Что значит сетевая форма образования. Задачи сетевого обучения и сетевые образовательные программы. «Учебная паутина» Ивана Иллича

Управление экономикой - это часть системы управления обществом. Поэтому аппарат управления экономикой, органы управления зачастую представлены как органы государственного, общественного, социального управления, связанного не только с экономикой, но и с другими жизненными процессами. Такие органы именуют органами власти, имея в виду власть над экономикой.

Как известно, органы власти делятся на законодательные, исполнительные, судебные. Каждый из этих видов власти имеет непосредственное отношение к управлению экономикой.

Законодательные органы федерального уровня и субъектов Федерации принимают законы, постановления, другие законодательные акты. Законодательные акты целиком или частично содержат статьи, определяющие принципы, правила, нормы, применяемые в управлении экономикой. Тем самым законодательные органы управляют экономикой посредством принятия и изменения законов и постановлений, устанавливающих зако-нополагающие правила функционирования экономики, осуществления экономических отношений, использования экономических ресурсов.

Законодательные органы обычно представлены двухпалатным парламентом. В России это Федеральное Собрание в лице Государственной Думы и Совета Федерации.

Сделаем одно замечание принципиального характера. Роль законодателей в управлении экономикой и обществом сводится к принятию целесообразных эффективных, действенных законов. После того как законы приняты, именно сами законы, а не отдельные люди должны править экономикой, а люди должны соблюдать законы и по необходимости их совершенствовать, следить за их исполнением. Так делается в подлинно правовом государстве.

Исполнительным органам принадлежит основная роль в управлении экономикой, так как именно эти органы призваны исполнять законы, приводить их в действие. Количество исполнительных органов велико, и они многообразны. Исполнительную власть возглавляет Президент, а непосредственное исполнительное управление экономикой на уровне страны осуществляет Правительство. Чаще всего Правительство в его вершинной части - это Кабинет министров, возглавляемый Председателем, то есть премьер-министром и его заместителями, вице-премьерами.

Высшие исполнительные органы осуществляют управление экономикой посредством президентских указов, постановлений и распоряжений Правительства, принятия оперативных решений в области производства, распределения, использования экономических ресурсов, решения социальных проблем, развития внешнеэкономических связей, регулирования экономических отношений.

Наряду с Правительством страны отдельные вопросы исполнительного управления экономикой решают министерства и ведомства страны и входящих в ее состав национально-территориальных образований.

Отметим, что национально-территориальные образования в виде республик, входящих в состав Российской Федерации, и городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют собственные Правительства, олицетворяющие исполнительную власть в данном регионе.

Министерства и ведомства (комитеты, департаменты, управления) делятся на отраслевые, территориальные, функциональные. Как ясно из названия, отраслевые министерства и ведомства управляют определенными отраслями хозяйства, а территориальные ведомства - территориями. Что же касается функциональных министерств и ведомств, то они призваны управлять обороной, безопасностью, банками, иностранными делами, внутренними делами, внешнеэкономическими связями, общими проблемами экономики, социальным обеспечением, государственной статистикой.

Концерны, акционерные общества, фонды, фирмы, предприятия, организации производственной и социально-культурной сферы имеют собственные органы управления, называемые обычно администрацией предприятия, фирмы. В состав администрации входят и экономические службы.

Судебные, правовые органы можно считать органами управления экономикой в том смысле, что они следят за соблюдением и выполнением законов, регулирующих экономические отношения, пресекают их нарушение, рассматривают конфликтные ситуации, взаимные экономические претензии, трудовые, имущественные, денежные споры. Самое непосредственное отношение к экономическому управлению имеют арбитражные органы, рассматривающие в судебном порядке претензии предприятий. Имеет отношение к управлению экономикой адвокатура и нотариат, так как первые связаны с ведением дел по суду, а вторые - с оформлением документов экономической, хозяйственной природы.

