Аффективная аттракция. Феномен межличностной аттракции. Смотреть что такое "аттракция" в других словарях

Здравствуйте уважаемая Олеся! Меня зовут Елена. В принципе, моя ситуация не так запутана на первый взгляд, но бегать по кругу я уже устала…поэтому прошу Вашего совета.
Два года назад я вышла замуж. Поначалу всё было более менее нормально (по крайней мере стабильнее,чем сейчас). Первые полгода мы жили отдельно в моей квартире, потом началось…Хочу уточнить,муж младше меня на четыре года. Мне 28, ему 24. Так вот,я забеременела спустя полгода и, естественно, перестала с мужем выходить,так сказать, в свет. Ну я и так особо не люблю эти гуляния, и шумные компании,а когда забеременела и вовсе…Стала больше уставать, ещё ведь работала до 7 месяцев. И муж начал гулять…без меня.

Практически каждый день, причём приходил под утро домой и устраивал мне какие-то непонятные скандалы. А я всю ночь ждала и плакала и не понимала,как можно так поступать с беременной женой. Ведь поженились мы по любви. Я его ждала с армии, всё ведь было хорошо. 2 месяца я жила как в аду. Дошло до того, что я стала бояться его утренних либо ночных приходов и постоянных разборок.

Когда он отсыпался, он просил прощения. Говорил,что не знает, как он так мог себя вести. Что был с друзьями и не мог их оставить,чтобы прийти вовремя домой. При этом, говорит, что любит меня и жить без меня не может. Но мне кажется это пустые слова,человек который любит,никогда не будет так поступать.

В итоге, через 2 месяца я собрала вещи и переехала к своей маме, он переехал к своим родителям. Месяц мы жили раздельно,потом помирились и он пришёл жить к нам с мамой. Его хватило ненадолго, он опять начал вести разгульный образ жизни. Поначалу вроде как маму стеснялся, приходил в 12-1 ночи, а иной раз и в 5. В общем, эта катавасия продолжается до сих пор, нашему сыну уже почти год. Последний раз мы расставались и не жили 3 месяца, сейчас опять сошлись. Но,мне кажется, наша жизнь становится только хуже. Он продолжает гулять, хоть и реже. Раз в неделю стабильно приходит поздно и пьяный. Да и пиво пьёт почти каждый день, аргументируя это тем, что он же любит пиво,подумаешь, это же не водка.

А я уже изведена до предела. Боюсь, когда он уходит, боюсь, когда приходит (непонятно какой и в каком настроении придёт). Он винит меня, говорит, что я ко всему придираюсь. Что он ничего такого не делает страшного, подумаешь с друзьями гуляет иногда!!! (2,3 раза в неделю уходит на 4-5 часов, а раз в неделю до 2-3 ночи его нет).

Я бы хотела попросить совета, наверно, мой случай безнадежен и я уже сняла розовые очки давно. Я не верю его словам, что если бы мы жили отдельно, он бы меня не бросал одну дома с ребёнком. Но это не правда, мама бывало уезжала на месяц, было то же самое. Я сидела с сыном одна,а он гулял. По факту я понимаю, что лучше нам разойтись, развестись, дать ему его свободу. Но ребёнок очень к нему тянется.

Мне кажется, я себя потеряла где-то между этими постоянными ссорами, расставаниями, отчаянными ожиданиями. Я уже не я, нервничаю, психую, звоню ему по 10 раз. Я так не хочу, не могу, не так я представляла нашу семью(((. Всё думаю,что ломаю 3 жизни. Я всё же не знаю, как поступить. Может быть какие-то слова подобрать нужные. Но, с другой стороны, мне нужно спасти моего ребёнка от вечно пьяного папы. Чтобы его подсознание было здоровым, и он не думал, что так правильно жить, когда вырастет. Очень хотелось бы услышать взгляд со стороны, потому что так жить нельзя.

Ответ психолога theSolution:

Высока вероятность того, что ваш муж страдает алкоголизмом.

Ему желательно проконсультироваться у врача -психиатра, имеющего специализацию по наркологии. Вам желательно понять, что алкоголизм это психиатрическое заболевание , требующее специального лечения. Самостоятельно ваш муж не может остановиться от выпивки и разгульного образа жизни. Причиной тому является дефект эмоционально-волевой сферы, типичный для алкоголиков. Стадию алкоголизма может определить врач-психиатр-нарколог. Диагноз ставится по сумме клинических признаков. Хороший учебник по этиологии, патогенезу и Давайте исходить из того, как мыслить и действовать, в случае подтвержденного диагноза.

Перспективы жизни с алкоголиком нерадужные.

