Популярные лозунги. Конкурс слоганов «мир во всем мире. О растительном и животном мире

Урок № 2 Поурочное планирование урока литературы в 10 классе.
Тема: Творчество А.С.Пушкина. Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества.
Цели:

Раскрыть своеобразие пушкинской эпохи, в котором происходило становление поэта; подготовить учащихся к усвоению нового материала;

Развивать логическое мышление, речевой этике, умение рассуждать, анализировать, давать полные ответы;

Воспитывать интерес к жизни и творчеству поэта.


Оборудование: портрет А.С.Пушкина, книги о его жизни и деятельности.
Ход урока:
I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний: расскажите о романтическом движении начала 19 века.

III. Работа по теме урока:

1. Слово учителя:

А.С. Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал символом русской духовной жизни.

Каждое новое поколение утверждает свое понимание поэта, видя в нем современника. Пушкина изучают, о нем спорят, его боготворят или отвергают. По словам Аполлона Григорьева, «Пушкин – наше все – представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин – пока единственный полный очерк нашей народной личности…».

Гений Пушкина универсален. Но первая «тропа» к Пушкину, первая ступень познания его как «чрезвычайного явления русского духа» пролегает через литературу. Пушкин, названный В.Ф. Одоевским «солнцем нашей поэзии», - создатель «солнечной системы» русской литературы.
2. Беседа:

Что вы знаете об эпохе, в которой жил и творил А.С. Пушкин?

Какие произведения поэта вы знаете?

Какие пушкинские герои особенно любимы вами? Почему?

В чем секрет очарованности Пушкиным?

Какие основные мотивы пронизывают творчество Пушкина? (любовь и дружба, биографические факты).

Какие главные темы пушкинской лирики? (Творчество, поэта и поэзии, природы, историческая тема, философская лирика).
3. Самостоятельная работа: викторина.

Какое стихотворение А.Пушкина первым появилось в печати? («К другу-стихотворцу» в «Вестнике Европы! в 15 лет).

К какому произведению эпиграфом была взята пословица: «Береги честь смолоду? («Капитанская дочка»).

Назови произведения, в которых имя главной героини – Мария. («Капитанская дочка», «Метель», «Дубровский», «Выстрел»).

Каким было отчество Татьяны Лариной? (Дмитриевна).

Кто «острижен по последней моде, как денди лондонский одет» (Онегин).

- «дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива» (Татьяна).

- «всегда скромна, всегда послушна, всегда, как утро, весела» (Ольга).

- «красавец в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт» (В. Ленский).

Какие кинофильмы сняты по произведениям Пушкина? («Метель», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Дубровский», сказки (мультфильмы).


4. Сообщение учеников о детских и юношеских годах жизни А.С. Пушкина.

5. Основные периоды жизни и творчества А.С. Пушкина (составление хронологической таблицы):

1813 – 1816 гг.: время выбора пути; формирование Пушкина как поэта под воздействием творчества Державина, Карамзина, Радищева, Жуковского.

Петербургский период (1717 – 1820 гг.): романтизм, декабристские настроения, свободолюбивая лирика.

Творчество второй половины 20-х годов (1826 – 1830 гг.): верность идеалам декабристов «В Сибирь», «Арион», «Анчар».

Болдинская осень (1830 г.): вершина творчества Пушкина. Завершение работы над «Евгением Онегиным», «Повести Белкина», философская лирика.

Творчество 30-х годов (1831 – 1836 гг.)6 реалистическая проза, философское осмысление истории. «Капитанская дочка».
6. Своеобразие пушкинской эпохи (сообщение читает заранее подготовленный ученик):

Первые стихотворения поэта датированы 1813 г. Для Росси это время патриотического подъема после победы в Отечественной войне 1812 года.

В лицее Пушкиным было написано более 130 произведений. Широта поэтического взгляда, разнообразие чувств и настроений, чуткость поэтического слуха, стремление к гармонии отразились уже в ранних стихах.

После окончания лицея юный Пушкин поступил на государственную службу – в Коллегию иностранных дел. Петербургский «большой свет» поразил массой новых впечатлений: знакомство с Чаадаевым, участие в работе литературно – театрального общества «зеленая лампа» и Вольного общества любителей российской словесности.

