Арабы и арабский халифат. Возникновение ислама. арабский халифат. Эпоха правления выборных халифов

Вопреки распространённому мнению, Кутузов не был одноглазым. Речь, разумеется, о Михаиле Илларионовиче Голенищеве-Кутузове, командовавшем русскими войсками в 1812 году. О том самом Кутузове, хитрости которого поражался Наполеон, называя русского фельдмаршала «лис» и «дьявол». И о том самом, которого современные фильмы и иллюстрации в книгах постоянно изображают то с одним глазом, то с повязкой на глазу.

Однако ни «одноглазию», ни ношению повязки нет ни единого исторического подтверждения. На всех прижизненных изображениях, претендующих на портретное сходство, М.И. Кутузов с обоими глазами. Правда, на некоторых заметно, что правый глаз сильно «косит», но нигде нет никаких повязок!

Сам Кутузов, будучи уже в немолодом возрасте, в частных письмах иногда жалуется своей жене, Екатерине Ильиничне, на усталость глаз, используя именно множественное число, например, в 1800 г.: «Я здоров, только глазам много работы». А в 1812 г. в письме, дочери Елизавете: «...глаза мои очень утомлены; не думай, что они у меня болят, нет, они только устали от чтения и письма...»

Однако миф об «одноглазом полководце» возник не на пустом месте. Кутузов неоднократно был ранен в голову и имел все шансы потерять не только глаз, но и саму жизнь.

Первый раз это произошло под Алуштой в 1774 году, когда Кутузов, в ту пору ещё премьер-майор, командовал гренадерским батальоном. Автор биографической книги «Жизнь фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова» Ф.М. Синельников сообщает, что пуля попала «в левый висок, и вышла у правого глаза, но не лишила оного», глаз лишь «несколько искосило». Синельников был близким другом Кутузова, работу над своей книгой начал ещё при жизни полководца, и такие детали, конечно, знал безо всяких домыслов.

Даже при нынешнем уровне медицины вероятность остаться в живых после такого ранения микроскопически мала. Кутузов же не только выжил, но и сохранил оба глаза. Более того, зрение, судя по всему, не сильно ухудшилось.

Второй раз голова Кутузова пострадала во время осады турецкой крепости Очаков в 1788 г. Описывая эту рану, источники расходятся в деталях, проявляя единодушие в том, что она тоже была очень тяжёлой, и пуля или осколок гранаты прошли голову насквозь. Однако и после этого Кутузов ещё долгое время видел обоими глазами, и раненый глаз начал «закрываться» лишь во время кампании 1805 г.

В 1805 году он в третий раз был ранен в голову, на этот раз легко: во время сражения при Аустерлице была повреждена щека.

Для боевого офицера Кутузов прожил довольно долгую жизнь. Выжив после тяжелейших ранений в голову, он умер в апреле 1813 года во время зарубежного похода русской армии от осложнения, полученного в результате банальной простуды. К этому времени Кутузов был на вершине славы как победитель Наполеона, и правители стран-участниц антинаполеоновского союза желали видеть его во главе союзных войск. Точная дата рождения великого полководца не установлена, основываясь на разных источниках, историки определяют время его рождения приблизительно в интервале 1745-1747 гг. Таким образом, смерть забрала Кутузова, когда ему было более 65 лет.

Михаил Илларионович Кутузов(1745-1813) - русский генерал-фельдмаршал из рода Голенищевых-Кутузовых, главнокомандующий во время Отечественной войны 1812 года. Также проявил себя как дипломат (привлёк Пруссию на сторону России в борьбе против Франции, подписал Бухарестский мирный договор 1812 года). Первый полный кавалер ордена Святого Георгия.

Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов родился в семье, принадлежавшей к старинному дворянскому роду. Его отец, Илларион Матвеевич, был высокопоставленным офицером русской армии. Свою воинскую службу он закончил в звании генерал-поручика, а затем несколько лет был членом Сената.

О матери сохранились менее определённые сведения. Долгое время биографы семьи считали, что Анна Илларионовна происходила из рода Беклемишевых. Однако установленные биографами семьи не так давно факты показали, что она была дочерью капитана в отставке Бедринского.

Сложной задачей оказалось точно установить и год рождения полководца. Во многих источниках и даже на его могиле указан 1745 г. При этом в частной переписке, в некоторых формулярных списках и по утверждению самого Михаила Илларионовича он родился в 1747 г. Эта дата в последнее время всё чаще воспринимается историками как более достоверная.

Первоначальное образование сын генерала получил дома. В возрасте двенадцати лет он был зачислен в Артиллерийскую и инженерную дворянскую школу, преподавателем которой был его отец. Проявив себя как одарённый ученик. Михаил Илларионович в 1759 г. получает чин кондуктора 1-го класса, принимает присягу и даже привлекается для обучения офицеров.