  • Предмет и метод истории отечественного государства и права
    • Предмет истории отечественного государства и права
    • Метод истории отечественного государства и права
    • Периодизация истории отечественного государства и права
  • Древнерусское государство и право (IX - начало XII в.)
    • Образование Древнерусского государства
      • Исторические факторы образования Древнерусского государства
    • Общественный строй Древнерусского государства
      • Феодально-зависимое население: источники образования и классификация
    • Государственный строй Древнерусского государства
    • Система права в Древнерусском государстве
      • Право собственности в Древнерусском государстве
      • Обязательственное право в Древнерусском государстве
      • Брачно-семейное и наследственное право в Древнерусском государстве
      • Уголовное право и судебный процесс в Древнерусском государстве
  • Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (начало XII-XIV в.)
    • Феодальная раздробленность на Руси
    • Особенности общественно-политического строя Галицко-Волынского княжества
    • Общественно-политический строй Владимиро-Суздальской земли
    • Общественно-политический строй и право Новгорода и Пскова
    • Государство и право Золотой Орды
  • Образование Русского централизованного государства
    • Предпосылки образования Русского централизованного государства
    • Общественный строй в Русском централизованном государстве
    • Государственный строй в Русском централизованном государстве
    • Развитие права в Русском централизованном государстве
  • Сословно-представительная монархия в России (сер. XVI - сер. XVII в.)
    • Общественный строй в период сословно-представительной монархии
    • Государственный строй в период сословно-представительной монархии
      • Полиция и тюремные учреждения в сер. XVI - сер. XVII в.
    • Развитие права в период сословно-представительной монархии
      • Гражданское право в сер. XVI - сер. XVII в.
      • Уголовное право в Уложении 1649 г.
      • Судопроизводство в Уложении 1649 г.
  • Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII-XVIII в.)
    • Исторические предпосылки возникновения абсолютной монархии в России
    • Общественный строй периода абсолютной монархии в России
    • Государственный строй периода абсолютной монархии в России
      • Полиция в абсолютистской России
      • Тюремные учреждения, ссылка и каторга в XVII-XVIII в.
      • Реформы эпохи дворцовых переворотов
      • Реформы в годы правления Екатерины II
    • Развитие права при Петре I
      • Уголовное право при Петре I
      • Гражданское право при Петре I
      • Семейное и наследственное право в XVII-XVIII в.
      • Появление природоохранного законодательства
  • Государство и право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.)
    • Общественный строй в период разложения крепостнического строя
    • Государственный строй России в девятнадцатом веке
      • Государственная реформа органов власти
      • Собственная Его Императорского Величества канцелярия
      • Система полицейских органов в первой половине XIX в.
      • Тюремная система России в девятнадцатом веке
    • Развитие формы государственного единства
    • Систематизация законодательства Российской империи
  • Государство и право России в период утверждения капитализма (вторая половина XIX в.)
    • Отмена крепостного права
    • Земская и городская реформы
    • Местное управление во второй половине XIX в.
    • Судебная реформа во второй половине XIX в.
    • Военная реформа во второй половине XIX в.
    • Реформа полиции и тюремной системы во второй половине XIX в.
    • Финансовая реформа в России во второй половине XIX в.
    • Реформы системы образования и цензуры
    • Церковь в системе государственного управления царской России
    • Контрреформы 1880-1890-х гг.
    • Развитие права России во второй половине XIX в.
      • Гражданское право России во второй половине XIX в.
      • Семейное и наследственное право России во второй половине XIX в.
  • Государство и право России в период первой русской революции и до начала Первой мировой войны (1900-1914 гг.)
    • Предпосылки и ход первой русской революции
    • Изменения в общественном строе России
    • Изменения в государственном строе России
      • Реформирование государственных органов
      • Учреждение Государственной думы
      • Карательные меры П.А. Столыпина
      • Борьба с преступностью в начале XX в.
    • Изменения в праве в России в начале XX в.
  • Государство и право России в период Первой мировой войны
    • Изменения в государственном аппарате
    • Изменения в области права в период Первой мировой войны
  • Государство и право России в период Февральской буржуазно- демократической республики (февраль - октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г.
    • Двоевластие в России
      • Решение вопроса о государственном единстве страны
      • Реформирование тюремной системы в феврале - октябре 1917 г.
      • Изменения в госаппарате
    • Деятельность Советов
    • Правовая деятельность Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов и его декреты
    • Коренные изменения в общественном строе
    • Слом буржуазного и создание нового советского государственного аппарата
      • Полномочия и деятельность Советов
      • Военно-революционные комитеты
      • Советские вооруженные силы
      • Рабочая милиция
      • Изменения судебной и пенитенциарной систем после Октябрьской революции
    • Национально-государственное строительство
    • Конституция РСФСР 1918 г.
    • Создание основ советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и интервенции (1918-1920 гг.)
    • Гражданская война и интервенция
    • Советский государственный аппарат
    • Вооруженные силы и правоохранительные органы
      • Реорганизация милиции в 1918-1920 гг.
      • Деятельность ВЧК во время гражданской войны
      • Судебная система во время гражданской войны
    • Военный союз советских республик
    • Развитие права в условиях Гражданской войны
  • Советское государство и право в период проведения новой экономической политики (1921-1929 гг.)
    • Национально-государственное строительство. Образование СССР
      • Декларация и Договор об образовании СССР
    • Развитие государственного аппарата РСФСР
      • Восстановление народного хозяйства после гражданской войны
      • Судебные органы в период НЭПа
      • Создание советской прокуратуры
      • Милиция СССР в период НЭПа
      • Исправительно-трудовые учреждения СССР в период НЭПа
      • Кодификация права в период НЭПа
  • Советское государство и право в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941 гг.)
    • Государственное управление экономикой
      • Колхозное строительство
      • Планирование народного хозяйства и реорганизация органов управления
    • Государственное управление социально-культурными процессами
    • Реформы правоохранительных органов в 1930-х гг.
    • Реорганизация вооруженных сил в 1930-х гг.
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Развитие СССР как союзного государства
    • Развитие права в 1930-1941 гг.
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны
    • Великая Отечественная война и перестройка работы советского государственного аппарата
    • Изменения в организации государственного единства
    • Развитие советского права в период Великой Отечественной войны
  • Советское государство и право в послевоенные годы восстановления народного хозяйства (1945-1953 гг.)
    • Внутриполитическая ситуация и внешняя политика СССР в первые послевоенные годы
    • Развитие государственного аппарата в послевоенные годы
      • Система исправительно-трудовых учреждений в послевоенные годы
    • Развитие советского права в послевоенные годы
  • Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (сер. 1950-х - сер. 1960-х гг.)
    • Развитие внешних функций Советского государства
    • Развитие формы государственного единства в середине 1950-х гг.
    • Перестройка государственного аппарата СССР в середине 1950-х гг.
    • Развитие советского права в середине 1950-х - середине 1960-х гг.
  • Советское государство и право в период замедления темпов общественного развития (сер. 1960-х - сер. 1980-х гг.)
    • Развитие внешних функций государства
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Форма государственного единства по Конституции СССР 1977 г.
    • Развитие права в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
    • Исправительно-трудовые учреждения в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
  • Становление государства и права Российской Федерации. Распад СССР (сер. 1980-х - 1990-е гг.)
    • Политика «перестройки» и ее основное содержание
    • Основные направления развития политического режима и государственного строя
    • Распад СССР
    • Внешние последствия распада СССР для России. Содружество Независимых Государств
    • Становление государственного аппарата новой России
    • Развитие формы государственного единства Российской Федерации
    • Развитие права в период распада СССР и становления Российской Федерации

Государственное управление экономикой

Необходимость индустриализации страны . Уже к 1926-1927 гг. завершилось восстановление разрушенного Первой мировой войной, революцией и Гражданской войной народного хозяйства и был достигнут уровень 1913 г. Но ведь это был уровень отсталости. Лидеры стоявшей у власти Коммунистической партии, как и сам В.И. Ленин, всегда считали, что для выхода из плена отсталости нужно строить, крупную современную промышленность с новейшими технологиями.

Необходимость скорейшего преодоления индустриального отставания страны от развитых стран Запала диктовалась не только потребностями обеспечения нормального развития экономики страны и ее экономической независимости, для чего был необходим мощный военно-экономический потенциал.

В нашей стране не было в то время своей развитой авиационной, танковой, тракторной, автомобильной и многих других важных отраслей промышленности, не производились шарикоподшипники, электротехническое оборудование, необходимые для производства любых машин (самолетов, танков, автомобилей, кораблей и т.д.).

Слабость вооруженных сил и военно-промышленного комплекса в условиях нараставшей опасности войны представляли угрозу самому существованию страны как независимому государству.

Необходимость индустриализации страны и создания военно-промышленного комплекса понимали все. Предлагалось два альтернативных варианта . Причем каждый из вариантов влек за собой различие в правовых методах управления экономикой и социальными процессами и соответственно в организации и методах деятельности партийного и государственного аппарата, что предопределяло и политический режим.

Члены Политбюро Н.И. Бухарин, А.И. Рыков (он же глава правительства - председатель Совнаркома СССР) и др. отстаивали путь индустриализации, основывавшийся на продолжении новой экономической политики . Суть их предложений сводилась к необходимости накопления средств для создания тяжелой индустрии и военно-промышленного потенциала за счет расширения и ускорения гражданского оборота в стране, что должно было, по их мнению, привести к увеличению прибылей и отчислений от них в госбюджет. Это ускорение было связано прежде всего с развитием легкой промышленности - производством товаров народного потребления (что быстрее дает прибыль). В деревне группа Бухарина предлагала сохранение единоличных хозяйств, но с ускоренным развитием (при поддержке государства: льготное кредитование и т.д.) крестьянских форм кооперации (сбытовой, снабженческой, промысловой, товариществ по совместной обработке земли, эксплуатации машин и т.д.).

Правда, современный российский историк и экономист Г.И. Ханин предпринял попытку «просчитать» предложенный Бухариным вариант развития экономики. Его расчеты показали, что при сохранении нэпа рост основных производственных фондов на предстоявшую первую пятилетку из-за недостатка инвестиций вряд ли мог превысить 5-10% или не более 1-2% в год. В этом случае рост национального дохода оказывался ниже роста численности населения, которое стабильно росло на 2% в год. А это означало бы прогрессирующее отставание СССР от основных капиталистических государств.

