Комплексное занятие на тему мой город. Конспект нод "мой город". Расширение имеющихся знаний
Образовательный валеологический проект
« Познаем себя »
Тип проекта: познавательно- исследовательский, естественно- научный. долговременный, в рамках ДОУ.
Участники проекта : дети, воспитатели подготовительной группы, медицинская сестра.
Актуальность темы
1. Призыв «Познай себя» был высечен на арке Дельфийского храма и адресовался каждому входящему в него. Мы - люди, а люди- такие существа, которые ищут причину происходящего вокруг. Рано или поздно возникает желание узнать о себе. Это случается, чаще всего тогда, когда мы начинаем сами оценивать свои поступки и искать их причины. При этом мы сравниваем себя с другими людьми и со своими друзьями, героями фильмов. Каждый из нас – загадочный и сложный мир, который можно сравнить со Вселенной, миром, разобраться в себе непросто. Педагогические разработки по данной теме помогут не только узнать то, что кажется загадочным и необъяснимым, но научат уважительно относиться к своему телу. Когда узнаешь свои качества, непременно задумаешься, как изменить себя.
Проблема воспитания счастливой личности напрямую связана со здоровьем этой личности. Практически все показатели здоровья и социального благополучия претерпели резкое ухудшение: 60 % детей дошкольного возраста имеют отклонения в состоянии здоровья, отсюда вытекает самая важная : как помочь ребенку реализовать право на здоровье, на полноценную, счастливую жизнь. Не случайно методическая тема ДОУ с 2009 года « Валеологическое содержание педагогического процесса для гармоничного развития личности дошкольника: медико- социальная и психолого- педагогическая поддержка, организация воспитательно- образовательного процесса см учетом психофизических возможностей детей, экологическая составляющая и валеологический мониторинг»
Цель: разработка содержания и системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений о человеческом организме, формирование привычки к здоровому образу жизни через познание собственного « Я» и движения.
Задачи:
Закладывать основы физического, психического, нравственного здоровья детей,
Формировать первоначальные знания о человеке: анатомии, психологии, физиологии, психогигиены,
Воспитывать у ребенка заботы о своем организме, желании быть всегда здоровым, овладение практическими навыками ухода за своим телом.
Виды деятельности:
Познавательные валеологические занятия,
Исследовательская, практическая, игровая деятельность,
Музыка
Тренировка, тренинг.
Обеспечение проектной деятельности:
Материально- технические условия:
Мультимедийная установка, музыкальный зал, музыкальное сопровождение, мультимедийные презентации, наглядность (картинки, предметы, инструменты и др)
Методические:
Журавлева В.Н. « Проектная деятельность старших дошкольников» Волгоград, 2008 г
Сигимова М.Н. « Формирование представлений о себе у старших дошкольников», Волгоград, 2008 г
Дошкольное воспитание № 3, 2000 г « Мои помощники» стр 64- 74
Диагностико- дидактическое:
Перспективный план валеологических интегрированных занятий
Конспекты валеологических интегрированных занятий
Диагностические методики: « Схема изучения знаний детей по валеологии», наблюдение за детьми во время режимных моментов, повседневной деятельности, опросник для родителей
Предполагаемый результат:
Дети старшего дошкольного возраста узнают о функциях своего организма, осознают свои действия по отношению к нему, узнают о вреде и пользе различных лекарств, вредных привычках, правилах поведения в том или ином случае, научаться восстанавливать силы после утомительной неинтересной работы.
Гипотеза проекта:
Если наполнять научные факты жизненно важным содержанием, близким детскому опыту, то информация, поступившая от педагога, приобретет для ребенка личностную значимость:
отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности и понимание такой же ценности у других людей,
соотнесение потребности беречь себя, любви и уважения к самому себе с высшими нравственными качествами личности.
