2 абсолютная монархия во франции. Абсолютная монархия во франции. Возникновение и развитие абсолютизма

Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей,

экономики и права

Юридический факультет

Контрольная работа

«Абсолютная монархия во Франции (XVI-XVIII вв.)»

Предмет«История государства и права зарубежных стран»

Санкт-Петербург, 2009 г.


План

Введение

1. Общественный строй

2. Государственный строй

3. Органы государственной власти

4. Судебная система

Заключение

Список использованной литературы


Введение

К началу XVI в. Франция была одной из крупнейших и развитых европейских стран. В ней насчитывалось около 15 млн. населения. Париж был самым крупным европейским городом с населением свыше 300 тыс. человек, с богатой и разнообразной промышленностью. Наряду с другими большими центрами - Лионом, Руаном, Бордо, Марселем, Орлеаном - имелись многие средние по величине города и мелкие городки и бурги (посёлки). Но все же основная масса населения жила в деревнях, и страна в целом еще оставалась аграрной.

Территория страны в XVI в. была немногим меньше площади современной Франции. За ее пределами лежали (отошедшие в 1493 г. к Габсбургам и включенные затем в состав испанских территорий) Артуа и мелкие северо-восточные провинции, а также Франш-Конте. Три епископства - Туль, Мен и Верден, как и Лотарингия с Эльзасом, входили тогда в «Священную Римскую империю». Савойя, Корсика, пиренейские области - Наварра, Беарн и Руссильон - также не входили в то, время в состав Французского государства.

Еще сказывалось деление страны на Север и Юг. Юг, присоединённый в середине XV в. и не сросшийся экономически с северной частью страны, не утратил стремлений к сепаратизму, что ярко проявилось во второй половине XVI в., в период гражданских войн. Ещё чисто формальным оставалось присоединение к Франции Бретани. Процесс подлинного внутреннего сплочения страны, экономического, языкового и культурного, и формирования французской нации на базе развития капитализма только начинался.

Развитие капиталистических отношений во Франции XVI в. было временно задержано длительным экономическим упадком и политическим кризисом, вылившимся в форму гражданских войн 1559-1594 гг. Таким образом, история XVI и первой половины XVII в. распадается на три периода: 1) 1500 - конец 50-х годов - зарождение элементов капитализма, формирование абсолютной монархии, длительные внешние войны (так называемые итальянские войны), 2) начало 60-х годов-1594 г.- гражданские войны, экономический упадок, кризис абсолютизма, 3) 1595-1648 гг.- окончательное торжество абсолютной монархии во Франции, дальнейшее развитие капиталистических отношений, участие Франции в Тридцатилетней войне.


1. Общественный строй

С начала XVI в. во Франции развивалось мануфактурное производство, сделавшее наибольшие успехи в тех отраслях промышленности, которые работали не только на внутренний, но и на внешний рынок. К таким отраслям относилось сукноделие в Нормандии, Пикардии, Пуату, Берри, Лангедоке. Здесь в роли капиталиста-предпринимателя, как правило, выступал купец, который низводил до положения наёмных рабочих мелких мастеров и подмастерьев города или деревенских кустарей - прядильщиков и ткачей. Вместе с тем он сосредоточивал в своих руках дорогостоящие средства производства: сукновальные водяные мельницы и красильные мастерские, где производились операции валяния, окраски и отделки сукон. Тем самым рассеянная мануфактура сочеталась с элементами централизованной. Иногда богатые мастера экономически подчиняли себе разорившихся мастеров, превращали подмастерьев и учеников в наёмных рабочих, закрывая им доступ к званию мастера. Однако развитие суконной мануфактуры внутри цеховой организации было невозможно, так как средневековая регламентация препятствовала развитию капиталистического производства .

В таких же формах комбинирования рассеянной и централизованной мануфактуры развивались капиталистические отношения в кожевенной и особенно в шёлковой промышленности, всё более и более сосредоточивавшейся в «городе шёлка» - Лионе. Полотняная и кружевная промышленность в этот период существовала в Северной Франции, преимущественно в виде рассеянной мануфактуры. Изготовление стекла, литьё пушек, добыча руды и т. п. по самому характеру производства требовали централизованной мануфактуры. Королевские мастерские, изготовлявшие пушки и порох, были уже в XVI в. довольно крупными. Наибольшее распространение централизованная мануфактура нашла во Франции в типографском деле. В Лионе и в Париже уже появились, кроме средних и мелких, также большие по тому времени типографии с дорогим и сложным оборудованием, с 15-20 наёмными рабочими, выпускавшие книги не только для Франции, но и для других европейских стран. Укрепление экономических и политических связей между отдельными провинциями страны содействовало окончательному оформлению единой нации .

Огромное значение для развития мануфактуры имело расширение внешней торговли Франции. В XVI в. для экономики страны приобрела первостепенное значение торговля с Испанией, а через неё и с Америкой, куда Франция сбывала большое количество разнообразных товаров и откуда она извлекала большое количество драгоценных металлов. Кроме того, в качестве рынков сбыта французских товаров и в том числе промышленной продукции существенное значение имели Португалия, Англия, Германия и Скандинавские государства.

Вместе с развитием мануфактурного производства происходило дальнейшее разделение труда, расширялся и укреплялся общенациональный внутренний рынок. На этой базе из феодального сословия горожан стал выделяться класс буржуазии, носитель капиталистического способа производства, объединённый общностью экономических интересов в национальном масштабе. Но в XVI в. в этом направлении были сделаны только первые шаги.

Рабочие мануфактур и подмастерья находились в тяжёлом положении, которое не переставало ухудшаться в течение всего XVI в. в связи с обесценением денег, ростом дороговизны и падением реальной заработной платы (в результате «революции цен»). Заработная плата устанавливалась на основании регламентов, издававшихся цехами, муниципалитетами или правительством, всегда стоявшими на страже интересов предпринимателей. Самый труд подмастерьев и мануфактурных рабочих носил тогда в известной степени принудительный характер. Ещё в предшествовавший период возникли самостоятельные союзы подмастерьев - компаньонажи, или братства. В XVI в. их образовывали и мануфактурные рабочие. Это были организации, проникнутые боевым духом. Они неизменно возглавляли выступления рабочих и подмастерьев, борьбу труда с капиталом. Борьба нередко принимала форму массовых стачек.

Развитие товарно-денежных отношений привело уже в XIV-XV вв. к тому, что дворянские земли (фьефы) отчуждались и продавались; таким образом, условный и иерархический характер феодальной собственности почти исчез, а вассальные обязанности и военная служба короне фактически прекратили своё существование. Вся земля фьефа обычно находилась в пользовании крестьян, и доходы, извлекаемые из неё феодалами, состояли главным образом из денежной ренты. Подавляющая часть французской земли находилась во владении феодально-зависимых крестьян, и даже церковные земли не составляли исключения. В XVI в. подавляющее большинство крестьян было не только свободно от личной крепостной зависимости, пользовалось правом свободного передвижения и наследования, но и выступало в качестве правомочных лиц при заключении всякого рода гражданских актов (торговых сделок, контрактов и т. п.), могло судиться в королевских судах. Результатом развития товарно-денежных отношений было всё усиливавшееся расслоение в деревне. Меньшинство богатело, присоединяя к занятию земледелием ростовщичество, торговлю, откуп сеньориальных повинностей и профессию мельника или кабатчика .

Из всех феодальных прослоек наиболее богатой и политически наиболее влиятельной в центре и на местах была в первой половине XVI в. высшая титулованная знать, состоявшая из отпрысков владетельных домов и из родственников царствовавшей династии. Принцы и герцоги преобладали в королевском совете, занимали губернаторские посты в провинциях и командовали армией и флотом. В то время как в XVI в. «дворянство шпаги» приходило в упадок, происходил процесс образования нового служилоземлевладельческого дворянского слоя (на этот раз не военного, а бюрократического) - «людей мантии», - представлявшего собой верхушку чиновничества, буржуазного по своему происхождению. Таким образом, всё дворянство в целом, за исключением знати, являлось опорой абсолютной монархии. Во французском дворянстве XVI в. не было единства, что ярко проявилось в период гражданских войн.

