Виды психологических консультаций. Виды консультирования. Формы и виды консультирования

Виды психологического консультирования

Традиционно, в психологическом консультировании различают следующие виды (критерием различения служит направленность психологического консультирования на сферы жизни личности).

1. Индивидуальное консультирование:

  • экстренная психологическая помощь в экстренных ситуациях (телефон доверия)
  • индивидуальная психолого-педагогическая помощь
  • индивидуальное психологическое консультирование
  • катарсическая психотерапия
  • психоанализ

2. Семейное консультирование:

  • тренинг эффективности родителя
  • поведенческая терапия
  • коллаборативная терапия (терапия совместного проживания – Спок)

3. Групповое консультирование:

  • ролевой и коммуникативный тренинг
  • психодрама
  • тренинг сензитивности (эмпатии)
  • группы встреч
  • разъяснительная психотерапия (лекции)
  • телесно-ориентированные тренинги
  • арт-терапия
  • тренинг делового общения
  • групп-анализ

В Психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б.Д.Карвасарского описаны следующие виды психологического консультирования:

1. Проблемно-ориентированное консультирование (consulting). Акцент здесь делается на модификации поведения, анализе внешних причин проблемы. Цель работы с клиентом: формирование и укрепление способности клиента к адекватным ситуации действиям, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из поведенческой терапии.

2. Личностно-ориентированное консультирование (counseling). Центрировано на анализе индивидуальных, личностных причин проблемы, процессе складывания деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем. Консультант здесь принципиально воздерживается от советов и организационной помощи, так как это уводит в сторону от внутренних, глубинных причин проблемы. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из многочисленных психоаналитических и постпсихоаналитических течений западной психотерапии. Прежде всего, сюда следует отнести техники гештальтерапии, гуманистической психотерапии.

3. Решение-ориентированное консультирование (solution talk). Упор здесь делается на активацию собственных ресурсов клиента для решения проблемы. Представители этого подхода обращают внимание на тот факт, что анализ причин проблемы неминуемо приводит к усилению чувства вины у клиента, что является препятствием к сотрудничеству психолога-консультанта и клиента. Много приемов, используемых в рамках этого подхода, взято из краткосрочной позитивной терапии. Рассмотрим подробнее некоторые техники решение-ориентированного психологического консультирования. Активация ресурсов, поиск их у клиента осуществляются с помощью вопросов или цепочек вопросов. Поиск ресурсов может быть ориентирован на прошлое («Что раньше помогало Вам преодолевать подобные проблемы?», «Как такие проблемы решали Ваши родственники, знакомые?»), на настоящее («Что сейчас помогает Вам решать проблему хотя бы временно?») и на будущее («Кто или что могло бы Вам помочь в разрешении проблемы?»).


Основные организационные формы оказания психологической помощи.

1. Индивидуальное консультирование

Экстренная психологическая помощь в экстренных ситуациях (телефон доверия)

Индивидуальная психолого-педагогическая помощь

Индивидуальное психологическое консультирование

Катарсическая психотерапия

Библиотерапия

Психоанализ

2. Семейное консультирование

Тренинг эффективности родителя

Поведенческая терапия

Коллаборативная терапия (терапия совместного проживания – Спок)

Конкурентная терапия

3. Групповое консультирование

Ролевой и коммуникативный тренинг

Психодрама

Тренинг сензитивности (эмпатии)

Группы встреч

Разъяснительная психотерапия (лекции)

Телесно-ориентированные тренинги

Арт-терапия

Тренинг делового общения

Групп-анализ

В Психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б.Д. Карвасарского описаны следующие виды психологического консультирования:

1. Проблемно-ориентированное консультирование (consulting). Акцент здесь делается на модификации поведения, анализе внешних причин проблемы. Цель работы с клиентом: формирование и укрепление способности клиента к адекватным ситуации действиям, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из поведенческой терапии.

2. Личностно-ориентированное консультирование (counseling). Центрировано на анализе индивидуальных, личностных причин проблемы, процессе складывания деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем. Консультант здесь принципиально воздерживается от советов и организационной помощи, так как это уводит в сторону от внутренних, глубинных причин проблемы. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из многочисленных психоаналитических и постпсихоаналитических течений западной психотерапии. Прежде всего, сюда следует отнести техники гештальтерапии, гуманистической психотерапии.

3. Решение-ориентированное консультирование (solution talk). Упор здесь делается на активацию собственных ресурсов клиента для решения проблемы. Представители этого подхода обращают внимание на тот факт, что анализ причин проблемы неминуемо приводит к усилению чувства вины у клиента, что является препятствием к сотрудничеству психолога-консультанта и клиента. Много приемов, используемых в рамках этого подхода, взято из краткосрочной позитивной терапии.

Рассмотрим подробнее некоторые техники решение-ориентированного психологического консультирования. Активация ресурсов, поиск их у клиента осуществляются с помощью вопросов или цепочек вопросов. Поиск ресурсов может быть ориентирован на прошлое («Что раньше помогало Вам преодолевать подобные проблемы?», «Как такие проблемы решали Ваши родственники, знакомые?»), на настоящее («Что сейчас помогает Вам решать проблему хотя бы временно?») и на будущее («Кто или что могло бы Вам помочь в разрешении проблемы?»)

Наиболее применяемые приемы:

1. «Опора на прогресс»: Был ли в последнее время такой период, когда проблема исчезла или значительно уменьшилась? Как Вы думаете, почему? Что этому способствовало? Что мы все могли бы сделать, чтобы закрепить эти механизмы?

2. «Фантазии о будущем»: Когда проблема может разрешиться? Что может этому способствовать? Пофантазируйте: Если бы мы встретили Вас, когда у Вас уже было все в порядке, и спросили бы: «Что Вам помогло?», то что бы Вы ответили? Что еще могло бы Вам помочь?

3. «Благодарности авансом»: Продумайте, как Вы будете благодарить людей, включенных в Вашу программу за помощь. Далее клиенту предлагается начать авансом реализовывать программу благодарностей.

4. «Проблема как решение»: Чему научила Вас эта проблема? Чем она была полезна для Вас?

5. «Новое позитивное название»: Придумайте какое-нибудь хорошее имя для Вашей проблемы, чтобы мы могли использовать его в беседе. Поиск хорошего имени для своей проблемы побуждает начать анализировать ее позитивные аспекты.

Овчарова Раиса Викторовна позволяет выделить шесть бинарных оппозиций, в соответствии с которыми можно составить целый калейдоскоп видов психологического консультирования:

Индивидуальное и групповое консультирование. Групповое психологическое консультирование чаще всего организуется после предварительных индивидуальных консультаций для клиентов со сходными психологическими проблемами, или если все они являются членами одной системы межличностных отношений (например, семьи).

Однократные и многократные консультации.

Консультации по личному обращению – консультации в результате вызова, направления.

Без дополнительного тестирования и с дополнительным тестированием.

Без привлечения методов психологической коррекции (доведение до клиента имеющей отношение к его проблемам психологической информации) и с привлечением этих методов.

Консультации изолированные и комбинированные с другими методами психологической помощи (например, социально-психологический тренинг между консультациями).

Кроме этого, выделять виды психологического консультирования можно по характеру решаемых задач: возрастно-психологическое, профессиональное, психолого-педагогическое, семейное и другие виды психологического консультирования.

В качестве основания для выделения видов психологического консультирования можно использовать и характер теоретического подхода, в котором работает психолог-консультант: когнитивная психология, бихевиоризм, гуманистическая психология, психоанализ.

Можно также использовать в качестве основания для выделения внутри психологического консультирования видов степень непосредственности или опосредованности контакта между психологом-консультантом и клиентом. В этом плане можно говорить об очном консультировании, консультировании на телефоне доверия, консультировании посредством дистантного письма, консультировании посредством написания популярных книг по психологии или открытых ответов психологов на письма читателей в популярных журналах. Все перечисленные выше формы психологического консультирования кроме очного психологического консультирования можно объединить под единым понятием – дистантное психологическое консультирование.

