Чарушин про ежа из энциклопедии. Открытое занятие по художественной литературе. Чтение рассказа «Ёж» Е. Чарушина (старшая группа). I. Организационный момент

Эта картотека содержит дидактические игры, которые можно распределить по трем критериям:

1. Игры для ознакомления с флорой и фауной, направленные на ознакомление детей с образом жизни растений и животных.

2. Игры для ознакомления с окружающей средой, направленные на ознакомление с взаимосвязями между живыми объектами и окружающей средой.

3. Игры для ознакомления с созданной человеком средой обитания людей и животных, направленные на ознакомление детей с различными профессиями и разнообразной деятельностью человека в окружающем нас мире.

Дидактические игры, правильно используемые в учебном воспитательном процессе, - это, с одной стороны, эффективное средство умственного, эстетического и нравственного воспитания, а с другой – своеобразная практическая деятельность ребенка по освоению окружающей действительности.

Жизнь в семенах.

Цель: Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур (семена перцев, томатов, огурцов, бобов фасоли, гороха, этапами развития растения. Формировать умение сопоставлять семена и взрослое растение одного вида, отличать семена овощных культур по форме, цвету, величине.

Материал: Семена овощных культур, карточки, изображающие этапы развития овощных культур, специальные чашки с крышками и влажный фильтр.

1. Количество играющих зависит от того, сколько заготовлено наборов; количество играющих можно увеличить, если играть по командам.

2. Победителем считается тот, кто рассказал и сделал все хорошо и правильно.

Чей след.

Цель: Уточнять и закреплять знание детей о диких животных, об их образе жизни в зимнем саду. Познакомить с понятием «следы», выяснить, каким образом следы появляются зимой и почему их не видно летом. Познакомить с видами следов диких животных, формировать умение соотносить зверя с оставленными им следами в зимнем лесу. Развивать логическое мышление, воображение, связную речь.

Материал: Дидактическая картина зимнего леса, картинки диких зверей, разнообразие следов на картине.

1. Внимательно рассмотреть картину зимнего леса.

2. Друг за другом высказывать свои мысли и пожелания, кого из зверей куда поставить.

3. Определить хозяина следов (выбрать из животных нужного и поставить рядом с его следами) .

1. Количество играющих не должно превышать 6 человек.

2. Выигрывает тот ребенок, который правильно расставит зверей в зимнем лесу.

Цель. Выявить знания детей о насекомых, бабочках. Формировать умение зрительно соотносить пропорции в строении бабочек, формы и окраску с существующей реальностью в мире бабочек.

Материал.

На поле дидактической игры изображены различные цветы, среди них вставлены картинки с кружащимися бабочками (разных размеров, пропорций, строением) .

Задание. Выбрать бабочку, которой не существует в природе, рассказать, почему так думаешь.

2. Играть по очереди.

3. Побеждает тот ребенок, который соберет большее количество несуществующих бабочек и сумеет объяснить, почему именно их надо убрать с поляны цветов.

Давайте поселим зверей в наш лес.

Цель. Знакомить детей со средой обитания различных животных. Выяснить, каким образом связаны между собой образ животного и среда обитания. Формировать умение детей, ориентируясь по внешнему виду животного, соотносить его со средой обитания

(наземная, водная, воздушная) .

Материал. Дидактическая картина с изображением лесного массива, в котором есть река, различные жилища диких животных, карточки с изображением жителей леса.

1. Выбрать одного из зверей, подумать, где ему было бы удобно жить, объяснить почему.

2. Заселить зверя в определенный дом и объяснить свой выбор (почему он может жить в том или ином домике и не может – в других) .

1. Играть в команде(3 команды по 2 – 3 человека в каждой) .

Наряды матушки – земли.

Цель. Уточнять и расширять представления детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.

Материал. Дидактическая картина, разделенная на четыре части (с изображением осени, зимы, весны, лета) ; карточки с изображением природных явлений (дождь, снег, ветер) .

1. Выбрать карточки с изображением тех природных явлений, которые соответствуют тому или иному времени года, положить на соответствующую часть дидактической картины.

2. Рассказать о причинах выбора.

1. В игре могут участвовать от 12 до 16 человек.

2. Правильность выбора той или иной карточки обсуждается только членами команды без привлечения взрослых и посторонних.

3. Побеждает команда, которая быстро и без ошибок справилась с заданием.

Речные рыбы.

Цель. Выявить знания детей о рыбах, их строении, об особенностях среды обитания. Формировать умение соотносить строение живого существа со средой обитания, с образом жизни. Выяснить, каким образом окраска речных рыб помогает им прятаться или защищаться от других обитателей рек. Развивать логическое мышление, речь, воображение. Прививать интерес к миру природы.

Материал. Дидактическая картина, на которой изображен проточный водоем, река; вырезанные изображения речных рыб.

1. Рассмотреть внимательно предложенных рыб.

2. Выбрать из них только речных, назвать.

3. Поместить в водоем в отдельное место – туда, где любит обитать та или иная рыба.

1. Количество играющих 3 – 4 человека.

2. Победителем считается тот, кто правильно выбрал рыб, объяснил свой выбор и поместил их на дидактическую картину.

Моя комната.