Не было единства и в среде духовенства. Епископами и аббатами крупнейших монастырей были младшие сыновья знатных лиц. Но в середине XVI в. и на эти доходные места начали проникать «люди мантии». Богатые городские каноники были в ту пору уже выходцами из этого же слоя. На долю младших сыновей старых дворянских домов оставались лишь малодоходные епископства и аббатства. Бедное городское и сельское низшее духовенство по своему материальному положению и социальным чаяниям нередко приближалось к городским низам и к крестьянству.

2. Государственный строй

Изменение в социально-экономической структуре французского общества обусловили и трансформацию государства. К началу ХVI в. абсолютная монархия в основном оформилась. В ходе своего развития она приобрела во Франции наиболее законченную форму. Абсолютизм характеризовался прежде всего тем, что вся полнота законодательной, исполнительной, военной и судебной власти сосредоточились в руках наследного главы государства – короля. Ему подчинялся весь централизованный государственный механизм – армия, полиция, административно-финансовый аппарат, суд. Все французы рассматривались как подданные короля, обязанные ему беспрекословно подчиняться . Важным фактором, во многом способствовавшим усилению относительной независимости королевской власти, явилось особое соотношение классовых сил, сложившееся во Франции. В стране утвердилось своеобразное равновесие двух классов – дворянства, начавшего ослабевать, и буржуазии, все более набиравшей силу. Используя в своей политике противоречия между этими двумя классами, королевская власть добилась значительной относительной самостоятельности .

Во второй половине XV - начале XVI в. во Франции начинает складываться новая политическая система - абсолютная монархия, пришедшая на смену сословно-представительной. Абсолютизм стал новым этапом централизации страны, административной унификации и усиления королевской власти. Основой усиления королевской власти в этот период было разрушение политической организации средневековых сословий, вызванное зарождением и развитием раннекапиталистических отношений.

Главой государства был король. В его руках были сосредоточены все важнейшие нити государственного управления. Власть осуществлялась посредством королевского совета. Формально король не был связан мнением совета, реально же решения монарха обычно выражали коллективную волю совета. В XVI в. господствовал принцип свободного комплектования совета королём. Однако, следуя традиции, король приглашал своих «прирождённых советников» (принцев крови, кардиналов, главнокомандующего - коннетабля, главу гражданского ведомства - канцлера). В совет также входили высокопоставленные юристы и финансисты, хотя стояли они неизмеримо ниже знати на социальной лестнице. Усложнение задач государственного управления привело к расширению совета. Он превратился к XVII в. в сложную систему секций. Главным элементом королевского совета конца XVI - первой половины XVII в. был деловой совет, где в присутствии короля обсуждались наиболее важные государственные дела. Все советники фактически назначались королём. Социальный состав королевского совета стал изменяться при Генрихе IV: с конца XVI в. в совете утверждается почти монопольное господство высшего гражданского чиновничества (робенов), вытеснившего знать и прелатов, которые доминировали в нём ещё при последних Валуа. Социальное возвышение чиновничества способствовало усилению королевской власти.

Совет работал в тесном взаимодействии с руководителями основных ведомств, уже в XVII в. называвшихся министрами (канцлером, главой финансового ведомства, сюринтендантом и статс-секретарями). При Ришелье появились зачатки морского министерства, а сам он в 1628 г. получил должность сюринтенданта навигации и торговли. Система министерств сменила средневековую организацию высших коронных чинов, пожизненно назначавшихся, как правило, из высшей знати. Министры, напротив, почти все происходили из ро- бенов и сменялись королём. Посты коннетабля (верховный главнокомандующий) и адмирала Франции были фактически упразднены в 1627 и 1628 гг. Развитие министерств явилось важнейшим аспектом бюрократизации государственного управления. Король управлял теперь с помощью постоянного, назначаемого им высокопоставленного гражданского чиновничества, знать была отстранена от непосредственной политической власти.

Для реализации принятых решений в распоряжении короля имелось несколько типов учреждений, главными из которых были институт губернаторов и чиновные корпорации.

Институт губернаторов сложился к началу XVI в. В крупные провинции назначались обычно представители высшей знати. Провинциальные губернаторы рассматривались как полномочные представители короля в своих областях и обладали весьма широкой компетенцией, будучи также военной властью. Используя своё влияние в правительстве, губернаторы способствовали карьере при дворе, в армии, в аппарате массе провинциальных дворян и чиновников, влияли на распределение пенсий и титулов, решение судебных процессов. Правительство стало рассылать в провинции своих чрезвычайных представителей, профессиональных юристов и финансистов, которые оказывали губернаторам в качестве членов их советов необходимую специализированную помощь в вопросах управления.

Однако губернаторам не всегда удавалось добиться полновластия в провинциях. Соперниками губернаторов выступали королевские трибуналы (суды) и в первую очередь парламенты - своеобразные чиновные корпорации. Это были судебные органы, которые имели самые широкие общеадминистративные функции, в частности надзор за муниципальным управлением. Все они являлись коллегиальными органами, где дела обсуждались и решались голосованием.

Высшее звено составляли верховные суды, самым влиятельным из которых был Парижский парламент. Ниже верховных судов стояли бальяжи (на юге - сенешальства).

Специфической чертой французского абсолютизма была почти всеобщая продажа должностей. Благодаря этому государственный аппарат обладал определённой независимостью от правительства.

Особое место в политической системе абсолютизма занимала финансовая система. Наиболее традиционным видом доходов были поступления с королевского домена. В целом же основы налогообложения оформились во Франции в XV в., когда стали постоянными прямой (талья) и косвенные налоги (эд и габель). В разных провинциях они взимались по-разному. Дополнительным источником доходов в XVI-XVII вв. стала продажа должностей и государственных рент. В XVII в. государство стало прибегать к краткосрочным займам у частных лиц.

В сборе всех видов доходов центральную роль играли финансисты. Этот слой складывался на протяжении XVI - начала XVII в., включив в себя богатое купечество и банкиров.

Ещё на исходе Столетней войны французские короли первыми в Европе обзавелись постоянной наёмной армией - ордонансовыми ротами, главную силу которых составляли рыцари-жандармы. Некоторое военное значение сохраняло дворянское ополчение (бан и арьер- бан) и отряды свободных стрелков (франтиреров). Ордонансовые роты возглавляли видные аристократы, нередко губернаторы провинций. Они исчезли со сцены в начале религиозных войн, когда рыцарская конница окончательно устарела в военно-техническом отношении. Основу армии составляли теперь наёмные роты лёгкой кавалерии и пехоты (кондотьеры). Численность армии мирного времени оставалась относительно скромной - 25 тыс. человек. Лишь с началом Тридцатилетней войны она возросла в 3-4 раза. В середине XVII в. руководство армией было передано под власть гражданских чиновников. На тех же основаниях был реорганизован и флот. Таким образом, в руках короля сосредоточилась весьма надёжная сила.

Укрепление государства в эпоху абсолютной монархии сопровождалось значительным расширением его воздействия на общество. Главной формой участия подданных в управлении государством являлись сословные ассамблеи - генеральные, провинциальные, вальяжные и т.д. Генеральные штаты, которые наиболее активно функционировали в 20-30-е гг. XV в., не превратились тем не менее в постоянно действующий институт. Они собирались редко и только в годы политических кризисов (последний раз - в 1614-1615 гг.).

В основе отношений государства и церкви лежало подчинение национальной церкви политическому и частично административному контролю со стороны монархии. По Болонскому конкордату 1516 г. французские короли получили право назначать кандидатов на вакантные бенефиции, что поставило епископат в зависимость от правительства. Однако клир сохранял сословно-политическую организацию и обладал многообразными и эффективными каналами влияния на правительство, отстаивая свои социальные и религиозные интересы.

Каким же социальным группам принадлежала политическая власть?

