Словесный портрет есенина. Краткий очерк жизни поэта. а) вступительное слово преподавателя

Изучение жанров публицистического текста можно организовать в форме творческой мастерской.

С помощью учителя обучающиеся знакомятся с новым жанровым понятием, анализируют образцы, самостоятельно подбирают материал, пробуют написать текст сочинения. Предлагаем материал для изучения портретного очерка.

Работа в творческой мастерской

I. Введение понятия «портретный очерк».

Ребята, предложите свой ход работы над понятием «портретный очерк».

Можно заглянуть в словари, отыскать ключевое слово, найти ассоциации...

1. Словарная работа.

Словарную работу проводят ученики, отыскивая

Происхождение ключевого слова по этимологическому словарю («портрет» происходит от франц. «portrait», что означает изображение оригинала, «trait pout trait» — «черта в черту», «черта за чертой»);

Значение по толковому словарю («портрет» — слово многозначное: 1) живописное, фотографическое или иное изображение человека, 2) описание внешности персонажа в литературном произведении, образ литературного героя, 3) характерные черты человека (перен., разг.)).

Выводы из наблюдений: портрет как жанр изобразительного искусства нами не рассматривается. Обратимся к деталям. Прилагательное «портретный» соотносится с существительным «портрет», то есть обозначает соответствие внешнему облику человека, «портретной» называли комнату в дворянских домах, где висели портреты. Но все эти данные не приближают нас к понятию «портретный очерк».

2. «Мозговой штурм».

Выдвигайте свои предположения.

В словосочетании слово «портретный» имеет совершенно особый смысл. Скорее всего, здесь ключевое слово — «очерк».

Очерк - это жанр публицистики, обращённый к личности человека, рассказывающий о деятельности человека, его жизни и взглядах.

Похож портретный очерк на биографию? А чем отличается?

Да, очерк и биография близки, это ведь жизнеописание человека. Но важное отличие в том, что в очерке есть автор, который выражает своё отношение к тому, о ком рассказывает.

В биографии главное — что и когда совершил человек.

В портретном очерке есть описание внешности, а в биографии этот элемент необязателен.

В биографии нет характеристики человека другими лицами, которые его знали, вместе с ним работали.

Иногда о самом человеке многое расскажет его собственная речь, какие-нибудь яркие высказывания.

Очерк по сути похож на рассказ. В очерке соединены известные нам типы речи: повествование о жизни человека, описание его внешности, рассуждение о принципах и позиции того, кто занимается какой-либо профессиональной деятельностью.

Разве биография может передать внутренний мир человека, его чувства, настроения?

Выводы из обсуждений: из высказанных предположений уже можно определить тему портретного очерка, цели и задачи автора, композиционные части, стиль и даже типы речи.

II. Проверка гипотез.

1. Анализ первого портретного очерка (название от учеников скрыто).

Какие наши гипотезы находят подтверждение в этом тексте?

Каким вы представили Григория Александровича Гуковского?

Какой заголовок у этого текста?

ОТЕЦ

Его имя — Григорий Александрович Гуковский. Он был известный учёный, на его лекции сбегались толпы... Но я пишу не об учёном, которого лучше, чем я, знают друзья и ученики, я пишу о своем отце и о той культуре отцовства, которой он обладал.

Такова была наша семейная традиция: воспитанием детей руководил мужчина. Правильно это или нет — не знаю. Но так сложилось. И для меня главным лицом всегда был отец.

Сколько себя помню, отец всегда работал. Зимой, когда я вставала впотьмах, у него давно горел свет — он сидел за столом. Или его уже не было: ушёл в университет читать лекции. Я завтракала сама и шла в школу с сознанием, что тоже иду на работу.

Постепенно я стала понимать, что он пишет с раннего утра за своим письменным столом. Про «Недоросль», про Крылова и Державина. О литературе XVIII века. Вот почему на его полках столько старых книг, которые мне разрешается трогать с непременным условием ставить на то же место.

Книги свои он любил самозабвенно. Я имела право их читать, но ни я, ни мать не допускались к священнодействию: отец всегда сам чистил книги. Два раза в год он с утра влезал на лестницу с влажной тряпкой и бережно протирал каждую книжечку.

Мы жили в деревянном доме. В комнатах печи были старинные, изразцовые: у меня голубая, у него — зелёная. Отец топил эти печи, сам чистил дымоходы. Когда я лезла за ним в трубу, он не отгонял, только просил переодеться. Он всё умел... Когда мой сын впервые влез на лестницу и сменил перегоревшую пробку, я почувствовала себя счастливой. До сих пор мужчина, не умеющий своими руками выполнить любую работу по дому, вызывает у меня брезгливое недоумение.

Отец чтил понятие дома, семьи. Семья — это был праздник. Дом вела, конечно, мать. Отец любил всё, что делала мать, и радостно подчинялся ей.

Я любила его без памяти — как отца. Но, кроме того, он был для меня идеалом мужчины. Знаю: он был некрасив, но понимаю женщин, которые до сих пор утверждают, будто он был красивый: это ученицы, те, кто видел его в работе. Он научил меня чувствовать себя женщиной: подвигал стул, всегда пропускал в дверь впереди себя; не помню ни разу, чтобы я, вернувшись из отъезда, не нашла у себя в комнате цветов...

Не было темы, которой бы он избегал в разговорах со мной. Раз или два в месяц он проводил со мной целый вечер — читал вслух. До сих пор я слышу его голос, когда перечитываю «Полтаву», «Медного всадника», «Горе от ума»... — да, наверно, почти всю русскую классику. Он вообще меня не воспитывал. Не помню ни одного нравоучения, выговора, никаких нотаций. Он сердился на меня, как сердятся на равного человека. И он не прятал от меня своей жизни — наоборот, вводил, втягивал в неё, заражал меня своей жизнью. В детстве я была этим счастлива.

Отец был самый сильный, самый умный, самый мужественный из всех мужчин. Теперь, прочитав его письма друзьям, я знаю, как нелегко, иногда страшно и одиноко ему бывало, как он хватался за любую работу, чтобы мы не испытывали лишений. Тогда я этого не видела. Он был центром мира, вокруг него кипели люди, всем было с ним интересно, всем он был нужен, всем помогал.

(По Н.Г. Долининой.)

В тексте речь идёт о личности известного учёного-литературоведа, о его деятельности, отношении к семье, знакомым.

