Лекции по антропологии для психологов. Антропология - курс лекций. Антропология – наука о человеке. Задачи и объект исследования. Методы антропологии. Связь с другими науками

1. Антропология -наука о происхождение и эволюции человека, образовании рас и нормальных вариациях физиологического развития.

Предмет -происхождение человеческих рас, конституция тела человека

Объект -человек

Основная задача -изучение процесса перехода человека от биологического начала к социальному

2 .разделы антропологии:

Морфология (изучает характер изменчивости человека и особенности его физиологического значения, выявляет возрастные изменения на разных стадиях развития человека, связи с половыми явлениями, влияние условий жизни и труда чел-ом)

Антропогенез (рассматривает вопросы: место чел-ка в системе животного мира, пути гоминизации, изуч-т современных и ископаемых форм обезьян, эволюционную форму человека)

Расогенез (изучает сходство и различие между чел расами, причину и историю.расообраз. иклассификацию рас и закономер рас на Земле

Методы:

Палеонтологический(выявл-ия становление человека, причина очеловечивания)

Анатомо-морфологический (устанавливает сходства между расами и полами)

Антропометрический(измерение тела)

3 .анропология сформировалась в середине 19 века.история становления связана с открытием общества любителей естествознания, издание научных журналов и исследования в антропологии

Дата рождения антропологии 1864 ,когда по инициативе Петра Богданова был организован антроп.отдел « общество любителей естествознания»с его именем связан 1 период отеч антропологии который называли «Богдановский»

Пётр Симон полос-словарь языков и наречий,экспедиции изучающие В.Сибири и Поволжьья.Вклад в изучение языков.

Карл Бэр(основоположник эмбриологии и кранеологии(наука о черепе),изучил этапы внутриутробного развития)

МИклухо-Маклай(различ рас,совершил экпедицию(попуасы,изучал их жил с ними)

В.В. Бурнак(морфология человека,1932-первую классификацию,автор учебника по антропологии)

Дмитрий Анунин(иследовал скелет обезьян,проблема происхождения чел рас,происхождение рас от одного предка,1889-выставка антропоогических,основатель научн.ислед. института)

4 .Физики пришли к выводам,касающися происх.человечества.по данным физиков вселенных миров много, вселенная не существовала в настоящем виде.с момента возникновения вселенной всё было так устроено, что предполагало появление и разв. Человека разумного. если бы не было людей не было бы возможности изучить и познать себя.человек с помощью искусства и науки ухнат Вселенную.Физики и квант. Механики что врез-те деятельн.революции возникли звезды, затем планеты, а на планете жизнь. в конце 20 века за счёт прорыва молекулярной генетики и раскрытия днк, стало известно, что человечество содержит идентичную днк. По данным молек.генетики, наши предки потомки кроманьонцев или скрещивание брака неандертальца и кроманьонца. По данным археологов, географов было установлено,что более 100 млн л.н. было несколько групп на территории п.Сахара. Около 7 тыс л.н. из-за изменения климата Сахара стала превращаться в безжизненную. происходило расселение людей(Люси-переместились в Аравию, но затем в Добак. Предки расселялись из Сев.Африки в Юговост.Азию,Сибирь,Европу.Расы произошли от человека разумного. Человекообразных можно было обучить речи,но не полностью, из-за не развитого голос.аппарата. открыта способность гримасничать, выявление зеркального отражения На сегодняшний день-основная прблема онтогенеза-культура и техника дошли до того уровня,который опасен для человечества.

5 .Теории возникновения человека разумного:

1) Креационизм(божественная теория)-(философско-методологическая концепция, в рамках которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета, Земля, а также мир в целом, рассматрив-ся как намеренно созданные неким сверхсуществом или божеством)

2) панспермизм(космическая теория)-(Гипотеза о появлении жизни на Земле в результате заселения из космического простр-ва так называемых «зародышей жизни».)

3) акватеория(теория водной обезьяны, Макс Вестеннофер)(теория происх-ия человека, которая, в отличии от общепринятой теории, базирующейся на «саванном» доминирующем факторе, который заставил человекообразных обезьян перейти к бипедализму, в качестве доминирующего фактора рассматривает воду. Гипотеза призвана обосновать отличие человека от прочих приматов(отсутствие волосяного покрова, выступ-ие груди у самок, выступ-ий нос) водным образом жизни одного из предков.)

- 52.77 Кб

1. Понятие “антропология”. Место антропологии среди других наук.

Антропология –наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Основные разделы антропологии: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение.

Принято разграничивать:

археологию (ископаемые останки)

этнографию (культуру и быт народов)

антропология (происхождение и эволюцию физ. Организации человека и рас)

Революционную роль в учении об антропогенезе сыграли идеи Дарвина.

Предметом изучения антропологии является человек. Антропология тесно связана с рядом биологических и общественных наук.

Антропологию нельзя поставить в один ряд с частными разделами зоологии, поскольку жизнь человека может протекать только в условиях общества. Человек одновременно и биологическое существо, и социальное, поэтому антропогенез неотрывно связан с социогенезом, представляя собой по сути единый процесс антропосоциогенеза. .

Основной задачей антропологии является изучение процесса перехода зависимости развития животного предка человека от биологических факторов к социальным.

палеонтологический – проследить становление хомо сапиенс, выявить причины гоминизации.

анатомо-морфологический – установление сходства и различий между особями, популяциями, расами.

группа антропометрических методов – измерение тела. По тому объекту, который служит предметом измерения, различают:

соматометрию – измерение живого человека

остеометрию - измерение костей скелета

краниометрию - измерение черепа.

антропоскопию – методику описательной характеристики формы частей тела, головы, волос, черт лица, пигментации кожи, волос, радужины и ряд других признаков.

2. Разделы антропологической науки

Антропология – (от греч. антропос – человек + логос – наука) наука о человеке. Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Основные разделы антропологии: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение.

Морфология изучает характер индивидуальной изменчивости человека и особенности его физической организации возникающие:

Морфология изучает строение человеческого тела в целом, устанавливает стандарты или нормы размеров человеческого тела, стремится постигнуть причины уклонений от среднего типа. Большое значение имеет морфология для установления норм физического развития в разных возрастах, и связи телосложения с физиологическими особенностями организма.

Главная проблема в разделе морфологии - исследование факторов и проявлений изменчивости у современного человека, т. е. самих “механизмов” формообразования.

Антропогенез сосредоточивает свое внимание на тех изменениях, которые претерпевает природа ближайшего предка человека, а затем и самого человека в филогенезе. Это морфология человека и его предшественника, рассматриваемая во времени и пространстве. Однако важнейшая задача раздела антропогенеза - это изучение процесса становления человека и, прежде всего последовательности возникновения его свойств и признаков.

В разделе антропогенеза рассматриваются вопросы о месте человека в системе животного мира, отношении его как зоологического вида к другим приматам, восстановления пути, по которому шло развитие высших приматов, исследования роли труда в происхождении человека, выделения стадий в процессе человеческой эволюции, изучение условий и причин становления человека современного типа.

Раздел антропогенеза включает:

1) приматоведение, т. е. изучение современных и ископаемых обезьян и полуобезьян,

2) эволюционную анатомию человека,

3) палеоантропологию, т. е. изучение ископаемых форм человека.

Необходимыми вспомогательными дисциплинами для этого раздела являются: из наук естественно-исторических - геология четвертичного и третичного периодов, физиология высшей нервной деятельности; из наук социально-исторических - археология палеолита; из наук философских - психология.

Расоведение изучает сходства и различия между расами человека. Расоведение, или этническая антропология, изучает:

    • причины и историю расообразования
    • классификацию расовых типов
    • распространение их по территории Земли

закономерности изменений расовых типов

3. Антропометрия как метод антропологических исследований.