В лирике периода южной ссылки ведущее место принадлежало романтическим жанрам: элегия «Погасло дневное светило…», «Я пережил свои желанья…»; балладе «Песнь о вещем Олеге»; поэмы «Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Цыгане».

Пушкин преобразил русскую романтическую поэзию; она была проникнута духом бунтарства. Герой пушкинских поэм – гордый, независимый человек в конфликте с окружающей действительностью; человек, стремящийся к свободе.

Пушкиным созданы великолепные образы любовной лирики, в которых отразились чувства поэта к Ризнич, Собаньской, Воронцовой. Граф Воронцов, в чьем распоряжении находился Пушкин в Одессе, постарался избавиться от него. Полиция вскрыла одно из писем Пушкина, содержавших неосторожные выражения. Пушкин был аристован. Южная ссылка закончилась для него предписанием ехать в родовое имение Михайловское Псковской губернии.

В Михайловском его ждала настоящая ссылка. ОТ имени царя ему объявили страшное обвинение в атеизме и растлевающем воздействии на умы молодежи. За Пушкиным был установлен двойной надзор: полицейский и церковный. Поэт был лишен свободы передвижения. С внешним миром его связывала интенсивная переписка и дружба с соседями – с помещицей села Тригорское П.А. Осиповой и ее дочерьми.

Москва наполнилась шпионами. В такую атмосферу вернулся Пушкин после ссылки. Поэт был оторван от лучших людей своего поколения.

Поэт создавал новые жанры, создавал новаторские произведения, осваивал новые темы. Все было подвластно его таланту.

Для любовной лирики этого периода характерен утонченный психологизм «Я помню чудное мгновенье», «Сожженное письмо», «Признание». Поэт создает в Михайловском реалистические произведения: «Евгений Онегин», «Борис Годунов», в которой отражены размышления о соотношении истории и личности, народа и власти.

Важной проблемой Пушкин считал выдвинутую декабристами проблему народности литературы. Задачу народности поэт понимал не только как обращение к народному языкеу и темам из родной истории, но и как изучение народной психологии, национального склада души, особенностей народного менталитета. Пушкин считал, что эти черты явственнее выражаются в фольклоре. Он записывает сказки Арины Родионовны, ходит по ярмаркам и записывает народные песни, изучает фольклор других народов.

В Михайловском Пушкин получил известие о смерти царя Александра I, о событиях на Сенатской площади 14 декабря 1825 г., о следствии над участниками восстания, проводившимся новым царем – Николаем I. Эти события не могли не повлиять на судьбу опального поэта. В сентябре он был вызван в Москву для разговора с царем.

Разговор переменил судьбу Пушкина: он был возвращен из ссылки, ему разрешили жить в Москве, а в 1827 г. – и в Петербурге. Николай I с уважением отнесся к откровенности Пушкина, заявившего, что если бы он был бы в Петербурге 14 декабря 1825 г., то вышел бы на Сенатскую площадь.

Размышления о современности, о перспективах нового царствования привели поэта к теме Петра I «Стансы», в которых призвал Николая I: «во всем будь пращуру подобен», неоконченный исторический роман «Арап Петра Великого», поэма «Полтава».

Во второй половине 20-х готов 19 века усиливается интерес Пушкина к философской проблематике «Поэт», «Поэт и толпа»; размышляет также над темой поэта и поэзии «Анчар», «Дар напрасный, дар случайный», «Брожу ль я вдоль улиц шумных…».

Болдинская осень – короткий, но самый плодотворный период в творчестве Пушкина. За три месяца он написал столько, сколько создал за предшествующее десятилетие. В Болдинскую осень созданы «Повести Белкина», «Евгений Онегин», «Сказка о попе и работнике его балде», «История села Горюхино», около 30 стихотворений.

30-е годы 19 века были неблагоприятны для Пушкина, несмотря на его женитьбу на Н.Н.Гончаровой (1831), несмотря на восстановление на государственной службе. В конце 1833 года царь пожаловал Пушкину придворное звание камер-юнкера, которое поэт счел для себя оскорбительным.

Пушкин постоянно испытывал психологический дискамфорт. Неблагоприятной была и литературная атмосфера этого времени. Многие его произведения не имели успеха. В печати началась травля Пушкина, его давним недругом и писателем Булгариным. В последние годы творчества Пушкина трещина в его отношениях с современной литературой достигла угрожающих размеров.

