в рамках которого он добился первых успехов, сменился патриотическим опти­мизмом, поиском нравственной опоры народа в его героическом прош­лом. Писатель сознательно шел на идеализацию былых времен, чтобы через них отыскать путеводные идеи для событий текущего дня. Три­логия давала свою трактовку самых тяжелых страниц истории Поль­ши - потери левобережной Украины в 1654 году после восстания Бог­дана Хмельницкого («Огнем и мечом»), последовавшего за ней наше­ствия шведов в 1655-1656 годах («Потоп»), турецкого вторжения 1672-1673 годов («Пан Володыёвский»). Но романы дышали бодро­стью.

Сначала автор вовсе не имел намерения создать именно такой цикл,J тем более предрешать его идейную основу. Устав от сочинений в пози­тивистском русле и ощущая, что не в этом его сила как мастера, Сенке- j вич задумал повествование в одной книге под названием «Волчье лого- й во», базирующееся на любовной интриге. Это стало началом трилогии. Она писалась отрывками и окончательными очертаниями обязана; небывалому успеху первых частей, печатавшихся в газетах. В сущности трилогия явилась плодом тогдашней идеологической ситуации, отве­том на неудовлетворенные потребности времени. Это - образец социального заказа, выполненного без промедления и превзошедшего ожидания и исполнителя, и заказчика, пример полной гармонии между возможностями писателя и читательскими запросами. И это соз­данное на потребу дня произведение надолго пережило вызвавшее его время. Отмечая достоинства трилогии, польский критик Казимеж Выка писал:

«Сенкевич, вероятно, последний крупный писатель, умевший добиться взаимодействия тех элементов романа, между которыми и раньше был разнобой, а позднее разлад все более возрастал. Родослов­ная романа идет от жанра, полного приключений и фантастических авантюр. Знанием человеческой природы он обогащается значительно позже. Появившись в романе, правдивое изображение человека, вме­сте с социальным и бытовым фоном, постепенно оттеснило на второй план то, что раньше в жанре было главным,- приключение, действие. Но как ни сводят авторы к минимуму приключенческий элемент, в гла­зах читателей его значение не уменьшается. Рядовой читатель так и ждет, когда появится наконец автор, способный так удовлетворить эту жажду приключений, что попутно кое-что придется на долю высших запросов».

Трилогия стала не только художественным, но и политическим событием. Писатель звал искать выход из трагических национальных ситуаций в высоких идеях и рыцарском служении им. А вложив в изоб­ражение мятежа Богдана Хмельницкого все отвращение цивилизован­ного человека к ничем не сдерживаемой, неоправданной жестокости пьяных орд, Сенкевич определил свое отношение к взглядам тех, кто видел решение проблем в неограниченном народовластии. Неудиви­тельно, что романы вызвали жаркие споры. Критики сходились лишь в высокой оценке мастерства автора. Стефан Жеромский отмечал:

«Никто не превзошел его в спокойном, простом и идеально четком построении фразы, в логике развития периодов, оттеняющих картины и раскрывающих мысль. Читая любое произведение Сенкевича, мы никогда не рискуем испытать неприятное чувство, наткнувшись на трещину, щербину или занозу,- ни малейшей фальши ни для глаза, ни для уха. Его надо признать первым в искусстве писать, он лучше всех овладел этим мастерством, умением выразить по-польски свои мысли на бумаге».

Своей трилогией Сенкевич вышел в число тех немногих беллетри­стов, кому посчастливилось создать образы, имена которых стали нари­цательными. «Маленький рыцарь» пан Володыёвский занял свое, хотя и скромное, место в ряду литературных героев, олицетворяющих определенные человеческие качества,- вместе с Дон-Кихотом, Дон-Жуаном, Гобсеком, Хлестаковым, Остапом Бендером. В этом же ряду другое творение Сенкевича-хвастун, враль и обжора пан Заглоба.

После трилогии Сенкевич вернулся к темам современности в романе «Без догмата» - блещущей интеллектуализмом истории о «польском Печорине», а затем в «Семье Поланецких» - психологичес­ком семейном романе, ставящем проблему личного самоусовершен­ствования человека.

Затем маститый прозаик обратился к временам противостояния первых христиан деспотизму Нерона и создал лучший свой роман «Камо грядеши?» (1894-1896). Интерес к эпохе Древнего Рима не означал отклонения от прежнего направления - основные идеи рома­на, заключающиеся в апологии христианства и проповеди верности идеалам, были обращены к современности. Именно грандиозный успех «Камо грядеши?» в конечном итоге привел к Нобелевской на­граде.

За «Камо грядеши?» последовал еще один большой исторический роман - Крестоносцы (1900), рассказывающий о борьбе с Тевтон­ским орденом на рубеже XIV-XV веков и о победе при Грюнвальде, которая обеспечила последующее развитие государственности Поль­ши. Каждым новым произведением Сенкевич обращался к современ­никам с призывом: «Польша! Восстань из пепла!» На события 1905- 1907 годов он откликнулся романом «Омуты», в волнениях того вре­мени писатель видел путь к хаосу, к варварству, к разрушению един­ства народа.

