Тютчев название. Когда родился и умер Тютчев? Федор Иванович Тютчев: биография. Годы жизни Федора Тютчева

Цели : показать идейную близость Пушкина к декабристам; познакомить старшеклассников с произведениями «К Чаадаеву», «Волность», «Деревня», «Арион», «Анчар», «Во глубине сибирских руд…»; донести до сознания учащихся идейное и эмоциональное содержание стихотворений; выяснить, в чем притягательная сила произведений Пушкина для современников; развивать представление о гражданской лирике, умение анализировать поэтическое произведение.

Ход урока

Эпиграф к уроку :

…в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

А. С. Пушкин. Памятник

I. Беседа по вопросам домашнего задания:

1. Когда сложились свободолюбивые взгляды Пушкина?

2. Какое воздействие на поэта оказала Отечественная война 1812 года?

3. Прочитайте стихотворение «Лицинию». Какие интересные мысли высказал поэт?

Патриотические и вольнолюбивые взгляды Пушкина сложились еще в Царскосельском лицее. Лицеисты с восторгом слушали лекции любимыхпреподавателей:А. П.Куницына,И. К.Кайданова,Д. И.Будри, А. И. Галича, отличавшиеся критикой деспотизма и крепостного права.

Начавшаяся Отечественная война 1812 года наложила свой отпечаток на настроение Пушкина. Его, как и многих других лицейских товарищей, охватило глубокое патриотическое воодушевление. Впечатления войны 1812 г. оказались особенно глубокими для Пушкина.

II. Чтение отрывков из оды «Вольность» (1817).

Беседа по вопросам:

1. Против кого направлено негодование поэта?

2. Какие, на ваш взгляд, самые сильные строки оды?

3. К чему призывает поэт?

4. Чем ода Пушкина отличается от оды Радищева?

5. Каково влияние оды «Вольность» на современников Пушкина?

Поэт обличает «тиранов мира». Он призывает соблюдать закон, которому «одинаково подвластны» и цари, и простые люди. Передовая молодежь восприняла пушкинскую оду как призыв к революции.

III. Стихотворение «К Чаадаеву» (1818). Чтение наизусть.

С Петром Яковлевичем Чаадаевым, блестяще образованным офицером, участником Бородинского сражения, Пушкин подружился еще в лицее. «Влияние на Пушкина было изумительно. Он заставлял его мыслить», - написал о Чаадаеве в своих воспоминаниях Я. И. Сабуров. Молодые люди мечтали участвовать в борьбе за освобождение родины от самодержавия. Но… неожиданно Чаадаев уехал за границу. В восстании декабристов участие не принял.

Беседа по вопросам:

1. Почему это стихотворение написано в жанре послания?

2. Как обращается Пушкин к Чаадаеву?

3. В чем разница между обращениями - «мой друг» и «товарищ»?

4. Почемулюбовь,надежду,тихуюславупоэтназывает«юными забавами»?

5. Объясните значение слова «роковой».

6. Какие сравнения, метафоры, слова-символы выражают гражданские чувства поэта? Его душевное состояние?

7. Почему в стихотворении повторяется слово «пока»?

8. Какие мысли и чувства, характерные для декабристов, выражены в послании? Почему оно было дорого декабристам?

Стихотворение отражает те общественно-политические взгляды и настроения, которые объединяли Пушкина и Чаадаева с передовыми людьми того времени. Поэт призывает своего друга бороться за свободу отчизны, ей посвятить «души прекрасные порывы».

IV. Стихотворение «Деревня» (1819). Выразительное чтение.

Беседа по вопросам:

1. Какие мысли и чувства вызывает это стихотворение Пушкина?

3. Что думает о русской деревне поэт-мечтатель?

4. Проследитепотексту,какменяетсяописаниедеревнивовторой части?

5. На чем основывается благополучие крепостнического государства?

6. Что возмущает поэта до глубины души? Каким явлениям действительности произносится приговор в этом стихотворении?

Цензура впервые разрешила напечатать «Деревню» (полностью) в 1870 году, спустя девять лет после отмены крепостного права (1861).

Пушкин обличает крепостничество и ратует за освобождение народа. Он выражает мечту всех мыслящих людей его эпохи: «Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный?» Произведение Пушкина покоряет беспощаднойправдойфактовичувств,поднятыхнавысотуогромныхобобщений.

V. Стихотворение «Во глубине сибирских руд…» («В Сибирь», 1827). Чтение стихотворения.

Беседа по вопросам:

1. Расскажитеобисториипослания.(Черезженудекабриста
Н. М. Муравьева - Александру Григорьевну Муравьеву, отправлявшуюся к мужу в сибирскую ссылку, А. С. Пушкин передал стихотворение ссыльным декабристам.)

2. Каковы условия жизни декабристов в сибирской ссылке?

3. Как вы понимаете слова: «во глубине сибирских руд», «оковы тяжкие», «каторжные норы», «мрачные затворы», «темницы»?

