Будут ли востребованы психологи в будущем. Эссе о настоящем и будущем профессии педагога-психолога. Зачем идут на психологический факультет

Иногда при выборе профессии будущим психологом движут стремление к власти, самоутверждению, потребность в восхищении и любви.

Желание помогать нередко приводит к негативным последствиям: психолог стремится получить результаты, подталкивая клиента двигаться быстрее, чем тот готов.

Самые важные для психолога качества: интерес к людям, любопытство, доброжелательность и уважение.

Будущий психолог обязан проходить личную терапию и супервизию.

Кому-то они кажутся особенными людьми, владеющими ключами от человеческих душ. Оракулами, способными разгадать наши тайны, неведомые нам самим. Целителями, избавляющими от душевной боли. Попробуем отрешиться от романтических представлений и взглянуть трезво на эту работу. Потому что психолог – это просто работа. Но совсем не простая.

Желание помогать

Психолог – помогающая профессия, клиенты обращаются к психологам за помощью… Из этого вроде бы следует, что в психологи должны идти люди, которые стремятся помогать другим? Не все так однозначно.

«В основе нашей профессии, конечно, есть стремление приносить пользу, помогать, – говорит гештальт-терапевт Нифонт Долгополов. – Но я много лет занимаюсь обучением психологов и могу сказать, что ярко выраженное желание помогать часто приводит к негативным последствиям ». С этим согласна системный семейный терапевт Анна Варга. «Если психолог горит желанием помочь и переполнен жалостью к клиенту, это плохая мотивация. За ней с большой вероятностью скрываются собственные непроработанные проблемы».

Чем это оборачивается для клиента? «Психолог стремится поскорей получить видимые результаты своей работы, подтверждая самому себе, что он помог, и таким образом повышая свою профессиональную самооценку, – объясняет Нифонт Долгополов. – При этом он нарушает границы клиента, подталкивая его продвигаться в терапии быстрей, чем тот готов». Этим психолог может причинить вред клиенту, если тот усилит сопротивление или вообще уйдет из терапии. Вот почему помощь не может быть целью терапии.

«Главное – понять клиента, выстроить с ним психотерапевтический контакт, а помощь – это побочный эффект», – заключает Анна Варга.

Такой вот парадокс: желание помогать мешает помогать.

Интерес к людям

Что ж, тогда, может быть, будущему психологу нужно любить людей? Совсем не обязательно, возражает Нифонт Долгополов. Более того, в некоторых случаях это может стать препятствием в психологической работе, поскольку сильное чувство мешает специалисту сохранять необходимую позицию «нейтральности».

Это справедливо и в отношении негативных эмоций. Может ли специалист испытывать, например, отвращение к клиенту? «Это абсолютно непрофессионально! – восклицает Анна Варга. – Представьте себе хирурга, который вместо того, чтобы оперировать, начнет размышлять о том, что пациент некрасив. Так же с психологом: когда во время работы он входит в профессиональную позицию, он уже «не совсем человек», скорее, функция».

А вот что действительно крайне важно для психолога, соглашаются наши эксперты, так это искреннее любопытство и интерес к людям , к их внутреннему миру. Нифонт Долгополов добавляет к этому еще два качества: доброжелательность , чтобы вместе с клиентом исследовать его внутренний мир, и уважение – оно предполагает, что любые особенности и поступки другого человека заслуживают внимательного отношения и рассмотрения. «Если я уважаю другого человека, – говорит гештальт-терапевт, – то я даю ему право на его собственные мысли, чувства, ценности, даже если они не совпадают с моими».

Хорошее отношение к себе

«Я не могу по-доброму и уважительно относиться к другому человеку, если не люблю и не уважаю себя, невысоко себя оцениваю, – подчеркивает Нифонт Долгополов. – Мера моей терпимости к другим людям, и в частности к клиентам, зависит от того, насколько я терпим к своим недостаткам, к своим действиям, насколько умею признавать их, при этом не разрушая свои ценности и идеалы».

Это подразумевает способность к рефлексии – сознаванию своих мыслей, переживаний, действий, которое развивается в обучении. Если родители интересуются внутренним миром ребенка, если для них это ценность, то они и его побуждают обращать интерес внутрь себя, отмечает Нифонт Долгополов. Интерес этот может прийти и через литературу, и шире – культуру, если ребенка в семье к ней приобщают. Такой детский опыт может быть хорошей (но не обязательной) предпосылкой для занятий психологией.

В любом случае во время обучения студент-психолог проведет много часов в терапии, подчеркивает Анна Варга. «Уж наблюдать за собой и отдавать себе отчет в том, что происходит в его душе, психолога научат. Если, конечно, это серьезное учебное заведение. Порой приходится сталкиваться с тем, что практикующий психолог сам не был клиентом, и это очень плохо».

Психолог и другие: кто есть кто

Психолог – специалист, получивший психологическое образование. Может заниматься наукой и преподаванием, проводить тренинги и профориентацию, работать на телефоне доверия, тестировать уровень интеллекта, выявлять способности, консультировать.

Психотерапевт работает с людьми, находящимися в сложной жизненной ситуации. Помимо базового (психологического или медицинского) образования ему необходимо получить дополнительную специализацию по психотерапии. Задача психотерапевта – помочь пациенту глубже понять себя, изменить мышление и поведение, чтобы стать более счастливым и продуктивным. Психотерапевт, не имеющий медицинского образования, не имеет права ставить диагнозы и выписывать лекарственные препараты.

Психиатр – врач, который консультирует психически здоровых и психически больных людей и лечит с помощью лекарств.

Сам себе терапевт

Бывает и обратная ситуация. Психология часто привлекает тех, кто на самом деле хочет (часто бессознательно) разобраться со своими собственными проблемами и трудностями. То есть их интерес скорее направлен не вовне, на других людей, а внутрь, на себя самих. Терапия, которую студент проходит во время учебы, поможет разобраться, что на самом деле привело его в эту профессию, и вполне возможно, что он сумеет разрешить свои проблемы.

