Ребенок плохо адаптируется в школе. Адаптация первоклассников: этапы, трудности, советы. Признаки успешной адаптации детей к школе

Попадая в неволю, нужно сразу усвоить одно - среди арестантов нет начальников. Как вы сами себя поставите, так и будете жить. Еще один постулат - в замкнутых сообществах (группа детского сада, класс школы, товарищи во дворе, трудовой коллектив, сокамерники или соседи по бараку) нет равенства. Где собираются больше двух, сразу же происходит разделение по мастям или кастам.
Порядок - прежде всего!
До того как попасть в тюрьму, я был совершенно не криминальным человеком. Так получилось, что даже знакомых с судимостями не имел. Занимался себе спортом, работал на довольно престижной по тем временам должности. И вот однажды, грубо получив с подонка долг, попал в следственный изолятор.

В те времена все было и проще, и сложней. Это я к тому, что впервые арестованных не сажали с рецидивистами. В неволе мы сами устанавливали свои порядки.

Как сейчас помню, привезли нас в «Кресты» в пятницу днем, кинули в подвальный «собачник» - это камера такая, карантин. До понедельника никаких движений не предвиделось - нам так сотрудник СИЗО сказал. Еще он объяснил, что сегодня мы на довольствии не стоим. В КПЗ (тогда ИВС не существовало) кормили раз в сутки. Есть хотелось сильно, тем более что мы все были молодыми и крепкими парнями. Бандит с Казани и я сразу подружились. Пять неспортивного вида парней нас опасались, хотя мы никого не трогали и ни на кого не наезжали. Само собой получилось, что парни всем скопом залезли на верхний настил. Мы с казанским расположились внизу. Поговорили часа три, стало скучно. Вежливо попросили «ботаников» рассказать нам анекдот. Те долго несли всякую чушь. Смеялись мы не от тонкого юмора, а от их потуг. Потом мы так же вежливо, без наездов, попросили молодых людей показать нам театр. Двое юношей вылезли к двери под лампочку и изображали по нашему заказу всяких зверей: орлов, ужей, скунсов, гнид. Заметьте, мы никого пальцем не тронули, но сразу заняли доминирующее положение, а слабые духом охотно подчинились.

В понедельник нас дернули на медосмотр и на дактилоскопирование. Было заметно, что наши соседи заметно тормозят. Они озирались и не могли без запинки назвать свои данные и статьи. Сотрудники не видели в них коренных тюрьмы обитателей и грубо с ними обращались. Мы с казанским, наоборот, сразу стали шутить с вертухаями, да и цирики, глядя на нас, потешались.

Жалко было расставаться с казанским братаном, но после выдачи постельного белья нас распределили по разным камерам.

Скажу честно, я немного нервничал. Вспоминались фильмы с татуированными суровыми мужчинами. Но вот открылась дверь, и я вошел в небольшое полутемное помещение. С двух сторон трехъярусные нары на шесть спальных мест и на пятнадцать арестантов. Все они внешне были совсем не страшными. Скорее наоборот, бледные до синевы из-за отсутствия солнца и худые от плохого питания. Самому старшему - лет двадцать пять. Поздоровался, присел на нижний ярус, матрас бросил у входа. Посыпались традиционные вопросы: по какой статье сижу, откуда сам, как там на воле? В общем, познакомились.

Все были ранее не судимы. Сидели они, в общем, за ерунду - пьяные убийства и неудачные разбои. Попробовали мне впарить, что новенький до прихода другого новичка моет за всех посуду и полы. Я предложил другое правило, чтобы «старички» этим занимались, как уже освоившие все хитрости помойного ремесла.

Наглее всех держался высокий Коля. Он долго просидел под следствием и побывал не в одной камере. Понятий, даже человеческих, парни не соблюдали. Каждый творил, что хотел. Например, все спят, а двое в это время громко разговаривают. Или едят чужую передачу, если ее владелец слаб морально и физически.

Через три дня Колю перевели в другую «хату». К тому времени я достаточно обжился, да еще показал народу часть своего бойцовского арсенала. Получилось все случайно. Разговорились о резкости удара. Я попросил подержать за верхние уголки газетный листок и, чуть разогревшись, пробил по средине кулаком. Листок не шелохнулся, но немного порвался в точке удара. Для опытного боксера это не сложно. Естественно, в камере никто подобного не повторил.

Честно скажу, в те времена я совсем ничего не знал об уголовных понятиях, но случайно именно их установил. Хотя чего здесь случайного - правила хорошего тона везде одинаковы. Предложил соседям вести себя прилично, не орать, не мешать остальным, делиться передачами поровну, убираться каждый день. Все согласились. Только одному грузину это не понравилось. Вернее, не понравилось то, что не он будет главным. Пришлось слегка дать ему по требухе, чтобы не выступал.

«Гуляй, братва!»

Стали мы жить, как белые люди. Кого-то дергали на суд или переводили в другую камеру. К нам тоже поступали новички. Причем неважно - с воли они приходили или уже успели посидеть в СИЗО, все слегка боялись. Только некоторые это скрывали за наглостью и вели себя странно. Вплоть до того, что изображали из себя жутких засиженных авторитетов.

Лишь тогда я понял, почему только что севшие делают татуировки и перенимают обычаи тюрьмы. Это просто мимикрия, чтобы их приняли за своего, не унизили и не побили.

Взять хотя бы такой случай. В камере тихо, кто-то спит, кто-то читает. Вдруг открывается дверь и к нам входит нечто. За матрасом его не видно, но оно громко рявкает: «Привет братве, достойной уважения! Бля буду я, в натуре, ага».

Матрас падает на пол, проснувшиеся и отложившие книги разглядывают нового обитателя «хаты». Большая лысая голова вся в свежих порезах от лезвия. Прохладно, но он в майке. Все руки, плечи и шея в наколках - страшных портачках, нанесенных тупой иглой.

Нас очень заинтересовало такое явление. «Пассажир», весь подергиваясь и дирижируя себе руками как паралитик-сурдопереводчик, продолжил концерт. Поочередно подмигивая нам двумя глазами, поощрительно похлопывая каждого по плечу, он заорал: «Чо, в натуре, грустные такие - в тюрьме все наше - ход "черный"! Гуляй, братва!»

Никто не ответил на его тираду. Вошедший чуть стушевался, забегал по центральному проходу (пять шагов в обе стороны) и задорно предложил: «Ну, чо, бродяги, чифирнем по-арестантски». Я понял, что можно развлечься, сделал наивную морду и пояснил: «Мы, мил человек, первоходы. Чифирить не умеем. Вон чай (запрещенный в то время и купленный у баландера за хорошую куртку), ты завари себе, а мы, обезьянки, посмотрим».

Розеток в то время в камере не было. Пассажир решительно оторвал кусок одеяла, намазал алюминиевую кружку мылом (чтобы сажа не налипала), повесил ее над унитазом и поджег «факел». Вскипятил воды, щедро сыпанул чая, запарил. Сидит, давится в одно жало. Видно, что не привык к густому напитку. Кривится, тошнит его сильно, но он крепится - ведь чифир все рецидивисты пьют.

