Приставки с местоимение правописание на русскому языку. Дефис в неопределённых местоимениях правило. Правописание неопределённых местоимений

Грамматические основы: «облачко превратилось» и «которая подымалась, росла».

Разберем предложение:

Главное - «о такой дружбе не стоит жалеть», придаточное - «которая не выдерживает голой правды». Грамматические основы: «не стоит жалеть» и «которая не выдерживает». Стоит обратить внимание, что в главном предложении используется указательное слово «такой», выполняющее роль определения, придаточное предложение по своему значению сближается с этим словом. В этом мы можем убедиться с помощью вопроса: дружбе какой? - «которая не выдерживает голой правды». Построим схему предложения с учетом того, какими членами предложения являются указательное слово и союзное слово (рис. 2).

Рис. 2. Схема предложения ()

Синтаксическая роль указательных слов соответствует виду придаточных предложений, подчеркивает их основное значение.

Определив, каким членом является указательное слово, можно определить и основное значение придаточного предложения. Указательные слова не только помогают выяснить вид придаточного, но и служат для связи главного и придаточного предложения, помогают выделить в главном то слово или словосочетание, которое поясняется придаточным предложением.

Проанализируем следующее предложение:

Гуляли мы до тех пор, пока в окнах дач не стали гаснуть отражения звезд.

Грамматические основы: «гуляли мы», «не стали гаснуть отражения». Части соединены интонацией и союзом «пока». В главном предложении есть указательное слово «тех», пор каких? - тех, является определением. Схема этого предложения (рис. 3).

Рис. 3. Схема предложения ()

Рассмотрим следующее предложение:

Перенесем указательное слово из главного предложение в придаточное:

Мы видим, что в первом предложении союз «что», а во втором - «так что». Изменилось ли значение придаточного предложения, мы можем увидеть с помощью вопросов: в первом случае - «я устал» как? - «что не мог идти дальше», во втором: «я устал» - что из этого следует? - «не мог идти дальше» (рис. 4).

Вывод: место запятой может повлиять на значение придаточного предложения.

Рис. 4. Влияние места запятой на значение придаточного предложения ()

Мы выяснили роль указательных слов в сложноподчиненных предложениях, узнали, что они помогают выяснить вид придаточного.

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. / под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А., Русский язык.9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2011.
  2. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А.. Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.
  3. Пичугов Ю.С., Еремеева А.П., Купалова А.Ю. и др. «Русский язык. Практика» 9 класс. - М.: «Дрофа», 2007.
  1. Genon.ru ().
  2. Licey.net ().
  3. Videotutor-rusyaz.ru ().

Домашнее задание

  1. Каковы средства связи придаточного и главного предложения?
  2. Какова синтаксическая роль указательных слов?
  3. Может ли место запятой повлиять на значение придаточного предложения?

Урок 25. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении (§ 21)

Цели урока: 1) уяснить, что в главной части сложноподчинённого предложения могут использоваться указательные слова, что указательные слова (местоимения или наречия) образуют с союзными словами и некоторыми союзами пары, что в зависимости от коммуникативной задачи говорящего или пишущего подчинительные союзы могут расчленяться и их первая часть может стать указательным словом, что перед второй частью расчлененного составного союза ставится запятая; 2) научить находить главное предложение с указательным словом и без него; определять, каким членом предложения являются указательные слова, какой частью речи они выражены; употреблять необходимые указательные слова в данных предложениях; 3) научить находить и исправлять ошибки, связанные с употреблением указательных слов; правильно ставить знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений, составлять схемы сложноподчинённых предложений с указательными словами, с составными союзами.

I. Проверка домашнего задания.

Первый ученик рассказывает о том, как отличить союзы от союзных слов, учащиеся рецензируют монологическую речь отвечающего.

Второй ученик читает сложноподчинённые предложения из упр. 96, указывает, в каких предложениях для связи придаточного с главным употреблены союзы, а в каких - союзные слова.

Третий ученик читает сжатое изложение «Почему этимология вызывает интерес», указывает сложноподчинённые предложения, учащиеся рецензируют ответ, указывают грамматические и речевые недочёты.

II. Повторение.

1. Работа с предложениями, записанными на доске.

Весна начиналась прибавкой света. В лесу были слышны птичьи голоса. На снегу были заметны сорочьи и грачиные следы. На опушке были вырублены все старые деревья. Площадку решили использовать для вольеров. Для их строительства умельцы найдутся.

Задания:

1. Перестройте предложения так, чтобы они из двусоставных превратились в безличные предложения.

2. Укажите, чем выражен главный член в безличных предложениях.

3. Объясните лексическое значение слова вольеров.

Вольер (и вольера) (фр. voliere) - открытая или закрытая площадка, огороженная сеткой, часто с примыкающим к ней убежищем (клеткой, домиком, навесом); предназначена для содержания пушных зверей, кроликов, собак, птиц и диких животных.

III. Изучение нового материала.

1. Учащиеся с опорой на материал учебника (с. 63) отвечают на вопросы:

Является ли информация в левой колонке достаточной для понимания?

Какие слова сигнализируют о том, что ситуация описана не полностью и требует пояснения?

К какому слову в главном предложении относится придаточное?

Рекомендации учителю : обратите внимание на указательные слова, которые образуют пары с союзными словами и некоторыми союзами, они даны в зелёной рамке на с. 63. Объясните учащимся, что в зависимости от коммуникативной задачи говорящего или пишущего подчинительные составные союзы могут расчленяться и их первая часть может стать указательным словом, перед второй частью расчленённого составного союза ставится запятая.

I V . Закрепление.