4. Какое отношение поэта вызывают декабристы и дело их жизни?

5. ЧтохотелсказатьдрузьямПушкин,отправляясвоепослание в Сибирь?

6. Как в этом стихотворении раскрывается душа поэта?

Послание Пушкина - огромное событие в жизни ссыльных декабристов. (Да и со стороны Пушкина этот поступок - проявление высокого мужества поэта.) «Свободный глас поэта» дошел до декабристов и позволил им не потерять веры в «любовь и дружество». В послании «В Сибирь» Пушкин с огромной поэтической силой высказал мысль «об историческом значении дела декабристов», выразил надежду на близкую революцию, которая освободит сосланных на каторгу друзей.

Александр Иванович Одоевский - поэт-декабрист ответил Пушкину своим стихотворением. (Чтение ответа.)

О значении для декабристов стихов Пушкина свидетельствуют показания декабристов, их отзывы, письма.

М. П. Бестужев-Рюмин: «Везде слыхал стихи Пушкина, с восторгом читанные…»

В. И. Штейнгель: «Кто из молодых людей, несколько образованных, не читал и не увлекался произведениями Пушкина, дышащими свободой!»

П. А. Бестужев: «Мысли свободные зародились во мне… от чтения различных рукописей, каковы «Ода на свободу», «Деревня»… разные «Послания»ипр.,закоторыепострадал знаменитыйнашА. Пушкин» .

Домашнее задание.

1. Выучить наизусть одно из стихотворений А. С. Пушкина «Анчар» или «Арион».

2. Письменный анализ лирического произведения(повыборуучащихся).

19 октября в рамках освоения Единого Пушкинского крымского пространства в Центральной городской библиотеке имени А.С. Пушкина состоялась литературно-музыкальная гостиная «Одна свобода мой кумир », посвященная 206-летию со дня открытия Царскосельского лицея.

  • «Одна свобода мой кумир » Скачать фото 4,5 МБ
  • «Одна свобода мой кумир » Скачать фото 6,7 МБ
  • «Одна свобода мой кумир » Скачать фото 6,6 МБ
  • «Одна свобода мой кумир » Скачать фото 5,2 МБ
  • «Одна свобода мой кумир » Скачать фото 6,8 МБ
  • «Одна свобода мой кумир » Скачать фото 6,8 МБ
  • «Одна свобода мой кумир » Скачать фото 6,8 МБ
  • «Одна свобода мой кумир » Скачать фото 6,5 МБ
  • 19 октября 1811 года состоялось торжественное открытие Императорского Александровского (Царскосельского) лицея, давшего России плеяду выдающихся деятелей культуры, искусства и политики. Этот день считается неофициальным, но общепризнанным праздником русской культуры. Легендарное образовательное учреждение выпустило блестящую плеяду ученых, поэтов, дипломатов, военачальников, составивших славу Отечества. В их ряду - Александр Сергеевич Пушкин.

    Литературно-музыкальную гостиную открыли ведущие Елена Попова и Елена Муравьева, которые рассказали об истории создания лицея, преподавателях, воспитанниках и об общих для всех чувствах свободы, братства и любви к Отечеству, также вниманию гостей был предложен видеоролик о Царскосельском лицее.

    Любитель поэзии Александр Павлов продекламировал лицейские стихотворения А. С. Пушкина.

    Преподаватель МБУ ДО «Симферопольская детская музыкальная школа № 1 имени С.В. Рахманинова » Наталья Аврамчук рассказала о поэме «Цыганы » А.С. Пушкина, а дополнением к ее выступлению стала музыкальная видео-презентация.

    Множество стихотворений А.С. Пушкина положено на музыку. Около 100 опер, больше 1000 песен и романсов, десятки балетов и симфонических произведений написано на его творения. Все они составляют золотой фонд русской классической и современной вокальной лирики.

    Ярким музыкальным украшением мероприятия стало выступление Заслуженных артистов Крымской государственной филармонии: Людмилы Васильевой, Анжелики Захаровой, Николая Назарова, Дианы Хафизовой (концертмейстер Тамара Журавлева).

    Сотрудниками читального зала была организована выставка – инсталляция «И сердце билось наслажденьем… » с книгами из фонда библиотеки.

    За пять лет развитие государственной политики в сфере культуры и искусства вышло на совершенно новый уровень.
    02.03.2019 Крым 24 В Ялте прошло традиционное мероприятие «Семь струн», посвящённое очередной годовщине со дня рождения Леси Украинки, сообщает пресс-служба Ялтинского городского совета.
    02.03.2019 Крым 24

    «Одна свобода мой кумир» (А. С. Пушкин) Патриотические и вольнолюбивые стихи А. С. Пушкина.


    Цели : показать идейную близость Пушкина к декабристам; познакомить с произведениями «К Чаадаеву», «Вольность», «Деревня», «Арион», «Анчар», «Во глубине сибирских руд…» ; донести до сознания учащихся идейное и эмоциональное содержание стихотворений; выяснить, в чём притягательная сила произведений Пушкина для современников; развивать представление о гражданской лирике, умение анализировать поэтическое произведение.


