Какое бывает самовоспитание. Самовоспитание. Используемые методы самовоспитания

сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Базируясь на активизации механизмов саморегуляции, оно предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, смыслов личностных. Самовоспитание – относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Оно базируется на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, на критическом анализе своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности оно становится все более значимой силой саморазвития личности. Оно находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимые компоненты самовоспитания – самоанализ развития личностного, самоотчет и самоконтроль. В приемы самовоспитания входят самоприказ, самоодобрение и самовнушение.

Отличное определение

Неполное определение

САМОВОСПИТАНИЕ

одна из составных частей самоконтроля личности. Состоит в том, что человек целенаправленно развивает в себе способность моральной деятельности, формирует свое нравственное сознание, совершенствует положительные качества и преодолевает отрицательные. Формы и методы С. - это самоубеждение, самокритика, самопринужден не, самоограничение. К. Маркс указывает, что, в отличие от животного, к-рое «не отличает себя от своей жизнедеятельности», действует сообразно со своей естественной природой, человек «делает самое свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания» (т. 42, с. 93), т. е. формирует и совершенствует свою личность в соответствии со своим представлением о сущности и назначении человека. Проблема С. была поставлена этикой еще в древности. Но она понималась, как правило, индивидуалистически, как самосовершенствование личности ради нее самой, как цель нравственного развития индивида в отличие от служения его об-ву. В деонтологическом интуитивизме, напр., обязанность самосовершенствования трактуется как самостоятельная, не связанная с к.-л. «утилитарными» (общественными) потребностями. Однако конкретные задачи этого самосовершенствования на деле понимались по-разному, в зависимости от представления о нравственном идеале, в к-ром всегда выражались определенные классовые и общественные интересы. В противоположность буржуазному пониманию С., К. Маркс показал его общественное значение: «...мое собственное бытие есть общественная деятельность; а потому и то, что я делаю из моей особы, я делаю из себя для общества, сознавая себя как общественное существо» (там же, с. 118). По мере повышения сознательности людей (как в процессе индивидуального развития каждого отдельного человека, так и в ходе развития общественной активности масс трудящихся) личность становится не только объектом, но и во все большей мере субъектом воспитания. Особенно большое значение С. приобретает в социалистическом об-ве, где неизмеримо возрастает роль самостоятельного регулирования личностью своей моральной деятельности, где С. масс постепенно становится формой общественного процесса нравственного воспитания. Способность С., сознательного и творческого усвоения принципов коммунистической нравственности, умение целенаправленно формировать свою личность на основе анализа своих действий и постановки жизненных целей являются одними из осн. показателей степени коммунистической сознательности человека.

Каждый человек мечтает стать лучше. А для чего?

- чтобы добиться какой-либо цели;

- чтобы выглядеть более респектабельно в глазах других людей;

- чтобы быть уверенным в любой ситуации;

- чтобы легче справляться с теми трудностями, негативом, которые встречаются на нашем жизненном пути.

Самовоспитание помогает контролировать свои эмоции, вызывая нужные, оказывая тем самым воздействие на ту или иную черту нашего характера.

Для этого надо четко понимать положительные и отрицательные черты своего характера, поставить перед собой четкую, конкретную цель – чего вы хотите достичь. И анализируя подробно все это, нужно понять, что вам мешает, какие черты характера надо откорректировать, а какие развить.

Работа над собой - это самое сложное. Как правило, мы видим в чужом глазу соринку, а в своем и бревна замечать не хотим. И пока мы не найдем то самое «бревно» в своем характере, поступках, привычках, мы не сможем добиться поставленной цели.

Занимаясь самовоспитанием, постоянно обучаясь, тренируясь вы сможете развить в себе такие черты характера, как самообладание, выдержка, вы сможете управлять своим психологическим состоянием, вызывая необходимое в той или иной ситуации.

Также не надо забывать, что под «лежачий камень» вода не течет. Надо активно действовать в этом направлении. Нужно постоянно осознавать, что вам мешает добиться цели. Анализировать и учится управлять, исправлять теми качествами, которыми мы обладаем.