«Нет ничего плохого, когда изначально студентом движет желание получить помощь самому, если в ходе обучения он успешно продвигается в самоисцелении, – считает Нифонт Долгополов. – Этот опыт может стать хорошим основанием для того, чтобы понимать других и помогать им».

Если же его проблемы не решаются и он остается более клиентом терапевта, чем профессионалом, то он не сможет соответствовать требованиям, которые предъявляет к нему система психологического образования. «Преподаватели ему объяснят, что лучше бы подумать о другой специальности. Да и сам студент обычно понимает, что не справляется», – говорит Анна Варга. «Но даже если он и получит сертификат психолога, то не сможет реально помогать клиентам и, скорей всего, они к нему не пойдут», – добавляет Нифонт Долгополов.

Ложные мотивы

Разобраться с вопросом «зачем я иду в эту профессию?» для будущего психолога чрезвычайно важно. В основе этого выбора могут быть скрытые мотивы, всплывающие в ключевые моменты личной психотерапии: стремление к власти, самоутверждению, потребность в восхищении, любви

«Все это рентные мотивы (человек хочет получать «ренту» от своей профессии), и они недопустимы», – объясняет Анна Варга. «Если в ходе обучения мы выясняем, что ученик стремится использовать клиентов для удовлетворения своих эгоцентрических потребностей, для нас это сигнал, что ему противопоказано заниматься практикой, и он может не получить сертификат», – подтверждает Нифонт Долгополов.

Учиться у других, работать над собой

Наконец, те, кто полагает, что профессия психолога позволит им спокойно зарабатывать на жизнь, ни перед кем не отчитываясь, должны расстаться с иллюзиями. Эта работа предполагает огромное чувство ответственности, а может нести с собой и риски, как, например, встречи с нестабильными или порой опасными клиентами.

Сама учеба будет долгой. Нельзя стать практикующим психологом, поступив в вуз сразу после школы. «Такие молодые люди получают базовое психологическое образование и могут работать исследователями, – рассказывает Анна Варга. – Но для того, чтобы заняться практикой, им не хватает опыта переживаний, который поможет им понимать то, что расскажут клиенты. Чтобы стать, например, семейным психотерапевтом, придется учиться еще четыре года. К нам нередко приходят зрелые люди после 35 – и это, пожалуй, самый хороший вариант».

Учеба будет продолжаться всегда, потому что так устроена эта профессия

Кроме того, и во время учебы, и став практикующим специалистом, психолог регулярно проходит супервизии, где обсуждает свою работу с опытными коллегами. «Студентов нередко родные спрашивают: «Когда уже ты выучишься и перестанешь ходить на свои тренинги?! – улыбается Нифонт Долгополов. – А ответить можно только одно: это будет продолжаться всегда, потому что так устроена эта профессия».

Психолог должен быть членом хотя бы одного профессионального сообщества: «В противном случае он никто ! – восклицает Анна Варга. – За ним нет коллективного органа, с которым он может советоваться, который будет давать ему обратную связь, а в случае недопустимых ошибок применит санкции».

Культурный багаж

Нам может казаться, что это необходимое условие для успешной практики, особенно если мы читали книги классиков психологии, удивляясь богатству их культурных ассоциаций. На самом деле это зависит от подхода, который выберет для себя специалист.

Например, в системной семейной терапии, объясняет Анна Варга, профессионал действительно должен быть широко образован, разбираться в таких смежных областях, как медицина, психиатрия, философия, нейронауки, этология (поведение животных), знать современные культурные тренды: кино, театр, литературу, потому что это та внешняя среда, которая окружает семью.

А, скажем, для краткосрочной психологической помощи, когда речь идет о стрессе или шоке, культурный багаж необязателен, достаточно владеть необходимыми стратегиями, чтобы получить хороший результат. В гештальт-методе необходимы внимательность и умение хорошо описывать увиденное и услышанное. «Для этого скорее нужен богатый язык, – размышляет Нифонт Долгополов. – А это уже зависит от богатства личности. Ведь психолог работает собой, своими мыслями, переживаниями, своим личным опытом . Хотя, конечно, профессиональные знания из смежных областей также необходимы».

Дар или ремесло?

На этот вопрос Анна Варга отвечает категорически: «Никакой это не дар! Я против этого мифа! Это профессия. Это мастерство. И даже в каком-то смысле ремесло». По ее мнению, любой человек может им овладеть при условии, что его хорошо обучили. Единственное – он должен понимать свои профессиональные ограничения. Так, добросовестный и ответственный психолог, который не блещет яркими идеями, может эффективно работать как ведущий тренингов.

«Как и в любой профессии, среди психологов есть особо одаренные люди. Вспоминаю, как ярко работали мои учителя с большой аудиторией, как они воодушевляли сотни людей в зале. Вот для этого нужен талант, – размышляет Нифонт Долгополов. – Но это вовсе не обязательно для практического психолога. Имея хорошую школу и кропотливо работая с клиентом, всегда можно приносить большую пользу».

Но как не утратить живой интерес к профессии после долгих лет практики и встреч с сотнями клиентов? «Психолог не должен работать на износ, это ведет к угасанию энергии и у него не будет естественного импульса включаться в клиента, – отвечает Нифонт Долгополов. – Чтобы избежать выгорания, нужно ограничить количество клиентов ». И еще заботиться о себе, уделять внимание разным сферам своей жизни, а не только профессиональной.

Осуществление себя в профессии включает формирование образа профессии, особенно на этапе выбора сферы профессиональной деятельности.

Образ будущей профессии достаточно сложное образование, включающее эмоциональные и когнитивные компоненты. Соответствие эмоционально-оценочных компонентов существенным содержательным компонентам профессии делает выбор обоснованным и реальным. Для обоснованности профессионального выбора необходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач -- уход от проблем, их игнорирование и т.д.

В процессе профессиональной деятельности человек неизбежно вступает в социальные отношения, которые опосредуют динамику смысложизненных ориентаций через новые связи и стимулируют развитие личности.

