Для авторитарной личности власть является. Связь людей в группе. Теория развития группы В. Бенниса и Г. Шепарда

Особенности психоаналитической ориентации в социальной психологии. Теории В. Байона, В. Бенниса и Г. Шепарда, В. Шутца. Теория авторитарной личности Т. Адорно.

План ответа

    1. Методологические основы

      Связь людей в группе

      Особенности лидера

    1. Уровни групповой жизни

    1. Основы теории

      Стадии группового развития

      Критика

    1. Четыре положения

      1. Три межличностные потребности

        Совместимость

        Групповое развитие

    2. Критика

    1. Эмпирические исследования

      Концепт личности

      Критика

    Особенности психоаналитической ориентации.

    1. Методологические основы

Современные психоаналитические представления о групповых процессах восходят к социально-психологическим взглядам З. Фрейда:

    перенос положения и принципов, вычлененных при анализе невротика, на новые области социального знания;

    объяснение личности невротика через анализ механизмов функционирования малой группы – семья. Эти механизмы положены в основы интерпретации межличностных отношений.

Психоанализ в психологии имеет распространение, но не как целостных теорий, а скорее своими отдельными положениями (например, бихевиоризм использует механизм фрустрации агрессии, интеракционисты учение о защитных механизмах личности, К. Левин – анализ Т-групп)

      Связь людей в группе

Людей в группе связывает – десексуализированное либидо (сублимированная любовь) и идентификация.

Существо группы составляет система эмоциональных, либидозных по своему характеру связей. Первичная группа – совокупность индивидов, которые принимают одну и ту же личность – лидера – за свой идеал, идентифицируют себя с ним, а так как это происходит – идентифицируют себя друг с другом.

Два рода эмоциональных связей – между членами группы и между каждым членом группы и лидером. Отношение членов группы к лидеру – связь первого порядка, детерминирует связь между самими членами (второго порядка).

      Особенности лидера

Психология лидера резко отличается от психологии других ее членов. Он никого не любит кроме себя, самоуверен и независим, обладает теми качествами и способностями, которые недостижимы для остальных членов группы, поэтому он становится для них идеалом Я. Это качества нарциссизма делает его лидером. Отношения с лидером строятся по модели отношения с отцом –к нему можно питать и приятные и враждебные чувства, желая стать лидером. Повышенная внушаемость, отсутствие критичности – влияние лидера, зависимость от него.

    Динамическая теория функционирования группы В. Байона.

    1. Перенос представлений о механизмах личностной организации на группу

Сформировал свои теоретические положения на базе эмпирического материала наблюдений за терапевтическими группами. По его мнению, группа представляет собой макровариант индивида и характеризуется теми же параметрами, что и отдельная личность, т.е. потребностями, мотивами, целями и т.п. Эти параметры интерпретируются в духе психоанализа.

      Уровни групповой жизни

Группа представлена в двух планах: с одной стороны, она обычно выполняет какую-то задачу и в ее решении члены группы принимают участие осознанно и рационально, с другой стороны, существуют аспекты групповой культуры, продуцируемые неосознаваемыми вкладами членов группы. Между этими уровнями жизни возможен конфликт, а, следовательно, существуют «коллективные защитные механизмы», аналогичные индивидуальным.

      Верификация и распространение

Эмпирически и экспериментально эти положения не проверялись, т.е. верифицированы не были. Отсюда следствие, что данная теория не получила распространения в социальной психологии. Однако эта теория интересна с той стороны, что отражает один из «заходов» к вычленению проблематики социальной психологии.

    Теория развития группы В. Бенниса и Г. Шепарда.

    1. Основы теории

Теория построена на осмыслении процессов, происходящих в Т-группах (группах тренинга человеческих отношений, группах самоанализа). В этих группах ставится акцент на возможности расширения опыта личности путем доведения до сознания и постановки под его контроль тех механизмов поведения, которые не осознаются, но существуют.

Теория группового развития Бенниса и Шепарда касается главным образом процессов изменения в Т-группе на пути к достижению цели валидной коммуникации. Она включает два основных вопроса: анализ помех валидной коммуникации и определение стадий группового развития.

      Анализ помех валидной коммуникации

Основной помехой является ситуации неопределенности, в которой участники находятся в начале работы Т-групп. Неопределенность же существует относительно двух вопросов:

    вопроса власти – кто будет ведущий, а кто ведомый. Этот вопрос первичен, на его основе разрешается следующий;

    вопрос о взаимоотношениях – здесь вопрос связан с теснотой эмоциональной связи. Выделяется два ряда отношений: рядовой член с лидером, отношения членов группы друг с другом. Первый ряд отношений опять же является первичным и определяет второй.

      Стадии группового развития

Соответственно господами теоретиками выделяется две фазы развития групп. Первая решает вопрос о лидерстве, а вторая – о взаимоотношениях. Помимо этого, теоретики выделяют и три подфазы для каждой стадии, что в итоге становится шестью этапами развития групп тренинга:

1 – решение вопроса о лидере

1подфаза. Участники думают, что лидером будет ведущий. Но он отказывается от таких функций. Растет напряжение и неудовлетворенность.

2 подфаза. Просьба участников к ведущему оставить группу. Одна часть группы – за сильную лидерскую структуру, жесткую иерархию. Другая – за слабую, большую свободу.

3 подфаза. Разрешение вопроса о лидере. Группа либо распадется, либо перейдет на 2 этап.

2 – установление межличностных отношений, решение проблемы взаимозависимости. (Здесь не анализируются подфазы – в учебнике Г.М. Андреевой).

Группа может не достичь цели, долго задерживаться на этапах или вообще распасться, то есть существуют различные отклонения в развитии.

      Критика

Нет единой теории группового развития, охватывающей все возможности разновидности групп.