Виды психологического консультирования

Основной метод консультирования – беседа, построенная определенным образом. Психологическое консультирование чаще всего бывает краткосрочным и может включать одну консультацию или (при необходимости) больше, но редко превышает 5-6 встреч с клиентом.

Психологи-консультанты работают с отдельными людьми или группами. Соответственно различают индивидуальное и групповое консультирование.

Индивидуальное консультирование – это беседа консультанта с клиентом наедине, обсуждение с ним жизненной проблемы, которая его беспокоит. Психолог-консультант помогает клиенту посмотреть на свои проблемы со стороны, обсуждает с ним те особенности его поведения и межличностных отношений, которые стали источником его жизненных трудностей. В ходе консультационной беседы клиент получает возможность осознать это, шире взглянуть на ситуацию, и на этой основе изменить свое отношение к происходящему и свое поведение.

Групповое консультирование может заключаться, например, в решении какой-либо проблемы или в поощрении выражения подавленных эмоций в психотерапевтической группе. Такой группой может быть семья, производственная группа или группа людей, не связанных друг с другом в повседневной жизни, но имеющих общие проблемы. Наиболее частыми вариантами работы при групповом консультировании могут быть семейное консультирование, консультирование по проблемам профессиональной деятельности и работа по разрешению межличностных конфликтов и проблемных ситуаций в коллективах.

С целью решения межличностных конфликтов в трудовых или иных коллективах может применяться так называемая посредническая консультация. Использование психологического посредничества основано на хорошо известном факте: участие в переговорном процессе третьих лиц, которые занимают нейтральную позицию, повышает его эффективность.

Консультации могут быть очными или анонимными. Традиционные консультации проходят в процессе непосредственной встречи консультанта и клиента. Однако в последние десятилетия достаточно распространенным стал «телефон доверия» как форма анонимной психологической помощи и консультирования (Моховиков, 1999). Консультация по «телефону доверия» обеспечивает оперативность общения, щадящие условия для клиента. Этот вид консультации характеризуется неявностью оказываемой помощи и позволяет человеку, обратившемуся к психологу, избежать роли «пациента», в которой, по мнению некоторых, они находятся при очном консультировании.

Консультирование по телефону достаточно привлекательно для клиента, поскольку оно обеспечивает ему анонимность и связанную с этим особую доверительность. При телефонном консультировании возникает эффект «случайного попутчика», когда в обычной дорожной беседе незнакомые люди порой буквально «изливают душу». Установлению особой доверительности способствует и то, что, несмотря на расстояние, абонент и психолог в определенном смысле находятся рядом. Их голоса звучат в непосредственной близости друг от друга, что создает ощущение доверительности и особой интимности беседы. Именно по «телефону доверия» клиенту легче обсуждать личные проблемы, в том числе и связанные с сексуальной сферой межличностных отношений.

Телефонное консультирование дает клиенту возможность обращаться из любого места, в удобное для него время. При таком типе консультирования клиент имеет право на прерывание контакта, то есть может в любой момент легко закончить разговор – для этого достаточно положить трубку. Выйти из контакта при очной консультации значительно сложнее. Возможность управлять контактом крайне привлекательна для некоторых клиентов, в особенности для тех, кто чувствителен к психологической безопасности. При этом они имеют возможность вторично обратиться к консультанту в ограниченный промежуток времени.

Психолог при консультировании по телефону представляется абоненту более компетентным, чутким, способным помочь, чем это могло бы оказаться при личном контакте. Это повышает эффективность психологического взаимодействия. В свою очередь, консультанту не приходится преодолевать психологические барьеры восприятия клиента. У него возникает некий образ нуждающегося человека, что позволяет успешнее оказывать ему помощь.

Порой используется и такой метод заочного консультирования как консультативная переписка. Необходимость этой формы психологической помощи обусловлена тем, что телефонное консультирование порой затрудняется из-за большой загрузки «телефона доверия» или отсутствия телефона у клиентов. Однако пойти на личную беседу с психологом он не решается. К тому же некоторые клиенты, нуждающиеся в психологической помощи, зачастую находятся в условиях изоляции от общества (например, заключенные, отбывающие наказание в места лишения свободы). В городах, которые не имеют собственных служб психологической помощи, переписка с психологами, психотерапевтами оказывается единственной возможностью получить психологическую помощь.

Виды психологического консультирования

Поскольку в психологическом консультировании нуждаются разные люди и обращаются за помощью по различным проблемам, то психологическое консультирование можно разделить на виды в зависимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются за психологической помощью.

Выделяют следующие виды психологического консультирования:

Интимно-личностное консультирование;

Семейное консультирование;

Психолого-педагогическое, психолого-управленческое консультирование;

Деловое консультирование.

Интимно-личностное консультирование осуществляется по проблемам психологических или поведенческих недостатков, от которых хотел бы избавиться клиент; личностных взаимоотношений со значимыми людьми по поводу разнообразных страхов, неудач, глубокого недовольства клиента самим собой, интимными отношениями.

К семейному консультированию прибегают при выборе супруга, с целью предупреждения и разрешения конфликтов во внутрисемейных отношениях и в отношениях членов семьи с родственниками, по поводу решения текущих внутрисемейных проблем (распределение обязанностей, экономические вопросы семьи и т.д.), до и после развода.

Психолого-педагогическое консультирование предусматривает обсуждение консультантом и клиентом вопросов обучения и воспитания детей, повышения педагогической квалификации взрослых, совершенствования педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами.

Последний вид консультирования следует отличать от рекомендаций, предоставляемых учителям, ученикам, родителям, администрации и т.д., сущность которых сводится к тому, что психолог советует прибегать к конкретным действиям, изменениям поведения, отношений с целью влияния на других участников учебно-воспитательного процесса. На это указывают Г. С. Абрамова, М. П. Матвеева и др.

Деловым называется консультирование, связанное с преодолением людьми деловых проблем выбора профессии, совершенствования и развития способностей, организации труда, повышения работоспособности, проведения деловых переговоров.

3а продолжительностью сотрудничества психолога и клиента различают:

Разовую консультацию. Это консультация, продолжительностью 45-60 мин. Она проводится в случаях, когда клиент обратился к психологу по поводу проблемы, с которой ему, прежде всего, нужна помощь других специалистов; когда психолог информирует клиента по вопросам, входящим в его компетентность, когда клиент обращается к психологу за поддержкой решения, которое он собирается принять в отношении определенной жизненной ситуации; когда клиент вдруг прийти не может;

Краткосрочное консультирование. Длится на протяжении 3-4 встреч. Чаще всего проводится в случаях, когда клиент нуждается в консультации просветительско-рекомендательного характера или с диагностической целью;

Среднесрочное консультирование. В течение 10-15 встреч осуществляется значительная психокоррекционная работа;

Длительное консультирование. Психолог работает с клиентом в течение года.

Проведение психологического консультирования выдвигает ряд требований к психологу-консультанту. Так, в частности, человек, который занимается психологическим консультированием, должно иметь высшее психологическое образование, достаточный практический опыт работы в качестве психолога-консультанта, подтвержденный соответствующими сертификатами.

Кроме знаний и умений, психолог-консультант должен быть наделен рядом специальных личностных качеств: любить людей, быть проницательным, хорошим, терпеливым, ответственным и коммуникабельным. Р.Мей отмечал, что главное у психолога-консультанта - это «доброжелательность и стремление понять клиента, помочь ему увидеть себя с лучшей стороны и осознать свою ценность как личности».

Согласно Педерсену, мультикультурное консультирование имеет дело с двумя и более людьми, по-разному воспринимающими социальную среду, но пытающимися работать вместе.

Согласно Сью, консультанты так или иначе сталкиваются с выбором одного из двух возможных путей при консультировании: первый, используемый гораздо чаще, состоит в монокультурализме и эноцентризме, что предполагает консультантам некоторый комфорт и безопасность. Другой путь - это мультикультурализм, признающий и ценящий разнообразие. Монокультурное консультирование, согласно Сью, не может удовлетворять требованиям современного мультикультурного общества.

