Как сделать жизнь не скучной. Как сделать жизнь лучше: самое время начать. Выходим из зоны комфорта

По одной из версий фонд Нобелевской премии образовался потому, что Альфред Нобель хотел, чтобы его имя ассоциировалось именно с ним, а не с изобретенным им динамитом. За всю историю человечества многие ученые сожалели о своих открытиях, а некоторые просто не понимали, что их изобретения несут в себе опасность как для окружающей среды, так и для человека. Давайте рассмотрим список 15 опасных изобретений. Сформировали мы его на основе мнения большинства, если бы в его основе лежало субъективное мнение автора, то добавилось бы еще несколько пунктов, например, многосерийные фильмы и кока-кола. Итак, о серьезном.

Никого не удивит, что начали мы свой список с ядерного оружия. Мировые страны, не отказавшиеся от него, используют его как способ устрашения оппонентов. Однако если однажды его решат одновременно применить несколько стран, то худший из сценариев – это раскол планеты (и это не фигуральное выражение), лучший – климатическая катастрофа, разрушение озонового слоя , смерть всего живого.

Следующий пункт – это снова атомные технологии. Как часто мы слышали о мирном атоме, о том, как дешево нам обходится атомная энергетика, и что при налаженной работе АЭС не вредят окружающей среде. Но кто может гарантировать их бесперебойную работу?

Последствия аварии на Чернобыльской АЭС, которая произошла в 1986 году, ощутимы до сих пор. Еще одна проблема – это радиоактивные отходы, которые мы по наследству передаем своим потомкам.

Еще одно оружие массового поражения, предполагающее использование токсических свойств некоторых веществ, которые производят отравляющий эффект. Насколько это губительно мы знаем из учебника истории (применялось во время мировых войн) и из новостных сюжетов (современные гражданские войны).

В 40- годах ХХ века появились разработки химических удобрений, спустя несколько десятилетий началось их массовое производство. Конечно, это эффективный и быстрый способ увеличить количество продуктов питания, которых постоянно не хватает для всего населения планеты.

Но фосфорные, азотные и другие удобрения наносят вред флоре, фауне, в т.ч. негативно влияют на здоровье людей, способствуют возникновения серьезных заболеваний.

Еще одним химическим веществом, которое помогает увеличить урожай, сохраняя его, являются пестициды, используемые для борьбы с вредителями, сорняками, болезнями растений . Они вредят экосистеме в целом, в частности большой урон наносят птицам. У человека могут вызывать аллергические реакции, диатез.

Все знаю, какой вред нам доставляют двигатели внутреннего сгорания. Благодаря им в воздухе превышенная концентрация тяжелых металлов. На совести изобретателя такого двигателя и разрушение озонового слоя.

Раз уж речь зашла об утончении озонового слоя, то как тут не вспомнить изобретенный в 1928 году фреон. Этот газ достаточно долго применяли в холодильном оборудовании, парфюмерии, прежде чем осознали, как он опасен для окружающей среды.

И снова голод породил новое открытие – генетически модифицированные продукты, которые более стойкие к внешнему воздействию. Однако многие ученые сходятся во мнении, что это «бомба замедленного действия», последствиями их употребления могут стать серьезные заболевания, мутации.

Проблема не в самой технологии, а в том, что снова нельзя исключить аварии, последствия которых для экологии катастрофичны. Например, в 1978 году в результате аварии на американском танкере было разлито 220 тыс. тонн нефти, и экология в том районе не восстановилась до сегодняшнего дня.

Токсичный фтор, оксид азота и углерода, диоксид серы – все это побочные продукты получения алюминия путем электролиза. Эти отравляющие вещества отрицательно воздействуют на растительность (особенно фтор) и здоровье людей (развиваются бронхиты и другие заболевания органов дыхания).

Полиэтиленовые отходы при сжигании выделяют отравляющее вещество, а в почве не разлагаются, зато способствуют размножению вредоносных организмов. Выводы делайте сами.

Вредными антибиотики не назовешь, во многом своей немалой продолжительностью жизни мы обязаны именно открытию пенициллина. Опасно то, что продают их без рецепта, и большинство считает их волшебной таблеткой от всего. На практике, они отравляют весь организм, вредят работе печени, почек. Использование их не по назначению может привести к негативным последствиям.

13. Наркотики

14. Алкоголь

15. Сигареты

Последние три пункта, пожалуй, прокомментируем обобщенно. Предприимчивые люди строят свой сверхприбыльный бизнес на человеческих слабостях. Кто-то пытается убежать от реальности, нанося непоправимый вред своему организму и пополняя кошельки других. Нет надобности говорить что-то еще, когда об этом и так уже много написано. Предупреждения размещены даже на упаковке из-под сигарет, плохо, что не все принимают их всерьез.

В памятные дни сражений большинство людей вспоминают погибших солдат, людей, принесших крупнейшую жертву для того, чтобы защитить свою страну. Конечно, они заслуживают уважения! Тем не менее об ученых и изобретателях, которые создавали устройства для защиты этих солдат, никто обычно не вспоминает. Познакомьтесь с историями шести ученых, творения которых поддерживали военные действия, хотя сами ученые мечтали их прекратить.

