Огэ по истории. Система оценивания экзаменационной работы по истории. Подготовка к ОГЭ

История 9 класс ОГЭ 2016 г. История 9 класс ОГЭ 2016 г.

Вариант 1

Желаем успеха!

Часть 1.

При выполнении заданий1-22 запишите в поле ответов одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответ.

    В каком веке была составлена Правда Ярослава?

1) VIII в.

2) IX в.

3) X в.

4) XI в.

    Разорение Москвы ханом Тохтамышем произошло в княжение

1) Ивана Калиты

2) Дмитрия Донского

3) Василия II

4) Ивана III

    Что из названного было следствием введения опричнины при Иване IV?

    1) окончательное освобождение Руси от ордынского владычества

    2) разгром Крымского ханства

    3) победа России в Ливонской войне

    4) экономическое разорение страны

    Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите период времени, в который происходили описываемые события.

«Московский князь, родоначальник династии московских князей, был младшим сыном Александра Ярославовича Невского и потому получил незначительный в то время московский удел. Этот удел, полученный князем, состоял тогда из небольшой деревянной крепости и нескольких сёл и деревень без единого каменного здания… Однако мудрая политика князя в итоге принесла свои плоды: Московское княжество значительно расширилось за счёт присоединения Коломны и Переславля-Залесского. В связи с ростом территории Московского княжества значительно возрос на Руси и авторитет московского князя».

1) первая половина XII в.

2) конец XII - начало XIII в.

3) середина XIII в.

4) вторая половина XIII - начало XIV в.

    Когда была создана Табель о рангах?

1) в первой четверти XVIII в.

2) во второй половине XVIII в.

3) в первой половине XIX в.

4) во второй половине XIX в.

    Какое из названных мероприятий было осуществлено в годы Первой российской революции 1905-1907 гг.?

1) отмена крепостного права

2) создание Государственной думы

3) ликвидация помещичьего землевладения

    Какое из перечисленных событий привело к укреплению России на Чёрном море в XVIII в.?

1) присоединение к России Крымского ханства

2) участие России в Северной войне

3) установление дипломатических отношений с Османской империей

4) участие России в Семилетней войне

    Прочтите отрывок из указа Петра I и укажите, где произошло сражение, о котором идёт речь.

«Сия у нас победа может первая назваться, понеже над регулярным войском никогда такой не бывало, к тому ж ещё гораздо меньшим числом будучи пред неприятелем, и поистине оная виною всех благополучных последований России, понеже тут первая проба солдатская была и людей, конечно, ободрила, и «матерью Полтавской баталии» названа как одобрением людей, так и временем».

1) при Гросс-Егерсдорфе

2) у д. Лесной

3) при Цорндорфе

4) у о. Гренгам

    Народное восстание на Дону в годы правления Петра I возглавил

1) И. И. Болотников

2) К. А. Булавин

3) С. Т. Разин

4) Е. И. Пугачёв

    Укажите памятник архитектуры, созданный при участии итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти.

1) Софийский собор в Киеве

2) Софийский собор в Новгороде

3) Успенский собор во Владимире

4) Успенский собор Московского Кремля

    Проведение политики сплошной коллективизации было начато в

1) 1918 г.

2) 1921 г

3) 1929 г.

4) 1937 г.

    Укажите характерную черту политики «военного коммунизма».

    1) свобода рыночной торговли

    2) деятельность иностранных концессий

    3) активное развитие товарно-денежных отношений

    4) введение всеобщей трудовой повинности

    Что из названного относится к последствиям заключённого в 1918 г. Брестского мира?

    1) отказ Германии от территориальных претензий к Советской России

    2) начало полосы дипломатического признания Советской России

    3) большие территориальные потери Советской России

    4) улучшение отношений Советской России со странами Антанты

    Бои за Мамаев курган велись в ходе

1) битвы за Москву

2) Сталинградской битвы

3) Курской битвы

4) освобождения Киева

    Прочтите отрывок из книги, написанной фронтовиком, и укажите фамилию, пропущенную в тексте.

«Разгорелся неравный бой пехоты с танками… ___________ грузно прислонился к стене окопа и на мгновение опустил голову.

- Товарищ политрук, Вы ранены? - с тревогой спрашивает подбежавший боец. - Идите в медпункт.

- Да, что-то сильно обожгло здесь. Ничего, заживёт… Вот ещё ползут! - Встрепенувшись от сильной боли, бледный, он обращается к бойцам: Велика Россия, но отступать некуда - за нами Москва! Со связкой гранат он бросается на надвигающийся танк. Примеру _________ следуют оставшиеся в живых бойцы. У разъезда Дубосеково на израненном воронками снарядов и авиационных бомб поле замерли, объятые дымом и пламенем, вражеские танки…»

1) Н. Ф. Гастелло

2) В. В. Талалихин

3) А. М. Матросов

4) В. Г. Клочков

    В каком году была принята Конституция Российской Федерации?

1) 1991 г.

2) 1993 г.

3) 1998 г.

4) 2002 г.

    Авария на Чернобыльской АЭС произошла в период

1) последних лет руководства страной И. В. Сталина

2) «оттепели»

3) «застоя»

4) «перестройки»

    Прочтите отрывок из выступления руководителя СССР и укажите период, когда это заявление было сделано.

«Теперь несколько слов насчёт планов работы Коммунистической партии на ближайшее будущее. Как известно, эти планы изложены в новом пятилетнем плане, который должен быть утверждён в ближайшее время. Основные задачи нового пятилетнего плана состоят в том, чтобы восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в более или менее значительных размерах. Не говоря уже о том, что в ближайшее время будет отменена карточная система, особое внимание будет обращено на расширение производства предметов широкого потребления, на поднятие жизненного уровня трудящихся путём последовательного снижения цен на все товары и на широкое строительство всякого рода научно-исследовательских институтов, могущих дать возможность науке развернуть свои силы».

1) 1945-1953 гг.

2) 1956-1964 г.г

3) 1964-1982 г.г.

4) 1985-1991 г

    Одним из руководителей Белого движения в годы Гражданской войны был

1) А. А. Брусилов

2) П. Н. Врангель

3) П. А. Кропоткин

4) М. В. Фрунзе

    Рассмотрите карту одного из этапов Отечественной войны 1812 г.

