Что входит в обучение грамоте дошкольников. Тема: Обучение детей дошкольного возраста грамоте. Как строится процесс обучения грамоте

Педагогическая мастерская

Тема: ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГРАМОТЕ

Подготовила: ,

заместитель заведующего

Цель. Систематизировать знания педагогов по проблеме, вооружить педагогов теоретическими и практическими навыками работы.

Задачи.

1. Определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте.

2. Уточнить и систематизировать знания педагогов методики проведения занятий по обучению детей грамоте.

Литература:

1. Бородич A . M . Методика развития речи детей: курс лекций для студентов пед. ин-тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». М.: Просвещение, 1974.

2. Обучение детей 6 лет грамоте: методическое руководство к программе «Радуга». М., 1996.

3. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте: метод. пособие для педагогов / , .-М.: Просвещение, 2006.-94 с.

4. , Н. С Обучение дошкольников грамоте: Метод. пособие-М.: Школьная Пресса, 2001.-144 с.

6. Предшкольное обучение грамоте в ДОУ: Методика и конспекты игровых занятий по программе «Радуга» / Авт.-сост. , .-М.: АРКТИ, 2007.-96с.

План проведения педагогической мастерской:

1. Вступительное слово по теме педагогической мастерской.

(, заместитель заведующего МБДОУ ДС «Творчество»)

2. Теоретическая часть:

· «Взгляды на обучение детей грамоте».

(, заместитель заведующего)

· «Из истории методов обучения грамоте»

· «Основные направления советской методики обучения грамоте»

(, воспитатель 2 кв. категории)

· «Методика обучения детей 6 лет грамоте (программа «Радуга», 1996)»

(., воспитатель 2 кв. категории)

3. Практическая часть – игра по типу КВН «Вспомнить всё!».

(, заместитель заведующего)

4. Рефлексия.

Ход педагогической мастерской

Вступительное слово

(, заместитель заведующего)

Одной из характерных тенденций развития современного образования в нашей стране является снижение возраста детей, начинающих изучать грамоту. Это относится не только к семье, стремящейся научить ребёнка читать как можно раньше, но и к детскому саду, где содержание занятий по развитию речи в последние годы значительно изменилось. В них появились задачи, которые раньше не ставились перед детьми и педагогами дошкольных учреждений. К числу таких задач в первую очередь относится обучение старших дошкольников чтению (тогда как раньше осуществлялась лишь подготовка к обучению грамоте).

Слайд. Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью.

Письменность величайшее изобретение человечества, которое помогает ему сохранить наиболее ценное, что создано им, и передавать другим поколениям, обеспечивает общение с культурой своего и других народов. Поэтому усвоение письменности, т. е. сознательное владение родным языком, всегда считалось одним из важнейших средств развития ребёнка.

Вопросы педагогам:

Что включает в себя обучение детей грамоте?

(Обучение первоначальному чтению, печатание букв, работа по развитию речи .)

Как вы считаете, почему надо обучать детей чте­нию в детском саду?

(Детям интересно, будет легче учить­ся, запрос родителей.)

Вы правы, дети всегда проявляют интерес к книге. Можно наблюдать, как в 2 года, подражая взросло­му, ребенок «читает» книгу, держа ее вверх ногами. А когда ребенок приходит в школу, он начинает к ней адаптироваться. В период адаптации нельзя начинать новый вид деятельности , так как это трудно усвоить.

Анкетирование показывает, что родители хотят, чтобы их детей научили в детском саду читать, пользоваться компьютером и положили начало обучению иностран­ному языку.

Заполнить таблицу:

«Плюсы и минусы обучения детей дошкольного возраста чтению»

С какого возраста лучше начинать обучение чте­нию?

(Предполагаемые ответы педагогов.)

Теоретическая часть

Взгляды на обучение детей грамоте

(, заместитель заведующего)

Идея обучения детей грамоте в детском саду воз­никла давно. Академией педагогических наук СССР проводилась большая исследовательская работа по обучению детей 6 лет, психологами и педагогами - экс­периментальная работа по обучению грамоте. На осно­ве исследований таких ученых, как, методистов дошкольного воспитания и, был сделан вывод: в детском саду обучать грамоте вполне мож­но. В 1956-1959 гг. известный советский методист провела большую эксперименталь­ную работу, на основании которой разработала мето­дические указания к занятиям по обучению грамоте в детском саду.

Ребенок начинает пользоваться родным языком с со­трудниками раннего детства, но не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С начала обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из отдельных слов, слова - из слогов, слоги - из звуков, звуки обозначаются буква­ми. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте - формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонема тического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.

Обучение грамоте осуществляется в теснейшей связи с работой по развитию речи, уяснению детьми смысла слова и его звукослоговой структуры.

Современные исследования показывают, что дети любят учиться. Американский ученый Глен Доуман - руководитель Филадельфийского института ускоренного развития ребенка - считает (доказано практикой), что дети больше всего любят учиться, «даже больше, чем есть конфеты», но учение - это игра, которую нужно прекращать, прежде чем ребенок устанет. Главное, что­бы ребенок был «недокормлен» и вставал из-за «стола знаний» с ощущением постоянного «голода», чтобы ему все время хотелось «еще».

В своем исследовательском центре Доуман в конце 40-х гг. XX в. совершенствовал методы лечения детей, страдающих нарушениями мозговой деятельности. Проводя свои исследования в институте ускоренного развития ребенка, он научили читать детей, иногда с разрушенным мозгом до половины, в 4 года.

Так почему же дети со здоровым мозгом иногда с большим трудом начинают читать только в 6 лет? Это мысль не покидала Доумана, пока он не разработал методику обучения чтению детей с грудного возраста. И лучшие учителя для детей - это родители.