Таким образом, современные расчеты показывают, что при сохранении нэпа страну ожидали экономическая стагнация и военное бессилие. Наиболее реальным вариантом социально-экономического развития, обеспечивавшим сохранение национальной независимости страны и ее военной безопасности, должен был стать индустриальный прорыв, которого как раз и требовали Сталин и его сторонники.

Сталинский курс был нацелен на скорейшую индустриализацию любой ценой и не считаясь ни с какими жертвами . Обосновывая принятый по его настоянию в 1928-1929 гг. курс на резкое ускорение темпов индустриализации и создание военно-промышленного комплекса, Сталин говорил: «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние за десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Примечательно, что эти слова были сказаны в речи на 1-й Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности в феврале 1931 г., за десять лет до начала Великой Отечественной войны. В этих словах Сталина как раз и была выражена идея своеобразного «большого скачка»: «пробежать» за десять лет столетний путь естественного развития экономики «перепрыгивая» через все промежуточные этапы.

Откуда же Сталин предлагал взять средства на форсированную «скачкообразную» индустриализацию? Во-первых, за счет «дани» с крестьянства. Во-вторых, установлением жесткого режима экономии и прежде всего резкого сокращения потребления, т.е. за счет резкого снижения жизненного уровня населения. В-третьих, использованием массового применения «дешевого» труда заключенных.

Наиболее важный источник, безусловно, - изъятие средств у крестьян. Однако взятие «дани» с крестьянства было чрезвычайно затруднено. Деревня «осереднячилась» за годы нэпа, в деревне свыше 26 млн. крестьянских дворов вели мелкотоварное (натуральное) хозяйство. И хотя валовый сбор хлеба даже несколько превысил уровень 1913 г., товарного хлеба было существенно меньше. В связи с увеличением численности городского населения, его стало не хватать даже для снабжения городов и с 1929 г. в городах была введена карточная система. А на экспорт хлеба и вовсе почти не было, тогда как до революции Россия экспортировала от 7 до 9 млн. т. зерна в год, которое поставляли помещики и крупные фермеры.

Необходимость реконструкции сельского хозяйства и его кооперирования также признавали все. Но по поводу конкретных форм, методов и сроков были серьезнейшие разногласия. Группа Сталина предлагала путь форсированной коллективизации , который предусматривал немедленное создание в деревне коллективных хозяйств, в которых обобществлялись как земля, рабочий и продуктивный скот, орудия производства, так и производственные процессы. Причем эти коллективные хозяйства (колхозы) должны были создаваться практически на базе старых орудий производства (сохи и бороны), так как новая техника в массовом масштабе в деревню еще не поступала.

Коллективизация и раскулачивание . В ноябре 1929 г. ноябрьский пленум ЦК Коммунистической партии принял решение о немедленном проведении сплошной коллективизации в сжатые сроки . Одновременно в соответствии с директивой пленума ЦК был создан Народный комиссариат земледелия СССР (Наркомзем СССР), призванный осуществлять государственное управление процессом коллективизации, а затем и сельскохозяйственным производством.

Действовавшая в то время Конституция СССР 1924 г. государственное руководство сельским хозяйством относила к исключительной компетенции союзных республик - субъектов Федерации, считая это внутренним делом республик. Соответственно народные комиссариаты земледелия существовали только в союзных и автономных республиках.

Принятый 15 декабря 1928 г. ЦИК СССР Закон «Общие начала землепользования и землеустройства» впервые четко определил, что Союз ССР в лице его высших органов государственной власти является субъектом права собственности на землю в масштабе всего Союза. Тем самым закон создал правовую базу и для учреждения общесоюзной централизованной системы государственного управления сельским хозяйством.

Переход к форсированной сплошной коллективизации, ее темпы и методы были определены в Постановлении ЦК ВКП(б) «О темпах коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству» от 5 января 1930 г. и в Постановлении ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации» от 30 января 1930 г. Основные положения этих партийных решений были изложены в Законе, принятом ЦИК и СНК СССР 1 февраля 1930 г., «О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством».

В процессе коллективизации осуществлялась и ликвидация кулачества (раскулачивание) , что означало изъятие у кулаков имущества (в первую очередь инвентаря, рабочего скота, хозяйственных построек и т.д.) и выселение их с прежнего места жительства. К кулачеству причислялись лица, занимавшиеся ростовщичеством, владевшие мельницами, крупорушками, арендовавшие землю (сверх общинной нормы), нанимавшие батраков и т.д. Раскулачивание преследовало цель создать материальную базу колхозов. Так, только с 1929 г. до середины 1930 г. у кулаков было конфисковано имущества более чем на 400 млн. руб., которое было передано колхозам в счет вступительных взносов за бедняков и батраков.

Раскулачивание имело также целью запугать крестьянство и сломить его сопротивление коллективизации, хотя это и не всегда давало ожидаемый эффект. Раскулачивание положило начало созданию армии «дешевого» труда заключенных, который использовался как один из источников средств для форсирования индустриализации.

В соответствии с Инструкцией ЦИК СССР от 4 февраля 1930 г. лица, подлежащие раскулачиванию, разделялись на три категории. К первой из них причислялись кулаки, оказывавшие активное сопротивление власти, ко второй категории - наиболее богатые, но не оказывавшие активного сопротивления, к третьей - все остальные. Постановление ЦИК и СНК СССР от 1 февраля 1930 г. предоставляло местным властям чрезвычайные полномочия по борьбе с кулачеством. Репрессии, а также выселение и конфискация имущества производились в административном порядке.

Управление народным хозяйством страны осуществляется на межотраслевой, отраслевой, региональной и местной основе. В числе органов управления находятся Президент и Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства, территориальные органы федеральных министерств и ведомств, органы управления субъектов Федерации и органы местного самоуправления.

В структуре органов государственного управления наряду с функциональными существуют органы межотраслевого регулирования. К межотраслевым сферам управления относятся:

Финансы и кредит

Наука и технологии

Материально-техническое обеспечение

Безопасность

Труд и социальное развитие

Государственная статистика и учет

Государственная стандартизация и метрология

Прогнозирование

Транспорт и связь и др.

Государственное управление осуществляется по различным направлениям, которые условно можно разделить на следующие блоки: экономика, социальная сфера и административно-политические отношения, которые включают многие другие составляющие.

Органами управления экономикой являются:

? Парламент РФ – определяет общую стратегию экономического развития страны, утверждает бюджет и заслушивает отчет Правительства о его выполнении. Основной формой управления является принятие законов. Счетная Палата осуществляет контроль за расходованием средств государственного бюджета.

? Президент РФ – решает организационные вопросы по образованию или реорганизации министерств и ведомств, издает указы и распоряжения, заслушивает доклады министров и т.п.

? Правительство РФ – утверждает положения министерств и ведомств, осуществляет общее руководство различными сферами экономики в пределах ведения федерации, участвует в рассмотрении законопроектов и дает свои заключения по ним, составляет и исполняет бюджет государства.