Населённым пунктом, обозначенным на карте цифрой «1», является

1) Бородино

2) Тарутино

3) Фили

4) Царёво Займище

    Фреска в Древней Руси - это

1) изображение, выполненное водяными красками по сырой штукатурке

2) картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков

3) техника изготовления ювелирных украшений

4) вид скульптуры, в котором изображение выполняется на плоскости из камня, глины, металла, дерева

    Рассмотрите изображение.

На рисунке изображено светское мероприятие, появившееся в России

1) во второй половине XVII в.

2) в первой четверти XVIII в.

3) во второй половине XVIII в.

4) в первой четверти XIX в.

    Расположите в хронологической последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

1. Октябрьское вооружённое восстание под руководством большевиков в Петрограде.

2. Отречение Николая II от престола.

3. Корниловский мятеж.

4. Роспуск Учредительного собрания.

    Установите соответствие между князьями и событиями, произошедшими в годы их правления: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

КНЯЗЬЯ

СОБЫТИЯ

А) Олег

Б) Игорь

В) Святослав

1) крещение Руси

2) разгром Хазарского каганата

3) восстание древлян, приведшее к гибели киевского князя

4) объединение Киева и Новгорода под единой княжеской властью

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами:

    Какие из перечисленных мероприятий относятся к политике «просвещённого абсолютизма» Екатерины II? Найдите в приведённом ниже списке два мероприятия и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) созыв Уложенной комиссии;

2) учреждение министерств;

3) упразднение патриаршества;

4) создание военных поселений;

5) издание жалованной грамоты городам.

    Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Выпуск некоторых видов техники советской промышленностью в 1931–1933 гг.

Показатель

1931 г.

1932 г.

1933 г.

Производство танков всех типов

928

3347

3482

Производство тракторов для артиллерии

614

464

451

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ

А) Производство танков

Б) Количество произведённых танков в наибольшей степени превысило количество выпущенных тракторов в

В) Наивысших показателей производство тракторов для артиллерии достигло в

1) 1931 г.

2) 1932 г.

3) 1933 г.

4) постоянно увеличивалось

5) постоянно снижалось

«Высший нормативный акт государства. Впервые в истории России принят в качестве Основного закона в 1918 г.».

    Сравните особенности народных восстаний под предводительством С. Т. Разина и под предводительством Е. И. Пугачёва. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую - порядковые номера черт различия.

1) участие в восстании горнозаводских рабочих;

2) зарождение восстания на окраинах государства;

3) копирование восставшими придворных учреждений, чинов и этикета;

4) стихийное участие крестьянских масс.

Черты сходства

Черты различия

    Запишите слово, пропущенное в схеме.


    Ниже приведён перечень названий русских городов. Все они, за исключением одного, были разорены монгольскими захватчиками в XIII в.

1) Новгород; 2) Киев; 3) Рязань; 4) Владимир; 5) Козельск.

Часть 2

Из сочинения историка

«Император был человеком капризным, легко менял свои привязанности и к тому же отличался болезненной подозрительностью. Эти черты, несомненно, наложили свой отпечаток на его внутреннюю политику. Внешняя политика императора отличалась такой же экстравагантностью, как и внутренняя.

Во главе русско-австрийских войск Суворов совершил поход в Северную Италию, где в сражениях на реках Адде, Требии, а также при Нови одержал победы над французскими войсками. Одновременно с сухопутными войсками русская эскадра Ф. Ф. Ушакова побеждала в Средиземном море, изгоняя французов из Ионического архипелага, где под протекторатом России возникла республика - первое независимое от турок греческое государство. После этого император довольно неожиданно порвал союз с Англией, запретил ввоз и вывоз английских товаров и начал сближаться с Наполеоном, который к этому времени упрочил свою власть во Франции. В стремлении помочь новому другу император внезапно предписал русской армии (40 казачьих полков) выступить в поход на завоевание Британской Индии.

В то же время император со свойственным ему жаром и интересом к игре в рыцари так увлёкся судьбой Мальты, что после бегства в 1798 г. с острова гроссмейстера ордена неожиданно для всех принял титул его главы, хотя европейские державы не поддержали его претензий. Некоторые историки считают, что император находился в плену идеи удушения Французской революции путём объединения в Мальтийском ордене под его руководством дворян всей Европы».

    Назовите императора, о котором идёт речь в данном отрывке, и укажите годы его правления.

    В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где содержится положение, подтверждения которого приводятся в дальнейшем тексте. Выпишите не менее двух подтверждений указанного положения.

Задания 33–35 предусматривают разные виды деятельности: анализ

исторической ситуации (33), сравнение исторических событий и явлений (34), составление плана ответа на данную тему (35). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

    Будущий российский император волею судьбы приходился внуком Петру I и внучатым племянником его злейшему врагу - шведскому королю Карлу XII. До 14 лет воспитывался в герцогстве Гольштейн как наследник шведского престола, но затем был привезён в Россию и объявлен наследником русского престола. Став российским императором, правил чуть более года, после чего был свергнут с престола в результате заговора, организованного его женой.

1) Назовите императора, о судьбе которого идёт речь.

2) Назовите императора (императрицу), при котором (ой) будущий император был привезён в Россию.

3) Какие поступки (взгляды) императора способствовали лёгкости осуществления дворцового переворота его женой?

    Существует точка зрения, что, несмотря на наличие существенных отличий, в развитии русской литературы в XV-XVI вв. сохранялись черты, характерные и для литературы XII-XIII вв. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих эту общность.

    Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Население Древнерусского государства». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные явления, связанные с темой «Население Древнерусского государства».

Контрольно-измерительный материал

Вариант 2

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 35 заданий. Часть 1 содержит 30 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 час (180 минут).

Ответы к заданиям 1–22 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.

Ответы к заданиям 23–30 записываются в виде слова (словосочетания), цифры или последовательности.

К заданиям 31–35 следует дать развёрнутый ответ. Задания 31 и 32 предусматривают анализ исторического источника. Задания 33–35 предполагают развёрнутые ответы на заданные темы. Задания 31–35 выполняются на отдельном листе.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1.

При выполнении заданий 1-22 запишите в поле ответов одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответ.

    Какое из указанных событий произошло в XIII в.?

1) разорение Северо-Восточной Руси ханом Батыем

2) сожжение Москвы ханом Тохтамышем

3) поход князя Игоря на Царьград

4) Куликовская битва

    Что из названного было следствием военных побед князя Александра Невского?

1) укрепление Московского княжества

2) распад Тевтонского ордена

3) ухудшение отношений с Польшей

4) предотвращение захвата крестоносцами русских земель

    Укажите военные победы, благодаря которым удалось предотвратить захват западными завоевателями русских земель.

