Чтоб стать самодостаточным муниципалитетом необходимо. Что такое самодостаточность? Итак, чем же отличается самодостаточный человек

Знаний, - довольно молодой раздел науки. Но, с другой стороны, она имеет длительную и внушительную историю, которую нельзя упускать из виду.

Начало изучения гендерной психологии

Собственно, гендерная психология берет начало в 70-х гг. XX века. На ее формирование оказало влияние немало факторов, в том числе и феминистское движение. Тем не менее, до сих пор среди ученых нет единой концепции по поводу этой области науки. Также и история гендерной психологии излагается специалистами совершенно по-разному, что часто приводит скорее к путанице, нежели к прояснению вопроса.

Основная проблема заключается в самом истолковании термина «гендерная». Некоторые под ней понимают сугубо феминистскую психологию. Вторые - просто женскую. А третьи определяют гендерные исследования, как науку о психологических различиях полов.

Другая сторона вопроса состоит в том, что комплекс гендерных исследований одновременно стал проводиться в разных науках людьми разных специальностей. Поэтому при изучении собственно половой психологии и ее истории невозможно пройти мимо ряда философов, социологов, этнографов, а также общественных деятелей.

Появление терминологии

Сам термин «гендер» означает «пол», но не в смысле физиологической данности, а как психологическую особенность, связанную с особой ролью в социальной жизни. Принят к использованию он был в 1975 году.

Этапы истории гендерной психологии

Чаще всего психология гендерных различий разбивается на пять последовательных временных этапов. В общем своем виде они выглядят следующим образом:

1. Исследование проблем, соответствующих области гендерной психологии, философами. Начало этого периода уходит в античность, а конец приходится на XIX век. Как видно, это самый продолжительный этап, имеющий довольно обширную внутреннюю периодизацию.

2. С конца XIX века до начала века XX происходит обозначение предмета и общее формирование основных разделов гендерных исследований.

3. Третий период связывается с Фрейдом, отчего он также носит название фрейдовского. Ведущая роль в нем отводится развитию идей психоанализа в их связи с общей канвой гендерных исследований. Временные пороги этого этапа можно обозначить, как начало - 30-х годов XX века.

5. Пятый, заключительный период, продолжающийся по сей день, выводит гендерные исследования в психологии на новый уровень. Наблюдается активный рост заинтересованных исследователей, увеличивается число экспериментов. Происходит стремительное накопление материала, что обеспечивает благоприятную базу для дальнейшего изучения предмета.

Период философов. Платон

Согласно общепринятому мнению, гендерная психология своим появлением во многом обязана Платону. Так, он впервые заострил внимания на гендерной проблеме отношений полов. Платон в ряде своих произведений развивает учение об их взаимодополняемости и вводит термин андрогина - существа, соединяющего в себе мужские и женские признаки. Он первый высказывает мысль о том, что полы в своих отношениях равноправны. Женщины в платоновской теории идеального общества могут участвовать вместе с мужчинами во всех социальных делах, а также быть воинами, философами. Потомство же они воспитывают наравне с мужьями.

Аристотель

Гендерные проблемы занимали и Аристотеля. Он много внимания уделял роли полов в жизни общества, в браке. Занимаемые им позиции зачастую противоположны взглядам Платона, хотя он и был его учеником в начале своей философской карьеры. Так, Аристотель видел женщину в браке в качестве своего рода рабыни, предназначенную лишь для ведения хозяйства и воспитания детей. Одним словом, он отрицал равенство между мужчиной и женщиной.

Томас Мор

Теперь перенесемся в эпоху Возрождения, когда веками «законсервированная» христианским догматизмом мысль начала пробуждаться к свободной жизни. Так, например, интересна теория Томаса Мора, описанная им в «Золотой книге». Его образ идеального государства предполагает, что мужчины и женщины трудятся в равной степени над всеми делами без разделения труда на «женскую» и «мужскую» области. В числе прочего сюда входят религиозная деятельность, служба в армии и высшие должности в органах власти.

После Мора гендерные отношения под тем или иным углом зрения рассматривали такие мыслители, как Томмазо Кампанелла и Жан-Жак Руссо, Иммануил Кант и множество других блестящих мыслителей.

