Идеальные миры батюшкова. Творчество К.Н. Батюшкова и литературные направления начала XIX века. Что будем делать с полученным материалом

Заключительный этап романтизма не имел конкретной локализации как ранний – йенский, и гейдельбергский романтизм.

Представители:

Э.Т.А. Гофман, А. Шамиссо, Эйхендорф, ранний Гейне.

Поздний романтизм разрабатывал целый ряд положений раннего романтизма, в частности концепцию гениальной личности.

Новая тенденция: изолированность гения от толпы. Диссонанс между яркой творческой личностью и безликой толпой. Ощущение жизненного разлада мечты с дейст-тью объясняется тем, что, в конце концов, осознается, что идеал невозможен, недостижим.

Поздние романтики проявляют скептицизм по отношению к идеалу. Дейст-ть накладывает тяжелые путы, из ко-ых невозможно вырваться. - П. романтизм скептичный, ироничный, лишен первонач оптимизма. - У поздних романтиков наблюдается актуализация современности.

Из й.ром-ма заимствован принцип романтической иронии, который максимально полно воплотился в тв-ве Гофмана.

Идеи и худ принципы Гофмана оказали влияние на послед ли-ру как реалистич (О. Бальзак, Ч. Диккенс, Ф. М. Достоевский), так и символистскую (иррациональные и мистические мотивы). Демократические идеи позднего Р нашли своё выражение в творчестве А. Шамиссо, лирике Г. Мюллера, в поэзии и прозе Гейне, справедливо называвшего себя «последним романтиком» (он выходит за рамки собственно Романтизма и подвергает его наследие критическому пересмотру).

Двоемирие, свойственное Гофману обнаруживается также у Адельберта фон Эйхендофа.

Эрнст Теодор Амадей ГОФМАН 1776-1822

Самый яркий представитель не только позднего Р, но и самый популярный нем романтик.

по образованию юрист, но реализовывал себя творчески в музыке (Гофман – автор первой романтич оперы, создатель ряда зингшпилей, музыкальный критик); он – художник, создатель карикатур; декоратор, создавал росписи в церкви; режиссер-постановщик спектаклей, дирижер; писатель.

В ли-ру вошел уже в зрелом возрасте. Первое его пр-ие было напечатано в муз. газете. Его гл герой – музыкант. Во многих произведениях – герой капельмейстер Крейслер – альтер-эго самого Гофмана, его невоплощенные музыкальные таланты и мечты.

Использование приема «синестезии» показывает талант во многих видах ис-ва. «Синестезия» - восприятие внешнего мира нетипичными каналами связи.

Творчество Г фантастично, даже фантасмагорично. Частый прием – гротеск. Чаще всего обыденность, мир филистиров. Их существование заостряется до абсурда.

Влиял на Эдгара По – психологизм, трагическое нагнетание. Диккенс, Мюссе, Бальзак, Одоевский, Погорельский, Гоголь, Достоевский, Булгаков, Кафка, Зегерс (+новелла «Встреча в пути»), Зюскинд.

«Кавалер Глюк» 1809/ «Воспоминания из 1809» - подзаголовок.

Дебют Г на лит-ной стезе. Проявления основных худ-ых особенностей тв-ва Г.

Принцип двоемирия. Г создает два пласта:

Реальный. События в Берлине, подробные описания быта города, восприятие музыки берлинцами, случайный разговор, прогулка. Три случайные встречи связанные с обсуждением музыки.

Ирреальный. Незнакомец называет себя в закл словах – Кристоф Глюк, но композитор умер задолго до события – 1787. Главная тема – музыка. Проблема истинного тв-ва. Муз жизнь Берлина активна, но музицирование сводится к школярскому воспроизведению нот. Там нет истины, нет настоящей музыки. Зато Глюк способен создать настоящую музыку, основанную на импровизации, новизне.

Мистицизм новеллы. Стремление Гофмана осознать, что такое духовная жизнь чела – продолжение в других новеллах. Явное присутствие автора: - повествование от первого лица (для правдоподобия)

Отождествление с самим Гофманом. Выбор Глюка как гл героя не случаен. Ему принадлежит заслуга реформы оперы, он стремился к соответствию музыкального языка и содержания.