Технология реализации проекта:
Количество и длительность познавательных валеологических занятий в
подготовительной группе (6-7 лет) – 1 занятие 30 минут,
1 раз в неделю, во вторую половину дня, фронтально,
в специально организованной совместной деятельности взрослых и детей, и самостоятельной деятельности детей
Стратегия осуществления проекта, методы проекта
Познавательные занятия (беседа, упражнение, гимнастика (пальчиковая, дыхательная, для глаз и др), вопросы, просмотр мультимедийной презентации, экскурсия, чтение художественной литературы, поход, пример взрослого, ребенка и др)
Двигательная активность (гимнастика, подвижные игры, упражнение и др)
Исследовательская деятельность (эксперимент, опыт, моделирование и др)
Практическая деятельность (рисование, конструирование, упражнение и др)
Игровая деятельность (дидактические, сюжетно- ролевые, подвижные игры)
Тренировки, тренинги на расслабление, концентрацию внимания и др.
Источник развития- познание. В процессе познания своего организма, своего « Я» у ребенка вырабатывается сознательное отношение к своему здоровью, которое включает в себя:
Знакомство с правилами личной безопасности в быту и в жизненных различных ситуациях,
Знакомство детей со строением и работой отдельных важных органов и систем организма,
Сознательное отношение к окружающей среде, стремление к чистоте,
Предвиденье простейших последствий собственных действий.
Этапы управления проектом:
КонцептуальныйАвгуст 2010 г
Выбор темы, обоснование ее актуальности, формирование цели и задач проекта
Диагностический
Сентябрь 2010 г
Подбор диагностических методик для отслеживания результатов уровня развития детей
Организация и проведение диагностического исследования
Составление проекта
Деятельность в соответствии с перспективным планом,
Подбор средств реализации проекта
Технологический
Март 2012 г
Промежуточная диагностика
Итогово- диагностический
Апрель- май 2012 г
Заключительная оценка уровня сформированности умений, навыков у детей
Рефлексия взрослых и детей.
Катамнестический
Июнь 2012 г
Сбор данных по результатам исследования
Оформление проекта
Контроль реализации проекта : заведующая ДОУ, медицинская сестра, воспитатели подготовительной группы, родители воспитанников.
Перспективный план валеологических занятий с детьми старшего дошкольного возраста
Учить самостоятельно следить за своим здоровьем,Знать несложные приемы самооздоровления
Уметь оказывать себе элементарную помощь,
Прививать любовь к физическим упражнениям, самомассажу.
Познание
Чтение худож. литературы
Коммуникация
Мультимедийная установка
Стихотворение А. Барто « Я знаю где живут моржи»
Комплекс бодрящей гимнастики « Гном»
2. Строение тела человека
Уточнение представлений о строении человеческого тела и назначение отдельных частей тела
Познание
Чтение художественной литературы,
Физическая культура
Социализация
Художественное творчество
Иллюстрации: мама с грудным младенцем, взрослые мужчина и женщина, мальчик и девочка, схема « Тело человека», мяч, карандаши, цветные, лист бумаги на каждого ребенка, стихответрение А. Барто « Я расту»
3.Из чего же сделаны наши детишки.
Познакомить детей с опорой человека- скелетом.
Развивать мыслительную активность детей с помощью проблемных вопросов.
Способствовать закреплению познавательной информации в процессе конструктивной деятельности.
Учить эмоционально и пластически входить в образ (добрые котята, сердитые котята)
Укреплять мышцы спины и развивать гибкость позвоночника
Познание
Музыка
Художественное творчество
Аудиозапись песни Ю. Чичкова « Из чего же»
Схема скелета человека
Металлический крючок
Куриная косточка
4. Кто и какие мы
Развивать умение ориентироваться в схеме собственного тела
Различать и называть части тела
Развивать пространственные представления
Учить сравнивать и обобщать
Развивать мелкую и крупную моторику
Пополнять активный словарь детей
Ориентироваться в символах
Познание
Физическая культура
Коммуникация
Картинка чумазой девочки и чистой девочки, карточки – символы
5. Мои главные силачи
Познакомить детей с понятием мышцы, мускулы, с помощью которых движется тело человека, с правилами укрепления мышц.
Дать элементарные знания о принципе работы мышц.
Способствовать саморасслаблению детей с помощью психомышечной тренировки.
Способствовать проявлению рефлексивного поведения детей: элементарного анализа собственных переживаний в данный момент.