Второй этап

Следующий за философской рефлексией период развития, который прошла гендерная психология, характеризуется рождением и расцветом движения за освобождение женщины в обществе. Это в равной мере справедливо для США, Англии и Франции. В какой-то степени данное движение затронуло и Российскую Империю. Сам по себе этот процесс, конечно, мало соотносился с учеными изысканиями, а потому не является частью истории гендерной психологии, как науки. Однако он послужил фоном и катализатором, благодаря которому гендерные исследования привлекли к себе внимание многих ученых.

Феминизм

Феминистское движение, как и сам термин «феминизм», имеет французское происхождение. Синонимично ему определение «эмансипированная», то есть освобожденная женщина. Точкой отсчета для этого движения стала Великая революция во Франции. Тогда Олимпия де Гуж шокировала общественность, выступив со своей Декларацией прав женщин.

Подобные движения существовали и в других странах - Англии, США и не только.

Научные работы

Появляются в это время и научные труды. Например, в конце XIX века издаются две книги П. Е. Астафьева, посвященные психологии полов и психологии женщины.

Примерно в это же время австрийский исследователь Отто Вейнингер опубликовал свой труд «Пол и характер». Во многом эта книга оказалась знаковой, а проблемы, поднятые в ней, как и споры вокруг них, актуальны до сих пор.

Вместе с тем Германия, Франция и ряд других европейских государств развертывают широкое научное изучение женской психологии. Этот период рождает плеяду выдающихся исследователей как среди мужчин, так и женщин: Т. Хиггинсон, Х. Марион, Э. Кей и другие.

Третий (фрейдистский) этап

Как уже было сказано, на третьем этапе своего становления гендерная психология неразрывно была связана с именем Зигмунда Фрейда. Он отличался взглядами, дискуссии вокруг которых не угасают и по сей день. У исследователей женской психики мало кто смог вызвать столько отрицательной критики, как отец психоанализа. Безусловно, он не был именно исследователем конкретно в этой области. Но тем не менее некоторые его мысли, доктрины и труды затронули гендерные особенности в психологии. Отражение они нашли, к примеру, в книге «Психология женщины».

Полемика с Фрейдом

В споры с отцом психоанализа вступали даже многие его ученики. Его тезис о подсознательном комплексе женщины, заключающимся в зависти к мужским гениталиям, сподвиг немало людей к созданию психологических теорий касательно полов и их взаимоотношений. Поэтому, так или иначе, Фрейд оказал огромное позитивное влияние на развитие гендерных исследований. Хотя, повторимся, его собственные убеждения в этой области считаются более чем сомнительными.

Закончилось это тем, что в середине XX века психоанализ был признан, как опасная для женского психологического благополучия доктрина.

Однако и сейчас школа психоанализа представляет собой классическое направление в области исследования психологии представительниц прекрасной половины человечества.

Третий этап в России

В нашей стране после революции тон исследований в области гендерных различий несколько изменился. С приходом советской власти было законодательно закреплено равенство полов. Первоначально женщин пытались оторвать от семьи, чтобы привлечь к производству и труду, однако затем правительством был запущен обратный процесс. Казалось бы, это были лучшие условия для развития объективных взглядов по гендерным вопросам. Но на практике все это привело к отрицанию разницы полов. Советской наукой в принципе не признавались гендерная психология и педагогика.

Хотя ради справедливости стоит сказать, что в СССР были некоторые ученые, не согласные с такой позицией. Они пытались продвинуться в области гендерных исследований. К их числу можно отнести выдающихся ученых П. П. Блонского и Е. П. Аркина. Но к 1930-м годам их работу запретили, соответственно, прекратилась и публикация их трудов, а все исследования в данной области на просторах Советского Союза были заморожены до самого распада страны.

Четвертый период

Данный этап охватывает примерно двадцать лет и олицетворяет собой бурный рост исследований как экспериментального характера, так и теоретического осмысления. В это время наблюдается настоящий расцвет изучения отношений полов, принесший богатые плоды в нашу эпоху.

Перерыв в исследованиях

Заметим, что между третьим и четвертым периодом наблюдается некоторый разрыв. Понять его причину довольно трудно. Но наиболее вероятно, что виной тому стало развитие феминизма. Если ранее, на втором этапе, оно сыграло положительную роль, инициировав бурное изучение гендерной психологии, то в данном случае оно его затормозило. Каким образом? Дело в том, что в западном обществе за исследованиями, касавшимися гендерной проблематики, был установлен жесткий социальный контроль. Развитие феминизма в этот раз получило в свой адрес критику широких слоев общественности, что создало для ученых трудности для объективного изучения. Научный мир Запада, исследующий гендерные отношения, мог бы серьезно пошатнуться, если бы позволил себе вмешаться в этот социальный конфликт.