Альфред Нобель

Альфред Нобель был шведским химиком, изобретателем и инженером. Он бегло говорил на пяти языках уже в возрасте 17 лет! В наши дни он наиболее известен как создатель Нобелевской премии с особой наградой за мир - для тех, кто в течение предыдущего года сможет добиться наибольшего блага для человечества. Описание награды содержалось в завещании Нобеля. Подтолкнуло его на создание премии собственное открытие - величайший гуманист создал динамит. В 1867 он запатентовал свое изобретение - динамит, который был более стабильным, чем нитроглицерин, убивший младшего брата ученого, Эмиля. Нобель надеялся, что, добавив стабилизаторы к нитроглицерину, он сможет остановить войну, а не разжечь ее. Он верил, что его фабрика быстрее закончит распри, чем политики. В момент, когда любая армия может уничтожить другую в несколько секунд, каждая цивилизованная нация предпочтет не начинать военных действий! Так считал Нобель, которому вскоре пришлось пожалеть о своей ошибке. Армии быстро оценили потенциал динамита, и вскоре он стал причиной гибели множества людей. Когда французская газета по ошибке опубликовала некролог Нобелю, его озаглавили «Продавец смерти мертв». В некрологе указывалось, что он изобрел способ убивать людей с максимальной скоростью. Нобель был шокирован и решил изменить то, каким образом его запомнят люди. Именно поэтому он придумал награду мира.

Артур Галстон

Галстон - ученый-ботаник, посвятивший свою карьеру улучшению роста растений. Он создал вещество, которое ускоряло расцветание соевых бобов, но в больших количествах их уничтожало. Артур не предполагал, что разработчики биологического оружия используют его находку для уничтожения людей. Оружие получило название «Агент Оранж», его использовали во время войны во Вьетнаме. В результате многие тысячи детей появились на свет с серьезнейшими проблемами со здоровьем, пострадали и взрослые. Галстон так жалел о своем изобретении, что протестовал против использования такого оружия и добился его запрета в 1971 году. Тем не менее избавиться от раскаяния ему так никогда и не удалось.

Михаил Калашников

Все, о чем мечтал Калашников, - это безопасность его страны. Для этого он записался в армию, где услышал о жалобах других солдат на неудобные винтовки. Калашников разработал лучшую модель. По сей день это одно из самых эффективных видов вооружения, столь простой и дешевый автомат, что во многих странах его можно купить за гроши. К сожалению, для террористических группировок эти преимущества крайне привлекательны. В результате Калашников не раз отмечал, что страдает из-за результатов своего изобретения, потому что не смог предвидеть разрушительного масштаба действия такого оружия.

Камран Логман

Разработка перцового баллончика была вдохновлена самыми лучшими мотивами. Изначально его придумали для почтальонов - чтобы отпугивать собак. Увидев эффективность средства, в ФБР решили использовать его как оружие. Камран Логман изобрел вещество на основе молекул, вызывающих жжение в перце чили. В результате получается жжение в пять раз более сильное, чем от самого острого перца в мире. Логман думал, что его изобретение будет средством защиты - но в результате его использовали и против мирных протестантов, что шокировало ученого. Его мучила даже мысль о том, что его средством будут пользоваться против людей, которые просто хотят высказать свое мнение, мирных студентов, участвующих в митингах. О таком использовании в процессе создания перцового спрея он не думал.

Орвиль Райт

Братья Райт создали первый аэроплан в мире. Оба они старались обеспечить максимальную безопасность полетов и никогда не думали, что их находка станет оружием. Орвиль дожил до Первой мировой войны и увидел, к чему привело его изобретение. Он понял, что именно аэропланы сделали войну настоящим ужасом. Потом началась Вторая мировая, и самолеты оказались еще более могущественным оружием. После того как его изобретение стало причиной ужасных разрушений, он признал, что они с братом ошиблись, мечтая принести мир на землю - они создали сокрушительную силу, убившую тысячи людей.

Роберт Оппенгеймер

Всем известно, что Эйнштейн сожалел об изобретении атомной бомбы. Но он не был непосредственно вовлечен в ее создание. А вот Роберт Оппенгеймер - был. Талантливый физик помог достичь новых вершин в изучении атомных движений. Когда началась Вторая мировая, он решил создать атомную бомбу, чтобы прекратить военные действия. Вместе с ведущими физиками он работал над своим проектом, фокусируясь на нейтронных цепных реакциях, которые стали бы основой для бомбы. В результате появилась «Тринити», первая водородная бомба. Она взорвалась с мощью в 18 тысяч тонн в тротиловом эквиваленте. Осознав масштаб изобретения, Оппенгеймер выступил в пользу создания международного контроля атомной энергии. Он высказывался против развития атомных бомб. В последние годы своей жизни он полностью разочаровался в своей работе и так и не смог забыть о том разрушительном эффекте, к которому она привела.


(урок-конференция)

Оглядись: все, что ты видишь

и чего касаешься,

когда-то было невидимой мыслью,

пока кто-нибудь не выбрал ее


Р. Бах


Как зародилась и развивалась техника, с помощью которой человек освоил воздух, море и недра земли? Как техника вывела человека в космос? Как развивалась строительная техника? Как с развитием человечества менялась военная техника? Как техника помогала создавать уют?

