Кто сказал вождей больше чем рядовых индейцев. Вождь индейцев. Мирные и военные вожди

Пользователь frozenburger объяснил, что раскрасил фото для того, чтобы картинка приобрела более современный вид и позволила полнее оценить красоту этих людей. Frozenburger называет и имена индейцев, запечатлённых на снимке: Сидящий Бык, Оглядывающийся Медведь, Имеющий Большую Белую Лошадь, Белый Хвост, Печень Медведя, Перекатывающийся Через Горы Гром, Лающий Пёс, Парящий Ястреб, Хромой, Орлиный Свист. Вожди собрались вместе незадолго до встречи с генералом Нельсоном Майлзом. Снимок встречи индейских лидеров сделан в 1880 году. Пройдёт совсем немного времени, и некоторые его герои встретятся уже в других условиях. Оригинальный снимок:А вот и сам генерал М айлз, которого называли Медвежьим Мундиром. Именно под его командованием состоялась кровавая бойня на ручье Вундед-Ни в 1880 году. Это сражение стало последним крупнейшим столкновением между индейцами лакота и одной из последних битв Индейских войн. На снимке ниже - захваченные в плен во время бойни на ручье Вундед-Ни в 1880 году вожди индейских племён. Крайний справа - Парящий Ястреб.
Ещё один вождь, запечатлённый на фото, - Сидящий Бык, разгромивший в 1876 году один из американских полков США, до сражения не дожил. За две недели до битвы 40 полицейских-индейцев попытались арестовать его в своём доме. Вождь не захотел сдаваться, и в результате начавшейся перестрелки погиб сам, восемь его сторонников и шесть полицейских.

Вероятно, слышали о нескольких выдающихся исторических деятелях страны США. Но как насчет истории тех, кто был там раньше? Даже многие американцы очень мало знают об истории коренных американцев.

Одним из многих упущенных аспектов истории коренных американцев является длинный список исключительных людей, которые были вождями различных племен. Вот семь величайших руководителей и лидеров коренных американцев.

7. Текумсе

Dоенный лидер Шауни, Текумсе родился в Долине Огайо примерно в 1768 году. Примерно в возрасте 20 лет он начал совершать рейды со старшим братом, путешествуя в различные приграничные города в Кентукки и Теннесси. После ряда поражений он уехал в Индиану, подняв группу молодых воинов и стал уважаемым военачальником. Один из его младших братьев подвергся серии видений и стал религиозным пророком и смог точно предсказать солнечное затмение.

Используя способности своего брата в своих интересах, Текумсе быстро начал объединять ряд разных народов в поселение, известное как Пропетстаун, более известный в Соединенных Штатах как Типпекано. Однажды, в то время как Текумсе отсутствовал в вербовой поездке, будущий президент США Уильям генри харрисон начал внезапную атаку убив почти всех.

Разозлившись на такое обращение со своими людьми со стороны США, Текумсе объединил свои силы с Великобританией, когда началась война 1812 года. Однако он умер в битве при Темзе 5 октября 1813 года. Хотя он был постоянным врагом для них, американцы быстро превратили Текумсе в народного героя, оценив его впечатляющие ораторские навыки и храбрость его духа.

6. Геронимо


Пожалуй, самый известный лидер индейцев всех времен, Геронимо был медиком в группе Бедонкой в ​​Чирикахуа. Родившийся в июне 1829 года, он быстро адаптировался к образу жизни Апачей. Будучи мальчиком, он проглотил сердце своего первого успешного охотничьего убийства и уже провел четыре отдельных рейда до 18 лет. Как и многие его люди, он сильно пострадал от рук «цивилизованных» людей вокруг него, Мексиканцы, которые все еще контролировали землю, убили его жену и трех маленьких детей.

В 1848 году Мексика уступила контроль над обширными участками земли, включая территорию Апача, в Договоре Гваделупской Идальго. Это предшествовало почти постоянному конфликту между новыми американскими поселенцами и племенами, которые жили на земле. В конце концов, Геронимо и его люди были выгнаны с земли своих предков и помещены в оговорку в бесплодной части Аризоны, на что великий лидер глубоко возмущался. В течение следующих десяти лет он возглавлял ряд успешных прорывов, травил упорно армии США. Кроме того, он стал знаменитостью своих смелых побегов, играя на публичной любви к Дикому Западу.

5. Crazy Horse


Страшный воин и лидер Oglala Sioux, Crazy Horse родился около 1840 года в современной Южной Дакоте. С момента его рождения напряженность между американцами и сиу увеличивалась. В августе 1854 года вождь сиу по имени Завоевавший медведь был убит белым солдатом. В отместку сиу убили лейтенанта вместе со всеми 30.

Используя свои знания как боевика-партизана, Crazy Horse был проблемой для армии США. Самая запоминающаяся битва, в которой участвовал Crazy Horse, — битва Маленького Бигхорна, борьба, в которой Кастер и его люди потерпели поражение. Однако к следующему году Crazy Horse сдался. Политика выжженной земли армии США оказалась слишком большой для его людей. В плену он был убит штыком, предположительно планируя убежать.

4. Вождь Сиэтл


Родившийся в 1790 году, Сиэтл жил в нынешнем штате Вашингтон, поселившись вдоль Пьюджет-саунда. Начальник двух разных племен благодаря своим родителям изначально был очень рад поселенцам, которые начали прибывать в 1850-е годы, как и они ему. Фактически, они основали колонию в заливе Эллиот. Однако некоторые из других местных племен возмущались посягательством американцев, и начались насильственные конфликты, что привело к нападению на небольшое поселение в Сиэтле.

Шеф Сиэтл чувствовал, что его люди в конечном итоге будут изгнаны из каждого места этими новыми поселенцами, но они понимали, что насилие только ускорит процесс.

Удовлетворительный факт: речь, с которой большинство людей ассоциируется с шефом Сиэтлом, в котором он уделяет большое внимание потребностям человечества в заботе об окружающей среде, полностью сфабрикована. Это было написано человеком по имени д-р Генри А. Смит в 1887 году.

3. Кошице


Почти ничего не известно о детстве одного из величайших вождей Апачи в истории. На самом деле, никто не уверен, когда он родился. Он был относительно высок для того времени, он был ростом не меньше 180 сантиметров, создавая очень внушительную фигуру. Лидер племени Чирикахуа Кохиз привел своих людей к ряду набегов, иногда против мексиканцев, а иногда и против американцев. Однако это были его нападения на США, которые привели к его кончине.

В 1861 году рейдерская партия другого племени апачей похитила ребенка, а племя Кошизы было обвинено в акте относительно неопытного офицера армии США. Хотя они были невиновными, попытка арестовать коренных американцев, которые пришли поговорить, закончилась насилием, одним выстрелом к ​​смерти, и Кошице убежал из палатки собрания, прорезав отверстие в стороне и убежал. Последовали различные акты пыток и казни с обеих сторон, и это, казалось, не имело конца. Но началась Гражданская война в США, и Аризона осталась в Апачи.

Менее чем через год, армия вернулась, вооруженная гаубицами, и они начали уничтожать племена. Почти десять лет Кошице и небольшая группа бойцов прятались среди гор, совершая набег при необходимости и уклоняясь от захвата. В конце концов, Кошице была предложена огромная часть Аризоны в качестве оговорки. Его ответ: «Белый человек и индейцы должны пить одну и ту же воду, есть один и тот же хлеб и быть в мире и согласии». К сожалению, Кошице не мог увидеть плоды своего труда, так как он серьезно заболел и умер в 1874 году.

2. Сидящий Бык


Святой человек из Hunkpapa Lakota, Сидящий Бык родился в 1831 году, где-то в современной Южной Дакоте. В юности он был ярым воином, совершившим свой первый набег еще в 14 лет. Его первая жестокая встреча с американскими войсками была в 1863 году. Именно эта храбрость привела к тому, что он стал вождем всей Лакоты в 1868 году Хотя небольшие конфликты между Лакотой и США продолжались в течение десятилетия, только в 1874 году началась полномасштабная война. Причина: золото было найдено в священных Черных холмах Южной Дакоты.

