Бесправие преподавателя. «Работа учителя не ценится ни учениками, ни родителями, ни государством. Учителей постоянно пугают судом

История с Ильей Колмановским обнажила старую и давнюю болячку - положение учителей в России, которое полностью зависит от воли школьной администрации.

Учитель в России малообеспечен и феноменально бесправен: его личные возможности невероятно малы, он не может даже бороться с явными перегибами в школьной программе. Прибавьте к этому необходимость заполнять разное количество ненужной документации и отчетности - и получите невероятную легкость в манипулировании учителями.

Учитель фактически не имеет никакого права участвовать в политической жизни страны, потому что, если администрация узнает, это может стать явным поводом для возмущения с ее стороны.

(Мне повезло, что к моей оппозиционности деятельности руководство «Золотого сечения», где я работаю, относится с пониманием. Но это еще потому, что, как многократно проверено, я никогда не занимаюсь политической пропагандой. Я даю только литературу XIX-XX веков.)

При этом профессиональная солидарность в учительской страте тоже низка - у нас нет внятного движения учителей по защите школьного образования, нет партии учителей, хотя давно ведется работа по ее созданию. Причина все та же - бесправие и покорность .

Учителя не чувствуют себя защищенными и думают: вот вступлю в партию, а директор скажет: «Это что еще здесь за партийная деятельность у меня? Твое дело - "лошадка, везущая хворосту воз"».

В результате в школах работают учителя без мировоззрения, что является полнейшим абсурдом, поскольку именно мировоззрение учителя - та сетка координат, в которой он размещает учебные материалы. Нельзя, не имея убеждений, преподавать ни историю, ни историю религии, ни историю науки, которую преподает Колмановский, и уж тем более заниматься популяризацией науки. Про литературу я вообще молчу, потому что русская литература всегда была идеологизирована . И если у учителя нет своей точки зрения на главные вопросы современности, чему он научит школьника?

Но это, похоже, никого не беспокоит: сегодня в России учителя можно выгнать только за то, что его взгляды не совпадают со взглядами начальства. А между тем учителя во все времена в России были передовым отрядом борцов, они всегда были прогрессивны, давали детям разброс мнений, учили их думать. Достаточно вспомнить роман Александры Бруштейн «Дорога уходит вдаль», автобиографический роман Маршака о его гимназических годах или «Кондуит и Швамбранию» Льва Кассиля. И дети любят именно тех учителей, которые говорят с ними о насущном.

Что касается причины этой истории, то лично я не очень понимаю, почему сегодня гей-движение оказалось в таком центре внимания. И здесь, скорее, соглашусь с Артемием Троицким, который убежден, что эта история - дымовая завеса, призванная отвлечь внимание от серьезных и малоприятных экономических преобразований, которые, по всей видимости, останутся в тени, пока все будут спорить о геях.

Но ведь не эта проблема главная сегодня в России, потому что в России вообще нет толерантности ни к чему - не только к геям. Проблема в том, что в нашей стране трудно чем-то отличаться, даже не от массы (масса пестра и разнообразна), а от навязанного сверху типажа. И мы прекрасно понимаем, как выглядит этот типаж - самодержавно-православно-народный фанатик нынешней власти. Все должны быть такими. И еще чтобы побольше рожали. Хотя что здесь делать этим новорожденным и какова будет их дальнейшая судьба, не ясно.

Понятно, что закон, несмотря на всю его бессмысленность, примут, и в обществе будут нарастать гомофобные настроения.

Но так же понятно, что учитель имеет право в свободное от работы время ходить на какие угодно пикеты, которые отвечают его убеждениям. В этом нет ничего противозаконного. Тем более если у учителя хорошие профессиональные показатели: дети имеют хорошую успеваемость и демонстрируют знание материала (а это всегда легко проверить, дав ученикам контрольную работу или придя с комиссией на его уроки).

Эта же комиссия может проверить, что он говорит на своих уроках, чему учит детей . И поверьте, если бы он «что-то не то говорил», дети бы обязательно донесли. Потому что даже среди очень хороших детей в элитной школе всегда найдется один доносчик, которому очень нравится быть неуязвимым и, таким образом, контролировать учителя .

