К роджерс биография. Краткая биография К. Роджерса. Основные положения учения Роджерса

Почему люди совершают те или иные поступки? Чем они руководствуются, когда произносят не всегда понятные фразы или совершая странные действия? Каждый человек индивидуален, но любой относится к определенному психотипу.

По наиболее ярким чертам характера, присущим на первый взгляд разным людям, психологи объединяют их в несколько групп, которые называются . Классификаций психотипов множество, ведь у каждого психолога, который их изучает, собственные критерии. Поэтому все они довольно условны и субъективны.

Психотипы людей

Например, немецкий психиатр Карл Леонгард выделил следующие психотипы:

1. Гипертивный

Сюда он отнес людей энергичных, инициативных, словоохотливых, оптимистичных, которые не переносят монотонности и одиночества. Это люди действия. С одной стороны, они - находка для работодателя и душа любой компании. Но с другой стороны, иметь дело с такими людьми нелегко, потому что они авторитарны, превыше всего ставят собственное мнение, не признают чужие правила, из-за чего нередко вступают в с теми, кто с ними не согласен или пытается поставить их в рамки.

2. Дистимный

Люди этого типа - противоположности предыдущего. Они немногословны, замкнуты, медлительны и пассивны. Большие и шумные компании - не для них. Они избирательны в выборе друзей, поэтому их круг общения довольно немногочислен, зато в него входят люди, которым они доверяют и с которыми чувствуют себя комфортно.

Люди дистимного психотипа предпочитают быть ведомыми, однако они не идут слепо за всеми, кто претендует на роль . Они подчиняются лишь тому, к кому испытывают симпатию и доверие.

Дистимники избегают конфликтов и уж тем более не являются их инициатором. Им можно поручать кропотливую работу, требующую усидчивости и внимательности - работу, которую не терпят люди гипертивного психотипа.

3. Циклоидный

Как следует из названия, поведение этих людей циклично и зависит от их . Если оно плохое, они молчаливы и замкнуты, как люди дистимного психотипа. Если хорошее, - словоохотливы и общительны, как гипертивного.

4. Возбудимый

Тому, кто живет по соседству, работает или является родственником человека, относящегося к возбудимому психотипу, не позавидуешь. В то время, когда он спокоен, с ним можно общаться, но это его состояние кратковременно. Он легко приходит в возбуждение - и тогда берегись! Его раздражают чужие дети, животные, взгляды, порядки. Ему кажется, что его игнорируют, не уважают. И тогда он дает волю раздражению и гневу, брюзжит, вступает в конфликты, поэтому его по возможности стараются избегать.

5. Застревающий

Подозрительны, обидчивы, мстительны, тщеславны и невероятные . Благодаря этим качествам люди этого типа часто бывают инициаторами конфликтов.

6. Педантичный

Бюрократы - это о людях данного психотипа. Они любят порядок и точность во всем и порой просто изводят окружающих своими требованиями. Работодатели относятся к ним благосклонно, но остальные их сторонятся, считая скучными и надоедливыми, предпочитая людей более ярких и интересных.

7. Тревожный

Название этого психотипа говорит само за себя: эти люди робки, и безынициативны. В сложных ситуациях, при принятии решений они нуждаются в поддержке и опоре. Для них характерно минорное, гнетущее настроение. Они часто бывают грустны, подавлены, меланхоличны. Упадок духа, уныние - привычное для них состояние. В коллективе их нередко выбирают крайними - так называемыми козлами отпущения.

8. Эмотивный

Название происходит от слова emotional - эмоциональный. Люди этого психотипа впечатлительны, чувствительны, мягкосердечны, сострадательны и отзывчивы. Главное место в их жизни занимают чувства и переживания. Они исполнительны и очень ответственны.

9. Демонстративный

Люди демонстративного психотипа обожают находиться в центре внимания и считают себя эталоном поведения. Они коммуникабельны, но в то же время любят интриги и сплетни. Еще бы! Ведь интригуя и сталкивая окружающих лбами, они сами ловят рыбку в мутной воде: добиваются желаемого. А именно - лидерства и власти. Активную деятельность они больше имитируют, чем развивают в действительности.

10. Экзальтированный

Это люди с яркими и искренними чувствами и переживаниями. Самые простые вещи и события вызывают у них безудержный восторг, бурную эмоциональную реакцию. Они часто переоценивают как собственную внешность, способности и возможности, так и эти же качества у других людей.

Но восторженность и оживленность у них легко сменяются отчаянием, тоской и унынием, если что-то идет не так, как им хотелось бы. То, что другие люди воспринимают как легкое разочарование, для людей экзальтированного психотипа становится катастрофой.

Резко меняющееся настроение - от бурного восторга до внезапной угнетенности - главный признак экзальтированной особы. Кстати, люди этого типа - нередко обладатели хорошего вкуса, из которых получаются выдающиеся художники, дизайнеры и т. п.

Они влюбчивы, привязчивы, сострадательны и словоохотливы. Из-за неуравновешенности склонны к паникерству.

11. Экстравертированный

Людей, относящихся к , объединяет коммуникабельность и общительность. У них много друзей и знакомых, они разговорчивы, но и сами умеют внимательно слушать. Избегают конфликтов или же играют в них пассивную роль. Исполнительны, но несколько легкомысленны и легко попадают под чужое влияние.

12. Интровертированный

Замкнуты, сдержанны, они склонны к философствованию и одиночеству. Принципиальны и упрямы, настаивают на своем даже тогда, когда знают, что неправы. Им приписывают эмоциональную холодность и отсутствие привязанности к кому-либо.

Ознакомившись с каждым психотипом, можно определить собственный и подкорректировать некоторые черты своего характера, которые мешают в работе и личной жизни. Стоит заметить, что вряд ли найдется какой-то «чистый» психотип. Каждый человек обычно узнает себя в двух, трех, а то и больше психотипах.

Психогеометрия

Еще одно любопытное разделение людей на психотипы предложила американский психолог Сьюзен Деллингер. Психогеометрия - так называется ее теория. При чем здесь геометрия? Согласно теории Сюзен Деллингер, каждый человек ассоциируется с определенной геометрической фигурой. Разумеется, здесь тоже нет «чистого» психотипа, а есть смешанный, в котором преобладает один основной тип. Итак, это круги, треугольники, квадраты, прямоугольники и зигзаги.

Люди-круги

Это люди, которых называют душой компании: они веселы, общительны и . Ни одно мероприятие, будь то корпоратив, чей-то день рождения или обычная тусовка, не проходит без их активного участия.

Они - хорошие психологи, им доверяют, к ним приходят «поплакаться», получить поддержку и дельный совет. Им мало «живого» общения, поэтому они - завсегдатаи социальных сетей, где имеют множество друзей, с которыми ведут активную переписку.

Люди-круги обожают живую природу: они заводят домашних питомцев, которые становятся едва ли не полноправными членами семьи, разводят цветы. И благодаря этим увлечениям находят единомышленников и еще больше расширяют круг своих знакомств.

К числу недостатков людей-кругов можно отнести нелюбовь к порядку и некоторую зависимость от чужого мнения, в результате чего они нередко попадают под постороннее влияние.

Люди-треугольники

Именно люди-треугольники чаще всего занимают руководящие должности в бизнесе, политике и других сферах жизни, ведь они быстро и не боятся брать на себя ответственность. Они на лету схватывают новую информацию, умеют ей оперировать и способны одновременно выполнять или контролировать выполнение нескольких задач. Их приказам невозможно не подчиниться: они отдают их быстро, четко и со знанием дела.

Неудивительно, что люди-треугольники отдают предпочтение дорогим вещам, подчеркивающим статус их хозяина, будь то одежда, автомобиль, смартфон, алкоголь и пр.

Эти люди не терпят возражений, они несколько деспотичны и тщеславны.

Люди-квадраты

Это аккуратисты и педанты. Они не позволяют себе неряшливости ни в чем: их вещи не кричат о статусе, они могут быть немодны и недороги, зато всегда в идеальном порядке. То же самое можно сказать об их рабочем месте: здесь все всегда лежит на своих местах. При покупке автомобиля или других необходимых вещей люди-квадраты прежде всего исходят из соображений практичности.

Из них получаются хорошие администраторы, бухгалтеры, хозяйственники, чиновники. Цифры, документы, приказы, инструкции - то, что на других наводит скуку, их стихия, где они чувствуют себя, как рыба в воде. Они исполнительны, надежны, спокойны и не склонны к открытому проявлению эмоций.

