Такт речи. Речевой такт и фраза. Понятие о тактовом и фразовом ударении. "речевой такт" в книгах
Значение РЕЧЕВОЙ ТАКТ в Словаре лингвистических терминов
РЕЧЕВОЙ ТАКТ
(речевое звено). Часть фразы (группа слов, реже одно слово), выделяемая ритмико-интонационными средствами. При членении фразы на отрезки могут совпасть речевой такт, выдыхательная группа и синтагма, но они представляют собой явления разного порядка: речевой такт — понятие интонационное, выдыхательная группа — понятие физиологическое, синтагма — понятие семантико-синтаксическое.
Словарь лингвистических терминов. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РЕЧЕВОЙ ТАКТ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- ТАКТ в Словаре музыкальных терминов:
(от лат. tactus , буквально - прикосновение) - единица … - ТАКТ
- ТАКТ в Высказываниях известных людей:
- ТАКТ в Высказываниях известных людей:
- ТАКТ
- редкий талант не договаривать истину. … - ТАКТ в Словаре Одно предложение, определения:
- это неписаное соглашение не замечать чужих ошибок и не заниматься их исправлением. Эрих Мария … - ТАКТ в Словаре Одно предложение, определения:
- способность закрыть свой рот до того, как кому- нибудь захочется этого. … - ТАКТ в Афоризмах и умных мыслях:
редкий талант не договаривать истину. … - ТАКТ в Афоризмах и умных мыслях:
это неписаное соглашение не замечать чужих ошибок и не заниматься их исправлением. Эрих Мария … - ТАКТ в Афоризмах и умных мыслях:
способность закрыть свой рот до того, как кому- нибудь захочется этого. … - ТАКТ в Большом энциклопедическом словаре:
(франц. tact от лат. tactus - прикосновение, чувство, осязание), чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-либо, чему-либо; умение держать … - ТАКТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
Такт (термин психологической, от tango, касаюсь) - обозначает,чувство меры и приличия, выражающееся в словах и поступках человека. Впонятии Т. много … - ТАКТ в Современном энциклопедическом словаре:
(французское tact, от латинского tactus - прикосновение, чувство, осязание), чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-либо, чему-либо умение держать … - ТАКТ
(французское tact, от латинского tactus - прикосновение, чувство, осязание), чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому- либо, чему-либо умение … - ТАКТ в Энциклопедическом словарике:
I а, м. 1. муз. Наименьшая группа однородных ритмических долей, определяющая тот или иной метр22. За-ключительные такты вальса. 2. Равномерно … - ТАКТ в Энциклопедическом словаре:
1, -а, м. 1. Метрическая музыкальная единица - каждая из долей, обычно равных по длительности, на к-рые делится музыкальное произведение … - ТАКТ
в европ. музыке единица муз. метра. В соответствии с типами метра различают простые (2- или 3-дольные), сложные (4-, 6-, … - ТАКТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
(франц. tасt, от лат. tасtus - прикосновение, чувство, осязание), чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-либо, чему-либо; умение держать … - ТАКТ
та"кт, та"кты, та"кта, та"ктов, та"кту, та"ктам, та"кт, та"кты, та"ктом, та"ктами, та"кте, … - РЕЧЕВОЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
речево"й, речева"я, речево"е, речевы"е, речево"го, речево"й, речево"го, речевы"х, речево"му, речево"й, речево"му, речевы"м, речево"й, речеву"ю, речево"е, речевы"е, речево"го, речеву"ю, речево"е, речевы"х, … - ТАКТ в Словаре лингвистических терминов:
Единица ритмико-интонационного членения речи, произносимая одним непрерывным произносительным потоком и выделяемая паузами. см. речевой такт, фонетическое слово … - ТАКТ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
I -а, только ед. , м. Врожденное или привитое воспитанием чутье, тонко развитое чувство меры и деликатности; умение держать себя … - ТАКТ
Пристойное … - ТАКТ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
Черта … - ТАКТ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
Чувство меры во … - ТАКТ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
Разум … - ТАКТ в Тезаурусе русской деловой лексики:
1. Syn: период, ритм 2. Syn: … - РЕЧЕВОЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: речь (1*1), связанный с ним. 2) Свойственный речи (1*1), характерный для нее. 3) … - РЕЧЕВОЙ в Словаре русского языка Лопатина.
