Кто был любимым поэтом и бунина. Всего лишь И. А. Бунин. Анализ стихотворения Бунина «Поэт»

А ведь словом можно писать картины, создавать настоящие шедевры, наполненные яркими красками, ароматами, жизнью, философией и лирикой. Эти слова невозможно прочитать вот так просто. Читатель обязательно их увидит, услышит, почувствует вкус, ощутит запах и, со сбившимся на мгновение дыханием, будет перечитывать вновь и вновь. Мистика, гипноз, халтура? Отнюдь. Всего лишь поэзия Бунина.

Поэт или писатель?

Наверное, трудности созданы специально, чтобы превращать людей в искусных мастеров своего дела. Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года. Он был выходцем из обедневшего дворянского рода, поэтому с ранних лет вынужден был работать. Выдающийся поэт и писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе рано начал жить самостоятельно.

Он работал в издательствах различных газет и журналов, временами подрабатывал в канцелярии и много путешествовал. Его первое стихотворение увидело мир в 1887 году, а первый сборник вышел в 1891-м. За время творческой деятельности не только поэзия Бунина, но и произведения, написанные прозой, получили мировое признание. Но сам литератор говорил, что он больше поэт, нежели писатель. Поэтому стоит рассмотреть именно эту грань его деятельности.

Наследство

Говорят, что все новое - это хорошо забытое старое. Именно такой представляется поэзия Бунина на фоне литературного модерна. Иван Алексеевич успешно продолжил лучшие пушкинские традиции. От его строгих строк так и веет простотой и благородством. Поэт не нуждается в «свободном стихе», он отлично себя чувствует среди границ ямба и хорея. Он словно принял их в наследство от предыдущих поколений поэтов. Бунин не заботится о новых творческих приемах и стилях написания стихов. Иван Алексеевич уверен, что старые формы никогда не исчерпают себя.

Бунин - поэт. Он сам неоднократно настаивал на этом. И здорово в нем то, что он никогда не причислял себя ни к каким школам или направлениям. Он просто писал прекрасные стихи, писал их тогда, когда ему хотелось, и было что сказать.

Художник

Для поэта Бунина примерами, на которых он равнялся, всегда были Чехов, Пушкин и Толстой. Он считал их «богами» литературы. Но несмотря на то что Иван Алексеевич брал с них пример, в его работах было много своих особенностей.

В поэзии Бунин использует классические размеры (двух- и трехсложные). Но это нисколько не ограничивает его мыслей. Бунин умудряется наполнить эти небольшие строки таким богатством интонации, что они приобретают новое, ни с чем не сравнимое звучание. Иван Алексеевич - настоящий художник слова. Он тонко ощущает красоту окружающего мира: его звуки, краски, эмоции. И это отражается в его поэзии. Невозможно найти другого такого поэта, который бы смог раскрыть все великолепие природы до последнего звука ястребиного крика.

Темы творчества

Поэт по-особому смотрел на мир, и сколько не анализируй, трудно обозначить отдельные темы поэзии Бунина. Лирика Бунина - это совокупность неких граней творчества. Он пишет о жизни, одиночестве, тоске, радости земного бытия. Одним словом, Бунин отображает в своей поэзии все аспекты человеческой жизни - начиная от природы, что его окружает и, заканчивая внутренними переживаниями.

Любовная лирика

Первое, с чего стоит начать рассматривать творчество поэта Бунина - это любовная лирика. Он часто писал о трудностях и трагедии любви, а также о ее мимолетных прекрасных мгновениях. В стихах о любви Бунин глубоко проникает в самые потаенные глубины человеческого сердца, раскрывая миру его неизведанные и непознанные законы. Но даже здесь он видит все по-своему.

В стихах о любви Бунин ассоциирует это чувство с вечной и первозданной красотой природы. Он воспринимает только ту любовь, что есть естественной - не выдуманной, не ложной, не корыстной, а настоящей. Жизнь без любви и не жизнь вовсе, если погибает любовь, то и жизнь становится никчемной и беспросветной. Однако автор не скрывает, что от любви приходится ожидать не только радости. Она может принести немало горестных воспоминаний. В одном из своих писем он писал, что любовь и смерть неразрывно связаны: каждый раз, когда он переживал очередную любовную катастрофу, он был близок к самоубийству. И несмотря на это, чувство любви остается для поэта чем-то возвышенным, идеальным и, без сомнений, вечным.