Итогом периода для Запада стало накопление колоссального теоретического материала, появление множества гипотез по поводу тех или иных аспектов гендерной проблематики.

Что касается России, то первые проблески света, ознаменовавшие возобновление научных исследований в области гендерной психологии, пробились сквозь тучи идеологии в 60-х годах. Сделали это возможным такие люди, как Г. Ананьев. Он в это нелегкое время противостояния стал основателем целой школы психологии, носящей имя Петербургской или Ленинградской школы (по городу, где проживал исследователь).

Также немалое значение для истории гендерной психологии в России имеют имена В. П. Багрунова, Э. С. Чугуновой и других.

Пятый период

Последний на данный момент этап в истории гендерной психологии, длящийся уже четверть века, характеризуется огромным, как никогда прежде, размахом исследований, широтой проводимых экспериментов и развитием движения гендерных исследований. Появляются новые теории, разрабатываются методики изучения проблем отношений полов.

С другой стороны, детализация исследований привела к тому, что внутри гендерной психологии начали выделяться не только отдельные школы, но и новые направления и разделы науки. Некоторые из них в своих теоретических взглядах и практических принципах довольно далеко ушли друг от друга.

Среди бесчисленных имен и трудов этого этапа отметим блестящую книгу Меган Берн - «Гендерная психология».

Что касается российского мира науки, то, к сожалению, годы застоя привели к отсутствию базы, на которой можно было выстроить конкурентоспособную исследовательскую школу. В нашей стране гендерная психология только начинает развиваться, что не лишает нас перспективы занять ведущее положение в будущем. Предпосылкой к этому служит то обстоятельство, что западные исследователи вместе с грандиозным опытом накопили и значительное количество неразрешенных проблем и противоречий. Слабость этих школ заключается в том, что они уделяют основное внимание частностям, тогда как до сих пор очень слабо разработаны теории, которые позволили бы обобщить весь опыт гендерных исследований и создать целостный взгляд на природу этого явления. Эта перспектива раскрывается сегодня перед российскими исследователями.

Среди последних достижений наших соотечественников можно отметить такие важные труды, как «Гендерная психология» (Клецина И.С.) и «Гендерная социализация» (Курамшев А. В.).

Гендер (англ. gender, от лат. genus "род") — это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и восприятие этого поведения другими людьми. Этот термин ввёл в использование сексолог Джон Мани в 1955 году, разграничив таким образом пол, как фенотип от сексуально-генитальных, сексуально-эротических и сексуально-прокреативных качеств.

В широком понимании гендер не обязательно совпадает с биологическим полом индивида, с его или её полом воспитания или с паспортным полом . Обычно различают 2 гендера: мужской и женский. Однако их набор бывает гораздо шире. Например, в Таиланде распознаётся пять гендеров, включая катой и два гендера лесбиянок, отличающихся маскулинностью и феминностью. У чукчей до конца XX века различались мужчины-гетеросексуалы, мужчины-гетеросексуалы, носившие женскую одежду, мужчины-гомосексуалы, носившие женскую одежду, женщины-гетеросексуалки и женщины, носившие мужскую одежду. При этом ношение одежды могло означать и выполнение соответствующих социальных функций.

Изучением закономерностей поведения человека в обществе, определённых его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением занимается гендерная психология, являющаяся разделом дифференциальной психологии.

Это новое развивающееся направление, позволяющее лучше понять:

  1. Психологию мужчины.
  2. Психологию женщины.
  3. Психологию сравнения мужчин и женщин.
  4. Гендерную социализацию.
  5. Психологию гендерных отношений.
  6. Гендерную психологию лидерства.

Уникальным является тот факт, что в данном разделе психологии ищутся не различия между мужчиной и женщиной, а их общность, сходство. Психологи склонны к тому, что единственным отличием является процесс производства потомства, потому что остальные факторы обладают схожими свойствами.

Так, среди мужчин можно часто встретить индивидуумов с ярко выраженными женскими качествами, внешностью и т.п. Среди женщин также встречаются очень высокие, мускулистые представительницы с ярко выраженным мужским характером и привычками.

Данный раздел психологии изучает продуктивные стратегии и тактики поведения мужчин и женщин в преодолении традиционных гендерных стереотипов, а также анализ личностных предпосылок успешной самореализации женщин в профессиональной сфере, а мужчин в семейной .