Насилие завершилось коалицией коренных американцев, противостоявшей американским войскам во главе с Кастером в вышеупомянутой битве при Литл-Бигхорне. Позже в этот прибыло еще подкрепление, и Сидящий Бык убежал в Канаду. Голодание в его народе в конечном счете привело к соглашению с США, после чего они были перевезены в резервацию. Вскоре вспыхнула перестрелка между полицией и его сторонниками, и Сидящий Бык был убит.

1. Мангас-Колорадас


Свекровь Кошизе и один из самых влиятельных вождей 1800-х годов Мангас Колорадас был членом Апачи. Рожденный незадолго до начала века, он считался необычайно высоким и стал лидером своей группы в 1837 году, после того как его предшественник и многие из их группы были убиты. Они умерли, потому что Мексика предлагала деньги для скальпов американских индейцев. Будучи преисполнен решимости не допустить, чтобы это осталось безнаказанным, Мангас-Колорадас и его воины начали убивать всех жителей города Санта-Рита.

Когда США объявили войну Мексике, Мангас-Колорадас видел их в качестве спасителей своего народа, подписывая договор с американцами, позволяя солдатам проходить через земли Апачи. Однако, как это обычно бывает, когда золото и серебро были обнаружены в этом районе, договор был отброшен. К 1863 году США летели под флагом перемирия, якобы пытаясь прийти к мирному соглашению с великим вождем. Однако его предали, убили под ложным предлогом, что он пытался убежать, а затем искалечен после смерти.

Джозеф Брант - вождь племени могаук, офицер английской армии.
Уго Чавес - президент Венесуэлы.
Эво Моралес - президент Боливии.
Алехандро Толедо - бывший президент Перу.
Ольянта Умала - президент Перу.
Сидящий Бык - вождь хункпапа-сиу.
Секвойя - вождь племени чероки, изобретатель слоговой азбуки чероки (1826), основатель газеты «Чероки Феникс» на языке чероки (1828).
Джеронимо - военный «лидер» апачей.
Капитан Джек - вождь индейского племени модоков.
Неистовый Конь (Бешеный Конь) - предводитель индейцев лакота. Остановил продвижение генерала Крука летом 1876 года, разбил кавалерию генерала Кастера в долине Литтл-Бигхорн.
Мэри Смит-Джонс - специалист по лингвистике и активный политический деятель, представительница американских индейцев южной Аляски.
Джим Торп - легкоатлет-многоборец, 2-кратный чемпион олимпийских игр 1912 г.
Шифровальщики навахо - группа индейцев навахо, работавшие в годы Второй мировой войны в армии США радистами-шифровальщиками.
Дэн Джордж - канадский и американский киноактёр, поэт и писатель
Монтесума
Куаутемок
Куана Паркер - вождь команчей
Текумсе
Понтиак - вождь индейского племени оттава из группы алгонкинов в Северной Америке.
Оцеола - вождь и военачальник индейского племени семинолов (Флорида)
Пушматаха
Джоуи Беладонна - вокалист группы Anthrax
Роберт Трухильо - бас-Гитарист Metallica
Химматон-Йалаткит (Вождь Джозеф) - выдающийся вождь не-персе
Вовока
Красное Облако
Вашаки
Сат-Ок - Длинное Перо, племя Шеванезов; Stanislaw Suplatowicz, 1920-2003, писатель, автор повестей «Земля солёных скал» и «Таинственные следы»
Сэмпсон, Уилл - американский киноактёр и художник, в молодости чемпион родео
Янгблад, Руди - американский актёр
Сент-Мари, Баффи - канадская фолк-певица
Мартинес, Эстер - американский лингвист
Хейз, Айра - американский морской пехотинец, участник Второй мировой войны.
Фокс, Вивика - американская актриса
Пеллетье, Бронсон - канадский актёр
Чичу, Джонатан - канадский хоккеист
Осман, Дэн - американский скалолаз и экстремал
Уоллис, Велма - американская писательница
Матус, Хуан - шаман из индейского племени яки, главным образом известный по произведениям Карлоса Кастанеды.
Стьюди, Уэс - американский киноактёр.
Минс, Рассел - американский общественный деятель, борец за права индейцев, киноактёр.

Биографии знаменитых военных вождей

Кочис

(Материал из Википедии)
Кочис (1805 — 8 июня 1874) — вождь чоконенов, одной из групп чирикауа-апачей и лидер восстания, которое вспыхнуло в 1861 году. Кочис являлся наиболее значительной фигурой в истории Американского Юго-Запада в XIX веке и одним из величайших лидеров среди североамериканских индейцев. Округ Кочис в Аризоне назван в его честь.
Род деятельности: вождь чоконенов
Дата рождения: 1805 год
Место рождения: Новая Мексика
Дата смерти: 8 июня 1874
Место смерти: Территория Нью-Мексико

Ранние годы
Кочис родился приблизительно в 1805 году в одной из общин чоконенов. В тот период отношения между чирикауа и мексиканцами были мирными. Примерно в возрасте шести лет Кочис уже охотился на мелких птиц и животных с помощью лука и стрел. В этом возрасте мальчики чирикауа отделялись от девочек и начинали играть в игры, которые развивали выносливость, скорость и силу, такие как бег наперегонки, перетягивание каната, борьба и другие. Также с 6-7 лет они обучались верховой езде.
Физическое развитие, самодисциплина и независимость главенствовали на следующем этапе взросления. Когда мальчику из племени чирикауа исполнялось 10 лет, то он выполнял обязанности охранника лагеря и разведчика. Примерно в возрасте 14 лет юноша-чирикауа начинал обучаться воинскому искусству. Воины чирикауа проходили испытания, в которых учились стойко переносить суровые тяготы войны. Кочис с юных лет проявил себя как дисциплинированный и физически развитый юноша, готовый участвовать в военных действиях.
После провозглашения Мексикой независимости, отношения между мексиканцами и чирикауа ухудшились и привели к вооружённым столкновениям. Мексиканское правительство игнорировало недовольство апачей, в ответ индейцы совершили несколько рейдов на поселения мексиканцев. В возрасте 20 лет Кочис являлся одним из военных лидеров чоконенов. Его рост составлял 5 футов и 10 дюймов, а вес 75 кг. Во время войны с мексиканцами был убит отец Кочиса. В 1848 году мексиканцы захватили в плен самого Кочиса. Он находился в заключении около шести недель. За это время чоконены пленили более 20 мексиканцев и обменяли их на своего лидера.

Война с американцами
После того, как Соединённые Штаты одержали победу в Американо-мексиканской войне, они получили контроль над Нью-Мексико и Аризоной.
К 1858 году Кочис становится основным военным лидером всех чоконенов. В том же году он впервые встретился с представителями правительства США. Мирные отношения между чирикауа и американцами продолжались до 1861 года, когда группа апачей атаковала ранчо белых поселенцев. В этом рейде был обвинён Кочис. Офицер армии США Джордж Баском пригласил его, вместе с родственниками, в армейский лагерь. Ничего не подозревающего Кочиса попытались арестовать, но ему удалось бежать. Его родственники были захвачены, один человек убит. Примерно через час вождь чоконенов вернулся и пытался переговорить с американцами, в ответ Баском приказал открыть огонь по нему. Позже Кочис взял в заложники несколько белых, которых хотел обменять на чоконенов. Но переговоры провалились, в основном из-за действий Баскома. Большинство заложников и с той, и с другой стороны было убито.
Возмущённый вероломством Баскома, вождь чоконенов пообещал отомстить американцам. В течение нескольких следующих лет он возглавлял рейды чоконенов. Индейцы убили, по разным данным, от несколько сотен до 5000 белых.

Последние годы жизни.
Драгунские горы.
Постепенно американской армии удалось загнать группу Кочиса в район Драгунских гор. Лидер чоконенов продолжал войну до 1872 года, когда вновь начались переговоры между американскими властями и чирикауа. Мирный договор удалось заключить благодаря Тому Джеффордсу, одному из немногих белых друзей Кочиса.
После заключения мира вождь чоконенов отправился в резервацию, вместе со своим другом Джеффордсом, который был назначен индейским агентом. Кочис скончался в 1874 году и был похоронен в Драгунских горах. Только близкие люди вождя знали точное место его погребения, которое на сегодняшний день неизвестно.