В 1993 г. выходит книга С. Лупан «Поверь в свое дитя» об обучении детей чтению с раннего возраста. Автор не слепо копирует методики американского ученого, она творчески относится к его рекомендаци­ям, старается добиться успеха там, где ее постигла неудача. Основная мысль автора: дети требуют не внимания-опеки, а внимания-интереса, который им могут дать только родители. Для малышей они самые лучшие педагоги.

Сейчас существует множество методик обучения де­тей грамоте, но есть главный критерий отбора: не навре­ди здоровью ребенка и не отбей интереса к чтению.

Из истории методов обучения грамоте

(, воспитатель 2 кв. категории)

В настоящее время обучение грамоте осуществляется аналитико-синтетическим методом. В его основе лежит изучение звуков живой речи; метод предполагает разде­ление связной речи на предложения, предложений - на слова, слов - на слоги, слогов - на звуки (анализ), наряду с чем осуществляется соединение звуков в слоги, слогов в слова и т. д. (синтез).

В прошлом процесс обучения грамоте был длитель­ным и механическим. Наиболее древними методами являются синтетические - буквослагательный и сло­говой.

Буквослагательный метод пришел к нам из Древней Греции и Римской империи и стал известен на Руси с возникновением письменности. Обучение грамоте по этому методу обычно продолжалось около 2 лет. Снача­ла детей заставляли заучивать названия букв, каждая буква имела свое название: а - аз, б - буки, в - веди, г - глагол, д - добро, м - мыслете и т. д.

Затем переходили к складыванию слогов и их за­учиванию в 2-4 буквы. Слоги заучивали так: сначала называли буквы: мыслете - аз, потом слог ма или буки - аз, получался слог ба.

Дальше шли упражнения в чтении слов по складам с названием букв каждого слова в отдельности, напри­мер, слово «мама» читали так: мыслете - аз - ма, мыслете - аз - ма, мама. В качестве текстов читали молитвы и заповеди, нравоучения.

Недостаток этого метода заключался в механическом заучивании, которое опиралось только на зрительное восприятие. Название буквы затрудняло улавливание звука, обозначавшегося данной буквой. Срок обучения чтению был длительным. И обучение письму не было связано с обучением чтению, не каждый мог овладеть письмом. Из 10 мальчиков, отданных дьячку в учение, писал лишь один.

В начале XVIII в. были упрощены названия букв, они стали называться так, как сейчас. Однако значи­тельных изменений в методику обучения грамоте не было внесено.

Сроки обучения грамоте сократились, когда нача­ли пользоваться слоговым методом. По этому методу учащиеся сначала заучивали буквы, потом слоги, не называя отдельных букв. Этот метод был близок к буквослагательному.

Потом было устранено предварительное заучивание букв. Ученики повторяли за учителем сначала двухбуквенные слоги, заучивали их и упражнялись в слитном чтении слогов. Теперь к зрительному восприятию добав­лялись слуховое и речедвигательные упражнения. Для текста брались слова, состоящие из знакомых слогов. В букварях была введена система постепенного чтения слов из 3, 4, 5 слогов. Не было упражнений на разложе­ние слов на слоги и звуки. В основе этого метода также лежало механическое усвоение элементов грамоты на основе зрительных восприятий. Обучение письму по-прежнему оставалось оторванным от обучения чтению, тексты для чтения были сложны.

Исходной основой в обучении грамоте по буквослагательному и слоговому методам являлась буква, в звуковых методах такой основой становился звук.

Разновидность звуковых методов

Известный писатель и педагог первым сделал шаг к внедрению в школу звукового метода обучения грамоте. В конце 30-х гг. XIX в. он опубликовал «Таблицу складов для детских приютов» и наставления к ней. Главным моментом в обучении грамоте он считал знакомство со звуком и его бук­венным обозначением, потом звуки сливать в слоги, а слоги в слова. Таким образом он разработал звуковой синтетический метод обучения грамоте.

Такой же метод в конце 60-х гг. XIX в. выдвинул прогрессивный русский педагог. Он предла­гал начать с изучения отдельных звуков и букв. После ознакомления с несколькими звуками и буквами на­чиналась синтетическая работа - соединение в слоги и слова: ам, ум, ма, му, ма-ма, му-му.

В 40-х гг. XIX в. и распространили метод, впервые примененный в 30-х гг. французским педагогом Ж. Жакото, - аналитический вариант звукового метода. Обучение начиналось с показа учащимся ряда слов, составленных из букв разрезной азбуки. Ученики запоминали их начертание, затем под руководством учителя делили слова на слоги, запоми­нали их по порядку и в разбивку, находили эти слоги в других словах, упражнялись в разложении слогов на звуки, наконец, узнавали обозначавшие их буквы и запоминали последние.

В 1875 гг. появилась «Новая азбука» . Она была составлена на основе слогослухового метода, в котором большое значение придавалось слуховым упражнениям в разложении слогов на звуки и соеди­нении звуков в слоги. Это помогало ученикам овладеть анализом и синтезом.

В 1864 гг. было опубликовано «Родное слово» , где содержалось научное обоснова­ние звукового аналитико-синтетического метода обу­чения грамоте. Ушинский писал: «Звуковая метода способствует умственному развитию дитяти, тогда как прежняя оставляла и замедляла это развитие и, кроме того, надоедала детям».

Ушинский так определил задачи занятий по звуко­вому методу обучения грамоте:

1. Приучать глаз и руку ребенка к письму элементов букв, слух- к нахождению отдельных звуков в слове, язык - к отчетливому произношению звуков.

2. Приучать детей к тому, чтобы их внимание оста­навливалось на словах и звуках, чтобы они умели различать и складывать слова.

3. Упражнять все способности ребенка, возбуждать его самостоятельность.

Разработанный Ушинским метод известен под на­званием «письмо-чтение»: письмо, основывающееся на звуковом анализе слов, предшествовало чтению; чтение осуществлялось синтетическим путем - соединением звуков в целые слова и следовало за письмом.

Ушинский отмечал, что в обучении грамоте письмо и чтение органически взаимосвязаны, дополняют друг друга, а звуковой аналитико-синтетический метод сделал процесс обучения грамоте актом сознательной деятельности учащихся.

