Красота речи обеспечивается использованием синонимов. Синонимы и их роль в речи. Синонимы и их типы

Слог

Слог - минимальная единица произнесения звуков речи, на которые можно разделить свою речь паузами. Слово в речи делится не на звуки, а на слоги. В речи осознаются и произносятся именно слоги. Поэтому при развитии письма у всех народов в алфавитах сначала возникали слоговые знаки, и только потом буквы, отражающие отдельные звуки.

В основе деления на слоги - различие звуков по звучности. Более звучный, чем соседние звуки звук называется слогообразующим и образует слог.

Слог обычно имеет вершину (ядро) и периферию. В качестве ядра, т.е. слогообразующего звука, как правило, выступает гласный, и периферия состоит из неслогового (неслогообразующего) звука или нескольких таких звуков, которые обычно представлены согласными. Но слог может состоять только из одного гласного без периферии, напр. дифтонг в англ. местоимении I «я» или двух и более гласных (итал. vuoi ). Периферийные гласные неслоговые.

Но слоги могут и не иметь гласного, напр., в отчестве Ивановна или в междометиях «кс-кс», «тссс». Согласные могут быть слогообразующими, если они сонанты или находятся между двумя согласными. Такие слоги очень часто встречаются в чешском языке:prst «палец» (ср. древнерус. перст ), trh «рынок» (ср. рус. торг ), vlk «волк», srdce, srbsky, Trnka (известный чешский лингвист). В предложении Vlk prchl skrz tvrz (волк пробежал через крепость) нет ни одного гласного. Но в примерах из чешского языка видно, что слогообразующий согласный всегда сонорный.

Деление на слоги объясняются разными теориями, которые взаимно дополняют друг друга.

Сонорная теория : в слоге наиболее звучный звук - слоговой. Поэтому в порядке уменьшения звучности слоговыми звуками чаще всего бывают гласные, сонорные звонкие согласные, шумные звонкие согласные и иногда глухие согласные (тсс).

Динамическая теория : слоговой звук - самый сильный, интенсивный.

Экспираторная теория : слог создается одним моментом выдоха, толчком выдыхаемого воздуха. Сколько слогов в слове, столько раз дрогнет пламя свечи при произнесении слова. Но нередко пламя ведет себя вопреки законам этой теории (напр., при двусложном «ау» дрогнет один раз).

Виды слогов

Открытый слог - это слог, оканчивающийся гласным звуком, напр., дa, ау .

Закрытый слог - это слог, оканчивающийся согласным звуком, напр., ад, ум, кот .

Прикрытый слог начинается с согласного звука, напр., рад, поп .

Неприкрытый слог начинается с гласного звука: а, он, ах, уж .

В русском языке в основном открытые слоги, а в японском почти все открытые (Фу-дзи-я-ма, и-ке-ба-на, са-му-рай, ха-ра-ки-ри).

Встречаются и случаи крайне закрытых и прикрытых слогов, напр., всплеск, анг. и фр. strict (строгий), нем. sprichst (говоришь), грузинский - msxverpl (жертва).

Есть языки, где корни и слоги совпадают. Такие языки называются моносиллабическими, напр. кит. яз. - типичный моносиллабический.

Зачастую в речи бывает очень трудно определить границу слога.

Рус. Под руку вели - подруг увели. Гадюку били - гадюк убили. Палитра - пол-литра.

Англ . an ocean - a notion; an aim - a name.

Суперсегментные единицы языка

Звуковые единицы языка могут быть сегментными (линейными) и суперсегментными.

Сегментные единицы - это звуки (фонемы), слоги, слова и т.д. Более длинные языковые единицы делятся на более короткие сегменты.

Суперсегментные единицы , или иначе просодические (от греч. prosodia - припев, ударение) наслаиваются на цепочку сегментов - слогов, слов, фраз, предложений. Типичные суперсегментные единицы - ударение и интонация.

Такт - группа слов, объединенных одним ударением и отделенных друг от друга паузой.

Проклитика - безударный слог перед ударным, напр., я д у мал .

Энклитика - безударный слог после ударного, напр., зн а ю я .

В качестве энклитиков часто выступают и безударные слова - артикли, предлоги, частицы. Иногда они перетягивают на себя ударение: «по д руку».

Таким образом, границы слова и такта могут не совпадать.

Ударение

Ударение (акцент) - это выделение звука, слога, слова, группы слов.

Три основных вида ударения - это силовое, количественное и музыкальное.

    Силовое (динамическое) ударение связано с амплитудой колебаний звуковой волны, чем больше амплитуда, тем сильнее произносится звук.

    Количественное (квантитативное) ударение связано с длительностью, долготой звука, ударный слог имеет большую длительность, чем безударные слоги.

    Музыкальное (политоническое) ударение связано с относительной высотой тона, с изменением этой высоты.

Обычно в языках, имеющих ударение, все три ударения переплетаются, но одно из них преобладает и по нему определяется основной вид ударения в том или ином языке.

В русском языке силовое ударение, будучи основным, сопровождается долготой ударного слога.

В шведском языке музыкальному ударению сопутствует силовое.

Есть языки, в которых вообще отсутствует ударение, например, в палеоазиатских языках (чукотском и др.).

К языкам с силовым ударением как основным относятся рус, анг., фр., нем., баш., тат. и многие другие.

Количественное ударение как основное не используется и только употребляется как компонент в сочетании с другими видами ударения. В некоторых языках, например, латинском, стихосложение основано на чередовании долгих и кратких слогов (что сответствует ударным и безударным слогам в русском стихосложении). Поэтому на слух итальянца, привыкшего к стихам, основанным на динамическом ударении, латинские стихи неритмичны.