Цель конференции: проследить эволюцию техники, ставшей спутником и верным помощником человека.

План конференции:


  1. Техника в освоении планеты и космоса.

  2. Строительная техника.

  3. Военная техника

  4. Техника в доме.

  1. Большой энциклопедический словарь.

  2. Гармаш И.И. Тайны бионики. – К.: Рад. шк., 1985. – 176 с.

  3. Детская энциклопедия.

  4. Журнал «Вопросы истории создания техники»
Сообщение 1. Человек покоряет морские просторы и глубины.

  1. Верн Ж. Двадцать тысяч лье под водой.
Сообщение 2. Эволюция летательных аппаратов.

Дополнительные источники информации:


  1. Турьян В.А. В мире летательных аппаратов. – М.: Изд-во ДОСААФ, 1964. – 199 с.
Сообщение 3. Техника и освоение космоса.

Дополнительные источники информации:


  1. Казневский В.П. Космические ракеты. М.: Учпедгиз, 1961. – 124 с. (Б-ка школьника).

  2. Энциклопедический словарь юного астронома /Сост. Н.П. Ерпылев. – М.: Педагогика, 1986. – 336 с.
Сообщение 4. С помощью техники к центру Земли.

Дополнительные источники информации:

Сообщение 5. Техника помогает строить: от египетских пирамид до современных небоскребов.

Дополнительные источники информации:


  1. Фройде М. Животные строят: Пер. с нем. /Предисл. А.А. Захарова. – М.: Мир, 1986. – 216 с.
Сообщение 6. Зарождение и развитие военной техники.

Дополнительные источники информации:

Сообщение 7. Техника в моем доме : вчера, сегодня, завтра.

Дополнительные источники информации:

§7. Человек и машина в мировой литературе

Урок-семинар

Мир, который создает человек,

не должен входить в противоречие

с тем миром, в котором он живет.

Леонардо да Винчи.

Человек и общество, человек и время, человек и история. (Литература, 10-11 класс).

Цель семинара: выяснить, какую роль играет техника в жизни человека, какова степень гармоничности отношений между человеком и машиной, как литература решает проблемы «взаимоотношений» человека и техники.

План семинара:


  1. Техническая мысль и нравственность: постановка проблемы.

  2. Положительное влияние технического прогресса на человечество.

  3. Техногенные опасности для физического и нравственного здоровья человека.

  4. Генная инженерия и нравственные проблемы.

  5. Человек-машина?

Тема для обсуждения 1. Человек и машина: нравственное и безнравственное? Решает ли техническая мысль нравственные проблемы? Почему первостепенную важность имеет вопрос, в чьих руках находится техника?

Литература:

1.Л.Н.Толстой «Люцерн», «Власть тьмы».

2.А.и Б.Стругацкие «Трудно быть богом».

3. М.А.Булгаков «Роковые яйца».

Тема для обсуждения 2. Выясните положительное влияние технического прогресса на человечество. Какое развитие технической мысли предугадали писатели-фантасты? Почему о положительном влиянии технического прогресса написано в основном писателями-фантастами?

Литература:

1. Ж. Верн «Капитан Немо».

2. А.Толстой «Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита».

3. А.Р.Беляев «Человек-амфибия».

Тема для обсуждения 3. Обсудите проблемы техногенных опасностей для физического и нравственного здоровья человека. Какую опасность для здоровья человека представляют фабрики, заводы? Какое влияние оказала подмена нравственных ценностей в сознании человека социальными и даже техническими. В чем Вы видите плюсы и минусы созидающей роли техники в советской литературе? Безработица – это победа машины над человеком? Почему все чаще человек осознает себя винтиком большой машины – цивилизации? В чем противоречие между беспредельными возможностями человека и ограниченными возможностями машины? Можно ли мир технического прогресса определить как «прекрасный и яростный мир»? Почему?

Литература:

1. В.Катаев «Время, вперед!».

2. А.Платонов «В прекрасном и яростном мире».

3. В.Распутин «Прощание с Матерой».

4. В.В.Маяковский «Клоп».

5.А.И.Куприн «Молох».

6. Ж.Г.Байрон «В защиту луддитов»

7. Роб. Рождественский «Винтики».

8. Т.Драйзер «Американская трагедия».

Тема для обсуждения 4. Осудите проблему вмешательства человека в природу, ответственности человека за свои деяния. Клонирование. Всегда ли положительна роль генной инженерии в развитии цивилизации?

Литература:

1. Е.С.Велтистов «Приключения Электроника».

2. А.Р.Беляев «Человек-амфибия».

Тема для обсуждения 5. Человек-машина? Возможно ли такое? Чем можно объяснить стремление человека к отказу от чувств, от нравственности? Неужели, говоря словами Л.Винчи, мир техники не только вошел «в противоречие с человеком», но и полностью заменил его?

Литература:

1. Ю.Олеша «Зависть».

2. Ю.Замятин «Мы».

3. А.Азимов «Я – робот».

Подведение итогов

Человек-машина. Машина заменила человека. Человек работает ради постройки новых машин…

Положительная роль техники велика, но реален и большой вред, наносимый техникой как физическому, так и нравственному здоровью человека. Кто виноват? Что делать? Извечные русские вопросы. Наверно, стоит вновь обратиться к мудрости Л.Винчи.