Нет временного определения подфаз.

Неизвестны переменные, влияющие на скорость развития группы, полноту стадий и пропуск некоторых из них.

Ограничены прогностические возможности

    Трехмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца.

    1. Четыре положения

1958 г. Основа теории – положение фрейдизма о том, что социальная жизнь взрослого человека фатально предопределена опытом его детства. Выдвинул 4 положения:

        Три межличностных потребностей

Наличие трех межличностных потребностей: потребность включения, потребность в контроле, потребность в любви. Межличностные потребности аналогичны биологическим. Психическое расстройство – следствие неадекватного удовлетворения межличностных потребностей. Но организм может адаптироваться к ситуациям неполного удовлетворения.

Включение – потребность устанавливать и поддерживать приносящие удовлетворение отношения с другими, потребность быть включенным в группу. В зависимости от характера удовлетворения потребности включения в детстве, взрослый человек в межличностных отношениях склонен к проявлению:

        недостаточно социального (интроверсия, уход от взаимодействия, прямое неучастие);

        сверхсоциального (в поиске контактов, требование внимания);

        социального поведения (счастлив наедине с собой и счастлив с людьми).

Потребность в контроле – аспект власти в межличностных отношениях.

        недостаточная дисциплинированность (слабые связи с родителями, недостаточный контроль) Отказывающееся поведение – предпочитает роль подчиненного;

        сверхдисциплинированность (принуждающие отношения в детстве, контроль родителей) Автократическое поведение – доминирование над другими;

        дисциплинированность. Демократическое поведение – комфортно и в позиции подчиненного и в позиции власти.

Потребность в любви . Может быть:

        позитивной (от аттракции к любви). Со стороны родителей были тепло и забота.

        негативной (от неодобрения до ненависти). Со стороны родителей были холод и отвержение.

3 типа межличностного поведения (в зависимости от отношений ребенка с родителями):

    недостаточно личностное (избегание тесных взаимоотношений, сохраняет дистанцию. Основа – тревога по поводу того, может ли он вызвать теплые чувства);

    сверхличностное (установление тесных контактов. Основа – сильная потребность в любви и боязнь не понравиться);

    личностное

        Преемственность и непрерывность

Определяющая роль раннего детства межличностных отношений взрослого. В межличностных отношениях человек может идентифицировать себя с родителями или воспроизводить собственную позицию, какой она была в отношениях с родителями в детстве.

        Совместимость

Две личности совместимы, если они могут работать в гармонии.

3 типа совместимости (в зависимости от соотношения выражаемого поведения и желаемого поведения других в каждой из трех сфер межличностных потребностей):

1) совместимость на взаимном обмене. Максимум при равенстве сумм выражаемого и желаемого поведения во всех трех сферах.

2) инициирующая совместимость. Проявляется при совпадении потребностей в контроле, включенности и любви.

3) реципрокная совместимость. Выражения потребности в контроле, включении и любви согласуются с желанием другого в этих потребностях.

        Групповое развитие

Шутц считает, что каждая группа проходит этапы включения, контроля и любви. Похоже на теорию Бенниса и Шепарда, только с добавлением потребности включения, как первой фазы.

Шутц разработал шкалы и формулы подсчета совместимости, позволяющие вычислять 16 индексов совместимости. 9 теорем совместимости.

      Критика

      ограниченность

      отказ анализа социально-психологических детерминант

Авторитарная личность продуцируется родителями, которые используют суровые и жестокие формы дисциплины. Опираясь на идеи Фрейда, Адорно и коллеги полагали, что причиной формирования авторитарной личности является особая ситуация семейного развития (авторитарный отец и наказывающая мать; формальные, жестко регламентированные отношения в семье; отсутствие теплоты, доверительности и непосредственности между родителями и детьми). У ребенка развивается фрустрация, поскольку он не может выразить враждебность по отношению к родителям – идентификация с фрустрирующей властью, идеализация этой власти, смещение враждебности на аут-группы. Возникает ригидная организация личности, стереотипное мышление.

      Групповой конфликт как аномалия

В теории Адорно и его коллег проводится идея о том, что групповой конфликт – это аномалия, а его участниками может стать не любой человек, а только человек, обладающий определенными личностными особенностями.

      Эмпирические исследования

В своем исследовании Адорно и его коллеги использовали целый ряд приемов, среди которых были:

    анкеты, включающие вопросы о социодемографических особенностях респондентов (религиозности, членстве в политической партии, профессии, уровне дохода и т.д.), а также их аттитюдах (шкала Лайкерта, проективные вопросы типа «Что вы предпримете, если бы вам осталось жить шесть месяцев, и вы имели бы возможность делать все, что пожелаете?»);

    клиническое интервью, в котором респонденты рассказывали о своем прошлом, а также высказывали свое мнение по ряду социальных проблем;

    тематико - апперцептивный тест, где испытуемому предлагалась серия картин с изображением драматических событий и предлагалось рассказать в каждом случае о своих действиях.

Адорно и его коллеги начали свое исследование с создания шкалы антисемитизма, заполняя которую, испытуемый должен был определить степень своего согласия с рядом утверждений о евреях. Члены берклийской группы полагали, что антисемитизм является только частью синдрома этноцентризма, для измерения которого они построили еще одну шкалу (E-шкалу), по которой измерялись аттитюды людей к различным меньшинствам.

Для измерения степени авторитарности Адорно и коллеги создали F-шкалу (степень фашизма). Ее отличительной особенностью являлся тот факт, что одно и тоже утверждение могло быть связано сразу с несколькими подшкалами. Использовались клинические интервью и проективные тесты.