К языкам, в которых музыкальное ударение используется широко или играет роль основного ударения, прежде всего относятся такие восточные языки как китайский (4 тона в литературном, 6 тонов в гонконгском диалекте), тайский (5 тонов), вьетнамский (6 тонов) и др. В этих языках каждый слог имеет свой тон, а так как в этих языках, как правило, слог совпадает со словом, то у каждого простого слова свой постоянный тон, который меняется лишь изредка при словосложении.

В кит. яз. ma (1) с ровным тоном имеет значение «мать», ma (2) с восходящим тоном означает «конопля», ma (3) с нисходяще-восходящим тоном - «лошадь» и «цифра,» ma (4) с нисходящим тоном значит «ругаться.»

Еще пример из кит. яз.: глагол mai с нисходящим тоном означает «продавать», a mai с нисходяще-восходящим тоном - «покупать».

Еще более удивительный пример распределения тонов в слогах можно найти на юге Китая вкантонском (гонконгском) диалекте, где имеются 6 тонов (тоны обозначены цифрами): Fu 55 (верхний регистр) - мужчина, муж; Fu 35 (восходящий верхний регистр) - мучиться, страдать; Fu 33 (уходящий верхний регистр) - богатство, богатый; Fu 21 (ровный нижний регистр) - поддерживать, опираться; Fu 13 (восходящий нижний регистр) - женщина; Fu 22 (уходящий нижний регистр) - отец, старший родственник.

В японском языке три типа музыкального ударения, но они падают только на ударные слоги, аналогично динамическому ударению в русском языке.

hana (0) произносимое низким тоном на первом слоге и средним на втором означает «нос, сопли»; hana (1) произносимое высоким тоном на первом слоге и низким на втором означает «начало, конец»; hana (2) произносимое низким тоном на первом слоге и высоким на втором означает «цветок».

В древнегреческом языке тоже было музыкальное ударение трех видов. Ударный слог произносился не сильнее безударного, а с более высоким тоном.

Острое (лат. acutus ) ударение с более высокой нотой, напр., πατηρ [pat e r ] - отец; тяжелое ударение (лат. gravis ) с более низкой нотой, напр. αρχη [arch e ] - начало; облегченное ударение (лат. circumflex ) с комбинацией острого и тяжелого ударений, напр., σωμα [s o ma ] - тело.

Из современных европейских языков музыкальное ударение (2-3 вида) встречается в сербском, хорватском, латышском, шведском языках, но всегда в сочетании с основным силовым ударением.

Музыкальное ударение может быть на слоге или слове.

Слогоударение: кит.., тибетский, бирманский, сиамский (тайский), вьетнамский, латышский, сербский.

Словоударение: японский, айнский, тагальский, малайский, шведский, норвежский.

Ударение в слове бывает основным (´) или второстепенным (\), напр., жел е зобет о н .

Ударение в языках может быть постоянным (фиксированным) , т.е. ударные слоги имеют постоянное место в слове, или свободным , т.е. не связанным с определенным местом в слове (тво рог, творо г).

Один из подсчетов показал, что в 444 исследованных языках ударение на начальном слоге имеют 25% языков, на предпоследнем - 18%, на конечном - 20%, а свободное ударение - у 33% языков.

Постоянное ударение на первом слоге свойственно чешскому, венгерскому, латышскому языкам. Ср. чеш. s o bota «суббо та», v o jak «солда т»; венг. a lma «я блоко», b a lta «топор».

Постоянное ударение на предпоследнем слоге (втором слоге от конца) присуще польскому языку, напр. matemat y ka, k o ziol «козел».

Большинство слов испанского языка тоже имеют ударение на предпоследнем слоге, особенно с гласным звуком в конце (s i esta ).

Постоянное ударение на последнем слоге характерно для фр. яз., тюркских языков (баш., тат. и др.), персидского языка (фарси): фр. revoluti o n , баш., тат. алма (яблоко), балта (топор), Тегеран.

Самый типичный язык с свободным ударением - это русский язык.

Иногда ударение помогает различать значения омографов - слов с одинаковым написанием, напр., кру жки - кружки , по лки - полки .

Кроме традиционного ударения в речи может делаться логическое ударение, с тем, чтобы подчеркнуть значимость той или иной части предложения или же выразить дополнительное значение к основному значению фразы. Напр., в книге A. M. Арто «Звучит слово» приводится следующий пример логического ударения:

«Возьмем стандартную фразу Дайте мне стакан чаю и разложим ее на составные смыслы. Если мы делаем упор на первое слово , открываем следующее: «Довольно пустой болтовни! Я пришел усталый, измучен жаждой, дайте мне стакан чаю, а потом я вам расскажу все новости». Упор на втором слове : «Соседу справа дали, соседу слева дали, всем налили, всех спросили, про меня забыли - почему так? Дайте и мне, если всем даете…». На третьем слове : «Вы знаете прекрасно, что я не пью из чашки, дайте мне стакан. Можете хоть немного считаться с моими привычками!» И, наконец, на четвертом : «Чаю! Понимаете - ни вина, ни кофе! Ничто так не утоляет жажду, как добрый, душистый чай!»

Интонация

Интонацией называются все просодические явления в синтаксических единицах - словосочетаниях и словах.

Интонация состоит из следующих 5 элементов, два первых из которых - основные компоненты интонации:

    ударение;

  1. темп речи;

    Значение НЕПРИКРЫТЫЙ СЛОГ в Словаре лингвистических терминов

    НЕПРИКРЫТЫЙ СЛОГ

    Слог, начинающийся на гласный звук. Например, первый слог в словах абажур, итог, окно, уход. Различие между неприкрытым и прикрытым слогами отражается на характере редукции. ср. произношение гласного первого слога в словах оборот (л) — поворот (иъ). см. прикрытый слог.