    в мой жестокий век восславил я Свободу

    И милость к падшим призывал.

    А. С. Пушкин. «Памятник»


    1. Когда сложились свободолюбивые взгляды Пушкина?

    2. Какое воздействие на поэта оказала Отечественная война 1812 года?

    3. Прочитайте стихотворение «Лицинию». Какие интересные мысли высказал поэт?


    ПОДСКАЗКА. Патриотические и вольнолюбивые взгляды Пушкина сложились ещё в Царскосельском лицее. Лицеисты с восторгом слушали лекции любимых преподавателей: А. П. Куницына, И. К. Кайданова, Д. И. Будри, А. И. Галича, отличавшиеся критикой деспотизма и крепостного права.

    Начавшаяся Отечественная война 1812 года наложила свой отпечаток на настроение Пушкина. Его, как и многих других лицейских товарищей, охватило глубокое патриотическое воодушевление. Впечатления войны 1812 г. оказались особенно глубокими для Пушкина.


    Чтение отрывков из оды «Вольность» (1817).

    Беседа по вопросам:

    1. Против кого направлено негодование поэта?

    2. Какие, на ваш взгляд, самые сильные строки оды?

    3. К чему призывает поэт?

    4. Чем ода Пушкина отличается от оды Радищева?

    5. Каково влияние оды «Вольность» на современников Пушкина?


    ПОДСКАЗКА. Поэт обличает «тиранов мира» . Он призывает соблюдать закон, которому «одинаково подвластны» и цари, и простые люди. Передовая молодежь восприняла пушкинскую оду как призыв к революции.


    Стихотворение «К Чаадаеву» (1818). Чтение наизусть.

    С Пётром Яковлевичем Чаадаевым, блестяще образованным офицером, участником Бородинского сражения, Пушкин подружился ещё в лицее. «Влияние на Пушкина было изумительно. Он заставлял его мыслить», – написал о Чаадаеве в своих воспоминаниях Я. И. Сабуров. Молодые люди мечтали участвовать в борьбе за освобождение родины от самодержавия. Но… неожиданно Чаадаев уехал за границу. В восстании декабристов участие не принял.


    Беседа по вопросам:

    1. Почему это стихотворение написано в жанре послания?

    2. Как обращается Пушкин к Чаадаеву?

    3. В чём разница между обращениями – «мой друг» и «товарищ»?

    4. Почему любовь, надежду, тихую славу поэт называет «юными забавами»?

    5. Объясните значение слова «роковой».

    6. Какие сравнения, метафоры, слова-символы выражают гражданские чувства поэта? Его душевное состояние?

    7. Почему в стихотворении повторяется слово «пока»?

    8. Какие мысли и чувства, характерные для декабристов, выражены в послании? Почему оно было дорого декабристам?


    ПОДСКАЗКА. Стихотворение отражает те общественно-политические взгляды и настроения, которые объединяли Пушкина и Чаадаева с передовыми людьми того времени. Поэт призывает своего друга бороться за свободу отчизны, ей посвятить «души прекрасные порывы».


    Стихотворение «Деревня» (1819). Выразительное чтение.

    Беседа по вопросам:

    1. Какие мысли и чувства вызывает это стихотворение Пушкина?

    3. Что думает о русской деревне поэт-мечтатель?

    4. Проследите по тексту, как меняется описание деревни во второй части?

    5. На чём основывается благополучие крепостнического государства?

    6. Что возмущает поэта до глубины души? Каким явлениям действительности произносится приговор в этом стихотворении?


    ПОДСКАЗКА. Цензура впервые разрешила напечатать «Деревню» (полностью) в 1870 году, спустя девять лет после отмены крепостного права (1861).

    Пушкин обличает крепостничество и ратует за освобождение народа. Он выражает мечту всех мыслящих людей его эпохи: «Увижу ль, о друзья, народ неугнетённый?» Произведение Пушкина покоряет беспощадной правдой фактов и чувств, поднятых на высоту огромных обобщений.


    Стихотворение «Во глубине сибирских руд…» («В Сибирь», 1827). Чтение стихотворения.

    Беседа по вопросам:

    • Расскажите об истории послания.

    2. Каковы условия жизни декабристов в сибирской ссылке?

    3. Как вы понимаете слова: «во глубине сибирских руд», «оковы тяжкие», «каторжные норы», «мрачные затворы», «темницы»?

    4. Какое отношение поэта вызывают декабристы и дело их жизни?

    5. Что хотел сказать друзьям Пушкин, отправляя свое послание в Сибирь?

    6. Как в этом стихотворении раскрывается душа поэта?

    Через жену декабриста Н. М. Муравьева – Александру Григорьевну Муравьеву, отправлявшуюся к мужу в сибирскую ссылку, А. С. Пушкин передал стихотворение ссыльным декабристам.