Вы уже состоите в созависимых отношениях: контролируете взрослого мужчину, звоните ему, упрашиваете взяться за ум. Ваше эмоциональное состояние колеблется от количества выпитого вашим мужем. Вы не получаете любви и внимания. Более того, ваши отношения никак назвать нельзя даже эмоционально безопасными. Он устраивает вам скандалы по схеме треугольника Карпмана. Ночью вы выслушиваете нелепые претензии и страдаете в роли Жертвы, а с утра он с вами мирится и спасает ваш брак до вечера. Отношения непредсказуемы, эмоционально нестабильны, и вы постоянно нервничаете из-за эмоциональных качелей. Подробнее о психопатологической схеме подобных отношений можно прочитать в книге Эрика Берна «Игры, в которые играют люди» — игра «Алкоголик». Обратите внимание на то, что это психологические манипулятивные игры на всю жизнь. Также вы можете почитать другие субварианты психологической манипулятивной игры «Алкоголик», описанные Штайнером — «Алкаш» и «Пьяница».

Создать счастливые отношения с алкоголиком невозможно, это еще никому не удавалось.

Прочитайте, пожалуйста книгу Неллы Прибутковской про схемы несчастных отношений. Чем чаще вы помогаете алкоголику, тем больше вы подыгрываете ему в осуществлении его подсознательного сценария жизни. Алкоголик уже принял раннее негативное подсознательное решение не жить. Личность алкоголика — это личность, страдающая деструктивным нарциссизмом. Это такая форма , когда человек эгоистичен и разрушает и себя, и жизнь своих близких.

Лучшее, что вы можете сделать для ребенка — расстаться с его отцом-алкоголиком

Вы нисколько не разрушите жизнь ребенка, если выстроите правильно схему эмоциональной привязанности малыша. Дети, живущие в семьях пьющих родителей, не получают полноценного развития личности. Они все время находятся в страхе того, в каком состоянии придет отец (или мать, страдающая алкоголизмом). Они зарабатывают невроз, им потом труднее реализоваться в жизни из-за повышенного уровня тревоги. У них действительно появляется много ненужных им психологических проблем. Дети алкоголика часто копируют модель поведения пьющих родителей, это тот опыт, который вашему сыну не нужен совершенно.

Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств - от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции. Буквально аттракция - привлечение, но специфический оттенок в значении этого слова в русском языке не передает всего содержания понятия «аттракция». Аттракция - это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. Эту многозначность термина особенно важно подчеркнуть и иметь в виду, когда аттракция исследуется не сама по себе, а в контексте третьей, перцептивной, стороны общения. С одной стороны, встает вопрос о том, каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а с другой - какова роль этого явления (и процесса, и «продукта» его) в структуре общения в целом, в развитии его как определенной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания.

Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает ту характеристику человеческого общения, которая уже отмечалась выше, а именно тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных). Аттракция связана преимущественно с этим вторым типом отношений, реализуемых в общении.

Исследование аттракции в социальной психологии - сравнительно новая область. Ее возникновение связано с ломкой определенных предубеждений. Долгое время считалось, что сфера изучения таких феноменов, как дружба, симпатия, любовь, не может быть областью научного анализа, скорее, это область искусства, литературы и т.д.

Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам. Эмпирические (в том числе экспериментальные) исследования главным образом и посвящены выяснению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между людьми. Выделены различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

19. Постановка проблемы групп в социальной психологии. Классификация групп.

В истории социальной психологии предпринимались многократные попытки построить классификацию групп. Для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях - реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидностей реальных групп, однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы, выделенные в социологическом анализе. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые «большие» и «малые» группы. Малые группы - обжитое поле социальной психологии. Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти большие группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования, другие же - организованные, длительно существующие группы, - подобно классам, нациям, значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. Весь смысл предшествующих рассуждений о предмете социальной психологии требует включения и этих групп в сферу анализа. Точно так же малые группы могут быть подразделены на две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Введение

2. Межличностная аттракция, ее значимость

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Аттракция -- понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Формирование привязанности возникает у субъекта как результат его специфического эмоционального отношения, оценка которого порождает разнообразную гамму чувств (от неприязни до симпатии и даже любви) и проявляется в виде особой социальной установки на другого человека.

Исследование аттракции в социальной психологии и в психологии делового общения - сравнительно новая область. Ее возникновение связано с ломкой определенных предубеждений. Долгое время считалось, что сфера изучения таких феноменов, как дружба, симпатия, любовь, не может быть областью научного анализа, скорее, это область искусства, литературы и т.д.

До сих пор встречается точка зрения, что рассмотрение этих явлений наукой наталкивается на непреодолимые препятствия не только вследствие сложности изучаемых явлений, но и вследствие различных возникающих здесь этических затруднений.

Цель данной работы - рассмотреть явление и процесс аттракции.

В рамках обозначенной цели предполагается решить следующие задачи:

1. дать определение понятию аттракции, а также уровни аттракции, ее законы и механизм формирования;

2. рассмотреть межличностную аттракцию, а также ее внешние и внутренние факторы.

