Смарт цель на получение прав. Постановка задач по SMART: примеры. От слов — к действию

Обратившись к любой современной сфере деятельности, будь то строительная индустрия, сфера образования или информационные технологии, можно столкнуться с проектной деятельностью. позволяет правильно формировать задачу, выбирать цель и расставлять акценты на важных аспектах, направляя общий ход работы в верное русло. В проектной деятельности важным этапом является постановка цели. Одним из популярных и эффективных методов целеполагания является технология

Что такое постановка задач по SMART?

Данная технология целеполагания появилась достаточно давно и уже успела зарекомендовать себя с лучшей стороны. Благодаря этому методу удается четко сформировать задачу, обобщить доступную информацию, выбрать сроки и количество ресурсов. Любой уважающий себя управленец обязан обладать навыками постановки задач по SMART.

SMART - это аббревиатура, которая расшифровывается как:

  • Specific - Определенная.
  • Measurable - Измеримая.
  • Achievable - Достижимая.
  • Realistic - Прагматичная (Реальная).
  • Timed - Определенная по времени.

Разберем каждую составляющую более подробно.

Specific - задача должна быть конкретной

Для того чтобы увеличить вероятность успешной реализации того или иного проекта, необходимо установить конкретную цель. По сути, нужно уже на начальном этапе решить, каков будет результат. В конкретизации будущей цели помогает ряд вопросов, сокрытых за акронимом 5W:

  • What? (Что?) - Что мне нужно, какую цель я преследую, чего хочу достичь?
  • Why? (Зачем?) - Зачем мне или мой команде/компании это нужно?
  • Who? (Кто?) - Кто будет работать над этой задачей?
  • Where? (Где?) - Где следует заниматься этой задачей?
  • Which? (Какие?) - Каковы требования и ограничения, с которыми придется столкнуться?

Важно понимать: если цель одна, то и результат за ней следует один. Любые изменения в плане результатов должны повлечь изменения в количестве целей.

Measurable - задача должна быть измеримой

Постановка целей и задач по SMART требует четкого понимания того, что собой представляет успешное завершение этой задачи. Измерение успеха может быть выражено в определенной денежной прибыли или повышении веб-трафика, количества аудитории и так далее.

Чтобы четче сформировать измеримую задачу, следует обратиться к себе со следующими вопросами:

  • В какой момент цель будет считаться решенной?
  • Какой из выбранных показателей (сумма выручки, количество посещений на веб-ресурсе) оказывает большее влияние на успех и говорит о том, что задача выполнена?
  • Каким должно быть значение этого показателя, чтобы проект или задача считались успешно завершенными?

Achevable - задача должна быть достижимой

Постановка задач по SMART подразумевает под собой постановку реалистичной задачи, такой, которой может достигнуть ваша команда или компания. Это крайне важный элемент системы SMART, так как он оказывает огромное влияние на мотивацию исполнителя. Недосягаемые цели почти никогда не доводят до конца. Чтобы лишний раз не грезить, а придерживаться реальности, следует опираться на опыт работ, наличие тех или иных ресурсов. Также необходимо держать во внимании существующие ограничения.

В качестве ограничений могут выступать:

  • Временной ресурс.
  • Наличие инвестиций.
  • Количество работников/исполнителей.
  • Имеющиеся знания и опыт (человеческий капитал).
  • Доступ к необходимой информации.
  • Возможность лидера полностью контролировать процесс работы.

Realistic - задача должна иметь ценность

Постановка задач по SMART отличается своей адекватностью, важно не просто прописать рабочий процесс, но и реализовать именно те цели, которые будут значимыми для компании. Нужно выбирать такие цели, которые будут полезны в долгосрочной перспективе и позволят развиваться команде/компании.

Проще говоря, если реализуемая цель не несет никакой выгоды, то это не SMART-цель, и работа над ней идет впустую.

Важно заметить, что важна не только прагматическая составляющая, но также и совместимость цели с реалиями компании, принципами исполнителей, общей стратегией развития.

Timed - задача должна иметь временные рамки

Система постановки задач SMART накладывает на исполнителя ряд ограничений, в их число входит и ограниченный Формируя такую задачу, необходимо установить окончательный срок (дедлайн), превышение которого автоматически делает цель/проект провальным.

Подобное ограничение положительно влияет на мотивационную составляющую, а также облегчает контроль над выполнением задачи.

Естественно, сама задача, расчет ресурсов и прочее должны формироваться с учетом временных ограничений. Проще говоря, время, требуемое на выполнение задачи, должно соотноситься с установленными сроками.

Постановка задач по SMART: пример

Вот один наглядный образец.

Допустим, сотрудница компании по производству труб (назовем ее Лена) получила крупный заказ от одного из клиентов, проверив базу данных на наличие товара, Лена договаривается о доставке его клиенту. По прошествии некоторого времени клиент созванивается с Леной и заявляет, что количество товара не соответствует заранее оговоренному. Так произошло из-за того, что другой сотрудник часом ранее продал трубы другому клиенту.

Подобного курьеза можно было бы избежать, если бы Лена работала по схеме SMART:

  • S - Лена четко формирует заказ, узнает, что требует клиент.
  • M - Лена уточняет количество необходимого товара, которое должен получить клиент.
  • A - Лена согласовывает заказ с клиентом, а также с сотрудниками компании. Например, она могла бы позвонить на склад и убедиться, что к нужному для клиента времени товара будет достаточно.
  • R - Произведенные действия помогли бы убедиться в том, что задача выполнима и не создаст компании проблем.
  • T - Исходя из полученной информации, можно было бы указать реальные сроки.

