Их содержания взаимодействия и. Социальное взаимодействие понятие, сущность и виды - общая социология - каталог статей - социалинжэкон. В зависимости от того, каким образом осуществляется контакт между взаимодействующими людьми или группами, выделяют четы
Контроль качества работы аудиторов определяется как Международным стандартом аудита МСА 220, так и российским Федеральным правилом (стандартом) № 7 «Внутренний контроль качества аудита».
Закон об аудиторской деятельности в Российской Федерации предусматривает контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила контроля внутреннего качества проводимых ими аудиторских проверок. Требования, предъявляемые к указанным правилам, регламентируются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими устанавливается уполномоченным федеральным органом, который может проводить такие проверки как своими силами, так и делегировать право проведения таких проверок аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений.
Уклонение от проведения внешней проверки качества или непредставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации может служить основанием аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организации или индивидуального аудитора.
В случае выявления при проведении проверки качества работы фактов систематического нарушения аудитором аудиторской организации или индивидуальным аудитором при проведении аудиторской проверки требований нормативных правовых актов и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности проверяющие обязаны сообщить о таких фактах федеральному органу. На виновных в таких нарушениях может быть наложено взыскание в установленном настоящим федеральным законом порядке, вплоть до аннулирования у них квалификационного аттестата аудитора, а также аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности индивидуального аудитора.
Характер, временные рамки и объем общих целей и конкретных процедур контроля качества аудиторской фирмы зависят от ряда факторов: размер и характер деятельности фирмы, ее географический разброс, организационная структура, а также соотношение затрат и выгод. Соответственно цели и процедуры, принятые отдельными аудиторскими фирмами, могут варьироваться, как и объем их документации.
Общие цели контроля качества, которые должны быть установлены аудиторской фирмой, обычно включают: профессиональные требования; умение и компетентность; поручение;
делегирование полномочий;
консультирование;
принятие и сохранение клиентов;
мониторинг.
Общие цели и конкретные процедуры контроля качества аудиторской фирмы необходимо довести до сведения персонала фирмы, чтобы обеспечить уверенность в том, что такие цели и процедуры понятны и применяются на практике.
Профессиональные требования. Персонал фирмы должен придерживаться принципов независимости, порядочности, объективности, конфиденциальности и норм профессионального поведения. Для реализации этих целей необходимо выполнить следующие процедуры:
1) назначить отдельное лицо или группу лиц для осуществления руководства и разрешения вопросов, связанных с аспектами порядочности, объективности, независимости и конфиденциальности: определить обстоятельства, при которых было бы уместным документальное оформление принятых решений в отношении упомянутых выше вопросов;
2) довести до сведения персонала всех уровней фирмы цели и процедуры, применяемые в отношении принципов независимости, порядочности, объективности, конфиденциальности и норм профессионального поведения:
информировать сотрудников об общих целях и конкретных процедурах аудиторской фирмы, а также о том, что они должны знать таковые;
придавать особое значение независимости мышления в учебных программах, а также в процессе контроля и проверки в ходе аудита;
своевременно информировать персонал о тех аудируемых лицах, по отношению к которым должны выполняться требования независимости;
3) осуществлять регулярный мониторинг соблюдения общих целей и конкретных процедур фирмы в отношении принципов независимости, порядочности, объективности, конфиденциальности и норм профессионального поведения, для чего получать, обычно ежегодно, от персонала фирмы регулярные письменные заявления;
возлагать ответственность за разрешение каких-либо исключительных ситуаций на лицо или группу лиц с соответствующими полномочиями;
возлагать ответственность за получение письменных заявлений и анализ документации, подтверждающей выполнение принципа независимости, на лицо или группу лиц с соответствующими полномочиями;
периодически анализировать взаимоотношения фирмы с клиентами с целью выявления тех случаев, которые наносят ущерб независимости фирмы или содержат признаки нанесения такого ущерба.
Умения и компетентность. Персонал фирмы должен состоять из сотрудников, знающих законодательные требования и придерживающихся их, а также обладающих профессиональной компетентностью, необходимой для выполнения ими обязанностей с должной тщательностью. Для этого необходимо выполнить следующие процедуры при найме на работу:
1) проводить программу, разработанную для привлечения квалифицированного персонала путем планирования потребностей в персонале, определения целей найма на работу и установления квалификационных характеристик для лиц, занимающихся подбором кадров:
планировать потребности в персонале фирмы всех уровней, устанавливать количественные задачи найма исходя из состава текущих клиентов, ожидаемого роста фирмы и ухода сотрудников;
разработать программу для достижения целей найма персонала;
информировать лиц, занимающихся вопросами найма, о потребностях в персонале и целях найма;
возложить на уполномоченных лиц ответственность за решение кадровых вопросов;
поводить анализ эффективности программы найма на работу;
2) устанавливать квалификационные требования и составлять руководства для оценки потенциальных работников всех профессиональных уровней:
определять качества, которыми должен обладать работник: интеллект, порядочность, честность, мотивация и профессиональные способности;
определять профессиональные достижения и опыт, необходимые как для начинающих, так и для опытных работников; разрабатывать руководства по найму лиц; собирать биографические данные и документы, подтверждающие квалификацию лиц, принимаемых на работу;
определять квалификацию вновь принятых работников, в том числе нанятых не по обычным каналам найма (например, поступление на работу в компанию в качестве руководящего сотрудника среднего звена или в результате приобретения или слияния фирм), для того, чтобы оценить, отвечают ли они требованиям и стандартам фирмы;
3) ознакомить лиц, подавших заявления о приеме на работу, и вновь принятых работников с целями и процедурами фирмы, имеющими к ним отношение:
использовать брошюры или другие способы распространения информации в целях информирования лиц, подавших заявление о приеме на работу, и вновь принятых работников;
составлять и вести справочник, в котором излагаются цель и методы фирмы, для распространения среди персонала;
проводить ориентационную программу для вновь принятых работников;
4) готовить руководства и требования по непрерывному профессиональному образованию и доводить их до сведения персонала:
возлагать ответственность за профессиональный рост сотрудников на лицо или группу лиц, имеющих соответствующие полномочия;
обеспечивать проверку разработанных фирмой программ квалифицированными специалистами. Программы должны включать изложение целей и требования к обучению и (или) опыту работы;
разрабатывать ориентационную программу, касающуюся деятельности фирмы и данной профессии, для новых работников;
определять требования по непрерывному профессиональному обучению для персонала любого уровня, работающего в фирме;
проводить анализ программ непрерывного профессионального обучения и вести соответствующие записи как на уровне фирмы, так и на индивидуальной основе;
5) предоставлять работникам информацию о текущих новшествах и изменениях в профессиональных регламентирующих документах и материалах, в которых изложены цели и процедуры фирмы в области профессиональной деятельности, а также поощрять сотрудников к самостоятельному повышению квалификации:
обеспечивать персонал профессиональной литературой, относящейся к текущим новшествам в области профессиональных регламентирующих документов;