В настоящее время в его теории обнаружены от­дельные недочеты. Основной заключается в том, что не всегда соблюдается нужная последовательность в изучении звуков, недостаточно учитываются трудно­сти их усвоения. Однако в целом система обучения грамоте, разработанная Ушинским, была большим достижением.

Последователи, в конце XIX в. начале XX в. внесли некоторые усовершенс­твования в звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Они видоизменили его, усовершенс­твовали и предложили вариант «чтение-письмо». Обу­чение чтению проводилось на печатном тексте, а затем шло обучение письму, при этом допускалось некоторое отставание в обучении письму от обучения чтению.

Основные направления советской методики обучения грамоте

(, воспитатель 2 кв. категории)

В первых школьных программах обучали чтению детей без букваря. В это время получил распространение метод «живых звуков» - особая разновидность звукового метода. Он был сторонником «письма-чтения». Дети создавали свой букварь , где печатными буквами записывали свои впечатления и на­блюдения за окружающей жизнью, а на уроках читали тексты. Метод не получил распространения в школе, так как у каждого ребенка был свой букварь. Учителям было трудно составлять такие буквари, нужны были тексты для чтения.

В это время был распространен метод целых слов. Обучаясь, дети должны были читать отдельные слова, узнавая их по общему очертанию, запоминающимся «образам» слов, иногда заучивали до 150 слов, которые не подвергались звуковому и слоговому анализу.

При обучении этим методом выросла скорость чте­ния, однако слова читали по догадке, а при письме пропускали буквы, переставляли их, искажали слова. Это заставило советских методистов вернуться к звуко­вому аналитико-синтетическому методу. Они убедились в преимуществе этого метода и приступили к созданию букварей.

В 1936 г. появляются буквари и, составленные на основе этого метода, а в 1945 г. - буквари и ­кресенской.

Слышание звука в других словах;

Подбор слов с изучаемым звуком;

Обозначение звука буквой, знакомство с этой бук­вой;

3) согласные звуки и буквы, гласные Я, Е, Е, Ю.

Занятия составляют основной период обучения чте­нию. Именно на этом этапе дети начинают читать. На этих занятиях они проходят путь от изучения механиз­ма слогового чтения до чтения связных текстов.

Печатание букв. Исследования ученых и практи­ческих работников показали, что 6-летние дети мед­леннее и труднее овладевают письмом, чем 7-летние. Овладение письмом требует определенной физической подготовки - готовности руки ребенка держать ка­рандаш или ручку. У 6-летнего ребенка отсутствует точная и тонкая координация движений, необходимая при письме, плохо развиты мелкие мышцы кисти рук, слаб позвоночник. Для обучения письму необходим определенный уровень психологического развития ребенка, прежде всего мышления, памяти, внимания, способности к зрительно-пространственному воспри­ятию объектов.

Специалисты предупреждают, что поспешность на этом этапе может пагубно отразиться на здоровье детей (координационный невроз, писчий спазм, ухудшение зрения, искривление позвоночника), значительно за­труднит последующее обучение письму в школе.

При обучении письму 6-летних воспитателю пред­стоит решить следующие зада чи:

1. Показать, как писать печатными буквами.

2. Упражнять детей в умении печатать заглавные буквы русского алфавита .

3. Показать детям алгоритм письма на примере пе­чатного шрифта (заглавных букв).

Алгоритм письма:

При подготовке детей к осознанному обучению пись­му будут стоять такие задачи :

Установление сходства и различия знаков;

Формирование у детей потребности в аккуратном, разборчивом, эстетически выдержанном оформлении всех выполняемых работ в тетрадях.

Развитие речи. К 6 годам ребенок овладевает всеми сторонами родного языка:

Звуковым составом;

Активный словарь ребёнка составляет слов, однако части речи в языке дошкольника представлены неодинаково. Существительные составляют 38% всех частей речи, глаголы – 32%, местоимения – 10%, наречия – 7%, прилагательные – 2% (по данным). Достаточно развитой является грамматическая сторона речи. Дети способны понимать и устанавливать новые слова, их формы и сочетания по аналогии с ранее усвоенными словами. Акцент перемещается на осознанное отношение к языку.

В работе по развитию речи с детьми 6-7 лет выделяют два направления:

Элементарное приобщение к русскому языку как сложной системе, состоящей из относительно автономных областей (фонетики, лексики, морфологии , синтаксиса и словообразования). Цель направления – показать детям, что язык хранит в себе много интересных закономерностей и особенностей, упражнять их в умении правильно использовать, применять в своей речи эти закономерности. Всё это осуществляется через дидактические игры, упражнения и задания;

Работа над связной речью. Цель этого направления заключается в обучении осознанному построению текстов (описательному, повествовательному и комбинированным монологам).

Практическая часть

(, заместитель заведующего)

Игра по типу КВН – «Вспомнить всё!»

Педагоги делятся на 3 группы (жребий), в каждой 7-8 человек.

1-е задание – «Задачи по подготовке к обучению грамоте»

Вариант ответа:

Во второй младшей группе

формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с терминами «слово», «звук».

В средней группе

детей продолжают знакомить с терминами «слово», «звук» практически, т. е. учат понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Обращают их внимание на длительность звучания слов (короткие и длинные).

У ребенка формируют умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Учат определять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно (ррак), громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.

В старшей группе

учат: производить анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласный, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно употреблять соответствующие термины.

В подготовительной к школе группе

завершается работа по овладению основами грамоты. В подготовительной к школе группе рекомендуется дать детям представления о предложении (без грамматического определения); упражнять в составлении предложений из 2‑4 слов, в членении простых предложений на слова с указанием их последовательности; учить делить двухсложные слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами.

2-е задание – «Назовите структуру занятия по обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте»

Вариант ответа :

Примерная структура занятия

по обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте

1. Орг. момент (обязательно связать с предыдущей темой).

