Готовиться к гиа по русскому языку. Онлайн-курсы. Материал для самопроверки вариантов задания В1

В 2018 году ОГЭ по русскому языку в 9-х классах будет не только письменным, но и устным - добавится собеседование. В статье вы прочитаете, как в течение всего учебного года готовить учеников по новым требованиям и контролировать работу учителей. Есть циклограмма контрольных мероприятий и примеры заданий. А чтобы вам было проще рассказать учителям о новых правилах, воспользуйтесь электронной презентацией.

Чтобы вам удобнее было информировать учителей, учеников и родителей об устном собеседовании по русскому языку, используйте комментарии к слайдам.

Покажите учителям, учащимся и родителям демоверсию заданий для устного собеседования, а также спецификацию и кодификатор требований к уровню подготовки.

Целевая аудитория: для учителя

Интерактивный тренажер «Готовимся к ОГЭ. Словосочетание. Задание 7» составлен с использованием материалов Открытого банка заданий ФИПИ.

Ресурс может быть использован на уроке или элективном занятии для отработки умения заменять словосочетания одного типа связи на синонимичное другого типа связи (задание 7 ОГЭ)

Электронный образовательный ресурс представляет материал для самостоятельной подготовки к заданию 11 . Презентация содержит теоретический материал и задания для самопроверки по теме. Материал будет полезен как для учащихся, так и для учителей.

Целевая аудитория: для 9 класса

Работа выполнена на основе конструктора тестов А.Н. Комаровского. В ресурсе предусмотрен автоматический вывод итоговой оценки, времени решения и номеров заданий, в которых допущены ошибки. При желании тест можно повторить снова.

Ресурс может быть использован на уроке или элективном занятии для проверки умения определять виды подчинения придаточных в структуре сложноподчиненных предложений (задание 13 ОГЭ по русскому языку).

Целевая аудитория: для 9 класса

Интерактивный тест «Готовимся к ОГЭ. Осложнённое простое предложение. Задание 9» составлен на основе конструктора тестов А.Н. Комаровского с автоматическим выводом итоговой оценки, времени решения и номеров заданий, в которых допущены ошибки. При желании тест можно повторить снова.

В тесте использованы материалы Открытого банка заданий ФИПИ.

Ресурс может быть использован на уроке или элективном занятии для проверки уровня подготовки к выполнению задания 9 ОГЭ по русскому языку.

Целевая аудитория: для 9 класса

Интерактивный тест «Готовимся к ОГЭ. Выразительные средства лексики и фразеологии. Задание 3» создан на основе шаблона создания тестов в PowerPoint с автоматическим подсчетом верных и ошибочных ответов, выведением итоговой оценки.

В тесте использованы материалы Открытого банка заданий ФИПИ.

Ресурс может быть использован на уроке или элективном занятии для проверки уровня сформированности практических навыков определения выразительных средств в ходе .

Целевая аудитория: для 9 класса

Интерактивный тест «Готовимся к ОГЭ. Правописание приставок. Задание 4» может быть использован на уроке или элективном занятии для проверки уровня подготовки учащихся к выполнению задания 4 .

Ресурс составлен на основе конструктора теста А.Н. Комаровского с использованием дидактических материалов пособия Г.Т.Егораевой "ОГЭ 2017. Русский язык. 9 класс. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий" / Г.Т.Егораева. - М.: Издательство «Экзамен», 2017.

Целевая аудитория: для 9 класса

Интерактивный тренажер состоит из 10 заданий, проверяющих умение находить сложное предложение с различными видами связи между его частями.

Ресурс может быть использован для индивидуальной или фронтальной работы на уроке или элективном занятии в процессе подготовки к ОГЭ.

В качестве дидактического материала использованы задания из пособия Т.Н. Назаровой «ОГЭ - 2016. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению заданий 6-14» / Т.Н. Назарова, Е.Н. Скрипка. - М.: Издательство «Экзамен», 2016

ГИА или государственная итоговая аттестация по русскому языку относится к процедуре обязательной экзаменации для учащихся девятых классов.

Учитывая все недостатки предыдущих экзаменаций, Минобрануки РФ произвело корректировку содержания проекта ГИА. В 2018 году планируется увеличение число дисциплин для экзаменации в обязательном порядке до четырех . Два из них – русский язык и математику – сдают все без исключений, а остальные два можно выбрать по желанию.