для учебных программ, предоставляемых фирмой, разрабатывать или приобретать материалы курсов, а также отбирать и обучать преподавателей;
6) по мере необходимости предоставлять программы, обеспечивающие потребности фирмы в сотрудниках, обладающих знаниями в специализированных областях и отраслях:
реализовывать программы фирмы по развитию и поддержанию компетентности в специализированных областях и отраслях - отрасли со специальным законодательным регулированием, компьютеризированный аудит и методы статистической выборки;
поощрять участие во внешних программах обучения, встречах и конференциях с целью приобретения экспертных знаний в сфере профессиональной деятельности, а также знаний в отдельных отраслях;
поощрять членство и участие в общественных организациях, имеющих отношение к специализированным областям и отраслям;
обеспечивать персонал технической литературой по специализированным областям и отраслям;
7) определять квалификационные характеристики, необходимые для различных уровней ответственности в фирме:
готовить руководства с описанием обязанностей для каждого уровня сотрудников, ожидаемых результатов деятельности и квалификационных характеристик, необходимых для повышения в должности по каждому уровню;
определять критерии, которые будут приниматься во внимание при оценке результатов индивидуальной работы и ожидаемого профессионального уровня, например знания в профессиональной сфере; способность осуществлять анализ и вносить субъективные суждения; навыки общения; способности к лидерству и преподавательские способности; установление взаимоотношений с клиентами и др.;
использовать справочник для персонала и другие информационные средства с целью доведения до сведения сотрудников процедур повышения в должности;
8) оценивать работу сотрудников и доводить до их сведения результаты оценки:
собирать информацию о работе персонала и оценивать ее; периодически консультировать сотрудников как в отношении их успехов, так и в отношении возможностей их служебного роста;
9) назначать лиц, ответственных за принятие решений относительно повышения в должности:
возлагать на назначенных лиц ответственность за принятие решений о повышении в должности или приостановке повышения, за проведение собеседований по оценке деятельности с лицами, рекомендованными к повышению в должности, за документальное оформление результатов собеседования и ведение надлежащих записей;
проводить оценку полученных данных, уделяя надлежащее внимание качеству выполненной работы при принятии решений о повышении в должности;
периодически изучать опыт фирмы по продвижению по службе сотрудников с целью удостовериться в том что сотрудникам, соответствующим установленным критериям, поручается выполнение более ответственной работы.
Поручение заданий. Аудиторская работа должна поручаться сотрудникам, имеющим уровень профессиональной подготовки и опытности, необходимые в данных условиях. Конкретные процедуры, реализации этой цели заключаются в следующем:
1) формулировать подход фирмы к поручению заданий персоналу, включая планирование общих потребностей фирмы и отдельных ее подразделений, а также меры, предпринимаемые с целью достижения баланса в отношении потребностей людских ресурсов для аудита, персональных навыков, индивидуального профессионального роста, а также использования персонала: планировать кадровые потребности как фирмы в целом, так и ее отдельных подразделений;
своевременно определять потребности в персонале в связи с отдельными аудиторскими проверками;
определять бюджет времени на проведение аудиторских проверок для установления потребности в людских ресурсах и составления графика аудиторской работы;
учитывать факторы для достижения баланса с точки зрения потребностей людских ресурсов для аудита, персональных навыков, индивидуального профессионального роста, а также использования персонала;
2) назначать соответствующее лицо или лиц, ответственных за назначение персонала для проведения аудиторских проверок;
3) обеспечивать утверждение графика проведения аудита и назначений персонала со стороны аудитора.
Делегирование полномочий. Важно четко организовать эту работу, осуществлять текущий контроль и проверку на всех уровнях, чтобы обеспечить уверенность в том, что выполненная работа соответствует надлежащим стандартам качества. Для этого необходимо:
1) предусмотреть методы для планирования аудита:
назначить лицо, ответственное за планирование аудита;
подготовить исходную информацию и проанализировать информацию, полученную в результате предыдущих проверок;
изложить вопросы, которые необходимо включить в общий план и программу аудита;
2) предусмотреть методы для поддержания стандартов качества фирмы при выполнении аудиторской работы;
3) предоставлять обучение на рабочем месте в процессе проведения аудита.
Консультирование. В самой фирме и за ее пределами следует проводить консультации со специалистами, обладающими соответствующими экспертными знаниями. Для этого необходимо:
1) определить области аудита и особые случаи, требующие проведения консультаций, и поощрять персонал к получению консультаций и использованию авторитетных источников в случае возникновения сложных или необычных вопросов:
информировать персонал о процедурах фирмы в отношении проведения консультаций;
определить области и особые ситуации, требующие проведения консультаций из-за характера или сложности конкретного предмета;
обеспечивать и предоставлять доступ к соответствующим справочным материалам и другим авторитетным источникам;
2) назначать специалистов, которые будут исполнять роль авторитетных источников информации, и определять их полномочия в процессе предоставления консультаций;
3) определить объем документации, которую необходимо подготовить по результатам консультаций, проводимых в тех областях и особых ситуациях, в которых консультация необходима.
Принятие и сохранение клиентов. Важно постоянно проводить оценку потенциальных клиентов и существующих клиентов. При решении вопроса о принятии клиента или о продолжении сотрудничества с ним надо исходить из соображений независимости фирмы, ее способности предоставлять услуги надлежащим образом и порядочности руководства клиента. Для этого необходимо:
1. Установить методы оценки потенциальных клиентов и одобрения их в качестве клиентов:
1) методы оценки:
получение и просмотр имеющейся бухгалтерской отчетности потенциального клиента, например годовых отчетов, промежуточных отчетов и деклараций по налогу на прибыль;
получение у третьих сторон информации, относящейся к потенциальному клиенту, его руководству и основным руководителям и влияющей на оценку предполагаемого клиента. Вопросы могут адресоваться банкирам, юристам, сотрудникам инвестиционного банка, обслуживающего предполагаемого клиента, и другим представителям финансовых и деловых кругов, имеющим подобные сведения;
контакты с предшествующим аудитором. Опрос может включать вопросы, касающиеся фактов, имеющих отношение к порядочности руководства, разногласиям с руководством в связи с учетной политикой, аудиторскими процедурами или другими важными проблемами, а также вопросы, относящиеся к мнению предшествующего аудитора о причинах замены аудиторов;
рассмотрение обстоятельств, которые могут послужить причиной того, что фирма отнесет данное аудиторское задание к разряду требующих специального внимания или сопряженных с необычными рисками;
оценка независимости фирмы и ее способности обслужить предполагаемого клиента. При оценке такой способности следует проанализировать потребность в умениях и знаниях соответствующей отрасли, а также в персонале;
установление того, что принятие клиента не будет нарушать Кодекс профессиональной этики;
2) назначать лицо или группу лиц соответствующего административного уровня для оценки полученной информации о предполагаемом клиенте и решения вопроса о принятии клиента;
3) информировать соответствующий персонал о процедурах принятия клиентов;
4) определить ответственных за управление процессом соблюдения целей и процедур фирмы в отношении принятия клиентов и за контролем этого процесса;
2. Оценить клиентов при наступлении определенных событий, чтобы принять решение о том, следует ли продолжать отношения с ними.