Новелла вышла в муз газете, позже включена как заглавная в сборник «Фантазии в манере Калло» «Золотой горшок» - «сказка из новых времен» - подзаголовок.

Композиция, архитектоника . 12 частей – вигилий. Вегилия – ночная стража (из римских времен.) – ночное время повествования, авторское время. Смысл – в четвертой вигилии – ночь это особое время суток, темнота. Темнота пробуждает творческие способности, заглядывание за черты таинственности. Сон – подтверждение существования мира духов.

Двоемирие : Основные события в Дрездене/ ирреальные в таинственной стране Атлантиде. Персонажи принадлежат и к реальности, и к фантастике. Архивариус Ленгорст – чудак, связан с пауками, алхимик = Князь саламандр, князь духов. Тир дочери, змейки: Серпентина (средняя) – очаровала Ансельма.

Средство для проникновения в мир природы – любовь. Ансельмо понимает язык природы: куст бузины, ветер, солнечные лучи. Рассказ об Атлантиде, о событиях: история огненной лилии. Действующие лица – растения, духи, химические элементы – идея неразрывности всего сущего. Взаимоотношения м/у реальными и ирреал – ч/з героев-энтузиастов, Ансельмо. Он наивен, восприимчив, впечатлителен, неуклюж как ребенок, забавный.

Мир филистеров – Вероника. Юная особа, веселая, привлекательная, добропорядочная. Мечта – счастливое замужество с Ансельмо.

В начале – душевная привязанность между Ансельмо и Вероникой. В финала – Вероника становится госпожой надворной советницей с Геебрандтом. отношения Г к семье . Для мещан : брак – средство повышения соц статуса, нет лирич чувств, нет любви. Для «истинных музыкантов»: Ансельмо и Серпентина – глубок чувства. Настоящий духовный брак – только в фантастическом мире.

Финал: свадебный подарок – золотой горшок с лилией. Зол горшок – противовес голубому цветку Новалиса. Обыденность разбивает все человеческие стремления, возвращает нас на землю, разочарование, обусловленное поздним романтизмом.

Мир сказки Гофмана обладает ярко выраженными признаками романтического двоемирия , ко-ое воплощается в произведении различными способами. Двоемирие реализуется в си-ме персонажей, а именно в том, что персонажи четко различаются по принадлежности или склонности к силам добра и зла. В «Золотом горшке» эти две силы представлены, например, архивариусом Линдгорстом, его дочерью Серпентиной

Новелла «Песочный человек» 1818

Рассказ «Песочный человек» был впервые напечатан в 1-й ч сб «Ночные рассказы», в ко-ом объединены произвед, отражающие интерес Гофмана к «ночной стороне души», к подсознательному, иррац в чел-ой психике, насыщенные «кошмарами и ужасами». Гофмана привлекает тема безумия, преступления, таинственные, патологические душевные состояния. Образ Песочного человека, ко-ым пугают детей и ко-ый по вечерам сыплет им в глаза песок, чтобы они быстрее засыпали, заимствован из народных сказок. Из немецкого фольклора заимствован также мотив продажи глаз. В рассказе использованы реальные факты и лица. Описанные Гофманом алхимические опыты действительно производились в Германии в начале XIX века. Прототипом адвоката Коппелиуса было реальное лицо – военный советник И.-Г. Шефнер (1736-1820).

Главный геройНатанаель . Он уверен, что над ним властвуют демонические силы. Ему рассказывали сказку о песочном человека. Отождествление песочного человека из сказки с адвокатом Коппелиусом , ко-ый общался с отцом Натанаэля. Позже встреча с торговцем барометрами и оптикой Копполой, напоминавшего адвоката Коппелиуса. Торговец был связан с создателем механической куклы.

Образ/мотив глаз – связаны осн события. Олимпия – красива, но у нее безжизненный взгляд. Образ глаз приобретает демонический смысл. Женские образы: Олимпия – идеальна, но у нее безжизненный, холодный взгляд. Клара – не красавица, но взгляд ее бездонно голубых глаз – привлекательность, жизнелюбие. Эстетика ужаса: образ автомата – Олимпия, замены человека автоматом.