Нужно научится вовремя успокаиваться, или наоборот, стараться найти те моменты, которые помогут вам войти в возбужденное состояние, и именно это вам поможет в достижении именно этой цели.

В этом вы убеждались не раз, когда приходили на экзамен, и от возбуждения не могли ничего вспомнить. Так как ваша память тренировалась тогда, когда вы были в спокойном состоянии. У вас не получается сосредоточится, успокоится. И соответственно вы не можете извлечь из памяти нужный материал.

Воспитав в себе самообладание человек сможет успокоится, как говорится «взять себя в руки», и соответственно вспомнить ту информацию, которая ему нужна, воспользоваться своей памятью.

Или можно привести другой пример, когда состояние возбуждения очень сильно помогало. В основном это нужно спортсменам. Интересный и поучительный пример по этому поводу приводит А. В. Алексеев в своей книге «Себя преодолеть».

«Шло первенство СССР среди юниоров по стендовой стрельбе. Одна из девушек перед последней серией оказалась на втором месте, проигрывая лидеру 5 мишеней. И вышла стрелять эту последнюю серию, что называется, опустив руки.

Я подошел к ней и посчитал пульс. Как и следовало ожидать, он был 88 ударов в минуту, в то время как при оптимальном боевом состоянии у этой спортсменки сердце должно биться (в этом можно было не раз убедиться раньше) приблизительно 120 раз в мин.

Дай-ка мне ружье! - как бы с трудом сдерживая гнев, приказал я девушке.

Зачем? - с недоумением, даже с испугом спросила она.

Дай! - резко повторил я.

Она нерешительно вручила мне оружие.

А теперь видишь ту березку? - указал на березку, стоящую метрах в двадцати в стороне от линии огня.

Вижу… - все еще ничего не понимая, проговорила девушка.

Так вот, быстро туда и обратно!

Быстро!!! - тоном, не терпящим возражения, приказал я.

И девушка побежала. Когда она вернулась, ее пульс был около 130 ударов в мин. Она была возбуждена и даже сердита.

Вот так и держись! - приказал я, возвращая ей ружье. Только тут она поняла, что к чему. И, сумев удержать на протяжении всей серии это, оптимальное для нее, возбуждение, отыграла проигранные мишени и выиграла золотую медаль».

Вызывая часто то или иное психическое состояние, то это у нас превращается в черту характера, закрепляясь в нашем сознании. Осознанное направление своего развития, четкое осознание своих слабых и сильных черт, конкретные задачи – это очень важная основа для достижения поставленных перед нами целей.

ЕЩЕ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО В ГРУППЕ поменяйте ТОЧКА на.))

Человек с момента рождения становится социальным существом. Формирование его характера, поведения, личности в целом определяется всю совокупность социальных факторов (отношением окружающих людей, их примером, их идеологией, опытом собственной деятельности) и закономерностями физического развития. Именно поэтому важно знать совокупное действие всех факторов, определяющих развитие личности на разных возрастных этапах.

специально организованной , получившей названиесамовоспитания .

Итак, Самовоспитание призвано укрепить и развить способность к добросовестному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведение, волевые качества.

2-3. Профессиональное самовоспитание и самообразование учителя.

Ведущим компонентом профессионального самосовершенствования и самовоспитания учителя является самообразование , под которым понимается «целенаправленная познавательная деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, которые необходимы для совершенствования педагогического процесса».

Самообразование- основа роста учителя как специалиста. Учитель, по словам А. Дистервега, «лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием. Если он не учится, не читает, не следит за научными достижениями в своей области и не внедряет их в практику, он не только отстает, он тянет назад, он сопротивляется достижениям школьного коллектива. К.Д. Ушинский утверждал, что учитель живет до тех пор, пока учится сам.

Процесс профессионального самовоспитания очень индивидуален. Но в нем всегда можно выделить три взаимосвязанных этапа:

    Самопознание;

    Самопрограммирование;

    Самовоздействие.

Профессиональному самопознанию помогают знания психологии, ряда ее методик и текстов для выявления общей самооценки, определения профессиональных качеств, уровня коммуникабельности. Профессиональное самопознание предполагает также выявление особенностей волевого развития, эмоциональной сферы, темперамента и характера, особенностей познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), речи и внимания как свойств личности.