Цель. Выявить представления каждого ребенка о том, какой должна быть его комната. Выяснить, какие предметы, вещи, игрушки ему нравятся, есть ли интерес к книгам, как ребенок соотносит цветовые гаммы, какое у него настроение. Развивать пространственное мышление.

Материал. Листы бумаги различного цвета (пустые комнаты) по одному на каждого ребенка; карточки с изображением мебели различных цветовых оттенков, игрушек, занавесок (темных и светлых тонов) ; карточки, изображающие комнатные растения, домашних животных, книги, компьютер.

1. Обустроить свою комнату.

2. Выбрать карточки с предметами, которые нравятся.

3. Самостоятельно все расставить.

4. Рассказать о своем выборе.

1. Количество играющих 5 – 6 человек.

2. Работать самостоятельно.

3. При выборе карточек руководствоваться своим мнением.

4. Выигрывает тот, кто быстрее остальных справится с заданием и сможет четко объяснить свои действия.

Город и село.

Цель. Выявлять знания детей о людях, живущих в городах и селах, о видах их деятельности. Выяснить, с чем связаны отличия. Формировать умение логически мыслить, обобщать уже известные сведения об окружающем мире. Воспитывать уважение к людям труда.

Материал. Карточки с изображением различных объектов города и села (лес, поле, ферма, кинотеатр, стадион, завод, городские и сельские дома, людей разных профессий (комбайнер, птичница, доярки, рабочий, врач) .

Задание. Одна команда должна составить картину города, другая – картину села.

1. Играют по командам (2 команды по 3 – 4 человека в каждой) .

2. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справится с заданием.

Поступи правильно.

Цель. Формировать у ребенка представления о положительных и отрицательных поступках человека в повседневной жизни.

Материал. Стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»; серия картинок, на которых изображены дети в различных бытовых ситуациях, соответствующих сюжетам стихотворения, - примеры как положительного, так и отрицательного поведения детей, зеленые и красные круги.

1. Внимательно рассмотреть полученную карточку, дать оценку поступкам героев.

2. Отложить карточки, изображающие положительные поступки в одну сторону, отрицательные – в другую.

1. Количество играющих 5 – 6 человек.

2. За каждый правильный ответ ребенок или команда получает похвальный приз – солнышко.

3. Ребенок или команда, набравшие большое количество солнышек, считаются победителями.

Виды труда

Цель. Дать представление о физическом и умственном труде людей в нашей стране. Выявлять знания детей о деятельности людей умственного и физического труда, выяснить значимость каждого из видов труда. Развивать интерес к трудовой деятельности людей. Прививать уважение к людям труда.

Материал. Большая карта, разделенная на две части; на одной изображен человек за столом, на другой – человек с молотком, карточки с изображением учителя с детьми, врача в медицинском кабинете, инженера с чертежами, астронома с телескопом, рабочего на заводе, водителя автобуса, строителя на стройке.

1. Выбрать карточки с изображением людей физического (для одной команды) и умственного (для другой команды) труда.

2. Рассказать о выбранных профессиях.

1. Детям нужно разделиться на 2 команды по 3 – 4 человека.

2. В игре принимает каждый член команды.

3. Команда, чьи члены быстро и правильно справились с заданием, объявляется победителем.

Светофор

Цель. Выявлять и расширять представления детей о назначении улицы. Закреплять знания о правилах дорожного движения: поведения на городских улицах, перехода через проезжую часть на сигналы светофора (красный – стоять, желтый - приготовиться, зеленый – идти). Формировать умения идентифицировать себя с пешеходами, водителями за рулем автомобилей, блюстителями правопорядка, то есть разыгрывать повседневную жизнь города.

Материал. Макеты светофоров, домов, зеленых насаждений, модели машин (или игрушечные машины, фигуры пешеходов, водителей и т. д.

1. Выбрать для себя фигурку, то есть рояль, которую ребенок будет разыгрывать.

2. Играть, разбирая дорожные ситуации и соблюдая правила дорожного движения (подчиняться при переходе улицы переключениям светофора) .

1. Количество участников 5 – 6 человек.

2. Дети, безукоризненно выполнявшие правила дорожного движения объявляются лучшими пешеходами, водителями.

Снежинки.

Цель. Познакомить детей с защитными свойствами снега. Рассказать о строении снежинок, разнообразии узоров и форм. Закрепить умение вырезать различные формы снежинок.

Материал. Дидактическая картина зимнего леса (снег только на деревьях и кустарниках) ; карандаши, бумага, ножницы – на каждого ребенка.

1. Количество играющих не должно превышать 5 – 6 человек.


Дулина Кристина Андреевна

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Картотека игр по ознакомлению с окружающим для детей 3 7 лет Подготовил воспитатель детского сада «Ягодка» Малышева Е.Б.