Активизация словаря: мышечные клетки, мускул
Познание
Физическая культура
Чтение художественной литературы
Коммуникация
Художественное творчество
Картинки с изображением спортсменов (гимнастов, штангистов, фигуристов и др)
Схема « Мышцы человека»
Резинка
Иллюстрация клетки мышцы
6. Необыкновенная одежда человека
Познакомить детей с необыкновенной одеждой человека- кожей, ее основными функциями: панцирь, предохраняющий наши внутренние органы, кости от повреждений, защищает от микробов, помогает дышать,
поддерживать интерес к дальнейшему познанию своего организма,
учить делать простейшие выводы, умозаключения,
воспитывать желание заботиться о своем здоровье, дружелюбие.
активизация словаря: чешуевидные клетки (чешуйки), меланин
Познание
Чтение художественной литературы
Коммуникация
Художественное творчество
Лупы, кусочки черной ткани на каждого ребенка,
Модель клетки кожи, тактильные дощечки
7. Осанка- красивая спинка
Учить следить за своей осанкой
Побуждать детей делать физические упражнения
Радоваться достигнутому успеху
Познание
Физическая культура
Картинки горбуна и солдата,
Мешочки с песком
Схема позвоночника
8. Органы чувств
Знакомство с органами чувств человека.,
продолжать прививать культурно- гигиенические навыки детям,
воспитывать сознательное отношение к своему здоровью.
Познание
Социализация
Физическая культура
Иллюстрации органов чувств
Продукты с разными запахами- лимон, чеснок, лук, духи) , с разным вкусом (банан, лимон, хлеб, яблоко, морковь), ширма,
треугольник
9. Смотри во все глаза
Дать представления о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека,
Познакомить детей со строением глаза.
Воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь
Подвести к пониманию того, что зрение нужно беречь
Познание
Чтение художественной литературы
Фотоаппарат, косынка для завязывания глаз, иллюстрации, схемы о строении глаза
10. Экскурсия в поликлинику
Уточнить и расширять представления детей о правилах поведения в общественных местах на примере поликлиники
Дать детям представления об устройстве и функционировании некоторых органов человеческого тела (ухо, горло, нос, глаза, сердце, легкие)
Ввести в пассивный словарь детей названия врачей: отоларинголог, педиатр, окулист)
Познание
Социализация
Коммуникация
Мультимедийная презентация, белый халат, колпак, фонендоскоп, очки (для улучшения зрения, солнечные, коррекционные, для подводного плаванья)
11. Если сладко спиться- сон хороший снится
Дать детям понятие сон
Показать значение сна в жизни человека
Познакомить детей с основными гигиеническими правилами сна
Познание
Чтение художественной литературы
Художественное творчество
« Волшебные» облачка с надписями
Аудиозапись спокойной музыки (колыбельная)
Бумага, фломастеры, карандаши цветные
12. Пейте, дети, молоко, будете здоровы
Пополнить знания детей о разнообразии молочных продуктов
Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, творческий подход к приготовлению нового продукта
Познание
Труд
Музыка
Чтение художественной литературы
Коммуникация
Мяч, продукты для приготовления коктейля (молоко, варенье, ягоды,) трубочки для коктейля, витамины, ложки чайные, чашки, стаканы стеклянные
13. Овощи- полезные продукты
Расширять и углублять знания детей об овощах
Развивать монологическую речь с помощью описания овощей
Подвести детей к выводу о полезности овощей, о необходимости приема их в пищу.
Познание
Чтение художественной литературы.
Физическая культура
Коммуникация
Стихи: А. Прокофьев
« Огород», Ю. Тувима
« Хозяйка с базара пришла»
Овощи: огурец, помидор, свекла. морковка, картофель
14. Её Величество Государыня Соль
Дать представления о значении соли в жизни человека
Расширять знания детей о свойствах соли: сыпучая, впитывает в себя воду, без запаха, соленая, растворяется в воде, в соленой воде предметы не тонут.