      Концепт личности

Эти исследования привели к конструированию модели личности, склонной к дискриминации аутгрупп – авторитарной личности, которая обладала определенными чертами, например, привязанность к ценностям среднего класса, некритическое подчинение идеализированным авторитетам собственной группы, тенденция выискивать людей, не уважающих конвенциональные ценности, чтобы осудить, отвергнуть и наказать их.

Дальнейшие исследования показали, что кроме уже перечисленных характеристик, для авторитарной личности свойственна поддержка некоторых аттитюдов и наличие личностных черт , таких как:

      Сопротивление социальным изменениям .

      Неприятие прав человека: демократических прав

      Высокая выраженность национальной идентичности (Blank, 2003 ).

      Позитивное отношение к закону и негативное – к заключенным (Na, Loftus, 1998 ).

      Самостереотипизация , выбор жизненного пути в соответствии с полоролевыми стереотипами.

      Отсутствие интереса к собственной личности .

      Низкий уровень морального развития .

      Неприятие идеи о множественности систем моральных норм .

      Критика

    не определяются условия, вызывающие сопротивление или покорность к ценностям авторитета;

        социальная обстановка в обществе (военная угроза, высокий уровень преступности, экономический спад);

        образование;

        религиозность;

        Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

        хорошую работу на сайт">

        Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

        Днепропетровский национальный университет имени Олеся Гончара

        Выполнила студентка группы СЦ-08

        Онищенко Анастасия

        Проверила к. соц. н., доцент

        Бойко В.А.

        Днепропетровск 2010

        АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ - предположительно существующий особый тип личности (личностный синдром, или социальный характер), отличающийся специфической конфигурацией базисных установок и влечений, делающих человека особым образом предрасположенным к конформизму, беспрекословному подчинению власти, принятию тоталитарных идеологий и тоталитарного полит, режима. Проблематика "авторитарной личности" (как и само это понятие) возникла в русле осмысления феномена массового принятия нацистской идеологии в Германии; анализ же данной проблематики развертывался главным образом в рамках психоаналитического понимания структуры личности и неомарксистской социальной концепции Франкфуртской школы. Наиболее полное и законченное воплощение концепция авторитарной личности получила в научных трудах Фромма, Адорно, Френкель-Брунсвик, Левинсона и Сэнфорда.

        Фромм, занявшись проблемой авторитарности еще в 1931, в результате проведенного им в Германии исследования обнаружил, что немецкие рабочие и служащие, принадлежащие к среднему классу, несмотря на вербально выражаемое негативное отношение к национал-социализму, обладали глубоко укорененными в структуре характера установками, определяющими их готовность к принятию авторитарного режима и даже потребность в нем. Позже, в работе "Бегство от свободы" (1941), он определил авторитарный характер как особый тип социального характера, составляющий психологическую базу нацизма, и подверг подробному анализу его структуру. Авторитарным был назван такой тип характера, в котором преобладают садомазохистские побуждения. Эти побуждения не обязательно получают внешнее выражение в патологических (с клинической точки зрения) формах поведения, но, будучи по своей природе бессознательными мотивами человеческой самореализации в мире, определяют жизненные ориентации индивидов, их отношение к миру и могут вылиться в массовые патологии, как это произошло в нацистской Германии: "Для огромной части низов среднего класса в Германии и других европейских странах садистско - мазохистский характер является типичным; ... именно в характерах этого типа нашла живейший отклик идеология нацизма".

        Специфическими особенностями авторитарного характера являются, с точки зрения Фромма: любовь к сильному и ненависть к слабому; ограниченность и скупость во всем (в деньгах, чувствах, эмоциональных проявлениях, мышлении), вплоть до аскетизма; агрессивность, связанная с общей тревожностью и являющаяся для данного типа личности доминирующим способом психологической защиты; узость кругозора; подозрительность; ксенофобия (боязнь всего "чужого" и незнакомого, воспринимаемого как источник опасности); "завистливое любопытство по отношению к знакомому"; бессилие и нерешительность; преклонение перед прошлым, связанное с неспособностью чувствовать себя полноценной личностью в настоящем. Наиболее важный элемент в структуре авторитарного характера - "особое отношение к власти": любовь к силе самой по себе и презрительное отношение к бессильным людям и организациям.

        Амбивалентность, заложенная в "ядре" авторитарного характера (садизм-мазохизм), выражается во внешне различных, но проистекающих тем не менее из одной и той же глубинной установки, моделях политического поведения: как в беспрекословном подчинении сильной деспотической власти, так и в столь же сильной тенденции сопротивляться власти и отвергать любое влияние "сверху", если власть воспринимается как слабая. Авторитарному характеру равно присущи и "жажда власти", и "стремление к подчинению". В условиях недостаточно сильной государственной власти авторитарный характер, как правило, находит самовыражение в анархическом бунтарстве: "Такой человек постоянно бунтует против любой власти, даже против той, которая действует в его интересах и совершенно не применяет репрессивных мер". "Мазохистские" тенденции авторитарного характера проявляются в стремлении к утверждению сильной авторитарной власти; наиболее благоприятные условия для проявления этой тенденции создает ситуация социально-экономического кризиса. В частности, как считал Фромм, именно экономический кризис послужил толчком к утверждению нацистского режима в Германии; падение уровня жизни, особенно сильно сказавшееся на благосостоянии низших слоев среднего класса, в котором доминировала авторитарная структура характера, сделало эти слои социальной базой нацизма, обеспечившей ему массовую поддержку. В стремлении к утверждению сильной власти, с точки зрения Фромма, выразилась попытка этих слоев психологически компенсировать свою нищету, беспомощность и "социальную неполноценность"; идентификация авторитарной личности с сильной деспотической властью ("симбиотическое слияние с объектом поклонения"), давая ей ощущение силы и собственного величия, обеспечивает удовлетворение мазохистских побуждений и гиперкомпенсацию реальной беспомощности. В основе как бунтарства, так и подчинения лежит единое в своих психологических истоках стремление авторитарной личности к самоутверждению.