Мониторинг. Необходимо постоянно определять эффективность целей и процедур контроля качества. Для реализации этого необходимо:
1) определить объем и содержание программы фирмы по мониторингу (текущему наблюдению) за всем процессом контроля:
установить методы, необходимые для обеспечения уверенности в том, что цель и методы контроля качества фирмы являются эффективными;
установить уровень компетентности для сотрудников, которые будут участвовать в мониторинге, и способы их отбора;
проводить мониторинг: проверять и тестировать соблюдение общих целей и конкретных процедур контроля качества фирмы, а также проверять выборочным образом аудиторские задания на предмет соответствия профессиональным стандартам, а также целям и процедурам фирмы по контролю качества;
2) сообщить об отмеченных фактах соответствующим представителям руководящего состава, обеспечить планирование и осуществление мероприятий по мониторингу, а также общую проверку системы контроля качества в фирме.
Аудитор должен внедрять те процедуры контроля качества, которые он считает необходимым, исходя из поставленных целей.
Аудитор и ассистенты аудитора, выполняющие контрольные функции, анализируют профессиональную компетентность тех ассистентов аудиторов, которые выполняют делегированную им работу.
Любое делегирование работы ассистентам аудитора должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что такая работа будет выполняться с должной тщательностью и той степенью профессиональной компетентности, которая необходима в данных обстоятельствах.
Делегирование работы может сопровождаться Информированием персонала о таких аспектах, как характер бизнеса экономического субъекта и возможные проблемы в области бухгалтерского учета и аудита, которые могут повлиять на характер, временные рамки и объем аудиторских процедур.
Программа аудита является важным средством для доведений до сведения ассистентов аудитора указаний по проведению аудита.
Смета затрат времени и общий план аудита также полезны с точки зрения доведения до сведения ассистентов аудитора направляющих указаний по проведению аудита.
Во время проведения аудита персонал, несущий контрольные функции, должен осуществлять контроль хода аудита; получать информацию и рассматривать важные вопросы в области бухгалтерского учета и аудита, возникающие в ходе аудита, путем оценки важности и внесения соответствующих изменений в общий план и программу аудита; устранять расхождения в профессиональных суждениях сотрудников и определять уровень консультаций, являющихся целесообразными.
Работа, выполняемая каждым ассистентом аудитора, должна подлежать проверке персоналом, имеющим, по крайней мере, равный уровень компетентности. Важно своевременно проверять общий план и программу аудита; оценку неотъемлемого риска и риска средств контроля, включая результаты тестов средств контроля и поправки; документальное отражение аудиторских доказательств, полученных в результате процедур проверок по существу, и выводов, сделанных на их основе; бухгалтерскую отчетность, предлагаемые аудиторские поправки и предлагаемое аудиторское заключение.
Процесс проверки работы по аудиту может включать также (особенно в случае масштабных комплексных аудиторских проверок) требование о том, чтобы персонал, не участвующий в аудите иным образом, выполнил определенные дополнительные контрольные процедуры до представления аудиторского заключения.
Контроль качества работы аудитора осуществляется в нескольких аспектах: контроль со стороны основного аудитора за работой своих ассистентов, контроль со стороны аудиторской фирмы за работой аудитора и внешний контроль.
Основной аудитор несет полную ответственность за выполнение аудита. В процессе проведения аудиторской проверки он должен постоянно контролировать и направлять работу, выполняемую ассистентами.
Ассистенты, которым передается работа, должны быть соответствующим образом проинструктированы об их ответственности и задачах процедур, которые они должны выполнить. Инструкция предусматривает информирование ассистентов по вопросам деятельности предприятия и возможных учетных аудиторских проблемах, которые могут воздействовать на сущность, время проведения и масштаб аудиторских процедур. Письменная программа аудитора служит важным элементом для передачи аудиторских полномочий.
Контроль со стороны аудиторской фирмы за работой аудитора осуществляется, во-первых, посредством обсуждения и проверки обоснованности аудиторского плана и программы проведения аудита у данного клиента, во-вторых, посредством строгого соблюдения организационно-этических аудиторских принципов, в-третьих, посредством повторных, бесплатных для клиента перепроверок достоверности отчетности другим аудитором фирмы уже после выдачи аудиторского заключения основным аудитором.
Внешний контроль качества работы аудиторов может осуществляться госорганами. Однако этот контроль является косвенным, поскольку не имеет целью проверку работы аудиторов, а ставит вполне конкретные иные цели, в частности правильность уплаты налогов, обеспечение соблюдения процедуры ликвидации и т.п. Однако в Российской Федерации предусмотрена и прямая форма контроля, в частности перепроверка по поручению органа, выдавшего лицензию.
Все формы контроля качества можно разделить на следующие группы: прямой; косвенный; предварительный; последующий.
Основные требования к организации и функционированию внутрифирменной системы контроля качества аудита, которая должна существовать в аудиторских фирмах или у аудиторов, работающих самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, определяются российским Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Внутрифирменный контроль качества аудита».
В каждой аудиторской организации должна быть создана и поддерживаться внутрифирменная система контроля качества работы для того, чтобы проводимые этой организацией аудиторские проверки полностью соответствовали нормативным документам, регулирующим аудиторскую деятельность.
Система контроля качества работы аудиторской организации включает в себя:
соблюдение профессиональными сотрудниками аудиторской организации требований независимости, честности, объективности, конфиденциальности и профессиональной этики;
укомплектование аудиторской организации профессиональными сотрудниками, обладающими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для надлежащего выполнения ими своих обязанностей;
поручение аудиторских заданий профессиональным сотрудникам, квалификация которых соответствует особенностям этих заданий;
выполнение всех видов работ в ходе аудита на основе направляющих указаний, текущего контроля и проверки выполненной работы таким образом, чтобы это отвечало необходимым требованиям качества;
получение сотрудниками при недостатке опыта или знаний в конкретных обстоятельствах соответствующих консультаций как внутри аудиторской организации, так и вне ее;
разработку и применение в аудиторских организациях на постоянной основе процедуры подбора и отклонения клиентов; при этом должны приниматься во внимание как независимость аудиторской организации и ее возможность проводить аудит на высоком качественном уровне, так и репутация руководителей проверяемого или предполагаемого для будущей проверки экономического субъекта;
осуществление мероприятий по регулярным проверкам надежности и эффективности функционирования внутрифирменной системы контроля качества работы как таковой;
принятие необходимых мер в отношении сотрудников аудиторской организации в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения ими возложенных на них обязанностей.