В XVI в. власть была сосредоточена в руках высшей знати, господствовавшей в королевском совете, распоряжавшейся армией и контролировавшей провинциальное управление с помощью института губернаторов.

В XVII в. аристократия была в значительной степени отстранена от непосредственной политической власти, хотя сохраняла определённое влияние.

Ведущие позиции занимало высшее гражданское чиновничество, которое, не сливаясь со знатью, представляло особую фракцию элиты французского общества. Тем не менее, аристократия обладала многочисленными каналами косвенного воздействия на политику. Таковым был прежде всего королевский двор. На придворной службе состояло около полутора тысяч представителей знатнейших семей королевства. Институт двора имел огромное политическое значение: с одной стороны, король, как первый дворянин королевства, жил здесь в среде своего сословия и проникался его потребностями, с другой - аристократия постепенно начала подчиняться монархии. Двор стал важным инструментом контроля над дворянством.

Наряду с придворной знатью влиятельными группами были высший клир и финансисты, не только занимавшие должности в аппарате, но и воздействовавшие опосредовано через систему денежных обязательств.

Именно этим четырём группам, составлявшим вместе сложную по структуре элиту французского общества, принадлежала главная роль в управлении государством.

Абсолютизм как форма власти был общеевропейским явлением, характерными чертами которого были:

  • 1. Стремление к максимальному сосредоточению светской и церковной власти в руках короля.
  • 2. Постепенное ограничение, а затем упразднение всех органов и учреждений, как-либо ограничивавших королевскую власть.
  • 3. Наличие профессионального, разветвлённого бюрократического аппарата управления.
  • 4. Формирование сильной регулярной армии.
  • 5. Политика меркантилизма, т.е. покровительство отечественной торговле, и система протекционизма, т.е. покровительство отечественной промышленности.

Историки называют случайным, но повсеместным признаком абсолютизма наличие роскошного придворного быта. Государи окружили себя блестящим двором, ввели придворный этикет, устраивали пышные торжества, которыми подчёркивали блеск и величие королевского двора.

Возникновение абсолютизма как новой формы монархии во Ф. было вызвано глубинными изменениями в сословие-правовой структуре страны, которые в свою очередь были вызваны зарождением капиталистических отношений. Становление капитализма шло все быстрее в промышленности и торговле, в сельском хоз-ве для него все большей преградой становилась феодальная собственность на землю. Серьезным тормозом на пути общественного прогресса становился архаичный, вступающий в противоречие с потребностями капиталистического развития, сословный строй. К XVI в. Фр. монархия утратила представительные учреждения, бывшее ранее, но сохранила свою сословную природу.

Первое сословие-духовенство (ок. 130 тыс.чел), державшее 1/5 всех земель, отличалось большой неоднородностью. М/у верхушкой церкви и приходскими священниками усилились противоречия. Духовенство стремилось удержать сословные, чисто феодальные привилегии(взимание десятины). Более тесной стала связь дух-ва с королевской властью и дворянством. По конкордату 1516 г. король получил право назначения на церковные должности. Все высшие церковные посты, связанные с большим богатством и почестями, предоставлялись дворянской знати. Представители дух-ва занимали важные гос-е посты.

Господствовало сословие дворян (400тыс.чел.), державшее 3/5 земель. Двор-во-личный статус, приобретаемый по рождению. Была создана спец, администрация, контролировавшая дворянское происхождение. Двор-во предоставлялось в результате пожалований спец. королевским актом(покупка богатыми буржуа должностей в гос-м аппарате). Это дворяне мантий. Ряд важных общесословных привилегий у двор-ва: право на титул, на ношение определённой одежды и т.д., освобождены от уплаты налогов, повинностей, преимущественное право назначения на придворные, гос-е и церковные долж-ти, право обучения в университетах, военной королевской школе. Утратили право на самостоятельное управление, на дуэль.

3 сословие; Низ - крестьяне, безработные, ремесленники, чернорабочие. Верх-финансисты, торговцы, цеховые мастера, нотариусы, адвокаты. Значительная часть 3 сословия-крестьяне. Почти исчезли серваж, формарьяж, «право первой ночи». Менморт применялся редко. Выделяются из крест-н зажиточные фермеры., капиталисты арендаторы, сельхоз. работники. Большинство крестьян - цензитарии(держатели сеньриальной земли с традиционными обязанностями и повинностями). К этому времени почти освобождены от барщины. Обременения крестьян - баналитеты и право сеньора охотиться на крестьянской земле.

В переходе к абсолютизму были заинтересованы самые широкие слои населения:

1) двор-во и дух-во, т.к. для них укрепление и централизация гос-й власти-единстве иная возможность сохранить обширные сословные привилегии.;



2) крепнущая буржуазия, т.к. нуждалась в королевской защите от феодальной вольницы;

3) крестьянство, мечтавшее об установлении мира, справедливости и общественного порядкам королевская власть приобрела большой политический вес и авторитет.

Королевская власть способствовала завершению территориального объединения Ф., формированию единой французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли, рационализации системы административного управления, верховная политическая власть всецело переходит к королю и не делится им с др. гос-м и органами.

В XVI в. Генеральные Штаты перестают функционировать. Некоторое Время для рассмотрения проектов важных реформ король собирал нотаблей (феодальную знать). В это же время король полностью подчинил себе католическую церковь. Парижский парламент выступил в качестве политической оппозиции "королевской власти, но король издает нормативные акты, по которым парламент не может опротестовывать и отклонять королевское законодательство.

В 1614г. королевская власть объявлена священной, а фр. монархия-божественной. Власть короля не ограничена, но не выходит за рамки закона. Король, его имущество, семья - принадлежат фр. гос-ву и нации, закреплена политическая свобода короля в сфере законодательства. Центральные органы управления разрослись и усложнились. Феодальные методы управления препятствовали созданию стабильной и четкой гос-й администрации.

В XVI в. появляется должности гос-х секретарей, один из кот-х выполнял функции первого министра. Старые гос-е должности ликвидируются (коннетабль) или теряют значение. Сохраняет былой вес должность канцлера. Возрастает роль гос-х секретарей, кот-м поручаются определенные сферы управления(иностранные дела, военные, морские дела и колонии, внутренние дела). => Быстрый рост централизованного аппарата, его бюрократизация. Большую роль в центральном управлении играл суперинтендант финансов, затем - Генерал контролер финансов(составллл гос-й бюджет, руководил всей экономической политикой, контролировал деятельность администрации, организовывал работы по составлению королевских законов). В 1661г. был создан Большой Совет из герцогов, министров, гос-х секретарей, канцлера и гос-х советников). Рассматривал важные гос-е вопросы, обсуждал проекты законов, принимал административные акты и решал важные судебные дела, Для обсуждения внешнеполитических дел созывался Верхний совет(гос-е секретари по иностранным и военным делам, гос-е советники). Совет деиеш обсуждал вопросы внутреннего управления. Совет по вопросам финансов разрабатывал финансовую политику. Появились многочисленные специализированные службы на местах: судебное управление, финансовое управление, надзор за дорогами и т.д. В H.XVI в. в качестве органа по политике на местах были губернаторы. Постепенно их полномочия свелись к военным. С 1535г. короли посылают в провинции комиссаров, вскоре им присваивается титул интендантов(администраторы) муниципальные советники и мэры перестали избираться, назначались королевской администрацией. В деревнях постоянной королевской администрации не было, низовые администрации. И судебные функции возлагались на крестьянские общины и общинные советы.



Главным источником поступления средств в казну были налоги, особенно талья и капитация (подушная подать для покрытия военных расходов). Все налоги распределялись м/у представителями 3 сословий. Судебная система сложна. Кое-где сохранились сеньориальная юстиция. Самостоятельная система-церковные суды. Существовали специализированные трибуналы: коммерческие, банковские, адмиралтейские. Запутанна система королевских судов. Низшие суды в превотствах ликвидированы. Сохранились суды в больяжах. Важную роль играл Парижский парламент. Для разгурзки парламентов от растущих апелляционных жалоб королевский эдикт в 1552г. предусмотрел создание особых апелляционных судов в ряде наиболее крупных бальяжей но рассмотрению уголовных и гражданских дел.

