Проверим себя какие правила поведения существуют. Какие правила поведения существуют. Правила безопасного поведения

Какие правила поведения существуют?

Можно назвать общие принципы правильного поведения, однако в каждом конкретном случае выделяются свои нормы, которых должен придерживаться любой воспитанный человек. О них можно сказать, отвечая на вопросы: «Какие правила поведения существуют? Назови как можно больше видов».

Как вести себя в школе

Если вам задают вопросы: «Какие правила поведения существуют? Назови как можно больше таких правил», - нужно вспомнить то, как принято вести себя в школе. При этом в разное время и в разных местах существуют свои нормы поведения.

  • Необходимо одеваться опрятно, скромно и невызывающе. Например, нельзя носить яркую одежду со стразами, короткие юбки и рваные джинсы.
  • В школе необходимо здороваться со всеми учителями, называя каждого по имени и отчеству. Следует говорить «Здравствуйте», а не «Здрасте».
  • В начале урока дети приветствуют учителя стоя, садиться нужно только после разрешения педагога.
  • Невежливо приходить на занятия неподготовленным, домашнее задание всегда должно быть выполнено.
  • Во время урока нельзя отвлекаться и заниматься посторонними делами - разговаривать, пользоваться телефоном, шуршать, раскручивать парту, читать другие книги.
  • Чтобы выразить желание ответить, нужно молча поднять правую руку.
  • После звонка нельзя сразу соскакивать с места, необходимо дождаться разрешения учителя.
  • На перемене нельзя бегать по коридорам, толкаться и драться.
  • В библиотеке необходимо соблюдать тишину, говорить вполголоса, не шуршать и не хлопать книгами.
  • В спортзале важно соблюдать правила безопасности - не прыгать, не кувыркаться без спец. снаряжения, не стоит подходить близко во время выполнения другим упражнений, нельзя кидать мяч друг в друга.
  • В столовой принято быть культурным, кушать медленно и аккуратно, пользоваться салфеткой, жевать бесшумно, не есть ничего руками.

Правила поведения на улице и в общественном транспорте

С самого раннего возраста каждый из нас должен знать правила дорожного движения и нормы поведения в общественном транспорте. Соблюдая их, вы не будете рисковать не только своей, но и чужой жизнью.

  • В толпе прохожих не стоит задерживать взгляд на людях с ограниченными возможностями и ни в коем случае не иронизировать над ними. При необходимости таким людям нужно помочь - перевести через дорогу, помочь спуститься по ступенькам.
  • Переходить дорогу нужно только на зеленый свет! Нельзя перебегать дорогу в неположенном месте, это может закончиться плачевно не только для вас, но и для водителя. А правила общественного поведения требуют вести себя так, чтобы не навредить никому из окружающих и не поставить их в неловкое положение.
  • На улице нельзя есть, это неприлично. Исключение составляет мороженое, которое можно есть в парке на скамейке.
  • Если вы двигаетесь в потоке людей, всегда обходите их с правой стороны. Если вы случайно кого-то толкнули, нужно обязательно извиниться.
  • В общественном транспорте не следует садиться на места для инвалидов, пожилых людей и женщин с детьми. Золотое правило гласит - всегда уступайте им свое место.
  • Также нельзя выпячивать локти, толкаться и наступать на ноги, если вы находитесь в автобусе, трамвае, троллейбусе или метро. Если все-таки совершили подобную оплошность, непременно нужно извиниться.
  • Садясь в общественный транспорт, необходимо подождать, пока все, кому нужно, выйдут. Вперед сначала пропускают пожилых людей и женщин с детьми.

Это лишь малая часть того, какие правила поведения существуют в обществе. Например, в различных учреждениях тоже нужно уметь себя вести, быть приятным и вежливым в различных ситуациях.

Правила поведения в различных заведениях

При посещении развлекательных учреждений не забывайте, что вы находитесь там не одни. Чрезвычайно важно помнить, какие правила поведения принять соблюдать в каждом отдельном случае.

  • Когда вы находитесь в зале, нужно соблюдать тишину - не разговаривать, не шуршать, не топать. Вести себя следует спокойно и естественно.
  • Неприлично при всех громко сморкаться, чистить нос, уши, трогать себя за разные части тела. При необходимости нужно отойти в сторону, место, где никого нет.
  • Нельзя перебивать выступающего, если есть вопрос, его задают в то время, когда рассказчик делает паузу.
  • На время посещения кинотеатра, музея, галереи, театра и пр. принято отключать телефон. Недопустимо слать смс или играть в какую-либо игру.
  • В музее и галерее запрещено трогать экспонаты, картины руками, за исключением контактных учреждений, где допустимо «смотреть руками».
  • В зоопарке нельзя дразнить животных, кормить их без разрешения, подходить близко к клеткам и совать пальцы в ограждения.
  • Не забывайте здороваться со всеми, кто встретится вам на пути - швейцаром, экскурсоводом, гардеробщиком и т.д.
  • На любое мероприятие нужно прилично и опрятно одеваться, приходить в чистых, отглаженных вещах. Одежда должна соответствовать случаю, так, не стоит надевать бальное платье в зоопарк, а в музей приходить в спортивном костюме.

О вежливости в разговоре

При ответе на вопросы: «Какие правила поведения существуют? Назови виды таких правил», - не забудьте о речевом этикете, т. е. о тех нормах, которые принято соблюдать неукоснительно.


В заключение

Теперь вы прекрасно осведомлены, какие правила поведения существуют. Обществознание (7 класс) требует знать все эти правила наизусть и уметь применять их в повседневной жизни.

Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения. Поэтому чтобы воспитать в себе истинных леди и джентльменов, следует четко понимать зачем же нужны все эти скучные правила этикета в обществе.

Описание

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Важно! Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, национальными традициями и обычаями.

По мере изменений условий жизни человечества, роста уровня образования и культуры, одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств.

Интересно знать! Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений.

Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, определяется тактом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.

К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения: один - на людях, другой - дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, а дома же с близкими не церемонятся, грубы и нетактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании.

Важно! Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах.

Итак, этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности.

Зачем нужны нормы поведения?

Как ни странно, правила этикета существуют для того, чтобы упростить процесс общения и взаимопонимания. От соблюдения норм поведения напрямую зависит то, каким именно образом мы воспринимаемся окружающими людьми. Этикет представляет собой уже готовый набор форм учтивости, который позволяет не задумываться и практически по автоматическому принципу осуществлять коммуникацию внутри человеческого сообщества.

Этикет - это инструмент, с помощью которого можно достичь положительного результата от общения с себе подобными. Это свойство этикета сегодня не заменимо в повседневной жизни, поэтому правила этикета постоянно развиваются, и сегодня можно выделить правила поведения для общественного места, работы, для внутрисемейного общения, деловых конференций, церемоний и много другого.

В основе этикета - разумное требование уважения и признания достоинства каждого индивида. Так как человек - это существо социальное, вполне разумно предположить, что в своей ежедневной деятельности, он так или иначе должен считаться с мнением других людей, окружающих его в данный момент времени.

Не зря, многими учителями древности вспоминалось золотое правило: «Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе».

Основы этикета

Нормы и правила поведения в обществе распространяются на все формы взаимодействия человека с окружающим миром. Воспитанное поведение подразумевает, что человек корректно реагирует на любые события и не отвечает вспышками гнева на негатив.