Эффективность консультативной работы с клиентами, отличающимися по полу, сексуальным ориентациям, возрасту, профессиональному опыту, ожиданиям, эмоциональному выражению и другим культурно-опосредованным особенностям их идентичности, а также возможность понимания таких клиентов и их запросов может быть связана с культурными характеристиками консультанта и принятыми в той или иной культуре особенностями организации практик психологической помощи.

Педерсен предлагает рассматривать мультикультурное психологическое консультирование как затрагивающее такие «переменные», как:

этнографические переменные (этническая принадлежность, национальность, религия и язык);

демографические переменные (возраст, пол, место жительства);

статусные (социальные, образовательные, экономические) переменные;

переменные принадлежности (формальная принадлежность к семье или организации, и неформальная принадлежность к определённым идеям и образу жизни).

Мультикультурное консультирование сконцентрировано не только на понимании расовых и этнических групп и меньшинств (среди которых, афроамериканцы, азиатские американцы, латиносы, коренные американцы, многочисленные белые этносы и др.), но также женщин, геев и лесбиянок, людей с физическими недостатками, пожилых людей и других. То есть мультикультурное консультирование должно обеспечивать концептуальное осознание сложности и разнообразия плюралистического общества, видение уникальности каждой личности, и понимание того, как личность может находить общий язык с теми, кто отличается от неё. Таким образом, в мультикультурном консультировании простого понимания о существовании различных культурных групп недостаточно; важно понять разнообразие внутри группы - каждый человек, участвующий в мультикультурном консультировании, должен быть рассмотрен в противопоставлении фону его культурной группы, а консультанту, согласно Педерсену, следует выявлять ту степень, в которой клиент оказывается окультурен различными группами.

Американской психологической ассоциацией (АПА) сформулированы "Руководящие принципы для работников служб этнически, лингвистически и культурноразнообразных популяций" (1993), в которых подчёркивается:

ответственность консультанта, который должен ознакомиться с культурными ценностями своих клиентов, прежде чем работать с ними;

важность социокультурной основы, с позиций которой рассматриваются разнообразные ценности, стили взаимодействия и культурные ожидания;

эффективная мультикультуральная консультативная практика требует как знаний, так и навыков.

Типы консультирования

Типы консультирования, типы клиентов и консультантов в психологическом консультировании

Типы консультирования

До обсуждения типов собственно психологическо­го консультирования необходимо заметить, что кон­сультирование как таковое существует и в ряде дру­гих профессиональных областей, отличных от психологии (например, технических), а так же более близких к ней - естественнонаучных и гума­нитарных. К ним относится врачебное консультиро­вание, юридическое, управленческое консультирова­ние и т.д.

К классификации собственно психологического консультирования, под которым, как уже было ска­зано выше, имеется в виду оказание психологичес­кой помощи психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития, можно подходить, опираясь на разные критерии.

Так, взяв в качестве классификационного крите­рия возраст, мы выделяем типы консультирования в зависимости от возрастной периодизации.

Младенчество (от рождения до 1 года);

Преддошкольное детство (1-3 года);

Дошкольное детство (3-6 лет);

Младший школьный возраст (6-10 лет);

Подростковый возраст (10-15 лет);

I период (старший школьный возраст 15-17 лет),

II второй период (17-21 год);

зрелый возраст:

I период (21-35 лет),

II период (35-60 лет);

Пожилой возраст (60-75 лет);

Старческий возраст (75-90 лет);

Долгожители (90 лет и выше).

Если во втором случае возраст от 0 до 90 лет и выше теоретически может быть возрастом лица, по поводу которого состоялась консультация, то практически реальные возрастные рамки несколько уже: от преддошкольного детства до пожилого возраста.

Причем ограничение возраста консультируемых связано как с определенной возрастной проблематикой, личностной зрелостью, необходимой для решения психологических проблем, так и сущностью самого консультирования как метода.

Консультирование ребенка в возрасте до 15 лет бессмысленно: он еще не может отвечать за себя и быть продуктивной личностью. Сама личность еще не сформирована, следовательно к детям применима не консультативная, а психотерапевтическая помощь, а также ряд специальных отраслей: обучение, воспитание, коррекция и развитие.

В пожилом, и особенно старческом возрасте консультирование с каждым годом все более утрачивает результативность, так как меняются потребности, соответствующие возрасту, и сама личность, человек все меньше может отвечать за себя сам, все ниже его собственная продуктивность.

С этой точки зрения можно выделить 2 вида кон­сультирования:

1. Контактное, при котором психолог-консультант встречается с клиентом, происходит беседа лицом к лицу, то что называется в зарубежной литературе "face-to-face counseling".

2. Дистантное консультирование, которое подраз­деляется на телефонное и письменное.

Синонимом первого вида консультирования яв­ляется "очное консультирование", второго - "заоч­ное".

Следующее основание для классификации долж­но учитывать количество клиентов, одновременно консультируемых одним консультантом. По этому критерию консультация может быть, во-первых, индивидуальной, во-вторых, групповой. Причем под последней следует понимать беседу психоло­га с двумя и более клиентами, так как в ряде соци­ально-психологических работ объединение двух, а тем более трех человек уже именуется малой группой.

Иная классификация консультирования может быть построена на основе сферы приложения и в за­висимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются в психологическую консультацию. В дан­ном случае могут быть выделены следую­щие виды психологического консультирования:

Школьное консультирование;

Профессиональное;

Семейное и супружеское;

Ориентированное на проблемы личности и дру­гие

Первый тип консультирования - это личностное пси­хологическое консультирование, необходимость в котором возникает довольно часто у многих людей. К этому виду можно отнести консультирование по таким вопросам, которые глубоко затрагива­ют человека как личность, вызывают у него сильные переживания, обычно тщательно скрываемые от окружающих людей. Это, напри­мер, такие проблемы, как психологические или поведенческие не­достатки, от которых человек хотел бы изба­виться, проблемы, связанные с его личными взаимоотношениями со значимыми людьми, различные страхи, неудачи, психогенные за­болевания, не требующие вмешательства врача, и многое другое. Сюда же может относиться глубокое недовольство человека самим собой, проблемы интимных, например половых, отношений.

Следующий по значимости и частоте встречаемости в жизни вид психологического консультирования - семейное консультирование. К нему можно отнести консультирование по вопросам, возникаю­щим у человека в собственной семье или в семьях других, близких для него людей. Это, в частности, выбор будущего супруга (супру­ги), оптимальное построение и регулирование взаимоотнощений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемей­ных взаимоотношениях, отношения мужа или жены с родственни­ками, поведение супругов в момент развода и после него, решение текущих внутрисемейных проблем. К последним относится, напри­мер, решение вопросов распределения обязанностей между члена­ми семьи, экономики семьи и ряда других.

Третий вид консультирования - психолого-педагогическое кон­сультирование. К нему можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами, К психолого-педагогическому консуль­тированию относятся вопросы совершенствования программ, медов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.

Четвертый из числа наиболее распространенных видов психоло­гического консультирования - профессиональное деловое консультирование. Оно имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных видов деятельности у людей. В целом же дело­вым называется такое консультирование, которое связано с реше­нием людьми деловых проблем. Сюда можно отнести вопросы выбора профессии, совершенствования и развития у чело­века способностей, организации его труда, повышения работоспо­собности, ведения деловых переговоров и т.п.



Каждый из перечисленных видов психологического консульти­рования в чем-то сходен с другими, например в том, что одинаковые по своей психологической трактовке проблемы могут возникать в разных видах деятельности и в различных ситуациях. Но вместе е тем в каждом из названных видов психологического консультиро­вания есть свои особенности.

Интимно-личностное консультирование обычно требует закры­тых от посторонних лиц и одновременно открытых для общения кон­сультанта и клиента, доверительных отношений между ними. Такое психологическое консультирование требует создания особой обста­новки, так как напоминает исповедь. Этот вид консультирования по самой природе тех проблем, которых он непосредственно касает­ся, не может быть эпизодическим или кратковременным. Он пред­полагает, во-первых, большую психологическую преднастройку на него как психолога-консультанта, так и самого клиента; во-вторых, длительного и нелегкого разговора психолога-консуль­танта с клиентом; в-третьих, достаточно длительного перио­да решения возникшей у клиента проблемы. Последнее связано с тем, что большинство проблем интимно-личностного характера сра­зу не решается.