После окончания школы он остаётся в её стенах для прохождения дальнейшей службы и занимается преподаванием математики. Через несколько месяцев он переводится в качестве флигель-адьютанта к генерал-губернатору Ревеля принцу П. А. Ф. Гольштейн-Бекского. Хорошо зарекомендовав себя на этом поприще, в 1762 г. молодой офицер получает звание капитана и направление в Астраханский пехотный полк командиром роты.

Впервые участие в боевых действиях М. И. Кутузов принимает в Польше, в войсках генерал-поручика И. И. Веймарна в 1764 г. Его отряд неоднократно участвовал в стычках с конфедератами. Отличное знание иностранных языков Михаил Илларионович помогло принять участие в разработке нового Уложения 1797 г. в качестве секретаря.

Война с Турцией в 1768-1774 гг.

В 1770 г., на третий год очередной русско-турецкой войны М. И. Кутузов был направлен в 1-ю действующую армию под командованием фельдмаршала П. А. Румянцева. Боевой опыт он постепенно приобретал, участвуя в ряде сражений при Кагуле, Рябой Могиле и Ларге. Каждый раз, проявляя незаурядные способности тактического мышления и личную храбрость, он успешно продвигался по службе. За отличие в этих боях был произведён в премьер-майоры, а после победы в сражении при Попештах в конце 1771 г. получил звание подполковника.

По легенде успешное развитие военной карьеры в первой армии прервала пародия на командующего, показанная в узком дружеском кругу. Тем не менее о ней стало известно П. А. Румянцеву, которому такие шутки пришлись не по нраву. Вскоре после этого многообещающий офицер был переведён во 2-ю Крымскую армию в распоряжение князя П. П. Долгорукова.

Лето 1774 г. ознаменовалось ожесточёнными боями в окрестностях Алушты, где турки высадили крупный десант. В сражении у деревни Шума 23 июля М. И. Кутузов принимал участие во главе Московского батальона и был опасно ранен в голову. Турецкая пуля пробила левый висок и вышла у правого глаза. За это сражение офицер был удостоен ордена св. Георгия 4 ст. и отправлен восстанавливать здоровье в Австрию. Два года своего пребывания в Регенсбурге Михаил Илларионович провёл за изучением военной теории. В это же время, в 1776 г. он вступает в масонскую ложу «К трём ключам».

По возвращении в Россию М. И. Кутузов занимается формированием новых кавалерийских частей. В 1778 г. тридцатилетний полководец обвенчался с Екатериной Ильиничной Бибиковой, дочерью генерал-поручика И. А. Бибикова. Она приходилась родной сестрой видного государственного деятеля А. И. Бибикова, друга А. В. Суворова. В счастливом браке он стал отцом пятерых дочерей и сына, который умер в раннем детстве во время эпидемии оспы.

После присвоения очередного звания полковника он принимает командование Луганским пикинерским полком, расквартированного в Азове. В 1783 г. он уже в чине бригадира переводится в Крым командиром Мариупольского полка лёгкой кавалерии. Полководец участвует в подавлении крымского восстания 1784 г., после чего получает очередное звание генерал-майора. В 1785 г. он возглавляет Бугский егерский полк и служит на юго-западной границе империи.

Турецкая война 1787 –1791 гг.

В 1787 г. Михаил Илларионович снова участвует в войне с Турцией, одерживая блистательную победу под Кинбурном. При осаде Очакова в 1788 г. Кутузов повторно ранен в голову и снова он как будто «родился в рубашке».

Оправившись от страшной раны, он принимает участие в боях за Аккерман, Каушаны и Бендеры. При штурме Измаила в 1790 г. генерал командует шестой колонной. За участие во взятии крепости М. И. Кутузов получает орден св. Георгия 3 ст., звание генерал-поручика и должность коменданта Измаила.

Русская армия в 1791 г. под его командованием не только отразила все попытки турок вернуть крепость, но и нанесла сокрушительный ответный удар около Бабадага. В том же году в совместной операции с князем Н. В. Репниным М. И. Кутузов одерживает блистательную победу под Мачином. Этот успех на театре военных действий принёс полководцу орден св. Георгия 2 ст.

Дипломатическая служба

После завершения войны М. И. Кутузов ярко проявил свои способности и на дипломатическом поприще. Назначенный послом в Стамбул он успешно способствовал разрешению сложных международных проблем с выгодой для России. Свою дерзость и смелость в полной мере продемонстрировал М. И. Кутузов и в столице Османской империи. Невзирая на строгий запрет для мужчин посещать сад при дворце султана, он не преминул безнаказанно это сделать.