Манеры

Доброта и внимание к окружающим – самые важные правила общественного поведения. А вот список хороших манер довольно обширен. Рассмотрим основные из них:

  1. Думайте не о себе, а о других. Окружающие люди ставят в приоритет чуткость, а не эгоизм.
  2. Проявляйте гостеприимство и дружелюбие. Если вы приглашаете гостей, относитесь к ним как к самым близким людям.
  3. Будьте вежливы в общении. Всегда говорите приветственные и прощальные слова, благодарите за подарки и оказанные услуги не только словом, но и делом. Письмо с благодарностью, хоть и кажется пережитком прошлого, будет уместно и приятно для получателя.
  4. Исключите хвастовство. Пусть окружающие судят о вас по поступкам.
  5. Сначала слушайте, а потом говорите. Не перебивайте собеседника - вы успеете высказать свою точку зрения позже.
  6. Не «тычьте» в людей пальцем и не смотрите пронзительным взглядом. Это смущает их, особенно, инвалидов.
  7. Не нарушайте чужое личное пространство - например, не стоит слишком близко подходить к малознакомым людям и пользоваться душным парфюмом. Никогда не курите в обществе, не спросив разрешения собеседников, тем более в присутствии некурящих - пассивное курение никому не нравится.
  8. Избегайте критики и жалоб. Человек с хорошими манерами старается не обижать людей негативными высказываниями и не сетует на судьбу.
  9. Сохраняйте спокойствие в любых ситуациях. Гнев не только приводит к ненужным конфликтам с окружающими, но и вносит диссонанс в собственный внутренний мир.
  10. Контролируйте свою речь, чтобы не повысить голос, даже если вы начали нервничать.
  11. Будьте пунктуальны. Опоздания показывают, что вы не умеете планировать свой день и не цените время других людей.
  12. Держите слово. Невыполненное обещание может привести к настоящей трагедии в жизни обнадеженного вами человека.
  13. Вовремя возвращайте долги. Несоблюдение этого правила часто становится причиной не только прекращения дружбы и хороших взаимоотношений, но и серьезной вражды.

Одежда

Внешнему виду в деловом этикете придается большое значение. Деловые люди во внешнем облике скорее придерживаются не столько моды, сколько определенного уровня. Основное правило при выборе одежды - это ее строгое соответствие времени и обстановке.

Деловой стиль

В большинстве компаний стилю одежды сотрудников уделяется особое внимание; то, как одеты сотрудники и каким образом они ведут себя в офисе, создает определенное впечатление об имидже фирмы у потенциальных клиентов и партнеров.

Помимо этого дресс-код выполняет ряд важных функций: одежда подчеркивает специфику той или иной ситуации, а также играет определяющую социальную роль, в той или иной мере отражая половую принадлежность, социальный статус, профессию, финансовую состоятельность, а также отношение человека к стилю, моде и традициям.

Мужчинам особое внимание следует уделять рубашкам:

  1. Многие мужчины предпочитают однотонные рубашки, при этом стилисты не рекомендуют составлять деловой гардероб из однотонных рубашек, отличающихся друг от друга лишь оттенком одного цвета. В идеале в гардеробе делового мужчины должно быть не менее десяти сорочек разных цветов и оттенков. Универсальные цвета: серый, темно-коричневый, темно-синий, желто-коричневый и белый.
  2. В цветовой гамме деловых рубашек допускаются пастельные оттенки, однако слишком светлая пастель выглядит достаточно празднично, поэтому в повседневном деловом гардеробе таких оттенков лучше избегать.
  3. Рубашки в вертикальную полоску вполне уместны в гардеробе делового мужчины. Что касается длины рукава, то единственно правильное решение в данном случае - классическая рубашка с длинным рукавом. Волосатые руки - не самое приятное зрелище.
  4. Официальный офисный дресс-код, равно как и стандартный, не жалует рубашки в клетку, широкую яркую полоску, а также вещи с принтами и рисунками. Одежда не должна отвлекать внимание коллег и партнеров, в некоторых странах определенное сочетание клетки или полос ассоциируется с принадлежностью к тому или иному национальному или политическому движению, поэтому во избежание ошибочного толкования вашего образа, лучше выдержать деловой гардероб в однотонном ключе.

Также нельзя не уделять внимание брюкам:

  1. Брюки из светлых тканей отвлекают внимание от рубашки и образа в целом. Не следует надевать светлые брюки на собеседование или деловую встречу, лучше отдать предпочтение брюкам черного, темно-коричневого, темно-синего или угольно-серого цвета. Край брюк должен лежать на верхней части обуви, но при этом не собираться внизу в некрасивые складки.
  2. Рубашка в цвет брюк создает впечатление военной формы, беспроигрышный вариант - темные брюки и светлая рубашка, но никак не наоборот.
  3. Джинсовая одежда, безусловно, очень практичная, но в деловой обстановке не уместная, особенно если говорить о тертом и светлом дениме. В некоторых компаниях, дресс-код допускает присутствие джинсов, но в большинстве своем такая одежда разрешена в небольших компаниях, связанных с творчеством, рекламой или IT-технологиями.

Офисный дресс-код для женщин от мужского отличается более широким выбором цветов и вариантов одежды в целом.

База женского делового гардероба - это сдержанные элегантные костюмы с брюками или юбкой, платья классической длины, юбки-карандаши и блузки рубашечного покроя.

  1. В деловой одежде недопустим блеск, разнообразные пайетки и стразы, обильная вышивка и аппликация, яркие кричащие цвета и принты. Все, что отвлекает внимание от вашей профессиональной деятельности, не особо приветствуется с точки зрения делового этикета в одежде.
  2. Представительницам прекрасного пола, по крайней мере тем, кто хотел бы добиться карьерного роста используя исключительно свои профессиональные качества, следует избегать коротких юбок и слишком обтягивающей одежды.
  3. Цветовая гамма делового женского гардероба – это элегантные и сдержанные оттенки, в качестве цветового акцента в некоторых ансамблях допускается присутствие насыщенных цветов, например, фуксии, бирюзы, оттенков драгоценных камней.
  4. Обувь деловой женщины – это классические лодочки бежевого или черного цвета или туфли на устойчивом каблуке. Балетки и туфли без задников удобны, но лучше, чтобы в такой обуви вас не видел босс, клиенты или деловые партнеры.

Торжественный дресс-код

Ошибаются те, кто считает, что вечерний наряд - это обязательно длинное шикарное платье. Вечерние праздничные костюмы столь же разнообразны, как и наша повседневная одежда. И выбор того или иного платья полностью зависит от того мероприятия, которое ожидается. Даже существует специальный этикет вечерних нарядов.

Понятно, что вечер вечеру рознь. Бывают как официальные мероприятия, так и неофициальные. И если на последних допустим достаточно свободный выбор нарядов, то первые ограничены определенными рамками.

  1. «Белый галстук» (White Tie) - дресс-код для мероприятия, отличающегося особой торжественностью. Это может быть церемония вручения премий, президентский прием или иные вечера подобного уровня. Женский наряд на подобные мероприятия должен состоять из длинного платья некричащих тонов. Руки обязательно должны быть закрыты, поэтому наличие перчаток обязательно. Образ элегантной леди должны завершать туфли на высоком каблуке и небольшая сумочка. Для этого стиля одежды недопустимы бижутерия и распущенные волосы.
  2. «Черный галстук» (Black Tie) - длинное или коктейльное платье. В качестве украшения вполне может быть бижутерия, а вот наличие перчаток - не обязательно. В таком наряде вполне можно присутствовать на театральных премьерах или свадебных банкетах. В качестве накидок используйте меховое пальто, хотя наличие в одежде меха не является обязательным условием для наряда на подобные мероприятия.
  3. «Черный галстук приветствуется» (Black Tea Invited) - подобная форма одежды допускается на мероприятия, где присутствуют родственники и знакомые: корпоративы, семейные торжества. Здесь вполне можно надеть обычный праздничный костюм, как альтернативу коктейльному платью.
  4. «Черный галстук не обязателен» (Black Tie Optional) - еще одна разновидность одежды для близких и семейных торжеств. Здесь допускается наряд, собранный из элементов нескольких комплектов.
  5. «Черный галстук, творческий подход» (Creative Black Tie) - подобная форма одежды во многом схожа с Black Tie, разница лишь в том, что здесь приветствуются нестандартные решения в составлении комбинации одежды. Креатив не запрещается, а наоборот, приветствуется.
  6. «Полуформально» (Semi Formal). Форма одежды во многом зависит от того, во сколько начинается мероприятия, будь это семейный или званый ужин, корпоратив. До 18:00 вы вполне можете прийти в дневном платье или просто праздничном костюме. Если же время встречи назначено на вечер, то необходимо надеть коктейльное платье.
  7. «Коктейль» (Cocktail Attire) - полуофициальные мероприятия. Несмотря на название, одним коктейльным платьем здесь можно не ограничиваться. Вполне подойдут и праздничные наряды.
  8. «После пяти» (After 5) - в подобном названии обозначено время мероприятия - после 17:00. Если нет никаких особых указаний, то можно надеть те же наряды, что и для Cocktail Attire.
  9. «Непринужденный вечерний стиль» (Dressy Casual) - все эти вечера носят полуофициальный характер. Единственное требование к женщине: она должна облачиться в одежду от известных дизайнеров.