    ПОДСКАЗКА. Послание Пушкина – огромное событие в жизни ссыльных декабристов. (Да и со стороны Пушкина этот поступок – проявление высокого мужества поэта.) «Свободный глас поэта» дошёл до декабристов и позволил им не потерять веры в «любовь и дружество» . В послании «В Сибирь» Пушкин с огромной поэтической силой высказал мысль «об историческом значении дела декабристов» , выразил надежду на близкую революцию, которая освободит сосланных на каторгу друзей.

    Александр Иванович Одоевский – поэт-декабрист ответил Пушкину своим стихотворением.


    О значении для декабристов стихов Пушкина свидетельствуют показания декабристов, их отзывы, письма.

    М. П. Бестужев-Рюмин: «Везде слыхал стихи Пушкина, с восторгом читанные…»

    В. И. Штейнгель: «Кто из молодых людей, несколько образованных, не читал и не увлекался произведениями Пушкина, дышащими свободой!»

    П. А. Бестужев: «Мысли свободные зародились во мне… от чтения различных рукописей, каковы «Ода на свободу», «Деревня»… разные «Послания» и пр., за которые пострадал знаменитый наш А. Пушкин».


    Домашнее задание.

    1. Выучить наизусть одно из стихотворений А. С. Пушкина «Анчар» или «Арион».

    2. Письменный анализ лирического произведения (по выбору учащихся).

    3. Подготовить материал по теме «А. С. Пушкин – певец русской природы» (+ подборка стихотворений о природе).

    «Хочу воспеть свободу миру … ». Анализ оды «Вольность»
    Знакомство с одой предваряем беседой о свободе.

    О какой же свободе мечтал и писал Пушкин? Попробуем разобраться.

    Для него понятие свободы имело огромное значение. Недаром в послании к лицейскому другу Дельвигу в 1821 году он говорит: «Одна свобода мой кумир», а подводя итоги своей творческой деятельности, подчёркивает: «И долго буду тем любезен я народу что в мой жестокий век восславил я свободу».

    Свободолюбивый дух был взращён в поэте ещё в лицее. Преподаватели внушали воспитанникам смелые мысли о свободе, равенстве и
    братстве.

    Не случайно пушкинский выпуск считался «рассадником вольномыслия», а само понятие «лицейский дух» было символом бунтарства и преступного вольнолюбия, приведшего к восстанию декабристов.

    Ничего удивительного, что выпускник лицея Александр Пушкин сразу оказался среди бурлящей смелыми бунтарскими идеями петербургской молодёжи, в кругу будущих декабристов.

    Какое впечатление произвела на вас это стихотворение? Почему?

    Ода поражает девятиклассников своей взволнованностью, бурей чувств: гневом,
    возмущением, надеждой. Они чувствуют её эмоциональный накал.

    Каким же предстаёт перед нами восемнадцатилетний поэт в этом произведении?

    Это неравнодушный человек, страдающий от несправедливости, царящей вокруг, а несправедливость — это прежде всего несвобода, рабство. Он не может смириться с жесткостью и насилием и мечтает о возвращении людям законного права на свободу.

    Какую задачу ставит перед собой Пушкин в начале стихотворения?

    Хочу воспеть Свободу миру,
    На тронах поразить порок.

    Кого и почему он прогоняет из своей поэзии и от какой «изнеженной лиры» отказывается?

    Ему больше не нужна «Цитеры слабая царица » , то есть Афродита — богиня любви, храм которой был воздвигнут на острове Цитеры (Киферы), это она подарила поэту «изнеженную лиру» — лиру любовной поэзии, но теперь не любовь занимает воображение поэта.

    Кто же нужен ему теперь и почему? Теперь он зовет «Свободы гордую певицу»,
    «грозу царей », потому что только она может помочь «на тронах поразить порок» и воспеть вольность.

    Мысленно поэт обращается к образу «возвышенного Галла», который слагал «гимны смелые Свободе».

    Кто же этот «возвышенный Галл»?

    Существуют разные точки зрения на этот счёт, но более всего распространена версия о французском поэте Андре Шенье. Этот поэт был певцом свободы, но восставал против кровопролития и террора, за что был гильотинирован правительством Робеспьера.

    К образу Шенье Пушкин обращался не раз. В стихотворении «Андре Шенье » (1825) он пишет:
    Но лира юного певца
    О чём поёт? Поёт она свободу:
    Не изменилась до конца!
    Почему именно этот образ волнует русского поэта?

    Верность самому себе, своим идеалам, внутренняя свобода от чьих-либо влияний и обстоятельств, гимны, сложенные в честь свободы, служат для Пушкина примером, вдохновляют его.

    В своей оде он обращается к страницам русской и французской истории, описывая последние мгновения жизни Людовика XVI и Павла Первого.
    С каким чувством описывает поэт эти страшные мгновения? Обоснуйте.

    Они вызывают у него ужас, неприятие. Это можно понять по эпитетам («преступная секира» , «злодейская порфира», «страшными стенами», «убийцы потаенны», «бесславные удары», сравнению («как звери, вторглись янычары»), метафорам («кровавой плахе Вероломства», «Врата отверсты в тьме ночной /
    Рукой предательства наёмной») и др.