2. Сообщение темы.

3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

4. Задание на развитие фонематических процессов (фонематического слуха и восприятия):

· выделение звука из ряда звуков, слогов, слов;

· выделение слов с заданным звуком из предложений, текстов;

· определение места звука в слове и т. д.

5. Ф/минутка (целесообразно использовать игры с мячом в кругу: «Доскажи словечко», «Добавь первый звук», «Закончи слово»…)

6. ЗА и С слогов, слов, анализ предложений, с использованием схем (Большой интерес у детей вызывает игра «Живые звуки»).

7. Развитие словотворчества.

8. Знакомство с буквой (чтение стихотворения, рассматривание, рисование в воздухе, выкладывание из бросового материала и т. д.)

9. Итог занятия.

3-е задание – «Что важнее: научить читать ребёнка к школе или развить фонематический слух»?

4-е задание – «Звуки речи, какие они?»

Фонематический разбор слов:

1-й команде – слово «р-е-б-ё-н-о-к» .

2-й команде – слово «п-е-д-а-г-о-г».

3-й команде – слово «р-о-д-и-т-е-л-ь».

РЕБЁНОК – 7б, 7 зв, 3 слога

Р – (р) – согл., зв., мягк.

Е – (э) – гл., безуд.

Б – (б) – согл., зв., мяг.

Ё – (о) – гл., уд.

Н – (н) – согл., зв., тв.

О – (а) – гл., безуд.

К – (к) – согл., глух., тв.

ПЕДАГОГ – 7б, 7зв, 3 слога

П – (п) – согл., глух., мягк.

Е – (и) – гл., безуд.

Д – (д) – согл., тв., зв.

А – (а) – гл., безуд.

Г – (г) – согл., тв., зв.

О – (о) – гл., уд.

Г – (к) – согл., гл., тв.

РОДИТЕЛЬ – 8б, 7 зв, 3 слога

Р – (р) – согл., тв., зв.

О – (а) – гл, безуд.

Д – (д) – согл., мягк., зв.

И – (и) – гл., уд.

Т – (т) – согл., тв., мягк.

Е – (э) – гл, безуд.

Л – (л) – согл., зв., мягк.

5-е задание – «Назовите последовательность выполнения звукового анализа».

6-е задание – «Назовите алгоритм письма».

Вариант ответа:

Алгоритм письма:

Выделение элементов, из которых состоит буква;

Определение способов соединения элементов в букве;

Отработка написания элементов и способов соеди­нения в букве.

7-е задание – «Для чего нужны задания на выкладывание, лепки, составления из палочек и т. п. образа букв».

8-е задание – «Методика обучения детей 6 лет грамоте по программе «Радуга»».

Ответ на задание:

Заключительное слово

От того как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Гайсина Люция Габдрахмановна, старший воспитатель
МБДОУ №54 «Искорка» г. Набережные Челны

Неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Оказывается, в возрасте от 2 до 5 лет детям очень интересно заниматься звуковой составляющей речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ребенка в удивительный мир звуков и таким образом привести его к чтению к шести годам. Структуры, отвечающие за читательские возможности, эволюционируют вместе с общими языковыми способностями. В последнее время наблюдается их «омоложение». И большое число детей начинают учиться читать под руководством некомпетентных наставников - родственников, старших школьников, педагогов. В настоящее время «рынок» педагогических услуг стал весьма разнообразным, но в определенной степени стихийным. Так, например, появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте детей дошкольного возраста, причем не всегда высокого качества. Отдельные составители образовательных программ, а также педагоги и родители, не знакомые с закономерностями развития письменной речи, допускают серьезные методические ошибки. Например:

Смешивают понятия «звук» и «буква», что затрудняет процессы звукобуквенного анализа и синтеза;

Наблюдается произвольное и хаотичное знакомство с буквами без учета закономерностей развития их фонемных имен (звучания) и особенно нарушений этого развития у части детей. Возрастные и функциональные фонетико-фонематические недостатки (недостатки звукопроизношения и различения звуков) приводят к искажению, заменам, пропускам звуков при чтении и затрудняют восприятие текста;

Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]..., что может допускаться только после четкого различения ребенком понятий «звук» и «буква». Такая работа проводится в логопедических группах и, конечно, в школе. Или названия согласных даются с призвуками [СЭ, КЭ]... И то и другое приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого слова [ЭМАЭМА] или [МЭАМЭА] вместо слова МАМА, [СЭТЭУЛЭ] вместо слова СТУЛ;

Не используется орфоэпическая грамматика, введение которой в процесс звукобуквенного анализа позволяет читать по правилам орфоэпии (ЗУБ - [ЗУП], КОМОК - [КАМОК], ЖИЛ - [ЖЫЛ]...) и предупреждает ошибки по типу оглушения-озвончения, безударных позиций гласных, вариаций твердости-мягкости и т. д.

При таком обучении грамоте даже у детей с развитым фонематическим слухом невольно возникает нарушение процесса чтения, их читательский интерес резко падает. Переучивание таких «читателей» в школе создает дискомфорт на уроках грамоты и снижает их эффективность.

Таким образом, наблюдения за естественным интересом детей к буквам указывают на необходимость обучения грамоте в старшем дошкольном возрасте. Но это требует соответствующих знаний от педагогов ДОУ и родителей детей.