        Деспотическая власть, будучи воплощением глубинных побуждений, заложенных в структуре авторитарного характера, тем не менее остается для носителей данного типа характера внешней, сверхчеловеческой и сверхъестественной силой. Общей особенностью авторитарного мышления является "убеждение, что жизнь определяется силами, лежащими вне человека, вне его интересов и желаний". Эта особенность проявляется не только в области политических идеологий, но и в более общих представлениях о "судьбе", "предначертании человека", "воле Божьей", "моральном долге", "естественном законе" и т.п.; в такого рода представлениях отражается потребность в наличии такой внешней и могущественной силы, которой можно подчиниться. Авторитарный характер не приемлет свободы (которая для него психологически невыносима) и "с удовольствием подчиняется судьбе".

        Ведущие теоретики Франкфурт, школы Хоркхаймер и Адорно обратились к проблеме авторитарности в 30-е гг. В "Диалектике просвещения" (1940) они предприняли попытку социологического анализа тоталитарных тенденций, свойственных политическим структурам фашизма, позднего капитализма и государственного капитализма, и высказали предположение, что когнитивные структуры авторитаризма, антисемитизма и культурного конформизма являются результатом "истощения Эго", бессилия человека в тотально управляемом мире. В 40-е гг. в рамках широкого исследовательского проекта "Изучение предрассудков", осуществленного под финансовой эгидой Американского евр. комитета и руководимого Хоркхаймером, было предпринято наиболее масштабное исследование структуры и генезиса авторитарной личности, в котором приняли участие Адорно, Френкель-Брунсвик, Левинсон и Сэнфорд. Результаты исследования были опубликованы в книге "Авторитарная личность" (1950).

        Исследование опиралось на теоретические идеи, разработанные Хоркхаймером и Адорно в книге "Диалектика просвещения", в которой антисемитизм интерпретировался как переориентация экономического недовольства на евреев и рассматривался в качестве одного из элементов авторитарной структуры характера, порождаемой объективными социально-экономическими условиями капитализма. В работе "Авторитарная личность" были подвергнуты всестороннему исследованию психологические аспекты этой проблемы; целью исследования было выявление "элементов личности современного человека, которые предрасполагают его к реакциям враждебности на расовые и религиозные группы". В ходе исследования была продемонстрирована устойчивая корреляция между расовыми и этническими предрассудками и определёнными глубинными чертами личности, образующими, по выражению Хоркхаймера, "новый "антропологический" тип" человека, возникший в 20 в. - авторитарный тип личности.

        1. консерватизм: строгая приверженность традиционным ценностям среднего класса;

        2. авторитарное подчинение (мазохистский элемент): преувеличенная, всепоглощающая эмоциональная страсть к подчинению (родителям, старшим, вождям, сверхъестественной силе); потребность в сильном лидере; раболепное преклонение перед государством; некритическое отношение к власти; подвластность внешнему манипулированию;

        3. авторитарная агрессия (садистский компонент): склонность к осуждению, отвержению и наказанию людей, не соблюдающих традиционные установления; потребность во внешнем объекте для разрядки сдерживаемых и подавляемых в "мы - группе" агрессивных импульсов (этим объектом обычно становится "они - группа", напр. евреи или негры);

        4. анти - интрацепция (Термин Г. Мюррея для обозначения точки зрения на жизнь, которая является субъективной, внутренне мотивируемой, образной.) : противодействие субъективности, творчеству, подавление фантазии и воображения (проявляющиеся в противостоянии интроспекции, поверхностности мировоззрения, стереотипии); боязнь размышления о человеке; боязнь проявления подлинных чувств и страх утраты самоконтроля; обесценение человека и переоценка значимости объективной физической реальности;

        5. предвзятость и стереотипия: вера во внешние (мистические или фантастические) детерминанты индивидуальной судьбы; склонность к суевериям; ригидность(в психологии - затрудненность (вплоть до полной неспособности) изменить намеченную субъектом программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации.) мышления; нетерпимость к неопределенности; предрасположенность к примитивным и упрощенным интерпретациям человеческого мира; склонность к перенесению ответственности за свои поступки на внешние неподконтрольные человеку инстанции; неспособность к свободе и самоопределению;

        6. "комплекс власти": особая склонность к мышлению в категориях "господства-подчинения", "силы-слабости", "вождя - приверженцев"; склонность к идентификации с облеченными властью фигурами; ориентация на конвенциональные атрибуты "Эго"; преувеличение значимости силы и "твердости характера";

        7. деструктивность и цинизм: общая диффузная враждебность; склонность к очернению "человеческой природы" и рационально эмоционально нейтральному обоснованию "естественной" враждебности против "чужаков";

        8. проективность: склонность верить в то, что мир зол и опасен (проекция подавленной агрессивности вовне);

        9. преувеличенная озабоченность сексуальной жизнью как своей, так и окружающих.

        Эти "переменные" тесно связаны друг с другом и образуют, с точки зрения авторов книги, "единый синдром, более или менее устойчивую структуру в личности, делающую человека восприимчивым к антидемократической пропаганде". Этот "потенциально фашистский" тип личности легко принимает тоталитарную идеологию и представляет серьезную угрозу для демократии. (В ходе исследования американских студентов авторами исследования был выявлен немалый "антидемократический потенциал".)

        Усилиями Адорно, Левинсона, Френкель-Брюнсвик и Сэнфорда были разработаны методики диагностики авторитарного потенциала: шкала антисемитизма (A-S-шкала), шкала этноцентризма (Е-шкала), шкала политико-экономического консерватизма (РЕС-шкала), шкала фашизма (F-шкала). В процессе исследования, помимо опросников, использовались проективные методики и полуструктурированные глубинные интервью.