Семейное консультирование в свою очередь требует знания пси­хологом-консультантом сути семейных проблем, способов их раз­решения, желательно - на собственном опыте семейной жизни. Вряд ли семейным консультированием могут успешно заниматься люди, которые не имеют или не имели семьи. Как вполне вероятное мож­но допустить и обратное: хорошим психологом-консультантом по семейным вопросам вряд ли сможет стать человек, который сам не­однократно пытался создать или сохранить семью, но ему это сде­лать не удалось.

Психолого-педагогическое консультирование в свою очередь предполагает наличие у консультанта педагогического образования и опыта обучения и воспитания людей. Неплохими психологами-консультантами по психолого-педагогическим вопросам обычно становятся, например, бывшие учителя и воспитатели, имеющие опыт педагогической работы и соответствующее образование.

То же самое касается и делового консуль­тирования. Наиболее успешно им могут заниматься люди, которые на собственном опыте хорошо знают ту сферу деятельности, в кото­рой они собираются вести психологическое консультирование.

В иерархии видов деятельности практического психолога консультативная деятельность имеет свою специфику. Она заключается в том, что психолог встречается с клиентом на сравнительно непродолжительное время, которое включает в себя все виды деятельности практического психолога. Это прежде всего профилактическая деятельность, включающая просветительную и превентивную. Здесь и диагностическая деятельность, в ходе которой на основе представленных кли­ентом данных и результатов экспресс-диагностики опреде­ляется характер проблем, с которыми пришел клиент. Тут и коррекционная деятельность, представленная в виде разнооб­разных советов, рекомендаций и даже прямых психотерапевтических воздействий, оказываемых психологом на клиента. Наконец, это и развивающая деятельность, ориентирующая клиента на жизненную перспективу и открывающиеся возможности.

Иными словами, в консультативной деятельности практического психолога в миниатюре представлены все виды деятельности: "в миниатюре" - потому что время консультации ограничено, и потому что ограничены возможности всех видов деятельности. Консультирование можно определить как ориентационный вид деятель­ности, с которого начинается работа с клиентом.

В зависимости от того, какая сторона деятельности представлена в консультации наибольшим образом, различают следующие виды консультирования:

а) профилактическое консультирование, которое может носить или просветительный характер (ответы на вопросы), или превентивный характер (тематические беседы);

б) диагностическое консультирование, в котором опреде­ляются возможные варианты диагноза;

в) коррекционное консультирование, в котором опреде­ляются возможные варианты коррекции нарушений;

г) психотерапевтическое консультирование, связанное с более глубоким вмешательством в психику клиента, чем кор­рекционное;

д) развивающее консультирование, связанное с определе­нием путей развития личности клиента;

е) комплексное консультирование, сочетающее в себе все виды консультирования.

В зависимости от возрастного статуса консультируемого контингента можно выделить;

а) младенческое консультирование,

б) консультирование детей раннего возраста,

в) дошкольное консультирование,

г) консультирование младших школьников,

д) подростковое консультирование,

е) юношеское консультирование,

ж) взрослое консультирование,

з) геронтологическое консультирование.

Разумеется, некоторые возрастные виды консультирования интегрируются, однако трудно представить, чтобы практический психолог в одном лице был специалистом по всем возрастам.

В зависимости от тематической направленности можно выделить следующие виды консультирования:

а) семейное консультирование,

б) сексуальное консультирование,

в) консультирование по учебным вопросам,

г) профориентационное консультирование,

д) консультирование по разрешению конфликтов, и т.д.

В зависимости от числа консультируемых лиц консультации делятся на:

а) индивидуальные,

б) групповые.

Индивидуальные консультации занимают больше времени и дают больший эффект, чем групповые. Последние, в свою очередь, позволяют охватить достаточно большое число лиц и тем самым сэкономить время, силы и добиться в массовом отношении большего эффекта.

Техника психологического консультирования представляет собой специально организованную психологом системную процедуру, включающую комплекс приемов, предписаний, действий, осуществляемых им в отношении клиента в рамках консультативного процесса. Техника преследует определенную цель и направлена на решение одной или нескольких консультативных задач.

Большинство техник также могут быть использованы в диагностических целях для получения информации о клиенте и способах его психологического функционирования. Выбор и использование той или иной техники при работе с клиентом определяется следующими факторами:

    особенности проблемной ситуации, обратившегося за психологической помощью;

    особенности ситуации психологического консультирования (пространственно-временной континуум процесса консультирования; композиция команды специалистов и др.)

    уместность использования техники на данном этапе работы с клиентом;

    предпочтения педагога-психолога, основанные на его личностных особенностях (данный технический прием должен органично сочетаться с индивидуальным стилем деятельности педагога-психолога).

Техники обслуживают сам процесс консультирования: поддержание контакта с клиентом, достижение взаимопонимания и т.п.

В таблице 2 представлена процессуально-техническая модель, отражающая целесообразность применение общих техник на определенных этапах консультативного процесса:

Таблица 2.2 – Процессуально-техническая модель психологического консультирования

Этап консультирования

Техники и технические приемы, используемые в консультирования

1.Установление консультативного контакта

Техники установления контакта.

Технические приемы ведения беседы

2.Мультимодальное определение проблемы

3. Желаемые изменения

Технические приемы ведения беседы (техники рефлексивного слушания: постановка вопросов, выяснение, перефразирование, уточнение, отражение и выяснение чувств, обобщение и др.)

4.Альтернативные пути решения проблемы.

Технические приемы ведения беседы (техники рефлексивного слушания: постановка вопросов, выяснение, перефразирование, уточнение, отражение и др.). Техники воздействия (самораскрытие, конфронтация, директивы)

5. Поиск ресурсов

Технические приемы ведения беседы (техники рефлексивного слушания: постановка вопросов, выяснение, перефразирование, уточнение, отражение и др.).

6. Экологическая проверка

Технические приемы ведения беседы (обобщение, резюмирование и др.)

Этапы процесса психологического консультирования являются взаимосвязанными и взаимозаменяемыми модулями (за исключением первого и последнего этапов). Кроме того, этапы не являются строго фиксированными. Педагогу-психологу приходится неоднократно в ходе работы отслеживать изменения, происходящие с клиентом, корректируя свою работу и определяя направление дальнейших интервенций.

Основные инструменты педагога-психолога, независимо от принадлежности к той или иной психологической школе – это навыки наблюдения за клиентом, проявления внимания и интереса, техники слушания и воздействия. Этими инструментами служат вербальные и невербальные формы коммуникации (А. Айви с соавт, Ю.Е. Алешина, Р. Кочюнас и др.). Далее представлен краткий обзор общих техник (микротехник) и технических приемов консультирования, используемых в работе педагога-психолога.

Селективное внимание – понятие, означающее, что педагог-психолог избирательно обращает внимание или выборочно игнорирует некоторые высказывания клиента. В идеале педагог-психолог должен следить за всеми проявлениями клиента, в том числе телесными. Обычно он активно использует и вербальные, и невербальные средства общения. Слова используются психологом в большей мере для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для выражения поддержки, демонстрации внимания, интереса, сопереживания.

Таким образом, можно получить важную информацию о клиенте путем соотнесения того, что он рассказывает о себе и о проблемной ситуации, с выражением его лица, жестами, характером позы, размещением в пространстве.

С самого начала консультирования важно помнить о том, что клиент обратился за помощью, и на первом этапе работы важно установление контакта, а не демонстрация технических приемов.

Способы, помогающие выявить новые факты, понять поведение, мысли и чувства клиента, относятся к навыкам слушания.

Построение контакта с клиентом при помощи вопросов. Вопросы, которые педагог-психолог задает клиенту, нацелены на решение ряда задач:

    поддержка контакта с клиентом;

    получение информации;

    выявление чувств;

    проверка либо уточнение гипотез.

Навык формулирования вопросов занимает одно из главных мест среди профессионально важных навыков педагога-психолога. Вопросы являются важнейшим элементом беседы и основным средством получения информации от клиента.