Таким образом, постановка задач по SMART помогла бы сотруднице реализовать задуманную сделку, не подрывая авторитет компании.

Технология целеполагания SMART в обыденной жизни

Навыки постановки задач по SMART могут пригодиться и в повседневной жизни, ведь структуру проектной деятельности можно применить на любой цели.

Представим, что кто-то загорелся желанием изучить иностранный язык, так как это предполагает перспективную работу переводчиком.

  • S - Человек четко формирует свою цель: выучить язык. Он знает, он будет работать один, он знает, что данный навык позволит устроиться на хорошую работу. Также он знает, с какими трудностями связан этот процесс и с чего начать.
  • M - В чем измерить знание языка? Мерилом в этом случае может выступить наличие сертификата. Подобный сертификат можно получить, сдав международные экзамены.
  • A - Досягаема ли подобная цель? Да. У человека есть масса свободного времени, доступ в Интернет, возможность пойти на курсы и средства на эти самые курсы.
  • R - Есть ли польза от выполнения этой задачи? Да. Из такого навыка, как владение иностранным языком, можно извлечь выгоду.
  • T - Чтобы не пропускать занятия и не филонить, человек может поставить конкретные временные рамки, скажем, год. Этого времени достаточно, чтобы получить необходимые навыки.

Каждая компания, независимо от размера, должна устанавливать бизнес-цели, чтобы увеличивать прибыль, развиваться и двигаться вперед. SMART постановка целей – конкретных, измеримых, достижимых, реалистичных и своевременных, признается передовой практикой управления. SMART философия в определении целей – это ясность и четкость задачи, основа для обсуждения и сотрудничества между подразделениями предприятия, мощный мотивационный инструмент.

Настройка задач по принципу SMART – один из наиболее эффективных и часто используемых в бизнесе инструментов.

«Трагедия в жизни не в том, что цель не достигнута. Трагедия – если нет цели для достижения», — Бенджамин Мейс .

Зачем нужно ставить SMART задачи

В книжке Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье » есть замечательный диалог между Алисой и Чеширским Котом:

– Скажите, какой тропинкой я смогу выйти отсюда?
­– А куда ты идешь? – вопросом ответил Кот.
– Я не знаю, – ответила Алиса.
– Что ж, тогда ты придешь туда по любой тропинке.

«Пойти туда, не знаю куда » – бывает только в сказках. Вы должны знать куда идете и отчетливо видеть пути, ведущие к цели. Постановка задач по SMART указывает направление для менеджеров и работников; определяет тропинку, по которой нужно двигаться.

Установка целей имеет жизненно важное значение для эффективной работы бизнеса. Так, 50% малых предприятий терпят неудачу в течение первых пяти лет работы – многие владельцы крутятся как «белка в колесе », едва справляясь с текущими проблемами, и не уделяют внимания стратегии, планированию и целям предприятия.

Система постановки задач SMART структурирует информацию, помогает достичь финансовых целей, отследить прогресс и – выжить.

Что такое задачи SMART и как они работают

Термин SMART впервые появился в 1981 году в статье Джорджа Дорана There’s a SMART Way to Write Management’s Goals and Objectives («Это – умный способ написания управленческих целей и задач»). Слово «smart» в переводе на русский означает «умный », а в данном случае – это акроним английских слов. Расшифровка SMART:

  • S pecific
  • M easurable
  • A chievable
  • R elevant
  • T ime-bound

Поскольку ничто не стоит на месте, аббревиатура SMART на данный момент имеет несколько вариантов прочтения. Практическую разбивку классической постановки целей и задач по SMART мы свели в таблицу:

Правила постановки задач по SMART

SMART анализ обеспечивает простую и четкую структуру для определения целей и задач. Удобство использования – еще одна причина популярности системы. Она может быть использована кем угодно, где угодно, и не требует особых навыков постановки задач по SMART.

«Когда схемы продуманы заранее, это удивительно, как часто обстоятельства будут вписываться в них», Уильям Ослер .

Конкретная задача

Чего именно вы хотите достичь?

Чем точнее ваше описание, тем выше вероятность того, что вы получите желаемое. Вы могли бы сказать сотрудникам, что целью компании является «увеличение продаж», и только. Проблема в том, что такая формулировка – расплывчата и никого не подтолкнет к действию.

Чтобы поставить задачу SMART вы должны ответить на шесть вопросов «W »:

W вопросы для SMART целей
Who Кто Кто участвует?
What Что Чего именно я хочу достичь?
Where Где Определить местоположение
When Когда Установить временные рамки
Which Который Определение ограничений
Why Почему
  • Что вы получите, достигнув цель?
  • Это на пользу бизнесу?

Для практического понимания возьмем пример постановки задачи по SMART:

Эта цель достаточно конкретна и поможет вашей команде продаж двигаться в заданном направлении.

Измеримая цель

  • Представьте, что вы сели играть в преферанс с друзьями и решили не писать пулю. Вы не знаете ни кто выигрывает, ни сколько, ни когда это закончится. Нет никакой мотивации, зачем нужна такая игра?

Сформулировать задачу по SMART – значит дать себе и сотрудникам возможность оценить насколько успешно вы продвигаетесь к намеченной цели. Расплывчатая постановка вопроса оставляет место для неверного толкования и закончится только раздражением.

В примере выше указана цель увеличить продажи. Если менеджеры продадут одну дополнительную единицу товара за квартал, значит ли это, что задача выполнена? Формат постановки SMART задач предполагает использование точных цифр: Х% или Y тысяч рублей.