Еще при жизни Сенкевича его романы были переведены на все европейские языки и даже на волапюк - искусственный международ­ный язык, позже забытый. В 1896 году писателя избрали членом-корре­спондентом, а в 1916 - почетным академиком Петербургской Акаде­мии наук.

Умер Генрик Сенкевич в разгар первой мировой войны, вдали от оккупированной немцами родины, в Швейцарии, не дожив до испол­нения мечты, достижению которой он отдал все свое творчество,- свободы Польши. Спустя десятилетие останки писателя были перене­сены в Варшаву и при огромнейшем стечении народа торжественно захоронены в склепе в Кафедральном соборе Святого Яна.

ИЗДАНИЯ СЕНКЕВИЧА

Собр. соч. в 9 т. М.: ХЛ, 1983-1986.

Куда идешь?: Роман. М.: Правда, 1986. 607 с.

Огнем и мечом: Роман. М.: Орбита, 1989. 624 с.

ЛИТЕРАТУРА О СЕНКЕВИЧЕ

Горский И. Исторический роман Сенкевича. М.: Наука, 1986. 308 с.

Горский И. Генрик Сенкевич//История польской литературы: В 2 т. М.: Нау­ка, 1968-1969. Т. 2. С. 561-584.

Статья из книги А. Илюковича «Согласно завещанию»

Генрик Сенкевич (полное имя - Генрик Адам Александр Пий Сенкевич) родился на Подляшье, в имении Воля-Окшейска неподалеку от Лукова, 5 мая 1846 г. Польский писатель, лауреат Нобелевской премии был потомком древнего шляхетского небогатого рода, почитавшего военные традиции.

В 1863 г. родители перебрались в Варшаву, и Генрик стал учащимся местной гимназии, после которой в 1867 г. поступил в Главную школу (в 1869 г. была преобразована в Императорский университет). Мать хотела, чтобы он стал врачом, но уже спустя год с более «перспективного» медицинского факультета Генрик перешел на историко-филологический, т.к. имел склонность к литературе. Студенчество было непростой поройв биографии Сенкевича: ему приходилось подрабатывать гувернером, репетитором, т.к. материальное положение оставляло желать лучшего. К этому же периоду относится начало его литературно-критической деятельности.

Генрик не сдал итоговый экзамен по греческому языку и перестал заниматься в университете в 1871 г. Источником заработка для него было сотрудничество с местной газетой. Дебют в печати относится к 1869 г., когда его работы впервые опубликовал журнал «Еженедельное обозрение». В 1872 г. увидела свет его первая повесть «Напрасно», повествующая о неудавшемся польском восстании 1863 г.

С 1873 г. Генрик Сенкевич постоянно работает в «Газете польской» в качестве фельетониста, а со следующего года становится сотрудником еженедельника «Нива», возглавляя литературный отдел. Написанные в начале 70-х гг. рассказы, а также опубликованная в 1876 г. повесть «Ганя» свидетельствуют о том, что их автор испытывает явную симпатию к ушедшей эпохе благородных рыцарей и прекрасных дам.

На протяжении 1876-1879 гг. Генрик Сенкевич путешествовал по европейским странам и США. Во время странствий он знакомился с простыми людьми, а свои впечатления изложил в очерках и рассказах цикла «Письма с дороги», публикуемых в 1876-1878 гг. В 1881 г. Сенкевич женился, а в 1885 г. его супруга Мария Шеткевич умерла от туберкулеза, оставив сиротами двоих детей. На деньги неизвестного мецената Г. Сенкевич организовал фонд, названный в честь жены, который платил стипендии людям искусства, страдающим от такой же болезни. После этого в его жизни было еще два брака.

Вернувшись в Европу, Сенкевич какое-то время проживал во французской столице, в 1879 г. посетил Львов, Венецию, Рим, и с того времени его биография была связана с многочисленными путешествиями и сменой места проживания. Так, ему удалось побывать в Англии, Австрии, Литве, Италии, Швейцарии, Франции, Болгарии, Румынии, Греции, Турции, Занзибаре, Египте и в других странах. В 1802 г. Сенкевич возглавил газету консервативного направления «Слово». В этот период его творчества прослеживается огромная любовь к родине, гордость за нее, исторический оптимизм, которые можно увидеть в романах «Огнем и мечом» (1883-1884), «Потоп» (1884-1886), «Пан Володыевский» (1887-1888).

Его талант как автора исторических романов наиболее ярко раскрылся в эпопее «Камо грядеши» (1894-1896), рассказывающей о противостоянии первых христиан и императора Нерона. В 1905 г. за нее Сенкевичу была вручена Нобелевская премия по литературе. Последним из крупных произведений стал роман, который он писал на протяжении 1897-1900 гг. - «Крестоносцы». В 1900 г. в честь 25-летнего юбилея творческой деятельности Сенкевич стал обладателем подаренного ему от имени общественности имения Обленогорек, находившегося в Келецком повете. Позднее здесь будет создан музей.

Когда началась Первая мировая война, Генрик Сенкевич уехал в Швейцарию. Был главой комитета, помогающего жертвам войны в Польше. В этой стране, в городе Веве, его настигла смерть. Случилось это 15 ноября 1916 г.; прах был похоронен в одном из городских католических храмов, а в 1924 г. его перезахоронили в кафедральном соборе св. Иоанна Крестителя в Варшаве.