При положительной мотивации субъекта (прежде всего, осмысленной) целостный процесс профессиональной деятельности обусловливает формирование, развитие и эффективную реализацию личностных характеристик, определяющих структуру профессионально-значимых качеств (ПЗК) данной профессии, и накладывает заметный отпечаток на весь облик человека: психомоторику, стереотипы речи и мышления, установки и ценностные ориентации.

Весь этот комплекс личностных новообразований выражается в профессиональном видении мира, центральнообразующим ядром которого является система личностных смыслов профессионала, уровень функционирования которой и определяет отношение человека к характеру, процессу, направленности и результатам деятельности.

Именно личностные смыслы, функционирующие на ценностно-смысловом уровне, указывают на отношение человека к профессиональной деятельности как неотъемлемой части его жизни, определяющей его статус в обществе.

Чем раньше выявлена склонность человека к определенной профессиональной деятельности, тем легче ему сориентироваться в выборе профессии. Признаком склонности к определенной профессиональной деятельности являются интересы человека, в которых проявляется его познавательная потребность и направленность на определенную деятельность. Выявление интересов человека способствует профессиональному определению личности.

Обучение должно не просто формировать высококачественные профессиональные знания и умения, но и обеспечивать осознанное выделение реальной связи характеристик профессиональной деятельности с параметрами общественной и личностной значимости. Многие исследователи едины в утверждении, что обучение в вузе должно иметь целостный характер, но реальный учебный процесс является зачастую корпускулярным, когда изучение различных дисциплин не связано друг с другом, содержание теоретических и практических курсов разорвано, разнесено в изучении и по времени и по внутреннему наполнению, которое представлено студентам как изолированное, не взаимосвязанное. Цели обучения не отражают в полной мере социальные функции будущей практической деятельности и в результате образуются понятия теоретического характера, которые в столкновении с действительными материальными условиями не могут ориентировать специалиста .

H.Н. Нечаев и другие рассматривают профессиональное сознание как структуру, интегрирующую различное профессиональное содержание: но это образование имеет внеситуативный характер очень широкой степени обобщения и в его рассмотрении теряется конкретное профессиональное содержание. Необходимость формирования профессионального сознания - факт, очевидный для представителей рассмотренных концепций. Но данной констатацией и ограничивается разработка этой проблемы. З.А.Решетова и В.Д.Шадриков в своих исследованиях подчеркивают, что неотъемлемой составляющей становления профессионала является развитие представлений о конкретных компонентах профессиональной деятельности. Но, даже будучи исчерпывающими, они остаются знаниями об отдельных частных фрагментах профессиональной деятельности и не могут служить обобщенной характеристикой процесса профессионализации. Такой характеристикой являются структуры профессионального сознания, отражающего профессиональную деятельность в целом, интегрировано и системно.

Л.М. Митина говоря о выборе профессии, отмечает, что "важным является и то, что образ профессии, как когнитивное и эмоциональное образование, в определенной мере меняет систему общих ориентиров в общественном и индивидуальном сознании людей" . Раньше идеальный образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их профессиональной "биографией", их определенными профессиональными ценностями. Сейчас можно наблюдать, что в некоторой степени "идеальный образ профессионала" заменен на "идеальный образ жизни" (американский, европейский, "новых русских" и др.) Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии. Таким образом, профессия уже выступает как средство для достижения этого образа жизни, а не как существенная часть самого образа жизни.

Зиброва С.В. исследует образ профессии как внутреннее образование, которое имеет характер обобщенности и отражает становление профессионального сознания как субъектного, личностного процесса с одной стороны, и соответствует внешнему, специфическому содержанию конкретной профессиональной деятельности -- с другой стороны.

В качестве такой структуры у студентов Зиброва выделяет образ будущей профессии, который является отражением в сознании студента основного содержания его будущей профессиональной деятельности. Значение данной структуры сознания для профессионального становления связано с содержанием образной формы субъективного отражения в целом. Образ определяется как субъективная картина мира или его фрагментов . А.В. Запорожец отмечает, что "под образом, в широком смысле, следует понимать не только конкретные, но и общие представления, а также абстрактные понятия" . В работах А.Н. Леонтьева была выдвинута гипотеза об образе мира как многомерном образовании, целостной, многоуровневой системе представлений о мире, о других людях, о себе и своей деятельности. Мы рассматриваем образ профессии у студентов как фрагмент данной системы, включающий в себя представления, связанные с предстоящей профессиональной деятельностью. Включение в практическую деятельность (одной из форм которой является профессиональная деятельность) обеспечивается участием целостного образа какого-либо явления в порождении познавательных гипотез, выступающих в качестве начального звена процессов построения нового образа. Непрерывное генерирование взаимосвязанной системы познавательных гипотез, идущих навстречу внешним стимулам, является выражением активной природы образного отражения. Образ, являясь порождением практической деятельности, оказывает на нее обратное воздействие, определяя ее направленность и избирательность. Активная роль образа проявляется в том, что сформировавшийся образ некоторого явления (в том числе, профессиональной деятельности) определяет характер действии человека по отношению к данному явлению. Образ будущей профессии есть представление цели деятельности учения. Это способ осознания желаемого конечного результата собственной деятельности по освоению профессии .

Любая деятельность предполагает наличие объекта деятельности - той конкретной сферы, где деятельность разворачивается; цели -- результата, который должен быть достигнут; и средств деятельности как операциональной составляющей. Все эти моменты должны быть представлены в сознании личности. Иначе, по мысли А.Н.Леонтьева, "неадекватность того смысла, который приобретает для человека его деятельность и ее предмет их объективному значению" есть проявление дезинтеграции сознания.

Исследователи выделяют такие компоненты образа профессии как цели профессиональной деятельности, средства, используемые специалистом в этой области, и ее специфическую предметную область -- набор взаимосвязанных признаков, свойств вещей, процессов, явлений, как бы "противостоящих" человеку в труде. Под целями профессиональной деятельности в образе профессии понимается отражение в сознании студента социального смысла данной профессии, ее значения для общества, ее специфических задач. Это есть понимание роли профессии в общественном производстве, что достигается путем раскрытия внутренних связей между осваиваемой деятельностью и ее местом в обществе. Средствами здесь является все то, что использует профессионал для реализации своих функций - от конкретных инструментов ("внешние" средства по Венде В.Ф.) до обобщенных представлений о возможных способах деятельности ("внутренние" средства). "Средством труда можно считать любую реальность, дающую возможность человеку взаимодействовать с предметом труда сообразно его цели", -- по определению Е.А.Климова . Наконец, знание того особого круга явлений предметного мира, с которым оперируют представители данной профессии, есть третий компонент образа будущей профессии -- предметная часть.