Антропометрия (от греч. Ανθρωπος - человек и μετρεω - мерить) - один из основных методов антропологического исследования, который заключается в измерении тела человека и его частей с целью установления возрастных, половых, расовых и других особенностей физического строения, позволяющий дать количественную характеристику их изменчивости.

В зависимости от объекта исследования различают соматометрию (измерение живого человека), краниометрию (измерение черепа), остеометрию (измерение костей скелета). К антропометрии относят также антропоскопию - качественную (описательную) характеристику форм частей тела, формы головы, черт лица, пигментации кожи, волос, радужной оболочки глаз и т. п.

Потребность в антропометрических исследованиях обуславливается большой изменчивостью размеров тела человека. Пределы колебания размеров людей одной группы, как правило, заходят за пределы колебаний размеров людей другой группы. Это трансгрессивная изменчивость, которая обусловливает необходимость количественных определений. Результаты антропометрических измерений сравниваются по специально разработанным правилам, которые основываются на принципах вариационной статистики.

Антропометрические методы имеют большое значение в прикладной антропологии; до широкого внедрения идентификации по отпечаткам пальцев антропометрия использовалась в криминалистике для идентификации людей (так называемый «Бетрильонаж»).

4. Антропоскопия как метод антропологических исследований.

(Антропо- + греч. skopeō рассматривать, исследовать)

совокупность методических приемов описания особенностей строения тела человека, основанная на оценке в баллах степени выраженности отдельных признаков.

Антропоскопия применяется в тех случаях, когда измерительная техника еще не разработана или сложна. Некоторые особенности удобно оценивать согласно установленной шкале или схеме: пигментация покровов, цвет радужной оболочки глаза, развитие волосяного покрова и т. п. Методом антропоскопии описываются такие признаки, как форма спины (прямая, сутулая), форма грудной клетки (плоская, цилиндрическая, коническая), форма живота (впалый, прямой, выдающийся). Для описания цвета кожи Р. Мартин предложил шкалу из 12 оттенков; В. В. Бунак разработал цветовую таблицу для описания цвета радужной оболочки глаза.

Пример практического использования методов антропосконии в судебной медицине и криминалистике - составление словесного портрета. Методы антропоскопии и антропометрии могут дополнить друг друга.

5. Этапы истории антропологии. Антропологические наблюдения в древности и

средневековье. История становления и развития антропологических учений.
Зачатки антропологических знаний о человеке возникли уже в античной философии. Родоначальник учения о человеке – Сократ. Для античной философии было важно выделить признак, отличающий человека от животных. 3 точки зрения на сущность человека (свойства, которые выделяют данное явление среди других):
1. Сократ и его ученик Анаксагор: сущность человека проявляется в том, что у него есть подвижная рука для трудовой деятельности.
2. Исократ: сущность человека в том, что он обладает способностью к речи.
3. Платон и Аристотель: сущность человека в том, что он способен к интеллектуальной абстрактно-логической деятельности, которая развивается ещё у кроманьонцев в виде религиозных обрядов, первобытного искусства. Животным же присущи только простейшие черты интеллектуальной деятельности.
Аристотель закладывает основы изучения животного мира и высказывает идею «лестницы» всех живых существ от более низких к более высшим. Он выделил 3 уровня биологической организации: растение (физиологические процессы), животное (психика и мыслительные процессы), человек (интеллектуальная деятельность и нравственность).
Второй центр развития антропологии – Древний Египет. Развитие анатомии (мумификация).
Третий центр – Китай и Вавилон.
В Средневековье развитие антропологии было заморожено, так как доминировала идея божественной предопределённости. С точки зрения отцов церкви биологическая природа человека двойственна:
Он является самым совершенным животным. Он создан в особый день творения, наделён разумом и речью. Но в процессе грехопадения природа человека оказалась испорченной, и его психическая природа подвержена страстям. Человек занимает промежуточное положение между животными и божественными существами. Цель человека – приблизиться к Богу. Католицизм вводит идею об индивидуальной ответственности за свои грехи. Православие предлагает человеку 2 пути: к богу и к животным, человек сам выбирает свой путь. Православие предполагает коллективную ответственность людей друг за друга.
Дальнейшее развитие антропологии в эпоху Возрождения опирается на опыт античности, латынь становится общеевропейским языком. Однако античность опирается на опыт наблюдения, а деятели Возрождения проводят антропологические исследования трупов и способствуют бурному развитию анатомии. Прорыв – изменение естественнонаучной картины мира. До Эпохи Возрождения была геоцентрическая примитивная картина мира. Доказана шарообразность Земли, её вращение вокруг Солнца и множественность миров во Вселенной.

6. Развитие антропологических представлений в новое время. Формирование

антропологии как самостоятельной науки.

Формирование антропологии происходит в конце 18 – начале 19 века. Расцвет – середина 19 века.
Источники возникновения антропологии как биологической науки:
1. Кругосветные экспедиции 15-16 века (Колумб, Васко де Гама, 18 век: Кук). Они впервые познакомили европейцев с человекообразными обезьянами в Африке и с новыми колониальными народами и культурами. Путешествия стали эмпирической базой теоретической антропологии. Начинает развиваться теория рас. На основе собранного материала обосновывается идея близости предков человека к животным и, прежде всего, обезьянам.
2. Ч. Дарвин, книга «Происхождение видов путём естественного отбора» (1859). Она привлекла внимание учёных на проблему происхождения и развития человека как биологического и общественного существа, то есть к проблемам антропогенеза.
3. В середине 19 века антропология развивается как биологическая наука. Она исследовала: 1. биологическую природу человека 2. его происхождение 3. положение в животном мире 4. биологические типы человека, зависящие от места проживания, климата, пола, возраста, особенностей труда. К концу 19 века антропология проходит период институализации и выступает как единство теории рас, теорий анатомического строения человека и теорий антропогенеза.
Изначально антропология использовала методы антропометрии, то есть замерялись органы человека и сопоставлялись с биологическими типами (так возникла теория рас). Также сопоставлялись и останки древних людей с современным человеком. На основе этого реконструировалась история развития человечества. Появление термина «антропология» происходит значительно раньше – 1596 год (книга Отто Гасмана – «Антропология»).
4. Развитие антропологии в середине 19 века. Огромный интерес к проблеме возникновения человека и теории рас привёл к возникновению антропологических обществ:
a. Париж, 1859 год. При этом обществе создан антропологический музей и организованы курсы по её изучению.
b. В 1863 году антропологическое общество возникает в Лондоне.
c. В 1864 году в Москве открыт антропологический отдел общества естествознания.
d. 80-х годах возникают несколько обществ в Германии и Италии. Целью этих обществ стала организация археологических и этнографических экспедиций. Эти экспедиции имели своей целью изучение колониальных народов, особенностей их культуры и быта, развитие теории рас, поиск останков. Практические задачи: разработка эффективных моделей управления колониальными территориями.
В начале XX века была разработана концепция негласного управления, когда управленческие задачи основаны на культурных традициях, особенностях социальной организации колониальных народов. В рамках биологической антропологии формируется социальная. Её цели:
* исследование первобытных колониальных народов и их социокультурной организации. Под первобытными народами американские и английские антропологи – Льюис Генри Морган, Эдуард Тейлор – понимали такой тип общества и культуры, который сохранил социальную стабильность за счёт традиций и непотребительского отношения к природе. Первобытное общество основано на сопричастности человека и природы. Ему противопоставляется европейское, сформировавшее свой цивилизационный облик за счёт покорения природы. Важным было исследование первобытных народов с точки зрения выстраивания эволюции человека, общества и культуры. Для того, чтобы построить эволюцию человека:
1. доказать универсальность человека, установить сходство людей разных стран, континентов.
2. Выявить законы развития человека как биосоциального существа.
3. выделить этапы данного развития
Это классический эволюционизм, линейно-стадиальный подход, был распространён в середине 19 века. Л.Г. Морган выделяет 3 этапа развития человека и культуры: 1. дикость 2. варварство 3. цивилизация. Критерий выделения этапов – материальная культура. Переход от дикости к варварству – при овладении гончарным ремеслом, а от варварства к цивилизации – обработка железа. Через эти этапы проходит любое общество, по Моргану. Но это не так, это не универсально. В 19 веке в контексте антропологии формируется социальная антропология. В конце 19 – начале 20 века формируется социально-философская антропология, исследующая проблемы взаимосвязи человека и общества.