(Широко известен случай, когда мальчик, получивший плохую оценку, оклеветал учителя, назвав его педофилом, после чего два года разбирались. Слава богу, разобрались.) Так что, если бы Колмановский делал бы что-то не так, об этом было бы уже известно. Но к нему нет профессиональных претензий, он хорошо работает, значит , в свободное от школы время, действуя строго в рамках Конституции, он волен совершать абсолютно что угодно: ходить на митинги, смотреть те или иные фильмы, жениться и разводиться, потому что это все его личное дело, не имеющее отношения к профессии.

О Колмановском волноваться не стоит: такие учителя, с таким бэкграундом на дороге не валяются. Я уверен, что найдется смелый директор, который позовет его работать. И школа, в которой он будет работать в результате, останется в выигрыше: как говорил Беня Крик, «дело, к которому я прибьюсь, только выиграет ». А вот о других учителях, которые боятся высказать детям любое свое мнение - «вдруг начальство будет недовольно?», - я бы побеспокоился. Потому что в результате вместо ищущих и думающих людей мы будем получать детей, нашпигованных пропагандой не самого лучшего сорта.

Дмитрий Быков

Поднять этот вопрос меня побудила вчерашняя заметка в новгородском интернет-издании "Ваши новости". В ней говорится об уголовном деле, возбужденном против новгородской учительницы, которая насильно вывела непослушного ученика из класса и якобы нанесла ему серьезное "телесное повреждение". Вот как это описано в публикации "ВН":

"Сегодня заместитель прокурора Новгородского района утвердил обвинительный акт по уголовному делу в отношении учителя Тёсово-Нетыльской школы Ларисы Максимовой. Она обвиняется в побоях. По версии дознания, 8 сентября преподаватель химии, применяя грубую физическую силу, вывела из класса в коридор одного из учащихся, а затем, ударила ученика по лицу рукой, причинив последнему телесное повреждение в виде кровоподтека нижнего века левого глаза. После вручения Максимовой копии обвинительного акта уголовное дело с утвержденным прокурором обвинительным актом будет направлено мировому судье для рассмотрения по существу. С 8 сентября учитель отстранена от учебного процесса".

Понятно, что конкретно в этом деле не хватает подробностей, чтобы составить хоть какое-то мнение. Хотелось бы выслушать показания одноклассников этого мальчика, версии сторон, точку зрения директора и коллег и т.д. Формально ситуация, когда учитель ставит на место зарвавшегося ученика, до боли хрестоматийна. Но раньше в подобных случаях обычно до уголовного разбирательства дело не доводили, а решали конфликт мирным путем при участии директора и родителей, возможно, также работников местного отдела образования и психолога. Что же изменилось? Действительно ли телесное повреждение было столь серьезным, что учительницу необходимо отстранить от работы, возбудив в отношении ее уголовное дело? Неужели она представляет опасность для детей? Какова ее биография до этого случая? На эти вопросы сейчас ответа нет. Но хотелось бы порассуждать на тему, вынесенную в заголовок: кто бесправнее в современной школе: ученики или учителя?