1. В упр. 99 учащиеся записывают сложноподчинённые предложения, подчёркивают указательные слова как члены предложения, указывают, какой частью речи они выражены, составляют схему выделенного предложения.

2. Выборочный диктант по упр. 100.

Учащиеся выписывают сложноподчинённые предложения, употребляя указательные слова на месте пропусков, составляют схемы выделенных предложений.

3. Самостоятельная работа по упр. 104.

4. Из упр. 98 выписывают указательные слова, объясняют, в какой части сложноподчинённого предложения они находятся.

5. Редактирование (упр. 102, 103).

6. Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует схемам:

V .

а) упр. 104 (устно);

б) упр. 105 (письменно);

в) написать сочинение на тему «В чём и как проявилась доброта человека» (упр. 101 на с. 66).

Всем учащимся усвоить теоретический материал на с. 63-64.

Изложение по тексту (упр. 106)

Цель урока : научить писать изложение с восстановлением порядка частей (раскрыта ли тема и основная мысль, нет ли пропусков мыслей, нет ли фактов, не относящихся к теме).

В начале урока учитель напоминает учащимся, как писать изложение, девятиклассники читают памятку «Как совершенствовать написанное» на с. 187-188.

Работа над содержанием текста.

1. Беседа с учащимися.

Что вы узнали об иллюстрациях знаменитого русского художника Николая Васильевича Кузьмина?

Определите стиль и тип текста.

Какова его основная мысль и как она выражена?

Восстановите порядок следования выделенных абзацами частей, составьте план текста.

2. Учащиеся по плану готовят устный пересказ текста.

3. Учащиеся пересказывают текст, класс рецензирует ответы.

4. Работа по анализу содержания и языковых особенностей текста.

Какими словами или словосочетаниями начинается каждая часть?

Какими лексическими и синтаксическими средствами соединены части текста?

Как осуществляется переход от одной части текста к другой?

Каким образом связываются предложения внутри частей?

5. Словарная работа.

Учащиеся записывают слова, данные в зелёной рамке на с. 68, объясняют их правописание, определяют лексическое значение, устно составляют с ними словосочетания, предложения.

а) Зарисовки - то же, что рисунки. Зарисовки с натуры.

б) Эскизы - предварительные наброски к картине, рисунку. Выставка эскизов.

в) Наброски - предварительно, бегло, в общих чертах сделанные рисунки, изложения и т. п. Наброски плана.

6. Письменное изложение.

Урок 27. Основные группы сложноподчинённых предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными (§ 22)

Цели урока : 1) познакомить учащихся с основными группами сложноподчинённых предложений и их признаками, в частности придаточных определительных, с возможностью и целесообразностью их синонимической замены; 2) научить определять значения придаточных определительных, ставить к ним вопросы, находить место в сложноподчинённых предложениях, определять средства связи придаточного с главным, строить по указанным схемам сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, правильно употреблять их в речи; 3) производить синонимическую замену придаточных определительных причастными оборотами; 4) правильно ставить необходимые знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений с придаточными определительными, обосновывать условия постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях.

I . Работа над ошибками, допущенными в изложении.

II. Повторение.

1. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка 1

Добавьте вместо точек к данным предложениям по одному придаточному. Запишите, расставляя знаки препинания.

2) Молодые берёзки... шелестят своей зелёной листвой.

3) В походе легче тому

4) ... я непременно побываю в краеведческом музее.

5) Там на реке... выросла электростанция.

Карточка 2

Перестроите данные простые предложения в сложноподчинённые, заменяя выделенные второстепенные члены синонимичными придаточными предложениями.

1) С наступлением осени многие птицы улетают на юг.

2) Газеты писали о строительстве новой школы в нашем районе.

3) Брат не пошёл на тренировку из-за болезни.

4) Мастер наблюдал за работой молодого слесаря и что-то записывал себе в блокнот.

5) При наличии запасных деталей ремонт машины будет произведён в срок.

2. Класс выполняет синтаксический разбор предложения Ветер шевелил на деревьях листья, ещё неуспевшие облететь. Учащиеся заменяют обособленное определение придаточным предложением, записывают предложение, определяют способ связи придаточного с главным, составляют его схему.

Девятиклассники делают вывод : для выражения признаков предметов могут быть использованы прилагательные, причастия, обособленные определения, придаточные определительные. Одна и та же мысль может быть выражена различными синонимическими конструкциями, но они отличаются оттенками значения, сферой употребления.

I II . Изучение нового материала.

1. Учитель знакомит учащихся с основными группами сложноподчинённых предложений.

На доску проецируется таблица.

Таблица 14

Виды придаточных предложений

Смысловой вопрос, на которые отвечают придаточные предложения

Средства связи придаточных предложении с главными

1. Придаточные определительные

Отвечают на вопрос какой?

Союзные слова который, куда и др.; указательные слова; союзы что, словно, как, как будто

2. Придаточные изъяснительные

Отвечают на падежные вопросы что? чего? о чём? и др.

Союзы что, чтобы, будто, как и др. или союзные слова где, как, сколько, почему и др.

3. Придаточные обстоятельственные:

а) времени и места;

б) причины, следствия, условия, уступки, цели; в) образа действия, меры, степени, сравнения

Отвечают на вопросы обстоятельства где? куда? откуда? и др.

Союзы куда, когда, потому что, так что, чтобы, будто, словно и др.; союзные слова как, насколько ; указательные слова

Учащиеся рассматривают таблицу и делают вывод, что выделяются три группы сложноподчинённых предложений с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными по следующим признакам:

а) смысловому вопросу, на который отвечает придаточное предложение;

б) средствам связи придаточного предложения с главным (союзы, союзные слова, указательные слова).