1. Понятие аттракции и ее формирование

Аттракция (от франц. attraction - притяжение, привлечение, тяготение) - обозначает «процесс взаимного тяготения людей друг к другу, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий, любви. Сформировать аттракцию - значит вызвать к себе положительное отношение, то есть расположить к себе» Шейнов, В.П. Скрытое управление человеком (психология манипулирования) [Текст] / В. П. Шейнов. - М.: АСТ; Минск: Харвест, 2008. - С.112 - ISBN 978-5-17-013673-5.

Под аттракцией понимают также «процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения» Свенцицкий, А.Л. Краткий психологический словарь [Текст] / А. Л. Свенцицкий. - М.: Проспект, 2009. - С.15 - ISBN 978-5-392-00250-4. Эту многозначность термина особенно важно подчеркнуть и иметь в виду, когда аттракция исследуется не сама по себе, а в контексте третьей, перцептивной, стороны общения. С одной стороны, встает вопрос о том, каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а с другой - какова роль этого явления (и процесса, и «продукта» его) в структуре общения в целом, в развитии его как определенной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания.

Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает ту характеристику человеческого общения, которая уже отмечалась выше, а именно тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных). Аттракция связана преимущественно с этим вторым типом (т.е. межличностных) отношений, реализуемых в общении.

Однако логика изучения межличностного восприятия заставила социальную психологию принять и эту проблематику, и в настоящее время насчитывается довольно большое количество экспериментальных работ и теоретических обобщений в этой области.

«Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам» Денисова, Ю.В. Социальная психология [Текст]: учебное пособие / Ю. В. Денисова, Е. Г. Имашева. - М.: Омега-Л, 2009. - С.101 - ISBN 978-5-370-01025-5. Эмпирические (в том числе экспериментальные) исследования главным образом и посвящены выяснению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между людьми. Изучается, в частности, вопрос о роли сходства характеристик субъекта и объекта восприятия в процессе формирования аттракции, о роли «экологических» характеристик процесса общения (близость партнеров по общению, частота встреч и т.п.). Во многих работах выявлялась связь между аттракцией и особым типом взаимодействия, складывающимся между партнерами, например, в условиях «помогающего» поведения. Если весь процесс межличностной перцепции не может быть рассмотрен вне возникающего при этом определенного отношения, то процесс аттракции есть как раз возникновение положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека.

Теоретические интерпретации, которые даются полученным данным, не позволяют говорить о том, что уже создана удовлетворительная теория аттракции. В отечественной социальной психологии исследования аттракции немногочисленны. Несомненно, интересна попытка рассмотреть явление аттракции в контексте тех методологических установок, которые разработаны здесь для анализа групп.

Исследование аттракции в контексте групповой деятельности открывает широкую перспективу для новой интерпретации функций аттракции, в частности функции эмоциональной регуляции межличностных отношений в группе. Такого рода работы лишь начинаются. Но сразу важно обозначить их место в общей логике социальной психологии. Естественное развитие представления о человеческом общении как единстве его трех сторон позволяет наметить пути изучения аттракции в контексте общения индивидов в группе.

Выделяют следующие законы аттракции:

1-й закон аттракции: «понять - это не значит принять. Нужно, чтобы ваша позиция (цель, интерес) совпадали с позицией другого человека, ни в коем случае не противоречили друг другу.

Условия принятия:

- непротиворечивость того, что он должен сделать, его интересам, желаниям;

- необходимо показать ему, что действия, которые от него ожидаются, будут способствовать удовлетворению его потребностей;

- положительное отношение к сообщающему.

2-й закон аттракции: при прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоциональное положительное отношение (симпатия, любовь, привязанность, дружба), и наоборот, труднее принимается позиция того человека, к которому испытывают эмоциональное отрицательное отношение (неприязнь, антипатия, ненависть). Согласно этому закону, людей можно разделить по шкале отношений (таблица 1):

Таблица 1. Шкала отношений

F - боготворит вас; A - его антипод; В - явная антипатия; С - относится скорее отрицательно, чем положительно; D - относится скорее положительно, чем отрицательно; E - можно назвать другом.

Рассмотрим общий психологический механизм формирования аттракции. Здесь мы сталкиваемся с проблемой бессознательного в оценке людьми друг друга. Например, возникло ощущение чего-то неприятного после разговора - «неприятный осадок». Или: «Что-то в нем есть располагающее», - замечаем в другом случае. Как это объяснить? После разговора часто ли мы можем что-то сказать о деталях одежды собеседника (галстуке и т.п.)? Видели и не видели, слышали и не слышали. Все зависит от включенности вашего сознания. Иногда человек увлечен и не слышит и не видит не столь значимые для него сигналы. Эти сигналы могут пропасть для нас бесследно. Но возможна и обратная ситуация. Все зависит от того, насколько этот сигнал значим для данной личности, несет ли он в себе эмоциональный достаточный заряд. «Минуя» сознание, которое в этот момент занято чем-то другим, эмоционально значимый сигнал остается в сфере бессознательного и оттуда оказывает свое влияние, которое проявляется в виде эмоционального отношения. Отсюда следует, что при общении наши сигналы должны:

Иметь для партнера эмоциональное значение;

Это значение должно быть для него положительным;

Пусть партнер не осознает этот сигнал (лучше, чтобы не сознавал).