Достижимая цель

Цель должна находиться в пределах имеющихся ресурсов, знаний и времени. Если вы ставите какую-то личную задачу, она должна быть разумной и безопасной. К примеру, «похудеть на 10 кг за 3 дня» практически невозможно, даже используя радикальные методы.

Если вы решите «спустить» в отдел продаж цифру 100% на будущий квартал, а рост оборота в текущем периоде только 5%, то вряд ли такая цель достижима. Нереалистичная задача не только не мотивирует сотрудников, но имеет обратный эффект – «если догнать невозможно, то и нечего бежать ».

Релевантная цель

Релевантная цель – значит соответствующая, уместная, адекватная. На этом шаге необходимо убедиться, что цель имеет значение для вас и соответствует другим целям. Вопросы, которые необходимо задать:

  • Стоит ли эта задача ресурсов и усилий, которые потребуются?
  • Удачное ли время для реализации цели?
  • Вписывается в общую стратегию компании?

Вы, конечно, можете установить цель «сократить расходы» и уволить сотрудников отдела продаж, но как эти действия соотнесутся с задачей увеличения оборота?

Еще один пример из розничной торговли: в январе традиционно наблюдается спад активности покупателей, утвердить план увеличения продаж одежды на 20% относительно декабря – и нереально, и неуместно.

Ограниченная по времени

Бизнес-цель без определения границ обречена на провал с самого начала. Создание точных временных рамок мотивирует, служит напоминанием сотрудникам, и способствует сохранению заданных темпов.

Увеличить продажи на 50% можно в следующем квартале, году или пятилетке, так ведь? Конечный срок выполнения цели помогает выработать команде план действий, чтобы добиться искомого результата.

Итак, соберем наш пример постановки SMART задач:

Каскадирование SMART задач

Ежегодное выравнивание стратегических и глобальных целей SMART начинается с создания плана с использованием каскадных коммуникаций между подразделениями компании. Такой подход гарантирует, что все заинтересованные стороны (инвесторы, владельцы, сотрудники ) понимают потребности клиентов, возможности организации, и могут сделать выводы о необходимых действиях, чтобы двигаться вперед и развиваться.

Как написать каскадные цели SMART

  1. На уровне совета директоров принять решение о 4 – 6 стратегических целях на год.
  2. Сделать их SMART видимыми для уровня ниже.
  3. Подразделения компании разрабатывают свои SMART задачи в соответствии с планом развития.
  4. Сотрудникам компании ставятся индивидуальные цели.

Каскадирование SMART задач – процесс, который вовлекает всех работников организации. Его предпосылка заключается в расширении прав и возможностей сотрудников. Каждый человек в компании устанавливает собственные смарт-цели, видит, как его достижения влияют на общий успех. Тем самым кристаллизуются вертикальные и горизонтальные связи между отделами компании и сотрудниками.

Управление по SMART целям

Разработать и установить задачи – полдела, важно регулярно отслеживать показатели и, при необходимости, корректировать цели. Здесь мы немного отступаем от темы SMART задач и затрагиваем MBO систему управления по целям . Четкому вектору, обозначенному с помощью SMART целеполагания, необходимы контрольные точки.

Заключительный этап – вознаграждение . Так как цели были определены в конкретной, измеримой и временной форме, система оценки относительно проста. Когда вы поощряете персонал за выполнение задач, вы даете четкий сигнал о том, что приложенные сотрудниками усилия ценятся.

  1. Установить план мониторинга производительности – раз в месяц или в квартал.
  2. Оценить и вознаградить усилия и эффективность деятельности команды. Поощрение успеха – сильнейший мотиватор для сотрудников.

Итоговая схема SMART задач выглядит так:

SMART задачи в примерах

«Постановка целей является первым шагом к превращению невидимого в видимое», — Энтони Роббинс.

Исследование Университета Dominican штата Иллинойс обнаружило, что люди, которые только «думали» о своих целях, успешны на 43% в достижении желаемого. Другая группа испытуемых устанавливала и записывала цели, используя формулировку SMART, успех сопутствовал 78% участников.

Пример №1: решения проблемы постановкой SMART задачи

Цель : увеличение объемов продаж. Этот пример мы подробно рассматривали выше и вывели подходящую SMART установку:

«Отдел сбыта должен увеличить продажи линейки продукта Х в этом году в центральном регионе на 50%».

Детализированная задача SMART будет звучать примерно так: «Для увеличения продаж продукта Х на 50% в этом году будут дополнительно наняты два менеджера. Запланированный рост продаж: 10% в первом квартале, 15% во втором, 5% в третьем и 20% в четвертом».

Цель в формате SMART – предельно конкретная, измеримая и реалистичная. Учтены сезонные колебания спроса на продукт Х и названы меры, которые необходимо предпринять для завершения задачи.

Пример №2 решения проблемы постановкой SMART задачи

Если с финансовыми показателями все более или менее ясно, то цель «обеспечить хорошее обслуживание клиентов » ставит в тупик многих руководителей. Первое, что нужно признать: «обеспечить обслуживание» – не цель, а действие. Цель – это результат и достижение, а не процесс, который к ней ведет. Что вам действительно нужно?

Взаимоотношения с клиентами сводятся к двум ключевым моментам:

  • клиент должен быть доволен;
  • необходимо удерживать постоянных клиентов.