Я спросил его: «Скажи нам, о мудрейший, а зачем чифир хлебают? Мы слышали, что от него кончают?» Чифирист согнулся и закаркал (этот звук у них смехом зовется): «В натуре, земеля, кто тебе такую лажу пронес? Просто чифирок кровь гоняет, бодрит. Я как его не попью - дураком себя чувствую». - «Видно, давно ты не пил, - заметил я. - Может, просто тебе надо отжаться от пола, чтобы кровь погонять?»

Новичок не понял подначки и начал рассказывать нам про тюремные обычаи, арестантское братство, общее движение. Он нес бред с самым умным видом. Оказалось, что сидит он всего два месяца. Но до нас попал в «хату», где все играют в тюрьму. Нам он даже понравился. Мы его постоянно тормошили и просили поведать о том, как сходить в туалет или подойти к двери, как обратиться к сотруднику и друг к другу.

Мудрый сосед снисходительно просвещал нас, неопытных. Через несколько дней цирк надоел, и мы его выгнали без беспредела. Сыграли в карты на желание и он его выполнил. Милая женщина-сержант открыла дверь и пригласила нас на прогулку. Наш уголовный гуру дико заорал: «Начальница, дверь открой пошире, пальцы не пролазят!» Потом он порвал на себе майку, обнажив наколки, растопырил ладони и с песней «Сколько я зарезал, сколько перерезал, сколько душ я загубил» направился к двери. Сотрудница такого страха никогда не видела. Она забыла захлопнуть «калитку» и ломанулась по коридору за подмогой. После разборок с вертухаями гражданина от нас убрали - он сам об этом попросил.

На следующий день на его место закинули мелкого азера. То, что он сел за наркотики, было видно издалека. Новичок никого не боялся, потому что плохо соображал. Он с порога спросил, есть ли у нас таблетки. Доктора на обходе давали анальгин, цитрамон и прочие дешевые медикаменты. Мы их брали про запас и скопили изрядное количество. Некоторые «колеса» не подлежали идентификации по причине отсутствия упаковки.

Думая, что человеку плохо, мы протянули новичку мешок-аптечку. Он обрадовался. Налил в кружку воды и закинул в себя все таблетки до одной! Даже поводил по дну мешка мокрым пальцем и втер пыль в десны, как это делают в кино с кокаином. Знакомиться он ни с кем не пожелал. Расстелил матрас прямо у двери (свободных шконок не было), накрылся одеялом и начал тащиться - состроил блаженное лицо, закатил глаза и принялся мастурбировать.

Нас шокировало прилюдное овладение самим собой. Но на внешние раздражители в виде окриков и пинков новый сосед не реагировал. Мы с тоской вспоминали татуированного «клоуна». Делать нечего, крикнули вертухая и продемонстрировали ему онаниста. Прапорщик все понял и позвал санитаров из осужденных. Они унесли болезного в неизвестном направлении. Операм очень не понравилось то, что из нашей камеры «ставят на лыжи» сидельцев. Как зачинщика в виде наказания удалили меня. Обещали даже кинуть в «пресс-хату». Готовясь дорого продать свою жизнь и честь, я вслед за корпусным поднялся на четвертый этаж.

Оказалось, «пресс» бывает разный. В те времена существовала статья, предусматривающая уголовное наказание за нарушение паспортного режима. Граждан без паспорта или прописки сажали в тюрьму. На зиму бомжи сами рвались за решетку. Именно к таким, самым запущенным бомжам, меня и кинули.

Пройти вперед я не решился: на полу было по щиколотку мусора - обрывки газет, хлебные крошки и прочее. Сбоку смердел забитый и переполненный унитаз. Сортирную вонь дополняли аборигены теплотрассы. Они валялись на полу и на шконках, все в чирьях, с распухшими суставами и покрытые вшами. Я никогда не видел, чтобы вши образовывали сложные рисунки. Меня никто не приветствовал - только сбоку раздалось радостное восклицание.

У стены стоял молодой накачанный парень в белой футболке. Он рассказал, что со вчерашнего дня здесь, но даже присесть не может. Парень слышал, что «ломиться» из камеры нельзя - это «косяк». Я придерживался другого мнения. Камера камере рознь. Здесь мне сидеть не по масти.

Постучал в дверь ногами, подозвал дежурного, показал условия содержания и по секрету сказал, что если нас с накачанным срочно не переведут, мы покалечим несколько бичей. Приперся опер, заглянул в «хату», смерил нас со спортсменом взглядом и скомандовал: «На выход с вещами». В коридоре я первый раз за час вздохнул полной грудью.

О вреде развитой мускулатуры

С новым знакомым нас кинули в камеру, где сидел только что заехавший туда «пассажир». Странно, но в «Крестах» никого из зеков не оставляют в одиночестве, чтобы не повесились.

«Пассажир» мне сразу не понравился. Сам паренек был из небольшого поселка, но строил из себя крутого мафиози и знатока тюрьмы. Я вежливо попросил его не вонять своей трубкой и махрой. Он сдулся и курил у двери в щелочку. Скоро к нам перевели еще одного соседа. Как потом выяснилось, в день совершеннолетия его подняли с « » (их тогда тоже содержали в «Крестах». Пацан из коридора сразу же оценил меня и накачанного спортсмема. Он бросил матрас и сумку, оттолкнул вертухая и с криком «Убивают!» бросился бежать. Странно, подумали мы, и вопросительно уставились на дверь.

Все разъяснилось позже. До нас в этой «хате» сидели беспредельные бандиты. Они ломали народ, чем вовсю пользовались опера. По тюрьме пошла об этой «хате» нехорошая молва. Вот бывший «малолетка» и принял нас за «прессовиков». Сотрудники долго внушали ему, что в камере сидят хорошие дяди. Мы это тоже подтвердили. Юнец вроде поверил, но долго нас боялся. Чуть позже к нам кинули еще одного. Он был только что с воли. Парню исполнилось всего восемнадцать. Этот «новосел» встал у двери и с ужасом смотрел на меня и атлета. Пришлось внести предложение о том, чтобы постоянно ходить в рубашках с длинными рукавами и не светить мышцами. Предложение насчет паранджи на морду не прошло.

Каратист-сутенер вошел к нам спокойно. Он давно сидел в «Крестах» и знал все здешние порядки. Моряк тоже не тормозил, как и «кидала»-грузин. Начали мы жить спокойно, соблюдая правила социалистического общежития и не мешая друг другу.