    Быть может, он сочувствует казнённым тиранам? Обоснуйте.

    Врядли. Поэт ненавидит тиранию. Вспомним, какую задачу он поставил перед собой в начале произведения:

    Хочу воспеть Свободу миру,
    На тронах поразить порок.
    Власть тиранов он называет неправедной:
    Увы! куда ни брошу взор —
    Везде бичи, везде железы,
    Законов гибельный позор,
    Неволи немощные слезы;
    Везде неправедная Власть
    В сгущённой мгле предрассуждений
    Воссела — Рабства грозный Гений
    И Славы роковая страсть.
    К Наполеону обращены его гневные слова:
    Самовластительный злодей!
    Тебя, твой трон я ненавижу,
    Твою погибель, смерть детей
    С жестокой радостию вижу.
    Читают на твоём челе
    Печать проклятия народы,
    Ты ужас мира, стыд природы,
    Упрёк ты Богу на земле.

    Павла 1 называет «увенчанным злодеем». Однако и убийства тиранов поэт не принимает. Почему?

    Потому что убийство, по Пушкину, это преступление, кто бы ни был его жертвой. Выходит, и тираны — преступники, так как угнетают свой народ («везде бичи, везде железы … неволи немощные слезы») и народ, убивающий своего властителя, преступен («падёт преступная секира»).

    Почему же стали возможны эти обоюдные преступления?

    Там, где изначально попираются неправедной властью «законы Вольности святой», естественным следствием этого становятся преступления.

    Можно ли избежать этого? Когда, по мнению поэта, исключаются преступления и страдания?

    Лишь там над царскою главой
    Народов не легло страданье,
    Где крепко с Вольностью святой
    Законов мощных сочетанье;
    Где всем простёрт их твёрдый щит. ..
    Пушкин утверждает, что «вечный Закон»
    выше венцов и тронов:
    Владыки! Вам венец и трон
    Даёт Закон — а не природа;
    Стоите выше вы Закона,
    Но вечный выше вас Закон.

    Что же это за «вечный Закон»? Что имеет в виду Пушкин?

    «Вечный Закон» — это закон, данный свыше, закон естественной свободы любого живого существа.

    Возможен ли союз между «Вольностью святой» и «Законом»? Если да, то какое значение слова «свобода» подразумевается?

    Если вольность — это возможность проявления своей воли в разумных пределах, то закон в состоянии не ущемлять её, не препятствовать свободным проявлениям человека и даже содействовать им. Такое возможно в государстве, которое живёт по законам равенства, где закон, «сжатый верными руками / Граждан над равными главами … без выбора скользит».

    Саша шел и задумчиво обозревал в дымке вечернего воздуха растянувшийся на многие версты Невский проспект. Не торопясь, помахивая тростью, дошел до Аничкова моста, самого оживленного места в городе. Потом в задумчивости свернул на аллеи Летнего сада. Представил утро, когда их беспрепятственно занимают гувернеры и гувернантки, которые суетятся возле своих питомцев…
    Сейчас же они были заполнены франтами, бесцеремонно наводящими свои лорнеты на встречных дам. У них на лице застыла скука,она бросали на встречных холодно–презрительные взгляды,показывая безразлично-отчужденную вежливость…
    В отличие от них, гвардейские офицеры, которые встречались здесь не менее часто, весело общаясь, стояли тут и там - в картинных позах, или ходили взад и вперед, демонстрируя свои блестящие мундиры. Их беседы взрывались громким хохотом.
    Вдруг в толпе навстречу идущих Саша разглядел Крылова, Хвостова, Жуковского и Гнедича, оживленно спорящих о чем-то. Сашка быстро свернул в боковую аллею, пока они его не заметили – начнут опять его воспитывать.

    Он сердито забормотал:
    Я люблю вечерний пир,
    Где веселье председатель…
    И свобода, мой кумир,
    За столом законодатель.

    «Не хочу никаких ограничений, неужели они этого не понимают!» - передернул он плечами. Нахмурился: его судьбой озабочены не только старшие, но и Жанно, который, оказывается, тоже недоволен его образом жизни...
    Да, друг очень недоволен им. Не раз он, находясь в театре, с клокотанием в сердце, наблюдал за тем, как Сашка вертится возле спесивой богатой молодежи, которая не обращает на него никакого внимания, а если когда и обратит, то с пренебрежительной усмешкой еле дожидается, когда же он закончит говорить.
    Однажды не выдержав, Жанно поманил его к себе и, как только Саша подошел к его ложе, зашипел на него:
    - Француз! Что ты делаешь? Что у тебя за дурацкая манера вертеться около них?
    Саша тут же принял независимый вид:
    - Около кого?
    - Не прикидывайся, что не понимаешь! Ты что, не видишь, как они насмешничают над тобой? Это люди, которые своими подвигами заслужили почести и благосклонность Государя. И богаты они поэтому!
    Жанно увидел, как Саша растерялся и сразу стал жалким. Он молчал, повесив голову.