Литературный процесс в 1830-1850 гг. в Германии. Бидермайер. Группа «Молодая Германия».

ЛИТЕРАТУРА 1820 -1850 гг.

Победа над Наполеоном в 1815 году привела к созданию на Венском конгрессе нового гос-го образования – Немецкого Союза. Доминирующее положение в нем получили Пруссия и Австрия, но в целом вошедшие в него 38 немецких земель сохранили независимость. Начала проводиться политика стабильности, получившая после военной разрухи огромную поддержку в народе. 1815-1848 гг. – эпоха Реставрации. Идеолог нового порядка – австр канцлер Клеменс Венцель Непомук Лотар фон Меттерних (1773 185 9).

В 1830-ые годы, в пору освободительных движений в Польше, Греции и других странах, немецкая оппозиция обрела надежду на демократические перемены, однако в действительности происходит ужесточение цензуры. Так, с 1835 года на территории Германии вводится запрет сочинений «Молодой Германии», Гейне, Бёрне и др. Возрастает эмиграция: вынуждены бежать Бюхнер, Гейне, Гервег, Фрейлиграт, Маркс. В целом интеллектуальная деят-сть политизируется (возникают теории «научного коммунизма», повлиявшие и на ли-ру).

1848 год – «весна народов», волна революционных выступлений по всей Европе. В марте 1848 г. предпринята попытка революционного переворота в Германии, но уже к концу года основные очаги восстания подавлены. Власти пошли на незначительные уступки: были смещены наиболее радикальные министры (в том числе Меттерних), созван так называемый общенемецкий франкфуртский парламент, введено подобие конституции в ряде земель, сняты некоторые ограничения по цензуре.

Главные лит-ые явления эпохи 1820-1850 годов - бидермайер и «Молодая Германия» - представляют собой 2 варианта реакции на соц ситуацию своего времени. а также на предшествующую эпоху романтизма. bieder – простодушный; Biedermeier – обыватель, филистер.

Понятие «бидермайер» берет начало от фамилии вымышленного персонажа из сб Людвига Эйхродта и Адольфа Куссмауля «Стихотворения швабского школьного учителя Готлиба Бидермайера и его друга Горация Тройхерца». Стихи этого карикатурного героя, ограниченного и самодовольного филистера, представляли собой пародию на произведения швабских романтиков. Т.о., слово «бидермайер» изначально обрело пародийный смысл. К 1900 году понятие уже лишилось негативной коннотации и стало употребляться в смысле «старое доброе время». При этом произошло расширение хронологич рамок употреб-я термина: слово использовалось для обозначения стиля в ис-ве эпохи Реставрации, отличающегося удобством и практичностью. Бидермайер представляет собой уход от романтических страстей и абстракций в сферу частной жизни, стремление к уюту и стабильности в кругу близких людей. Отсюда - аполитичность, местный патриотизм, любовное внимание к подробностям, вера в добро и гармонию, самоограничение, покорность судьбе, соблюдение во всем середины, умиротворение. Переосмысливается фу-ия ис-ва и роль художника в сравнении с романтич восприятием: насмену идее мессианства приходит идея того, что ис-во призвано изнутри гармонизировать отношения человека и окружающ (природного и соц) мира. Эти особенности нашли отражение в творчестве следующих писателей.

В Германии: Аннета фон Дросте-Гюльсгоф (Хюльсхоф), Эдуард Мёрике, Пауль Хейзе;

В Австрии: Фердинанд Раймунд, Франц Грильпарцер, Николаус Ленау, Иоганн Непомук Пестрой, Адальберт Штифтер и др.

  1. Краткая характеристика творчества Гофмана.
  2. Поэтика романтизма в сказке «Золотой горшок».
  3. Сатира и гротеск в сказке «Крошка Цахес».

1. Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822) – романтический писатель, музыкант, художник.