7. Развитие антропологии в России.

Развитие антропологии в России было подготовлено трудами К. Бэра, известного как основателя отечественной эмбриологии и вместе с тем как крупнейшего исследователя- антрополога. Еще в 20-х годах XIX в. К. Бэр развивал взгляды о влиянии зон обитания на формирование расовых различий, он придерживался мнения о происхождении человечества из общего корня, Бэр предложил методику и программу краниологических исследований, которые были приняты на первом конгрессе антропологов в Геттингене в 1861 г., опубликовал ряд работ по изучению черепов, исследовал краниологический тип курганного населения России.
Значительное влияние на развитие антропологии в России оказали взгляды революционных демократов: А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева, стоявших на позициях борьбы с расовыми теориями.
Большой вклад в антропологию внёс русский учёный Н.Н. Миклухо-Маклай. На основе изучения живущих в первобытных условиях темнокожих племён островов Тихого океана он собрал доказательства равноценности человеческих рас и общности их происхождения. Пятнадцать месяцев (1871-1872) прожил ученый среди дикого племени и был первым европейцем, которого они признали; в дальнейшем он еще два раза посетил этот район (1876, 1883), названный в честь его Берегом Маклая. Несмотря на непривычный климат, тяжелые приступы тропической лихорадки и бытовые трудности, ученый собрал ценнейший антропологический материал. Он до¬казал, что представления об особых «примитивных» признаках темнокожих племен являются ложными. Н. Н. Миклухо-Маклай умер в возрасте 42-х лет. Его труды полностью были напечатаны при Советской власти. Имя ученого было присвоено Институту этнографии Академии наук СССР.
Видным антропологом был профессор Московского университета А. П. Богданов - инициатор создания первого в России антропологического общества. В антропологической литературе в то время господствовал взгляд, что форма черепа (деление на долихо-и брахицефалов) должна быть положена в основу антропологической классификации. А. П. Богданов при решении этих вопросов стоял на строго научных объективных позициях: «Не брахицефалия или долихоцефалия дает право народу на уважение, не курганные предки, каково бы ни было их происхождение, могут унизить или возвысить русский народ и ход его истории».
После Октябрьской революции перед антропологией открылись новые пути развития: уже в первые годы Советской власти по инициативе Д. Н. Анучина были созданы кафедра антропологии при Московском университете и Научно-исследовательский институт антропологии. Начали проводиться фундаментальные исследования по вопросам антропогенеза (Неструх, Рогинский, Гинзбург, Якимов). Изучению антропологического состава населения СССР были посвящены работы В.В. Бунака (область Поволжья) и Л. П. Николаева (Украина). Изучаются также вопросы конституции человека (Черноруцкий, Богомолец, Чтецов и др.). Получили дальнейшее развитие прогрессивные традиции отечественной антропологии по борьбе с расизмом.

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Антропологии"

Полтава - 2006

ПО АНТРОПОЛОГИИ

ИЗБРАННЫЕ ЛЕКЦИИ

О.ЦЕБРЖИНСКИЙ

ЦЕБРЖИНСКИЙ О лег Игоревич. ИЗБРАННЫЕ ЛЕКЦИИ ПО АНТРОПОЛОГИИ . – 2 изд. –Полтава: ООО «АСМІ», 2006. –77 стр. Илл. – 4, табл. – 4, библ. – 279 наим.

УДК572.
ББК 28.7.

@ О.И.Цебржинский, 2006

Благодарим за конструктивную критику и помощь рецензентов: кандидата философских наук, доцента КУСТАРЕВУ Лидию Петровну (Украинская медицинская стоматологическая академия, Полтава) и директора Львовского института антропологической реконструкции, кандидата медицинских наук ГОРБЕНКО Сергея Александровича (Клери, Франция).

Конспективное синтетическое изложение отдельных тем вузовского курса основ антропологии. Включает комплексное рассмотрение сущности и происхождения человека: биологические (морфо–физиологические, генетико–нейрологическое, этолого–психологические) и социальные (этнологические, культурологические, политико-экономические) особенности человека, его происхождение (факторы и этапы антропогенеза), обзоры по современной расологии и этнологии, начала философской антропологии. Рассмотрен ряд сложных проблемных тем и новейшие достижения науки, некоторые вопросы освещены схематически. Центральной проблемой антропологии является проблема происхождения сознания, что нашло свое отражение в ряде лекций. Изложение базируется на основах курсов биологии человека, психологии, философии, истории культуры, общей истории, но отдельные вопросы являются дискуссионными и освещены в плане истории антропологии. Может быть использовано студентами биологических, социально–реабилитологических, психологических, исторических специальностей.


ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ, ЗНАЧЕНИЕ АНТРОПОЛОГИИ. Антропология (антропос - человек, логос - учение, наука) - это наука о человеке, как социально–культурном и природно–биологическом единстве. Человек является предметом изучения различных отраслей знания, хотя все науки являются науками о человеке и, как писал К.Маркс, сольются в единую науку о человеке.

Отечественная антропология ограничивается морфологией человека, антропогенезом, расово–этническими особенностями. Европейская и американская наука включает в антропологию, кроме анатомо–морфологической характеристики организации человека, его материальную, духовную культуру, психологию, язык.

Задачами современной антропологии является исследование проблем происхождения человека и прежде всего его сознания, валеологические и клинические аспекты этнопсихологии, проблема человека в плане культуры, социальности, деятельности.



Антропология является синтетической наукой, требует биологического, гуманитарного и философского подходов, а поскольку становление человечества и его развитие является эволюционной самоорганизующейся системностью, то необходимым является синергетический подход.

Антропология связана с биологией (сравнительной морфологией, эмбриологией, физиологией, особенно нервной деятельности, иммунологией, генетикой, биометрией, палеонтологией, теорией эволюции), медициной, психологией, историей (в том числе археологией, этнографией), историей искусства и языка, философией.

До настоящего времени ведущими методами антропологии были морфометрические: антропометрия с биометрией, реконструкция облика по скелету, черепу. С 70–х годов ХХ века в антропологию вводятся физиологические, иммунологические, биохимические, генетические методы. Сейчас наиболее точные реконструкции антропогенеза получают сопоставлением структуры нуклеиновых кислот и белков разных организмов. Кроме этого, необходимы археологические раскопки, этнографические наблюдения, география расселения народов и история языков (сравнительная лингвистика), философско–психологические исследования человека, социологические исследования коммуникаций.

