Гиперактивность у ребенка симптомы. Если у вас гиперактивный ребенок до года и после: причины, симптомы и рекомендации. Гиперактивные груднички – какие они

В мире скорости и постоянного роста человек забывает о себе. Он не отдыхает, на многое закрывает глаза, не лечится, когда болеет, не заботится о собственном удовлетворении. Человек в таком режиме может долго продержаться, радуя своими действиями только окружающих. Обратной стороной медали может стать внезапно возникшая астения, которая считается болезнью, с присущими ей симптомами, признаками и способами лечения. А ведь это перечислены не все причины астении!

Что такое астения?

Чем опасна астения? Что это такое? Человек теряет «хватку» и отстает от обычной жизни, даже той, которую вел до этого. Астения – это расстройство, которое характеризуется комплексом признаков:

  1. Бессилие
  2. Истощаемость
  3. Быстрая утомляемость
  4. Нетерпеливость
  5. Болезненное состояние
  6. Неустойчивость настроения
  7. Неусидчивость
  8. Отсутствие самообладания
  9. Нарушение сна
  10. Потеря способности к продолжительному умственному и физическому труду
  11. Непереносимость громких звуков, яркого света и резких запахов

При астении человек является раздражительным и слабым, что приводит его в возбуждение, которая быстро истощает его организм, вызывая слезливость, капризность и неудовольствие. Снижает его продуктивность и работоспособность. Человек постоянно жалуется на вялость и усталость.

Причин, вызывающих подобные симптомы, много. Их можно разделить на физические и психологические. Под физическими факторами понимаются различные заболевания, отклонения в работе организма, нарушения. Под психологическими понимаются факторы, которые возникают вследствие длительного стресса, сильных переживаний, внутреннего конфликта или нерешенного вопроса.

Астения является сопровождающим симптомом любого заболевания. Каждый больной человек проходит через рассматриваемое состояние. Таким образом, специалисты различных направлений медицины сталкиваются с подобным расстройством.

Однако следует не путать астению с обычной усталостью. Человеку свойственно уставать и нуждаться в отдыхе после тяжелого трудового дня, переезда, продолжительного веселья, перенесенной болезни и т. д. Усталость отличается тем, что возникает за считанные часы и проходит сразу после отдыха. Астения развивается постепенно (несколько дней) и не проходит, даже если человек отдохнул.

Признаки астении

По явным признакам астении назначается тактика лечения, которая поможет в устранении негативного состояния. Астения считается комплексом расстройств, которые выражаются следующими признаками:

  1. Повышенная утомляемость.
  2. Потеря интереса к жизни.
  3. Равнодушие к еде.
  4. Неустойчивость настроения.
  5. Нарушение сна.

По длительности своего наличия астения может быть острой и хронической:

  • Острая астения часто является функциональной, то есть развивается на фоне защитной реакции организма на стресс и депрессию, непосильные умственные или физические напряжения.
  • Хроническая астения зачастую является органической, то есть развивается на фоне дегенеративных изменений в организме, травм головного мозга, а также при инфекционных заболеваниях.

По клиническим признакам астения делится на:

  • Гипостеническую – пониженные реакции на внешние раздражители.
  • Гиперстеническую – возбудимость и раздражительность на воздействие внешних раздражителей.

Человек может выявить у себя астению по следующему признаку: с утра он может чувствовать себя немного энергичным, а уже днем ощутить усталость и прочие симптомы расстройства. К вечеру они достигают максимума, то есть проявляются в полную силу.

Порой человек уже с самого утра чувствует себя «разбитым» и уставшим. Помимо этого у него наблюдается высокая чувствительность к резким звукам, запахам и ярким световым раздражителям.

Астения может затронуть человека любого возраста. Сюда включаются даже дети и подростки. Если взрослые люди часто страдают данным расстройством из-за чрезмерных нагрузок и стресса, то у подростков оно отмечается по причине приема психогенных и наркотических препаратов. При астении возникает рассеянность и нарушение памяти, что делает людей нетрудоспособными.

Симптомы астении

Каждый больной астенией будет рассказывать о различных нарушениях в своем организме. В основном это связано с теми причинами, из-за которых вообще возникло расстройство. К примеру, при атеросклерозе у человека наблюдается слезливость и нарушение памяти, а при гипертонии – дискомфорт в районе сердца. Симптомы астении можно отнести к трем основным группам:

  1. Признаки самой астении.
  2. Упадок сил по причине болезни, которая привела к астении.
  3. Эмоциональная реакция больного на собственное состояние.

К примечательным симптомам астении относят:

  • Слабость.
  • Усталость, которая не проходит после отдыха и полноценного сна.
  • Рассеянность внимания.
  • Потеря интереса к любым видам работ.
  • Отсутствие сообразительности.
  • Необходимость в постоянном отдыхе.

Астения при имеющихся заболеваниях провоцирует такие симптомы:

  1. Скачки пульса – то вверх, то вниз.
  2. Снижение аппетита.
  3. Головокружение.
  4. Изменения кровяного давления.
  5. Нарушение работы сердца.
  6. Жар и озноб.
  7. Головные боли.
  8. Запоры и боль в районе кишечника.
  9. Нарушения половой системы.
  10. Нарушение сна.

При астении человек плохо спит. Он может долгое время не засыпать, просыпаться ночью, задолго до будильника. Его сон тревожный, не приносящий отдыха и энергии. Просыпаясь, человек ощущает себя уставшим, будто вообще не спал.

Когда человек понимает, что болен, это вызывает разную реакцию. Симптомами астении при реакции человека на собственное состояние являются:

  • Грубость
  • Потеря самообладания
  • Вспыльчивость
  • Резкие перепады настроения
  • Депрессия и неврастения развиваются при хронической форме астении

Неврастения – это астения вследствие истощения высшей нервной системы.

Причины астении

По причинам возникновения астению делят на: послеродовую, постинфекционную, посттравматическую и соматогенную. Частыми причинами астении становятся различные болезни длительного характера, а также психоэмоциональное напряжение, которое провоцирует защитную реакцию организма.

Астения обычно длится месяцами и годами, что отличает ее от обычной усталости и слабости, которые возникают после тяжелого дня или перенесенной болезни. Если человек отдохнет, хорошо покушает, выспится, то его усталость и слабость пройдут, в отличие от астении, которая такими способами не устраняется.

К причинам астении относят:

  • Нарушение обменных процессов.
  • Дефицит питательных микроэлементов и витаминов.
  • Перенапряжение высшей нервной системы.

Зачастую все люди сталкиваются с болезнями и стрессами, которые их выматывают. Однако астения развивается на фоне нарушений в организме и дисфункции нервной системы. Признаки при этом могут отличаться как до болезни, так и во время нее и после (в период реабилитации).

Заболевания, которые становятся причинами астении, следующие:

  1. Диспепсические расстройства.
  2. Пищевое отравление.
  3. Аритмия.
  4. Неврологические расстройства.
  5. Хронический пиелонефрит.
  6. Хронический бронхит.
  7. Травмы.
  8. Гастрит.
  9. ОРВИ.
  10. Инфаркт.
  11. Гломерулонефрит.
  12. Пневмония.
  13. Последствия операций.
  14. Язва.
  15. Вирусный гепатит.
  16. Гипертоническая болезнь.
  17. Панкреатит.
  18. Туберкулез.
  19. Энтероколит.