Люди-прямоугольники

Это люди с неустойчивой психикой. Когда у них все складывается так, как им хотелось бы, они переполнены радостью и любовью: «Жизнь удалась!». Но вот белая полоса сменяется черной, и их настроение кардинально меняется. Они не умеют противостоять неприятностям и неудачам. У них опускаются руки, и из жизнелюбивых оптимистов они моментально превращаются в угрюмых пессимистов и нытиков. Так же быстро меняется и их : она то стремительно взлетает, то так же стремительно падает. Об их настроении можно судить по состоянию их рабочего стола: на нем то идеальный порядок, то вопиющий бардак.

Они несколько инфантильны, незрелы и не имеют собственных твердых убеждений. Их мнение колеблется, подобно флюгеру на ветру, в зависимости от . Они склонны копировать не только чужое мнение, но и поведение, привычки, предпочтения. Например, при покупке автомобиля они руководствуются не своими интересами, а обращают внимание на то, какую марку выбирают другие люди. Точно так же они копируют чужой стиль в одежде, манерах, потому что из-за не в состоянии определить собственный.

По мнению Сьюзен Деллингер, все психогеометрические типы в стрессе становятся похожи на людей-прямоугольников.

Люди-зигзаги

Изобретательные, эмоциональные, зажигательные - так можно охарактеризовать людей этого психотипа. Их поведение отличается нестандартностью, его невозможно предсказать. Они необычны во всем: в манере говорить, одеваться, украшать свой дом. Люди-зигзаги, как правило, выбирают себе творческие профессии. Им нравится быть не такими, как все, и привлекать к себе всеобщее внимание. Эти люди в своем большинстве ветрены и непостоянны.

Немного юмора

Определить свой психотип можно, прочитав описание каждого из них. Но Сьюзен Деллингер предлагает еще и два шутливых теста .

В соответствии с первым нужно из пяти вышеназванных геометрических фигур выбрать и нарисовать три. Первая, которую изобразит человек, и определит его основной психотип. Две следующие нарисованные им фигуры покажут дополнительные черты характера, ведь, как известно, люди представляют собой не «чистые» психотипы, а смешанные, с преобладанием какого-то одного.

Во втором тесте предлагается ответить на 5 вопросов и, в зависимости от ответа, определить свой психогеометрический тип. Итак, мы заходим в автобус и:

  1. быстро занимаем свободные места для себя и своего спутника, после чего продолжаем веселый разговор, вовлекая в него окружающих;
  2. выбираем место получше, затем углубляемся в свои мысли и упорно никого не замечаем до тех пор, пока не доедем до своей остановки;
  3. ищем свободное место. Если находим, - садимся, если такового нет, спокойно едем стоя;
  4. чувствуем себя неуютно, поскольку предпочли бы такси;
  5. останавливаемся возле водителя без желания пройти в середину автобуса. Мы охотно вступаем в разговор как с ним, так и с остальными пассажирами.

В первом случае в автобус сел человек-круг, во втором - треугольник, в третьем - квадрат, в четвертом - прямоугольник и в пятом - зигзаг.

Каждый человек уникален от рождения, плюс ко всем врожденным психо-физиологическим свойствам людей: от генетически заложенных характеристик высшей нервной деятельности, телосложения и межполушарной асимметрии и до врожденного интеллекта , задатков и умственных способностей…, есть еще и индивидуальные эмоционально-психологические и когнитивно-поведенческие характеристики личности, заложенные в процессе воспитания и социализации, которые и образуют психотипы личности человека (психологические типы людей, мужчины или женщины ).

Чтобы определить психологические типы используют различные методы психодиагностики и тестирования личности, от сложных многофакторных личностных опросников, например тест СМИЛ или тест Кеттелла и до тестирования темперамента и акцентуации характера , а также, чтобы лучше определить психотип человека , используют индивидуальную психоаналитическую беседу.

Как определить психотип личности (психологический тип человека)

Еще со времен Гиппократа людей начали делить на психотипы личности: Сангвиник, Холерик, Меланхолик и Флегматик — они же темпераменты.
Павлов разделил людей по психологическим типам высшей нервной деятельности , что тоже, по сути, относится к темпераменту человека .

Схожая теория психотипов человека возникла у Айзенка — его тест на темперамент и невротизм (не путать с неврозом).

Юнг разделил людей на психотипы экстраверт, амбиверт и интроверт

Леонгард определил крайние психологические типы людей по акцентуациям характера (10 психотипов)- пройдите тест с описанием…

Схожие работы по различению людей по акцентуациям были у Ганнушкина и Личко (13 психотипов «Чертова дюжина»), с акцентом на пограничные состояния личности (близки к неврозам), например неврастеник или психопатия , психастеник и др.

Кречмер обнаружил различие психологических типов людей и сходство с темпераментами по телосложению человека («Атлетик», «Пикник» и «Астеник»), которые связаны с поведением человека («Практик», «Собеседник» и «Мыслитель»).

Также, различают психотипы по межполушарной асимметрии головного мозга: правополушарный, левополушарный и амбидекстр (тест на ведущее полушарие).

Различаются люди и по тому, как они думают и воспринимают информацию, т.е. по ведущей репрезентативной, сенсорной системе , например такие психологические типы как «Кинестетик», «Визуал»…

Словом, если покопаться, то можно обнаружить еще множество различий людей по всевозможным психологическим типам (психотипам) в работах разных авторов, в том числе современников.

Изучать все эти психотипы человека нужно для психологов, социологов, рекламщиков и пиарщиков, маркетологов и манипуляторов. Обывателем может двигать только любопытство или настоящая информация и дезинформация о пользе знания своего и чужого психологического типа.

Для обычного человека, конечно, хорошо знать свой психотип личности, для нивелирования минусов и усиления плюсов. Также, неплохо знать психологический тип своего партнера, мужа (жены), ребенка, друга и т.д. для выстраивания гармоничных отношений сотрудничества и избегания лишних ссор и конфликтов.

Но главное для обывателя, все же, не психотип личности как таковой, а как человек проживал, проживает и будет проживать свою жизнь, имея данный психологический тип…каков его сценарий жизни …кто он по жизни: «Победитель», Банальный середняк» или «Неудачник? И главное, возможно ли что-либо изменить в себе и своей жизни?

Вот что действительно полезно для обычного человека, а не «игры» в разделение на психотипы личности… (


Введение

Общее понятие о личности

1 Структура личности

2 Диспозиционный подход к определению личностной структуры

Типологический подход

Типы личности в социальной психологии

1 Типология психосоциотипов

2 Типология темпераментов И.П. Павлова

3 Конституционные типологии Э. Кречмера

4 Типология К. Хорни на основе разной потребности в общении

3.5 Типология на основе соотношения поведения и внутренних мотивов человека

6 Типология А. Адлера. Типы личности: установки, связанные со стилями жизни

3.7 Типология «Локус контроля»

Заключение

Литература

Введение


Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева.

М.М. Пришвин

Различие людей между собой многопланово: это различие убеждений и интересов, знаний и опыта, способностей и умений, темперамента и характера.

И, тем не менее, функционирование психики всех людей подчиняется общим закономерностям, у всех имеется память, эмоции и другие психические процессы.

В индивидуальном развитии, человек проходит общие этапы развития, формируются общие, типичные человеческие проявления психики.

Нужно отметить, что взаимодействие наследственности и среды определяет индивидуальные особенности психики человека. Но даже отличия людей друг от друга характеризуются определенной устойчивостью, в результате эти различия тоже можно выделить, описать, типизировать, обобщить, т.е. создаются научные типологии, находится «общее» даже в различиях.

Все существующие классификации типов мышления, темперамента, характера, личности людей, с одной стороны слишком широки, потому что в одну рубрику попадает большое количество различных людей, с другой стороны, слишком узки, потому что ни один человек никогда в одну рубрику целиком не укладывается. Но, несмотря на это без научных типологий не обойтись. Они нужны, потому что помогают прогнозировать человека, его развитие, психические реакции, взаимодействие в социуме, его деятельность.

1. Общее понятие о личности


В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. В чем же состоит специфика изучения личности в рамках психологической науки и что такое личность с психологической точки зрения? Ответить на этот вопрос не так просто, поскольку все психологи отвечают на него по-разному, что свидетельствует о сложности самого феномена личности. По мнению И.С. Кона « С одной стороны, она обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения».(1)

Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями и поэтому заслуживает того, чтобы его учесть при рассмотрении понятия «личность».