        Исследование Адорно и его коллег было встречено неоднозначно. Критике были подвергнуты как ряд теоретических положений этого исследования, так и примененные в нем эмпирические методы (Г. Хаймен, К. Рогман и др.).

        Список литературы

        1. Адорно, Т. Типы и синдромы. Методологический подход (фрагменты из “Авторитарной личности”) [Текст] / Т.Адорно // Социол. исслед. - 1993. - № 3. - С. 75-85.

        2. Фромм, Э. Бегство от свободы: Пер. с англ. [Текст] / Э.Фромм- М.: Прогресс, 1990. - 269с.

        Подобные документы

          Основные ступени современного развития общества. Гуманистическая этика как любое стремление к прекрасному и идеальному. Характеристика гуманистического и авторитарного типа этической системы норм, анализ места человека в данной системе по Э. Фромму.

          реферат , добавлен 27.02.2012

          Факторы, повлиявшие на формирование японского национального характера. Общеэтнические черты японского национального. Черты группового поведения. Черты обыденно-житейского поведения японского национального характера. Проблема определения характера.

          реферат , добавлен 16.02.2010

          Социальная структура личности и концепция ее понимания. Характеристика типологии этой социологической категории. Особенности социализации как процесса становления личности, постепенного усвоения ею требований общества, как уровень сознания и поведения.

          презентация , добавлен 12.09.2013

          Сущность и происхождение социальной роли личности. Процесс усвоения индивидом социальных ролей, влияние норм и статусной позиции. Понятие и виды ценностей. Возникновение, осуществление и ориентация на ценности ролевых взаимозависимостей индивидов.

          реферат , добавлен 09.05.2009

          Понятие личности и особенности ее формирования с точки зрения социологии. Факторы, определяющие социологический тип личности. Структура личности, характеристика ее основных компонентов. Процесс социализации личности. Социологические теории личности.

          реферат , добавлен 20.04.2015

          Определение понятий личности и ценностной ориентации, социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива. Поиски себя в молодежной субкультуре. Описание психологических тестов по методике исследования "Ценностные ориентации".

          реферат , добавлен 25.08.2010

          Научно-теоретический подход к проблеме женственности. Женственность в психологическом и социально-педагогическом аспектах, с точки зрения биологического подхода. Экспериментальное исследование отношения подростков и их родителей к женственности.

          дипломная работа , добавлен 04.09.2014

          Личность с точки зрения социологии, уровни ее структуры. Представление об индивидууме и индивидуальности. Периоды социализации в обществе. Понятие ролевого конфликта. Стабилизирующая функция системы социального контроля. Девиантное поведение человека.

          презентация , добавлен 17.10.2014

          Изучение сущности личности с точки зрения социологии. Личность, как объект социологического анализа. Обзор теорий социализации: теории Ч. Кули, Д. Мида, Ж. Пиаже, З. Фрейда, Э. Эриксона. Статусно-ролевая концепция личности. Процесс социализации личности.

          реферат , добавлен 13.08.2010

          Основные положения теории народонаселения Мальтуса. Критика мальтузианства с точки зрения других социально-экономических учений. Взгляд на данную теорию с точки зрения математики и биологии, ее место в формировании современных научных концепций.

        Проблема авторитаризма и демократии в политической науке обсуждается уже почти полвека. За это время накоплен большой теоретический потенциал, выработаны методологические подходы к анализу этих феноменов. Однако и в теоретических моделях, которые приобрели статус классических*, остается немало белых пятен в понимании природы демократии и авторитаризма как политических феноменов и еще больше неясности - в определении их психологических составляющих. Не пытаясь обобщить имеющиеся в литературе подходы и дискуссии, попробуем обозначить некоторые исходные положения, касающиеся понятий, используемых в данной главе, учитывая, что в литературе нет даже рабочего определения авторитаризма и демократии, с которым были бы согласны все исследователи.

        * См. работы Э. Фромма, В. Райха, Т. Адорно, Р. Альтемайера, Р. Кристи и др.

        Одним из первых исследователей авторитаризма был.психоаналитик и сторонник телесно-ориентированного психоанализа В. Райх, который еще в начале 30-х гг. предпринял специальное исследование авторитарности в его связи с фашизмом. В работе «Психология масс и фашизм» он высказал гипотезу о том, что влияние фашистской идеологии оказываются подвержены личности, имеющие определенную психологическую структуру, которую он назвал «механистически-мистическим характером». Эти люди получили, согласно В. Райху, «неестественное воспитание, подавляющее в личности сексуальность, что приводит к преобладанию в обществе авторитарных отношений».

        Райх полагает, что одним из основных факторов, способствующих становлению фашистской ментальности, является сексуальное торможение, т.е. система запретов, налагаемая на ребенка в семье. В результате такого подавления возникает бессознательная тревога, которая служит источником патологических процессов в организме и социальной иррациональности. При этом важной чертой авторитарного сознания Райх считает стремление личности к самоидентификации с государственной властью или иным авторитетом, что позволяет избавиться от бессознательной тревоги.