Руководитель аудиторской организации до начала аудита обязан утвердить руководителя и старших аудиторов конкретной проверки, что должно быть отражено в общем плане аудита. Руководитель проверки и старшие аудиторы обязаны проанализировать профессиональные способности рядовых участников проверки, спланировать работу, которая может быть им поручена, и определить специфику и объем направляющих указаний, текущего контроля и проверок выполненных работ. Руководитель проверки обязан применять в ходе аудита те средства контроля качества работы, установленные аудиторской организацией, которые наилучшим образом подходят к данной конкретной аудиторской проверке.
Любое поручение работы старшим аудиторам и рядовым участникам проверки должно осуществляться таким образом, чтобы тот, кто поручает работу, имел разумную степень уверенности в том, что исполнитель имеет знания, умения и навыки, необходимые для надлежащего выполнения этой работы.
Направляющие указания в отношении старших аудиторов и рядовых участников проверки включают информацию об их обязанностях и целях процедур, которые им надлежит выполнять. Эти указания также должны содержать сведения об особенностях деятельности проверяемого экономического субъекта и о возможных проблемах бухгалтерского учета и аудита, которые могут оказать влияние на специфику, объем и затраты времени применяемых аудиторских процедур.
При подготовке руководящих указаний следует принимать во внимание общий план аудита и расчеты затрат времени на проведение аудита. Основным средством передачи исполнителям направляющих указаний является программа аудита.
Текущий контроль работы исполнителей включает элементы руководящих указаний и проверки выполненной работы.
Проверка результатов выполненной работы должна осуществляться в отношении каждого исполнителя и сотрудниками, не уступающими в знаниях, умениях и навыках тем, кого они проверяют. При проверке результатов следует основное внимание уделять следующим вопросам:
выполнялась ли работа в соответствии с программой аудита; документировались ли надлежащим образом проделанная работа и ее результаты;
все ли существенные замечания, возникшие по ходу проверки, были прояснены и нашли отражение в выходах аудитора; достигнуты ли цели соответствующих аудиторских процедур; вытекают ли сделанные аудитором выводы из полученных им результатов и служат ли результаты работы основой для мнения аудитора.
Сотрудники, проверяющие результаты работ, обязаны поставить на проверяемых рабочих документах свою подпись либо свое легко идентифицируемое условное обозначение. Проверяющие могут в случае необходимости дать в рабочих документах оценку действиям проверяемого, изложить замечания, комментарии или рекомендации.
Ответственность аудитора за качество аудиторской проверки и достоверность заключения
1. Аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества работы. Принципы осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля устанавливаются стандартами аудиторской деятельности.
2. Аудиторская организация, аудитор обязаны:
1) проходить внешний контроль качества работы, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию;
2) участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.
3. Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.
4. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов.
5. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору.
6. Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля устанавливаются уполномоченным федеральным органом.
7. Саморегулируемая организация аудиторов в соответствии с принципами осуществления внешнего контроля качества работы и требованиями к его организации устанавливает правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы своих членов, определяющие, в частности, формы внешнего контроля, сроки и периодичность проверок, в том числе проверок, осуществляемых членами саморегулируемой организации аудиторов в отношении других членов этой организации.
8. Плановая внешняя проверка качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора осуществляется саморегулируемой организацией аудиторов начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации и индивидуальном аудиторе в реестр аудиторов и аудиторских организаций:
1) в отношении аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, - не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год;
2) в отношении индивидуальных аудиторов и иных аудиторских организаций - не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год.
9. Плановые внешние проверки качества работы каждой аудиторской организации, проводящей обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляются:
1) саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является такая аудиторская организация, не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций;
2) уполномоченным федеральным органом не чаще одного раза в два года начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций.
Утратил силу. - Федеральный закон от 01.05.2017 N 96-ФЗ.
10. Основанием для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора может являться поданная в саморегулируемую организацию аудиторов жалоба на действия (бездействие) аудиторской организации, индивидуального аудитора, нарушающие требования настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также кодекса профессиональной этики аудиторов. Иные основания для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора устанавливаются законодательством Российской Федерации и саморегулируемой организацией аудиторов.
11. Уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору обязан проинформировать саморегулируемую организацию аудиторов, членом которой является проверенная аудиторская организация, о результатах проверки и решении, принятом в отношении указанной аудиторской организации.
11. Утратил силу. - Федеральный закон от 01.05.2017 N 96-ФЗ.
Федеральным законом № 307-ФЗ установлена обязательность внутреннего и внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Согласно ст. 10 Закона № 307-ФЗ каждая аудиторская организация, каждый индивидуальный аудитор обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества работы.
Принципы осуществления внутреннего контроля качества работы, требования к его организации устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности.
В отношении внешнего контроля качества Закон № 307-ФЗ устанавливает следующее. Каждая аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны:
1) проходить внешний контроль качества работы, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию;
2) участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.
Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований Закона, стандартов аудиторской деятельности, принципа независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.
Саморегулируемые организации аудиторов осуществляют плановый внешний контроль качества работы своих членов не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год.
Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской отчетности организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) унитарных предприятий, осуществляют саморегулируемые организации аудиторов (в отношении своих членов), а также Минфин РФ. При этом плановые проверки осуществляются:
1) саморегулируемой организацией аудиторов не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год;
2) Минфином РФ не чаще одного раза в два года.
И саморегулируемые организации, и Минфин РФ могут проводить внеплановые внешние проверки качества работы. Основанием для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора может являться поданная в саморегулируемую организацию или Минфин РФ жалоба на действия (бездействие) аудиторской организации, индивидуального аудитора, нарушающие требования Закона, стандартов аудиторской деятельности, принципа независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также кодекса профессиональной этики аудиторов.
В случае выявления нарушений и саморегулируемая организация (в отношении своих членов), и Минфин РФ могут применять к аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам меры дисциплинарного воздействия.