Очень подробная биография:
http://www.proza.ru/2012/02/16/1475
Джеронимо
Джеронимо - имя чирикауа-апачей Гоятлай (Guyaale)
Военный предводитель чирикауа-апачей, который в течение 25 лет возглавлял борьбу против вторжения США на землю своего племени. В жизни и в истории прославился своей безрассудной храбростью, грудью бросаясь на залпы винтовочных ружей, он оставался цел и неуязвим для пуль. Про него слагали легенды, его имя... да господи, вспомните сериал "Доктор Кто" где клич «Джеронимо!» так часто использует Доктор, клич «Джеронимо!» используется в ВДВ США десантниками-парашютистами во время прыжка из самолета.

Дата рождения: 16 июня 1829
Место рождения: Аризона
Дата смерти: 17 февраля 1909 (79 лет)
Место смерти: Форт-Силл, Оклахома

Гоятлай (Джеронимо) родился в племени бедонкое , которое относится к чирикауа, вблизи от реки Гила, на территории современной Аризоны, в то время - во владении Мексики, однако семья Джеронимо всегда считала эту землю своей.

Происхождение прозвища Джеронимо неизвестно. Некоторые считают, что оно произошло от Святого Иеронима (в западном произношении Джером), которого мексиканские враги Гоятлая призывали на помощь во время сражений. По другой версии прозвище Джеронимо - транскрипция того, как дружественные ему мексиканские торговцы произносили настоящее имя Гоятлая.

Родители Джеронимо обучили его в соответствии с традициями апачей. Он женился на женщине из племени чирикауа и имел трёх детей. 5 марта 1851 года отряд из 400 мексиканских солдат из штата Сонора под руководством полковника Хосе Мария Карраско напал на лагерь Джеронимо возле Ханоса в то время, как большинство мужчин племени отправились в город торговать. Среди убитых оказались жена, дети и мать Джеронимо. Вождь племени, Мангас Колорадас, решил отомстить мексиканцам и отправил Гоятлая к Кочису за помощью. Хотя, по словам самого Джеронимо, он никогда не был вождём племени, с этого момента он стал его военным лидером. Для племени чирикауа это также означало, что он был и духовным лидером. В соответствии с занимаемой должностью именно Джеронимо возглавлял многие рейды против мексиканцев, а впоследствии и против армии США.

Всегда уступая противнику числом в сражении с мексиканскими и американскими войсками, Джеронимо прославился своими отвагой и неуловимостью , которые он демонстрировал с 1858 по 1886 год. В конце его военной карьеры он возглавлял крошечный отряд из 38 мужчин, женщин и детей. Целый год за ним охотились 5 тысяч солдат армии США (четверть всей американской армии на тот момент) и несколько отрядов мексиканской армии.

Люди Джеронимо были одними из последних независимых индейских воинов, отказавшихся признать власть правительства Соединённых Штатов на Американском Западе. Конец сопротивления настал 4 сентября 1886 года, когда Джеронимо был вынужден сдаться американскому генералу Нельсону Майлзу в Аризоне.
Джеронимо и другие воины были отправлены в Форт-Пикенс, штат Флорида, а его семья в Форт-Мэрион. Они воссоединились в мае 1887 года, когда все вместе были перевезены в Казармы Маунт-Вернон в Алабаме на пять лет. В 1894 году Джеронимо перевезли в Форт-Силл в Оклахоме.

Джеронимо (1898 г.) В пожилом возрасте он стал знаменитостью. Он появлялся на выставках, включая всемирную выставку 1904 года в Сент-Луисе, штат Миссури, где продавал сувениры и собственные фотографии. Однако вернуться на землю предков ему не разрешалось. Джеронимо участвовал в параде по случаю инаугурации президента США Теодора Рузвельта в 1905 году. Он умер от пневмонии в Форте-Силл 17 февраля 1909 года и был похоронен на местном кладбище пленных индейцев-апачей.

В 1905 году Джеронимо согласился рассказать свою историю С. М. Барретту, главе департамента образования в Лоутоне, территория Оклахома. Барретт обратился за разрешением к президенту, чтобы опубликовать книгу. Джеронимо рассказывал только то, что хотел рассказать, не отвечал на вопросы и ничего не менял в своём повествовании. Предположительно Барретт не делал собственных крупных изменений в рассказе Джеронимо. Фредерик Тёрнер позже переиздал эту автобиографию, убрав примечания Барретта и написав введение для не-апачей.

Интересные факты
Клич «Джеронимо!» используется в ВДВ США десантниками-парашютистами во время прыжка из самолета. В 1940 году рядовой 501-го экспериментального воздушно-десантного полка по имени Эберхард предложил товарищу использовать в качестве боевого клича имя индейца из просмотренного накануне фильма. Через некоторое время весь взвод яростно кричал «Джеронимо!», десантируясь из самолета, а сегодня этот клич является уже традиционным для ВДВ США. Как боевой возглас, символизирующий ярость, отвагу и веру в победу (сходно по значению с русским «Ура!» и японским «Банзай!»), клич «Джеронимо!» упоминается в различных произведениях литературы, киноискусства, компьютерных играх.
Клич «Джеронимо!» использует Доктор, герой британского фантастического сериала Доктор Кто, Агент Джонни Инглиш, герой одноименного фильма, прыгая с парашютом из вертолета, а также полярные медведи, прыгая в замерзшее озеро, из мультипликационного фильма "Балто".

Экранизации
В 1962 году в США вышел в прокат фильм кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer «Джеронимо». В 1993 году кинокомпанией Columbia Pictures снят кинофильм «Джеронимо: американская легенда». В том же 1993 году компанией «Turner pictures» выпущен фильм Роджера Янга «Джеронимо».
Все эти фильмы Джеронимо (и другие фильмы про апачей) есть у нас в коллекции индейцев-апачей.


Сидящий Бык
«Я - красный человек. Если бы Великий Дух желал, чтобы я был белым человеком, он бы сделал меня им в первую очередь. Он вложил в ваши сердца определенные планы, в мое он вложил другие и отличающиеся планы. Каждый человек хорош на своем месте. Орлам не обязательно быть Воронами. Мы бедны, но мы свободны. Ни один белый не направляет наши шаги. Если мы должны умереть, мы умрем защищая наши права».

Сидящий Бык (родился примерно в 1831 - убит 15 декабря 1890) - вождь индейского племени хункпапа (хункпапа - индейское племя языковой семьи сиу).
Его имя на его родном языке лакота звучит как Татанка Ийотаке, Бизон, сидящий на земле.

Биография
Мальчиком его звали Медлительный (Хункешни) из-за того, что он был нерасторопен. Когда ему исполнилось четырнадцать, он дотронулся до убитого кроу жезлом для ку. В честь этого его отец даровал мальчику собственное имя. Впоследствии Сидящий Бык стал прославленным воином.
Сидящий Бык возглавлял племена индейцев, противившихся переселению в резервации. 25 июня 1876 объединённые войска индейцев сиу и шайеннов под предводительством Сидящего Быка в битве при Литтл-Бигхорн разбили кавалерию генерала Кастера. Это была одна из самых значительных побед индейцев в войне за свою территорию.

Выдающийся вождь хункпапа Сидящий Бык имел массу последователей среди всех племен лакота как противник переселения в резервации и подписания несправедливых договоров. С 1863 г. сражался против американских войск. В объединённом лагере индейцев, победивших солдат в битвах при Роузбад и Литтл-Бигхорн в 1876 г. считался верховным вождем. После поражения генерала Кастера армия начала настоящую охоту на мятежных индейцев. Большой лагерь распался на группы, которые, рассредоточившись, пытались избежать поселения в резервации и оказывали сопротивление войскам. Группа Сидящего Быка ушла в Канаду, но в 1881 г. и они были вынуждены сдаться. Сидящий Бык был заключен в форт Рэндэлл. После освобождения в 1883 г. активно выступал против продажи резервационных земель. В 1890 г., когда среди племен сиу появилось много приверженцев мессианского культа Пляска Духа, и ситуация выходила из-под контроля, было решено арестовать наиболее нелояльных вождей, и в первую очередь Сидящего Быка. Хотя сам он не был среди предводителей культа, однако, оставался очень враждебно настроенным к белым и готовился к восстанию. При попытке его ареста возникла перестрелка, и вождь был убит сержантом индейской полиции Красным Томагавком. Сидящий Бык, его великие лидерские таланты великолепно раскрыты в фильме: "Сидящий Бык" 1954 г., этот фильм находится в коллекции Индейские войны , на диске 1.