1) битва на реке Неве и Ледовое побоище

2) битва на реке Калке и сражение на реке Сить

3) «стояние» на реке Угре и битва на реке Шелонь

4) битва на реке Воже и Куликовская битва

    Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите историческое явление, о котором идёт речь.

«Учреждена же она была потому, что царь заподозрил вельмож в неприязни к себе и хотел иметь при себе людей, вполне преданных ему. Напуганный отъездом Курбского и протестом, который тот подал от имени всех своих собратий, царь заподозрил всех бояр своих и схватился за средство, которое освобождало его от них, освобождало от необходимости постоянного, ежедневного общения с ними».

1) опричнина

2) бироновщина

3) хованщина

4) пугачёвщина

    С каким из перечисленных событий связаны понятия «хутор» и «отруб»?

1) изданием указа «о вольных хлебопашцах»

2) введением военных поселений

3) реформой государственной деревни П. Д. Киселёва

4) аграрной реформой П. А. Столыпина

    Укажите партию, которая в годы первой российской революции защищала идею незыблемости самодержавия.

1) Партия социалистов-революционеров

3) Конституционно-демократическая партия

4) «Союз русского народа»

    В результате проведённой С. Ю. Витте в конце XIX в. финансовой реформы

1) из денежного оборота были изъяты золотые монеты

2) укрепилась денежная система страны

3) выпуск медных монет был полностью прекращён

4) произошло резкое падение уровня благосостояния населения

    Прочтите отрывок из исторического документа и укажите императора, в правление которого этот документ был создан.

«Ст. 2. Судебная власть означенных в 1-й статье установлений распространяется на лица всех сословий и на все дела, как гражданские, так и уголовные.

Ст. 5. Для определения в уголовных делах вины или невинности подсудимых к составу судебных мест в случаях, означенных в уставе уголовного судопроизводства, присоединяются присяжные заседатели».

1) Александр I

2) Николай I

3) Александр II

4) Александр III

    Кто был одним из участников междоусобной войны второй четверти XV в. в Московском княжестве?

1) Василий II Тёмный

2) Борис Годунов

3) Василий I

4) Дмитрий Донской

    В формировании архитектурного ансамбля Московского Кремля принимали участие приглашённые из-за границы мастера

1) Аристотель Фиораванти и Алевиз Новый

2) Бартоломео Растрелли и Доменико Трезини

3) Огюст Монферран и Доменико Жилярди

4) Карл Росси и Осип Бове

    В каком году Западная Украина и Западная Белоруссия вошли в состав СССР?

1) 1922 г.

2) 1924 г.

3) 1936 г.

4) 1939 г.

    Как назывались центральные органы государственного управления, существовавшие в СССР в 1920-1930-х гг.?

1) наркоматы

2) ликбезы

3) совнархозы

4) министерства

    Подписывая Пакт о ненападении с Германией, СССР стремился

1) предотвратить агрессию Германии в Западной Европе

2) создать систему коллективной безопасности в Европе

3) отстоять незыблемость границ в Восточной Европе

4) отсрочить военное столкновение между СССР и Германией

    Тегеранская конференция лидеров трёх держав в ходе Великой Отечественной и Второй мировой состоялась в

1) 1941 г.

2) 1942 г.

3) 1943 г.

4) 1945 г.

    Прочтите отрывок из исторического документа и укажите город, о котором идёт речь.

«8 ноября германский моторизованный корпус во главе с генералом Шмидтом захватил Тихвин, нарушил железнодорожную связь между Большой землёй и дорогой через Ладогу, по которой доставлялись грузы. В тот день Гитлер заявил: "Городу рассчитывать не на что. Он падёт рано или поздно. Его никто не освободит. Кольцо блокады не разорвать никому. Городу суждено погибнуть от голода"».

1) Москва

2) Севастополь

3) Киев

4) Ленинград

    Какое из перечисленных событий произошло в 1950-е гг.?

1) XX съезд КПСС

2) расстрел демонстрации рабочих в Новочеркасске

3) Карибский кризис

4) создание СЭВ

    Какое из перечисленных явлений характеризовало общественно-политическую жизнь в СССР в период «перестройки»?

1) введение цензуры

2) прекращение критики культа личности И.В. Сталина

3) плюрализм мнений

4) усиление борьбы против диссидентов

    Прочтите отрывок из исторического источника и укажите название страны, пропущенное в тексте.

«Либерализация партийной и общественной жизни, начавшаяся в … после отставки сталиниста Новотного, была жестоко подавлена. Сначала на многочисленных встречах Брежнев и его окружение пытались внушить новым лидерам местных коммунистов во главе с А. Дубчеком недопустимость в стране свободы слова, собраний и прочих "вольностей", а потом в августе 1968 г. к "непонятливым товарищам" был применён "вариант 1956 года". Исторические документы свидетельствуют, что сам Брежнев, не отличавшийся кровожадностью, не ратовал за интервенцию в братскую страну. Но во имя сохранения собственной власти он не мог не считаться с "ястребами" в Политбюро (П. Шелест и др.), но более всего он опасался давления со стороны военной верхушки».

1) Чехословакия

2) Польша

3) Румыния

4) Югославия

    Переход от плановой к рыночной экономике в Российской Федерации осуществлялся под руководством

1) Н. Д. Кондратьева

2) В. В. Путина

3) Е. Т. Гайдара

4) К. У. Черненко

    Рассмотрите схему и выполните задание.

Укажите век, когда была совершена первая русская экспедиция по маршруту, изображённому на схеме.


1) XVI в.

2) XVII в.

3) XVIII в.

4) XIX в.

    Лёгкий для чтения и написания гражданский шрифт в России был утверждён лично

1) Петром I

2) Екатериной II

3) Александром I

4) Николаем I

    Рассмотрите плакат и выполните задание.


Укажите год, когда был создан данный плакат.

1) 1917 г.

2) 1918 г.

3) 1919 г.

4) 1920 г.

Задание 23-30 требуют ответов в виде цифры, последовательность цифр или слова (словосочетания), которые следует записать. Имена российских государей следует писать только буквами (Например: Николай Второй)

    Расположите в хронологическом порядке следующие события XIX в. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:

    1) учреждение министерств;

    2) реформа государственной деревни П. Д. Киселёва;

    3) создание Государственного совета;

    4) начало царствования Александра I.