«Одиночество»

Когда-то Бунин признался, что пережил немало любовных трагедий, поэтому тему одиночества в творчестве поэта можно считать ключевой, и стих «Одиночество» Бунина - естественное тому доказательство. Это произведение было написано в 1903 году, и его лишь отчасти можно назвать автобиографическим, так как поэт посвятил стих своему близкому другу, художнику Петру Нилусу, которого он величал «поэтом живописи».

В стихе «Одиночество» Бунин подчеркивает, что быть одному - это удел многих творческих личностей. Эти люди так и остаются непонятыми друзьями и теми, кого они считают своими возлюбленными. Человеческая душа - это не отражение кого-то, а совершенно другая вселенная, живущая по своим правилам. Поэтому никто и никогда не сможет ее понять, а что касается людей творчества - их не поймут и подавно.

Стихотворение «Одиночество» было написано в разгар лета, но от него так и веет промозглой осенней сыростью, что так выгодно подчеркивает одиночество и тоску главного героя. В этих строках смешалось все: пейзажная лирика, личная трагедия и принятие жизни такой, какая она есть.

Да ну ее, эту рифму

Именно этим интересен поэт. Проводя анализ поэзии Бунина, можно заметить, что он не особо придерживается рифмы. Предложения могут ломаться или заканчиваться там, где не закончился стих. Лирические произведения поэта словно утратили свою самостоятельность, они не оторваны от обыденной речи, но все же остаются настоящими произведениями искусства. естественные и живые, они целостные, даже несмотря на разорванность предложений.

Бунин не похваляется изысканной рифмой, ритмичность его стихов своеобразная, но благодаря ей читатель может увидеть изысканную красоту в обыденных вещах.

Звучать по-новому

Что касается особенностей лирики, поэзия Бунина повествует о жизни, ее микрокосме и отдельных настроениях. Для поэта вполне нормально сравнивать белоснежные крылья чаек с яичной скорлупой или называть тучи лохматыми. Автор не боится поэтизировать повседневные реалии, не боится использовать старые и в то же время всегда актуальные ценности мира. Воспевать то, на чем не единожды акцентировали свое внимание литераторы прошлого, Бунину не составляет труда. Казалось, эти темы уже полностью исчерпали себя, но в стихах Бунина они обретают новое звучание.

Пейзажная лирика

Если сравнивать с поэзией Тютчева, который передавал окружающему миру свои эмоции, Бунин не навязывает природе личных душевных переживаний. Он принимает мир таким, какой он есть, во всей его красоте. Поэт уверен, что природа не должна полностью соответствовать человеческим переживаниям, но все же она подчеркивает их.

И тем не менее пейзажная лирика в поэзии Бунина занимает почетное место. Поэт всегда переживал, насколько точно ему удалось передать те краски, звуки и запахи, что его окружают. Для поэта важно передавать красоту окружающего мира в различных его состояниях, чтобы запечатлеть безвозвратно уходящие мгновения. Например, как в произведении «Догорел апрельский светлый вечер», где показано краткое мгновение уходящего вечера, на смену которому приходит ночь.

Но читатель не только проникается прелестью апрельского вечера - он словно ощущает его запах и тихое дуновение шаловливого ветра. Поэт будто переносит читателя именно в тот, последний, миг угасающего весеннего дня.

Маленькая особенность

Особую роль в пейзажной лирике играет запах, благодаря которому можно по-настоящему понять всю прелесть, изящество и красоту русской природы. В стихотворении «Полями пахнет» лирический герой словно ловит яркое благоухание полей «от сенокосов и дубрав». Здесь Бунин смог передать и «лугов прохладное дыхание», и замирание природы перед грозой, да и саму грозу - в образе человека с «безумными глазами».

Большинство стихов Бунина о природе не имеют названий, поскольку практически невозможно передать то состояние, в котором пребывает окружающий мир, двумя-тремя словами.

Фон

И как уже было сказано, природа является фоном, на котором более ярко отражаются переживания. Благодаря своим пейзажным зарисовкам Бунин передает сложность человеческого внутреннего мира. При описании времен года или природы автору легко удается подчеркивать эмоции человека. Но он не смешивает эти понятия, а словно усиливает одно другим.