Но надо сказать, что этикет не ограничивается одним лишь соответствием типа встречи и формы одежды. Правила касаются и уровня открытости женского тела. Так, например, платье с декольте не стоит надевать на мероприятия, которые проходят до 18 часов. Оно уместно лишь после 20:00. А если ваш наряд имеет глубокое декольте, то носить его можно только с 22:00. Плечи же обнажать можно лишь после 19 часов. Если ваш наряд предусматривает перчатки, то здесь действует такое правило: чем короче рукав, тем длиннее перчатка.

Если праздник начинается после 20:00, то можно надеть шелковые лайковые, матерчатые или кружевные перчатки, а праздничную одежду дополнить сумочкой из бисера, парчи или шелка. Шляпа - уж если вы ее надели, то в течение вечера вам придется постоянно в ней быть. Но это лишь тогда, когда вы не являетесь хозяйкой вечера.

В этом случае вам шляпа не полагается. Существует правила даже на ткани, которые используются для различных мероприятий. Так, на встречи, которые проходят до 20:00 модельеры предлагают использовать одежду из шелка, шерсти. Если речь идет о вечернем платье, то в ход идут креп, парча, тарфа, шелк, кружева. Запомнить подобные правила этикета не так уж и сложно, зато с помощью них вы никогда не окажитесь в неловкой ситуации.

Умение подать себя

Все мы знаем - наиболее важно то, что у человека внутри. Но при этом неосознанно продолжаем оценивать окружающих по их внешности и поведению. И первое впечатление зачастую бывает настолько сильным, что сменить его в дальнейшем бывает крайне сложно. Как результат - человек не может подняться по карьерной лестнице, завоевать расположение окружающих, найти своё место в коллективе и не только.

Совет! Вот почему так важно научиться правильно подавать себя при общении с другими людьми.

Только так вы сможете сформировать о себе правильное впечатление и показать окружающим, насколько интересной личностью вы в действительности являетесь.

Чтобы привлечь к себе соответствующее внимание, недостаточно надеть модный костюм и приобрести дорогие аксессуары. Если вы хотите правильно преподнести себя, то подходить к данному вопросу следует комплексно.

  1. Определите свои сильные стороны . Вы должны понимать, что именно выгодно отличает вас на фоне других. К примеру, вы можете быстро принимать решения, легко располагаете к себе других людей, обладаете отличным чувством юмора. Разобравшись в своих уникальных качествах, не прячьте их от окружающих, а активно демонстрируйте и применяйте на практике.
  2. Научитесь гордиться тем, что имеете. Какой бы серой и скучной не казалась нам порой наша жизни, в действительности у каждого из нас есть то, чем мы могли бы искренне гордиться. Уютная квартира, коллекция ретро-пластинок, интересная работа, талантливые дети, верные друзья. Радуйтесь этим моментам и не бойтесь немного похвастаться ими перед окружающими.
  3. Не бойтесь рассказать о своих достижениях. Даже если с тех пор уже прошло определенное время. Лишняя скромность мало кого способна украсить. И не стоит опасаться, что окружающие посчитают вас чрезмерно заносчивым. Рассказывая о своих юношеских спортивных достижениях или о самостоятельной попытке выучить испанский, вы лишь позволите другим лучше узнать и понять вас.
  4. Не бойтесь покинуть свою зону комфорта . Это правило касается как работы, так и личной жизни. Порой нужно сделать то, что пугает вас больше всего - обратиться к начальнику за повышением, первым завязать разговор с интересным вам человеком, вызваться организовать вечеринку и не только. Пусть такие начинания и не всегда заканчиваются желаемым результатом, но вы несомненно сможете с их помощью привлечь к себе положительное внимание.
  5. Сделайте свою жизнь более наполненной . Большинство из нас знают только работу и дом, мы мало чем увлекаемся и почти ничем не интересуемся. Нет ничего удивительного в том, что и воспринимаются такие люди как посредственности. Если вы поймали себя на том, что ваша жизнь с каждым днем становится всё более серой и однотипной, то самое время вернуть ей яркие краски. Постарайтесь чем-то увлечься, найдите новых друзей, отправляйтесь в путешествие. Новые впечатления заставят ваши глаза светиться, что моментально отметят и люди, которые окружают вас.
  6. Не бойтесь показаться глупым. Если вы стараетесь держаться в тени и не желаете привлекать к себе лишнее внимание, в страхе сказать что-то неуместное, то вы не правы. Люди моментально откроются вам, если вы перестанете избегать их. При этом ваши знания или коммуникационные навыки не будут играть практически никакой роли.
  7. Будьте доброжелательны. Если вы хотите сформировать у окружающих положительное мнение о себе, то постарайтесь быть максимально открытым при общении с другими людьми. Ваше дружелюбие тут же будет замечено и оценено. Запомните, что положительные и открытые натуры добиваются в жизни намного большего, чем люди угрюмые и замкнутые, какими бы талантливыми они в действительности ни были бы.

Правила этикета

Для мужчин и женщин общие правила этикета несколько отличаются.

Для мужчин

Образ воспитанного молодого человека состоит не только из умения хорошо вести себя по отношению к женщине. Открыть перед дамой дверь, пропустить её впереди себя или же помочь донести тяжелую сумку – конечно хорошо, но на этом правила этикета для мужчин не заканчиваются. Неотъемлемой частью являются также вежливая речь, культура поведения, хорошо подобранный костюм и многое другое.

Существует 14 основных правила поведения для мужчин по отношению к женщинам, которые должен знать каждый уважающий себя современный молодой человек:

  1. На улице молодой человек должен сопровождать даму, идя по левую сторону от неё. С правой стороны имеют право идти лишь военные, чтобы при необходимости отдать честь.
  2. Если девушка споткнулась или поскользнулась, мужчина непременно обязан придержать ее за локоть. Хотя в реальных обстоятельствах выбор остается за дамой.
  3. Хорошие манеры не позволяют закуривать при даме, лишь после ее согласия.
  4. Настоящий мужчина всегда пропускает даму вперед, предварительно открыв для нее дверь.
  5. При подъеме или спуске по ступенькам, молодой человек обязан поддержать свою спутницу при необходимости, для этого он находится поодаль от нее на пару ступенек.
  6. При входе в лифт мужчина должен первым в него заходить, а при выходе – пропускать сначала девушку.
  7. Выходит из машины первым молодой человек, который, обходя автомобиль, открывает дверь со стороны пассажира, подавая даме руку. Если мужчина является водителем транспорта, то он обязан открыть переднюю пассажирскую дверь и помочь сесть даме. На случай, если кавалер также является пассажиром, ему нужно вместе со спутницей сесть на заднем сидении. Следует помнить, что при этом в автомобиль сначала садится девушка, а затем - возле нее мужчина.
  8. Заходя в помещение, мужчина помогает даме снять пальто, а выходя из него, должен помочь его надеть.
  9. В современном мире молодому человеку не положено находить себе сидячее место, если женщина стоит.
  10. Согласно этикету, молодому человеку необходимо приходить на встречу раньше дамы, чтобы не поставить ее в неудобную ситуацию при опоздании. В экстренных случаях следует оповестить девушку об этом и принести ей свои извинения.
  11. Каждой женщине мужчина обязан помочь донести большие сумки или какие-либо объемные предметы. К ним не относится женская сумочка, а также небольшие шубки и манто, не считая случая, если дама не в состоянии сама нести свои вещи из-за своего самочувствия.
  12. Главной ошибкой молодого человека при общении с кем-либо является скрещивание рук, а также перебирание в руках чего-либо. Это считается знаком непочтительности к оппоненту.
  13. При походе в ресторан сначала заходит кавалер, чтобы метрдотель сделал правильные выводы о том, кто кого пригласил и кто будет оплачивать счет. При большом количестве человек первым входит тот, кто будет платить и является инициатором приглашения.
  14. Находясь в компании, молодому человеку при девушке запрещено говорить на откровенные темы, лучше выбирать легкие ненавязчивые предметы для обсуждения.

