Описание природно хозяйственных зон. Природно-хозяйственные зоны России (8 класс)Разработка урока. Урок: Природные районы и природно-хозяйственные зоны

Видеоурок по теме «Природные районы и природно-хозяйственные зоны» является первым в данном разделе. Этот урок поможет понять свою страну лучше, узнать ее характерные особенности. Вы увидите, какие природно-хозяйственные зоны бывают на Земле. Поймете, чем отличаются степи от лесов, почему тайга не такая, как прибрежные районы. Учеными выделяется несколько районов на территории страны, о которых вам подробно расскажет учитель.

Тема: Природно-хозяйственные зоны России

Урок: Природные районы и природно-хозяйственные зоны

Цель урока: познакомиться с основными природными районами России, узнать, как они изменены человеком.

Каждый человек живет в определенном природном районе страны. В основе выделения природных районов лежит различия в их рельефе, геологическом строении, климате и пр.

Рис. 1. Природные районы России ()

Разделение территории на отдельные природные и географические районы называется физико-географическим районированием.

Природа каждого района очень разнообразна, отличаются почвы, внутренние воды, растительность и животный мир.

Рис. 2. Русская равнина ()

Все компоненты каждого природного района взаимодействуют между собой и с соседними районами. По сути, каждый природный район, представляет собой достаточно крупный природно-территориальный комплекс (ПТК). Природно-территориальный комплекс - закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории. ПТК могут быть разного размера, например, ПТК материка, озера, реки, болота.

Рис. 3. Схема взаимосвязей компонентов ПТК ()

Без знания особенностей природы и ландшафта того или иного природно-территориального комплекса не возможно правильно вести хозяйственную деятельность. Например, при строительстве нужно учитывать характер рельефа, грунта, наличие многолетней мерзлоты; при ведении сельского хозяйства учитывают тип почвы, климат и пр.

Природная зональность - одна из главных географических закономерностей, которой подчиняются все природно-территориальные комплексы, проявляющаяся в последовательной и определенной смене географических поясов и зон. Чередование природных зон зависит в первую очередь от климата и особенностей рельефа. На территории России природные зоны сменяются с севера на юг.

Рис. 4. Карта природных зон России ()

Природные зоны часто называют природно-хозяйственные, так как они в той или иной степени изменены хозяйственной деятельностью человека и его существование и характер хозяйственной деятельности зависят от окружающей природы. Например, невозможно выращивать пшеницу в арктических пустынях или разводить оленей в степях. Во многом именно природные условия определили характер одежды, вид жилища, кулинарные традиции народов. Надо отметить, что по мере развития общества и техники, человек все больше изменяет и приспосабливает под себя природную среду, то есть использует природу (природопользование).

Рис. 5. Оленеводство в тундре ()

В наибольшей степени человеком и его хозяйственной деятельностью изменены те природные зоны, где наиболее благоприятные условия (плодородные почвы, климат, растительность и др.). Таким образом, в наибольшей степени изменению подверглись природные зоны степей, лесостепей, широколиственных лесов. Кроме того, активно осваиваются территории, богатые полезными ископаемыми, другими ресурсами и находящиеся вблизи крупных городов, магистралей, предприятий.

Домашнее задание

Параграф 31.

Список литературы

Основная

1. География России: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.И. Алексеева: В 2 кн. Кн. 1: Природа и население. 8 кл.- 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 320 с.

2. География России. Природа. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ И.И. Баринова. - М.: Дрофа; Московские учебники, 2011. - 303 с.

3. География. 8 кл.: атлас. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2013. - 48 с.

4. География. Россия. Природа и население. 8 кл.: атлас - 7-е изд., пересмотр. - М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010 - 56 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль. География. Природа России. 8 класс: учебное пособие. - Москва: Интеллект-Центр, 2010. - 144 с.

2. Тесты по географии России: 8-9 классы: к учебники под ред. В.П. Дронова «География России. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений»/ В.И. Евдокимов. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 109 с.

3. Готовимся к ГИА. География. 8 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена./ авт.-сост. Т.В. Абрамова. - Ярославль: ООО «Академия развития», 2011. - 64 с.

4. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие/ А.А. Летягин. - М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. - 284 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Русское географическое общество ().

Тема урока: Зональность в природе и жизни людей.

Цель урока:

Закрепить ранее полученные знания по природным зонам, выработать умения самостоятельно применять знания в комплексе и переносить их в новые условия (применительно к хозяйственным зонам).

Тип урока : Комбинированный

Вид урока : урок с элементами беседы, практикум (заполнение таблицы).

Методы урока: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, повторения и закрепления.

Оборудование и ТСО: учебник, атласы, раздаточный материал, мультимедийный проектор.

Задачи урока:

Обучающие:

    обеспечить усвоение учащимися закона зональности природы на территории России.

    добиться усвоения учащимися понятий о природно-хозяйственных зонах.

    отработать навыки работы с тематическими картами.

    устранить пробелы в знаниях об особенностях природы нашей страны.

Воспитывающие:

    формировать умение правильно выражать свои мысли

    развивать познавательный интерес к жизни и деятельности людей на пространствах России и своей местности (принцип связи обучения с жизнью)

    воспитывать бережное отношение к природе и окружающей среде.