По возращении в Россию генерал с блеском использовал свои знания о турецкой культуре. Умение правильно заваривать кофе произвело неизгладимое впечатление на фаворита Екатерины II П. Зубова. С его помощью он снискал и расположение императрицы, что способствовало получению высоких должностей. В 1795 г. Кутузов одновременно назначается главнокомандующим всеми родами войск в Финляндском княжестве и директором Сухопутного кадетского корпуса. Умение угождать сильным миром сего помогло сохранить своё влияние и важные должности и при императоре Павле I. В 1798 г. он получает очередное звание – генерала от инфантерии.

В 1799 г. снова выполняет важную дипломатическую миссию в Берлине. Ему удалось найти убедительные для прусского короля доводы, в пользу вступления Пруссии в союз с Россией против Франции. На рубеже веков М. И. Кутузов занимает пост военного губернатора сначала в Литве, а затем в Санкт-Петербурге и Выборге.

В 1802 г. во вполне состоявшейся жизни Михаила Илларионовича наступила чёрная полоса. Впав в немилость к императору Александру I, он несколько лет живёт в своём поместье в Горошках, формально оставаясь командиром Псковского мушкетёрского полка.

Первая война с Францией

В соответствии с договором со странами антинаполеоновской коалиции русские войска вступили на территорию Австро-Венгрии. Во время этой войны русская армия одержала две побед под Амштеттеном и Дюренштейном, но потерпела сокрушительное поражение под Аустерлицем. Оценка о роли М. И Кутузова в этой неудаче противоречива. Многие историки видят её причину в уступчивости полководца коронованным особам России и Австро-Венгрии, настаивавших на решительном наступлении не ожидая подкрепления. Император Александр I впоследствии официально признал свою ошибку и даже наградил М. И. Кутузова орденом Св. Владимира 1 ст., но в душе не простил поражения.

Турецкая война 1806–1812 гг

После внезапно умершего командующего Молдавской армией Н. М. Каменского, возглавить русские войска на Балканах император поручил Кутузову. С армией в 30 000 человек ему предстояло противостоять стотысячному турецкому войску. Летом 1811 г. две армии встретились около Рущука. Проявленная полководцем тактическая смекалка помогла победить превосходящие по численности втрое силы турецкого султана.

Завершением разгрома турецких войск стала хитроумная операция на берегах Дуная. Временное отступление русских войск ввело неприятеля в заблуждение, разделённая турецкая армия была лишена тылового обеспечения, блокирована и побеждена.

В награду за победу в этой войне ещё до формального заключения мира М. И. Кутузову и его детям было даровано графское достоинство. По заключённому вскоре Бухарестскому миру 1812 г. к России отошла Бессарабия и часть Молдавии. После этой военной и дипломатической победы граф Кутузов был отозван из действующей армии для организации обороны Санкт-Петербурга.

Отечественная война 1812 г.

Начало новой войны с императором Франции Михаил Илларионович встретил в должности начальника Петербургского, а чуть позже Московского ополчения. В середине лета по настоянию части дворянства он был назначен главнокомандующим всеми вооружёнными силами России. В это же время ему и его потомкам был пожалован титул светлейшего князя. Возглавил армию М. И. Кутузов 17 августа 1812 г.

Натиск превосходящих сил противника вынуждал русские войска всё глубже отходить вглубь своей территории. Русский полководец до поры до времени стремился избегать решающего открытого столкновения с французами. Генеральное сражение в окрестностях Москвы состоялось 26 августа под деревней Бородино. За организацию этого упорного сражения и сохранение боеспособной армии Кутузов был удостоен звания генерал-фельдмаршала. Хотя русская армия смогла нанести интервентам значительный урон, баланс сил после битвы сложился не в её пользу, и отступление было продолжено. После известного совещания в Филях было принято решение оставить и Москву.

Занявший прежнюю столицу Наполеон больше месяца тщетно ожидал капитуляции России и, в конце концов, из-за плохого снабжения вынужден был оставить Москву. Его расчёты улучшить снабжение армии за счёт юго-западных русских городов вскоре потерпели фиаско. Русские войска, совершив знаменитый Тарутинский маневр, преградили путь французской армии под Малоярославцем 12 октября 1812 г. Французские войска были вынуждены вернуться в разорённые войной районы страны.

В дальнейшем М. И. Кутузов снова стремился избегать крупных сражений, предпочитая им многочисленные мелкие операции. Как оказалось, впоследствии такая тактика принесла в итоге победу. Огромная непобедимая до того времени армия оказалась разгромленной и была вынуждена в итоге беспорядочно отступать из России. За командование русской армией в 1812 г. фельдмаршал Кутузов получил орден св. Георгия I ст. с противоречивой и парадоксальной формулировкой: «За поражение и изгнание неприятеля из России» и стал первым в истории его полным кавалером.