    Словарь лингвистических терминов. 2012

    Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое НЕПРИКРЫТЫЙ СЛОГ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

    • СЛОГ в Большом энциклопедическом словаре:
    • СЛОГ
      минимальная произносительная (артикуляционная) единица речи, состоящая из одного или нескольких звуков, которые образуют тесное фонетической единство на основе единого выдыхательного …
    • СЛОГ в Энциклопедическом словаре:
      1. -а, мн. -и, -бв, м. Звук или сочетание звуков, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха. Делить слова на слоги. Читать …
    • НЕПРИКРЫТЫЙ в Энциклопедическом словаре:
      , -ая, -ое; -ыт. Откровенный, ничем не скрываемый. Неприкрытая ложь. II сущ. иеприкрьггость, -и, …
    • СЛОГ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      миним. произносительная единица речи, состоящая из одного или неск. звуков, к-рые образуют тесное фонетич. единство. Открытый С. заканчивается гласным, закрытый …
    • СЛОГ
      сло"г, сло"ги, сло"га, слого"в, сло"гу, слога"м, сло"г, сло"ги, сло"гом, слога"ми, сло"ге, …
    • НЕПРИКРЫТЫЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
      неприкры"тый, неприкры"тая, неприкры"тое, неприкры"тые, неприкры"того, неприкры"той, неприкры"того, неприкры"тых, неприкры"тому, неприкры"той, неприкры"тому, неприкры"тым, неприкры"тый, неприкры"тую, неприкры"тое, неприкры"тые, неприкры"того, неприкры"тую, неприкры"тое, неприкры"тых, …
    • СЛОГ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
      — фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом (см. Звуки речи, Артикуляция). Выделяется неск. признаков С. как …
    • СЛОГ в Словаре лингвистических терминов:
      I. 1) В физиологическом отношении (со стороны образования) звук иди несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. 2) В акустическом …
    • СЛОГ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
      сл"ога, м. 1) Звуки или сочетание звуков в слове, произносимые при одном выдохе. Читать по слогам. Делить слово на слоги. …
    • СЛОГ
      В нем лишь одна …
    • СЛОГ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
      Кирпичик …
    • СЛОГ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
      Часть …
    • СЛОГ
      Syn: манера, язык, …
    • НЕПРИКРЫТЫЙ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    • СЛОГ в Тезаурусе русского языка:
      Syn: манера, язык, …
    • НЕПРИКРЫТЫЙ в Тезаурусе русского языка:
      Syn: явный, открытый, откровенный, нескрываемый, прямой, очевидный, обнаженный (обр.) Ant: прикрытый, скрытый, неочевидный, …
    • СЛОГ в Словаре синонимов Абрамова:
      см. речь, стиль, язык || бойкий слог, едкий слог, острый …
    • СЛОГ
      икт, перо, речь, силлабема, склад, стиль, эвфуизм, …
    • НЕПРИКРЫТЫЙ в словаре Синонимов русского языка:
      незакрытый, незаслоненный, нескрываемый, обнаженный, откровенный, открытый, очевидный, прямой, …
    • СЛОГ
    • НЕПРИКРЫТЫЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
      прил. 1) а) Не имеющий покрова. б) Не закрытый плотно. 2) Оставленный без прикрытия, без защиты. 3) перен. Совершенно откровенный, …
    • НЕПРИКРЫТЫЙ в Словаре русского языка Лопатина:
      неприкр`ытый (откровенный, …
    • СЛОГ
      слог, -а, мн. -и, …
    • НЕПРИКРЫТЫЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
      неприкрытый (откровенный, …
    • СЛОГ в Орфографическом словаре:
      слог, -а, мн. -и, …
    • НЕПРИКРЫТЫЙ в Орфографическом словаре:
      неприкр`ытый (откровенный, …
    • СЛОГ
      2 == стиль 1 N3 Писать хорошим слогом. Высокий с. слог 1 звук или сочетание звуков, произносимые одним толчком выдыхаемого …
    • НЕПРИКРЫТЫЙ в Словаре русского языка Ожегова:
      откровенный, ничем не скрываемый Неприкрытая …
    • СЛОГ в Словаре Даля:
      см. слагать …
    • СЛОГ в Современном толковом словаре, БСЭ:
      минимальная произносительная единица речи, состоящая из одного или нескольких звуков, которые образуют тесное фонетическое единство. Открытый слог заканчивается гласным, закрытый …
    • СЛОГ
      слога, мн. слоги, слогов, м. 1. Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним выдыхом (лингв.). Открытый слог (оканчивающийся на …
    • НЕПРИКРЫТЫЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
      неприкрытая, неприкрытое. 1. Прич. страд. прош. вр. от прикрыть с отриц. "не". Неприкрытая чашка. 2. перен. Представленный в своем естественном …
    • СЛОГ
      1. м. Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха (в лингвистике). 2. м. Способ, манера изложения …
    • НЕПРИКРЫТЫЙ в Толковом словаре Ефремовой:
      неприкрытый прил. 1) а) Не имеющий покрова. б) Не закрытый плотно. 2) Оставленный без прикрытия, без защиты. 3) перен. Совершенно …
    • СЛОГ
      I м. Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха (в лингвистике). II м. Способ, манера изложения …
    • НЕПРИКРЫТЫЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
      прил. 1. Не имеющий покрова. отт. Не закрытый плотно. 2. Оставленный без прикрытия, без защиты. 3. перен. Совершенно откровенный, не …
    • СЛОГ
      I м. Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха (в лингвистике) . II м. …
    • НЕПРИКРЫТЫЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
      прил. разг. 1. Не имеющий покрова. отт. перен. Оставленный без прикрытия, без защиты. 2. перен. Совершенно откровенный; …
    • СЕКС в Новейшем философском словаре.
    • СТИХОСЛОЖЕНИЕ в Литературной энциклопедии:
      [иначе — версификация]. I. Общие понятия. Понятие С. употребляется в двух значениях. Часто оно рассматривается как учение о принципах стихотворной …
    • МАНУ ЗАКОНЫ в Литературной энциклопедии:
      [древнеиндийск. M?nava-dharma-??stra, между II в. до христ. эры и IV в. после христ. эры] — знаменитый памятник дидактической литературы древней …
    • ИНДОНЕЗИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      (Indonesia), Республика Индонезия (Republik Indonesia). I. Общие сведения И. - государство в Юго-Восточной Азии. Расположено на островах Малайского (Индонезийского) архипелага, …
    • СТИХОСЛОЖЕНИЕ
    • СТИЛИСТИКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      учение о литературной речи. Слово стиль (от??????, stylus) означало у древних заостренный стерженек для писания на восковых дощечках, затем …
    • СТИХОСЛОЖЕНИЕ
      (в дополнение к ст. Метрика). Несмотря на то, что стихотворную речь независимо от ее содержания никто не принимает за поэзию, …
    • СТИЛИСТИКА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
      ? учение о литературной речи. Слово стиль (от??????, stylus) означало у древних заостренный стерженек для писания на восковых дощечках, …
    • КРИТИКА ЛИТЕРАТУРНАЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
      ? получила свое начало в древней Греции. Еще до Аристотеля многие греческие философы не только задумывались над вопросами эстетики и …
    • УКОР в Словаре эпитетов:
      Беззвучный, безмолвный, вечный, глубокий, горький, громкий, едкий, ехидный, живой, заслуженный, злобный, злой, ласковый, молчаливый, мучительный, мягкий, надменный, насмешливый, нежный, немой, …