2 «Где спрятался зайчик!» Цель: описать, назвать, растения по характерным признакам и из связи с окружающей средой. Составлять описательные загадки и отгадывать загадки о растениях. Правила игры: назвать растение можно только после описания какого-либо признака поочередно. Из группы детей выбирают водящего, остальные делятся на две подгруппы. Водящий прячет зайчика под какое-либо растение (Дерево, кустарник) так, чтобы остальные дети не видели, куда спрятана игрушка. Затем водящий описывает растение (если затрудняется, то воспитатель помогает). Какая группа догадается быстрее, под каким растением зайчик, та идет его искать. Например, игрушка спрятана под сосной. Ведущий задает 1- й подгруппе загадку: «Это дерево, у него крепкий, могучий ствол» (Ответы детей 1-й подгруппы), 2-й подгруппе: «Листья у этого дерева осенью становятся коричневыми» (Отвечают дети 2-й подгруппы). «Наши друзья» Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним. Материал: карточки-лото с изображением животных: попугай, рыбки аквариумной, попугайчиков, хомячка, черепахи и т.д. Маленькие карточки с изображением их жилищ (клетка, террариум, аквариум, ящичек и т.д.), корма. Карточки-лото раздаются участникам игры, у ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий берет любую карточку и показывает участникам. Участник, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного. Для усложнения можно добавить корточки, не относящиеся к этим животным. «Где растет?» Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность. Правила игры: разобрать овощи и фрукты, и разложить одни в огород другие в сад (имитация картинки сада и огорода). Выигрывает та команда, которая быстро разберет все предметы по местам. Среди детей делятся на две команды-бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (можно муляжи) раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети разбирают овощи и фрукты к соответствующим с картинкам. Та бригада, которая первой закончила работу, выигрывает. Дети не участвующие в бригадах проверяют правильность отбора. После этого объявляется команда победительница. Игра продолжается с другими командами. «Цветочный магазин» Цель: закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых), закреплять умение находить нужный цветок по описанию. Научить группировать растения по виду. Материал: можно использовать карточки от ботанического лото, комнатные растения можно брать настоящие, но не очень крупные. Выбирается ведущий, он продавец (вначале ведущий взрослый.а за тем можно по считалке), остальные дети покупатели. Покупатель должен так описать растение, чтобы продавец сразу догадался о каком растении идет речь.

3 «Почтальон принес посылку» Цель: Формировать и расширять представления детей об овощах, фруктах, грибах и т.д., учить описывать и узнавать предметы по описанию. Материал: предметы (муляжи). Каждый отдельно упакован в бумажный пакетик. Можно использовать загадки. Посылку приносят в группу. Ведущий (воспитатель) раздает посылки каждому ребенку. Дети заглядывают в них и по очереди рассказывают, что они получили по почте. Детям предлагается описать, что находиться в их пакетике по описанию или с помощью загадки. «Съедобное не съедобное» Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах. Развивать память, координацию. Материал: Мяч. Ведущий называет овощ, фрукт, ягоду или любой предмет, бросает мяч одному из участников, если предмет относится к заданным, то он ловит. Можно играть со всей группой сразу с помощью хлопков (хлопать, в случае если предмет не относится к заданным) «Чудесный мешочек» Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей. Материал: Красиво оформленный мешочек, разные игрушки, имитирующие животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов. Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назовет характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем ребятам. «Что сначала, что потом?» Цель: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных). Материал: Карточки с разным порядком степени зрелости карточек на каждый предмет (например: зеленый, маленький помидор, бурый и красный), порядком роста (семечко, росток, росток более высокий, взрослое растение). Детям раздаются карточки с разными порядками. По сигналу ведущего они должны быстро найти и построиться по порядку с нужными картинками по порядку.

4 «Какое насекомое, назови?» Цель: Формировать у детей понятие «насекомое». Узнавать и называть представителей насекомых: муха, бабочка, стрекоза, божья коровка, пчела, жучок, кузнечик Дидактический материал: Разрезанные картинки насекомых. Методика проведения: Дети должны на скорость собрать картинку, назвать насекомое. Если кто то затрудняется, можно использовать загадки. «Вершки корешки» Цель: Учить детей составлять целое из частей. Дидактический материал: два обруча, картинки овощей. Методика проведения: Вариант 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета те, у который используются вершки. Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д. Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал «Раз, два, три свою пару найди!» «Угадай, что в руке» Дидактическая задача. Узнать названный предмет с помощью одного из анализаторов. Игровое действие. Бег к воспитателю с предметом, узнанным на ощупь. Правило. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя. Нужно узнать на ощупь. Ход игры. Дети стоят, образуя круг. В руки, отведенные за спину, воспитатель раскладывает овощи и фрукты. Затем показывает всем любой из овощей. Дети, у которых в руках такой же, по команде подбегают к воспитателю. Примечание. Игра рекомендуется для детей 3 4 лет «Угадай, что съел» Дидактическая задача. Узнать предмет при помощи одного из анализаторов. Игровое действие. Угадывание на вкус. Правила. Нельзя смотреть на то, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать, что это. Оборудование. Подобрать овощи и фрукты, различные по вкусу. Помыть их, очистить, затем разрезать на мелкие кусочки. На столе в комнате, где сидят дети, раскладывают такие же предметы для контроля и сравнения. Ход игры. Приготовив фрукты и овощи (разрезав на кусочки), воспитатель вносит их в групповую комнату и угощает одного из детей, предварительно попросив его закрыть глаза. Затем говорит: «Хорошо жуй, теперь скажи, что съел. Найди такой же на столе». После того как все дети выполнят задание, педагог угощает фруктами и овощами всех детей. Примечание. В дальнейшем можно предлагать детям назвать словом вкусовые ощущения. Вопрос нужно задавать так, чтобы в случаях затруднения дети могли выбрать подходящее название для определения вкуса: «Как во рту стало?» (Горько, сладко, кисло.)