Выделенные составляющие образа профессии (цели, предмет, средства) в целом охватывают содержание конкретной профессии. К ним нельзя свести все многообразие реальных профессиональных ситуаций, но они отражают именно существенные закономерные, обязательные моменты, конституирующие профессиональную определенность и специфику, отличающую данную профессию от других видов профессиональной деятельности. Это устойчивое и обобщенное содержание профессии. Оно относится к внутреннему, субъективному плану, отражает профессиональную специфику, и может быть объективировано, вынесено вовне. Этим требованиям удовлетворяют такие составляющие внутреннего плана профессионализации, которые обладают свойствами устойчивости и обобщенности и характеризуют существенные, необходимые элементы профессии, не зависящие от частных, изменяющихся условий. Мы выделяем такой компонент профессионального сознания у начинающих специалистов на этапе обучения в вузе как образ будущей профессии. Это образование выполняет функции интеграции, объединения разрозненных знаний и умений, обретенных в различных учебных ситуациях, в единое целостное представление об изучаемой профессии. Образ профессии есть отражение в сознании студента наиболее значимого содержания профессии, и это есть основа, благодаря которой новые знания не остаются разрозненными, а интегрируются в целостную структуру. Образ профессии - это целостное представление базовых компонентов профессии, которые выступают как связанные фрагменты единой структуры.

Е.А.Климов характеризует трудовой пост (форму существования профессии) как "некоторое социально фиксированное многомерное, разно- и многопризнаковое системное образование" , следовательно, его адекватное отражение также будет являться системой взаимосвязанных представлений об основных его составляющих. Формирование образа профессии заключается в объединении различных сведений о профессии воедино, установлением их взаимосвязи, что позволяет определить значение каждого нового знания в его отношении к уже имеющемуся содержанию основных структурных элементов (цель, предмет, средства). В свою очередь, это содержательное обогащение становится способом развития самого образа профессии, его насыщения новыми представлениями, которые требуют нового обобщения, формирования концептуальных структур более высокого уровня.

Предлагаемый Зибровой подход к анализу значения такой психологической структуры как образ будущей профессии соотносится с современными представлениями о роли "образа собственного будущего" в регуляции социального поведения. С.В.Горбатов и Б.Д.Лысков рассматривают концепцию собственного будущего как обобщенную систему представлений человека о своем собственном будущем. Как элемент структуры личности концепция собственного будущего "имеет особое значение для процессов, связанных с выбором и принятием решений, постановкой задач" . В нашем случае область будущего конкретизирована в профессиональном отношении, что определяет ее содержательную специфику. Однако, как пишет, К.А.Абульханова-Славская, "само по себе указание на жизненные занятия, сферы жизни и жизненные события не дает ответа на вопрос, как они реализуются в жизненной динамике, то есть, как они становятся движущей силой развития личности" . Важно выделить формы представленности этих явлений человеку, имеющие побудительную силу, позволяющие ему развиваться как субъекту определенной деятельности.

Формирование образа профессии у студентов включает в себя процессы наполнения личностным смыслом определенных объективных свойств, характеризующих род занятий, которые обретают внутреннее значение для студентов. "Значение -- это ставшее достоянием моего сознания (в большей или меньшей своей полноте и многосторонности) обобщенное отражение действительности, выработанное человечеством и зафиксированное в форме понятия, знания или даже в форме умения как обобщенного "образа действия", нормы поведения и тому подобное" .

"Полнота и многосторонность" образа будущей профессии у студентов рассматривается как характеристику процесса обучения. Подобные показатели выделяют Л.П.Калининский и С.Г.Гайдаржи: "Профессионал - субъект профессиональной деятельности, сознательно и эмоционально предвосхищающий ее социально ценный результат... представляющий систему средств профессиональной деятельности, сознательно выбирающий и уверенно владеющий орудийными средствами деятельности (внешними и внутренними, вещественными и функциональными), осознающий производственно-деловые зависимости людей" .

Итак, формирование образа профессии у студентов -- одна из существенных характеристик учебного процесса в вузе. Это критерии профессионализации студента, его готовности к выполнению определенных социальных функций. Сформированный образ профессии есть сложное социальное явление, имеющее свой путь развития, свой процесс становления. "Знание закономерностей формирования личности профессионала, выделение основных этапов этого процесса, их психологических характеристик, нахождение и описание важнейших факторов, оказывающих положительное влияние на становление профессионала, либо тормозящих этот процесс -- дало бы возможность оптимизировать этот процесс, ... управлять им" -- подчеркивает значимость подобных исследований Е.М.Борисова .

С точки зрения онтогенетического развития субъективный образ предполагает интериоризацию схем действия с внешними предметами и порождение внутреннего плана деятельности из реальных предметных действий. Таким образом, расширение внешней, предметной деятельности является основным способом развития ее образного компонента. При формировании образа происходит преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания . Следовательно, этапность становления образа профессии отражает овладение реальной профессиональной деятельностью, и, наоборот, по внешним проявлениям при выполнении профессиональной деятельности можно судить о сформированности соответствующих внутренних структур.

Конституирующей чертой деятельности является ее содержательность. Тогда характеристика деятельности включает в себя проблему выявления ее конкретной цели деятельности, ее внутреннее основание -- мотивационные процессы не имеют достаточного развития.