Астении свойственно развиваться у трудоголиков, которые не дают себе полноценного отдыха и сна. Сюда можно отнести еще и серьезные переживания, а также сильнейшие стрессы.

Отдельно отмечают конфликтные ситуации, с которыми человек постоянно (ежедневно) сталкивается дома или на работе. Отсутствие взаимопонимания, взаимного уважения и гармоничных отношений приводит к внутренним переживаниям, которые вскоре провоцируют астению.

Лечение астении

Диагностика состояния больного позволяет понять, какие причины спровоцировали расстройство, а также к каким врачам следует обращаться. Невролог и психолог являются основными докторами, которые берутся за лечение астении. Другие специалисты назначаются для устранения того заболевания, которое вызвало расстройство.

В зависимости от болезни организма, назначается специальный комплекс препаратов. Помимо этого прописывают:

  1. Прием комплекса витаминов.
  2. Вводят глюкозу.
  3. Адаптогены.
  4. Антидепрессанты.
  5. Ноотропы.
  6. Седативные средства.
  7. Анаболические стероиды и т. д.

В качестве физиотерапевтических мероприятий назначается:

  1. Правильное питание, которое включает белки: банан, сыр, индейка, хлеб грубого помола и пр. Питание должно быть полноценным: фрукты и овощи.
  2. Отдых.
  3. Прогулки.
  4. Изменение режима работы.
  5. Отказ от вредных пристрастий.
  6. Восстановление сна.
  7. Выполнение легких физических упражнений.
  8. Смена работы, если это необходимо.

Обязательной становится терапия у психолога.. Работа со специалистом становится эффективной, поскольку неправильный образ жизни стал причиной возникновения астении. Следует разобраться в собственных ошибках, чтобы их не повторять и не провоцировать заболевание снова.

Психолог поможет в решении внутренних противоречий, а также в устранении того стресса, который человек не способен преодолеть сам. В некоторых ситуациях человек не может найти оптимального для себя выхода, поэтому застревает. Это провоцирует стресс, который становится постоянным спутником. Если от него не избавиться, тогда астения вскоре поразит индивида.

Прогноз

Астения значительно портит жизнь человеку. Прогнозом отсутствия лечения астении станет ухудшение состояния до истерии, депрессивного расстройства или неврастении. Самостоятельно человеку не удастся справиться с болезнью, поскольку часто речь идет о дегенерации внутренних функций организма. Необходимо устранить заболевания организма, а потом уже заниматься душой.

Итог эффективного лечения – быстрое и стопроцентное выздоровление. Человек сможет вернуться к своей жизни, но теперь в измененном виде. Чтобы больше астения не возвращалась, обязательно происходит смена образа жизни в том аспекте, где находилась причина ее возникновения.

Продолжительность жизни не зависит от астении. Лишь болезни организма могут спровоцировать летальный исход, если их не лечить. Обычно своевременное обращение за помощью позволяет за пару недель избавиться от болезней и астении. Однако чем глубже заболевание, тем длительнее становится ее лечение.

Астения может развиваться также у детей, подростков, у беременных и женщин после родов. Данные периоды являются самыми опасными, если человек откажется от квалифицированной помощи. Развитие астении у таких групп лиц требует обязательного посещения психолога. Зачастую это связано с той обстановкой, в которой эти люди находятся, то есть речь идет о семье. Семейная терапия становится эффективной, если ее проходит не только больной, но и те лица, с которыми он постоянно проживает и контактирует.

Отдельной причиной астении и данных лиц является непринятие ситуации, в которой они оказались. Дети часто страдают из-за нагрузок в детском саду или школе. Подростки нервничают из-за перестройки собственного организма и необходимости взросления. Беременные женщины бывают неготовыми к материнству. А только что родившие мамы страдают послеродовой депрессией, что также провоцирует астению.

Все жизненные факторы необходимо убирать, чтобы помогать больному в излечении. Нередко здесь необходимо решать проблему комплексно.

Астенический синдром, или астения (в переводе с греческого означает «отсутствие сил», «бессилие») – это симптомокомплекс, свидетельствующий о том, что резервы организма истощены, и он работает из последних сил. Это очень частая патология: по данным разных авторов, частота заболеваемости ею составляет от 3 до 45% в популяции. О том, почему возникает астения, каковы симптомы, принципы диагностики и лечения данного состояния и пойдет речь в нашей статье.

Астения – это психопатологическое расстройство, развивающееся на фоне заболеваний и состояний, в том или ином отношении истощающих организм. Некоторые ученые считают, что астенический синдром является предвестником других, очень серьезных, заболеваний нервной системы и психической сферы.

Почему-то многие обыватели думают, что астения и обычная усталость – это одно и то же состояние, названное по-разному. Они ошибаются. Природная усталость – это физиологическое состояние, которое развивается вследствие воздействия на организм физических или психических сверхнагрузок, является кратковременной, полностью проходит после полноценного отдыха. Астения же – это усталость патологическая. Организм при этом никаких острых сверхнагрузок не испытывает, но испытывает нагрузки хронические вследствие той или иной патологии.

Астения не развивается за один день. Данный термин применим к людям, у которых симптомы астенического синдрома отмечаются продолжительное время. Симптомы постепенно нарастают, качество жизни больного со временем существенно снижается. Одного лишь полноценного отдыха для устранения симптомов астении недостаточно: необходимо комплексное лечение у невропатолога.


Причины возникновения астении

Астения развивается тогда, когда под воздействием ряда факторов истощаются механизмы образования энергии в организме. Перенапряжение, истощение структур, отвечающих за высшую нервную деятельность, в сочетании с дефицитом витаминов, микроэлементов и других важных питательных веществ в пище и нарушениями в системе обмена веществ составляют основу астенического синдрома.

Перечислим заболевания и состояния, на фоне которых, как правило, развивается астения:

  • инфекционные заболевания (грипп и другие ОРВИ, туберкулез, гепатиты, пищевые токсикоинфекции, бруцеллез);
  • заболевания пищеварительного тракта (язвенная болезнь, тяжелые диспепсии, острые и хронические гастриты, панкреатиты, энтериты, колиты и прочие);
  • заболевания сердца и сосудов (эссенциальная гипертензия, атеросклероз, аритмии, ишемическая болезнь сердца, в частности, инфаркт миокарда);
  • болезни дыхательной системы (хроническая обструктивная болезнь легких, пневмонии, бронхиальная астма);
  • заболевания почек (хронические пиело- и гломерулонефриты);
  • болезни эндокринной системы (сахарный диабет, гипо- и гипертиреозы);
  • заболевания крови (особенно анемия);
  • неопластические процессы (всевозможные опухоли, особенно злокачественные);
  • патологии нервной системы ( , и другие);
  • заболевания психической сферы (депрессии, шизофрения);
  • послеродовый период;
  • послеоперационный период;
  • беременность, особенно многоплодная;
  • период лактации;
  • психоэмоциональные стрессы;
  • прием некоторых лекарственных препаратов (преимущественно психотропных), наркотиков;
  • у детей – неблагоприятная обстановка в семье, сложности в общении со сверстниками, чрезмерная требовательность педагогов и родителей.

Стоит отметить, что в развитии астенического синдрома может иметь значение продолжительная монотонная работа, особенно с искусственным освещением в замкнутом пространстве (например, подводники), частые ночные смены, работа, требующая обработки большого количества новой информации в сжатые сроки. Иногда он возникает даже при переходе человека на новую работу.