Девятиклассники знакомятся с придаточными обстоятельственными на форзаце учебника.

2. Учащиеся анализируют предложения, записанные на доске.

1) Есть люди, которые через всю жизнь проносят чувства, приобретённые ими в детстве или юности. (Г. М. Марков)

2) Они сидели в том саду, где играл оркестр. (К. А. Федин)

Девятиклассники отвечают на вопросы:

Что обозначает главная часть в первом предложении?

Какой вопрос от главного к придаточному можно задать?

Что поясняет придаточное предложение: одно слово, сочетание слов или всё главное предложение?

При помощи чего присоединяется придаточное к главному?

Чем является слово которые в предложении? Можно ли поставить к этому слову вопрос?

В такой же последовательности разбирается второе предложение. Учитель обращает внимание на функции союзных и указательных слов. Учащиеся доказывают, что которые и где - союзные слова, их можно заменить другими словами, они имеют логическое ударение.

Указательная словоформа в том является определением в главном предложении, она введена как средство уточнения и выделения.

Девятиклассники составляют схемы предложений.

Учащиеся делают вывод , что придаточные определительные содержат характеристику предмета или явления, названного в главном предложении, и отвечают на вопрос какой? . Они относятся к такому члену главного предложения, который выражен существительным или другим словом в значении существительного, и присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов.

Чтобы выделить определяемое слово в главном предложении, можно употребить указательное слово.

Девятиклассники читают теоретический материал на с. 69-70, 72, узнают, что придаточные определительные могут относиться к местоимениям тот, каждый, всякий, все, любой, такой, таков в главном предложении и присоединяться к главному при помощи союзных слов кто, что, какой, каков, который, чей или союзов что, словно, как, как будто . В этих предложениях придаточное конкретизирует, наполняет содержанием значение местоимения в главном предложении, к которому относится. Термин «определительное» по отношению к придаточному используется в данном случае условно, в значении «раскрывающее содержание».

3. Учащиеся исследуют материал на с. 70, читают сложноподчинённые предложения, ставят вопросы к придаточным определительным, уточняют их позицию по отношению к главному предложению.

I V . Закрепление материала.

1. В упр. 107 учащиеся списывают сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, расставляют выделительные запятые. Оформляют запись по образцу, данному перед упражнением.

2. Упр. 108 девятиклассники выполняют по вариантам. Списывают сложноподчинённые предложения, расставляют знаки препинания, выделяют опорные слова в словосочетания в главном предложении, обозначают союзные слова как члены предложения и как части речи I вариант - 1-я часть, II вариант - 2-я часть текста.

3. Упр. 109 выполняется устно: ученики отвечают на вопросы, используя сложноподчинённые предложения с определительной придаточной частью, присоединяемой с помощью союзного слова который .

4. Конструирование сложноподчинённых предложений с определительными придаточными (упр. 110 на с. 71).

5. Редактирование.

Предложения проецируются на доску.

Задание: найдите ошибки в построении предложений и исправьте их.

1) Струи фонтана, которые искрились на солнце и бившие, казалось, в самое небо, освежали воздух.

2) Огромная туча, которая медленно двигалась и покрывающая небо, заставила нас отказаться от прогулки.

3) Луга, на которых ещё не скосили сено и сохранявшие чудесный аромат, расстилались кругом.

4) Дом, который заканчивали строить, выросший на нашей улице за несколько месяцев, скоро будет заселяться.

6. Диктант.

Война не убила в душах моих ровесников довоенный мир. В самые тяжкие дни мы хранили память о том пятачке земли, который каждый из нас исходил босыми ногами, где плакал и смеялся, учился понимать добро и зло, по дороге из которого ушёл в большой мир. Этот маленький кусочек земли олицетворял для нас Родину.

Самые высокие порывы человеческой души связаны с чувством Родины, которое вряд ли можно выразить обычными словами, настолько оно объёмно и у каждого своё.

(По А. П. Маресьеву)

В тексте диктанта учащиеся выделяют опорные слова и словосочетания в главном предложении, обозначают союзные слова как члены предложения и как части речи, чертят схемы сложноподчинённых предложений с придаточными определительными.

V . Домашнее задание дифференцированного характера:

а) § 22, упр. 111, 112;

б) выписать из произведений А. С. Пушкина восемь сложноподчинённых предложений с придаточными определительными.

Урок 28. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными (продолжение темы)

I . Проверка домашнего задания.

Первый ученик готовит монологический ответ по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными».

Второй ученик запись на доске восемь сложноподчинённых предложений с придаточными определительными, выделяет опорные слова и словосочетания в главном предложении, обозначает союзные слова как члены предложения.

Третий ученик читает сложноподчинённые предложения из упр. 111, 112, указывает средства связи придаточного с главным, определяет вид придаточных предложений, расставляет знаки препинания.

Учащиеся рецензируют ответы учащихся.

II. Повторение материала.

1. Словарный диктант.

Интернет, тысячелетие, совершенный, колонна, колонка, реактивный, реакция, перспектива, прообраз, эскизы.

2. Учащиеся составляют сложноподчинённые предложения с определительными придаточными, используя слова из словарного диктанта.

3. По ходу записи в тетрадь слова коммуникация , данного в зелёной рамке на с. 74, учитель знакомит учащихся с происхождением слова.

Коммуникация. Заимств. в Петровскую эпоху из польск., где komunikacja - сообщение

(Шанский Н. М., Воброва Т. А. Этимологический словарь русского языка. - М., 1994.)