Пока еще ведется обсуждение относительно того, чтобы в качестве обязательных экзаменов были предложены четыре предмета, поскольку это создаст дополнительную нагрузку на учащихся и может привести к ухудшению уровня полученных знаний и понижению мотивации у самих учащихся.

Представители Минобранауки РФ также сообщили о том, что рассматривается вопрос о том, чтобы поэтапно увеличит количество сдаваемых экзаменов до шести предметов. Также предполагаются нововведения в виде систематических контрольных работ федерального уровня, которые помогут школьникам подготовиться к аттестации.

Изменения коснутся и количества пересдач. В будущем году школьники будут иметь возможность три раза пересдавать экзамен в случае неудачи. Будет допускаться пересдача даже тех предметов, оценка которым «Удовлетворительно».

Стоит отметить еще и то, что в 2018 году будет действовать измененный порядок пересдачи. Школьники получат возможность сдавать ГИА на протяжении всего года.

Процесс экзаменации по русскому языку, останется прежним. На первом этапе будет осуществляться допуск к госаттестации, в виде сочинения или изложения, а на втором – непосредственно экзаменация.

В будущем планируется составление единой федеральной шкалы проходных баллов, что поможет объективно оценивать выполненные работы.

Структура заданий ГИА 2018 года по русскому языку

Тестирование по русскому языку в рамках ГИА в 2018 году представлено в трех частях. В первой части находилось задание по выполнению небольшого изложения по зачитанному тексту. Главным требованием является сохранение идеи оригинала. Вторая часть содержит задания, которые требуют краткого ответа на предложенные вопросы. При выполнении третьей части работы школьнику необходимо было написать краткое сочинение по приведенному тексту.

В первом и третьем задании проверялась орфография, пунктуация, грамматика. Как изложение, так и сочинение проверялись на предмет речевых ошибок.

Изменений в структуре ГИА в 2018 году не ожидается. Ходили слухи о введении устной части, однако принятие такого решение пока отложено.

В 2018 году количество заданий изменять не планируется, их число составит 15 , а также максимально возможный балл за выполнение этих заданий – 39 .

Изложение ГИА 2018 года

Изложение в ГИА позволяет не только проверить грамотность учащегося и его умение пользоваться знаками препинания, но и то, насколько он научился строить предложения и составлять речевые конструкции.

Основные требования, предъявляемые организаторами ГИА, к изложению заключаются в следующих моментах:

  • текст изложения должен носить повествовательный характер, а не описательный или рассудительный;
  • необходимо присутствие смысловой завершенности в работе;
  • изложение не должно содержать каких-либо травмирующих психику подробностей;
  • объем работы не должен превышать 450 слов и быть менее 150.

Школьники обычно допускают стандартные ошибки при выполнении задания, а именно не полностью описывается основная мысль зачитанного текста, используют больше рассудительные конструкции, нежели повествовательные. Допускают орфографические и пунктуационные ошибки.

При оценке работы в расчет берется прежде всего содержание работы и ее логическое построение.

Сочинение ГИА 2018 года

Сочинение по русскому языку вновь введено в ГИА по русскому языку 2018 года с той целью, чтобы позволить детям развивать мышление и уметь правильно облекать мысли в слова.

Сочинение-рассуждение необходимо написать на тему представленного текста. То есть от школьника потребуется прочитать представленный отрывок текста и по нему построить свою работу. Шаблон сочинение должен быть стандартным.

Начинать работу стоит со вступления, которое должно содержать определенный тезис, который учащийся и должен доказать. Аргументы приводится в основной части работы. Заключение включает в себя вывод по всему написанному.

Объем работы достаточно небольшой, поэтому текст должен быть лаконичным и четко структурированным. Категорически не стоит использовать в работе над сочинением пересказ и излишнюю, совершенно не нужную, информацию.

Основные ошибки школьников заключаются в том, что неправильно определяется основная проблема темы. Отсюда идет и дальнейшая ошибка – приводятся не те аргументы, и как результат, делается неправильный вывод.

Многие девятиклассники допускают ошибки в подведении итога. Они пишут очередной абзац, хотя заключение должно обобщать всю ранее представленную информацию.

Категории сдающих ГИА по русскому языку

Государственную итоговую аттестацию могут пройти все учащиеся девятых классов, которые имеют отметки по всем дисциплинам базовой школьной программы не ниже тройки . Также вправе подать заявку на участие в ГИА могут школьники, которые имеют только одну неудовлетворительную отметку по тому предмету, который будет сдаваться в ГИА.