Познание
Чтение художественной литературы
Блюдечки с солью, лупа, сырые куриные яйца, ложки, трубочки для коктейля
15 . Сердце и его работа
(1- 23)
Закрепить в движении элементарные знания о сердце и его работе
Упражнять детей в ритмичном и качественном выполнении ходьбы, бега, прыжков, ползанье по скамейке, самостоятельно находить пульс на запястье
Познание
Физическая культура
Плакат « Сердце и кровеносные сосуды»,
Эмблемы сердца красного и темно- вишневого цвета по кол-ву детей,
Письмо, скамейки- 2. ребристые доски- 2,
Кегли, каасета, свисток
16 . Командир моего организма
Познакомить детей с мозгом, его удивительным свойством- памятью
Подвести детей к элементарному осмыслению дифференциации функционирования различных отделов мозга.
Познание
Коммуникация
Иллюстрации с изображением мозга человека, эмблемы: глаза, уши, язык, руки, нос, мозг, таблица с расположением игрушек, кислая, соленая. сладкая вода в 3 стаканах, 3 чайные ложки, платок, ватные тампоны с запахом духов, бензина, нашатырного спирта, картинки с изображением лимона, яблока, мяча.
17 . Новые жильцы необыкновенной страны
(2- 76)
Дать детям элементарные знания о нервной системе человека, нервных клетках, спинном и головном мозге и их функциях.
Активизировать речь детей при сравнении клеток организма и нахождении ими признаков сходства и различия. Пополнить речь детей словами: нервная клетка, головной и спинной мозг
Способствовать проживанию нового познавательного материала с помощью игрового моделирования жизненных ситуаций
Познание
Коммуникация
Иллюстрации нервных клеток, головного мозга.
Предметы (чайная ложка, карандаш, чайная чашка и др) Апельсины
(мандарины)
18 .
« Дыхательное деревце»
Познакомить детей с легкими, органом, с помощью которого человек дышит.
Способствовать усвоению познавательного материала с помощью разнообразных практических действий
Познание
Коммуникация
Иллюстрация легких, виноградная кисть, детская гармонь, воздушные шарики для надувания, зеркальце,
19 . Зачем человеку язык?
Дать элементарные знания о значении языка в ощущении вкуса пищи,
Дать представления о значении слюны и о влиянии температуры пищи на обострение или притупление вкусовой чувствительности.
Познание
Художественная литература
Иллюстрация языка.
Продукты питания
Картинки животных
20 . КВН « Что мы знаем о себе»
Закрепить и систематизировать знания детей по следующим темам:
органы человеческого тела, полезные и вредные продукты питания, скелет человека
Учить кратко и содержательно рассказывать о том. что изображено на иллюстрациях
Диагностика усвоения пройденного материала детьми.
Познание
Коммуникация
Социализация
Физическая культура
Магнитная доска, магнитики красного, зеленого, желтого, синего цвета, эмблемы: солнце, облако на небе, вода (река, море), кегли, музыкальный фон (инструментальная музыка), флажки – 3, Иллюстрации уха, горла, носа, глаз, мишень, мячи маленькие, ватман с иллюстрациями продуктов питания, 3 скамейки, призы, фрукты
Тренинги
Упражнение« Фотоаппарат»
Дети встают в круг, смотрят друг на друга. Затем закрывают глаза, кто-то один уходит за дверь. Дети должны догадаться, кто ушел.
Задание
« Как упали палочки»
Воспитатель бросает на пол несколько палочек. Дети должны запомнить как они упали и зарисовать их. Воспитатель, чтоб дети не подсматривали, закрывает их листом бумаги.
« Видеоскоп»
Воспитатель показывает несколько картинок одна за другой. Дети должны запомнить их, затем рассказать какая первая, 2 и т.д.
« Игрушечный ряд»
На столе стоят игрушки в одну линеечку. Дети смотрят, запоминают, Затем закрывают глаза, воспитатель переставляет игрушки, меняет местами. Дети должны сказать, что изменилось.
« Оживи картинку»
Один ребенок рассматривает предложенную картину и рассказывает, что на ней изображено. Дети должны показать эту картину. Можно взять одинаковые картины, но с разными временами года. Можно одного жанра (портрет, пейзаж, натюрморт.