Развивающие:

    Развивать умения устанавливать единые, общие признаки и свойства природы России (на примере природных зон)

    Развивать самостоятельность мышления при работе с источниками географической информации, путем сопоставления и обобщения картосхем в учебнике и атласах.

Перечень педагогических технологий, применяемых на уроке:

    Практикум

    Тестирование

    Проблемная ситуация (на примере своей местности)

5. Сопоставление и анализ фактов

Место данного урока в системе уроков по теме: Содержание урока соответствует требованиям государственной программы по географии в 8 классе. Данный урок проводится при изучении темы "Природно-хозяйственные зоны России" и является важным для понимания различий в заселенности и освоенности территории нашей страны.

Структура урока:

    Организационный момент ( 1 мин.)

    Постановка цели и задач на урок (4 мин.)

    Изучение нового материала (10 мин.)

    Физкультминутка (2-3 мин.)

    Продолжение изучения нового материала (10 мин.)

    Рефлексия (8 мин.)

    Итог урока. Задание на дом (2 мин)

Ход урока:

    Оргмомент (проверка готовности учащихся к уроку)

    Постановка цели и задач на урок. Эпиграф к уроку:

"Зональность является всеобщим законом природы" В.В.Докучаев, почвовед.

Учитель: Сегодня мы начинаем изучение нового раздела географии, который связан, с уже известным вам понятием "природная зона" (территория со сходными природными условиями). С понятием "природная зона" вы уже знакомы из курса природоведения и географии 7 класса. Учитель показывает картинки различных природных зон, ученики определяют их название, вывешиваем на доске. Вспомнили? Хорошо! Но поскольку мы с вами изучаем хозяйство нашей страны, экономику, то нам необходимо соединить два понятия ХОЗЯЙСТВО и ПРИРОДНАЯ ЗОНА, так как человек и природа неразрывно взаимосвязаны. Новый раздел географии 8 класса так и называется ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСИВЕННЫЕ ЗОНЫ (территории, где люди активно занимаются хозяйством). Исторически сложилось так, что люди поселялись там, где были благоприятные природные условия. Сегодня на уроке мы постараемся путем сравнения установить, какие природные зоны самые обжитые, установим главные особенности ПХЗ. ИТАК, тема нашего урока: Зональность в природе и жизни людей на территории России. Помогут нам в изучении темы карты атласа, картосхемы в учебнике и наглядный материал (презентация по теме).

Карта ПЗ:

    Изучение нового материала.

Итак, используя рис.76 в учебнике, интерактивную карту "Природные зоны России" установим порядок смены природных зон на территории России. ПОЧЕМУ п риродные зоны нашей страны изменяются с севера на юг? Слайд № 1 (Солнце неравномерно нагревает поверхность Земли). Смена ПЗ особенно заметна на равнинах, поэтому для характеристики П-Х зон мы выберем В-Е равнину. Для примера возьмем расстояние от Мурманска до Астрахани (приложив линейку). Как видим, здесь самый полный "набор" природных зон. По этому направлению будем двигаться с севера на юг, прослеживая, как будет меняться сельскохозяйственная деятельность людей (так как с/х очень зависит от природного фактора) в каждой из природных зон. Сравним и посмотрим, какие природные зоны самые освоенные и почему. Учитель раздает готовые таблицы, учащиеся сначала заполняют первую графу таблицы (перечень ПЗ с севера на юг)

Зональная специализация сельского хозяйства (от Мурманска до Астрахани)

При заполнении второй графы таблицы использовать рис.80, с.214, с комментариями учеников (они проговаривают вслух сельскохозяйственные районы и записывают).

Образец таблицы

Природные зоны

Сельское расселение (рис.79)

Сельскохозяйственная деятельность населения (рис. 77,80)

Тундра и лесотундра

Редкоочаговое (сотни км между селами).

Пастбищное оленеводство, охота, рыболовство (промысловая)

Тайга

Редкоочаговое, очаговое (поселения вдоль рек)

Лесозаготовка, промысловая, очаговое земледелие (по берегам рек), животноводство на заливных лугах

Смешанные и широколиственные леса

Мелкоселенное среднеселенное, густая сеть мелких поселений

Молочное скотоводство, льноводство, картофелеводство, пригородное овощеводство и птицеводство

Лесостепи и степи

Крупноселенное, сплошное освоение (селения крупные менее густые)

Выращивание зерновых (пшеница, кукуруза, подсолнечник), сах.свёкла,мясо-молочное скотоводство, свиноводство, овцеводство

Полупустыни и пустыни

Очаговое (у источников воды)

Мясное скотоводство и овцеводство, коневодство.

Вывод: Какая П-Х зона самая освоенная и почему. При характеристике каждой из природных зон учитель демонстрирует слайды об особенностях сельскохозяйственной деятельности в каждой из них. Особо обращает внимание на ту, в которой мы живем. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Итак, мы подошли к ПХЗ нашей местности. Хотя мы живем в городских условиях, тем не менее, вокруг нашего города существует множество сельских поселений. Какие отрасли сельского хозяйства развиты в нашей местности? Что повлияло на специализацию отраслей? (климат, почвы…) Вторую графу таблицы заполнили.