Механизм развития, или патогенез, астении

Астения – это реакция организма человека на состояния, грозящие истощением его энергетических ресурсов. При данном заболевании, прежде всего, изменяется активность ретикулярной формации: структуры, расположенной в области ствола мозга, отвечающей за мотивацию, восприятие, уровень внимания, обеспечивающей режим сна и бодрствования, вегетативную регуляцию, работу мышц и активность организма в целом.

Происходят изменения и в работе гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы, играющей ведущую роль в реализации стресса.

Многочисленные исследования показали, что в механизме развития астении играют роль и иммунологические механизмы: у лиц, страдающих данной патологией, были выявлены те или иные иммунологические нарушения. Однако известные на сегодняшний день вирусы не имеют прямого значения в развитии этого синдрома.


Классификация астенического синдрома

В зависимости от причины, вызвавшей астению, болезнь делят на функциональную и органическую. Обе этих формы встречаются приблизительно с одинаковой частотой – 55 и 45% соответственно.

Функциональная астения – это временное, обратимое состояние. Она является следствием психоэмоциональных или посттравматических стрессов, острых инфекционных заболеваний или повышенных физических нагрузок. Это своеобразная реакция организма на вышеуказанные факторы, поэтому второе название функциональной астении – реактивная.

Органическая астения связана с теми или иными хроническими заболеваниями, имеющими место у конкретного больного. Болезни, в результате которых может возникнуть астения, указаны выше в разделе «причины».

Согласно другой классификации, по этиологическому фактору астения бывает:

  • соматогенной;
  • постинфекционной;
  • послеродовой;
  • посттравматической.

В зависимости от того, как давно существует астенический синдром, его делят на острый и хронический. Острая астения возникает после только что перенесенного острого инфекционного заболевания или сильного стресса и, по сути, является функциональной. Хроническая же имеет в своей основе какую-либо хроническую органическую патологию и протекает длительно. Отдельно выделяют неврастению: астению, возникающую вследствие истощения структур, отвечающих за высшую нервную деятельность.

В зависимости от клинических проявлений, выделяют 3 формы астенического синдрома, являющиеся также тремя последовательными стадиями:

  • гиперстеническую (начальная стадия заболевания; симптомами ее являются нетерпеливость, раздражительность, беспорядочная эмоциональность, повышенная реакция на световые, звуковые и тактильные раздражители);
  • форму раздражительности и слабости (имеет место повышенная возбудимость, однако больной при этом чувствует себя слабым, истощенным; настроение человека резко меняется от хорошего до плохого и наоборот, физическая активность также колеблется от повышенной до полного нежелания что-либо делать);
  • гипостеническую (это последняя, наиболее тяжелая форма астении, характеризующаяся сниженной практически до минимума работоспособностью, слабостью, усталостью, постоянной сонливостью, полным нежеланием что-то делать и отсутствием каких-либо эмоций; интерес к окружению также отсутствует).

Симптомы астении

Больные, страдающие данной патологией, предъявляют множество самых разнообразных жалоб. Прежде всего, их беспокоит слабость, они постоянно чувствуют себя уставшими, отсутствует мотивация к какой-либо деятельности, нарушаются память и сообразительность. Не могут сосредоточить свое внимание на чем-то конкретном, рассеянны, постоянно отвлекаются, плачут. Долго не могут вспомнить знакомую фамилию, слово, нужную дату. Читают машинально, не понимая и не запоминая прочитанный материал.

Также больных беспокоят симптомы со стороны вегетативной системы: повышенное потоотделение, гипергидроз ладоней (они постоянно влажные и прохладные на ощупь), чувство нехватки воздуха, одышка, лабильность пульса, скачки артериального давления.

Некоторые больные отмечают и различные болевые расстройства: боли в области сердца, в спине, животе, мышцах.

Со стороны эмоциональной сферы стоит отметить чувство тревожности, внутреннего напряжения, частые перемены настроения, страхи.

Многих больных беспокоит снижение аппетита вплоть до полного его отсутствия, похудание, снижение полового влечения, нарушения менструального цикла, выраженные симптомы предменструального синдрома, повышенная чувствительность к свету, звуку, прикосновениям.

Из нарушений сна следует отметить тяжелое засыпание, частые пробуждения ночью, кошмарные сновидения. После сна больной не чувствует себя отдохнувшим, а, наоборот, ощущает снова усталость и разбитость. В результате этого самочувствие человека ухудшается, а значит, снижается работоспособность.

Человек становится возбудимым, раздражительным, нетерпеливым, эмоционально неустойчивым (настроение его резко ухудшается при малейшей неудаче или в случае затруднения в выполнении какого-либо действия), общение с людьми его утомляет, а поставленные задачи кажутся невыполнимыми.

У многих лиц с астенией определяется повышение температуры до субфебрильных значений, боли в горле, увеличенные некоторые группы периферических лимфоузлов, в частности, шейные, затылочные, подмышечные, болезненность их при пальпации, боли в мышцах и суставах. То есть, имеет место инфекционный процесс и недостаточность функций иммунитета.

Состояние больного значительно ухудшается к вечеру, что проявляется увеличением выраженности всех или некоторых вышеописанных симптомов.

Помимо всех этих симптомов, относящихся непосредственно к астении, человека беспокоят клинические проявления основного заболевания, того, на фоне которого развился астенический синдром.

В зависимости от причины, вызвавшей астению, ее течение имеет некоторые особенности.

  • Сопутствующий неврозу астенический синдром проявляется напряжением поперечно-полосатых мышц и повышением мышечного тонуса. Больные предъявляют жалобы на постоянную усталость: и при движениях, и в состоянии покоя.
  • При хронической недостаточности кровообращения в мозге двигательная активность больного, напротив, снижается. Мышечный тонус снижен, человек вялый, не испытывает желания двигаться. Больной переживает так называемое «недержание эмоций» - казалось бы, беспричинно плачет. Кроме того, имеют место затруднение и замедление мышления.
  • При опухолях головного мозга и интоксикациях больной ощущает выраженную слабость, бессилие, нежелание двигаться и заниматься любыми, даже ранее любимыми, делами. Тонус мышц его снижен. Может развиваться симптомокомплекс, напоминающий миастению. Типичны психическая слабость, раздражительность, ипохондрические и тревожно-боязливые настроения, а также расстройства сна. Эти нарушения, как правило, стойкие.
  • Астения, возникшая после травм, может быть как функциональной – травматическая церебрастения, так и носить органический характер – травматическая энцефалопатия. Симптомы энцефалопатии, как правило, ярко выражены: больной испытывает постоянную слабость, отмечает ухудшение памяти; круг интересов его постепенно уменьшается, имеет место лабильность эмоций – человек может быть раздражительным, «взрываться» по пустякам, но внезапно становится вялым, безразличным к происходящему. Новые навыки усваиваются с трудом. Определяются признаки дисфункции вегетативной нервной системы. Симптомы церебрастении не столь ярко выражены, но она может длиться долго, месяцами. Если человек ведет правильный, щадящий, образ жизни, рационально питается, бережет себя от стрессов, симптомы церебрастении становятся практически незаметными, однако на фоне физических или психоэмоциональных перегрузок, во время ОРВИ или других острых заболеваний церебрастения обостряется.
  • Постгриппозная астения и астения после других ОРВИ сначала носит гиперстенический характер. Больной нервозен, раздражителен, испытывает постоянное ощущение внутреннего дискомфорта. В случае тяжелых инфекций развивается гипостеническая форма астении: активность больного снижена, он все время ощущает сонливость, раздражается по пустякам. Сила мышц, половое влечение, мотивация снижаются. Эти симптомы сохраняются более 1 месяца и со временем становятся менее выраженными, а на первый план выходит снижение трудоспособности, нежелание выполнять физическую и умственную работу. Со временем патологический процесс приобретает затяжное течение, при котором появляются симптомы вестибулярного расстройства, ухудшение памяти, невозможность сосредоточиться и воспринимать новую информацию.