5 «Найди, о чем расскажу» Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам. Игровое действие. Угадывание растения по описанию признаков. Правило. Называть узнанные овощи или фрукты можно только по просьбе воспитателя. Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов. Ход игры. Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала». Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию. «Опиши, я отгадаю» Дидактическая задача. Выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы взрослого. Правила. Нельзя называть то, что описывают. Отвечать на вопросы воспитателя четко и правильно. Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают на столе. Стул воспитателя ставят так, чтобы растения ему не были видны. Ход игры. Педагог говорит детям: «Из овощей, что лежат на столе, выберите один. Я буду спрашивать, какой он, а вы отвечайте. Только не говорите его название. Я попробую отгадать по вашим ответам». Затем воспитатель начинает задавать вопросы в определенной последовательности: «Какой по форме? Везде, как шарик? Ямки есть? Какого цвета?» И т. д. Дети подробно отвечают на вопросы. После того как ребята расскажут о характерных признаках предмета, воспитатель отгадывает загадки. «Чего не стало!» Дидактическая задача. Назвать растение по памяти (без зрительного контроля). Игровое действие. Отгадать, какого растения не стало. Правило. Смотреть, какое растение убирают, нельзя. Оборудование. На стол ставят 2 3 хорошо знакомых детям по прежним играм растения. Ход игры. Воспитатель предлагает малышам посмотреть, какие растения стоят на столе, а потом закрыть глаза. В это время педагог одно растение убирает. Когда дети откроют глаза, педагог спрашивает: «Какого растения не стало?» Если получен правильный ответ, растение ставят на место, и игра повторяется с другим предметом. Примечание. Приведенные выше игры рекомендуются для детей 3 4 лет. «Найди листок, какой покажу» Дидактическая задач а. Найти предметы по сходству. Игровое действие. Бег детей с определенными листочками. Правило. Бежать («лететь») по команде можно только тем, у кого в руках такой же листок, какой показал воспитатель. Ход и гр ы. Во время прогулки воспитатель показывает детям какой- либо лист и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Воспитатель оставляет каждому по листу с разных деревьев (клен, дуб, ясень и др.). Затем педагог поднимает, например, кленовый листок и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья клена, кружатся, а по команде воспитателя останавливаются. Игра повторяется с разными листьями.

6 «Когда это бывает?» Цель: Учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей. Дидактический материал: На каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы, стихотворения временах года. Методика проведения: Воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении. «Звери, птицы, рыбы» Цель: Закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб. Дидактический материал: Мяч. Методика проведения: Вариант 1: Дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?» Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы). Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан. Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя). Вариант 2: Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы». «Сложи животное» Цель: Закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичным признакам. Дидактический материал: картинки с изображением разных животных (каждое в двух экземплярах). Методика проведения: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца. «Четвертый лишний» Цель: Закреплять знания детей о насекомых. Дидактический материал: Нет. Методика проведения: Воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово: 1) заяц, еж, лиса, шмель; 2) трясогузка, паук, скворец, сорока; 3) бабочка, стрекоза, енот, пчела; 4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук; 5) пчела, стрекоза, енот, пчела; 6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар; 7) таракан, муха, пчела, майский жук; 8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка; 9) лягушка, комар, жук, бабочка; 10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.


КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «Где спрятался зайчик!» Цель: описать, назвать, растения по характерным признакам и из связи с окружающей средой. Составлять описательные загадки

ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВОЩАМИ И ФРУКТАМИ С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако

«Что изменилось» Дидактическая задача. Найти предметы по сходству. Игровое действие. Поиск похожего предмета. Правило. Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИ Для детей 3-5 лет Для ознакомления детей с овощами и фруктами. Составила: воспитатель Гбдоу 51 Козырькова В.И. 2015г 1.Найди, что покажу Дидактическая задача. Найти предмет

Картотека дидактических игр по экологии в средней группе Подготовила: Чирикова Светлана Игоревна Сентябрь. «Что где растёт?» Цель: Формировать у детей элементарные представления о том, где растут овощи,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 114 «Аленький цветочек» города Чебоксары Чувашской Республики Дидактические игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста

Вo второй младшей группе дидактические игры с природным материалом лучше всего вводить, иcпользуя уже знакомые детям овощи и фрукты. С помощью воспитателя дети овладеют умением различать предметы, выделять

Комнатные растения меньше знакомы младшим дошкольникам, чем овощи и фрукты. Они часто пользуются бытовыми обобщающими определениями: «цветы», «цветок», не зная точного названия того или иного комнатного

Консультация для родителей: «Дидактические игры для ознакомления старших дошкольников с комнатными растениями» Составители: воспитатели подготовительной «Б» группы: Спиридонова С.А. Лукьянова Е.Ю. 1.Кто

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем

Дидактические игры по развитию временных представлений у дошкольников Игра «Назови пропущенное слово» Цель: активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток. Ход игры: Дети образуют полукруг.