Давайте запомним:

  1. Звуки - звуки мы слышим и произносим.
  2. Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят) , могут пропеть любую мелодию. Для гласных звуков мы придумали «домики», в которых они будут жить. Мы решили, что гласные звуки у нас будут жить только в красных домиках (красные кружочки или квадраты) .
  3. Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них могут тянуть (ССС, МММ,) но петь никто из них не может, а петь им хочется. Поэтому они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма-...) . Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Для согласных звуков мы тоже придумали «домики», только решили, что они будут для согласных твердых синего цвета (синие кружочки или квадратики) , для согласных мягких - зеленого (зеленые кружочки или квадратики) .
  4. Согласные твердые звуки [П, Б, Т, Д, М, К, Г, ...] - в словах звучат сердито (твердо) .
  5. Согласные мягкие звуки [ПЬ-П", БЬ-Б", ТЬ-Т", ДЬ-Д", МЬ-М"...] - в словах звучат ласково (мягко) .
  6. Звуки [Ш, Ж, Ц] - всегда твердые, у них нет «мягкой» пары (нет «ласковых» братиков) .
  7. Звуки [Ч, Щ, Й] - всегда мягкие, у них нет «твердой» пары (нет «сердитых братиков») .

Для овладения первоначальными навыками чтения и письма требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сферы детей. Важнейшим компонентом успешной работы дошкольников по овладению грамотой является сформированность фонематического восприятия. Поскольку в основе обучения грамоте лежит опора на речевой слух, на фонематическое восприятие и навыки звукового, а затем звукобуквенного анализа, то возникает необходимость более раннего выявления у детей недостатков фонематического слуха и организации систематической работы по его развитию. У детей в возрасте от 3 до 5 лет наблюдается повышенная чувствительность к звуковой стороне речи. В дальнейшем такая восприимчивость теряется, поэтому так важно именно в этом возрасте развивать фонематический слух и речевое восприятие, а не предлагать сразу буквы, которые относятся к другой языковой действительности - знаковой системе. То есть, при обучении грамоте необходимо наличие добуквенного, чисто звукового периода обучения, который будет проходить ряд этапов: от умения различать звуки (как речевые, так и неречевые) до звукового анализа и синтеза. То есть, прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (называть по порядку звуки, из которых состоят слова) . Дети должны постичь определенную систему закономерностей родного языка, учиться слышать звуки, различать гласные (ударные и безударные) , согласные (твердые и мягкие) , сравнивать слова по звучанию, находить сходство и различие, делить слова на слоги, составлять слова из слогов, из звуков. Позднее учиться делить речевой поток на предложения, предложения на слова и только после этого знакомиться с буквами русского алфавита, овладевая послоговым, а затем слитным способом чтения. Таким образом, работа по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте должна начинаться уже с маленькими детьми, с развития у них слухового внимания и заканчиваться формированием у детей старшего дошкольного возраста первоначальных навыков звукобуквенного анализа, то есть начальному обучению чтению и письму печатными буквами.

Кроме того, в последнее время среди детей, посещающих общеобразовательные группы детских садов, наблюдается резкое увеличение числа детей с речевыми нарушениями, особенно с ФФНР (фонетико-фонематическим недоразвитием речи) . У этих детей кроме нарушения звукопроизношения, наблюдается выраженное недоразвитие фонематического слуха. Эти дети обладают так называемым первичным фонематическим слухом, который обеспечивает им понимание речи и повседневное общение, но недостаточен для развития более высоких его форм, необходимых для разделения звукового потока на слова, слова на составляющие его звуки, установления порядка звуков в слове. Эти дети не готовы к выполнению специальных умственных действий по анализу звуковой структуры слова. Фонематическое восприятие таких детей крайне необходимо последовательно развивать, начиная с младшего возраста.

Дети от 3 до 4 лет.

Развивать у детей фонетико-фонематическую (правильное звукопроизношение и умение различать звуки) сторону речи с целью подготовки к обучению звуковому анализу. Детей необходимо знакомить со звуками окружающего мира, звуком, как единицей речи. Учить вычленять звук из общего потока, распознавать, кто или что издает их. Термины, характеризующие звук (гласные, согласные) не используются. Учить выделять гласный звук голосом вслед за взрослым, что подготавливает детей к интонационному выделению любого звука в слове. Эти упражнения проводятся в игровой форме.

Необходимо и развитие мелкой моторики (движений кистей и пальцев рук) с целью стимулирования речевого развития и подготовки руки к письму.

Дети от 4 до 5 лет.

Развивать фонематическую сторону (различение звуков) речи с целью подготовки детей к овладению звуковым анализом слов. Учить выделять отдельные звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова с определенным звуком и различать на слух твердые и мягкие согласные (без употребления самих терминов) . Для детей этого возраста можно называть согласные твердые звуки «старшим», а еще лучше «сердитым» братом (братиком, братцем) , согласные мягкие звуки – «младшим», а еще лучше «ласковым» братом. Тогда потом детям будет легко перейти к терминам «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук». Давать представление о протяженности слов (короткие и длинные) , знакомить с делением слов на слоги на основе выделения гласных звуков (термин «слог» не употребляется) . Делят слова на части (кусочки) , отстукивая, отхлопывая и т. д. ритмико-слоговую структуру. В качестве вспомогательного средства используются заместители (мелкие фишки, игрушки) , наглядно изображающие отдельные части слов, что является прообразом графической записи слов. Учатся голосом выделять некоторые согласные звуки – звуки, которые можно произнести протяжно (М – МЬ, В – В, Ф – ФЬ, Н – НЬ, Х – ХЬ; затем свистящие, шипящие, а потом Л –ЛЬ, Р – РЬ) . При условии, что дети произносят те из них, которые предлагаются для выделения. Затем для интонационного выделения голосом предлагаются звуки, которые нельзя тянуть голосом: взрывные, губные и другие (Ч, Щ, Д – ДЬ, Т – ТЬ, Г – ГЬ, П – ПЬ, Б – БЬ, Й) .

Формировать движения кистей и пальцев рук с целью подготовки детей к письму.

Дети от 5 до 6 лет.