Учащиеся определяют лексическое значение слова коммуникация , в случае затруднения обращаются к «Словарю русского языка С. И. Ожегова.

Коммуникация - 1. Путь сообщения (напр., связывающий армию с её базами). Водные, подземные коммуникации. 2. Сообщение, общение. Речь как средство коммуникации.

Девятиклассники составляют словосочетания, предложения со активизируемым словом.

III. Тренировочные упражнения.

1. Редактирование.

Упр. 113 и 114 учащиеся выполняют по вариантам.

Вариант I . В упр. 113 надо устранить неоправданное повторение союзного слова который , записать предложения в исправленном виде, устно объяснить постановку знаков препинания в записанных предложениях.

Вариант II. В упр. 114 надо устранить неоправданное повторение союзного слова который, заменить определительное придаточное предложение причастным оборотом, записать предложения, объяснить постановку знаков препинания.

2. В упр. 115 девятиклассники конструируют сложноподчинённые предложения с определительной придаточной частью по предложенным схемам.

♦ Задание творческого характера. Запишите текст, заменяя определительные придаточные предложения причастными оборотами. Сравните данный текст с видоизмененным и укажите, в каком из них описание явлений природы более яркое и выразительное.

Текст проецируется на доску.

Большая тёмно-лиловая туча быстро подвигается к нам. Солнце, которое ещё было не скрыто облаками, освещает её мрачную фигуру и серые полосы, которые идут от неё до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, который постепенно усиливается, приближается и переходит в прерывистые раскаты, которые обнимают весь небосклон.

3. Конструирование.

Учащиеся составляют сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, используя данные слова: город, откуда; скала, над которой; деревня, где; врач, с которым; завод, который.

Задание: выделите опорные слова и словосочетания в главном предложении, обозначьте союзные слова как члены предложения.

4. Учащиеся составляют схемы предложений, записанных на доске.

1) Петя с Долоховым проехали часового, который мрачно ходил по мосту, и выехали в лощину, где дожидались казаки. (Л. Н. Толстой)

2) Она убежала в комнату, где прошла вся её жизнь, села за свой столик, на котором стояли её детские игрушки, и заплакала. (К. Г. Паустовский)

3) Петя поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы и где гуще был пороховой дым. (Л. Н. Толстой)

4) Мы по узкой тропинке взобрались на площадку, где ожидал нас Грушницкий с драгунским капитаном и другим своим секундантом, которого звали Иваном Игнатьевичем. (М. Ю. Лермонтов)

5) Посланный офицер встретил Денисова на дороге с известием, что Долохов сейчас приедет и что с его стороны всё благополучно. (Л. Н. Толстой)

Тестовые задания

1. Укажите правильно построенное предложение.

а) Горький создал образ борца, равного которого нет в мировой литературе.

б) Роман «Тихий Дон», который я прочитал с большим интересом, принадлежит к числу любимых книг молодёжи.

в) Эта книга воспитывает молодое поколение, которая стоит на страже мира и свободы.

г) Экстремисты стремятся развязать новую войну, которой не желает ни один народ мира.

2. Определите неверно выделенное опорное слово.

а) Собака бросилась в камыши, куда упала убитая птица.

б) Вновь я посетил тот уголок земли, где я провёл изгнанником два года незаметных.

в) Охотники подошли к лесу, который славился обилием дичи.

г) Вот, наконец, человек, каких нужно побольше.

3. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

а) Мне припомнилась нынче собака, что была моей юности друг.

б) Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве.

в) Пока Ермолай жарил в золе картофель, я успел задремать.

г) Часто я угадать хотел, о чём он пишет.

I V . Домашнее задание дифференцированного характера:

а) § 22, упр. 116;

б) Ответить на вопросы в форме сложноподчинённых предложений с придаточными определительными:

1) Какое литературное произведение называется комедией?

2) Какие произведения о Великой Отечественной войне вам нравятся?

3) Какие произведения М. Горького можно назвать романтическими?

4) Какие эпитеты называют постоянными?

5) Что такое метафора?

Предмет русский язык

Класс 9 б

Тема. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении.(Слайд 1.)

Тип урока: комбинированный урок.

Задачи урока: .(Слайд 2.)

1.Образовательная:

    углубить понятие учащихся о сложноподчинённом предложении и средствах связи главного предложения с придаточным;

    формировать умение выделять в сложноподчинённых предложениях указательные слова;

    с помощью вопроса к ним определять синтаксическую роль придаточной части;

    составлять схемы сложноподчинённых предложений с указательными словами, с составными союзами;

2.Воспитательная:

    воспитывать языковое чутьё;

    внимание к происходящим процессам.

3.Развивающая:

Оборудование: учебник, таблицы, раздаточный материал.

План урока:

Этап урока

Время (мин.)

Организационный момент

Нацелить учащихся на урок

Проверка домашнего задания

Актуализировать имеющиеся у учащихся знания о сложноподчинённом предложении

Подготовительная беседа

Актуализация имеющихся у учащихся знаний о сложноподчинённом предложении

Знакомство с новым материалом

Указать на то, что учащиеся должны запомнить;

дать дополнительные сведения о структуре сложноподчинённого предложения

Практическая работа

Научить систематизировать полученные знания

Работа по развитию речи

Развить речевые умения учащихся

Самостоятельная работа

Отработка умения расставлять знаки препинания в сложноподчинённом предложении; схематически изображать структуру СПП.

Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке

Сообщение домашнего задания

Разъяснить содержание домашнего задания

ХОД УРОКА

    Организационный момент

    Актуализация опорных знаний

    Проверка домашнего задания

Первый ученик рассказывает о том, как отличить со­юзы от союзных слов, учащиеся рецензируют монологи­ческую речь отвечающего.

Второй ученик читает сложноподчинённые предложе­ния из упр. 96, указывает, в каких предложениях для связи придаточного с главным употреблены союзы, а в ка­ких - союзные слова.

Третий ученик читает сжатое изложение «Почему эти­мология вызывает интерес», указывает сложноподчинён­ные предложения, учащиеся рецензируют ответ, указыва­ют грамматические и речевые недочёты.

Обратите внимание, ребята, на памятку «Как совершенствовать написанное» на с. 193.

2.«Лови ошибку» .(Слайд 3.)

Беззаботный, бесснежный, безкрайний, бесхарактерный, безшумный, раскопать, изцарапать, расшевелить, разжечь, разчертить, исчерпать, исдать, сдать.

2.Практическая работа: конструирование безличных предложений .(Слайд 4.)

Работа с предложениями, записанными на доске.

Весна начиналась прибавкой света. В лесу были слыш­ны птичьи голоса. На снегу были заметны сорочьи и гра­чиные следы. На опушке были вырублены все старые де­ревья. Площадку решили использовать для вольеров. Для их строительства умельцы найдутся.

      Перестройте предложения так, чтобы они из двусо­ставных превратились в безличные предложения.

      Укажите, чем выражен главный член в безличных предложениях.

      Объясните лексическое значение слова вольеров.

      Словарная ра­бота по словарю иностранных слов, определить значение и род существительного вольеров.

Вольер (и вольера) (фр. vоliеге) - открытая или закры­тая площадка, огороженная сеткой, часто с примыкающим к ней убежищем (клеткой, домиком, навесом); предназна­чена для содержания пушных зверей, кроликов, собак, птиц и диких животных.

    Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

Сложное предложение всегда интонационно закончено. Как следует про­износить сложноподчинённые предложения? Обычно между главным и прида­точным предложениями соблюдают паузу, а на указательном слове (если оно есть) в главном предложении делают логическое ударение. Указательные слова в главном предложении обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синта­ксическое значение, что и придаточные предложения. Основная функция ука­зательных слов - быть предвестниками придаточных предложений. Поэтому в большинстве случаев указательное слово может подсказать вам, к какому типу относится придаточное предложение. Какова же роль указательного слова в подчинённом предложении?

    Работа над темой урока .(Слайд 5.)

    Объяснение учителя

Роль указательных слов в организации СПП неодинакова.

Во-первых, они могут быть конструктивно необходимы (предложение с данной придаточной частью без них не может быть построено). Например: Я тот, кого никто не любит . Включение необходимых для строения предложения союзных слов обязательно для структурной схемы таких

[тот] , (кого...)

Во-вторых, союзные слова могут быть факультативны, их роль в предло­жим в таком случае усилительно-выделительная (союзные слова можно опустить без потери смысла): Он запомнил того человека, который был в гостях Петрова.

[того + сущ.], (который...)

Указательные слова являются членами главного предложения.

2.Ознакомление с таблицей, сопровождаемое комментариями учителя (запись на доске) .(Слайд 6.)

Способ выражения указательных слов

Разряд

Перечень слов

Примеры

1.Указательные местоимения и местоимённые наречия

Тот, этот, такой, там, туда, оттуда, тогда, так, настолько, столько, пото­му, оттого и др.

Так вот тот что он обе­щал ей сделать через десять лет (К. Г. Паустовский).

Нет величия там, где нет просто­ты, добра и правды (Л. Н. Толстой).

2.Определителные местоимения и местоимённые наречия

Весь, все, каждый, вся­кий, везде, всюду, всегда и др.

В 1.Весь день, что мы провели в Загорске, я помню по минутам (А.А. Федосеев). 2.Везде , где мы побывали, нам видны следы запустения (В.Солоухин ).

3. Отрицательные местоимения и местоимённые наречия

Никто, ничто, нигде, ни­когда и др.

Я не знаю никого ,кто бы мог заме­нить старого графа (Н. С. Лесков).

4.Неопределённые местоимения и местоимённые наречия

Кто – то, что – то,где-то, когда-то и др.

По какой – то причине, о которой мы не догадывались, в доме все говорили шёпотом и ходили чуть слышно (Н. С. Лесков).

5.Существительные и цельные сочетания существительных с указательными местоимениями

При условии (что, если, когда),в то время (когда, как), в том случае (когда, если), по той причине (что), с той целью (чтобы), до такой степени (что)

А это удаётся в том случае , если сам он относится к словам нерав­нодушно и непривычно (С. Я. Мар­шак).

3. Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока .(Слайд 7.)

Прочитайте материал на с.62 – 67 учебника.

    Какова роль указательных союзов в главном предложении сложноподчинённого предложения?

    Какой частью речи являются указательные союзы?

    В чём отличие сложноподчинённых предложений с двой­ными союзами и сложноподчинённых предложений с со­ставными союзами?

    Систематизация, обобщение знаний и умений учащихся

1. Наблюдение над языковым материалом: стилистический эксперимент .(Слайд 8.)

Задание. Объясните расстановку знаков препинания. Проведите экспери­мент: замените предложенные союзные слова словом который ; опустите ука­зательные слова. Почему авторы употребили эти союзные слова, а не который и использовали указательные слова?

    Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба (А. С. Пушкин). 2. И по его щекам поползли вниз блестящие капельки, какие бывают на окнах во время дождя (А. П. Чехов). 3. Она до сих пор не может за­быть ту минуту, когда на неё в первый раз надели шёлковое платье и поцело­вали у ней ручку (И. С. Тургенев). 4. Мы бежали к старой скирде камыша, что стояла на берегу, на курганчике (Г. Н. Троеполъский). 5. За ним [Аденауэром] закрепилось малопочтенное звание «рыцаря холодной войны», кое он разделял с бывшим государственным секретарём США Даллесом (Из газет).

Конспект урока с элементами подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе

Тема. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель:

1.Образовательная:

  • углубить понятие учащихся о сложноподчинённом предложении и средствах связи главного предложения с придаточным;
  • формировать умение выделять в сложноподчинённых предложениях указательные слова;
  • с помощью вопроса к ним определять синтаксическую роль придаточной части;
  • составлять схемы сложноподчинённых предложений с указательными словами, с составными союзами;

2. Воспитательная:

  • воспитывать языковое чутьё;
  • внимание к происходящим процессам;

3. Развивающая:

  • расширять и углублять предметную компетенцию учащихся.

Оборудование:

  1. Русский язык. Практика. 9 кл. : учебник / под ред. Ю.С. Пичугова. – М.: Дрофа, 2014;
  2. Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2016: учебно-методическое пособие / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов-на-Дону, 2015.
  3. Мультимедийный проектор для презентаций.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и цели урока.

Мотивация учебной деятельности

Актуализировать имеющиеся у учащихся знания о сложноподчинённом предложении.

Ребята, по окончании 9 класса вам предстоит сдавать письменный экзамен по русскому языку, с требованиями к которому вы уже знакомы, например, по пособию Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2016 / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов-на-Дону, 2015. Назовите, пожалуйста, какого рода задания вам предстоит выполнить? (написать сжатое изложение, ответить на тестовые задания по тексту, написать сочинение-рассуждение).

Все верно. Как видим, во всех трех частях основного государственного экзамена нам с вами предстоит работа с текстом. И работа эта и на уроках, и на факультативах нами ведется. Результаты лингвистического сочинения, которое мы писали в понедельник и анализ проделанной вами работы еще впереди, а сегодня я предлагаю вам сосредоточиться на 2 тестовой части экзамена и еще раз обратиться к заданиям, которые непосредственно связаны с темой наших последних уроков.

Итак, какому разделу русского языка посвящены наши уроки в 9 классе. (Синтаксису сложного предложения ).

Хорошо! И сегодня мы продолжим говорить о сложных предложениях. Вспомним все, что на сегодняшний день мы о них знаем, и познакомимся с указательными словами.

Ребята, скажите, пожалуйста, а есть ли в тестовых заданиях ОГЭ задание, связанное со сложным предложением? (Да, 11-14 задание).

- Какое же предложение называется сложным? (с 2-мя и более грамматическими основами ) (Слайд 1).

- Простые предложения, входящие в состав сложного, могут объединяться: 1) сочинительными союзами; 2) подчинительными союзами; 3) бессоюзной связью (не связанной ни с сочинением, ни с подчинением) (Слайд 2)

Какие 2 способа связи существуют при союзном соединении простых предложения при построении из них сложного? (сочинение и подчинение).

- Действительно, в 12 задании, посвященном сложному предложению, представлено как сложносочиненное, так и сложноподчиненное предложение. Сложносочиненное предложение мы с вами уже изучили, и сегодня 2-й урок, посвященный изучению сложноподчиненного предложения. - Чем различаются эти типы сложного предложения. (При сочинении предложения равноправны, связь происходит при помощи сочинительных союзов, а при подчинении одно из предложений подчинено другому, в построении участвуют подчинительные союзы или союзные слова ).

Как отличить союз от союзного слова? (Ответы учеников сверяются по слайду 3).

- Я прошу вас открыть 1 вариант книги Сениной «Русский язык. Подготовка к ОГЭ – 2016». Найдите, пожалуйста, 12 тестовое задание из 1 варианта (стр. 237). Читаем задание . (Предложения выписаны на доске или представлены на слайде ).

В задании предлагается из определенного предложения (или нескольких предложений) с пронумерованными запятыми выписать цифры, обозначающие подчинительную связь между частями сложного предложения. Ваши предложения: с чего начнем анализ? (1) с выделения грамматических основ, 2) установим границы простых предложений и найдем средства связи между частями сложного предложения, 3) выделим среди всех средств связи подчинительные союзы и союзные слова (они входят в состав придаточных). Цифры, стоящие перед этими средствами связи, и будут вашим ответом.

Возле доски мать развернулась, (1) и я увидел, (2) как быстро заработали ее яркие,(3) огненные лапы.

И сейчас важно ковыляют, (4) а то плещутся с утра до вечера в Енисее правнуки и праправнуки той храброй и умной матери-гусыни, (5) которую мы спасли от смерти.

Анализ данного предложения учащимися с точки зрения структуры и пунктуации.

  1. Работа над темой урока (Слайд)

- Я прошу вас обратить внимание на последнее предложения из данного отрывка текста. Здесь в главном предложении имеется некое слово, на котором мы с вами, когда произносим главное предложение, делаем логическое ударение. Слово это можно назвать предвестником придаточного предложения. Оно отвечает на тот же вопрос, имеет то же синтаксическое значение, что и придаточное предложение . (Это слово той ).

- К какой части речи принадлежит это слово (Указательное местоимение).

Что же получается придаточная часть может присоединяться к главной не только при помощи союзов и союзных слов, но и при помощи слов указательных!

Как вы считаете, только указательные местоимения могут выступать в качестве подобных слов ?