В июне я разместил в своем блоге , посвященный очередной инициативе наших депутатов, которые захотели защитить школьных учителей от оскорблений и насмешек, приравняв их в этом плане к представителям власти. Депутаты собирались запретить "наезды" на учителей как детям, так и их родителям, а за применение насилия или публичное оскорбление при исполнении служебных обязанностей хотели наказывать согласно Уголовному кодексу. С тех пор эта идея канула в Лету, но тогда же я написал, что подобная инициатива, которая вроде бы направлена на защиту учителей, на самом деле лишь в очередной раз демонстрирует ужасающее морально-нравственное состояние нашего общества, которое все более и более деградирует. Единственным методом решения всех проблем власть считает ужесточение наказания для провинившихся: тюремные сроки, штрафы, принятие репрессивных законов и т.д. Речь о воспитании, просвещении, пропаганде гуманности и здоровых взаимоотношений вообще не идет. Законы множатся, вместе с ними множится и абсурд. А началось все с того же скандального закона об оскорблении чувств верующих. Получается странная картина: депутаты делят все общество на разные категории, штампуя один закон за другим. Все это законодательство вроде как призвано оградить каждую из категорий от всего остального безумного и разъяренного общества, ведущего себя неадекватно и агрессивно. Но ведь все эти категории и составляют российское общество. Иногда кажется, что наши власти придумывают искусственные барьеры, которые пытаются поставить между людьми, чтобы те не консолидировались и доверяли государству больше, чем друг другу. Вместо того, чтобы улучшать климат в стране в целом и снижать напряженность - продолжается порочная практика приумножения конфликтов, запретов и репрессий, нагнетание страха и всеобщей истерии. Главная же проблема в том, что у нас защищают не человека самого по себе и его человеческое достоинство, а тех, кто занимает какую-то должность, и неважно - чиновник это, судья, депутат, учитель, ветеран войны, врач или священник. Есть уважение к социальным функциям, даже к возрасту (истерия относительно детей или пенсионеров), но нет уважения к человеку как таковому. Именно поэтому и атмосфера в стране царит казенная, подавляющая, бесчеловечная.

В комментариях к той заметке мнения моих друзей разделились. Кто-то написал, что "лучше бы детей оградили от насмешек учителей, которые бывают и некомпетентными, и глупыми, и непрофессиональными". Кто-то озвучил мысль, что наиболее бесправными в современной российской школе являются все-таки учителя, а не дети. Так или иначе, проблема эта существует и не совсем понятно как ее следует решать. По-видимому, можно говорить о кризисе нынешней системы образования и критическом уровне доверия к учителю, вся деятельность которого жестко забюрократизирована. Сегодня от учителя требуют формального оказания услуг в строгом соответствии с постоянно меняющимся стандартом и противоречивыми предписаниями чиновников. Учитель похож на спортсмена, который гонится за рекордом и местом в рейтинге. Что же можно говорить о воспитании детей и выстраивании чисто человеческих отношений между учителем и учеником? Учитель боится быть обвиненным во всех смертных грехах, боится выйти за рамки, ученик же бунтует против жесткого и бесчеловечного к себе отношения, которое лишено любви и уважения и подчинено строгой государственной необходимости.

Что же делать. чтобы не допустить случаев, когда ученик приходит в школу и начинает расстреливать учителей и одноклассников или учитель совершает противоправные действия по отношению к детям? И как вы считаете - кто все-таки более бесправен в современной российской школе: учителя или ученики? Может быть, у кого-то есть недавние истории из личного опыта общения с детьми, внуками? Или, наоборот, с учениками (если кто-то из моих френдов работает в школе учителем).

По этому случаю размещаю опрос.

5

Все реформы образования в нашей стране за последние годы имели сугубо косметический характер и не затрагивали истинной сути и причин проблем, существующих в современной школе.

Менялась «бальность» оценочной системы (5 или 10) и форма контроля знаний – от устных экзаменов к письменным, а затем к ЦТ. Реформы велись, а качество школьного образования прогрессивно падало.

15 декабря 2016 года в Беларуси появился — Игорь Карпенко. И в последние месяцы школьники, их родители и учителя взбудоражены новостью – . Мы попытались разобраться, кому и для чего нужны реформы в школе.

Фото young.lv

Наша собеседница Анна (имя по понятным причинам изменено), учитель математики, классный руководитель, считает, что сегодня возможности педагога фиктивны:

Труд учителя легким не был никогда. А в нынешней школе сложно не только «старой гвардии», но и молодым педагогам. Белорусский учитель — абсолютно бесправное и незащищенное существо.

Учителей заставляют и на субботниках работать, и ремонт в школе делать, и подписи за кандидатов в депутаты собирать. Откажешься – лишат премии, не продлят контракт. Принципиальных людей в нашей системе очень мало.

Меня, как классного руководителя, могут оставить без надбавки, если ученики не станут питаться в школьной столовой. Учебный процесс то и дело прерывается спортивными мероприятиями, репетициями, походами в театр и так до бесконечности.

От учителя требуют формального оказания образовательных услуг в строгом соответствии с постоянно меняющимся стандартом и противоречивыми предписаниями чиновников.