« Путешествие по картине»
Представьте себя в этой картине.
Что вам нравиться, что не нравиться?
Что вы видите, слышите, чувствуете?
Кто путешествует рядом с вами?
Что вам сейчас хочется сделать?
Давайте полежим в этой зеленой траве. Что вы ощущаете?
Хочется ли вам уходить с этого места?
Кого бы вы хотели сюда пригласить?
Тренинг творческих слуховых восприятий
« Улавливатель звуков
Представьте себе, что вы прибор, который улавливает звуки. Послушайте, что вы уловили?
« Где мы»
Включить фонограмму разных звуков
Отгадать, где мы. Что это за звуки
« Узнай по звуку»
Стук в барабан, по стеклу, шуршание газетой, звенит колокольчик, хлопанье в ладоши, помешивание ложечкой в чашке и др Угадать звуки.
Упражнение
« Хор»
Один ребенок выходит из комнаты
Все другие дети получают по одному слову из известного стихотворения. Когда ребенок заходит, по команде все вместе произносят заданное каждой группе слово. Цель игры- угадать стихотворение.
« Оркестр»
« Назови по имени»
3 ребенка «играют» на музыкальных инструментах: металлофоне, ложках деревянных, погремущках.
Дети должны отгадать, на каких музыкальных инструментах играют дети (меняются музыканты и инструменты)
Ребенок садится спиной к детям. Дети называют его имя по- разному: Маша, Мария, Машенька, Машутка
Тренинг творческих обонятельных и вкусовых восприятий
« Волшебная тарелка»
Представьте, что эта тарелка волшебная. По нашему желанию она может наполниться чем угодно. Хотите вареньем. Каким? Клубничным. Как выглядит клубничное варенье? Какие ягоды в нем есть? Варенье жидкое или густое? Вам хочется попробовать? Пробуйте. Я угадаю, понравилось ли вам варенье.
Загадочная коробочка
В коробках лежат предметы с разными запахами: духи, перец, мыло, душистые травы, чеснок и пр Угадать что в данной коробке
« Вкусно- невкусно»
Называя вкусную пищу, запахи – дети хлопают в ладоши
Невкусные- топают ногами
Попробовал- опиши
Ребенку кладется в рот продукт питания. Он должен описать этот продукт в виде загадки, а дети должны отгадать, что попробовал ребенок
Тренинг творческих тактильных восприятий
« Кто подошел»
Дети стоят в кругу. Водящий с завязанными глазами подходит к одному из детей и ощупывая его, угадывает кто это
« Угадай, что это»
Ребенок с завязанными глазами на ощупь угадывает поданный ему предмет. Ложка, чашка, кукла. Пирамидка, карандаш, расческа
Активизация органов чувств с помощью музыки
Представление обстановки, соответствующей музыке
Садитесь поудобней, слушаем музыку. Представьте картинку. Где это может происходить, есть ли там люди? Кто и что там делает?
Изменение формы тела
Что вам хочется делать под эту музыку. Покажите
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов.
Интерес ребенка к содержанию бесед, игровых задач и проблемных ситуаций, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни,
Проявление этого интереса в самостоятельной деятельности дошкольника,
Наличие ответов на вопросы, решение проблемных ситуаций и игровых задач,
Адекватность детских ответов и решений, их осознанность (может объяснить свое решение0
Полнота и глубина знаний и решений, здоровьесберегающая эрудированность
Применение здоровьесберегающих знаний, умений, навыков ребенком в повседневной жизни, поведении.
Самостоятельность применения здоровьесберегающих знаний, умений и навыков
1 группа детей .
Ребенок проявляет интерес к здоровью, интересуется содержанием бесед, игр, и других форм взаимодействия со взрослыми и сверстниками, посвященных здоровью, здоровому образу жизни. Интерес проявляется как в организованных взрослыми видах деятельности, так и в самостоятельной детской деятельности. В ходе бесед и решений диагностических проблемных ситуаций и дидактических игр ребенок дает адекватные ответы и предлагает адекватные решения, удовлетворен предлагаемыми решениями. И решения и ответы на вопросы ребенок готов прокомментировать, объяснить. Он обладает здоровьесберегающей эрудицией, в процессе взаимодействия со взрослыми показывает глубину и полноту соответствующих знаний, умений и навыков. Демонстрируемые ребенком знания, умения и навыки закреплены и отражаются в его опыте, самостоятельно проявляются в его поведении и жизнедеятельности. Не существует разрыва между знаниями, умениями и навыками и реальным поведением дошкольника.