Диагностика астении

Зачастую больные считают, что симптомы, которые они испытывают, не страшны, и все наладится само, стоит лишь только выспаться. Но после сна симптомы не проходят, а со временем лишь усугубляются и могут спровоцировать развитие весьма серьезных неврологических и психиатрических заболеваний. Чтобы этого не произошло, не стоит недооценивать астению, а следует при возникновении симптомов этого заболевания обратиться к врачу, который выставит точный диагноз и подскажет, какие меры предпринять для его устранения.

Диагностика астенического синдрома основана преимущественно на жалобах и данных анамнеза заболевания и жизни. Врач уточнит у вас, как давно появились те или иные симптомы; занимаетесь ли вы тяжелой физической или умственной работой, не испытывали ли в последнее время связанные с ней перегрузки; не связываете ли вы возникновение симптомов с психоэмоциональным стрессом; не страдаете ли хроническими заболеваниями (какими – смотрите выше, в разделе «причины»).

Затем врач проведет объективное обследование пациента, чтобы обнаружить изменения в строении или функциях его органов.

На основании полученных данных, чтобы подтвердить или опровергнуть то или иное заболевание, врач назначит пациенту ряд лабораторных и инструментальных исследований:

  • общий анализ крови;
  • общий анализ мочи;
  • биохимический анализ крови (глюкоза, холестерин, электролиты, почечные, печеночные пробы и другие показатели, необходимые по мнению врача);
  • анализ крови на гормоны;
  • ПЦР-диагностика;
  • копрограмма;
  • ЭКГ (электрокардиография);
  • УЗИ сердца (эхокардиография);
  • УЗИ органов брюшной полости, забрюшинного пространства и малого таза;
  • фиброгастродуоденоскопия (ФГДС);
  • рентгенография органов грудной клетки;
  • УЗИ сосудов головного мозга;
  • компьютерная или магнитно-резонансная томография;
  • консультации смежных специалистов (гастроэнтеролога, кардиолога, пульмонолога, нефролога, эндокринолога, невропатолога, психиатра и других).

Лечение астении

Главным направлением лечения является терапия основного заболевания, того, на фоне которого возник астенический синдром.

Образ жизни

Немаловажна модифицикация образа жизни:

  • оптимальный режим труда и отдыха;
  • ночной сон продолжительностью 7-8 часов;
  • отказ от ночных смен на работе;
  • спокойная обстановка на работе и дома;
  • минимизация стрессов;
  • ежедневные физические нагрузки.

Нередко на пользу больным идет смена обстановки в виде туристической поездки или отдыха в санатории.

Рацион лиц, страдающих астенией, должен быть богат белком (нежирное мясо, бобовые, яйца), витаминами группы В (яйца, зеленые овощи), С (щавель, цитрусовые), аминокислотой «триптофан» (хлеб грубого помола, бананы, твердый сыр) и прочими питательными веществами. Алкоголь из рациона следует исключить.

Фармакотерапия

Медикаментозное лечение астении может включать в себя препараты следующих групп:

  • адаптогены (экстракт элеутерококка, женьшеня, лимонника, родиолы розовой);
  • ноотропы (аминалон, пантогам, гингко билоба, ноотропил, кавинтон);
  • седативные препараты (ново-пассит, седасен и другие);
  • препараты прохолинергического действия (энерион);
  • (азафен, имипрамин, кломипрамин, флуоксетин);
  • транквилизаторы (фенибут, клоназепам, атаракс и прочие);
  • (эглонил, терален);
  • витамины группы В (нейробион, мильгамма, магне-В6);
  • комплексы, содержащие в своем составе витамины и микроэлементы (мультитабс, дуовит, берокка).

Как стало ясно из списка, приведенного выше, препаратов, которые можно применять для лечения астении, достаточно много. Однако это не означает, что весь этот список будет назначен одному больному. Лечение астении преимущественно симптоматическое, то есть, назначаемые препараты зависят от преобладания у конкретного больного тех или иных симптомов. Терапию начинают с использования минимально возможных доз, которые при нормальной переносимости их впоследствии могут быть повышены.

Немедикаментозные методы лечения

Наряду с фармакотерапией человек, страдающий астенией, может получать следующие виды лечения:

  1. Употребление настоев и отваров успокаивающих трав (корень валерианы, пустырник).
  2. Психотерапия. Может осуществляться в трех направлениях:
    • воздействие на общее состояние больного и на отдельные, диагностированные у него, невротические синдромы (групповой или индивидуальный аутотренинг, самовнушение, внушение, гипноз); методики позволяют усилить мотивацию к выздоровлению, снизить тревожность, повысить эмоциональный настрой;
    • терапия, воздействующая на механизмы патогенеза астении (условно-рефлекторные техники, нейро-лингвистическое программирование, когнитивно-поведенческая терапия);
    • методики, воздействующие на причинный фактор: гештальт-терапия, психодинамическая терапия, семейная психотерапия; целью применения этих методов является осознание больным связи возникновения синдрома астении с какими-либо проблемами личности; во время сеансов выявляются детские конфликты или черты, присущие личности в зрелом возрасте, способствующие развитию астенического синдрома.
  3. Физиотерапия:
    • ЛФК;
    • массаж;
    • водолечение (душ Шарко, контрастный душ, плавание и другие);
    • иглорефлексотерапия;
    • фототерапия;
    • пребывание в специальной капсуле под воздействием тепловых, световых, ароматических и музыкальных воздействий.

В завершение статьи хочется повторить, что астению нельзя не замечать, нельзя надеяться на «пройдет само, только высплюсь». Эта патология может развиться в другие, гораздо более серьезные психоневрологические заболевания. При своевременной диагностике бороться с ней в большинстве случаев достаточно просто. Самолечением заниматься также недопустимо: неграмотно назначенные препараты могут не только не дать желаемого эффекта, но и причинить вред здоровью больного. Поэтому, если вы обнаружили у себя симптомы, аналогичные описанным выше, пожалуйста, обратитесь за помощью к специалисту, таким путем вы значительно приблизите день своего выздоровления.


В последнее время все чаще можно слышать от врачей, что у вашего ребенка гиперактивность, с которой надо что-то обязательно делать. Такие ребята от своих сверстников отличаются большой энергией, которая практически никогда не иссякает. Они постоянно в движении, что мешает, например, на уроках усваивать новый материал, им сложно концентрироваться долгое время на одном и том же. Возникает вопрос: такое поведение - результат недостаточного воспитания или отклонения? Постараемся разобраться, что такое гиперактивность у детей школьного возраста. Лечение при этом требуется или нет?