Как учитель математики не могу не разбавить эмоции конкретными фактами.

5 причин, почему учитель — абсолютно бесправное существо

1 . Учителя могут уволить по любому поводу и по звонку. Например, если взгляды педагога не совпадают со взглядами начальства или высокопоставленного родителя ученика.

2 . Об этом говорить не принято, «мы все гордимся инклюзией». А я считаю, что это полная фикция. Если на уроках происходят ситуации «из ряда вон», когда психически нездоровый школьник, скажем, плюется в учителя и детей, кидается учебниками, учитель пишет докладную. Но в в 99% случаев директор школы предлагает учителю «найти подход к ребенку» и намекает на то, что в противном случае он — непрофессионал и в школе ему не место.

3 . Учитель похож на спортсмена, который «гонится за местом в рейтинге». Я не вижу, в чем смысл было вводить 10-бальную систему, если заставляют дотягивать оценки. Школе нужно, чтобы было как можно больше учеников с баллами от 6 до 10.

4 . Учитель не чувствует за собой право что-то изменить, на что-то повлиять и, как ни странно звучит, чему-то научить.

5 . Кроме того, преподаватели недовольны зарплатами. Учителю начальных классов оплачивают ставку за класс из 30 человек. Получается, учитель может посвятить ученику 1,5 минуты за урок.

Фото igorgubarev.ru

Напомним, проект нового кодекса об образовании уже вынесли на общественное обсуждение . Его можно найти на сайте Министерства образования в разделе «В центре внимания», в рубрике — «Обсуждаемые документы».

«…Запугивает детей и родителей, оказывает психологическое давление… Требую наказать учителя за хамство, жестокость, распущенность, невоспитанность».

Такие жалобы поступили в администрацию учреждения и департамент образования. Расследование ничего не подтвердило, но осадок остался…

Чтобы не навредить героине еще больше, мы не укажем имен и конкретного места на Ямале, где разворачивалась эта гнетущая история. Дело было в начальной школе, в коррекционном классе. Редкий случай, когда опытный учитель с множеством регалий взялся вести не вундеркиндов, а детей с проблемами. Коллеги характеризуют ее только с положительной стороны, есть поддержка со стороны родителей и учеников, даже бывших. Но никто не может повлиять на ситуацию…

Первый раз в моей жизни такое, - сетует миловидная женщина. - Столько оскорблений, откровенной лжи в мой адрес… и ощущение абсолютной беспомощности…

Это мой первый и любимый учитель, единственный, чей день рождения я до сих пор помню, - говорит 26-летняя Алла. - Чуткий и отзывчивый человек, в любой ситуации для каждого находит нужные и правильные слова. Для нас она всегда была второй мамой, к которой мы и после школы обращались за советом и поддержкой. Детям, которых она учит, очень повезло, их родителям тоже.

Она требовательная, но справедливая, никогда мой ребенок не жаловался на нее, - говорит мама, чей сын сейчас учится у педагога. - На собрании мы обсуждали сложившуюся ситуацию, все родители готовы подписать любые бумаги, чтобы защитить нашего учителя.

Закон об образовании формально уравнивает права всех участников образовательного процесса. Но если возможность наказать нерадивого сотрудника всегда найдется, то способов защитить достойного человека от необоснованных нападок мало. Ну, соберут родители подписи, коллеги проведут беседы по своим классам, кто-то в СМИ выступит. Чтобы по-настоящему реабилитироваться оклеветанному педагогу остается только обратиться в суд. Но часто ли так делают учителя?..

В поисках прецедентов обращаюсь к всемогущему интернету. Увы, примеров нет. Не принято сор из избы выносить или люди не доверяют судебной системе - остается только гадать.

В 2014-м в Госдуме обсуждался законопроект о защите учителей. Противники нововведений аргументировали свою позицию тем, что корень зла лежит в социокультурной сфере, запреты и наказания не помогут, мол, воспитывать надо подрастающее поколение. Постепенно споры утихли, на этом всё закончилось.