Раз сплю себе тихо и мирно, даже шконку простыней занавесил. «Малолетка» вдруг затормозил - выдернул из рамы гвоздик и стал его вбивать в стену эмалированной кружкой. Атлет на него наехал. Тут открылась дверь. Я высунулся из-за занавеса и вызверился на придурков, поднявших шум. К нам как раз вошел солидный мужчина (как потом выяснилось, ранее не судимый лидер известной ОПГ). Как он после признался, опера в отделе обещали ему в тюрьме «пресс-хату». Когда он увидел меня и атлета, то подумал, что вот оно, началось. Две ночи он не спал, а лишь делал вид, что спит, - опасаясь, что мы на него сонного нападем.

У каждого были свои задвиги. И это несмотря на то, что мы встречали новичков нормально, даже сумасшедших.

Тройной душегуб

Только обжились мы в камере, как снова открывается дверь и на входе замаячил очередной «пассажир». Говорить, что у нас нет спальных мест, было бесполезно. Сотрудники как аргумент обычно рассказывали нам про «хату», где на таких же девяти квадратных метрах обитали восемнадцать рыл.

К нам втолкнули сильно запущенного средних лет человека. Мы первые поздоровались с ним, пригласили пройти. Он не ответил - сел на шконку и поведал, что к нему недавно теща приходила (по обвинительному заключению, он по пьяни застрелил из охотничего ружья тещу, жену и соседку). Ему эта теща покойная, типа, про нас всех поведала. Дальше убивец рассказал, какие срока мы получим. В общем, каждый из нас получил как минимум пятнадцать лет или высшую меру - расстрел.

Мы были людьми не суеверными, но настроение он нам испортил. Дали ему бутерброд с колбасой и положили спать. Тогда под шконой спать было не впадлу - летом так вообще самое козырное место, где не так жарко. Мы тоже улеглись. Только тройной убийца шепотом все с тещей спорил. Под его бормотание я задремал, соседи тоже. Новичок увидел под шконкой спрятанную заточку для резанья хлеба. По ходу дела он совсем разругался с покойной мамой жены и решил с ней разделаться. Убивец взял самодельный нож и полез резать лидера ОПГ, приняв его за тещу. Хорошо, что я проснулся и долбанул психа ногой. Лидер ОПГ вскочил. Тут на него снова бросился убийца. Только против мастера спорта по боксу в тяжелом весе заточки мало. Мы не стали бить придурка, а просто позвали вертухая и попросили поместить больного в стационар. Пришел опер, заявил, что «мокрушник» косит под дурика. чтобы «вышки» избежать, и велел перевести его в другую камеру.

Чуть погодя корпусной открыл «кормушку» и поведал нам о том, что наш «охотник» попал в «хату», где сидели рецидивисты, и прямо с порога стал лупить их по мордасам. Авторитеты поначалу опешили - подумали, что это спецназ в гражданке заявился или власть сменилась и воров уничтожают. Потом разобрались и сами отдуплили психа, да так, что его потом в больницу положили.

Надо быть самим собой

К нам снова кинули азера, на этот раз здорового. Видя, что мы мирные люди, он уселся и принялся врать. Часа два он вообще не закрывал рот, рассказывая, что владеет всеми языками, знает всех правителей, зарабатывает миллиарды, метко стреляет и пользуется успехом у сногсшибательных блондинок (хотя, по мне, так ему только обезьян оплодотворять, и то насильно).

Сначала нас развлекала его болтовня. После я вежливо попросил его помолчать или почитать газету, но он продолжал говорить. Тогда я попросил его читать газету не вслух. Новичок принялся на меня орать и оскорблять, за что получил по морде. Добавить я не успел - разняли соседи. Потерпевший забился под шконку и оттуда сверлил меня ненавидящим взглядом. Спокойно ему объяснил, что если скажу, то никто уже не станет вмешиваться. Или пусть он перестанет зыркать, или нам нужно разобраться один на один.

Драться он не решился и заявил, что его преследуют по национальному признаку. Наш грузин заметил, что просто вести себя нужно нормально. Через пару дней у меня состоялся суд, и я вышел на свободу.

Эта недолгая посадка меня многому научила. Достаточно сказать, что когда я сел в следующий раз в провинции, в карантин СИЗО заехал, возвращаясь с суда, «смотрящий» за тюрьмой. У него даже мысли не возникло попросить меня уступить ему угловую (положенную блатному по рангу) шконку, на которой расположился я. Мы со «смотрящим» сразу же увидели друг в друге ровню - людей, умеющих себя вести в неволе, хотя у него засижено было двадцать лет, а у меня на тот момент - всего несколько месяцев в СИЗО.
Я уже говорил вначале: как себя поставишь, так и будешь жить.

Игорь Залепухин
По материалам газеты
"За решеткой" (№2 2011 г.)

Правда о работе: бывший зэк рассказывает, каково сиделось и в чем был смысл

Местная валюта - это не деньги, а пачуха - условная валютная единица, равная стоимости пачки Winston. Если услуга оценивается дороже - две пачки Winston или одна Kent (две пачухи). За деньги можно пошить одежду, поменять их на еду, постель попросить поновее или организовать стирку. Покупать можно все. Наркотики, алкоголь, мобильную связь контролируют, конечно, жестко. Мало кто рискнет: хочется домой пораньше, а если поймают - все.

Многие правила после карантина объяснят уже сами осужденные. По сути, колония общего режима - та же армия с расписанием, казармой, тумбочкой у кровати и просмотром телевизора. Только увольнительной нет.

В «козлятне», но не «козел»

Я попал в «козлятню».

- Сами себя туда определили?

Я физически не огонь, поэтому драки не затеваю, но крепкий духом. Позвали «козлы», предложили приобщиться. Это непросто, нужно и руководить осужденными. И вопросы ко мне сразу были, конечно. Нельзя красть, крысятничать, доносить, вкидывать, сливаться. «Мужики» могут сами загнобить толпой, чаще всего по делу. Милиции останется только унести избитое тело. У осужденных вообще много святого: отношение к женщинам, матери, детям.

- Вас ни разу не били?

По тюрьме кулак не ходит. А в колонии можно решать вопросы иначе. Аргументами. Интонацией. Четкими ответами. Надо оставаться человеком в поступках и словах. Можешь и хорошего ничего не делать, но важнее не делать никому плохого. Ко мне были вопросы: я ведь занимался «козлятней». Но это были вопросы, по которым не предъявишь. Фактов не было, чтобы я на кого доносил. Милиции же можно помогать и без ущерба для зэков. Знаете, сколько у них бюрократической писанины…

- Страшно было?

Там страшно всегда, перед каждой сменой обстановки. Но страх - это наша иллюзия. Больше всего ты боишься своих фантазий. Да, рядом сидит убийца, но было и было у него в жизни. Кто хочет раскаиваться, идет в церковь. Но никому твой плач и раскаяние в камере не нужны, это твое личное дело. Раскаиваться нужно перед комиссией, когда рассматривают возможность замены наказания на более мягкое.

Больше $20 заработать не удавалось

Люди сидят самые разные. Половина отбывающих сейчас - по делам, связанным с наркотиками. Вторая половина - экономические. Попадают за взятки разные.