По определению А.Г. Маклакова «Личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих».(2)

В психологии сложилось свое представление о проблеме исследования человека. Это представление было обосновано Б.Г. Ананьевым, который выделил четыре уровня человеческой организации, представляющих наибольший интерес для научного исследования, - это индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.

Понятие «индивид» характеризует человека как носителя определенных биологических свойств (принадлежность конкретного человека к человеческому роду). Появляясь на свет, как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество - он становится личностью . Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта - носителя сознания , которое формируется и развивается в процессе деятельности.

В свою очередь, особенности развития всех этих уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность. Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа.


1.1 Структура личности


При рассмотрении структуры личности в неё обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки.

Способности - это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

Темперамент - это динамическая характеристика психических процессов человека. Характер содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям. Мотивация - это совокупность побуждений к деятельности.

Социальные установки - это убеждения людей.

Воля - потребность в преодолении препятствий, сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков.

Эмоции - совокупность качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний.

Личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и характеризуется, поэтому пятью потенциалами : познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным и художественным.

1. Гносеологический (познавательный) потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность.

2. Аксиологический (ценностный) потенциал личности определяется приобретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентаций в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т.е. её идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями.

3. Творческий потенциал личности определяется полученными ею, и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию и мерой их реализации в какой-либо сфере деятельности.

4. Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами её общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых с другими людьми.

5. Художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью её художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет.

Элементами психологической структуры личности являются её психологические свойства и особенности, так называемые «черты личности». Необозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в подструктуры. В этом отношении интересна концепция К.К. Платонова, который разработал иерархическую структуру личности с учетом определения уровней личности и таких подструктур как: направленность, опыт, формы отражения, биологические, конституциональные свойства.

Выдающийся психолог С.Л. Рубинштейн различал в личности - направленность, способности, темперамент, характер, самосознание.

А вот А.Н. Леонтьев считал, что личность - это социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности и знания человека не входят в состав личности в качестве её подструктур.


1.2 Диспозиционный подход к определению личностной структуры


В психологии существуют два главных направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, а в основе второго - определение типов личности.

С точки зрения диспозиционного подхода не существует совсем одинаковых людей. Приверженец диспозиционного подхода Гордон Олпорт полагал, что каждая личность уникальна и что её уникальность может быть понятна через определение конкретных черт личности, т.к. поведение человека всегда является результатом определенной конфигурации личностных черт.

Черта личности - это то, что обусловливает постоянные, устойчивые, типичные для разнообразных ситуаций особенности поведения человека, это важная составляющая «личностной структуры».

Г. Олпорт выделял общие и индивидуальные черты. Общие черты включают в себя любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах определенной культуры.

Индивидуальные черты , или индивидуальные диспозиции - это такие характеристики человека, которые не допускают сравнений с другими людьми, это уникальные черты конкретного человека, которые наиболее точно отражают его личностную структуру.

Эмпирические исследования основных черт, формирующих ядро личности, проводили психологи Айзенк, Кэттел, Гилфорд и др., доказывая, что базисная структура черт личности влияет на поведенческие реакции человека. В своих исследованиях они применяли факторный метод анализа структуры личности. Факторный метод заключается в математическом анализе корреляций (взаимосвязей) внутри некоторой группы данных.

2. Типологический подход


Большим по объему и более гетерогенным по сравнению с чертой является понятие «тип» . Тип личности рассматривается как целостное образование, не сводимое к набору черт. Понятие «тип» отличается более высоким уровнем обобщения и выполняет функцию категоризации свойств личности в более объемные единицы, имеющие непосредственное отношение к наблюдаемым моделям поведения человека.

Типы - это комбинации содержательных характеристик личности, между которыми существуют закономерные и необходимые связи, «комплексы»

(Г. Мюррей), «согласованные паттерны» (С. Мадди).

При типологическом подходе исходят из положения, что тип личности является целостным образованием, не сводимым к комбинации отдельных личностных факторов. Его содержание раскрывается описанием типичного или усредненного представителя группы лиц, относимых к данному типу. Например, такой тип личности, как «авторитарная личность», - конгломерат по крайней мере четырех факторов личности, не сводящийся к - доминантности. Однако из самых различительных отличий авторитарности от доминантности заключается в том, что авторитарная личность угнетает находящихся на более низкой ступени и раболепствует перед вышестоящими, в то время как доминантная личность является лидером для занимающих более низкое положение и борется за более высокое положение.

Типология личности - фундаментальная проблема психологического познания. Одним из первых ее постановку и тщательный анализ осуществил Карл Густав Юнг в классическом труде «Психологические типы». Следует отметить, что вопросы типологии не ограничиваются общими принципами группировки отдельных личностных свойств и подструктур, но предполагают рассмотрение личности как цельного субъекта, отличающегося от других субъектов не только по темпераменту и характерологическим проявлениям, но и по специфическому образу жизни, способу восприятия окружающего мира, мировоззрению, системе ценностей и т.д.

Из обзора классификаций темперамента и характера, становится понятно, что при выделении типов личности учитываются ее устойчивые индивидные или социально сформированные характеристики, такие как особенности телесной конституции, свойства нервной системы, акцентуации и т.д. Однако наряду с психофизиологическими и психиатрическими критериями оценки, могут быть выделены наиболее общие основания, позволяющие типизировать личность в ее целостности и специфике психической деятельности.

Одна из таких попыток была осуществлена Иваном Петровичем Павловым, который, наряду с описанием четырех типов темперамента, выделил три «сугубо человеческих типа» высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный, средний. В основе типологии И.П. Павлова лежит соотносительное участие первой и второй сигнальной системы в восприятии мира и организации активности человека.

По Павлову , представители мыслительного типа, характеризующегося преобладанием активности второй сигнальной системы левого полушария головного мозга, весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Их чувства отличаются умеренностью, сдержанностью и обычно выражаются вовне, лишь пройдя через «фильтр разума». Люди этого типа, как правило, интересуются математикой, философией, их увлекает научная деятельность.

У людей художественного типа преобладает активность первой сигнальной системы правого полушария головного мозга и наблюдается развитое образное мышление, на которое накладывают отпечаток высокая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересуют, прежде всего, искусство, поэзия, музыка, театр, они успешно реализуют себя в писательском и художественном творчестве. В противоположность скептицизму мыслительного типа, личности художественного склада нередко оказываются «романтическими натурами».

Большинство людей (до 80%) относятся к «золотой середине», среднему типу . В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит, главным образом, от воспитания и жизненных обстоятельств. Проявляться указанные типологические особенности начинают к 12-16 годам: одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие - шахматам, физике, математике, поэтому подростковый возраст вполне благоприятен для предварительной профориентации.

Другой пример системной разработки проблем типологии личности - теория психологических типов К.Г. Юнга. Он связывал типологические различия с двумя факторами:

1.Преобладание определенной установки сознания в психической деятельности индивида;

2.Доминирование одной из основных психических функций.

В теории Юнга выделяются две установки или ориентации сознания, соответствующие двум направлениям психической энергии: интроверсия и экстраверсия.

Интроверсия предполагает направленность психической активности на феномены и содержания внутреннего мира субъекта, его мысли, фантазии, переживания. В данном случае мотивирующая сила поступков исходит от самого субъекта и в меньшей степени зависит от внешних («объективных») обстоятельств.

Интроверт - это человек, обращенный вглубь себя, прислушивающийся к «внутреннему голосу», ведущий интенсивную внутреннюю жизнь и проявляющий незначительный интерес к окружающему.

Экстраверсия , наоборот, обращает человека к миру внешних явлений и событий. При этом наблюдается преимущественная направленность вовне, на объект: зависимость от него или повышенный интерес к нему.

Экстраверт , в своих мыслях, чувствах и поступках склонен подчиняться «объективным» внешним требованиям или «притягательной силе» объекта. Юнг подчеркивал, что эти два типа не являются жестко закрепленными.