Неистовый Конь

Неистовый Конь (или Бешеный Конь),
англ. Crazy Horse, на языке лакота - Thasunka Witko (Ташунка Витко), букв. "Его Конь - Бешеный"
(примерный год рождения 1840 — 5 сентября 1877) - военный вождь племени оглала, входившего в союз семи племён лакота.

Родился предположительно в 1840 году на территории современной Южной Дакоты, поблизости от реки Рапид-Крик. Его отец был шаманом, родная мать Неистового Коня умерла молодой и её заменила женщина из племени брюле, приходившаяся сестрой известному вождю Пятнистому Хвосту. Был свидетелем первого серьёзного столкновения между лакота и американской армией, которое произошло 19 августа 1854 года. Неистовому Коню было тогда 14 лет и он находился в лагере вождя брюле Атакующего Медведя, когда там произошла Резня Граттана, в которой все солдаты были перебиты.

Принадлежал к группе непримиримых индейцев, боролся против федерального правительства США, отказывался подписывать какие-либо договоры с правительством США.

Остановил продвижение генерала Крука летом 1876 года, разбил кавалерию генерала Кастера в долине Литтл-Бигхорн.

Последнее его столкновение с американской кавалерией состоялось в Монтане 8 января 1877 года. В мае 1877 года капитулировал.

Неистовый Конь сторонился белых людей, оставался замкнутым. Когда генерал Джордж Крук предложил ему отправиться в Вашингтон на встречу с президентом США, он отказался. Присутствие известного лидера враждебных индейцев в резервации Красного Облака держало армейское командование в постоянном напряжении. Когда по лагерю, где он находился, поползли слухи о его желании вновь вернуться на тропу войны, генерал Крук принял решение арестовать Неистового Коня обманным путем. Вождь был доставлен в Форт-Робинсон, где понял, что белые собираются заключить его в тюрьму. Он выхватил нож, но Маленький Большой Человек схватил вождя за руку. Мгновением позже американский солдат пронзил Неистового Коня штыком.

Раненого штыком вождя перенесли в кабинет адъютанта форта. Его одеяло расстелили на полу, и на нём несколько часов он лежал без сознания с внутренним кровотечением. Слабеющим голосом вождь затянул свою Песню Смерти. Индейцы снаружи услышали его пение, и почти сразу же родители Неистового Коня стали умолять разрешить им пройти к сыну. После того, как вождь умер, им позволили войти.

Не сохранилось ни одного портрета этого знаменитого вождя (фото, что вы видите, ориентировочное, по описанию). В XX веке в его честь начал возводиться Мемориал Неистового Коня (архитектор К. Зюлковски).
Фильмы про Неистового коня , находятся в коллекции Индейские войны , на диске 4.

Чёрный Котёл
Чёрный Котёл родился примерно в 1803 году в районе Блэк-Хиллс.
Чёрный Котёл вел миролюбивую политику, он считал, что справиться с армией белых индейцам будет невозможно и прилагал все усилия для заключения мира. В результате южные шайенны были поселены в небольшой резервации на Сэнд-Крик.

Несмотря на заключённый договор в 1861 году, стычки между южными шайеннами и белыми людьми продолжались. После переговоров с властями Колорадо часть южных шайеннов и арапахо, которые желали быть в мире с белыми людьми, поставили свой лагерь в указанном американцами месте, чтобы их не спутали с враждебными индейцами. Однако, 29 ноября 1864 года этот лагерь мирных шайеннов и арапахо был атакован солдатами полковника Джона Чивингтона. Нападение оказалось полной неожиданностью для индейцев. Солдаты действовали очень жестоко, убивая женщин и детей, уродуя трупы до неузнаваемости и снимая скальпы. Это событие стало известно как Бойня на Сэнд-Крик.

Несмотря на ужасную трагедию, Чёрный Котёл продолжал думать о мире с белыми. 14 октября 1865 года вблизи реки Литтл-Арканзас был подписан новый договор. Правительство США признало свою вину за события у Сэнд-Крик и обещало заплатить компенсацию выжившим шайеннам и арапахо. В 1867 году индейские племена юга Великих Равнин подписали очередной договор у Медисин-Лодж-Крик, после которого, Чёрный Котёл увёл своих людей в резервацию.

Небольшие столкновения между шайеннами и американцами продолжались, но Чёрный Котёл держал свою общину в мире с белыми. В середине октября 1868 года генерал Филип Шеридан начал планировать карательную экспедицию против южных шайеннов. Когда Чёрный Котёл посетил Форт-Кобб, примерно в 100 милях от местонахождения его лагеря, чтобы вновь заверить командующего фортом, что он хочет жить в мире с белыми людьми, ему сказали, что армия США уже начала военную кампанию против враждебных индейских племён. Индейский агент сказал ему, что единственное безопасное место для его людей — окрестности форта. Чёрный Котёл поспешил вернуться в свой лагерь и начал подготовку к переходу к форту. На рассвете утром 27 ноября 1868 года солдаты полковника Джорджа Кастера атаковали селение Чёрного Котла на реке Уошите. Событие стало известным как Битва при Уошите. При попытки пересечь реку Чёрный Котёл и его жена были застрелены в спину и погибли.

Желчь
Желчь (на языке лакота Phizi, Желчный Пузырь) - военный вождь хункпапа, один из лидеров индейцев в битве при Литтл-Бигхорн.
Имя при рождении: Phizi
Род деятельности: вождь племени хункпапа
Дата рождения: 1840 год
Место рождения: Южная Дакота
Дата смерти: 5 декабря 1894
Место смерти: Стэндинг-Рок

Желчь родился на берегах реки Моро в Южной Дакоте примерно в 1840 году . Получил имя от своей матери, которая однажды натолкнулась на сына, когда тот пробовал на вкус желчный пузырь убитого животного. Еще он был известен и как Красный Ходок.

Юношей участвовал в войне Красного Облака.
Несправедливо обвинённый в убийстве белых , зимой 1865-66 возле форта Бертольд был арестован солдатами и брошен умирать с тяжёлой штыковой раной. Желчь сумел выжить и с тех пор возненавидел белых людей. Принимал участие во многих сражениях против армии США. Потерял двух жён и троих детей в начале битвы при Литтл-Бигхорн.

В резервации
После Литтл-Бигхорн последовал в Канаду за Сидящим Быком. В конце 1880 года вернулся в США и сдался военным, поселившись в резервации Стэндинг-Рок. Его группа состояла из 230 человек.
Поселившись в резервации, Желчь стал призывать соплеменников к мирной жизни, так как пришёл к выводу о тщетности войны с белыми. Был дружен с индейским агентом Джеймсом Маклафлином. Между ним и Сидящим Быком возникали разногласия и раздоры. Отказался принимать участие в шоу Баффало Билла. Даже будучи в летах Желчь был человеком потрясающей взрывной силы и весил 260 фунтов. Он умер 5 декабря 1894 года и был похоронен в Стэндинг-Роке.

Большая Нога

(1824 — 29 декабря 1890)
Большая Нога (Си Танка), также известный как Пятнистый Лось - вождь индейского племени миннеконжу.
Он был сыном вождя Длинного Рога, после смерти которого стал вождём племени.
Он был убит в 1890 году в Южной Дакоте вместе с более чем 300 своих соплеменников в столкновении с армией США, известном как Бойня на ручье Вундед-Ни .