Кроме этого, до прохождения госаттестации допускаются учащиеся прошлых лет, которые не получили аттестат.

Экзаменация по русскому языку в 2018 году будут проходить в досрочном периоде 25 апреля , в основной период – 29 мая и в дополнительный период, для тех учеников, кто хотел бы сдать экзамен на более высокую оценку4 сентября .

Как стать участником ГИА 2018 года

Для того чтобы стать участником госаттестации школьнику необходимо до 1 февраля подать заявку, в которой будут указаны все дисциплины, подлежащие сдаче. Важным условием оформления заявки является то, что учащийся должен дать разрешение на обработку персональных данных. Документ подается в образовательное учреждение, по месту регистрации школьника.

Для того чтобы зарегистрировать заявку, учащийся должен собственноручно ее заполнить и подтвердить свою личность соответствующим документом (паспортом).

Также учащиеся имеют право на изменение дисциплин, которые будут сдавать, если для этого есть уважительные причины. Для этого подается дополнительное заявление с измененным перечнем предметов и описанием причин подобного решения. К заявлению прикладываются документы, подтверждающие причины.

Окончательное решение принимается организаторами ГИА. Если учащийся имеет ряд хронических заболеваний или инвалидность, то он предоставляет в комиссию подтверждающие документы.

Досрочная сдача ГИА по русскому языку в 2018 году

Досрочные экзамены вправе будут сдавать все желающие. На сегодняшний день на досрочное прохождение аттестации имели право лишь те школьники, которые принимали участие в различных спортивных состязаниях, участники олимпиад. Также имели возможность досрочной сдачи ГИА дети, направленные на лечение и школьники, которые обучались за рубежом или намеренные за рубеж выехать.

Самым важным преимуществом досрочной экзаменации является то, что школьник может не опасаться нарушить сроки прохождения испытания. Недостаток заключается в том, что школьникам придется готовиться к экзаменации в спешке и совмещать подготовку с основным процессом обучения. Такое положение вещей может негативно сказаться на результатах экзаменации.

Демоверсия ГИА по русскому языку 2018 года

Демоверсия ГИА по русскому языку 2018 года ФИПИ представляет собой материал, который включает в себя некоторые задания, которые будут присутствовать на экзамене по русскому языку. Структура демонстрационных материалов напоминает собой экзаменационные задания, однако различаются содержанием и данными.

Полный перечень заданий можно найти в кодификаторе элементов для госэкзамена, размещенного, на официальном сайте ФИПИ (fipi.ru). Демоверсия ГИА нужна затем, чтобы любой школьник, сдающий экзамен по русскому языку, мог самостоятельно познакомиться со структурой КИМов. Их Вы можете скачать на нашем сайте и попробовать пройти задания с учетом этих моментов. Подобные материалы дают возможность школьникам приготовиться к экзаменации в полной мере и выработать стратегию по сдаче экзамена.

Дополнительная информация о ГИА 2018 года

На экзамен по русскому языку нужно взять с собой черную гелевую или капиллярную ручку, паспорт. В качестве дополнительных материалов, разрешенных Рособранадзором, на русский язык школьники вправе принести орфографический словарь.

В том случае, если учащийся будет замечен в списывании, то он дисквалифицируется и на его работе ставится отметка на бланке ответов о причинах удаления с испытания.

Для того чтобы госаттестация по русскому языку была засчитана, необходимо набрать не менее 15 баллов . Это количество баллов приравнивается к отметке «удовлетворительно».

Учащиеся девятого класса, прошедшие госаттестацию, вправе опротестовать итоги экзаменации. Подобное заявление подается в конфликтную комиссию. Если, по мнению школьника, был нарушен порядок проведения экзаменации, то необходимо подать заявку, не выходя их аудитории. В том случае, если у школьника есть сомнения относительно правильности проверки его работы, то он в течение четырех рабочих дней вправе подать жалобу и потребовать повторной проверки.

Конфликтная комиссия не рассматривает относительно содержания и структуры заданий по дисциплинам, а также жалобы связанные с нарушениями, совершенными самими учащимися. Также нельзя оспорить неправильное оформление работы.

Как подготовиться к ГИА 2018 года по русскому языку

Крайне важно полноценно приготовиться к экзаменации. Для этого в помощь учащимся сегодня выпущены многочисленные пособия. Возможно использовать следующие брошюры и учебники:

Подготовка к ГИА по русскому языку 2018 года также может включать в себя как использование вопросов из , где размещены варианты вопросов по всем дисциплинам, использованные в прошлые годы. Вполне подойдут для подготовки демонстрационные варианты экзаменационных вопросов, которые по структуре и содержанию повторяют экзаменационные задания. Онлайн тесты ГИА по русскому языку позволят подготовиться школьнику к тестовой части экзаменации и потренироваться относительно времени, отведенного на выполнение заданий.