Это не биография, потому что здесь много оценочных слов.

Перед нами образ заботливого отца, внимательного мужчины, страстного книголюба, филолога.

Выводы из анализа текста: предметом очерка выступает личность, о которой даётся определённое представление, показаны ценностные ориентиры героя очерка.

2. Анализ второго портретного очерка (название предъявлено учащимся).

Прочитайте текст и выясните, соответствует ли заголовок целям и задачам автора.

Докажите, что этот текст является портретным очерком.

Какие новые элементы портретного очерка заметили?

ДОМ НА СОРОТИ

Он встаёт на заре. Затапливает печь. Утро окрашивает малиновым цветом верхушки оконных стёкол. Дом, крайний на усадьбе, начинает струить лёгкий дымок. Из окна видны закованные в серебро дубы и липы, занесённая снегами Сороть, зелёно-чёрный бор вдали.

А на дворе собираются пичуги. И ждут, когда человек откроет форточку и высыплет на крышу пристройки, что расположена под окном, ежедневный привычный «паёк», так необходимый им, не улетающим на зиму из северных краёв. Воробьи и синицы, снегири и галки — сколько их перебывало здесь в этот ранний час... Случается, хозяин дома Семён Степанович Гейченко, заработавшись допоздна, разрешает себе подняться на часок позже. Однако не тут-то было! Вежливо, но настойчиво в окошко постучат: тук-тук-тук... «Ты что, забыл? Вставай!»

— Иду, иду, — и открывается форточка.

Весной и летом, с утра до ночи в борах, рощах, в синеве небес и над полями, сплетаясь с шумом листвы и журчанием ручьёв, льётся разноголосый ликующий гимн жизни.

Пушкин, открывший для себя здесь русскую природу, заслушавшись, забывал свои невзгоды. И тогда...

В гармонии соперник мой
Был шум лесов, иль вихорь буйный,
Иль иволги напев живой...

Шестого июня 1941 года Семён Степанович Гейченко, музейный работник Ленинграда, с мандатом уполномоченного Академии наук по организации пушкинского праздника, верховодил на Михайловской поляне. И может быть, тогда эти места, хранящие незримое присутствие поэта, запали в сердце Гейченко.

Ещё гремела война, когда он, худой и бледный, после тяжёлого ранения, в кителе без погон, с пустым рукавом, вернулся сюда навсегда.

Заповедника не было. Фашисты, отступая, сожгли дом поэта. В окрестных рощах повсюду мины и колючая проволока. Под трёхсотлетним дубом, патриархом здешних лесов, был оборудован дот. Лишь благодаря стремительному натиску наших войск фашисты не успели разрушить Святогорский монастырь, у белых стен которого покоится прах поэта.

Всё тогда было в развалинах. Люди жили в землянках. Но в начале июня 1945 года на Михайловской поляне собрался народ. Высокий, стремительный в движениях человек, только что назначенный директором заповедника, читал Пушкина.

Залечивал раны музей-заповедник. В лесах, рощах опять наметились тропки, протоптанные людьми, приходящими к Пушкину. Директор и главный хранитель Пушкиногорья из землянки перешёл в дом на краю усадьбы. Он тоже восстановлен, как дом Пушкина, домик няни и всё вокруг. Открылось Тригорское, где у Пушкина было столько счастливых минут. Открылось Петровское, вотчина предков поэта. Поднял этажи районный центр Пушкинские Горы и превратился в современный уютный городок.

И уже много раз предлагали Семену Степановичу переехать в благоустроенную квартиру, где не надо колоть дрова и топить печь, где по утрам комнаты не выстывают, как у него в старом доме, где не надо ходить по воду. А он и слышать об этом не хочет. Удобства, конечно, вещь хорошая, но будет ли у него то, что ему послано судьбой?

Вечером, когда усадьбу покидают последние экскурсионные группы, в Михайловском становится необычайно тихо. Закончен трудовой день, полный забот и дел, связанных с большим хозяйством. Директор заповедника вновь садится у окна с видом на Сороть. На столе — очередная рукопись, письма, книги. И может быть, в этот час незримо и привычно входит сам Александр Сергеевич. Сбросив шубу, протягивает к пылающей печурке озябшие руки. И у них идёт беседа, начавшаяся ещё тогда, когда хранителю Пушкиногорья было чуть больше сорока.

Ираклий Андроников, хорошо знавший Семёна Степановича, подметил, что он живёт в каком-то удивительном духовном состоянии пушкинского времени. Для него наш великий поэт — современник. Кажется, он знает о нём всё, точно прожил с ним рядом целую жизнь. Он дышит воздухом, которым дышал Пушкин, слышит птиц, певших ему, видит ту же Сороть, те же неоглядные дали, пьёт воду из того же колодца, живёт и работает бок о бок с потомками тех, кто жил рядом с Пушкиным, пел ему песни, рассказывал сказки, поверял свои беды и радости.

Всё это дало хранителю музея счастливую возможность представить с наибольшей полнотой и достоверностью михайловский период, сыгравший огромную роль в творчестве Пушкина, период, когда он из первого стихотворца своего времени вырос в величайшего национального поэта.

«Пушкин и Пушкиногорье живут в нашем сознании неотъемлемо, как родной дом, родная земля, родная история, — пишет С. С. Гейченко, предваряя одну из своих книг. — Всё пушкинское свято».

Во всём, что делается в заповедных местах, каждая деталь многократно выверена, каждый штрих не случаен. И потому усадьба и всё вокруг предстают такими, каким могли быть при Пушкине. А за всем этим стоял многолетний подвижнический труд главного хранителя музея — Семёна Степановича Гейченко.

(По В. Воробьёву.)

Заголовок содержит некую загадку, метафору: дом на Сороти существует благодаря стараниям удивительного подвижника С.С. Гейченко.

Этот текст является портретным очерком, потому что в его основе лежит описание жизненного пути и деятельности директора Пушкинского заповедника. Характер героя развёрнут на фоне необычной ситуации - восстановления усадьбы поэта. Автор восхищается талантом, упорством, трудолюбием своего героя.

В начале очерка есть вставка - пейзажная зарисовка.

Вывод первый: пейзаж как элемент портретного очерка нужен:

1. в качестве контрастного сравнения между внутренним состоянием героя и окружающей его природой,

2. как средство в раскрытии человеческого характера,

3. в качестве фона для портрета героя,

4. как приём в раскрытии мировоззренческих позиций героя.