Ранние годы в качестве вождя
Си Танка родился в период между 1820 и 1825 годами в племени миннеконжу народности сиу. В молодости он ничем не прославился, но после смерти отца, вождя Длинного Рога, в 1875 году Большая Нога стал вождём миннеконжу. Среди представителей своего народа он вскоре стал известен как умелый политик и дипломат.
В 1876 году Большая Нога присоединился к Сидящему Быку и Неистовому Коню в войне против армии США, однако значительной роли в военных действиях он не сыграл. После сиуских войн правительство отправило миннеконжу в индейскую резервацию Шайенн-Ривер в Южной Дакоте. Большая Нога решил, что для его племени будет лучше приспособиться к жизни в резервации и перенять образ жизни белых людей, сохранив при этом язык и культурные традиции лакота. Миннеконжу занялись оседлым земледелием - стали выращивать кукурузу одними из первых среди американских индейцев, руководствуясь правительственными стандартами. Большая Нога укреплял мир между своими людьми и белым поселенцами, он в качестве племенного делегата посещал Вашингтон и пытался добиться создания школ на территории сиу.

Участие в движении «Танец духов»
Новое религиозное движение
Из-за плохих условий жизни в резервациях индейцы лакота находились в глубоком отчаянии; к 1889 году они стали искать радикальное средство против своих непрекращающихся злоключений. Им стало движение под названием «Пляска Духа», новая религия, созданная пророком Вовокой из племени южных пайютов. Большая Нога и его племя с большим энтузиазмом отнеслись к церемонии Танца духов.
Хотя правилами резервации запрещалось практиковать религию, движение широко распространялось по лагерям индейцев, из-за чего местные агенты по делам индейцев стали бить тревогу. Некоторым агентам удалось самостоятельно навести порядок, другие вынуждены были прибегнуть к помощи федеральных войск.

Приглашение вождя Красное Облако
После того, как Сидящий Бык был убит в резервации Стэндинг-Рок в 1890 году, его люди решили искать защиту у Большой Ноги. В декабре 1890 года, опасаясь арестов и правительственных репрессий, Большая Нога повёл племя на юг, в резервацию Пайн-Ридж, куда его пригласил вождь Красное Облако. Красное Облако надеялся, что авторитетный вождь Большая Нога поможет ему заключить мир. А Большая Нога надеялся найти в Пайн-Ридж безопасное убежище, его люди не собирались сражаться с войсками и шли с белым флагом.

Бойня на ручье Вундед-Ни
28 декабря 7-ой кавалерийский полк перехватил племя Большой Ноги на пути в Пайн-Ридж. Вождь, тяжело больной пневмонией, сдался без сопротивления. Кавалеристы доставили индейцев к ручью Вундед-Ни, где находился лагерь. Ночью Большая Нога и его люди разбили лагерь, а хорошо вооруженные солдаты держали их в окружении. Утром прибыл полковник Джеймс Форсайт и принял командование над войсками. Перед отправлением он приказал забрать у индейцев оружие, однако после случайного выстрела, солдаты открыли стрельбу по безоружным сиу из пушек, винтовок и пистолетов. В бойне погибло 153 мужчин, женщин и детей.
Среди них был и Большая Нога.

И вот почему то именно эта тема вспомнилась мне, когда я читал нижеследующую историю.

История советского летчика Ивана Даценко, на первый взгляд, может показаться фантастической, уж слишком много в ней загадок. Герой советской авиации не вернулся назад в один из боевых вылетов и был признан пропавшим без вести, а, спустя много лет, советская делегация повстречалась с ним в Канаде в резервации местных индейцев. Иван к тому времени получил новое имя "Пронзающий Огонь" и стал вождем племени аборигенов.

Давайте узнаем подробности этой истории или легенды...

Историю спасения Ивана Даценко принято относить к числу легенд, поскольку прямых доказательств того, что Герой Советского Союза прожил остаток своей жизни за океаном, - нет. В войну Иван проявил себя отважным летчиком, командовал авиационной эскадрильей. Выходец из Полтавской области начал войну 22 июня 1941 года, официальной датой его смерти считается день последнего боевого вылета - 10 апреля 1944 года. Несмотря на это, бытует мнение, что все сложилось совсем иначе.

В официальном заключении о смерти значится, что Иван Даценко погиб при бомбардировке жд/станции Львов-2, оккупированной немцами. По неподтвержденной версии пилоту удалось выпрыгнуть из горевшего самолета, после чего, приземлившись, он попал в немецкий плен. Судя по всему, украинец совершил побег, был задержан сотрудниками "Смерша", осужден и пошел по этапу. В дороге - сбежал и каким-то чудом пробрался в Канаду. Существует и другая версия: Иван был советским шпионом и выполнял служебное задание в стране кленового листа.

Однополчанин Даценко, Герой Советского Союза Алексей Кот свидетельствовал, что лично наблюдал гибель экипажа бомбардировщика, пилотируемого командиром звена Даценко в ночном небе над железнодорожной станцией Львов-2. "Мы повторили налет, - писал Кот в послевоенных мемуарах. - На железнодорожных путях горели вагоны, взрывались склады с горючим <…> В этом налете в числе других цель освещал экипаж Ивана Даценко. Когда самолет, сбросивший САБы [светящие авиационные бомбы] поймали несколько прожекторов, сердце у меня замерло. Фейерверки разрывов окрасили небо в багровый цвет, но летчик вел самолет по боевому курсу сквозь огненный вихрь. И вдруг раздался взрыв. Видимо, снаряд, а может и не один, попал в бензобак. Во все стороны разлетелись пылающие обломки. Многие из тех, кто был в это время в районе цели, видели эту страшную картину. Никто из членов экипажа не успел воспользоваться парашютом…" (Кот А. Н. На дальних маршрутах. Киев, 1983. С. 47).

Фото 5.


В то же время заместитель штурмана 10-го Краснознаменного Сталинградско-Катовицкого дальнебомбардировочного авиационного полка, Герой Советского Союза Николай Гунбин в своих воспоминаниях утверждал, что никто не знал подробностей гибели экипажа и в полку ждали его возвращения до самого конца войны (Гунбин Н. А. В грозовом небе. Ярославль, Верхне-Волжское книжное издательство, 1984. С. 187). Еще один сослуживец Героя, бывший начальник медслужбы полка Владимир Тверденко, в 1967 году написал письмо в политотдел Оренбургского высшего военного авиационного училища, где до войны учился Даценко. Он просил сообщить, не появились ли какие-либо сведения о судьбе однополчанина после того, как он не вернулся с боевого задания.

Тем самым он косвенно подтвердил слова Гунбина, что многие из тех, кто служил и воевал бок о бок с Даценко, так и не сумели примириться с мыслью о его гибели и продолжали надеяться на чудо. Ведь летом 1942 года Даценко и члены экипажа в аналогичной ситуации сумели прыгнуть с парашютами из охваченного огнем подбитого бомбардировщика, а затем дойти до своих. Политотдельцы ничем не смогли порадовать медика: свидетельства нескольких бывших летчиков и штурманов дальнебомбардировочного авиационного полка, собранные ими, неизменно заканчивались тем, что 18 апреля 1944-го Даценко погиб смертью храбрых.

Однако в том же 1967 году появилась информация, заставившая усомниться в этом.

Фото 3.


Пронзающий Огонь вместе со своим племенем.

Как бы там ни было, впервые Ивана обнаружил эстрадный танцор Махмуд Эсамбаев.

В 1967 году в Канаду на выставку "Экспо-67" прибыла официальная советская делегация во главе с первым заместителем Председателя Совмина СССР Дмитрием Полянским, в которую входила группа артистов московских театров, в том числе известный танцовщик Махмуд Эсамбаев. По его просьбе в программу визита была включена поездка делегации в резервацию индейского племени мохавков для ознакомления с их ритуальными танцами. После возвращения в Москву Эсамбаев обнародовал сенсационные подробности визита в индейскую деревню. По словам танцовщика, вождь племени по имени Пронизывающий Огонь встретил его словами "Здоровеньки булы!", а потом пригласил его в вигвам, где они пили "горилку" и пели украинские песни.

Вождь представился артисту Иваном Ивановичем Даценко с Полтавщины. После возвращения в СССР Эсамбаев послал вождю набор открыток с видами Украины и получил ответное письмо. О "вожде краснокожих" с полтавскими корнями Эсамбаев поведал, в частности, в интервью журналу "Советский экран", а будучи на гастролях в Полтаве рассказал о своей встрече с человеком по имени Даценко в областном комитете партии.