Ощущения, которые испытывает человек при изменениях в окружающей среде, можно считать универсальными и понятными каждому. Холодный осенний дождик нагоняет тоску, а яркое весеннее солнышко вселяет надежду. Эти понятия доступны каждому, и Бунин, пытаясь передать глубину переживаний лирических героев, использует этот прием, но при этом природа остается одной темой, а эмоции - другой.

Традиции русской классики

Творческая деятельность Бунина припала на конец XIX - начало XX века. В это время мир стоял на пороге новых перемен. Все избитые темы уходили в призрачное прошлое, покрываясь временной пылью, а на смену им зарождались новые течения. Даже литературу эта участь не обошла стороной.

Поэты того времени словно соревновались друг с другом в том, кто придумает самую изощренную словоформу. Новые слова, эпитеты, гиперболы, размеры стихов - все это вливалось в без права на осуждение. Поэты искали новые способы, чтобы выражать свои эмоции, мысли и чувства. И пускай временами новаторские методы были слишком шокирующими, сложными для восприятия и непонятными простым обывателям, их принимали. Это ведь модерн. Общество желало меняться, стремилось полностью перекроить мир, вступая в новую эпоху, поэтому готово было принять все новшества.

И только в поэзии Бунина традиции русской классики сохранились во всей своей красоте. Поэт остался верным тем ценностям, что оставили после себя Фет, Тютчев, Полонский и другие. Он писал живые, реалистичные, простые и понятные стихотворения и совершенно не пытался проводить сомнительные эксперименты над словом. Красоты и богатства русского языка было более чем достаточно, чтобы «простого» Бунина признали в условиях «сложного» модерна.

Не такой, как все

Бунин пытался отыскать гармонию мира и понять, в чем же смысл человеческого существования. В природе он видел мудрость и вечный, неиссякаемый источник красоты. В его творчестве все живое было разумным, а человеческая жизнь рассматривалась в контексте природы, не меняя ее, но играя по ее правилам.

Бунин - знаток пейзажной лирики. Его стихи - будто живые картины, которые способны передавать запахи и звуки. Со временем пейзажная лирика приобретает философские нотки. Поэт начинает рассматривать темы жизни и смерти.

В стихотворениях Бунина не были отражены революционные процессы, что происходили в стране. Пока шла революция, так или иначе получившая огласку в творчестве других литераторов того времени, Бунин продолжал развивать философские мотивы. Если перечитать все его стихотворения, то можно с уверенностью сказать, что поэта больше волнует не «что» происходит, а «почему» та или иная ситуация случается с человеком.

Всего лишь И. А. Бунин

В поэзии Бунина проблемы современности соотносятся с понятиями добра и зла, жизни и смерти. Поэт ищет истину, в ее поисках обращается к истории и религии других стран. Он пытается понять, согласно каким законам развивается общество и человек в целом. По его словам, жизнь человека есть не что иное, как небольшой отрезок вечности. Он хочет посмотреть, что находится по ту сторону жизни, и не желает признавать разрушение дворянского уклада.

Вот в чем своеобразие поэзии Бунина. Она словно опоздала на век, не пострадала от мотивов революции, не поддалась модернистским течениям. Следуя лучшим классическим традициям, Бунин свободен в выражении своих мыслей. Он не тратит времени на придумывание чего-то нового, ведь осталось еще так много недосказанного.

Писатель и художник в одном лице. Пускай он никогда не держал в руках кисти, не стоял задумчиво у чистого холста на мольберте, его стихи - те же картины. Такие яркие, живые и точные. Немногословные, сдержанные, лаконичные, временами незаконченные, но в то же время полноценные. Что же это? Мистика, гипноз, халтура? Отнюдь. Всего лишь поэзия Бунина.

Бунин Иван Алексеевич (1870-1953) - русский писатель, поэт. Первый из русских литераторов стал лауреатом Нобелевской премии (1933). Часть жизни провел в эмиграции.

Жизнь и творчество

Иван Бунин появился на свет 22 октября 1870 года в обедневшей семье дворянского рода в Воронеже, откуда семья вскоре переехала в Орловскую губернию. Образование Бунина в местной Елецкой гимназии продлилось всего 4 года и было прекращено из-за невозможности семьи оплачивать учебу. Образование Ивана взял на себе его старший брат Юлий Бунин, получивший университетское образование.