    Установите соответствие между названиями городов и князьями, в правление которых эти города были присоединены к Московскому княжеству: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

НАЗВАНИЯ ГОРОДОВ

КНЯЗЬЯ

А) Новгород и Тверь

Б) Псков и Смоленск

В) Казань и Астрахань

1) Василий II

2) Иван III

3) Василий III

4) Иван IV

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Какие реформы государственного управления были проведены в годы правления Петра I? Найдите в приведённом ниже списке две реформы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) отмена местничества;

2) создание коллегий;

3) упразднение губерний;

4) учреждение Сената;

5) отделение церкви от государства.

    Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начальные части и варианты завершения.

Год

Чугун

Сталь

1913

4,6

4,9

1928

3,3

4,8

1940

14,9

18,3

1950

19,2

27,3

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ

А) К 1950 г., по сравнению с 1913 г., в наибольшей степени увеличилась выплавка

Б) По сравнению с 1913 г. было произведено меньше чугуна и стали в

В) Выплавка стали увеличилась по сравнению с 1913 г. более чем в 5 раз к

1) 1940 г.

2) стали

3) 1928 г.

4) 1950 г.

5) чугуна

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

    Запишите термин, о котором идёт речь.

«Введённое по инициативе С.Ю. Витте исключительное право государства на розничную и оптовую продажу крепких спиртных напитков, а также очистку спирта».

    Сравните особенности внутренней политики Петра I и политики Николая I. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую - порядковые номера черт различия.

1) пропаганда «теории официальной народности»;

2) подавление восстаний внутри страны;

3) управление страной с помощью министерств;

4) рост бюрократического аппарата.

Черты сходства

Черты различия

    Запишите имя, пропущенное в схеме.


    Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к системе местного управления в Российской империи в последней четверти XVIII в.

1) городничий; 2) губернатор; 3) воевода; 4) капитан-исправник; 5) вице-губернатор.

Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.

Часть 2

Для ответов на задания этой части (31-35) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (31, 32 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задание 31,32. Используйте в ответах информацию текста, а также задание из курса истории.

Из исторического произведения

«Всю ночь и утро монгольское войско продвигалось в направлении богатого северного города Новгорода. Но к полудню идти вперёд уже стало невозможно. Кони постоянно проваливались по брюхо в рыхлый снег. Ростепель обращала ещё недавно крепкие дороги в набухшие бурные потоки. Кони падали. Всадники, поднимая их, выбивались из сил. Проводники из пленных говорили, что дальше дорога будет ещё хуже, что на пятьдесят дней всякая езда по дорогам прекратится, пока поднявшаяся вода в реках не утечёт в море.

Воины стали громко роптать, ведь и без того потери монголов в этом походе были уже очень велики. На одном перекрёстке, где был вкопан высокий, в три человеческих роста, деревянный крест, войско остановилось. Татары сошли с коней, чтобы дать им передышку. Старые монголы обступили тесным кольцом своего начальника и стали восклицать: «Здесь проклятое место! …В этой земле и так уже полегло много наших воинов. Совсем не осталось корма нашим коням. Не надо нам богатого Новгорода. Повернём назад!»

Монгольский хан, разоривший и разграбивший уже множество русских городов, не желал отказываться от своих планов, тем более что богатый торговый город был уже совсем близко. Но доводы опытных воинов заставили его задуматься… Не дойдя сто вёрст до Новгорода, у Игнач Креста хан приказывает повернуть назад в степи».

    Назовите имя монгольского хана, о котором говорится в тексте. Укажите век, к которому относятся события, описанные в тексте.

    В последнем абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где говорится о решении, причины которого указаны в тексте. Назовите не менее двух фактов, приведённых в отрывке, которые явились причинами этого решения.

Задания 33–35 предусматривают разные виды деятельности: анализ исторической ситуации (33), сравнение исторических событий и явлений (34), составление плана ответа на данную тему (35). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

    «Начиная эту войну, русский царь не исключал неудачи, но такого поражения он всё же не ожидал. «Спасибо брату Карлу, - сказал он, - будет время, и мы ему отплатим за уроки». Царь после поражения в начале войны отдал приказание укреплять города, лить пушки, собирать новые полки. Но враг не воспользовался успехом и не вторгся со своим войском на русскую территорию».

1) Назовите войну, о которой идёт речь.

2) Укажите сражение, в котором потерпела поражение русская армия.

3) Назовите одну из причин поражения русских войск.

    Древнейший из дошедших до нас сборник законов Древнерусского государства Русская Правда состоит из трёх частей. Существует точка зрения, что, несмотря на наличие общих черт, в нормах Правды Ярослава, Правды Ярославичей и Устава Владимира Мономаха имеются существенные различия. Приведите не менее двух любых фактов, подтверждающих эти различия.

    Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Происхождение и расселение восточных славян». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с происхождением и расселением восточнославянских племён.

Если Вы затрудняетесь в составлении плана, который бы полностью раскрывал данную тему, то можете выбрать один из существенных вопросов (разделов, направлений, проблем) темы.

Напишите заголовок плана по выбранному Вами вопросу (разделу, направлению, проблеме) и составьте план, раскрывающий его содержание, соблюдая все требования к количеству пунктов плана и пояснений.

Вариант 1.

Часть 1.

4

2

4

4

1

2

1

2

2

4

3

4

3

2

4

2

4

1

2

2

1

2

2314

432

15

431

Конституция РСФСР 1918 г.

2413

Астраханское

1

Часть 2.

1) Павел I;

2) 1796-1801 гг.

32. Могут быть указаны следующие подтверждения:

1. После этого император довольно неожиданно порвал союз с Англией, запретил ввоз и вывоз английских товаров и начал сближаться с Наполеоном, который к этому времени упрочил свою власть во Франции.

2. В стремлении помочь новому другу император внезапно предписал русской армии (40 казачьих полков) выступить в поход на завоевание Британской Индии.

3. В то же время император со свойственным ему жаром и интересом к игре в рыцари так увлёкся судьбой Мальты, что после бегства в 1798 г. с острова гроссмейстера ордена неожиданно для всех принял титул его главы, хотя европейские державы не поддержали его претензий.

33. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) император - Пётр III:

2) императрица, при которой будущий император был привезён в Россию - Елизавета Петровна:

3) поступки (взгляды), например:

- Пётр III прекратил военные действия против Пруссии (Семилетняя война) и заключил с Фридрихом II Петербургский мир на крайне невыгодных для России условиях:

- Пётр III, будучи поклонником прусского короля Фридриха II, ввёл прусские порядки в армии:

- Пётр III пренебрегал русскими национальными и религиозными традициями, чем вызвал недовольство среди дворян и гвардии.