В этом суть механизма формирования приема аттракции.

2. Межличностная аттракция, ее значимость

В широком смысле под межличностной аттракцией понимается «формирование положительного эмоционального отношения в процессе восприятия людьми друг друга» Свенцицкий, А.Л. Социальная психология [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / А. Л. Свенцицкий. - М.: Проспект, 2009. - С.212 - ISBN 978-5-392-00583-3.

Исследование факторов межличностной аттракции началось в 1930-е гг. с анализа вопросов, кто кого привлекает и почему. Особое влияние на развитие исследований оказали Морено и Ньюкомб. В эти же годы выходит популярнейший бестселлер Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», выдержавший пятьдесят переизданий в США и ставший таким же бестселлером в 80-е гг. в нашей стране. Адаптация рекомендаций Карнеги к практике межличностного взаимодействия получила отражение и в отечественной психологической литературе.

Внимание, уделяемое этому феномену, привело к появлению многочисленных и разнообразных исследований. Особый интерес вызывали вопросы возникновения аттракции при первом знакомстве, в дружбе и любви. У исследователей в силу разных причин присутствовала иллюзия того, что закономерности, выявленные в экспериментах со студентами, носят исключительно универсальный характер.

Следует отметить и традиционную стимульно-реактивную ориентацию исследований. «Многочисленные детерминанты аттракции, выявленные в них, как правило, выступают в качестве стимулов, что и обусловливает построение соответствующих рекомендаций» Свенцицкий, А.Л. Социальная психология [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / А. Л. Свенцицкий. - М.: Проспект, 2009. - С.213 - ISBN 978-5-392-00583-3. Присущая тому времени исследовательская эйфория открытия общих законов человеческих взаимоотношений в последующем сменилась периодом пессимизма, особенно характерным для поведенческой психологической традиции. В доказательство полезности работы, проведенной представителями поведенческой традиции, можно констатировать: без нее не были бы возможны как фиксация феномена аттракции, так и его экстенсивное изучение, создавшее необходимую базу для последующего углубленного анализа.

В 70-е гг. в поведенческой традиции к феномену межличностной аттракции начала использоваться цепь подкрепления, разработанная Лоттом и пытающаяся аккумулировать идеи теории баланса и обмена, в соответствии с которыми решающей предпосылкой межличностной аттракции является включение во взаимоотношения подкреплений. Если ваши действия получают подкрепление со стороны других людей, отношении к ним и формируется аттракция.

Другая модификация интерпретации теории научения к межличностной аттракции получила название модели подкрепления-эмоций Барна и Клора. В ней подкрепление дополнено эмоциональным компонентом. Логика полностью соответствует классическому обусловливанию И.П. Павлова. Как собака научается установлению ассоциации между пищей и звонком, так и человек устанавливает ассоциации с позитивными характеристиками других людей и окружения. аттракция привязанность межличностный тяготение

Модель подкрепления-эмоции включает следующие положения:

1. Люди идентифицируют воздействующие на них стимулы поощрения или наказания и стремятся к нахождению первых и избеганию вторых.

2. Позитивные чувства ассоциируются с поощрением, а негативные - с наказанием.

3. Стимулы оцениваются в определениях вызываемых ими чувств. Оценка позитивна в случае возникновения позитивных чувств и негативна - при возникновении негативных чувств.

4. Любой нейтральный стимул, ассоциируемый с позитивным подкреплением, вызывает позитивные чувства и наоборот.

Соответственно, вызывание симпатии или антипатии конкретными людьми связано с теми чувствами, которые ассоциируются с ними. Безусловно, «поведенческая интерпретация феномена межличностной аттракции является слишком упрощенной, но, одновременно, полностью соответствующей общей стимульно-реактивной методологической модели» Свенцицкий, А.Л. Социальная психология [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / А. Л. Свенцицкий. - М.: Проспект, 2009. - С. 215 - ISBN 978-5-392-00583-3.

В последнее время начинает пониматься сложность феномена межличностной аттракции, его динамическая и процессуальная природа.

Единственно четко зафиксированной констатацией является тот факт, что люди предпочитают выстраивать позитивные отношения с теми, кто создает возможности для взаимопоощрения. Во многом эти идеи базируются на теории социального обмена Хоманса. Описывая межличностные отношения при помощи концептуального аппарата, заимствованного у экономики, Хоманс использует коэффициент затрат/приобретений, расшифровывающийся опять-таки при посредстве рациональной аналогии -человек взвешивает возможные затраты на достижение цели и получаемую выгоду. Если затраты окупаются - отношения позитивны, если они превышают прибыль, то отношения становятся негативными. Логически взаимовыгодные отношения, казалось бы, составляют фундамент межличностной аттракции. Но в реальной жизни человек далеко не всегда рационален в своих чувствах и поступках и не всегда уподобляется бухгалтеру, подводящему баланс взаимоотношений.