Фото 4.


Среди индейцев Иван Даценко получил имя Пронзающий Огонь.

В разные годы были опубликованы также свидетельства еще нескольких членов тогдашней делегации. Герой Социалистического Труда из Белоруссии Зинаида Горячко, например, обратила внимание, что вождь долго не сводил глаз с ее Золотой Звезды и вдруг молча показал пальцем на свою грудь. Горячко решила, что он просит подарить ему свою Звезду. "Нет, нет", - ответила она. И ей показалось, что он, отходя от нее, тихо сказал по-русски: "Жаль…" (С. Лицкевич. "Луч" судьбы". Газета "Советская Белоруссия". № 14, 24 января 2006).
В 1997 году расследование этой необычной истории предпринял журналист "Известий" Эдуард Поляновский. Он пришел к выводу, что Пронизывающий Огонь и летчик Даценко - разные люди.

При этом газетчик сослался на Эсамбаева, который сказал ему, что вождь, назвавшийся Даценко, действительно имел полтавские корни, но никогда не жил в СССР, а в 1967 году ему было всего около 30 лет. Между тем эти данные противоречат утверждению участницы посещения резервации мохавков Н. Ф. Чугуновой, которая подчеркнула, что на "вид ему [вождю] лет 50, но он сохранил горделивую молодую осанку <…>, офицерскую выправку и стать". Ей также удалось сфотографироваться с ним, и в дальнейшем эта фотография стала предметом для сравнительного исследования, которое предприняла редакция телепередачи "Жди меня" по просьбе племянницы летчика Ольги Рубан. Известный эксперт-криминалист Московского института судебно-медицинской экспертизы Сергей Никитин, сопоставив ее с фотографией летчика, констатировал, что "масштабное наложение двух фото позволило установить полную аппликацию основных, неизменных на протяжении жизни параметров лица: спинки носа, линии смыкания губ и контура подбородка", т. е. на обоих снимках изображено одно и то же лицо.

Историей "второй жизни" авиатора заинтересовался и военный судья в отставке, полковник юстиции запаса Вячеслав Звягинцев. По его мнению, исчезновение фамилии Героя Советского Союза Даценко из Книги памяти и отмена увековечивания его имени в названии деревни могли быть связаны с итогами выяснения личности необычного вождя со стороны КГБ в 1967 году. Представитель этого ведомства, по принятому в СССР обыкновению, сопровождал советскую делегацию за рубеж и не мог не доложить по команде о контактах членов делегации с вождем племени родом с Украины. В ходе дальнейших проверок "компетентный орган" идентифицировал вождя по имени Пронизывающий Огонь с Героем Советского Союза Иваном Даценко. Звягинцев также заметил, что примерно в тот же период Эсамбаев вдруг начал уклоняться от вопросов журналистов, касавшихся обстоятельств визита в индейскую резервацию.

Много лет спустя, найти Ивана пыталась его племянница, заручившись для этого поддержкой программы "Жди меня". К сожалению, явных результатов достичь не удалось: Эсамбаев к тому времени уже ушел из жизни, Джон Маккомбер (канадское имя Ивана) тоже умер, а оставшихся после него двух детей найти не удалось. Ныне резервация в Канаде расформирована, индейцы разъехались в разные части страны.

Этот снимок вождя индейского племени сделали в 1967 году члены советской делегации, приезжавшие на всемирную выставку «Экспо-67» (фото gazeta.ua)

— Я прочла о том, что Эсамбаев встречал в Канаде моего дядю, только через несколько лет после опубликования его интервью, — рассказывает «ФАКТАМ» племянница Даценко 66-летняя Ольга Рубан из Полтавы. — Бросилась искать Махмуда Алисултановича. Но он к тому времени уже умер. Тогда я позвонила журналисту Чекалину, который готовил с ним интервью. Корреспондент заверил, что в статье все так, как рассказал прославленный танцор, сохранилась кассета с диктофонной записью.

Со слов журналиста следовало, что он пошел на «военную» хитрость: взял бутылочку хорошего коньяка и напросился вечером в гости к Эсамбаеву, когда тот приезжал в Харьков. После пары рюмок Чекалин включил диктофон. Тут нужно сказать, что знаменитый танцовщик и до этого рассказывал журналистам о вожде-украинце, но ни разу не сообщал его фамилию. А за бутылкой коньяка — назвал. Есть люди, которые считают свидетельства Эсамбаева выдумкой. Откуда он мог знать о Герое Советского Союза летчике Иване Даценко? Я окончательно убедилась в правдивости его рассказа, когда в телепередаче Игоря Кваши и Марии Шукшиной «Жди меня» показали сюжет о моем дяде, после чего откликнулись несколько участниц советской делегации на выставке «Экспо-67», которые ездили с Махмудом Алисултановичем в резервацию и тоже видели вождя, говорившего на украинском и русском.

Они привезли на съемки передачи фотографии, запечатлевшие моего дядю в индейской одежде. Рассказали, что вождь лично провел для советской группы экскурсию по музею быта индейцев. Но о подробностях своей удивительной жизни не распространялся. Фотографии вождя и гвардии капитана Ивана Даценко телевизионщики передали в Институт судебно-медицинских экспертиз. Вывод экспертов: на снимках запечатлен один и тот же человек. Мама тоже признала в вожде своего брата.

Журналистам удалось разыскать дипломата из Москвы Владимира Семенова, который в 1967-м был советником посла СССР в Канаде. Он рассказал, что экскурсию в резервацию индейцев сопровождал лично посол Иван Шпедько. Он прихватил с собой бутылку украинской горилки, чтобы подарить индейцам как сувенир. Вернувшись, Шпедько рассказал: «Когда я вручил вождю племени горилку, он изменился в лице, а сам заговорил со мной
на украинском языке. Я был изумлен: надо же было хохлу затесаться в племя индейцев, да еще стать вождем!» По словам Семенова, посол не пытался продолжить контакты с этим человеком, ведь в те времена подобная инициатива могла стоить дипломату карьеры.
*Ольга Рубан дала своей маме слово найти могилу дяди Ивана в Канаде и высыпать на нее горсть украинской земли

— В редакцию «Жди меня» из Украины прислали стенограмму Всесоюзного совещания работников культуры, состоявшегося в марте 1991 года в Житомире, — продолжает Ольга Рубан. — В этом документе записан рассказ Эсамбаева о поездке в резервацию.

Фото 7.


Иван Даценко: советский летчик, ставший вождем индейского племени.

«Во время проведения «Экспо-67» мое выступление в Оттаве видел премьер-министр Канады Лестер Пирсон, — вспоминал танцор Махмуд Эсамбаев. — После концерта он подошел с вопросом: «Мистер Эсамбаев, что бы вы хотели увезти из нашей страны на память?» — «Меня интересуют танцы народов мира. Поэтому хотел бы увидеть, как танцуют индейцы». — «Пожалуйста». Мы приехали в резервацию в выходной. На моих глазах одновременно танцевали человек 800-900: мужчины, женщины, дети. Я спрашиваю: «А где вождь?» И тут вижу: идет крепкого телосложения мужчина. Оказалось, это и был предводитель племени. Ростом он с меня, может, немного выше. На голове праздничный убор из перьев. Рядом с ним была красавица-жена, индианка.

Он поклонился мне и говорит: «Здоровеньки булы. Счастлив вас приветствовать. Будь ласка до моей хижины».

— «Вы что, по-украински говорите?!» — «Так я украинец. Наш батько (предыдущий вождь племени. — Авт.) 12 рокив назад помер. Жинка моя — его дочка». И я пошел к нему в дом. У вождя четыре сына. Его жена могла говорить по-украински, дети — тоже. Поели, и вождь запел «Розпрягайте, хлопцi, коней». Пели его жена и дети — как в украинской хате. У хозяина навернулись на глаза слезы. Спрашиваю: «А вы откуда?» — «З-пид Полтавы». Звали его Иван Даценко. Но в племени он носил индейское имя. Когда я приехал в Полтаву, зашел к первому секретарю, рассказал об этой встрече. Он предложил: «Махмуд, расскажи всему обкому».

Фото 8.