Можно было бы установить задачу «увеличить клиентскую базу на 10% в этом году». Это уже лучше, но не всегда компания имеет достаточно влияния на потенциальных клиентов.

В таком случае, переформулируйте в SMART: «повысить уровень удовлетворенности клиентов до 90% в текущем году».

  • Конкретная: повышение лояльности и удержание клиентов.
  • Измеримая: анкетирование людей, воспользовавшихся продуктом или услугами компании.
  • Достижимая: предыдущий период показал цифру 70%, повышение удовлетворенности на 20% – реальная задача.
  • Соответствующая: постоянная клиентура приносит очевидные выгоды бизнесу.
  • Ограниченная по времени: задан временной порог.

Формулировка SMART совмещена с первоначальной задачей обеспечения хорошего обслуживания клиентов, дает конкретный и измеримый результат, который достижим. Обозначенная целевая дата держит персонал мотивированным, и раз в определенный период можно контролировать промежуточные итоги.

Каскадирование SMART задач углубит и детализирует конкретные цели непосредственно для сотрудников. Это может быть работа отдела HR с персоналом по повышению мотивации, тестирование и обучающие программы, разработка анкеты для обратной связи с клиентами и т.д.

10 шагов к постановке задач SMART

  1. Определите цели. Чего вы хотите достичь, на чем нужно сосредоточиться, что улучшить?
  2. Запишите, используя принцип SMART. Ручкой на бумаге или в текстовом редакторе – написание слов отделяет желания от целей.
  3. Проанализируйте, что нужно сделать для достижения записанных задач.
  4. Составьте список выгод, которые несет вам успешное выполнение целей. Отдельно выпишите возможные препятствия, которые могут встретиться на пути.
  5. Если вы устанавливаете цели личностного роста, разбейте их на более мелкие задачи. В бизнесе – прибегните к методу каскадирования SMART.
  6. Разработайте план действий, как в приведенных выше примерах: наем сотрудников, повышение продаж на 10% в квартал, и так далее. Установите сроки.
  7. Периодически контролируйте этапы выполнения задач.
  8. Пересмотрите или обновите краткосрочные задачи, если возникла необходимость.
  9. Вознаградите сотрудников (и себя) за успешное продвижение.
  10. Проведите переоценку целей – это не высеченные в камне скульптуры. С течением жизни под влиянием внешних и внутренних обстоятельств они могут меняться.

Применение SMART-подхода для концентрации усилий в области развития бизнеса может стать тем катализатором, который необходим вашей команде. После того, как цели установлены, создан план действий, нужно продолжать искать точки улучшения и возможности для обратной связи. SMART-подход тесно связан с мотивационными целями сотрудников, которые привносят свой вклад в компанию, способствуя успеху и процветанию дела.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter , и мы её обязательно исправим! Огромное спасибо вам за помощь, это очень важно для нас и наших читателей!

Случалось ли вам испытывать трудности при постановке целей: вы не знали, с какой стороны подступиться, как правильно сформулировать цель, с чего вообще нужно начинать? Особенно сложным часто бывает первый шаг, когда поставленная цель пугает нас своим «величием». Мы уже почти готовы сдаться и отложить это дело на потом…

Вот тогда и наступает время проверить свои цели по критериям модели SMART! Как работает модель SMART? Что такое SMART+? Как пользоваться этим универсальным и эффективным инструментом максимально и с пользой?

Сегодня мы все это расскажем и покажем на наглядном примере.

Что такое SMART

SMART – это английская аббревиатура от начальных букв параметров заданной цели. Давайте вспомним, из каких «компонентов» она состоит:

S specific – конкретная;

M measurable – измеримая;

A achievable – достижимая;

R relevant – значимая;

T time-bounded – определена во времени.

А теперь на конкретном примере посмотрим, как это работает. Возьмем профессиональную цель – продвижение по карьерной лестнице и будем формулировать нашу цель от первого лица:

Я – бухгалтер с небольшим стажем, и моя цель — стать главным бухгалтером.

Традиционно вооружитесь листом бумаги и ручкой. Приготовьтесь к огранке своего алмаза, чтобы в результате получить прекрасный бриллиант!

S Specific - конкретная

Цель, сформулированная неконкретно, неопределенно, чаще всего остается нереализованной. Если необходимо, измените формулировку, опираясь на вопросы:

  • Является ли цель ясной и конкретной для вас?
  • Какие критерии описывают эту цель?
  • Что она из себя представляет?
  • Понятно ли вам, какого результата вы хотите достичь?
  • Какие есть необходимые требования и что вам может помешать?
  • Кто еще, кроме вас, будет участвовать в достижении результата?
  • Какие задачи вы будете ставить для достижения этой цели?

Наш пример:

Моя цель — стать главным бухгалтером.

Сделаем эту формулировку более конкретной: я хочу стать главным бухгалтером в той компании, где сейчас работаю, и добиться этого ровно через год. Для этого мне нужно получить дополнительные знания на курсах и семинарах. Возможно, потребуется получить несколько сертификатов. Я сделаю все от меня зависящее, чтобы вникнуть в работу всех участков бухгалтерии в компании. Мне также может понадобиться помощь наставника. Я буду стремиться постоянно улучшать результаты своей работы и анализировать, какая дополнительная информация поможет мне добиться более высоких результатов.

M Measurable - измеримая

Критерии измерения достижения цели помогут контролировать этот процесс. В постановке измеримой цели помогут ответы на вопросы:

  • Как вы поймете, что цель достигнута?
  • Есть ли показатель, который будет свидетельствовать о том, что цель достигнута?
  • Какое значение этого показателя будет говорить о том, вы достигли цели?