    Но Жанно еще не закончил:
    - Неужели ж ты думаешь найти у них какого-то понимания или сочувствия? Что ты ищешь возле них? Они заняты только собой. Им никто, слышишь,никто не нужен! Мой тебе совет: брось возиться с этим народом! Они не стоят тебя, хотя они как раз думают наоборот…
    Сашка не дал ему закончить: бросился к нему и стал обнимать его крепко и щекотать – как обычно делал, когда виноват, или когда растеряется.
    Жанно сердито оттолкнул его:
    - Перестань! Я не могу видеть, как они тебя унижают!
    Сашка примирительно поднял руки:
    -Ладно, ладно! Обещаю не подходить к ним больше! Только кончай эту головомойку,Жанно!..

    Но не прошло и недели, как картина повторилась. Саша опять стоял возле оркестра, где собрались Волконский, Киселев, Чернышев, именно те, «обласканные» Александром I, за героизм на войне с Наполеоном.

    Жанно опять с гневом и обидой за друга наблюдал, как те снисходительно слушают шутки и остроты Саши, всем свои видом показывая нетерпение.
    Он еле дождался антракта и, схватив Сашу за рукав, оттащил к окну:
    - Что ты с собой делаешь, Пушкин? Можно ли срамить себя на виду у всех? Ведь над тобою все смеются? Ты понимаешь? Смеются!!! Ты - известный всем человек! Уважай же себя!
    Но Сашка стоял перед ним, сверкая гневными глазами и играя желваками. И неожиданно зло бросил:
    - А что такого?
    - А то! Мне мерзко видеть, как ты крутишься возле них, как комнатная собачонка, которая ждет подачки!

    Жанно не стал дожидаться его ответа, а сердито процедив эти слова, отошел от него, ставшего совсем черным и уродливым от этих его слов…

    Вечером он делился с Якушкиным, с которым состоял в тайном обществе, об этом и иных случаях и с болью воскликнул:
    - Что за жалкая привычка у него изменять своему благородному характеру? Не понимаю, зачем ему отираться возле этих господ, которые его никогда не примут в свой круг? Зачем ему этот пустой свет, у которого нет никакой цели, кроме праздной жизни и все мысли которого направлены только на то, чтобы выслужиться да на личное обогащение!?
    Якушкин, тоже Иван, понимал его возмущения. Но чем он мог помочь другу в такой ситуации? Он только посоветовал
    - Да не кипятись ты, Иван! Ведь каждый сам избирает свой собственный путь.
    - Дай пойми ты!Пушкин - не каждый! Он один такой!..

    А предмет их забот, предаваясь праздной лености, умел выкроить время и для друзей-лицеистов, живущих с ним в одном городе: Дельвига и Кюхельбекера...
    Жанно он теперь научился избегать…
    Кюхельбекер жил совсем рядом – стоило только перейти Калинкин мост через Фонтанку.На противоположном берегу возвышался дом с мезонином. Там и помещался тот Благородный пансион при Главном педагогическом институте, где он преподавал русскую словесность.
    Сашка подумал с уважением: «И как только Виля успевает сочетать эти обязанности с должностью гувернера?».

    Кюхельбекер жил вместе с двумя своими воспитанниками - братьями Тютчевыми и Мишей Глинкой. Друг его, как обычно, выламывая свое длинное неуклюжее тело, и улыбаясь большими, навыкате, глазами, ему похвастался, кивая на худенького и бледного паренька с длиннющими пальцами, который уставился на него, как только Саша зашел в комнату:
    - Миша обещает стать талантливым музыкантом…
    Саша внимательно посмотрел на паренька – он с уважением относился ко всем талантам.

    Пока Виля, гордясь другом, улыбался блаженно, мальчик продолжал жадно рассматривать знаменитого брата своего пансионского друга - Лёвушки Пушкина...

    Теперь их встречи стали часты. И, желая оказать Кюхле услугу, Саша имел неосторожность ввести его в дом Жуковского, с которым после Лицея он стал встречаться еще чаще. Он не раз пожалел об этом – Кюхельбекер зачастил к Василию Андреевичу и «заговаривал» его до такой степени, что тот невольно начал избегать его, деликатно не показывая, как его напрягает болтливость молодого педагога.

    Виля, Сашка знал, всегда найдет, о чем поговорить: он же пишет стихи, статьи в журналы… А самое главное - неуёмно общается с теми, кто соглашается его слушать...

    Один раз произошел курьезный случай. Где-то в августе, после того, как он вернулся из деревни, Саша договорился с Жуковским встретиться на одном приеме. Но, явившись туда, он долго пытался высмотреть его в толпе гостей. Но в этот вечер он так его и не нашел...