Педагог-психолог в ходе консультации задает клиенту различные вопросы, направленные на достижение определенных целей.

Таблица 2.3 – Целевое назначение вопросов

Цель вопроса

Вид вопроса

Получение информации

Анализ ситуации и причин ее возникновения; конкретизация; выявление представлений клиента о причинах возникших дисфункций

Когда это случилось?

Как Вы думаете, почему это происходит?

Что, на ваш взгляд, привело к…?

Стимулирование клиента на более подробный рассказ

Побуждение клиентов иллюстрировать свой рассказ примерами

Вы можете рассказать о какой-нибудь конкретной ситуации?

Проверка терапевтических гипотез

Выявление закономерностей в функционировании клиента

Правильно ли я поняла, что каждый раз, когда вы входите в учебную аудиторию, уровень вашей тревоги возрастает?

Выявление чувств клиента

Получение информации о характере эмоциональных переживаний клиента

Что вы чувствовали в этот момент?

Вы расстраиваетесь, когда получили низкую оценку?

Выявление ресурсов

Выявление сильных сторон клиента, его способностей реорганизовываться

Вспомните, был ли кто-то из ваших близких в подобной ситуации? Как он справилась с ней?

Открытые вопросы обычно начинаются со слов «что», «как», «почему», «могли бы», «а если». Они требуют развернутого ответа от клиента, так как на них трудно ответить «да» или «нет». Открытые вопросы дают возможность получить важную информацию о сути затруднений клиента. Например, открытый вопрос: «Не расскажете ли вы, чего ожидаете от консультирования?» дает возможность клиенту сформулировать без ограничений свой ответ.

Педагогу-психологу необходимо сохранять чувство такта и меры при расспрашивании клиента. Вопрос «почему» особенно тревожит и вызывает у клиента желание защититься. Кроме того, этот вопрос активизирует защитный механизм рационализации: обычно человек уже обдумывал данную проблему и выстраивал для себя систему объяснений.

Закрытые вопросы обычно включают в себя частицу «ли». Они содержат в себе формулировку ответа или ее варианты. На них можно ответить «да» или «нет». Закрытые вопросы используются для сбора информации, а также для того, чтобы что-то выяснить, сконцентрировать внимание, сузить область суждений. Закрытый вопрос, как правило, мешает клиенту уклониться от темы разговора. Но при частом использовании закрытые вопросы также могут вызвать тревогу.

При выборе той или иной формулировки вопроса необходимо учитывать определенные ограничения. Например, закрытые вопросы создают опасность существенного сужения круга возможных ответов. Это особенно важно учитывать при работе с легко внушаемыми клиентами. Вместе с тем использование закрытых вопросов иногда может стать полезным приемом, который помогает клиенту выразить социально не одобряемые установки. Когда альтернативные ответы даются рядоположно, сама форма вопроса может внушить клиенту, что они оба являются в равной степени социально приемлемыми.

Не задавая клиенту вопросов, информацию о нем можно получить при помощи таких техник, как минимальное подкрепление, поддержка, пересказ, отражение чувств.

Минимальное подкрепление (минимизация ответов, невмешательство) – микротехника, представляющая собой использование педагогом-психологом тех «минимальных» средств общения, которые позволяют поддерживать диалог с клиентом. Реплики педагога-психолога позволяют клиенту высказываться без принуждения, открыто и свободно. К их числу можно отнести высказывания типа: «Я понимаю», «Продолжайте, это интересно», «Расскажите поподробнее» и др. Эти реплики способствуют развитию и углублению взаимодействия с клиентом. Они снимают у него напряженность, помогают педагогу-психологу выразить заинтересованность, понимание или выразить одобрение.

Повтор (поддержка) – это прямое повторение сказанного клиентом, либо короткие комментарии («ну-ну», «так», «угу», «расскажите еще»). Этот прием облегчает беседу и поддерживает главное ее течение, обеспечивает наименее навязчивое вмешательство педагога-психолога в мир клиента. Повтор или поддержка является прямым способом продемонстрировать клиенту, что психотерапевт их слушает и слышит.

Перефразирование (парафраз) – формулирование мысли клиента другими словами. Перефразирование всегда является определенным риском для педагога-психолога, так как никогда нельзя быть уверенным, что понимаешь другого человека правильно. Целью перефразирования является проверка того, насколько точно психотерапевт понимает клиента. Существуют стандартные высказывания, с которых часто начинается перефразирование: «Как я понял…», «Вы считаете …», «По Вашему мнению…», «Другими словами, вы думаете», «Если я правильно понял, Вы говорите о…» и др.

При перефразировании основное внимание уделяется идеям, мыслям, смыслу сказанного, а не чувствам и эмоциям клиента. Важно, чтобы психотерапевт умел выражать мысли клиента своими словами.

Пересказ – это сжатое изложение основных слов и мыслей клиента. В нем передается объективное содержание речи клиента, переформулированное педагогом-психологом, причем обязательно должны использоваться самые важные слова и обороты. Пересказ помогает свести воедино разные моменты беседы. Техника пересказа часто несет и терапевтический эффект, поскольку клиент может еще раз услышать ключевые мысли и фразы, направленные на прояснение сущности их проблем. Пересказ, по сути, является использованием техники перефразирования для больших объемов информации.

Отражение чувств . Эта техника сходна с пересказом, но пересказ обращается к фактам, а отражение чувств – к эмоциям, связанным с этими фактами. Важно, чтобы педагог-психолог умел отмечать для себя эмоциональные состояния, чувства и переживания членов семьи. Прием отражения чувств можно разбить на части: произнести имя клиента (это персонализирует отражение); сообщить свои предположения о его чувствах: предложения-штампы (Ирина, Вы, кажется, чувствуете стыд). Часто добавляется контекст данного переживания. «Чистое» отражение чувств не включает контекста переживания.

Выяснение (прояснение, уточнение) – микротехника, помогающая сделать сообщение клиента более понятным для педагога-психолога. Психолог обращается к клиенту с вопросом или просьбой уточнить то, что он сказал. Можно использовать следующие ключевые фразы: «Не повторите ли вы еще раз?», «Я не понимаю, что Вы имеете в виду», «Объясните, пожалуйста, еще раз», «Мне не совсем ясно, о чем вы говорите», «Не объясните ли вы это подробнее?» и др.

Для уточнения сообщения можно пользоваться закрытыми вопросами, например: «Вы обиделись?», «Вы бы хотели изменить ситуацию?», «Это все, что Вы хотите сказать?» При этом необходимо помнить об ограничениях, связанных с использованием закрытых вопросов, которые иногда активизируют защиты клиента. Более предпочтительны открытые вопросы либо высказывания типа «Я не совсем вас понял» и др. В этом случае педагог-психолог не вносит своих интерпретаций, сохраняет нейтральность к сообщению и ожидает его более точной передачи.

Осознание значения (смысла) связано с изучением того, что значит эта ситуация для клиента. При осознании смысла анализируются глубокие, подспудные значения слов. Клиент повторно интерпретирует свои переживания. Осознание смысла идет рядом с интерпретациями, которые относятся к микротехникам воздействия. Интерпретация дает клиенту альтернативные построения, при помощи которых тоже можно рассматривать эту проблему. При осознании смысла клиент способен сам найти новую интерпретацию или смысл прежних фактов и ли ситуаций.

Резюме (подведение итогов) позволяет педагогу-психологу подытожить основные мысли и чувства клиента. Резюме – микротехника, позволяющая «соединить» в смысловое единство идеи клиента, факты из его жизни, испытываемые чувства, смысл проблемной ситуации. Педагог-психолог анализирует все сказанное до этого им самим и клиентом, а затем представляет клиенту в законченной форме основные моменты, касающиеся содержания полилога между ними. Резюме дает психологу возможность проверить точность восприятия сообщений клиента. Резюме обычно формулируется педагогом-психологом своими словами, однако при этом могут использоваться стандартные вступительные слова, например: «То, о чем Вы мне рассказали, свидетельствует о …», «Как я понял из Вашего рассказа…», «Главными пунктами Вашей истории являются…».