? Министерства и ведомства осуществляют оперативное руководство в соответствующих отраслях экономики согласно функциональным направлениям деятельности или осуществляют межотраслевое регулирование.

? Органы субъектов федерации (законодательные, главы администрации, правительства) министерства, департаменты в рамках своей компетенции в отношении подведомственных им объектов осуществляют приблизительно такое же руководство и решают приблизительно те же задачи, что и федеральные структуры.

? Местные органы государства, к которым относятся отделы и управления соответствующих министерств и ведомств на местах участвуют в управлении подчиненных им объектов определенной административно-территориальной единицы в функциональном или межотраслевом плане.

? Органы местного самоуправления участвуют в государственном управлении только в пределах делегированных полномочий или в отношении государственных объектов переданных в оперативное управление.


Для обеспечения успешного комплексного развития экономики необходимо выполнение общеэкономических функций, определяя экономический курс, программы, решая основные вопросы собственности, бюджета, налогов и безусловно вопросы совершенствования организации управления.

В центре управляющего воздействия административно-правового управления в сфере экономики в первую очередь находятся вопросы собственности. Их правовое решение в соответствии с конституционными принципами служит основой экономической стабильности и роста, благоприятного развития и существования гражданского общества в стране. Отношения собственности в российском государстве строятся на основе разделения предметов ведения между Федерацией и её субъектами и органами местного самоуправления.

В функциональном плане управление экономикой связано с профилем деятельности различных федеральных министерств и ведомств, департаментов в субъектах федерации, специализированных отделов администрации в муниципальных образованиях.

Основными федеральными органами управления в этой сфере являются Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство (в составе Минфина), МНС РФ. Централизованное управление этой сферой осуществляется перечисленными органами через территориальные и местные органы. В субъектах Федерации существуют министерства финансов – в республиках, финансовые управления Минфина РФ – в других субъектах. Минфин РФ осуществляет межотраслевое координирующее управление. Правовой основой деятельности Минфина РФ является Бюджетный кодекс РФ.

Большую роль в осуществлении кредитной политике государства играют банки и банковская система . Государственное управление банковской системой сосредоточено в руках Центрального банка России, который находится в федеральной собственности. Банк России выполняет функции лицензирования, выпуск денежных знаков (эмиссию), регулирует покупку и продажу иностранной валюты, устанавливает курс рубля, осуществляет надзор за деятельностью банков различных форм собственности и др. Возглавляет Банк России Председатель назначаемый Государственной думой по представлению Президента РФ.

Основным источником формирования государственного бюджета являются налоги . Управление в налоговой сфере осуществляется Министерством по налогам и сборам и его территориальными органами, обладающие широкими полномочиями в вопросе контроля за налогоплательщиками независимо от форм собственности и привлечения их в случае нарушения к ответственности. Санкции за неуплату, несвоевременную уплату или уплату не в полном размере являются одними из самых жестких. В 2003 году в МВД были переданы функции ФСНП.

Постоянный и разнообразный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой РФ, Федеральным казначейством, Департаментом государственного контроля и аудита. В отдельных случаях для проведения аудиторской проверки могут привлекаться зарубежные специализированные фирмы.

Органы государственного управления в экономике.

Государственное управление экономикой - это управление промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом, финансами и некоторыми другими отношениями, примыкающими по ряду вопросов к экономике (например, экология). Главная задача государственного управления в экономической сфере - обеспечение роста материального производства, продукции. В конечном счете, это делается для обеспечения потребностей людей, хотя распределение общественного продукта между ними и их группами может быть самым разным: есть богатые и бедные граждане. Процесс управления экономикой предполагает решение многих вопросов (обеспечение пропорциональности хозяйства, повышение эффективности производства и услуг при меньших затратах и т.д.). Это достигается различными методами, в том числе экономическими (например, создание государством льгот для некоторых отраслей, в результате чего капитал перетекает туда, в этих отраслях растет производство) и административными (властными) методами (выдача и отказ в выдаче лицензий, требования к производителям, например сертификация продукции). Властные методы неодинаковы по отношению к подчиненным и неподчиненным объектам управления (предприятиям и др.).

В Российской Федерации управление экономикой это - управление собственностью разделены в предметном и функциональном плане. В предметном плане федеральной собственностью (предприятиями, учреждениями, участками земли, принадлежащими Федерации) управляют федеральные органы 1 , собственностью субъектов РФ - их органы. Муниципальной собственностью (она не является государственной) управляют органы муниципальных образований. В функциональном плане управление экономикой связано с профилем деятельности различных федеральных министерств функционального характера (например, министерство финансов), функциональных департаментов в субъектах федерации, специализированных отделов администрации в муниципальных образованиях. Такие отделы также имеют предметный и функциональный характер (например, отделы, ведающие муниципальными предприятиями или муниципальным планированием).

Высшими федеральными органами государственного управления в сфере экономики в Российской Федерации являются парламент, Президент РФ, Правительство РФ, центральными органами отраслевого управления – министерства 2 и ведомства (Государственный комитет по рыболовству,

1) например, федеральные министерства, в чьем прямом подчинении находятся предприятия, другое федеральное имущество.

Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству, Российское агентство по патентам и товарным знакам, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности и др.).

Парламент осуществляет управление прежде всего путем целеполагания. Он определяет общую стратегию экономического развития и устанавливает параметры экономической деятельности на год, принимая ежегодный государственный бюджет (роспись доходов и расходов государства) и отчет о его исполнении. Главным способом управления является принятие законов (гражданский, земельный, водный, налоговый кодексы, законы о порядке разрешения коллективных трудовых конфликтов на предприятиях, о недрах, о животном и растительном мире, о континентальном шельфе и его использовании, о морских экономических зонах и т.д.). В законах, которые не относятся непосредственно к экономике, также имеются нормы экономического характера (например, ответственность в уголовном праве за хищение или порчу имущества). Законы, за редчайшими исключениями, имеют общенормативный характер, но издаются и частные законы 1.

С экономическими вопросами связаны многие другие формы деятельности парламента. Парламентарии заслушивают отчеты (в России - информацию) соответствующих министров на пленарных заседаниях и на заседаниях постоянных комитетов, вправе задавать им вопросы. Комитеты парламента организуют парламентские слушания, в том числе по вопросам экономики, с целью привлечь внимание общества к проблемам, имеющим важное общественное значение, Счетная палата, создаваемая парламентом, проверяет расходы государственного бюджета и т.д.

Глава государства (особенно если он обладает реальными полномочиями, а это монарх в абсолютных и дуалистических монархиях, президент в президентской и полупрезидентской республиках) тоже участвует в управлении экономикой. В России Президент создает министерства и ведомства, в том числе занимающиеся вопросами экономики, осуществляет дополнительное регулирование экономических отношений. Глава государства своим указом утверждает положения о министерствах и ведомствах, руководители которых входят в состав Правительства РФ, заслушивает доклады министров, дает им указания и советы

1) Например, Федеральный закон от 2 января 2000 г. «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции на Ванкорском газонефтяном месторождении» (в Красноярском крае). Аналогичные законы в последующем принимались в отношении Тасеевского месторождения золота, Штокмановского газокон-денсатного месторождения и др.