Перспективный план кружка «Игровая экология» с детьми старшей группы. Перспективный план кружка «Игровая экология» с детьми старшей группы Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения

Беги в дом, какой назову Цель: Найти дерево по описанию. Игровое правило: Около одного и того же дерева долго стоять нельзя. Описание: Игру проводят по типу «ловишки». Кого-либо из детей назначают ловишкой,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ХАНТЫ-МАНСИЙСК ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИГОРОДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 23

Экологические игры для детей дошкольников в детском саду «Что было бы, если из леса исчезли» Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых: - Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 37 «Родничок» Бугульминского муниципального района Картотека дидактических игр по экологии Март Когда это

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области Рыбинский профессионально-педагогический колледж группы детей дошкольного возраста Картотека игр по теме «Огород»

Наблюдения за комнатными растениями 1 Цель: продолжать учить различать среди природных объектов растения. Закреплять знания об их строении. Учить ухаживать за комнатными растениями (правильно держать лейку,

Давайте поиграем Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве

Консультации для воспитателей Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников Игра это не только источник положительных эмоций, это ещѐ и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей

Краснова Ольга Анатольевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад 72», г. Чебоксары. Игры на классификацию по математическому развитию в детском саду В процессе формирования готовности ребенка к обучению в школе

1. Этап. 2.Этап. 3.Этап. Цель. Задания Учить детей направленные Цель. Учить на детей Занятия образовывать посвященные формы глагола в настоящем времени (рисует, совершенствование работе с картинками Занятия

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 8 «Снеговичок» Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста Подготовила

Игра «Большой маленький» Цели: формирование понятия о величине: большой, маленький. Развитие и совершенствование внимания ребенка (различие и тождество однотипных предметов по величине). Пополнение пассивного

Приложение 3 Картотека дидактических игр по экологии в средней группе Март Когда это бывает (загадки) Цель: учить отгадывать загадки по характерным признакам. Какая сегодня погода (сюжетные картинки) Цель:

Консультация для родителей «Играем везде» Игры одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра для дошкольников способ познания окружающего. Действительно, в игре ребенок развивается

КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 6 ЛЕТ Приложение 3 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ 1. «ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?» 2. «ЧТО ЛИШНЕЕ?» 3. «МОЁ ОБЛАКО». 4. «НАСЕКОМЫЕ». 5. «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ». 6. «ДА ИЛИ НЕТ». 7. «ЦВЕТЫ». 8. «РАССКАЖИ

Картотека дидактических игр и упражнений «Основы первоначальной грамоты» Разновозрастная старшая подготовительная к школе группа 2015 год «Магазин» Цель: Продолжать развивать умение определять первый звук

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад 462" городского округа Самара (МБДОУ "Детский сад 462" г.о. Самара) РОССИЯ, 443098, г. САМАРА, ул. ЧЕРЕМШАНСКАЯ,

Воспитатели Сычева И.Н. На кого я похож Цель: развитие умения посмотреть на себя со стороны, сравнивать человека с другими животными организмами, находить сходства и отличия, способствовать развитию воображения.

Картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы Аннотация Формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой

Картотека игр с признаками с использованием дидактического пособия «Уголок признаков» Выполнила: Попова Г.А. воспитатель МБДОУ «ЦРР-детский сад 8 «Солнышко» г. Ханты-Мансийск «Скатай ленту» Цель. Учить

Картотека дидактических игр по формированию безопасного поведения детей дошкольного возраста 1 Тема: «Ребенок на улицах города» О чем говорит светофор Цель: закреплять знания о значении цветов светофора

Д/игра «Воздушные шары» Цель: познакомить детей с четырьмя цветами путем подбора по образцу. Называть четыре цвета спектра (красный, желтый, синий, зеленый). Воспитатель сообщает детям, что они будут играть

«Спортивный инвентарь» Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей со спортивным инвентарем; учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь, определять его

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИИ Разновозрастная Старшая подготовительная к школе группа 2015 год Съедобное несъедобное. Дид. задача: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах. Материалы:

Картотека дидактических игр по воспитанию звуковой культуры речи (младший дошкольный возраст) Воспитатель: Иваненко О.В. Игра «Звуковые дорожки» (закрепление правильного произношения звуков) Цель: уточнить

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы по теме: «Природа-волшебница», проведенной воспитателем МДОБУ центра развития ребенка детского

МБДОУ 21 «СВЕТЛЯЧОК» Конспект итогового занятия в средней группе Путешествие в страну знаний Подготовила воспитатель средней группы Вагапова У.В. Конспект итогового занятия в средней группе Задачи: - Уметь

"Грамматика - логика языка" К. Д. Ушинский В сборнике подобраны и разработаны дидактические игры и упражнения по формированию грамматического (морфологического и синтаксического) строя речи: на развитие

Игры для развития внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста. Для развития внимания полезно проводить хорошо известные воспитателям упражнения: «Найди отличия», «Найди предмет, не похожий

Картотека дидактических игр на развитие логического мышления для детей младшего возраста Рыбка червячок Игра учит аргументировать свои ответы, расширить кругозор Необходимый инвентарь: картинки животных

Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора Лего подготовила учитель-логопед Ягодина Е.А. 1 Игры, развивающие логическое мышление. 1.Классификация. "Чудесный мешочек". В мешочке

«РАЗВИВАЮЩИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка.