Опишите этот результат.

Наш пример:

Результатом моей цели будет оформление документов на должность главного бухгалтера и предоставление полномочий для выполнения работы по этой должности.

A Achievable – достижимая

Мы определяем достижимость цели на основании нашего собственного опыта, с учетом всех имеющихся ограничений и ресурсов (интеллектуальные ресурсы, опыт, время, трудовой потенциал, принятие решений, власть). Когда мы четко осознаем, что наша цель достижима, то наша мотивация получает огромную поддержку на энергетическом уровне.

Учтите и запишите все факторы, в том числе и ваши профессиональные навыки, опыт и знания, имеющиеся у вас временнЫе, финансовые и прочие ресурсы. И попытайтесь оценить реалистичность достижения вашей цели.

Наш пример:

У меня есть информация о том, что человек, который сейчас работает на должности главного бухгалтера, пойдет на повышение. Следовательно, должность главного бухгалтера освободится. Я вижу, что руководство компании доверяет мне как специалисту. Это также делает реальной возможность получения мною этой должности.

Ресурсы:

  • У меня сейчас есть достаточно времени (временной ресурс) для изучения дополнительной информации.
  • Есть возможность посещать курсы и семинары (информационный ресурс).
  • У меня уже достаточно опыта (ресурс знаний и опыта), чтобы вникать и уверенно выполнять работу всех участков бухгалтерии.

R Relevant – значимая

Источником значимости цели служат ваши собственные ценности, приоритеты и потребности. Попробуйте прояснить для себя следующее:

  • Является ли цель важной, значимой лично для вас?
  • Что для вас будет означать результат достижения цели?
  • Зачем вам нужно достижение этой цели?

Наш пример:

Эта цель действительно важна для меня, так как я хочу развиваться и получать подтверждения своей профессиональной востребованности. Когда я достигну цели, это повысит мою уверенность в себе и даст силы для дальнейшего развития.

T Time bounded – определенная во времени

Цель всегда направлена в будущее. Но чтобы начать приближать ее к нашей сегодняшней жизни и пошагово реализовывать, необходимо установить временнЫе рамки:

  • В какой период времени вы планируете начать работать над достижением цели?
  • Сколько времени понадобится для достижения цели?
  • Когда цель должна быть достигнута?

Наш пример:

Я предполагаю, что моя цель будет достигнута уже через год, конечно, при условии, что должность главного бухгалтера освободится к этому времени.

SMART +: проверяем цель на «внутреннее» соответствие

У модели SMART есть несколько дополнений, позволяющих проверить поставленную цель на соответствие факторам, зависящим лично от вас:

+ Утвердительная формулировка

Формулируйте цель положительно. В ней не должно быть отрицательной установки с использованием частицы «не», а также глаголов «избавиться», «отказаться», «уменьшить», «перестать», «искоренить», «не хочу». Делаем упор на то, чего мы хотим, а не на то, что нас не устраивает.

Цель в нашем примере, действительно, сформулирована положительно.

+ Подконтрольность

  • Можете ли вы сами контролировать достижение этой цели?
  • А если цель находится не под вашим контролем, что вы можете изменить, чтобы получить возможность контролировать достижение цели?

Наш пример:

Цель в большей степени подконтрольна, хоть и зависит от некоторых факторов. Могут выбрать не меня. Должность может не освободиться через год. Чтобы стать единственным кандидатом на эту должность, я буду выполнять мою текущую работу качественнее и быстрее моих коллег, применяя при этом только честные правила «игры».

+ Экологичность (гуманность)

  • Какие проблемы и трудности может вызвать достижение ваших целей для других людей? Как это может повлиять на взаимоотношения с ними?
  • Готовы ли вы пойти на эти жертвы? И насколько вообще результат цели стоит этих жертв?
  • Могут ли наступить последствия, о которых придется сожалеть?
  • Не вызывает ли достижение цели какого-то внутреннего конфликта?
  • На какой риск вы готовы (и можете) пойти?

Наш пример:

Возможно, кто-то из моих коллег тоже претендует на эту должность. Я могу пойти на честную конкуренцию и постараюсь в дальнейшем быть справедливым и мудрым руководителем. Поэтому я не буду сожалеть о том, что кто-то другой не получил эту должность.

Да, я чувствую в себе желание и силы для достижения этой цели, а также полностью принимаю на себя ответственность за результат. То есть я понимаю, что меня ждет после достижения цели и готова к этому.

+ Содержит вызов

Ваша профессиональная цель должна быть для вас вызовом – интересной, манящей и будоражащей. Приготовьтесь, что при работе над достижением цели вам будет нужно выйти из вашей зоны комфорта. Но это также будет тем достижением, которым вы будете по праву гордиться, и с радостью пожинать плоды своих усилий. Подумайте:

  • Какая формулировка вашей цели сделает ее такой вызывающей?
  • Почему достижение этой цели важно для вас?

Что ж, ваш Первый Шаг в достижении цели сделан! Вы проделали огромную работу!
Теперь можно приступать к действиям!

Принципы SMART включает в себя 5 критериев, которым должна соответствовать цель: конкретность, измеримость, достижимость, уместность, согласованность по времени.

Проверка цели на соответствие данным критериям позволяет спрогнозировать часть проблем, которые обязательно возникнут по ходу работы над проектом, предупредить и подготовить «запасные выходы» на случай нежелательного течения событий.

Принцип SMART – универсальный инициатор успешности проекта.