Создана регулярная сильная армия. При Людовике XIV6. проведена важная военная реформа, суть кот-й в отказе от найма иностранцев и перехоле к вербовке рекрутов из местного населения. В 1781г. родовое дворянство добилось закрепления за ним исключительного права на занятие офицерских должностей. Создается разветвленная полиция: в провинциях, городах, на крупных дорогах. В 1667г. учреждена должность генерал-лейтенанта полиции, на кот-ю возлагалась обязанность поддерживать порядок в масштабах всего королевства
Формирование капиталистического уклада началось разложением феодализма ~ формирование абсолютизма. За интересованы в этом широкие слои общества:

В 15-17 веках дворянство и дух-во: для сохранения сословных привелегий, т.к. экономические трудности + политическое давление со стороны 3-го сословия + укрепление и централизации государственной власти.

Крупная буржуазия нуждалась в королевской защите от феодальной вольницы, т.к. нет политической

Крестьяне: установление мира, справедливости и общественного порядка.

Характерные черты перехода к абсолютизму: 1-е-власть носила абсолютный характер, вся власть в руках одного лица; 2-е-создание мощного бюрократического аппарата, состоящего из множества ведомств и должностных лиц; 3-е--наличие хорошо организованной и многочисленной армии.

Абсолютизм «+»:

1) завершение территориального объединения Франции,

2) формирование единой французской нации,

3) быстрее рост промышленности и торговли, т.к. политика протекционизма и меркантельзма,

4) рационализация системы административного управления.

Абсолютизм «-»: королевская власть оторвана от общества и вступает с ним в противоречие, авторитарные и реакционные черты.

Основная цель абсолютизма - спасти феодальный строй + классовые и сословные нривеллегии дворянства. Особые черты: судебно-административный произвол и расточительство королевского двора.

Сословный строй

Завершение централизации во Франции сопровождалось оформлением новой сословной структуры. Политическийабсолютизм в своей правовой политике закреплял восходящее к средневековью имущественное и юридическое неравенство общественных групп в пользу привилегированных сословий – дворянства и духовенства.

Термин сословие (ordre) возник в языке правоведов в XIV в. Принадлежность к тому или другому сословию традиционно была взаимосвязана с большей или меньшей причастностью к отправлению власти; в этом смысле корни сословной системы уходили в средневековые феодальные порядки. «Сословие, – отмечалось в одном из юридических руководств начала XVII в., – это достоинство со способностью к публичной власти. Наверху церковный чин, духовенство, ибо Божии министры по праву должны сохранять первую степень почести. Затем дворянство, будь оно родовитое, древнее и незапамятное, происходящее от древних поколений, будь оно знатное по достоинству, проистекшее от служебных сеньорий, сообщающих те же привилегии. Наконец, третье сословие, охватывающее остальной народ*». Структура трех сословий во французском правопорядке, начиная с XVII в., была компромиссом государственной политики, отказавшейся от особого правового выделения знати и включившей, наконец, крестьянство в общую сословную структуру наравне с городским населением.

* Луазо. Трактат о сословиях. 1610.

Католическое духовенство считалось первым сословием. Оно было относительно немногочисленным (до 130 тыс. чел. к 1789 г., в т. ч. 90 тыс. сельских священнослужителей), но пользовалось наибольшими привилегиями. Принадлежность к сословию определялась указом 1695 г., согласно которому для причисления к клирикам нужно было «церковно жить» и занимать одну из реальных церковных должностей. В налоговом отношении духовенство было свободно от прямых и, частично, от косвенных налогов. Однако платило налоги с принадлежащей церкви недвижимости. Исключительность положения духовенства состояла в том, что церковь сама имела право на налогообложение в свою пользу: амортизационный налог с имуществ особого рода, кем-либо приобретаемых, десятину, особый благодарственный дар, собираемый каждые десять лет (с 1560 г.). В правовом отношении духовенство подлежало только своему епископскому суду. Юридический иммунитет духовенства был несколько ограничен в середине XVIII в. расширением прав королевских судов, в особенности по уголовным делам и по спорам о недвижимостях. Но привилегии сохранялись значительные: клирики не могли быть взяты под арест за долги,их имущества пользовались широкой неприкосновенностью. В служилом отношении клирики были свободны от воинской повинности (исходя еще из постановления Клермонского собора 1095 г.); она была заменена для них военным налогом. Духовенство было свободно и от городских служб.

Высшее духовенство, реально пользовавшееся имуществами церкви, пополнялось в основном из дворян (оно насчитывало до 6 тыс. чел.). Низшее – из третьего сословия. Монашествующее духовенство обладало особыми привилегиями, но в правовом смысле пребывало в состоянии гражданской смерти в связи с обетами бедности и послушания.

Дворянство составляло второе сословие. К концу XVIII в. оно насчитывало до 400 тыс. семей. Как сословие дворянство не было однородным, и это влияло на различия в некоторых привилегиях. Дворянство подразделялось на пожалованное и служилое. Пожалованное основывалось на наследственных правах или на выданном королем дворянском патенте (первые грамоты-патенты пожалованы еще в 1285 г.;их обязательно регистрировали в парламентах). Наследственные права вытекали из обладания дворянскими вотчинами, полученными по отцовской линии (по материнской – только в некоторых провинциях: Шампани, Барруа), а также по родовому счету в 3-4 поколения. С 1579 г. было запрещено даровать права дворянства только по факту владения дворянской вотчиной, нужно было доказать благородство рода.

Служилое дворянство окончательно оформилось с эпохой абсолютизма. С XVII в. дворянское звание стало жаловаться по гражданской службе (дворянство мантии) – право на него приобретали прослужившие более 20 лет в королевских должностях (1-я степень) и в трех поколениях в чинах советников. Некоторые городские муниципальные должности также давали право на выслуженное дворянство. С 1750 г. появилась категория дворянства шпаги, когда оно жаловалось за службу в военных чинах или за отличия во время военных кампаний. Служилые дворяне не имели прав на королевские пособия, не имели вотчинных привилегий. Дворянское звание можно было и утратить вследствие занятий ремеслом, торговлей (кроме оптовой и морской), совершения некоторых бесчестных преступлений.

В налоговом отношении дворяне были свободны от личных налогов (тальи), но платили налоги с имущества и особые всеобщие налоги. Знать имела право, кроме того, на королевские пенсии. В правовом отношении дворянство обладало привилегией на суд бальи по гражданским делам и на суд Большой палаты парламента по уголовным. Вих отношении не применялись позорящие наказания. В служебном отношении военная служба считалась обязанностью дворян. При этом они имели исключительное право на службу в коннице. Были некоторые службы, зарезервированные для дворянства. Воинским регламентом 1781 г. предписывалось принимать в офицерские училища только детей дворян, засвидетельствовавших четыре благородных поколения. Только дворянство обладало вотчинными и феодальными правами в принадлежащихим землях (право охоты, личных повинностей и др.).

Третье сословие (tiers-etat) составляло большинство нации (около 24 млн. чел. к 1789 г.) и не было полностью однородным. Как минимум в его составе выделялись (1) городские буржуа, (2) ремесленники и рабочие, (3) крестьяне. Буржуазия объединяла судейских и финансовых чиновников младших рангов (без прав служилого дворянства), лиц свободных профессий (врачей, литераторов), а также промышленников и финансистов. Ремесленники объединяли как цеховых мастеров, так и чисто наемных рабочих (до 2 млн. чел.). Как и буржуа, они обретали сословный статус согласно эдикту еще 1287 г. по собственному желанию, заявив о наличии дома стоимостью свыше 60 солидов. Крестьяне были подавляющей массой населения Франции (свыше 20 млн. чел.). С 1779 г. личное крепостное право в их отношении было отменено, и повинности носили чисто имущественный характер (но разного происхождения) . Как вилланы (самостоятельные землевладельцы), так и цензитарии (держатели наделов от феодалов) были обязаны платить все прямые налоги (они составляли ко второй половине XVIII в. до 1/2 крестьянских доходов), так и поземельные рентные платежи. Имущественные права третьего сословия были практически идентичны двум первым, и это сделало их к концу XVIII в. собственниками более 2/5 земель страны. Правовое положение разночинцев было, однако, менее выгодным: к ним применялись тяжелые и позорящие наказания,им запрещались некоторые общественные службы. Основной проблемой статуса сословия к XVIII в. было неравное налогообложение, особенно отягощение собственности буржуазии.