«Как и почему не пишу я о своем способе оставаться под водою столько времени, сколько можно оставаться без пищи. Этого не обнародываю я из-за злой природы людей, которые этот способ использовали бы для убийств,.. и если я учил другим способам, то это потому, что они не опасны».

Отказываться от достижений технического прогресса нельзя, да и просто глупо. Но надо помнить, что все зависит от человека. Захочет он стать машиной – станет, захочет, чтобы машина его подчинила – подчинит, захочет, чтобы машина работала ему во благо – так и будет. Техника сама по себе не нравственна или безнравственна. Все зависит от тебя…

§8. Техника – источник тревог человечества


(урок-лекция)

Я все чаще замечаю,

Что меня как будто кто-то подменил

О морях и не мечтаю,

Телевизор мне природу заменил

Э. Успенский


Что такое технофобия? Чем определялся страх человека перед техникой на разных этапах его исторического развития? Каковы современные проявления проблемы взаимоотношений человека и техники?

*Технофобия. Взаимоотношения человека и техники.

ПОНЯТИЕ О ТЕХНОФОБИИ. Ничто из творений рук человеческих не вызывает к себе столь противоречивого отношения, как техника.

Казалось бы, техника стала средством, с помощью которого человек приспособил окружающий мир к своим потребностям, а иногда и прихотям. Техника помогла сбыться и давним надеждам человека, связанным с облегчением тягот земной жизни.

В итоге, непрерывный технический прогресс со времен промышленной революции убедил человека в его господстве над природой. Люди стали мнить себя полноправными хозяевами планеты. Укреплялась их вера в культурный прогресс с помощью науки и техники.

Однако сегодня этой убежденности брошен вызов. Растут нападки на технику. Все больше людей смотрит на нее как на виновницу всех бед человечества. Как никогда раньше, в обществе нарастает технофобия .

Слово «технофобия» имеет греческое происхождение. Оно образовано от слов «techne » – искусство, мастерство, и «phobos » – боязнь, страх. Поэтому дословный перевод позволяет трактовать технофобию как страх перед техникой. Суть этого страха в понимании техники как основной причины отчуждения человека от природы и самого себя, что неизбежно должно привести его и всю цивилизацию к неминуемой гибели.

Чем же вызвано обострение технофобии? Прежде всего, возросшей непредсказуемостью последствий для природы и человека, которые несет в себе постоянно развивающаяся техника. Все труднее обеспечить надежность современной техники, сложность которой превосходит контролирующие возможности человека. Более того, масштабы развития техники привели к формированию особого технического мира, законы которого человеку не только неподвластны, но даже – неизвестны.

Технофобия выражает негативное отношение человека к порожденной им технике. Страх перед нею, связанный с неуверенностью в надежности техники и возможности полного контроля над ней со стороны человека.

ТЕХНОФОБИЯ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Негативное отношение к технике зародилось вместе с самой техникой. Ведь ее всегда можно было использовать и во благо, и во зло. Поэтому на всем протяжении технического прогресса люди и восхищались техникой, и боялись ее, усматривая в ней нечто зловещее и демоническое.

Неприятие техники можно найти уже в древнегреческих мифах . Однако не правильно было бы утверждать, что в них дается лишь негативная оценка техники. Скорее, мифы несут двойственное отношение к ней.



В средневековье технофобия носит религиозный характер: она находит себе сторонника в лице церкви , объявившей технику сатанинским творением. Талантливые изобретатели, строители и другие видные деятели этой эпохи подвергались гонениям, обвинялись в сговоре с дьяволом.

С эпохи Возрождения технофобия постепенно приобретает социально-экономический характер, связанный с нарастанием технического прогресса. Появление машинной техники привело не только к повышению производительности труда, но и к появлению проблем досуга и безработицы. Обострение этих социальных недугов произошло в эпоху Нового времени. Свершившаяся тогда промышленная революция (см. §4) «выбросила» на улицу огромную армию безработных. Техника стала конкурентом человека на рынке труда.

В современную эпоху технофобия лишь усилилась. Некоторые считают ничем не контролируемое развитие техники главным фактором подавления человеческой индивидуальности. Фактором, несущим угрозу жизни в планетарных масштабах.



Реальность угрозы своему существованию человечество осознало после атомной бомбардировки японских городов Хиросимы и Нагасаки (6 и 9 августа 1945 г.). Именно после этих печальных событий люди стали говорить о научно-технической революции, а многие исследователи прямо заявили о кризисе современной техногенной цивилизации.

Технофобия, как и породившая ее техника, неизменный спутник человечества. Однако причины и формы ее проявления в разные времена были неодинаковы. Социально-экономический контур технофобии, порожденный конкуренцией человека и техники на рынке труда, характерен и для современной эпохи.

ЧЕЛОВЕК И ТЕХНИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. Взаимоотношения человека и техники в современную эпоху приобрели новые смыслы. Их многозвучье сводимо к двум основным проблемам: искусственного интеллекта и образа жизни человека в техногенном мире.

Проблема искусственного интеллекта ставит перед человечеством ряд вопросов. Прежде всего, это вопрос о природе такого интеллекта и его тождественности интеллекту естественному. По сути, в нем заключена проблема сохранения индивидуальности и уникальности человека.