Пушкин следовал своему призванию, стремился стать духовным вождем русского дворянства. Весной 1833 г. он собрал материалы о Пугачевском бунте; работал над созданием романа «Дубровский», в котором впервые показал крестьянское восстание.

Вторая Болдинская осень (1833 г.) – ознаменована созданием философских произведений «Пиковая дама», «О рыбаке и рыбке», «О мертвой царевне и семи богатырях», «Осень».

Две последние грани творчества в последние годы жизни Пушкина (1834 – 1836) – философская лирика «Пора, мой друг, пора…», «Вновь я посетил…» и роман «Капитанская дочка».

Обстановка вокруг поэта и его семьи обострялась. Светские сплетни и интриги приблизили «последний акт» жизненной драмы. 25 января 1837 года состоялась дуэль Пушкина с Дантесом, на которой поэт был смертельно ранен. 29 января (10 февраля) он скончался. Проститься с великим поэтом пришли тысячи людей. Ночью 3 февраля гроб с телом Пушкина был тайно вывезен из Петербурга в Святые Горы Псковской губернии. 6 февраля поэта похоронили в Святогорском монастыре, недалеко от Михайловского.

IV. Итог урока: подумайте над смыслом высказывания Г.В.Белинского: «Читая Пушкина, можно великолепным образом воспитать в себе человека». Попробуйте поразмышлять над этой темой. Назовите этапы творчества Пушкина.


V. Домашнее задание:

2) письменно сопоставить основные темы лирики Пушкина с каким – либо его стихотворением.
VI. Оценки.

В каждой национальной литературе есть имена, являющиеся свидетельством ее вершины, дающие на века этой литературе духовно-эстетический материал. В Италии - Петрарка, в Англии –Шекспир, во Франции- Расин, в Германии – Гете, а в России – Пушкин. Особенностью таких писателей является их «вечная современность» .

Эпоха Пушкина: К концу 20 -х годов популярность Пушкина стала меркнуть. Это связано с поражением восстания декабристов. Надежды и упования на возможность переустройства общественнополитической жизни целого поколения были расстреляны картечью 14 декабря 1825 года. За разгромом последовали аресты, осуждения.

Времена, последовавшие за разгромом восстания, были ужасны. «Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться в своем горестном положении порабощенного и гонимого существа» . А. И. Герцен

Для сохранения основ государственности и укрепления центральной власти были необходимы жесткие меры, зачастую приводившие к тотальному уничтожению очагов свободомыслия, подавления смуты. Было создано 3 отделение канцелярии императорского величества под управлением шефа жандармов А. Х. Бенкендорфа. Распространилась и узаконилась слежка, подслушивание. Москва, по воспоминаниям поэта, наполнилась шпионами.

В такую атмосферу вернулся Пушкин после ссылки. Он не узнал общества – ни московского, ни петербургского. Поэт был оторван от лучших людей своего поколения. Многие из близких друзей томились в каторжных нарах Сибири.

В это время поэту надо было найти свое место и быть верным своим идеалам. Пушкин пытался наладить тесную связь с журналом «Московский телеграф» , где сотрудничали молодые поэты. Однако присмотревшись, отошел от них. В эти годы публика стала встречать его менее восторженно. Им восхищались, его читали, почитали, но к концу десятилетия отток интереса стал заметен.

Это происходило потому, что Пушкин стал создавать реалистические произведения, читающая публика была не готова к этому. Выйдя на широкий простор реалистического творчества, поэт не подтверждал, а разрушал созданный читательской аудиторией его образ, который не соответствовал ожиданиям публики.

Поэт создавал новые жанры, истинно новаторские произведения, вводил новых героев, осваивал новые темы. Он охватил своим взором бесконечные пространства родной земли, вникал в быт, нравы, психологию, мироощущения своих современников, людей разных сословий и характеров. Все это было подвластно его таланту, его фантазии, художественной мысли, безгранично властвовавшей над миром былого и современной ему действительности.

«Пушкин ушел настолько далеко вперед от своего времени, что современникам стало казаться, что он от них отстал» . Ю. Лотман

Конспект урока литературы 10 класс

Тема. Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества

Но жив талант, бессмертен гений!