Современное человечество находится в сложных демографических, социально–экономических и культурных условиях. Прогрессия увеличения численности отдельных популяций и наций (и их культур, духовности, например, китайцы, мусульмане, индийцы; пассионарная активность по Л.Гумилеву) требуют расселения на уже занятые территории. Неравномерность социально–экономического развития отдельных государств и их регионов создает политические проблемы, которые, как и предыдущие могут иметь военные или террористические решения. Наибольшее практическое применение антропология сейчас имеет в криминалистике (идентификация личности по останкам) и в истории. Разделение элитарной и массовой культур (сообразно генетико–психологическим восприятиям, социально–культурной среде и воспитанию) снижает гуманистические ценности (например, преобладание физической силы над умственной или негативное использование последней). Дальнейшая эволюция человеческой системности мало прогнозируемая, но требует социальной работы, промышленных технологий (замена труда человека компьютерами и машинами), в том числе питания, успехов медицины, глобального окультуривания человечества. Прогресс технический должен сопровождаться культурным, а человечество должно приближаться к идеалам гуманизма - гармонии социального и биологического (благоговение перед жизнью, помощь ей - А.Швейцер, мать Тереза). Поэтому не только студентам биологических специальностей, но и студентам гуманитарных и обществоведческих факультетов необходимо знание основ антропологии для своей профессиональной деятельности, для понимания конкретного человека.

Антропология является синтетической наукой и имеет много нерешенных проблем, это касается антропогенеза (изменения генотипа и формирование нейрофизиологии человека), развития культуры (формирование письменной речи, загадки древних цивилизаций, в том числе возможности контакта с внеземными), футурологии человека и другие. В настоящих лекциях обрисованы важнейшие проблемы и достижения мировой антропологии с элементами биологии, нейрофизиологии, психологии, истории, культурологии, философии, представлены разные точки зрения ведущих специалистов. Центральной проблемой современной антропологии является происхождение сознания, что и отражено в лекциях.

ИСТОРИЯ АНТРОПОЛОГИИ. В древней философии человек мыслился как часть космоса, в виде микрокосма - отображения и символа Вселенной, понимался как состоящий из тела и души; при этом макрокосм понимался антропоморфично. Антропоморфизм - это уподобление человеческих психических свойств предметам и явлениям неживой природы и небесным телам, животным, мифическим образам. Антропоморфизм характерен для мифологических и религиозных представлений на ранних ступенях развития общества. Учение индусов о переселении душ (метемпсихоз) снимает границу между человеком и другими живыми существами. Индийские Веды впервые полагали, что человек возник от обезьяны (отсюда культ обезьяны в Индии).

Аристотель рассматривал душу (выделял растительную, животную души и дух) и тело как аспекты единой реальности, Платон же - как разные субстанции, причем душа припоминает то, что познала в мире идей, в “Государстве” он предлагает регламентировать отбор родительских пар. Аристотель называл человека двуногим животным без перьев. Античная наука считала, что природные условия жизни пралюдей - главный фактор антропогенеза. Лукреций Кар указал на важность овладения огнем. Антропоцентризм Сократа, некоторых патристиков и схоластиков, Вольфа, Тейяра де Шардена полагал человека центром и высшей целью мироздания, венцом творенья, ибо несет божественную душу. Марк Аврелий считал, что сущность человека не зависит от внешних обстоятельств, ибо главное - внутренняя установка души.

Антропологизм Гельвеция, Фейербаха, Чернышевского и Ницше, Дильтея, Зиммеля, Шелера усматривал в понятии “человек” основную мировоззренческую категорию, исходя из которой следует разработать систему природы, общества и мышления. Французские просветители определяли человека как разумное общественное существо. Франклин считал, что человек - это животное, изготовляющее орудия, то есть человек является деятельным существом (Homo faber). Шелер, Плеснер, Ландманн разрушили онтологизацию языка, игры, страха.

Шопенгауэр и Ницше полагали, что человек выпал из цепи природных существ, что это неудачный продукт природы, ее вырождение. Поэтому биологически и социально человек не совершенен, что вполне справедливо. Шопенгауэр писал о врожденной нравственности человека.

Антропософия - оккультно–мистическое учение Штейнера о человеке как носителе тайных духовных сил. Отсюда цель - раскрыть скрытые способности человека медитацией, ритмологией, музыкой и др.

Философская антропология - учение о сущности человека, во многом собрало все темы предшествующих учений. Человек рассматривается как духовное, но телесно приговоренное существо, продукт культуры и природы. Различают биологические (Гелен, Портман), культурологические (Ландман), религиозные (Шелер), педагогические (Больнов) направления в философской антропологии. Маркузе рассматривал историю как производство самого человека, в чем он был близок к Марксу.

В христианстве согласно Ветхому завету, Бог создал человека из глины, земли по образу и подобию своему и вдохнул в него бессмертную душу. Отсюда раздвоенность человека и его грехопадение. Бог дал человеку свободу воли, свободу выбора, в том числе между злом и добром, сохраняя божественное предопределение. Средневековье противопоставляло тело и душу; М.Бахтин отмечал, что в культуре средневековой христианской Европе имелось телесное противопоставление созидающего творческого верха и животного низа, а во время карнавалов это понимание менялось на противоположное. Средневековье подходит к идее индивидуальности человеческой личности.

Мыслители эпохи Возрождения считали, что человек произошел от обезьяны. В ХVII веке Бернье выделил 4 расы и указал их отличающие признаки. Тогда же Ботциус описал орангутана. В классификации видов К. Линнея люди поставлены в один ряд с обезьянами. Идея происхождения человека от обезьян была развита Ж.-Б. Ламарком в начале XIX века, а затем Ч. Дарвиным, полагавшем отличие человека от животных в наличие совести. Дарвин в книге “Происхождение человека и половой отбор” подчеркивал роль борьбы за существование. Дарвина поддержали Геккель и Гексли (собственно Фохт и затем они установили сходство высших приматов и человека, обезьянье происхождение человека), а Дюбуа в конце ХIХ века обнаружил останки первобытного человека на острове Ява. Тогда же Брока разработал морфологические критерии методов антропологии, математически дополненные Пирсоном. Гобино; затем Деникер, Вольтман, потом Гюнтер разработали расовую классификацию человечества. Создал антропологическую коллекцию и доказал несущественность для социализации расовых признаков Миклухо–Маклай в конце XIX века на материалах своих экспедиции в Новую Гвинею.

Учение о наследственном здоровье человека и путях его улучшения искусственным отбором в человечестве сформулировано в 1869 г. Ф. Гальтоном, гуманно развиты в ХХ веке Н. Кольцовым, Ю. Филипченко, антигуманно использованы фашизмом; сейчас евгеника заменяется медицинской генетикой.

Кант впервые поставил вопрос о деятельной сущности человека, но решил ее идеалистически (субъект–объектные отношения сведены к познавательной деятельности, хотя схематизм близок к практической деятельности, последняя понимается как этическая), написал работу по антропологии. Дальнейшее развитие проблемы деятельной стороны идеального получило у Гегеля, считавшего, что от животных человека отличает стыд. Деятельность полагалась только в сфере мышления.

К. Маркс в ранних произведениях показал отличия жизнедеятельности животных и деятельности человека. При этом важная роль принадлежит категории цели - человек мысленно создает конечный продукт труда и стадии его делания. Ф.Энгельс в работе “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека” подчеркивал роль пищи, прямохождения, не только влияние природы на человека, но и человека на природу, впервые указал на роль совместного труда в процессе очеловечивания, овладения огнем (трудовая теория антропогенеза). И.П.Павлов указал на отличия человека и животных – у животных есть первая сигнальная система (непосредственное действие факторов среды на организм), у человека, кроме этой, есть вторая сигнальная система – речь, обозначающая предметы и действия.

В истории антропологии возникали крайности в виде холизма и редукционизма. Редукционизм сводит антропогенез и особенности человека к биологическим закономерностям, холизм возводит в абсолют целостность и из вне привнесенную креативность (творение) в эволюции человека. Некоторые исследователи предполагают инопланетное происхождение человека, его гибридное происхождение от обезьян и инопланетян, что лишь отдаляет вопрос о факторах и этапах антропогенеза; в таком случае человечество выступает подопытными животными для инопланетян.