Масштаб проблемы

Изучением этой проблемы ученые и специалисты занимаются уже давно, но тревогу стали бить только тогда, когда накопленные данные показали ее социальную значимость и масштаб.

Если верить статистике, то почти повсеместно встречается гиперактивность у детей школьного возраста. Лечение, воспитание играют при данной проблеме важную роль. Об этом поговорим немного дальше.

Считают, и это уже практически доказано, что такие малыши труднее адаптируются к коллективам, а во взрослой жизни также потом могут быть проблемы. Ученые подсчитали, что почти 80% преступников страдали гиперактивностью в детском возрасте.

В нашей стране изучением этой патологии занялись позже, да и сейчас можно отметить некоторую неосведомленность педагогов, врачей в вопросах, которые касаются этого заболевания. Именно поэтому большинство детей с диагнозом СДВГ остаются без необходимого лечения.

А это чревато некоторыми последствиями, например, у этих детей часто бывают неприятности в школе, родители дома кричат на них за их неудачи, они не дополучают родительской любви, а в итоге ищут утешения в компании друзей. А они, как известно, бывают разные, поэтому и последствия могут быть достаточно плачевными.

Причины развития СДВГ

Гиперактивность у детей школьного возраста, лечение и причины этой патологии рассмотрим подробнее. Начнем с того, что выясним, что может спровоцировать развитие гиперактивности. Причин может быть несколько:

  1. Аномальное протекание беременности:
  • Недостаточное снабжение плода кислородом.
  • Угроза выкидыша в разные сроки.
  • Частые стрессовые ситуации в интересном положении.
  • Несоблюдение рекомендаций по правильному питанию.
  • Курение.

2. Неблагоприятные роды:

  • Слишком затяжная родовая деятельность.
  • Стремительные роды.
  • Если пришлось прибегнуть к медикаментозному стимулированию родовой деятельности.
  • Недоношенность.

3. Прочие причины:


Если имеет место сочетание сразу нескольких причин, то возрастает вероятность того, что возникнет гиперактивность у детей школьного возраста. Лечение доктор обязательно должен назначить, но, к сожалению, это можно видеть не всегда. Часто даже родители не обращают на эту проблему внимания и не идут на прием к врачу за помощью.

Разновидности гиперактивности

Если имеется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение будет зависеть от разновидности патологии. А они бывают следующими:

  1. Дефицит внимания без гиперактивности. Ребенок чаще всего абсолютно спокоен, но живет в каком-то своем мире, постоянно витает в облаках, достучаться до него сложно.
  2. Гиперактивность без дефицита внимания. Такая патология наблюдается гораздо реже. Причиной считают индивидуальные особенности или нарушения в развитии нервной системы.
  3. Гиперактивность с дефицитом внимания является наиболее распространенным случаем. Ребенок не только страдает нарушениями внимания, но и проявляет чрезмерную активность.

Каждый из случаев нуждается в своем подходе к лечению, которое просто необходимо.

В чем отличие активности от гиперактивности?

Многие родители часто спрашивают, когда надо бить тревогу. Как отличить, что ребенок не просто очень активный малыш, а имеется гиперактивность? Чтобы ответить на эти вопросы, можно воспользоваться простым сравнением, приведенным в таблице.

Активный малыш

Гиперактивный

Ребенок любит подвижные игры, но, если его заинтересовать, он может длительное время слушать сказку или собирать пазлы.

Ребенок не контролирует себя, он постоянно находится в движении. Когда силы его иссякают, начинается истерика, плач.

Всем интересуется, задает родителям много вопросов.

Быстрая речь, часто перебивает во время разговора, задавая вопрос, ответ на него может и не дослушать.

Практически нет нарушений в работе пищеварительной системы, нормальный сон.

Трудно засыпает, во сне может разговаривать, плакать. Часто встречаются расстройства пищеварения, аллергические реакции.

Ребенок понимает, где можно активность свою проявлять, а где надо вести себя спокойно, например в гостях.

Малыш практически неуправляем, на него не действуют запреты, везде ведет себя одинаково.

Не провоцирует скандалы, не проявляет агрессивности.

Ребенок сам часто становится провокатором конфликтов, не контролирует свою агрессию, может при этом драться, кусаться, применять палки, камни и другие подручные средства.

Вот эти признаки сравнения помогут родителям заподозрить патологию развития у своего ребенка и заставят обратиться к врачу. Поставить правильный диагноз (гиперактивность у ребенка школьного возраста), лечение назначить сможет только грамотный специалист. Не стоит откладывать к нему визит.

Как проявляется гиперактивность?

Если имеется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение доктор Комаровский рекомендует начинать только тогда, когда установлено, что это заболевание, а не проявление нормы. А чтобы это выяснить, необходимо знать симптоматику патологии, ее можно разделить на несколько групп:

Если имеется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение (Комаровский так считает) может и не понадобиться, когда заболевание проявляется в легкой форме. При этом много усилий и терпения требуется прежде всего от мамы, чтобы помочь ребенку научиться справляться со своими проблемами.

Но часто может потребоваться, если есть гиперактивность у детей школьного возраста, лечение. И симптомы, кроме перечисленных, добавляются следующие:


Если так проявляется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение доктор Комаровский советует непременно пройти. Надо отметить, что на умственные способности все эти признаки не влияют, но успеваемость часто страдает, даже если ребенок умненький, поэтому помощь специалиста необходима.

Постановка диагноза

Если есть гиперактивность у детей школьного возраста, лечение, коррекция этого состояния требуются обязательно. Но для этого надо правильно поставить диагноз. Этим занимаются врачи-невропатологи, которых требуется при наличии соответствующих симптомов посетить. Важно выявить причину патологии, чтобы исключить наличие более опасных заболеваний, а это под силу только специалисту.

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания выявляется в ходе нескольких этапов:


Постановка диагноза может затянуться на несколько месяцев, только после всех наблюдений, тестов и обследований выявляется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение будет зависеть от симптоматики и степени тяжести патологии. Родителям предстоит приложить немало усилий и терпения.

Терапия гиперактивности

Обязательно потребуется, если подтвержден диагноз "гиперактивность" у детей школьного возраста, лечение. И признаки должны уменьшить свое проявление. Но терапия предстоит длительная и с использованием многих методик и направлений.

  1. Скорректировать двигательную активность ребенка. Таким малышам нежелательно заниматься видами спорта с соревновательными элементами, так как это может спровоцировать усиление проявления заболевания. Лучше всего отдать ребенка на плавание, аэробную тренировку, в лыжный спорт.
  2. Помощь психологическая. В арсенале специалистов имеются различные методики по работе с такими детьми.
  3. Заболевание ребенка не может не накладывать свой отпечаток на родителей, особенно на того, кто проводит больше времени с малышом. Они становятся более раздражительными, нервными, поэтому помощь семейного психотерапевта не помешает.
  4. Релаксация. Специальные аутотренинги благоприятно влияют на состояние детей с синдромом гиперактивности.
  5. Коррекция поведения. Это касается не только ребенка, но и взрослых. Дети с гиперактивностью очень восприимчивы к негативу, для них не существует запретов, но они довольно положительно откликаются на позитивные эмоции. Учитывая это, таких малышей эффективнее будет хвалить за хорошие поступки, чем ругать за плохие. Отношения должны строиться на полном доверии и понимании, а запрещать только то, что действительно представляет опасность для него. Родители должны контролировать свое поведение, не допускать грубости по отношении друг к другу, особенно при ребенке.
  6. Медикаментозное также требуется (если диагностирована гиперактивность у детей школьного возраста) лечение. Препараты, например в США, часто назначают из группы психостимуляторов, но было выявлено, что они дают много побочных эффектов, которые сводят на нет всю пользу от их применения. В нашей стране такие препараты не используют.