2 группа детей
Ребенок проявляет интерес к здоровью, интересуется содержанием бесед, игр, других форм взаимодействия со взрослыми и сверстниками, посвященных здоровью, здоровому образу жизни. Интерес ребенка проявляется исключительно в организованных для него взрослым видах деятельности.
В ходе бесед и решений диагностических проблемных ситуаций и дидактических игр, ребенок чаще всего дает адекватные ответы и предлагает адекватные решения. Допускает ошибки или решает некоторые задачи неадекватно, неадекватными способами, не всегда удовлетворен своим решением. И решения, и ответы на вопросы чаще всего ребенок не готов прокомментировать, объяснить, испытывает трудности.
Часто демонстрируемые ребенком знания, умения и навыки закреплены и отражаются в его опыте, проявляются в его поведении и жизнедеятельности самостоятельно и с помощью педагога. Но чаще всего знания, умения, навыки глубже, полнее и качественнее, чем реальное поведение ребенка, имеют тенденцию не отражаться в нем (знаю, но не делаю)
3 группа детей
Ребенок не проявляет интереса к здоровью, не интересуется содержанием бесед, игр и других форм взаимодействия со взрослыми, посвященных здоровью, здоровому образу жизни, или имеет неустойчивый, слабый интерес, который проявляется только в индивидуальном взаимодействии педагога с ребенком и требует постоянной активизации и направленности через социально организованные виды детской деятельности.
В ходе бесед и решений диагностических проблемных ситуаций и дидактических игр ребенок чаще всего дает неадекватные ответы и предлагает неадекватные решения, допускает серьезные ошибки. И свои решения и ответы на вопросы прокомментировать, объяснить отказывается.
Демонстрируемые ребенком неадекватные знания, умения, навыки закреплены и отражаются в его опыте, проявляются в его поведении и жизнедеятельности. Ребенок не компетентен
Индивидуальные беседыПроблемные диагностические ситуации
Проектные методы
Контент- анализ продуктов детской деятельности
Наблюдение
Изучить особенности представлений дошкольников о здоровье, знаний, умений, навыков, поддерживающих, укрепляющих, сохраняющих его:
« Знания о человеческом организме
Беседы
Диагностические игровые ситуации
Наблюдение
Опрос родителей и педагогов
Изучить особенности здоровьесберегающей компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать:
Задачи здорового образа жизни,
Задачи разумного поведения в непредвиденных стиуациях,
Задачи оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Наблюдение
Диагностические игры
Проблемные ситуации
Диагностическая игровая ситуация « Здоровые зубы»
Цель: изучить особенности компетентности детей дошкольного возраста в решении задач, связанных с соблюдением правил здоровья зубов, выполнением алгоритма ухода за зубами. Профилактики зубных болезней.
Содержание. Игровое двухцветное панно красного и зеленого цвета, набор карточек с изображением вредных и полезных для зубов атрибутов и пищи, разнообразных ситуаций, зубная паста и щетка, щетки разных размеров, молоко и творог, фрукты, овощи, конфеты, шоколад, мороженое и горячий чай, ребенок грызет зубами орехи, человек, открывающий бутылку зубами, зубной эликсир, жевательная резинка, витамины, улыбающийся ребенок, посещающий стоматолога, мрачный ребенок, посещающий врача стоматолога, зуб здоровый и зуб больной, На зеленой стороне изображен здоровый зуб, на красной- больной.
Ход.
Ребенку предлагается заполнить цветное панно картинками: что полезно, а что вредно для зубов. Правильность решения игровой задачи становится основным критерием компетентности ребенка.