Ознакомление с таблицей, сопровождаемое комментариями учителя (слайды)

Способ выражения указательных слов

1.Указательные местоимения и местоимённые наречия

Тот, этот, такой, там, туда, оттуда, тогда, так, настолько, столько, потому, оттого и др.

Так вот тот подаро к, что он обещал ей сделать через десять лет (К. Г. Паустовский).

Нет величия там, где нет простоты, добра и правды (Л. Н. Толстой)

2.Определителные местоимения и местоимённые наречия

Весь, все, каждый, всякий, везде, всюду, всегда и др.

  1. Весь день, что мы провели в Загорске, я помню по минутам (А.А. Федосеев). 2. Везде , где мы побывали, нам видны следы запустения (В.Солоухин )

3. Отрицательные местоимения и местоимённые наречия

Никто, ничто, нигде, никогда и др.

Я не знаю никого , кто бы мог заменить старого графа (Н. С. Лесков)

4.Неопределённые местоимения и местоимённые наречия

Кто – то, что – то, где-то, когда-то и др.

По какой – то причине , о которой мы не догадывались, в доме все говорили шёпотом и ходили чуть слышно (Н. С. Лесков)

5. Существительные и цельные сочетания существительных с указательными местоимениями

При условии (что, если, когда), в то время (когда, как), в том случае (когда, если), по той причине (что), с той целью (чтобы), до такой степени (что)

А это удаётся в том случае , если сам он относится к словам неравнодушно и непривычно (С. Я. Маршак)

Ребята, как вы думаете, какова же роль указательного слова в подчинённом предложении?

  1. Слово учителя.

Роль указательных слов в организации СПП неодинакова.

Во-первых, они могут быть конструктивно необходимы (предложение с данной придаточной частью без них не может быть построено). Например: Я тот, кого никто не любит . Во-вторых, союзные слова могут быть факультативны, их роль в предложении в таком случае усилительно-выделительная (указательные слова можно опустить без потери смысла): Он запомнил того человека, который был в гостях Петрова.

Объяснительный диктант. Подчеркните средства связи в сложноподчинённых предложениях. В каких предложениях указательные слова являются необходимыми членами главного предложения, а в каких их можно опустить?

Недаром всюду, куда приходил он тогда, его встречали улыбками, весёлыми возгласами (К. И. Чуковский). 4. Колючие чертополохи на жирной и влажной почве цветника (вокруг него был большой тенистый сад) достигали таких больших размеров, что казались чуть ли не деревьями (В. М. Гаршин), 5. Жгли всё, что только могло гореть (А. С. Новиков-Прибой). 6. На десятки и сотни вёрст стояла та глубокая тишина, какая бывает только в пустыне (К. Г. Паустовский).

Работа с учебником

Ребята, рассмотрите опорную таблицу, данную в учебнике на с. 44.

Указательные слова являются членами главного предложения и помогают определить основное значение придаточного предложения.

Выполните упражнение 83 на стр. 44, определив значение придаточных предложение по значению указательных слов.

«Тренинг начинающего редактора»

Задание № 1. Прочитайте предложения из сочинений школьников. Найдите и объясните ошибки в употреблении указательных слов. Исправленные предложения запишите.

1. Благодаря этому влиянию, которое оказал на меня Павлик, я скоро стал прилично играть в хоккей. 2. Ася была очень расстроена, что не хотела никого видеть. 3. Мне не терпелось узнать то, с каким счётом закончилась встреча. 4. Зрители поняли это оптимистическое настроение, которым была пронизана пьеса. 5. Зрители пришли поздравить его, кто был их любимым артистом многие годы.

  • К выделенному слову подберите антоним. Разъясните его лексическое значение и составьте с антонимом предложение.

Задание № 2. Усильте выразительность речи, включив в предложения указательные слова.

Матери ненавидят оружие нападения, признавая только оружие, которым защищается жизнь. 2. Ей даже стало холодно от счастья и захотелось петь, чтобы все знали о её счастье.

Задание № 3 . В разговорном стиле необязательные указательные слова часто придают речи неуместный книжный оттенок. Устраните указательные слова в приведённых фразах.

1.Заслони лампу бумажным щитом для того, чтобы она не разбудила Серёжу. Расскажи-ка мне поподробнее о том, что тебе сообщила Софья.

Тест.

  1. Найди предложение с указательным словом.
  1. Расплескалось красок столько, что кружится голова.
  2. Скалы – это преграда, которую нужно преодолеть.
  3. Мы заметили, как на горизонте показалась туча.

2 . Определите, при помощи чего присоединяется придаточное предложение к главному.

Дерево валят туда, куда оно нагнулось.

  1. Союз
  2. Союзное слово
  3. Указательное слово

3. На месте каких цифр должны стоять запятые?

В воздухе(1) куда ни взглянешь(2) кружатся(3) и опускаются на землю целые облака снежинок.

1. 1, 2, 3

2. 2, 3

3. 1, 2

Итог урока. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу.

Выполнили ли мы поставленные в начале урока цели? А каждый из вас?

– Довольны ли вы своей работой на уроке?

– Какие задания вызвали наибольшие затруднения?

Домашнее задание.