В январские дни 1813 г. русская армия перешла границу своей страны и в середине весны вышла к Эльбе. Пятого апреля около городка Бунцлау в Силезии фельдмаршал сильно простудился и слёг в постель. Врачи оказались бессильны помочь герою 1812 г. и 16 апреля 1813 г. светлейший князь М. И. Кутузов скончался. Его тело было забальзамировано и с почестями отправлено в Санкт-Петербург, где в Казанском соборе он и похоронен.

Роль личности М. И. Кутузова в исторических событиях
Мнения историков и современников о Михаиле Илларионовиче Кутузове как исторической личности кардинально разошлись ещё при его жизни. Не только придворные недоброжелатели, но и многие прославленные боевые офицеры ставили под сомнение его полководческий гений, особенно после поражения под Аустерлицем и за отсутствие решительных действий в конце войны 1812 г.

Герои Отечественной войны Н. Е. Раевский, П. Т. Багратион, М. Б. Барклай-де-Толли. А. П. Ермолов нелицеприятно отзывались о нём, как о человеке, склонном к интригам, способным присваивать чужие идеи и заслуги. Известный историк академик Е. Тарле также высказывал мнение, что слава о военном таланте Кутузова сильно преувеличена и говорил о невозможности считать его равным А. В. Суворову или Наполеону.

В то же время невозможно отрицать его военные успехи во время многочисленных кампаниях против Османской империи. Свидетельством его одарённости как полководца служат и награды зарубежных государств: Пруссии, Австро-Венгрии, Гольштейнского герцогства. Незаурядные дипломатические способности М. И. Кутузова способствовали разрешению сложных вопросов международных отношений России не только с Турцией, но и с другими европейскими государствами.

В непродолжительные периоды мирной жизни Михаил Илларионович зарекомендовал себя способным государственным деятелям, занимая пост генерал-губернатора в различных регионах страны. Свои знания и бесценный опыт он использовал в организации военного образования в Российской империи.

Память о выдающемся русском полководце увековечена в многочисленных монументах и названиях улиц городов в России и за её пределами, в названии боевого корабля и астероида.


Арабский Халифат возник в VII в. в юго-западной части Аравийского полуострова в результате разложения родового строя у населявших эту территорию арабов - оседлых земледельцев и кочевников и объединения их под знаменем религии ислама.

До образования Арабского Халифата подавляющее большинство населения Аравии составляли кочевники-скотоводы, которые находились на стадии родоплеменных отношений. Они населяли обширные пространства аравийских степей и полупустынь, известных под названием «бадави». Это слово перешло в европейские языки в форме арабского множественного числа - бедуин. Бедуины занимались скотоводством, преимущественно верблюдоводство м.
Каждое племя (в зависимости от его численности и размеров занимаемой территории) состояло из большого или малого числа кланов и родов.
Во главе каждого племени стоял его предводитель - сейид (господин); в более близкое к нам время его стали называть шейхом.
Отдельные кланы и большие группы кочевников тоже имели своих сейидов. В мирное время сейид ведал перекочевками, выбирал место для становища, был представителем своего племени и вел от его лица переговоры с другими племенами. Если в племени не было судьи, он разбирал споры и тяжбы своих соплеменников, в особых случаях мог выполнять обязанности служителя религиозного культа. В набегах и на войне сейид командовал вооруженным отрядом своего племени; тогда он назывался раисом (главарем).
Каждое племя, а то и большой клан было вполне самостоятельной, ни от кого не зависимой организацией.
Главной причиной возникновения государства у арабов было классовое расслоение. Помимо этого, немалое значение имел экономический кризис, связанный с перенаселением и необходимостью увеличения площади пастбищ. Арабы нуждались в новых территориях и стремились вторгнуться в Иран и Византию. Кризис способствовал объединению арабских племен в союзы и созданию единого арабского государства в пределах всей Аравии.
Стремление к объединению нашло свое идейное выражение в учении ханифов, проповедовавших веру в единого бога - Аллаха, и в исламе («покорность») - магометанском религиозном учении, основателем которого считается Мухаммед, живший примерно с 570 по 632 г.
Ислам возник в Центральной Аравии. Главным центром его является Мекка, где родился и жил основатель ислама Мухаммед. Город Мекка стоял на пути больших торговых караванов, которые направлялись из Йемена и Эфиопии в Месопотамию и Палестину. Этот пункт, разросшийся в большой по аравийским масштабам город, еще в древности приобрел все возраставшее религиозное значение.