Есть много важных деталей, ассоциаций, связанных с миром Пушкина.

Вывод второй: из обилия впечатлений выделяется опорная деталь, которая служит для создания символического образа Пушкина.

Приёмы обыгрывания деталей в портретном очерке:

1. образная трактовка тех или иных событий,

2. создание ассоциативных связок,

3. передача особенностей внешних и внутренних человеческих проявлений.

В этом очерке образ человека создаётся через внешний и внутренний портрет.

Свойства внешнего портрета

Выделение каких-то внешних деталей и возможность заглянуть в мир души человека, в мир его эмоций и чувств.

Связь с психологическими особенностями личности.

Манера одеваться, привычные позы, жестикуляция, мимика.

Документальная точность отображения.

Свойства внутреннего портрета

Характер героя даётся в нетривиальной ситуации.

Важно обнаружить такой «участок» на жизненном пути героя, который содержит неординарные трудности.

Описание таланта, упорства, трудолюбия и других значимых качеств личности.

Можно использовать метод условности или прибегнуть к ассоциациям.

III. Этапы работы над портретным очерком.

Напомним основные этапы работы:

1. Выбор героя.

2. Изучение источников.

4. Способы оформления.

Начнём по порядку.

1. Выбор героя.

Какого героя можно выбрать?

Можно написать о хорошо знакомом, близком человеке, о незнакомом или знаменитом человеке.

Люди, осуществившие своё предназначение, добившиеся чего-то значительного в жизни.

Герои утверждают те или иные культурные ценности.

По человеку можно судить о характере эпохи, с него можно брать пример решения жизненных задач.

2. Изучение источников.

Источниками, которые могут понадобиться, служат чьи-то высказывания, в том числе интервью или цитаты героя будущего очерка, документальные свидетельства, воспоминания, общественное мнение.

1) Яркая цитата.

2) Жизненный путь (семья, образование, родной город, путешествия, чем знаменит).

3) Поприще (успехи в творчестве, профессии).

4) Жизненные принципы, кредо.

5) Достижения, награды.

6) Планы на будущее (реализованные или нет).

4. Способы оформления.

Чтобы очерк состоялся, необходимо проверить его оформление:

1) Придумать и критически оценить заголовок, отражающий основную идею.

2) Проверить источники, на которые будете ссылаться, сделать их список.

3) Необязательно стремиться к полному описанию образа героя, можно обойти какие-либо стороны деятельности, выделив основное.

4) Связать основной идеей содержание очерка, придав ему оригинальность и новизну.

5) Чётко выделить абзацы, придумать связки между ними, соблюдать логичность и последовательность.

6) Быть этически корректным.

7) Все факты и утверждения выверить.

IV. Самостоятельная работа над очерком дома.

Сочинения обучающихся

Лисова Екатерина

Любовь к родной деревне

На закате дней Фёдор Алексеевич Абрамов, русский писатель и публицист, сказал про себя: «…Мы, крестьянские дети, отравлены комплексом неполноценности на всю жизнь». Казалось бы, что могло заставить состоявшегося, успешного человека, лауреата Госпремии и счастливого семьянина произнести такие слова?

Жизнь писателя была тяжёлой с самого детства. Росли без отца, и матери одной пришлось воспитывать пятерых детей. На третьем курсе обучения на филологическом факультете война вынудила Абрамова пойти на фронт, где с ним приключилось нечто страшное, но при этом удивительное.

Фёдору Алексеевичу перебило пулями ноги во время одной операции. Почти все его товарищи, принимавшие участие в ней, погибли. И вечером, когда собирали убитых, один боец неожиданно пролил воду на лицо неподвижно лежащего Абрамова, и тот застонал. Если бы не эта счастливая случайность, то, возможно, Фёдор Алексеевич не выжил бы. И сам писатель счёл это происшествие настоящим чудом и огромным везением. Ещё одним чудом он считал то событие, когда при проезде по Дороге жизни из блокадного Ленинграда уцелела лишь та машина, в которой он ехал. И всю свою последующую жизнь Федор Алексеевич трудился не покладая рук во имя погибших товарищей.

После войны Абрамов продолжил учёбу, поступил в аспирантуру, защитил диссертацию. В те годы он встретил свою жену, Люду Крутикову, которая стала для него не только любимой женщиной, но и верным соратником...

Куда бы ни занесла жизнь Фёдора Алексеевича, волновала его сердце лишь жизнь в деревне. Он был одним из так называемых писателей-«деревенщиков». В каждой его работе видна любовь к природе, простому сельскому люду и его жизни. Село Пекашино, описанное им в тетралогии «Братья и сестры», стало неким прообразом его родной деревни Верколы. И в течение всей своей жизни Абрамов верил, что словом многое можно изменить в жизни общества, поэтому часто ставил в своих публикациях острые вопросы, поднимал проблемные темы, указывал людям на бесхозяйственность в селе. Отовсюду приходили отклики на такие статьи.

Прожил Фёдор Алексеевич всего 63 года. Его похоронили в родной деревне, возле дома, построенного его руками. Рассказывали, как на похоронах слышалось пение журавлей над Верколой. Птицы будто провожали в последний путь родного деревенского писателя...

Смолянинов Дмитрий

О фантасте Кире Булычёве

«Кирилл Булычёв» - псевдоним, а настоящее имя знаменитого писателя-фантаста - Игорь Всеволодович Можейко. Почему был выбран именно этот псевдоним? А всё очень просто: он скомпонован из имени жены и девичьей фамилии матери писателя. Позже имя «Кирилл» на обложках свежеизданных томов стали сокращать до «Кир», так и получился известный сегодня «Кир Булычёв».

Кратко расскажем о жизни этого добродушного седобородого старика с тёмными глазами. Он закончил Институт иностранных языков имени Мориса Тореза, два года работал переводчиком и корреспондентом в Бирме, а после возвращения на родину стал научным сотрудником Института востоковедения Академии СССР и продолжал трудиться в этой организации до последних своих дней. За свою жизнь он подарил мировой литературе более четырёхсот произведений в жанре научной, детской и юмористической фантастики.

Автора всех этих замечательных книг критика довольно долгое время не воспринимала всерьёз. По его же собственным словам, «фантаст заранее проигрывает сравнение с автором сочинений о сельском быте, например, о тяжёлой судьбе сталеваров или о какой-нибудь очередной революционной трагедии». Писателя можно понять - он жил и творил в Советском Союзе под жёстким взором цензуры.