Для женщин

Существует некий свод правил, который поможет избежать неловких моментов в жизненных ситуациях, в которые изо дня в день попадает каждая девушка.

  1. Повстречав на улице знакомого человека, обязательно поприветствуйте его. Учитывайте степень близости ваших отношений. Не стоит проявлять излишние эмоции слишком громко и бурно или пытаться окликнуть друга через всю улицу, достаточно встретиться взглядом и кивнуть друг другу.
  2. Избегайте перекусов на ходу на улице. Во-первых, велика вероятность подавиться, во-вторых, нечаянно вы можете испачкать случайного прохожего. Это также касается приема пищи в магазинах или других общественных местах, не предназначенных для этого.
  3. Во время телефонного разговора следите за тем, чтобы ваш голос не был слишком громким. Если это невозможно, отойдите в сторону от основного скопления людей – ваши переговоры не должны быть достоянием общественности.
  4. Не выясняйте отношения на людях, если не хотите получить осуждение окружающих. Страстно целоваться со своим кавалером тоже не стоит.
  5. Не вступайте в перепалки с незнакомыми людьми. Если вам сделали замечание, даже несправедливое, лучше извиниться или промолчать. Помните, что вы – настоящая леди.
  6. Старайтесь не опаздывать на встречи, приходить вовремя, если вас позвали в гости. Пунктуальность – это элементарное правило приличия, которое обязана соблюдать любая женщина. Если вопреки всему вы понимаете, что не успеваете – обязательно заранее позвоните и предупредите, на сколько вы задержитесь.
  7. Следите за своей позой и жестикуляцией во время беседы. Ваши движения должны быть сдержанными, плавными, женственными, не должны привлекать внимание и шокировать.
  8. Макияж девушки обязан соответствовать обстановке. Днем и на работу лучше выбирать нейтральную декоративную косметику природных тонов, а вот вечернее светское мероприятие позволяет нанести яркую помаду и тени с блестками.
  9. Поход в ресторан начинается с изучения меню и совершения заказа. Не бойтесь спрашивать у официанта, например, об ингредиентах, способе подачи, времени приготовления блюда.
  10. Если ваш заказ официант принес раньше, чем другим, не стоит сразу хвататься за вилку с ножом. В данном случае необходимо дождаться, пока на столе появятся тарелки у каждого.
  11. Вызывающее поведение всегда отталкивает окружающих, особенно мужчин, на любом этапе развития отношений. Помните, что в женщине всегда должна оставаться загадка и недосказанность, поэтому не стоит бурно выражать свои эмоции – не забывайте о сдержанности.
  12. Не ведите себя слишком навязчиво. Даже если отношения переживают «конфетно-букетный» период, не стоит часто звонить или писать сообщения партнеру. Только один звонок женщины должен приходиться на три-четыре звонка со стороны мужчины.
  13. Слишком равнодушной и высокомерной девушкой тоже не следует быть. Это воспримется как неуважение и оттолкнет потенциального партнера.
  14. С удовольствием позволяйте мужчине ухаживать за вами, но сами не ждите и не требуйте, когда вам, например, откроют дверь или подарят цветы.

Для детей

Обучая детей этикету и давая им набор руководящих принципов, мы в действительности вооружаем их инструментами, которые помогут им быть услышанными, развиваем их веру в собственные возможности и настраиваем на будущие успехи.

Итак, вот список правил этикета, которым родители должны обучить своих детей.

  1. Приветствуйте человека по имени, а если вы не знаете, как его зовут, спросите. Приветствие по имени – это знак уважения, который говорит человеку о том, что вы его цените. Поэтому важно научить детей всегда приветствовать взрослых людей по имени и отчеству или спрашивать, если они не знают, как их зовут.
  2. Никогда не бойтесь переспрашивать, если вы забыли имя собеседника: люди понимают, что иногда дети могут забывать имена. Все это делают. В этом случае вполне приемлема фраза: «Простите, я не могу вспомнить ваше имя, не могли бы вы мне его напомнить?».
  3. Старайтесь смотреть собеседнику в глаза: смотреть в глаза человеку во время общения с ним полезно не только детям, но и взрослым. Кроме того, научите детей не отвлекаться; в противном случае собеседник получит сигнал, что он вам не интересен. Взгляд в глаза – простой, но эффективный способ помочь детям завоевать сердце каждого взрослого человека, который встречается им на жизненном пути. Конечно, если такой зрительный контакт характерен для данной культуры и социальных норм.
  4. Запоминание подробностей и активное слушание: это простое правило хорошего тона, но оно оказывает существенное влияние на восприятие вас другими людьми. Запоминание имен и конкретных деталей (например, болезни или недавнего возвращения из отпуска) предполагает заботу и уважение.
  5. Будьте осмотрительны – останавливайтесь и осматривайтесь: дети часто находятся в блаженном неведении по поводу того, что их окружает. У них одно побуждение сменяет другое. Например, вы пришли с малышами в зоопарк, и в то время как вы рассматриваете слонов, они вдруг замечают что-то интересное в другом месте. Не задумываясь ни на секунду о том, что находится вокруг них, малыши бегут сломя голову и чуть не попадают под колеса инвалидной коляски пожилого человека, который начинает волноваться и злиться по понятным причинам.
  6. Красный свет, желтый свет, зеленый свет: вы, возможно, обращали внимание на то, что учителя, тренеры по плаванию и футболу и многие другие взрослые наставники в жизни ваших детей, используют этот ценный инструмент. Используя зеленый свет как разрешение «идти», желтый свет, чтобы «замедлиться», и красный свет для «остановки», вы можете контролировать движения и перемещения детей, не повышая голос. Начните использовать этот метод как можно раньше и представляйте его малышам, как игру. Вскоре вместе с практикой они прекрасно научатся определять, когда можно «идти», когда следует «притормозить» и когда они должны «остановиться».
  7. Убираем руки от стекла: это правило может показаться немного смешным. Научите детей не трогать руками, особенно грязными, стеклянные поверхности, чтобы на них не оставалось пятен, и ваш учитель танцев, владелец магазина, библиотекарь, врач и многие другие люди будут вам очень благодарны.
  8. Есть с чужой тарелки – даже с тарелки мамы – это плохая идея: в некоторых семьях играют в игру, которая заключается в том, что можно «воровать» еду с тарелок друг друга. Это может быть очень смешным и приемлемым дома, когда вся семья участвует в такой игре и получает удовольствие от нее, но она перестает быть смешной, когда в нее вовлекают кого-то, кто не понимает шутки такого рода. Есть пищу с тарелки другого человека неприемлемо. Гораздо лучше вежливо попросить добавки, даже если маме или папе придется наложить ребенку эту добавку со своей тарелки.
  9. Салфетка на коленях, локти со стола: в наши дни эти правила этикета считаются старомодными и многие люди относятся к ним немного небрежно. Тем не менее, поскольку в разных семьях существуют разные традиции, следует научить детей этим правилам поведения за столом, чтобы в любой ситуации они оставались на высоте.
  10. Не тянись за чем-либо. Старое, но верное правило. Нормами этикета не разрешается тянуться через весь стол за чем-либо. Каждый родитель знает, какое возникает огорчение, когда ребенок переворачивает стакан и проливает его содержимое на обеденный стол. Чтобы не пролить чай на колени соседу и не заставлять нервничать всех сидящих за столом, необходимо вежливо попросить передать вам то, чего вы хотите.
  11. В беседе со взрослыми людьми ждите, пока к вам обратятся: это довольно старомодное правило, которое утратило свою привлекательность в последние десятилетия. Однако в современном технологическом мире, где трудно сказать, когда взрослый человек занят, на самом деле очень важно, чтобы дети не перебивали человека, когда он говорит.
  12. Следите за своими словами: раньше травля и преследование (буллинг) происходили только очно. Большинство родителей обучают своих детей тому, что очень важно проявлять доброту при личном контакте с людьми, потому что буллинг неприемлем. Однако злые комментарии и оскорбления теперь перешли в киберпространство и часто находятся вне зоны контроля взрослых. Приложите все силы, чтобы дети понимали, что слова могут ранить другого человека.