    Утром, как обычно, прибежал к нему с очередными светскими новостями, которых он набрался на приеме, и сразу напал на поэта:
    - Василий Андреевич, что же ты, милый друг, не пришел вчера на прием? Я весь извертелся, ища тебя глазами!
    - Пушкин! Из-за твоего Кюхельбекера я не смог попасть на званый ужин!- ответил тот недовольно.
    - Как это? И при чем здесь он?- удивился Саша.
    - А при том, что он пришел и не уходил до поздней ночи! Не мог же я его одного бросить или выпроводить?!.. Да, и желудок у меня расстроился…
    Сашка расхохотался и смеялся долго:
    -Не иначе, как ты заразился от его словесного поноса - желудочным!..

    Вечером он пришел навестить своего сердитого друга и произнес примирительным тоном.
    - Ладно, не сердись милый! Я тебе принес утешительный подарок. Вот, слушай:

    За ужином объелся я,
    А Яков запер дверь оплошно.
    Так было мне, мои друзья,
    И кюхельбекерно и тошно…

    Бледный еще Жуковский хохотал до колик, сложившись пополам и только всхлипывал:
    - Как ты сказал? Кюхельбекерно? Ах-ха-ха-ха. Ах!
    Отдышавшись, спросил:
    - Скажи, а при чем же здесь мой Яков?
    - Да ни при чем! Это для рифмы, - тоже смеясь, отмахнулся Сашка.

    Он был страшно доволен своей выходкой и, утром явившись к Дельвигу, рассказал со смехом ему и Евгению Баратынскому об этом курьезном случае.

    Дельвиг тоже знал способность Кюхельбекера вести нескончаемые нудные разговоры и неумение вовремя откланяться и осуждал его неуёмность – ведь сам страдал от них немало!
    - А, ну-ка, повтори мне эпиграмму! - попросил он.

    Они еще долго смеялись,прерываясь на чтение и продолжая хохотать...
    Сашка с удовольствием посидел у них часа два, слушая литературные новости Жени Баратынского, молодого поэта, с которым Антон снимал жилье в пятой роте Семеновского полка.

    «Рота» - потому, что так именуются все улицы, где квартируют гвардейцы - объяснил ему молодой поэт. Сам Баратынский тоже служил, но, как известному поэту, ему разрешили жить на частной квартире.
    Вот они с Дельвигом и нашли сравнительно недорогую квартиру - оба сильно бедствовали.
    Тося Дельвиг, который после окончания Лицея был определен в департамент горных и соляных дел, развлекал сослуживцев веселыми историями и анекдотами, не особо вникая в работу. И - получал соответственно. В комнате было пусто, еды почти не было, но они жили весело и беспечно, доверив заботы о себе не менее беспечному дядьке Антона – Никите…

    В этот раз они разошлись веселые и довольные.Но поздно вечером в дверь раздалась сердитая барабанная дробь, и в маленькую комнатку Дельвига и Баратынского ворвался страшный Виля: голова всклокочена, щеки горят, он размахивает длинными руками и не может начать говорить от возмущения.

    Женя бросился к нему в тревоге:
    - Виля, Виля, что с тобой?
    - Со мной? Со мной ничего!- Повернулся к Дельвигу – Тося! Передай своему Французу, что я вызываю его на дуэль. А ты будешь моим секундантом!
    - Какую дуэль? Ты с ума сошел!ъ

    Но Кюхельбекер только раздраженно и беспорядочно размахивал длинными руками и бормотал:
    - К черту, к черту!
    - Виля, ну, подожди, ты же можешь убить его, надежду России!..
    - Donnerwetter! Доннерветтер! Не хочу ничего слушать! И не старайся!

    Долгие уговоры Дельвига и Баратынского ни к чему не привели. Пришлось Антону идти к Саше с неприятной миссией и выложить условия Кюхли…

    И вот они стоят у какого-то недостроенного склепа на Волковом поле и ненавидяще сверлят друг друга глазами. Но, спустя минуту, Сашка не удержался – нельзя было без смеха видеть, как Виля целится, и он прокричал с улыбкой Дельвигу:

    Тося! Иди и становись на мое место – здесь безопаснее всего!

    Кюхельбекер от бешенства затрясся, сделал круг вполоборота и тут же раздался выстрел…
    Дельвиг схватил фуражку в руки и с удивлением рассматривал на ней дырочку – Кюхля умудрился прострелить ее и не задеть его самого!..

    Сашка, который тоже не ожидал такой прыти от неуклюжего Вили, опомнился и начал громко хохотать, а потом, бросив пистолет, подбежал к посрамленному другу. Он обнимал его со словами:
    - Послушай, Виля! Говорю тебе без лести: ты стоишь дружбы без эпиграммы, но пороха ты не стоишь, ей Богу!