Воспитывался дядей, юристом, склонным к фантастике и мистике . Был всесторонне одаренной личностью. Увлекался музыкой (играл на фортепьяно, органе, скрипке, пел, дирижировал оркестром. Прекрасно знал теорию музыки, занимался музыкальной критикой, был довольно известным композитором и блестящим знатоком музыкальных творений) , рисовал (был графиком, живописцем и театральным декоратором ), в 33 года стал писателем. Часто не знал, во что может воплотиться замысел: «... По будням я юрист и - самое большее - немного музыкант, в воскресенье днем рисую, а вечером до глубокой ночи бываю весьма остроумным писателем», - сообщает он приятелю. Вынужден был зарабатывать на жизнь юриспруденцией, часто жить впроголодь.

Невозможность зарабатывать любимым делом привела к двойной жизни и двойственности личности. Такое существование в двух мирах оригинально выражается в творчестве Гофмана. Двойничество возникает 1) из-за осознания разрыва между идеальным и реальным, мечтой и жизнью; 2) из-за осознания незавершенности личности в современном мире, что позволяет обществу навязывать ей свои роли и маски, не отвечающие ее сущности.

Таким образом в художественном сознании Гофмана взаимосвязаны и противопоставляются друг другу два мира – реально-бытовой и фантастический. Обитатели этих миров - филистеры и энтузиасты (музыканты).

Филистеры: живут в реальном мире, всем довольны, не знают про «высшие миры», поскольку не ощущают в них нужды. Их больше, из них состоит общество, где царит житейская проза и бездуховность.

Энтузиасты: Реальность вызывает у них отвращение, живут духовными интересами и искусством. Практически все – художники. У них иная система ценностей, нежели у филистеров.

Трагизм в том, что филистеры постепенно вытесняют энтузиастов из реальной жизни, оставляя им царство фантазии.



Творчество Гофмана можно условно разделить на 3 периода:

1) 1808-1816 – первый сборник «Фантазии в манере Калло» (1808 - 1814) (Жак Калло, барочный художник, известный своими странными, гротескными картинами). Центральный образ сборника – капельмейстер Крайслер – музыкант и энтузиаст, в реальном мире обреченный на одиночество и страдание. Центральная тема – искусство и художник в его взаимоотношениях с обществом.

2) 1816-1818 – роман «Эликсиры сатаны» (1815), сборник «Ночные повести» (1817), куда входит известная сказка «Щелкунчик и мышиный король». Фантастика приобретает иной характер: исчезает ироническая игра, юмор, появляется готический колорит, атмосфера ужаса. Изменяется место действия (лес, замки), персонажи (члены феодальных семей, преступники, двойники, призраки). Доминантный мотив – владычество демонического фатума над человеческой душой, всесилье зла, ночная сторона человеческой души.

3) 1818-1822 – повесть-сказка «Крошка Цахес» (1819), сборник «Серапионовы братья» (1819-1821), роман «Житейские воззрения кота Мурра» (1819-1821), другие новеллы. Окончательно определяется творческая манера Гофмана – гротескно-фантастический романтизм. Интерес к социально-философским и социально-психологическим аспектам чел-й жизни, обличение процесса отчуждения человека и механистичности. Появляются образы кукол и марионеток, отражающие «театр жизни».

(В "Песочном человеке механическая кукла стала законодательницей зал в "благомыслящем обществе". Олимпия – кукла-автомат, которую ради забавы, ради того, чтобы посмеяться над людьми и потешить себя, известный профессор выдал за свою дочь. И это отлично проходит. Он устраивает у себя на дому приемы. Молодые люди ухаживают за Олимпией. Она умеет танцевать, она умеет очень внимательно слушать, когда ей что-то говорят.

И вот некий студент Натанаэль до смерти влюбляется в Олимпию, нисколько не сомневаясь в том, что это живое существо. Он считает, что нет никого умнее Олимпии. Она очень чуткое существо. У него нет лучшего собеседника, чем Олимпия. Это все его иллюзии, эгоистические иллюзии. Так как она научена слушать и не перебивает его и говорит все время он один, то у него и получается такое впечатление, что Олимпия разделяет все его чувства. И более близкой души, чем Олимпия, у него нет.