(в том числе по экономическим вопросам), издает множество распоряжений частного характера (например, о передаче тех или иных предприятий из федерального подчинения в подчинение субъектов Федерации). Президент РФ посещает с инспекционными поездками различные районы страны, знакомится с экономическим положением и иногда на месте принимает необходимые решения. По результатам таких поездок принимаются и решения Правительства.

Правительство РФ вносит на заседание парламента основные законопроекты экономического характера (проект государственного бюджета может предлагать только Правительство). Законопроекты, касающиеся доходов или законности расходов государственного бюджета, внесенные парламентариями, обязательно до их обсуждения в парламенте должны иметь заключение Правительства. Оно утверждает положения о большинстве ведомств, в том числе экономических (тех, руководители которых не входят в состав Правительства).

Органы федерального центрального отраслевого управления - министерства и ведомства. Они занимаются оперативным управлением подчиненными им предприятиями и учреждениями, регулируют деятельность в соответствующей сфере, иногда независимо от подчиненности (например, устанавливают правила производства некоторых товаров, нормы труда).

Местные органы государства - отделы и управления соответствующих министерств на местах участвуют в управлении экономикой данной административно-территориальной единицы, но только в отношении подчиненных им объектов или только в функциональном плане. В государственном управлении экономикой могут участвовать органы муниципальных образований, если им предоставлены определенные государственные полномочия (с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств).

Министерство РФ по атомной энергии проводит государственную политику в данной сфере, осуществляет государственное управление по использованию ядерной энергии, занимается вопросами утилизации ядерных резервов и боеприпасов, ядерных отходов. В число его задач входит обеспечение безопасности предприятий ядерного комплекса, оно формирует и размещает заказы на покупку продукции Министерства для федеральных государственных нужд, контролирует меры по гражданской обороне предприятий ядерного комплекса. В его подчинении находятся специальные воинские формирования.

Министерство энергетики РФ осуществляет руководство топливно-энергетическим комплексом. Оно координирует деятельность предприятий электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, торфяной промышленности, снабжение газом, обеспечивает деятельность магистральных продуктопроводов энергетического сырья, потребности народного хозяйства и населения в различных видах энергии, следит за их рациональным использованием, осуществляет надзор по предупреждению загрязнений среды топливом и его отходами, заботится об охране недр и природных богатств. Минэнерго взаимодействует с Федеральной энергетической комиссией, регулирующей деятельность естественных монополий (Газпром, Росуголь, РАО ЕЭС и др.) в топливно-энергетическом комплексе. Электроэнергетика относилась к числу естественных монополий, она и поныне сохраняет эти черты, но в 2003 г. начата реформа электроэнергетического комплекса. В частности, генерирующие установки отделены от сетевых передающих электричество линий, созда­ются акционерные общества.

Важную роль в управлении экономикой в России играет Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

В сфере промышленности действуют государственные контрольные и надзорные органы. К их числу относится Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор), который осуществляет надзор за безопасным ведением работ, безопасной эксплуатацией оборудования. Он имеет право беспрепятственной проверки поднадзорных предприятий, дает предписания об устранении выявленных нарушений, вправе приостановить работы, ведущиеся с нарушением техники безопасности, может вносить предложения об освобождении от занимаемой должности лиц, систематически нарушающих правила безопасности работ, привлекать таких лиц к административной ответственности (налагать штраф согласно Кодексу об административных правонарушениях). Надзор за ядерной и радиационной безопасностью осуществляет Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, непосредственно подчиненный Президенту РФ. Органы Главного управления энергетического надзора вправе давать указания о ликвидации нарушений, об отстранении от работы нарушителей, требовать от руководителей предприятий, организаций, учреждений немедленного отключения энергетических и тепловых установок при обнаружении нарушений (но не вправе сами отключать их).

Сетевое обучение и формы его реализации в учебном процессе
(на примере курса дистанционного обучения русскому языку как иностранному "В эфире Россия")

В настоящее время можно констатировать активное внедрение информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ) в различные сферы производства, науки и образования. Последние исследования в области зарубежной и отечественной педагогики лежат в области освоения технологий именно этого типа.

Это объясняется тем, что только на основе ИКТ возможны создание и развитие информационного общества, образовательных систем нового поколения . Благодаря данным технологиям становится возможным решение многих проблем, до сих пор не решенных традиционными средствами: обеспечение комплексного, интегрированного подхода к обучению языку, подлинной (а не искусственной) коммуникативности дидактических материалов на любом этапе обучения, полноценной индивидуальной и групповой само- стоятельной работы учащихся, функционирования гибких моделей обучения.

Применение ИКТ в учебном процессе позволяет реализовать современную концепцию образования , базирующуюся на личностно-ориентированном подходе и проблемном обучении, которые отражают основные идеи и принципы гуманистической педагогики (М.И. Махмутов, Е.С. Полат, И.А. Зимняя, А.Б. Брушлинский. И.Я. Лернер, Т.В. Кудрявцев и др.).

В наибольшей степени ИКТ реализуют свой потенциал в дистанционном обучении (ДО). Вслед за профессором Е.С. Полат мы рассматриваем дистанционное обучение как новую самостоятельную систему обучения со своими системообразующими компонентами (целями и задачами обучения, содержанием, методами, процессом, средствами обучения и организационными формами), а не как заочную форму обучения, в которой используются средства ИКТ. Предлагаем следующее определение дистанционной формы обучения:

Дистанционное обучение - это целенаправленный синхронный или асинхронный процесс взаимодействия субъектов учебного процесса между собой и со средствами обучения на расстоянии при помощи специализированной образовательной среды, базирующейся на использовании информационно-телекоммуникационных технологий.

Основу учебного процесса при дистанционной форме обучения составляет целенаправленная, интенсивная и контролируемая работа учащегося, который может заниматься в удобном для себя месте по индивидуальной траектории обучения, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с индивидуальным преподавателем ДО (тьютором, контактным преподавателем, фасилитатором ).

Дистанционная форма обучения включает технологическую, содержательную и организационную составляющие.

    Технологическая составляющая основана на материально-технической базе: аппаратные средства (компьютеры, т.е. hardware), программное обеспечение (software), техническая поддержка, сопровождение программного обеспечения, обновление системы и содержания (апгрейд системы и контента).

    Организационная составляющая предусматривает организацию и проведение учебного процесса с использованием различных моделей ДО.

Эти составляющие позволяют создать единое информационно-образовательное пространство , включающее учебный процесс , его информационное обеспечение, управление этим процессом , а также использование современных педагогических технологий , отвечающих требованиям новой парадигмы образования.

Как показал опыт, разработчики ЭОР ограничиваются в большинстве своем реализацией технологической и содержательной сторон ДО, не обращая должного внимания на организационную составляющую дистанционной формы обучения. Именно эта составляющая отвечает за осуществление учебного процесса по разработанному ЭОР, т.е. интегрирование ЭОР в учебный процесс.

Организационная составляющая ДО реализуется по-разному в зависимости от используемой модели ДО.