5. Третью графу заполняем с помощью рис.79 "Сельское расселение в разных природных зонах". Объяснение учителя понятий "редкоочаговое", "очаговое". В конце делаем вывод. САМАЯ ОСВОЕННАЯ зона смешанных и широколиственных лесов, лесостепь (Климат, почвы, рельеф)

6.Закрепление знаний. Итак, что нового узнали на уроке?

Учитель задает вопросы по изученной теме.

Тест на соответствие:

    Тундра

А) Район лесозаготовок, очагового земледелия, пушного промысла

    Тайга

Б) Главный сельскохозяйственный район: зерновые, сахарная свёкла, скотоводство и свиноводство

    Смешанный и широколиственный лес

В. Овощеводство (картофель, капуста, морковь и др.), молочное скотоводство, птицеводство в пригородных зонах

    Степь

Г. Оленеводческо-промысловый район, охота и рыболовство

    Пустыня

Д. Овцеводство, пастбищное скотоводство, коневодство, верблюдоводство

Ответы: 1-Г,2-А,3-В,4-Б,5-Д.

Итог урока. Выставление оценок.

Домашнее задание: §45, вопросы №1-4.

Природные зоны - это естественные лаборатории, в которых ученые изучают особенности природы данной территории, исследуют возможности освоения каждой зоны, прогнозируют возможные последствия влияния на нее деятельности человека. Поэтому в каждой природной зоне созданы биосферные заповедники и заповедные территории.

Разделение территории на зоны влияет на деятельность человека. Многочисленные природно-хозяйственные зоны России определяют и ее обширную деятельность в сфере экономики.
Каждая зона подразделяется на более мелкие виды. Существуют и переходные зоны, для которых характерны климатические особенности каждого прилегающего района. Поэтому каждая природная территория неразрывно связана с соседней. Нарушения, происходящие в определенном районе страны, ведут к изменениям не только климата, но и мира животных и растений другой зоны.
Характеристика природных зон России подразумевает особенности каждой из них, но они не имеют четких границ и деление является условным. К тому же, деятельность человека может повлиять на природу и климат окружающей среды.

В пределах России хорошо выражена природная зональность, проявляющаяся в различиях почвенного покрова, растительности и животного мира. Границы природных зон в основном вытянуты вдоль параллелей. На обширной территории страны последовательно с севера на юг представлены следующие природные зоны: арктическая пустыня, тундра, лесотундра, лесная, лесостепная, степная, зона полупустынь и пустынь. В горных районах отчетливо выражена высотная поясность. Однако и современный облик, и многие свойства природных зон отличаются от исходных, что связано с активной хозяйственной деятельностью человека. Так, например, в степной и лесостепной зонах первоначальная растительность почти не сохранилась из-за сельскохозяйственной деятельности людей. Поэтому природные зоны по сути дела превратились в природно-хозяйственные.

По освоенностям плотности населения и расселения и по преобладающей типологии населенных пунктов, хозяйственное освоение территории Российской Федерации делиться на две основные зоны – северную и основную. В ходе исторического развития земли государства осваивались в направлении с запада на восток. Это является причиной того, что уровень развития хозяйства в стране уменьшается в этом же направлении.Северные границы основной хозяйственной зоны проходят через такие города: Петрозаводск, Пермь, Красноярск, границе на юге – Красноярск – Астрахань. Для этой зоны характерными являются благоприятные погодные условия, и богатые природные ресурсы, которые благотворно влияют на развитие хозяйства. Следует отметить, что большинство крупнейших городов Федерации расположено именно в основной хозяйственной зоне.На севере государства расположена северная хозяйственная зона, для которой характерны суровые климатические условия. Количество населенных пунктов здесь, как и численность населения – малое. Земли северной зоны богаты своими ресурсами, не менее чем земли основной зоны.Однако суровый климат затрудняет хозяйственную деятельность человека, а в некоторых регионах делает ее вовсе невозможной. Заселение северной зоны началось еще в 18 веке, однако все же эти землям так и не удалось сконцентрировать большое количество населения. Эта зона охватывает земли Восточной Сибири, северные территории, расположеннее выше Петрозаводска, а также Дальний Восток.

Проект урока

Выполнила: учитель географии

МБОУ СОШ № 154

Плетнева Е. А.

Нижний Новгород

Программа общеобразовательных учреждений География 6-9 классы

Москва «Просвещение» 2008

Курс «География. Россия» 8-9класс, рассматривается как единый интегрированный курс, обеспечивающий формирование целостной географической картины своей страны и своей области.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №154

Проект урока

«Природно - хозяйственные зоны России»

Выполнила: учитель географии

МБОУ СОШ № 154

Плетнева Е. А.

Нижний Новгород

2013

Программа общеобразовательных учреждений География 6-9 классы

Москва «Просвещение» 2008

Курс «География. Россия» 8-9класс, рассматривается как единый интегрированный курс, обеспечивающий формирование целостной географической картины своей страны и своей области.

В 8 классе изучаются темы:

Тема №1

Россия в мире

4 ч.