    Значение ПРИКРЫТЫЙ СЛОГ в Словаре лингвистических терминов

    ПРИКРЫТЫЙ СЛОГ

    Слог, начинающийся на согласный звук. Например, первый слог в словах батон, бивак, бочар, бу лат. см. неприкрытый слог.

    Словарь лингвистических терминов. 2012

    Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПРИКРЫТЫЙ СЛОГ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

    • СЛОГ в Большом энциклопедическом словаре:
    • СЛОГ
      минимальная произносительная (артикуляционная) единица речи, состоящая из одного или нескольких звуков, которые образуют тесное фонетической единство на основе единого выдыхательного …
    • СЛОГ в Энциклопедическом словаре:
      1. -а, мн. -и, -бв, м. Звук или сочетание звуков, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха. Делить слова на слоги. Читать …
    • СЛОГ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      миним. произносительная единица речи, состоящая из одного или неск. звуков, к-рые образуют тесное фонетич. единство. Открытый С. заканчивается гласным, закрытый …
    • СЛОГ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
      сло"г, сло"ги, сло"га, слого"в, сло"гу, слога"м, сло"г, сло"ги, сло"гом, слога"ми, сло"ге, …
    • СЛОГ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
      — фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом (см. Звуки речи, Артикуляция). Выделяется неск. признаков С. как …
    • СЛОГ в Словаре лингвистических терминов:
      I. 1) В физиологическом отношении (со стороны образования) звук иди несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. 2) В акустическом …
    • СЛОГ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
      сл"ога, м. 1) Звуки или сочетание звуков в слове, произносимые при одном выдохе. Читать по слогам. Делить слово на слоги. …
    • СЛОГ
      В нем лишь одна …
    • СЛОГ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
      Кирпичик …
    • СЛОГ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
      Часть …
    • СЛОГ в Тезаурусе русской деловой лексики:
      Syn: манера, язык, …
    • СЛОГ в Тезаурусе русского языка:
      Syn: манера, язык, …
    • СЛОГ в Словаре синонимов Абрамова:
      см. речь, стиль, язык || бойкий слог, едкий слог, острый …
    • СЛОГ
      икт, перо, речь, силлабема, склад, стиль, эвфуизм, …
    • ПРИКРЫТЫЙ в словаре Синонимов русского языка:
      загороженный, загражденный, закрытый, заслоненный, затворенный, захлопнутый, защищенный, ликвидированный, накрытый, одетый, окутанный, покрытый, притворенный, прихлопнутый, скрытый, сощуренный, укрытый, …
    • СЛОГ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    • ПРИКРЫТЫЙ в Словаре русского языка Лопатина.
    • СЛОГ в Полном орфографическом словаре русского языка:
      слог, -а, мн. -и, …
    • ПРИКРЫТЫЙ в Полном орфографическом словаре русского языка.
    • СЛОГ в Орфографическом словаре:
      слог, -а, мн. -и, …
    • ПРИКРЫТЫЙ в Орфографическом словаре.
    • СЛОГ в Словаре русского языка Ожегова:
      2 == стиль 1 N3 Писать хорошим слогом. Высокий с. слог 1 звук или сочетание звуков, произносимые одним толчком выдыхаемого …
    • СЛОГ в Словаре Даля:
      см. слагать …
    • СЛОГ в Современном толковом словаре, БСЭ:
      минимальная произносительная единица речи, состоящая из одного или нескольких звуков, которые образуют тесное фонетическое единство. Открытый слог заканчивается гласным, закрытый …
    • СЛОГ
      слога, мн. слоги, слогов, м. 1. Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним выдыхом (лингв.). Открытый слог (оканчивающийся на …
    • ПРИКРЫТЫЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
      прикрытая, прикрытое; прикрыт, прикрыта, прикрыто. Прич. страд. прош. вр. от …
    • СЛОГ в Толковом словаре Ефремовой:
      1. м. Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха (в лингвистике). 2. м. Способ, манера изложения …
    • СЛОГ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
      I м. Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха (в лингвистике). II м. Способ, манера изложения …
    • СЛОГ в Большом современном толковом словаре русского языка:
      I м. Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха (в лингвистике) . II м. …
    • ПРИКРЫТЫЙ ПУТЬ
      широкая полоса земли между гласисом и контрэскарпом. Предложен в 1554 г. итальянским инженером Тарталья. Служил в крепостях для удобства …
    • ПРИКРЫТЫЙ ПУТЬ
      стрелковая, а иногда артиллерийская позиция за гребнем контрэскарпа, прикрытая бруствером гласиса; служит и для закрытого передвижения войск и часовых. Преимущества …
    • СИМЕОН (ДУ) в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон (Ду) , (1886 - 1965), епископ Шанхайский. В миру: Ду Федор Жуньчэнь (杜润臣). …
    • АГМЕН в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
      Agmen, маршевое, походное построение войска. У греков расчленение на отдельные отряды, лежавшее в основе боевого построения, сохранялось и в походе. …
    • ОТКРЫТЫЙ КАПОНИР в Словаре военно-исторических терминов:
      — ход на дне крепостного рва, шириной до 3 м, прикрытый с обеих сторон гласисообразным бруствером, для фланкирования рва. Применялся …
    • ЗОБ ВНУТРИТРАХЕАЛЬНЫЙ в Медицинских терминах:
      (s. intratrachealis; син. з. интратрахеальный) подъязычный З., образующийся в области незаращенного щитоязычного протока, прикрытый подъязычной костью и, таким образом, расположенный …
    • СТИХОСЛОЖЕНИЕ в Литературной энциклопедии:
      [иначе — версификация]. I. Общие понятия. Понятие С. употребляется в двух значениях. Часто оно рассматривается как учение о принципах стихотворной …
    • ЛИТЕРАТУРНЫЙ РАСПАД в Литературной энциклопедии:
      название двух критических сборников, сыгравших большую роль в эпоху реакции после 1905. В 1907 группа с.-д. — Л. Б. Каменев, …
    • ХОРВАТСКО-ВЕНГЕРСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1868 в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      соглашение 1868, акт, определивший положение Хорватии и Славонии в составе Венгерского королевства - части Австро-Венгрии. Оформлено на переговорах (февраль …
    • ТАБОР (ВОЕН.) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      (от чеш. tabor), 1) (военный) в чешском, польском, румынском и венгерском языках - лагерь, стан, обоз; в русском языке в …
    • СССР. ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      строение Крупнейшие элементы структуры земной коры на территории СССР: Восточно-Европейская и Сибирская платформы и разделяющие их складчатые геосинклинальные пояса - …
    • ПОРТ (ГАВАНЬ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      (франц. port, от лат. portus - гавань, пристань), участок берега моря, озера, водохранилища или реки и прилегающая водная площадь, естественно …
    • НЕОФАШИЗМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      понятие, объединяющее современное право-радикальные движения, которые в политическом и идейном отношении являются преемниками фашистских организаций, распущенных после 2-й мировой войны …
    • МАТЕРИАЛИЗМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
    • МАМОНТОВА РЕЙД 1919 в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      рейд 1919 , набег белоказачьей конницы под командованием генерал-лейтенанта К. К. Мамонтова на тылы советского Южного фронта в августе - …
    • КРЕПОСТЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      важный в стратегическом отношении пункт (город) с постоянным гарнизоном, вооружением, запасами и самостоятельным управлением, подготовленный средствами долговременной фортификации к круговой …
    • ЭФИРНЫЕ МАСЛА
    • ЭКСЭНЦЕФАЛИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      уродство, при котором головной мозг или его часть помещается вне черепа, образуя подобие грыжи. Мозг может частью выходить из черепа …
    • ХЛЕБОПЕКАРНЫЕ ПЕЧИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
    • ФОРТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      небольшое долговременное или временное отдельное укрепление на гарнизон в несколько сот человек, способное к самостоятельной обороне. По своему назначению Ф. …