Осипова Татьяна Леонидовна Город Петропавловск ГККП «Ясли сад «Ақ бота» Воспитатель Конспект организованной учебной деятельности Возрастная группа: средняя группа Образовательная область: «Познание» Ознакомление


Лариса Юрьевна Павлова
Сборник дидактических игр по
ознакомлению с окружающим
миром. Для работы с детьми 4-7 лет

Серия «Библиотека программы
«От рождения до школы»»

Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=5810157 Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Мозаика-синтез; М.:; 2012

ISBN 978-5-86775-857-8

Аннотация

В книге представлены дидактические игры , знакомящие детей 4-7 лет с окружающим миром, даны подробные методические рекомендации по их проведению.

Книга адресована педагогам дошкольных учреждений и родителям.

Л. Ю. Павлова

Сборник дидактических игр по
ознакомлению с окружающим миром

Игру как явление не оставили без внимания многие отечественные и западные педагоги и психологи. Использование игры для решения различных педагогических задач способствовало развитию как ее формы, так и содержания. Признавая влияние игры на развитие психических новообразований и на всестороннее развитие личности ребенка, те и другие подчеркивали, что возможность играть для детей очень важна.

Специалисты отмечают, что игра в определенной мере является одним из способов познания окружающего мира, особенно тогда, когда дети используют игру как отражение действительности. Игра, как указывал профессор А. В. Запорожец, возникает не самопроизвольно, как продукт индивидуального творчества , а под влиянием и в результате усвоения социального опыта. Ребенок, как и взрослый человек, - существо общественное. Он живет и воспитывается в обществе своих родителей, сверстников, в окружении работников детского сада и т. д. Так постепенно формируется личность. Необходимо отметить, что окружающая среда, в которой развивается ребенок, не сводится только к природной сфере, она включает в себя и производственную сферу, и отношения между людьми. Ребенок узнает об окружающем мире посредством чувственного восприятия и через определенные источники информации (взрослые, старшие дети, сверстники, литература, искусство, СМИ и т. д.). Маленький ребенок является своего рода носителем определенных биофизических компонентов, которые, с одной стороны, делают его частью природы, а с другой - отличают его от других живых существ, находящихся в природе и социуме.

Следует отметить, что между тем, каков мир на самом деле, и тем, каким воспринимает его ребенок, существует некоторое различие. Правильно понять окружающую действительность (природную и социальную) ребенку в учебно-воспитательном процессе через определенные формы работы с ним поможет педагог. Впечатления, полученные детьми, создают не только базу для развития и формирования правильных представлений, но и являются определенной почвой для проведения совместных игр. В своей повседневной работе мы используем дидактическую игру как средство ознакомления и уточнения знаний о природной среде и шире - как средство ознакомления детей с социальным миром. Обеспечить правильное, безболезненное усвоение детьми общественного опыта помогут игры, подготовленные педагогом с учетом всех требований, предъявляемых к их проведению. В процессе игры в смоделированных педагогом ситуациях ребенку легче спланировать свою деятельность и усвоить норму поведения в окружающем мире.

Воспитывающий характер игры повышается в результате обогащения детей знаниями, то есть в процессе воспитательно-образовательной работы. М. Горький считал, что «воспитание ставит перед собой три цели: насыщение человека знаниями о нем самом и о мире, окружающем его; формирование характера и развитие воли ; формирование и развитие способностей». Игра является своего рода деятельностью, которая может решить данные задачи, ведь в игре, как и во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. При этом происходит взаимодействие игровых и реальных взаимоотношений между детьми.

На современном этапе развития общества требуется новый тип личности, обладающей глубокими знаниями об окружающем мире, умеющей выбирать правильное поведение, здоровый образ жизни. Поведение каждого человека связано с объемом знаний, имеющихся у него. В воспитании подрастающего поколения (в данном случае детей дошкольного возраста) именно дидактическая игра оказывается наиболее эффективным средством для ознакомления, уточнения и систематизации знаний об окружающем не только природном, но и социальном мире.

Планируя содержание дидактической игры по ознакомлению детей с социальной действительностью, педагог прежде всего должен создать условия, при которых будет происходить воздействие на интеллектуальное, нравственно-волевое развитие ребенка и формирование его эмоционально-положительного отношения к окружающему. Например, содержание дидактической игры «Поступи правильно» направлено на формирование у ребенка представлений о положительных и отрицательных поступках человека в повседневной жизни. В основу этой игры легло стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Материалом для этой игры служит серия картинок, на которых изображены дети в различных бытовых ситуациях, соответствующих сюжетам стихотворения, то есть даны примеры как положительного , так и отрицательного поведения детей. В ходе игры детям предлагается рассмотреть изображения, вынести оценку поступкам героев, отложить карточки, изображающие положительные поступки, в одну сторону, отрицательные - в другую. Выяснить, как бы поступили дети в подобных ситуациях. В этой игре выявляется способность детей оценить обстановку исходя из собственного опыта и определенных обществом правил и норм. В игровой форме развиваются начальные умения сочувствовать, сопереживать, прийти на помощь, то есть формируется жизненная позиция ребенка в социальной и бытовой среде. Осмысление ребенком событий, объяснение поступков героев из серии сюжетных картинок обогащают опыт дошкольника и формирует эмоционально-оценочное отношение к обществу, в котором он находится.