Сословный строй был существом порядков «старого режима» во Франции и опорой политической системы абсолютизма. Вместе с тем столь четкое разделение общества на три сословия составляло историческую особенность общественного строя Франции начала Нового времени.

Королевская власть

В исторических условиях Франции XVII-XVIII вв. королевская власть приобрела в особенности неограниченный характер, а абсолютизм монархии – классический завершенный вид. Возвеличиванию власти короля и росту его полномочий способствовало правлениеЛюдовика XIV (1643-1715), в особенности изменившее свой характер после победы над аристократической оппозицией и народным движениемФронды (1648-1650). В 1614 г. по предложению Генеральных штатов власть короля была провозглашена божественной по своему источнику и священной по характеру. Прекращение созыва общенациональных Генеральных штатов в 1614 г. сделало королевскую власть полностью свободной от соучастия сословного представительства. (Хотя сохранялись некоторое время собрания нотаблей – знати.)

Король занимал исключительное положение в государстве и среди дворянского сословия. Признавалось только единоличное правление («Король есть монарх и не имеет вовсе соправителя в своем королевстве». – Ги Кокиль, правовед XVII в.). С Генриха III утвердилось представление о верховных законодательных полномочиях монарха: король может устанавливать законы, может менять их по своей воле. Верховенство и неограниченность королевской власти категоричнее других выразил Людовик XV в речи перед Парижским парламентом в 1766 г., отрицая государственное значение других властей, кроме монарха: «Я не пострадаю, если в моем королевстве сформируется ассоциация. Магистратура не образует ни корпуса, ни отдельного сословия. Лишь в моей персоне единой покоится суверенная власть. Это мне одному принадлежит законодательная власть без зависимости и без раздела*». Исполнительные и судебные права короля были ограничены только существованием бюрократической наследственной иерархии и независимым происхождением большинства государственных должностей.

* По-видимому, именно с этим выступлением связано рождение мифао доктрине абсолютной монархии в словах «Государство – это я», необоснованно приписанных позднее молвой Людовику XIV.

Единственным юридическим ограничением власти монарха считалось наличие в королевстве фундаментальных законов, воплощенных в ее правовом строе и традициях. Содержание этих условных законов было тесно связано с пониманием суверенности монарха (утвердившейся во французском публичном праве с конца XVI в. благодаря в том числе доктрине правоведа и философа Бодэна). Доктрина парламентов рассматривала эти законы как «непоколебимые и ненарушимые», по которым «король и всходит на престол» (А. де Элей, президент Парижского парламента конца XVI в.). К началу XVIII в. значение фундаментальных законов имели примерно 7 основополагающих принципов монархии: династическое наследие по нисходящей линии, законность правления, безответственность короны, нераздельность королевства, католическая ортодоксия монархии, верховенство и независимость по отношению к феодалам, их вотчинным правам и иммунитетам, внешняя независимость королевства. Корона рассматривала эти принципы как обязательные и сохраняющие сущность власти. «Так как основные законы нашего королевства, – декларировал Людовик XV в своей коронационной речи, – ставят нас в счастливую невозможность отчуждать область нашей короны, то мы считаем за честь признать, что еще менее имеем права располагать нашей короной... Она дана нам только для блага государства, следовательно, государство одно будет иметь право распорядиться ею».

В наследовании престола сохранял силу древний салический закон. При отсутствии прямого наследника право на престол переходило в боковую линию королевской фамилии. В 1715 г. парламент уничтожил наследование престола усыновленным. При малолетстве допускалось регентство, которое получило фактическое проявление в первой четверти XVIII в.

Королевская фамилия утратила к XVII в. все особые государственные права и право на должности, став высшей частью Королевского двора. Внутри фамилии сохранялись некоторые градации (дети Франции, внуки Франции, принцы крови, королевские незаконнорожденные и т. д.), что выражалось только в личных привилегиях (например, право сидеть или не снимать шляпы в присутствии короля), но все полностью утратило государственное значение. Видоизменился Двор и как административное учреждение. Почетные должности, связанные с особыми правами на руководство армией, практически исчезли: с 1627 г. не замещалась должность главнокомандующего – коннетабля, с 1614 г. потерял свое значение адмирал флота, число маршалов выросло до 12-15 в XVIII в., и они сохранили только ограниченную юрисдикцию по воинским преступлениям. Известную долю независимости сохранял канцлер. Остальные дворцовые должности были связаны с чисто придворными обязанностями – великий управляющий, великий пожертвователь, великий конюший, великий егерь и т. д. Как правило, каждый из этих чинов располагал службой в 300-400 дворян или наемных. Большинство ко второй половине XVII в. превратились в почетные должности, наследственно закрепленные за знатными родами (Конде, герцогами Бульонскими, Лорренскими и т. д.). Король располагал и военной гвардией из дворян – в составе 4 кавалерийских и 2 мушкетерских рот.

Королевский двор в период абсолютизма сохранил огромное влияние на содержательную политику государства, но был практически устранен от прямого влияния на администрацию, которая развивалась на основе учреждений в основном служилого и бюрократического характера.

Центральная аминистрация

Организация государственной администрации в главном сохранила традиции учреждений, сложившихся в конце XVI – начале XVII в. (см. § 28.3). Существенно возросло значение верховного управления короля, характерного для системы абсолютизма. Это выражалось, во-первых, в изменении статуса и функций государственных политических советов при короле (которые были отчасти сословно-представительными органами, отчасти формой аристократического влияния на политику, а превратились в XVII в. в административно-бюрократические совещания высших должностных лиц), во-вторых – в росте значения министерского управления, которым руководил напрямую монарх.

Высшим правительственным учреждением считался Совет короля (или Королевский совет). Формально в нем принимались основные политические, административные и даже судебные решения. Однако реально Совет короля не существовал как обособленный и стабильно действующий орган. С конца XVI в. Совет постепенно дробился на специализированные советы с собственной компетенцией, где все большую роль играли профессиональные администраторы. В 1661 г. Совет короля окончательно реорганизовался в 3 самостоятельных правительственных института, некоторые из которых зародились в предыдущие 15-20 лет.

Реальным правительственным органом монархии стал Великий совет (1661). Состав его определялся по усмотрению монарха без оглядки на сословные или административные традиции. Членами его, как правило, были герцоги, пэры Франции, министры, секретари короля, сюринтендант финансов; председательствовал на Совете канцлер. Кроме высших администраторов, в Совете состояли 16 советников по должности: 3 из духовенства, 3 из дворян «шпаги», 12 – из дворян «мантии»; к концу XVII в. число их достигло 30 (1673). Позднее часть советников числились в Совете постоянно, часть назначалась на «семестр». Полномочия Совета были не определены, и реально компетенция его была всеобщей. В нем решались вопросы законодательства, политические дела, а также судебные дела, переданные на кассацию в суд короля. Действовал Совет исключительно именем короля и юридически собственной власти не имел. Король всегда считался пребывающим в Совете, даже если тот на деле заседал без него. Руководство канцлера, который сохранял свою самостоятельность и не мог быть отстранен от должности без законных причин, придавало Совету отчасти самостоятельное же значение в государственных делах.