- ТАКТ в Полном орфографическом словаре русского языка:
такт, … - РЕЧЕВОЙ в Полном орфографическом словаре русского языка.
- ТАКТ в Орфографическом словаре:
такт, … - РЕЧЕВОЙ в Орфографическом словаре.
- ТАКТ в Словаре русского языка Ожегова:
1 часть рабочего цикла какого-нибудь механизма Spec Т. двигателя. такт 1 метрическая музыкальная единица - каждая из долей, обычно равных … - ТАКТ
такта, мн. нет, м. (латин. tactus - прикосновение). Чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-чему-н., создающее уменье Держать себя … - ТАКТ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
такта, м. (латин. tactus - прикосновение). 1. Метрическая единица музыкальной речи - каждая из мелких, равных по длительности частиц, на … - РЕЧЕВОЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
речевая, речевое. Прил. к речь в 1 знач. Речевые навыки. Речевой … - РЕЧЕВОЙ в Толковом словаре Ефремовой:
речевой прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: речь (1*1), связанный с ним. 2) Свойственный речи (1*1), характерный для нее. … - РЕЧЕВОЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
прил. 1. соотн. с сущ. речь I 1., связанный с ним 2. Свойственный речи [речь I 1.], характерный для нее. … - ТАКТ
I м. 1. Метрическая музыкальная единица - каждая из обычно равных по длительности долей, на которые делится музыкальное произведение в … - РЕЧЕВОЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
I прил. 1. соотн. с сущ. речь I 1., связанный с ним 2. Свойственный речи [ речь I 1.], характерный … - РЕЧЕВОЙ ЭМБОЛ
(греч. embolos - клин, затычка). Проявление речевой стереотипии. Наблюдается при глубокой, корковой, моторной афазии. Чаще всего - слово или … - РЕЧЕВОЙ НАПОР в Толковом словаре психиатрических терминов:
Патологическое усиление речевой активности, специфически-речевое возбуждение, которое может не сопровождаться возбуждением мыслительной деятельности и двигательным. Речь при этом часто утрачивает … - РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ
— система устойчивых формул общения, предписываемых обществом для установления речевого контакта собеседников, поддержания об- щения в избранной тональности соответственно их … - РЕЧЕВОЙ АКТ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
— целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речево- го поведения, принятыми в данном обществе; единица нормативного … - ЯКОБСОН РОМАН в Словаре постмодернизма:
(1896-1982) - русский лингвист, семиотик, литературовед, способствовавший установлению продуктивного диалога между европейской и американской культурными традициями, французским, чешским и русским … - РОЗЕНШТОК-ХЮССИ в Словаре постмодернизма:
(Rosenstock-Huessy) Ойген Мориц Фридрих (1888-1973) - немецко-американский христианский мыслитель, философ, историк, принадлежащий к духовной традиции диалогического типа. Родился в либеральной … - ДИСКУРС в Словаре постмодернизма:
(discursus: от лат. discere - блуждать) - вербально артикулированная форма объективации содержания сознания, регулируемая доминирующим в той или иной социокультурной … - ОПОЯЗ в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
(«Общество по изучению поэтического языка») Создано в 1916 г. в Петербурге представителями формального метода в литературоведении. В ОПОЯЗ входили ученые, … - УГНЕТЕНИЕ СОЗНАНИЯ в Медицинском словаре:
- УГНЕТЕНИЕ СОЗНАНИЯ в Медицинском большом словаре:
Сознание - осмысленное восприятие внутреннего и внешнего мира в результате высших интегративных процессов. Угнетение сознания - непродуктивные формы нарушения сознания, …
(речевое звено). Часть фразы (группа слов, реже одно слово), выделяемая ритмико-интонационными средствами. При членении фразы на отрезки могут совпасть речевой такт, выдыхательная группа и синтагма, но они представляют собой явления разного порядка: речевой такт - понятие интонационное, выдыхательная группа - понятие физиологическое, синтагма - понятие семантико-синтаксическое.
Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .
Смотреть что такое "речевой такт" в других словарях:
Речевой такт. Синтагма (речевой такт) отрезок фонетической фразы, характеризуется особой интонацией и тактовым ударением. Паузы между тактами не обязательны (или короткие), тактовое ударение не очень интенсивно. Связать? … Википедия
речевой такт
фонетическая синтагма (или речевой такт) - Сегментная единица, которая характеризуется особой интонацией и синтагменным ударением. При этом паузы между синтагмами не обязательны. Членение фразы на синтагмы зависит от значения: Как обрадовали ее слова / друзей. – Как обрадовали ее / слова… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
I м. 1. Метрическая музыкальная единица каждая из обычно равных по длительности долей, на которые делится музыкальное произведение в соответствии с числом метрических ударений в нём; единица ритмического движения (в музыке). 2. Графическое… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
I м. 1. Метрическая музыкальная единица каждая из обычно равных по длительности долей, на которые делится музыкальное произведение в соответствии с числом метрических ударений в нём; единица ритмического движения (в музыке). 2. Графическое… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Единица ритмико интонационного членения речи, произносимая одним непрерывным произносительным потоком и выделяемая паузами. см. речевой такт, фонетическое слово … Словарь лингвистических терминов
Фраза может члениться на речевые такты, или синтагмы . Речевой такт (или фонетическая синтагма ) - это отрезок речи, составляющий фразу, объединенный особой интонацией, тактовым (синтагматическим) ударением и заключенный между двумя не столь длительными паузами, по сравнению с межфразовыми паузами.
Знаком │ («одна вертикальная черта») обозначаются границы речевых тактов.
Фраза может состоять как из одного речевого такта, так и из нескольких.
Например , фраза ║ Шел жидкий снежок ║ состоит из одного такта.
Фраза ║ пушинки его мерно летали за окном ║ также состоит из одного речевого такта.
Во фразе же ║ а ветви акации у тротуара летом темнившие окна Турбиных все более обвисали в своих снежных гребешках ║ можно выделить разное количество тактов:
║а ветви акации │ у тротуара │ │ ║ выделено 4 такта;
║а ветви акации у тротуара │ летом темнившие окна Турбиных │ все более обвисали в своих снежных гребешках ║ выделено 3 такта.
Членение речевого потока на фразы и речевые такты обусловлено смыслом, значением, которое говорящий вкладывает в высказывание. Наличие оттенков значения отражается на допустимых колебаниях в членении речевого потока.
Сравните два высказывания, смысл которых определяется членением речевого потока на такты.
Надо учиться │ работать │ и отдыхать
Надо учиться работать │ и отдыхать
Как испугали её │ слова брата
Как испугали её слова │ брата
2.3. Фонетическое слово
Речевой такт может состоять из одного или нескольких фонетических слов.
Фонетическое слово - это отрезок звуковой цепи, объединенный одним словесным ударением.
Словесное ударение - это выделение одного из слогов неодносложного слова.
В состав фонетического слова могут входить безударные слова.
Безударное слово, стоящее впереди ударного, к которому оно примыкает, называется проклитикой . Проклитиками обычно бывают односложные предлоги, союзы и некоторые частицы:
на ̮ горé
ко ̮ мнé;
проклитики сестрá │ и ̮ брáт
сказáл │ чтобы ̮ пришлú
не ̮ знáю.
Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает, называется энклитикой . Энклитиками бывают обычно односложные частицы:
скажú ̮ ка
энклитики óн ̮ же
придёт ̮ ли
Некоторые односложные предлоги и частицы могут принимать на себя ударение, и тогда следующее за ними самостоятельное слово оказывается энклитикой: нá ̮ спину, пóд ̮ руки, úз ̮ лесу, бéз ̮ вести, нé ̮ было.
Фонетическое слово может соответствовать одному или нескольким лексическим словам.
Например , фраза В ̮ ту ̮ же нóчь │ ширóкая лóдка │ отчáлила от ̮ гостúницы состоит из 3 речевых тактов, каждый из которых состоит из 2 фонетических слов.