Как вести себя в обществе?

Правила этикета, они же элементарные правила уважения и вежливости, работают в обе стороны. Вы проявляете их по отношению к другому человеку, он проявляет их по отношению к вам.

Таким образом выигрывают все. Но существует несколько нюансов, которые стоит напомнить и уточнить каждому уважающему себя человеку:

  1. Никогда не приходите в гости без звонка. Если вас навестили без предупреждения, можете позволить себе быть в халате и бигуди.
  2. Кем бы вы ни были - директор, академик, пожилая женщина или школьник, - входя в помещение, здоровайтесь первым.
  3. Рукопожатие: с женщинами не принято здороваться за руку, но если она протягивает руку мужчине первой, следует пожать ее, но не так крепко, как мужчинам.
  4. Правила оплаты заказа в ресторане: если вы произносите фразу «Я вас приглашаю», - это значит, вы платите. Если женщина приглашает делового партнера в ресторан, платит она. Другая формулировка: «А давайте сходим в ресторан», - в этом случае каждый платит за себя, и только если мужчина сам предлагает заплатить за женщину, она может согласиться.
  5. Зонт никогда не сушится в раскрытом состоянии - ни в офисе, ни в гостях. Его нужно сложить и поставить в специальную подставку или повесить.
  6. Сумку нельзя ставить на колени или на свой стул. Маленькую нарядную сумочку-клатч можно положить на стол, объемную сумку повесить на спинку стула или поставить на пол, если нет специального стульчика (такие часто подают в ресторанах). Портфель ставят на пол.
  7. Золотое правило при использовании духов - умеренность. Если к вечеру вы ощущаете запах собственных духов, знайте, что все остальные уже задохнулись.
  8. Если вы идете с кем-нибудь, и ваш спутник поздоровался с незнакомым вам человеком, следует поздороваться и вам.
  9. Целлофановые пакеты допустимы только по возвращении из супермаркета, также как и бумажные фирменные пакеты из бутиков. Носить их потом с собой в качестве сумки - жлобство.
  10. Мужчина никогда не носит женскую сумку. И женское пальто он берет только для того, чтобы донести до раздевалки.
  11. Домашняя одежда - это брюки и свитер, удобные, но имеющие приличный вид. Халат и пижама предназначены, чтобы утром дойти до ванной, а вечером - из ванной в спальню.
  12. С того момента, как ребенок поселяется в отдельной комнате, приучитесь стучать, заходя к нему. Тогда и он будет поступать так же, прежде чем войти в вашу спальню.
  13. Мужчина всегда первым входит в лифт, но выходит первым тот, кто ближе к двери.
  14. В автомобиле наиболее престижным считается место позади водителя, его занимает женщина, мужчина садится рядом с ней, и когда он выходит из машины, то придерживает дверцу и подает даме руку. Если мужчина сидит за рулем, женщине тоже предпочтительнее занять место за его спиной. Однако, где бы женщина ни сидела, мужчина должен открыть перед ней дверцу и помочь выйти.
  15. Говорить во всеуслышание о том, что вы сидите на диете - дурной тон. Тем более нельзя под этим предлогом отказываться от блюд, предложенных гостеприимной хозяйкой. Обязательно похвалите ее кулинарные таланты, при этом вы можете ничего не есть. Также следует поступать с алкоголем. Не стоит сообщать всем, почему вам нельзя пить. Попросите белого сухого вина и слегка пригубите.
  16. Темы-табу для светской беседы: политика, религия, здоровье, деньги.
  17. К каждому человеку, достигшему 12 лет, полагается обращаться на «вы». Отвратительно слышать, люди говорят «ты» официантам или шоферам. Даже к тем людям, с кем вы хорошо знакомы, в офисе лучше обращаться на «вы», на «ты» - только наедине. Исключение - если вы сверстники или близкие друзья.

Деловой этикет

Ниже приведены основные характеристики этикета делового общения. Соблюдая их, человек сможет вызвать к себе доверие, подняться вверх по карьерной лестнице за сравнительно короткий промежуток времени.

Эти нормы нельзя откинуть или сделать вид, что их вовсе не существует. Этикет деловых людей сопряжен с определенными правилами, которые нельзя игнорировать. Рассмотрим их подробнее.

  1. Вежливость
    Этикет делового взаимодействия подразумевает, что к собеседнику нужно обращаться подчеркнуто вежливо. Даже если вы беседуете с тем, кто вам заведомо неприятен, не стоит показывать свое истинное отношение. Вежливость – неотъемлемая составляющая этикета делового общения. Трудно представить себе руководителя серьезного предприятия, который отличался бы повышенной эмоциональностью и впечатлительностью. Этикет учит сдерживать свои эмоции, подавлять их в нужный момент. В противном случае человек просто не сможет полноценно руководить коллективом и отслеживать работу других людей.
  2. Контроль эмоций
    Этикет делового взаимодействия предполагает, что демонстрировать свои эмоции на глазах у людей недопустимо. В присутствии деловых партнеров или коллег нельзя проявлять страхи, сомнения, неуверенность. Всему этому нет места в мире бизнеса или даже просто на службе. В противном случае человек никогда не сможет почувствовать себя защищенным, а сделается уязвимым для любых шуток, сплетен и пересудов со стороны окружения. Вряд ли кому-то захочется стать предметом негативных обсуждений или приобрести репутацию несдержанного, невоспитанного человека. Контроль эмоций позволяет избежать ненужных вопросов, сохранить собственную репутацию и завоевать уважение коллег, подчиненных и начальства к собственной персоне.
  3. Пунктуальность
    На любую встречу следует приходить вовремя. Чего бы ни касался предмет обсуждения, какие бы аспекты он ни затрагивал, время прибытия на место переговоров должно строго соблюдаться. Лучше прийти на десять-пятнадцать минут раньше, чем допустить опоздание и заставить всех ждать себя одного. Опаздывать – значит, проявлять неуважение к деловым партнерам, которые собрались в конкретном месте для обсуждения важных вопросов.
  4. Конфиденциальность информации
    Этикет делового взаимодействия подразумевает, что вся доступная информация, которая представляет собой неоспоримую важность, не должна быть разглашена третьим лицам. Посторонние вообще не должны иметь отношения к происходящему и не должны знать никаких подробностей совершающихся деловых сделок. Конфиденциальность данных помогает сделать процесс делового сотрудничества максимально удобным и взаимовыгодным. Если не уделять вопросу делового этикета достаточного внимания, то можно оказаться в очень неловкой и сложной ситуации.
  5. Контроль речи
    Этикет делового взаимодействия подразумевает, что свою речь необходимо тщательно обдумывать. Прежде чем что-либо произнести вслух, лучше удостовериться в правильности выбранных фраз и их значении. Контроль речи позволяет достичь положительного эффекта на переговорах и избежать неловких ситуаций, которые могут случайно возникнуть под влиянием эмоций.

Этикет в общественном транспорте

Согласно статистике, мы проводим в транспорте в среднем час в день. Кто-то толкается, кто-то благоухает парфюмом, а кто-то половину этого времени опирается на вашу ногу зонтиком-тростью. И ничего приятного в таких поездках нет.