Рассмотрим более подробно некоторые направления терапии.

Медикаментозное лечение

Скорее всего, назначат, если подтвердится диагноз "гиперактивность" у детей школьного возраста, лечение. Препараты должны подбираться только врачом. Для скорейшего получения результата назначают стимуляторы, такие препараты помогают ребенку улучшить концентрацию внимания. К этой группе можно отнести следующие лекарства:

  • «Декседрин».
  • «Фокалин».
  • «Риталин».
  • «Метилин».
  • «Виванс».

Специалисты часто также назначают ноотропные лекарства, например:

  • «Кортексин».
  • «Глиатилин».
  • «Фенибут».
  • «Пантогам».

Они помогают улучшить мозговое кровообращение, улучшают память, способность концентрироваться.

Лечение СДВГ в Израиле

При "гиперактивность" у детей школьного возраста, и его клиники могут предложить альтернативное медикаментозному. В медицинских учреждениях Израиля, специализирующихся на терапии СДВГ, применяют следующий альтернативный способ лечения.

Это или остеопатия. Система этого лечения основывается на том, что череп непосредственно связан с позвоночником и крестцом. Даже незначительные сдвиги костей черепа позволяют устранить или существенно уменьшить физические недомогания и функциональные нарушения. Первым делом устраняется физическая причина патологии, особенно это касается родовых травм, а потом уже наступает очередь других специалистов приступить к лечению.

Большинство детей с диагнозом "гиперактивность" уже после сеансов остеопатии способны обучаться в обычной школе с другими ребятами наравне.

Одна из таких клиник располагается в Тель-Авиве, и возглавляет ее известный доктор Александр Канцепольский. Таким образом, мы видим, что если есть диагноз "гиперактивность" у детей школьного возраста, лечение Израиль предлагает не только медикаментозное.

Народная медицина против гиперактивности

Терапия этого заболевания требует от родителей большого терпения. Необходимо строго следовать рекомендациям доктора, если поставлен диагноз "гиперактивность" у детей школьного возраста. Лечение народными средствами также можно использовать, но после консультации со специалистом.

Вот некоторые рецепты, которые помогут нормализовать сон, работу пищеварительной системы, а из-за этого хоть немного, но улучшится поведение малыша:

  1. Обладает успокаивающими свойствами. Для приготовления необходимо взять 1 столовую ложку измельченных корней и залить 250 мл горячей воды, проварить на водяной бане в течение 20 минут. Немного остудить и процедить. Принимать по 2 столовых ложки три раза в день.
  2. Хмель. Для терапии используют шишки этого растения. 1 столовую ложку заливают стаканом воды и проваривают 2 минуты, затем надо немного настоять, процедить и принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день.
  3. Зверобой также широко используют в лечении гиперактивности. Он нормализует сон, способствует концентрации внимания, улучшению памяти. Надо взять 1 столовую ложку измельченной травы, залить 0,5 л воды и проварить 5 минут. В охлажденном виде надо давать ребенку по 1-2 столовых ложки три раза перед едой.
  4. Хорошо помогает, если имеется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение народными рецептами. Травяные сборы используются довольно часто. Один из них включает следующие компоненты: корень валерианы, мелиссу, мяту, цветы лаванды, зверобой. 2 ложки такого сбора заваривают 0,5 литра горячей воды и настаивают 4 часа. Давать лекарство ребенку по 50 мл утром и вечером перед едой.
  5. Цветы лаванды помогают убрать слишком большую активность ребенка, а также тошноту, рвоту, головные боли. 1 ложку цветов заливают стаканом кипятка и настаивают 10 минут. Принимать по столовой ложке два раза в день.

Необходимо отметить, что при диагнозе "гиперактивность" у детей школьного возраста лечение срадствами народных целителей может оказать помощь, но только в том случае, если проводится медикаментозная терапия, малыш посещает психолога, скорректирована его двигательная активность.

Психологическая помощь

При наличии гиперактивности желательно не отказываться от помощи психолога. Специалист имеет в своем арсенале различные методики, которые помогают убрать тревожность, повысить коммуникабельность ребенка, снизить его агрессивность.

Моделируя разные ситуации успеха, психолог подскажет родителям, в какой сфере их малыш будет себя чувствовать более уверенно. Он проводит различные ведет коррекционную работу, в которой обязательно должны быть задействованы и родители малыша. Персонально для каждого ребенка подбираются упражнения для развития мышления, внимания, памяти.

Не стоит пренебрегать помощью таких узких специалистов, занятия гиперактивному малышу пойдут только на пользу.

Как общаться с гиперактивным ребенком

Важно при диагнозе "гиперактивность" у детей школьного возраста лечение. Профилактика между тем также просто необходима. А начинаться она должна еще до появления ребенка на свет. Будущей маме необходимо обеспечить все условия для нормального протекания беременности.

Для предотвращения обострений, если у малыша уже есть диагноз "гиперактивность", надо придерживаться следующих рекомендаций:

  • Помочь ребенку осваивать техники, помогающие в усвоении школьного материала.
  • Во время занятий убрать все отвлекающие предметы, создать рабочую обстановку.
  • Поддерживать ребенка, повышать мотивацию для продолжения занятий.

Кроме этого, родители должны придерживаться некоторых правил при общении с гиперактивным ребенком:

  1. Надо хвалить малыша даже за малейшие успехи.
  2. У ребенка должны быть свои поручения, хоть и небольшие, но он их должен выполнять сам и регулярно.
  3. Можно практиковать ведение дневника, в который записываются все успехи.
  4. Надо ставить такие задачи, которые выполнимы для ребенка.
  5. Необходимо четко обозначить все границы дозволенного и того, что категорически нельзя.
  6. Из обращения надо убрать приказной тон.
  7. В доме должен соблюдаться распорядок дня.
  8. Не позволяйте малышу перенапрягаться.
  9. Время просмотра телепередач надо свести к минимуму.
  10. Надо обязательно наладить режим сна и бодрствования.
  11. Сами родители должны сохранять спокойствие в любой обстановке.
  12. Родители должны помочь ребенку выбрать такую сферу деятельности, где он может показать свои способности.

Если ваш ребенок слишком гиперактивен, то не надо паниковать и ставить на нем крест. С современными возможностями медицины можно справиться и не с такими патологиями, надо только вовремя обратить на это внимание и посетить доктора. Психологическая помощь, медикаментозная терапия, сеансы психотерапии сделают свое дело, и ваш ребенок вполне сможет обучаться наравне с остальными детьми и проявить все свои таланты и способности.

Несмотря на то, что гиперактивность наиболее ярко проявляется в возрасте около 3-х лет, первые признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности можно заметить уже в младенчестве. Ранняя диагностика и своевременное лечение позволит предотвратить множество проблем с развитием, обучением и адаптацией в дальнейшем.

Гиперактивность малыша первого года жизни

Гипервозбудимость у грудничков довольно трудно поддается диагностике. Поэтому самостоятельно назначать малышу лечение ни в коем случае нельзя.