        Вслед за В. Райхом к проблеме авторитарного характера обратился Э. Фромм. В известной работе «Бегство от свободы», изданной в 1941 г., он анализирует такой феномен, как стремление отказываться от независимости своей личности и соединить свое «я» с кем-то или с чем-то, чтобы обрести силу, недостающую индивиду. Индивидов, обладающих такой склонностью, Фромм описывает как людей с авторитарным характером. Признаками авторитарного характера Э. Фромм считает:

        Акцентированное отношение к власти и силе. Последняя бывает внешней (властные институты и их представители) и внутренней, или интериоризованной (долг, совесть, супер-эго, принятые в обществе нормы и условности). Для личности с авторитарным характером характерно построение двухполярнои системы взаимоотношений с миром. Фромм утверждает даже, что для такого человека существует два пола - но не мужской и женский, а имеющий власть и не имеющий ее. Соответственно, он делит всех людей на сильных и слабых. По отношению к сильным у такой личности возникают любовь и уважение, а по отношению к слабым - агрессия и презрение. Категория равенства в картине мира авторитарного характера отсутствует;


        Особое значение имеет для авторитарного характера восприятие понятия «судьбы» как внешней силы, от которой зависит его жизненный путь. Преклонение перед этой внешней силой и следование ей для подобной личности является очевидным и необходимым. В целом авторитарному мышлению свойственно убеждение, что «жизнь определяется силами, лежащими вне человека, вне его интересов и желаний». Эту особенность современная психология определяет как экстернальность, она измеряется с помощью теста Дж. Роттера на локус-контроль. С. Реншон показал связь высоких значений экстернальности с отсутствием демократических убеждений*;

        Неосознанное стремление примкнуть или подчиниться более высокоорганизованному, чем он, существу или силе.

        *Renshon S. Psychological Needs and Political Behaviour: A Theory of Personality and Political Efficiency. - N.Y.: Free Press, 1974.

        Фромм показал, что личность с авторитарным характером обладает одновременно садистскими и мазохистскими чертами. Первые проявляются в желании иметь неограниченную власть над другими и в агрессии по отношению к подчинившимся этой личности людям. Мазохистские черты проявляются в готовности подчиниться и следовать указаниям внутренней или внешней власти.

        Говоря о механизмах бегства от свободы, наряду с авторитарным характером Фромм выделил такие психологические механизмы, как деструктивностъ, проявляющуюся в тревоге, скованности и чувстве бессилия, и автоматизирующий конформизм. Оба эти свойства психики способствуют усилению авторитаризма, так как приводят, в свою очередь, к готовности подчиниться власти, предлагающей личности избавиться от сомнений.

        В 1943 г. появляется работа «Структура авторитарного характера» А. Маслоу, который в отличие от двух предшествующих авторов показал, что в становлении авторитарных структур личности большую роль играют не только внутренние психологические факторы, но и ситуация, или «поле», в котором происходит становление индивида. Согласно Маслоу, авторитарный человек, как и все психологически незащищенные люди, воспринимает мир как опасные джунгли, несущие в себе потенциальную угрозу. Этот мир населен людьми, подобными животным, которые либо едят других, либо будут съедены ими, и, соответственно, их надо либо бояться, либо презирать. Маслоу указывает на следующие типичные черты авторитарного характера:

        Иерархичное сознание (тенденция рассматривать всех остальных людей как соперников, которые либо превосходят, либо занимают более низкое положение по сравнению с самым авторитетным человеком. При этом значение имеют не внутренние характеристики человека, а внешние атрибуты власти;

        Склонность обобщать характеристики превосходства или неполноценности;

        Стремление к внешним атрибутам престижа - власти, деньгам, статусу и т.д.;

        Наличие в характере враждебности, ненависти, предрассудков;

        Идентификация доброты со слабостью и стремление использовать ее в своих целях;

        Садомазохистские тенденции;

        Постоянная неудовлетворенность и неспособность достичь удовлетворения в жизни;

        Внутрипсихологический конфликт;

        Чувство вины, которое, в свою очередь порождает чувство враждебности.

        Ущемление личности женщин и деление всех женщин на мадонн и проституток;

        Гомосексуальность;

        Стремление к милитаризованному (сверхорганизованному и упорядоченному) идеалу, стремление унижать других для подтверждения своего статуса;

        Неприятие образования;

        Тенденция избегать ответственности за свою судьбу. Эстетизация подчинения и отказ от своей независимости в обмен на покровительство.

        Маслоу призывает проявлять осторожность и не идентифицировать всех незащищенных и зависимых индивидов с авторитарными личностями. Но при этом он подчеркивает, что покорные и пассивные граждане составляют значительную часть населения как в демократических, так и в авторитарных или фашистских странах.

        Упомянутые работы Райха, Фромма и Маслоу представляют собой первый этап изучения феномена авторитарности. Следующий этап открывается знаменитой книгой Т. Адорно, Э. Френкель-Брунсвик, Д. Левинсона и Н. Сэнфорда «Авторитарная личность», опубликованной в 1950 г. в Нью-Йорке и переведенной на русский язык в 2001 г.*.

        Авторы этого исследования исходили из того, что основу авторитарного менталитета составляет особый склад характера - «более или менее устойчивая организация сил индивида, которые определяют его реакции в различных ситуациях и тем самым его консистентное поведение, будь то в вербальной или физической форме*». Вслед за основоположником психоанализа авторы полагают, что движущей силой личности являются ее потребности - стремление избежать наказания, желание поддерживать позитивное мнение окружающих о себе, стремление поддерживать гармоничность своего внутреннего мира.

        * Там же. С. 19.

        Хотя работа была написана полвека тому назад и в последующие годы неоднократно подвергалась критике прежде всего методологического характера, она продолжает оказывать влияние на современных исследователей. Прежде всего заслуживает внимания теоретическая проработка самого понятия «авторитарный синдром», дающего инструмент для выявления и микроанализа макрополитических объектов. Эта задача остается для политической психологии чрезвычайно актуальной и в наше время.