Резюме полезно использовать в конце сессии, когда нужно кратко подвести итоги всему, о чем говорил клиент.

Фокус-анализ – важная микротехника слушания. При фокус-анализе педагог-психолог отражает главную тему взаимодействия с клиентом. Возможны следующие направления выбора фокуса:

          Фокус на клиенте. «Что вы делали?», «Что вы чувствуете?», «Как вы считаете, …» и др.

          Фокус на проблеме. Основное внимание уделяется проблемной ситуации, условиям ее появления и развития, влиянию на жизнь клиента.

          Фокусирование на педагоге-психологе. Концентрация внимания на себе полезна как прием самораскрытия или обратной связи, помогает развить у клиентов чувство доверия.

          Фокусирование на общности: «мы – фокус»: «Чего мы достигли за сегодняшнюю встречу?», «Мне нравится то, как мы сегодня взаимодействуем».

          Культурно-контекстный фокус: «Это тревожит многих студентов», «Такие затруднения испытывают многие студенты на данном этапе своей жизни».

На основе вышеперечисленных микротехник выделяют несколько видов слушания .

Нерефлексивное слушание (пассивное слушание, принцип молчания) – это самый основной вид слушания. Он состоит в умении педагога-психолога молчать, оставаясь внимательным и не вмешиваясь при этом в рассказ или деятельность клиента. Пассивным этот процесс можно назвать лишь условно, так как он требует огромного внимания от педагога-психолога. Условным понятием также является и «нерефлексивность», так как при этом педагог-психолог остается в контакте с собой, своими чувствами, продолжает выстраивать терапевтические гипотезы либо обдумывать дальнейшую стратегию работы с клиентом.

Существуют различные варианты нерефлексивного слушания. Первый предполагает исключение любых действий со стороны педагога-психолога: кивков головой, «угу-слушания», поддержки. В другом варианте в ходе нерефлексивного слушания педагог-психолог может выражать понимание, одобрение, поддержку, использовать микротехнику минимального подкрепления. Нерефлексивное слушание является незаменимым инструментом в тех ситуациях, когда:

    психологу необходимо составить представление о клиенте;

    клиент находится в ситуации сильного эмоционального возбуждения;

    клиенту трудно четко сформулировать свои существующие проблемы;

    клиенту необходимо выговориться и они пока не готовы выслушивать комментарии, вопросы и замечания;

    клиент переживают горе или утрату, и испытывают такие чувства, как гнев, разочарование, страх, обиду.

Рефлексивное (активное) слушание используется педагогом-психологом для того, чтобы более точно понимать суть сообщения. Большинство слов нашего языка являются многозначными, многие имеют синонимы. Это создает определенные трудности понимания, так как одно и то же слово может по-разному восприниматься говорящим и слушающим. Таким образом, психологу необходимо «раскодировать», «расшифровать» сообщение клиента.

Педагог-психолог поддерживает клиента в его способности проанализировать, рассмотреть ситуацию с разных сторон и принять подходящее для нее решение, но при этом сам не дает советов и не предлагает, что именно сделать клиенту в этих ситуациях. Цель рефлексивного слушания состоит в как можно более точном осознании того, что говорит тот или иной клиент.

Педагог-психолог использует в основном навыки прояснения, поддержки, перефразирования, отражения чувств, резюме.

Эмпатическое слушание включает способность реагировать на другого человека (клиента) возникновением эмпатии. Эмпатия – это постижение эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания, понимание и принятие того содержания, которое он пытается постичь и осознать.

Эмпатия характеризуется переживанием особого отношения к другому человеку. Основное правило эмпатического слушания – не сочувствие, а сопереживание , то есть создание эмоционального резонанса переживаниям клиента. Цель эмпатического слушания состоит в как можно более точном понимании чувств другого человека. При этом психолог не диагностирует и не оценивает клиента, так как основная цель эмпатического слушания (по К. Рождерсу) – находиться в мире чувств другого человека, а не навязывать ему собственные чувства. Эмпатическое слушание включает понимание психологом чувств клиента и передача этого понимания клиенту. В эмпатическом слушании применяются те же приемы, что и в рефлексивном: поддержка, вербальное следование, уточнение, перефразирование, резюме.

Помимо микротехник слушания, существуют техники воздействия на клиента. Техники воздействия – это приемы активного вовлечения педагога-психолога в процесс разрешения актуальных жизненных проблем клиента. Все теории консультирования базируются на том, что психолог выступает как агент изменений и личностного роста клиентов. В том случае, когда педагог-психолог использует специальные приемы воздействия, изменения могут произойти быстрее и эффективнее.

Техники воздействия тесно связаны с техниками слушания. При оказании воздействия на клиента педагог-психолог поддерживает визуальный контакт, использует невербальные сигналы (кивает головой, жестикулирует, изменяет пространственное расположение и др.). Техники воздействия (влияния) обычно подразделяют на серию микротехник коммуникативной практики, таких как директива, конфронтация, интерпретация и самораскрытие (А. Айви с соавт.).

Овладеть техниками воздействия гораздо сложнее, чем техниками выслушивания. Для этого необходимо руководство опытного супервизора. Техники воздействия более эффективны при достаточно редком использовании в разумном сочетании с методами выслушивания.

Интерпретация является основным инструментом психоанализа и широко используется в консультировании. Согласно Р. Гринсону, «интерпретировать означает делать бессознательный феномен сознательным… Путем интерпретации мы выходим за рамки того, что поддается прямому наблюдению, и придаем значение и каузальность психологическому феномену» (Р. Гринсон, 2003, стр. 57.).

Отправной точкой для интерпретации является психологическая теория, на которой базирует свою работу психолог. Интерпретация используется нечасто, так как обычно является вызовом точке зрения клиента на проблему. Говоря об интерпретации, хочется обратиться к ставшей классической фразе Д. Винникотта: «…я делаю интерпретацию, преследуя две цели. Во-первых, чтобы показать пациенту, что я бодрствую. Во-вторых, чтобы показать пациенту, что я могу ошибаться».

О сложности и корректности при использовании интерпретаций писал Р.Меннингер: психологам «не помешало бы напомнить о том, что они должны выступать не в роли оракулов, волшебников, лингвистов, следователей, занимающихся «истолкованием» сновидений, но лишь в роли наблюдателей, слушателей и – иногда – комментаторов» (R. Menninger, 1958).

Директива – самая сильная из техник воздействия. При использовании директивы психолог говорит клиенту, какое действие ему следует предпринять. В рамках разных теорий используются разнообразные виды директив, например:

    свободные ассоциации: «Вспомните и расскажите, с какими моментами из вашего детства ассоциируется это чувство…»;

    гештальт-метод работы с пустым стулом: «Представьте, что ваш преподаватель сидит в этом кресле. Скажите ему все, что думаете и чувствуете. Теперь пересядьте в это кресло и ответьте себе от его имени»;

    фантазирование: «Представьте, что прошло 5 лет... Вы попали в будущее… Перед Вами – молодая женщина… Эта женщина – Вы… Подойдите к ней поближе… Посмотрите, во что она одета, как выглядит… Чем она занимается? Как живет? Вы можете спросить ее о чем-то важном…»

    релаксация: «Закройте глаза… Почувствуйте свое тело… Расслабьте мышцы лица…»

    пожелание: «Я хотел бы, чтобы вы сделали следующее…»

Психолог может давать указания клиентам, предлагая определенные изменения в поведении (тренировка поведенческих навыков), языковые замены («должен» на «хочу» и «не хочу»). Необходимо помнить, что использование директив возможно только после установления контакта психолога с клиентом.

Конфронтация . Термин «конфронтация» имеет 2 смысла: 1) стоять напротив, смотреть в лицо и 2) враждебно противостоять, быть в оппозиции. Для психолога основным является первое значение термина, так как конфронтация не является агрессивным вторжением в пространство клиента и не должна вести к поляризации отношений с ним.