Тема №2

Россияне

10ч.

Тема №3

Природа

17ч.

Тема №4

Хозяйство

15ч.

Тема №5

Природно- хозяйственные зоны

7ч.

Тема №6

Наше наследие

4ч.

Преподавание курса должно осуществляться с опорой на определенные психолого - возрастные особенности учащихся 8-х классов, Мыслительная деятельность в данном возрасте отличается высоким уровнем обобщения и абстракции, это подтверждает стремление учащихся вскрыть закономерности развития окружающего их мира, установить причинно-следственные связи между природными явлениями и процессами. Школьники проявляют критичность мышления, умения аргументировать суждения, более успешно осуществлять перенос знаний и умений из одной ситуации в другую. В ходе усвоения учебного материала, школьники стремятся самостоятельно раскрывать отношения общего и конкретного выделять существенное, формулировать определения научных понятий. Учащиеся не только осознают предмет и содержание мыслительной деятельности, но и рассматривают явления, события, процессы в непрерывном движении, изменениях, превращениях. Однако нередко учащиеся проявляют склонность и к необоснованным рассуждениям, умозрительным философствованиям, оперированию абстрактными понятиями в отрыве их от реального содержания, не совсем готовы к правильной организации своего труда. Учитель управляет мыслительной деятельностью школьников. Для реализации целей обучения рекомендуется широко использовать на занятиях активные методы обучения, создавать благоприятный психологический климат, творческую атмосферу, условия для свободного обмена мнениями, выражения своего отношения к изучаемому материалу. При этом очень важно, чтобы не только школьники чувствовали себя комфортно и могли реализовать свой потенциал, но и учитель имел максимальную возможность для самовыражения. Следует отметить, что наиболее оптимальной формой проведения урока будет беседа учителя со школьниками, она обладает большими возможностями, как для импровизации, творчества, так и для разрешения непредвиденных ситуаций на уроке. Положительный характер этих отношений стимулирует познавательную деятельность учащихся, повышает ее результативность.

Название и номер урока (место урока в тематическом планировании темы и раздела программы);

Название темы

п/п

Название темы

Кол-во

часов

Практические работы

Тема №5

Природно-хозяйстве-

нные зоны

7 час.

Зональность в природе и

жизни людей.

32.Анализ карт «Природные зоны России» и

«Природно- хозяйственные зоны России».

33.Сопоставление карты Природных зон,

Графика «Смены П/З с севера на юг и таблицы

«ПХЗ России» Приложения.

Северные безлесные зоны (арктические пустыни, тундра и лесотундра).

35. Составление характеристики ПХЗ по плану.

36.Описание зависимости жизни и быта населения

от природных условий зон (природная зона

По выбору).

Презентация по каждой природной зоне.

Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов.

34.Описание особенностей жизни и хозяйственной

Деятельности в разных природных зонах.

Природные зоны Нижегородской области.

37.Описание природно- хозяйственной зоны

Нижегородской области.

5-6.

Южные безлесные зоны (степи и лесостепи,пустыни и полупустыни).

Субтропики. Высотная поясность в горах.

Урок № 1

Зональность в природе и жизни людей.

Тип урока: Изучение нового материала .

Форма урока: Беседа.

Цель урока: 1. Формировать понятия «природная зона», «природно- хозяйственная зона» и понимать закономерности расположения природно-хозяйственных зон на территории России, раскрывать связь между природной зоной и хозяйственной деятельностью людей.

Задачи урока:

Познавательные: 1. Применять ранее полученные знания о географической зональности при изучении природно-хозяйственных зон России. Определять взаимозависимость хозяйственной деятельности человека и природы на примере природно – хозяйственных зон, степень влияния хозяйственной деятельности человека на природные зональные комплексы.

Развивающие: 1.Продолжить развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать. 2.Формировать компетентности в общении, включая умение вести диалог.

Воспитательные: 1. Оценивать положительный вклад российских учёных в изучение географической зональности.

Методы и методические приемы :

Словесный (беседа, работа с учебником, с картами).

Частично- поисковый.

Формы организации урока:

Групповая.

Средства обучения учебник, тетрадь, интерактивная доска; интерактивное наглядное пособие: Агроклиматические ресурсы России; Природные зоны мира; карта Природные зоны России; атласы.

Ход урока

Орг. момент: (1-2мин). Приветствие учащихся, проверка готовности класса к уроку.

Изучение нового материала: (30мин)

Мотивация и целеполагания:

Учитель: Мы начинаем изучать тему: Природно- хозяйственные зоны России. Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

Учитель : Чем интересна вам данная тема? Что вы хотели бы узнать при изучении данной темы? Какие цели вы ставите перед собой в ходе изучения данной темы?

Учащиеся высказывают свою точку зрения о важности изучаемой темы.

Учитель: Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что важнейшей целью изучения данной темы будет: знать понятия «природная зона», «природно- хозяйственная зона», понимать закономерности расположения природно-хозяйственных зон на территории России и их географические особенности, определять взаимозависимость хозяйственной деятельности человека и природы на примере природно хозяйственных зон, через умение использовать различные источники информации (текст учебника, географические карты и др.).