Чтобы облегчить жизнь друг другу и сделать ежедневные «путешествия» более приятными, следует придерживаться простых правил этикета:

  1. Подошел вагон? Не нужно ломиться в двери, дайте людям выйти и тогда только заходите. Не проталкивайте маленьких детей вперед, чтобы они забежали и сели. С одной стороны, это некрасиво, с другой - их могут просто снести выходящие, особенно в час пик.
  2. Если вы хотите помочь при посадке в транспорт пожилому человеку (ребенку, беременной женщине, слабовидящему), то нужно сначала поинтересоваться, нуждаются ли они в этом.
  3. При входе в транспорт необходимо снимать с плеч рюкзаки и объемные сумки, чтобы не доставить неудобств остальным гражданам. Даже большие дамские сумки стоит снять с плеча и держать их на уровне колен.
  4. Все сидячие места в метро, троллейбусах, трамваях предназначены для людей старшего возраста, с ограниченными возможностями, для будущих мам и пассажиров с маленькими детьми. Если эти люди сидят, а свободные места остаются, то занять их разрешается женщинам.
  5. Если мужчина находится в общественном транспорте со спутницей, то он обязательно должен поблагодарить того, кто уступил ей место.
  6. Уступать место лучше после визуального контакта. Это поможет понять, нуждается ли человек в такой любезности. Молча вставать и указывать человеку на свое место не стоит. Следует произнести фразу: «Присаживайтесь, пожалуйста».
  7. Заглядывать в книгу или телефон соседа некрасиво. Пристально разглядывать пассажиров - тоже.
  8. Многие люди плохо переносят резкие запахи, поэтому выливать на себя флакон духов и заходить в общественный транспорт после того, как вы поужинали острым буррито с чесноком, по возможности не стоит - воспользуйтесь жевательной резинкой.
  9. Сидеть, широко раздвинув ноги или вытянув их через весь проход не красиво - вы отнимаете пространство у людей.

«Ничто не обходится нам дешево и не ценится так дорого, как вежливость»
Сервантес

КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ОБЩЕСТВЕ?

Общеизвестным является тот факт, что человек не способен длительное время находиться в одиночестве. Поэтому для того чтобы раз и навсегда забыть о том, что кроется под словом «одиночество», люди просто обязаны научиться правильному общению друг с другом.

Не каждому человеку повезло в детстве получить хорошее воспитание и усвоить правила поведения, которые прививаются в семье и продолжают дополняться и совершенствоваться в детском саду, в школе, да и на протяжении всей жизни. Правила поведения принятые в обществе помогут вам непринужденно общаться с людьми и быть приятным собеседником.

У мужчины и женщины разные жизненные функции и, следовательно, разные правила поведения в обществе. Общепризнанным является то мнение, что мужчина должен быть добытчиком и защитником, то есть находчивым и смелым. Женщины физически более слабые, они хранительницы домашнего очага, нуждаются в защите. Исходя из этого и правила поведения мужчин и женщин соответствующие.

Однако, есть правила равно справедливые как для мужчин, так и для женщин, вот их мы и рассмотрим сегодня. Так каким должен быть вежливый человек?

ЭТИКЕТ — ЧТО ЭТО?

Для того, чтобы научиться быть вежливым человеком, потребуется немало усилий, упорство и много работы над собой, и первое что нужно сделать – дать объективную оценку своего поведения на данный момент. Очень помогает в такой ситуации взгляд со стороны. Это поможет понять и проанализировать все ошибки, имеющиеся вредные привычки, совершенные неправильные поступки и свое поведение вообще. После чего можно смело браться за «работу над ошибками».

Этикет — это общечеловеческие нормы морали, совокупность правил поведения в обществе: обращения, приветствия, манеры, одежда. Манеры — формы поведения человека. Сущность этикета заключается в уважении к другим людям.

Когда-то давно правила хорошего тона в общении или правила этикета, являлись одним из предметов образовательной программы в школе. Детей этой науке учили и строго контролировали, насколько хорошо она была ими усвоена, ответственным за воспитание детей были гувернеры. В настоящее время нет ни гувернеров, ни соответствующих предметов в школьной программе, а потребность в обучении элементарной вежливости все так же высока.

Попробуем разобраться, что относится к правилам хорошего тона и будем неукоснительно им следовать.

ПРАВИЛО ПЕРВОЕ — ЛЮБЕЗНОСТЬ

Одним из основных правил хорошего тона в обычной, повседневной жизни является любезность в отношениях, умение здороваться с людьми без излишних демонстраций, способность поздравить с праздником, выразить сочувствие или пожелать доброго здоровья, а также умение поблагодарить за оказанную Вам услугу.

Кроме этого, понятие любезность предполагает, что входящий пропускает выходящего, а тот в свою очередь при необходимости придерживает дверь, мужчина, идущий рядом с девушкой, всегда пропускает ее вперед, за исключением схождения по трапу, выхода из лифта и общественного транспорта.

Несмотря на то, что некоторые чопорные манеры давно себя изжили, например, закрывание дверцы автомобиля за девушкой, прежде чем сесть за руль, помощь дамам при выходе из автомобиля все же не помешает.

ПРАВИЛО ВТОРОЕ — ФОРМА ОБРАЩЕНИЯ

Правильное обращение к другому человеку, знакомому или не очень, является важной частью правил поведения. Так, правила поведения, принятые в обществе гласят что на «ты» можно обращаться только к детям младше 18 лет, близким друзьям и родственникам. Ко всем остальным незнакомым людям, даже если они младше вас или являются вашими ровесниками, следует обращаться только на «вы».

Кроме этого, переходить на «вы» принято при появлении посторонних людей и называть по имени-отчеству родственника или друга, в том числе, когда неуместно демонстрировать в обществе фамильярные или родственные отношения. Переход с «вы» на «ты» должен быть уместным и тактичным, его инициатором, как правило, бывает женщина, человек старший по возрасту или положению.

Если в разговоре упоминаются отсутствующие люди, о них нельзя говорить в третьем лице – «они» или «она», даже если это близкие родственники необходимо называть их по имени или по имени и отчеству.

Существует три вида обращения, которые используются в разных ситуациях:

  • официальное – гражданин, господин, мадам, а также используются титулы и звания представляемых людей;
  • неофициальное – по имени, на «ты», брат, дорогой друг, подруга;
  • безличное – используется в тех случаях, когда нужно обратиться к незнакомому человеку. В этих случаях пользуются фразами «извините», «позвольте», «прошу прощения» «подскажите» и так далее.

Недопустимым является обращение к человеку по половому признаку, роду занятий или возрасту: женщина, мужчина, сантехник, продавец, ребенок и прочее.

ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ — СОБЛЮДАЕМ ДИСТАНЦИЮ

Правила поведения человека в обществе предполагают соблюдение правильного расстояния между собеседниками. Существуют следующие общепринятые дистанции в общении:

  • публичная дистанция – при общении с большими группами людей, составляет более 3,5 метров;
  • социальная дистанция – при общении между незнакомыми людьми, между людьми с различными социальными статусами, на приемах, банкетах и пр. от 3,6 до 1,2 метра;
  • персональная или личная дистанция – для повседневного общения между знакомыми людьми, составляет от 1,2 до 0,5 метра;
  • интимная или сенсорная дистанция – для общения очень близких людей, вход в эту зону разрешен только избранным, она составляет менее 0,5 метра.

При этом важно, чтобы у каждого из собеседников всегда была возможность свободного выхода из разговора, удерживать человека за руку или лацкан пиджака, а также загораживать проход во время беседы считается недопустимым.

Кроме этого, важно выбирать подходящие темы для беседы, они должны быть интересны и приятны обоим собеседникам и не должны затрагивать личные дела. Недопустимым считается перебивание собеседника, исправление его речи и высказывание замечаний. Также неприлично долго наблюдать и пристально разглядывать собеседника, особенно если он ест.

Предлагаю Вашему вниманию видео о правилах поведения человека в обществе:

БУДЬТЕ КОММУНИКАБЕЛЬНЫ!