Диагностическая игровая ситуация « Первая помощь»
Цель: изучить особенности компетентности детей старшего возраста в решении задач, связанных с оказанием элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи.
Ход.
Ребенку показывается картинка с плачущим ребенком, задаются вопросы:
Что произошло с ребенком?
Что получилось в результате?
Почему он плачет?
Как мы сможем ему помочь?
Верность решения игровой задачи становится основным критерием компетентности ребенка.
Схема изучения знаний детей по валеологии.
Как устроен твой организм. Что ему полезно, а что вредно?
Что мы называем командным центром организма? (мозг и нервную систему)
Для чего нужны человеку глаза? Как ты о них заботишься?
Для чего человеку уши? Как за ними нужно ухаживать?
Для чего человеку зубы? Почему они болят? Как за ними надо ухаживать?
Для чего человеку нос? Как ты заботишься о нем?
Для чего человеку кожа?
Какие внутренние органы ты знаешь?
Что такое кровь? (красная жидкость, которая доставляет питательные вещества и кислород во внутренние органы, выводит углекислый газ и продукты обмена)
Что такое скелет? (наша опора, кости) Что нужно делать, чтобы осанка была красивой и правильной)
Иллюстрации: мальчик занимается спортом. Девочка ест яблоко, мальчик курит, дети близко сидят у телевизора, девочка чистит зубы, Назовите действия детей, назовите полезные действия.
Иллюстрации продуктов питания: рыба, кефир, геркулес, морковь, подсолнечное масло, лук, капуста, фрукты, фанта, чипсы, сладости. Назовите те. Кторые полезны для нашего организма.
Литература:
Журавлёва В.Н. «Проектная деятельность старших дошкольников» Волгоград, 2009
Сигимова М.Н. « Формирование представлений о себе у старших дошкольников» Волгоград, 2008
3. « Дошкольное воспитание» № 3, 2000 г « Мои помощники» Стр 64-74
Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию «Мой город» в старшей группе
Тема занятия: «Самый лучший город»
Программное содержание:
Воспитывать чувство патриотизма, любви к родному городу
Познакомить детей с достопримечательностями города
Развивать воображение и стремление изобразить в рисунках свой город
Формировать умение работать в коллективе
Оборудование: клубочек, мультимедийная система, слайд шоу с достопримечательностями города, аудиозапись со звуками города, рисунки детей.
Раздаточный материал: ножницы, клей, ватман; изображения машин, дворов, деревьев, домов из журналов, раскрасок.
Предварительная работа: рисунки детей и родителей на тему «Мой двор».
Интеграция с другими образовательными областями:
1. Физическая культура: физкультминутки.
2. Здоровье: проверка соблюдения правил рассаживания за столами; контроль над соблюдением правильной осанки.
3. Безопасность: самоконтроль за правилами подъема стула и переноса его на нужное место; самоконтроль за правилами использования ножниц в работе.
4. Социализация: учить приходить друг другу на помощь, внимательно слушать друг друга, не перебивать товарища.
5. Труд: помощь в подготовке и уборке своего рабочего места.
6. Познание: дать понятие о достопримечательностях города
7. Коммуникация: формировать умение рассказывать по рисунку, вступать в диалог с взрослым и друг с другом.
8. Чтение художественной литературы: стихи педагогов о достопримечательностях Г.Шахты.
9. Художественное творчество: совместное изготовление коллажа.
10. Музыка: прослушивание аудиозаписи: звуки города.
Ход занятия
1. Дети находятся на ковре в кругу. Психогимнастика «Никогда не вешай нос».
Цель: развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
Ребята, у каждого человека бывает плохое и хорошее настроение. Как узнать, какое у человека настроение? (ответы детей) .
Педагог предлагает детям изобразить на лице разные чувства и эмоции.
Ребята, а теперь покажите, какое у вас настроение? Улыбнитесь друг другу, и у нас у всех будет хорошее настроение. А когда у людей хорошее настроение, то случаются чудеса.
Слышите, кто – то стучится к нам. Кто бы это мог быть? (предположения детей) .
2. Сюрпризный момент.
Воспитатель открывает дверь, на полу стоит коробка.