Таким образом, фонетическое слово может включать в себя два и более лексических слов.
║ Шёл жúдкий снежóк ║ пушúнки егó мéрно летáли за ̮ окнóм ║ а ̮ вéтви акáции у ̮ тротуáра │ лéтом темнúвшие óкна Турбиных │ всё бóлее обвисáли в ̮ своúх снéжных гребешкáх ║ (М.Булгаков)
Речевой такт – это слово или группа слов, объединённых одним главным ударением. Между речевыми тактами в потоке речи обязательно отмечаются паузы. Чередование речевых тактов образует ритм речи. Гонит ветер / по глухим дорогам/ жёлтую / осеннюю тоску.
Наиболее крупным фонетическим отрезкомпри членении речевого потока является фраза. По мнению А.А.Реформатского, «Ни в коем случае нельзя отождествлять грамматическую единицу(предложение) и фонетическую единицу (фразу). Так как одна фраза может охватить несколько предложений и предложение может распадаться на несколько фраз.» Фраза – это завершённая по смыслу фонетическая единица. Отделение одной фразы от другой характеризуется большей паузой. Наступило утро / мы двинулись в путь.
ИНТОНАЦИЯ
Выделение фразы в потоке речи связано с таким различительным признаком, как интонация. Интонация – это одно из важнейших средств оформления высказывания и выявления его смысла. Интонация – это совокупность ритмико-мелодических компонентов речи.
Интонация состоит из мелодики речи, ритма речи, интенсивности речи, темпа речи, тембпа речи. Мелодика речи – это повышение и понижение речи внутри фразы (например, произношение вопросительных и повествовательных предложений). Ритм речи – это регулярное повторение ударных и безударных слогов. Ритм речи служит основой эстетической организации художественного текста. Интенсивность речи – это степень её громкости (сравнить: интенсивность речи в комнате и на митинге). Темп речи – это длительность звучания речи во времени (например, более значимые отрезки речи произносятся медленнее, менее значимые – быстрее). Тембр речи – это звуковая окраска речи. Его нельзя путать с тембром голоса (например, интонация недоверия, иронии).
Таким образом, интонация обладает важнейшими функциями в языке: она указывает на границы предложений и дифференцирует их основные типы.
Все сведения об интонации обычно опираются на факты языков с динамическим типом ударения. В науке высказывались сомнения о существовании интонации в языках с музыкальным ударением. Обычно её сводили к повышениям и понижениям голоса. Однако, как показали дальнейшие исследования, интонация не сводится к простой последовательности слоговых тонов. На основе слоговых тонов формируется характерный для всего предложения в целом и очень сложный мелодический рисунок.
Лекция № 6
ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ЯЗЫКА
Наша речь состоит из высказываний. Высказывания, в свою очередь, состоят из слов.
Человек нашёл слово для всего, что обнаружено им во вселенной. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает. В слове он запечатлел опыт и мудрость веков. Словом он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлечённых идей и понятий.
Слово – это центральная единица языка, так как, во-первых, в нём отражаются явления окружающего нас мира, во-вторых, в нём отражается отношение человека к миру, в-третьих, именно в слове отражается национальное видение мира, в-четвёртых, слово является единицей всех языковых уровней. На фонетическом уровне выделяется фонетическое слово, единицей лексического уровня является слово с лексическим значением, единицей грамматического уровня является слово с грамматическим значением. Однако дать точное определение слова очень трудно. Многие лингвисты готовы были отказаться от этого понятия. В современной лингвистике вопрос о слове решался по-разному. По мнению учёных, слово не всегда соотносимо с понятием. Большая часть слов направлена на обозначение понятий, но в языке есть слова (и они считаются словами), которые не обозначают никаких понятий: союзы, предлоги, частицы. Многие понятия обозначаются не словом, а целой конструкцией, например, фразеологизмами («бездельничать» - бить баклуши).
Таким образом, место слова как единицы языка определяется как место, среднее между морфемами и предложениями.
Поскольку определение слова дать действительно очень трудно, говоря о слове, мы перечисляем его основные признаки.