Конкретные

Цель должна поддаваться четкому и конкретному выражению. Если вы не можете лаконично и грамотно сформулировать цель, то, вполне вероятно, вы сами не видите точной картинки желаемого результата. Цель не должна быть слишком общей, слишком пространной. Если ваша цель лишена конкретизации, то при дальнейшей работе с ней у вас могут возникнуть роблемы при составлении плана, работе с подчиненными, контроле и мониторинге.

Сложно убедить людей выполнять действия, назначение которых они не вполне понимают..

Измеримые

Важнейшим критерием целеполагания является возможность измерения результатов достигнутой цели. Для измерения применяются различные (чаще всего цифровые) индикаторы – показатели объема, веса, стоимости, количества. Если цель невозможно измерить в цифрах, для нее необходимо найти другие индикаторы измерения.

Именно возможность измерения итоговых результатов этапов работы над проектом является залогом успешного планирования. Кроме того, измеримость является одним из главных стимулов выполнения заданий и критерием контроля – сложно проконтролировать, как справляются с заданием, которое не имеет рамок и границ.

Помните Невозможно проконтролировать реализацию задания, сформулированного «приблизительно».

Достижимые

Степень достижимости той или иной цели может быть разной. Кроме того, надо быть готовым к тому, что для достижения цели вам потребуются дополнительные ресурсы и запас времени.

Если достижимость ставится под сомнение, вам трудно будет добиться поддержки сотрудников и партнеров.

Именно сложные для реализации задачи приводят к отказу от работы над проектом на всех его этапах, именно в процессе достижения этих целей возникает большое количество непредвиденных проблем.

Если цель слишком проста для реализации, то нет смысла выделять время на планирование этапов ее достижения. Вполне возможно, что она будет достигнута без особых усилий, в ходе работы над проектом.

Реализация неуместной цели требует времени, усилий, затрат не меньше, чем уместная, но обычно не дает никаких результатов и, более того, может являться причиной возникновения проблем.

Уместные

Для выполнения принципа уместности (ревалентности) необходимо проверить, насколько все уровни пирамиды целей согласованы между собой. Даже самая незначительная по объему подцель является звеном общей цепи, поэтому она должна быть подчинена главной цели, или миссии.

Задачи, рабочие задания должны иметь общие индикаторы измерения, питаться одними ресурсами, подчиняться единой системе контроля.

Согласованные по времени

Задачи и рабочие задания необходимо согласовывать по времени. Планирование включает в себя начальное и конечное время реализации всех этапов проекта. Важно, чтобы соблюдалась последовательность чередования этапов, чтобы сроки их завершения не пересекались, чтобы ключевые пункты проекта не были запланированы на одно и то же время.

Для претворения в жизнь этого принципа планирования используют различные графики и диаграммы..

Четкая согласованность – один из главных принципов успешного планирования, поэтому в процессе планирования именно ему уделяется пристальное внимание.

Умение ставить четкие, практические цели и задачи своим сотрудникам - это одна из основных базовых компетенций эффективного руководителя.

При приеме на работу и разработке процедур аттестации HR-менеджерам многих компаний приходится оценивать, насколько руководящие работники способны ставить правильные, четко сформулированные цели подчиненным.

Кроме того, директорам кадровых служб как руководителям своих подразделений также необходимы навыки грамотного целеполагания для эффективной организации работы.
Посмотрим, какие же инструменты есть у вас как у современного менеджера для работы над целями.

Умные цели

Что такое цель? Цель - это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть; назначение, смысл предпринимаемых действий; желаемое на данный момент состояние какого-либо проекта в результате выполненной работы. Как необходимо ставить цели, чтобы они были достигнуты и с тем результатом, который вам необходим? Цели должны быть умными. Что это означает? В практике управления существуют так называемые SMART-критерии, которым должны соответствовать цели. SMART - это аббревиатура, образованная первыми буквами английских слов:

  • конкретный (specific);
  • измеримый (measurable);
  • достижимый (attainable);
  • значимый (relevant);
  • соотносимый с конкретным сроком (time-bounded).

Само слово smart в переводе на русский и означает «умный». Таким образом, правильная постановка цели означает, что цель является конкретной, измеримой, достижимой, значимой и соотносится с конкретным сроком.

Значение

Пояснение (описание)

Specific (Конкретный)

Объясняется, что именно необходимо достигнуть. Например, «увеличить чистую прибыль собственного предприятия».

Measurable (Измеримый)

Объясняется в чем будет измеряться результат. «Сколько вешать в граммах?»(С). Если показатель количественный, то необходимо выявить единицы измерения, если качественный, то необходимо выявить эталон отношения. Например, «увеличить прибыль собственного предприятия на 25 %, относительно чистой прибыли текущего года».

Attainable, Achievable (Достижимый)

Объясняется за счёт чего планируется достигнуть цели. И возможно ли её достигнуть вообще? Например, «увеличить прибыль собственного предприятия на 25 %, относительно чистой прибыли текущего года, за счет снижения себестоимости продукции, автоматизации ресурсоемких операций и сокращения штата занятых на исполнении автоматизируемых операций сотрудников на 80 % от текущего количества». А вот совершить кругосветный круиз на резиновой уточке вряд ли удастся.