Проблема «мозг и машина» ставит и другие вопросы перед человечеством. Например, вопрос о возможности воспроизведения машиной присущей человеческому мозгу логики конструирования образов мира?

Дело в том, что мозг человека способен проследить динамику познаваемого объекта, воспринять его противоречивость, а при ее выражении синтезировать противоположные или разнонаправленные позиции («и да, и нет», «и то, и другое»). Современные же машины, как правило, воспринимают объект лишь в статике и характеризуют его односторонне («или да, или нет», «либо то, либо это»).

Риск потери индивидуальности и личностной неповторимости усилился с появлением возможности вмешательства с помощью техники в наследственную сферу человека. Одновременное с этим развитие медицинской техники существенно увеличило продолжительность жизни, поставив развивающиеся страны перед угрозой демографического взрыва.

Долгие годы влияние техники на образ жизни человека определялось его освобождением от тягот земной жизни, обретением людьми некоторой независимости от природы. Однако «освободившись от пут природных», человек попал в сети непредвиденных побочных последствий становления технической среды. Среди них истощение природных ресурсов, побуждающее человека постоянно искать новые источники энергии; обострение экологических проблем; необходимость адаптации к особенностям функционирования технических устройств (нормированность и др.).

За роскошь и комфорт техногенного мира человек уже сегодня расплачивается шумовыми стрессами, процветанием социальных болезней (игромания, алкоголизм, наркомания и др.), разобщенностью людей, их духовной деформацией. Глобальная компьютеризация привела к потере навыков живого общения, замены его общением виртуальным. Все это – лишь малый перечень недугов современной цивилизации, связанных с интенсивным развитием техники. В комплексе, они определяют дегуманизацию человека, его оторванность от природы.

Очевидно, что этой реальности уже не избежать. Ведь даже тогда, когда загнанный в перенасыщенный технический мир человек все же вырывается на природу, он уже не в состоянии слушать и слышать ее голоса (шум травы, пение птиц, шорохи леса и т.п.). Зато человек, гуляющий по лесу с наушниками и мобильным телефоном, сегодня никого не удивит!

Техника не только формирует облик современного мира, устанавливает и диктует нормы жизни, требования к экономике и политике, но в значительной мере оказывает влияние на способ восприятия и понимание человеком этого мира.


  1. Что такое технофобия? Каковы предпосылки ее возникновения?

  2. Как менялся облик технофобии в истории человечества?

  3. Назовите и охарактеризуйте современные проблемы, существующие во взаимоотношениях человека и техники.

  4. Есть ли будущее у техногенной цивилизации? Выскажите свое мнение и дайте ему аргументацию.

  5. Какие еще отрасли деятельности человека, помимо техники, вызывают страх у людей?

  6. Почему изделия, изготовленные руками человека, ценятся выше, чем произведенные с помощью техники?

§9. Научно-техническое творчество: проблема профессиональной ответственности


(урок-семинар)

Ох нелегкая эта работа –

Из болота тащить бегемота!

К. Чуковский


Всегда ли достижения науки и техники являются благом для человечества? Несет ли человек профессиональную ответственность за сделанные им открытия или изобретения?

Цель семинара: понять является ли научно-техническое творчество этически нейтральным и несет ли человек, вовлеченный в него, профессиональную ответственность за результаты своей деятельности и последствия их внедрения в жизнь.

План семинара:


  1. Научно-технические достижения на благо и во зло.

  2. Профессиональная ответственность в науке и технике.
Необходимые источники информации:

  1. Детская энциклопедия.

  2. Средства массовой информации.
Человек всегда стремился оценить роль техники в жизни общества. В последние годы этот вопрос стал особенно злободневным и даже судьбоносным и находится в поле профессионального зрения людей, вовлеченных в процесс научно-технического творчества. Это связано с тем, что именно на современном этапе научно-технического прогресса со всей очевидностью проявилась разрушительная мощь техники. Одновременно с этим обострилась и проблема ответственности людей, изобретающих технику, за судьбу каждого человека в отдельности и цивилизации в целом.

Тема для обсуждения 1. Справедливо ли мнение о том, что любое научно-техническое достижение может принести и пользу, и вред человеку? Существуют ли изобретения, несущие только зло человечеству?

Выскажите свое мнение и аргументируйте его. Приведите примеры использования человеком достижений науки и техники в созидательных и разрушительных целях.

Тема для обсуждения 2. Признавая, что достижения науки и техники могут быть весьма небезопасны для человека и окружающего мира в целом, мы неизбежно сталкиваемся с проблемой ответственности.

Что такое ответственность ? Что такое профессиональная ответственность? Какую роль профессиональная ответственность и в нашей жизни? Должен ли человек нести профессиональную ответственность за плоды научно-технического прогресса или же она должна быть возложена на сами технические объекты или научные открытия?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Техника или научное открытие сами по себе не являются ни добром, ни злом. Они становятся тем или другим лишь в руках человеческих. Одновременно с этим ни научное открытие, ни технические объекты не могут быть субъектом правовых, нравственных или иных отношений. Это значит, что лишь человек, являясь субъектом научно-технического творчества, несет полную профессиональную ответственность за все негативные последствия научно-технического прогресса.