Регулярное появление стихов и прозы юного Ивана Бунина в периодике началось с 16 лет. Под крылом старшего брата он работал в Харькове и Орле корректором, редактором, журналистом в местных печатных издательствах. После неудачного гражданского брака с Варварой Пащенко Бунин уезжает в Петербург и следом в Москву.

Признание

В Москве Бунин входит в круг известных литераторов своего времени: Л. Толстой, А. Чехов, В. Брюсов, М. Горький. Первое признание приходит к начинающему автору после публикации рассказа «Антоновские яблоки» (1900).

В 1901 году за изданный сборник стихов «Листопад» и перевод поэмы «Песнь о Гайавате» Г. Лонгфелло Иван Бунин был удостоен Пушкинской премии от Российской академии наук. Второй раз Пушкинская премия была вручена Бунину в 1909 году вместе с титулом почетного академика изящной словесности. Стихи Бунина, находившиеся в русле классической русской поэзии Пушкина, Тютчева, Фета, характеризуются особой чувственностью и ролью эпитетов.

Как переводчик Бунин обращался к сочинениям Шекспира, Байрона, Петрарки, Гейне. Писатель прекрасно владел английским, самостоятельно изучал польский язык.

Вместе с третьей супругой Верой Муромцевой, официальный брак с которой был заключен только в 1922 году после развода со второй женой Анной Цакни, Бунин много путешествует. С 1907 по 1914 год пара посетила страны Востока, Египет, остров Цейлон, Турцию, Румынию, Италию.

С 1905 года, после подавления первой русской революции, в прозе Бунина появляется тема исторической судьбы России, которая нашла отражение в повести «Деревня». Повествование о нелицеприятной жизни русской деревни было смелым и новаторским шагом в русской литературе. Одновременно с этим в рассказах Бунина («Легкое дыхание», «Клаша») формируются женские образы со скрытыми в них страстями.

В 1915-1916 выходят рассказы Бунина, в том числе «Господин из Сан-Франциско», в котором находят место рассуждения об обреченной судьбе современной цивилизации.

Эмиграция

Революционные события 1917 года застали Буниных в Москве. Иван Бунин относился к революции как к краху страны. Этот взгляд, раскрытый в его дневниковых записях 1918-1920-х гг. лег в основу книги «Окаянные дни».

В 1918 году Бунины уезжают в Одессу, оттуда на Балканы и Париж. В эмиграции Бунин провел вторую половину жизни, мечтая вернуться на Родину, но не осуществив своего желания. В 1946 году по выпуску указа о предоставлении советского гражданства подданным Российской Империи Бунин загорелся желанием вернуться в Россию, но критика советской власти того же года в адрес Ахматовой и Зощенко заставила его отказаться от этой идеи.

Одним из первых значительных сочинений, завершенных за границей, стал автобиографический роман «Жизнь Арсеньева» (1930), посвященный миру русского дворянства. За него в 1933 году Иван Бунин был удостоен Нобелевской премии, став первым русским писателем, удостоенным такой чести. Значительная денежная сумма, полученная Буниным в качестве премии, в своей большей части была роздана им нуждающимся.

В годы эмиграции центральной темой в творчестве Бунина становится тема любви и страсти. Она нашла выражение в сочинениях «Митина любовь» (1925), «Солнечный удар» (1927), в знаменитом цикле «Темные аллеи», который был опубликован в 1943 году в Нью-Йорке.

В конце 1920-х годов Бунин пишет ряд небольших рассказов - «Слон», «Петухи» и др., в которых оттачивается свой литературный язык, стремясь наиболее лаконично выразить основную мысль сочинения.

В период 1927-42 гг. вместе с Буниными жила Галина Кузнецова, молодая девушка, которую Бунин представлял своей ученицей и приемной дочерью. С писателем ее связывали любовные отношения, которые сам писатель и его жена Вера переживали достаточно болезненно. Впоследствии обе женщины оставили о Бунине свои воспоминания.

Годы Второй мировой войны Бунин переживал в предместье Парижа и внимательно следил за событиями на русском фронте. Многочисленные предложения от нацистов, поступающие ему как известному писателю, он неизменно отвергал.

В конце жизни Бунин практически ничего не публиковал по причине долгой и тяжелой болезни. Последние его сочинения - «Воспоминания» (1950) и книга «О Чехове», которая не была завершена и вышла в свет после смерти автора в 1955 году.