34. Могут быть приведены следующие факты:

1) сохранились летописные произведения, описывающие исторические события;

2) сохранилась церковная литература (например, жития святых) (могут быть приведены другие факты).

35. Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Формирование древнерусской народности. Завершение объединения всех восточных славян в единое

государство к концу X в. и принятие христианства привело к сглаживанию племенных различий в языке и культуре. С течением времени у жителей Древнерусского государства ушло в прошлое отождествление себя с отдельными племенными союзами. Так постепенно сформировалось единая древнерусская народность.

Система оценивания экзаменационной работы по истории

Вариант 2.

Часть 1.

За верное выполнение каждого из заданий части 1, кроме заданий 24 и 26, выставляется 1 балл. Задания 1–30 считаются выполненными верно, если верно указаны требуемые одно-два слова, цифра или последовательность цифр.

Задания 24 и 26 оцениваются по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок.

1

4

1

1

4

4

2

3

1

1

4

1

4

3

4

1

3

1

3

2

1

4

4132

234

24

234

Винная монополия

2413

Владимир

3

Часть 2.

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. За задания 31 и 32 на анализ исторического источника и за задание 34 на сравнение исторических событий ставится от 0 до 2 баллов. За задания 33 на анализ исторической ситуации и 35 на составление плана ответа на данную тему может быть выставлено от 0 до 3 баллов.

31. В ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) имя хана - Батый;

2) век - XIII в.

32. В ответе должно быть указано предложение: «Не дойдя сто вёрст до Новгорода, у Игнач Креста хан приказывает повернуть назад в степи».

1) весенняя распутица;

33. В ответе должно быть указано предложение: «Не дойдя сто вёрст до Новгорода, у Игнач Креста хан приказывает

повернуть назад в степи».

В ответе могут быть указаны следующие факты:

1) весенняя распутица;

2) предупреждения проводников об ухудшении ситуации;

3) большие потери монгольского войска;

4) усталость монгольского войска;

5) недостаток корма для лошадей;

6) требования воинов прекратить поход.

34. Могут быть приведены факты:

1. В «Правде Ярослава» закон еще допускал кровную месть за убийство человека, но мстить могли только близкие родственники (брат, отец, сын). А в «Правде Ярославичей» месть была вообще запрещена и заменена штрафом - вирой.

2. «Устав Владимира Мономаха» уточнил правовое положение закупов, установил ответственность за кражу ряда иных объектов, расширил раздел, посвященный наследственному праву, большое внимание уделил законодательству о холопах, принял меры по охране имущественных прав купечества.

Могут быть приведены другие факты.

34. Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Происхождение славян. Индоевропейцы. Выделение балто-славянских племён. Расселение славянских племён.

2. Разделение славян на три ветви:

а) западные славяне - предки современных поляков, чехов, словаков и др.;

б) южные славяне - предки современных болгар, сербов, хорватов, словенцев и проч.;

в) восточные славяне - предки современных русских, украинцев и белорусов.

3. Расселение восточных славян

Восточные славяне заселили обширные территории от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке.

4. Крупнейшие племенные союзы восточных славян:

а) поляне;

б) словене ильменские;

в) древляне;

г) вятичи;

д) полочане и др.

Общий государственный экзамен, 2016 г.

ИСТОРИЯ, 9 класс

Тренировочный вариант от 15.05.2015

10/ 11

Общий государственный экзамен
по ИСТОРИИ

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 35 заданий. Часть 1 содержит 30 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа (180 минут).

Ответы к заданиям 1–22 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.

Ответы к заданиям 23–30 записываются в виде слова (словосочетания), цифры или последовательности цифр в поле ответа в тексте работы. В случае записи неверного ответа на задания части 1 зачеркните его и запишите рядом новый.

К заданиям 31–35 следует дать развёрнутый ответ. Задания 31 и 32 предусматривают анализ исторического источника. Задания 33–35 предполагают развёрнутые ответы на заданные темы. Задания 31–35 выполняются на отдельном листе.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1.

При выполнении заданий 1–22 запишите в поле ответа одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа. Задания 23–30 требуют ответа в виде цифры, последовательности цифр или слова (словосочетания), которые следует записать в поле ответа в тексте работы. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй). Для ответов на задания этой части (31–35) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (31, 32 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Какое из перечисленных событий относится к XI в.?

1) крещение Руси

2) съезд князей в Любече

3) издание первой печатной книги в России

4) восстание древлян

Что из названного относится к итогам Смуты конца XVI - начала XVII в.?

1) воцарение династии Романовых

2) проведение реформ Избранной рады

3) создание стрелецкого войска

4) начало созыва Земских соборов

Ответ: ___________________________.

Что стало одним из последствий Крещения Руси?

1) образование Древнерусского государства

2) подписание первого договора с Византией

3) укрепление международного авторитета Руси

4) появление первых христиан на Руси

Ответ: ___________________________.

Прочтите отрывок из дневника современника и укажите год, когда произошли описанные события.

«Злосчастный мятеж, для которого изменники уже давно объединились, составляя союзы и присягая. Их предводителем в том деле был нынешний царь – Василий Иванович Шуйский, обещавший поделить между ними крепости и государства и назначить их на высокие должности… Войска выпустили против той Москвы, которая могла стать на сторону Дмитрия, вступив в сговор с влиятельнейшими купцами и частью мира».

1) 1598 г.

2) 1605 г.

3) 1606 г.

4) 1610 г.

Ответ: ___________________________.

В какой период в России началось проведение аграрной реформы П. А. Столыпина?

1) 1894–1903 гг.

2) 1904–1905 гг.

3) 1906–1911 гг.

4) 1912–1917 гг.

Ответ: ___________________________.

Какое из названных сражений произошло в ходе русско-японской войны?

1) штурм крепости Измаил

2) оборона Шипкинского перевала

3) Мукденское сражение

4) Брусиловский прорыв

Ответ: ___________________________.

Что явилось одним из последствий подписания Ништадтского мирного договора?

1) провозглашение России империей

2) введение рекрутской системы комплектования армии

3) начало проведения губернской реформы

4) Азовские походы Петра I

Ответ: ___________________________.

Прочтите отрывок из письма П.И. Лесли и укажите название города, в нём упоминаемого.