Самоопределение – это процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы.

Саморазвитие – это процесс активного, последовательного качественного изменения личности, которое является результатом собственных усилий. Саморазвитие можно рассматривать и как деятельность личности, направленную на изменение тех своих технических и личностных свойств, которые уже есть, заложены в природе человека или предшествующим этапом развития (например: памяти, мышления, внимания, общих и профессиональных задатков и т.д.)

Самосовершенствование – (в какой-то мере аналог самосовершенствования) – это деятельность человека, направленная на формирование у себя новых и усиление имеющихся позитивных качеств и свойств, умений и навыков, а также на коррекцию своих недостатков. Это понятие несёт в себе более гуманный смысл, т.к. в отличие от самовоспитания, предполагающего воздействие на самого себя, означает опору человека на лучшее в себе, расширение этого лучшего и продвижение к собственной вершине (самосовершенству), достижениеакме (греч. асте – рассвет, вершина).

4 Самообразование как источник формирования и развития творческого потенциала личности. Несколько выше мы говорили, что самообразование – это основа роста учителя как специалиста всегда отличает не только пунктуальность, но и творческое отношение к работе, которое «вытекает» из истоков самообразования, когда учитель стремится к постоянному самосовершенствованию как личностному, так и профессиональному. Педагогическая деятельность становится творческой в тех случаях, когда установленные формы и методы не дают желаемых результатов «Условные приёмы, способы, нормы педагогической деятельности включаются в огромное множество нестандартных, непредвиденных ситуаций, решение которых требует постоянного «упражнения», внесения изменений, коррекций, регулирования, развития у преподавателя инновационный стиль педагогического мышления.

Можно ли научить и обучить творчеству? Можно если знать закономерности целостного педагогического процесса, осознавать цели и задачи совместной деятельности учителя и учащегося, иметь готовность и способность к самоизучения, самообразованию, самосовершенствованию.

Важно проникнуть в глубинные механизмы этого процесса и понять, каким образом производственный, моральный и научный опыт, накопленный в обществе, становится достоянием отдельного человека и определяет его развитие как личности. Здесь речь должна идти о специально организованной встречной активности личности , получившей названиесамовоспитания .

Работа над собой – самовоспитание - начинается с создания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. Субъективная постановка ребенком определенной цели поведения или деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности на завтрашний день. Осуществление этой цели неизбежно сопровождается возникающими препятствиями как объективного, так и субъективного характера.

Итак, самовоспитание – это систематическая и сознательная деятельность человека, направленной на саморазвитие, на формирование базовой культуры личности.

Самовоспитание призвано укрепить и развить способность к добросовестному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведение, волевые качества. Самовоспитание - основная часть и результат воспитание, всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек.

Состояние общепедагогической подготовки педагога и требования к профессиональной подготовке в современных условиях.

Общепедагогическая подготовка учителя в профессионально-педагогических учебных заведениях строится на единых научно-организационных основах. Структура и содержание подготовки будущих учителей в педагогических вузах определяются требованиями общества на переходном этапе его развития, уровнем развития педагогической науки, особенностями педагогической деятельности в современных условиях. Педагогическое образование призвано обеспечить готовность выпускника к трансляции культуры на основе гуманистически ориентированной профессиональной позиции учительства, его профессиональных умений моделирования и проектирования вариативных способов деятельности. В качестве основы содержания общих требований к специалисту педагогического профиля выступает целостное представление о сфере образования как специфической области гуманитарного знания. К этим требованиям относятся:

Основные закономерности природы, общества и мышления;

Знания о человеке как об индивидуальности и личности;

Способы освоения педагогической действительности;

Современные системы поиска, обработки и применения информации;

Управленческие решения в педагогической деятельности.