Иван Бунин скончался 8 ноября 1953 года. Обширные некрологи памяти русского писателя разместили все европейские и советские газеты. Похоронен на русском кладбище недалеко от Парижа.

Сочинение


Творчество И. А. Бунина было высоко оценено современниками и до сегодняшних дней продолжает волновать души новых почитателей его таланта. Бунин известен прежде всего как прозаик. И до сих пор бытует мнение, что как поэт он не достиг вершин «серебряного века». Но вместе с тем ему по праву принадлежит и «одно из главных мест среди современной русской поэзии», - как сказал Блок после выхода в 1901 году сборника «Листопад».

Стихи первых поэтических книг Бунина - о Родине, о красоте ее радостной и печальной природы, о зорях лета и пронзительно-грустных закатах осени. В них уже проявилась характерная особенность его поэтического стиля - типично художническое восприятие мира, природы, человека.

Они глумятся над тобою,

Они, а родина, корят

Тебя твоею простотою,

Убогим видом черных хат…

Так сын, спокойный и нахальный,

Стыдится матери своей -

Усталой робкой и печальной

Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья

На ту, что сотни верст брела

И для него, ко дню свиданья,

Последний грошик берегла.

На Бунина-поэта сильное влияние оказала поэзия А. Фета, А. К, Толстого, Я. Полонского, но прежде всего… А. С. Пушкина. А самым длительным и глубоким было воздействие философской лирики Ф. Тютчева, воспринятой, однако, сквозь призму пушкинской традиции: тютчевский мотив дисгармонии любви и смерти снимался стремлением осознать общую гармонию мира, мотив бренности бытия - утверждением вечности природы, в которой Бунин всегда видел источник гармонии и красоты:

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

В 1910-1911гг. основное место в поэзии Бунина заняла философская лирика. Вглядываясь в прошлое и настоящее России, древние цивилизации Востока, он хотел уловить некие вечные законы развития наций, народов, человечества. Основа бунинской философии жизни - в признании временного, земного бытия лишь частью вечной космической истории, в которой растворена жизнь человека и человечества.

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана.

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный - речь,

Бунину - прозаику и поэту - было присуще чувство глубочайшего уважения к слову, к долгу художника-творца, «подвижника» слова. Словесное мастерство его с особенной силой проявилось в пейзажных картинах, в которых он оригинально продолжает традиции пейзажной лирики Ф. Тютчева:

Багряная печальная луна

Висит вдали, но степь еще темна.

Луна во тьму свой теплый отблеск сеет,

И над болотом красный сумрак реет.

Уж поздно - и какая тишина!

Особый период в творчестве Бунина - годы эмиграции. Бунин трагически переживает разрыв с Родиной. Поэзия этих лет проникнута настроением одиночества человека, оказавшегося в «чужом, наемном доме», вдали от земли, которую любил «до боли сердечной»:

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо…

Как бьется сердце горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом

С своей уж ветхою котомкой!

Среди всех войн, революций Бунин оставался Буниным, однозначно, но верно понимая, что происходит с Родиной.

Бунин Иван Алексеевич (1870-1953) – русский поэт и писатель, его творчество относится к Серебряному веку русского искусства, в 1933 году получил Нобелевскую премию по литературе.

Детство

Иван Алексеевич появился на свет 23 октября 1870 года в городе Воронеже, где по улице Дворянской семья снимала жилье в Германовской усадьбе. Семья Буниных принадлежала к знатному помещичьему роду, среди их предков значились поэты Василий Жуковский и Анна Бунина. К моменту рождения Ивана семейство обнищало.

Отец, Бунин Алексей Николаевич, в молодости служил офицером, потом стал помещиком, но за короткое время промотал имение. Мать, Бунина Людмила Александровна, в девичестве принадлежала роду Чубаровых. В семье уже было два старших мальчика: Юлий (13 лет) и Евгений (12 лет).

Бунины переехали в Воронеж за три города до рождения Ивана, чтобы дать образование старшим сыновьям. Юлий имел на редкость удивительные способности в языках и математике, он очень хорошо учился. Евгения учёба совсем не интересовала, в силу своего мальчишеского возраста ему больше нравилось гонять голубей по улицам, гимназию он бросил, но в будущем стал одарённым художником.