Итак, в своей работе Зиброва обращает внимание на такой механизм развития внутренней детерминации деятельности человека как определение, оформление цели деятельности, что структурирует различные неоформленные побуждения и стремления, придает им организованный характер и позволяет разворачивать целостную целенаправленную деятельность. "В жизнедеятельности человека цели выступают средствами мотивационной организации поведения, развертывания функционального потенциала человека". Цель, то есть представление результата деятельности, является системообразующим фактором мотивационных процессов и имеет мотивационную функцию влечения, приобретают характер действительно мотива, оформляясь целью, обогащение и углубление образа желаемого будущего, то есть цели, становится фактором развития соответствующей мотивационной сферы.

Для студентов вуза такой содержательной целью является освоение определенной профессиональной деятельности. Представления о ней, то есть образ профессии, выполняют функцию целеобразования. Степень сформированности образа профессии определяет уровень отчетливости цели деятельности студента. Развитие этих представлений, насыщение их профессиональным содержанием позволяет уточнить цель деятельности и таким образом оформляет процессы внутренней детерминации, то есть имеет мотивирующее значение. В процессе интериоризации человеком объективно существующих в обществе ценностей последние приобретают побудительную силу и становятся реально действующей внутренней детерминацией деятельности .

Образ профессии обладает мотивационным значением, его сформированность характеризует степень интериоризации данного содержания человеком и, следовательно, возможность сознательного отношения к нему и его побудительную силу. Таким образом, развитие образа профессии становится способом развития системы внутренней детерминации. По мысли С.Л.Рубинштейна, сознание -- это не только отражение, но и отношение человека к окружающему его миру, а значит, сопряженные процессы развития представлений об определенном явлении и отношения к нему следует изучать вкупе. "В процессе отражения явлений внешнего мира происходит и определение их значения для индивида и тем самым его отношения к ним. И в силу этого предметы и явления внешнего мира выступают не только как объекты познания, но и как двигатели поведения, как его побудители, порождающие в человеке определенные побуждения к действию, -- мотивы" .

Психология – это прикладная и фундаментальная наука о психической жизни, поведении и деятельности человека. Она изучает различные механизмы, закономерности и проявления психики людей в различных условиях и на различных этапах жизненного пути. Профессия психолог включает в себя научное изучение психики человека, ее описание. Главная задача специалиста – помочь человеку осознать ситуацию на эмоциональном уровне, понять интеллектуальные способности, избавиться от круга повторяющихся ошибок и направить вперед с целью изменения жизни.

Зачем идут на психологический факультет

Психология – очень востребована среди молодёжи и многими воспринимается как интересная и довольно простая наука, поэтому большое количество абитуриентов идут учиться на психолога. Но поступив в ВУЗ и начав обучение, студенты сталкиваются с разочарованием, потому как только на житейском опыте выехать на экзаменах не получится. В их курс не входят привычные книги по психологии, подходящие для лёгкого чтива. Студенты первые несколько лет изучают такие серьёзные дисциплины и направления, как «физиология высшей нервной деятельности», «общая психология» и т. д.

Ещё одной распространённой причиной поступления на психологический факультет является желание познать себя и разобраться со своим подсознанием. Вполне возможно, что далее человек искренне заинтересуется наукой и продолжит построение карьеры, однако если это единственный мотив, стоит выбрать другую профессию.

Чтобы стать консультирующим психологом, а точнее психотерапевтом, необходимо довольно серьёзно отнестись к своему обучению, и учёба на одном лишь ВУЗе не заканчивается. Психолог имеет право оказывать психологическую помощь только после прохождения дополнительного обучения и получения необходимых сертификатов, учёба в университете дает лишь направление для дальнейшего развития. Поэтому учиться он не перестает практически никогда.

Психология как профессия требует большой отдачи от человека, но главное, для того чтобы быть хорошим специалистом, необходимо первоначально понять свою личность.

Где можно получить образование

Чтобы стать психологом, следует иметь высшее образование по одному из направлений:

  • психология,
  • клиническая психология,
  • конфликтология,
  • психологическое консультирование,
  • дошкольная психология и педагогика.

Диплом в области психологии можно получить во множестве ВУЗов страны. Чтобы быть высококвалифицированным специалистом после основного обучения, необходимо прохождение дополнительных курсов и постоянное повышение квалификации.

Необходимые личные качества будущего специалиста

Вопреки киношным образам, профессия психолог не делает специалиста всемогущим или всесильным, поэтому без участия самого клиента решить все проблемы невозможно.

Суть деятельности психолога заключается в помощи с поиском внутренних ресурсов, чтобы направить их на изменение жизни в лучшую сторону. Его основная задача – помочь человеку понять, что в большинстве неудач в его жизни виноват он сам, его отношение к жизни, мировоззрение. Хороший психолог поможет взглянуть на проблему с другой стороны и найти пути решения за счёт внутренних изменений.

Чтобы проводить такую тонкую работу и оказывать психологическую помощь, специалист должен сам обладать такими личностными качествами, как:

  • умение слушать и понимать человека,
  • умение сопереживать (но при этом он не должен принимать всё близко к сердцу),
  • умение отгораживаться от чужих проблем,
  • тактичность,
  • высокие интеллектуальные способности,
  • способность анализировать и делать выводы,
  • наблюдательность,
  • ответственность,
  • стрессоустойчивость,
  • терпимость,
  • логическое мышление,
  • быть уверенным в своих силах.

Если человек выбрал верное направление в своей жизни и решил посвятить себя психологии, то учиться и совершенствоваться он должен изо дня в день.

Место работы

Большой плюс: это профессия – довольно востребованная и популярная на рынке. Специалист в области психологии может стать сотрудником как учебного учреждения, так и правоохранительных органов или, например, тюрьмы. Достаточно часто специалисты этого направления выбирают частную практику. Имея образование психолога, можно стать менеджером по подбору персонала или психологическим тренером. Наиболее востребована данная специальность среди женского пола.

Детский психолог в учебных заведениях помогает освоиться на новом месте и с коллективом. Также он проводит тестирование для выявления ярких личностных качеств и .

В медицинских учреждениях психологи часто встречаются с людьми, подверженными сильному стрессу и нервным импульсам. Специалисты в местах заключения подготавливают арестантов к выходу на свободу и помогают им возвратиться к достойной жизни после выхода на волю.