Выделяют шесть типов межличностных отношений, включающих обмен ресурсами:

1. Товары - любые продукты или объекты.

3. Любовь - нежные взгляды, тепло или комфорт.

4. Деньги - любые деньги или все то, что имеет цену.

5. Обслуживание - любая телесная активность или принадлежность человеку.

6. Статус - оценочные решения, предоставляющие высокий или низкий престиж.

Любые из этих ресурсов могут быть объектами взаимообмена во взаимоотношениях людей. В соответствии с данным подходом в большинстве межличностных отношений мы пытаемся использовать минимаксную стратегию, предполагающую минимизацию затрат и максимизацию выгоды. Эта стратегия может реализовываться как преднамеренно, так и непреднамеренно.

Способы измерения межличностной аттракции предложены Дж. Морено с помощью «социометрического теста». Человеку предлагают назвать тех людей, с кем он хотел бы выполнять какую-нибудь работу или действие, а также тех, с кем ему не хотелось бы участвовать в каком-либо деле: кого бы вы хотели иметь начальником? с кем вы не хотели бы провести отпуск? «Социограмма обобщает информацию о межличностных предпочтениях среди членов группы, а также выявляет коммуникационные связи между ними» Свенцицкий, А.Л. Социальная психология [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / А. Л. Свенцицкий. - М.: Проспект, 2009. - С.216 - ISBN 978-5-392-00583-3.

К внешним факторам аттракции относятся:

- потребность в аффилиации, под которой понимается стремление людей к объединению,

- потребность создавать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, чувствовать себя ценной и значимой личностью.

Для того чтобы правильно понять партнера по взаимодействию, надо знать его отношение к нам, как он воспринимает и понимает нас. Способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению, получила название рефлексии. Понятие «рефлексия» возникло очень давно. Еще Декарт подразумевал под рефлексией умение человека сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагироваться от всего внешнего, телесного. Но здесь добавляется еще и выяснение того, как другие знают и понимают рефлексирующего человека, его личностные особенности, умственные способности, поведенческие и эмоциональные (экспрессивные) реакции. При этом наше внимание как бы одновременно переносится с партнера на нас самих и происходит некоторое своеобразное удвоение зеркальных отражений друг друга.

- Я -- какой я есть;

- Я -- каким я вижу самого себя (самооценка);

- Я -- глазами других (партнер по взаимодействию).

Лишь изучая и учитывая эту информацию, можно рассчитывать, что наш имидж будет адекватно воспринят, а личность адекватно оценена. Незнание самого себя, неадекватная самооценка (заниженная или завышенная), игнорирование мнения о нас других людей может способствовать серьезным перекосам в развитии имиджа и помешать добиться успеха.

Фактор эмоционального состояния выражается в том, что «человек, переживающий положительные эмоции, смотрит на окружающих чаще и более доброжелательно, чем когда он находится в нейтральном, агрессивном или подавленном настроении» Шейнов, В.П. Скрытое управление человеком (психология манипулирования) [Текст] / В. П. Шейнов. - М.: АСТ; Минск: Харвест, 2008. - С.132. - ISBN 978-5-17-013673-5.

Также к внешним факторам аттракции можно отнести пространственную близость. «Влияние этого фактора в том, что при прочих равных условиях, чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность. Это может объясняться тем, что люди, более тесно общающиеся, имеют общую информацию, общие вопросы и проблемы, интерес во взаимопомощи» Там же..

Теперь более подробно остановимся на внутренних факторах аттракции. Большинство специалистов-психологов убеждены, что в основе аттракции лежит физическая привлекательность. Для развития позитивного чувства к другому имеет значение социальная и личностная характеристика человека, особенности ситуации, фактор сходства и различия участников общения.

Вместе с тем связь между физической привлекательностью человека и аттракцией неоднозначна. Иногда вызывают симпатию люди, которые на первый взгляд не кажутся приятными. Однако в процессе взаимодействия мы можем изменить свое отношение к ним, если наблюдаем ум, обаятельную улыбку, доброжелательный взгляд и жесты, желание пойти нам навстречу. И, наоборот, при красивом лице человек может выглядеть холодным и отчужденным, заниматься самолюбованием или демонстрировать эгоизм, неэтичные, некорректные поступки по отношению к другому. Такой человек, как правило, симпатии не вызывает.