Интроверсия и экстраверсия наблюдаются в душе любого человека и в естественном жизненном процессе закономерно сменяют друг друга, чередуются, подобно фазам систолы (сокращение сердца, тогда кровь нагнетается в артерии) и диастолы (расширение полостей сердца вследствие расслабления его мышц, сердце "отдыхает"). Интровертированность или экстравертированность означают лишь преимущественную направленность сознания. (Отметим, что понимание Юнга не совпадает полностью с трактовками интроверсии и экстраверсии, положенными Г. Айзенком в основу его знаменитого теста).

Второй значимый фактор дифференциации психологических типов - максимальная выраженность одной из четырех психических функций, к которым относятся: мышление, чувство, ощущение и интуиция. Та или иная функция становится определяющей в жизни индивида, другая оказывается подчиненной и вспомогательной, еще две - остаются недифференцированными (неразвитыми) и действуют преимущественно на бессознательном уровне. В зависимости от этого фактора человек в своем восприятии мира и поведении преимущественно опирается либо на рациональное суждение, либо на эмоциональную и этическую оценку событий; либо на факты и впечатления, либо на интуитивное (целостное и до конца не осознанное) понимание.

По данному критерию выделяются следующие типы:

·Мыслительный - ориентация на личное прошлое.

·Эмоциональный - ориентация на историческое прошлое,

·Сенсорный - воспринимает настоящее во всей полноте, не внимателен к прошлому,

·Интуитивный - настоящее и прошлое время, малозначимо, устремлен к горизонту

Каждый тип может быть интровертированным или экстравертированным, поэтому всего Юнгом детально описаны восемь возможных типов личности.

Типологии личности могут строиться по самым разным критериям, например, по характеру направленности личности, ее интересов, идейных ориентиров и убеждений, а также в соответствии с культурно обусловленными типами мировоззрения.

К данной группе относятся «идеологические» типологии, в частности, классификация Эдуарда Шпрангера . В ней выделяются шесть типов личности, на основе шести универсальных ценностных ориентаций . Выделенные Шпрангером ценности присущи в определенной мере всем людям и являются стержневыми в человеческой жизни. У различных людей наблюдаются те или иные комбинации приведенных ниже ценностей, с преобладанием какой-либо одной из них.

·Теоретическая. Человек, придающий приоритетное значение этой ценности, прежде всего, заинтересован в раскрытии истины.

·Экономическая. «Экономический» человек, в первую очередь, ценит то, что полезно и выгодно,

·Эстетическая. Такой человек преимущественно ориентирован на совершенную форму и гармонию.

·Социальная. Наивысшей ценностью для «социального» человека является любовь и признание людей.

·Политическая. Доминирующий интерес политического типа - впасть. Ему соответствует «человек силы».

·Религиозная. Люди этого типа, главным образом, заинтересованы в понимании мира как единого целого, управляемого высшими силами, Богом, абсолютном или первопринципом.

Аналогичного аксиологического (ценностного) подхода придерживался и Гордон Олпорт, полагавший, что типы личности должны определяться в соответствии с различиями в ценностных системах разных индивидуумов. По Олпорту, ценности можно представить как наиболее сложные, глубинные личностные черты или диспозиции, служащие главным критерием отнесения человека к определенному типу.

Другими примерами типологии, могут служить классификации, построенные на основе различий в профессиональных ориентациях, или социально-психологические классификации, в которых критерием выступают социальные роли личности, стиль лидерства (классификация К. Левина) и т.д.

Существуют любопытные частные типологии личности (критерий - общительность, различие в мотивации людей и т. д.).

Исследования Р. Файна (США) и Н. А. Аминова (Россия) показывают, что существует два типа учителей: 1) Х-тип - развивающий ; 2) У-тип - оценивающий .

Первый развивает личность ребенка, придерживается гибкой программы, дружественного стиля, имеет направленность на выявление одаренности, обладает низкой тревожностью.

Второй обращает внимание на умственное развитие учащихся, результат - завышенные требования, строгая проверка, четкое изучение предмета, держится с детьми отчужденно. Было показано, что преобладающий тип учителей зависит от отношения общества к образованию и что в период кризиса должен преобладать

Специфика современных разработок проблем психологической типологии в отечественной науке (исследования К.А. Абульхановой-Славской, Б.С. Братуся, А.И. Крупнова и др.) заключается в стремлении анализировать личность не как автономный комплекс устойчивых свойств, но в плане личностной активности, носящей типологический характер, в свете сложного отношения «человек - жизненный путь». В этом направлении создаются качественно новые типологии: инициативы, ответственности, семантического интеграла активности личности, личностной способности к организации времени, социального мышления и ряд других.

Несколько типологий связано с историческими изменениями, которые приводят к смене преобладающих типов людей, соответствующих определенному уровню развития общества. К концепциям такого направления относятся, прежде всего, разработки проблем социального характера и основной личности.

личность диспозиционный темперамент психосоциотип

3. Типы личности в социальной психологии


Существует несколько классификаций типов личности, основные из которых сложились совсем недавно - в 40-50-е годы прошлого столетия. Разделение на типы личности в социальной психологии учитывает степень интровертированности /экстравертированности, уровень замкнутости, общительности, темперамент, восприятие времени, контроль над собственной жизнью и некоторые другие критерии. Такая типология близка к социально-психологической, так как связана с преобладающими установками в сфере общения.


3.1 Типология психосоциотипов


Психосоциотип личности является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности со средой в зависимости от уровня развития таких психических функций, как эмоции, ощущения, интуиция и мышление, и специфике предпочтений: экстраверсии или интроверсии. В основе выделения психотипов лежит типология личности, разработанная К. Юнгом (о которой уже шла речь в предыдущей главе).

К. Юнг утверждал, что очевидная разница в поведении людей определяется разными предпочтениями, которые выявляются очень рано, формируя основу нашей особой индивидуальности.

Существует четыре основных предпочтения:

·Первое имеет отношение к тому, откуда человек черпает свою энергию - из внешнего мира (экстравертный) или внутри себя (интровертный);

·Второе связано с тем, как человек собирает информацию о мире - дословно и последовательно, опираясь на текущие реальные ощущения (сенсорно-ощущающий) или более произвольно, доверяя своей интуиции (интуитивный);

·Третье относится к тому, как человек принимает решения - объективно и беспристрастно, тщательно все продумывая, анализируя и планируя (мыслительно-логический) или субъективно и межличностно, по велению чувств (эмоционально-чувствующий);

·Четвертое имеет отношение в образу жизни человека - способен ли человек быть решительным и методичным (решающий, рациональный тип) или человек уступчивый, гибкий, непосредственный, несколько стихийный (воспринимающий, эмоциональный тип).

Согласно типологии К.Юнга, людей можно разделить на типы по следующим характеристикам:

1.экстраверсия - интроверсия;

2.рациональный - иррациональный;

.мыслительный тип (логик) - эмоциональный тип (этик);

.ощущающий тип (сенсорик) - интуитивный тип (интуит).

Нужно отметить, что мыслительный, эмоциональный, интуитивный, ощущающий типы будут проявляться в своеобразных функциях в зависимости от экстраверсии либо интраверсии человека.

Итак, по типологии К.Юнга наиболее популярное в настоящее время, является деление на такие социально-психологические типы, как: экстраверты, интроверты, эмоционально нестабильные, эмоционально стабильные.

Эмоционально нестабильные люди - это те, которые живут в состоянии эмоционального напряжения и постоянного страха, которые не могут расслабиться, глубоко переживают любые неприятности.

Эмоционально стабильные люди- в противоположность неустойчивому типу, очень уравновешены, спокойны, в то же время неспособны сочувствовать другим людям.

Вышеперечисленные типы личности обычно сочетаются в одном человеке, но в зависимости от преобладания тех или иных качеств, различают типы личности в социальной психологии, которые нам также известны как - меланхолик, холерик, сангвиник и флегматик (по типологии темперамента).


3.2 Типология темпераментов И.П. Павлова


Темперамент - это те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Издавна делались попытки свести практически бесконечное множество индивидуальных особенностей к небольшому числу типичных портретов.

Академик И.П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса - возбуждение и торможение - отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные: по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности:

) «безудержный» - сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы

соответствует темпераменту холерика;

) «живой» - сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы

соответствует темпераменту сангвиника;

) «спокойный» - сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы

соответствует темпераменту флегматика;

) «слабый» - слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип нервной системы

соответствует темпераменту меланхолика.