Еще по теме Контроль качества работы аудиторов и аудиторских организаций. Внешний контроль качества:
- Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов
- Внешний контроль качества. Требования к контролю качества со стороны федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности
В России аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны устанавливать и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимых ими аудиторских проверок. Требования, предъявляемые к указанным правилам, регламентируются ФПСАД.
Система внутреннего контроля качества аудита, устанавливаемая аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), должна базироваться на основе следующих общих требований:
1) работники аудиторской организации (индивидуального аудитора) должны придерживаться принципов независимости, честности, объективности и конфиденциальности, а также норм профессионального поведения;
2) работники аудиторской организации должны владеть надлежащими навыками и реализовать их при проведении проверок, а также обладать профессиональной компетентностью, необходимой для выполнения обязанностей с должной тщательностью;
3) проведение аудита должно поручаться работникам, имеющим специальную подготовку и опыт, требуемые в конкретных условиях;
4) в достаточной мере должна направляться деятельность работников, на всех уровнях должен осуществляться текущий контроль для того, чтобы обеспечить надлежащее качество при выполнении работы;
5) в случае необходимости должны проводиться консультации со специалистами, обладающими надлежащими знаниями;
6) постоянно должна осуществляться работа как с потенциальными, так и с существующими клиентами. При решении вопроса о заключении договора или продолжении сотрудничества надо исходить из соображений независимости аудиторской организации (индивидуального аудитора), ее способности предоставлять услуги на соответствующем уровне и честности руководства аудируемого лица;
7) регулярно должно проводиться наблюдение за адекватностью и эффективностью принципов и конкретных процедур внутреннего контроля качества аудита.
Во время проведения аудита работники, осуществляющие контрольные функции, должны следить за ходом аудита, с тем чтобы определить:
- обладают ли ассистенты аудитора необходимыми навыками и компетентностью для выполнения порученных им заданий;
» понимают ли ассистенты аудитора указания по проведению аудита;
- выполняется ли работа в соответствии с общим планом и программой аудита.
Контролирующим работникам также необходимо получать информацию и рассматривать наиболее существенные вопросы в области бухгалтерского учета и аудита, возникающие в ходе проведения последнего, осуществлять оценку их важности и внесения соответствующих изменений в общий план и программу аудита.
Своевременной проверке подлежат:
- общий план и программа аудита;
- оценка неотъемлемого риска и риска средств внутреннего контроля, включая результаты тестов средств внутреннего контроля и поправки (если таковые имеются), внесенные в общий план и программу аудита в результате такой оценки;
- документальное отражение аудиторских доказательств, полученных в результате процедур проверок по существу, и нмводов, сделанных на их основе, включая результаты консультаций;
- финансовая (бухгалтерская) отчетность, предлагаемые поправки и аудиторское заключение.
При проверке работы по проведению аудита (особенно и случае масштабных комплексных аудиторских проверок) может быть также предъявлено требование, чтобы работники, пе участвующие в данной аудиторской проверке, выполнили дополнительные контрольные процедуры до представления аудиторского заключения.
В связи с возможным возрастанием аудиторских рисков, обусловленным текущей экономической ситуацией, аудитор должен обратить особое внимание на функционирование системы внутреннего контроля аудируемого лица. В частности, на такие вопросы, как состояние контроля за работой подразделений аудируемого лица, процесс оценки рисков у аудируемого лица, контроль за оценкой отдельных видов активов и обязательств, контроль за списанием дебиторской и кредиторской задолженности с бухгалтерского баланса, процесс принятия решений о привлечении внешних специалистов (например оценщиков) и контроль за качеством их работы.
Система внешнего контроля качества аудита отвечает следующим требованиям:
1) аудиторы должны иметь возможность:
- работать в условиях честной конкуренции;
- осуществлять профессиональную деятельность в условиях, совместимых с интересами всего общества;
2) обеспечить однородность подходов всех аудиторов исходя из возложенных на них задач:
- оценить применяемые аудиторской организацией процедуры с тем, чтобы обеспечить требуемое качество и объективность аудита и соблюдение правил профессиональной этики;
- проверить правильное применение стандартов и соответствие высказанного мнения заключениям, фигурирующим в рабочей документации;
- обеспечить педагогический и коллегиальный характер взаимодействия;
- укрепить доверие к аудиторской профессии в обществе.
Цель контроля заключается в том, чтобы проверить, соответствует ли выполненная проверка действующим нормативным требованиям с точки зрения:
- характера и организации работ;
- отчетов и специфических обязательств;
- применения соответствующих технических средств контроля.
Можно выделить два аспекта контроля качества. Во-первых, это «горизонтальный контроль», под который подпадают все аудиторы и все виды аудиторских проверок. Во-вторых - углубленный контроль аудиторских проверок общественно значимых компаний.
В 2002 г. в США был принят Закон о борьбе с мошенничеством (так называемый закон Сарбайнса-Оксли). Этот Закон распространяется на все компании (учрежденные как в США, так и в любой другой стране), которые имеют акции или долговые ценные бумаги, зарегистрированные в Комиссии США по ценным бумагам и биржам в соответствии с требованиями законодательства США по ценным бумагам. В Законе установлена прямая ответственность (в том числе уголовная) руководства компании-эмитента за достоверность финансовой отчетности и дополнительные требования к ее объему а также определены обязанности аудитора.
Роль аудиторских комитетов в соответствии с этим Законом была существенно изменена, они из консультативного органа стали главным контролирующим органом корпораций. В исключительное ведение комитетов по аудиту были переданы все вопросы назначения внешних аудиторов, определения их гонораров, а также утверждение всех без исключения работ, которые поручаются аудиторам. Закон вводит жёсткое регулирование в отношении правил подготовки и аудита финансовой отчетности организаций-эмитентов.
Перечислим основные международные документы, содержащие требования к внешнему контролю качества аудита:
1) 8я Директива Совета ЕС от 10.04.1984 № 84/253/ ЕЕС, основанная на ст. 54 (3) ^) Договора о предоставлении разрешений лицам, отвечающим за проведение официальных аудитов бухгалтерских документов;
2) Стандарты МФБ по контролю качества:
- 18С)С 1 - «Контроль качества работы организаций, осуществляющих аудит и обзор финансовой информации за прошлые периоды, а также другие задания по подтверждению достоверности информации и оказанию сопутствующих услуг»: обязательные требования к структуре СВКК и обязанность документировать политику и процедуры, а также элементы СВКК;
- 1БА 220К «Контроль качества аудиторских проверок финансовой информации за прошлые периоды»;
3) Кодекс этики профессиональных бухгалтеров - членов МФБ;
4) БМО 1 «Контроль качества» (обязательства профессиональных объединений, входящих в состав МФБ).