Государственный образовательный стандарт высшего образования (ГОСВО) является базовым нормативным документом, определяющим структуру и содержание высшего педагогического образования и создающим основы для обеспечения, сохранения единого образовательного пространства на всей территории страны. Рассмотрим, как выглядит в настоящее время содержание подготовки учителя. Прежде всего, надо отметить, что впервые в ГОСВО приведены требования к уровню подготовки абитуриента, в которых указано, что предшествующим уровнем образования поступающего в педвуз является среднее (полное) общее образование, что должно быть подтверждено наличием документа государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

Системообразующим фактором вузовской подготовки современного учителя выступает квалификационная характеристика выпускника. Выпускник, получивший квалификацию учителя, должен знать:

    Конституцию РК;

    Законы РК, решения правительства РК и органов управления образованием по вопросам образования;

    Конвенцию о правах ребенка;

    Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;

    педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;

    методику преподавания предмета и воспитательной работы;

    программы и учебники;

    требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;

    средства обучения и их дидактические возможности;

    основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;

    основы права, научную организацию труда;

    правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Кроме того, ГОСВПО содержат требования к профессиональной подготовленности специалиста, который должен:

Решать педагогические задачи, соответствующие его квалификации;

Осуществлять процесс обучения учащихся с ориентацией на задачи обучения, воспитания и развития личности школьников с учетом специфики преподаваемого предмета;

Стимулировать развитие внеурочной деятельности учащихся с учетом психолого-педагогических требований, предъявляемых к образованию и обучению;

Анализировать собственную деятельность, с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

Выполнять методическую работу в составе школьных методических объединений;

Выполнять работу классного руководителя, поддерживать контакт с родителями учащихся (или лиц их заменяющих) и оказывать им помощь в осуществлении семейного воспитания;

Знать государственный язык.

Уровни и этапы формирования общепедагогических ЗУН.

Преподавание педагогических дисциплин в педагогических вузах осуществляется в органическом единстве с другими предметами психолого-педагогического цикла: возрастной физиологией и школьной гигиеной, общей психологией, педагогической психологией. Общепедагогические знания, умения и навыки будущих учителей конкретизируются в частных методиках. Методика преподавания предмета представляет собой частную дидактику, в которой исходя из общедидактических закономерностей, раскрываются специфические цели, содержание, формы и методы обучения конкретному учебному предмету.

Система общепедагогических знаний состоит из следующих блоков:

Фундаментальные методологические знания.

Теоретико-практические знания об отдельных сторонах обучения и воспитания, о передовом педагогическом опыте по обучению воспитанию.

Методические знания о формах организации, методах и приемах обучения и воспитания.

Таким образом, под содержанием общепедагогической подготовки учителя подразумевается система педагогических знаний, практических умений и навыков, необходимых для осуществления профессиональных функций учителя.

Существенное значение в качественной педагогической подготовке студентов – будущих учителей имеет структура учебных курсов с ведущей учебной дисциплиной «Педагогика». Его цель – вооружить будущих учителей знаниями теоретических основ современной педагогической науки, некоторыми педагогическими умениями и навыками, необходимыми для эффективной организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях.

Цель изучения педагогических курсов – не только усвоение студентами системы педагогических знаний, но и формирование навыков реального их использования в деятельности, развитие и обогащение собственного опыта будущих учителей. Это предполагает у студентов знаний основных педагогических категорий, законов, тенденций и закономерностей изучаемой науки, умений и навыков анализа педагогической деятельности. Изучение данного курса способствует приобретению знаний теории и технологии педагогического управления образовательными системами в соответствии с требованиями стандарта, формированию умений побуждать педагогический коллектив к эффективной работе по обучению и воспитанию учащихся.

Для более глубокого усвоения теоретических знаний, формирование умений и навыков выполняется педагогическая практика. Она выполняет важнейшие функции в системе профессиональной подготовки учителя:

Обучающую (актуализация, углубление, расширение теоретических знаний, их применение в решении конкретных задач, формирование педагогических умений и навыков);

Развивающую (развитие познавательной и творческой активности будущих учителей, развитие педагогического мышления);

Воспитывающую (формирование социально-активной личности учителя, устойчивого интереса и любви к профессии);

Диагностическую (проверка уровня профессиональной направленности будущих учителей, степени профессиональной подготовленности к педагогической деятельности).