Ф.Н.Глинка

Цели: познакомить с жизнью и творчеством А.С. Пушкина; раскрыть своеобразие пушкинской эпохи.

Задачи:

образовательная: работать над выразительным чтением стихотворений; отра ботать умения и навыки работы над анализом лирического текста.

развивающая: способствовать развитию монологической речи (выступать с сообщениями на литературную тему); способствовать развитию выразительного чтения лирических и художественных произведений А.С.Пушкина; способствовать развитию творческой инициативы; развитию памяти и воображения.

воспитывающая : воспитывать такие качества, как усидчивость, работоспособность, самостоятельность; воспитывать и развивать коммуникативную культуру; воспитывать положительное отношение к учебной деятельности.

Оборудование:

- портрет А.С. Пушкина; книги о его жизни; высказывания его современников о нем; презентация .

Ходурока

Организационный момент (1мин.)

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Записать число, тему урока и эпиграф.

Вступительное слово (2 мин.)

Ребята, сегодня мы с вами вновь встречаемся с Пушкиным. Почему «вновь»? С Пушкиным мы знакомы с детства. Его творчество сопровождает нас всю жизнь, потому что нет такого жизненного важного вопроса, на который мы не нашли бы ответ в его стихах. Пушкин один для всех, но каждый может назвать его «мой Пушкин» и рассказать, что именно его привлекает в поэте.

Проверка домашнего задания (7 мин.)

Рассказать о периодах русской литературы 19 века

I период (1801-1825)

II период (1826-1842) литература 30-х годов

III период (1842-1855)

IV период (1855-1868)

V период (1869-1881)

VI период (1882-1895)

VII период (1895-1904)

Рассказать о основных темах и проблемах литературы 19 века.

Повторение изученного (7 мин.)

Обсуждение вопросов

Что вы знаете об эпохе, в которой жил и творил А.С. Пушкин?

Какие произведения А.С. Пушкина вы знаете?

Каковы главные темы пушкинской лирики?

Какие основные мотивы пронизывают творчество А.С. Пушкина?

Работа над литературными понятиями (8 мин.)

Лирика - это род литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных (единичных) состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами. Чувства, переживания не описываются, а выражаются. Характерные особенности лирики - стихотворная форма, ритмичность, отсутствие фабулы, небольшой размер, ясное отражение переживаний лирического героя. Слово «лирика» греческого происхождения, но не имеет прямого перевода. В Древней Греции стихотворные произведения, изображающие внутренний мир чувств и переживаний, исполняли под аккомпанемент лиры, так и появилось слово «лирика».

Слайд 2

Друзья мои, прекрасен наш союз!

наставники Родители: Сергей Львович Надежда Осиповна Няня – АринаРодионовна Дядька – НикитаКозлов Друг семьи – поэт В.А.Жуковский друзья Иван Пущин Антон Дельвиг Вильгельм Кюхельбекер Пётр Чаадаев Павел Нащокин Александр Толстой Где б ни был я: в огне ли смертной битвы, При мирных ли брегах родимого ручья Святому братству верен я. А.С.Пушкин «Разлука» (1817)

Слайд 3

«Пушкин как человек и как художник – символ русской духовной жизни»

Творчество Пушкина - это стремительное движение, развитие, тесно связанное с его судьбой, с общественно-идеологической и литературной жизнью России в первой трети XIX в. Пушкин не имеет двух биографий - биографии обычной, житейской и биографии писательской. Он являет собой пример единства человека и поэта. Жизнь и поэзия сливались у него в одно целое. Факты жизни становились у Пушкина фактами творчества. В свою очередь, поэзия определяла его судьбу.

Слайд 4

Хронологическая таблица с указанием центральных произведений определенного периода

Детство поэта 1799-1811 Лицейские годы 1811-1817 Жизнь в Петербурге 1817-1820 Южная ссылка 1820-1824 Михайловское 1824-1826 Возвращение из ссылки 1826-1830 Болдинская осень 1830 Петербург 1831-1833 Последние годы, дуэль 1834-1837

Слайд 5

Детство поэта (1799-1811)

  • Слайд 6

    Отец поэта – отставной военный, был старинного рода, но не богат и не слишком удачлив в службе и чинах. Он был, что называется, «светский человек» , острослов, страстный любитель поэзии, «нрава пылкого и до крайности раздражительного». Мать Пушкина была внучкой знаменитого Ибрагима Ганнибала. Она была красива. Характер имела самый неровный, с резкими сменами настроений. Любимцем ее был младший сын Лев. В Александре мать раздражало все: упрямство, неповоротливость, его непонятная сложность.