Relevant (Актуальный)

Определение истинности цели. Действительно ли выполнение данной задачи позволит достичь желаемой цели? Необходимо удостовериться, что выполнение данной задачи действительно необходимо. Например, если брать «сокращение штата занятых на исполнении автоматизируемых операций сотрудников на 80 %» в качестве отдельной подзадачи, которая также ставится по SMART, то сотрудников можно не увольнять, а перевести на иные должности, на которых эти сотрудники смогут принести компании доход, а не просто экономию. Если брать страховую компанию, то вместо увольнения, сотрудникам можно предложить продолжить работу в качестве агента, либо не расходовать средства на автоматизацию, а просто увеличить норму выработки.

Time-bound (Ограниченный во времени)

Определение временного триггера/промежутка по наступлению/окончанию которого должна быть достигнута цель (выполнена задача). Например, «К окончанию второго квартала следующего года увеличить прибыль собственного предприятия на 25 %, относительно чистой прибыли текущего года, за счет снижения себестоимости продукции, автоматизации ресурсоемких операций и сокращения штата занятых на исполнении автоматизируемых операций сотрудников на 80 % от текущего количества».

Рассмотрим подробнее каждый из обозначенных критериев и посмотрим, что подразумевает постановка SMART-целей на практике.

Конкретность. Ставя сотруднику задачу, прежде всего нужно задать себе вопрос: что вы хотите получить в результате ее выполнения? Почему важен этот критерий? У вас в голове формируется свое видение результата выполнения задачи (идея один - И1). По ходу изложения цели у сотрудника формируется свое представление результата (идея два - И2). В итоге может получиться, что вы и сотрудник по-разному представляете себе одну и ту же цель (то есть И1 A И2). Чтобы этого не произошло, необходима обратная связь: нужно убедиться, правильно ли сотрудник понял поставленную перед ним задачу. То есть достичь однозначного понимания ответа на вопрос, что нужно получить в результате выполнения цели. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы было как можно меньше понятий по умолчанию. Иначе возрастает риск не достичь того, что задумано, особенно в новых и нестандартных ситуациях.

Пример
Руководитель организации отдал заместителю директора коммерческого отдела такое распоряжение: «В связи с отсутствием коммерческого директора подготовить сегодня к 15.00 информацию по клиенту А». К назначенному времени заместитель коммерческого директора подготовил отчет по объему продаж клиента А. Ставивший же задачу руководитель ждал информацию по кредиторской задолженности этого клиента. В результате задача оказалась не выполненной.

Выход из ситуации. В рассмотренном примере оба участника коммуникации (ставящий задачу и принимающий ее) решили, что все ясно по умолчанию. Однако оказалось, что они имели разное представление о том, о какой информации идет речь. Руководителю организации нужно было более четко сформулировать поручение: «В связи с отсутствием коммерческого директора, подготовить сегодня к 15.00 информацию по кредиторской задолженности клиента А».

Измеримость. Измеримость цели предполагает наличие критериев (измерителей), которые позволили бы определить, достигнута ли поставленная цель и в какой степени. Если нет измерителей, очень сложно оценить результаты проделанной работы и объективно контролировать процесс. В качестве критериев достижения цели вы можете использовать:

  • проценты, соотношения (этот критерий применим к ситуациям, в которых есть возможность планировать и анализировать повторяющиеся события, например, при постановке цели увеличить объем продаж измерителем может выступить увеличение объема продаж на 30 процентов);
  • внешние стандарты (применимы в случаях, когда необходимо получить оценку со стороны, например, при выполнении задачи повысить уровень сервиса критерием ее выполнения явится позитивный отзыв клиента);
  • частота происходящего (допустим, работа менеджера по продажам будет являться успешной, если каждый второй (третий, пятый) клиент повторно обратится к нему за услугой);
  • средние показатели (этот измеритель можно использовать, когда нет необходимости прорыва в результатах деятельности, а нужно лишь обеспечить стабильность и поддержать качество работы, например, три (пять, десять) посещений магазинов торговым представителем в месяц);
  • время (за такой-то срок необходимо достичь таких-то результатов, например, увеличить объем продаж на 30 процентов за 6 месяцев);
  • запреты (нельзя делать то-то и то-то, иначе последует наказание; это специфический критерий, но его иногда можно успешно использовать, например цель - снизить опоздания, критерий: за каждое опоздание - штраф);
  • соответствие корпоративным стандартам (в организации разрабатываются свои стандарты, критерий соответствия: выполнять работу так, как принято у нас);
  • утверждение у руководства (то есть «мне, руководителю, должно понравиться»; это может быть и субъективное мнение, однако, если сотрудник на момент постановки задачи знает, что используется именно такой критерий оценки, то он будет стремиться получить обратную связь в процессе выполнения работы, например, задача - разработать проект маркетинговых мероприятий не позднее 20 января, критерий - «утвердить у меня»).

Пример

Генеральный директор на одном из совещаний поставил такую стратегическую цель: «наладить оперативный обмен информацией между коммерческим отделом и отделом логистики». Периодически начальники этих отделов рапортовали, что «оперативный обмен информацией между коммерческим отделом и отделом логистики налажен». Когда же, наконец, генеральный директор поинтересовался, в чем именно выражается этот обмен информацией, оказалось, что руководители отделов стали чаще разговаривать друг с другом, узнавая «как идут дела». Так как поставленная цель не соответствовала нескольким критериям SMART, в частности, отсутствовал измеритель достижения цели, оказалось не понятно, как контролировать ее выполнение и оценивать результаты работы.

Выход из ситуации. Генеральный директор должен был сформулировать задачу следующим образом: «наладить оперативный обмен информацией между коммерческим отделом и отделом логистики, а именно: еженедельно предоставлять друг другу отчеты о проделанной работе по следующей форме (перечислить, какие показатели каждый отдел должен включить в свой отчет)».