Холерик - это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, проявляет нетерпение, резкость движений, вспыльчивость, несдержанность. Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обуславливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

Сангвиник - человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой реакцией, его поступки обдуманны; жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемости жизненным трудностям. Подвижность его нервной системы обуславливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, легкую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, продуктивный деятель при наличии заинтересованности, т.е. при постоянном возбуждении. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно, обдуманно защищает себя.

Флегматик - человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно; эмоции проявляет замедленно, неразговорчив, обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных, новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов. В стрессовой ситуации остается внешне спокойным.

Меланхолик - человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель может вызвать у него «срыв», «стопор», растерянность. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности. Настроение очень изменчиво, он часто грустен, подавлен, не уверен в себе, тревожен. Меланхолики подвержены невротическим расстройствам. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Темперамент - это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому редко встречаются «чистые» типы темперамента, и тем не менее преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека. В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать. Необходимо отметить, что темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения.


3.3 Конституционные типологии Э. Кречмера


Немецкий психолог Э.Кречмер (1888-1964) в своей знаменитой книге «Строение тела и характер» попытался найти те связи, которые существуют между строением тела человека и его психическим складом.

По мнению Э. Кречмера, существуют только четыре основных варианта человеческой анатомии, встречающиеся не только в чистом виде, но и в различных комбинациях.

1. Астенический тип - человек хрупкого телосложения, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, удлиненными и хрупкими конечностями, вытянутым лицом, но сильно развитой нервной системой, головным мозгом.

2. Пикник - отличается развитием внутренних плоскостей тела (головы, груди, живота) и склонностью торса к ожирению при слабом двигательном аппарате. Средний рост, плотная фигура, мягкое широкое лицо на короткой массивной шее, основательный, массивный живот.

. Атлетик - обусловливает развитие крепкого скелета, выраженной мускулатуры, пропорционального крепкого телосложения. Атлетический тип характеризуется сильным развитием скелета и мускулатуры, упругой кожей, мощной грудной клеткой, широкими плечами, уверенной осанкой.

. Дипластик - человек с неправильным телосложением.

С выделенными типами строения тела Кречмер соотнес определенные типы личности. По мнению Кречмера, астеническое телосложение имеет шизотимик.

Он замкнут, склонен к размышлениям, к абстракции, с трудом приспосабливается к окружению, чувствителен, раним. У щизотимиков происходит колебание между чувствительностью и холодностью, между обостренностью и тупостью чувства.

Пикническое телосложение имеет циклотимик , его эмоции колеблются между радостью и печалью, он общителен, откровенен, добродушен, реалистичен во взглядах.

Атлетическое телосложение имеют искотимики, они бывают двух видов: энергичный, резкий, уверенный в себе, агрессивный, со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления.

Если использовать традиционные названия темпераментов, то нетрудно заметить, что меланхолики преимущественно имеют хрупкое астеническое телосложение, холерики - преимущественно в переходных градациях от атлетического телосложения к астеническому, флегматики - в переходных градациях от атлетического к пикническому, сангвиники - преимущественно пикническое телосложение.


.4 Типология К. Хорни на основе разной потребности в общении


Американский психолог К. Хорни в зависимости от отношения к общению с другими людьми выделила три психологических типа личности:

·«Привязчивый тип» - человек обладает повышенной потребностью в общении, для него важнее всего быть любимым, уважаемым, чтобы кто-то о нем заботился, - такой человек подходит к оценке другого человека с вопросом: «Будет ли он меня любить, заботиться?»

·«Агрессивный тип» - характерно отношение к другим людям как к средству достижения своих целей - такие люди стремятся доминировать, не терпят возражений, рассматривают другого человека с такой точки зрения: «Будет ли он мне полезен?»

·«Отчужденный тип» - для таких людей необходима определенная эмоциональная дистанция с другими людьми, т.к. они рассматривают общение как неизбежное зло, не склонны участвовать в групповой деятельности и считают, что признание им должно быть обеспечено уже в силу их достоинств; встречаясь с другими людьми, они втайне задают себе вопрос: «Оставит ли он меня в покое?»


3.5 Типология на основе соотношения поведения и внутренних мотивов человека


В зависимости от соотношения поведения и внутренних мотивов человека выделяют три типа личности:

1. Гармоническая личность - нет конфликтов между поведением и внутренними мотивами: желания, моральные принципы, чувство долга и реальное поведение человека гармонично сочетаются друг с другом, имеют социальную направленность и адекватность;

2. Конфликтная, противоречивая личность - присущ разлад между поведением и мотивами, т.е. действия, противоречат желаниям;

3. Импульсивная личность - поступает только по своему желанию либо, если у человека нет ярко выраженных желаний, то он поступает в соответствии с воздействиями извне, - «человек-флюгер», который действует в соответствии с ближайшей ситуацией, хотя и может маскировать свою несостоятельность деловитостью, демократической коллегиальностью.


3.6 Типология А.Адлера Типы личности: установки, связанные со стилями жизни


Адлер отмечает, что постоянство нашей личности на протяжении жизни объясняется стилем жизни. Основная ориентация по отношению к внешнему миру также определяется стилем жизни. Истинная форма стиля жизни может быть распознана при условии знания о том, какие пути и способы человек использует для решения основных жизненных проблем: работа, дружба, любовь.

Адлер разработал типологию установок, обусловленных стилями жизни (в зависимости от того, как решаются главные жизненные задачи, в зависимости от уровня социального интереса и степени активности человека). Социальный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем людям, проявляется он в сотрудничестве с другими скорее ради общего успеха, чем для личных выгод. Социальный интерес является основным критерием психологической зрелости человека; его противоположностью является эгоистический интерес.

Степень активности имеет отношение к тому, как человек приходит к решению жизненных проблем, насколько высок его уровень энергии. Степень активности играет конструктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом.

В случае недостаточно выраженного социального интереса возможны следующие типы личностей (в зависимости от уровня активности):

·Управляющий тип - это люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом. Они активны, но не в социальном плане, им безразлично благополучие других и для них характерна установка превосходства над внешним миром. Основные жизненные проблемы они решают во враждебном, антисоциальном плане (правонарушители, наркоманы и т.д.)

·Избегающий тип - у этих людей нет достаточного социального интереса, нет должной активности, необходимой для решения собственных проблем, они боятся неудач и уклоняются от решения жизненных проблем.

·Социально-полезный тип - это зрелая полноценная личность, в ней соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Такой человек искренне проявляет заботу о других и заинтересован в общении и взаимодействии с другими людьми. К решению жизненных проблем подходит осознанно, ответственно.


3.7 Типология «Локус контроля»


В последние годы большое развитие и признание получила типология личности, связанная со шкалой «локуса контроля »

Одна из важнейших характеристик личности - степень независимости, самостоятельности и активности человека в достижении своих целей, развитие личной ответственности за происходящие с ним события.

Впервые методы исследования этой характеристики были разработаны в 60-х годах прошлого века в США. Наиболее известной является шкала «локуса контроля» Д. Роттера. Эта шкала основана на положении: люди различаются между собой по тому, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Возможны два локуса контроля и соответственно два типа людей:

1. Экстернаты - когда человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом внешних сил, случая, обстоятельств, действия других людей и т.п.;

2. Интерналы - когда человек интерпретирует значимые события как результат собственных усилий. Интерналы считают, что большинство важных событий их жизни было результатом их собственных действий, и чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом.

Человек типа «интернал» чаще в жизни «победитель», экстернал - «побежденный», у них различные жизненные сценарии, различное отношение к себе и другим людям.

В тоже время, экстернальность / интернальность не являются взаимоисключающими, но связаны с культурными традициями: восточная культура способствует формированию экстернального типа личности, западная культура - интернального. Интернальность связана с глубоким развитием личностной ответственности. Это очень хорошо показано в исследовании К. Муздыбаева.

Заключение


Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.).

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Человек - существо деятельное. Включившись в систему общественных отношений и видоизменяясь в процессе деятельности, человек приобретает личностные качества и становится социальным субъектом.

Таким образом, личность - это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т.д.), осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней и занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями.

Основные социально-психологические особенности личности определяются:

) степенью целостности и противоречивости мировоззрения и убеждений;

) степенью осознанности своего места в обществе;

) характером потребностей и интересов;

) спецификой соотношения различных личностных качеств.

Развитие личности обусловлено разными факторами. К ним обычно относят: своеобразие физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологические особенности, окружающую среду и общество, общественно-полезную деятельность. От того, насколько мы их знаем и учитываем специфику их проявления, зависит эффективность правильного понимания всех индивидуальных и социальных действий и поступков человека. В процессе взаимодействия и общения происходит взаимное влияние личностей друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений.