А тем временем Сеть пухнет от количества сообщений и видеороликов, в которых ученики издеваются над педагогами, публично оскорбляют, угрожают, избивают. Ямал не стал исключением: вспомним прошлогодние события в Гыде. Там виновник был наказан, но не за избиение учителя, а за ограбление другого человека…

Недавняя резня в Перми, Улан-Удэ показала, насколько беззащитны педагоги и дети от сокрушительной ярости и агрессии, и как страшно, когда один человек теряет контроль над собой. Резонансные происшествия в школе чем-то похожи на семейные расправы - такие же беспощадные и зверские. Наверное, потому что возникают не вдруг, не случайно. Негативные эмоции, озлобленность, раздражение и протест накапливаются месяцами, годами, десятилетиями. И взрываются, сметая всё на своем пути…

Самые кровавые драмы произошли в американских школах. Там среди прочих мер ужесточили системы безопасности, усилили контроль над доступом в интернет. Но у преступников появились подражатели. И жертв стало еще больше. Получается, старые трагедии практически ничему не учат? Мы пока не научились распознавать агрессию в зародыше, находить, где тонко, понимать, где нарывает, а у кого руки уже тянутся к топору…

От учителя все требуют сегодня очень и очень многого: чтоб готовил людей будущего, знания давал, размышлять учил, воспитывал, всё замечал и помогал. И чтоб никаких розг, как до революции, ни повышенного тона себе не позволял. И родителей попусту не беспокоил. Там он один за всех и против всех бед.

ВИДЕОКАМЕРЫ - В КАЖДЫЙ КЛАСС!

В одном из ямальских пабликов «КС» организовал опрос, в котором до вчерашнего дня поучаствовало уже больше 360 человек.

Из них почти 80 процентов согласны, что у учителей мало прав, они нуждаются в защите, в том числе на законодательном уровне. Почти каждый пятый считает, что педагогам ничего не угрожает, а в своих проблемах они виноваты сами.

Почему учителя позволяют так к себе относиться? - вопрошает одна из участниц дискуссии. - Ведь можно выставить хама за дверь, или поднять его и весь класс заодно, если мешают вести урок! Вызвать родителей, наконец!

Давайте разберемся. Может ли учитель выгнать ученика с урока? Об этом в документах ничего не сказано, зато четко прописано другое. Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Главным законом страны гарантируется его общедоступность. Следовательно, если учитель выгоняет ученика из класса, он препятствует его образованию, тем самым нарушает права гражданина. А это уже повод для жалобы или обращения в суд. Более того, если в это время с ребенком что-то произойдет, или он сам совершит правонарушение - педагогу грозит ответственность вплоть до уголовной. Отобрал телефон, планшет или что-то еще, мешающее усвоению материала, - налицо открытое хищение чужого имущества, то есть грабеж. Отнял записку - обвинят во вторжении в частную жизнь: каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров и прочего. Это написано во Всеобщей декларации прав человека. Дети - не исключение. Жалобщикам это хорошо известно. При этом родители зачастую позволяют себе нелестные высказывания в адрес школы и ее сотрудников в присутствии детей.

Или вот ситуация. Дети расходятся по домам и наблюдают картину: учителя, вооружившись граблями и метлами, убирают школьный двор. Старшеклассники отпускают едкие шутки. На собрании интересуюсь, почему дети не участвуют в субботниках, генеральных уборках класса и школы. Ответ поражает: «Не имеем права их привлекать» … Фундаментальные труды великих педагогов сданы в утиль. Откуда взяться уважению? И к каким чувствам и убеждениям детей взывать воспитателям?

Почему дома я не позволю ребенку хамить, мешать мне работать? Учитель должен сам принимать меры. Ведь зачастую даже в дневник не пишут, что ребенок баловался или срывал урок, тем более вел себя некорректно по отношению к учителю, - вступает в диалог другая участница.

Так может камеры пора поставить в классах? Я заинтересована в том, чтобы мой ребенок адекватно себя вел и получал качественные знания. И не отвлекался бы на тех детей, которые учиться не хотят. Есть видеозапись - ее разбирают на педсовете, вызывают родителей и решают вопрос с дальнейшим обучением их ребенка. Было бы здорово! - предлагает другая родительница.