Вопрос 1. Какие правила общения между людьми тебе известны? Какие правила гостеприимства ты знаешь?

Правила общения между людьми: чётко изъясняйтесь; будьте вежливы; слушать больше, чем говорить; не лгать самому и не заставлять лгать собеседника; думать, прежде чем сказать; не высмеивать собеседника; не перебивать, давая возможность высказаться; избегать высокомерного, пренебрежительного поведения по отношению к собеседнику; придерживаться уверенного, но дружелюбного тона; уважать точку зрения собеседника; называть собеседника по имени; при встрече с любым человеком иметь хорошее, позитивное настроение.

Правила гостеприимства: все гости равны, настроение должно быть приподнятым, необходимо быть вежливым со всеми, не нужно принуждать гостей есть, если они не хотят, придумать способы развлечь гостей.

Вопрос 2. Выскажи своё мнение о споре двух семиклассников. Пётр. Правила мешают людям жить, поэтому люди их часто нарушают. Лариса. Правила необходимы. Если бы правил не было, люди просто не знали бы, как поступать.

Я считаю, что в данном случае абсолютно права Лариса, т.к. правила обязательно нужны в нашем обществе. Мы должны следовать им и соблюдать их. Иначе будет очень плохо.

Вопрос 3. Посмотри на рисунки. Художник пошутил, и все правила этикета перепутал. Объясни, как нужно поступать по правилам.

1. Пропускать вперед старших. 2. Соблюдать правила поведения на концерте. 3. Одеваться соответствующе. 4. В общественном транспорте уступать место пожилым.

Вопрос 5. Какие правила поведения существуют? Назови как можно больше видов таких правил.

Правила поведения в школе – вежливое общение с педагогами и сверстниками, соблюдение дисциплины, отключение телефона на время урока, умение вести себя в столовой, библиотеке, спортзале, классе.

Нормы поведения на улице и в общественном транспорте – обязательное употребление «волшебных» слов в разговоре, соблюдение правил дорожного движения, внимательное отношение к людям (перевести через дорогу, уступить место в автобусе) и пр.

Правила поведения в различных учреждениях (больнице, магазине, кафе, музее, кинотеатре и т.д.).

Соблюдение правил поведения в разговоре, например, необходимо здороваться при встрече, обращаться к старшим на «Вы», извиняться за оплошности, прощаться в конце беседы.

В обществе действует множество правил, или социальных норм. По направленности: предписывающие, запрещающие. Какое поведение желательно или обязательно, какое поведение недопустимо. По степени обязательности: нормы-правила. Какое поведение обязательно для данной группы людей. Нормы-ожидания. Поведение, которое допустимо, хотя и нежелательно. По форме: формальные. Чётко зафиксированы в письменной форме. Неформальные. Обеспечиваются обычаями и привычкой.

Вопрос 6. Что такое привычки? Приведи примеры полезных и вредных привычек.

Привычка - сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности, которые «побуждают совершать какие-нибудь действия, поступки». При формировании привычки неоднократно выполняется какое-либо действие.

Вредные привычки: алкоголизм, курение, наркомания. Полезные привычки: честность, трудолюбие, доброта, упорство.

Вопрос 7. Что тебе известно об обычаях и ритуалах? Почему многие из них, возникнув в далёкие времена, существуют и сегодня?

Обычай – действие, которое укоренилось в каком-либо обществе и неоднократно повторялось им. Унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов.

Ритуал – совокупность обрядов, сопровождающих религиозный акт, или выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо

И то, и другое передавалось из поколения в поколение на протяжении многих веков, появилось вместе с образованием отдельных этносов, воплощает в себе культурные элементы той или иной общности.

В современном мире они сохранились потому, что сохранились и этносы, которым они принадлежали. Так как каждый этнос стремится сохранить свою культуру, переданную от предков, он и в современной жизни сохраняет отдельные ритуалы и обычаи, которые при этом не противоречат правовым и моральным нормам, при которых этот этнос существует (законодательство страны, современные моральные нормы).

Вопрос 8. Зачем в обществе существуют правила этикета?

Этикет - это принятая в определённых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Правила эти складывались веками, многие из них ушли в историю навсегда, а некоторые остались. Подчас на наших глазах появляются новые правила этикета.

Правила этикета существуют для того, чтобы упростить процесс общения и взаимопонимания. От соблюдения норм поведения напрямую зависит то, каким именно образом мы воспринимаемся окружающими людьми. Этикет представляет собой уже готовый набор форм учтивости, который позволяет не задумываться, и практически по автоматическому принципу, осуществлять коммуникацию внутри человеческого сообщества.

Вопрос 9. Среди многочисленных правил, которые ты обязан выполнять, есть самые важные. Какие правила ты относишь к самым-самым? Объясни почему.

Следить за здоровьем, питаться правильно, тренироваться, учиться, познавать новое, зарабатывать деньги, умение доводить до конца работу, которая тебе не нравится или которую ты не хочешь делать, умение брать на себя столько обязательств, сколько ты сможешь выполнить.

Вопрос 10. О каких нормах идёт речь в следующем тексте? «Вос-преемник спросил его: «С каким намерением желаешь ты вступить в рыцарское общество?» Вновь посвящаемый отвечал ему в согласии со словами, произнесёнными до этого епископом. Тут же он принёс клятву верности ему как своему сюзерену. Тогда, по приказанию последнего, началось облачение его в рыцарские доспехи. Этим делом занимались рыцари, им помогали дамы и молодые девушки. Сперва прикрепили ему левую шпору, затем правую, надели кольчугу, а после всего опоясали его мечом...»

Посвящение в рыцари, с целью служить своей стране.

Вопрос 11. За нарушение установленных правил обычно применяются санкции. Словарь определяет санкции как меры воздействия, наказания, применяемые к нарушителям установленных норм, правил. Могут быть и позитивные санкции, например аплодисменты актёру или музыканту за исполнительское мастерство. Но чаще всего, говоря о санкциях, имеют в виду первое значение этого слова.

Какие санкции имеются в виду в следующей детской считалке? «Три-четыре-пять, я иду искать. Пора-не пора, я иду со двора. Кто не спрятался, я не виноват. Кто за мной стоит, тому три кона водить».

Санкция - элемент правовой нормы, в котором устанавливаются неблагоприятные последствия несоблюдения требований, предусмотренных этой нормой. Значит санкции были предъявлены по поводу стояния за спиной и предполагают вождение трех конов в случае обнаружения за спиной.

Вопрос 12. В составленной по указанию Петра I книге «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов» говорилось: «Никто не смеет повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить или на людей косо взглядовать, но прямо, а не согнувшись ступать, и голову держать прямо ж, а на людей глядеть весело и приятно с благообразным постоянством, чтоб не сказали: он лукаво на людей смотрит».

Переведи это правило на современный язык, объясни его смысл.

Иди по жизни смело, ступай уверенно и смотри на людей добрым взором, и никто не скажет что ты что-то скрываешь.

Вопрос 13. Как ты думаешь, какие правила этикета появились в XX - начале XXI в.? Объясни причины их появления и значение в жизни людей.

Не разговаривать по телефону в кинотеатре, театре, на спектаклях. Никогда не давайте незнакомому человеку свой мобильный телефон. Никогда не посылайте оскорбительных или вызывающих писем и не отвечайте на подобные письма, присланные вам.

Все эти и многие другие правила появились в связи с развитием общества, технологий.

Правила хорошего тона необходимы как в профессиональной сфере, так и в быту. Современному человеку приходится бывать на деловых обедах с партнерами, в кафе с возлюбленной, в ресторанах на отдыхе за границей… Возникает естественный вопрос, – какие правила поведения существуют, и нужно ли знать все? Особенно важны правила поведения за столом. Современный этикет имеет множество разделов, для всех областей жизни. Чтобы выглядеть достойно в любой компании, достаточно знать основы хороших манер.