«Сегодня новый год у англичан и французов… С нашего [третьего бастиона] не забыли, что у них новый год, и сто человек охотников отправились в траншею поздравить их. Поздравление было такого рода, что привели с собой 11 человек пленных; у нас потеря самая пустая. Вероятно, они в этот день никак не ожидали с нашей стороны никакой вылазки. Чрезвычайно хорошо угощают их наши батареи по ночам, залпами из мортир. Вообще осада [города] будет им памятна…»

1) Малоярославец

2) Смоленск

3) Севастополь

4) Псков

Ответ: ___________________________.

Кто из названных лиц были героями-партизанами Отечественной войны 1812 г.?

1) М. И. Кутузов, М. Б. Барклай де Толли

2) В. Кожина, Г. Курин

3) П. И. Багратион, А. П. Ермолов

4) Н. Н. Раевский, М. И. Платов

Ответ: ___________________________.

Какой памятник архитектуры относится к стилю (направлению) классицизм?

1) дом Пашкова в Москве

2) церковь Покрова в Филях

3) церковь Вознесения в Коломенском

4) здание Государственного Исторического музея в Москве

Ответ: ___________________________.

В каком году в советском государстве было объявлено о переходе к политике ликвидации кулачества как класса?

1) 1919 г.

2) 1924 г.

3) 1929 г.

4) 1937 г.

Ответ: ___________________________.

Строительство крупных промышленных предприятий стало результатом осуществления в СССР

1) политики «военного коммунизма»

2) новой экономической политики

3) политики коллективизации

4) политики индустриализации

Ответ: ___________________________.

Что из перечисленного послужило причиной исключения СССР из Лиги Наций?

1) начало советско-финляндской войны

2) подписание советским правительством сепаратного мира с Германией

3) разгром Красной армией японских войск в районе озера Хасан

4) заключение пакта Молотова-Риббентропа между СССР и Германией

Ответ: ___________________________.

316-я стрелковая дивизия под командованием генерала И. В. Панфилова прославилась в боях в ходе

1) битвы за Москву

2) Сталинградской битвы

3) Курской битвы

4) операции по освобождению Белоруссии

Ответ: ___________________________.

Прочтите отрывок из воспоминаний фронтовика и укажите фамилию, пропущенную в тексте.

«Каждый вечер мы слушали сводки Совинформбюро. Они не радовали: фашистские полчища всё дальше и дальше вторгались в пределы нашей страны. С большим волнением мы ловили сообщения о действиях нашей

авиации. Уже на второй день войны 28 экипажей дальних бомбардировщиков, а также лётчики ВВС Балтийского и Черноморского флотов совершили налёты на порты и военные заводы Данцига, Кёнигсберга, Варшавы, Кракова. <…>

Моё нетерпение возрастало: когда же и я смогу вступить в бой? В эти дни весь мир узнал о бессмертном подвиге экипажа _____________, летавшем на самолёте ДБ-3ф. Мы горячо, с волнением обсуждали этот подвиг. Восхищались и гордились поступком товарищей, выполнивших свой воинский долг. Высказывали суждения, спорили».

1) В. Г. Клочков

2) И. В. Панфилов

3) А. М. Матросов

4) Н. Ф. Гастелло

Ответ: ___________________________.

Карибский кризис произошёл в

1) 1940-х гг.

2) 1950-х гг.

3) 1960-х гг.

4) 1970-х гг.

Ответ: ___________________________.

В начале XXI в. руководством России были приняты национальные проекты, направленные на

1) развитие сети железных дорог

2) подготовку новой Конституции РФ

3) поддержку системы здравоохранения и образования

4) приоритетное развитие тяжёлой промышленности

Ответ: ___________________________.

Прочтите отрывок из воспоминаний советского дипломата и определите, к какому году они относятся.

«В ходе совещаний никто из советских руководителей не возражал против планов Хрущева, а маршал Малиновский довольно активно их поддерживал. Его можно было понять: ведь в тот период соотношение ядерных сил СССР и США было 1 к 17. Появление же наших ракет на Кубе практически уравновешивало степень ядерного риска для обеих стран».

1) 1948 г.

2) 1953 г.

3) 1962 г.

4) 1969 г .

Ответ: ___________________________.

Кто был председателем Государственного Комитета Обороны?

1) К. Е. Ворошилов

2) Л. Д. Троцкий

3) В. М. Молотов

4) И. В. Сталин

Ответ: ___________________________.

Укажите годы войны, которой посвящена схема.

1) 1853–1856 гг.

2) 1877–1878 гг.

3) 1904–1905 гг.

4) 1914–1918 гг.

Ответ: ___________________________.

Укажите писателя, ставшего во второй половине ХХ в. лауреатом Нобелевской премии по литературе.

1) А. П. Чехов

2) А. М. Горький

3) А. И. Солженицын

4) А. Т. Твардовский

Ответ: ___________________________.

Какому сражению посвящена данная медаль?

1) Гангутскому

2) Синопскому

3) Чесменскому

4) Цусимскому

Ответ: ___________________________.

Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:

1) введение бессрочного сыска беглых крестьян;

2) учреждение патриаршества в России;

3) избрание на царство Михаила Романова;

4) полная отмена местничества.

Ответ: ___________________________.

Установите соответствие между именами русских царей и событиями, которые относятся к периоду их правления: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Какие из перечисленных событий относятся к периоду Гражданской войны? Найдите в ниже приведённом списке два события и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) мятеж Чехословацкого корпуса

2) убийство П.А. Столыпина

3) создание Реввоенсовета республики

4) создание Временного правительства

5) восстание на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический»

Ответ: ___________________________.

Ответ: ___________________________.

Запишите термин, о котором идёт речь

«Форма репрессивной политики, осуществлявшаяся в СССР в ходе коллективизации в отношении части крестьянства по имущественному признаку»

Ответ: ___________________________.

Сравните особенности участия России в Русско-японской и в Первой мировой войне. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.

1) участие в войне явилось фактором складывания революционной ситуации в стране

2) участие России в войне в составе коалиции

3) ведение военных действий на Европейской территории Российской империи

4) условием мирного договора, завершившего войну, стали территориальные потери России

Ответ: ___________________________.

Ответ: ___________________________.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям первой российской революции 1905-1907 гг.

1) стачка; 2) совет; 3) манифест; 4) третьеиюньский переворот; 5) Временное правительство

Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряд.

Ответ: ___________________________.

Часть 2.

Прочтите фрагмент исторического источника и выполните задания.