Учитель знакомит учащихся с тематическим планом темы «Природно- хозяйственные зоны России». (Интерактивная доска). Напоминает о намеченных заранее планах по работе над презентациями по природным зонам России, указывает на темы и сроки проведения практических работ.

На интерактивной доске (И. д.) карта Природные зоны мира.

Актуализация:

Учитель предлагает учащимся самостоятельно сформулировать главный основополагающий вопрос по теме, из беседы делается вывод о том, что главными вопросами, на который необходимо ответить при изучении данной темы является: Что такое географическая зональность? Как закон географической зональности проявляется на территории Росси? (И. Д.)

В ходе беседы учащиеся и учитель приходят к единому мнению: на территории России ярко проявляется закон географической зональности особенно на Восточно-Европейской равнине.

Для более наглядной демонстрации смены природных зон на территории России по географической широте используют карту Природные зоны России (И.д.) .

Учитель: Знаете ли вы, кто из учёных впервые выявил смену природных зон по географической широте?

Учитель отмечает, что впервые эту закономерность выявил Александр Гумбольдт великий немецкий естествоиспытатель. Он установил закономерности в изменении климата и растительности.

Отмечает вклад В.В. Докучаева, открывшего в конце 19 века то, что в географической оболочке все природные процессы подчинены зональности.

Таким образом , (И.д) В.В. Докучаев открыл закон широтной зональности как общий закон природы.

Т.О Географическая зональность - закономерная смена природных зональных комплексов от экватора к полюсам.

Учитель обращается к ученикам с одним из главных вопросов по теме: (И. д.)

Что является причиной разнообразия природных зон?

В ходе беседы учащиеся называют главной причиной разнообразия природных зон различия в соотношении солнечного тепла и влаги на разных участках земной поверхности (с. 212 рис. 78).

Учитель уточняет, что положением в определённых географических широтах определяются и относительно однородные климатические условия в природных эонах, и, как следствие, распределение определенных типов почв, растительности и животного мира (схема 1).

Учащимся предлагается вспомнить из предыдущего курса географии, что такое природная зона?

Природная зона-это природный зональный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира.

Учащимся предлагается найти в учебнике (с. 211) определение понятия природная зона и выписать его в тетрадь. Природная зона - зональный, широтно вытянутый природно-территориальный комплекс, территория со сходными природными условиями, охватывающая значительные пространства.

(И. д.)

Анализ карт «Природные зоны России» и «Природно- хозяйственные зоны России» с целью проверки умения работать с тематическими картами (рис. 76 с.210).

Учащиеся называют природные зоны России, какие природные зоны занимают наибольшую площадь и почему?

Примерный ответ учащихся : В основном размещение природных зон на территории России подчиняется закону широтной географической зональности, прежде всего на европейской части России. За Уралом, наблюдается нарушение данной закономерности, так как климат более суровый, кроме того, широтное расположение зон нарушает высотная поясность. На карте «Природные зоны России» выделены 11 зон: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанный лес, широколиственный лес, лесостепи, степи, полупустыни, пустыни, субтропики. Наибольшую площадь занимает зона тайги, это объясняется расположением большей части России в северном умеренном климатическом поясе, который отличается суровостью.

Учитель: Почему природные зоны точнее было бы назвать природно-хозяйственными зонами? Каким образом условия жизни и хозяйственной деятельности человека зависит от особенностей природной зоны? Учащимся предлагается выполнить практическую работу № 33 Сопоставление карты природных зон, графика «Смены природных зон с севера на юг» и таблицы 1 «Природно-хозяйственные зоны России» Приложения, используя рубрику «Шаг за шагом» (с. 212), карты (рис.79 на с. 213 и рис. 80 на с. 215учебника) и таблицы 10 (Приложение, с. 261) выявляют, какова хозяйственная деятельность людей в сельской местности различных природных зон.

На выполнение работы отводится 10 мин., класс разделен на 3 групп: 1группа дает сравнительную характеристику тайги и смешанных широколиственных лесов; 2 группа Тундры лесотундры 3группа лесостепей степей; 4 группа Полупустыни пустыни и субтропиков. Краткие ответы учащиеся заносят в таблицу, в итоге работы каждая группа делает вывод о том, какая природная зона наиболее хозяйственно освоена человеком, с чем это связано? Например:

Тундра и лесотундра

Лесостепи и степи

1.t +8; К

1.T +20; К

2.пастбищное оленеводство

2.Пашни и пастбища

3. больших городов мало – не благоприятные природные условия.

3.Густая сеть крупных городов - благоприятные природными условия.

4. Редкоочаговое сельское расселение, основной вид деятельности оленеводство, охота на пушного зверя, рыболовство

Расселение сплошного земледельческого освоения земледелие – пшеница, просо, кукуруза, подсолнечник, сахарная свекла, бахчевые,плодовые,овощные.

Учитель подводит итог, что в настоящее время человек освоил все природные зоны России. Население в сельской местности имеет большую связь с природой, его жизнь определена природными особенностями зон. В свою очередь человек своей хозяйственной деятельностью в той или иной степени изменяет природные зоны поэтому природные зоны превратились, по сути дела, в природно- хозяйственные зоны.

