Задания огэ литература. Справочные материалы для подготовки к сдачи огэ по литературе. Роды художественной литературы

КОНЦОВКА, и, ж. 1. Заключительная часть литературного или музыкального произведения, а также вообще заключительная часть чего-н. К. романа. Традиционная к. (в фольклоре). 2. Графическое украшение в конце книги, главы. Толковый словарь Ожегова

  • концовка - -и, род. мн. -вок, дат. -вкам, ж. 1. Графическое украшение в конце книги, главы. 2. Заключительная часть какого-л. сочинения, произведения. Концовка романа. Концовка стихотворения. □ Все никак не давалась концовка первого действия пьесы. Конецкий, Две осени. Малый академический словарь
  • концовка - орф. концовка, -и, р. мн. -вок Орфографический словарь Лопатина
  • концовка - КОНЦОВКА -и; мн. род. -вок, дат. -вкам; ж. 1. Графическое украшение в конце книги, главы. 2. Заключительная часть какого-л. сочинения, произведения. К. романа, пьесы, стихотворения. Традиционная к. былины. Толковый словарь Кузнецова
  • КОНЦОВКА - КОНЦОВКА,1) заключительный компонент литературного произведения или какой-либо его части. Типы концовок многочисленны: эпилог, мораль (в басне) - клаузула (в стихе) - кода (в стихотворных произведениях). Большой энциклопедический словарь
  • Концовка - 1) заключительный компонент литературного произведения или его части. В поэзии К. называют завершительную афористическую строку лирического стихотворения (у М. Ю. Лермонтова: «Мне грустно потому, что весело тебе»), финальное назидание в басне (См. Большая советская энциклопедия
  • концовка - Концовка, концовки, концовки, концовок, концовке, концовкам, концовку, концовки, концовкой, концовкою, концовками, концовке, концовках Грамматический словарь Зализняка
  • концовка - КОНЦ’ОВКА, концовки, ·жен. 1. Рисунок, графическое украшение в конце рукописи, книги или в конце главы, раздела (·тип.). 2. перен. Заключительная часть какого-нибудь сочинения, произведения. Неудачная концовка стихотворения. Толковый словарь Ушакова
  • концовка - сущ., кол-во синонимов: 13 апофеоз 8 виньетка 7 заключение 51 заключительный аккорд 9 исход 22 конец 205 окончание 32 присказка 14 развязка 18 украшение 129 финал 15 финиш 36 эпилог 12 Словарь синонимов русского языка
  • - [...] слово концовка связано с профессиональной терминологией работников печати. В типографском деле оно и теперь обозначает рисунок, графическое украшение в конце рукописи, книги или в конце главы, раздела. Слово концовка образовано от… … История слов

    Термин изобразительных искусств, применяемый в литературоведении в разных значениях: 1. в фонику термин К. введен О. М. Бриком для обозначения эпифоры (см.) и сходных явлений, состоящих в частичном звуковом повторе в конце двух стихотворных строкЛитературная энциклопедия

    Заключение, развязка, украшение, финал, окончание, конец, исход, заключительный аккорд, апофеоз, присказка, эпилог, финиш, виньетка Словарь русских синонимов. концовка см. конец Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.:… … Словарь синонимов

    Концовка - КОНЦОВКА. Этим именем называется повторение заключительных строк первой строфы во всех других строфах с целью или в сжатой форме выразить тему стихотворения, или противопоставить одному ряду мыслей другую мысль. Этим достигается… … Словарь литературных терминов

    КОНЦОВКА, концовки, жен. 1. Рисунок, графическое украшение в конце рукописи, книги или в конце главы, раздела (тип.). 2. перен. Заключительная часть какого нибудь сочинения, произведения. Неудачная концовка стихотворения. Толковый словарь Ушакова … Толковый словарь Ушакова

    1) заключительный компонент литературного произведения или какой либо его части. Типы концовок многочисленны: эпилог, мораль (в басне), клаузула (в стихе), кода (в стихотворных произведениях).2) Изобразительная или орнаментальная графическая… … Большой Энциклопедический словарь

    Графическая композиция (орнаментальная или изобразительная), завершающая и украшающая книгу или какой либо её раздел. Иногда роль концовки выполняют последние строки текста, которым придана форма геометрической фигуры, чаши и тому… … Художественная энциклопедия

    - (colophon) Идентифицирующая издателя эмблема на книге или каком либо ином печатном материале. Раньше представляла собой надпись в конце книги, состоящую из названия, даты издания и имени издателя. Бизнес. Толковый словарь. М.: ИНФРА М,… … Словарь бизнес-терминов

    концовка - Украшение с изображением сюжетно тематического или орнаментального характера, помещаемое на концевой странице издания или его структурной части. [ГОСТ Р 7.0.3 2006] Тематики издания, основные виды и элементы Обобщающие термины книжные украшения… … Справочник технического переводчика

    Концовка - сюжетное, орнаментальное или декоративное изображение на концевой полосе осн. текста издания и (или) его подразделов (произведений), обозначающее их окончание, помогающее более резко отделить один подраздел или произведение от другого и в то же… … Издательский словарь-справочник