Все это обрывается тем, что он однажды пришел в гости к профессору не вовремя и увидел странную картину: драку из-за куклы. Один держал ее за ноги, другой за голову. Каждый тянул в свою сторону. Тут и обнаружилась эта тайна.

После обнаружения обмана в обществе "высокочтимых господ" установилась странная атмосфера: "Рассказ об автомате глубоко запал им в душу, и в них вселилась отвратительная недоверчивость к человеческим лицам. Многие влюбленные, дабы совершенно удостовериться, что они пленены не деревянной куклой, требовали от своих возлюбленных, чтобы те слегка фальшивили в пении и танцевали не в такт... а более всего, чтобы они не только слушали, но иногда говорили и сами, да так, чтобы их речи и впрямь выражали мысли и чувства. У многих любовные связи укрепились и стали задушевней, другие, напротив, спокойно разошлись".)

Самые популярные художественные средства – гротеск, ирония, сатирическая фантастика, гипербола, карикатура. Гротеск, по Гофману – это причудливое сочетание различных образов и мотивов, свободная игра с ними, игнорирование рациональности и внешнего правдоподобия.

Роман «Житейские воззрения кота Мурра» - вершина творчества Гофмана, воплощение особенностей его поэтики. Главные герои – реально существовавший кот Гофмана и альтер эго Гофмана – капельмейстер Иоганн Крайслер (герой первого сборника «Фантазии в манере Калло»).

Две сюжетные линии: автобиография кота Мурра и жизнеописания Иоганна Крайслера. Кот, излагая свои житейские воззрения, рвал на части жизнеописание Иоганнеса Крейслера, которое попало ему в лапы и использовал выдранные страницы «частью для прокладки, частью для просушки». По небрежности наборщиков эти страницы тоже были напечатаны. Композиция двупланова: крайслериана (пафос трагический) и мурриана (пафос комедийно-пародийный). Причем кот относительно хозяина представляет мир филистеров, а в кошачье-собачьем мире – представляется энтузиастом.

Кот претендует на главную роль в романе - роль романтического "сына века". Вот он, умудренный и житейским опытом, и литературно-философскими штудиями, рассуждает в зачине своего жизнеописания: "Как редко, однако, встречается истинное сродство душ в наш убогий, косный, себялюбивый век!.. Мои сочинения, несомненно, зажгут в груди не одного юного, одаренного разумом и сердцем кота высокий пламень поэзии... а иной благородный кот-юнец всецело проникнется возвышенными идеалами книги, которую я вот сейчас держу в лапах, и воскликнет в восторженном порыве: "О Мурр, божественный Мурр, величайший гений нашего достославного кошачьего рода! Только тебе я обязан всем, только твой пример сделал меня великим!" Уберите в этом пассаже специфически кошачьи реалии - и перед вами будут вполне романтические стиль, лексикон, пафос.

Или, например: Читаем печальную повесть жизни капельмейстера Крейслера, одинокого, мало кем понимаемого гения; взрываются вдохновенные то романтические, то иронические тирады, звучат пламенные восклицания, пылают огненные взоры - и вдруг повествование обрывается, подчас буквальна на полуслове (кончилась выдранная страница), и те же самые романтические тирады бубнит ученый кот: "...я твердо знаю: моя родина - чердак! Климат отчизны, ее нравы, обычаи, - как неугасимы эти впечатления... Откуда во мне такой возвышенный образ мыслей, такое неодолимое стремление в высшие сферы? Откуда такой редкостный дар мигом возноситься вверх, такие достойные зависти отважные, гениальнейшие прыжки? О, сладкое томление наполняет грудь мою! Тоска по родному чердаку поднимается во мне мощной волной! Тебе я посвящаю эти слезы, о прекрасная родина..."

Мурриана – сатира на немецкое общество, его механистичность. Крайслер – не бунтарь, верность искусству возвышает его над обществом, ирония и сарказм – способ защиты в мире филистеров.

Творчество Гофмана оказало огромное влияние на Э. По, Ш. Бодлера, О. Бальзака, Ч. Диккенса, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, О. Уайльда, Ф. Кафку, М. Булгакова.