А вот про младшего Ивана мама Людмила Александровна говорила, что он особенный, с самого рождения отличался от старших детей, «ни у кого нет такой души, как у Ванечки».

В 1874 году семья переехала из города в деревню. Это была Орловская губерния, и на хуторе Бутырки Елецкого уезда Бунины сняли поместье. К этому времени старший сын Юлий окончил с золотой медалью гимназию и осенью собрался ехать в Москву, чтобы поступать в университет на математический факультет.

По словам писателя Ивана Алексеевича, все его детские воспоминания – это мужицкие избы, их обитатели и бескрайние поля. Мать и дворовые часто пели ему народные песни и рассказывали сказки. Целые дни с утра до вечера Ваня проводил с крестьянскими детьми по ближайшим деревням, со многими он дружил, пас вместе с ними скотину, ездил в ночное. Ему нравилось кушать вместе с ними редьку и чёрный хлеб, бугристые шершавые огурчики. Как написал он потом в своём произведении «Жизнь Арсеньева», «сама того не осознавая, за такой трапезой душа приобщалась к земле».

Уже в раннем возрасте стало заметно, что Ваня воспринимает жизнь и окружающий мир художественно. Людей и зверей он любил показывать мимикой и жестами, а также слыл на деревне хорошим рассказчиком. В возрасте восьми лет Бунин написал свой первый стих.

Учёба

До 11 лет Ваня воспитывался дома, а потом его отдали в Елецкую гимназию. Сразу мальчик начал учиться хорошо, предметы давались ему легко, особенно литература. Если ему нравилось стихотворение (даже очень большое – на целую страницу), он мог запомнить его с первого прочтения. Очень увлекался книгами, как он сам говорил, «читал в то время что попало» и продолжал писать стихи, подражая своим любимым поэтам ─ Пушкину и Лермонтову.

Но дальше обучение пошло на спад, и уже в третьем классе мальчика оставили на второй год. В результате гимназию он не окончил, после зимних каникул в 1886 году объявил родителям, что в учебное заведение возвращаться не хочет. Дальнейшим образованием брата занялся Юлий, на том момент кандидат московского университета. По-прежнему главным увлечением Вани оставалась литература, он перечитал всю отечественную и зарубежную классику, уже тогда стало понятным, что и жизнь свою дальнейшую он посвятит творчеству.

Первые творческие шаги

В семнадцатилетнем возрасте стихи поэта уже были не юношеские, а серьёзные, и Бунин дебютировал в печати.

В 1889 году он переехал в город Орёл, где устроился в местное издание «Орловский вестник» работать на должности корректора. Иван Алексеевич сильно нуждался в то время, так как литературные труды пока не приносили хорошего заработка, но ждать помощи ему было неоткуда. Отец вконец разорился, продал усадьбу, лишился имения и переехал жить к своей родной сестре в Каменку. Мать Ивана Алексеевича с его младшей сестрой Машей уехала к родственникам в Васильевское.

В 1891 году вышел первый поэтический сборник Ивана Алексеевича под названием «Стихотворения».

В 1892 году Бунин с гражданской женой Варварой Пащенко переехал жить в Полтаву, здесь в губернской земской управе на должности статистика работал его старший брат Юлий. Он помог устроиться на работу Ивану Алексеевичу и его гражданской супруге. В 1894 году Бунин начал печатать свои произведения в газете «Полтавские губернские ведомости». А также земство заказывало ему очерки о хлебных и травяных урожаях, о борьбе с насекомыми-вредителями.

Литературный путь

Находясь в Полтаве, поэт стал сотрудничать с газетой «Киевлянин». Помимо стихов Бунин начал писать много прозы, которую всё чаще печатали уже в довольно популярных изданиях:

Корифеи литературной критики обратили внимание на творчество молодого поэта и прозаика. Один из них очень хорошо отозвался о рассказе «Танька» (сначала он был под названием «Деревенский эскиз») и сказал, что «из автора получится большой писатель».

В 1893-1894 годы был период особой влюблённости Бунина в Толстого, он ездил в Сумской уезд, где общался с сектантами, по своим взглядам приближёнными к толстовцам, посещал возле Полтавы колонии толстовцев и даже ездил в Москву на встречу к самому писателю, которая произвела на Ивана Алексеевича неизгладимое впечатление.