    Книги

    • Знакомство с Факерами 2 (Blu-Ray) , Вайц Пол. Снова с нами в уморительной семейной разборке звезды Оуэн Уилсон, Блайт Дэннер, Тери Поло, Дастин Хоффман и Барбара Стрейзанд, к которым присоединились Джессика Альба, Лора Дерн и Харви…
    • Невероятные приключения Лавлейс и Бэббиджа. (Почти) правдивая история первого компьютера , Падуа Сидни. О книге Встречайте двух викторианских гениев: Аду Лавлейс - математика, заядлого игрока, протопрограммиста, дочь лорда Байрона, и Чарльза Бэббиджа - эксцентричного, но неудачливого…

    Задания 1.1.3, 1.2.3 и критерии их проверки и

    оценивания

    Последнее задание части 1 (1.1.3 или 1.2.3) является заданием повышенного уровня сложности и требует написания на основе текстов, приведенных в работе, развернутого связного ответа объемом 5–8 предложений (указание на объём условно).

    Задание предполагает сравнение двух текстов (фрагментов текстов) в указанном направлении, самостоятельное извлечение информации из предложенного для сопоставления материала, нахождение оснований для построения сопоставительного анализа в рамках определенного в задании ракурса.

    Перед выполнением этого задания необходимо внимательно прочесть предложенный для сопоставления текст, уяснить его связь с основным текстом. Задание 1.1.3 (1.2.3) нацеливает экзаменуемого на преобразующее воспроизведение или некоторую интерпретацию содержащейся в текстах информации.

    Выполнение задания 1.1.3 (1.2.3) оценивается по следующим универсальным обобщённым критериям, не зависящим от содержания конкретных текстов.

    Критерии проверки и оценивания выполнения сопоставительных заданий 1.1.3 и 1.2.3, требующих написания связного ответа объемом5–8 предложений

    Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме). Если при проверке задания указанной группы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов).

    Критерии

    Баллы

    1. Умение сопоставлять художественные произведения

    а) экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению

    анализа, умеет строить сравнительную характеристику

    б) экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению

    анализа, но допускает нарушения в построении сравнительной характеристики

    в) экзаменуемый, сравнивая тексты, не следует указанному в задании

    направлению анализа;

    и (или) не демонстрирует умения строить сравнительную характеристику

    2. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов

    а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую

    позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел),

    при необходимости формулирует свою точку зрения,

    аргументирует свои тезисы,

    подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста;

    фактические ошибки и неточности отсутствуют

    б) экзаменуемый понимает суть вопроса,

    но

    не даёт на него прямого ответа;

    и (или) ограничивается изложением своей точки зрения;

    и (или) не все тезисы аргументирует;

    и (или) отчасти подменяет анализ пересказом текста;

    и (или) допускает 1–2 фактические ошибки

    в) экзаменуемый не справляется с заданием: не даёт ответа на вопрос;

    и (или) подменяет анализ пересказом текста;и (или) допускает более 2-х фактических ошибок

    3. Следование нормам речи

    а) допущено не более 2-х речевых ошибок;

    б) допущено более 2-х речевых ошибок

    Максимальный балл

    Таким образом, выпускник должен уметь:

    1. Сравнивать тексты по указанному в задании направлению анализа.

    2. Строить сравнительную характеристику.

    3. Знать содержание и проблематику произведения в целом (или особенности творчества поэта).

    4. Понимать проблематику предложенного для сопоставления текста.

    5. Давать содержательное обоснование для сопоставления.

    6. Приводить убедительные аргументы.

    8. Формулировать собственную обоснованную позицию (если этоготребует специфика конкретного задания).

    9. Не подменять рассуждение пересказом текста.

    10. Владеть теоретико-литературными понятиями.

    11. Оформлять ответ в соответствии с речевыми нормами.

    Примеры формулировок задания 1.2.3.

    1. Сопоставьте стихотворение «Море» В.А. Жуковского с приведённым ниже стихотворением Ф.И. Тютчева «Море и утёс». Чем различается изображение моря в этих произведениях?
    2. Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «К морю» со стихотворением А.Н. Апухтина «Прощание с деревней», приведённым ниже. В обоих произведениях звучит тема прощания. В чём различие этих прощаний?
    3. Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю…» с приведённым ниже стихотворением А.К. Толстого «С ружьём за плечами, один, при луне…». Какие мотивы и образы сближаю т эти стихотворения?
    4. Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «К Чаадаеву» со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия…». В чём Вам видятся различия в настроении лирических героев этих произведений?
    5. Сопоставьте басню И.А. Крылова «Осёл и Соловей» с приведённым ниже стихотворением А.С. Пушкина «Поэт и толпа». Какая проблематика объединяет оба произведения?
    6. Сопоставьте стихотворение В.А. Жуковского «Невыразимое» со стихотворением Ф.И. Тютчева «Silentium». Какие идеи сближают эти стихотворения?
    7. Сопоставьте стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта» и Ф.И. Тютчева «29-е января 1837 года», посвящённые гибели А.С. Пушкина. Чем различается осмысление двумя поэтами сути случившейся трагедии?