Закрепление (5мин) Учащимся предлагается ответить на тест.

1)Установите соответствие между природной зоной и особенностями сельского расселения.

1. Тундра А. Сплошное земледельческое освоение.

2. Степь Б. Очаговое расселение населения.

3. Тайга В. Редкоочаговое расселение.

2) Выберите правильный ответ:

1. Природная зона – это азональный ПТК.

2.Природная зона – это ландшафт.

3. Природная зона – это зональный ПТК.

3)Закон географической широтной зональности впервые открыл:

1. А. Гумбольдт.

2.В.В. Докучаев.

3. Л. С. Берг.

1. Тайга. 2.Тундра. 3.Степь.

5) В этой зоне дефицит воды, поэтому население занимается:

1.Овцеводством.

2.Охотой.

3.Земледелием.

Ответы: 1) 1В; 2А; 3 Б. 2) 3. 3) 2. 4) 1. 5)1.

Результативность урока: Все учащиеся, которые получили по 4, 5 жетонов получают соответствующую оценку за работу на уроке. Кроме того у всего класса учитель проверяет тест и работу в тетрадях, за которые ставится оценку к следующему уроку.

Задание на дом : п. 45; выполнить задание 9 на с.215. По желанию учащиеся могут данное задание выполнить в виде компьютерной презентации. Подготовиться группам учащихся, которые готовили компьютерные презентации по темам: Арктические пустыни и Тундра.

Ход урока: содержание и структура

Основ-

ные этапы урока

Составные элементы этапа

Дидактиче-

ские цели и задачи

Деятельность учителя (с психолого-педагогиче-

ским обоснова-

нием)

Прогнозиру-

емая деятельность ученика

Планиру-

емый результат

Орг. момент

(1-2мин.)

Мотивация

И целеполага-

ние,

Актуализация прежних знаний

Здравствуйте, ребята! Я рада приветство-

вать вас сегодня на уроке.

Прошу садиться.

Ребята! Мы начинаем знакомство с приодно- хозяйственными зонами России..

Нам предстоит познако-

миться с разнообра-

зием и богатством природных зон России, выявить закономер-

ности в расположении природных зон и оценить степень влияния на природу хозяйстве

нной деятельность

человека и зависимости жизнедеятельности человека от природы.

Уметь формулиро-

вать главные вопросы, на которые необходимо ответить при изучении данной темы Что такое географическая зональность? Как закон географической зональности проявляется на территории

Росси? (И. д.)

Учитель

приветствует учеников; не снижая темп урока,

отмечает отсутству-

ющих.

Учитель акцентирует внимание на постановку целей урока.

Слайд на интер. Доске.

Учитель предлагает учащимся самосто-

ятельно сформули-

ровать главные вопросы по теме.

У учеников

на столах подготовлены учебники,тетра-ди, атласы,.

Учащиеся записывают тему в тетрадь.

(Просмотр сладов)

В ходе дискуссии учащиеся приходят к единому мнению, что на территории России ярко проявляется закон географиче-

ской зональности особенно на Восточно-Европейской

Равнине.(И. д.) Учащиеся используют карту Природные зоны России для более наглядной демонстрации смены природных зон на территории России по географической широте.

Создать необходимый микроклимат на уроке; деловой порядок обеспечивает высокую результатив-

ность; продемонстри-

ровать доброжела-

тельное отношение.

Мотивировать учащихся на постановку целей урока

Вызвать интерес учащихся путем использования ИКТ

Уверенность в наличии прежних знаний и умений работать с тематическими картами.

Сообщение новых знании

(30мин.)

Осмысление информации, первичное зарепление

Практическое

применение

знаний и умений

Знать историю географиче-

ских исследований. Кто из учёных впервые открыл гео. зональность (выявил смену природных зон по географической широте)? Называть главную причину разнообразия природных зон.

Формировать понятия «природная зона», «природно- хозяйствнная зона»

карты «Природные зоны России»

и «Природно- хозяйстве-

нные зоны России

Выявлять взаимозависи-мость хозяйстве-

нной деятельности человека и природы на примере природно – хозяйстве-

нных зон через умение работать с тематически-

ми картами.

Учитель подчеркивает роль русских ученых в открытии закона георафиче

ской зональности

В. В. Докучаев и в изучении особенностей природных зон (ландшафтов) Л.С. Берна.

Учитель предлагает дать определение

природная зона и природно- хозяйстве

нная зона. Учитель дополняет ответы учащихся.

Учитель: предлагает выполнить устно практическую работу №32

Учитель предлагает обратиться к тексту учебника для более грамотного ответа на данные вопросы используя рубрику «Шаг за шагом» (с. 212).

Учитель подводит итог работы.

В ходе дискуссии учащиеся называют, что главной причиной разнообразия природных зон является различия в соотношении солнечного тепла и влаги на разных участках земной поверхности .

Учащимся формулируют понятие природная зона и природно- хозяйственная зона, выписывают определения в тетрадь стр. 211.

Учащиеся отрабатывают монологиче-

скую речь,

называют природные зоны России с севера на юг.

Проводят

анализ, сопоставление и сравнение на карт, сграфика и таблицы.