Часто люди не согласны с приговором. Но у меня много примеров, когда от жалоб и оспаривания становится только хуже. Одному мужику дали два года. Он стал жаловаться и сражаться - получил восемь лет. Кажется, проще признать вину, чем сопротивляться.

Тюрьма - это концентрированный мир.

Если на свободе вам наступили на ногу, захочется догнать и дать сдачи. А в тюрьме не нужно. Потому что механизмы, которые наказывают за плохие поступки, уже запущены.

Сидите и наблюдайте. Жизнь накажет обидчика. И все произойдет на твоих глазах. Мерзкие и гадкие люди там долго не выдерживают. Справедливость всегда наступит - там это заметнее.

Распорядок дня был армейский. В шесть утра подъем, зарядка, подготовка к завтраку. В семь идем в столовую. Там может быть, например, картошка. Иногда даже с мясом, но оно фрагментарно. Можно не ходить в столовую в принципе и жить за счет переданной еды. Можно в магазине что-то покупать.

Поддержка извне, кстати, очень сильно помогает. Для родных это большее наказание, чем для осужденных. Моя девушка вышла за меня замуж, пока я был в тюрьме, и ездила ко мне все годы. Три дня положенных свиданий были лучшим событием. Она, маленький хрупкий человечек, за сотни километров тащила сумки с вещами, едой, проходила досмотры, «сидела» со мной. Я ей очень благодарен за все это, она настоящая «декабристка» - низкий поклон таким героиням. До сих пор стыдно перед родными за все эти страдания.

Еще в колонии есть баня, клуб, библиотека, стадион и спортзал. То есть физически особо не страдаешь. С восьми утра до пяти вечера - работа с перерывом на обед. Как правило, это швейное, обувное производство, деревообработка. Зарплата в некоторых колониях может достигать $50 в эквиваленте, но в нашей, к сожалению, получать больше $20 никому не удавалось.

В шесть-семь вечера ужин, потом спорт, баня. Периодически разрешают минут 15 поговорить по телефону - для этого нужно купить карточку «Белтелекома».

Отбой в 22:00 - все, никакого движения и шума.

Ничего не изменилось, просто мир перевернулся

Я уже на свободе. Сокамерники и знакомые выходят потихонечку, мы пытаемся общаться, но…

Вы сидели с теми, кого осудили на долгий срок. Когда журналисты пишут о громких приговорах, это для того, чтобы другим было неповадно. А есть надежда на то, что за 20 лет тюрьмы заключенный исправится сам?

Боюсь, нет. В тюрьме вообще смысла для заключенных нет. Там люди теряют страх. Например, если вы никогда не сидели, то предпочтете вызвать милицию, а не сами будете разбираться в каком-нибудь физическом конфликте. А после тюрьмы… Если кто-то затронет мою честь или честь моей семьи, сразу получит в челюсть. Уже не страшно, хотя теперь я знаю цену свободы и дважды подумаю, стоит ли обращать внимание на мелкие обиды в принципе.

- А что с преступниками делать?

Как наказывать? Не знаю. Но важнее социализация после выхода на свободу. Они же не знают, что такое банкомат. Смотрите, сколько молодых сейчас сажают на 15-20 лет. Представьте страну через этот срок, когда они, обозленные, ничего не умеющие, выйдут на волю. А это люди не с такой крепкой психикой, как у меня, взрослого.

Надо пугать тюрьмой, но как можно дольше оттягивать этот страх. Напугать и отпустить - так человек запомнит. А наркоман в тюрьме сидит и не скрывает: выйду, буду дальше колоться, курить и растить, не страшно уже.

- Что в вас осталось от зоны?

Нет, никаких чифиров дома не варю. За рулем могу крепко выругаться. И понравилось просыпаться рано. А еще то, что раньше казалось неважным, на самом деле - главное в жизни.

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber !

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. [email protected]

Ребенок идет в первый класс. Событие это одновременно радостное и волнительное. Перед малышом открывается новая дорога. От того, насколько правильно маленький ученик сделает первые шаги, зависит его будущее. Самому, конечно, крохе не справиться. Правильная адаптация детей к школе - задача педагогического коллектива, а также родителей.

Что такое адаптация?

Само понятие подразумевает привыкание к новым условиям. Ребенку, который еще недавно посещал дошкольное учреждение, имел плавающий режим дня, много времени проводил в играх, предстоит перестроиться на другой лад. Нужно будет научиться слушать учителя, выполнять домашнее задание, находить общий язык с одноклассниками. В этом, по сути, и заключается адаптация ребенка в школе. 1 класс в учебном учреждении по праву считается наиболее сложным. Особенно тяжело ребятам, которые ранее не посещали детский сад. Приходится сталкиваться еще и с трудностями социализации.

Адаптация детей к обучению в школе - настоящий стресс для некоторых родителей. В большей степени мамы переживают, что не справятся со своими обязанностями, что ребенок по их вине будет отставать от одноклассников. На хрупкие плечи ложится действительно сложная задача. Необходимо помочь ребенку настроить себя на другие условия жизни. При этом мама ни в коем случае не должна показывать сыну или дочери свои переживания! И чего точно нельзя делать, так это повышать голос на маленького школьника, у которого не получается читать или писать.

Успешность адаптации ребенка может зависеть от многих факторов. В первую очередь это темперамент маленького ученика, а также модель отношений в семье. Если ребенок любит находиться в центре внимания, плохо переносит одиночество, наверняка он быстро сможет привыкнуть к новому коллективу. Также если в семье царит гармония, взаимоуважение, у малыша отсутствуют комплексы, адаптация пройдет с минимальными потерями.

Однако социализация - это лишь малая часть всего процесса. Недостаточно привыкнуть к новому коллективу и учителям. Адаптация детей к обучению в школе - это прежде всего присутствие интереса. Малыш должен понимать, что школу он посещает не потому, что так нужно, а потому, что здесь удастся узнать много новой и полезной информации. Заинтересовать ребенка - задача родителей и педагогов.

Степени адаптации

Двух одинаковых людей не существует. Так и дети имеют свои психологические особенности. Кому-то достаточно всего нескольких дней, чтобы привыкнуть к новым условиям, а кто-то и через месяц будет чувствовать себя неуютно в чужом коллективе. Психологи традиционно разделяют детей на три группы. Первая - это малыши с легкой степенью адаптации. Сюда входят ребята, которые максимально быстро вливаются в новый коллектив, заводят друзей. Такие дети прекрасно находят с учителями, все их внимание направлено на изучение новых предметов.