Преимущества профессии

Несомненно, работа психолога имеет свои плюсы, в ней вы сможете помогать людям, столкнувшимся с трудностями. Преимущества профессии:

Все перечисленные плюсы заставляют специалистов чувствовать себя счастливыми во время работы в данной сфере.

Недостатки в профессии

Обладая плюсами, работа психологом имеет и свои минусы. В ней вы можете встретиться со следующими проблемами:

  • вы можете столкнуться с главной проблемой и главным минусом данной профессии – эмоциональным выгоранием,
  • слишком близко воспринимать проблемы клиента,
  • перестать разграничивать жизнь и работу.

Если данные минусы не отпугивают от профессии, то выбранное направление деятельности – действительно ваше призвание.

Ни одна работа не имеет только плюсы, в каждой встречаются и минусы. Выбор, продолжать ли свою работу или нет в данном направлении, зависит только от того, чего вы встречаете больше – плюсов или минусов. При этом учиться и получать новые знания необходимо всегда.

Перспективы карьерного роста

Основная перспектива в работе – это возможность бесконечного самосовершенствования и, в итоге, достижение уровня высококвалифицированного специалиста с возможностью частной практики. Постоянные тренинги и семинары дают возможность узнавать новые методики, после чего применять их в работе. Специалист высокого уровня может открыть свой личный кабинет или компанию по оказанию психологической помощи людям, попавшим в различные трудные ситуации в жизни.

Самую высокую оценку деятельности психолог получает от людей, чью жизнь изменил в лучшую сторону, которым он помог побороть личные страхи и добиться высот в карьере или личной жизни.

Профессия психолога достаточно популярная и востребованная. Уровень заработной платы в ней напрямую зависит от места работы и от оказываемых услуг. Наиболее прибыльной считается частная практика, но уровень дохода также зависит от количества обратившихся людей. Несмотря на все трудности и минусы, хороший психолог усваивает из этого опыта только положительные моменты.

«Настоящее и будущее моей профессии »

Сча?стье субъективное состояние человека, находящегося в полной гармонии с внешним и внутренним миром. Всем нам знакома с детства формула Козьмы Пруткова: «Если хочешь быть счастливым, будь им!»

Я счастливый человек, ведь у меня есть любимая профессия. Никогда передо мной не стоял вопрос: кем быть. Я точно знала: буду работать с детьми. Я всегда с удовольствием общаюсь с детьми. Мне с ними комфортно и интересно. Они чувствуют это и отвечают взаимностью. Поэтому, что бы ни происходило вокруг, среди детей мне хорошо, я с радостью иду на работу. Ведь я там «свой среди своих». Жаль только, что времени на все планы и задумки не хватает, а иногда и сил, но главное - двигаться вперед: дорогу осилит идущий.

Главная моя цель - помочь детям смотреть на жизнь с оптимизмом, быть счастливыми. Я учу их черпать силы в маленьких мелочах повседневности, видеть то прекрасное, что есть внутри каждого из нас. Учу детей необходимости принимать на себя ответственность, за свои дела и поступки, держать слово. Решение этих задач требует от меня огромного труда над совершенствованием своих знаний и личностных качеств. Очевидно, что человек, всю жизнь исследующий природу и свойства души, и сам становится не совсем обычным человеком. Ведь профессия требует от психолога, чтобы он сам умел делать то, чему учит.

Я учу своих учеников быть счастливыми. Мало кто из нас задумывается, какое счастье для человека свободно двигаться и мыслить, разговаривать и помнить, не понимая, как обеспечиваются эти процессы и какие сложнейшие механизмы обеспечивают нашу жизнедеятельность. Это понимают только люди, которые по тем или иным причинам лишились этих возможностей и которые учатся ходить, читать и говорить заново. Те, кто переживает свою ненужность и бесполезность часто очень зациклены на своих собственных проблемах и варятся в своих переживаниях, горестях и обидах. Для того, чтобы быть счастливым, нужно в первую очередь понимать, что счастье находится внутри нас. Быть счастливым означает проживать состояние счастья, а это значит, что нужно в первую очередь жить. И ведь бывает так, что мы сами, можно сказать - добровольно, лишаем себя любви родителей и близких нам людей, потому что мы считаем, что они не такие или живут не так, как нам кажется, они должны были бы жить. Обиды и незавершенные отношения отнимают у нас очень много сил, и возможно, что на счастье их уже не хватает. Принять свою судьбу, своих родителей и близких такими, какие они есть (даже если это и родители, которые отказались от нас - они все равно дали нам жизнь) поможет освободить много сил для своей собственной жизни и для счастья. Принять свое тело и свой пол, свою национальность, цвет волос и форму глаз, рост, вес, и все что связано с внешностью - это тоже освободит много энергии для счастья. Мы можем быть счастливы тогда, когда живем своей жизнью, а не ожиданиями близких людей или же сами возлагаем на них надежды, которые не сбываются и отсюда разочарования следуют одно за другим.

Результат работы психолога виден не всегда и далеко не сразу, в последнее время с развитием информационных технологий, компьютерных, люди испытывают дефицит «живого» общения, а такое общение не сможет заменить элементарную беседу. Я часто повторяю себе слова О.В.Куваева: «Во всяком человеке - Человек с большой буквы. Иногда его трудно извлечь, иногда невозможно, но пробовать нужно всегда!»

Придя на работу в школу, я всегда помнила, что пришла реализовывать не свои какие-то амбиции и замыслы, а быть тем самым звеном школьного механизма, который поможет мне работать для всех: учеников, родителей, педагогов. Я считаю, что психолог должен быть как дирижер в оркестре в школьном коллективе. Он как луч оптимизма и источник энергии. Психолог должен быть тем человеком, к которому хочется прийти, которому доверяешь. На сегодняшний день, считаю, что основной задачей общеобразовательной школы является не воспитание физика, математика, химика, а подготовка учащихся к жизни, в которой он сможет стать хорошим сыном, хорошим специалистом, хозяином своего будущего дома. Просто быть счастливым человеком, который верит в то, что он нужен и полезен обществу.