Учащиеся выполняют практическую работу: используя рубрику «Шаг за шагом» (с. 212).

П.р.№33 .Сопоставление карты природных зон, графика: «Смены природных зон с севера на юг» и таблицы: «Природно-хозяйственные зоны России» Приложения.

Учащиеся на основе карт (рис.79 на с. 213 и рис. 80 на с. 215учебника) и таблицы 10 (Приложение, с. 261) выявляют, какова хозяйственная деятельность людей в сельской местности различных природных зон.

Уверенность в наличии прежних знаний, использование их в новой ситуации,

Знать основные понятия по теме.

Активизировать познавательную деятельность учащихся; выбирать главное; структурировать материал; обмениваться знаниями при работе в группах, расширять имеющиеся знания и умения; делать выводы.

Закрепление знаний и умений

контроль и самопроверка, коррекция

Подведение итогов

Информация о домашнем задании

Уметь выполнять тест

Задание на дом : п. 45; Подготовить

ся группам учащихся, которые готовили компьютерные презентации по темам: Арктические пустыни и Тундра

Учитель предлагает ответить на

Тесты

(и. д.)

Учитель подводит итог урока обращается к школьникам с вопросом

достигнута ли

поставленная цель урока (и.д.)

Учащиеся воспроизводят усвоение материала.

Все учащиеся, которые получили по 4, 5 жетонов получают соответству-

ющую оценку за работу на уроке. Кроме того у всего класса учитель проверяет тест и работу в тетрадях, за которые ставится оценку к следующему уроку.

Осмыслить полученные знания

Урок №2

Северные безлесные зоны

Цели урока:

Образовательные: научиться давать характеристику природно-хозяйственным зонам, на основе различных географических источников применяя практические навыки по созданию таблиц и компьютерных презентаций.

Развивающие: формировать образное представление об арктических пустынях, тундре и лесотундре. Выявлять особенности занятий населения в тундре и лесотундре.

Воспитательная: формировать умения вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем экологической уязвимости зон холодного климата.

Технические средства: Компьютер; Интерактивная доска; Интерактивное наглядное пособие: Агроклиматические ресурсы России; карта Природные зоны России; презентации школьников. Плакаты «Арктические пустыни», «Тундра».

Методы и методические приемы : частично – поисковый, наглядно-практический.

Дифференцированный, интегрированный.

Тип урока: комбинированный

(повторение, закрепление и сообщение нового материала).

По способу проведения: урок-практикум с компьютерными презентациями.

Ход урока

Орг. момент: (1-2мин). Приветствие учащихся, проверка готовности класса к уроку, отсутствующие.

Класс заранее распределён на группы, так как школьники подготовили учебные мини-проекты (презентации) по природным зонам России.

Учитель предлагает учащимся занять места по группам.

Мотивация и целеполагание:

Изучение нового материала(20мин).

Классу предлагается записать тему урока в тетрадь:

Северные безлесные просторы. (И.Д.)

Учитель отмечает, что изучение природных зон России будет идти в определённой последовательности: с севера на юг.

Учитель : По мнению многих, «Север не имеет права, не должен быть прекрасным - коли он суров».

Что прекрасного в Севере? Какие ассоциации у вас возникают с Севером?

Учащиеся каждой группы делятся своими знаниями о полярной ночи, о северном сиянии, о суровости природы Севера (за правильные ответы группы получают по 1баллу).

Учитель: выше сказанное касается зоны арктических пустынь . Подумайте, почему эту зону норвежский путешественник Ф. Нансен назвал «страной льда и тьмы» ? Мы вернемся к этому вопросу после того как подробно познакомимся с особенностями природы арктических пустынь.

Классу предлагается начать практическую работу № 35. Составление характеристики ПХЗ по плану.

№36.Описание зависимости жизни и быта населения от природных условий зоны (природная зона по выбору). Результаты практических работ учащиеся заносят в таблицу (И. Д.).

Кроме информации из учебника учащимся предлагается посмотреть презентацию «Арктические пустыни» (заранее выполненную одной из групп класса). Презентация заканчивается тестом, на который отвечает класс. Группа которая проводит мини опрос просит одноклассников поменяться листочками и диктует правильные ответы, за тем объявляет за 5 правильных ответов оценка «отлично»; за четыре - «хорошо»; за три –«удовлетворительно».

Классу даётся 10 минут для заполнения в таблице характеристики арктических пустынь.

Назва-

ние зоны

Гео –графиче-

ское полжение

Внеш-

ний облик

Уровень комфорт-

ности

Условия прожи-

вания

(климат, почвы и т. п.)

Приро-

дные ресурсы

Виды хозяй-

ственной деятель-

ности

Эколо-

гические пробле-

мы

Опас-

ные при-

род-

ные явле-

ния

Аркти-

ческие пусты-

ни

Постира-

ется от 71

до

81 с. ш. Занимает

Арктиче-

ские о-ва

И узкую

берего-

вую

полосу

п-ова

Таймыр

30% покров-

ные

ледники,

вечная

мерзлота,

расти-

тельный

покров

развит

Слабо.