Как часто в жизни вы совершаете поступки, о которых позднее сожалеете? Уверен, вам не хватит целого дня, чтобы припомнить все свои промахи. И если некоторые решения, на подобии неудачного выбора фильма для просмотра, могут вызвать легкое разочарование, бывают случаи, когда принятое решение приводит к угрызениям совести. Вот пять примеров.

5 изобретений, принесших несчастья

  • Изобретатель: Альфред Нобель

Нобель был одним из первых ученых, который в своем стремлении достичь мира, создал самое ужасное оружие своего времени. Патентируя в 1867 году динамит, шведский химик с оптимизмом смотрел в будущее, надеясь с помощью своего изобретения положить конец крупным военным конфликтам.

Проследить логику Нобеля не сложно: увидев разрушительную силу динамита, люди должны были задуматься о последствиях его применения и поумерить свой пыл. Разумеется, взгляды Нобеля были чрезмерно оптимистичны. Изобретение динамита привело к гибели тысяч людей, сделав войны более кровопролитными.

А ещё будет уместно вспомнить мудрое изречение Корнелия Непота, — «Хочешь мира, готовься к войне». Смысл высказывания прост: мир стране гарантирует только ее надежная оборона и мощные вооруженные силы. Такой революционный прорыв, как изобретение динамита, послужило толчком к новым исследованиям для создания более смертоносного оружия.

Конечно, я не являюсь биографом Альфреда Нобеля, однако осмелюсь сделать вывод, что швед испытывал угрызения совести, создав динамит. 27 ноября 1895 года Нобель подписал завещание, согласно которому большая часть его состояния должна была пойти на учреждение Нобелевской премии. Вот отрывок его завещания:

Таким образом изобретатель самого смертоносного оружия 19 века, решил искупить свою вину, учредив Нобелевскую премию мира.

  • Изобретатель: Михаил Калашников

В 1947 году автомат Калашникова был принят на вооружение Советской Армии, а через два года на Ижевском мотозаводе была изготовлена первая партия АК-47 в количестве 1500 экземпляров.

Мы рассказывали вам, какое супер-оружие мечтал создать Гитлер, но многие проекты нацистской Германия остались лишь чертежами на бумаге. А вот успех АК-47 впечатляет: на сегодняшний день выпущено свыше 70 миллионов экземпляров автомата Калашникова, что составляет 1/5 часть всего имеющегося на Земле стрелкового огнестрельного оружия, который состоит на вооружении 50 иностранных армий.

Автомат безотказно стреляет после того, как побывает в земле, болоте, воде или упадёт с высоты на твёрдую поверхность; он надежен и прост в обслуживании. Как у Калашникова получилось создать настолько качественное оружие? Дело в том, что Михаил Тимофеевич сам был рядовым, он хорошо знал с какими трудностями сталкиваются солдаты в ожесточенном бою и понимал, какими характеристиками должно обладать идеальное оружие.

И долгое время Калашников гордился своим творением, что видно из отрывка его интервью:

  • Для меня самое дорогое, когда люди говорят: «Ваше оружие спасло мне жизнь!»

Мы же упомянем ещё один плюс АК-47, его невысокую стоимость. С одной стороны на поле боя автомат спасал жизнь солдатам, а с другой — доступная цена сделала его любимым оружием преступников. Возможно, тот факт, что АК-47 «погубил» жизни тысяч невинных людей, побудил Михаил Калашников перед смертью написать патриарху Кириллу покаянное письмо, где сожалел о своём изобретении:

3. Атомная бомба

  • Изобретатель: Роберт Оппенгеймер и компания

Проводя в лаборатории всё свободное время, он стал автором более 300 научных работ по физике, одна из которых — специальная теория относительности. В её рамках был установлен закон взаимосвязи массы и энергии: E = mc².

Именно это уравнение можно назвать «отцом» атомной бомбы, ведь труд Эйнштейна помог Роберту Оппенгеймеру и компании («Манхэттенский проект» стартовал 17 сентября 1943 года) создать ядерное оружие. Да, Эйнштейн не принимал участия в разработке атомной бомбы, но стал инициатором этого процесса. В августе 1939 года физик отправил открытое письмо президенту США Франклину Рузвельту.

В письме Эйнштейн выразил опасения по поводу того, что нацистская Германия может создать атомную бомбу и призывал Рузвельта сделать то же самое. Как мы знаем, Гитлер ядерное оружие так и не создал, а вот Соединенные Штаты не только его создали, но и применили в бою.

Эйнштейн, будучи пацифистом, сожалел о своем поступке и до конца жизни критиковал разработку ядерного оружия и его применение в Японии, а свою причастность к ускорению работ над американской ядерной программой считал величайшей трагедией своей жизни.

К слову, Роберт Оппенгеймер тоже сожалел о причастности к созданию столь смертоносного оружия, но муки совести малоизвестного ученого, как вы понимаете, никому не интересны.

4. Экстази

  • Изобретатель: Александр Шульгин

Американский химик и фармаколог Александр Шульгин провел несколько лет, исследуя уже известные галлюциногенные препараты (псилоцибин, ЛСД, мескалин), пока не набрался опыта и знаний для создания собственных психоактивных веществ.