«Все мы родом из детства…», и большая часть этого детства проходит в семье. Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития мы не взяли, всегда окажется, что решающая роль его эффективности на том или ином этапе играет семья. Сегодня семья как социальный институт претерпевает изменения. Она утратила свои изначальные функции: любви, заботы и поддержки. Искажение семейных отношений породили «социальное сиротство» - утрату детьми родительской помощи и заботы при живых родителях. Для многих современных детей родительский дом никогда и не был «спасительной гаванью».

Задачей школы в современных условиях является поддержание и развитие интереса к ребёнку в семье. Общение психолога с родителями даст им представление о его работе в школе, поможет увидеть ребенка с другой стороны, даст понять, что психолог в школе - для ребенка.

Считаю необходимым на современном этапе укрепление связи семьи и школы в целях обеспечения единства воспитательного воздействия на детей и повышение его результативности. С этой целью мною создан банк методических материалов для проведения родительских лекториев: «Психология мужского поведения» (о роли мужчины в семье, в воспитании детей); «Нет трудных детей на свете - есть дети, которым вовремя не помогли» (тренинги по профилактике нежелательного поведения); «К школе готов!» (о возрастных особенностях и адаптации в социуме); «Семейная гостиная» (лекторий и тренинг о стилях воспитания в семье); «Тропинка, ведущая в бездну» по профилактике алкоголизма, наркомании, табакокурения и пр.

В заключение каждого из мероприятий родителям предлагаю памятки-брошюры с рекомендациями, которые они могут использовать в процессе воспитания детей. Свои выступления сопровождаю показом презентаций, т. к. это интересно родителям, позволяет образно и ёмко охватить большой спектр информации по теме.

Воспитание - процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душе ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком… Смело войти в мир и занять в нем свое место, осознавая себя личностью и индивидуальностью.Мне особенно близки слова А. С. Макаренко «Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».

К счастью, я нашла понимание не только у своих учеников, но и у их родителей, оказавшихся талантливыми и умными людьми, главное же - заинтересованными в том, чтобы идти вместе с детьми по пути их взросления, именно вместе, а не рядом, именно участвуя, а не наблюдая! На мой взгляд, общение со взрослыми, самыми близкими взрослыми - своими родителями и родителями своих друзей, помогает детям преодолеть тот барьер, который часто становится критически разобщающим поколения, не находящие общего языка, а ведь общий язык может появиться из общих интересов. Очень часто родителям я говорю такие слова: «Сейте добрые дела в душах своих детей и не ждите, когда они вырастут. Возможно, при своей жизни вы не увидите своих плодов, но они будут в свое время…»

Ведь именно в школьные годы в душу каждого ученика закладывается фундамент будущего. Это фундамент, на котором в дальнейшем появится дом. Он будет совершенствоваться и в конечном итоге приобретет крепкие стены, прочную крышу, и светлое ядро! Дети - наше будущее, и какими они вырастут, зависит от общества, окружения, от нас. Больше всего хочется, чтобы они чувствовали себя счастливыми. А кто может в этом помочь? Конечно, родители, учителя, психологи. Главное - мы должны их любить! Просто любить…и быть счастливыми!.

Своим ученикам и их родителям я даю такие советы:

  1. Настраиваться всегда только на хорошее. Постарайтесь избегать любых негативных эмоций и, самое главное, не создавайте их себе сами. Поверьте, это за вас с успехом сделают другие. Научитесь создавать себе хорошее настроение при любой погоде и самочувствии.
  2. Чаще улыбайтесь, хотя бы даже просто самому себе. Оптимисты и счастливые люди часто улыбаются. Посмотрите на иностранцев - у них принято иметь имидж удачливого человека, и они без конца улыбаются. К тому же медики давно доказали, что напряжение лицевых мышц при улыбке подает в мозг человека специфические сигналы, действующие на центры удовольствия, и самочувствие на самом деле улучшается.
  3. Постарайтесь жить настоящим и уметь наслаждаться им… Ведь отличное настроение и счастье обычно складываются из многих милых сердцу мелочей. Старайтесь не огорчать других и не огорчайтесь сами. Ловите прекрасные мгновения нашей жизни!
  4. Поставьте перед собой благородную цель. Человек, у которого есть в жизни цель, чувствует себя значительно увереннее. И не огорчайтесь, если не удается достичь ее сразу - цель может совпадать с вашей заветной мечтой. Главное - делать к ней хотя бы маленький шажок каждый день.

Чтобы вырастить детей счастливыми , надо самим быть счастливыми . И весь секрет!

Деятельность школьного психолога интересна, но в тоже время сложна и многогранна. Психолог в образовании работает с детьми и педагогическим коллективом, помогая учащимся познавать себя, выстраивать отношения со сверстниками, учителями, родителями, а учителям помогает найти оптимальные формы обучения и воспитания. Одному нужно помочь развить память и внимательность, другому наладить отношения с родителями или педагогами, третьему нужно научиться любить или дружить. В образовании психолог консультирует учеников, родителей и учителей, проводит тестирование, обучающие игры и тренинги, ведет клубы общения, преподает психологию и многое другое, налаживая общение и помогая ученикам познавать себя и мир людей.

Настоящее нашей профессии пока не радует. О том, что педагоги-психологи работают и успешно выполняют свои задачи вопреки тому, что у них нет достаточной нормативно-правовой базы и элементарной юридической защиты, мы все знаем. И в этом не вина, а беда психологов. Несмотря на полное безразличие к условиям нашей работы, педагоги-психологи сами стараются добиваться для себя достойного правового статуса. Но, к сожалению, никакого документа, определяющего деятельность психологов в системе образования, до сих пор не принято. Что же сейчас реально может и должен сделать каждый специалист? Конечно же, надо работать над формированием позитивного общественного мнения о школьных психологах на уровне не только образовательного учреждения, но и своего города, региона, страны.