В весенне-летний период 1894 года состоялось длительное путешествие Бунина по Украине, он плыл на пароходе «Чайка» по Днепру. Поэт в буквальном смысле слова был влюблён в степи и сёла Малороссии, жаждал общения с народом, слушал их мелодичные песни. Он посетил могилу поэта Тараса Шевченко, творчество которого очень любил. Впоследствии Бунин много занимался переводами произведений Кобзаря.

В 1895 году после расставания с Варварой Пащенко Бунин уехал из Полтавы в Москву, потом в Санкт-Петербург. Там он в скором времени вошёл в литературную среду, где осенью в зале Кредитного общества состоялось первое публичное выступление писателя. На литературном вечере с большим успехом он читал рассказ «На край света».

В 1898 году Бунин переехал в Одессу, где женился на Анне Цакни. В этом же году увидел свет его второй поэтический сборник «Под открытым небом».

В 1899 году Иван Алексеевич ездил в Ялту, где произошло его знакомство с Чеховым и Горьким. Впоследствии Бунин бывал у Чехова в Крыму неоднократно, долго гостил и стал для них «своим человеком». Антон Павлович хвалил произведения Бунина и смог разглядеть в нём будущего великого писателя.

В Москве Бунин стал постоянным участником литературных кружков, где читал свои произведения.

В 1907 году Иван Алексеевич совершил путешествие по восточным странам, побывал в Египте, Сирии, Палестине. Вернувшись в Россию, он выпустил сборник рассказов «Тень птицы», где делился своими впечатлениями от дальнего странствия.

В 1909 году Бунин получил вторую по счёту пушкинскую премию за своё творчество и его избрали в Санкт-Петербургскую академию наук в разряде изящной словесности.

Революция и эмиграция

Революцию Бунин не принял. Когда большевики заняли Москву, он уехал с женой в Одессу и прожил там два года, пока и туда не пришла красная армия.

В начале 1920 года супруги эмигрировали на теплоходе «Спарта» из Одессы сначала в Константинополь, а оттуда во Францию. В этой стране прошла вся дальнейшая жизнь писателя, Бунины поселились на юге Франции неподалёку от Ниццы.

Бунин страстно ненавидел большевиков, всё это нашло отражение в его дневнике под названием «Окаянные дни», который он вёл много лет. Он называл «большевизм самой низменной, деспотичной, злой и лживой деятельностью в истории человечества».

Он очень страдал за Россией, ему хотелось на Родину, всю свою жизнь в эмиграции он называл существованием на узловой станции.

В 1933 году Иван Алексеевич Бунин был номинирован на получение Нобелевской премии в литературе. 120 тысяч франков из полученного денежного вознаграждения он потратил на помощь эмигрантам и литераторам.

Во время второй мировой войны Бунин с женой прятали на своей съёмной вилле евреев, за что в 2015 году писатель был посмертно номинирован на получение премии и звания Праведник Мира.

Личная жизнь

Первая любовь случилась у Ивана Алексеевича довольно в раннем возрасте. Ему было 19 лет, когда на работе он познакомился с Варварой Пащенко, сотрудницей газеты «Орловский вестник», где трудился на тот момент и сам поэт. Варвара Владимировна была опытнее и старше Бунина, из интеллигентной семьи (она – дочь известного елецкого врача), работала также на должности корректора, как и Иван.

Её родители категорически были против такой пассии для своей дочери, не хотели, чтобы она вышла замуж за нищего поэта. Варвара боялась их ослушаться, поэтому когда Бунин предложил ей пожениться, венчаться она отказалась, но жить они стали вместе гражданским браком. Отношения их можно было назвать «из крайности в крайность» – то страстная любовь, то мучительные ссоры.

Позднее выяснилось, что Варвара была неверна Ивану Алексеевичу. Проживая с ним, она тайно встречалась с богатым помещиком Бибиковым Арсением, за которого потом вышла замуж. И это притом, что отец Варвары, в конце концов, дал своё благословение на брак дочери с Буниным. Поэт страдал и был разочарован, его юношеская трагическая любовь нашла потом отражение в романе «Жизнь Арсеньева». Но всё равно отношения с Варварой Пащенко остались в душе поэта приятными воспоминаниями: «Первая любовь – это великое счастье, даже если она неразделённая» .