Европейским союзом принята и вступила в силу вышеупомянутая 8я Директива Совета ЕС (далее - Директива), ст. 29 которой посвящена системе обеспечения качества и устанавливает следующие основополагающие принципы:
- действует для всех аудиторов;
- независима от аудиторов;
- находится под надзором соответствующей уполномоченной государством общественной или государственной структуры;
- подразумевает наличие финансовых и прочих ресурсов в объеме, достаточном для проведения аудита;
- предполагает наличие подготовки и профессионального опыта контролеров;
- подразумевает особую подготовку для контроля качества;
- исключает конфликт интересов между контролером и
- проверяемым аудитором.
Кроме того, предусматривается проверка всех процедур посредством выборочного контроля, в том числе:
- правильности применения методик аудита;
- соблюдения правил в отношении независимости;
- затрат времени и компетентности сотрудников;
- полученных гонораров.
Предусматривается также обязательность проведения проверки системы внутреннего контроля. Устанавливается, что контроль проводится не реже чем раз в шесть лет, исключение может быть сделано для общественно значимых компаний.
Общие результаты должны публиковаться ежегодно, при этом составляется отчетный доклад, в котором излагаются основные заключения по результатам контроля. Аудиторы должны в установленные (разумные) сроки выполнять на практике рекомендации, представленные по результатам контроля качества. И наконец, если аудитор не выполняет предписания по результатам контроля качества, к нему могут быть применены дисциплинарные санкции.
Статья 32 Директивы посвящена принципам, закладываемым в основу надзора со стороны соответствующей уполномоченной государством общественной или государственной структуры. В частности, устанавливается, что надзорная структура должна осуществлять контроль за аудиторами и принимать при необходимости соответствующие санкции. Система должна быть гласной, что предусматривает публикацию годового отчета и рабочей программы, и финансироваться без участия аудиторов.
Стратегически закрепляется решение о том, что надзор осуществляется во всех государствах - членах Европейского союза, под него подпадают все аудиторы, надзорные органы управляются специалистами, которые не являются аудиторами, но обладают знаниями в сфере обязательного аудита, а в структуре таких органов также участвуют специалисты, которые не являются аудиторами (судьи, юристы, представители науки, министерств, например Министерства юстиции, Министерства финансов, Министерства промышленности и торговли).
Надзорная структура отвечает за выполнение (контроль) следующих задач и функций (направлений):
- стратегия в сфере аттестации аудиторов и их регистрации;
- координация работы или утверждение стандартов применительно к профессиональной этике, внутреннему контролю аудиторских компаний и стандартов аудиторской деятельности;
- мониторинг в сфере повышения квалификации, обеспечение качества, судебные расследования и применение санкций.
В ст. 39-43 Директивы рассматриваются специфические особенности работы аудиторов структур общественного значения, в том числе устанавливается периодичность осуществления контроля качества в этих структурах - не реже чем раз в три года.
Для внедрения данных положений в странах Европейского еокш был установлен срок до июня 2008 г. - для обеспечения движения в едином направлении и достижения конечной цели гармонизации профессии.
Органы общественного надзора уже созданы, причем с законодательной базой, в 12 странах, т.е. примерно в половине из стран Еврозоны. Кроме того, образованы Европейская Группа надзорных органов в сфере аудита из представителей 12 стран под эгидой Европейской комиссии и Подгруппа по координации деятельности Органов общественного надзора В странах Европейского союза.
18()С 1 - это система контроля качества, применяемая аудиторскими организациями. Стандарт 18()С 1 касается правил профессиональной этики, принятых в МФБ. В то же время, если у аудиторских организаций есть собственные правила профессиональной этики, то ими и следует руководствоваться. Однако следует убедиться в том, что они соответствуют принципам МФБ, и, в частности, не являются более мягкими, чем правила МФБ.
Стандарт 18С)С 1 действует для всех аудиторов, работающих как на индивидуальных началах, так и в составе аудиторской организации. Цель принятия данного стандарта контроля качества в том, чтобы при проведении проверки качества можно было достоверно убедиться в том, что выполняются все профессиональные стандарты, соблюдаются все требования правовых и нормативных актов, отчеты об аудите адекватно соответствуют тем условиям, в которых проводилась аудиторская проверка, а также - результатам аудита
В стандарте определены правила и процедуры по следующим аспектам:
- ответственность руководства аудиторской компании за обеспечение должного качества проверки;
- правила профессиональной этики;
- заключение договоренности об аудиторской проверке и ее продление;
- трудовые ресурсы;
- выполнение аудиторской проверки;
- надзор за осуществлением контроля качества.
Стандарт 8МО 1 устанавливает обязательства профессиональных организаций, входящих в состав МФБ, в отношении контроля качества.
В этот стандарт вошли положения двух других стандартов МФБ:
- КА 220 (обеспечение качества аудиторских проверок);
- 15()С 1 (обеспечение качества внутренних процедур аудиторской организации и качества выполняемых ею аудиторских проверок).
В БМО 1 уточняются обязательства, которых должны придерживаться профессиональные объединения при проведении ими программ по контролю качества. Стандарт предусматривает следующее:
- контроль качества осуществляется в компаниях открытого типа;
- профессиональные объединения выбирают и обнародуют критерии, от которых зависят прочие типы сертификации, подпадающие под контроль качества;
- его действие распространяется или на аудиторские организации, или на аудиторов, входящих в их состав на правах партнеров.
Периодичность контроля и отбор аудиторских фирм осуществляется по принципу ротации или исходя из выявленных рисков. Для аудиторской организации проведение контроля установлено раз в три года, но при этом учитываются неудовлетворительные заключения по результатам контрольных проверок, а также периодичность проверки внутреннего контроля, действующего в аудиторской компании.
При проведении контроля предусматриваются определенные риски, если проверяются компании открытого типа или общественно значимые компании, а также если не соблюдаются правила в отношении независимости аудиторов или выявлены недостатки в системе внутреннего контроля аудиторской организации.
Проведение контроля качества предполагает:
- рассмотрение процедур в аудиторской организации;
- оценку профессиональной подготовки персонала;
- выборочный контроль процедур;
- выборочный анализ аудиторских проверок, в том числе анализ соблюдения аудиторских стандартов, оформления документации, соответствия мнения контролеров и заключений по завершении аудиторской проверки;
- обсуждение выявленных фактов и представленных рекомендаций;
- передачу рекомендаций и заключений для принятия надлежащих корректирующих мер.
Рассмотрим теперь, каким же образом осуществляется внешний контроль качества аудита в России. Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими в Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом (Минфином России), который может проводить такие проверки как своими силами, так и делегировать право. На их осуществление аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений. С 1 января 2009 г. требования по контролю качества регламентированы Законом об аудиторской деятельности, кроме того, разработана Методика по осуществлению контрольных процедур.