ВАЖНО! При любых сомнениях наиболее разумным выходом станет посещение специалиста, способного точно поставить диагноз. Однако именно наличие характерных симптомов должно насторожить родителей, являясь серьезным поводом для визита к невропатологу.

Гиперактивный ребенок до года: признаки

  • любое расстройство сна;
  • частый плач и крик;
  • постоянные движения головкой, ногами и руками. Гиперактивный грудной ребенок активно сучит ножками;
  • гипертонус мышц ребенка;
  • частая рвота и срыгивание после кормления;
  • бурная реакция на внешние раздражители (яркий свет, резкие звуки и хлопки).

Гиперактивный малыш не любит пеленание и всегда старается освободиться из пеленок. Такие дети раньше других сверстников начинают сидеть, вставать и ходить.

Причины гиперактивности до года

Гипервозбудимость малыша нередко является результатом:

  • различных осложнений при беременности . Например, токсикоз, высокое давление, а также гипоксия плода;
  • осложнений при родах . Сюда относятся тяжелые роды, а также роды раньше положенного срока. Применение щипцов, стимуляция, кесарево сечение;
  • инфекционных заболеваний , перенесенные матерью в период беременности или ребенок в первые недели жизни;
  • генетической предрасположенности . Риск возникновения расстройства возрастает многократно, если один или оба родителей в детстве были гиперактивны;
  • вредных привычек матери . Например, распитие алкоголя и курение табачных изделий во время беременности.

Для улучшения состояния гиперактивных малышей до года, как правило, применяют немедикаментозные средства лечения, например:


Гиперактивный ребенок что делать в 1-2 года

Диагностировать гиперактивность малыша в возрасте от 1 года до 2-х лет несколько легче, чем у детей до года, так как можно применить традиционную диагностику в 3 этапа:

  1. Сбор информации (доктор получает данные о течении беременности, родах и перенесенных крохой заболеваниях, а также собирает и обобщает семейный анамнез).
  2. Полное психологическое обследование ребенка.
  3. Аппаратное обследование (МРТ и электроэнцефалографическое исследование мозга).

Симптомы гиперактивности ребенка от 1 до 2-х лет

Итак, как понять что ребенок гиперактивный в год? К признакам в этом возрасте относят:


Причины гиперактивности ребенка от 1 до 2-х лет

Кроме причин, связанных с внутриутробным развитием плода, осложнениями при родах и перенесенными заболеваниями, в этом возрасте малыши могут проявлять симптомы дефицита внимания и гиперактивности из-за неблагополучной обстановки в семье.

ВАЖНО! Постоянные скандалы и ссоры могут привести ребенка в угнетенное, стрессовое состояние. При нехватке положительных эмоций, нуждаясь в любви и заботе, малыш будет пытаться таким образом обратить на себя внимание семьи.

К малышу с гиперактивностью родителям потребуется найти новый подход:


Детская гиперактивность: диагноз или индивидуальная особенность ребенка?

Гиперактивностью называют чрезмерную активность ребенка, его неусидчивость, непокорность, невнимательность, постоянную нервную возбужденность. Гиперактивность – это признак неуравновешенности нервной системы ребенка. В медицине СДВГ (расшифровывается, как синдром дефицита внимания и гиперактивности) определяют, как нарушение развития неврологического и поведенческого характера, при котором гиперактивность детей выражена достаточно ярко, причем зачастую она сопряжена с таким явлением, как дефицит внимания. СДВГ развивается у детей раннего возраста. Сопровождается синдром чрезмерной импульсивностью и активностью, плохой концентрацией внимания, неумением контролировать свои эмоции и действия. Как правило, диагноз гиперактивности может подтвердить только медицинский работник: педагоги и психологи подтверждать или опровергать этот диагноз не имеют права.

Гиперактивность и ее причины

СДВГ имеет место быть у еще не рождённых детей. Однако у одних этот синдром не прогрессирует, а у других выражается особенно ярко. Почему? Происходит это по таким причинам:

  1. Наследственная предрасположенность.
  2. Следствие тяжелой беременности и родов (сильный токсикоз, угроза прерывания беременности, гипоксия плода, недоношенность, патология самих родов, получение травм во время родов).
  3. Инфекции и токсикация(например, тяжелыми металлами) ребенка в раннем возрасте, неправильное питание.
  4. Неблагоприятная обстановка в семье: стрессы из-за частых скандалов и конфликтов, строгое и неправильное воспитание, алкоголизм и наркомания родителей, неблагоприятные условия проживания.
  5. Неврологические патологии у ребенка.

По сути, одна из вышеперечисленных причин не может провоцировать развитие СДВГ. Как правило, гиперактивность – это следствие комплексного воздействия различных провоцирующих факторов.

По каким признакам можно распознать гиперактивного ребенка?

Существуют признаки, по которым легко определить, гиперактивен ребенок или нет. Среди этих признаков:

  • чрезмерная активность и неусидчивость: ребенок с СДВГ находится в постоянном движении, он крутится, что-то теребит в руках, стучит пальцами, топает ногами и т.д.;
  • повышенная отвлекаемость: гиперактивного ребенка от основной деятельности отвлекает все, например, начиная от летающей мухи в помещении, и заканчивая интересным, по его мнению, рисунком в книге;
  • импульсивность;
  • забывчивость;
  • отсутствие контроля над собственными действиями;
  • плаксивость, капризность и беспокойность;
  • рассеянность;
  • негативизм по отношению к окружающим и агрессивность;
  • нарушение концентрации внимания;
  • повышенная возбудимость;
  • плохой сон;
  • повышенный мышечный тонус.

Обнаружив у ребенка в возрасте до 7 лет хотя бы 6 признаков из перечисленного списка, взрослый может предположить, что малыш гиперактивен. Однако это может быть лишь предположение: диагноз вправе ставить только медик.

Разновидности патологии и ее возможные последствия

Гиперактивность по доминирующим признакам делят на такие типы:

  1. Синдром дефицита внимания, при котором гиперактивность отсутствует. Чаще наблюдается у девочек. При дефиците внимания малышки замыкаются в собственном мире, становятся слишком мечтательными, обладают бурной фантазией.
  2. Синдром гиперактивности без дефицита внимания. Подобная патология – явление редкое. Как правило, обусловлена нарушениями в работе ЦНС и индивидуальными особенностями малыша.
  3. Собственно, СДВГ – наиболее распространенная форма патологии, при которой у ребенка диагностируется и нарушение внимания, и гиперактивность.

Наивно полагать, что СДВГ лечить нет необходимости. Данная патология не проходит сама собой, наоборот, ее последствия со временем могут усугубляться. Так, последствиями СДВГ могут быть:

  • плохая успеваемость в школе;
  • заниженная самооценка;
  • сложности в построении отношений с окружающими;
  • избиения и драки;
  • издевательство над сверстниками;
  • алкоголизм и наркомания;
  • попытки суицида.

Что удивительно, гиперактивные дети очень способные, у них отличный уровень развития. Однако из-за недостатка концентрации внимания им трудно справ ьляться с учебой.

Как диагностировать гиперактивность у ребенка?

Диагностикой должны заниматься такие специалисты, как невролог, психиатр и психолог. Диагноз после первого обследования не ставится – за малышом наблюдают в течение полугода, используя:

  • методы беседы;
  • нейропсихологические тестирования;
  • наблюдение за поведением;
  • диагностические опросники.