«Главными центрами гражданской войны стали хлебные губернии России, где ещё в результате столыпинской реформы была создана заметная прослойка зажиточного крестьянства. Первыми противниками большевистских войск стали Донская армия генерала Краснова, Добровольческая армия генерала Корнилова, которого после его смерти сменил А.И. Деникин, а также чехословацкий корпус, поднявший мятеж в мае 1918 года. Ситуация осложнилась интервенцией войск Антанты, ставшей возможной после капитуляции Германии в Первой мировой войне и революции в этой стране. В Сибири возникает правительство адмирала Колчака.

В обстановке надвигавшейся военной катастрофы Советское правительство предпринимает ряд решительных мер, чтобы поставить под свой контроль экономику страны и мобилизовать все силы на войну. Осенью 1918 года ликвидируется свободная частная торговля. В феврале 1919 года вводится продразвёрстка, по которой крестьяне должны были сдавать государству все излишки хлеба. Во второй половине 1918 года делается попытка отменить деньги. Начинает превалировать тенденция к централизации во всех сферах жизни, стремление контролировать всё и вся. Это ведёт к необычайному росту бюрократического аппарата, элементы народовластия постепенно заменяются государственным контролем. Весь комплекс этих мер получил название политики "___________________", смысл которого заключался в попытке немедленно реализовать коммунистические идеи на практике».

2) Укажите годы этой войны.

Система оценивания экзаменационной работы по истории

Решения и критерии оценивания заданий части 2

Назовите руководителя правительства, упомянутого в отрывке в период, о котором идёт речь. Укажите название политики, пропущенное в тексте.

Баллы

Решение.

1) руководитель правительства - В.И. Ленин:
2) название политики - «военный коммунизм»

Правильно указан руководитель правительства и название политики.

2

Правильно назван только руководитель правительства. ИЛИ Правильно указано только название политики.

1

0

Максимальный балл

2

Найдите в отрывке и выпишите предложение, содержащее положение, которое подтверждается фактами, приведёнными в последующем тексте. Укажите не менее двух фактов, приведённых для подтверждения.

Баллы

Решение.

«В обстановке надвигавшейся военной катастрофы Советское правительство предпринимает ряд решительных мер, чтобы поставить под свой контроль экономику страны и мобилизовать все силы на войну ».

Могут быть указаны следующие факты:

1) ликвидируется свободная частная торговля;

2) вводится продразвёрстка, по которой крестьяне должны были сдавать государству все излишки хлеба;

3) делается попытка отменить деньги.

Правильно указаны предложения (или в иных формулировках верно передан его смысл) и две причины.

2

Правильно указаны предложения (или в иных формулировках верно передан его смысл) и одна причина.

1

Другие случаи, не соответствующие указанным выше критериям.

0

Максимальный балл

2

После победы над Наполеоном Российская империя несколько десятилетий играла фактически решающую роль в европейских событиях, ее называли «жандармом Европы» и боялись ее миллионной армии, противостоять которой на континенте считалось невозможным. Но эта война, в начале которой Россия одержала крупную морскую победу над турками, завершилась поражением России.

1) Какое название получила эта война?

2) Укажите годы этой войны.

3) Какое основное последствие имело поражение в этой войне для внутриполитической ситуации в России?

Баллы

Решение.

1) Крымская война;

2) 1853-1856 гг.;

3) отмена крепостного права.

Правильно указаны название войны, фамилия и причина.

2

Правильно указаны два любые элемента ответа.

1

Правильно указаны один элемент ответа.

0

Максимальный балл

2

Существует точка зрения, что, несмотря на наличие особенностей, существенно отличающих стояние на реке Угре 1480 г. и Куликовскую битву 1380 г., эти два события военной истории России имеют значимые общие черты. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих эту общность.

Баллы

Решение.

1) оба события - столкновения русских войск с ордынцами;

2) и Куликовская битва, и стояние на реке Угре завершились победой русского войска;

3) оба события являются важнейшими этапами на пути освобождения Руси от ордынского владычества;

4) во главе русского войска в обоих противостояниях были московские князья.

Могут быть приведены другие факты (положения)

Верно приведены два факта (положения).

2

Верно приведён один факт (положение).

1

Другие случаи, не соответствующие указанным выше критериям.

0

Максимальный балл

2

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Переход к рыночной экономике в Российской Федерации (первая половина 1990-х гг.)». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с переходом к рыночной экономике в Российской Федерации.

Баллы

Решение.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Необходимость реформ: экономически и политический кризис советского общества на рубеже 80-90-х годов со всей остротой проявился в России. Длительное господства командно-административной системы, тотальное планирование, затянувшийся переход от экстенсивной модели развития экономики к интенсивной, перегруженность России производством средств производства привели в конце концов к резкому падению национального дохода, инфляции, товарному и бюджетному дефициту, росту внутреннего и внешнего долга. Стремительный рост денежных доходов населения, не обеспеченных товарами.

2. Цели реформ: формирование среднего класса, создание высокоэффективной экономики, обеспечение благосостояния народа и процветания России.

3. Основные направления реформ: стабилизация рубля, формирование различных новых структур, приватизация и переход к свободному ценообразованию, свобода экономической деятельности.

4.Законодательна база: В РФ созданы и продолжают совершенствоваться юридическая база экономического реформирования. Закон о собственности в РФ устанавливает равенство всех форм собственности. Закон РФ О конкуренции. Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности: устанавливает ответственность за последствия предпринимательской деятельности и объекты предпринимательской деятельности.

5. Ход реформ:

5.1. руководство страны и реформы: Ельцин (президент РФ), Гайдар, Хасбулатов (председатель верховного совета РСФСР). Радикальные экономические шаги связаны в основном с именами Шохина, Гайдара, Чубайса и др.

5.2. Конец 1991 года - Россия объявляет себя правопреемником СССР и «приватизирует» союзную собственность, расположенную на ее территории. Руководство страны намечает общие контуры переда ее в частные руки.

5.3. 2 января 1992 года - «либерализация» цен. Гайдар считал эту меру решающей, ибо она делает невозможным возврат к старой экономике и к старому общественному устройтству (Либерализации цен предшествует приватизация собственности. В течение года цены выросли в 50-100 раз (к настоящему времени в 10-12 тысяч раз) Большинство граждан трагически лишились вкладов и сбережений. Гайдар оценивает осовобождение цен от государственного регулирования как самый сильный шаг правительства.

5.4. 14 августа 1992 - указ президента о введении в действие ситемы приватизационных чеков (ваучеров). Чеки получили все граждане России, родившиеся до сентября 1992 года. Цель: компенсировать ущерб от либерализации цен и вовлечь все население страны в процесс приватизации (сделать всех собственниками средств производства).