В последние два века усилился интерес к парапсихологии, которая изучает необычайные (паранормальные) явления человеческой психики, исследует способы приема и передачи информации без использования обычных органов чувств (телепатия), воздействие человека на физические объекты и явления без посредства мышечных усилий (телекинез), возможно с участием электромагнитных и гравитационных полей.

Большой вклад в антропологию внесли Лики (антропопалеонтолог), Хрдличка, Мартин, Вейденрейх (XX век). Из ведущих зарубежных антропологов также следует отметить Пирсона, Мартина, Заллера, разработавших антропометрические показатели и их измерения, проверенные на материалах музеев Европы.

В последней трети ХХ века Э.Уилсон изложил основы новой науки - социобиологии, изучающей эволюционно–системное единство природы, человека и общества, что сближает естественно–научную и гуманитарную культуры. Натурализм выделил 3 универсальных инстинкта человека, влияющие на социальность: размножения и сохранения потомства, питания и самосохранения, роста и лидерства.

Философская антропология М.Бубера различает обустроенность человека в мире (античность, Ренессанс) или его заброшенность (арена борьбы Бога и Дьявола, бесконечность физического мира). Эта относительность проявляется в том, что человек не знает кто он. М.Шелер классифицировал исторические ответы на этот вопрос. Во–первых, это христианско–иудейская антропология (Божественное творение человека, двойная природа человека, воскрешение). Во–вторых, решение от античности до немецкой классики – разум как божественное начало. В–третьих, решение сенсуалистов, прагматистов, позитивистов – человек как существо с животными страстями. В–четвертых, малоприспособленный к среде человек как декаданс животного. В–пятых, по Ф.Ницше и Н.Гартману, атеизм делает личность человека не предопределенной, а повышает его ответственность; человек делает то, на что способен, но у него нет заранее данных способностей к новациям.

Антропный принцип развивали физики второй половины ХХ века, сначала это былаа оценка влияния наблюдателя на наблюдаемое, затем суть его стала в том, что жизнь, человек, разум возникли не случайно. Губин и Некрасова считают, что человек рождается с открытой программой, имеет мало наследственных инстинктов, а человеческое сознание формируется под влиянием человеческого окружения. У человека формируются символы, которые реализуют гиперактивность и потенциал человека. Ницше считал, что все яркое, красивое, талантливое вызывает ненависть и погибает, посредственности дают потомство. Каждый человек относится к какому–то типу личности, по К.Г.Юнгу: интровертированный мыслитель, экстравертированный мыслитель, эмоциональный интроверт, эмоциональный экстраверт, чувственный интроверт, чувственный экстраверт, интуитивный интроверт, интуитивный экстраверт. Г.Гурджиев выделяет физический, эмоциональный, интеллектуальный, волевой, гармонический типы личности. Типы сознания (по экзистенциализму) – предметное, рефлектирующее (входят в дух), поток самопереживания (душа). Каждое сознание, считал Ф.Ницше, есть возможность большого (человеческий идеал гения) или малого (хитрость, приспособленчество, конформизм для комфортности существования без мысли о проблемах бытия). Свойства человека – свобода воли, любовь, творчество, то есть, человек существо трансцендентирующее. Уникальность человека производится: во–первых, наследственным психическим складом – темпераментом, во–вторых, опытом и воспоминанием детства, в–третьих, индивидуальностью биографии, в–четвертых, противоречивостью жизненных ролей. Это делает Я (в том числе по Розанову и Фрейду) с защитой механизмами вытеснения, инверсии, переориентации. Внешнее Я проявляется поведением, внутреннее Я – это скрытое ядро личности (мечты, опыт, то, что не может быть передано вербально).

Выделяются отношения человека: во–первых, к другому человеку (любовь, дружба, стыд откровения, равнодушие, ненависть и другие), во–вторых, к обществу (язык, коммуникация, учение, сотрудничество, работа, семья, этнос, социальная жизнь, власть – традиционная, наследственная, харизматическая за счет личностных качеств лидера, бюрократическая анонимная и другие), в–третьих, к культуре (требует осознания и вчуствования во внутреннюю форму, содержание и суть феномена отрасли культуры, культура защищает человека от себя, поскольку «демоны» есть необходимая часть психики, и включает культы, искусство, науку; уже в античности рациональная аполлонийская культура не может существовать без ее противоположности – дионисийства), в–четвертых, к природе (теоретически–практическое, мифо–поэтическое, при этом христианство вытеснило из природы языческое и перевело духовно–мистическое в потусторонний мир, природа снова стала чуждым объектом покорения). Культура и жизнь, построенные на принципах рациональной науки, неживые и чреваты кризисами, об этом свидетельствует массовая культура и потеря внешней и внутренней культуры, детьми оторванными от общества (У.Голдинг «Повелитель мух»). Уже через несколько лет после после революции 1917 г. народ–богоносец или после революции 1991 г. новая историческая общность – советский народ (евразийство) в лице его лучших представителей обманывал и грабил ближнего, нарушая все 10 заповедей и ликвидируя культуру, как впрочем и в цивилизованных европейских странах с приходом масс к власти (Франция, 1789 г.; Германия, 1932 г.). В ХХ веке развивается массовая культура (наука, искусство, секты, зрелища), освобождающая человека от желания и необходимости думать. Возникает индустрия сознания, манипулирующая заурядными людьми и толпой, путем навязывания готовых рецептов и идей. Ортега–и–Гассет считал, что массы (толпа серых посредственных людей или, по Шопенгауэру, фабричный продукт природы) вне культуры заняты созданием своего благополучия.

Антропоцентризм до начала ХХ века фактически заменил Бога человеком, что привнесло в гуманизм позитивизм, заменившим сложность человека, открытую Ф.М.Достоевским, нигилизмом с утилитаризмом и прагматизмом – идеалом среднего человека. Стадо, по Ф.Ницше, имеет инстинкты против сильных, независимых, счастливых, исключительных, то есть инстинкт слабости. Н.Бердяев (автор книги о философии неравенства) не понял пути К.Леонтьева, предвидевшего революционную катастрофу, как и последующая русская философия не поняла Н.Страхова и пошла по другим трагическим путям. С учения о человеке русской философии (Ф.Достоевский, С.Франк, Н.Бердяев, Л.Шестов) начинается современная антропология. Человек является величайшей загадкой, он не только часть мира, но и весь мир; свобода человека – это свобода выбора. После рационализма стало очевидно, что судьба человека не гарантирована, не вытекает из законов, иначе это была бы смерть, а не жизнь. Человек находит выход из субъективности двояко: объективацией в общество и трансцендентированием к Богу.

Немецкая антропологическая школа включала направления: культуро–логическое (О.Больнов, Э.Ротхакер, М.Ландман), религиозно–философское (И.Лотц, Г.Хенгстенберг) и самое важное метафизическое или биолого–антропологическое (М.Шелер, Х.Плеснер, А.Гелен). По Шеллеру, человек понимает свою близость с животными и ищет в антропологии отличия. Шелер вспоминает растительную и животную души; растения имеют порыв к росту и размножению без обратного сообщения от органов к центру. У животных есть функция оповещения, есть инстинкт для поведения в повторяющихся ситуациях. У высших животных есть интеллект. Духовное (разум с моралью) отличает человека от животного, человек превосходит себя и мир в порыве. Х.Плеснер выделяет три закона человеческого существования: естественной искусственности, опосредованной непосредственности, утопического места. А.Гелен, сравнивая человека с животными, указывает на биологические недостатки человека, который есть активно действующее существо.