Вторая группа ребят считается наиболее распространенной. Сюда входят малыши со средней степенью адаптации к школе. Период привыкания к новым условиям у них более длительный, занимает от нескольких недель до двух месяцев. На начальных этапах обучения дети не принимают те условия, в которые им пришлось попасть. На уроках они могут разговаривать с товарищами, не слушать замечания учителя. Такие ребята изначально не проявляют интерес к учебе. Особенно часто в эту группу попадают ребята, которые не посещали дошкольное учреждение. Адаптация детей к школе пройдет быстрее, если родители будут проводить соответствующую беседу с ребятами задолго до 1 сентября. Стоит объяснить малышу, что в жизни грядут интересные изменения, которые пойдут на пользу. При необходимости с ребенком может поработать психолог.

Третья группа - это дети с тяжелой степенью адаптации. У ребенка наблюдаются негативные формы поведения, он не слушает учителей, обижает одноклассников. Распространенным является и прямо противоположное проявление - маленький школьник замыкается в себе. Ребенок ведет себя очень тихо, не разговаривает, не отвечает на вопросы учителя. В большинстве случаев такие ребята практически не усваивают школьную программу. Проблема адаптации ребенка к школе чаще всего имеет причину. Это либо психологическая травма, либо разлад в семье. Без специалиста в этой ситуации не обойтись.

Трудности, с которыми еще приходится столкнуться

Успешная адаптация ребенка к школе - задача не из легких. Даже если сын или дочь относится к первой группе, то есть легко налаживает общий язык с новым коллективом, проявляет интерес к обучению, стоит быть готовым к тому, что придется столкнуться с трудностями. Наиболее частая жалоба большинства родителей - лень маленького ученика. На самом же деле ребенок ни в чем не виноват. Он просто потерял мотивацию. Ему неинтересно посещать тот или иной урок, делать домашнее задание по конкретному предмету. Наверняка многие родители замечали, что дети с удовольствием посещают такие уроки, как пение, физкультура, рисование. Потому что на них можно интересно провести время. Задача учителей и родителей - заинтересовать ученика посещать тот предмет, к которому был потерян интерес.

Вербилизм - еще одна проблема, с которой приходится столкнуться многим родителям первоклассников. Проблема в том, что многие мамы и папы с ранних лет малыша огромное внимание уделяют развитию речи. Стишок про мишку в исполнении двухгодовалого ребенка вызывает умиление. Малышом восхищаются, что повышает его самооценку. В школе же оказывается: все, что умеет ученик, - это красиво, чисто разговаривать, четко произносить сложные звуки. При этом процессы мышления проходят достаточно медленно. Программа (адаптация детей к школе - это сложный путь для каждого первоклассника) обязательно должна включать предметы, стимулирующие продуктивную деятельность. Это рисование, лепка, конструирование, мозаика и т. д.

Хроническая неуспеваемость

В начале обучения каждый ребенок - это чистый лист. Почему же бывает так, что один малыш превращается в отличника, а другой - в заядлого двоечника? Винить ребенка в плохом обучении глупо. Хроническая неуспеваемость является в первую очередь недочетом родителей, а уже потом учителей. Что же происходит? Маленький ученик не справляется с поставленной перед ним задачей, настроение снижается. При этом многие родители лишь усугубляют ситуацию, начинают ругать малыша. Неуверенность в собственных силах у маленького ученика вырастает в разы. Он не хочет продолжать обучение, чтобы снова не испытывать негативных эмоций. Таким образом развивается хроническая неуспеваемость.

В период адаптации детей к школе родителям стоит запастись терпением. Мамам и папам нужно быть готовым к тому, что многие задачи у малыша будут получаться не сразу. Если правильно подбадривать ребенка, поощрять за удачное выполнение работы, ученик захочет посещать уроки снова и снова.

Ежегодно отечественные методики образования совершенствуются. Во многих учебных учреждениях сегодня принято решение не выставлять оценки за работу детям первого класса. Уже заметны результаты. Адаптация детей к условиям школы проходит менее болезненно.

Как учитель может оказать помощь ребенку?

Первый учитель - это тот человек, с помощью которого малыш привыкает к новым для себя условиям. По специальной программе проводится адаптация ребенка к школе. Методики разрабатываются с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся. О степени адаптации педагог может судить благодаря специальным тестам, которые могут проводиться на одном из классных часов. Чтобы получить более ясную картину, тестирование стоит проводить по окончании первой четверти обучения:

  1. Методика «Краски». Педагог раздает детям фломастеры или краски, а также листы бумаги, на которых изображены предметы, относящиеся к тем или иным урокам (цифра - математика, ручка - письмо, кисточка - рисование, гармонь - пение и т. д.). Учащимся предлагается разукрасить рисунки. Если малыш окрашивает определенный предмет в темный цвет, это говорит о возможных затруднениях, связанных с ним. Методика позволяет определить успеваемость каждого ребенка в том или ином направлении.
  2. Методика «Что мне нравится в школе». Учитель предлагает нарисовать рисунок на заданную тему. По изображению можно судить о психологическом состоянии ребенка. Обратить внимание следует на ребят, рисунки которых далеки от школьной жизни. Учитель с указкой, школьная доска на изображениях могут говорить о высоком уровне учебной мотивации.
  3. Методика «Солнце, тучка, дождик». Ученикам раздаются листочки, на которых изображены описанные погодные явления. Педагог предлагает описать состояние в школе, дома, с друзьями. Ребенок обводит понравившийся рисунок. Таким образом учитель определяет, какие ребята уже полностью адаптировались к школьной жизни (обведено солнышко).

По окончании первой четверти можно провести небольшое анкетирование. Ответы на вопросы помогут выявить уровень адаптации каждого ребенка в классе. Вопросы могут быть следующими:

  1. Нравится ли тебе в школе?
  2. Если бы тебе сказали, что завтра приходить на уроки всем необязательно, ты бы пришел в школу?
  3. Тебе нравятся твои одноклассники?
  4. Ты бы хотел, чтобы с тобой работал другой учитель?
  5. Ты радуешься, когда отменяют уроки?
  6. Ты дружишь со многими одноклассниками?
  7. Ты хотел бы, чтобы перемены были длиннее, а уроки - короче?

Чтобы получить честные ответы на вопросы, анкету стоит предложить ребятам заполнить дома, вместе с родителями. Выявив уровень адаптации в классе, педагог выбирает дальнейшую стратегию работы. Практика показывает, что к окончанию первой четверти 90 % ребят уже полностью приспосабливаются к новым условиям.

Игра как способ адаптации

Для ребят, которые только приспосабливаются к новым условиям, важно преподносить новую информацию в интересной для них форме. Не случайно первые уроки во многих учебных учреждения проходят в виде игры. Наиболее сложная задача для любого первоклассника - целый урок высидеть на своем месте. 40 минут кажутся настоящей вечностью. На помощь придет игра «Прилежный ученик». Ребятам предлагают изображать старшеклассников, которые знают, как следует вести себя в школе. А чтобы игра была интересна малышам, желательно включить соревновательный момент. В конце урока педагог указывает наиболее прилежных учеников, которые награждаются призами.