При конфронтации педагог-психолог обращает внимание клиента на те факты в его рассказе, которые являются противоречивыми, неадекватными. Важным для понимания конфронтации являются понятия «рассогласования» или «инконгруэнтности». Клиент дает двойные сообщения во время интервью (да…но); демонстрирует противоположные либо противоречащие друг другу чувства и мысли. Психолог указывает клиенту на эти двойные сообщения и тем самым ставит клиента перед лицом фактов. Цель консультирования – идентификация и конфронтация главных противоречий клиента.

Заметив противоречия в рассказе клиента, психолог может использовать следующий шаблон: «С одной стороны вы думаете (чувствуете, поступаете) …, но с другой стороны вы думаете (чувствуете, поступаете…)». Психолог также поднимает вопрос о возможном значении данного поведения клиента для его жизни в настоящий момент. Тем самым можно использовать способность клиента смотреть на вещи с иной точки зрения, установить характер связи между разными темами в его рассказе. Важно отмечать реакцию клиента на конфронтацию: способен ли он испытывать эмпатию к психологу, в чем отражается его понимание этой противоречивой ситуации. Конфронтация – метод, требующий такта и терпения.

Конфронтация поддерживает баланс между методами наблюдения и воздействия. Она становится более эффективной, когда преподносится в виде сложного пересказа или рефлексии чувств. Конфронтации можно достичь и с помощью методов наблюдения, и воздействия, но когда она происходит в рамках пересказа или обобщения, еще остается пространство для личностного роста клиента. Требуется тщательный баланс конфронтации с необходимым количеством теплого, положительного отношения и уважения.

Самораскрытие – это техника воздействия, основанная на том, что педагог-психолог делится личным опытом и переживаниями либо разделяет чувства клиента. Она связана с техникой обратной связи и строится на «Я-высказываниях» специалиста.

Различные системы консультирования используют различные микротехники в различных «пропорциях». Квалификация педагога-психолога складывается из понимания общей структурной модели консультирования и компетентности в микротехниках, а также умения применять все это с учетом индивидуальных и культурных особенностей клиента.

В заключение хочется отметить, что успешность психологического консультирования достигается множественностью и жанрово-стилевой неспецифичностью языков консультативного взаимодействия.

В зависимости от проблематики, волнует человека и индивидуальных особенностей клиента выделяют такие виды психологического консультирования: интимно-личностное, семейное, психолого-педагогическое и деловое консультирование. Все эти виды консультирования тесно связаны между собой, имеют много общего, но в то же время каждый из названных видов консультирования имеет специфику организации, содержательные особенности, требует от консультанта компетентности в определенной области психологии, наличия практического опыта работы в соответствующей сфере деятельности, и тому подобное. Охарактеризуем каждый из названных видов консультирования, содержательные особенности и специфику организации.

Наиболее распространенным видом консультаций, по которым обращаются люди, есть интимно-личностное консультирование. Целью этого вида консультирования является оказание помощи людям в вопросах интимно-личностного характера.

Содержательные особенности интимно-личностного консультирования. К этому виду консультирование относятся те вопросы, которые глубоко волнуют человека, вызывают у нее сильные эмоциональные переживания, связанные с проблемами в личной жизни, часто скрытыми от близких или проблемами в общении с окружающими. Итак, среди наиболее распространенных проблем интимно-личностного консультирования условно выделим:

Проблемы внутреннего характера, обусловленные наличием недостатков личностного, поведенческого характера, которые человек стремится избавиться. Они могут быть вызваны страхами, повышенной тревожностью, психическими расстройствами, не требующие медицинского вмешательства и тому подобное.

Проблемы социального характера, возникающие во взаимоотношениях с окружающими людьми, в общении с ними, побуждают к возникновению конфликтов, недопонимания, разрушение значимых для человека отношений.

Спецификой интимно-личностного консультирования является то, что его успешность зависит прежде всего от наличия доверительных отношений между консультантом и клиентом, которое становится основой содержательных и откровенных бесед. Во-вторых, залогом успешности данного вида консультаций является обеспечение абсолютной конфиденциальности содержания этих разговоров, следовательно, закрытости информации от любых других людей. Таким образом, личностные черты консультанта - человека, которому можно целиком и полностью доверять, в данном виде консультирования приобретает особое значение. В случае недоверия к консультанту информация, которая будет предоставлять клиент, будет неполной, что существенно влиять на содержание дальнейшей работы с человеком.

Специфической чертой этого вида консультаций является то, что они не могут быть одноразовыми, кратковременными и быстрыми. Достижения положительного результата в интимно-личностной сфере предусматривает проведение достаточно длительной, кропотливой и систематической работы. Налаживание взаимопонимания между консультантом и клиентом, ведение искренних и откровенных разговоров о существующих проблемах, совместный поиск путей решения этих проблем, трудный путь перестройки взглядов человека на ситуации, возникшие психологическое сопровождение человека в период их преодоления - все это требует времени, внимательного отношение, систематических встреч и постоянного обсуждения.

Основные требования к проведению консультаций этого вида следующие:

1) психолог-консультант должен быть человеком деликатным, толерантной, доброжелательной, вызвать у клиента абсолютное доверие, способствовать возникновению взаимопонимания, обеспечивать безусловное принятие личности клиента;

2) психолог-консультант должен иметь достаточный опыт интимно-личностного общения с разными людьми, иметь представление о типичных и нетипичные проблемы интимно-личностного характера, спокойно воспринимать их, уметь анализировать поступки и действия людей, изобретать новые пути выхода из кризиса с учетом индивидуальных возможностей клиента;

3) психолог-консультант должен быть по возрасту несколько старше, чем клиент, однако не намного, поскольку между ними может возникнуть недоверие и существенные расхождения во взглядах. Желательно, чтобы клиент и консультант принадлежали к одному поколению, именно тогда советы консультанта будут восприниматься значительно легче;

4) психолог-консультант не должен иметь острых, нерешенных проблем интимно-личностного характера, прежде всего тех, что клиент, который обратился за помощью. Если это требование не будет выполняться, психолог подсознательно будет субъективным в своем отношении к клиенту, в оценке его проблемы, следовательно, окажется несостоятельным оказать реальную действенную помощь.

5) психолог-консультант должен иметь достаточно времени для проведения консультаций такого вида, а также обязан предупредить клиента о том, что на решение его проблемы может потребоваться много времени. Желательно хотя бы примерно определить, сколько именно времени потребуется для решения той или иной проблемы и сообщить об этом клиента.

Семейное консультирование - широко распространенный вид консультирования. Целью данного вида консультирования является оказание помощи в построении семейных отношений.

Содержательные особенности семейного консультирования. К содержанию консультаций данного вида обычно относятся вопросы, касающиеся семьи клиента, семей близких ему людей, отношений в этих семьях. Значительное место занимают консультации, посвященные вопросам выбора партнеров, построения и регулирования отношений с ними, создание положительного микроклимата в молодой семье, предупреждение и преодоление конфликтов, отношения мужа и жены, отношения с родственниками мужа и жены, поведение супругов в период развода, после него, решение текущих семейных проблем и тому подобное.

Своеобразием семейного консультирования можно считать то, что оно требует от психолога-консультанта наличии собственного опыта семейной жизни, понимание сущности типовых семейных проблем, знание различных способов налаживания позитивной семейной взаимодействия, владение умениями предупреждать и разрешать конфликты в своих семьях, становится основой дальнейшей успешной работы с клиентом. В этом случае опыт консультанта, то положительный (который дает опыт путей сохранения семьи, создание основ взаимопонимания, семейного согласия) или отрицательный, который дает понимание возможных препятствий, типичных проблем, конфликтогенных факторов, путей их преодоления, является обязательным фактором успешности консультаций такого вида.