Из всего изложенного напрашивается вывод: организовать образовательный процесс так, чтобы все были довольны и защищены, вряд ли возможно. Но ради безопасности необходимо идти на какие-то ограничения личной свободы, усиление охраны, и соответственно, ужесточение допуска и перемещения по школе. И оставаться бдительными.

«Окончив пединститут, я пришла работать в ту же самую школу, в которой когда-то училась. Теперь мои бывшие учителя — мои коллеги. Первое время я их стеснялась и не могла избавиться от комплекса ученицы несколько лет. По привычке слушала их и автоматически вставала при их появлении. Эти женщины продолжали казаться мне всемогущими. Но очень скоро я поняла, что ошибаюсь». Школьный учитель математики рассказала «Мелу», почему учителям можно только посочувствовать.

Труд учителя лёгким не был никогда. Это работа с людьми, которые находятся в процессе становления: они активны, шумны, иногда драчливы, иногда ленивы, иногда грубы. А в общем — непредсказуемы. Одним из плюсов советской школы, я — представитель нового поколения учителей — считаю уважение к профессии учителя. Уважение — не раболепство. Учитель чувствовал за собой право что-то изменить, на что-то повлиять и, как ни странно звучит, чему-то научить.

Сегодня возможности учителя фиктивны. В действительности учитель — абсолютно бесправное и незащищенное существо

Вседозволенность со стороны учеников, неуважение со стороны родителей и непомерные требования со стороны начальства — не самые лучшие условия для того, чтобы воодушевлённо заниматься педагогической деятельностью.

В сегодняшней школе сложно не только «старой гвардии», но и молодым. У нас просто запас физических и душевных сил больше, и есть, на что переключиться за порогом школы. Хотя о себе скажу, что приходя домой после восьми-девяти рабочих часов, желание одно: упасть и проспать двое суток.

Пишу это текст и предвижу комментарии: «Пусть старпёры уходят на пенсию, их никто не держит». Или: «Вы сами выбрали такую профессию». Или: «Кто пришёл работать по призванию, тот не жалуется». Послушайте, но неужели желать для себя лучших (человеческих) условий труда — это преступление? Вам можно, а нам нельзя?

Как учитель математики, не могу не разбавить эмоции конкретными фактами, и начну с простого и очевидного.

1. Введение электронных журналов обещало избавить всех учителей от бумажной работы

Возможно, в каких-то очень топовых школах так и произошло. В нашей обычной бумаг стало вдвое больше, как и всевозможных мероприятий, которые требуют бумажной отчётности. Кроме электронного журнала, есть еще (система качества оценки образования), куда ставят итоговые оценки по триместрам, за год и куда вносят контрольные работы с полным анализом. Это адская работа! И попробуй её не сдать вовремя.

В обычных школах остались и бумажные дневники. Мы, как и прежде, обязаны собирать их по пятницам и проверять в выходные. То, что коллектив нашей школы добился делать это раз в две недели — наша большая победа. Ведь директоров-самодуров никто не отменял. Нас постоянно отчитывают на педсоветах за задержку этой отчетности, что неминуемо сказывается на мелких стимулирующих выплатах, которые крайне редко случаются в нашей школе.

Электронные журналы работают в топовых школах, в обычных школах по-прежнему существует бумажная отчётность

2. «В народе» учителям не могут простить длинный отпуск

Сейчас я объясню, почему страсти вокруг этого сильно преувеличены. Учителя часто выходят работать в субботу и воскресенье. Например, в день какой-то олимпиады или поездки с классом на экскурсию. За это положен отгул. Поверьте мне, за 20 лет работы в школе я от силы дважды воспользовалась парой из них!

Каждый раз нам аргументировано объясняют, что сейчас не время брать отгул (а в школе всегда «не время»)

Вот прямо сейчас у меня скопилось 10 отгулов. И буквально через 11 дней они сгорят, потому что наступит новый год. Не воспользовалась. В общем, всё относительно.