Педагогическая практика студентов играет важную роль в учебно-воспитательном процессе благодаря непрерывности и постоянному усложнению ее содержания от младших курсов к старшим она является связующим звеном между теоретической и практической подготовкой будущего учителя.



Самовоспитание - это сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личности

Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало другим, поменяло суть, изменило смысл. Но все же есть что-то в этом мире не приходящее, вечное, что было и будет всегда, в чём вероятно и есть вся истина. Кто мы? Зачем мы? Для чего мы рождаемся, живём и умираем? Для чего идём по тернистому пути к своему совершенству? Жизнь всегда подталкивала людей искать пути к совершенствованию своей души и тела. Проблемам самовоспитания во все века придавалось большое значение.

В наше неспокойное, неясное время, когда трудно разобраться где Добро, а где Зло, эта проблема еще более актуальна. То, по какому пути пойдут люди, станет решающим для всего мира и всех нас. Поэтому человек сейчас, как никогда, должен найти свое место в жизни, точно определить свои нравственные ценности, развить определённые способности, уметь противостоять различным негативным влияниям.

Чтобы не сорваться в пропасть и не быть растоптанным, нужно уметь разобраться в происходящем сейчас в нашей стране и в мире. А начинать нужно прежде всего с самого себя, с усовершенствования своей личности. Как говорит народная мудрость: “Век живи - век учись”, значит и воспитывай себя целый век. В постоянно меняющемся мире только тот находит свое место, кто непрерывно меняется сам, совершенствуется. Кроме того, только путем самовоспитания вырабатываются такие ценные личностные качества как сила воли, мужество, настойчивость, терпение, уверенность в своих силах и т.д.

Ниовладение знаниями, ни формирование личностных качеств не могут происходить без стремления самого человека к учению, без проявления им учебно-познавательной активности и работы над развитием своей нравственности, физической и эстетической культуры. Положение о том, что ученик - это не только объект, но и субъект воспитания, является тем фундаментом, на котором основывается как обучение, так и формирование личностных качеств учащихся. Вот почему первостепенной задачей учебной и воспитательной работы является развитие и поддержание высокой активности людей в познавательной и нравственно-эстетической деятельности. В этой связи П.П. Блонский видел задачу учителя в том, чтобы не так дать образование и воспитание, как развить способности к самообразованию и самовоспитанию. "Мы должны.., - писал он, - воспитывать человека, способного создавать свою собственную жизнь, способного к самоопределению. Воспитываться - значит самоопределяться, и воспитание будущего творца новой человеческой жизни есть лишь рациональная организация самовоспитания его".

Несколько иными словами эту же мысль высказывал психолог С.Л. Рубинштейн: "Всякая эффективная воспитательная работа имеет своим внутренним условием собственную работу воспитуемого, которая, естественно, завязывается в каждом сколько-нибудь вдумчивом и чутком человеке вокруг собственных поступков и поступков других людей... Успех работы по формированию духовного облика человека зависит от этой внутренней работы, от того, насколько воспитание оказывается в состоянии ее стимулировать и направлять" .

Приведенные суждения позволяют сделать вывод о том, что правильно поставленное воспитание есть не что иное, как умелое внутреннее стимулирование активности растущей личности в работе над собой, есть побуждение ее к собственному развитию и совершенствованию. Иначе говоря, уже в процессе воспитания имеет место самовоспитательная работа людей.

Глубоко уяснить моральные ценности, определить благородные цели жизни, - значит, создать важные стимулы для самовоспитания.

Что же такое самовоспитание? "Самовоспитание - это сознательная и планомерная работа над собой, направленная па формирование таких свойств и качеств, которые отвечают требованиям Мира и личной программе развития". Примерно такое же определение дает этому понятию А.И. Кочетов. "Самовоспитание,- пишет он, - это сознательное и управляемое личностью саморазвитие, в котором в соответствии с требованиями общества, целями и интересами самого человека формируются запроектированные им силы и способности".