К проведению данного вида консультаций выдвигается ряд требований:

1) психолог-консультант должен глубоко понимать законы супружеской жизни, закономерности формирования семейных отношений, учитывать их при предоставлении психологических рекомендаций;

2) в ходе консультирования семейной пары нельзя занимать позицию одного из членов семьи, поскольку в большинстве случаев в возникновении любой семейной проблемы виновными оба, хотя мера ответственности и вины каждого из них может быть разной. Это означает, что действия консультанта не могут быть направлены только на пользу только одного из супругов, поскольку это может привести лишь к усилению конфликта, эскалации обвинений в сторону одного из партнеров. Таким образом, поддержка одной стороны конфликта не приведет к его преодолению. Только желание обоих, их общее стремление достичь взаимопонимания может способствовать действенному налаживанию отношений в семье;

3) в ходе консультирования по поводу возможности создания семьи (особенно взрослыми) следует обратить особое внимание на определение психологической совместимости людей между собой, проинформировать их (по взаимному согласию) о результатах такого изучения, установить, готовы ли они осуществлять изменения в своем характере, поведении ради построения семейных отношений. На основе всех полученных данных о будущей семье, индивидуальные особенности клиентов, их психологическую совместимость, психолог должен разработать и сообщить клиентам окончательный прогноз относительно благополучия их будущей семьи. При этом он должен быть максимально деликатным, но честным, принципиальным и последовательным;

4) в ходе консультирования по поводу повторного брака взрослых людей следует напомнить о том, что у взрослых людей есть определенные характерологические особенности (как положительного, так и отрицательного направления), которые уже не подлежат изменениям. Именно поэтому в ходе консультаций особое внимание следует обратить на формирование готовности принять недостатки друг друга, объяснения супругам того, как они должны себя вести тогда, когда проявляются черты характера друг друга, на формирование умения правильно себя вести в таких ситуациях. Желательно, чтобы рекомендованные приемы были продемонстрированы в ходе консультации и хорошо усвоенные клиентами.

Очень распространенным является и такой вид консультирования, как психолого-педагогическое консультирование.

Целью психолого-педагогического консультирования является оказание помощи в вопросах воспитания, обучения, развития детей в образовательных учреждениях и семье. Консультации психолого-педагогического характера обычно проводятся со взрослыми - педагогами, родителями, руководителями образовательных учреждений. Однако консультации психолого-педагогического содержания по обучению и воспитанию могут проводиться со школьниками - учениками средних и старших классов.

По содержанию к ним относятся консультации, касающиеся воспитания и обучения, направленные на повышение компетентности педагогов, родителей в вопросах воспитания детей того или иного возраста. К ним можно отнести вопросы профилактики кризисных явлений на пути развития личности ребенка, совершенствование стиля общения с ребенком, создание и использование эффективных средств гармоничного развития личности ребенка, и тому подобное.

Сложным и своеобразным смысл психолого-педагогических консультаций, проводимых с педагогами - учителями, воспитателями, руководителями образовательных учреждений - людьми, которые профессионально занимаются воспитанием и обучением детей. В этом случае содержание консультаций чаще всего направлен на совершенствование содержания, форм, методов работы с ребенком, перестройку программ, создание индивидуальных программ работы с определенного ребенком, на поиск наиболее эффективных методов воздействия на определенную ребенка или группу детей, поиск путей обеспечения успешного развития той или иной ребенка или целого класса, перестройку устоявшихся взглядов на воспитание и развитие, психологическое обоснование целесообразности инноваций и тому подобное. Еще сложнее с точки зрения профессионализма и компетентности консультанта являются консультации, которые проводятся для практических психологов в области образования. По содержанию они чаще всего направлены на выяснение сложных вопросов, с которыми психолог не может справиться самостоятельно. Особенно сложным и ответственным является консультирование, проводимое с детьми - школьниками, подростками, юношами по поводу проблем, возникающих у них в процессе обучения, воспитания, самовоспитания, общения с родителями. В этом случае даны рекомендации касаются не только самого клиента, но и его социального окружения.

Своеобразием указанного вида консультирования является то, что оно предполагает наличие у консультанта специального образования и опыта работы в образовательных учреждениях. Такой опыт обеспечивает понимание типичной проблематики, путей выхода из кризисных ситуаций, становится основой понимания индивидуальных особенностей детей, специфики учебно-воспитательной работы с ними, содержательных и организационных особенностей различных образовательных программ и методик. Большое значение имеет опыт работы не только с детьми, но и со взрослыми людьми - профессионалами, которые обращаются за советом в самых сложных, чрезвычайных ситуациях. В этом случае и рекомендации, оказывает психолог, не могут быть стандартизированными, типичными, они нуждаются в глубокой вдумчивости, нестандартности, творческого поиска и систематического сотрудничества с клиентом.

Основные требования к проведению данного вида консультаций:

1) Психолог-консультант должен иметь специальную психолого педагогическое образование, достаточный опыт работы в образовательных учреждениях, опыт работы со взрослыми, профессионально подготовленными людьми.

2) Психолог-консультант не имеет права проявлять негативное отношение к клиенту, даже если есть все основания для этого. Это прежде всего касается родителей детей, которые осуществляют неправильный образ жизни, неправильное воспитание детей и каким настоятельно рекомендуют обратиться на консультацию педагоги.

3) Психолог-консультант должен помнить, что консультации такого вида не всегда направлены на непосредственные действия самого клиента, в значительной степени они могут касаться активизации деятельности других людей (родителей воспитанников, учителей, педагогического коллектива). Именно поэтому рекомендации психолога должны учитывать особенности социального окружения клиента, должны сориентировать его в том, как именно он должен привлечь других людей в развивающие-коррекционное процесс, как должно повлиять на родителей воспитанников для достижения изменений в сознании и поведении.

4) Психолог-консультант в случае необходимости может осуществлять системное (или многоканальное) консультирование людей, которые имеют отношение к обозначенной проблемы, приглашать на консультации людей, которые заинтересованы в ее решении (бабушки, дедушки, братья, сестры). В этом случае каждый из участников проблемной ситуации получает рекомендации, как себя вести, понимает причины и возможные последствия ситуации, имеет возможность реально помогать другим в преодолении проблемы.

5) Психолог-консультант должен понимать, что психолого-педагогическое консультирование крайне редко происходит как одноразовая акция, оно не может быть эпизодическим и кратковременным. Для достижения успехов в профессиональной деятельности педагога, осуществление сдвигов в сознании родителей, перестройки их стиля общения с ребенком, налаживания отношений с ней следует проводить кропотливую и систематическую работу.

Деловое консультирование - один из распространенных видов консультирования, которое связано с решением деловых, производственных проблем. Целью делового консультирования является оказание помощи людям в решении производственных вопросов психологического содержания.

Содержательные особенности делового консультирования. Деловое консультирование дифференцируется по содержанию в зависимости от видов и этапов профессиональной деятельности человека. Так, значительное место занимают консультации, связанные с выбором профессии, выявлением и развитием способностей, совершенствованием профессиональных навыков, важными являются вопросы научной организации труда, повышения работоспособности, лоббирование производственных интересов, ведение переговоров, создание благоприятного психологического климата на производстве, распределения обязанности " связей, разрешение конфликтов между сотрудниками, работниками и руководителями, и тому подобное.

Спецификой делового консультирования является знание психологом- консультантом особенностей производственной деятельности человека, менеджмента, психологических особенностей научной организации труда, наличие собственного опыта производственной деятельности, желательно, в соответствующей отрасли.

1. Психолог-консультант должен иметь опыт производственной деятельности (желательно в той области, по поводу которой обращается клиент). Если своеобразный опыт деятельности отсутствует, то психолог-консультант должен подробно расспросить клиента об особенностях его деятельности в определенной производственной сфере. В этом случае психолог не должен скрывать свое незнание, потому что это будет мешать выработке правильных, эффективных рекомендаций.

2. Проведению делового консультирования способствовать деловая атмосфера, в которой оно происходит, а также деловой характер отношений между консультантом и клиентом. В этом случае консультирование может проводиться на рабочем месте клиента или в кабинете непосредственно на производстве, поможет клиенту чувствовать себя увереннее, а консультанту - лучше понять особенности определенного производства и найти правильные средства воздействия.

3. До начала консультации должны быть определены ее условия - место, порядок работы, стоимость, ожидаемые результаты, продолжительность и тому подобное.

Таким образом, каждый вид консультирования предполагает необходимость создания специфических условий, соблюдение ряда требований и наличие у консультанта соответствующей подготовки и опыта, обеспечивает его компетентность в решении проблем определенного содержания.