Вторым правительственным советом стал Совет в верхах (Еп-Haut), зародившийся около 1643 г. в качестве преемника Совета дел XVI в. В этом совете не было постоянной административной деятельности, как не было и самостоятельного присутствия. По сути, это было королевское совещание высших лиц, причастных к внешней политике; Совет выносил решения по вопросам войны и мира, дипломатии. Призывались в него главным образом секретари иностранных дел, маршалы Франции, министры.

Основным органом текущего внутреннего управления стал Совет депеш (1650). Председательствовал с 1661 г. в нем сам король. Членами его считались все входившие в Совет в верхах, а также канцлер, государственные секретари; административной координацией занимались 1-2 особых советника. Во второй половине XVII в. совет заседал регулярно – до 2-х раз в неделю. В Совете депеш осуществлялось в целом внутреннее управление государством и низшим административным аппаратом; одной из важнейших функций его была выдача ордеров на аресты именем короля (lettre de cachet).

Отдельно существовал такжеСовет финансов короля (1661). Председательствовал в нем сам монарх, а членами были канцлер, генеральный контролер, интенданты и два-три государственных советника. До 1715 г. совет заседал еженедельно, затем его деятельность видоизменилась. Фактически здесь шла работа по исполнению государственного бюджета и управление налоговой низовой администрацией.

В неизменном виде такая организация Совета короля сохранялась в правление Людовика XIV. В XVIII в. система советов была перестроена и видоизменена (1723-1730). Совет короля преобразовался в абстрактный Государственный совет, в составе которого реально действовали специализированныесоветы-коллегии: иностранных дел, совет депеш (или внутренних дел), финансовый, коммерческий, гражданской юстиции – всего 7. Совет иностранных дел формально был высшим, его членами состояли министры, назначавшиеся пожизненно. Это явление во французской администрации получило название полисинодии (многосоветия). В ходе преобразований полномочия советов были, однако, сокращены, и реальное управление в XVIII в. перешло к министрам.

Развитие министерского управления восходило к должности государственных секретарей, появившихся в XVI в. С 1588 г. секретариаты стали специализированными (1 – на международных делах, 2 – на военных). В 1626 г. обособился секретарь по делам колоний. Тогда же появилась должность первого министра, созданная специально для Ришелье, затем, в малолетство Людовика XIV, доверенная кардиналу Мазарини. К сер. XVII в. выделился и секретариат по внутренним делам. В дальнейшем государственные секретари исполняли чисто пассивную роль по решениям советов, но с 1715 г. их значение необычайно возросло. Была восстановлена должность первого министра (1718), появился новый секретариат по экономическим делам (1771). Министры-секретари были независимы друг от друга и в некоторой степени от короля: они приобретали свои должности не только по усмотрению монарха, но и за выкуп в 500 тыс. серебряных ливров. При секретарях сложился разветвленный аппарат разных бюро, в которых было занято огромное количество чиновников – коми (commis). К середине XVIII в. реальное управление страной перешло, как отмечали современники, в руки этих аппаратчиков, что было неразрывно связано с ростом взяточничества и коррупции. «Количество дел, находящихся в ведении министров, громадно. Всюду они, и ничего без них. Если их сведения не так обширны, как власть, то они принуждены предоставить все коми, кои делаются правителями дел, а следовательно, и государства» (Д"Аржансон).

Особое место среди королевских министров принадлежало сюринтенданту , или генеральному контролеру финансов (с 1665 г.). Он ведал исполнением государственного бюджета, реально руководил Советом финансов, а по сути всей экономической и торговой политикой. Под его руководством работали местные интенданты, покупавшие свои места. Аппарат генерального контролера был самым разветвленным: в нем насчитывалось до 38 бюро; в центральном секретариате работали до 265 чиновников.

Должностные лица администрации подразделялись на три категории. (1) Оффисье покупали свои должности и были до известной степени независимыми от короны, хотя и действовали по указам сверху. (2) Комиссары были чисто королевскими порученцами. (3) Наемные служащие. Особое положение занимали королевские секретари, работавшие под прямым руководством монарха. В середине XVII в. их было до 500, в XVIIIв. их число сократилось до 300 (1727). Они выполняли разовые или текущие поручения, вели делопроизводство и до известной степени уравновешивали власть министров. Такое переплетение королевского и собственно государственного управления создавало порой весьма сложные ситуации, существенные расхождения (особенно, например, во внешней политике) и были одной из предпосылок общего кризиса государства в конце XVIII в.

Финансы

Финансовая система Франции XVII-XVIII вв. основывалась преимущественно на прямых налогах с населения. Размеры налоговых сборов никогда не были определены сколь-нибудь точно, и сбор их порождал огромные злоупотребления. Периодически сбор налогов переводился на откупа, которые затем отменялись в связи с бурными протестами и недоимками, а затем так же регулярно возрождались.

Основным государственным налогом была историческая талья (вещная и личная). Платили его исключительно лица третьего сословия, хотя и среди них были освобожденные от налога: служившие во флоте, студенты, гражданские чиновники и др. В разных округах определялся и собирался налог по-разному: в одних – основным объектом обложения была земля, в других – собирали с «дыма» (особой условной единицы); в провинции считали 6 тыс. условных «дымов».

Всеобщим налогом была капитация (с 1695 г.). Ее платили лица всех сословий, даже члены королевской фамилии. Считалось, что это специальный налог на содержание постоянной армии*. Капитация была одним из первых исторических видов подоходного налога. Для ее исчисления все плательщики разбивались на 22 класса в зависимости от своих доходов: от I ливра до 9 тыс. (в 22-м классе состоял один наследник престола). Всеобщими были также особые подоходные налоги : 10-я доля и 20-я доля (1710). Причем понятие «двадцатины» было условным. Так, в обстановке нарастающего финансового кризиса в 1756 г. была введена т. н. вторая двадцатина, в 1760-м – третья (вместе превратившиеся в 1/7).

* В начале XVIII в. армия Франции перешла от милиционной к постоянной рекрутской армии (1726). Число набираемых полков определял король. В 1786 г. рекрутская повинность распространилась на города.

Помимо прямых налогов, существовали и косвенные, с продаваемых товаров и продуктов питания. Наиболее отяготительным среди последних был налог на соль – габель (он был различен по провинциям, и размеры его разнились до невероятности). Важную роль играли таможенные доходы – с внутренних, главным образом, таможен, от внешней торговли. Практически значение налогов имели и принудительные королевские займы – у духовенства, городов.

Общее налоговое бремя было колоссальным, достигая 55-60% доходов лиц третьего сословия, несколько меньше– для привилегированных. Раскладка налогов была огульной, зависела в основном от финансовой администрации на местах, главным образом – от интендантов.

Местное управление

В период абсолютной монархии местное управление значительно усложнилось и носило почти хаотический характер. Старые принципы средневекового управления (бадьи, прево, лейтенанты) переплетались с новым административным делением и новой администрацией, права которой, однако, были сильно урезаны.

Ко второй половине XVIII в. Франция была поделена на 58 провинций, которыми управляли губернаторы. Назначалих монарх. Кроме них, были 40 военных наместничеств со своими управителями-комиссарами, парламентские, судебные и другие округа. Рядом с этим существовала система церковного управления (121 епископский округ и 16 архиепископов). Параллельно была система финансовых округов (всего 32) во главе с интендантами. При них были счетные палаты, палаты сборов, монетные палаты (по 10-15). Полицейское управление имело свое деление – на 32 департамента; кроме этого – особые таможенные и откупные округа.

Провинции управлялись напрямую министрами, но не все одинаково. Треть подчинялась военному министру, треть – министру двора, треть – министру иностранных дел (!). Причем решение иногда мельчайших и чисто специальных местных вопросов (например, назначение профессоров в медицинскую школу Страсбурга) требовало личного министерского указа, иногда даже за печатью короля. Из центра выдавались паспорта для свободного передвижения и для выезда за границу. Местная администрация, кроме того, была частично наделена правами юстиции, и это еще более осложняло реальное управление.