Практика показывает, что люди начинают заниматься самовоспитанием только тогда, когда они уже отдают себе ясный отчет в своих действиях и поступках, когда у них вырабатывается способность к самооценке, к осмыслению своих положительных и отрицательных качеств и возникает потребность в собственном совершенствовании

Психологические механизмы стимулирования человека к самовоспитанию состоят в том, что они возбуждают у него переживание внутренних противоречий между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития и вызывают потребность в работе над своим совершенствованием. Такая потребность периодически появляется у каждого человека и, чтобы её развивать необходимо обращать специальное внимание на организацию самовоспитания.

Организация процесса самовоспитания человека и его важнейшие методы.

В основе самовоспитания лежит принцип опережающего отражения в сознании человека тех действий и поступков, которые он собирается совершить, определение тех черт и качеств, которые он предполагает выработать у себя. Если подобная "мысленная программа" формируется, она побуждает личность к практическим действиям по ее реализации, создает стимулы для проявления волевых усилий. Вот почему, когда v человека появляется потребность в преодолении тех или иных недочетов в своем характере или поведении, важно поставить четкую цель и обосновать необходимость ее достижения, иногда даже полезно определить сроки.

"Работа над собой, - пишет А.И, Кочетов, - требует от человека точных и ясных целей, твердой организации всей своей жизни, постоянного волевого усилия и умения пользоваться методами самовоспитания... Самовоспитание начинается с того момента, когда человек твердо определил, что он будет делать (цель) и каким хочет стать, чтобы достигнуть цели (идеал, образ самого себя в будущем). При этом он должен знать, каким он является в настоящий момент".

Все это, естественно, требует тщательного обдумывания, поиска аргументов для доказательства важности выдвигаемой цели, взвешивания всех "за" и "против", пока окончательно она не будет поставлена и мысленно сформулирована. Эту цель полезно в течение нескольких дней проговаривать вслух или про себя, пока она не закрепится прочно в сознании.

Одновременно с этим нужно составить детальную программу самовоспитания и определить то, чего конкретно необходимо достичь. Программы по мере приобретения опыта самовоспитания, естественно, должны усложняться, совершенствоваться и становиться более долговременными.

Очень четко определил когда-то программу работы над собой Л.Н. Толстой: "Важнее всего для меня в жизни исправление от трех главных пороков: Бесхарактерности, Раздражительности и Лени".

Если представить процесс самовоспитания в целом, то в его структуре можно выделить следующие компоненты:

критический анализ, оценка своих недостатков и постановка конкретной цели самовоспитания;

разработка программы самовоспитания;

определение его методов;

аутотренинг, т.е. непосредственная работа личности над собой;

самоконтроль.

Очень важно всегда помнить, что:

недостатки нашего характера и поведения — это результат недостаточного самообучения, саморазвития и самовоспитания;

плохие привычки и свойства характера легче исправить сегодня, чем завтра, всё можно исправить, стоит только сильно захотеть;

все наши успехи и неудачи в делах зависят от нас самих и, чтобы самообразование было успешным, следует знать, уметь, хотеть и успевать делать то, что интересно и полезно;

сколько бы мы ни учились, сколько бы ни знали, знанию и образованию нет пределов. Никогда не стоит прекращать самообразовательную работу.

***

Причина неудач большинства на фронте самообразованияявляется отсутствие материалов для интересного обучения. Успеха в результате самостоятельного обучения можно добиться, если сделать процесс обучения интересным, а не скучным. Именно так, как документальный видеофильм подает интересный для вас материал, демонстрируя его в образной и понятной форме. Это совсем не то, что обучаться по неинтересной хрестоматии, написанной не менее тоскливым автором.

Направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности . Основываясь на активизации механизмов саморегуляции , С. предполагает наличие ясно осознанных целей , идеалов, личностных смыслов . С. - относительно позднее приобретение онтогенеза , связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления , способности и готовности к самоопределению , самовыражению , самораскрытию, самосовершенствованию. С. базируется на адекватной самооценке , соответствующей реальным способностям человека, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности С. становится все более значительной силой саморазвития личности. С. находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием , не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимыми компонентами С. являются самоанализ личностного развития, и . В приемы С. входят самоприказ, самоодобрение, .