И всё же, когда в 80-е годы журнал «Детская литература» разослал по библиотекам анкету с вопросом «Кто самый читаемый автор?», ответ был практически единодушен: Кир Булычёв. Часто юные писатели добавляли: «Кир Булычёв - лучший писатель всех времён и народов!»

В последние годы жизни писатель обращался к исторической фантастике, написал несколько романов из неоконченного цикла «Река Хронос», а также издал мемуары под названием «Как стать фантастом».

Пятого сентября 2003 года Игорь Можейко скончался от онкологического заболевания. Он ушёл, но завет его остался в наших сердцах и будет ярко гореть в них пляшущей искоркой. Завет этот прост - нужно лишь говорить правду о мире и человеке.

Проскурина Татьяна

Жизнелюбивый автор книг

Жизнерадостность, стойкость, улыбчивость, оптимизм - этими словами можно описать кредо современной писательницы Виктории Токаревой. Родилась она в Ленинграде. В детстве, однако, юную Викторию мало интересовала литература и больше привлекала медицина. Но - вот парадокс! - она получила музыкальное образование.

После замужества, уже в Москве, работая в детской музыкальной школе учителем пения, она начинает писать прозу. Внимание читателей Токарева привлекла первым же своим рассказом, который назывался «День без вранья».

Достаточно посмотреть на фотографию этой женщины, и уже поднимается настроение. Как мне кажется, секрет успеха писательницы на 90 % заключён в её жизнелюбии. По высказываниям Виктории Токаревой сразу становится понятно, что возраст для неё - всего лишь цифры. Сама она говорит так: «Пятьдесят пять лет - это юность старости».

Имя этой писательницы для многих стало своеобразным символом поколения. Произведения Токаревой смешные, яркие. Она пишет о простых людях. В них мы можем узнать себя, свои поступки, над некоторыми можно посмеяться, о каких-то пожалеть. Мне кажется, что её произведения читать приятно и очень легко. Можно открыть первую страницу и потом не заметить, как прочёл всё до конца.

Не стоит забывать, что Виктория Токарева проявила себя ещё и как прекрасный сценарист. Её многие знают по фильмам «Мимино» и «Джентельмены удачи». Несмотря на успехи в карьере Викторию Самойловну можно спокойно назвать семейным человеком. Хотя о своей личной жизни она говорить не любит, но и секрета из этого не делает. Она уверяет, что с мужем она прошла многое, но им удалось сохранить семью и она это высоко ценит.

Читателям книги Токаревой нравятся своей многогранностью, эмоциональностью. Она правдиво и точно подмечает важные детали, указывает на те «неприятные моменты», о которых мы сами в глубине души знаем, но боимся себе в них признаться. Писательницу волнуют обычные, будничные вещи, из комичной ситуации она помогает сделать глубокие философские выводы.

Литература

  1. Горохов В.Н. Газетно-журнальные жанры. - М., 1993.
  2. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.
  3. Портретный очерк / http://rudn.monplezir.ru/ocherk_kak_napisat.htm
  4. Сулицкая Н.М. Портретный очерк / http://festival.1september.ru/articles/504793/
  5. Шостак М.И. Журналист и его произведение. - М., 1998.

Портретный очерк. Выпуск №1

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Моя одноклассница – Тоня

В моём классе учится милая девочка по имени Тоня. У неё грустные серо-голубые глаза, русые шелковистые волосы и добрая улыбка. Одевается Тоня обычно в классическом стиле, и ей это очень идет. Походка у неё воздушная, женственная. Моя одноклассница очень отзывчивая, всегда готова протянуть руку помощи другу, никогда не оставит в беде.

Тоня ставит перед собой цели и делает всё, чтобы их добиться. В будущем Антонина хочет поступить в медицинский университет, чтобы стать фармацевтом. Она посещает курсы по химии, учит биологию, поэтому у неё есть все шансы, чтобы пойдти по пути, который она уже сейчас для себя определила.

Тоня очень открытый, доверчивый и душевный человек. С ней легко общаться, ведь она всегда поддержит разговор и расскажет что-нибудь интересное. На первый взгляд можно решить, что она замкнутая и невесёлая девочка, но на самом деле она очень позитивный и жизнерадостный человек.

Несмотря на то, что Тоня по знаку зодиака лев, а, как известно, львы очень властны, самовлюблённы и высокомерны, к моей однокласснице я не могу отнести эту характеристику, ведь Тоня не такая эмоциональная и настойчивая, как представители сего знака зодиака. Тоня - человек с большой буквы, она очень честная, благородная и чуткая девочка.

С Тоней я знакома всего полгода, но за это время я уже успела с ней подружиться. И пусть мы общаемся с ней не так часто, как хотелось бы, но я безумно счастлива, что я учусь в одном классе с замечательной девочкой по имени Тоня.

Годзюр Виктория


Предварительный просмотр:

Классный - классный руководитель!

В этом очерке речь пойдет о моем классном руководителе - Смоленской Светлане Анатольевне. Руководство над нашим классом она взяла в сентябре 2015 года. Педагогический стаж у нее 20 лет, 5 из них в нашей школе.

Светлана Анатольевна родилась и выросла на Украине, далее окончила Государственный педагогический институт в городе Тобольске.

Родители у нее оба работают в нефтяной сфере. Почему же она не пошла по их стопам? По ее словам, она очень любит детей, и обучать их для нее одно удовольствие. В первую школу ее пригласила работать Гулиева Елена Александровна, на данный момент они лучшие подруги.

Светлана Анатольевна имеет очень запоминающуюся внешность: высокая, среднего телосложения, с короткими волосами, которые всегда уложены, карие глаза.

Она открыта людям, также чувствительна и ранима. Характер у нее заводной, сама себя она называет «массовик-затейник». У нее даже есть традиция: из года в год она вместе со своим классом ходит в поход и устраивает пикник.

Напоследок хочу признаться, что она самый классный классный руководитель, под руководство которого я попадала!

Кравцова Елизавета


Предварительный просмотр:

Энергия и оптимизм

Вот уже пять лет, как я знаю этого человека. Из всех учителей она мне ближе всех. На первый взгляд, это типичная учительница, ничем не выделяющаяся из общей массы учителей. Высокий рост, приятные черты лица, темные волосы и каре-зеленые глаза. Но она занимает особое место в моей жизни. Это моя классная руководительница - Смоленская Светлана Анатольевна.