    Слайд 7

    Арина Родионовна. Няня поэта. Именно она была той женщиной, которая дала Александру так недостававшие ему материнскуюлюбовь и ласку. Это она познакомила его с прекрасным миром поэтического народного вымысла. «…Ты, детскую качая колыбель, мой юный слух напевами пленила и меж пелен оставила свирель, которую сама заворожила.» « Наперсница волшебной старины…» (1822)

    Слайд 8

    Лицейские годы (1813 – май 1817)

    Первый период творчества - время поэтического самоопределения Пушкина, время выбора пути. Первые стихотворения Пушкина датированы 1813г. За следующие три года написано свыше 130 произведений. В 1814г. журнал "Вестник Европы" публикует первое стихотворение Пушкина - "К другу стихотворцу". В январе 1815 г. юный поэт в присутствии Державина читает своё стихотворение "Воспоминания в Царском Селе". Пушкин буквально порвался в литературу. Им заинтересовались В.А. Жуковский и К.П. Батюшков. Его "благословил" Г.Г. Державин, которого в те годы считали живым классиком русской поэзии. Поддержал юного поэта и дядя -В.Л. Пушкин. В 1815 г. Жуковский назвал Пушкина "надеждой нашей словесности", увидел в нем "будущего гиганта", но подчеркнул, что он пока еще "бродит около чужих идей и картин". Пушкин - гениальный ученик. Он быстро встал вровень с учителями. Юный поэт многолик, переменчив. Он то радовался, наслаждался жизнью, то грустил и хандрил. Его тянуло к вину и женщинам, к бесшабашной вольности дружеских пирушек и пышном мишуре балов, то к книгам, уединению и творчеству.

    Слайд 9

    Петербургский период (июнь 1817 - начало май 1820).

    Слайд 10

    Период южной ссылки (май 1820 - июль 1824).

    После окончания лицея, поступив на государственную службу - и Коллегию иностранных дел, Пушкин жил в Петербурге. В атмосфере петербургского вольномыслия формируется его мировоззрение. Поэт дружит с Чаадаевым, сближается с членами тайного «Союза благоденствия» Н.И. Тургеневым и Ф.Н. Глинкой, участвует в работе литературно-театрального общества "Зеленая лампа" и Вольного общества любителей российской словесности. Под непосредственным влиянием идей участников «Союза благоденствия» написаны стихотворения "Вольность" (1817) и «Деревня» (1819). Молодым порывом вольного сердца продиктовано послание "К Чаадаеву" (1818). Все эти стихи распространялись в рукописях, их читали, обсуждали, переписывали. Поэзия петербургского периода - решающий этап в формировании оригинального поэтического стиля Пушкина.

    Слайд 11

    Период южной сылки (май 1820 - июль 1824). Поворотный этап в жизни и творчестве Пушкина. Изменился его жизненный статус: оставаясь чиновником, он превратился в опального дворянина, поэта-изгнанника. Сроков службы вдали от Петербурга установлено не было - ссылка легко могла стать бессрочной. Ссылка не отрезвила его, не заставила покаяться и смириться. Пушкин в период южной ссылки - яркий поэт-романтик. Ведущее положение в "южной" лирике Пушкина заняли романтические жанры: элегия и дружеское стихотворное послание. Привлекал его и жанр романтической баллады ("Песнь о вещем Олеге"). Внутренний мир опального поэта особенно полно раскрылся в элегиях. Элегии "Погасло дневное светило...", "Мне вас не жаль, года весны моей...", "Я пережил свои желанья..." - как бы романтические эпиграфы к новой главе творческой биографии Пушкина В мае 1823..Г., в Кишиневе, началась работа над романом в стихах «Евгений Онегин". В июле 1823 г. Пушкина перевели в Одессу в распоряжение графа М.С. Воронцова. Пушкин испытал здесь сильные и памятные любовные увлечения Амалией Ризнич и Каролиной Собаньской, могучую страсть к Е.К. Воронцовой. За год с небольшим он нажил себе врага в лице Воронцова. Стараниями Воронова поэт был отправлен в отставку "за дурное поведение" и атеизм, усмотренный в одном из перехваченных частных писем. Пушкин получил предписание ехать в родовое имение Михайловское Псковской губернии.