2. «Золотой горшок: сказка из новых времен» (1814)

Гофмановское двоемирие проявляется на разных уровнях текста. Уже жанровое определение сочетает два временных полюса: сказка (сразу отсылающая в прошлое) и новое время. Кроме этого, подзаголовок можно трактовать и как сочетание фантастического (сказка) и реального (Новое время).

Структурно сказка состоит из 12 вигилий (изначально – ночная стража), 12 – мистическое число.

На уровне хронотопа сказка также двойственна: действие происходит во вполне реальном Дрездене, в Дрездене мистическом, открывшемся главному герою Ансельму, и в таинственной стране поэтов и энтузиастов Атлантиде. Время также знаково: события сказки происходят в день Вознесения Господня, что отчасти намекает на дальнейшую судьбу Ансельма.

Образная система включает представителей фантастического и реального мира, Добра и Зла. Ансельм – молодой человек, который обладает всеми чертами энтузиаста («наивной поэтической душой»), но пока находится на перепутье между двумя мирами (студент Ансельм – поэт Ансельм (в последней главе)). За его душу идет борьба между миром филистеров, который представляет Вероника, надеющаяся на его будущую блестящую карьеру и мечтающая стать его женой, и Серпентина, золотисто-зеленая змейка, дочь архивариуса Линдгорста и по совместительству – могучего волшебника Саламандра. Ансельм чувствует себя неловко в реальном мире, но в минуты особых душевных состояний (вызванных «пользительным табаком», «желудочным ликером») способен видеть иной, волшебный мир.

Двоемирие реализуется также в образах зеркала и зеркальных предметов (зеркало гадалки, зеркало из лучей света от перстня архивариуса), цветовой гамме, которая представлена оттенками цветов (золотисто-зеленая змейка, щучье-серый фрак), динамичными и текучими звуковыми образами, игре со временем и пространством (кабинет архивариуса, как и Тардис в современном сериале «Доктор Кто» внутри больше, чем снаружи))).

Золото, драгоценности и деньги обладают мистической силой, губительной для энтузиастов (именно польстившись на деньги, Ансельм и попадает в склянку под стекло). Образ Золотого горшка неоднозначен. С одной стороны – это символ творчества, из которого вырастает Огненная Лилия поэзии (аналог «голубого цветка» романтизма у Новалиса), с другой – изначально он задумывался как образ ночного горшка. Ирония образа позволяет раскрыть настоящую судьбу Ансельма: он обитает с Серпентиной в Атлантиде, но фактически живет где-то в холодной мансарде здесь же в Дрездене. Вместо того, чтобы стать преуспевающим надворным советником, он стал поэтом. Финал сказки ироничен – читатель сам принимает решение, счастливый ли он.

Романтическая сущность героев проявляется в их профессиях, внешности, бытовых привычках, поведении (Ансельма принимают за сумасшедшего). Романтич-кая манера Гофмана – в использовании гротескных образов (преображение дверного молотка, старухи), фантастики, иронии, которая реализуется в портретах, авторских отступлениях, задающих определенный тон в восприятии текста.

"Идея двоемирия"

Важной чертой романтизма, существенной для понимания романтической трактовки природы, является так называемая "концепция двоемирия". В ее основе – акт неприятия реального мира, боязнь его прозаичности, бегство в мир мечты.

Как писал К. Бальмонт, любовь к далекому, к тому, что связано с мечтой, – вот, быть может, первый признак романтизма. Романтик, воплощая в себе жажду жизни, жажду разносторонности, являясь четкой вольной личностью, всегда стремится от предела к Запредельному и Беспредельному. От данной черты ко многим линиям Нового. Романтики являются тем бродилом, которое, разрушая старое, создает новое. Их родина никогда им недостаточна. Их родина – не их родина, а бег души к вечной родине мыслящих и красиво творящих. Это выражается в романтиках и внешне. Любя Землю как планету не в частичном минутном ее лике, а в звездно-небесном ее предназначении, они жадно устремляются к новым, еще не познанным ее частям, к иным странам, к чужим краям . Причем для романтика важно не столько достижение, обладание, сколько само по себе стремление.