Взгляд у нее обычно усталый, но иногда в ее глазах горит яркий огонёк. Светлана Анатольевна всегда стремится к чему-то новому, но не всегда ей это удается, так как она ленивая. Она никогда не упустит возможности послушать интересные лекции и семинары, а также научиться чему-то новому. Ученики тянутся к ней, не потому что она наш классный руководитель, а потому, что в ней очень много положительной энергии, которой она делится с людьми.

По своей натуре это сильная, очень оптимистичная и жизнерадостная женщина. Но в то же время она немного по-детски наивна, эмоциональна, а также обидчива. Сочетание этих качеств помогает ей лучше понимать своих учеников. Ей можно довериться в любой ситуации, зная, что она всегда выслушает, даст совет, поможет в трудных ситуациях.

Конечно, она такая не всегда. Светлана Анатольевна порой может быть злой, уставшей или же просто быть не в настроении, и тогда очень трудно к ней подойти.

Любимые занятия нашей учительницы - это есть, спать, читать книги. Думаю, что есть множество людей, которые похожи этим на неё.

Светлана Анатольевна - очень хороший классный руководитель. На протяжении пяти лет она организовала разные мероприятия, помогала нам. Она помогла нам полюбить наш класс, которым почему-то были недовольны учителя. Мы всегда любили проводить время с нашим классом и с классным руководителем.

Набиева Замина


Предварительный просмотр:

Моя подруга

Мою близкую подругу зовут Диана. Наши имена похожи, как и мы сами. Мы учимся в одном классе с самого первого дня учебы в школе, но раньше наша дружба не была такой, как сейчас.

Она выше меня, худая. У неё большие карие глаза и длинные ресницы. Она никогда не стоит на месте, не любит сидеть дома. Ей всегда хочется гулять или чем-нибудь себя занять. На уроке физической культуры вы можете её заметить по громкому вскрику и глухому звуку после него. Это значит, что она упала. Но не бойтесь! С ней все в порядке, просто девчушка немного неуклюжа. Но это почему-то выглядит довольно мило.

Диана пробовала себя в разных направлениях деятельности, но все- таки остановилась на игре на гитаре и фотографировании. К увлечению, связанному с игрой на гитаре, её подтолкнули друзья, с которыми она организовала музыкальную группу. Спустя полтора года её существования, девочки решили, что пора с группой закончить, но Диана продолжает заниматься самостоятельно.

А пристрастие к фотографии она обнаружила сама. Как говорит сама Диана, ей просто стало интересно запечатлеть каждый интересный момент в её жизни. Чтобы получше разбираться в этом, она ходит в киностудию, которая есть в нашей школе. Там обучают правильной постановке кадра, как управлять фотоаппаратом. “Мои семья положительно к этому относится и создает все условия для того, чтобы я занималась любыми увлечениями”,- говорит Диана. И это замечательно, когда твоя семья поддерживает тебя во всех начинаниях!

О 10 классе Диана высказывается с точки зрения реалиста. Для неё это ещё один шаг к взрослой жизни, к самостоятельности. А с другой стороны, – очень большая нагрузка, особенно, когда ты учишься в профильном классе. Да, Диана учится в физико-математическом классе.

Раньше она была очень стеснительной, но со временем, а, может, и повлияли на неё её новые друзья, Диана стала более открытой и общительной. На вопрос о том, что заставило её измениться, девушка отвечает так: “Как таковой ситуации не было. Просто бывают такие моменты, когда пересматриваешь свои взгляды на жизнь, свои жизненные позиции, что для тебя на первом месте, а что и вовсе не имеет значения”.

Надеюсь, что её фирменная улыбка, как у чеширского кота, будет с ней всегда! Желаю ей успеха во всем, а в особенности с домашними заданиями по физике и математике.

И вот теперь, вы узнали чуточку больше о вашей однокласснице. Прислушайтесь… Возможно, сейчас это она смеется в конце школьного коридора.

Лиана Насибулина.


Предварительный просмотр:

Человек, который внес свой мозг в школьную систему

Человек, о котором сегодня пойдет речь, учится со мной в одном классе. Ее зовут Настя. В нашем классе ее очень легко распознать, так как она постоянно гуляет со своей лучшей подругой, которую зовут Лиза. Вместе они похожи на бомбу замедленного действия потому, что никогда не знаешь, что они могут учудить. Но когда Лиза, бывает, не приходит в школу, Настя ведет себя более спокойно и адекватно. Прямо умница.

В своей жизни она проявляет многогранность. Она увлекается вязанием, рисованием, вышиванием и плетением из бисера. А также немного играет на гитаре.

У нее день рождения весной. Поэтому в качестве подарка родители подарили ей прыжок с парашютом. Она очень долго мечтала об том, и, наконец, ее мечта сбылась.

Ее внешность слегка нетипична. Густые и кудрявые волосы, которые раньше были длинными, а теперь слегка прикрывают шею, глубокие зеленые глаза, переливающиеся на солнце, и стройная фигура.

По характеру, она веселая, милая, жизнерадостная и энергичная девушка. Она всегда приходит на помощь своим друзьям, добивается намеченных целей, всегда может дать ценный совет. Именно поэтому у нее много друзей, но среди них есть особенные, те, с которыми она может быть откровенной. Но у нее есть и отрицательные качества. Такие, как прямолинейность, упрямство. Из-за этого некоторые люди считают ее высокомерной. Но это не так.

В ее жизни случаются переломные моменты, о которых она не привыкла делится. Поэтому в таких ситуациях она уходит в себя и пытается всё скрывать.

Однажды с ней произошла смешная история. В девятом классе мы проходили роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Она его немного не дочитала, и ее одноклассник, узнав об этом, решил этим воспользоваться, чтобы над нею подшутить. Он сказал ей, что Ольга была на дуэли с Онегиным, Ленский таким образом решил заказать смерть Ольги и тогда, после ее смерти, Ленскому достанутся все ее деньги, и он поделится с Онегиным. Настя, услышав это, подняла руку и рассказа все учителю, думая, что одноклассник рассказал ей верное содержание романа. Когда услышали это в классе, все начали смеяться, в том числе и Вероника Константиновна. А в это время Настя сидела и краснела от стыда.