Плановая внешняя проверка качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора осуществляется не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год.
Внешний контроль качества аудита преследует две основные цели: укрепление доверия к аудиторской профессии в обществе и проверку соответствия выполненного задания действующим нормативным требованиям с точки зрения:
- соблюдения лицензионных требований;
- правил профессиональной этики в отношении независимости и профессионального поведения;
- организации работ;
- планирования аудита;
- отражения результатов проверки в документации аудитора;
- наличия контроля со стороны руководства и ведущих специалистов;
- необходимого уровня компетенции аудитора;
- адекватной оценки для получения уверенности, что не будет отношений с клиентами, характеризующимися неприемлемо высокой степенью риска;
- получения консультаций в специальных случаях.
С целью обеспечения единого подхода профессиональных аудиторских объединений (ПАО) к организации и осуществлению контроля за соблюдением аудиторами правил (стандартов) профессиональной деятельности и профессиональной этики Советом по аудиторской деятельности при Минфине России одобрено Временное положение об организации и осуществлении контроля за соблюдением аудиторами правил (стандартов) профессиональной деятельности и профессиональной этики.
Предметом внешнего контроля аудиторов является соблюдение аудиторами требований законодательных актов в области аудиторской деятельности, правил (стандартов) аудиторской деятельности, Кодекса этики аудиторов России.
Внешний контроль аудиторов осуществляется не чаще одного раза в три года, если иная периодичность не установлена аудиторским объединением.
Внешнему контролю подлежат все аудиторы, работающие (работавшие в период, за который осуществляется контроль) в проверяемой аудиторской организации (у проверяемого индивидуального аудитора) независимо от их членства в аудиторском объединении. Контроль аудиторов проводится по Типовой программе (см. табл. 3.4).
Процедура контроля и ее результаты подлежит документированию. До начала проверки на основании запроса контролером от руководства аудиторской организации получается письменное подтверждение в отношении всех аудиторов, работающих и работавших в аудиторской организации в период, подвергающийся проверке, о наличии (отсутствии) обоснованных и документально подтвержденных претензий к качеству их работы. По результатам внешнего контроля составляется «Лист оценки профессиональной деятельности аудитора» типовой формы, которая приведена в приложении к данному документу.
Информация о результатах внешнего контроля:
1) по аудитору, являющемуся членом аудиторского объединения, осуществившего внешний контроль, - включается в материалы (досье) данного аудиторского объединения;
2) по аудитору, являющемуся членом других аудиторских объединении, - направляется в другие объединения, членом которых является аудитор;
3) по аудитору, являющемуся членом аудиторского объединения, осуществившего внешний контроль, а также членом других аудиторских объединений, - включается в материалы (досье) аудиторского объединения, осуществившего внешний контроль, и направляется в другие объединения, членом которых является аудитор;
4) по аудитору, не являющемуся членом ни одного аудиторского объединения, - направляется в Минфин России в случае выявления существенных нарушений.
Типовая программа организации и осуществления контроля за соблюдением аудиторами правил (стандартов) профессиональной деятельности и профессиональной этики
1 Является ли аудитор членом хотя бы одного профессионального аудиторского объединения (далее - аудиторское объединение) Определяется по членскому билету, предъявляемому аудитором и/или реестрам членов аудиторских объединений
2 Вел ли аудитор аудиторскую деятельность в течение двух календарных лет подряд, предшествовавших году проверки Определяется на основе представляемых аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) трудовых книжек, должностных обязанностей специалистов, трудовых договоров, гражданско-правовых договоров с аудиторами, распорядительных и иных документов, подтверждающих участие аудитора в проведении аудита или выполнении другой работы в аудиторской организации
3 Соблюдает ли аудитор в своей профессиональной деятельности требования ФПСАД Определяется в процессе проверки в аудиторской организации порядка составления рабочей документации. Считается, что аудитор соблюдает требования ФПСАД, если в процессе контроля не обнаружены конкретные, документально подтвержденные факты нарушения этого требования, и аудиторская организация (индивидуальный аудитор), в которой работает аудитор, не имеет документально подтвержденных претензий к аудитору по данному вопросу
4 Соблюдает ли аудитор требования независимости, установленные ст. 12 Закона об аудиторской деятельности Определяется в процессе оценки соблюдения требования независимости аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), в которой работает аудитор, а также на основании подписанных аудитором заявлений о независимости. Считается, что аудитор соблюдает требование независимости, если в процессе контроля не обнаружены конкретные, документально подтвержденные факты нарушения аудитором этого требования, и не имеется доказанных претензий к аудитору по данному вопросу
5 Соблюдает ли аудитор требования в отношении аудиторской тайны, установленные ст. 8 Закона об аудиторской деятельности Определяется путем запроса аудиторской организации, в том числе о подписании аудитором соответствующего заявления. Считается, что аудитор соблюдает требования в отношении аудиторской тайны, если в процессе контроля не обнаружены конкретные, документально подтвержденные факты нарушения этого требования, и со стороны аудиторской организации (индивидуального аудитора), в которой работает аудитор, или от клиентов не было доказанных претензий к аудитору по данному вопросу
6 Соблюдает ли аудитор требование о ежегодном повышении квалификации, установленное ст. 15 Закона об аудиторской деятельности Определяется на основе представляемых аудиторам сертификатов прохождения повышения квалификации
7 Соблюдает ли аудитор порядок в отношении представления в аудиторское объединение сведений о соблюдении им требования о ежегодном повышении квалификации, установленное п.м 54 Временного положения о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 12.09.2002 №93н Определяется по отметке на оборотной стороне квалификационного аттестата аудитора
8 Соблюдает ли аудитор Кодекс этики аудиторов Определяется путем запроса аудиторской организации. Считается, что аудитор соблюдает Кодекс этики аудиторов России, если в процессе контроля не обнаружены конкретные, документально подтвержденные факты нарушения профессиональной этики
9 Имелись ли в проверяемый период факты подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудита Определяется путем запроса аудиторской организации
10 Признавались ли в проверяемый период аудиторские заключения, подписанные аудитором, заведомо ложными Определяется путем запроса аудиторской организации в отношении фактов признания в проверяемый период аудиторских заключении заведомо ложными
И Имелись ли в проверяемый период приговоры суда, предусматривающие наказание в виде лишения права аудитора заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока Определяется путем запроса аудиторской организации (индивидуального аудитора)
По официальным данным Минфина России в 2007 г. Я рамках системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов проведено 577 проверок. По экспертной оценке данными проверками были охвачены порядка 11% всех аудиторских организаций, которые фактически вели аудиторскую деятельность, или 17% аудиторских организаций, являющихся членами аудиторских объединений. В 2007 г. внешние проверки качества работы индивидуальных аудиторов не Проводились.