Достижимость. При постановке задач вам необходимо учитывать профессиональные возможности и личностные качества своих сотрудников, то есть ответить на вопрос: как удержать баланс между напряженностью работы и достижимостью результата. В этом поможет механизм установки планки целей. Суть его заключается в том, чтобы ставить цели сотрудникам соответствующие их опыту и индивидуальным особенностям. При этом должна не занижаться планка, и сохранялся достаточно интенсивный ритм работы. В ситуации, когда необходимо повысить общие показатели работы коллектива, к сотруднику, имеющему и без того высокие результаты, и к сотруднику, который едва поспевает выполнять имеющиеся нормы, нужен разный подход. То же можно сказать и в отношении новых сотрудников и сотрудников, которые уже давно работают в компании. Выделим несколько типов сотрудников в коллективе:

  • опытный сотрудник, амбициозная «звезда»;
  • опытный сотрудник, инициативный, в меру амбициозный;
  • опытный сотрудник, приверженец стабильности, рутины;
  • давно работающий сотрудник, безынициативный, неуверенный в себе;
  • новый сотрудник, только что пришедший в компанию.

Теперь посмотрим, какие бывают варианты установки планки целей (см. схему на стр. 78). Для этого возьмем среднюю норму (средний показатель) работы коллектива на данный момент и наивысший показатель самого результативного работника (предел возможностей). И для каждого из выделенных нами типов сотрудников установим свою планку целей, которая обеспечит наиболее эффективное решение поставленных задач.

Первый вариант установки планки целей подразумевает поэтапное повышение результатов работы. Сначала руководитель незначительно повышает планку, чтобы понять, насколько сотрудник подготовлен к выполнению более высоких требований, а затем, судя по результату, повышает планку еще и еще. Такой подход эффективно использовать по отношению к сотрудникам, которые только что пришли в компанию, и еще сложно понять, на что в действительности они способны. Также постепенно повышать планку целесообразно, если сотрудник хотя и давно работает в компании, но не уверен в себе, поэтому не проявляет инициативы и самостоятельности. Постепенно ставя ему более высокие цели, вы дадите ему возможность убедиться в том, что он все делает правильно.

Второй вариант - постановка цели, при которой нужно увеличить результативность деятельности, наполовину приблизившись к пределу возможностей. Такая задача подойдет тем членам коллектива, которые имеют длительный опыт работы в компании, успешно справляются со своими задачами, однако не ищут новизны и не стремятся выделиться. Прямая установка на повышение продуктивности труда хотя и может вызвать некоторое сопротивление со стороны сотрудника, но вполне выполнима в силу его компетентности.
При третьем варианте установки планки целей ставится задача значительно повысить показатели работы и приблизиться к предельным показателям. Опытные и инициативные сотрудники, которые стремятся к карьерному росту, уже в силу желания добиться большего готовы к тому, чтобы работать более напряженно и достигать более высоких результатов.
И наконец, четвертый вариант - постановка цели выше предела возможностей. Как уже можно сделать вывод, такая цель подойдет наиболее амбициозным и многого добившимся членам коллектива. Эти сотрудники имеют высокие результаты работы, но для того, чтобы оставаться первыми, им также необходимо повышать планку, ставить более трудные задачи по отношению к тем, что они уже решили.

Таким образом, учитывая опыт и индивидуальные особенности личности подчиненных, можно ставить им такие цели, чтобы при довольно напряженном ритме работы они могли достигать поставленных перед ними целей.

Пример

В рекрутинговой компании работал сотрудник, значительно опережавший всех по показателям продаж (количеству закрытых позиций, то есть принятых на работу кандидатов, найденных им, за месяц). Он подходил под категорию амбициозной «звезды». Руководством компании была поставлена задача повысить среднюю норму продаж. Начальник отдела продаж поступила следующим образом. Она побеседовала с сотрудником-«звездой» и выяснила, что его основной мотиватор - свободный график работы. Перед сотрудником была поставлена цель увеличить показатели продаж в 1,5 раза (завышенная планка целей), и как только будет обеспечен стабильный выход на эти показатели, сотрудник сможет работать по гибкому графику. В итоге через два месяца сотрудник достиг необходимых результатов, получил гибкий график работы, а остальные сотрудники смогли постепенно повышать свои показатели. Таким образом, общая цель - увеличение средней нормы продаж - была достигнута.

Значимость. Это следующий критерий постановки умных целей. Размышляя над тем, обладает ли задача значимостью, вы должны ответить на вопрос, зачем сотруднику необходимо выполнить эту задачу, то есть, почему она важна с точки зрения целей более высокого уровня (вплоть до стратегических).

Знать, зачем выполнять ту или иную работу сотруднику необходимо для того, чтобы правильно расставить акценты. Например, руководитель поручает своему помощнику убрать на рабочем столе, так как вечером в кабинете соберутся его коллеги.
Руководитель подразумевал «разобрать накопившиеся бумаги, потому что вечером будет проходить совещание», и документы должны быть в порядке, и все под рукой. А помощник понимает это как «вообще убрать со стола и оставить стол чистым», потому что начальник собирается пообщаться с коллегами за чашкой чая. Таким образом, давая человеку понять, зачем он будет выполнять ту или иную работу, нужно устанавливать связь текущей задачи с целью более высокого уровня (убрать на столе, для того чтобы бумаги были в порядке, или убрать на столе, чтобы принять гостей).

С наилучшими пожеланиями,

коллектив компании "АркНет"