Мухаммед принадлежал к роду хайшим, который не владел богатством и не пользовался влиянием. Следовательно, он и его ближайшее окружение вполне могли проникнуться интересами и нуждами среднего и мелкого мекканского торгового люда.
Деятельность первых мусульман в Мекке завершилась полным провалом. Не получив поддержки ни со стороны населения города, ни со стороны бедуинов из прилегающих к нему районов, первые мусульмане решили переселиться в Ясриб-Медину. Там мекканские переселенцы стали называться мухаджирами. Им пришлось совершить формальный акт добровольного расторжения родственных связей со своими соплеменниками.
Далее в Медине была образована особая организация - умма (община верующих). Мусульманская умма, в которой объединялись единоверцы, была теократической организацией. Входившие в нее верующие были убеждены, что ими правит Аллах через своего посланника. Через несколько лет все арабское население Медины уже вошло в состав мусульманской общины, а еврейские племена были выселены и частично истреблены. Как вероучитель, постоянно общавшийся с Аллахом, Мухаммед выполнял функции правителя Медины, судьи и военачальника.
13 января 624 г. состоялась первая битва мусульман под предводительством Мухаммеда с мекканцами. Битва продолжалась всего несколько часов. Мусульмане победили и захватили богатую добычу. Мухаммед поступил с пленными мудро: он отпустил пленных женщин и детей. Великодушие Мухаммеда сделало свое дело. Недавний противник Малик Ибн-Ауфа, командовавший племенем бедуинов в бою с Мухаммедом, сам принял ислам. Его примеру последовали и подвластные ему племена бедуинов. Так Мухаммед шаг за шагом расширял свое влияние.
После этого Мухаммед решил потеснить евреев. Последние не выдержали осады и, заморенные голодом, сдались. Им пришлось покинуть Аравию и поселиться в Сирии. Со временем Мухаммеду сдались и другие племена Средней Аравии, и он стал самым могущественным властителем в этом регионе.
Умер Мухаммед в Медине в 632 г. Смерть Мухаммеда поставила вопрос о его преемнике на посту верховного главы мусульман. К этому времени ближайшие родственники и сподвижники Мухаммеда (родоплеменная и купеческая знать) консолидировались в привилегированную группу. Из ее среды и стали выбирать единоличных вождей мусульман.
Главой общины был провозглашен Абу Бекр, ближайший соратник Мухаммеда. В соответствии с постепенно развивавшимся исламским правом назначение Абу Бекра наследником было произведено с помощью выборов и узаконено присягой, принесенной путем рукопожатий, причем присутствовавшие давали торжест
венное обещание и за отсутствовавших. Абу Бекр принял титул халифа, что значит «заместитель», «преемник».
Халифы Абу Бекр (632-634 гг.), Омар (634-644 гг.), Осман (644-656 гг.) и Али (656-661 гг.) получили название «праведных». Их восшествие на престол было еще выборным. Во время их правления были завоеваны многочисленные территории в Азии и Африке, входившие в состав Византийской империи и Иранского царства. В результате этих завоеваний и было образовано обширное государство Арабский Халифат.

Арабская империя

Историю Арабского Халифата можно представить следующими основными периодами: ипериод- разложение родоплеменного строя и образование государства (VI -VII вв.); йпериод- дамасский, или период правления Омейядов, на который падает расцвет государства. Халифат становится феодальным государством (661-750 гг.); йпериод- багдадский, или период правления Аббасидов. С ним связаны создание обширной Арабской империи, ее дальнейшая феодализация и распад государства (750-1258 гг.).
Распад Халифата начался еще в VIII в. В 756 г. от него отделился Кордовский эмират в Испании, который в 929 г. стал самостоятельным халифатом. Позднее от Халифата отсоединились Тунис и Марокко, а затем и другие части империи. В середине IX в. отделился Египет. Власть халифа сохранилась к середине X в. только в Аравии и части Месопотамии, прилегавшей к Багдаду.

В 1055 г. после захвата турками-сельджуками Багдада Арабский Халифат потерял свою независимость.
В 1257-1258 гг. в результате нашествия Чингисхана были уничтожены остатки некогда могущественного государства - Арабского Халифата.

1. Перечислите основные положения мусульманского вероучения.

Вероучение ислама опирается на «пять столпов». Все мусульмане должны верить в единого Бога – Аллаха и в пророческую миссию Мухаммеда; для них обязательна ежедневная пятикратная молитва и еженедельная, по пятницам, молитва в мечети; каждый мусульманин должен соблюдать пост в священный месяц Рамадан и хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку – хадж. Эти обязанности дополняются ещё одним долгом – в случае необходимости участвовать в священной войне за веру – джихаде.