Это связано с тем, что для формирования симпатии учитывается целый спектр позиций: какой образ жизни ведет человек, какова его личная жизнь, отношения с коллегами, родственниками, друзьями, его моральные принципы и достоинства, отношение к делу, поведение и характер. Иногда достаточно одной негативной характеристики, и имидж воспринимается не так, как хотелось бы самому человеку. Поэтому иногда не красота, а именно привлекательность человека более значима в глазах окружающих. Привлекательные люди обычно:

- часто и охотно улыбаются;

- обладают хорошим чувством такта и юмора, умеют смеяться над собой;

- ведут себя естественно и ровно в разных ситуациях;

- веселы, жизнерадостны и оптимистичны;

- часто и охотно говорят комплименты;

- уверены в себе, дружелюбны, контактны;

- быстро вызывают человека на разговор о нем самом;

- откликаются на просьбы, демонстрируют готовность помочь;

- умеют работать в команде, радуются чужим успехам;

- приятны внешне (эстетичны, со вкусом одеты и пр.).

Более того, психологические исследования показывают, что когда человек уверен в себе, он действительно выбирает наиболее красивого партнера. При отсутствии такой уверенности он, как правило, ориентируется на средний или даже на низкий уровень физической привлекательности другого человека. В общении ценится умение быть приятным и коммуникабельным гораздо больше, чем природная внешняя красота при неразвитой аттракции. Замечено также, что влияние внешней привлекательности обычно выше в начале знакомства и снижается по мере того, как мы узнаем о других чертах этого человека.

Заключение

Аттракция -- это не только умение нравиться другим, но и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, то есть некоторое качество отношения.

Межличностная аттракция -- это процесс предпочтения одних людей другим, взаимного притяжения между людьми, умение вызывать взаимную симпатию. Эта эмоциональная оценка имеет весьма устойчивую природу и является одним из ключевых факторов человеческих отношений. Шкала эмоциональной оценки охватывает весь диапазон, от «люблю» до «ненавижу». На процесс межличностной аттракции наибольшее влияние оказывают внешние и внутренние факторы.

Аттракция обеспечивает формирование эмоционального отношения к воспринимаемому человеку, в частности к партнеру по коммуникации, оценка которого порождает разнообразную гамму чувств - от неприязни до симпатии и даже любви - и проявляется как особая установка социальная на другого человека. В результате процессов аттракции складывается система социальных установок, частично стереотипизированных. Эти установки регулируют отношения личности с ее социальной микросредой. Наличие аттракции значительно облегчает «скрытое» управление объектом, хотя и не всегда выступает в явном виде.

В экспериментальных исследованиях изучаются механизмы формирования привязанностей и дружеских чувств при восприятии другого человека, причины появления положительного эмоционального отношения, в частности роль сходства характеристик субъекта и объекта восприятия, а также той ситуации, в которой они находятся (например, влияние на формирование аттракции таких формально-динамических характеристик, как близость партнеров по общению, частота их встреч, расстояние между ними и т.д.; влияние условий взаимодействия: «помогающее поведение», совместная деятельность.

Список использованной литературы

1. Аронсон, Э. Большая психологическая энциклопедия: Почему человек ведет себя так, а не иначе: психологические законы человеческого поведения [Текст / Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт; пер. с англ. В. Волохонский и др. - СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 558 с. - ISBN 978-5-93878-629-5

2. Бэрон, Р. А. Социальная психология: ключевые идеи [Текст] / Р. Бэрон, Д. Бирн, Б. Джонсон; пер. с англ. А. Дмитриевой, М. Потаповой. - 4-е изд. - СПб: Питер, 2003. - 507 с. - ISBN 5-318-00577-2

3. Денисова, Ю.В. Социальная психология [Текст]: учебное пособие / Ю. В. Денисова, Е. Г. Имашева. - М.: Омега-Л, 2009. - 172 с. - ISBN 978-5-370-01025-5

4. Свенцицкий, А.Л. Краткий психологический словарь [Текст] / А. Л. Свенцицкий. - М.: Проспект, 2009. - 512 с. - ISBN 978-5-392-00250-4

5. Свенцицкий, А.Л. Социальная психология [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / А. Л. Свенцицкий. - М.: Проспект, 2009. - 332 с. - ISBN 978-5-392-00583-3

6. Хьюстон, М. Введение в социальную психологию. Европейский подход [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям психологии и педагогики / М. Хьюстон, В. Штребе; пер. с англ. Г. Ю. Любимова; под ред. Т. Ю. Базарова. - 3-е изд. - М.: ЮНИТИ, 2004. - 594 с. - ISBN 5-238-00713-2

7. Шейнов, В.П. Скрытое управление человеком (психология манипулирования) [Текст] / В. П. Шейнов. - М.: АСТ; Минск: Харвест, 2008. - 815 с. - ISBN 978-5-17-013673-5

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие аттракции. Процесс взаимного тяготения людей друг к другу. Механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий, любви. Законы аттракции. Межличностная аттракция. Сложность феномена межличностной аттракции.

    реферат , добавлен 11.06.2003

    Понятие аттракции как процесса взаимного тяготения людей друг к другу, механизм формирования ее приемов. Психофизиологическая природа восприятия внешнего облика человека. Особенности межличностного восприятия и понимания человека в процессе общения.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2010

    Общая характеристика и факторы аттракции, ее проявления в межличностных отношениях. Межличностная аттракция как механизм социальной перцепции. Исследование влияния межличностной аттракции на отношения между людьми по методу "Шкалы любви и симпатии".