    Хотя слоги в словах относительно легко выделяют все носители языка, в лингвистике до сих пор нет общепринятого определения слога. Этот факт объясняется тем, что слог не связан со значением слова, а выделяется только на основе фонетических характеристик. Существуют три теории слога :

    1. Экспираторная (от лат espirato ‘выдувать’) теория слога (предложили американские ученые). Слог – это звук или комплекс звуков, который произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Однако такое понимание слога, во-первых, не охватывает всех языков мира, а во-вторых, не является безупречным (например, слово ртуть – слог один, а толчков выдыхаемого воздуха при произношении два).

    2. Теория мышечного напряжения (предложил Л.В. Щерба). Слог – это звук или комплекс звуков, который произносится одним мышечным усилием, одним импульсом.

    3. Теория сонорности/звучности (разработал О. Есперсен, поддержал Р.И. Аванесов). Слог – это сочетание более звучного (сонорного) элемента с менее звучным. Слог может состоять из одного звучного элемента.

    Р.И. Аванесов разработал шкалу сонорности :

    Граница слогоделения проходит там, где наименьший спад звучности.



    Правила фонетического слогоделения не совпадают с правилами переноса (!).

    В последнее время более распространенным становится комплексное определение слога: Слог – это сочетание более звучного (сонорного) элемента с менее звучным, которое произносится одним толчком выдыхаемого воздуха и одним мышечным усилием (Н.И. Тоцкая).

    Все теории слога признают, что вершиной, центром любого слога является гласный , а согласный его сопровождает. Только в некоторых языках (сербский) сонорные согласные могут быть слогообразующими.

    Итак, слогообразующим звуком, как правило, является гласный , и тут возможны такие структурные типы :

    1. Монофтонг – один гласный звук постоянного качества, однородный в течение всего своего звучания. Он один в слоге является слогообразующим элементом. Это типичные для всех языков простые гласные.

    2. Полифтонги – несколько гласных, которые существуют в пределах одного слога:

    англ. my , town , poor

    *восходящие дифтонги – слогообразующим является второй компонент, он ударный, а первый – неслогообразующий, он не может нести ударения. Сонорность возрастает к концу слога.