В этой истории она проявила свое безграничное доверие и наивность.

Исходя из личного общения с ней, я могу сказать о том, что она вызывает у меня только положительные эмоции. Но я подтверждаю то, что этот человек играет в моей жизни главную, но не менее значимую роль, так как благодаря таким людям, как Настя, у меня формируется мнение об окружающем обществе и накапливается опыт общения со сверстниками.

Ошева Антонина


Предварительный просмотр:

Мой друг
Мой верный друг М*** во многом очень схож со мной характером. Возможно, именно поэтому мы дружим так давно. Хотя может быть так, что мы дружим и благодаря нашим редким спорам, ведь было бы скучно, если бы мы во всем соглашались друг с другом, это бы попросту надоело.
М*** - парень среднего роста с кудрявыми русыми волосами, незапоминающимся, чуть похожим на моё лицом (нас часто путают). Он немного робкий в незнакомых компаниях, но когда пройдет некоторое время, он смело ведет разговоры на любые темы, которые только можно вообразить, знает очень много историй на все случаи жизни. Я думаю, это как-раз-таки его особая черта характера - рассказывать интересные истории из жизни и не давать тем самым скучать.
Познакомились мы с М*** благодаря нашему общему знакомому, который пригласил нас смотреть фильм. Помимо нас в его квартире были и другие ребята. С некоторыми мы были знакомы, с некоторыми - нет. Началось наше общение с того, что все, кто был с нами у нашего общего друга, заснули, и мы досмотрели эту комедию вдвоем.

Позже выяснилось, что М*** увлекается многим вещами, чем увлекаюсь и я. День за днем, неделя за неделей - мы сдружились, и дружим по сей день с этим добрым человеком.

Тавбулаев Рамазан


Предварительный просмотр:

Она – винтик в большом механизме.

Эта женщина – натура любящая и чистосердечная. Такие, как она, хранят эмоции для тех, кто им действительно дорог. Требуется много времени, чтобы хорошо узнать этого человека. Легкоранима и впечатлительна. К ней идут люди, нуждающиеся во взаимопонимании. Она всегда остается самой собой, легко говорит правду людям, поэтому многие ее считают высокомерной.

Елена Александровна окончила Донецкий государственный университет в 1990 году. В нашу школу она пришла молодым специалистом. Первый ее класс оказался спортивным, состоял из 30 мальчиков.

Кабинет у нее находился тогда на первом этаже. Стоял холодный зимний день. Идет она к своим ребятам в кабинет, заходит и видит разбитый горшок с цветком. Она начинает разбираться, пытается узнать, кто совершил этот поступок. Все молчат, никто не сознается. Но вдруг учительница увидела, что ребята показывают пальцем на Алешу. Она решила подойти к нему. Заметив это, Леша не растерялся, он подскочил и выпрыгнул в окно. Все подбежали к окну и глазами искали мальчика в сугробе. Но его там уже не было.

Уроки шли одни за другим, а ученика все нет. После уроков к Гулиевой Елене Александровне пришел пожилой мужчина, а за ним стоял Алексей. Он извинился за своего сына и вручил ей горшок с цветком. Этот случай она запомнила всю свою жизнь.

Елена Александровна росла в такой семье, что ей даже не пришлось сильно размышлять о своей будущей профессии, так как родители ее работали в школе: мать – учителем математики, и отец – учителем истории.

В этой профессии она видит только одни плюсы, если человек находит в своей работе минусы, значит, это не его место.

Все свои мысли и чувства Елена Александровна выражает через прозу и стихи, которые пишет в свободное от работы время, а еще у нее очень вкусный борщ и пирожки.

Она ценит свою работу, поэтому ответственно к ней относится и пытается добиться успеха. К дружбе у нее такое же отношение.

Люди не должны стоять на одном месте, они должны стремиться к успеху, идти вперед, только тогда заработает механизм, в котором мы находимся.

Токарева Анастасия

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября(3 октября по новому стилю) 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии. Село располагалось вдоль правого берега Оки и насчитывало около нескольких сотен дворов. Дом Есениных находился в самом центре села. Писать стихи Есенин начинает примерно лет с восьми – девяти. Именно Константиново является предметом описания во многих стихах поэта о Родине и любви к ней. В 1904 году Есенин поступил в Константиновское земское училище. Из воспоминаний одного из товарищей по училищу: «Есенин уже тогда выделялся среди нас. И учителя и мы, ученики, любили его за прямоту и весёлый нрав. Был он первый заводила, бедовый и драчливый, как петух. < .> Одарён он был ясным умом, отвечал на уроках бойко. Особенно когда читал стихи Некрасова, Кольцова и других поэтов.» В мае 1909 года Есенин оканчивает Константиновское земское училище с похвальным листом. Отец Есенина – Александр Никитич особенно гордился этой наградой сына, так как похвальный лист редко кто имел в Константинове. Сергей Александрович был в то время единственным ребёнком, которого родители по окончании училища отправили не на заработки, а учиться. Родители поэта хотели видеть своего сына учителем сельской школы. В 1912 году Есенин окончил Спас – Клепиковскую учительскую школу. А в конце июля того же года Сергей Александрович перебирается в Москву, на постоянное место жительства. пансионат Гагрипш

9 марта 1915 года неизвестный молодой поэт Есенин приезжает в Петроград и встречается с А.Блоком. Блок сразу же отбирает шесть его стихотворений для печати. Уже 22 апреля 1915 года в журнале «Голос жизни» печатается ряд стихотворений Есенина.

В марте 1916 года Сергей Александрович был призван на воинскую службу в запасной батальон в Петрограде.

Рассказывая о биографии поэта, стоит упомянуть и о его заграничной поездке с Айседорой Дункан. 3 октября 1921 года они познакомились, а 10 мая 1922 года вылетели на самолёте до Кенисберга и 11 мая прибыли в Берлин. Зарубежная поездка была довольно продолжительна – с 11 мая 1922 года до 3 августа 1923 года. Поэт побывал в Германии, Франции, Бельгии и Италии. После, до 1924 года, находился в США. Тот факт, что именно за рубежом поэт пишет поэму, в которой основной темой является национальные пути развития России, объясняется тем, что поэт был неприятно удивлён и поражён бездуховностью Европы и Америки.

Именно в этот отрезок времени, когда Есенин находится вдали от Родины, он наиболее остро тоскует по родным краям. «Как мне надоели эти хреновые заграницы! » - говорил поэт.