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Самовоспитание

Сознательная деятельность, направленная на возможно более Полную реализацию себя как личности, г-«выработка человеком у себя таких личностных качеств, кои представляются желательными. Базируясь на активизации механизмов саморегуляции, оно предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, смыслов личностных.

Самовоспитание - относительно позднее обретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Оно базируется на адекватной самооценке, соответственной реальным способностям человека, на критическом анализе своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности1 оно становится все более значимой силой саморазвития личности. Оно находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности.

Необходимые компоненты самовоспитания - самоанализ развития личностного, самоотчет и самоконтроль. В приемы самовоспитания входят самоприказ, самоодобрение и самовнушение.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Форма поведения.

Специфика.

Выработка человеком у себя таких личностных качеств, которые представляются ему желательными. Наиболее интенсивно осуществляется в подростковом возрасте.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

САМОВОСПИТАНИЕ

(англ. self-development ) - формирование человеком своей личности в соответствии с поставленными целями. С. как специальная чаще всего возникает в подростковом возрасте . Однако предпосылки С. можно видеть в поведении детей более раннего возраста. Так, в акте принятия намерения , наблюдающемся уже в дошкольном детстве, выражаются сознательность и целенаправленность поведения ребенка. Если в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок ориентируется преимущественно на оценки взрослых, то при переходе к подростковому возрасту усиливается влияние коллектива сверстников на его личностное развитие. Наиболее благоприятной для С. можно считать такую организацию коллектива, при которой каждый ребенок может найти свое место в общей деятельности сообразно своим индивидуальным особенностям и склонностям .

В подростковом возрасте решающую роль в С. начинает играть . Важным мотивом С. становится недовольство собой в результате осознания своих недостатков, несоответствия своим идеалам (см. ). В юношеском возрасте С. приобретает более зрелый и целенаправленный характер благодаря возникшему осознанию своего места в мире, стремлению служить высоким общественным идеалам. С. невозможно без адекватного анализа своих индивидуальных особенностей, способностей и возможностей. Эффективности С. способствует реалистическая самооценка, соответствующая реальным способностям и возможностям человека. Поскольку развитие личности - процесс непрерывный, не имеющий предела, С. - дело всей жизни человека. См. .


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "самовоспитание" в других словарях:

    самовоспитание - самовоспитание … Орфографический словарь-справочник

    Самовоспитание - выработка человеком у себя таких личностных качеств, которые представляются ему желательными. Наиболее интенсивно осуществляется в подростковом возрасте … Психологический словарь

    САМОВОСПИТАНИЕ - САМОВОСПИТАНИЕ, самовоспитания, мн. нет, ср. (книжн.). Воспитательная работа над собой. «Не пролетариату, а некоторым интеллигентам в нашей партии недостает самовоспитания в духе организации и дисциплины…» Ленин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова

    САМОВОСПИТАНИЕ - САМОВОСПИТАНИЕ, я, ср. Воспитание самого себя. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    самовоспитание - сущ., кол во синонимов: 1 воспитание (11) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    САМОВОСПИТАНИЕ - англ. self education; нем. Selbsterziehung. Формирование человеком своей личности в соответствии с сознательно выбранными целями, идеалами и убеждениями. см. ВОСПИТАНИЕ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    САМОВОСПИТАНИЕ - (англ. self development). Сознательная и целенаправленная деятельность человека на совершенствование своих положительных качеств и преодоление отрицательных. Элементы С. имеются уже у дошкольников. В подростковом возрасте решающую роль в С.… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений за счет и посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. В самовоспитание входит самоцелеполагание, саморегуляция, самоуправление, самопознание, самоприказ,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    САМОВОСПИТАНИЕ - сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Базируясь на активизации механизмов саморегуляции, оно предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, смыслов личностных. Самовоспитание –… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    самовоспитание - САМОВОСПИТАНИЕ, я, ср Интеллектуальная деятельность, заключающаяся в самостоятельном формировании личности, воспитании самого себя. Для этого [чтобы приспособиться] нужно самовоспитание, отвыкнуть коситься, кто ест лишнее, запретить чревоопасные… … Толковый словарь русских существительных