Неотъемлемую часть ознакомления с социумом составляют дидактические игры, содержание которых связано с профессиями людей. Вниманию детей можно представить, например, игру «Карта профессий». Материалом для нее служит большая картина, состоящая из скрепленных разноцветных листов с изображенными на них различными общественными учреждениями. На этой картине есть исходная позиция для играющих, от которой идет дорожка из кружков к тому или другому учреждению. Двигаясь по одной из таких дорожек, ребенок называет профессии людей, которые работают там, куда ведет дорожка. Эта игра направлена на выявление общих представлений детей о том , где работают взрослые люди, на знание специальностей, на соотнесение места, специальности и вида деятельности (врач работает в больнице, поликлинике, он лечит людей, учитель работает в школе, он учит детей и т. д.). После такой игры целесообразно ввести игры по ознакомлению с определенным видом профессии (строитель, почтальон, водитель и т. д.), которые дают более полное представление о труде и своеобразии профессий людей. В содержание этих игр включено и ознакомление детей с механизмами, помогающими труду людей (строителям, водителям, грузчикам, бригадам «Скорой помощи» и т. д.).

Эффективны игры, в которых детям предлагается побывать в роли людей той или иной профессии. Например, в дидактической игре «Составь сказку» дети становятся мультипликаторами: самостоятельно составляют по знакомому произведению «кадры» для диафильма. Материалом для этой игры служат импровизированная «лента диафильма», «кадры», заполненные и пустые, которые должны зарисовать сами дети, цветные карандаши. Возможности, заложенные в этой игре, не только помогают интеллектуальному развитию детей, развитию навыков изобразительной деятельности, но и формируют у детей умение трудиться сообща. Результатом совместного труда детей станет составление и зарисовка ими «ленты диафильма». С ее помощью можно провести работу по составлению творческих пересказов.

Структура и особенности данных игр определяют их большие потенциальные возможности. Уникальное соединение - замещение реальных объектов на образные и наличие дидактической задачи, свойственные игре, - дает возможность педагогу, с одной стороны, достичь в ходе игры познавательных целей, а с другой - смоделировать различные (реальные и нереальные) ситуации, в которых дети решают как игровые, так и познавательные задачи. Балансирование между реальным и образным , существующим и выдумкой, конечно, привлекает внимание и интерес детей. Образность содержания многих дидактических игр позволяет сравнить их со сказкой, но только игра позволяет детям быть активными, что очень важно именно для ребят дошкольного возраста. Действия в дидактической игре могут быть различны как в практическом, так и в умственном плане - начиная с действий, позволяющих развивать сенсорные процессы, и заканчивая сложными логическими умозаключениями. Игра органически вписывается во все разделы воспитательно-образовательной работы с детьми.

Для получения положительного результата, необходимо продумать содержание игр для каждого направления воспитательно-образовательной работы с детьми. Включать игру в ту или иную форму занятия можно неоднократно. При этом в содержание уже известных детям игр нужно вносить новые элементы. Использование конкретной игры диктуется не только заложенными в ней дидактическими задачами, содержанием, но и набором наглядного дидактического материала. Желательно использовать широкий диапазон наглядных материалов больших и малых форм, можно привлечь музыкальное сопровождение, включить художественно-творческую деятельность детей.

Игры, предложенные вниманию детей, должны быть связаны между собой в каждой из форм воспитательно-образовательной работы. Взаимосвязь дидактических игр довольно легко осуществить, если выполнить определенные требования к данным играм: от игры к игре должно происходить развитие мыслительной деятельности детей; каждая последующая игра должна по возможности продолжать последовательность действий , событий предыдущей; после каждой пройденной темы необходимо составить комплекс игр на отработку полученных знаний, умений и навыков. Теперь проиллюстрируем, как выполняются эти требования, на примере нескольких дидактических игр.

Строитель

Цель . Выявить уровень знаний детей о профессиях строителей, машинах, помогающих строить дома, стройматериалах для постройки дома, процессе постройки, закрепить знания порядкового счета (1-й, 2-й этаж и т. д.). Формировать умение образовывать существительные с суффиксами -щик-, -чик- (крановщик, каменщик, водопроводчик и т. д.).

Материал . Картины, изображающие блоки, панели домов, картинки с изображением машин, помогающих при строительстве домов, и т. д.

Задания:


  1. Отобрать из большого количества предложенных механизмов и материалов необходимые для постройки «дома».

  2. Установить последовательность постройки «дома».

  3. Построить «дом».
В ходе этой игры педагог объясняет детям, что возведение дома - это сложный процесс. Обращает внимание детей на определенную последовательность работы строителей. Вначале архитектор определяет место для возведения здания. На этой площадке рабочие, инженеры роют котлован на определенную глубину, выравнивают его. Далее начинают возводить фундамент. Фундаменты бывают разные: ленточные, на сваях и т. д. - в зависимости от несущей способности грунта, на котором строится здание. Когда работы по возведению фундамента закончены, начинается работа по постройке самого здания , по этажам.

Спланируй город

Цель . Закрепить знания детей о том, что такое город, какие здания, учреждения, дома находятся в городе. Выяснить с детьми, как лучше спланировать строительство города по карте. Обратить внимание детей на экологию города. Формировать умение с опорой на карту составлять макет города из крупного «Строителя», умение оперировать предметами-заме- стителями. Обратить внимание на красоту архитектурных сооружений в Москве.