    Слайд 12

    Ссылка в Михайловское (август 1824 - сентябрь 1826).

    В эти годы Пушкин по-прежнему изгнанник, хотя его статус существенно изменился. За ним установили двойной надзор: полицейский и церковный. Никаких сроков ссылки не было оговорено. Попытка выехать из Михайловского под предлогом болезни к успеху не привела. Пушкин оказался фактически вычеркнутым из жизни. Только тесная дружба с помещицей села Тригорское П.А. Осиповой и ее дочерьми и интенсивная переписка связывали поэта с внешним миром. В Михайловском Пушкин получил известие о внезапной смерти своего гонителя Александра I. Дошли слухи о событиях на Сенатской площади 14 декабря 1825 г В сентябре 1826 г. он был вызван в Москву для разговора с царем. Пушкин устремился к неизвестному и неизведанному. Осознав исчерпанность художественной системы романтизма, он двигался к новым принципам изображения человека и действительности, которые позднее были названы реалистическими. Меняется стиль любовной лирики - слово поэта точно Фиксирует психологическую уникальность его переживаний ("К***" ("я помню чудное мгновенье "), "Сожженное письмо", "Под небом голубым страны своей родной...", "Признание Веха в творческом самоопределении Пушкина-реалиста - историческая трагедия "Борис Годунов", законченная 7 ноября 1825 г.

    Слайд 13

    Творчество конца 20-ых годов, (сентябрь 1826 - начало сентября 1830).

    Хронологические рамки этого периода определены двумя важными событиями в жизни Пушкина. Первое - разговор с Николаем 1 в Москве 8 сентября 1826 г., переменивший его судьбу. Пушкин был возвратен из ссылки, ему разрешили жить в Москве, а в 1827 г. и в Петербурге. Второе событие - приезд в родовое имение Болдино для устройства имущественных дел накануне женитьбы на Н.Н. Гончаровой. Прощенный царем, он не склонил "гордой головы" перед ним. Рискуя навлечь гнев Николая I, Пушкин послал в Сибирь, на каторгу слова привета, участия и надежды (стихотворения "И.И. Пущину" и "Во глубине сибирских руд..."). Размышления о современности, о перспективах нового царствования привели поэта к теме Петра I («Стансы», неоконченный исторический роман "Арап Петра Великого", поэма "Полтава"). "Полтава" (1828) - единственная историческая поэма Пушкина - крупнейшее произведение, написанное во второй половине 1820-х гг.

    Слайд 14

    Вторая половина 1820-х гг. - время создания многих лирических шедевров-отмечена высоким уровнем творческого самосознания Пушкина. Размышления о поэте в стихотворениях "Поэт" (1827), "Поэт и толпа" (1828) и «Поэту»). Усилился интерес Пушкина к философской проблематике: написаны стихотворения "Воспоминание" ("Когда для смертного умолкнет шумный день..."), "Дар напрасный, дар случайный», "Предчувствие", Утопленник", "Анчар" (все - 1828) «Дорожные жалобы". В неустроенной жизни Пушкина в конце 1820-х гг. появился новый мотив: поиск дома, семьи, общества близких людей, - он жаждал того, чего был лишен с детства. В декабре 1828 года на балу у московского танцмейстера Иогеля он встретил Н.Н. Гончарову и 1 мая 1829 г. сделал ей предложение, однако родители красавицы дали неопределенный ответ. В мае - сентябре 1829 г., не получив разрешения царя, Пушкин совершил самое большое путешествие после южной ссылки - на Кавказ. В апреле 1830 г. Пушкин сделал повторное предложение Н.Н. Гончаровой. На этот раз оно было принято.

    Слайд 15

    Болдинская осень (1830).