    реферат , добавлен 08.06.2010

    Понятие и определение психологической привязанности в отечественной и зарубежной психологии. Как распознать нарушение привязанности. Психология дружбы и психология аттракции. Как наладить зрительный контакт и справиться с навязчивой привязанностью.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2011

    Характеристика приемов психологических манипуляций в деловом общении (раздражение собеседника, ошарашивание темпом, отсылка к "высшим интересам", ложный стыд, мнимое непонимание, принуждение к однозначному ответу). Приемы формирования аттракции.

    презентация , добавлен 16.11.2015

    Коммуникативная сторона общения, специфика обмена информацией и средства коммуникации. Взаимодействие как организация совместной деятельности. Понятие социальной перцептии. Механизмы взаимопонимания в процессе общения и суть межличностной аттракции.

    реферат , добавлен 09.11.2010

    Психологическая структура взаимопонимания, его границы и уровни. Особенности взаимного восприятия и понимания между партнерами по общению. Изучение понятий идентификации, эмпатии, аттракции, рефлексии как основных механизмов двусторонней перцепции.

    реферат , добавлен 15.11.2010

    Социальная перцепция как процесс восприятия социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие общности. Содержание межличностного восприятия. Роль установки при восприятии человека человеком. Явление аттракции.

    реферат , добавлен 26.05.2013

    Общение и механизмы взаимопонимания. Психологическая структура взаимопонимания. Восприятие и понимание друг друга партнерами по общению. Концепции, объясняющие феномен эмпатии. Средства достижения аттракции. Основные признаки развитой рефлексии.

    реферат , добавлен 19.01.2011

    Понятие локуса контроля в психологии. Понятие межличностного общения в психологии. Значение межличностных отношений, их качество и содержание. Психологические особенности зрелого возраста. Доминирующие стратегии психологической защиты в общении.

Межличностная аттракция

У этого термина существуют и другие значения, см. Аттракция.

Межличностная аттракция (от лат. attractio - притяжение, привлечение) - возникновение при восприятии индивида индивидом взаимной привлекательности, понимание и принятие друг друга во взаимодействии, когда не только согласуются действия, но и устанавливаются положительные взаимоотношения.

Теории приемов аттракции весьма многообразны. Одни из них предусматривают преимущественно ее индивидуальные, внутренние предпосылки, другие основаны на механизмах общения, третьи - на стадии его развития, четвертые - на конечном результате.

Изучение межличностной аттракции является важной областью исследований в социальной психологии .

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Межличностная аттракция" в других словарях:

    Межличностная аттракция - Изучение процессов и факторов, участвующих в формировании взаимного влечения. Термин относится к различным видам аттракции, включая дружбу, половое влечение и романтическую любовь. Психология. А Я. Словарь справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко …

    В том виде, как она определяется соц. психологами, М. а. указывает на благосклонное отношение или чувство приязни и симпатии к др. чел. Большинство эмпирических исслед. посвящено первым впечатлениям и начальным контактам, хотя внимание к… … Психологическая энциклопедия

    аттракция - (от лат. attrahere привлекать, притягивать) понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком (см. восприятие межличностное) привлекательности одного из них для другого. Формирование привязанности возникает у субъекта как… … Большая психологическая энциклопедия

    аттракция межличностная - взаимное эмоциональное тяготение, влечение людей друг к другу, проявляемое в чувствах симпатии дружбы, любви и т. п … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Что такое любовь? Большинство исследователей сходятся в том, что «любовь» приходит в различных формах. Зик Рубин проводит различие между симпатией и Л. Романтическая любовь включает в себя такие элементы, как забота о другом чел., нежность,… … Психологическая энциклопедия

    Впечатления, к рые мы формируем о др. людях, служат в качестве важной основы межличностных взаимодействий. Восприятие чел. сложная и явно отличающаяся от восприятия пространства тема. В данном случае внимание чел. наблюдателя обращено к… … Психологическая энциклопедия

    В общем смысле, притяжение физическое явление, заключающееся в тяготении тел друг к другу. Родственные понятия: В психологии: Аттракция (от англ. attraction притяжение, тяготение) установка на другого человека. Обусловливает интерес людей друг к… … Википедия

    О. представляет собой деструктивную форму самовосприятия. Одинокий чел. чувствует себя заброшенным, забытым и ненужным. По видимому, мысли, имеющие отношение к потере прошлого и людей из этого прошлого, а также высокий уровень значимости др.… … Психологическая энциклопедия

    На протяжении столетий теологи, философы и общественные деятели сходились в том, что истоки и последствия представления людей о себе, или Я к., заслуживают самого серьезного внимания. Однако при этом практически не предпринималось попыток дать… … Психологическая энциклопедия

    Эллиот Аронсон Elliot Aronson … Википедия

Спросите себя: какого собеседника вам легче всего убедить в своей правоте – того, который вам симпатизирует или того, кто к вам относится с явной антипатией? Ответ очевиден. При прочих равных условиях, люди легче воспринимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально-позитивное отношение и, наоборот, труднее принимают (и не редко отвергают) того человека, к которому испытывают эмоционально-негативное отношение.