Психоанализ от медико–биологической проблематики перешел к метафизической. З.Фрейд считал, что человеком движут два биологически преопределенных побуждения – сексуальность и разрушительность, которые локализуются в бессознательном. К.Юнг считал, что онтогенетически, филогенетически сознание вторично, то есть психика ребенка не есть tabula rasa. Э.Фромм критикует фрейда за стороны Эдипова комплекса (неосозная любовь сына к материи и ненависть к отцу–конкуренту), за дарвиновскую борьбу за выживание; в реальности переход от матриархата к патриархату соответствовал переходу от богов природных сил к многобожию разума, затем к единобожию власти. Психоанализ выявляет смерть, желание, закон и сталкивается в шизоанализ.

М.Хайдеггер считал вслед за И.Кантом, что в философской антропологии выражаются центральные философские проблемы. Смерть Бога, по Ницше, для М.Фуко является главным событием современной культуры, выявившем конечность человека. При этом человек становится понятным, когда исчезает как человек; человек становится природой для самого себя в той мере, в какой он способен к безумию. Безумие многих мыслителей, художников, ученых во многом принадлежит их произведениям и обрывает творчество.

Работами Бромлея, Итса, Гумилева, Лурье в России продолжены исследования Миклухо–Маклая в области этнографии. Работами Липы, Донцова, Обушного, Нельги в Украине созданы национальные этнические концепции, сменившие идею новой исторической общности - советского народа (по–видимому, в 70–80–ых годах ХХ века в СССР создавались предпосылки для создания одноименной этнической общности).

Анучин, Богданов, Бунак, Нестурх, Рогинский, Герасимов, Лебединская, Никитюк и другие внесли большой вклад в развитие антропологии в России. На Украине крупнейшие антропологи - ранее Вовк, Петров (Домонтович), Дыченко, Круц, Липа, теперь Сегеда, Ковешников, Шапоренко, Обушний, Нельга, Лозка. Полтавчанин, выпускник Украинской медицинской стоматологической академии, С.Горбенко единственный в Украине продолжил работы Герасимова и реконструировал внешность древних обитателей Украины, Ярослава Остромысла, культурных и исторических деятелей средневековой Европы.

В ХХ веке Л.Гумилев, Б.Поршнев, Б.Диденко, Н.Марр выступили с другими альтернативными концепциями социализации в процессе антропогенеза, причем большую роль в этом сыграли палеолингвистические, нейрофизиологические и психологические предпосылки.

Человек и человечество (в лице лучших представителей) начала XХl века находится в небывалом кризисе осознания своего места в мире. Во-первых, человек понял, что не является венцом творения и эволюции; есть большая возможность жизни на других планетах, меньшая – появление социальности и разума, и ничтожная – встреча нас с ним. Во-вторых, человек понял, что не является хозяином Земли, Вселенной, хотя нарушил равновесие в биосфере. В-третьих, человек понял, что он и само человечество конечно, поэтому снижение человека от идеи бытия к миру существования освободило в нем звериные злобу, агрессию, чувственность. В–четвертых, детерминированность и вероятность создают заброшенность человека в чужой мир, заброшенность существования и судеб. В–пятых, современный человек есть продукт 100–векового развития культуры, поэтому понимает крушение надежд человечества и разумность пессимизма. В–шестых, человечество переоценило роль науки в гуманистическом прогрессе, что дает основания для иррационализма. Все знания человечества о мире имеют смысл для цивилизации, они же требуют для их получения отстранения субъективности.

Космоцентризм античности сменился теоцентризмом средневековья, который уступил место в сознании антропоцентризму с гуманизмом Ренессанса и Нового времени. Этот период ориентируется на науку, что выражается в рациональном веке Просвещения, который завершается иррационализмом, кровавыми революциями и тоталитаризмом. Глобализация экономики и взаимодействия культур создали новую парадигму – массоцентризм, это массовое сознание и массовая гедонистическая культура, ориентированные на общество потребления (постиндустриальное, посткоммунистическое, постмодернисткое), политически этому соответствует демократия. При этом (ХХ век) в рамках отдельного государства временно господствующими могут стать классовые (Восточные Европа и Азия), национальные (Германия), религиозные (исламизм в Иране). Кризис ХlХ–ХХl веков философия попыталась заменить общемировой культурный поток развития человечества на отдельные типы (Данилевский, Шпенглер, Гумилев); хотя понятно, что все варианты сохраняются в подчиненной форме. Л.Н.Гумилев полагал, что каждый этнос проходит ряд фаз, фаза подъёма или пассионарности требует активных лидеров (пассионариев) и соответствующего настроя людей для миграции, захватнических войн; затем пассионарность спадает, происходит стабильное развитие при экономическом процветании, далее может исчезнуть государство. Поэтому современное англоязычие может сменится китаеязычием. Таким образом, исторические этапы антропологии: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, логоцентризм, социоцентризм, психоцентризм.

Приведенная библиография отражает различные направления в истории антропологии, но многие из этих работ требуют критического осмысления. Воистину история ничему не учит, но горе тому, кто забывает ее уроки, считал Ключевский.

Мы собрали онлайн-курсы по антропологии для всех, кого интересует человековедение и хочет разобраться, почему именно мы стали «венцом творения» и чем объясняется многообразие человеческого поведения. Все лекции доступны бесплатно в любое время и читаются на русском языке.

Социология как наука о здравом смысле – курс из 7 лекций, доступный на сайте академии Арзамас, о сексе, наркотиках и рок-н-ролле как объектах внимания социологов, а также лекции Григория Юдина с ответами на краеугольные вопросы социологии. Вы узнаете, чем социология похожа на боевое искусство, существует ли общественное мнение, как Гэллапу удалось предсказать победителя выборов, зачем нужна религия, как функционирует наука, кому выгодна идеология и прогрессирует ли общество?

Как понять Японию – 6 лекций Александра Мещерякова о главных японских символах и о том, как менялось к ним отношение японцев под влиянием европейской цивилизации. В курсе, доступном на сайте Арзамас, рассказывается о том, как японцы долго не замечали самую известную гору в мире, а потом сделали ее частью своей идеологии, что японцы думают о себе, как Запад заставил их стесняться самих себя и что они сделали, чтобы избавиться от комплексов, как гастрономические традиции влияют на японский образ мышления, каким должно быть положение японца в пространстве и как оно влияет на его благополучие, что значит для японца сакура и для чего нужен японский сад.

Антропология коммуналки – 6 лекций Ильи Утехина на Арзамасе посвящены причудливому устройству мира советской коммунальной квартиры. Особое внимание автор уделяет правилам жизни в коммуналке, рассказывает о том, как по-честному делить коммунальные блага, что такое личное пространство жителя коммунальной квартиры и возможно ли его сберечь. Также лектор освещает тему коммунальной паранойи и клинического безумия, объясняет, как устроены доносы и почему люди продолжают их писать.

Русский эпос – 5 лекций Никиты Петрова можно прослушать на сайте академии Арзамас, чтобы узнать, что такое былина, существовал ли Илья Муромец на самом деле и как героем эпоса стал Сталин. В курсе освещается открытие русского эпоса в XIX веке, рассказывается о том, отразились ли в эпосе исторические события, были ли у богатырей реальные прототипы, почему любовь в былинах в основном трагическая, зачем богатыри отрубают губы своим невестам, как Добрыня избавился от присушки, а Илья Муромец стал святым.

История дендизма – в 5 лекциях на сайте Арзамас Ольга Вайнштейн рассказывает о том, как в XIX веке произошла революция в мире мужских костюмов и к чему это привело. Вы узнаете, в чём состоят основные правила денди, как выделяться, не привлекая внимания, зачем нужны праздные прогулки, как граф д’Орсе завоевал всеобщую любовь и как этим воспользовались коммерсанты.