Судебная система

Организация юстиции в абсолютной монархии была несколько обособленной от администрации в целом; такая самостоятельность судов стала особенностью именно Франции (что вовсе не повлияло, однако, на правовое качество этой юстиции). Сохранялось различение судов на уголовные и на гражданские; объединяло их, эти две системы, только существование парламентов (см. § 36) со всеобщей юрисдикцией.

В гражданской юстиции основную роль играли местные суды: сеньориальные, городские и королевские (в городах существовали даже частные суды по кварталам, особым объектам и т. п. – так, в Париже XVIII в. было до 20 юрисдикции). Королевские суды существовали в виде исторических учреждений и должностных лиц: бальи, сенешалы, губернаторы; затем появились особые лейтенанты по гражданским и по уголовным делам (отдельно). С 1551 г. основная тяжесть гражданской юстиции переместилась в трибуналы – до 60 на страну. В них окончательно решались малые по значению дела (до 250 ливров) и разбирались по первой инстанции более значимые (с 1774 г. – свыше 2 тыс. ливров).

В уголовной юстиции сложилась более или менее соподчиненная система учреждений: окружные суды (сенешалства) в составе 3-4 судей – апелляционные комиссии из трех судей – парламенты. Выше парламентов стоял только кассационный суд – Тайный совет (с 1738 г.) в составе 30 членов.

Помимо общей юстиции – как уголовной, так и гражданской, – существовала специальная и привилегированная. Специальные суды образовались исторически по роду разбираемых дел: соляные, фискальные, контрольные палаты, лесные, монетные, военные суды адмирала или коннетабля. Привилегированные суды рассматривали любые дела, касающиеся круга лиц особого статуса или сословной принадлежности: университетские, религиозные, дворцовые.

Центральное место в судебной системе номинально сохраняли исторические парламенты. С роспуском во второй половине XVII в. многих провинциальных штатов как бы в компенсацию сословных прав возросло число парламентов – до 14-ти. Наибольший судебный округ подлежал компетенции Парижского парламента, в его юрисдикцию входила 1/3 страны с 1/2 населения, который одновременно играл роль как бы национального образца. В XVIII в. Парижский парламент усложнился и включал 10 департаментов (гражданская, уголовная палата, 5 следственных, 2 апелляционных. Большая палата). Сходной, но менее разветвленной структурой обладали и другие парламенты. В Парижском состояло 210 судей-советников. Кроме этого, были советники-адвокаты, а также посты генерал-прокурора, генерал-адвоката (с 12 помощниками). Парламентский суд считался делегированным королевским судом, поэтому за королем всегда сохранялось право т. н. удержанной юрисдикции (право в любой момент взять любое дело к собственному рассмотрению в Совете). С правления Ришелье значительное ранее парламентское право делать ремонстрации (представления на королевские указы об их противоречии другим законам) сократилось. По эдикту 1641 г. парламент мог делать представления только по тем делам, что ему присылались, обязывался регистрировать все указы, касавшиеся правительства и государственного управления. Король был вправе увольнять парламентских советников, принудительно выкупая у них должности. Эдиктом 1673 г. контролирующие полномочия парламента были еще более сокращены. Общая неурегулированность юрисдикции привела в сер. XVIII в. к крупным спорам между парламентами и духовной юстицией, между парламентами и счетными палатами. Реально роль парламентов как когда-то существовавшего юридического противовеса королевской власти сошла почти на нет. «Парламенты уже ни во что не вмешиваются, кроме отправления правосудия, – замечал Ш. Монтескье, бывший президентом Бордоского парламента, – и их авторитет все более и более умаляется, если только какое-нибудь непредвиденное обстоятельство не вернетимсилу и жизнь» *.

* Монтескье Ш. Л. Персидские письма. XCII.


Похожая информация.


Французское королевство, возникшее в IX веке с распадом франкской державы Королингов внесло существенное изменение в социально-экономическое развитие областей, входивших в ее состав. В период с IX-XIII вв. господствуют феодальная раздробленность и соответствующие ей производственные отношения. Они определили классовую структуру общества и антагонистические отношения между феодалами и зависимыми крестьянами. Земля, как основное средство производства, стала монопольной собственностью господствующего класса.

Начиная с XVI века формируются новые прогрессивные капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Появляется мануфактура в судостроении, в горном деле, в металлургии, в книгопечатании. Образовались крупные экономические центы в Париже, Марселе, Лионе, Бордо.

Развитие товарно-денежных отношений привело к формированию единого общенационального рынка, а зарождение капиталистических отношений вызвало важные сдвиги в социальной структуре общества. Наряду с основным классом эксплуататоров- феодалов появился новый класс эксплуататоров - буржуазия, основу которого составляли купцы, ростовщики, мануфактуристы. В этот период возрастает внешняя торговля Франции с древне-европейскими странами.

Но сдвиги в сторону капитализма медленно меняли характер французского общества. Феодальные производственные отношения были по-прежнему господствующими.

В этот период происходит перевод части крестьянской повинности в соответствующие денежные платежи.

Многие буржуа покупают должности в королевских судах или административных органах, которые передаются по наследству (эдикт 1604 г.). Некоторые должности давали право носить дворянский титул. Правительство Франции шло на это, так как постоянно нуждалось в средствах. Король передает значительную часть налоговых поступлений привилегированным сословиям в виде жалований, субсидий, пенсий. Королевский фиск становится важнейшим инструментом эксплуатации крестьянства. И дворянство, желая увеличить доходы, постоянно требует от короля увеличения налогообложения.

К началу XVI века Франция предстает единым государством. Формой этого государства становится абсолютная монархия.

Абсолютизм характерен прежде всего тем, что вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти концентрировалась в руках наследного главы государства - короля. Ему был подчинен весь централизованный государственный механизм: армия, полиция, административный аппарат, суд. Все французы, включая и дворян, были подданными короля, обязанные беспрекословно повиноваться.

При этом абсолютная монархия последовательно защищала классовые интересы дворянства.

Феодалы так же понимали, что в условиях обострения классовой борьбы подавление крестьянства возможно лишь с помощью жесткого государственного абсолютизма. В расцвет абсолютной монархии в стране утвердилось социально-политическое равновесие двух основных эксплуатационных классов - привилегированного и имеющего государственные посты дворянства и набирающей силы буржуазии.

Значимую роль в становлении существующего строя во Франции сыграл первый министр Людовика XIII - Ришелье. В период с 1624- 1642 гг. он, оказывая огромное влияние на короля, практически правил страной. При этом его политика защищала интересы дворянства, в чем Ришелье видел укрепление абсолютизма.

При Людовике XIV (вторая половина XVII - начало XVIII века) французский абсолютизм достигает высшей ступени своего развития.

С XVI века по первую половину XVII века абсолютная монархия безусловно играла прогрессивную роль в развитии Французского государства, так как сдерживала раскол страны, содействовала росту капиталистической промышленности и торговли. В этот период поощрялось строительство новых мануфактур, устанавливались высокие таможенные пошлины на ввозимые товары, основывались колонии.

Но формирование абсолютизма постепенно лишало феодальную знать страны влияния в королевском совете и в провинциях.

В XVIII веке в промышленности окончательно утвердился, а в сельском хозяйстве усилился капиталистический уклад. Феодально-абсолютистский строй стал затруднять дальнейшее развитие производительных сил.

По мере укрепления буржуазии росла ее опозиционность к абсолютной монархии.

Раскрывая суть абсолютной монархии, сложившейся во Франции в период с XVI-XVIII вв., необходимо дать характеристику государственному механизму, позволившему на протяжении более двух веков управлять многоукладным и динамично-развивающимся государством.

Концентрация всей государственной власти в руках короля привела к прекращению деятельности общефранцузского собрания сословий - Генеральных штатов (образованного в 1302 году, где каждое сословие: - духовенство, дворянство и «третеесословие» были представлены отдельной палатой и решение выносилось простым большинством голосов). В этот период также ограничиваются права парламентов. Парламентам запрещалось брать в ведение дела, касающиеся государства, администрации и правительства. Светская власть, в лице короля, подчиняет своему контролю и церковь, и именно у него через некоторое время появляется исключительное право назначать кандидатов на высшие посты во французской церкви.