При необходимости, для уточнения диагноза, ребенка отправляют на обследование к логопеду, эндокринологу, офтальмологу, отоларингологу и эпилептологу, поскольку под синдромом гиперактивности может скрываться неврологическое или соматическое расстройство. Для подтверждения диагноза обязательно следует провести МРТ мозга, общий и биохимический анализы крови, ЭхоКГ и ЭЭГ. На основании результатов этих исследований и ставится диагноз.

Особенности лечения СДВГ у детей

  1. Метаболический, он же – медикаментозный. Препараты в каждом случае подбираются индивидуально, согласно симптоматике патологии.
  2. Нейропсихологический: заключается в психомоторной коррекции онтогенетических блоков мозговой организации деятельности ребенка.
  3. Синдромальный: заключается в использовании специальных игр, которые благоприятно воздействуют на развитие отдельных элементов синдрома. Для младших дошкольников развивающие игры зачастую являются наиболее эффективными в борьбе с СДВГ.
  4. Поведенческий: комплекс различных видов психотерапии, который позволяет формировать желаемые модели поведения.
  5. Личностный: использование разных приемов индивидуальной и групповой психотерапии, которые помогают разрешить внешние и внутренние психогенные конфликты, благотворно влияют на личностный рост и отношения с окружающими.

К лечению СДВГ стоит подходить очень ответственно. Изначально предпочтение стоит отдать немедикаментозным методам терапии. Но если они оказались неэффективными, при условии, что все рекомендации специалиста выполнялись беспрекословно, от медикаментозного лечения отказываться не стоит.

Игры для гиперактивных детей

Психология гиперактивных детей значительно отличается от психологии других малышей: им нужно уделять больше внимания, так как они легко отвлекаются и упускают важные моменты во время занятий. Поэтому индивидуальные игры для гиперактивных детей – прекрасная возможность развить те навыки, которые сложно им даются. Начинать лучше с игр, направленных на развитие одной функции. Например, это может быть упражнение только на развитие внимания или исключительно на воспитание усидчивости. Когда ребенок хорошо усвоит одну функцию, в игру можно включать задания на развитие сразу двух функций – той, которая уже знакома, и той, которую нужно еще воспитать. Когда ребенок научится контролировать свои действия, можно начинать вовлекать его в коллективные игры.

  1. Игра «Где что было». Цель: развитие концентрации внимания. Ход игры: перед ребенком нужно расставить несколько игрушек, попросить малыша посмотреть на них некоторое время и запомнить их, после чего ребенок должен отвернуться. Взрослый убирает одну из игрушек и просит ребенка повернуться обратно. Задача малыша – сказать, какая игрушка исчезла и где она стояла. Постепенно количество игрушек можно увеличивать.
  2. Игра «Многоножки». Цель: развитие дисциплины. Ход игры: пальцы ребенка лежат на краю стола. По команде взрослого «многоножки» (пальцы ребенка) должны двигаться в указанном направлении, вовремя меняя его по сигналу взрослого. Важно, чтобы все 5 пальцев каждой из рук принимали участие в игре.
  3. Игра «Разговор с руками». Цель: учить контролировать свои действия. Подходит для особенно агрессивных детей, тех, кто часто ломает игрушки. Ход игры: предложите ребенку на листе бумаги карандашом обвести силуэт своих ручек, вырезать их и оживить, нарисовав им глазки, носики и ротики цветными фломастерами. Затем заведите с ожившими ручками беседу: спросите, кто они и как их зовут, что они любят делать, а что не любят, какие они – послушные или нет. Если ребенок не желает включаться в разговор, проговорите диалог самостоятельно. Главное – подчеркните, что ручки хорошие, что они многое умеют делать (можно перечислить, что именно), но иногда бывают непослушными. Заканчивая игру, заключите с ручками и их хозяином договор, в котором ручки пообещают, что в течение дня они будут делать только хорошие дела – убирать, чинить, здороваться, играть, не будут никого обижать и ничего не будут ломать. Для гиперактивных детей время договора лучше брать короче, постепенно его увеличивая, если малыш согласится на такие условия. Каждый раз с ладошками нужно заключать новый договор.
  4. Игра «Передай мяч». Цель: снять чрезмерную двигательную активность. Ход игры: стоя в кругу или сидя на стульях, дети должны как можно быстрее передавать мяч друг другу, чтобы не уронить его. Усложнитьзадание можно, запустив в круг несколько мячей.
  5. Игра «Менялки». Цель: развитие коммуникативных навыков. Стулья нужно поставить в круг. Затем участники игры выбирают водящего, который свой стул убирает за линию круга. Таким образом, в кругу остается стульев на один меньше, чем участников. Водящий говорит: «Местами меняются те, у кого… (темные волосы, белые колготки, есть куклы и т.д.). После этого дети с названным признаком должны поменяться местами, а водящий в это время должен занять чей-то стульчик. Тот, кто не успел занять свое место, становится водящим.

Какие методы использовать в работе с гиперактивным ребенком?

Благодаря использованию этих методик, гиперактивный ребенок становится спокойней, уравновешенней, внимательней. В работе с детьми с СДВГспециалисты рекомендуют применять:

  • лечебное питание;
  • лечебную физкультуру и дыхательную гимнастику;
  • аутогенную тренировку;
  • игровую терапию;
  • семейную психотерапию;
  • танцевальную, музыкальную и драматургическую терапию;
  • арт-терапию и изотерапию;
  • фото-, библио- и сказкотерапию.
  1. Хвалите ребенка за все его достижения, будьте к нему внимательны.
  2. Придумайте крохе ежедневное поручение, которое он должен выполнять сам.
  3. Строго соблюдайте предписания специалистов (например, массаж, гимнастику или прием лекарств, которые назначались для лечения СДВГ).
  4. Сообщите педагогу о проблеме ребенка, попросите, чтобы к вашему малышу относились более внимательно.
  5. Всегда оставайтесь спокойными, не повышайте голос на ребенка, не ругайте его. Будьте солидарными с мнением второго родителя.
  6. Не завышайте, но и не занижайте требования.
  7. Приобщайте малыша к подвижным играм и видам спорта.
  8. Определите четкие границы дозволенного и недозволенного. Все ваши требования должны выполняться всеми членами семейства.
  9. Уделяйте ребенку максимум внимания.
  10. Во время прогулок с ребенком избегайте слишком людных мест – это может стать причиной перевозбуждения малыша.
  11. Следуйте строгому распорядку дня всей семьей. Укладывайте спать и будите малыша строго в одно время.
  12. Не позволяйте долго смотреть телевизор. Не допускайте перевозбуждения его нервной системы.
  13. Давайте ребенку понять, как он дорог для вас.Чаще обнимайте и целуйте малыша.
  14. Позволяйте ребенку делать выбор.
  15. Заметив способности ребенка к какой-либо деятельности, способствуйте их развитию.

Гиперактивные дети нуждаются в особом воспитании. И если родитель все сделает правильно, к подростковому возрасту от этого синдрома не останется и следа, а ребенок вырастет умным, успешным, интеллектуально развитым и счастливым человеком. Конечно, от взрослых потребуется много усилий и терпения. Но счастливое будущее собственного ребенка стоит этих усилий.