Макси-

мально неблаго-

прият-

ный

Суровый климат

(зима

более

9 меся-

цев, в

самый тёплый

месяц

не более

5, темпе-

ратура

выше

нуля

бывает

Не

Более

50 суток.

Господ-

ствует

А В,

Почвы

не

развиты.

Расти-

тельный

покров

слабо

развит,

живот-

ный

мир

беден.

На

шельфе

морей

обнару-

жены

нефть

и газ.

Есть

заповед-

ники,

Посто-

янного

насе-

ления

нет.

На

О-вах

люди

ведут

промы-

сел

моржей, тюленей,

Нави-

гация

по

Север-

ному

морско-

му

пути

обеспе-

чивает

насе-

ление

продо-

вольст-

вием,

топливом.

Многие

Живот-

ные

нахо-

дятся

на

грани

исчез-

новения,

на о-вах

Новая

Земля

был

ядерный

полигон,

сейчас

захоро-

нение

ядерных

отходов.

--

Учитель зачитывает слова из рассказа о тундре А. Брэма: «Намереваясь описывать тундру, заранее надо сказать, что здесь придется иметь дело с картиной однотонной, писаной серой краской по серому фону, но которая, тем не менее, не лишена известной красоты».

Учащимся предлагается компьютерная презентация, после просмотра, так же провидится тест, правильные ответы заносят в таблицу.

Назва-

ние зоны

Гео –графиче-

ское полжение

Внеш-

ний облик

Уровень комфорт-

ности

Условия прожи-

вания

(климат, почвы и т. п.)

Приро-

дные ресурсы

Виды хозяй-

ственной деятель-

ности

Эколо-

гические пробле-

мы

Опас-

ные при-

род-

ные явле-

ния

Тундра

и лесо-

тундра.

Широкой

полосой

пртяну-

лась

вдоль

побережья

Сев. Лед.

океана

доходя местами

до Сев.

Поляр-

ного

круга

Мохо-лишай-

никовая и с кустар-ничко-

вой расти-

тель-

ностью

Макси-

мально неблаго-

прият-

ный

Суровый климат

(зима

более

9 меся-

цев, в

самый тёплый

месяц

не более

+5, темпе-

ратура

выше

нуля

бывает

не

более

50 суток.

Господ-

ствует

А В,

Почвы

не

развиты.

Расти-

тельный

покров

слабо

развит,

живот-

ный

мир

беден.

На

шельфе

морей

обнару-

жены

нефть

и газ.

Есть

заповед-

ники,

Посто-

янного

насе-

ления

нет.

На

о-вах

люди

ведут

промысел

моржей, тюленей,

Нави-

гация

по

Север-

ному

морско-

му пути

обеспе-

чивает

население

продо-

вольст-

вием,

топливом.

Многие

Живот-

ные

нахо-

дятся

на

грани

исчез-

новения,

на о-вах

Новая

Земля

был

ядерный

полигон,

сейчас

захоро-

нение

ядерных

отходов.

--

Домашнее задание: п.46, стр. №8-12.


Хозяйственная деятельность во
многом определяется природными
условиями ландшафтов
Природно-хозяйственная зона
представляет собой группу
сельскохозяйственных районов со
сходными природно-климатическими и
экономическими условиями,
производственной специализацией и
общими проблемами развития ведущих
отраслей сельского хозяйства.

П. 36

1. Какие виды хозяйственной деятельности
вам знакомы?
2. Чем отличается хозяйственная
деятельность древнего человека от
современного человека?
3. Существует ли универсальный вид
хозяйственной деятельности,
свойственный всем природным зонам?

1. Почему принято говорить не только о
природных, но и о природнохозяйственных зонах?
2. Какие виды деятельности характерны
для лесных природно-хозяйственных
зон?
3. Почему именно степная зона является
главной сельско-хозяйственной зоной
страны?
4. Чем отличается хозяйственная
деятельность человека на равнине и в
горных районах?

Практическое задание. «Традиционные виды хозяйственной деятельности для каждой из природной зон России» (стр. 229)

Природная
зона
Традиционны Особенности
е виды
жилища
хозяйствован
ия

Арктические пустыни

Тундра

На крайнем севере издревле жили коренные народы: эвены, эвенки, ненцы, селькупы, долганы, чукчи, коряки и др. Их основные занятия: промысел
моржа, тюленей, рыболовство, оленеводство.
Настоящее жилище народов севера чум или яранга.
Кухня народов севера отличается обилием рыбных
и мясных блюд, часто используется сырое мясо и
рыба (строганина), употребляют оленину, тундровые ягоды, коренья, чукчи – китовое мясо
Народы севера бережно относятся к природе, например все добытое используют полностью, не
убивают зверя просто так, а только ради добычи.

10. Яранга – жилище у некоторых кочевых народов северо-востока Сибири: эскимосов, чукчей, коряков, эвенов, юкагиров

11. Чум - переносное жилище народов Северо-Восточной Европы (саами, ненцы) и Сибири (эвенки, манси, ханты, северные якуты, ороки,

Чум - переносное жилище народов СевероВосточной Европы (саами, ненцы) и Сибири
(эвенки, манси, ханты, северные якуты, ороки,
нганасаны, тувинцы и др.)