Дети, как вы думаете, что там может быть? (ответы детей). Воспитатель открывает коробку, а там волшебный клубочек.
Ребята, посмотрите, это же клубочек. Он пришел к нам в гости из своего города Волшебные клубочки. Давайте с ним познакомимся (дети по очереди называют свое фамилию, имя, отчество) .
3. Дети проходят на стульчики, которые расположены полукругом и продолжают знакомство с клубочком.
А вы знаете, что клубочек прикатился к нам из другого города. Он никогда не был у нас и не знает, как называется наш город, район. Какие у нас есть улицы и где у нас можно весело отдохнуть и поиграть. Расскажем ему?
Дидактическая игра «Закончи предложение».
1. Мы живем в городе….(Шахты) .
2. Жители Шахт называются… (Шахтинцы) .
3. Наш район называется… (Артемоский район) .
4. Наш детский сад называется …. (Березка) .
5. Какие улицы есть в нашем городе… (ответы детей) .
6. Я живу на улице…. (отвечают 4 – 5 детей) .
4. Ребята, давайте мы проведем экскурсию для нашего гостя по улицам Шахт. Но сначала мы послушаем звуки, которые мы можем услышать у нас в городе. (Прослушивание звуков города: шум машин, пение птиц, шум листьев, шум фонтанов). Как вы думаете, что мы услышали? (ответы детей) .
5. А теперь мы покажем нашему гостю, как у нас красиво и вы расскажете об этих местах.
Просмотр слайд шоу, рассказы детей о знакомых местах (рассказы детей дополняются рассказом воспитателя) : парк Культуры, площадь Содата, драматический театр, краеведческий музей, Аллея героев и т. д.
Стихи о достопримечательностях (рассказывают дети)
Мой город самый лучший,
Он для меня один,
Прекрасный, чистый, нужный
Он просто незаменим!
Живу я в Шахтах,
Горжусь я им вполне,
Ведь город наш известен
Как-кузница идей!
Я люблю свой город милый,
Город светлый и большой!
Для меня он всем любимый,
Для меня он всем родной!
А ещё наш город Шахты-
В нём заслуг не перечесть...
И шахтёры, и спортсмены
Выдающиеся есть.
Есть великие таланты:
И певцы, и музыканты.
Если б не было всего,
Всё равно любил его!
Я живу и родилась
В городе не маленьком,
Славен он добычею тепла
Шахты называется.
Так же город наш силён
Много олимпийцев в нём
И даже рекордсменов.
Музей, театр-, так же парк...
Есть даже улица Арбат-
Там на ней возвышается солдат.
Всё в Шахтах сделано для нас-
Гордиться есть чем
В городе у нас!
6. Выставка работ детей.
Воспитатель: - Клубочек, посмотри, ребята нарисовали свой любимый двор, где они живут, играют с друзьями. Они очень хотят рассказать тебе о нем. (Рассказы детей по заранее нарисованным рисункам своего двора) .
7. Проблемная ситуация.
Воспитатель: Дети, Клубочек плачет. Что случилось?
Ребята, он мне сказал, что плачет из-за того, что в его городе нет таких красивых мест, дворов, площадок, музеев. В городе, где живет он с друзьями, ему скучно. Как вы думаете, мы сможем ему помочь? (ответы детей) .
Посмотрите на город Клубочка. (Вывешивается ватман с изображением дороги и солнца). Как вы думаете, чего здесь не хватает, чтобы наш гость был счастлив? (Ответы детей).
Мы сможем ему помочь?
8.Коллективная работа. Город для Клубочка.
Дети вырезают из заготовок, что может быть в городе (фонтаны, здания, детские площадки, деревья). Все что вырезали, дети наклеивают на ватман.
9.Итог занятия.
Клубочек благодарит детей и интересуется, что им понравилось сегодня больше всего. (Ответы детей).
С помощью Клубочка дети благодарят друг друга за время, проведенное вместе. Говорят такие слова:
Покатился Клубок по дорожке,
Прыг – скок к ребятам в ладошки.
Например: «Лиза, мне было интересно с тобой играть. До свидания».