Чтобы успешно сдать экзамен важно не только хорошо выучить и повторить все полученные задания, но и подготовиться к испытанию психологически. Подобный аспект крайне важен потому, что по причине волнения школьник может совершить много ошибок и в результате получить меньшее количество баллов.

Чтобы избежать такой ситуации, школьнику необходимо настроиться на сдачу экзаменов, быть уверенным в том, что экзамен можно сдать на хорошую отметку и соблюдать режим подготовки. От родителей требуется обеспечить своему чаду ту необходимую обстановку, которая позволит ребенку полноценно подготовиться.

Статистика сдачи ГИА по русскому языку за прошлые годы

В предыдущие годы результаты ГИА по русскому языку были достаточно плачевными. Преобладало большое количество двоек и троек . С 2012 года процент положительных результатов значительно вырос и сегодня более 57% учащихся проходят испытание по русскому языку с результатом не менее отметки «хорошо». Также на 2% выросло число школьников набравших максимальное количество баллов.

Расписание экзаменов

Цель курса: данный курс ориентирован на расширение знаний учащихся и интенсивную подготовку к ГИА по русскому языку.

Примерное количество занятий по курсу: 20 занятий по 60 минут.

Круг вопросов, рассматриваемых в курсе:

  • Лексика и фразеология
  • Синтаксис
  • Орфография
  • Пунктуация
  • Выразительность русской речи
  • Языковые нормы
  • Работа с текстом. Изложение. Сочинение

Преимущества курса: каждая тема курса соответствует кодификатору элементов содержания ГИА. В минимальные сроки школьники могут подготовиться к экзамену, восстановить пробелы, и набрать максимально возможный балл на итоговом тестировании.

Самостоятельная работа на курсе сочетается с постоянным контролем и помощью со стороны преподавателя.

Формат курса: платный. Возможны дополнительные консультации. Для оплачивающих курс полностью стоимость занятий снижена.

Русский язык. ОГЭ. 9 класс

Цель курса: подготовка к ГИА по русскому языку.

Этот курс поможет Вам достаточно быстро:

  • восстановить и систематизировать материал
  • понять, что требуется в каждом типе заданий частей А, В и С
  • освоить последовательность действий, алгоритмы рассуждения при выборе ответа
  • научиться не угадывать, а осознанно выбирать правильный ответ, не попадая при этом в ловушки и не натыкаясь на подводные камни
  • понимать законы русского языка
  • уверенно себя чувствовать на экзамене
  • отработать каждое задание
  • сэкономить время
  • набрать максимальное количество баллов.

Формат курса: платный.

Русский язык. Подготовка к ГИА 9 класс

Данный курс позволит ребятам самостоятельно выполнять задания, повторять теорию по отдельным разделам русского языка и закреплять её на практике.

В курсе представлены примерные тексты как для изложения, так и для сочинения-рассуждения. Ориентируясь на готовые изложения и сочинения, их подробный разбор, ребята сами смогут написать изложения и сочинения.

Прохождение даёт возможность учащимся понять структуру экзамена по русскому языку в 9 классе в формате ГИА. Вы сможете познакомиться с основными разделами, критериями оценок каждого задания. Это прекрасная возможность потренироваться в выполнении как отдельных тематических заданий, так и всего теста в целом.

Курс ориентирован на учащихся 8-9 классов.

ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ по русскому языку. Демонстрационный вариант.

Выложен на сайте ФИПИ 01.09.2018

"Весело готовимся к устному собеседованию"

Устная часть ОГЭ по русскому языку


Устная часть по русскому языку будет состоять из даух частей, включающих в себя четыре задания .

1 часть состоит из двух заданий .

Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста.

Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Тексты для чтения будут содержать информацию о выдающихся людях прошлого и современности. Время на подготовку – 2 минуты.

Задание 2 - пересказ текста с привлечением дополнительной информации (с включением цитаты). Время на подготовку - 2 минуты. При необходимости можно использовать "Поле для заметок".

2 часть состоит из двух заданий .

Задания 3 и 4 не связаны с текстом, который предложен для чтения и пересказа.