    исп. fiesta ‘отдых’

    *нисходящие дифтонги – слогообразующим является первый компонент, он ударный, а второй – неслогообразующий, он не может нести ударения. Сонорность спадает к концу слога.

    англ. my , town , poor

    англ. our [á u∂ ], flower

    В зависимости от того, каким образом в структуре слога объединяются слогоообразующий и неслогообразующий элементы (слогоообразующий компонент присутствует всегда), выделяются такие типы слогов :

    1) открытый слог – заканчивается гласным: ма а , бе е а ;

    2) полуоткрытый слог – заканчивается сонорным: он , ве-чер ,чай -ка;

    3) закрытый слог – заканчивается шумным согласным: дуб , ду-бок , ше-пот ;

    4) неприкрытый слог – начинается с гласного: о -на, э -нер-ги-jа;

    5) полуприкрытый слог – начинается с сонорного согласного: р еч-ка, м а-м а, н е-р вы, э-н ер-ги-j а;

    6) прикрытый слог – начинается с шумного согласного: ш е-п от, д у-б ок.

    Базовыми являются четыре характеристики (открытый/закрытый, неприкрытый/прикрытый), учитывая которые можно выделить такие типы слогов:

    1) открытый неприкрытый слог (V): a, o, y, и; англ. eye , are ;

    2) закрытый прикрытый слог (CVC): сад, кот, англ. hat, look$

    3) открытый прикрытый слог (CV): на, то, при; анг. day, know, far;

    4) закрытый неприкрытый слог (VC): ум, ус, он; англ. is, ice, arm.

    В разных языках структура слога неодинакова. В русском, украинском, польском, немецком, английском языках преобладают открытые и прикрытые слоги. Во французском языке граница слога, как правило, проходит после согласного (ac-teur). В полинизийских языках возможны только открытые слоги (ср. названия островов: Са-мо-а, Га-ва-и, Та-и-ти). В немецком языке в конце слога невозможны звонкие согласные.

    В большинстве языков мира слог – это сугубо фонетическое (а не содержательное) явление. В некоторых языках (вьетнамском, китайском) слог совпадает с морфемой, поэтому звуки отдельно не выделяются, и минимальной единицей считается слог – силлабема .

    кит. слово женьминьжибао состоит из четырех корней, каждый из которых является отдельным слогом, т. е. из 4 силлабем (жень – ‘человек’, минь – ‘народ’, жи – ‘день’, бао – ‘газета’).

    Федеральное агентство железнодорожного транспорта

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС)

    Кафедра: русского языка и культуры речи


    Употребление синонимов


    Выполнил: студент гр. 40Е

    Куклин В.А.

    Руководитель: Суворова Н.Н



    Введение

    Синонимы и их типы

    Употребление синонимов в повести Н.С. Лескова "Очарованный странник"

    Заключение

    Список использованной литературы


    Введение


    Синонимы являются основой такой стилистической фигуры речи, как градация - расположение слов по степени усиления или ослабления их смыслового или эмоционального значения.

    Цель написания реферата - рассмотрение правил употребления синонимов и привести примеры из повести Н.С. Лескова «Очарованный странник».

    В рамках поставленной цели выявлены следующие задачи:

    изучить правила употребления синонимов;

    привести примеры употребления синонимов из повести Н.С. Лескова «Очарованный странник».

    Объект исследования синонимы в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник».


    . Синонимы и их типы


    Синонимы (от греч. Synonimos - одноименность) - слова, принадлежащие к одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу тождественны или очень близки, например:

    Миг - момент (существительные);

    Бранить - ругать (глаголы);

    Огромный - громадный (прилагательные);

    Напрасно - зря (наречия); Возле - около (предлоги).

    В современном русском языке различаются следующие группы синонимов:

    ) Семантические (идеографические) синонимы, которые различаются оттенком значения:

    Молодость - юность (юность - первый этап молодости);

    Красный - алый - пунцовый (общий смысл этих слов одинаков, но красный - это цвет крови, алый - более светлый, пунцовый - более темный).

    ) Стилистические синонимы, которые имеют разную сферу употребления или различную стилистическую окраску, но обозначают одно и то же явление действительности:

    Лоб (нейтральное) - чело (возвышенно-поэтическое);

    Отрывок (нейтральное) - фрагмент (книжное);

    Отрезать (нейтральное) - отхватить, оттяпать (просторечие).

    ) Семантико-стилистические синонимы различаются лексическими значениями и стилистической окраской:

    сердиться (нейтральное)

    злиться (разговорное, то есть сердиться в значительной степени)

    беситься (разговорное, сердиться в очень сильной степени)

    серчать (просторечие, сердиться незначительно).

    ) Особую группу составляют так называемые абсолютные синонимы (дублеты). Это слова, не имеющие ни семантических, ни стилистических различий:

    В течение = в продолжение (предлоги);

    Лингвистика = языкознание = языковедение (существительные)

    Слов-дублетов в русском языке немного. Как правило, в процессе исторического развития подобные слова или начинают различаться по смыслу, то есть становятся семантическими синонимами, или изменяется их стилистическая окраска и сфера употребления. Например:

    Азбука = алфавит; Забастовка = стачка; Самолет = аэроплан,

    От общеязыковых синонимов необходимо отличать контекстуальные синонимы (иногда их называют индивидуально-авторскими).

    Контекстуальные синонимы - это слова, сближение которых по значению происходит лишь в условиях определенного контекста, причем за пределами этого контекста они не являются синонимами. Контекстуальные синонимы, как правило, экспрессивно окрашены, так как основная их задача - не называние явления, а его характеристика. Например, очень богат контекстуальными синонимами глагол говорить (сказать): Марья Кирилловна сыпала про близких, он молчал (Шитик.) Деду никто не верил. Даже сердитые старухи шамкали, что у чертей отродясь не было клювов (Пауст.)