Зачем нужен этикет

Хорошие манеры во все времена были знаком воспитанности, свидетельством внутренней культуры человека. Каждая эпоха имела свои моральные ценности, и это влияло на нормы поведения. В Древнем Риме обедающие не сидели за столами, а возлежали на специальных лежанках. Средневековые рыцари ели руками, вытирали испачканные соусами пальцы о скатерть и швыряли кости под стол, где их с шумом грызли собаки. В Древней Руси бояре собирались на пир исключительно мужской компанией, за едой шумно хвалились и пили из одной круговой чаши.

Понятно, что подобные манеры неприемлемы в цивилизованном обществе. Универсальные европейские правила этикета начинают складываться при французском королевском дворе в XVIII веке. В XIX веке этот свод хороших манер был принят во всех странах Европы. Но правила были очень сложны и удобны только для высших кругов общества.

Современные правила хорошего поведения просты и удобны. Они не усложняют жизнь, а облегчают её. Благодаря знанию этикета, легко произвести приятное впечатление на коллег, даму сердца, друзей и даже незнакомых людей.

Если вас пригласили в гости

Приглашение на званый ужин предполагает вежливый ответ. Если прислали открытку или электронное письмо, нужно ответить аналогично. Если в приглашении не предлагают привести с собой друзей, не стоит спрашивать: «А можно я приду со своим парнем?». Но когда пригласили всю семью, допустимо спросить: «Можно ли нам взять с собой наших детей?».

Отправляясь к друзьям, можно принести подарок для хозяина или хозяйки. Подарок может быть съедобным – торт коробка конфет. Не стоит обижаться, если хозяева не поставят презент на стол. У них есть запланированное меню, к которому новое блюдо не подходит.

Иногда званые обеды и ужины носят официальный характер. Специальные карточки указывают каждому гостю его место за столом. Если таких карточек нет, стоит спросить хозяев, где лучше сесть. Воспитанный гость не сядет за стол раньше хозяев.

Правила поведения в столовой дают четкие инструкции насчет того, в чем люди чаще всего сомневаются – салфетка и столовые приборы. Тканевые салфетки подаются в ресторанах, реже – на частных вечеринках. Если тканевая салфетка имеется, нужно подождать, пока хозяин не развернет свою. После этого можно расстелить свою салфетку на коленях. В ресторане салфетку на колени кладут сразу. Она должна оставаться на коленях до конца ужина.

Если во время еды нужно выйти на время из-за стола, можно положить салфетку по обеим сторонам тарелки. Когда ужин окончательно завершен, салфетку кладут слева от прибора.

Изобилие приборов в ресторане часто смущают людей – как выбрать, какой нож для какого блюда предназначен? Правила поведения в гостях легко разрешают эту проблему. Начинать надо с тех ножей и вилок, которые лежат дальше всего от тарелки. Для следующего блюда используют приборы, лежащие вторыми по счёту, и так далее. Если обед проходит в частном доме, можно смотреть, какими приборами пользуются хозяева, и следовать их примеру.

Хорошие манеры за столом

На званом обеде или ужине где много блюд на столе, нельзя тянуться через стол за каким-либо кушаньем. Лучше попросить передать соседа по столу передать его вам (того, кто сидит ближе к этому блюду). Из общей салатницы или вазы еду нужно брать не своим прибором, а тем, что прилагается к этому кушанью.

Правила культуры поведения были разработаны, чтобы люди показывали уважение друг другу, общались во время обеда. Самое важное за столом – не привлекать к себе внимания нарушением приличий. Вот некоторые нормы столового этикета:

  • Выключайте мобильный телефон перед тем, как сесть за стол. Разговаривать по телефону или отправлять СМС в компании других людей невежливо.
  • Не разговаривайте с едой во рту. Даже если собеседник задал вопрос, нужно проглотить прежде, чем отвечать.
  • Солить или перчить еду перед тем, как попробовали её – оскорбительно для хозяев.

  • Не нарезайте всю еду на мелкие кусочки сразу. Достаточно отрезать один-два кусочка для начала.
  • Не дуйте на пищу. Если она слишком горячая, подождите несколько минут, чтобы блюдо само остыло.
  • Отламывайте хлеб небольшими кусочками и каждый кусочек мажьте маслом отдельно.
  • Сделайте комплимент хозяйке, если вам понравилась еда. Если кушанье не по вашему вкусу, лучше промолчите.
  • Не жестикулируйте с посудой в руках, не передавайте нож лезвием вперед.
  • Ешьте медленно. Постарайтесь закончить одновременно с хозяевами.

  • Отрыжка, сморкание и другие грубые звуки за столом неприемлемы.
  • Если вы пролили что-либо в ресторане, позовите на помощь официанта. Если же пролили что-то на частной вечеринке, возьмите салфетку и промокните ею. Облив другого гостя, скажите, что вы готовы оплатить химчистку.
  • Закончив, положите приборы на тарелку.
  • Зубочистку или зубную нить за столом при всех не используют.
  • За столом не подкрашивают губы, и не подправляют макияж. Для этого используют ванную комнату.

После ужина

Закончив есть, салфетку складывают вдвое и кладут слева от тарелки. Дождавшись, когда хозяева объявят, что ужин закончен, можно встать из-за стола. Если после обеда или ужина не запланировано развлечений, танцев т.п., нужно пробыть в гостях ещё около часа, прежде чем сказать «до свидания» и поблагодарить хозяев за угощение. Если мероприятие не официальное, можно предложить свою помощь – убрать со стола, помыть посуду.

После большого мероприятия через один-два дня хозяевам посылают открытку или электронное письмо с благодарностью за прекрасный ужин. Можно добавить какой-нибудь приятный комментарий, например: «До сих пор вспоминаю ваш восхитительный пирог!».

Было ли это дачное угощение с шашлыками или непринужденная дружеская вечеринка в маленьком ресторанчике, соблюдать этикет нужно обязательно. Грубость неприемлема нигде.

Правила безопасного поведения

Для каждой сферы жизни разработан свод этикета. Люди вырабатывают нормы поведения, чтобы сделать жизнь общества приятной, комфортной и безопасной. Воспитанный человек ведёт себя правильно везде: в общественном транспорте, на улице, в многолюдных местах.

Безопасное поведение в транспорте предполагает соблюдение следующих правил:

  • Не засыпать во время движения транспорта, не увлекаться чрезмерно чтением или использованием гаджетов;
  • Не класть свои вещи слишком далеко от себя. Это может вызвать панику среди пассажиров;
  • Садиться в транспорт или выходить можно только во время остановки. В метро – только после объявления об открытии дверей.
  • Нельзя прижиматься к двери во время движения транспорта или прижимать к ней других людей.
  • В общественном транспорте не пьют никакие жидкости, и не едят, чтобы не запачкать других пассажиров.

Правила, регулирующие поведение людей на улице

  • Не вступайте в долгие разговоры с незнакомыми людьми на улице. Воспитанный человек всегда поможет, объяснив дорогу, подсказав время. Но не стоит рассказывать незнакомцам свои личные данные: адрес, место работы. Нельзя соглашаться «покараулить» чужие вещи.
  • Нельзя идти и тем более ехать в автомобиле с незнакомыми людьми, если они просят показать дорогу. Нужно вежливо объяснить путь на словах и сказать, что вы заняты.
  • Нельзя принимать от посторонних людей подарки, соглашаться сфотографироваться с ними. Вежливый ответ в этих случаях: «Спасибо, не стоит».
  • Увидев на улице драку, нельзя ступать ни действиями, ни словами. Нужно отойти в сторону и вызвать полицию.
  • Если у вас просят закурить, нужно, не останавливаясь, ответить: «Извините. Я не курю», и продолжать идти. Если цель вашего пути ещё далеко, лучше зайти в магазин, аптеку любое общественное место поблизости.

Этикет, правила поведения отражают взгляды людей на моральные ценности – порядочность, добро, красоту. Соблюдая правила поведения в обществе, человек демонстрирует уважение к людям, желание жить в мире с окружающими.

Какие правила поведения существуют was last modified: Декабрь 18th, 2015 by Елена Погодаева