2. В чём причины успешных завоеваний арабов?

Причинами успешных завоеваний арабов являлись: соперничество и взаимное ослабление Византии и Ирана, религиозная воинственность арабов, слабость варварских государств в Северной Африке.

3. Как складывались отношения завоевателей-мусульман с людьми, принадлежащими к другим религиям?

Завоеватели-мусульмане не Сначала арабы не принуждали христиан, иудеев и зороастрийцев (приверженцев древней религии Ирана) принимать ислам; им разрешалось жить по законам своей веры, выплачивая особую подушную подать. Но к язычникам мусульмане относились крайне нетерпимо. Люди, принявшие ислам, освобождались от налогов.

4. Почему, несмотря на смуты и расколы, исламскому государству долгое время удавалось сохранять единство?

Потому что правитель - халиф обладал не только светской, но и духовной властью над всеми мусульманами, чем обеспечивалось единство.

5. В чём причины распада халифата Аббасидов?

Причины распада Арабского Халифата заключаются в мятежах знати, отсутствия возможности контролировать обширное государство, появление самостоятельных правителей, которые не подчинялись халифу, лишение халифа светской власти.

6. Используя карту, перечислите государства древности и раннего Средневековья, территории которых вошли в состав Арабского халифата.

Государство Сасанидов (Персия), Армения, Азербайджан, Хорасан, Хорезм, Керман, Систан, Тохаристан, Сирия, Финикия, Палестина, Египет, Ливия, Королевство вестготов (Испания).

7. Говорят, что ислам – единственная из мировых религий, возникшая «при полном свете истории». Как вы понимаете эти слова?

Эти слова можно понять так, что ислам возник в эпоху, которая хорошо освещена историческими источниками, описана средневековыми историками. Поэтому историки очень хорошо представляют условия, в которых возникла новая религия.

8. Автор произведения «Кабус-Намэ» (XI в.) рассуждает о мудрости и знаниях: «Невежду не считай человеком, а мудрого, но лишённого добродетели, не считай мудрецом, осторожного, но лишённого знаний, не признавай аскетом, а с невеждами не обшайся, особенно с теми невеждами, которые себя считают мудрецами и удовлетворены своим невежеством. Общайся только с разумными, ибо от общения с добрыми людьми приобретают добрую славу. Не будь неблагодарен за общение с добрыми и добрые дела и не забывай того, кто в тебе нуждается, не отталкивай, ибо через это отталкивание страдания и нужда увеличатся. Старайся быть добронравным и человечным, удаляйся от непохвальных нравов и не будь расточителен, ибо плод расточительности – забота, а плод заботы – нужда, а плод нужды – унижение. Старайся, чтобы тебя хвалили разумные, и смотри, чтобы тебя не стали хвалить невежды, ибо тот, кого хвалит чернь, порицается вельможами, как слышал я... Говорят, что как-то раз Ифлатун (так мусульмане называли древнегреческого философа Платона. сидел с вельможами того города. Пришёл к нему на поклон какой-то человек, сел и повёл разные речи. Посреди речей он сказал: «О мудрец, сегодня я видел такого-то, и говорил он о тебе и прославлял и славословил тебя: Ифлатун, мол, очень великий мудрец, и никогда не было и не будет ему подобного. Я хотел передать тебе его восхваления».

Мудрец Ифлатун, услышав эти слова, поник головой и зарыдал, и очень опечалился. Этот человек спросил: «О мудрец, какую обиду я тебе причинил, что ты так опечалился?» Мудрец Ифлатун ответил: «Ты меня не обидел, о ходжа, но может ли быть бедствие больше того, что меня хвалит невежда и дела мои кажутся ему достойными одобрения? Не знаю я, что за глупость я сделал, которая пришлась ему по нраву и доставила удовольствие, так что он похвалил меня, а то я раскаялся бы в этом поступке. Печаль моя оттого, что я ещё невежда, ибо те, кого хвалят невежды, сами невежды».

Каков должен быть круг общения человека, по мнению автора?

Почему такое общение должно приносить пользу?

Почему расстроился Платон?

О чём свидетельствует упоминание в рассказе его имени?

Общаться следует только с разумными,

Такое общение приносит пользу, т.к. от общения с добрыми людьми приобретают добрую славу

Платон расстроился от того, что его похвалил невежда, а значит самого Платона сравнили с невеждой, т.к. «те, кого хвалят невежды, сами невежды»

Это свидетельствует о том, что арабы не просто знали античную философию, но во многом сохранили ее в эпоху раннего средневековья.