Как и ранее, абсолютное большинство внешних проверок качества в 2007 г. проведено в малых аудиторских организациях (около 70%). При этом лишь 16% проверенных аудиторских организаций проводили аудит бухгалтерской отчетности общественно значимых организаций (кредитных и страховых организаций, организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованном финансовом рынке, др.). Проверками были охвачены аудиторские организации, расположенные во всех федеральных округах.
Из общего количества внешних проверок качества работы 97% являлись плановыми, 3% - проведены по поручениям Минфина России и на основании поступивших в аудиторские объединения жалоб.
По результатам проведенных в 2005-2007 гг. внешних проверок качества работы аудиторских организаций аудиторскими объединениями выданы 1263 сертификата качества. Иными словами, аудиторскими объединениями подтверждено качество работы 38% аудиторских организаций, являющихся членами этих объединений.
Наиболее существенные недостатки в работе аудиторских организаций выявлены проверками, а также экспертами в проведении аудита бухгалтерской отчетности и соблюдении независимости и профессиональной этики. Анализ результатов проведенных проверок, а также экспертных мнений позволяет считать данные недостатки типичными, требующими особого внимания со стороны аудиторских организаций и аудиторов.
С точки зрения соблюдения требований ФПСАД в части проведения аудита бухгалтерской отчетности, отмечаются следующие наиболее существенные недостатки:
1) низкое качество рабочей документации аудитора, не позволяющее, среди прочего, составить представление об
обоснованности профессиональных суждений, выводов и заключений (ФПСАД № 2);
2) недостаточность аудиторских процедур в отношении информации, раскрываемой аудируемым лицом в бухгалтерской отчетности вне бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета об изменении капитала и отчета о движении денежных средств (ФПСАД № 1,3, 5);
3) непредставительность аудиторской выборки, принимаемой при проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности (ФПСАД № 16);
4) неадекватность принятого уровня существенности (ФПСАД №4);
5) отсутствие факта или документального свидетельства привлечения экспертов для рассмотрения вопросов, выходящих за рамки компетенции и профессиональных знаний аудитора (ФПСАД № 3,5, 7);
6) отсутствие или недостаточность аудиторских процедур в отношении применимости допущения непрерывности деятельности аудируемого лица; ориентация аудиторских процедур в отношении применимости допущения непрерывности деятельности аудируемого лица исключительно на благоприятное развитие событий (ФПСАД № 11);
7) отсутствие факта или документального свидетельства рассмотрения соблюдения аудируемым лицом требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ФПСАД № 14);
8) отсутствие или недостаточность аудиторских процедур в целях выявления случаев коррупции (ФПСАД № 14);
9) недостаточность принимаемых мер по осуществлению внутреннего контроля качества проведения аудита, а также недостаточность свидетельств конкретных процедур внутреннего контроля качества проведения аудита (ФПСАД №7).
В целях повышения качества аудита бухгалтерской отчетности организаций, руководствуясь Законом об аудиторской деятельности и Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180, Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, рекомендовал аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам и аудиторам
При проведении аудита годовой бухгалтерской отчетности ЯП 2008 г. обратить особое внимание на то, что имевшие место N 2008 г. события на финансовом рынке, а также текущая экономическая ситуация оказали или могут оказать влияние щ деятельность и бухгалтерскую отчетность организаций, что, в свою очередь, может иметь последствия для организации и осуществления аудита указанной отчетности. Могут значительно возрасти обычные аудиторские риски, а также Возникнуть новые аудиторские риски. В связи с этим необходимо учесть возможное влияние текущей экономической ситуации на планирование аудита, рассмотрение аудитором ошибок и недобросовестных действий, внутренний контроль, аудиторские процедуры по существу и взаимодействие с представителями собственников.
Аудиторская организация, аудитор обязаны : 1) проходить внешний контроль качества работы , в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию; 2) участвовать в осуществлении СОА, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.
Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляют СОА в отношении своих членов. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных унитарных, муниципальных унитарных предприятий и организаций, где более 25% в уставном капитале принадлежит государственной собственности, кроме СОА может осуществлять также Минфин РФ.
Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.
Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации этого контроля регулируются федеральными стандартами аудиторской деятельности. СОА в соответствии с этими принципами осуществления внешнего контроля качества работы и требованиями к его организации устанавливает правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы своих членов, определяющие, в частности : 1) формы внешнего контроля; 2) сроки; 3) периодичность проверок, в том числе проверок, осуществляемых членами СОА в отношении других членов этой организации. Плановая внешняя проверка качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора проводится не реже 1 раза в 5 лет , но не чаще 1 раза в год. Плановые внешние проверки качества работы каждой аудиторской организации, проводящей обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных унитарных, муниципальных унитарных предприятий и организаций, где более 25% в уставном капитале принадлежит государственной собственности, осуществляются :
- - СОА, членом которой является такая аудиторская организация, не реже 1 раза в 3 года , но не чаще 1 раза в год начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций;
- - Минфином РФ не чаще одного раза в два года начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций.
Основанием для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора может быть поданная в СОА или Минфин РФ жалоба на действия (бездействие) аудиторской организации, индивидуального аудитора, нарушающие требования законодательства об аудиторской деятельности.
Аудиторская организация должна постоянно работать над тем, как снизить свои издержки, в том числе затраты времени на проверку, не снижая в то же время качества. Возможность организовать работу по созданию и совершенствованию нормативной базы аудиторских проверок дают сетевые методы . Они открывают возможность объективной оценки работы исполнителей и структурных подразделений .
Включение в сетевую модель всех аудиторских процедур, предусмотренных в программе аудиторской проверки, позволяет достичь комплексности планирования. Одним из важнейших понятий сетевых методов является критический путь -- это такая последовательность взаимосвязанных работ и событий, которая имеет наибольшую продолжительность во времени, так как именно он является основой оптимизации планов, координации, контроля работ. Сетевые методы включают также ряд процедур, обеспечивающих управление на всем протяжении производственного процесса. Эти процедуры предусматривают регулярное поступление от исполнителей информации о ходе проведения аудиторских процедур и о возможных изменениях их оценок или содержания. В соответствии с поступающей информацией сетевая модель периодически уточняется и, следовательно, соблюдается принцип непрерывности планирования. Таким образом, на основании программы, согласованной между сторонами, определяют объем работ, стоимость услуг, что оформляется 2 документами: договором и протоколом о согласовании договорной цены. Договор может составляться на долгосрочное аудиторское обслуживание (1-3 года) и разовое выполнение определенного вида работ, в частности аудиторской проверки.