    Короткий, но самый плодотворный период в творчестве Пушкина. Количество написанного им за три месяца вынужденного затворничества (из-за холерных карантинов) сопоставимо с результатами творческого труда за предшествующее десятилетие. Пушкин создал совершенно разноплановые произведения - и по содержанию и по форме. Первыми были прозаические "Повести покойного Ивана Петровича Белкина", написанные в сентябре - октябре. Параллельно шла работа над шуточно-пародийной поэмой "Домик в Коломне" и последними главами "Евгения Онегина". В конце октября - начале ноября одна за другой появились "маленькие трагедии" - цикл философско-психологических "пьес для чтения": "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость", "Пир во время чумы". "Урожайная" Болдинская осень принесла "Сказку о попе и о работнике его Балде", "Историю села Горюхина". Фон пушкинского "пира воображения" - лирическая поэзия: около 30 стихотворений, среди которых такие шедевры, как "Элегия" ("Безумных лет угасшее веселье..."), "Бесы", "Моя родословная","Заклинание", "Герой", "Для берегов отчизны дальней.,.". Окончание «труда многолетнего» - романа «Евгений Онегин» - символический итог пушкинского художественного развития 1820-х гг., ведь роман «рос» вместе с автором. В творческом поле «романа в стихах» находились многие произведения - стихотворения, поэмы, первые прозаические опыты.

    Слайд 16

    Творчество 1830-х гг. (1831-1836).

    Каждый год, прожитый Пушкиным после его тридцатилетия, приближал последний акт" драмы человека и поэта, оказавшегося крепко связанным не только желанными брачными узами, но и оковам и царской службы, путами общественного мнения, долгами и материальными заботами. Психологический дискомфорт Пушкин испытывал постоянно. Неблагоприятной для Пушкина были и литературная атмосфера 1830-х гг. В печати началась кампания травли Пушкина. Падение популярности Пушкина было вызвано не только литературной конъюнктурой, но и более глубокими причинами. Их корни уходят в 1820-е гг.. В последние годы творчества Пушкина трещина в его отношениях с современной литературой достигла угрожающих размеров. Размышления о связи этих трех сил - самодержавия, просвещенного дворянства и народа - легли в основу философско-исторической концепции 1830-х гг., вдохновлявшей Пушкина-историка и Пушкина-художника. Характер исторических трудов и художественно-исторических произведений, написанных в 1830-е гг., во многом определялся поисками духовных истоков современной действительности.

  • Слайд 17

    В произведениях, созданных в Болдине осенью 1833 г Пушкин раскрылся как писатель философского склада. Были написаны повесть "Пиковая дама" – вершина пушкинских размышлений о роли судьбы в жизни человека, философские "сказки» - «Сказка о рыбаке и рыбке» и "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Представления о связях человека с круговоротом природной жизни и свое понимание психологии творчества поэт выразил в лирическом шедевре "Осень" Философская лирика 1834-1836 гг. - стихотворения "Пора мои друг, пора!..», "...Вновь я посетил...", «Когда за городом задумчив, я брожу...» Итогом долгой и трудной «дороги свободной» сквозь жестокий век, но которой прошел сам поэт, стало бессмертие. С особой гордостью Пушкин выразил мысли в своем поэтическом завещании - стихотворении «Я памятник себе нерукотворный…» (1836). В последние годы жизни Пушкина обострялась обстановка вокруг его семьи. Светские сплетни и интриги приблизили "последний акт» жизненной драмы поэта. 25 января 1837 г. Пушкин написал оскорбительное письмо голландскому посланнику барону Геккерену. Последовал вызов, сделанный от имени Геккерена его приемным сыном Ж. Дантесом, главным "героем" преддуэльной истории. Дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен, состоялась 27 января на Черной речке. 29 января (10 февраля) 1837 г. в 2 часа 45 минут дня Пушкин скончался, 3 февраля ночью гроб с телом Пушкина был вывезен из Петербурга в Святые горы Псковской губернии, в февраля поэта похоронили в Святогорском монастыре.