Опираясь на предложенные Лабораторией дистанционного обучения модели организации учебного процесса с использованием ИКТ и внеся в них определенную коррекцию, считаем, что применительно к преподаванию русского языка как иностранного в наибольшей степени требованиям дистанционной формы обучения отвечает следующая классификация моделей ДО.


Модель 1 "Сетевое обучение" представлена в двух видах: в виде автономного курса или курсов ДО , программное обеспечение которых размещено в сети Интернет, и в виде виртуального центра/университета/аудитории .

Автономные курсы ДО больше предназначены для овладения отдельным учебным предметом или аспектом (фонетикой, лексикой, грамматикой, стилистикой) или для формирования определенных навыков и умений.

Для полноценного функционирования виртуального центра/университета должна быть создана хорошо структурированная информационно-образовательная среда, в которой содержатся все имеющиеся в данном центре/университете курсы ДО, предусмотренные учебным планом или программой обучения, хранятся практические работы обучающихся, имеется информационно-дидактическое обеспечение данных курсов (виртуальные библиотеки, медиатеки, электронные энциклопедии, словари, электронная база данных ресурсов Интернета, телеконференции, форумы). Помимо этого информационно-образовательная среда должна предоставлять возможность диалогового обмена учебной информацией между всеми субъектами учебного процесса.

Занимаясь по этой модели ДО, учащиеся обучаются в условиях взаимодействия, сотрудничества, а преподаватель, совмещая различные функции, становится координатором всего учебного процесса.

В каждом виде этой модели ДО важным компонентом является административный блок (регистрация пользователей, мониторинг обучения).

По мнению ряда исследователей, эта модель ДО может полностью заменить очную форму обучения и быть достаточной для получения качественного образования.


Модель 2 "Интегрированное/комбинированное обучение" представляет собой сочетание дистанционной и очной/контактной формы обучения, т.е. когда в очном учебном процессе используются учебные материалы, созданные на базе интернет-технологий и/или кейс-технологий.

В первом случае размещенные в сети учебные программы используются в очной форме обучения. В случае кейс-технологий обучение строится на основе уже изданных печатных или электронных учебников/учебных пособий и с помощью дополнительного материала, размещенного в сети. Данная модель ДО позволяет создать информационно-предметную среду по различным аспектам дисциплины РКИ (по различным направлениям профильного обучения), индивидуализировать процесс обучения, дает возможность гибче и рациональнее использовать аудиторное время, организовывать новые формы индивидуальной и групповой работы иностранных учащихся.

Такая модель, как показывает накопленная практика, самая распространенная и, по мнению ряда исследователей, наиболее перспективная.


Модель 3 "Распределенный класс" (модель удаленных аудиторий) строится на организации учебного процесса в режиме реального времени (online) или отсроченного доступа (offline) на базе видеоконференций, интерактивного телевидения (two-way TV) или специально созданной программы в форуме. Преимущественно эта модель предполагает использование технологии интерактивного телевидения, когда занятие ведется с учащимися очного отделения одновременно с "удаленными" студентами при помощи интерактивных телекоммуникаций, или проведение видеоконференций (при наличии специального телеоборудования, видео или web-камер стены аудитории как бы "раздвигаются" за счет "удаленных" студентов, с которыми учитель и очные учащиеся могут вступать в контакт по типу телемоста). Но функционирование данной модели возможно и при использовании специально созданной программы в форуме, что делает эту модель доступной для большинства российских и зарубежных вузов, так как не требует использования дорогостоящей техники.

Каждая модель имеет свою структурную организацию и специфические способы взаимодействия участников процесса обучения между собой и со средствами обучения.

Разработанный в Центре международного образования МГУ им. М.В. Ломоносова (ЦМО МГУ) сетевой мультимедийный интерактивный курс дистанционного обучения русскому языку как иностранному (МИК ДО РКИ) "В эфире Россия" (www.dist-learn.ru) и его программное обеспечение делают возможным организовать учебный процесс по материалам курса по всем трем моделям ДО.

В ЦМО МГУ уже накоплен определенный опыт работы по данному сетевому курсу дистанционного обучения, в котором используются все названные модели ДО РКИ. В настоящей статье мы остановимся только на модели сетевого обучения и опишем формы ее реализации в учебном процессе на примере указанного курса.

Сетевое обучение по МИК ДО РКИ "В эфире Россия" протекает в виде самостоятельной индивидуальной работы обучающихся и в виде диалогового обмена информацией со всеми субъектами учебного процесса (преподавателем, другими учащимися - пользователями данного курса). Для организации такого взаимодействия программное обеспечение этого электронного обучающего ресурса включает инвариантные компоненты, присущие данному виду ЭОР. Эти компоненты, необходимые для создания информационно-образовательной среды, позволяют не прибегать к контактной (очной) форме обучения, а предоставляют возможность организовать учебный процесс дистанционно в виде виртуальной аудитории.

Курс размещен на отдельном сайте ЦМО МГУ "Русский язык и культура - дистанционно" www.dist-learn.ru . Анонс с кратким описанием курса дан на основном сайте ЦМО МГУ www.cie.ru .

В информационно-образовательную среду курса ДО входят следующие инвариантные компоненты:

А) база данных (БД) учебной информации , в которой содержатся:

    сетевая обучающая программа "В эфире Россия", представленная в виде набора модулей уроков, сгруппированных по тематическим блокам "Политика", "Экономика", "Общество", "Культура", двуязычного Словаря языка масс-медиа, встроенной системы настройки работы по уроку, системы мониторинга прохождения материала урока;

    демо-версия одного урока;

    двуязычный путеводитель по курсу с подробным описанием целей и задач, содержания, адресата обучения;

    регистрационная форма пользователей курса;

    сертификация ;

    форум ;

    гибкая система подписки на курс ;

    прайс-лист ;

    страница FAQ ;

    служба технической поддержки курса ([email protected]);

    информационно-дидактическое обеспечение курса :

    семинары ЦМО МГУ, в которых используются материалы МИК ДО РКИ "В эфире Россия";

б) административный блок , позволяющий просматривать БД обучающихся (распределять их по группам, назначать тьюторов, осуществлять мониторинг обучения, просматривать выполненные письменные работы), просматривать БД преподавателей (вести документацию учебного процесса);

В) БД преподавателей , дающая возможность тьюторам, назначенным в определенные группы или индивидуальным обучающимся, просматривать БД своих учащихся, осуществлять диалоговый обмен информацией, вести журнал;

Г) БД разработчиков МИК ДО РКИ "В эфире Россия", позволяющая создавать сценарии уроков и управлять БД учебной информации.

Применительно к модели сетевого обучения учебный процесс по курсу "В эфире Россия" протекает в трех формах:

А) самостоятельная индивидуальная работа без тьютора;

Б) самостоятельная индивидуальная работа с тьютором;

В) самостоятельная работа в мини-группе с тьютором.

Рассмотрим подробно каждую из названных форм.