«На счету Даценко 283 боевых вылета, из них 265 — ночных»

— Как раз в это время по инициативе военного летчика майора в отставке Лазуткина и других фронтовиков, которые воевали вместе с моим дядей, наше село Чернечий Яр Диканьковского района хотели переименовать в Даценковское, — продолжает Ольга Васильевна. — Даже привезли огромный камень для обелиска. Но вдруг дело спустили на тормозах, камень увезли. Возможно, причиной тому стала встреча в Канаде советских граждан с Иваном Даценко. Не секрет, что в те времена в состав делегаций, отправлявшихся за рубеж, обязательно включали сотрудника КГБ. Так что компетентные органы не могли не знать о вожде-украинце.

— Как получилось, что Иван Даценко оказался в Канаде?

— Это пока загадка. Его самолет был сбит во время ночной бомбардировки железнодорожной станции «Львов-2» в апреле 1944 года. На борту были еще три человека — двое членов экипажа Светлов и Безобразов, а также начальник политотдела Завирухин, решивший слетать на боевое задание. Они сбрасывали на парашютах особые бомбы, которые не взрывались, а освещали цель для остальных бомбардировщиков. Немецким зенитчикам удалось поймать лучами прожекторов и сбить машину Даценко. Она взорвалась в воздухе. Летевший следом пилот Николай Жуган якобы видел, что Иван успел выпрыгнуть с парашютом. Об этом Жуган написал моей маме (письмо сохранилось). Как бы там ни было, тело дяди Вани не нашли. Считалось, что он пропал без вести при выполнении боевого задания. Вероятно, Даценко попал в плен, а после войны решил не возвращаться на родину, где мог запросто оказаться в лагере.

Советские власти хотели было переименовать в честь Героя Советского Союза Ивана Даценко его родное село Чернечий Яр, но отказались от этой идеи после того, как стало известно, что он выжил и перебрался в Канаду

Фото 9.


Племянница держит в руках фото Ивана Даценко.

— Иван Даценко учился в нашей школе, поэтому мы бережно храним память о нем, — рассказывает завуч школы в селе Большие Будища Ярослава Городницкая. — Среди собранных материалов есть воспоминания британского офицера украинского происхождения Виктора Роенко. Будучи в Канаде, он заблудился в лесу в штате Онтарио. Вышел к лесному ручью, возле которого играли дети. Офицер был поражен, услыхав, что они говорят по-украински. Ребятишки привели его к своему отцу, вождю племени. Возле вигвама росли подсолнухи, чернобривцы. Вождь говорил с Роенко по-украински. Но много о себе не рассказывал.

Ивану Даценко было 11 лет, когда умерла его мама. Отец женился во второй раз. Мачеха оказалась женщиной сердечной. Старожилы говорят, что она любила Ваню. У него были брат Василий и сестра Дарья. Семья пережила коллективизацию и ужас Голодомора: пекли коржики из растертых в муку желудей, ловили воробьев... Помогало им то, что отец был не только хлеборобом, но и портным. После окончания школы Иван выучился на ветеринара. По распределению попал на Урал. Вскоре его призвали в Красную армию. Все, кто знал, говорят, что он вырос сильным, стройным парнем с характером лидера. Тогда очень популярным среди молодежи была профессия летчика, и Ваня написал заявление в летное училище.

— Хотя вся родня в письмах отговаривала его от этого шага, — добавляет Ольга Рубан. — В 1939 году умер его отец, мой дед. Родственники решили Ивану об этом не сообщать. Дело в том, что он как раз сдавал очередные экзамены. Домашние решили: если парень сейчас узнает о смерти папы, может получить плохие оценки, и его, не дай Бог, отчислят из училища. Так что на похороны он не приехал. Училище закончил перед войной, попал в полк бомбардировщиков дальнего действия. На его счету 283 боевых вылета, из них 265 — ночных. Фронтовики говорят, что это очень много. Дядю удостоили звания Героя Советского Союза. После освобождения нашего села, осенью 1943 года, его отпустили в краткосрочный отпуск. Добрался до села под вечер, доложил о прибытии председателю сельсовета и пошел к сестре Дарье, моей маме. Утром встретился с молодежью — агитировал парней идти бить фашистов. Сам Иван поклялся отомстить за гибель брата Василия. Ребята вдохновились, многие, приписав себе год, а то и два, пошли записываться в солдаты. Свою офицерскую зарплату — 500 рублей в месяц — Иван высылал моей маме.

— У Даценко была невеста?

— Да. Ее звали Мария Антимонова. Они познакомились в России. Она писала нашей семье письма о том, какой Иван хороший человек. Но и в родном селе у него была девушка. Старожилы рассказывали, что когда летчик уезжал на фронт после короткого отпуска в 1943-м, его до околицы провожала молодая учительница Мария Миняйло. У них были романтические отношения до того, как Ивана призвали в армию. Потом они переписывались.

Фото 6.

— Иван Даценко присылал весточку о себе из Канады?

— Мама рассказывала о загадочной истории, которая произошла в 1970-х годах, — отвечает Ольга Рубан. — К нам в село приехали двое незнакомых мужчин. Вначале они побывали в райцентре Диканька, разузнали, в каком селе живет моя мама. О сестре Героя Советского Союза в райцентре знали тогда все. Незнакомцы добрались до нашего села. Спрашивают у дедушки, сидевшего на лавке у крайней хаты, где можно найти Дарью Ивановну Король. «Так вон она, — отвечает дед, — возле своего тына». Гости подошли, попросили воды. Они подробно расспросили маму ее о жизни, семье, родственниках, в том числе и об Иване. На прощанье подарили несколько купюр с цифрой сто. Деньги были иностранные. Мама брать не хотела, сказала: «Зачем они мне?» «Чтобы помнили, как нас водичкой угощали», — ответил один из незнакомцев. В те годы, если у человека была валюта, он мог запросто оказаться в тюрьме. Поэтому мама решила деньги спрятать и никому о них не говорить. Через много лет наша невестка узнала о купюрах и уговорила отдать их ей. Как знать, возможно, это были канадские доллары — завуалированная весточка от дяди Вани. Меня почему-то не покидает мысль о том, что он просил Эсамбаева навестить мою маму. Ведь они с Махмудом Алисултановичем нашли общий язык. Если верить танцору, то он даже какое-то время переписывался с Даценко. Артист якобы высылал дяде Ване фотографии украинских пейзажей, хат с тынами и подсолнухами... К сожалению, дом в Грозном, где находилась квартира Эсамбаева и хранился его архив, сгорел во время чеченской войны. Возможно, там были письма от дяди Вани.

— Вы пытались разыскать родственника или его детей в Канаде?

— Конечно. Неоднократно обращалась в Украинское общество Красного креста. Получала один и тот же ответ: недостаточно данных для проведения поиска. Но члены творческой группы программы «Жди меня» сообщили мне, что дядя уже умер. По их сведениям, он носил имя Джон Маккомбер. Индейцы же называли его по-своему — Пронзающий Огонь. Телевизионщики даже показали видеосъемку его могилы. Якобы удалось разыскать двух внуков вождя — журналистку Нину и Джона, который служит в полиции. Ведущий Игорь Кваша заверял меня: «Ольга Васильевна, мы уже у финиша. Вы обязательно встретитесь с родней». Это было еще десять лет назад. Потом энтузиазм творческой группы вдруг иссяк. Ни адресов, ни номеров телефонов Джона и Нины они мне так и нее сообщили.

— Я думаю, что вмешались спецслужбы — «попросили» больше не развивать эту тему, — говорит исследователь биографии Ивана Даценко Григорий Титаренко.

— Я прихожусь Ивану Ивановичу троюродным братом — наши деды были родными братьями. Почему у меня возникла версия о спецслужбах? У нашей семьи есть знакомый, занимающий высокий пост в одном из государственных органов России. Мы попросили его посодействовать в наших поисках. Вначале чиновник очень заинтересовался, был полон желания помочь. Но закончилось тем, что он сказал: «Лучше вам оставить эту затею». А еще был такой случай: приезжала к нам подозрительная женщина, выдававшая себя за журналистку. Вот вы записываете наш разговор на диктофон. А у нее не было ни диктофона, ни блокнота, ни фотоаппарата. Сказала, что все и так запомнит. Ее интересовало одно — поедет ли племянница Даценко Ольга Васильевна в Канаду.