Как управлять этим фактором и располагать к себе людей. Существует категория людей, которая умеет располагать к себе индивидов, практически сразу завоевывать доверие, вызывать к себе чувство симпатии.

В последние годы в советской и зарубежной психологии в качестве термина, родового для широкого круга феноменов эмоциональных отношений (имеется в виду их оценочный компонент), от симпатии, возникающей на самом первом этапе знакомства, до любовных переживаний, утвердился термин «аттракция» (синоним - «межличностная аттракция»). Впервые как официально признанное понятие этот термин встречается в международном справочнике психологических исследований Psychological Abstracts, который в 1965 г. выделил работы, посвященные проблеме аттракции, в специальный раздел.

Термин «аттракция» представляет собой кальку с английского слова attraction (дословно переводится как «привлекательность»), которое словарь Вебстера определяет как притяжение в физическом смысле, отмечая, что это одновременно и некоторая тенденция к объединению. Естественно, для уяснения психологического смысла термина и его соотношения с другими феноменами такого определения недостаточно. Обратимся к специальным психологическим словарям и энциклопедиям, а также к тем данным, которые были получены в эмпирических исследованиях психологов. Так, например, в «Кратком психологическом словаре» (1985, С. 26), аттракция определяется как «понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого», а в словаре Инглиша и Инглиш (1958) под аттракцией понимается такая особенность объекта, которая способствует вовлечению человека в совместную с этим объектом активность. В то же время отмечается, что, хотя аттракция приписывается объекту, на самом деле - это характеристика взаимодействия между человеком и объектом. Кроме того, термин «аттракция» может использоваться и для обозначения негативных чувств к партнеру. Таким образом, аттракция объекта определяется потребностями и желаниями человека, его оценивающего, не в меньшей степени, чем характеристиками самого объекта (Л.Я. Гозман, 1987).

К сожалению, и эти достаточно подробные дефиниции не дают адекватного представления о том, что понимают под аттракцией ее исследователи. Сами же они либо вообще не дают определения аттракции, либо дают определения чрезвычайно краткие, не согласующиеся не только друг с другом, но иногда даже с подходом к этой проблеме самого автора.


Например, ряд авторов (Ф.В. Бассин, 1971; Л.В. Благонадежина, 1956; В.К. Вилюнас, 1976; Л.С. Выготский, 1958; С.Л. Рубинштейн, 1973; П.В. Симонов, 1970; Г.X. Шингарев, 1971 и др.) рассматривают аттракцию как эмоцию, и в результате аттракция становится проблемой общей психологии, а не социальной. Однако специфика аттракции по сравнению с другими эмоциями состоит в ее предмете - аттракция есть эмоция, имеющая своим предметом другого человека (Л.Я. Гозман, 1987).

Кроме того, аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам (Г.М. Андреева, 1996). Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека; результат данного процесса; качество отношений. Результатом действия этого механизма является особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент.

Е.В. Андриенко (2001, С. 205) указывает, что «аттракция особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства». В широком смысле под межличностной аттракцией понима­ется формирование положительного эмоционального отношения в процессе восприятия людьми друг друга.

Л.Я. Гозман (1987) считает, что этим термином может обозначаться как процесс формирования эмоционального отношения, так и результат этого процесса, то есть некоторое качество сформированного отношения. Кроме того, пишет ученый, даже если рассматривать аттракцию только как характеристику отношения, в ней все равно можно выделить как минимум два компонента:

§ Эмоция, направленная на другого человека.

§ Установка по отношению к другому как к единичному, уникальному объекту.

Итак, как видим, аттракция – термин достаточно многозначный. Под аттракцией понимают, прежде всего, чувство одного человека к другому. Как таковая она представляет собой частный случай в ряду эмоциональных явлений. Затем, аттракция - это отношение к другому человеку, т. е. она принадлежит и к классу социальных установок; наконец, аттракция - это оценка человека (хороший, симпатичный), следовательно, она представляет собой определенный компонент межличностного восприятия (Гозман).

С точки зрения Л.Я. Гозмана (1987), в современной психологической науке аттракция понимается и как:

§ притяжение в физическом смысле, стимулирующее некоторую тенденцию к объединению;

§ особенность объекта, который способствует вовлечению человека в совместную с этим объектом активность, что выражает характеристику взаимодействия между этим человеком и объектом;

§ эмоция, имеющая своим предметом другого человека, установка на другого человека;

§ эмоциональный компонент межличностного общения.