        После работы Т. Адорно и его соавторов понятие авторитарной личности получило развитие в трудах Г. Айзенка, М. Рокича, Ф. Тэтлока, Р. Кристи, X. Гибениша, Б. Альтемейера, С. Макфарленда, В. Агеева и других политических психологов, которые подтвердили, что авторитарность - это особый синдром или связка качеств, которые возникают у личности в ходе ее социализации, преимущественно первичной.

        Эти личностные качества проявляются и в форме когнитивных особенностей, в частности - в форме догматизма, стереотипноcти мышления, нетерпимости к инакомыслию, ригидности, и в потребностно-эмоционалъных характеристиках личности :в авторитарном подчинении (потребности в подчинении властям), авторитарной агрессии, направленной против тех, кто нарушает общепринятые нормы, и на уровне системы ценностей в виде конвенционализма или высокой степени приверженности общераспространенным нормам и ценностям, которые воспринимаются как одобренные властью и обществом*.

        Современные исследователи психологии авторитарности пришли к выводу не только о том, что авторитарность отражается на всех уровнях проявления личности, но и о том, что на ее основе складывается особый манипулятивный тип в политике, получивший название «маккиавсллиевского»*. Исследования также показали, что авторитарность представляет собой своего рода линзу, сквозь которую личность воспринимает власть и политиков**. При этом образы власти таких индивидов рассогласованы и противоречивы, имеют патерналистский характер.

        * Christie R., Geis F. Studies in Machiavellianism. N.Y., 1970.

        Таким образом, исследования авторитарности вносят свой вклад и в понимание психологических закономерностей становления личности, и в понимание процессов трансформации политических систем. Современная транзитология исходит из убеждения, что одной из наиболее значительных тенденций современной политики является переход большой группы стран от авторитарных к демократическим режимам - исследования по авторитарной личности показывают, что условием такого перехода являются не только создание и консолидация новых демократических институтов, но и трансформация психологии больших масс населения этих стран.

        АВТОРИТАРНОЙ ЛИЧНОСТИ КОНЦЕПЦИЯ - совокупность теоретических представлений об определенном типе личности, с распространением которого связывалось возникновение тоталитарных режимов, поскольку этому типу приписывались такие черты, как консервативность, агрессивность, жажда власти, ненависть к интеллигенции, к представителям других этнических групп, стереотипность мышления, конформизм и т.д. Авторитарной личности концепция возникла первоначально в русле неомарксизма Франкфуртской школы как одна из попыток исследовать соц. почву, благоприятствовавшую возникновению нацизма в Германии, а затем была ассимилирована леворадикальной и леволиберальной социологией 60-х гг. 20 в.

        Понятие «авторитарной личности» было введено одним из основоположников неофрейдизма (близким Франкфуртской школе) Э. Фроммом и взято на вооружение такими теоретиками Франкфуртской школы, как М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе. Генетически понятие «Авторитарной личности» (к-рой противополагается личность нонконформистская) восходит к романтическому противопоставлению «гениального» художника и «косной» толпы: прототипом авторитарной личности стал «чел. толпы» (названный уже у Ф. Ницше «чел. массы»), личностные качества которого были подвергнуты «глубинно-психол.» (3. Фрейд) и в то же время социологическому истолкованию в духе неомарксистского «фрейдомарксизма». Возникшая в результате «наложения» фрейдовской концепции личности (социологически переосмысленной в духе неофрейдизма) на особенности сознания, формирующегося в условиях распада традиционных, в частности семейных, связей, авторитарной личности концепция окончательно оформляется как леворадикальный вариант осмысления соц.-психол. тенденций, облегчивших победу фашизма в ряде европейских стран. Тем самым был явно гипертрофирован социально-психол. фактор возникновения фашизма, а неофрейдистская социальная психология получила «лево»-авангардистский оттенок.

        Согласно Фромму, связывавшему возникновение авторитарной личности как с распадом патриархально-семейных связей (и соотв. с ослаблением роли «сверх-Я» в структуре личности), так и с омассовляющей урбанизацией современного общества, авторитарная личность страдает от невыносимого чувства свободы, одиночества, затерянности в сложных соц. образованиях. Эти негативные чувства патологически обостряют в ней инстинкт самосохранения и жажду самоутверждения. Воля к самореализации личности, которая, по мнению Фромма, не может найти выхода в демократически ориентированной социальной деятельности, реализуется на путях авторитаризма с помощью самоидентификации личности с авторитетом группы, государства, с харизматическим лидером; этот авторитет замещает у авторитарной личности авторитет отца, утрачиваемый в распадающихся семьях.

        Наряду с Фроммом еще в 30-е гг. 20 века в разработку авторитарной личности концепции включился Хоркхаймер; в 1936 под его ред. была опубликована коллективная работа «Исследования авторитета и семьи», в которой, как писал впоследствии Адорно, «общая структура тоталитарного характера» уже описывается с помощью понятий этой концепции. Следующим шагом в разработке авторитарной личности концепции стала выпущенная в 1950 Адорно (вместе с Э. Френкель-Брюнсвик, Д. Левинсоном и Р. Санфордом) кн. «Авторитарная личность», где авторитарной личности концепция не только обосновывалась теоретически, но конкретизировалась с помощью результатов эмпирического исследования. Адорно и его соавторы конкретизировали Фромма и Хоркхаймера относительно существования авторитарного типа личности в период, наступивший после разгрома фашизма. Этот тип личности, охарактеризованный как «фашизоидный», по-прежнему рассматривался в качестве массового, что позволяло расценивать либерально-демократические режимы послевоенного времени как «фашизоидные», т.е. несущие в себе постоянную угрозу фашизма.