Развивать фонематическую сторону речи. Определять протяженность слов (измерять слоговую структуру слов хлопками, шагами) . Можно вводить термин «слог» и делать графическую запись слогового деления. Необходимо продолжать интонационное выделение заданных звуков в словах, подбирать слова на определенные звуки, вычленять первый звук в слове. Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав слов. А это уже первая ступень обучения грамоте и предупреждение в дальнейшем пропуска букв при письме. Вводить термин «гласный звук» и его обозначение красными фишками, затем термин «согласный звук» с его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» и с обозначением их синими и зелеными фишками (сигналами) соответственно. С помощью дидактического материала (фишки, сигналы, схемы) дети могут строить условно-символические модели различной сложности, что делает звуковой анализ материализованным и вполне доступным детям данного возраста.

Формировать графические умения (готовить руку дошкольника к письму) . К этому возрасту дошкольники уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук. Графические умения хорошо формируются в процессе специальных упражнений и конструирования различных предметов по аналогии, словесному образцу, памяти, замыслу. В ходе упражнений дети цветными карандашами выполняют обводку контуров предметов, штриховку и т. п.

Дети от 6 до 7 лет.

Если дети с 3 до 5 лет осваивали звуковую сторону речи, то с 6 лет они с большим интересом уже могут заниматься знаковой стороной речи, то есть учиться читать. Но чтение не рождается автоматически на знании алфавита. Показывая ребенку буквы, следует знать и соблюдать определенные правила и принципы.

  1. Опознание буквы в ее связи со звуком
  2. Слияние нескольких букв в слог.
  3. Слияние нескольких слогов в слово.
  4. Объединение нескольких слов в законченную фразу.

Работу по обучению грамоте детей дошкольного возраста необходимо вести по трем направлениям:

  1. Продолжать развитие звуковой стороны речи, то есть продолжать развивать у детей навыки звукового анализа и синтеза.
  2. Знакомить детей со знаковой системой языка (буквами) .
  3. Вести подготовку руки дошкольника к письму. (К упражнениям по обводке, штриховке и т. п. добавляется «письмо» печатных букв, конструирование букв из отдельных элементов, изображение письменных букв по точкам и т. д. Обучение письму в полном объеме – только в школе) .

Весь материал для чтения и «письма» на начальных периодах обучения грамоте необходимо подбирать таким образом, чтобы его написание полностью совпадало с произношением. Учить читать сначала прямые и обратные слоги, затем трехбуквенные односложные (СОК, СУК) слова. Затем можно учить читать двусложные (УСЫ, ОСЫ, УХА; САНИ, КОСЫ и т. д.) слова, потом трехсложные (МАЛИНА) слова, а затем слова с двумя рядом стоящими согласными (СТУК, САНКИ, ВОЛК и т. д.) .

Необходима работа с индивидуальными разрезными азбуками, так как процесс обучения идет более эффективно, если ребенок «пропускает» буквы и слоги через пальцы. При этом взрослый сам разрезает и дает ребенку буквы и слоги к каждому занятию в нужной последовательности, но ни в коем случае не все сразу.

Подготовка детей к обучению грамоте

Готовность детей к обучению грамоте – это личные качества ребёнка, уровень его умственного и физического развития. Обучение и воспитание в 1 классе школы предъявляют детям ряд требований не только к запасу знаний, но и к поведению, личному отношению к новому образу жизни, к новым обязанностям и взаимоотношениям со сверстниками и учителями. Для успешного овладения школьной программой ребенку важно в детском саду приобрести умения слушать и понимать воспитателя, товарища, выполнять указания взрослых, связно отвечать на вопросы, правильно держать карандаш, аккуратно пользоваться книгой, владеть элементарными навыками ручного труда.

В программу по подготовке к обучению грамоте включен так называемый подготовительный период. По сравнению с подготовительным периодом в школе он несколько расширен.

С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте - это формирование нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, её внешняя звуковая сторона. Большое место отводится развитию фонематического слуха детей, т. е. умения различать в звуковом потоке отдельные слова, составлять из звуков слоги и слова.

Дети должны научиться выделять слова в связном коротком предложении, уметь указать в нём количество слов, составить предложение из данных слов. Все эти упражнения направят познание ребёнка на изучение слова.

При обучении на занятиях воспитатель применяет различные дидактические игры и упражнения, которые позволят детям эффективно и качественно усваивать программный материал.

Процесс помогает дошкольникам избежать трудностей при поступлении в школу. Современная система обучения предполагает ускоренную процедуру обучения чтения, не каждый ребенок способен выдержать установленный темп. К тому же, ребенок до 6-ти лет более гибок в плане учебы.

Обучение грамоте должно иметь соответствующий фундамент, являющийся залогом продуктивного процесса:

  • ребенок должен различать звуки на слух;
  • от правильности произношения звуков зависит конечный результат;
  • малыш должен уметь анализировать буквы и слоги, знать такие основные термины, как «звук», «слог», «слово» и др.

Приняв решение познакомить ребенка с грамотой, следует придерживаться поэтапного обучения, которое включает в себя:

  1. Первый этап – подготовительный, который направлен на деление слова на слоги, определение количества слогов на слух и т. п.
  2. Второй этап – знакомство с гласными звуками.
  3. Третий этап – знакомство с согласными звуками.
  4. Четвертый этап – ознакомление с буквами.

Разнообразные рабочие тетради являются эффективным способом провести знакомство с грамотой. Приложения состоят из игр со словами и буквами, подразделенными на словесные диалоги (например, «Буквенный светофор», «Магазин», «Имена» и др.) и работу с картинками («Телевизор», «Сестрички», «Четвертый лишний», «Где спрятались домашние животные?» и прочие). Игры проводятся при участии дополнительных атрибутов, помогающих детям чувствовать себя более комфортно. Также представленные рабочие тетради помогают изучить буквы и звуки, путем раскрашивания предметов. Грамотно подобранные материалы являются залогом получения желаемого результата.


Дошкольный возраст - важный этап в развитии будущего человека, личности. Именно к этому возрасту человек полностью овладевает речью, первыми формами мышления, у него начинает формироваться способность к абстракции, обобщению. Дошкольный возраст характеризуется особой, повышенной чувствительностью к речи, к овладению ею. Ребенок буквально впитывает звуки, слова, предложения. Главное здесь- подача информации в режиме, соответствующем возрастному периоду. Ребенок до 5 лет еще должен днем отдыхать, а обучение должно быть совмещено с игрой. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. Д. Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической, буквенной модели.

Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка (до знакомства с их буквенной символикой). Следует различать речь и язык. Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значения. Речь – это совокупность производимых или воспринимаемых звуков, которые имеют то же значение, что и система письменных знаков. Речь- своеобразная характеристика отдельного человека, она говорит об его индивидуальности. Одно и то же слово, предложение разные люди произносят по-разному. Целенаправленное обучение грамоте, формирование элементарных знаний о речи повышают уровень ее произвольности и осознания, что, в свою очередь, оказывает влияние на общее речевое развитие, повышение речевой культуры детей. Таким образом, необходима двусторонняя связь между процессом развития речи и обучению грамоте.

Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо со средней группы детского сада, когда ребенок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к звуковым играм, к словотворчеству.
Подготовка к обучению грамоте предусматривается не только в старших группах, она начинается гораздо раньше. Так, уже во второй младшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с терминами слово и звук.

& Обучение в средней группе должно быть направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов – первому действию по обучению собственно грамоте.

Фонематический слух – это способность воспринимать звуки человеческой речи. Исследователи детской речи (А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Н. Х. Швачкин, Г. М. Лямина и др.) доказали, что фонематический слух развивается очень рано. Уже к двум годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка – мышка). Однако первичного фонематического слуха, достаточно для повседневного общения, недостаточно для овладения навыками чтения и письма. Необходимо развитие более высоких его форм, при которых дети могли бы расчленять поток речи, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в речи, т. е. производить анализ звуковой структуры слова. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. Действия звукового анализа, как показали исследования, не возникают спонтанно. Задача овладения этими действиями ставится взрослыми перед ребенком в связи с обучением грамоте, а сами действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа, а первичный фонематический слух становится предпосылкой для развития более высоких его форм.

Развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку и речи составляют одну из основных задач обучения грамоте. Дети с неразвитым фонематическим слухом испытывают трудности в усвоении букв, медленно читают, допускают ошибки при письме. Обучение чтению идет успешнее на фоне развитого фонематического слуха. Установлено, что одновременное развитие фонематического слуха и обучение чтению и письму оказывают взаимное торможение (Т. Г. Егоров). Ориентировка в звуковой стороне слова имеет более широкое значение, чем просто подготовка к усвоению начал грамоты. Д. Б. Эльконин считал, что от того, как ребенку будут открыты звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии.
В своей работе я использую игры на развитие фонематического слуха такие как: «Чудесные превращения», «Путаница», «Чей домик?», скороговорки. В своей работе продолжаю знакомить с терминами слово и звук практически, без определений, т. е. учим детей понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Дети знакомятся с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Обращаю их внимание на длительность звучания слов. У ребенка формируются умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком, учатся выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно, громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно. Впервые для дошкольников речь из средства общения превращается в объект познания (изучения) и анализа, когда смысловая ее сторона «отделяется" от формальной, на которой и концентрируется внимание детей.
Они получают знания об основных законах речи:
- речь состоит из слов;
- слов много, и они называют предметы, их признаки, действия предметов;
- слова имеют протяженность (бывают длинные и короткие);
- они звучат (состоят из звуков);
- слово линейно (звуки в нем идут друг за другом);
- из слов можно составлять предложения;
- звуки в словах произносятся по-разному (одни можно потянуть, а другие произносятся коротко).
Значение терминов слово и звук раскрывается для детей в различных упражнениях и дидактических играх без прямого объяснения. Основной задачей подготовительного курса является формирование умений интонационно выделять любой звук в слове, что позволит детям обследовать звуковую структуру слова (определить наличие или отсутствие любого заданного звука). В зависимости от характеристики звука он произносится в слове дольше («р», «рь», «с», «сь») или резче, четче («б», «бь», «г», «дь») всех других звуков. При интонировании звука в слове артикуляция ребенка изменяется и становится управляемой. Именно это делает возможным выделить звук внутри слова. Единственным образцом такого произношения является произношение воспитателя.

Чтобы сформировать у детей полноценное действие интонационного выделения звука в слове, необходимо выполнять следующие правила:
- звук выделяется на фоне слитного произнесения слова;
- после того, как он выделен, его надо назвать изолированно;
- интонационное выделение гласных звуков не рекомендуется, так как при их длительном произнесении слово распадается на слоги и артикуляция уже не выполняет функции обследования звукового состава слова;
- словесный материал подбирается таким образом, чтобы дети тренировались в выделении звуков, расположенных в слове в разных позициях: в начале, в середине, в конце. Не следует выбирать слова, заканчивающиеся на звонкий согласный, так как он оглушается.
Чтобы сделать занятия более привлекательными, облегчить формирование достаточно сложных умений и обыграть процесс интонационного выделения, звуки сравниваются с природными или такими, которые дети слышат в окружающем мире. Они называются песенками: «р» - песенка большого мотора; «ж» - песенка жука и т. д. Например, детям предлагается назвать предметы и в этих словах спеть песенку большого мотора (р – рак, тор – рт, шар – р) или песенку ветра (ш – шуба, кош – шка, камыш –ш). Введение игровой ситуации облегчает им выполнение задания. С самого начала обучения вводится различие на слух твердых и мягких согласных звуков. Термины при этом не используются: парные согласные звуки дети называют братцами: твердый звук – большой братец, мягкий – младший братец, а одинаковые согласные звуки называют друзьями. В основу обучения положен признак сопоставления звуков: в играх и упражнениях дошкольники попеременно называют то твердый, то мягкий согласный звук. Например, в игре «Насос» детям предлагается надуть мяч попеременно большим и маленьким насосом (с – с – с, сь – сь – сь).
В средней группе даются задания о первом звуке в слове. Например, дается задание составить букет из разных цветов на фланелеграфе. Выбранный ребенок берет картинку и называет цветок, произносит слово с выделением первого звука, а затем изолированно (р – ромашка, «р»). В процессе целенаправленного обучения у дошкольников воспитывается фонематический слух, речевое внимание и они овладевают знаниями, необходимыми для проведения звукового анализа слов и всего дальнейшего обучения грамоте. Так же использую игры на звукопроизношение: «Придумай слово», «Хлопушка», «Магический квадрат», «Первый-последний», «Волшебные превращения». Детей с 3-х лет активно приучаем к речевому этикету – что можно говорить, а что нельзя. Для лучшего понимания ребенком используем совместное пересказывание прочитанного, а так же игры на обогащение речи такие как: «Что могут делать?», «Слова- товарищи», «Слова наоборот» и т д. и игры на развитие словаря: «У кого какой предмет?», «Угадай по описанию». «За покупками в магазин», «Ателье» и т д. У большинства детей отмечаются огрехи в произношении, поэтому следует продолжать использование потешек, чистоговорок, стишков и скороговорок на те или иные звуки.
Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно – волевых и эстетических качеств личности ребенка. Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения. В процессе целенаправленного обучения у детей средней группы воспитывается фонематический слух, речевое внимание и они овладевают знаниями, необходимыми для проведения звукового анализа слов и всего дальнейшего обучения грамоте.