Психологи установили, что не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счёте, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями — это означает выполнять те или иные предписанные гендерные роли.

По образному выражению американского антрополога Кэтрин Марч, пол относится к гендеру как свет к цвету. Пол и свет — естественные физические явления, допускающие объективное измерение. Гендер и цвет — исторические, культурно обусловленные категории, с помощью которых люди группируют определённые свойства, придавая им символическое значение.

Гендер конструируется:

  1. Посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьёй, средствами массовой информации.
  2. Самими индивидами на уровне их сознания, принятия общественных норм.

Специалисты в области гендерной психологии утверждают, что мужчиной и женщиной не рождаются, ими становятся .

К. Юнг исходил из восточной философии изначального единства мужского и женского начала, выделяя 2 архетипа: "душа" (анима), персонифицирующая женское начало — смутные чувства и настроения, предчувствия, способность любить, чувство природы и т.д., и "дух" (анимус) — физическая сила, инициатива, рациональность и т.п. И для гармоничного развития личности мужчина должен проявлять также женские качества, а женщина мужские. Для обретения целостности необходимо сочетать дух и душу .

В настоящее время данный раздел психологии только накапливает суммы фактов, чтобы в последствие их можно было обобщить и структурировать в новые модели и схемы. Однако уже сейчас полученные данные способствуют глубокому пониманию личности мужчины и женщины и построению гендерных отношений.

Человечество меняется. Изменения затрагивают даже те вещи, которые, казалось бы, испокон веков были и так и останутся неизменными. Гендерная роль мужчины и женщины тоже претерпевает изменения. Если сказать еще точнее, в наше время границы между традиционно «мужским» и «женским» уже трудно различимы.

Гендерная роль и все что с ней связано, является относительно новым феноменом и для нашего общества остается довольно неоднозначной и не до конца понятной категорией. Поэтому, прежде чем углубиться в изучение этой темы, нужно определить основные понятия.

Биологический пол – совокупность генетически и гормонально обусловленных характеристик организма, обобщающая все его репродуктивные (половые) особенности, отличающие его от представителей другого биологического пола и определяющие его роль в процессе оплодотворения при половом размножении.

Принято говорить о существовании двух видов биологического пола: мужского и женского.

Гендер социальный пол человека; характеристика личности с точки зрения маскулинности (комплекса телесных, психических и поведенческих особенностей, рассматриваемых как мужские) или феминности (совокупность качеств, традиционно приписываемых женщинам или ожидаемых от женщин).

В современном мире господствует бинарная гендерная система – разделение людей на две противоположные группы мужчин и женщин .

Интересно, что не во всех культурах гендер является значимой социальной категорией, как в нашей. Есть общества, где выделяется три и более гендера, а также множество гендерных ролей.

Гендерная роль – вид социальной роли , представляющий собой поведение , нормативно ожидаемое от индивидов мужского и женского пола. Это поведение , которое традиционно рассматривается как подобающее мужчинам и женщинам.

Социальная роль – социально нормированное поведение человека, занимающего определенное положение в обществе и имеющего в связи с этим определенные права и обязанности.

Таким образом, гендерная роль мужчины и женщины – это формы поведения, ожидаемые социумом от мужчин и женщин.

Но гендерные роли не только ожидаются, они еще и:

  • предписываются,
  • прививаются (путем воспитания и образования),
  • осваиваются,
  • исполняются,
  • нарушаются,
  • принимаются или отвергаются личностью.

Существует еще одно понятие, связанное с гендером – гендерная идентичность.

Гендерная идентичность - внутреннее самоощущение человеком себя представителем того или иного гендера, то есть мужчиной, женщиной или представителем другой категории.

Как формируется гендерная роль мужчины и женщины?

Человек рождается мужчиной или женщиной лишь в биологическом смысле, в социальном смысле он становится мужчиной или женщиной. В поведении младенцев-девочек и мальчиков нет различий. Нет существенной гендерной разницы между мужчиной и женщиной!

Изначально представители обоих полов просто люди. Набор человеческих характеристик и качеств един, разделение на мужские и женские качества условно принято в обществе.

Мальчик становится мужчиной, потому что его воспитывают как мужчину, развивают традиционно мужские черты, качества, прививают соответствующие принципы и цели, обучают мужским моделям поведения. Аналогично и девочка учится быть женщиной.

Мальчиков и девочек воспитывают по-разному , от них ожидают разные модели поведения, подкрепляют проявления разных черт характера, предъявляют разные требования.