Мифы Южной Америки – академия Арзамас предлагает 8 лекций Юрия Березкина о том, как радуга-змея связывает Южную Америку с Тропической Африкой, кукуруза из зубов – с Индонезией, неудачливый койот – с Северной Америкой, а людоедка, пожирающая детей,  – с Китаем. Автор делится увлекательной информацией о первых людях, вышедших из-под земли и проспавших бессмертие, рассказывает, почему ни в Африке, ни в Европе не говорят о людях, которые не умеют есть и об изменах с крокодилами и медведями, почему в Южной Америке, Меланезии и Австралии женщинам нельзя смотреть, как мужчины вызывают чудовищ, кто такие первопредки и куда делся их мир.

Правда и вымыслы о цыганах – 5 лекций Кирилла Кожанова на сайте Арзамас о том, откуда берутся наши представления о цыганах, откуда взялись сами цыгане, как они относятся друг к другу и что важно о них знать. В курсе освещены вопросы о полномочиях цыганского барона, откуда необходимость кочевать и каковы цыганские маршруты, за что их любили в Европе XV века, почему потом разлюбили и как хотели уничтожить, а также что случится, если прикоснуться к юбке цыганки, каков высший цыганский суд и какая клятва самая священная.

Археология фольклора: мифологические мотивы на карте мира – интересный курс на Стэпик для всех, кто с увлечением читал мифы и сказки народов мира, а теперь готов взглянуть на их содержание глазами исследователя. Юрий Евгеньевич Березкин, профессор факультета антропологии ЕУСПб, накладывает на карту данные о распределении мотивов и элементов фольклора и предлагает сделать выводы о культурных контактах и миграциях в отдалённом прошлом, о которых у нас мало иных свидетельств.

Культурология – курс на Стэпик читается преподавателями СЗИУ РАНХиГС и преследует такие цели, как: формирование мировоззренческой культуры студентов через приобщение к достижениям мировой культуры и, прежде всего, отечественной культурной традиции; развитие навыков культурологического мышления, предполагающего способность оперировать основными категориями теории культуры. В процессе освоения дисциплины «Культурология» решается ряд задач: от формирования представлений о сущности культуры и основных видах культурных универсалий до овладения приёмами ведения дискуссий по культурологической проблематике.

Антропогенез – 10 лекций кандидата биологических наук, доцента кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Станислава Дробышевского. В курсе, доступном на сайте ПостНаука, речь пойдёт о происхождении человека и его изменчивости как вида во времени. Вы узнаете, как трансформировались древние приматы, какие особенности дали возможность именно им вырастить разумную ветвь эволюции и какие изменения позволили древним обезьянам стать человеком.

Расоведение – курс из 10 лекций антрополога Станислава Дробышевского о групповом разнообразии человека, изменчивости человека как вида в пространстве. В этом курсе на сайте ПостНаука речь пойдёт о том, что такое человеческие расы, чем люди отличаются друг от друга и почему возникли эти различия. Человечество не ограничивается школьными представлениями о негроидах, европеоидах и монголоидах. На самом деле Землю населяет гораздо больше рас, причем изучение некоторых из них ещё дело будущего.

Лекция 1. Тема: Понятие антропологии. Ее место в системе наук и практике. Преподаватель: Ильина Ирина Сергеевна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации








Термин имеет греческое происхождение и в дословном переводе означает "наука о человеке" (anthropos - человек и logos - слово, учение, наука) первым употребил термин Аристотель. Антропология


Антропология (или антропологическая наука) в широком понимании представляет собой область знания, предметом исследования которой является человек. Для настоящего времени характерно неоднозначное понимание содержания антропологии: 1) как общей науки о человеке, объединяющей в себе знания разнообразных естественно-научных и гуманитарных дисциплин; 2) как науки, исследующей биологическое разнообразие человека (биологическая или физическая антропология)




Философская антропология наука о сущности и сущностной структуре человека, о его основных отношениях: к природе, обществу, к людям, самому себе, о его происхождении, о социальных и метафизических основаниях его существования, об основных категориях и законах его бытия.


Религиозная антропология – раздел, который рассматривает человека в соотнесенности со сверхъестественным (божественным) началом, с позиций теологического мировоззрения; учение о сущности, происхождении и назначении человека, о душе человека и его устремлениях к Богу, основанное на священных текстах и вероучительной традиции.


Культурная антропология – раздел науки, ориентированный на изучение культур отдельных народов и человечества в целом. Культурная антропология изучает процессы становления и развития человека, общества и культуры. Социальная антропология – раздел науки, изучающий человека и человеческое общество, социальные институты различных народов. Предполагает широкий гуманистический взгляд на мир, основанный на сравнительных (кросс-культурных) исследованиях и пытающийся описать все общества – и древние, и современные, сопоставляя их друг с другом.


Физическая (биологическая) антропология - комплексная естественнонаучная дисциплина, использующая биологические методы для исследования разнообразных типов человека современного вида. Предметом изучения является многообразие биологических признаков человека (изменчивость) во времени и пространстве. Отсюда два наиболее общих раздела науки: историческая и географическая антропология. Исторически сложилось более конкретное разделение биологической антропологии: антропогенез; расоведение и этническая антропология; собственно морфология; экологическая антропология.




Аристотель (гг. до н.э.) первым употребил термин «антропология» для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. В этом значении термин использовался свыше тысячелетия – и используется до сих пор, например в теологии, философии, искусствознании и пр. Французские просветители XVIII в. по-прежнему понимали под антропологией всю совокупность знаний о человеке. Антропология представлялась универсальной наукой о человеке, систематизирующей знания о его естественной истории, материальной и духовной культуре, психологии, языке и физической организации. Немецкие философы XVIII и начала XIX вв. включали в это понятие главным образом вопросы психического мира человека – антропология в их понимании была почти тождественна психологии.


Ко второй половине XIX в. под антропологией стали понимать область естествознания, изучающую природу человека в первую очередь методами биологии и сравнительной анатомии. Это было обусловлено бурным развитием естественных наук на протяжении всего XIX в и распространением идей эволюционизма. Происходило оформление физической антропологии.


В качестве самостоятельной научной дисциплины физическая антропология оформилась во второй половине XIX в. В 60-х гг. в странах Западной Европы были учреждены первые антропологические общества, стали издаваться первые специальные антропологические работы. В 1850 г. в Гамбурге был учрежден музей этнологии; археологический и этнологический музей в Гарварде был основан в 1866 г., Королевский антропологический институт – в 1873 г., Бюро американской этнологии – в 1879 г. В 1884 г. началось преподавание антропологии в Оксфорде. В Париже, по инициативе П. Брока, в 1859 г. впервые было основано Антропологическое научное общество, при котором организовали музей и Антропологическую школу. В 1863 г. основывается Антропологическое общество в Лондоне. Позднее аналогичные организации возникают в Германии, Италии и других странах.


Наибольшее развитие за рубежом антропология получила в Великобритании и США. Британская антропология развивалась на этнографическом материале, почерпнутом за пределами страны, – в многочисленных колониях. Антропология в других странах Европы складывалась на базе местного фольклора и крестьянской культуры, поэтому она была нацелена на изучение отношений внутри одного общества и называлась этнологией. В США антропология формировалась на весьма специфичном культурном ареале – изучении американских индейцев, т.е. исконных жителей континента.