Самым процветающим государством Средиземноморья на всем протяжении средних веков наряду с Византией стал Арабский халифат, созданный пророком Мохаммедом (Мухаммедом, Магометом) и его преемниками. В Азии, как и в Европе, эпизодически возникали военно-феодальные и военно-бюрократические государственные образования, как правило, в результате военных покорении и присоединений. Так возникла империя Моголов в Индии, империя Танской династии в Китае и др. Сильная интегрирующая роль выпала христианской религии в Европе, буддистской в государствах Юго-Восточной Азии, исламской на Аравийском полуострове.

Сосуществование домашнего и государственного рабовладения с феодально-зависимыми и родообщинными отношениями продолжалось в некоторых странах Азии и в этот исторический период.

Аравийский полуостров, где возникло первое исламское государство, расположен между Ираном и Северо-восточной Африкой. Во времена пророка Мохаммеда, родившегося около 570 г., он был слабозаселенным. Арабы были тогда кочевым народом и обеспечивали с помощью верблюдов и других вьючных животных торгово-караванные связи между Индией и Сирией, а затем североафриканскими и европейскими странами. На арабских племенах лежала также забота об обеспечении безопасности торговых маршрутов с восточными пряностями и ремесленными изделиями, и это обстоятельство послужило благоприятным фактором становления арабского государства.

1. Государство и право в ранний период Арабского Халифата

Арабские племена кочевников и земледельцев населяли территорию Аравийского полуострова с глубокой древности. На основе земледельческих цивилизаций на юге Аравии уже в I тыс. до н.э. возникли ранние государства, сходные с древневосточными монархиями: Сабейское царство (VII–II вв. до н.э.), Набатия (VI–I вв.). В крупных торговых городах формировалось городское самоуправление по типу малоазиатского полиса. Одно из последних ранних южно-арабских государств – Химьяритское царство – пало под ударами Эфиопии, а затем иранских правителей в начале VI в.

К VI–VII вв. основная масса арабских племен находилась на стадии надобщинной администрации. Кочевники, торговцы, земледельцы оазисов (главным образом вокруг святилищ) объединялись посемейно в большие кланы, кланы – в племена Главой такого племени считался старейшина – сеид (шейх). Он был и верховным судьей, и военным вождем, и общим руководителем собрания кланов. Существовало и собрание старейшин – меджлис. Арабские племена расселялись и за пределами Аравии – в Сирии, Месопотамии, на границах Византии, образуя временные племенные союзы.

Развитие земледелия и животноводства ведет к имущественной дифференциации общества, к использованию рабской работы. Вожди родов и племен (шейхи, сеиды) базируют свою власть не только на обычаях, авторитете и уважении, но и на экономическом могуществе. В среде бедуинов (жителей степей и полупустынь) встречаются салухи, что не имеют средств существования (животных) и даже тариди (разбойники), которых выгоняли из племени.

Религиозные представления арабов не были объединены в какую-то идеологическую систему. Объединялись фетишизм, тотемизм и анимизм. Распространенные были христианство и иудаизм.

В VI ст. на Аравийском полуострове существовало несколько независимых одна от одной дофеодальных государств. У старейшин родов и племенной знати сосредоточивалось много животных, в особенности верблюдов. В областях, где было развитое земледелие, происходил процесс феодализации. Этот процесс охватил города-государства, в частности Мекку. На этой почве возникло религиозно-политическое движение – халифат. Это движение было направлено против племенных культов за создание общей религии с одним божеством.

Халифское движение было направлено против родоплеменной знати, в руках которой была власть в арабских дофеодальных государствах. Он возник в тех центрах Аравии, где феодальный строй приобрел большего развития и значения – в Йємене и городе Ятрибе, охватил также и Мекку, где одним из его представителей был Мухамед.

Знать Мекки выступила против Мухамеда, и в 622 г. он вынужден был бежать в Медины, где нашел поддержку со стороны местной знати, которая была недовольная конкуренцией со стороны знати Мекки.

Через несколько лет арабское население Медины вошло в состав мусульманской общины, которой руководил Мухамед. Он выполнял не только функции правителя Медины, но и был военным руководителем.

Суть новой религии состояла в признании Аллаха единым божеством, а Мухамеда – его пророком. Рекомендуется каждый день молиться, отсчитывать сороковую часть доходов в пользу бедных, постится. Мусульмане должны принимать участие в священной войне против неверных. Подрывалось предшествующее деление населения на роды и племена, из чего начиналось почти каждое государственное образование.

Мухаммед провозглашал необходимость нового порядка, исключавшего межплеменную рознь. Все арабы вне зависимости от своего племенного происхождения призваны были составить единую народность. Их главой должен был стать пророк-посланник бога на земле. Единственными условиями вступления в эту общность являлись признание новой религии и строгое выполнение ее предписаний.