Признаки слова
1.Фонетическая оформленность . Каждое слово представляет собой комплекс звуков. Беззвучных слов нет. Искажение звуковой оболочки может привести к разрушению смысла слова или появлению нового слова.
2.Номинативная функция . Слово служит для называния объектов окружающего мира. Благодаря этой функции слова возможно человеческое общение.
3.Цельнооформленность. Слово имеет непроницаемую структуру в виде комплекса морфем. В эту структуру невозможно вставить дополнительные морфемы или изъять какие-либо морфемы. В противном случае слово разрушится, либо появится другое слово
4.Воспроизводимость . Слово употребляется говорящим в готовом виде в отличие от предложений, которые производятся в речевом акте.
5.Семантическая валентность . Слово может сочетаться по смыслу с определённым кругом других слов. Эта сочетаемость у разных слов может быть неодинаковой: от очень узкой до относительно широкой. В этом проявляются смысловые возможности слова. Например,существительное «машина» сочетается с такими словами, как «синяя», «дорогая», «любимая», «купили», «сломалась», «едет» и т.д. А прилагательное «кромешный» - только со словами «ад» или»тьма».В русском языке есть несколько слов для обозначения коричневого цвета, но все, несмотря на общность лексического значения, имеют разную сочетаемость: «пальто – коричневок». «глаза – карие», «волосы – каштановые», «медведь – бурый», «конь – гнедой».
6.Лексико-грамматическая соотнесённость . Каждое слово на основе лексического значения и набора грамматических признаков относится к определённой части речи (служебной или знаменательной). Слов вне частеречной принадлежности нет.
Функции слова.
Слово обладает двумя функциями. Первая функция, основная – номинативная. Слово называет объекты окружающего мира.
Вторая функция – обобщающая. Слово заключает в себе не только называние конкретного предмета, но и обобщение, которое позволяет применить данное слово к целому ряду однородных предметов.
Например, в слове «платье» представлена функция обобщения, т.к. каждый человек, услышав это слово, платье представит себе по-своему: разного цвета, фасона, размера. В сочетании «модное бардовое платье» предмет видится более ясно и конкретно. Таким образом, в изолированном слове в большей мере представлено обобщение, а номинативной функцией слова наделяет контекст. Однако в местоимениях доминирует обобщение над номинацией, а в именах собственных – номинация над обобщением.
Исходя из перечисленных признаков, слово можно определить как значимую самостоятельную единицу языка, основной функцией которой является номинация. В отличие от морфем, минимальных значимых единиц, слово самостоятельно, грамматически оформлено по законам данного языка и обладает лексическим значение.
Вопрос о природе лексического значения является одним из основных в лексикологии. Сущность лексического значения слова наиболее точно сформулировал академик Виктор Владимирович Виноградов: «Лексическое значение – это предметно-вещественное содержание, оформленное по законам грамматики данного языка и являющееся элементом общей семантической системы данного языка».
Большинством исследователей ядром лексического значения признаётся понятие. Понятие – это мысль о предмете, выделяющая его существенные признаки. Понятие о предмете, явлении, состоянии или действии – это своего рода обобщённое отражение в сознании людей основных представлений о свойствах реального мира. В понятии отражаются не все качества и признаки, присущие тому или иному предмету, а лишь основные, наиболее существенные, позволяющие отличить один предмет от другого. Лексическое значение слова и понятие не тождественны друг другу. В лексическом значении понятие находит отражение в виде сигнификативного компонента . Например, солнце – дневное светило.
В речи реализуется денотативная сторона лексического значения слова.Она отражает связь лексического значения с представлением о конкретном внеязыковом объекте. Например, «белое солнце пустыни» – палящее, раскалённое до бела.
Сигнификативный компонент (сигнификат) – это возможное значение слова, которое может и должно проявиться.
Денотативный компонент (денотат) – это актуализированное значение слова, которое важно в настоящий момент.
Помимо сигнификата и денотата, в слове может присутствовать коннотативный компонент (коннотация) . Через коннотацию говорящий выражает своё отношение к обозначаемому. Например, солнышко. Коннотация может проявляться в слове через оценку, эмоциональность, интенсивность, образность и стилистическую окраску. Коннотативный элемент – это элемент факультативный, который может в слове отсутствовать.