        Согласно Адорно и его сотрудникам, полит, установки авторитарной личности заключаются в некритическом отношении к существующим порядкам и шаблонности мышления, проникнутого стереотипами пропаганды, ханжеством, презрением к бедным, в ориентации на власть и силу. В предисловии к этому исследованию Хоркхаймер писал об авторитарной личности как новом «антропологическом» типе чел., возникшем в 20 веке. В книге была предложена определенная типология авторитарной личности, включавшая конвенциональный, садистско-мазохистский, причудливый, меланхолический и манипулятивный типы. Однако тот

        Серьезной и аргументированной критике подверглась и сама процедура конкретно-эмпирического исследования, в ходе которого верифицировалась авторитарной личности концепция. Главный вопрос заключался в том, действительно ли авторитарные черты принадлежат определенному типу личности, а не рассеиваются по всем существующим типам. Начатая в работах ряда американских исследователей критика адорновской попытки как теоретического, так и конкретно-эмпирического обоснования авторитарной личности концепции была углублена в кн. нем. социолога К. Рогмана «Догматизм и авторитаризм» (1966). Однако, несмотря на вполне основательную и аргументированную критику, авторитарной личности концепция разделялась многими западными социологами (гл. о. леворадикальной и леволиберальной ориентации) вплоть до середины 70-х гг. 20 в. В русле авторитарной личности концепции лежат идеи кн. Маркузе «Эрос и цивилизация» (1955), «Одномерный человек» (1964), очень популярных на Западе во 2-й пол. 60-х гг. 20 в. Вплоть до сер. 1970-х гг. можно было говорить о влиянии авторитарной личности концепции и на другие сферы западной культуры, включая литературу, театр и кинематограф. К концу 20 века авторитарной личности концепция, не изменившаяся по своей сути, получила постмодернистскую окраску.

        Ю.Н. Давыдов

        Литература:

        История теор. соц-и: В 4 т. Т. 2. М., 1998;

        Adorno Th.W. The Authoritarian Personality. N.Y., 1950; Marcuse H. One-Dimensional Man. Boston, 1964.

        Использованы материалы кн.: Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 7-9.

        Набор особых личностных характеристик, включая ригидность, нетерпимость в мировоззрении и невозможность принятия различных точек зрения.

        Отличное определение

        Неполное определение

        АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ

        лат. auctoritas - власть, влияние) - понятие и концепция, разработанные Фроммом и Хоркхаймером; фиксируют и объясняют существование особого типа личности, являющегося основой тоталитарных режимов. По Фромму, для А.Л. характерны: непереносимость свободы; жажда самоутверждения и власти; агрессивность; ориентация на авторитет лидера, собственной социальной группы и государства; стереотипность мышления; конформизм; ненависть к интеллигенции и людям из других этнических групп и др. Название "А.Л." носили материалы социологического исследования, проведенного коллективом авторов (Э. Френкель-Брюнсуик, Р. Сэнфорд, Д. Левинсон) под руководством Адорно в 1950. Исследование было инициировано социально-философской парадигмой Франкфуртской школы и ориентировалось на обоснование концепции А.Л. эмпирическими данными.

        В предпосланном исследованию предисловии Хоркхаймер охарактеризовал А.Л. как возникающий в 20 в. "новый, специфический антропологический тип". Возникновение последнего объяснялось на основе модифицированной фрейдовской концепции "Эдипова комплекса" : по мнению Хоркхаймера, в современном обществе ребенок стремится отождествить себя не с отцом, а с более сильным авторитетом. Выявление черт А.Л. предполагало использование исследовательских методов, позволяющих раскрыть неосознаваемые установки личности. В ходе исследования массовые опросы сочетались с применением социально-психологи-ческих методов.

        В качестве составляющих феномена А.Л. рассматривались антисемитизм, этноцентризм и политико-экономический консерватизм. Для их выявления была разработана "Ф-шкала", включавшая в себя девять базовых элементов, поддающихся замеру: 1) "конвенциализм" как приверженность традициям и ценностям "среднего класса"; 2) авторитарное подчинение - некритическое отношение к моральным авторитетам собственной группы; 3) авторитарная агрессия - нетерпимость к нарушению общепринятых норм; 4) антиинтрацептивность - оппозиция по отношению к субъективному, личностному, основанному на воображении; 5) суеверность и стереотипность; 6) культ силы и твердости; 7) деструктивность и цинизм; 8) проективность - проекция собственных нежелательных качеств на внешний мир; 9) чрезмерная озабоченность сексуальными проблемами. Респондентами исследования были 3000 человек, преимущественно белых, коренных жителей США, неиудеев, входящих в "средний класс".

        В развитие концепции Фромма, авторы проекта "А.Л." охарактеризовали ее как "фашизоидную", т.е. несущую в себе постоянную угрозу фашизма. Созданная типология "фашизоидных" личностей опиралась на следующие критерии: общий контекст значения присущих типу черт; зависимость проявленности типа в реальности от его социальной детерминированности; нивелирование различий индивидуального характера. В нее вошли следующие типы, соотнесенные с "баллами" по "Ф-шкале": а) "поверхностная зависть" характеризуется тотальным подчинением воспринятым извне предрассудочным взглядам и призвана рационализировать и преодолеть трудности собственного существования; б) "конформизм" определяется подчинением шаблонным групповым ценностям, самоидентификацией с группой; в) "авторитарный синдром" ("садомазохистский характер") связан со страхом оказаться слабым, абсолютизацией авторитета, нетерпимостью; г) статус "бунтовщика и психопата" характеризуется разрешением индивидуальных психологических проблем через "бунт", деструктивные действия; д) ипостась "чудака" ориентирована на создание иллюзорного внутреннего мира, противопоставленного внешней реальности, и самовозвеличивание; е) поведение "функционера-манипулятора" предельно детерминировано стереотипами, которые становятся самоцелью, реальность воспринимается исключительно схематично - как совокупность объектов воздействия.

        Отличное определение

        Неполное определение ↓