Стоит ли после этого удивляться, что вырастая, мужчины и женщины смотрят друг на друга как на существ с разных планет? Как же им понять друг друга, если они разные и при этом никто не учил их взаимопониманию? Только путем самообразования и приобретения личного опыта общения.

Гендерные роли женщин и мужчин меняются по ходу истории, были и остаются различными в разных культурах и обществах, различаются в зависимости от экономики, политики, религии и прочих социальных факторов жизни конкретного общества. Но все-таки можно говорить о некоторой традиционности гендерных ролей, которая передавалась веками от поколения к поколению.

В нашем обществе гендерные роли мужчин традиционно принято обозначать как «Добытчик», «Хозяин», «Защитник». Они сохраняются, но ведь невозможно не заметить что уже пару десятков лет в моде «мягкая», даже женственная мужественность. Все более ценится в мужчинах не физическая сила, активность, смелость, умение рисковать, а интеллект, снисходительность, сдержанность, умение общаться, сопереживать и заботиться.

Традиционные гендерные роли женщин: «Хранительница домашнего очага», «Мать», «Жена». Общество ждет, что женщина будет доброй, терпеливой, скромной, мягкой, заботливой, понимающей, «домашней». Но как много женщин в наше время социально активны, деятельны, работают наравне с мужчинами, нередко зарабатывая больше мужчин?! Добытчик уже не Он, а Она. В женщине ценится не только красота, доброта и хозяйственность, но еще и умение зарабатывать, деловитость, целеустремленность, стрессоустойчивость, смелость.

Самая распространенная в нашем обществе гендерная роль женщины не имеет названия. Эта роль, характерная для женщин, являющихся представительницами рабочего класса, появилась в нашем обществе и закрепилась в нем в ХХ столетии. Можно назвать эту роль «Универсальный солдат» . От женщины требуется быть женой, матерью, хозяйкой, труженицей, добытчицей, защитницей – идеальной всегда и во всем и при этом везде преуспевающей!

Последствия борьбы за равные права

Борьба женщин за равноправие полов, начавшаяся в конце позапрошлого столетия, закончилась тем, что многие женщины теперь работают и за себя и за мужчин, а мужчины снимают с себя часть ответственности за добычу средств на содержание семьи, при этом не считая себя обязанными помогать женщинам по дому и в воспитании детей.

Современная женщина берет на себя слишком много и, «превращаясь» в мужчину, жалуется: «Нормальных мужиков уже просто не осталось!».

Гендерная роль мужчины также претерпевает существенные изменения в наши дни. Она становится ближе к традиционной гендерной роли женщины, точно также как гендерная роль женщины к мужской. Гендерные роли сливаются воедино.

Наблюдается и другая тенденция. Мужчины и женщины меняются ролями ! К примеру, сегодня все более популярным (особенно в странах Западной Европы) становится уход в декретный отпуск не женщин, а мужчин (причем делают они это добровольно, по собственному желанию).

Именно после того, как женщины получили равные права с мужчинами, начало наблюдаться не равенство, а смена ролей.

Мужчина и женщина юридически имеют равные права, но фактически остаются неравными. Современная женщина чаще и Хранительница домашнего очага (традиционная роль женщины), и Добытчик (традиционная роль мужчины), а мужчина чаще либо Добытчик, либо Хранитель домашнего очага. Вот к чему привело движение и борьба за равноправие полов – к новому неравенству .

Но дело в том, что мужчина и женщина и не могут быть равными, ведь природа сделала их разными ! Как бы ни был силен разум человека и насколько бы ни была развита его личность, он еще и биологическое существо, природа также обуславливает гендерную роль.

Даже если женщина выберет традиционно мужскую гендерную роль, а ее мужчина – женскую, наступит момент, когда их система собьется. Этим моментом будет появление ребенка. Каким бы женственным ни был мужчина, как бы ни умел он вести домашнее хозяйство и заботиться о детях, есть то, что никогда не позволит ему полностью реализоваться в женской роли – он не может забеременеть и родить ребенка.

Если оба супруга будут иметь одинаковые права и обязанности, будут полностью равны, не будет семьи! Кто будет заботиться о детях, если оба работают? Кто будет приносить в дом деньги, если оба безработные?

Женщины решают эту проблему, взваливая на свои плечи двойной груз ответственности, но по количеству несчастных женщин, несчастливых семей, разводов и детей, растущих без отца, не трудно догадаться, что такой подход к решению проблемы неэффективен .