В языкознании по отношению к лексическому значению слова употребляется термин семантика . В ходе исторического развития языка семантика слова может претерпевать различные изменения:
· Расширение значения. С течением времени слово может охватывать больший круг понятий. Например, слово «старсть2в XVIII в. имело значение «ужас», после XVIII в. значение слова расширилось до сильного чувства.
· Сужение значения. Это процесс обратный расширению. Он сводится к сокращению круга понятий, которые могут быть названы данным словом. Например, в Древней Руси словом «пиво» назывался любой напиток, поскольку происходило данное слово от глагола «пить»; в современном языке слово «пиво» обозначает особую разновидность слабоалкогольного напитка. Также в Древней Руси слово «племянник» обозначало любого родственника (человека одного племени); в современном языке значение сузилось до сына брата или сестры.
· Энантиосемия. В ходе истории языка слово может развить свое значение до полной противоположности первоначальному. Например, первое значение слова «пресловутый» – прославленный; современное значение – имеющий широко известную дурную репутацию. Многие слова, подвергшиеся энантиосемии, как правило, утрачивают первичные значения. Некоторые слова сохраняют в своей смысловой структуре два противоположных значения. Например, глагол «одолжить» сохраняет в современном языке два значения: 1) дать в долг; 2) взять в долг.
В языке слова с их лексическими значениями представляют особым образом организованную систему. Эта система характеризуется определённой целостностью и упорядочивается на основе двух видов отношений: синтагматических и парадигматических.
Синтагматические отношения наиболее ярко выражаются в линейной соотнесённости элементов. Они проявляются в смысловой и грамматической сочетаемости лексических единиц в предложениях. Например, существительное «дорога» может сочетаться с глаголами («строят», «переходят». «асфальтируют»), с прилагательными («широкая», «просёлочная», «отремонтированная»), с существительными («в посёлке», «к дому», «к лесу»). Столкновение в одном ряду несочетаемых по смыслу слов может приводить к нарушению синтагматических отношений. В речи это происходит по причине небрежности говорящего, невнимательности к форме выражения. Например, «играть большое значение» вместо «играть большую роль», «поднять тост» вместо «поднять бокал», «оказать внимание» вместо «уделить внимание»). Однако к оценке сочетаемости лексических единиц в литературных произведениях нельзя подходить с обычными критериями. Многие авторы намеренно сталкивают семантически несочетаемые слова. Так рождаются переносные (метафорические) словоупотребления – «глаза горят», «чёрные думы»; оксюморон (соединение в одном ряду логически несовместимых понятий) – «обыкновенное чудо», «живой труп», «оптимистическая трагедия».
С течением время синтагматические возможности слова могут меняться, расширяться. Например, длительное время слово «государственный» по значению было связано лишь со словом «государство», то есть «политическая организация общества во главе с правительством и его органами». Будучи относительным прилагательным, оно сочеталось с определённым кругом слов типа: строй, граница, учреждение, служащий. Затем его синтагматические отношения расширились: оно стало употребляться в сочетании со словами – мышление, ум, человек, действие, поступок. При этом оно приобрело качественно-оценочное значение – «проникнутый идеями и интересами государства, способныймыслить и действовать широко, мудро». Это, в свою очередь создало условия для образования новых грамматических значений и форм: от уже качественного прилагательного стали возможны образования отвлечённых существительных (государственность), качественных наречий (государственно), антонимов (негосударственный, антигосударственный).
В основе парадигматических отношений языковых единиц лежит сходство единиц, относящихся к одному уровню языковой системы и в этом смысле однотипных. По мнению одного из основоположников системного изучения лексики Н.М.Покровского, «Слова и их значения живут не отдельной друг от друга жизнью, а соединяются в различные группы, причём основанием для группировки служит сходство или прямая противоположность по основному значению».