Выполняя задание 3 , необходимо построить связное монологическое высказывание по одной из выбранных тем с опорой на план. Время на подготовку – 1 минута. Высказывание не должно занимать более 3 минут. Необходимо привести НЕ МЕНЕЕ десяти фраз по теме высказывания.

Задание 4 - диалог с экзаменатором-собеседником. Время на подготовку - без подготовки. Экзаменатор предложит ответить на три вопроса.

Общее время ответа одного экзаменуемого (включая время на подготовку) – 15 минут.

Каждое последующее задание выдаётся после окончания выполнения предыдущего задания. В процессе проведения собеседования будет вестись поточная аудиозапись .

Итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах . Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет» .

Общее количество баллов за всю работу – 19 баллов .

Экзаменуемый получает зачет в случае, если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов.

К ЕГЭ и ГИА по русскому языку учителя относятся по-разному, но чаще их критикуют, чем одобряют. Однако ЕГЭ и ГИА прочно вошли в систему образования и критически относиться нужно скорее не к наполнению и форме экзамена, а к уровню подготовки учащихся по этому предмету. Попробуем посмотреть на ГИА по русскому языку позитивно, разобраться, проверки каких знаний и умений учащихся требует этот экзамен, и как в процессе подготовки к нему школьники смогут систематизировать знания, восполнить пробелы в них и соотнести с ними свои практические навыки.

Задания итоговой аттестации в 9-м классе проверяют:

Методы и приемы подготовки к сочинению

Практика моей работы и анализ экзаменационных работ показывает, что большая часть выпускников испытывает затруднения при выполнении творческих работ, особенно третьей части заданий ГИА, что объясняется преимуществом информационного принципа преподавания над практико-ориентированным подходом к обучению русскому языку в основной школе. Поэтому в своем выступлении я хочу остановиться на системе подготовки к части С2.

С какого класса начинать эту работу? – Чем раньше, тем лучше. Поэтому уже с 5-го класса я в рабочую программу начинаю включать сочинения на лингвистическую тему- от сказок до более серьезных: «Значимая часть слова приставка», «Это незаменимое имя прилагательное» и т.п. Так, в 7 классе нынче мы писали сочинение на следующие темы: «Роль наречия в речи»; «Правомерно ли относить слова категории состояния к самостоятельной части речи?», « Роль предлога в речи»:; «Союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются все же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение» (Милославский И.Г.), сочинение по высказыванию А.Моруа «Есть только одно средство стать культурным человеком – чтение» . Последняя тема скорее на морально-этическую тему, тем не менее, навыки комментирования высказывания и построения собственного суждения на этой основе у учащихся формируются.

Упражнения на комментирование высказываний на лингвистическую тему могут предлагаться и в качестве лингвистической разминки в структуре любого урока.

    Обоснуйте положение: « Правильная расстановка знаков препинания в тексте свидетельствует об уважении пишущего к читателю ».

    Продолжите фразу: «В сложноподчиненном предложении отделять придаточную часть от главной следует затем, чтобы…».

    Продолжите фразу: « Некоторые школьники путают причастия и деепричастия. И причастие, и деепричастие образованы от глаголов. Однако это разные части речи, так как…».

    Продолжите фразу: «Чтобы правильно ставить знаки препинания в диктанте, надо не только прислушиваться к читаемому тексту, к интонации, но …».

    Докажите, что правила пунктуации делают нашу письменную речь единообразной и тем самым облегчают процесс чтения.

    Докажите, что знание состава слова облегчают правила его правописания.

Систематическая работа по подготовке к ГИА начинается в 8 классе.

Но чтобы эта работа была продуктивной и успешной, тех часов, которые выделены на изучение русского языка по базисному плану, явно недостаточно. Из каких временных ресурсов мы исходим?

1.Дополнительные часы из школьного компонента

2. Факультативы (до 2013- 14 уч. года), элективные курсы: «Текст как коммуникативная единица речи», «Основы редактирования», т.е. такие, которые подразумевают работу с текстом

3.Консультации

4. Самостоятельная работа учащихся с последующим анализом

Последовательность подготовки к написанию части 3 следующая:

1 этап. Повторение теоретических сведений (в чём состоит суть рассуждения, какова должна быть структура текста данного типа речи, что такое тезис, аргументы и вывод и т.п.).

2 этап. Чтение и анализ готовых текстов-рассуждений. Какие бывают сочинения

3 этап. Коллективная (или групповая) работа над созданием сочинения-рассуждения с дальнейшим его обсуждением, выявлением достоинств и недостатков.