Татьяна Иванова
Обучение дошкольников грамоте

Актуальность

В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Казалось бы речь ребенка понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте , пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения в речевом развитии не беспокоят родителей,но дело резко меняется с началом школьного обучения . Уже на первых порах обучения чтению и письму , дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат- плохие оценки,негативное отношение к школе,отклонение в поведении,повышенная утомляемость и невроз.

Еще одна причина актуальности этой проблемы-возросшее требование школ,особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований-готовность к овладению грамотой ,которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звукослоговым и лексико-синтаксическим анализам и синтезам до поступления в школу.

Кроме того, букварный период в первом классе совпадает с периодм адаптации детей к условиям жизни и обучения . Педагогическая практика показывает, что читающие ребята чувствуют себя более уверенно и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе .

Так же занятия по подготовке детей к овладения грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности,повышению работоспособности, нравственных и эстетиеческих качеств личности ребенка.

Данная проблема сподвигла меня на создание в моей группе кружка «Грамотейка »

В наше время «рынок» педагогических услуг весьма разнообразен и стихиен : появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте , причем не всегда высшего качества. Разумеется есть и полезные для дошкольника методики , а есть и такие, которые приведут к желаемой цели (научат ребенка читать и писать, но не будут развивать самого ребенка.

Под развитием в данной области понимается органичное и своевременное освоение ребенком родного языка,осознание основ грамотности при письме , умственное развитие.

Ведя работу по обучению дошкольников грамоте , за основу я использую программу «Обучение дошкольников грамоте » Н. С. Варенцовой, программа строится на материале методики, созданной Д. Б. Элькониным и Л. Е. Журовой. Ознокомление ребена с фонемой (звуковой) система языка имеет значение не только при обучении чтению , но и для всего последующего изучения родного языка.

Содержание программы построено с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста . Дети постигают определенную систему закономерностей родного язка,учатся слышать звуки, различают гласные (ударные и безударные,согласные (твердые и мягкие, сранивают слова по звучанию, делят слова на слоги. Позже дети учатся делить речевой поток на предложения, предложения на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя граматические правила написания , овлодевают послоговым и слитным способами чтения. Важно отметить, что обучение чтению при этом , не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте. Дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности .

В дополнении я использую программу «От звука к букве» Е. В. Колесниковой, «От слова к звуку» Н. В. Дуровой.

Программа для младшей группы включает в себя 2 раздела : развитие фонетико-фонематической стороны речи с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов и развитию движений кситей и пальцев рук для подготовки руки к письму. В ходе занятий детей знакомят с звуками окружающего мира, затем в ходе звукоподражательных упражнений они учатся правильно произносить гласные звуки и некоторые согласные, кроме свистящих и шипящих, термины характерезующие звук (гласные и согласные на занятиях не используются) . Приведу пример : воспитатель объясняет,что звуков в мире много и все они звучат по разному, дети вместе с педагогом вспоминают как звучат : ветер,вода,птичка и тп.

В средней группе продолжается работа по развитию фонематической стороны речи, в процессе работы над звуковой стороной речи значительно расширяется диапазон задач, т. к дети 5-го года жизни особенно сензитивны к звуковой стороне речи, дошкольники «погружаются» в звуковую действительность языка, учатся выделять отдельные звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова с определенным звуком и различать на слух твердые и мягкие согласные (без употребления самих терминов) .

В старшей группе продолжается работа со звучащим словом,определению его протяженности (измерение слоговой структуры слов хлопками,шагами) вводится термин «слог» и графическая запись слогового деления.

В подготовительной продолжается работа по овладению первоначальными основами грамоты , дети 6 лет способны овладеть уже более широкой ориентировкой, в фонематической стороне речи; они обладают определенной сензитивность к знаковой действительности языка, испытывают повышенный интерес к буквам и тягу к чтению. В связи с этим программа для подготовительной группы включает 3 направления : развитие фонетической стороны речи, ознакомление со знаковой системой языка, подготовка руки ребенка к письму.

Важно отметить, что внимание и запоминание будут «слабыми» если учение не захватывает. Поэтому я всегда ввожу в занятие игры и игровые ситуации : всегда легче запомнить то, что интересно. Игра так же необходима для снижения физических и психических перегрузок. Для этого в своей работе я использую книгу автора В. В. Волиной «Праздник Букваря» - это сборник веселых сказок, стихов, пословиц, поговорок, задач и упражнений. Игровой и занимательный материал подобранный на каждую букву алфавита, поможет сделать творческими и радостными первые уроки словестности.