Материал . Большая карта города, крупные карточки с изображением городских объектов и карточки с изображением деревьев, кустарников, фонтанов, крупный «Строитель», цветные карандаши, клейкая лента, ножницы.

Организация: МБОУ СОШ с.Дерзиг-Аксы Каа-Хемского района

Населенный пункт: Республика Тыва, село Дерзиг-Аксы

Дидактические задачи: Проверить и закрепить представления о времени. Формировать сосредоточенность внимания и быстроту ответа. Учить по частному определять общее и из общего определять частное.

Игровая задача: Кто быстро и правильно ответит.

Игровые действия: Ловить мяч и отвечать на вопрос. Правила игры. Внимательно слушать вопрос и при получении мяча отвечать в соответствии |с условиями (учителя).

Оборудование: Мяч средней величины.

Учитель : Сегодня у нас будет дидактическая игра «Большой экзамен». На экзамене учитель задает вопросы, а ученик отвечает. Отвечать будет тот, кому я брошу мяч. Вот, например, я скажу: - Утро. А что дальше? Что наступает после утра? (День). А что следует за днем? (Вечер). А дальше? (Ночь). Как одним словом назвать утро, день, вечер и ночь?

Начали: Зима, а за нею? Весна, а за нею? Зима, весна, лето, осень - что это? (Времена года).

Сколько дней в неделе?

Сколько месяцев в году?

Назовите летние месяцы.

Назовите осенние месяцы.

Назовите зимние месяцы.

Назовите весенние месяцы.

Почему лося называют лесным великаном? (Вес его достигает 400 кг, за сутки он может съесть 1700 веток).

Почему лису назвали Патрикеевна? (Лет 600 назад жил князь Патрикей, прославившийся своей хитростью и изворотливостью).

Назовите главный корм белок? (Семена хвойных деревьев).

Что делает медведь зимой? (Спит в берлоге).

Какие съедобные грибы вы знаете?

Можно ли сбивать в лесу ногами мухоморы?

Заготавливает ли заяц еду на зиму?

Где растет?

Дидактическая задача: Знать место произрастания конкретных овощей и фруктов.

Игровые действия: Учитель показывает ученикам овощи и фрукты, а они объясняют. Кто ошибается, читает стихотворение о природе.

Деревья , кустарники , травы.

Эту игру можно проводить тогда, когда ученики знают признаки деревьев, кустарников и трав.

Дидактическая задача: знать морфологические признаки растений, уметь группировать их по этим признакам.

Игровые действия: Учитель показывает березу, ель, дуб. Дети отвечают, что это деревья. Жасмин, сирень - показывает учитель, ученики отвечают, что это кустарники. Учитель показывает подорожник, мать-и-мачеху, ученики отвечают, что это травы. После игры желательно провести экскурсию, чтобы дать возможность детям увидеть те растения, кустарники и травы, о которых говорилось.

Летает - не летает.

Дидактическая задача: знать летающих и не летающих представителей животного мира.

Игровые действия: В этой игре учитель будет называть птиц, животных, а ученики, если летает, поднимают руку, если не летает, то руки складывают на коленях.

Домашние и дикие животные.

Дидактическая задача: знать признаки деления животных на домашних и диких, знать отдельных представителей обеих групп.

Игровые действия: Учитель показывает изображение животного, а ученик говорит, к какой группе оно относится. Для усложнения игры можно использовать загадки. Например: «Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла». (Корова)

Назови детенышей.

Дидактическая задача: знать название детенышей домашних и диких животных.

Игровые действия: Учитель показывает карточку взрослого животного, а ученик называет детеныша.. Лошадь, волк, корова, медведь, коза, барсук, собака, бобр, овца, лось, свинья, заяц, курица, белка, индюшка, олень.

Съедобное и несъедобное.

Дидактическая задача: учить распознавать по внешним признакам съедобные и несъедобные грибы.

Игровые действия: Учитель показывает грибы, если съедобные, то ученики хлопают в ладоши, и учитель кладет съедобные грибы в корзину. Если несъедобные, то дети не хлопают в ладоши.

Эстафета цветов - «Шаг - цветок» .

Выходят два школьника и по очереди называют цветочно-декоративные растения открытого грунта, не повторяясь и долго не раздумывая. Кто назвал растение - шаг вперед, повторился с названием или не сказал - оставаться на месте. Побеждает тот, кто первый пересечет условную черту.

Найти пять одинаковых листьев

Дидактическая задача: Закрепление знаний о породах лиственных деревьев и кустарников. Формирование навыков соотнесения листьев с са­мими растениями. Развитие наблюдательности.

Игровые действия: Игру нужно проводить во время осенней экскурсии на прогулке в парке, сквере, саду. Учитель показывает детям листок с дерева или кустарника. Учащиеся должны найти по 5 листьев этого же растения (причем найти их на земле, а не сорвать), принести их учителю, назвать дерево или кустарник, с которого они опали. Выигрывают первые 5 человек, которые правильно выполнили задание.

Список использованной литературы.

  1. Л.Д.Ласкина и др. Экологическое образование младших школьников: рекомендации, конспекты уроков, занимательные материалы – Волгоград: Учитель, 2011.
  2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в 3-4 классах: метод. Беседы: кн. для учителя – М.: Просвещение, 2001.
  3. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс – М.: ВАКО, 2004