Сложноподчиненные предложения с изъяснительным придаточным могут иметь указательные слова в главном: Важно было то, что его никто не заметил (М. Г.). Роль этих слов неодинакова. Они могут использоваться в целях усиления и выделения того, о чем говорится в предложении. В таких случаях указательные слова не являются обязательными: Ипполит Сергеевич сидел в удобном кресле у перил террасы... и слышал все, что говорят сестра и Бенковский
(М. г.).
Такое указательное слово может быть легко опущено.
Ср.: Приятно было иногда вспомнить, что здесь, где-то недалеко, ходит приятель и земляк Володя Травкин (Казак.). - Приятно было иногда вспомнить то, что...
Местоимение в главном может играть не только усилительную роль, но и подчеркивать именно изъяснительное значение придаточного предложения.
Например: Мысль о том, как бы ускорить сплав, не давала ему [Сергею1 покоя (Баб.); Мысль о том, что этого немца следует захватить, пришла Травкину сразу (Казак.).
В данных предложениях при отсутствии местоимения трудно определить значение придаточного предложения: изъяснительное или определительное (мысль - о чем? или какая?).
В других случаях указательные слова в сложноподчиненных предложениях с изъяснительными придаточными обязательны и не могут быть опущены. Например: Все творившееся сегодня в его душе было совсем другим и непохожим на то, что думал о нем Пантелеев (Сим.).
Упражнение 675. Перепишите предложения, раскрывая скобки. Укажите, какие из указательных слов в главном предложении обязательны и какие могут быть опущены.
1. Шум походил на то, как (бы) вся комната наполнилась змеями (Г.). 2. Лермонтов, сгорбившись и застенчиво улыбаясь, заговорил о России, о том, что он любит в ней как раз то, чего не любят другие (Пауст.). 3. То, что сюда приедет командующий, было для него (не) ожиданностью (Сим.). 4.- Так точно, пятнадцать минут назад звонил, предупреждал,- сказал генерал, в душе довольный тем, что с приездом командующего он уже (не) будет один (на) один с Пантелеевым (Сим.). 5. ...Будьте любезны доложить мне, что у вас происходило здесь вчера вечером, сегодня ночью и сегодня утром и почему вы (ни) кому (не) донесли до сих пор о том, что у вас тут происходит? (Сим.). 6. Чувствовалось, что ей нравится и слово «служу» и слово «мобилизовали» и вообще то, что она оказалась в армии (Сим.). 7. Он уже понял, что дело не просто в бестолковом начальнике штаба батальона и его пропавшем командире, дело в том, что сегодняшний день в дивизии генерала Кудинова (с) верху (до) низу не было порядка (Сим.).
Упражнение 676. Перепишите, расставив недостающие знаки препинания. Разберите сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными: укажите, каковы средства связи придаточного с главным (союзы, союзные и указательные слова), к чему относятся придаточные предложения.
1. Никто не знает где она с кем она сейчас (Пауст.). 2. Она поняла что вряд ли скажет ему сейчас то что хотелось сказать минуту назад (Пауст.). 3. Оказалось что тяжелая морская батарея стоит в четырех километрах впереди... (Сим.). 4. Начальник штаба, надеясь что все как-нибудь обойдется, ие доложил всей правды Бабурову (Сим.).
  1. - А мне не надо чтобы вы справлялись с батальоном (Сим.).
  2. Посмотрю какой у вас там порядок (Сим.). 7. Лопатин подумал что этот вопрос относится к нему... (Сим.). 8. Лопатин посмотрел на Пантелеева - ему было интересно как тот поступит (Сим.). 9. Жалко что много храбрых людей до этой привычки так и не доживет (Сим.),
Упражнение 677. Прочтите внимательно. Укажите значения придаточных предложений со словом что.
1. Кот неподвижно сидел на матрасике и делал вид, что спит (Ч.). 2. Эти большие села, что приходится проезжать до Алтая, сыграли огромную роль в истории гражданской войны уральских степей (Фурм.). 3. К вечеру он знал, что Долинник арестован за агитацию среди петлюровских казаков (Н. Остр.). 4. Что вчера казалось ему сверху какой-то игрой, развернулось перед ним сегодня огромным, необозримым полем сражения (Б. Пол.). 5. Нета собака кусает, что лает, а та, что молчит и хвостом виляет (поел.). 6. Нетрудно себе представить, что случилось потом (Кат.).
Упражнение 678. Выпишите сначала предложения с обычным порядком следования главного и придаточного, а затем предложения с обратным порядком расположения частей. Определите, какой порядок свойствен книжной речи и какой - разговорной.
1. Что это не легко, я согласен (А. Остр.). 2. ... Бабуров поманил к себе пальцем какого-то младшего командира, должно быть виновного в том, что машины еще нет на месте, и стал неслышно, но свирепо распекать его (Сим.). 3. Лопатин видел, как под выцветшим голубым ситцем напряглись ее худые лопатки (Сим.). 4. Как всегда, ему показалось, что другие видят его испуг (Сим.). 5. Но кто это говорил, кто докладывал, где человек, который докладывал,- никто не знал (Сим.). 6. Ну, хорошо, а что там сейчас, вам известно? (Сим.). 7. Где разгружались эти эшелоны, куда исчезла эта громада людей, танков, пушек, никто не знал (Сим.).
Упражнение 679. Постройте сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными, пользуясь одинаковыми союзами и союзными словами что, чтобы, где, куда, когда.
Образец. Все знали, что он хороший ученик (изъяснительное); Комната, что выходила на южную сторону, имела очень праздничный вид (определительное).
Упражнение 680. По данным схемам постройте и напишите сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.
1. Главное предл. 2. Главное предл. 3. Главное предл.

Придаточное Придаточное Придаточное
предл. предл. предл.
4. Главное предл. 5. Главное предл.

Придаточное Придаточное
предл. предл.

Еще по теме § 214. Указательные слова в сложноподчиненных предложениях с изъяснительными придаточными:

  1. 33. Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры. Сложноподчиненные предложенияс придаточными изъяснительными.