А. Форма "Самостоятельная индивидуальная работа без тьютора"
В данной разновидности модели сетевого обучения обучающийся вступает во взаимодействие только со средством обучения . Условно-интерактивная компьютерная среда курса позволяет пользователю самостоятельно организовать учебную деятельность, не прибегая к помощи преподавателя ДО: контроль и оценка правильности выполнения заданий осуществляется при помощи автоматизированной системы, контекстных подсказок и рекомендаций виртуального преподавателя, встроенных в программную оболочку курса.

Сетевая программа "В эфире Россия" дает возможность обучающемуся самостоятельно работать по материалам курса, не прибегая к услугам тьютора и задавая при этом индивидуальную траекторию обучения. В зависимости от целей и задач обучения, коммуникативных потребностей и языковой подготовки обучающегося условно-интерактивная среда курса предоставляет пользователю возможность программировать содержание обучения (например, формирование навыков и умений адекватного восприятия и понимания аутентичных материалов программ российского телевидения, формирование коммуникативной компетенции в различных жанрах письменной речи, в чтении, в различных видах перевода, подготовке к сдаче сертификационного экзамена на II и III уровни владения русским языком по субтестам "Аудирование", "Чтение", "Письмо" и др.). Такая индивидуализация процесса обучения возможна благодаря гибкой системе настроек режима работы по курсу ("режим обучения", "свободный режим"), удобному режиму просмотра видеоматериалов ("аутентичный", "замедленный" и "видео с транскриптом телесюжета"), определенной типологии учебных задач, различным способам их решения, а также встроенной в программную оболочку курса автоматизированной системе контроля и оценки правильности выполнения учебных действий.

Режим обучения имитирует процесс обучения под руководством преподавателя. Программное обеспечение курса задает жесткую последовательность этапов/шагов прохождения материала урока и осуществляет оптимальную форму проверки. В свободном режиме пользователь сам управляет процессом обучения в зависимости от профессиональных и коммуникативных потребностей. Он сам может выбрать удобную последовательность этапов/шагов прохождения материала урока или сделать акцент на релевантных для себя заданиях, а также выбрать удобную для себя форму проверки выполнения заданий ("мгновенная" или "после выполнения всего задания"), решить, нужно ли показывать правильный ответ и оставлять ли индикатор правильных ответов.

Просмотр телевизионного материала каждого урока возможен в четырех режимах, что также способствует индивидуализации обучения:

    аутентичном - аутентичная русская речь и живое видео (сохранены все ряды телевизионного зрелища: зрительный, звуковой и речевой);

    замедленном - речь диктора, записанная в замедленном темпе, и слайд-шоу телесюжета;

    аутентичном с текстом - аутентичная презентация материала телесюжета с транскриптом в виде караоке;

    замедленном с текстом - речь диктора, записанная в замедленном режиме с транскриптом в виде караоке.

Данная форма работы используется при организации учебного процесса по курсу следующим образом:

    как самодостаточный (но не базовый) курс ДО РКИ, который дает возможность изучать русский язык и культуру современной России на актуальных, постоянно обновляемых материалах информационных и аналитических программ российского телевидения, следить за международными событиями, освещаемыми российскими СМИ;

    как компьютерная программа , позволяющая обучающимся расширить словарный запас русского языка и увеличить объем фоновых знаний о России;

    как компьютерный тренажер для формирования навыков аудирования аутентичных телевизионных материалов;

    как компьютерный тренажер для подготовки к сдаче сертификационного экзамена на II и III уровни владения русским языком (ТРКИ-2, ТРКИ-3);

    как компьютерная программа по учебному переводу аутентичных телевизионных материалов с русского языка на английский и обратному переводу.

Б. Форма "Самостоятельная индивидуальная работа с тьютором"
В этой форме модели сетевого обучения обучающийся вступает во взаимодействие со средством обучения и с преподавателем ДО . Благодаря тому, что программное обеспечение курса включает в себя условно-интерактивные типы заданий и встроенные каналы обратной связи между обучающимися и центром обучения, учебный процесс может быть организован не только в виде самостоятельной работы учащихся, но и в виде диалогового обмена информацией с преподавателем ДО, который, совмещая различные функции, становится консультантом, партнером, координатором учебной деятельности виртуальных обучающихся.

Взаимодействие обучающегося с учебным средством происходит так же, как и в форме "Сетевая индивидуальная работа без тьютора", но только при обязательном условии, что обучающийся выполняет все задания в "режиме обучения". Только в этом режиме весь мониторинг выполнения предпросмотровых и послепросмотровых упражнений урока, включая интерактивное задание "Написание изложения основного содержания просмотренного телесюжета", поступает в "портфолио студента" на страницу тьютора для последующей коррекции и комментария.

Взаимодействие обучающегося с преподавателем ДО. Возможность организации такого взаимодействия субъектов учебного процесса представляется нам основным достоинством использования ИКТ в ДО, так как позволяет в полной мере реализовать главный принцип ДО и одно из центральных понятий учебного процесса - интерактивность. Благодаря имеющимся программным оболочкам администратора и преподавателя может быть реализована система дистанционного управления учебным процессом, в частности, учебной деятельностью каждого обучающегося и обучающихся в группе, и дистанционного администрирования учебного процесса.

В административном блоке курса имеется страница "Учительская", где администратор курса распределяет обучающихся по преподавателям, принимает решение, кому из пользователей предоставить право быть преподавателем ДО , а также управляет базой данных учащихся. Каждый преподаватель ДО имеет персональную страницу, где находятся порфолио всех его учеников.

В "портфолио обучающегося" дается полный мониторинг прохождения учащимся определенного урока: включены все статистические данные выполнения заданий, итогового контроля, все варианты письменного изложения основного содержания телесюжета, включая работу над ошибками, все варианты письменного перевода транскрипта телесюжета с английского языка на русский, а также комментарий и журнал успеваемости.

Рассмотрим способы взаимодействия учащегося с преподавателем ДО.

    Учащийся выполняет все задания в "режиме обучения" и отправляет их своему персональному тьютору на проверку. Преподаватель ДО, получив эту работу и просмотрев статистику выполнения заданий, исправляет и комментирует допущенные лексические, грамматические ошибки и стилистические погрешности, направляет свой комментарий с рекомендациями обучающемуся, а также оставляет необходимые записи в своем журнале успеваемости. Обучающийся, в свою очередь, получает проверенную и исправленную работу и имеет возможность выполнить работу над ошибками и снова направить ее на проверку своему персональному тьютору. Таким образом, благодаря встроенным в программную оболочку курса каналам обратной связи реализуется главный принцип ДО - принцип интерактивности.