Парадигматические связи слов основываются на том, что в значениях разных слов присутствуют одни и те же компоненты (семы). Наличие общих сем, их повторяемость в семантике разных слов и делает соответствующие слова парадигматически соотнесёнными. Парадигмы слов образуются на основе общих (интегральных) семантических признаков и различаются дифференциальными признаками, которые противопоставляют друг другу члены парадигмы. Ярким примером парадигматических отношений в лексике признаются такие явления, как синонимия, омонимия, антонимия.
(речевое звено). Часть фразы (группа слов, реже одно слово), выделяемая ритмико-интонационными средствами. При членении фразы на отрезки могут совпасть речевой такт, выдыхательная группа и синтагма, но они представляют собой явления разного порядка: речевой такт - понятие интонационное, выдыхательная группа - понятие физиологическое, синтагма - понятие семантико-синтаксическое.
- - Если вы посмотрите в ноты -- любые, безразлично для одного инструмента или нескольких, ноты романса или оркестровую партитуру, то увидите, что нотные строчки в них разделены вертикальными линиями...
-
Политология. Словарь.
- - I чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-либо; умение держать себя подобающим образом. II в музыке, единица метра. Размер Т. в виде дроби или особого знака (С = 4/4...
Большая Советская энциклопедия
- - чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-либо, чему-либо; умение держать себя подобающим образом...
Современная энциклопедия
- - единица музыкального метра. Структура такта отражается в размере. 1-я доля такта - сильная...
Современная энциклопедия
- - специфическая форма и единица музыкального метра. В соответствии с типами метра различают простые, сложные, смешанные такты. 1-я доля такта - сильная...
- - чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-либо, чему-либо; умение держать себя подобающим образом...
Большой энциклопедический словарь
- - элементарная, минимальная единица речевого поведения. Р. а., объединенные в единицы более высоких уровней, образуют дискурс...
Педагогическое речеведение. Словарь-справочник
- - 1) Французское – takt . Немецкое – Takt . В русском языке слово «» в значении музыкального термина употребляется с XIX в. и заимствовано из западноевропейских языков, скорее всего, из французского или немецкого...
Этимологический словарь русского языка Семенова
- - Сегментная единица, которая характеризуется особой интонацией и синтагменным ударением. При этом паузы между синтагмами не обязательны. Членение фразы на синтагмы зависит от значения: Как обрадовали ее слова / друзей...
Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
- - в такт нареч. качеств.-обстоят. 1. В соответствии с ритмом; ритмично. 2. Употребляется как несогласованное определение...
Толковый словарь Ефремовой
- - ...
Русский орфографический словарь
- - чему. В соответствии с ритмом чего-либо. Оркестр начинает громкую пьесу, солидный старец берёт деревянные колотушки и начинает в такт и не в такт стучать по литаврам...
- - чему. Разг. В соответствии с ритмом чего-л. ФСРЯ, 471...
Большой словарь русских поговорок
- - нареч, кол-во синонимов: 3 абатутта в соответствии с ритмом ровно...
Словарь синонимов
"речевой такт" в книгах
47. Такт
Из книги Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий автора Ильин Иван Александрович47. Такт Жизнь - искусство; а всякое искусство призвано создавать гармонию. Существует и социальная гармония; искусство подготовить ее, создать и сохранить называется «тактом».Но что такое такт, не знает никто. Ибо тот, кто им обладает, пользуется им почти бессознательно,
Такт
Из книги Энциклопедия этикета. Все о правилах хорошего тона автора Миллер ЛлуэллинТакт Словарь определяет такт как «быстрое или интуитивное понимание того, что правильно, подходит для данного случая или соответствует нормам; четкое представление, чего делать не следует, особенно что могло бы оскорбить или обеспокоить; искусство поддерживать
Такт
Из книги Энциклопедический словарь (Т-Ф) автора Брокгауз Ф. А.Такт Такт (термин психологической, от tango, касаюсь) – обозначает, чувство меры и приличия, выражающееся в словах и поступках человека. В понятии Т. много условного, зависящего от обстоятельств времени и места. Чувство Т. – отчасти прирожденное или унаследованное, отчасти
Такт (в музыке)
БСЭТакт (в музыке) Такт в музыке, единица метра. Размер Т. в виде дроби или особого знака (С = 4 /4 ; = 1 /2) проставляется в начале нотоносца и при каждой перемене размера. Границы Т. обозначаются в нотах вертикальными линиями (тактовыми чертами). Подробно о Т. см. в статье Метр в
Такт (чувство меры)
Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТА) автора БСЭТакт (чувство меры) Такт (французский tact или немецкий Takt, от лат. tactus - прикосновение, осязание, чувство), чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-либо; умение держать себя подобающим образом.