Психологическая адаптация ребенка к школе пройдет легче, если малыш будет знаком с одноклассниками. Поэтому школьному коллективу рекомендуется перед началом учебного года провести интересное мероприятие в неформальной обстановке. Идеальный вариант - поход. Во время веселых игр на природе малыши смогут познакомиться. У родителей, в свою очередь, появится возможность ближе пообщаться с педагогом.

Что могут сделать родители?

Ребенку, который только начинает обучение в школе, очень важна моральная поддержка. От того, насколько правильно будут вести себя мамы и папы, зависит адаптация маленького ученика к новым условиям. Стоит поддерживать малыша в любых его начинаниях и ни в коем случае не ругать за неудачи. Никогда не стоит сравнивать ребенка с другими учащимися. Необходимо сделать так, чтобы ученик ориентировался на свой собственный результат. К примеру, если сегодня сын сделал всего две ошибки в домашнем задании, а вчера их было три, это уже реальный успех, который обязательно стоит отметить!

Что еще стоит сделать родителям? Работа по адаптации детей к школе основывается на формировании определенного режима дня. Нужно приучить кроху своевременно ложиться спать, чтобы без проблем вставать утром. Спешка - дополнительный стресс для малыша. Ребенок должен точно знать порядок действий. Утром - в школу, в обед - домашнее задание, вечером - вовремя спать, а в выходные дни можно будет весело провести время с родителями.

Мотивация малыша к изучению школьных предметов также частично ложится на плечи родителей. Мама должна объяснить, для чего стоит изучать английский язык («Выучишь, и мы без проблем будем путешествовать»), математику («Сможешь пересчитать, сколько у тебя игрушек»), чтение («Сможешь прочитать самую большую сказку самостоятельно»).

Адаптация детей к школе сказывается на работе иммунной системы учащихся. Особенно сложно приходится ребятам, которые ранее не посещали дошкольное учреждение. Малыши начинают часто болеть, пропускать уроки. Это сказывается и на психологической адаптации. Частые пропуски приводят к тому, что ребенок не успевает наладить общение в коллективе. Как с этим бороться? Решить проблему поможет педиатр, который выпишет подходящий имунностимулирующий препарат. Самолечением заниматься нельзя.

Уменьшить уровень заболеваемости удастся, если кабинет первоклассников в школе будет вынесен в отдельный блок, где ребята контактируют только с учителями и ровесниками. На состоянии здоровья сказывается также и режим дня. Если будет выделено отдельное помещение, удастся сократить уроки в первой четверти до 35 минут. Занятия обязательно должны проводиться в первой половине дня. В это время ребята проявляют большую активность. Возможность организации дневного сна - огромный плюс. Детям 6 лет все еще очень важен отдых днем. Таким образом удается восстановить мозговую деятельность, а также физическую активность.

Признаки успешной адаптации

Как понять, что адаптация детей к школе проходит правильно? Об этом могут говорить следующие признаки:

  • ребенок приходит из школы веселый, рассказывает о впечатлениях за день;
  • у малыша появились новые друзья;
  • домашнее задание выполняется без слез и напряжения;
  • малыш расстраивается, если ему по ряду причин приходится оставаться дома, а не идти в школу;
  • ребенок хорошо спит, быстро засыпает, без проблем просыпается утром.

Присутствие хотя бы нескольких перечисленных признаков говорит о том, что нормально проходит адаптация ребенка в школе. 1 класс может быть полон ярких впечатлений и воспоминаний. Но, к сожалению, безоблачно адаптация проходит далеко не у всех ребят. Если малыш плохо спит, приходит со школы уставшим, жалуется на отсутствие друзей, стоит проконсультироваться с учителем. Ребятам с тяжелой степенью адаптации нужна помощь психолога.

Подведем итог

Педагогическая адаптация ребенка к школе пройдет быстро и безболезненно при правильном взаимодействии учителей и родителей. Успех во многом зависит от эмоционального состояния малыша. Приятный коллектив в школе, теплое общение в кругу семьи - все это приведет к решению поставленной задачи. Ребенок максимально быстро адаптируется к новым условиям и примет учебное учреждение как часть своей жизни.

Наступил второй учебный месяц, и многим родителям кажется, что самое сложное в первом классе уже позади. Школу выбрали, 1 сентября пережили, с детьми ребенок подружился, родительское собрание прошло — вроде бы все, можно вздохнуть с облегчением. Но психологи советуют оставаться начеку.

Начало обучения в школе — это не только учеба, новые знакомые и впечатления. Это новая среда и необходимость подстраиваться под новые условия деятельности, включающие в себя физические, умственные, эмоциональные нагрузки для детей. Чтобы привыкнуть к новой среде, ребёнку необходимо время — и это не две недели и даже не месяц. Специалисты отмечают, что первичная адаптация к школе продолжается от 2 месяцев до полугода. При этом общих рецептов быть не может, адаптация — длительный и индивидуальный процесс и во многом зависит от:

  • личностных особенностей ребёнка;
  • степени готовности к школе (не только интеллектуальной, но и психологической, и физической);
  • от того, достаточно ли малыш социализирован, развиты ли у него навыки сотрудничества, посещал ли он детский сад.

Признаки успешной адаптации к школе

Ребенок весел, спокоен, быстро находит приятелей среди одноклассников, хорошо отзывается об учителях и ровесниках, без напряжения выполняет домашние задания, легко принимает правила школьной жизни, новый режим дня для него комфортен (не плачет по утрам, нормально засыпает вечером и т.д.). У ребенка нет страхов по поводу сверстников и учителей, он адекватно реагирует на замечания учителя.

Признаки дезадаптации

Вы часто видите ребёнка уставшим, он не может заснуть вечером и с трудом просыпается утром. Ребёнок жалуется на одноклассников, на требования учителя. Ему сложно соответствовать школьным требованиям, он внутренне сопротивляется, капризничает, обижается. Обычно такие дети испытывают трудности в учебной деятельности. Лишь к концу первого полугодия при помощи работы педагога, психолога, родителей они адаптируются к школьной среде.

Часто бывает, что внешние проявления у детей одинаковые — чаще всего это слезливость, обиды, усталость, — но имеют совершенно разные причины. И с ними надо разбираться индивидуально.

Мама Ирины в беседе с психологом отмечала, что девочка негативно отзывается об одноклассниках, отрицательные эмоции проявлялись в виде криков, слёз, нежелания ходить в школу. Как выяснили позже психологи, у Ирины недостаточно развиты моторные навыки, слабо развита концентрация и устойчивость внимания, девочке не хватает воли и усилий высидеть на уроке.

В середине первого класса мама Савелия стала жаловаться психологу: мальчик грубит, не реагирует на замечания учителя, чуть что — в слёзы. Разговор с учителем прояснил, что Савелию сложно даётся математика, он с трудом считает и плохо запоминает. Проблемы накапливаются и накапливаются, а наказания взрослых и их строгость только мешает.