3. Учителей постоянно обвиняют в натаскивании к ЕГЭ

Сколько раз ко мне приходили мамы и папы (почти с пистолетом) и просили прекратить это безобразие. Объяснить далеким от образования родителям, что содержание программы не в полной мере соответствует содержанию экзамена, и что для многих учеников требуется часов минимум в два раза больше — невозможно. Не объяснишь им и то, что не только рейтинг школы, но и оценка работы учителя до сих пор зависит от результатов экзаменов.

Я очень ответственный педагог. Поскольку пишу анонимно, могу себя похвалить. Я из тех, кто будет до ночи сидеть в школе и объяснять ребёнку непонятый материал. К отсутствию похвалы я привыкла. Но быть обруганной напрасно — не хочу.

Родители часто обвиняют учителей в чрезмерной нагрузке на детей, связанной с подготовкой к ЕГЭ

4. Учителя могут уволить по любому поводу и по свистку

Например, если его взгляды не совпадают со взглядами начальства. Недавно у нас вежливо убрали педагога, который возмутился, что каждую неделю на классные часы в нашу школу приходят батюшки и о чем-то говорят с детьми, превращая семейную тему в фарс. На самом деле, мы все так думаем. Но он думал слишком громко.

5. Учителя могут уволить по первому требованию высокопоставленного родителя

За 20 лет помню минимум три случая, когда учителей доводили до нервного истощения и не оставляли выбора. Перечислять поводы сложно, потому что это скорее длинный хвост из лжеповодов. Чаще всего, причина была в том, что учитель мешал ребенку быть отличником и ставил честные оценки. А мою подругу три года назад уволили за то, что на перемене рядом с ее кабинетом девочка поскользнулась, упала и сломала руку. Директор посчитал, что убрать учителя — лучший выход из ситуации.

А сейчас самый вопиющий пример увольнения. На экзаменах учителей заставляют сидеть не шевелясь. Хотя это не входит в должностные обязанности. Пугают административной и уголовной ответственностью и рассказывают, как «в какой-то школе учитель не заметил, что ребенок списал, а камера зафиксировала, и учителя уволили. А в другой школе черезчур ответственных премией наградили, выплатив 32 000».

То есть «сдала» ребёнка — премия, не «сдала» — уволить!

6. Не секрет, что в школе много сложных детей

Сейчас об этом говорить не принято, мы все гордимся инклюзией (что полная фикция, кроме внешнего антуража). Если на уроках происходят ситуации «из ряда вон», когда ученик, скажем, плюётся в учителя и детей, кидается книжками, ругается матом, учитель пишет докладную. По идее школа имеет право пойти с этой докладной к родителям, а дальше к уполномоченному по делам несовершеннолетних или в прокуратуру с требованием воздействовать на маму, или к специалисту, который сможет исключить или обнаружить проблему психического свойства. И так далее. Но в 99% случаев директор школы не станет выносить сор из избы. Ведь это чревато штрафными баллами, лишением премии, средств на нужды школы и, конечно, падением в рейтинге. Поэтому директор предлагает учителю «найти подход к ребёнку» и намекает на то, что в противном случае он — непрофессионал и в школе ему не место. Всё это на фоне бумажек, аттестаций, концертов, олимпиад, экзаменов и прочего.

В школе много проблемных детей, сложности с которыми администрация школы не спешит решать

7. Учителей постоянно пугают судом

И нередко сами дети. Строго посмотрел — в суд подам! Попросил выполнить задание — в суд подам! Как же сильно это выдаёт отсутствие воспитания, и в первую очередь — родителей детей.

8. Между самими учителями редко бывают нормальные отношения

Мы все — «не друг и не враг, а так».

Дружить опасно. Сегодня дружба, а завтра (не дай бог, Сидорова в чём-то лучше Ивановой) — злорадство и злословие в учительской

Но этому лично я нашла простое объяснение: учителя — народ обиженный априори. Они постоянно ждут удара в спину (от начальника, сторонних инстанций, детей, родителей), и защищаются самым доступным способом. Поэтому учителей бояться не надо. Скорее, их надо пожалеть. Впрочем, жалость унижает (а куда уж больше?). Значит посочувствовать.

Фото: iStockphoto (Wavebreakmedia), mos.ru