Кропотливый и «веселый» труд (ученый испытывал все препараты на себе) принес долгожданный результат, — в 1976 году Шульгин создал современную формулу экстази, препарата, который изначально предназначался для лечения депрессии.

В 1978 году в научных статьях, посвященных экстази, действие MDMA на психику человека было описано как «легко контролируемое изменённое состояние сознания с эмоциональными и чувственными оттенками». Как романтично… Стоит отметить, что на практике всё выглядело многообещающе: с помощью экстази тяжелую депрессию можно было вылечить за считанные дни, поскольку препарат вызывал чувство эйфории, открытости и близости к другим людям, снижал страх и тревожность.

Зафиксировав приговорённого на специальном кресле, ему вводятся в вены три препарата: тиопентал натрия в качестве анестезии, павулон, который парализует дыхательную мускулатуру, и хлорид калия, его задача — остановить работу сердца.

Если уж размышлять на подобную тему, то мне кажется, что только расстрел служит самым гуманным способом смертной казни, поскольку выстрел в голову не вызывает длительных мучений. Чапмэн считал иначе, называя подобный метод пережитком средневековья, а вот на смертельную инъекцию, во время которой человек постепенно задыхается из-за парализованный дыхательных мышц, он возлагал большие надежды.

Возможно, современная химия и могла бы убить человека быстрее и гуманней, но человеческий фактор сыграл в этой истории ужасную роль. Согласно этическим правилам Американской медицинской ассоциации дипломированным врачам запрещено принимать участие в проведении смертной казни, а плохо обученный персонал тюрем часто вводил недостаточное количество обезболивающего или не мог попасть в вену, вводя иглу в мышцы.

Из-за этого смертельная инъекция создавала лишь видимость гуманного способа умерщвления, не являясь таковым в действительности. Известны случаи, когда казнь затягивалась на десятки минут, вызывая у приговоренного удушье и сильные боли.

Догадываетесь, что Чапмэн думает о своем инновационном методе казни сегодня?

3 сентября 1864 года в одной из лабораторий Стокгольма прогремел, пожалуй, один из самых значимых в истории человечества взрыв. Инцидент произошел во время опытов над нитроглицерином, которые проводил Альфред Нобель.

К сожалению, взрыв оказался такой силы, что стер с лица земли всю лабораторию, а вместе с ней унес жизни пяти ассистентов и младшего брата Альфреда — Эмиля. Их отец не смог пережить этого горя, в результате чего его хватил удар.

Тем не менее Альфред нашел в себе силы продолжать эксперименты над гремучим веществом. Три года ученый пытался стабилизировать это легко взрывающееся вещество. В итоге ему это удалось: Нобель смешал нитроглицерин с адсорбирующим веществом кизельгуром. Полученная смесь была запатентована Альфредом Нобелем 25 ноября 1867 года под названием «динамит».

Видео

Сюжет телеканала Da Vinci на YouTube

Альфред Нобель и динамит

SmartNews составил список из 10 самых опасных изобретений человечества

ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ

Безусловно, человечество, за всю свою историю, еще не создало оружия мощнее и смертоноснее, чем атомная бомба. В настоящее время, по официальным данным, ядерным оружием обладают США, Россия, Великобритания, Франция, Китай. Суммарная мощность этих зарядов, при одновременном подрыве, сможет разорвать Земной шар пополам. Но этот сценарий маловероятен, в отличие от 3-ей Мировой войны.

В случае возникновения ядерной войны, будет уничтожено все. Если ядерный удар будет нанесен зимой, люди, которые смогут выжить, просто погибнут от холода, так как жить им будет негде.Пагубным исходом долговременного использования ядерного оружия станет разрушение озонового слоя, что в конечном итоге и окажет губительное воздействие на все живое.

Таким образом, ядерная война не сможет разрешить межгосударственные проблемы, она просто станет причиной климатической катастрофы (холода, массовых пожаров), повышения раковых заболеваний у выживших людей и в дальнейшем — смерти всего живого.

Видео

Видео: Отрывок из фильма производства студии «Крылья России» на YouTube

Самый мощный взрыв в истории человечества

АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА

В настоящее время эксперты со всего мира ставят вопрос о небезопасности ядерных электростанций. Многие страны мира обсуждают тему отказа от такого вида энергетики, ведь аварии на АЭС всегда грозят глобальными экологическими катастрофами. Ярким примером тому может послужить авария в 1986 году на Чернобыльской АЭС и в 2011 году на японской станции «Фукусима-1».

Польза атомной энергетики только в том, что такая электроэнергия очень дешевая. Но от действительности не убежишь: чем дольше страны не будут отказываться от использования АЭС, тем больше будет вырабатываться ядерных отходов, которые будут опасны еще минимум миллион лет. К тому же атомная энергетика способствует появлению парникового эффекта и повышению терроризма (ведь с помощью атомных реакторов изготавливают ядерное оружие).

Видео

Видео: DokumentalnoyeKino на YouTube

Чернобыль, ЧАЭС 1986, ликвидация.