    Синонимичные слова могут образовывать синонимический ряд, то есть объединение близких по значению слов, при этом в синонимическом ряду всегда есть главное, стержневое слово, которое обладает общим значением, нейтрально по стилистической окраске и входит в общеупотребительный пласт лексики. Стержневое слово всегда стоит в начале синонимического ряда и называется доминантой (от лат. Domi-nans - господствующий). Таков, например, глагол упасть среди синонимичных ему слов:

    Упасть, свалиться, бухнуться, шлепнуться, брякнуться, грохнуться, хлопнуться, полететь, ухнуться, загреметь и др.

    Также как и омонимы, синонимы связаны с явлением многозначности следующим образом: многозначное слово может входить в разные синонимические ряды. Синонимы помогают показать разницу в оттенках значения многозначного слова:


    СВЕЖИЙ- > свежая рыба (неиспорченная)-> свежий хлеб (мягкий)- > свежая газета (сегодняшняя)- > свежее белье (чистое)-> свежий ветер (прохладный)- > свежий человек (новый)

    Синонимы возникают в результате различных процессов, протекающих в языке. Главными из них являются:

    ) «Расщепление» одного лексического значения слова на два и более, то есть превращение однозначного слова в новое, многозначное слово. При этом развившиеся новые значения могут синонимизироваться со значениями других слов, существующих в данном языке. Так, в послереволюционное время у слова прослойка помимо прямого значения «тонкий слой, полоска между слоями чего-нибудь» (прослойка крема в торте), развилось переносное значение - «общественная группа, часть общества, организации». В этом новом значении слово прослойка вступило в синонимические отношения со словами группа, слой.

    ) Расхождение разных значений одного и того же слова, приводящее к потере семантической связи между ними. В результате у каждого из возникающих таким путем омонимов появляются свои собственные синонимические ряды. Так, прилагательное лихой, уже в древнерусском языке имевшее несколько значений, постепенно стало обозначать два совершенно различных качества:

    а) «плохой, трудный, опасный» (лихая година);

    б) «смелый, самоотверженный» (лихой кавалерист).

    Возникшие таким образом омонимы лихой (1) и лихой (2) входят в разные синонимические ряды:

    Лихой (1) - злой, тяжкий;

    Лихой (2) - смелый,удалой, молодецкий.

    ) Заимствование иноязычных слов, близких по смыслу к исконным словам русского языка, в результате чего могут возникать синонимические ряды и пары слов:

    Область - сфера;

    Всеобщий - глобальный;

    Предварительный - превентивный;

    Преобладать - превалировать.

    ) Появление синонимических пар в результате словообразовательных процессов, постоянно протекающих в языке:

    Копание - копка;

    Пилотирование - пилотаж;

    Хронометрирование - хронометраж;

    Гранение - огранка;

    Оснащение - оснастка.

    Синонимы - это богатство языка. Синонимы употребляются в языке со следующими целями:

    ) Для уточнения мысли;

    ) Для выделения наиболее важных смысловых оттенков;

    ) Для повышения образности и художественной изобразительности речи;

    ) Для избежания в речи повторов, неточностей, смешения слов из разных стилей, языковых штампов и других стилистических ошибок.

    Сравните, например, синонимы бой и битва в приведенном отрывке:

    Софья рассказывала о всемирном бое народа за право на жизнь, о давних битвах крестьян Германии (М.Г.)

    Одним из наиболее распространенных приемов использования синонимов является так называемое нанизывание синонимов. Этот прием используется при максимальной детализации в процессе описания явления, а нередко и для создания градации:

    Какое же оно (море) серое? Оно лазурное, бирюзовое, изумрудное, голубое, васильковое.. Оно - синее-пресинее… Самое синее на свете. (Б. Заходер)стилистический семантический контекстуальный синоним

    Синонимы являются основой для создания антитезы - стилистического приема контраста, противопоставления. Вот как, например, синонимические цепочки грядущее - будущее, грядущий - завтрашний; жалок - ничтожен использованы в следующих отрывках.


    2. Употребление синонимов в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»


    1) На судне все разделяли это мнение, и один из пассажиров, человек, склонный к философским обобщениям и политической шутливости, заметил, что он никак не может понять: для чего это неудобных в Петербурге людей принято отправлять куда-нибудь в более или менее отдаленные места, отчего, конечно, происходит убыток казне на их провоз, тогда как тут же, вблизи столицы, есть на Ладожском берегу такое превосходное место, как Корела, где любое вольномыслие и свободомыслие не могут устоять перед апатиею населения и ужасною скукою гнетущей, скупой природы.

    ) Но, при всем этом добром простодушии, не много надо было наблюдательности, чтобы видеть в нем человека много видевшего и, что называется, "бывалого".

    ) Попик огорчился и даже перестал пить, и все убивается и оплакивает

    ) Я конэсер-с, конэсер, или, как простонароднее выразить, я в лошадях знаток и при ремонтерах состоял для их руководствования.

    ) Они было еще слово; но тут уже и я совсем рассвирепел да как заскриплю зубами - они сейчас в одно мгновение узду сдернули, да сами, кто куда видит, бросились бежать, а я ему в ту же минуту сейчас первое, чего он не ожидал, трах горшок об лоб: горшок разбил, а тесто ему и потекло и в глаза и в ноздри.

    ) Теперь эти имения при молодых господах расплылись, но при старом графе были очень значительные. В селе Г., где сам граф изволил жить, был огромный, великий домина, флигеля для приезду, театр, особая кегельная галерея, псарня, живые медведи на столбу сидели, сады, свои певчие концерты пели, свои актеры всякие сцены представляли; были свои ткацкие, и всякие свои мастерства содержались; но более всего обращалось внимания на конный завод

    ) У нас у всякого кучера с форейтором были шестерики, и все разных сортов: вятки, казанки, калмыки, битюцкие, донские - все это были из приводных коней, которые по ярмаркам покупались, а то, разумеется, больше было своих, заводских, но про этих говорить не стоит, потому что заводские кони смирные и ни сильного характера, ни фантазии веселой не имеют, а вот эти дикари, это ужасные были звери..