4 этап. Самостоятельное написание сочинения-рассуждения на заданную тему.

5 этап. Анализ и оценка собственных сочинений.

Исходя из этого, составляю план подготовки к сочинению (в системе подготовки к ГИА).

На первых занятиях повторяем следующие понятия:

1.1. Понятие о сочинении на лингвистическую тему. Структура сочинения (композиция).Критерии оценивания сочинения.

Целесообразно знакомить каждого восьмиклассника и девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволяет избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу.

У моих детей сразу возникает вопрос: «Что такое лексические или грамматические явления? Логические ошибки, речевые, грамматические ошибки?» Поэтому мы повторяем

1.2.Лексические и грамматические явления в языке. Их роль в тексте.

1.3. Речевые, грамматические, фактические, логические ошибки.

2 этап. Чтение и анализ готовых сочинений- рассуждений. Какие бывают сочинения

Знакомство с памяткой «Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему», которая включает следующие разделы:

· Художественно-изобразительные средства.

· Синтаксические средства художественной выразительности.

3 этап. Коллективная (групповая) работа над созданием сочинения –рассуждения.

Практика показывает, что детям очень сложно дается начало сочинения . Учащиеся не понимают смысла высказывания или затрудняются своими словами формулировать исходный тезис. В работе помогает шпаргалка «Пошаговая инструкция по написаению сочинения С2»

Шаг 1. Знакомимся с высказыванием

Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.

Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания

Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании. Примерные ответы: о богатстве, выразительности, точности русской речи; о средствах выражения мыслей; о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.; о взаимосвязи лексики и грамматики; о роли синтаксиса в человеческом общении; о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

Шаг 3. Оформляем вступление

Во вступлении необходимо раскрыть смысл высказывания. В этом вам помогут следующие слова и выражения:

автор анализирует, характеризует, рассуждает, отмечает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, противопоставляет, называет, описывает, разбирает, подчёркивает, ссылается на..., останавливается на..., раскрывает содержание, отмечает важность, формулирует, касается, утверждает, считает, что... и т.д.

Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.

Можно применить цитирование, например: К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.

Можно обойтись и без цитирования, например: Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания .

или: Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя .

или: В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека .

Шаг 4. Пишем основную часть

Основную часть можно начать следующими фразами:

    Присмотримся повнимательнее к словам в тексте... (называем фамилию автора текста)

    Обратимся к тексту русского писателя... (фамилия автора текста)

    Докажем эту мысль на примерах из текста...

    Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста...

Таким образом, общие требования к аргументам таковы: примеров должно быть 2; примеры должны быть из указанного текста; приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.

В прошлом году один пример должен был иллюстрировать лексические явления, другой - грамматические. В 2013-2014 году данное требование соблюдать не обязательно. Например: Аргумент 1.

Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).

Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

Для успешной работы в этой части мы пользуемся шпаргалкой «Роль лексических и грамматических явлений в языке» , приспосабливая её к конкретному тексту.

Шаг 5. Пишем заключение

В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. Начать вывод можно следующими словами и фразами: Таким образом, ... Итак, ... Следовательно, ... В итоге можно прийти к такому выводу: ... В заключение можно сказать, что... Мы убеждаемся в том, что... Обобщая сказанное, ... Из этого следует, что... и т.д . Например: Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств. или: Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.

Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:

2. Аргументация: а) аргумент-пример №1;

б) аргумент-пример №2.

Каждую часть начинаем с красной строки. То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров. За отсутствие абзацев снимают баллы.

На первых порах работу над сочинением я провожу в группах, чтобы не создавать стрессовых ситуаций, ситуаций неуспеха. После формирования элементарных умений учащиеся переходят на индивидуальную работу.

4 этап. Самостоятельное написание сочинения на заданную тему

5 этап. Анализ написанного. Классификация ошибок. Выставление баллов и оценок

В процессе подготовки нужно чаще предлагать учащимся анализировать варианты работ, выполненных в предыдущие годы или свои же работы. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. Данный аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю.

Работу я строю по учебно-методическому пособию под редакцией Н.А.Сениной. Кроме того, есть хорошие сайты в Интернете: я часто пользуюсь сайтом Захарьиной Е.А. «Сочинение на лингвистическую тему). «Капканы –ЕГЭ.РФ. Как готовиться к сочинению на ГИА « Здесь даны варианты сочинений от И.П.Цыбулько, рекомендации, комментарии.