ХИМИЧЕСКИЕ УДОБРЕНИЯ

Основу агрохимии заложили в 30-40-х годах XIX века француз Жан Батист Буссенго и немец Юстус Либих, однако массовое производство химических удобрений началось в XX веке. В последние годы объем их потребления достигает 160 млн тонн, наиболее распространены азотные и фосфорные удобрения. Между тем постоянное их использование нарушает биологический цикл растений, приводит к эрозии почвы, уничтожению в ней микроорганизмов и насекомых. Через грунтовые воды удобрения попадают в водоемы и вызывают гибель рыб и других животных.

Видео

Видео: Channel4EKB на YouTube

Уральские коровы мрут от китайских удобрений

ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Работы этих двигателей обеспечивают бензиновые и дизельные топлива, при сгорании которых, в атмосферу ежегодно выделяются миллионы тонн ядовитых веществ. Защитниками окружающей среды двигатели внутреннего сгорания уже давно отнесены к опаснейшим изобретениям человечества. Их вред, например, в отличие от ядерного оружия, заключается в том, что он не проявляется сразу. Эти двигатели выбрасывают в атмосферу тяжелые металлы, что сжигают атмосферный кислород, травят людей угарным газом, способствуют созданию парникового эффекта (потеплению климата, засухи).

По данным Всемирной организации здравоохранения, такие выбросы сокращают продолжительность человеческой жизни в среднем на 4 года. Неправильная утилизация отработанных масел, аккумуляторов двигателей постепенно отравляет все человечество и природу планеты.

Видео

Видео: Aleksei Zablodsky на YouTube

Глобальное загрязнение атмосферы выхлопными газами

ФРЕОН

Фреон был синтезирован в 1928 году американским химиком Томасом Мидглейем-младшим. Так как этот газ обладает высокими термодинамическими свойствами, в скором времени он стал широко применяться в производстве кондиционеров, холодильников, а также аэрозолей и парфюмерии.

Только в 80 годах учеными было доказано, что, разлагаясь в атмосфере с выделением хлора, фреон разрушает озоновый слой, а если нагреть газ свыше 250°C, образуются очень ядовитые продукты, которые могут быть сильным отравляющим средством. При этом парниковая активность фреона в 1300-8500 раз превышает аналогичные свойства углекислого газа.

Видео

Сюжет телеканала «Россия-1»

Над Арктикой исчезает озоновый слой

ПОЛИЭТИЛЕН

Изобретателем полиэтилена считается немец Ганс фон Пехманн, который получил его в 1898 году. Этот материал нашел массовое применение в производстве упаковочных пленок, пакетов, труб и игрушек. Опасность состоит в том, что во время его сжигания выделяются вредные вещества, а в земле он и вовсе не разлагается. По данным ученых-экологов, из-за полиэтиленовых отходов более чем на 100 тысяч единиц в год сокращается количество обитателей океана.

Также на полиэтилене усиленно накапливаются и размножаются различные вредоносные микроорганизмы, в том числе дрожжевые грибки и бактерии кишечной палочки. Таким образом, если хранить продукты долгое время в пакетах или под пленкой из этого материала, то они не только приобретают неприятный запах и привкус, но и приводят к воспалительным процессам в желудочно-кишечном тракте и тяжелейшим отравлениям. По данным ученых, ежегодно в мире используется 4 трлн полиэтиленовых пакетов, которые составляют до 9 процентов всего производимого людьми мусора.

Видео

Видео: rialeninsk на YouTube

Полиэтиленовая опасность

ГЕННАЯ ИНЖЕНЕРИЯ

Генетически модифицированные организмы были получены американскими учеными в начале 1980-х годов. В 1988 году в США появились первые посадки трансгенных злаков. Сейчас сельхозкультуры с измененными генами занимают в мире более 100 млн гектаров. Между тем вопрос о безопасности продуктов с ГМО остается открытым.

Сторонники использования ГМО уже несколько десятков лет утверждают, что такие технологии помогут справиться человечеству с нарастающей проблемой голода, но, как выяснилось другими учеными, употребление генетически модифицированных продуктов может вызывать и мутации всякого рода, и новые виды аллергии, и патологии внутренних органов, и бесплодие.

Видео

Сюжет телеканала «Россия-1» на YouTube

Что такое ГМО и в чем его опасность

АНТИБИОТИКИ

Сегодня современный человек все более зависим от медицинских препаратов. Польза от лекарств неоспорима, но многие люди не понимают, что отпускаемые без рецепта врача препараты могут быть опасны для всего человечества. Существует распространенное мнение, что, приняв антибиотик, человек выздоравливает быстрее. Но это не так. Дело в том, что такие лекарства только блокируют размножение бактерий или, в лучшем случае, убивают их, но именно на этом их «обязанности» заканчиваются.

Антибиотики - это очень токсичные средства. Они отравляют практически весь организм. Сначала под ударом оказывается печень, далее иммунная система, почки и другие органы. Убивая бактерии в организме, антибиотики устраивают так называемый эволюционный отбор, что характеризуется возникновением бактерий-мутантов, которые смогли выжить и приспособиться. В дальнейшем этот препарат на них уже не оказывает никакого влияния. Спрогнозировать, каким мутациям могут подвергнуться вирусы, не сможет ни один ученый. Не исключено, что в результате таких мутаций сможет появиться вирус, который уничтожит все население планеты.