    ) Покупает их, бывало, граф прямо целыми косяками, как есть весь табун, дешево, рублей по восьми, по десяти за голову, ну и как скоро мы их домой пригоним, сейчас начинаем их школить

    ) А мне в ту пору, как я на форейторскую подседельную сел, было еще всего одиннадцать лет, и голос у меня был настоящий такой, как по тогдашнему приличию для дворянских форейторов требовалось: самый пронзительный, звонкий и до того продолжительный, что я мог это "ддди-ди-и-и-ттт-ы-о-о" завести и полчаса этак звенеть;

    ) Расколотит насмерть, и даже не один раз сомлеешь и чувства потеряешь, а все в своей позиции верхом едешь, и опять, наскучив мотаться, в себя придешь

    ) Дорожку эту монахи справили, чтобы заманчивее к ним ездить было: преестественно, там; на казенной дороге, нечисть и ракиты, одни корявые прутья торчат; а у монахов к пустыни дорожка в чистоте, разметена вся, и подчищена, и по краям саженными березами обросла, и от тех берез такая зелень и дух, а вдаль полевой вид обширный

    ) Но зато же я решился ее пробрать и настроил в окне такой силок, что чуть она ночью морду показала, тут ее сейчас и прихлопнуло, и она сидит и жалится, мяучит

    ) "Или, - пристает, - тебе жить худо?" "Видно, - говорю, - не сахарно.

    ) Разгребу руками теплый песочек и закопаю туда девочку по пояс и дам ей палочек играть и камушков, а коза наша вокруг нас ходит, травку щиплет, а я сижу, сижу, руками ноги обхвативши, и засну, и сплю.

    ) Я так и начал исполнять: выбрал на бережку лимана такое местечко, где песок есть, и как погожий теплый день, я заберу и козу и девочку и туда с ними удаляюсь.

    ) Встрепенешься, иногда вздрогнешь и плюнешь: тьфу, пропасти на вас нет, чего вы меня вскликались! оглянешься кругом: тоска; коза уже отойдет далеко, бродит, травку щипет, да дитя закопано в песке сидит, а больше ничего…

    ) "Это, - отвечает, - правда: нам, когда чин дают, в бумаге пишут: "Жалуем вас и повелеваем вас почитать и уважать".

    ) Пригонил ее татартище назад, она пыхнула сразу в обе ноздри, выдулась и всю усталь сбросила и больше ни дыхнет и ни сапнет. "

    ) а худищий, что одни кости ходят, Чепкун Емгурчеев, - оба злые охотники, и ты только смотри, что они за потеху сделают".

    ) "Отчего же, - отвечает, - азиаты народ рассудительный и степенный: они рассудят, что зачем напрасно имение терять, и хану Джангару дадут, сколько он просит, а кому коня взять, с общего согласия наперепор пустят".

    ) Непременно, - отвечает, - надежнее: видишь, он весь сухой, кости в одной коже держатся, а спиночка у него как лопата коробленая, по ней ни за что по всей удар не падет, а только местечками, а сам он, зри, как Бакшея спрохвала поливает, не частит, а с повадочкой, и плеть сразу не отхватывает, а под нею коже напухать дает

    ) И точно, глядим, Бакшей еще раз двадцать Чепкуна стеганул, и все раз от разу слабее, да вдруг бряк назад и левую Чепкунову руку выпустил, а своею правою все еще двигает, как будто бьет, но уже без памяти, совсем в обмороке.

    ) Станешь на нее грозиться, а она хохочет, заливается, да, как русалка, бегать почнет, ну а мне ее на карачках не догнать - шлепнешься, да и сам рассмеешься.

    ) "Оттого, что наши князья, - говорю, - слабодушные и не мужественные, и сила их самая ничтожная".

    ) Разумеется, если, бывало, когда один сидишь, а который-нибудь подбежит, ну ничего, по головке его рукой поведешь, погладишь и скажешь ему: "Ступай к матери", - но только это редко доводилось, потому мне не до них было.


    Заключение


    Таким образом, синонимические возможности русского языка разнообразны; синонимами могут быть и разнокорневые слова (величие - грандиозность; метель - вьюга, буран) и однокорневые (величие - величавость, величественность; метель - метелица; беспринципный - непринципиальный). В синонимическом ряду вместе с отдельными словами могут быть объединены сочетания служебных и знаменательных слов (назло - в пику; анонимный - без подписи), слова и терминологические сочетания слов (авиация - воздушный флот; дантист - зубной врач) и др.

    Роль синонимов в речи исключительно велика: они помогают избежать ненужных повторений одного и того же слова, точнее, четче передают мысли, позволяют выразить многообразие оттенков того или иного явления, качества и т.д.

    Стилистические функции синонимов разнообразны. Общность значения синонимов позволяет употреблять одно слово вместо другого, что разнообразит речь, дает возможность избежать назойливого употребления одних и тех же слов.

    В речи синонимы выполняют три основные функции: функцию замещения, функцию уточнения и экспрессивно-стилистическую функцию.

    В работе были рассмотрены правила употребления синонимов и приведены примеры из повести Н.С. Лескова «Очарованный странник».


    Список использованной литературы


    1.Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. М.: Просвещение. 1990. 400с.

    2.Кожина М.Н. Стилистика русского языка: учебник для студентов пед. ин-тов / М.Н. Кожина. - М.: Просвещение, 1983. - 223 с

    .Словарь синонимов. Справочное пособие. - Л., 1985.

    .Лесков Н.С. «Очарованный странник» - М., 2010. - 201 с.


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.