Литература


1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.-214 с.

2.Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997.

.Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического анализа. М., 1988. - 124 с.

.Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.- 243 с.

.Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970. -211 с.

.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.-186 с.

.Маклаков А.Г. Общая психология - Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2006. - 470с.

.Платонов К.К. Личность как социально-психологический феномен // Социальная психология. М., 1975. -212 с.

.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2006. -511-641 с.

.Шорохова Е.В. Социально-психологическое понимание личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975-178 с.

Сноски в тексте работы


Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.- 243 с.

Маклаков А.Г. Общая психология - Учебник для вузов - СПб.: Питер,2006. - 470с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Человеческая психика наименее склонна «разлагаться по полочкам». В ней, как на чердаке, всё разбросано в беспорядке. Тем не менее психологи не оставляют попыток провести на наших с вами “чердаках” опись имущества. Поэтому и придумывают различные типы личностей. То, что они напридумали конечно условно, но некоторую ориентировку всё же даёт. Её то я вам и хочу представить.
Карл Юнг разделил людей на два типа – экстраверты и интроверты. Экстраверт – означает живущий «наружной» жизнью (extra — вне чего-то). Такой человек, ветреный, не склонный к размышлениям, анализу, любящий общение и жизненные удовольствия.
Интроверт (intrо — внутри чего-то) — человек живущий “внутри себя», не нуждающийся в постоянной «подпитке» из внешнего мира, склонный к одиночеству, философствованию, коллекционированию, порядку.
На два типа делит людей не только Юнг, но и большинство из нас. Только критерии другие, более приземлённые: свой — чужой, друг – враг, умный – дурак, сукин сын – сын, но не сукин. А Веничка Ерофеев автор культового произведения «Москва — Петушки», подразделял людей на тех, кому бы он налил, и на тех, кому бы не налил. Каждый, несомненно, имеет собственную точку зрения на своё местонахождение в том или ином «лагере» и эта точка зрения, разумеется, абсолютно верна и сомнению не подлежит. Ведь мы люди вежливые, не правда ли? А вежливость – это умение скрыть насколько высоко мы ценим себя и насколько незначительными нам кажутся другие.

Создатель гомеопатии Самуил Ганеман разделил людей на три типа — «псора», «сикоз» и «сифилис». Это варианты реагирования по типу псориаза, гонореи и сифилиса. Весьма оригинальная психологическая классификация. Но я её привёл не в качестве анекдота (к Ганеману отношусь с уважением), а в качестве примера того, что существуют и такие, на первый взгляд странные подходы. Кому интересно узнать как «гонорея» реагирует на различные жизненные ситуации — поройтесь в гомеопатической литературе.

Варианты разделения людей на четыре типа . Здесь, несомненно, самая достойная — классификация Гиппократа, хотя, строго говоря это классификация не психологических типов, а темпераментов. Она во многом перекликается с классификацией И.П.Павлова, но поскольку Гиппократ опубликовал свой труд на пару тысячелетий раньше, копирайт, скорее всего, принадлежит ему.
Не буду подробно описывать разницу между холериком, сангвиником, флегматиком и меланхоликом, так как предполагаю, что она вам известна. В общем что-то вроде этого:

Из вариантов разделения людей на множество психологических типов наиболее интересной является классификация Карла Леонгарда. Леонгард вводит понятие «акцентуированная личность». Акцентуации — это психологические особенности, которые придают человеку его индивидуальные черты. По мнению немецкого психиатра население любой страны наполовину состоит из акцентуированных личностей, а вторая половина — стандартный тип людей. Но и «стандартный тип» обладает теми или иными индивидуальными чертами, только они неярко выражены.
Леонгард, так же, рассматривает всевозможные сочетания черт характера и темперамента. Упростим. Отбросим специфическую терминологию и переведём всё на понятный язык (да простят меня специалисты за столь вольную трактовку).

Демонстративный, истероидный тип — это «артист».

Ядро личности такого человека — показушничество. Демонстративным он называется потому, что любит себя демонстрировать, как бы преподносить публике.
Истероидность — психологическое понятие, которое ничего общего не имеет с истериками и битьём посуды на кухне. Истероиды (то есть «артисты» по жизни, не обязательно по профессии) предпочитают яркую, со вкусом подобранную одежду, им характерно манерное поведение, он (она) любит, когда на него (неё) окружающие обращают внимание. Это люди живые, интересные, яркие, болтливые, с хорошей фантазией, но лживые — им ничего не стоит выкрутиться из любой ситуации с помощью быстро придуманной небылицы. Характерно самовосхваление, жалость к себе. Всё у них преувеличено. В детстве они стараются быть в центре внимания взрослых и сверстников, для чего постоянно совершают различные нелепые поступки. Впрочем, любой ребёнок в той или иной степени истероид.
Таким людям свойственно безрассудство — они зачастую принимают необдуманные решения, за которые потом приходится расплачиваться. Иногда предпринимают демонстративные попытки самоубийства, никогда, разве что случайно, не заканчивающиеся настоящим суицидом.
«Артисты» видят себя не такими, какими являются в действительности, а теми, кем им бы хотелось себя видеть. На них нельзя положиться — пообещают и забудут. Они избегают трудностей, зачастую путём бегства в болезнь. «Истощение нервной системы», “слабое сердце” при нормальной кардиограмме, мигрень, фобии и другие психосоматические нарушения являются их неразлучными спутниками.

Педантичные личности

Здесь всё понятно. Педантичный человек любую работу выполняет скрупулёзно, не упуская ни одной мелочи, часто «утопает» в этих мелочах и поэтому никак не может завершить начатое. Он никогда не опаздывает. Дома — полный порядок, всё лежит на своей полочке, всё исправно, нигде ни пылинки. В папочке аккуратно сложены врачебные заключения, тридцатилетней давности кардиограммы, утренние и вечерние показатели артериального давления, записано ежедневное наличие или отсутствие стула. Если нужно принимать лекарства, соблюдаются не только часы приёма, но и минуты.
Свою машину я бы предпочёл ремонтировать у педанта (существуют ли такие автомеханики?). Педант-врач без конца посылает пациента на все нужные и ненужные анализы, в совершенстве знает и соблюдает все показания и противопоказания к назначению лекарств. Педант-бухгалтер (кстати только педант и может быть бухгалтером) понятно растолкует директору, как, следуя мыслимым и немыслимым инструкциям, придется довести предприятие до банкротства.
Быть педантом хорошо или плохо? Подобный критерий здесь не подходит. Идёт дождь — это хорошо или плохо?

Застревающие личности (в психиатрической терминологии параноидная или паранойяльная ориентация).

А вот это, скорее, плохо, чем хорошо (хотя на вкус и цвет товарища нет). В переводе на бытовой язык — злопамятные люди. На первый план у них выходит застревание обид, подозрений, совершённых по отношению к ним явных и мнимых несправедливостей. Если «не застревающий» человек обидевшись на кого-нибудь на следующий день «дуется», а через день забывает об обиде, то «застревающий» и на следующий день, и через неделю и через месяц при воспоминании о «несправедливости» внутренне реагирует с такой же силой, как и в начале, мысленно прокручивая различные планы «мщения», годами ведя судебные разбирательства.
Эти люди крайне подозрительны, уверены в том, что на работе «за их спиной» некая группа сотрудников плетёт против них интриги. Они обязательно ревнивы. Любое действие супруга трактуется ими как «доказательство неверности» – жена пришла с работы на полчаса позже – “наверное с этим лысым болтала”, кто-то по телефону «не туда попал» – “лысый, сволочь, проверяет дома ли я”.
А может быть «если не ревнует, значит не любит»? Может и так, но тогда «раз не бьет, значит не любит». На вкус и цвет, знаете, лысого нет.

Возбудимые личности
Не совсем удачный термин, но лучшего Леонгард не придумал.

Как правило, это достаточно примитивные люди атлетического телосложения и спортивно-бандитской наружности. Им чужда терпимость. В конфликтных ситуациях им даже в голову не приходит, что спор можно решить без кулаков. А в конфликты они вступают по самому пустячному поводу, иногда сознательно ищут себе жертву (по методу «дай закурить»). Профессионально эти люди находят себя или в охране, или среди тех, от кого нужно что-то охранять.