Довольно часто родители по незнанию усложняют жизнь первоклассников тем, что:

  • загружают новыми кружками (в период адаптации они могут привести к перегрузкам; лучше оставить лишь то, что малыш давно знает и умеет);
  • резко меняют отношения в семье ("Ты теперь большой, должен сам мыть посуду" и т.д.)

Как помочь ребенку?

  • В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности.
  • Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребёнок. Очень полезно ребенка просто послушать.
  • Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.
  • Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.
  • Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.
  • Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.

И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстником по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальством на работе.

Успех адаптации в школе во многом зависит от родителей, а учителя и психологи вам обязательно помогут.

Наталья Кацевич психолог

Обсуждение

хорошая статья

спасибо за статью

здравствуйте! А что делать если ребенок пошел в первый класс,выбрала ему учителя построже,который любит детей как мне говорили. А этот учитель после второй недели в вестибюле при всех начинает орать и говорить бросайте работу,занимайтесь детьми,они на уровне 4 лет,это обо всех,идите к психологам,буду отчислять и т д Это что эмоции? Как такое понять После этого взрослый идет в школу и боится,а что мне сегодня день готовит? А что испытывают дети я вообще боюсь представить. что делать? Ребенок говорит "Я старался!"и плачет. Это при том что в садах сейчас занимаются с детьми и логопеды и дополнительно занимались целый год платно. Ребенок не слышит,так как его научить слышать в слове все буквы? Записались еще к логопеду. Надеюсь что все6 будет хорошо. Ребенок поступил в музыкальную школу,а звуки не слышит,абсурд получается какой-то. может это разные вещи,а мы делетанты,так подскажите как правильно,неужели мы для своих детей не сделаем и не поможем им! Вы же специалисты!!! Спасибо! Эмоции,за ошибки извините,крик души

Комментировать статью "1 класс и адаптация к школе: 6 советов родителям первоклассников"

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и 1 класс и адаптация к школе: 6 советов родителям первоклассников. Раздел: -- посиделки (школа 1468 родительское собрание первоклашек 19 июня 2017 отзывы родителей). сходила...

Раздел: Школа (впечатление ребенка о школе). Первоклашки - расскажите про впечатление детей от школы. Как у детей настрой? все ли нравится? Подготовка к школе. ? родителям первоклассников. расскажите плз, на сколько велика разница в детках первого класса тех, кто...

Обсуждение

Полный восторг! ДЗ нет, только если пропускаешь. Самое яркое впечатление от школы "Там есть подружки и завтраки!"

а про свою расскажете???))))
Первое сентября прошло хорошо, правда из-за штормового предупреждения линейка была в столовой (хотя погода была изумительная!!!) - душно, жарко, толпа... но дочка встретила единственного садиковского друга, и он попал в тот же класс, что и мы - поэтому все на позитиве было)))))
Сейчас тоже нравится все, учителя слушает, говорит только что тяжело сижеть 30 минут, но это думаю всем тяжеловато.
Мне родители понравились - собрание было, активные, веселые - я тоже довольна))))
Домашка будет - учитель сразу сказал, потому что без нее к концу года "мы будем иметь круглый ноль" - ее слова.
Кормят после первого урока плотенько так - для меня хоть отпала необходимость утром завтраком кормить)))
В общем, пока полет нормальный - хоть бы дальше так же было)))
Завтра, кстати, на кайквандо пойдем первый раз в школу)))) Дочь дождаться не может)))

Вопрос к родителям первоклассников. HELP. Школа. Ребенок от 7 до 10. Посмотрите другие обсуждения: Английский для первоклашки: советы родителям. Как поднять ребенка в школу: 4 вопроса родителям. 1 класс и адаптация к школе: 6 советов родителям...

Обсуждение

Я бы в спортивную секцию отдал. Лучше в борьбу (Дзюдо, Самбо), где "мордобой" правилами запрещён. Там мальчик сможет дать выход своей энергии и дисциплине быстрее научиться.

Если Вы про адаптацию, то сегодян 9 число, а адаптация идет от месяца до 6.
Только я не уверена, что при адаптации надо руки другим детям заламывать. Это, по-моему, уже от ребенка зависит - полно детей, которые очень плохо адаптируются, но никого при этом не трогают.

Трудности адаптации к школе.. Детские возрастные кризисы. Детская психология. Трудности адаптации к школе. Позади сентябрь – первый учебный месяц, самый сложный для всех учеников, а особенно И еще главный совет – не делать проблемы из возникших трудностей.

тем, у кого первоклассники... Школа. Ребенок от 7 до 10. У моего первоклашки -левши с руками всегда беда была. Я задолго до школы знала, что будут у нас в этом деле проблемы. 1 класс и адаптация к школе: 6 советов родителям первоклассников.

Обсуждение

Мои дети первоклассники пишут не охотно, медленно и чаще всего не стараются:(Хотя могут писать красиво - когда стараются, результат поразительный, но замотивировать на старание в данной области совсем не просто. Вроде и с моторикой не так уж и плохо. Например, с огромным удовольствием и старанием малюсенькой отвёрточкой раскручивают и закручиавют малюсенький винтики, разбирая и собирая что-то, оечнь любят придумывать и рисовать игры с описаниями, правилами и инструкциями, которые обычно старательно выводятся, правда печатными буквами, но как доходит до письма в тетрадках - письмо идёт вкривь и вкось... Нет стремления делать как просит учительница, зато велико стремление делать исключительно по-своему.:)

мы уже буквы пишем: а, о, и; цифры до 5.

как пишет? старается. сам видит где написано неаккуратно.
со второй недели у нас дома черновики, где мы повторяли написание букв-цифр.
потом появились тетради, где учитель пишет задание: (например, строчку о, О; по половине строчки 2,3,4,5). С одной стороны это приучает делать д\з, а с другой закрепление, тренировка.

делаем задение сразу. без черновиков, так как рука быстро устает у них еще. делает сам, без моего присутствия. потом сам оценивает выполненное (без подчеркивания). критичен. справедлив.

после перерыва он садится и в черновых тетрадях пишет буквы-цифры. по строчке, если они были кривыми и половина строчки, если в чистовике было всё ОК.

он старается. не с высунытым языком:-) старается, чтобы было чисто и аккуратно. сейчас от отрабатывает навыки. я считаю, что в этом случае пофигизм несвоевременен.

Кризис первоклассника. Школа. Ребенок от 7 до 10. Кризис первоклассника. Что-то никак из него не выберемся:(В школу начал ходить хорошо, не сказать,что с удовольствием, но без нытья и слез. Вот здесь есть интересные советы по взаимодействию с первоклашками: [ссылка-1] 09.04.2018 1 класс и адаптация к школе: 6 советов родителям первоклассников.

Обсуждение

Да, обязательно сходите к школьному психологу. Они как раз и сидят для таких ситуаций. Она и с класс. руком поговорит.
А потом Вы сами обязательно к классной руководитильнице сходите поговорить (лучше без детей-свидетелей). Чем мама больше беспокоится о ребенке, тем классная к этому ребенку внимательнее. Вы ей все расскажите и попросите помощи: помочь преодолеть етот период без потерь, возможно, усилить похвалы ребенку и ставить оценки более мягко. Если классная сопротивляется - поднажмите, даже поскандальте слегка, пригрозите пойти к директору.