Такт. Тактичность
Из книги Большая книга афоризмов автора Душенко Константин ВасильевичТакт. Тактичность См. также «Вежливость», «Манеры. Воспитанность. Этикет» Такт - это умение не говорить того, что думают все. NN Такт - это способность хранить молчание, чтобы собеседник лучше понял свою промашку. Корнелия Скиннер Такт - это искусство заставить других
Такт
Из книги Сталинские методы управления. Как стать вождем своей компании автора Молотов СергейТакт Сталин никогда не говорил: «Я живу в особняке, а вы – в подвале, но потерпите, мы построим коммунизм, и тогда всем будет хорошо, у вас тоже появится собственный особняк». Ничего подобного. Он поддерживал имидж человека, полностью погруженного в свою работу, облеченного
1. Такт - лучшее лекарство
Из книги Из воспоминаний сельского ветеринара автора Хэрриот Джеймс1. Такт - лучшее лекарство - Мастика эта, - сказал мистер Пикерсгилл. - Ну прямо спасу от нее никакого нет!Я кивнул, соглашаясь, что упорный мастит у его коров - достаточная причина для тревоги, а сам подумал, что другие фермеры обошлись бы местным термином «опухание»,
17.3. Педагогический такт
Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович17.3. Педагогический такт Общение во многом зависит и от самого учителя, от того, как он себя держит с учениками. Педагогический такт - это качество, присущее учителю-мастеру, учителю-интеллигенту. К. Д. Ушинский писал, что так называемый педагогический такт, без которого
Такт и терпение
автора Щербатых Юрий ВикторовичТакт и терпение
Из книги Психология любви и секса [Популярная энциклопедия] автора Щербатых Юрий ВикторовичТакт и терпение В отношениях супругов в браке очень важны терпение и желание восстановить пошатнувшиеся отношения. Если жена замечает, что муж снизил половую активность, ей ни в коем случае не стоит обвинять его в начинающейся импотенции или тут же заводить любовника
Политкорректность и такт: почувствуйте разницу
Из книги Статьи за 10 лет о молодёжи, семье и психологии автора Медведева Ирина ЯковлевнаПолиткорректность и такт: почувствуйте разницу Думаете, это где-то там, далеко, и к нам не относится? Ошибаетесь. Просто страны Запада немного нас опередили в плане толерантности. Но если ступить на сей путь, то мы догоним «цивилизованный мир» в рекордные сроки. Ведь
Такт прощания
Из книги Литературная Газета 6393 (№ 46 2012) автора Литературная ГазетаТакт прощания Такт прощания А НАМ ПРИСЛАЛИ Всякий раз, когда умирает известный актёр или звезда шоу-бизнеса, возникает чувство неловкости от того, как телевидение подаёт эту "новость", собирая на ней рейтинг. Нарочно драматизируется биография, мучают друзей, знакомых и
От воспитателей требуется такт и благоразумие
Из книги Основы здорового питания автора Уайт ЕленаОт воспитателей требуется такт и благоразумие СЦ 9,161:816. Нужно приложить намного большие старания, чтобы обучить людей принципам санитарной реформы. Следует организовать школы по обучению методам и способам приготовления здоровой пищи и учить этому искусству, переходя
Правило № 20 В такт
Из книги Как стать мастером общения? 49 простых правил автора Рвачева ЕленаПравило № 20 В такт «При помощи такта можно добиться успеха даже в тех случаях, когда нельзя ничего сделать при помощи силы» (Д. Леббок, английский писатель-моралист). Чтобы играть с собеседником в такт, нужно научиться тактичности. Немаловажным правилом поведения