Процесс приватизации во многом связан с именем Чубайса, ставшего 1 июня 1992 года заместителем председателя правительства. 31 июля 1994 года закончился первый этап приватизции - чековый. Позднее начался второй этап приватизации - этап денежной приватизации, введенной указом президента.

5.5. Освобождение цен временно укрепило финансовую систему, но падение производства остановить не удалось (в1992 году оно составило 20 процентов (промышленное производство, в 1993 - тоже примерно 20 процентов). Низкая покупательная способность населения ведет к свертыванию производства. Российский рынок заполняется импортными товарами, а народноен хозяйство все в большей степени приобретает топливно-сырьевой характер.

5.6. Декабрь 1992 - 7 Съезд народных депутатов России отправляет Гайдара в отставку. Новый глава правительства - Черномырдин. Черномырдин попытался ввести регулирование цен на ряд товаров, но не нашел понимания ни у членов правительства, ни у президента.

6. Итоги экономических реформирований. Являются предметом острых дискуссий специалистов и социально-политической борьбы различных общественных сил. Объективная картина такова: частично основные цели не без ошибок были достигнуты.

План содержит не менее трёх пунктов, к двум из которых даны пояснения. Формулировки пунктов плана и пояснений отражают содержание темы (выбранного вопроса); в пояснениях без фактических ошибок приведены основные исторические события, раскрывающие содержание пунктов плана.

3

План содержит не менее трёх пунктов, к одному из которых дано пояснение. Формулировки пунктов плана и пояснения отражают содержание темы (выбранного вопроса); в пояснении без фактических ошибок приведены основные исторические события, раскрывающие содержание пункта плана. ИЛИ План содержит два пункта, к обоим даны пояснения. Формулировки пунктов плана и пояснений отражают содержание темы (выбранного вопроса); в пояснениях без фактических ошибок приведены основные исторические события, раскрывающие содержание пунктов плана. ИЛИ План содержит не менее трёх пунктов, к двум из которых даны пояснения. Формулировки пунктов плана отражают содержание темы (выбранного вопроса). В пояснениях к одному-двум пунктам плана наряду с верными позициями содержатся фактические ошибки, существенно не искажающие ответа; ИЛИ в пояснениях к одному-двум пунктам плана представлены верные, но не основные, а только частные факты, не в полной мере раскрывающие содержание пунктов плана.

2

План содержит не менее трёх пунктов без пояснений; ИЛИ в качестве пояснений приведены рассуждения общего характера, не содержащие конкретной информации по теме. Формулировки пунктов плана отражают содержание темы (выбранного вопроса) и не содержат фактических ошибок. ИЛИ План содержит два пункта, к одному из которых дано пояснение. Формулировки пунктов плана и пояснения отражают содержание темы (выбранного вопроса); без фактических ошибок приведены основные исторические события, раскрывающие содержание пунктов плана. ИЛИ План содержит не менее трёх пунктов, к одному из которых дано пояснение. Формулировки пунктов плана отражают содержание темы (выбранного вопроса). В пояснении к пункту плана наряду с верными позициями содержатся фактические ошибки, существенно не искажающие ответа; ИЛИ в пояснениях к пункту плана представлены верные, но не основные, а только частные факты, не в полной мере раскрывающие содержание пунктов плана ИЛИ План содержит не менее двух пунктов, к обоим дано пояснение. Формулировки пунктов плана и пояснений в целом отражают содержание темы (выбранного вопроса), но допущена одна фактическая ошибка, значительно искажающая её содержание. ИЛИ Пункты плана имеют общий характер и не отражают содержания темы (выбранного вопроса), но приведённые к трем (или более) пунктам пояснения не содержат фактических ошибок и раскрывают некоторые аспекты темы (выбранного вопроса).

1

План содержит два пункта без пояснений; ИЛИ в качестве пояснений приведены рассуждения общего характера, не содержащие конкретной информации по теме. ИЛИ План содержит менее двух пунктов независимо от качества пояснений. ИЛИ Пункты плана не отражают содержания темы (выбранного вопроса). Приведённые к одному-двум пунктам пояснения не содержат фактических ошибок и раскрывают некоторые аспекты темы. ИЛИ В пунктах плана и пояснениях допущено две или более фактические ошибки, искажающие содержание темы (выбранного вопроса) ИЛИ план отражает вопрос (раздел, направление, проблему), который не является составной частью темы, указанной в задании.

0

Максимальный балл

3

Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения
в 2016 году основного государственного экзамена
по ИСТОРИИ

1. Назначение КИМ для ОГЭ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по биологии выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.

ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федера-ии».

2. Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования») и Историко-культурного стандарта, являющегося частью Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Подходы к отбору проверяемых элементов содержания и конструированию заданий определялись с учетом требований указанных выше нормативных документов, конкретизированных в Примерной программе основного общего образования по истории, и содержат требования как к составу исторических знаний, так и к умениям, которыми должен овладеть обучающийся. Принципиально важен был учет:

  • целей исторического образования в основной школе;
  • специфики курса истории основной школы;
  • ориентации не только на знаниевый, но и в первую очередь на деятель-ностный компонент исторического образования.

Содержание предмета «История» в основной школе включает в себя изучение двух курсов: истории России, занимающей приоритетное место в учебном процессе, и всеобщей истории. В экзаменационной работе представлены задания, ориентированные на проверку знаний по истории России с включением элементов всеобщей истории (темы по истории международных отношений и внешней политики России, по истории войн; отдельные вопросы истории экономики и культуры и др.).

4. Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования позволяет обеспечить преемственность в государственной итоговой аттестации за курс основной и старшей школы. Преемственность ОГЭ с ЕГЭ по истории прослеживается как в подходах к отбору проверяемых содержательных элементов и видов познавательной деятельности, так и в структуре экзаменационной работы в целом и в формах отдельных заданий.

Вместе с тем учитываются возрастные познавательные возможности обучающихся и специфика курса истории основной школы, ограничивающие содержательное пространство и уровень требований к знаниям и умениям.

5. Характеристика структуры и содержания КИМ

Работа охватывает содержание курса истории с древности по настоящее время.

Общее количество заданий - 35.

Работа состоит из двух частей.

Часть 1 содержит 30 заданий с кратким ответом в виде одной цифры, последовательности цифр или слова (словосочетания).

Часть 2 содержит 5 заданий с развернутым ответом. Проверка выполнения заданий этой части проводится экспертами на основе специально разработанных критериев.