Мохаммед довольно быстро собрал значительное число приверженцев и уже в 630 г. сумел поселиться в Мекке, жители которой к тому времени прониклись его верой и учением. Новая религия получила названиеислам (мир с Богом, покорность воле Аллаха) и довольно быстро распространилась по всему полуострову и за его пределами. В общении с представителями других религий – христианами, иудеями и зороастрийцами – последователи Мохаммеда сохраняли веротерпимость. В первые века распространения ислама на омейядских и аббасидских монетах чеканилось изречение из Корана (Сура 9,33 и Сура 61,9) о пророке Мохаммеде, имя которого означает «дар Божий»: «Мохаммед – посланник Божий, которого Бог послал с наставлением на правый путь и с истинной верой, чтобы возвысить ее над всеми верами, хотя бы этим были недовольны многобожники».

Новые идеи нашли ревностных сторонников среди бедняков. Они приняли ислам, так как давно потеряли веру в могущество племенных божков, не защитивших их от бедствий и разорений.

Первоначально движение носило народный характер, что отпугнуло богатых, но это продолжалось недолго. Действия приверженцев ислама убедило знать в том, что новая религия не угрожает их коренным интересам. Вскоре представители родоплеменных и торговых верхов вошли в состав правящей элиты мусульман.

К этому времени (20–30 гг. VII в.) было завершено организационное оформление мусульманской религиозной общины, возглавляемой Мухаммедом. Созданные ею военные отряды вели борьбу за объединение страны под знаменем ислама. Деятельность этой военно-религиозной организации постепенно приобрела политический характер.

Объединив вначале племена двух соперничавших городов – Мекки и Ясриба (Медины) – под своей властью, Мухаммад повел борьбу за сплочение всех арабов в новую полугосударственную-полурелигиозную общину (умму). В начале 630-х гг. значительная часть Аравийского полуострова признала власть и авторитет Мухаммада. Под его началом сложилось своеобразное протогосударство с духовной и политической одновременно властью пророка, опиравшегося на военные и административные полномочия новых сторонников – мухаджиров.

К моменту смерти пророка почти вся Аравия подпала под его власть, его первые преемники – абу Бакр, Омар, Осман, Али, прозванные праведными халифами (от «халиф» – преемник, заместитель), – пребывали с ним в дружественных и родственных связях. Уже при халифе Омаре (634 – 644) к этому государству были присоединены Дамаск, Сирия, Палестина и Финикия, а затем и Египет. На востоке Арабское государство расширилось за счет территории Месопотамии и Персии. В течение следующего столетия арабы завоевывают Северную Африку и Испанию, но дважды терпят неудачу с завоеванием Константинополя, а позже во Франции терпят поражение при Пуатье (732 г.), однако в Испании удерживают свое господство еще на семь веков.

Через 30 лет после смерти пророка ислам разделился на три большие секты, или течения, – на суннитов (опиравшихся в богословских и правосудных вопросах на Сунну – сборник преданий о словах и поступках пророка), шиитов (считали себя более точными последователями и выразителями взглядов пророка, а также более точными исполнителями предписаний Корана) и хариджитов (взявших за образец политику и практику двух первых халифов – абу Бакра и Омара).

С расширением границ государства исламские богословские и законоведческие построения подверглись влиянию более образованных инородцев и иноверцев. Это сказалось на толкованиях Сунны и тесно связанного с ним фикха (законоведения).

Омейядская династия (с 661 г.), которая осуществила покорение Испании, перенесла столицу в Дамаск, а следующая за ними династия Аббасидов (от потомков пророка по имени Абба, с 750 г.) в течение 500 лет правила из Багдада. К концу Х в. Арабское государство, сплотившее до этого народы от Пиренеев и Марокко до Ферганы и Персии, разделилась на три халифата – Аббасидов в Багдаде, Фатимидов в Каире и Омейядов в Испании.

Возникшее государство решало одну из важнейших задач, стоявшую перед страной, – преодоление племенного сепаратизма. К середине VII в. объединение Аравии было в основном завершено.

Смерть Мухаммеда поставила вопрос о его преемниках на посту верховного главы мусульман. К этому времени его ближайшие родственники и сподвижники (родоплеменная и купеческая знать) консолидировались в привилегированную группу. Из ее среды и стали выбирать новых единоличных вождей мусульман – халифов («заместителей пророка»).

После смерти Мухаммада объединение арабских племен продолжилось. Власть в союзе племен была передана духовному наследнику пророка – халифу. Внутренние противоборства были подавлены. В правление первых четырех халифов («праведных») арабское протогосударство, опираясь на всеобщее вооружение кочевников, стало быстро расширяться за счет соседних государств.