    Основные теоретико-литературные понятия:

    тема, проблема, идея, осмысление, представление автора; мотив, образ; лирический герой, душевное состояние лирического героя, настроение лирического героя.

    Алгоритм работы

    1. Внимательно прочитайте задание.
    2. Выделите в формулировке главные слова.
    3. Вспомните литературоведческие понятия, которые требуются для выполнения задания.
    4. Найдите в текстах основания для сравнения.
    5. Постройте сравнительную характеристику.

    Пример.

    Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Поэт» с приведённым ниже стихотворением Ф.И. Тютчева «Поэзия». Чем различаются представления авторов о назначении поэта и поэзии?



    Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по ЛИТЕРАТУРЕ.
    Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по литературе (далее - кодификатор) является одним из документов, определяющих структуру и содержание КИМ ОГЭ. (далее -КИМ). Кодификатор представляет собой систематизированный перечень требований к уровню подготовки выпускников и проверяемых элементов содержания, в котором каждому объекту соответствует определенный код. Кодификатор составлен на основе стандарта основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

    Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году основного государственного экзамена по ЛИТЕРАТУРЕ.
    При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2019 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2019 г. Полный перечень контролируемых элементов содержания приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена, размещённом на сайте: www.fipi.ru.
    Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, количестве и форме заданий, а также об их уровне сложности. В демонстрационном варианте приведены также критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом.
    Эти сведения дают выпускникам возможность выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по литературе в 2019 году.


    Скачать и читать ОГЭ 2019, Литература, 9 класс, Демонстрационный вариант

    Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году основного государственного экзамена по ЛИТЕРАТУРЕ.
    Назначение экзаменационной работы - оценить уровень общеобразовательной подготовки по литературе выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты экзамена могут быть использованы при приёме обучающихся в профильные классы средней школы.
    ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
    Экзаменационная работа составляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).


    Скачать и читать ОГЭ 2019, Литература, 9 класс, Спецификация, Кодификатор, Проект

    Кодификатор представляет собой систематизированный перечень требований к уровню подготовки выпускников и проверяемых элементов содержания, в котором каждому объекту соответствует определенный код. Кодификатор составлен на основе стандарта основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

    Текстовый фрагмент (или стихотворение, или басня) сопровождается системой письменных заданий (по три задания для каждого варианта), направленных на анализ проблематики художественного произведения и основных средств раскрытия авторской идеи. Каждое из первых двух заданий предполагает письменный ответ в примерном объеме 3–5 предложений и оценивается максимально 3 баллами.

    Третье задание (1.1.3 или 1.2.3) предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведен в экзаменационной работе (примерный объем – 5–8 предложений).

    Часть 2 экзаменационной работы содержит четыре темы сочинений, требующие развернутого письменного рассуждения. Экзаменуемый выбирает одну из четырех предложенных ему тем (на создание сочинения учащемуся предлагается отвести 115 минут). В сочинении по лирике экзаменуемый должен проанализировать не менее двух стихотворений (их количество может быть увеличено по усмотрению экзаменуемого). Экзаменуемым рекомендован объем не менее 200 слов (если в сочинении менее 150 слов, то такая работа считается невыполненной).

    Сочинение оценивается максимально 12 баллами.

    Шкала перевода баллов в оценки:

    «2» – от 0 до 6

    «3» – от 7 до 13

    «4» – от 14 до 18

    «5» – от 19 до 23

    Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

    Оценивание выполнения заданий экзаменационной работы производится на основе специальных критериев, разработанных для трех указанных типов заданий, требующих развернутого ответа в разном объеме.

    За выполнение каждого из двух заданий базового уровня сложности (1.1.1, 1.1.2; 1.2.1, 1.2.2) экзаменуемый может получить максимум 3 балла (2 балла по содержательному критерию и 1 балл за речевое оформление ответа).

    Выполнение задания повышенного уровня сложности (1.1.3 или 1.2.3) оценивается по трем критериям: «Умение сопоставлять художественные произведения»; «Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов»; «Следование нормам речи». Первый критерий является главным: если по нему эксперт ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов). Максимально за выполнение задания 1.1.3 или 1.2.3 экзаменуемый может получить 5 баллов.

    Выполнение задания части 2 (сочинение) оценивается по пяти критериям: «Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений» (максимально – 3 балла); «Уровень владения теоретико-литературными понятиями» (максимально – 2 балла); «Обоснованность привлечения текста произведения» (максимально – 2 балла); «Композиционная цельность и логичность изложения» (максимально – 2 балла); «Следование нормам речи» (максимально – 3 балла). Таким образом, за сочинение экзаменуемый может получить максимально 12 баллов. Первый критерий является главным: если по нему эксперт ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов). При оценке сочинения учитывается также его объем. Экзаменуемым рекомендован объем не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (подсчет слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

    На выполнение экзаменационной работы отводится 235 минут.