Первое сентября – важный день в жизни каждого ребенка. Однако, радость от первого похода в школу чаще всего идет рука об руку с волнением. И это неслучайно – с началом школьного обучения в жизни ребенка начинается новый этап. Уроки, домашние задания, новые друзья… Как понять, успешно ли проходит адаптация ребенка к школе, предупредить возможные проблемы и оказать ему посильную помощь?

Школьная адаптация и ее особенности

Под школьной адаптацией принято понимать формирование у ребенка новых привычек, позволяющих ему успешно приспособиться к школьной жизни и ее ключевым особенностям. А именно – новому режиму дня, возросшей интеллектуальной нагрузке, детскому коллективу и т.д. Хорошую школьную адаптацию распознать просто: ребенок, с легкостью адаптировавшимися к школьному обучению, с удовольствием посещает ее и охотно делится с родителями впечатлениями о каждом новом учебном дне. Он не испытывает дискомфорт в общении с педагогами и легко находит новых друзей. Трудности в адаптации ребенка могут выдавать следующие сигналы.

  1. С момента поступления в школу физическое самочувствие ребенка резко ухудшилось; он стал чаще болеть и жаловаться на свое состояние без видимых на то причин
  2. Ребенок не смог найти в классе ни одного нового друга
  3. Вы часто замечаете, что ребенок вернулся из школы переутомленным и подавленным. Или, напротив – излишне расторможенным и возбужденным
  4. Ребенок прямым текстом говорит вам, что ему плохо в школе

Наличие одного или нескольких признаков может стать для родителей сигналом того, что ребенок столкнулся с трудностями в адаптации к школе. Рассмотрим наиболее распространенные проблемы, с которыми сталкиваются современные первоклассники и их родители.


Проблемы школьной адаптации и пути их решения

1.Эмоциональный стресс. Наиболее сложным периодом в жизни каждого школьника считаются первые две недели обучения. Именно в этот период нервная система ребенка, не успевшая адаптироваться к новому режиму, может болезненно реагировать на нагрузки. Следствием этого может стать повышенная усталость, раздражительность, сонливость, плаксивость.

Как распознать? Главным признаком психоэмоционального стресса ребенка является ухудшение общего физического состояния – нарушения сна, потеря аппетита, а также частые смены настроения.

Как помочь? Для того чтобы режимные моменты не стали слишком серьёзным стрессом, желательно начать приучать ребенка к ним за несколько месяцев до похода в первый класс. Приучите ребенка ложиться и вставать в одно и то же время, выделите время для прогулок, приема пищи и т.д.

2. Страх перед неудачами. По мере того, как школьная программа будет усложняться, ребенок может начать замечать за собой что далеко не все получается так легко, как вначале. Первые неудачи могут серьезно выбить ребенка из коле, а то и надолго отбить у него делание учиться.

Как распознать? Дети, испытывающие страх перед неудачами, крайне болезненно воспринимают замечания со стороны учителей, они боятся приниматься за новое дело. Ошибка допущенная на письме или при чтении, а также выполнении домашнего задания часто провоцирует у него бурные реакции вплоть до слез.

Как помочь? Старайтесь поощрять каждый, даже самый незначительный успех ребенка – будь то правильно прочитанное слово или аккуратно написанный крючок в прописи. Помните, что каждый новый шаг в освоении новых знаний для первоклассника дается с большим трудом. Не менее важно, чтобы ребенок был уверен – вы любите его вне зависимости от его школьных успехов.

3. Неспособность справиться с повышенной интеллектуальной нагрузкой. Школьное обучения требует от ребенка усидчивости, повышенной концентрации внимания. Все это часто требует навыков, еще не до конца резвившихся у ребенка младшего школьного возраста.

Как распознать? Ребенка, не справляющегося с интеллектуальной нагрузкой, выдает возбудимость, невнимательность, отсутствие интереса к чему-либо. Они могут демонстрировать беспричинное упрямство и негативизм, вплоть до полного отказа от учебной деятельности.

Как помочь? Начало младшего школьного возраста для ребенка отмечается сменой ведущего вида деятельности – на место игровой приходит учебная. Для того, чтобы этот переход стал для ребенка менее болезненным постарайтесь смягчить его, включая в обучение игровые моменты. А также разнообразив процесс заучивания нового материала при помощи наглядных пособий. Это позволит «разгрузить» психику ребенка, превратив скучное обучение в увлекательную и интересную игру.

4.Несформированность познавательной мотивации. Отсутствие понимания важности школьного обучения.

Как распознать? Дети, у которых не до конца сформирована познавательная мотивация не понимают для чего они ходят в школу и зачем им нужно школьное обучение.

Как помочь? К сожалению стоит отметить, что большинство родителей редко уделяют мотивационной готовности ребенка к школе должное внимание. На самом деле уже к моменту поступления в первый класс ребенок должен очень четко понимать, для чего он идет в школу и как ему могут пригодиться полученные знания в будущем.

5.Болезненная адаптация в новом коллективе. Довольно часто дети страдают из-за плохих отношений как с коллективом сверстников, так и учителем.

Как распознать? Ребенок не рассказывает об одноклассниках и о том, как он проводит время с детьми в школе и за ее пределами. А зачастую – жалуется на действия со стороны других детей и педагога.

Как помочь? Для начала определитесь с тем, какие именно проблемы мешают ребенку наладить отношения с одноклассниками. Дети не хотят играть с ним потому, что он задирает и бьет сверстников? Или ваш ребенок, напротив, сам становится жертвой насмешек и издевательств? Затем – подумайте что именно подталкивает ребенка вести себя именно таким образом. Какие его потребности остаются без внимания? Какие просчеты в воспитании вы допустили? Если вам не удается самостоятельно найти ответы на эти вопросы – не стесняйтесь обратиться за помощью к школьному психологу. Первый класс – это период, когда ребенок начинает приобретать социальную роль, которая может надолго закрепиться и во многом предопределить его будущее.


Как помочь ребенку адаптироваться к школе? Советы родителям

1. Чаще хвалите ребенка и поменьше критикуйте его. Помните – основная задача сейчас – помочь ему поверить в себя и свои силы

2. Поощряйте ребенка говорить о своей жизни в школе и своем классе. Демонстрируйте искренний интерес к нему

3. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка – темперамент, комфортный для него режим работы и т.д.

4. Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми – сравнивать ребенка можно только с самим собой

5. Старайтесь обеспечить ребенку возможность полноценно организовывать свою досуговую деятельность

Простые советы помогут вашему ребенку безболезненно пережить один из самых сложных периодов в его жизни и понять, что школьная жизнь не так сложна, как это может показаться на первый взгляд.