(гипоманьякальный, «быстрый» тип, холерик).

Он постоянно в движении. Мысли моментально сменяют друг друга, новые идеи появляются раньше, чем успевают забыться старые. Такие люди ложатся спать поздно, а просыпаются рано. Они берутся одновременно за сто дел, но так как всё быстро надоедает, редко что доводят до конца. Им постоянно нужно за чем-то бежать, куда-то ехать, кому-то помогать, звонить, обещать, помнить об обещании но не выполнять. Пропадают где-то сутками, мало едят, в их «активности» задействована масса народа — все их ищут и редко могут найти, вечные денежные долги, непредсказуемые сексуальные встречи (долго с одним человеком встречаться не могут — быстро надоедает). У таких людей не бывает: «Что нового? — Да так, всё по-старому». У них за неделю происходит столько событий, сколько у других не произойдёт и за год.
В общем, это люди интересные, к ним все «тянутся», они являются «душой компании», обладая прекрасным владением словом и чувством юмора.

Дистимик (в психиатрической терминологии субдепрессивная личность, а в бытовой – пессимист).

Если попытаться одной фразой выразить то, что говорит такой человек, она будет звучать: «Всё плохо». Если какое-то событие можно трактовать двояко, и с хорошей и с плохой стороны, пессимист обязательно найдёт в нём только негативную окраску. («Пошёл дождь значит будет хороший урожай? Нет, всё позаливает водой и ничего не вырастет»). Если что-то можно трактовать только как хорошо (дочка наконец-то поступила в университет), пессимист это опять же трактует только как плохо («чему её там научат — только пить и курить?»). Если у пессимиста отличная семья, то для него это может значить «я им всем мешаю, отнимаю у них столько времени, они на меня столько денег тратят»), если отличная работа, то «ну вот, по радио передали что шахтёры бастуют, значит школьных учителей, и меня в том числе, сократят, а деньги отдадут шахтёрам»). Пессимист находится в постоянном ощущении и ожидания несчастья и трактовка всего, что происходит, отталкивается от этого ожидания.
Это очень тяжёлые люди для окружающих, особенно для близких родственников, вынужденных терпеть чёрную энергию депрессии. Такого человека в чём-либо переубедить практически невозможно. В тяжёлых случаях попытка переубеждения трактуется как «подтверждение» того, что «я человек лишний» и до реального, а не демонстративного (как у истерика) суицида рукой подать.
Аффективно-лабильный темперамент

Это, так называемый, циклоид.

Для циклоидов характерно чередование «быстрой» психологической фазы (гипоманьякальной) и депрессивной («пессимистической»).
Для большинства из нас естественна смена хорошего и плохого настроения, депрессии и оптимизма, счастья и несчастья. Отличие циклоидов от всех остальных в том, что у них эти полюса во-первых, ярко выражены, а во-вторых, имеют чётко очерченные границы.

Экзальтированный тип

Близок к истероиду. Меньше артистизма, больше впечатлительности и эмоциональных крайностей. О таких говорят – “либо от счастья на седьмом небе, либо лютое горе”. Середины не бывает. Чрезвычайно наивны. Всё воспринимают с широченно открытыми глазами «Ой, это так необычно и интересно!!! Фантастика!!!». Верят в НЛО и “барабашек”, “тают” от комплиментов, воспринимая их “за чистую монету”. Всю жизнь остаются немного детьми.

Тревожные (боязливые) личности

В детстве людям этой ориентации свойственно всё время чего-то боятся — собак, учителей, старших детей, темноты, грозы. Сверстники быстро их распознают и превращают в объекты насмешек и издевательств.
У взрослых картина несколько иная — страх уходит на задний план, а на передний выступает нерешительность, неуверенность в себе, робость, покорность. Они не способны в споре отстоять свою позицию, не способны быть настойчивыми. У них развит «комплекс неполноценности». Тревожатся о других и о себе, озабочены своим здоровьем.
Среди таких людей наибольшее число ипохондриков – им кажется, будто они больны каким-то скрытым недугом, который никто не может определить.

Эмотивные личности

К какому психологическому типу относитесь вы? Вероятно, именно этот вопрос поставит перед собой психолог или психотерапевт, если вы придёте к нему на приём.
А что он будет делать дальше? Это зависит от его специализации. То, что я сейчас опишу, ни в коей мере не претендует на всестороннее и подробное изложение методов психотерапии. Цель — показать, что психотерапия не только «закройте глаза… вы чувствуете себя хорошо… откройте глаза… вы здоровы», а нечто более обширное и интересное.

Общеизвестные психологические типы были выявлены и описаны австрийским психиатром и психоаналитиком К. Г. Юнгом.

Его теория об «интроверсии – экстраверсии», а также о четырех типах восприятия мира развивалась и продолжает развиваться.

Психотипы личности, предложенные Юнгом:

  • Типы личности в зависимости от вектора ее направленности:
  1. Экстраверт – человек, психологически ориентированный на внешний мир; общительный, активный, деятельный.
  2. – человек, ориентированный на внутренний мир; замкнутый, чувствительный, рассудительный.
  • Психологические типы в зависимости от преимущественного способа восприятия жизни, иными словами, от основной психической функции:
  1. Мыслительный тип – человек, в принятии решений преимущественно опирающийся на логику и мышление. Подавленной оказывается сфера чувств.
  2. Чувствующий тип – человек, ориентированный на , судит категориями «хорошо – плохо», а не логически.
  3. Ощущающий тип – человек, воспринимающий жизнь непосредственно органами чувств, он смотрит, слушает, трогает и принимает решение исходя из получаемой информации. им подавляется.
  4. Интуитивный тип – человек, полагающийся на «шестое» чувство; такие люди принимают решение, опираясь на интуитивные, бессознательные знания, а не на непосредственные ощущения.

Основываясь на типологии Юнга, в семидесятых – восьмидесятых годах прошлого столетия советский социолог А. Аугустинавичюте разработала одну из самых подробных и достоверных личностных типологий и стала основательницей научного направления под названием «соционика».

  • А. Е. ЛИЧКО

Еще один советский ученый А. Е. Личко, наблюдая за подростками, выделил психологические типы, описывающие виды акцентуаций характера. Акцентуация – чрезмерное усиление отдельных черт характера, психологические отклонения, граничащие с психопатологией, но не выходящее за пределы нормы.

  1. В подростковом, кризисном возрасте акцентуация проявляется наиболее выраженно.
  2. Позже характер «сглаживается», а акцентуация проявляется только в кризисных, .
  • К. ЛЕОНГАРД

Немецкий ученый К. Леонгард предложил схожую классификацию, но не ограничивал ее рамками пубертатного периода. В основе классификации оценка стиля общения человека с близким окружением.

Психологические типы по К. Леонгарду:

  1. Гипертимный. Оптимистичный, коммуникабельный, инициативный, деятельный, конфликтный, раздражительный, легкомысленный.
  2. Дистимный. Пессимистичный, молчаливый, замкнутый, неконфликтный, добросовестный, справедливый.
  3. Циклоидный. Переменчивый тип, совмещающий гипертимность и дистимию.
  4. Возбудимый. Медлительный, раздражительный, угрюмый, властный, добросовестный, аккуратный, любящий животных и детей.
  5. Застревающий. , любознательный, справедливый, честолюбивый, обидчивый, подозрительный, ревнивый.
  6. Педантичный. Формалист и аккуратист, серьезный, надежный, неконфликтный, пассивный, занудный.
  7. Тревожный. Робкий, неуверенный в себе, беззащитный, пессимистичный, самокритичный, дружелюбный, исполнительный, чувствительный.
  8. Эмотивный. Чрезмерно ранимый, слезливый, пассивный, добрый, сострадательный, отзывчивый, исполнительный.
  9. Демонстративный. Может быть как лидером, так и приспособленцем; самоуверенный, артистичный, обходительный, увлекающий, неординарный, эгоистичный, хвастливый, ленивый.
  10. Экзальтированный. Чрезвычайно общительный, испытывающий яркие и искренние чувства, влюбчивый, альтруистичный, сострадательный, переменчивый, склонный паниковать и преувеличивать.
  11. Экстравертированный. Общительный и словоохотливый, открытый, исполнительный, несерьезный, склонный к азарту и риску.
  12. Интровертированный. Идеалист, замкнутый, философствующий, неконфликтный, принципиальный, сдержанный, упорный, упрямый.