    Преподаватель ДО, совмещая функции персонального тьютора, партнера и координатора учебной деятельности обучающегося, должен не только проверять и комментировать его письменные работы, но и, оценивая психологический климат, стимулировать его учебную деятельность, используя новые педагогические технологии, которые отражают основные принципы личностно-ориентированного подхода. В частности, преподаватель ДО может:

    давать дополнительные задания обучающемуся, направленные на отработку того или иного лексико-грамматического материала, который имелся в данном уроке и в котором учащийся допустил ошибки;

    рекомендовать русскоязычные сайты, близкие по тематике, проблеме, затронутой в видеосюжете данного урока, чтобы познакомиться с их содержанием для дальнейшего исследования проблемы и оформления практического результата проектной деятельности в виде письменного реферата или обзора (реализация "метода проектов");

    формировать умение работать с информацией, рекомендуя обучающемуся зайти на форум курса "В эфире Россия" и вступить в переписку на русском языке с другими пользователями, имея при этом возможность осуществлять проверку правильности письменного общения на русском языке, отправлять свой комментарий через "портфолио учащегося", а также стимулировать дальнейшее общение на русском языке вместе с модератором форума и администратором курса;

    переадресовать "портфолио обучающегося" контактному преподавателю русского языка, который ведет очные занятия с данным учащимся, обсудить выполненные задания и дать свои рекомендации по дальнейшей работе;

    давать консультации обучающемуся, который работает по курсу с целью подготовиться к сдаче сертификационного экзамена на определенный уровень владения русским языком (ТРКИ-2, ТРКИ-3);

    консультировать обучающегося по вопросам учебного перевода с английского языка на русский, по теории письменного перевода, комментировать выполненную работу по переводу.

Данная форма работы может быть использована при организации учебного процесса по курсу таким же образом, как и форма "Самостоятельная индивидуальная работа без тьютора", но, кроме того, она позволяет учащемуся в режиме обратной связи постоянно контактировать со своим персональным преподавателем ДО, получать консультации и рекомендации.


В. Форма "Самостоятельная работа в мини-группе с тьютором"
В этой форме модели сетевого обучения обучающийся вступает во взаимодействие со средством обучения, с преподавателем ДО и другими обучающимися по этому курсу. Учебный процесс протекает в виртуальном классе или аудитории ("виртуальном сообществе"), где учащиеся обучаются в условиях взаимодействия, сотрудничества, а преподаватель, организуя процесс обучения, становится координатором учебной деятельности всего виртуального сообщества. Для организации обучения по данной форме преподавателю ДО следует отобрать адекватные методы, педагогические технологии обучения в малых группах сотрудничества на разных этапах познавательной деятельности, стимулируя дискуссии, индивидуальную, групповую и парную проектную деятельность, в том числе с иностранными учащимися из других регионов России и других стран, ролевые, деловые игры проблемной направленности, реализуя педагогическую технологию "обучение в сотрудничестве" и эвристические методы обучения.

Организация такого полноценного взаимодействия всех участников учебного процесса потенциально возможна на базе программного обеспечения данного курса, и у авторов этого электронного обучающего ресурса уже имеется определенный опыт ее реализации.

Поделимся опытом реализации данной формы на примере работы с учащимися трех учебных заведений Восточной Финляндии, которые одновременно в течение одного месяца проходили ДО по одному уроку данного курса. Общее количество обучающихся составило 27 человек, с которыми работали 2 преподавателя ДО из ЦМО МГУ. Прежде всего для организации такого взаимодействия администратор курса распределил всех обучающихся по преподавателям ДО, создав своеобразные виртуальные группы с преподавателями. После этого модератор форума и администратор курса сделал на форуме отдельную категорию "Русско-финская программа", в рамках которой каждый преподаватель создавал свою подкатегорию для своей виртуальной группы.

Как и в рассмотренных выше формах модели сетевого обучения, обучающиеся сначала самостоятельно проходили весь материал урока в "режиме обучения", работая в удобное для себя время, в удобном месте и задавая удобную скорость выполнения заданий. Далее каждый учащийся направлял свою работу преподавателю ДО для проверки и последующего комментирования. В отличие от других форм этой модели обучения преподаватели ДО создавали виртуальные мини-группы из 2-3 человек в зависимости от уровня владения русским языком и профессиональных интересов, давая им дополнительные задания и стимулируя общение на форуме в рамках определенной подкатегории и целой категории. Все формы письменной коммуникации проходили на русском языке и имели целью развитие навыков письменной речи. Каждый преподаватель регулярно просматривал письменные речения своих виртуальных учащихся, мог комментировать и отправлять их со своей web-страницы в "портфолио учащегося".

Суммируя вышеизложенное, можно констатировать, что сетевое обучение как одна из моделей дистанционной формы обучения в наибольшей степени отвечает основным требованиям ДО как самостоятельной системы обучения, позволяет в полной мере реализовать основные принципы современной концепции обучения, базирующейся на личностно-ориентированном подходе и проблемном обучении, благодаря применению специфических средств интернет-технологий.

Все рассмотренные выше формы сетевой модели ДО полностью реализованы в курсе МИК ДО РКИ "В эфире Россия". Благодаря разработанному программному обеспечению курса, в частности платформе "Dist-learn", возможно использование данной обучающей программы и как автономного курса, и как структурированной информационно-образовательной среды в виде виртуального центра. В завершение отметим, что разработчиками данного курса уже накоплен определенный опыт организации учебного процесса и по двум другим моделям ДО.

ЛИТЕРАТУРА

    Азимов Э.Г. Методическое руководство для преподавателей по использованию дистанционных технологий в обучении русскому языку как иностранному. М., 2004.

    Андреев А.А. Дистанционное обучение. М., 1999.

    Богомолов А.Н. К вопросу о моделях дистанционного обучения // Проблемы преподавания русского языка в Российской Федерации и зарубежных странах: Материалы международной конференции в ЦМО МГУ. Т. I. M., 2005. С. 225-229.

    Богомолов А.Н., Ускова О.А. Дистанционное обучение русскому языку как иностранному: Обзор отечественных и зарубежных информационных технологий и методик. М., 2004.

    Богомолов А.Н., Ускова О.А. Дистанционное обучение русскому языку как иностранному и его интеграция в учебный процесс // Мир русского слова. 2004. N 4. С. 59-67.

    Богомолов А.Н., Ускова О.А. Интерактивное дистанционное обучение и формы его реализации в мультимедийном курсе русского языка как иностранного "Новости из России" // Русское слово в мировой культуре: Материалы X Конгресса МАПРЯЛ / Под ред. П.Е. Бухаркина и др. СПб., 2003. С. 91-99.

    Гарцов А.Д. Новые информационные технологии в высшей школе: информационные технологии в методике преподавания языков. М., 2004.

    Дунаева Л.А., Руденко-Моргун О.И., Частных В.В. Электронная книга или интерактивный учебник? // Мир русского слова. 2000. N 4. С. 71-76.

    Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е.С. Полат. М., 2001.

    Крюкова О.П. Самостоятельное изучение иностранного языка в компьютерной среде (на примере английского языка). М., 1998.

    Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2001. N 2. С. 14-22; N 3. С. 5-11.

    Руденко-Моргун О.И. Компьютерные технологии как новая форма обучения РКИ // Традиции и новации в профессиональной деятельности преподавателя русского языка как иностранного / Под общ. ред. С.А. Хав-рониной, Т.М. Балыхиной. М., 2002. С. 303-311.

    Руденко-Моргун О.И., Дунаева Л.А. и др. Инновационные технологии в обучении русскому языку как иностранному. М., 2003.

  1. Теория и практика дистанционного обучения / Под ред. Е.С. Полат. М., 2000.