    Посмотреть все слайды
  • Конец 10-х -20годы прошлого столетия часто принято называть “Пушкинской эпохой”. Это время расцвета той дворянской культуры, символом которой в нашей истории стал Пушкин. На смену традиционным ценностям приходит влияние европейского просвещения, но не может одержать победы. И жизнь продолжается в удивительном сплетении и противоборстве старого и нового. Подъем свободомыслия – и ритуал светской жизни, мечты о том, чтобы “стать с веком наравне” – и патриархальный быт русской провинции, поэзия жизни и ее проза… Двойственность. Сочетание плохого и хорошего в особенностях дворянской жизни – характерная черта “Пушкинской эпохи”.

    В романе “Евгений Онегин” перед нами возникает удивительная по выразительности и точности панорама дворянской России. Подробные описания соседствуют с беглыми зарисовками, портреты “во весь рост” сменяются силуэтами. Характеры, нравы, быт, образ мыслей – и все это согрето живым, заинтересованным отношением автора.

    Перед нами эпоха, увиденная глазами поэта, глазами человека высокой культуры, высоких требований к жизни. Поэтому картины русской действительности проникнуты симпатией и неприязнь, теплом и отчужденностью. В романе создан авторский образ эпохи, Пушкинская Россия. Есть в ней и черты, бесконечно дорогие Пушкину, и черты, враждебные его пониманию подлинных ценностей жизни.

    Петербург, Москва и провинция – три разных лица пушкинской эпохи в романе. Главное, что создает индивидуальность и своеобразие каждого из этих миров, – образ жизни. Кажется, что даже время течет в России по-разному: в Петербурге – быстро, а в Москве – помедленнее, в провинции и вовсе неторопливо. Высший свет Петербурга, дворянское общество Москвы, провинциальные помещичьи “гнезда” живут как бы особняком друг от друга. Конечно, образ жизни “глубинки” резко отличается от столичного, но в романе и московские “корни” тянутся все-таки в деревню, и петербуржец Онегин оказывается соседом Лариных. При всей индивидуальности столиц и провинции в романе создан, в конечном счете, единый, цельный образ эпохи, потому что и в Москве, и в Петербурге, и в глубинке – дворянская Россия, жизнь образованного сословия русского общества.

    Петербургская жизнь предстает перед нами блистательной и разнообразной. И ее картины не ограничены в романе критикой светского ритуала, обеспеченного и бессмысленного существования. В столичной жизни есть еще и поэзия, шум и блеск “неугомонной юности”, “кипение страстей”, полет вдохновения… Все это создается присутствием автора, его особым ощущением мира. Любовь и дружба – главные ценности “петербургской” юности автора, времени, о котором вспоминает в романе. “Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось!”

    Эти знаменитые пушкинские строки, наверное, лучше всех критических статей способны передать дух древней столицы, особое тепло ее образа в “Евгении Онегине”. Вместо петербургских классических линий, великолепия белых ночей, строгих набережных и роскошных дворцов – мир церквей, полу деревенских усадеб и садов. Конечно, жизнь московского общества не менее однообразна, чем жизнь петербургского света, да еще лишена блеска северной столицы. Но в московских нравах есть те домашние, патриархальные, исконно русские черты, которые смягчают впечатление от “гостиных”. Для автора Москва и город, не покорившийся Наполеону, символ русской славы. В этом городе в человеке невольно просыпается национальное чувство, ощущение своей причастности к национальной судьбе.

    А что же провинция? Там живу и вовсе не по европейски. Быт семьи Лариных – классический образец провинциальной простоты. Жизнь складывается из обыденных печалей и обыденных радостей: хозяйство, праздники, взаимные визиты. Именины Татьяны от крестьянских именин отличаются, наверное, только угощением и характером танцев. Конечно, и в провинции однообразие может “взять в плен” человека, превратить жизнь в существование. Пример тому – дядя главного героя. Но все же, сколько в деревенской простоте притягательного, сколь очарования! Уединение, покой, природа… Не случайно автор начинает мечтать о “старине”, о новой литературе, посвященной непритязательным, естественным человеческим чувствам.

    Пушкинская эпоха вспоминается сейчас как “золотой век” русской культуры. Сложные, драматические черты “Александровского” времени кажется почти незаметными, отступают перед волшебством пушкинского романа.

    (Пока оценок нет)



    Сочинения по темам:

    1. В годы Великой Отечественной войны М. Исаковский на­писал одно из лучших своих произведений - стихотворение «Русской женщине», создав в нем...