Классификация психотипов личности в зависимости от темперамента

Чаще всего типология личности составляется исходя из различий в темпераментах и характерах людей.

  • ГИППОКРАТ

Первая известная типология личности в зависимости от типа темперамента была предложена древнегреческим врачом Гиппократом. Она до сих пор остается актуальной и популярной, хотя ученый не связывал индивидуально типологические особенности личности со свойствами нервной системы (как это принято сейчас).

Психотип человека по Гиппократу зависит от соотношения различных жидкостей в организме: крови, лимфы и двух видов желчи.

Психологические типы темперамента по Гиппократу:

  1. флегматик – человек, в организме которого преобладает лимфа (флегма), отчего он становится спокойным и медлительным;
  2. меланхолик – человек, в организме которого преобладает черная желчь (мелане холе), отчего он боязлив и склонен к печали;
  3. сангвиник – человек, в организме которого много крови (сангвис), подвижный и веселый;
  4. холерик – горячий и импульсивный, в его организме много желтой желчи (холе).

Много веков подряд развивалось и дополнялось учение о темпераментах. В частности, этим занимались немецкий философ И. Кант и русский физиолог И. П. Павлов. Сегодня названия видов темперамента остались теми же, но суть изменилась.

Темперамент – сочетание врожденных особенностей работы высшей нервной деятельности. Он зависит от скорости и силы процессов возбуждения и торможения в головном мозге. Так, слабый тип высшей нервной деятельности соответствует темпераменту меланхолика; сильный уравновешенный, но инертный – флегматик; холерик – сильный и неуравновешенный; сильный, уравновешенный и подвижный – сангвиник.

  • Э. КРЕЧМЕР

В начале ХХ века немецкий психиатр Э. Кречмер выделил различные типы личности в зависимости от характера. Это была первая классификация характера. Кречмер связывал психотип человека с конституцией его тела.

Три вида телесной конституции:

  1. Астенический. Худые и высокие люди, у них удлиненные руки и ноги, слаборазвитая мускулатура.
  2. Атлетический. Люди крепкие, с хорошо развитой мускулатурой, рост средний или выше среднего.
  3. Пикнический. Склонные к полноте люди со слаборазвитыми мышцами и опорно-двигательным аппаратом, среднего или небольшого роста.

Так как Э. Кречмер был психиатром, он сопоставил психотипы личности со склонностью к той или иной психопатологии и сгруппировал их в два типа личности:

  1. Шизотимики – психически здоровые люди атлетического или астенического телосложения, отдаленно напоминающие больных шизофренией. Им свойственны такие черты характера: артистичность, чувствительность, отчужденность, эгоистичность, властность.
  2. Циклотимики – психические здоровые люди пикнического телосложения, напоминающие больных маниакально-депрессивным психозом. Это веселые, оптимистичные, общительные, легкомысленные люди.

Теория Э. Кречмера была основана лишь на его личных наблюдениях, но послужила основой для последующих, более сложных типологий характера. Намного позже ученые пришли к выводу, что форма тела действительно влияет на характер и индивидуально типологические особенности личности. Связь между конституцией тела и склонностью к акцентуации характера (крайняя степень нормального функционирования психики) и психопатологии действительно существует.

Классификация психотипов личности в зависимости от характера

Люди различаются не только особенностями характера, но и отношением к жизни, обществу и нравственным ценностям. Несмотря на то что есть понятие должного поведения, люди ведут себя по-разному.

Немецкий психоаналитик и социолог Э. Фромм ввел понятие «социальный характер» и определил его как некую одинаковую совокупность черт характера в структуре личности большинства членов конкретной общности. Определенный социальный характер есть у любой общности, класса или группы людей.

Социальный характер был взят за основание для классификации психологических типов личности.

Психологические типы личности по Э. Фромму:

  • «Мазохист-садист»

Человек, склонный направлять агрессию на себя либо на других людей, если сочтет их виновными в происходящих личных неудачах или проблемах всего общества. Такие люди стремятся к самосовершенствованию, неуверенные в себе, пунктуальные, ответственные, требовательные, властные, любят терроризировать окружающих, оправдывая свои действия благими намерениями.

Психологический мазохизм практически всегда сочетается с садизмом. Однако есть люди в большей степени склонные к одному из типов.

Индивидуально типологические особенности «мазохиста»: самоуничижение, самокритика, склонность всегда и во всем винить себя. «Садиста» Фромм определял как авторитарную личность. Это человек-эксплуататор, властный и жестокий.

  • «Разрушитель»

Не причиняет страданий ни себе, ни людям, но агрессивно устраняет причину своих неприятностей. Чтобы не чувствовать себя бессильным и фрустрированным, человек прекращает отношения или прерывает начатое дело, то есть использует разрушительность как средство разрешения любой неприятности. «Разрушители» обычно люди тревожные, отчаянные, малодушные, ограниченные в реализации своих возможностей и способностей.

  • «Конформист-автомат»

В отличие от двух предыдущих психологических типов, «конформист» пассивен. Он не борется, а смиряется с трудными жизненными обстоятельствами. Это слишком лабильный человек, практически потерявший свое

Он человек-приспособленец, который изменит точку зрения, поведение, принципы и даже тип мышления, если того будет требовать ситуация. Такие люди бывают аморальны, оттого не видят ничего постыдного в смене точек зрения и жизненных ценностей.

Такая социальная типология не с лучшей стороны характеризует людей, но выявляет проблемы общества и остается необычайно актуальной и в наше время.

Нельзя сказать какая из типологий лучше, они дополняют друг друга. Любая типология личности позволяет индивиду познать себя и одновременно осознать свою уникальность.

Причина деления на психотипы

Философы и ученые во все времена существования цивилизованного общества старались разграничить и выделить из многообразия природы человеческой натуры психологические типы людей. Многие классификации основаны на наблюдениях за людьми, жизненном опыте или умозаключениях ученого, предложившего конкретную типологию. Только в прошлом столетии в связи с расцветом психологии психотипы личности стали объектом исследований и получили должное научное обоснование.

Несмотря на многообразие существующих сегодня психологических типов, определить к какому типу личности относится человек бывает сложно. Часто, читая классификацию типов и желая найти себя, не может определиться или находит сразу несколько типов, схожих с индивидуально типологическими особенностями собственной личности.

Недостаток любой типологии в том, что она не может вместить все возможные типы личности, ведь каждый человек – индивидуальность. Можно говорить, что скорее относится к тому или иному типу, в большей мере схожа с ним или в некоторые моменты проявляет себя подобным образом.

Любой психотип человека – это обобщение, попытка объединить в группу близкие и часто наблюдаемые вместе качества, особенности темперамента, и другие индивидуально типологические особенности личности.

Типы личности часто утрированные и упрощенные, описывающие отклоняющееся поведение (даже психопатологию) или только те качества личности, которые являются ярко выраженными и стереотипными, шаблонными.

Чистые типы встречаются редко. Однако каждый второй человек, читая ту или иную типологию или проходя психологический тест, с легкостью определяет свой психотип и соглашается с даваемой ему характеристикой.

Чем более развита личность индивида, тем труднее ему отнести себя к тому или иному типу личности. Гармонично развитая личность и яркая индивидуальность с трудом «вписывается» в какой-либо отдельный психотип.

Несмотря на несовершенство типологий и типов личности, они позволяют разобраться в себе, заметить недостатки, обозначить пути развития. Окружающим индивида людям, знающим к какому психологическому типу он относится, легче выстраивать с ним отношения и прогнозировать поведение в конкретной ситуации.

Типология личности помогает профессиональным психологам проводить психодиагностику клиента. Психологический портрет личности обязательно включает описание его психотипа. Индивидуально типологические особенности личности чрезвычайно важны, ведь они расскажут о темпераменте, характере, способностях, эмоционально-волевой сфере, направленности, установках, мотивации и ценностях – обо всех компонентах индивидуальности.

Бытует множество околонаучных классификаций психологических типов, которыми люди пользуются в повседневной жизни. Например, разделение людей в зависимости от времени суток, когда наблюдается наибольшая активность и трудоспособность, на «жаворонков» и «сов».

На просторах интернета огромное количество псевдонаучных тестов, скорее развлекательных, нежели позволяющих разобраться в себе. Но даже такие психологические тесты имеют право на существование, поскольку рождают у человека стремление познать себя. Какие же психотипы людей описаны в науке психологии?