Будущее психологии в школе видится мне более прогрессивным, она еще больше внедрится в массы. Уйдет недоверие общества к ней, психология займет достойное место среди естественно-гуманитарных наук, а педагоги-психологи займут достойное место в образовании! Я очень надеюсь, что психологи в школах помогут всем участникам образовательного процесса в преодолении личных трудностей, кризисов, научат себя правильно вести в стрессовых ситуациях и помогут всем людям быть счастливыми!.

Будьте счастливы!

5–7 октября в Казани на базе Казанского (Приволжского) федерального университета проходил . Каковы задачи психолога в бесчеловечную эпоху? Как остаться психологом во времена перемен и не потерять свое собственное лицо? Кому будут нужны психологи уже завтра, в цифровом мире?... Об этом в своем докладе «Будущее психологии или психология без будущего: взлёт и нищета междисциплинарности» говорил - доктор психологических наук, профессор, действительный член (академик) РАО, Заслуженный работник высшей школы РФ:

«Первый вопрос, который встает перед нами – великий вопрос, который в свое время в разных контекстах был поставлен методологией, философией и идеологией науки. Тот, кто знает ответ на вопрос «Зачем?» всегда найдет любое «Как?». Этот вопрос, как вы помните, позвучал в книге Фридриха Ницше «Человеческое, слишком человеческое», он о смыслах наших с вами действий. Этот вопрос всегда следует задавать, кода мы общаемся и начинаем понимать мотивы поведения друг друга. Но этот же вопрос как эхо совершенно в другом контексте повторил Виктор Франкл: «Тот, кто знает «зачем», может выстоять любое «как»». Поэтому, дорогие мои коллеги, встает вопрос, каковы задачи психолога в "бесчеловечную" эпоху? Второй вопрос – как остаться психологом во времена перемен и не потерять свое собственное лицо? И, наконец, третий вопрос, который встаёт постоянно перед нами – зачем мы сегодня все собрались и в чем смысл этих действий? Я не буду долго рассуждать, а выделю лишь несколько тезисов.

В ряде предыдущих выступлений четко звучала опора на историю нашей науки. А история нашей науки – это наша личная биография, это наша личная память. И в этом контексте я хочу напомнить пожелание Гуго Мюнстенберга, основателя психотехники. Мюнстенберг любил повторять следующую фразу: «Лучше дать грубый ответ на точно поставленный вопрос, чем искать ответ с точностью двадцать седьмого знака после запятой на неверно поставленные вопросы». Именно поэтому, сегодня как никогда необходимо отрефлексировать, куда мы движемся, какие риски у сегодняшней психологии. Старая добрая формула, с которой многие годы начинались симпозиумы, что психология похожа на Приама, который сидит на развалинах Трои, принадлежит Николаю Николаевичу Ланге и была высказана ещё в начале 20 века. Задумайтесь, сегодня не можем ли мы опять, глядя на все, что происходит в психологическом мире, ее повторить? Не можем ли мы опять сказать, как мы это говорили в 1925-м, 1926-м году, что психология находится в кризисе?

Я другой такой науки не знаю, которая была бы так влюблена в свой кризис. Когда бы это ни происходило, мы всегда испытываем нарциссическое чувство наслаждения от того, что ищем будущее и находим варианты, связанные с кризисом. И работа 1926-го года «Исторический смысл психологического кризиса», когда Лев Выготский говорил: «Камень, который презрели строители, надо поставить во главу угла», имея в виду практическую психологию жизни, и работы Бюлера в те же самые годы... Я вспоминаю, что мы сегодня говорили о съезде 66-го года. В 1966 году в Москве собралась вся мировая психологическая элита. На этом съезде выступали гиганты психологической науки – Жан Пиаже, Джером Бруно, наши учителя – Петр Кузьмич Анохин, Алексей Николаевич Леонтьев. Не было бы этого съезда, если бы безумно энергичный человек, который сегодня упоминался не раз – Александр Романович Лурия. Он приложил усилия, чтобы интеллектуальная сеть, связывающая психологов разных стран, воплотилась. Лурия сегодня упоминался не случайно – именно здесь в Казани он показал, какие у нас должны быть амбиции и какими мы должны быть неповторимо наглыми. В 1921 году он, как вы помните, послал из Казани телеграмму Фрейду: «Дорогой доктор Фрейд! В Казани создано первое психоаналитическое общество. Президент Александр Лурия». Самое удивительное, что пришел ответ Фрейда который есть в архивах: «Поздравляю президента Казанского психоаналитического общества. Зигмунд Фрейд». Наши учителя были ценностно-мотивационно настроены. И Узнадзе, и Ананьев, и Рубинштейн, и Выготский – это люди, которые создавали миры...».

«Сегодня время межпарадигмального синтеза… Сеть становится важнейшим термином. Вместе с тем, надо понимать, что сегодня мы можем говорить не о психологии в Птолемеевском смысле слова – психологии как центре мироздания, не о психологии как о ядре. Мы можем четко говорить, что, по сути, психология – определенный хаб между разными науками, это определенная сетевая реальность и идет другая линия сшивания. Не может быть вопроса, который мне задал недавно один политический лидер: «Александр Григорьевич, а кто у них в Интернете главный блогер?». Другое мышление! Сегодня нет главного блогера, сегодня сетевая реальность, сетевой потенциал и отсюда мы видим уникальные движения... Мы видим, как в науке, как сетевой организации, идёт гибридизация в разных направлениях. Работы Рона Харе, наглого методолога из Оксфорда…, показывают, что сейчас идет гибридизация нейрокогнитивных и культурно-исторических наук. Между ними пытаются построить мосты в это время миллениума. Второй ход: как говорил в свое время Вернадский: «Наука должна развиваться не по отраслям, а по проблемам». Я хочу, чтобы мы еще раз это услышали. Этот тезис Владимира Ивановича Вернадского как никогда верен и точен. И третье – полипарадигмальность науки как язык современного обсуждения. И, наконец, четвёртое - нагло краду термин Хабермаса «толерантная коммуникативность»… Мы должны четко сказать – существует множество разных психологических подходов, которые имеют место в сетевой реальности. Важно также понять, что появляется новая логика: от логики монодисциплинарности мы уходим к логике междисциплинарности…».