После возвращения на Родину поэту приходится нелегко.Его пытаются привлечь к ответственности и грозят снять с печати его стихи, обвиняя в антисемитизме. Как писал в письме к Галине Бениславской в то время сам Есенин: «Я чувствую себя просветлённым, не нужно мне этой глупой шумливой славы, не надо построчного успеха. Я понял, что такое поэзия. Путь мой, конечно, сейчас очень извилист. Но это прорыв.»

27 декабря 1925 года поэт написал собственной кровью стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья.».

А утром 28 декабря поэт был найден повешенным в гостинице «Англетер». Существует несколько расхожих мнений о том, что стало причиной смерти поэта. Одно из них – самое распространенное - это самоубийство Есенина. Другое же указывает на то, что поэт умер насильственной смертью. Из воспоминаний современника Сергея Есенина: «Везде говорили о трагической смерти Есенина, искали его стихов.»

Завершая краткое повествование о жизни Сергея Есенина, хочется вспомнить строки поэта: «В этом мире умирать не ново, но и жить, конечно, не новей».


Литературные портреты писателей-современников и обще-ственных деятелей, созданные Горьким, имеют большое доку-ментальное и художественное значение. Герои их во многом оп-ределяли нравственную атмосферу русского общества и уровень культуры.

Горький считал главной целью портретных очерков изобра-жение человеческих качеств персонажа. Портрет человека вос-создается не только как черты внешности. Писателя главным образом интересует внутренняя жизнь героя очерка, его духов-ный мир со всеми «противоречиями сердца и ума».

Одним из лучших является литературный портрет Л. Толстого. Заметки, из которых состоит очерк, написаны по следам встреч Горького с великим русским реалистом. Горький понимал, что показать Толстого только как «могучую глыбу», как «сверхъес-тественное» чудо — мало. Важно отразить и человеческие слабо-сти гения, противоречивость, присущую и простому смертному, «ибо он, так сказать, всеобъемлющ и прежде всего человек, — человек человечества».

Очерк открывается темой «Толстой и бог», что позволяет объяснить внутренний мир писателя. Не боязнь смерти нестер-пима Толстому, а мысль, что придется «подчинить свою волю какому-то стрептококку». Горький объясняет это огромной че-ловеческой гордостью. Бога Толстой принимал не по Еванге-лию, часто «приспосабливая» к своему учению.

Горький строит портрет Толстого из кусочков мозаики, протя-гивая между ними смысловые нити. Он сопоставляет и противо-поставляет все, что было услышано от Толстого, прочитано в его книгах, выделяя противоречия мысли писателя. Наиболее слож-ным и противоречивым было отношение Толстого к женщине. Здесь проявилась отрицательная оценка Толстым человеческого разума. Для него идеал женщины — «существо достаточно ограниченное», ничем, кроме детей и пеленок, не интересующееся. В образах жен-щин, созданных Толстым, господствует эмоциональное, плотское. Это соответствует толстовской концепции женщины.

Большое место занимают в очерке суждения о литературе и писателях. Горький отмечает, что иногда Толстой делает спор-ные обобщения, оценки некоторых литературных явлений от-ражают противоречия эстетической концепции Толстого.

Горький неоднократно подчеркивает, что Толстой велик на-столько, что кажется равнодушным к людям:

«… Он есть настолько выше, мощнее их, что они все кажутся ему подобными мошкам, а суета их — смешной и жалкой. Он слишком далеко ушел от них в некую пустыню и там, с вели-чайшим напряжением всех сил духа своего, одиноко всматрива-ется в «самое главное» — в смерть». Горький передает овладев-шее Толстым скептическое отношение к собственному учению, что проявлялось в отрицательных оценках «толстовцев».

Горький строит портрет Толстого на антитезе между непри-мечательной внешностью и величием духовным. «Выйдет он — маленький, и все сразу станут меньше его. Мужицкая борода, грубые, но необыкновенные руки, простенькая одежда и весь этот внешний, удобный демократизм обманывал многих…» Горь-кий пишет, что люди недалекие, привыкшие греться в лучах чужой славы, пытались представить окружающим, что близко знакомы с Толстым, чуть ли не равны с ним. Толстой не терпел амикошонства и умел поставить таких на свое место. «Из-под мужицкой бороды, из-под демократической, мятой блузы под-нимается старый русский барин, великолепный аристократ… Приятно было видеть это существо чистых кровей, приятно на-блюдать благородство и грацию жеста, гордую сдержанность речи, слышать изящную меткость убийственного слова. Барина в нем было как раз столько, сколько нужно для холопов. И когда они вызывали в Толстом барина, он являлся легко, свободно и да-вил их так, что они только ежились да попискивали».

В портрете Горький всегда какую-то черту подтверждает афоризмом, определением. Он выделяет две детали облика Толстого — руки и глаза. Руки — «некрасивые, узловатые от расширенных вен и все-таки исполненные особой выразитель-ности и творческой силы», глаза острые, пронзающие, иногда озорные. Материал с сайта

В очерке происходит постоянное укрупнение облика Толсто-го. Из «маленького, сухонького, серого» старика он постепенно превращается в бога Саваофа, сидящего на каменной скамье под кипарисами, как на золотом троне.

Очерк «Лев Толстой» воссоздавал образ большого человека и писателя с его большими противоречиями.

В серии литературных портретов Горький создал также очер-ки «В.Г. Короленко», «Время Короленко», «Из воспоминаний о В.Г. Короленко». Такой интерес к фигуре писателя-демократа объясняется тем, что в Короленко воплотился горьковский иде-ал интеллигента, связанного с народом своими делами, всей сущностью своей натуры.

Литературный портрет Л. Андреева отличается от других порт-ретов писателей тем, что личность Андреева дается в движении по нисходящей, прослеживается непоследовательность творче-ского пути писателя, трагически убежденного в бессилии чело-века что-либо изменить в мире.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • литературный портрет писателя
  • партреть горького
  • горький.литературные портреты.бунин
  • прочитать портрет толстого книга
  • литературный портрет горького

Родился селе Константинове Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье. Рос и воспитывался в семье деда по матери, редко общаясь с жившими врозь родителями. Ранние духовные впечатления оформляются в атмосфере глубокого народного православия. В то же время воспитывала поэта и улица, давая выход озорству, неуравновешенности его характера. Учился в Константиновском земском четырехгодичном училище (1904-1909), затем в Спас-Клепиковской закрытой церковно-учительской школе (1909- 1912) и на историко-философском отделении Московского городского Народного университета им. А. Л. Шанявского (1913-1914), который не окончил.