Романтики устремляются от прозаических, серых будней своих стран в экзотический, яркий мир чужих, дальних стран, прежде всего стран Востока. Братья Шлегели первыми начинают изучать индийскую культуру, санскрит и персидский язык. Гете бросает пасмурную Германию и уезжает жить в золотисто-лазурную Италию.

Байрон и Шелли навсегда покидают Англию, их родиной становятся лабиринты Швейцарии, лазурная Италия, героическая Эллада. Для Ксавье де Местра страной романтической мечты становится, как ни странно, Россия и Кавказ.

Можно сказать, что романтик – это всегда путник, "пилигрим вечности" (Байрон), убегающий от обыденности, в странствиях завоевывающий мир мечты. О "бегстве от прозаического мира" говорили К. Д. Фридрих и Э. Делакруа.

Внутренняя противоречивость романтизма

Интересна характеристика, даваемая эстетическим предпочтениям романтиков X. Ортегой-и-Гассетом. Романтики, говорит он, были поголовно помешаны на сценах насилия, где низшее, природное и дочеловеческое попирало человеческую белизну женского тела, и вечно рисовали Леду с распаленным лебедем, Пасифаю – с быком, настигнутую козлом Антиопу. Но еще более утонченным садизмом их привлекали руины, где окультуренные, граненые камни меркли в объятиях дикой зелени. Завидя строение, истый романтик прежде всего искал глазами желтый мох на кровле. Блеклые пятна возвещали, что все только прах, из которого поднимутся дебри .

Ортега обвиняет романтиков в равнодушии к цивилизации, в культивировании дикой природы, чащи, в которой могут одичать целые народы. Романтики не замечали, что цивилизация не существует сама по себе, она искусственна и требует заботы и поддержки. Романтический культ природы традиционно оценивается как нечто положительное. Однако Ортега, исходя из собственной концепции цивилизации, оценивает его весьма негативно, хотя и признает, что проблема взаимодействия разумного и стихийного, культуры и природы является великой и вечной, и заслуга романтиков в том, что они привлекли к ней внимание.

Можно сказать, что романтизм открыл настоящую, не придуманную природу, хотя и отобрал из нее довольно узкий и специфический круг необычных, экзотических явлений. Он открыл свет, тепло и движение в природе, представил ее живой и изменчивой, возбуждающей глубокое чувство и разнообразной.

Романтизм был внутренне противоречивым явлением. С одной стороны, романтики отказались от правил и законов и провозгласили свободу главным и единственным законом. И вместе с тем они утвердили в качестве не знающего исключений правила интерес к странному, необычному, экзотическому, чрезмерному. Они культивировали национальную идею и одновременно, как бы боясь "прозаического" мира, взятого без прикрас, практиковали "бегство от мира" и избегали изображения жизни своего народа и природы своей страны. Если даже они обращались к этим темам, то и здесь останавливались на чем-то экзотичном и эксклюзивном. Романтики требовали полного раскрепощения чувства, но ограничивали последнее только крайними, бурными его порывами, совершенно не интересуясь многообразной гаммой его проявлений. Настаивая на введении в искусство времени и движения, они ограничивались изображением лишь отдельных времен года и частей суток и трактовали движение по преимуществу как неудержимый поток, несущий в себе разрушительную силу. Романтики восставали против искусственного разграничения натуры на "благородную" и "неблагородную", но изображали только первую, безудержно приукрашивая при этом жизнь обычного человека.

Экзамен по зарубежной литературе

Вопрос. Эстетика романтизма: значение, представители, художественный мир, концепция мира и человека

В истории культуры эпоха рубежа веков (1790-1830-е годы) получила название эпоха романтизма. Литературное направление зародилось в качестве реакции на Великую буржуазную революцию 1789 г., также в качестве реакции на рационализм и механицизм эстетики классицизма и философии Просвещения.

В результате буржуазной ломки феодального общества, жертвой становилась человеческая индивидуальность. Но, несмотря на умонастроения «мировой скорби» и пессимистические взгляды на перспективы общественного развития, романтизм стремился к гармонии порядка, духовной целостности личности, с тяготением к "бесконечному", с поисками новых, абсолютных и безусловных идеалов.