В 1896 году произошла встреча Бунина с Анной Цакни. Потрясающе красивая, артистичная и богатая женщина греческого происхождения, мужчины баловали её своим вниманием и восхищались ею. Её отец – богатый одессит Николай Петрович Цакни был революционером-народником.

Осенью 1898 года Бунин и Цакни поженились, через год у них родился сын, но в 1905 году малыш умер. Супруги прожили вместе совсем мало, в 1900 году они разошлись, перестали понимать друг друга, взгляды на жизнь были разными, произошло отчуждение. И снова Бунин переживал это мучительно, в письме брату он говорил, что не знает, сможет ли дальше жить.

Успокоение пришло к писателю только в 1906 году в лице Веры Николаевны Муромцевой, с которой он познакомился в Москве.

Отец её был членом Московской городской управы, а дядя председательствовал в Первой Государственной Думе. Вера имела дворянское происхождение, выросла в интеллигентной профессорской семье. На первый взгляд она казалась немного холодной и всегда спокойной, но именно эта женщина смогла стать Бунину терпеливой и заботливой женой и быть с ним до конца его дней.

В 1953 году в Париже Иван Алексеевич умер во сне в ночь с 7 на 8 ноября, рядом с телом на постели лежал роман Л. Н. Толстого «Воскресенье». Похоронили Бунина на французском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

«Поэт» Иван Бунин

Поэт печальный и суровый,
Бедняк, задавленный нуждой,
Напрасно нищеты оковы
Порвать стремишься ты душой!

Напрасно хочешь ты презреньем
Свои несчастья победить
И, склонный к светлым увлеченьям,
Ты хочешь верить и любить!

Нужда еще не раз отравит
Минуты светлых дум и грез,
И позабыть мечты заставит,
И доведет до горьких слез.

Когда ж, измученный скорбями,
Забыв бесплодный, тяжкий труд,
Умрешь ты с голоду,- цветами
Могильный крест твой перевьют!

Анализ стихотворения Бунина «Поэт»

Наследие русских классиков служит источником тематики и стилистики для шестнадцатилетнего юноши Бунина, побуждаемого желанием самостоятельного творчества. Философское осмысление роли поэта также становится объектом внимания начинающего автора.

В раннем стихотворении главенствует сентиментальный мотив бедности. «Печальный поэт» - это бедняк, живущий в постоянной нужде. Тщетны все попытки вырваться из нищеты: уделом стихотворца остаются несчастья, нужда, «горькие слезы», скорбь и «тяжкий труд». Беды «отравляют» существование, вызывают ощущение безнадежности, заставляющей забыть о мечтах. Более того, поэт обречен на голодную смерть, и только после нее придет признание.

Тема бедного поэта, пришедшая в русскую литературу из французской, была широко растиражирована сентименталистами. Встречается она и у раннего Пушкина: творец живет в «лачужке под землей» или на чердаке. Позже тема бедности была иронически переосмыслена, например, в пушкинском стихотворении «Ты и я». Однако она продолжала существовать как сквозной мотив у разных авторов, и это показывает пример из лермонтовского «Пророка». Его лирический герой обречен на отшельничество, он презираем толпой, «наг и беден». Особый дар, перерождающий человека в творца, сопряжен со страданием и одиночеством.

Нагнетание лексики с негативными коннотациями и мелодраматичность стиля юного Бунина отсылают читателя еще к одной знаковой фигуре того времени - Семену Надсону. Молодой автор пережил короткое, но сильное увлечение его творчеством, результатом которого стал цикл стихов. Мрачная страдальческая судьба поэта, мучительные думы и строчки, рождающиеся в «глубокой муке», - элементы надсоновской художественной концепции.

Интересно, что в этой интерпретации полностью отсутствуют упоминания о гражданской миссии героя, наделенного поэтическим даром. Высокая задача «глаголом жечь» людские сердца, обозначенная Пушкиным, отразилась в другом стихотворении, которое также относится к ранней лирике Бунина и имеет аналогичное название - « ». В нем возникают мотивы благодарной памяти, понимания, вечной славы, и тема страдания не звучит столь драматично.

Во многом подражательном, но искреннем ученическом творении кроется горькая жизненная правда. Скорбную судьбу поэта, описанную молодым автором, пришлось повторить не одному таланту, вскормленному Серебряным веком.