Первые поэтические опыты пробуждаются рано. Некоторое время в юности он сочинял, по собственному признанию, "только духовные стихи" и лишь по просьбе школьных товарищей решил "попробовать себя в стихах другого рода". Подготовленный летом 1912 г. сб. юношеских стихов "Больные думы" остался при жизни поэта неопубликованным.

С августа 1912 г. живет в Москве, работая сначала в лавке у купца (где и отец - приказчиком), а затем в типографии И. Д. Сытина. Здесь в конце 1913 г. сближается с Суриковским литературно-музыкальным кружком и, став вскоре его членом, избирается в редакционную комиссию. С 1914 г. публикует стихи в детских журналах "Мирок", "Проталинка", "Доброе утро". Неудовлетворенный своим "московским" вхождением в литературу, приезжает 9 марта 1915 г. в Петроград. Здесь почти сразу же получает высокую оценку со стороны поэтов столичной элиты: А. Блока, 3. Гиппиус, С. Городецкого.

Его стихи появляются во множестве столичных журналов, осенью 1915 г. он входит в литературную группу "Краса" и литературно-художественное общество "Страда", ставшие первым символическим объединением поэтов, по определению Есенина, "крестьянской купницы" (новокрестьянских). В первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение ("с высочайшего соизволения") санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах. На одном из концертов в лазарете, к которому он был прикомандирован (здесь же несли службу сестер милосердия императрица и царевны), происходит его встреча с царской семьей. Тогда же вместе с Н. Клюевым они выступают, одетые в древнерусские костюмы, сшитые по эскизам В. Васнецова, на вечерах "Общества возрождения художественной Руси" при Феодоровском городке в Царском Селе, а также приглашаются в Москве к великой княгине Елизавете. В начале 1916 г. выходит первая книга Есенин "Радуница".

В 1918 г. в Петрограде выходит вторая книга стихов Есенина "Голубень", подтвердившая талант Есенин как самобытного поэта крестьянской России. Живая поэзия Есенин воплощает красоту мира во всех ее проявлениях.

Есенину был присущ феноменальный дар тонко воспринимать едва ощутимые состояния и неуловимо ускользающие мгновения бытия природы. Поэт слышал и "звон надломленной осоки", и то, как "нежно охает ячменная солома, свисая с губ кивающих коров". Образами природы у Есенина пронизана и любовная лирика. в его поэзии кажутся прямым порождением мира идеального и мечты и тем не менее обладают чертами соблазнительной земной, полнокровной жизни.

Таково, например, стихотворение "Не бродить, не мять в кустах багряных..." (1916); неземная красота его героини созвучна лучшим образцам классической любовной лирики.

Начиная с 1917 г. путь Есенина становится все более противоречивым. Во вневременный, гармонически цельный мир есенинской Руси вторгается теперь история. Об этом говорят уже сами заглавия новых книг поэта: "Преображение" (1918), "Пугачев" (1922), "Песнь о великом походе" (1925), "Русь советская" (1925).

И лирика, и образ лирического героя, и сам облик поэта резко меняются, приходит поэзия "бунта". Есенин принимает участие в двух сборниках "Скифы" (1917, второй помечен 1918 г.), выпущенных ориентирующейся на левых эсеров одноименной литературной группой, вдохновляемой идеологом мистического, мессианского социализма Р. В. Ивановым-Разумником. Есенин и Н. Клюев превозносятся им как поэты-пророки "России будущего". В стихах Есенина появляется мотив вызова старой патриархальной России (поэма "Инония", 1918).

Есенин отказывается от Христа, проклинает Китеж и Радонеж - как символы святой Руси и грозится "выщипать" Богу бороду и "вылизать" на иконах "Лики мучеников и святых". В 1919 г. Есенин - один из создателей (вместе с А. Мариенгофом, В. Шершеневичем и Р. Ивневым) русского имажинизма, целью которого для него было не только "проведение в жизнь силы образа", но и отдаление от патриархальной России, от клюевского "избяного космоса" и сближение с урбанистическим миром, с полной морально-нравственной раскрепощенностью "цивилизованного" человека. Прельщала в имажинизме Есенина и возможность заявить о своем "европеизме", освободиться от сковывающего его амплуа "пастушеского" поэта.

Есенин вступает в полосу своего продолжавшегося до последних дней богемного существования. Женившись в 1922 г. на знаменитой американской танцовщице Айседоре Дункан, он затем более года проводит с нею в турне по Европе и Америке. Последние годы жизни Есенин были отмечены трагическими противоречиями.

Высвобождение из-под власти патриархальной Руси и сближение с цивилизованным миром не только не обогатило, но нанесло немало жесточайших ран самочувствию поэта. В 1924- 1925 гг. он создает такие шедевры, как книга стихов "Москва кабацкая" (1924), поэма "Черный человек" (1925). И все же в борьбе власти против "старой", исконной России с ее прежде всего "пахотной идеологией" Есенин решительно встал на сторону последней.

В его поэзии присутствует сочувствие разгромленному повстанческому крестьянскому движению, с одной стороны, и скрытое сопротивление, страх перед бездуховностью, перед насилием - с другой: "Сорокоуст", "Мир таинственный, мир мой древний..." (1921); то же самое в драматических поэмах "Пугачев" и "Страна негодяев" (1922-1923).

Попытка поэта приглядеться к "новизне" послереволюционной деревни утешительных результатов не приносит ("Возвращение на родину", 1924). На родине он только и видит что взметнувшуюся "колокольню без креста", в избе выброшенные с божничной полки сестрами-комсомолками иконы, вместо которых "на стенке календарный Ленин". В последний период жизни Есенин сознательно отдаляется от деревни - как от чуждой ему советской "нови". Он так и уходит из жизни с поэтическим взором, более обращенным в свой внутренний мир, нежели во внешнюю действительность. Все настойчивее звучит в его поэзии тема приближающейся смерти.

Жизнь Есенин трагически оборвалась в Ленинграде, в гостинице "Англетер" при невыясненных обстоятельствах. Похоронен поэт в Москве на Ваганьковском кладбище.