— Одна я, конечно, за океан не отправлюсь, — говорит Ольга Рубан. — А вот, например, с кинематографистами, снявшими фильм о моем дяде, поехала бы. На презентации этой киноленты минувшей осенью министр культуры Украины обещал посодействовать мне с поездкой в Канаду. Я дала маме слово найти могилу дяди Ивана и оставить на ней горсть родной украинской земли и букет цветов. Для начала мне нужно разыскать его внуков. Я не пожалела бы денег, чтобы позвонить им. Даже готова ради этого поголодать — доходы-то у меня небольшие. Получаю пенсию и подрабатываю охранницей на автомобильной стоянке.

*Многое в биографии Ивана Даценко пока остается неизвестным, поэтому в фильме отражена одна из версий его истории

Уже упоминавшийся дипломат Владимир Семенов рассказал газете «Московский комсомолец», что он обратился за помощью в поиске внуков Даценко к своему другу канадскому дипломату Бляру Симборну. Симборн попросил посодействовать члена сената Канады, этнического индейца. Тому удалось выяснить, что действительно в одной из резерваций вождем был иностранец. Один из его внуков Джон служит в полиции, а внучка Нина якобы занимается туристическим бизнесом.

источники

Все кочевые племена делились на общины, так же как оседлые делились на отдельные деревни. Каждой руководил вождь. Иногда его избирали на совете, а иногда от общины отделялась небольшая группа, к которой, если ею руководил влиятельный человек, постепенно присоединялись другие семьи. Если вождь по той или иной причине терял авторитет, последователи покидали его, и община прекращала существование. Несмотря на утверждения некоторых авторов, не имели наследственных вождей, хотя на практике сын действительно часто занимал место отца. Объяснение этому весьма банально, но не имеет ничего общего с наследованием должности. Как уже упоминалось выше, община формировалась вокруг удачливого лидера, которого, в свою очередь, поддерживали семья и друзья. Вождем не мог быть бедный человек и, соответственно, его сын изначально принадлежал к богатой семье и пользовался поддержкой этой семьи и ее друзей. Будучи сыном вождя, он постоянно находился в курсе дел общины и мог учиться у отца премудростям руководства. Но если в его характере не было черт, необходимых лидеру, путь к должности вождя для него был закрыт.

Вождь

Как люди становились вождями

Как люди становились вождями, хорошо видно из термина, которым их называли , - Батсетсе, что означает Хороший Человек или Достойный Муж. на вопрос, как человек становился вождем, отвечали: «Никто не избирал его, он просто становился им». Джон Брэдбери писал в 1811 году по поводу и некоторых других племен, с которыми встречался: «Щедрость и великодушие, а скорее даже безразличие к себе - вот качества, необходимые для вождя. Желание получить или владеть большим, чем другие, считается страстью, недостойной храброго человека. Поэтому часто бывает так, что вождь является беднейшим человеком среди них». И хотя последнее утверждение не совсем верно, в целом Брэдбери удалось подметить некоторые из основных качеств, необходимых для руководства свободолюбивыми краснокожими. Очень важным качеством для избрания вождем была храбрость. Ни один индеец не последовал бы за трусливым лидером, как бы богат и щедр тот ни был. По словам сиу Белый Теленок, прежде чем человека избирали вождем, он должен был проявить себя и во многих битвах, и в мирное время. Шошоны говорили, что верховным вождем у них мог стать только храбрый человек, убивший нескольких врагов. В прежние времена, рассказывали шошоны, вождь носил палку, обернутую мехом выдры и загнутую на конце в виде крюка, которой он ловил убегающих врагов и сбрасывал их с лошади. Это высказывание едва ли говорит об обязательном атрибуте шошонского вождя, а являет собой лишь отголосок некоего боевого поступка одного из них. У кроу вождем общины мог стать только человек, проявивший себя на тропе войны и совершивший одно из четырех деяний - предводительство успешного военного отряда, кража лошади от вражеских палаток, первый « » на враге и выхватывание лука или ружья из рук противника. Люди, имевшие на счету одну из вышеприведенных заслуг, являлись элитой племени и составляли совет общины. Вождь общины у кроу не был правителем своего народа и большой власти не имел. Он решал лишь, когда и куда отправится его община, и назначал одно из военных обществ выполнять полицейские функции в лагере.

Верховные вожди индейских общин и другие участники совета вождей

Племя, состоявшее из общин, управлялось либо верховным вождем, либо советом вождей. Например, у - пиеганов, сиксиков и бладов - были верховные вожди, но все важные вопросы решались на совете, в котором участвовали представители всех общин племени. Весьма необычная для Равнин структура управления племенем существовала у . Все важные племенные проблемы решались советом из 44 вождей, в состав которого входили 4 верховных вождя и по 4 вождя от каждой из 10 общин. Верховные вожди имели равные права и авторитет, тогда как остальные 40 были скорее советниками, чей авторитет распространялся только на их общины. Тем не менее их положение вызывало уважение, и люди прислушивались к ним. Нельзя сказать, что верховные вожди обладали большей властью, чем другие участники совета вождей, но благодаря своему статусу и человеческим качествам, которые позволили им занять этот пост, к их мнению прислушивались с большим вниманием, чем к мнению советников. Вожди избирались на десятилетний срок, после чего могли быть переизбраны снова. Любой из четверых верховных вождей по истечении 10 лет мог назвать преемника, которым иногда становился его сын. Выбор вождя был делом важным, и ему предшествовали серьезные обсуждения. Человек должен был быть храбр, честен, щедр, мудр, рассудителен, спокоен и т.п. Обязательства вождя были достаточно суровы, и многие отклоняли предложение занять этот почетный пост. Если вождь хотя бы раз проявлял себя не с лучшей стороны (например, ссорился с кем-нибудь, даже если ему было нанесено оскорбление), он лишался своего поста. У , напротив, племенных вождей не было, каждая община имела своего, и только после поселения в резервацию оно стало действовать как единое племя. У команчей также не было верховного вождя или совета вождей, действующих от имени всех их племен.

Мирные и военные вожди

Не совсем верны и утверждения о разделении на мирных и военных вождей, что хорошо прослеживается на примере черноногих. Кларк Висслер писал: «Некоторые авторы утверждают, что черноногие назначали двух вождей, мирного и военного, но мы не смогли найти никаких свидетельств тому, за исключением того факта, что вождями некоторых общин были известные военные предводители, чьими услугами пользовались в критические времена». Несмотря на широко распространенное мнение, у индейцев Равнин не существовало института постоянных военных вождей. Человек был таковым только на время военного похода и только для находившихся в отряде воинов. После возвращения в лагерь он складывал с себя полномочия и становился обычным общинником. Поэтому в данной работе руководители боевых экспедиций названы предводителями военных отрядов, что более точно отражает их статус.

Бумажные и авторитетные вожди

Начав устанавливать взаимоотношения с племенами воинственных кочевников, правительство США столкнулось с проблемой отсутствия централизованной власти. На подписание договоров зачастую являлась лишь часть племени, а общины, не посетившие договорного совета, отказывались выполнять его условия, справедливо указывая на то, что вожди других общин не имеют полномочий принимать решения за них. Особенно много подобных проблем возникало с многочисленными и команчами. В результате правительство стало планомерно навязывать племенам институт верховных вождей, назначая на эти должности людей, круг влияния которых, как правило, распространялся лишь на горстку друзей и родственников. Индейцы называли их бумажными вождями. Лишь к 1870-м годам стали назначаться люди, действительно пользовавшиеся среди соплеменников большим авторитетом, - например, у оглала-сиу и Пятнистый Хвост у брюле-сиу. Но и в этих случаях люди, недовольные политикой этих вождей, покидали их и присоединялись к другим лидерам - таким, как Бешеный Конь или , не желавшим жить в резервациях. Только после полного разгрома враждебных индейцев и их поселения в резервации бумажные вожди получили реальную власть над соплеменниками.

По материалам Ю.В. Стукалина