Истоки антропологических исследований в России связаны с именами В. Татищева, Г. Миллера, П. Палласа и других участников и руководителей разнообразных экспедиций (в Сибирь, на север, Аляску и др.), накапливающих антропологические характеристики различных народов Российской империи на протяжении XVIIIXIX вв. Работы А. Протасова, С. Забелина, А. Шумлянского, Д. Иванова, П. Загорского и других русских анатомов и физиологов в XVIII - XIX вв. заложили прочные основы для развития отечественной анатомии. Исследование анатомии и физиологии человека создавало базу для дальнейших антропологических исследований.


Естествоиспытатель, основатель современной эмбриологии, выдающийся географ и путешественник, Карл Бэр () известен и как один из крупнейших антропологов своего времени, как организатор антропологических и этнографических исследований в России. Особый интерес представляет его работа «О происхождении и распространении человеческих племен» (1822), в которой развивается взгляд о происхождении человечества из общего «корня», о том, что различия между человеческими расами выработались после их расселения из общего центра, под влиянием различных природных условий в зонах их обитания. Эта работа впервые представляет собой не просто сборник антропологических сведений, а является попыткой доказательного логического вывода определенной гипотезы. С 1842 г. К. Бэр возглавлял Анатомический кабинет Академии наук в Петербурге, где хранилась небольшая краниологическая коллекция – собрание краниумов (черепов и их фрагментов) человека и его эволюционных предшественников. Особо отмечают заслуги Бэра в разработке программы и методики антропологических, в первую очередь краниологических исследований. К.М. Бэр


Официальным годом «рождения» антропологии в России считается 1864 г., когда по инициативе крупнейшего российского антрополога Анатолия Петровича Богданова () был организован Антропологический отдел Общества любителей естествознания (переименованного впоследствии в Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии – ОЛЕАЭ).


Развитие русской антропологии в 60-е – 70-е гг. справедливо называют «богдановским периодом». ОЛЕАЭ занималось организацией многочисленных естественно-научных экспедиций, выставок, издательской и просветительской деятельностью, содействием финансированию науки. Важнейшей задачей Общества было содействие развитию естествознания и распространению естественно-исторических знаний. В программу работ Антропологического отдела были включены антропологические, этнографические и археологические исследования, что отражало взгляды того времени на антропологию как комплексную науку о физическом типе человека и его культуре. В 1867 г. в Москве состоялась организованная по инициативе А. Богданова этнографическая выставка, на которой были представлены и антропологические материалы. Были организованы экспедиции на север России, в центральные, западные и южные ее области, на Северный Кавказ, в Грузию и Среднюю Азию. Основное внимание уделялось археологическим раскопкам и сбору краниологических коллекций. А. П. Богданов


Подлинным триумфом молодой русской антропологии стало открытие Антропологической выставки 3 апреля 1879 г. в Москве. Годы подготовки к выставке были периодом наиболее интенсивной исследовательской деятельности А.П. Богданова. В 1867 г. вышла в свет самая крупная его работа «Материалы по антропологии курганного периода в Московской губернии», а за ней и ряд других. В это время он формулирует свои теоретические взгляды в области антропологии и разрабатывает методические вопросы. Наибольшее его внимание как исследователя привлекало изучение этногенеза русского народа по данным краниологии. В 70-х гг. XIX в. антропология не только в России, но и в Европе оставалась еще вне круга университетских дисциплин, хотя еще в 1864 г. А.П. Богданов предложил проект чтения публичного курса антропологии. Проблемы происхождения и классификации человеческих рас приобретали политическую остроту, которая не могла не вызвать настороженного отношения к антропологии в официальных сферах.


Большой вклад в развитие российской антропологии внес Дмитрий Гаврилович Анучин. Находясь в гг. в заграничной командировке, он подготовил Русский антропологический отдел на Всемирной выставке 1878 г. в Париже. Экспозиция отдела и сами достижения российской антропологии получили высочайшую оценку европейских ученых – ОЛЕАЭ была присуждена золотая медаль. В 1880 г. в Московском университете по инициативе Д.Г. Анучина начал работать первый в России курс по физической антропологии. Первая крупная работа Д.Г. Анучина (1874) была посвящена антропоморфным обезьянам и представляла собой весьма ценную сводку по сравнительной анатомии высших обезьян. В монографии по антропологии и этнографии айнов (1876) наряду с антропологическим материалом Д. Анучин широко использовал и этнографические, и исторические, и лингвистические данные. Этот комплексный подход характеризует в целом то направление, начало которому было положено Д.Г.Анучиным в России. Характерной особенностью всей деятельности Д. Г. Анучина было стремление популяризировать науку, сохраняя при этом всю точность и строгость научных исследований. Одним из результатов его деятельности стало учреждение в 1882 г. Антропологического музея в Москве, основанием для которого послужили коллекции, собранные к Антропологической выставке 1879 г. Серия «Труды антропологического отдела», изданная под редакцией Д. Анучина, содержит ряд работ, посвященных антропологическому изучению отдельных народов. Д.Г. Анучин


Начало «советского периода» российской антропологии также связано с деятельностью Д.Г. Анучина. По его ходатайству весной 1919 г. в Московском университете была учреждена кафедра антропологии, которая с тех пор является основным учреждением в России, подготавливающим специалистов в области физической антропологии. После организации Института антропологии в 1922 г. работа московских антропологов, возглавляемая Виктором Валериановичем Бунаком (учеником Д. Анучина), получает новое направление. Интенсивно развивается начатое Ефимом Михайловичем Чепурковским () применение биометрического и географического методов исследования. Под руководством В.В. Бунака получают развитие дифференцированные приемы морфологического анализа. Широко развернулись исследования антропологического состава населения России и республик СССР.


В первых десятилетиях XX в. российская антропология представляла собой вполне самостоятельную университетскую дисциплину. Ее основанием была практически непрерывная научная традиция комплексного подхода к исследованию человека (знаменитая «анучинская триада» наук, неразрывно связанных между собой: антропология – археология – этнография). К этому периоду – этапу становления физической антропологии – относится разработка общих и частных антропологических методик; формируются специфическая терминология и сами принципы исследований; происходят накопление и систематизация колоссальных материалов, касающихся вопросов происхождения, этнической истории, расового многообразия и при этом единства человека как биологического вида.
Предметом антропологии является человек. Точнее: предметом изучения антропологии является многообразие человека во времени и пространстве. Это многообразие складывается из проявлений большого числа самых разных черт - антропологических признаков. Предмет антропологии




1. научное описание биологического разнообразия современного человека и интерпретация причин этого разнообразия. 2. выявление и научное описание изменчивости (полиморфизма) ряда биологических признаков человека и систем этих (так называемых антропологических) признаков, а также выявление причин, обусловливающих это многообразие. 3. изучить процессы и этапы становления человека как вида, а также природу внутривидовых вариаций, их анатомические и физиологические характеристики и другие существенные биологические и социальные факты. Задачи антропологии


Биология – система наук о живой природе. Изучает строение и функционирования живой системы. Биология – естественнонаучная наука для изучения человека в окружающем мире. Психология – изучает психику поведения человека и животных. С точки зрения антропологии интересует отношения человека в обществе. Этнография (пер. с греч. племя, народ) или этнология (народовед.) – наука изучает бытность и культ особенностей народов мира, расселение народов. Философия изучает наиболее общие законы общества и познания. Культурология – изучение функции культуры, факторы развития, взаимодействия культуры, развитие символических систем. Науки, связанные с антропологией:


Антропология занимает в кругу биологических дисциплин особое место. Имея предметом своего исследования человека, она не может не выйти за пределы естественноисторических вопросов; изучая человека, она вступает в ту область знаний, где действуют факторы социально-исторические. Из этого пограничного положения антропологии в ряду наук вытекает и ее отношение к смежным отраслям знания. Антропология неразрывно связана с другими биологическими науками и вместе с тем самым тесным образом соприкасается с науками общественными.