Укрепление власти короля сопровождалось усилением влияния бюрократического аппарата. Как отмечалось ранее, государственному аппарату французского абсолютизма были присущи особенности, к числу которых можно отнести продажу государственных должностей, приносящую немалый доход правительству. Государственные чиновники, купившие должность чувствовали себя независимо по отношению к монархии, которая не могла уволить их с государственной службы. Отзыв был возможен лишь за должностное преступление и только в судебном порядке.

В период политических кризисов, охвативших Францию в XVI веке, особенно во времена религиозных войн, правительство, с целью привлечения влиятельной знати на свою сторону, передало ей некоторые важные посты в государственном аппарате, которые впоследствии стали достоянием отдельных аристократических семей.

Проблемы, возникшие при формировании старого государственного аппарата, были решены путем создания новой системы государственных органов. Важнейшие посты в новой системе занимали лица, назначаемые правительством, и которые в любое время могли быть отозваны. Как правило, это были люди незнатные, образованные и преданные монархии.

В итоге в стране одновременно функционировали государственные органы, которые условно делились на две категории. К первой относились учреждения, унаследованные от продаваемых должностей, контролируемых знатью. В их ведении находилась второстепенная сфера государственного управления. Вторую категорию представляли органы, созданные абсолютизмом, где чиновники назначались правительством, и именно они составляли основу управления.

Бюрократический механизм абсолютизма был громоздкий, сложный, коррумпированный и дорогостоящий. Сочетание различных учреждений, созданных в различные периоды, представляло центральные органы государственного управления Франции. Высшим совещательным органом при короле был Государственный совет. Его дополняли: Совет финансов, Совет депеш, Тайный совет, аппарат канцлера и др. Служащие получали огромные жалования. Так король привлекал на свою сторону знать.

Во главе органов государственного управления стоял Генеральный контролер финансов, он же являлся министром финансов, и четыре государственных секретаря, курировавших военные, иностранные, морские дела и дела двора. Значение и влияние Генерального контролера финансов определяла его компетенция, куда входили сбор и распределение денежных и иных ресурсов королевства, а также контроль и проверка должностных лиц на местах. В его ведении находились промышленность, финансы, государственные работы по строительству портов, крепостей, дорог и т.д.

Важнейшие вопросы внутренней и внешней политики решались королем в узком кругу лиц. Этот круг назывался Малым королевским советом. Структура аппарата Генерального контролера походила на систему министерства.

В период абсолютизма территория Французского королевства имела многоступенчатое деление, куда входили женералите, губернаторства, диоцезы, бальяжи, интендантства и др.

Важное место, как и в структуре любого государства, заняла полиция, которая была наделена королевской властью широкими полномочиями. При этом необходимо отметить, что произвол и коррупция были нормой поведения чиновников полицейского ведомства. Значительное внимание уделяется цензуре книг и рукописей. Процветает перлюстрация частной корреспонденции.

Основной опорой для всего государственного устройства являлись финансы, которые в основной своей массе формировались из налогов. Для увеличения денежных средств, поступающих в казну государства, король был наделен правом самостоятельно вводить новые налоги и различные сборы. Регулярно увеличивались косвенные налоги на основные продукты и другие товары потребления. Следует отметить налоги на соль, табак, бумагу и др.

Установленная во Франции откупная система налогов делала положение податных сословий особенно тяжелым. Суть системы заключалась в том, что правительство передало право сбора налогов частным лицам - откупщикам, которые еще до начала сборов выплачивали ему всю сумму налогов. Затем откупщики собирали с населения налоги в свою пользу со значительным превышением. Откупщиками, как правило, были богатые буржуа. В случае необходимости помощи для сборов налогов посылались войска. При этом были расстрелы, избиения, облавы и т.д.

Несмотря на объединение Франции и ликвидацию раздробленности, продолжали существовать внутренние таможни. Фискальные меры позволяли правительству собирать значительные средства от пошлин не только за счет границ, но и внутри страны. В пользу короля взимались судебные платежи, штрафы, различные сборы, средства от продажи прав на производство определенных видов продукции (таких как порох, соль) и т.д.

В период абсолютной монархии во Франции установилось несколько судебных систем. Был суд королевский, синьориальный, городской, церковный. При этом четкого разграничения компетенции установлено не было. Это порождало дублирование и волокиту.

Очевидно просматривается в этот период усиление роли королевских судов. Королевская юстиция получила право принимать к судебному производству любые дела из некоролевского суда на любой стадии рассмотрения. Королевский суд состоял из трех инстанций: судов превотальных, бельяжных и судов парламентов. На рассмотрении особо важных дел присутствовал король, возглавляющий заседание.

Наряду с общими судами функционировали специальные суды. Практически каждое государственное ведомство имело свой суд, где рассматривались дела, затрагивающие ведомственные интересы. Были военные, морские и таможенные суды.

В период правления Ришелье 1624-1948 гг. в практику вошло бессрочное заключение по приказу короля.

Абсолютизм завершил создание регулярной армии, которая была многочисленна и хорошо оснащена. Армия имела четко выраженный классовый характер. Желающий стать офицером должен был доказать свое дворянское происхождение.

По мере укрепления экономических позиций буржуазии и усиление ее во всех сферах жизни росла ее опозиционность по отношению к абсолютной монархии. Она требовала отмены внутренних таможен, понижения пошлин, ликвидации привилегий духовенства и дворянства, уничтожения феодальных порядков в деревне и т.д.

При Людовике XV Франция вступила в период острейшего кризиса абсолютизма. При Людовике XVI Генеральный контролер Тюрго пытался провести реформы буржуазного характера, но они были сорваны противодействием привилегированных сословий, что еще более обострило революционную ситуацию.

Характеризуя основные звенья государственного механизма абсолютной монархии необходимо отметить основные черты существующего в рассматриваемый период права. В IX-XI вв. во Франции устанавливается принцип территориального действия права, то есть население подчинялось тем нормам, которые сложились на территории его проживания. Появление этого принципа можно объяснить, во-первых, господством натурального хозяйства, обособлявшим отдельные феодальные сеньории, и, во-вторых, сосредоточением в руках сеньоров политической, в частности судебной, власти. Происходила замена племенных обычаев местными. Здесь необходимо подчеркнуть, что в период феодально-раздробленного государства источником права являлись обычаи.

Рассматривая общее правовое построение во Франции можно заключить, что вплоть до ликвидации абсолютной монархии она не знала единой правовой системы.

В зависимости от источников права страна делилась на две части, приблизительной границей между которыми являлась река Луара. Территория южнее этой границы называлась «страной писанного права» На ней действовало римское право, приспособленное с учетом обычаев к новым условиям. Территория севера Франции считалась «страной обычного права», так как территориальные обычаи являлись там основным источником права.

В период формирования централизованного государства в форме сословно-представительной монархии предпринимались попытки систематизации и записи обычаев. Сборник этих обычаев был составлен в 70-х годах XIII века и был назван «Учреждения Людовика Святого». В XIV-XV вв. появляются сборники обычаев отдельных селений, городов и феодальных сеньорий.

Писанными источниками права являются акты королевской власти: указы, эдикты, ордонансы. В XVII-XVIII вв. был издан ряд ордонансов в области уголовного права и процесса, гражданского права, в области торговли и мореплавания. В 1785 году издается так называемый «черный кодекс» о положении рабов в колониях. Право собственности на землю являлось основным институтом феодального права, ибо юридически закрепляло собственность господствующего класса на основное средство производства.

В период абсолютизма гражданский процесс отделяется от уголовного. Процессы сочетали письменное производство с публичным и устным характером судебного разбирательства. При этом, кроме истца и ответчика были представители государства и представители сторон.

Абсолютизм был последним этапом в развитии французского феодального государства. В ходе Великой французской революции 1789-1794 гг. феодализм и его важнейший институт - монархия прекратили существование.