Романтизм стал первым художественным направлением, в котором со всей определённостью проявилось осознание творческой личности как субъекта художественной деятельности. Романтики открыто провозгласили торжество индивидуального вкуса, полную свободу творчества.

Термин «романтизм» указывает на связь со Средними веками, когда в литературе был популярным жанр рыцарского романа. Главные особенности этого жанра - фантастичность, изображение высокой, идеальной любви, рыцарских подвигов, добрых и злых волшебников, сказочного пейзажа.

Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной жизни, а это можно было делать и на материале историй, мистики и т.д. Нужно было показать парадокс этой внутренней жизни, ее иррациональность.

Признаки романтического произведения: в романтическом произведении нет дистанции между героем и автором; автор не осуждает героя, даже если искренне изображает его духовное падение, из сюжета понятно, что герой не виновен – виноваты обстоятельства, которые сложились. Сюжет такого произведения, как правило, романтический. У романтиков особое отношение к природе, им по душе бури, грозы, катаклизмы.

В романтическом произведении всегда повествуется об исключительной личности при исключительных обстоятельствах в исключительной обстановке.

Представители романтизма:

Э. Гофман – немецкий романтизм; Ж.Г. Байрон – английский романтизм; Э. По – американский романтизм; В. Гюго – французский романтизм.

вопрос. Концепция двоемирия в новелле Э. Гофмана «Золотой горшок»

«Золотой горшок» - показательный пример воплощения в литературе принципов романтического двоемирия, видоизменённых реалистической тенденцией.

Концентрируясь, прежде всего, вокруг студента Ансельма, двоемирие не коснулось исключительно главного героя. Это явление очень широко, и можно сказать - метафизично.


Обращаясь к тексту «Золотого горшка», мы понимаем, что, прежде всего двоемирие обнаруживается в противопоставлении индивида и общества в целом. Явно контрастируют внешность и поведение различных героев. Студент Ансельм ощутимо одинок в толпе, он противопоставлен ей, однако, страстно желает быть похожим на обыкновенного добропорядочного гражданина. Свидетельства тому - сетования студента на своё невезение и мечта «отпраздновать светлый день вознесения… как всякий другой гость в Линковых купальнях» Но сами по себе эти черты вовсе не говорят нам, что Ансельм - романтический герой. Ведь сначала может показаться, что студент - самый обыкновенный гражданин, обыватель, стремящийся к праздной мещанской жизни. Но читатель почти мгновенно разуверяется в этом, понимая, что духовно Ансельм отнюдь не близок толпе, настроенной в основном материалистически. Таким образом, противопоставление материального и духовного (здесь конкретнее - поэтического) – вот ещё одно проявление романтического двоемирия. Читатель понимает, что Ансельм ни в коей мере не материалист, и чем более это очевидно, тем более трагичным воспринимается настороженное отношение самого студента к своим видениям.

Рассудок Ансельма материалистичен, сначала он отрицает веру во «вторую реальность» и не приемлет другого мира. Ясно, что Ансельм опасается «второй реальности», и это естественно, ведь первоначально его тяготит то, что он не такой, как все. Но позже, познав «другой мир», Ансельм в полной мере осознаёт всю пошлость общества, к которому он прежде стремился и уже терзается оттого, что усомнился в своём новообретённом смысле жизни.

Но двоемирие охватывает не только человеческую жизнь. Гофман выносит на страницы своей сказки традиционную философскую проблему отношений человека и природы. И нам представлено очередное проявление двоемирия: мир природы и мир человека. Природа есть воплощение духовного начала, тогда как человек - начала рассудочного, материалистического. Природа даёт человеку аромат цветов, тепло солнца, прохладу воздуха, но человек не понимает этого.

Можно выделить основные черты романтико-реалистического двоемирия в произведении Гофмана «Золотой горшок», выражающиеся в сопоставлении сущностей:

Индивидуального и общественного;

Материального и духовного;

Природного и человеческого;

Мира свободы и мира неволи.