    Пристыженный всем происшедшим Кюхля в ответ обхватил его длинными неловкими руками, и они стали шутливо мутузить друг друга. Потом Сашка, смеясь, вывернулся из его объятий и сделал сальто, как бывало в Лицее, когда его переполняли радостные чувства…

    Жанно, которому Антон вечером рассказывал о дуэли друзей, рассердился не на шутку:
    - Тося, скажи, ты думал, что поощряешь преступление? А если бы Виля на самом деле убил Сашку?! Ты понимаешь, что он, из глупой своей гордости, застрелил бы будущее, вдумайся! будущее нашей российской поэзии! Ты понимаешь, что вы, два оболтуса, чуть не натворили!?

    Дельвиг виновато сопел курносым носом. Он знал, что Жанно прав. Пущин - серьезный человек, чуждый светских развлечений. Он - целеустремленный и уравновешенный, не то, что они, все вместе взятые. И всегда таким был…

    Жанно перебил его мысли:
    - Знаешь, Антон, ты, оказывается, еще более безрассуден, чем эти двое. Тебе надо было приложить усилия не к тому, чтобы состоялась дуэль, а к тому, чтобы ее предотвратить. Эх ты!.. Как же истребить в нас это ложное чувство чести!?

    В Благородном пансионе Саша навещал не только учителя и поэта Вилю Кюхельбекера, но и брата Лельку, которого родители перевели из Лицейского пансиона сюда - ближе к себе. Но братец вел себя не особо примерно – постоянно попадал в какие-то истории с преподавателями.А родителям приходилось улаживать все.
    Поговорив с Лелькой, Саша понял, что ему ничего не докажешь, и не стал больше заниматься его воспитанием: «Кто бы меня самого воспитывал!» - подумал он самокритично.

    А потом с головой ушел в дела Семеновой, которая не поделила славу с другой, начинающей, актрисой – Александрой Колосовой, той самой.
    Ходили сплетни, что Колосова, не успев прийти в театр, развела интриги с ведущей трагической актрисой города, пользуясь влиятельным покровительством князя Шаховского, и что из-за этого между нею и Семеновой происходит это соперничество, которое постепенно переросло во вражду.

    А теперь Екатерине приходится оставлять сцену и уходить из театра.

    «…Уже умолк волшебный глас
    Семеновой, сей чудной музы,
    И славы русский луч погас?..» - писал Саша Семеновой,поддерживая её упавший дух.
    На самом деле, Сашка переживал ее уход чуть ли не сильнее, чем она сама:
    - Екатерина, неужели ты хочешь оставить театр навсегда? Как ты можешь позволить торжествовать этой выскочке, сделав это?
    Семенова со слезами, ломая руки, вскричала:
    -Да как же ты, Пушкин, не понимаешь, что театральное начальство предпочло ее? И что же мне остается делать!?

    Театральное начальство – еще не весь Шаховской!* Давай бороться с ними всеми доступными нам способами! - Саша взял ее руки в свои, и стал гладить.- Я обращусь к Карамзину… или к Жуковскому!

    Несчастная актриса была выведена из терпения его непонятливостью:
    - Можно подумать, что ты не знаешь о его выпадах против них: в пьесе
    «Новый Стерн» - против Карамзина, и в «Липецких водах» - против Жуковского.- Вздохнула глубоко и безнадежно: - Мне все равно не дадут работать…Что, систему эту не знаешь?..

    Саша некоторое время посидел, свесив голову вниз. Потом убежденно сказал:
    - Ну, мне остается только обратиться к Шаховскому – ведь он ввел меня в свой дом, считает меня даровитым, « не красивым собой, но резвым»… - Улыбнулся печально: - Есть у нас с ним еще общие знакомые, вот, например, Павел Катенин… Может, он его послушается?- он с надеждой заглядывал в ее глаза.

    Но она только покачала головой. Семенова давно приобрела тот необходимый опыт в интригах, о которых этот почти мальчик еще не имел никакого представления…
    -...Ничего, я верю, что ты все равно вернешься. Все всё когда-нибудь поймут…

    Оба расстались в расстроенных чувствах. Но вечером он к ней вернулся с злой эпиграммой на Колосову, которая играла главную роль в пьесе «Эсфирь»:

    Всё пленяет нас в Эсфири:
    Упоительная речь,
    Поступь важная в порфире,
    Кудри черные до плеч.
    Голос нежный, взор любови,
    Набеленная рука.
    Размалеванные брови
    И огромная нога...

    И торжествовал, узнав, что эту эпиграмму напечатали в «Русской старине» и потом перепечатали её во всех газетах...

    После он услышал сплетню о том, что Колосова твердит всем, что эпиграмму он на нее написал потому, что он узнал о том, что она якобы назвала его «мартышкой». «И вот, раздраженный, раздосадованный, не доискавшись правды
    («это Грибоедов назвал его так!»), он озлобился и оклеветал меня!» - распространяла она слухи.

    Но Саша знал, что Грибоедов уже несколько месяцев в отъезде, и он не мог этого сказать: «Но Бог - ей судья!» - решил он больше с нею не связываться. Он забыл, что испытывал когда-то нежные чувства к ней, которые прошли бесследно, как только он увидел Семенову.

    *Князь Шаховской Александр Александрович – драматург, режиссер, театральный деятель