Свобода быть собой

Казалось бы, почему в наше время, когда мужчина и женщина равны в правах, могут свободно, добровольно, без обязательного согласия родственников, выбрать друг друга и создать семью по любви, так много несчастливых пар? Не потому ли, что отступая от традиций и природы, люди просто не понимают как им дальше жить.

Когда люди не знают что делать со свободой, она становится для них бóльшим злом, нежели необходимость жить под чьим-то строгим руководством. А ведь свобода – это наивысшая ценность, это возможность быть собой! Человек в наши дни волен выбирать, кем ему быть и как жить. Он не обязан придерживаться той гендерной роли, которая навязывается и ожидается. Вне зависимости от пола, важно быть собой!

Если девочке нравится драться, почему бы ей не стать профессиональным боксером? Если мальчику нравится заботиться о младших детях, почему ему нельзя стать воспитателем или учителем? Но фразы «Ты же мальчик!» или «Ты же девочка!» отучают детей понимать себя . В итоге ребенок говорит, действует и чувствует как положено, а не как он действительно это переживает.

Проблема «Я не знаю, что мне делать со свободой выбора» вырастает из проблемы «Я не знаю себя».

Слишком традиционное и строгое, требующее четкого следования общественным нормам и стереотипному мышлению воспитание в детстве во взрослом возрасте приводит к тому, что называется гендерно-ролевой стресс.

Гендерно-ролевой стресс – это состояние психического напряжения, возникающее в случае неспособности придерживаться своей гендерной роли или, напротив, необходимости придерживаться поведения, характерного для противоположной гендерной роли.

Тенденции, наблюдаемые сегодня в развитых странах таковы, что подчеркивание гендерных различий признается некорректным, так как традиционная гендерная роль стала пониматься как навязывание потребностей общества индивиду без учета его личных желаний и целей. Общество, навязывая человеку определенные модели поведения, лишает его возможности быть собой, а значит, быть счастливым.

С другой стороны, если все люди будут вести себя только так, как им хочется, не руководствуясь социальными нормами и требованиями к себе как к представителю определенного пола, мир рискует потерять такие важные для продолжения человеческого рода институты как брак и семья! Ведь именно возникновение традиционных гендерных ролей мужчины и женщины когда-то давно и породило моногамию, традиционную семью и обязанность заботится о своих детях, пока они не вырастут!

Опрос для женщин. Придерживаетесь ли Вы традиционных полоролевых норм поведения женщины?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность понятия "гендер". Дифференциация понятий пол и гендер. Изучение гендерных различий в психологии. Гендерная идентичность в современных психологических исследованиях. Образ идеального мужчины и мужа у респондентов с разной гендерной идентичностью.

    дипломная работа , добавлен 07.06.2013

    Общая характеристика гендерной психологии как научного направления. Изучение основных понятий гендерной психологии, а также рассмотрение истории развития данной социальной науки. Исследование социальной практики дифференциации мира мужчин и женщин.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2015

    Сущность понятия "гендер". Личность как социально-психологическая проблема. Исследование гендерных особенностей индивидов юношеского возраста и их влияния на стратегию поведения в конфликтной ситуации. Определение показателя маскулинности и феминности.

    курсовая работа , добавлен 18.11.2014

    Гендерная психология как новое научное направление в психологии и формирующаяся самостоятельная область психологического знания, рассмотрение предпосылок развития. Сущность понятия "нормативное давление". Знакомство с поло-ролевым опросником Сандры Бем.

    презентация , добавлен 09.10.2013

    Сущность научного понятия "гендер", его содержание, особенности и современные направления гендерной психологии. Структура гендерных стереотипов и социальные условия, влияющие на их формирование, пути смягчения их влияния на личностные проявления.

    дипломная работа , добавлен 13.09.2009

    Половое развитие ребёнка. Сущность понятия "гендер". Процесс гендерной идентификации личности. Концепция В.С. Мухиной о развитии структуры самосознания. Рефлексивный самоотчет "Кто Я?". Методика "Автопортрет" и "Нормы поведения мужчины и женщины".

    курсовая работа , добавлен 19.02.2010

    Психологический феномен девиантного поведения. Сущность и направления исследования гендера в психологии. Дисперсионный анализ взаимосвязи типа гендерной идентичности и склонности к девиантному поведению, оценка полученных результатов и их интерпретация.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2015