Лебедев владимир алексеевич. История моего профессионального становления

Негативные эмоции люди в отношении других лиц выражают по-разному. Кто-то просто нехорошо отзывается о каком-то человеке за его спиной, а кто-то выбирает более жесткий и неприятный метод воздействия - психологическое насилие. Статистика показывает, что жертва чаще всего - это не взрослый, а ребенок. Психологическому насилию несовершеннолетние подвергаются в школах, на улице, дома. Это очень серьезная проблема, так как из-за нее у детей нарушается эмоциональное поведение, развитие. У них появляются страхи.

Что такое психологическое насилие

Психологическое насилие еще называют эмоциональным. Этот термин обозначает периодическое или постоянное оскорбление ребенка какими-нибудь неприятными словами, унижение его человеческого достоинства, высказывание угроз. Нередко у родителей сформирован желаемый образ детей. Для его достижения мамы и папы предъявляют своим чадам такие требования, которые они выполнить не в состоянии из-за возрастных возможностей. Это тоже относится к психологическому насилию.

Негативное отношение к ребенку имеет очень серьезные последствия. Он перестает испытывать радость. Его начинают мучить собственные переживания. Ребенок замыкается в себе, теряет доверие к окружающим людям. В дальнейшем все это приводит к проблемам в построении отношений. Еще одно негативное последствие - это заниженная самооценка. Например, ребенка в школе сверстники могут называть страшным, глупым. С такими мыслями о себе он и растет в дальнейшем.

Классификация проблемы на формы

  1. Деградация. При этой форме дети или взрослые воздействуют на конкретного ребенка грубыми словами, ругательствами, обзывают, высмеивают его перед другими людьми.
  2. Игнорирование. Эта форма насилия чаще всего наблюдается со стороны взрослых людей - родителей. Они не обращают на своего ребенка внимания, не интересуются его успехами, достижениями. Он не чувствует ласки, заботы, любви. Естественно, подобное отношение угнетает ребенка.
  3. Отталкивание. Эта черта поведения проявляется тем, что родители отталкивают своего ребенка, постоянно прогоняют его, т. е. дают понять, что он им не нужен.
  4. Терроризирование. При этой форме насилия ребенка постоянно чем-нибудь запугивают. Ему угрожают, предъявляют требования, которые невыполнимы на данном возрастном этапе.

В различных книгах по воспитанию, статьях о психологическом насилии над детьми особое внимание обращается на изолирование. Это еще одна форма проблемы. Ее суть заключается в разных запретах (например, нельзя общаться со сверстниками, ходить с ними на прогулку). Иногда при изолировании родители прибегают дополнительно к физическому насилию - запирают ребенка одного в квартире, комнате, а иногда даже в шкафу, бьют его, если он нарушает запреты.

Когда ребенок становится жертвой психологического насилия, об этом можно догадаться по некоторым особенностям поведения. Наблюдаются следующие признаки:

  • у ребенка появляется тревожность, излишнее беспокойство;
  • нарушается аппетит;
  • состояние кажется подавленным;
  • самооценка снижается;
  • несовершеннолетний избегает сверстников, взрослых людей, стремится уединиться;
  • иногда из-за психологического насилия у ребенка появляется такая черта характера, как агрессивность;
  • из-за отрицательных эмоций нарушается сон;
  • ребенок начинает меньше внимания уделять учебе, получает плохие оценки в школе;
  • постоянные угрозы, оскорбления, издевательства со стороны сверстников или взрослых приводят к попыткам самоубийства.

Уже в детстве из-за психологического насилия возникают проблемы со здоровьем. Задерживается физическое и умственное развитие, возникает энурез, нервный тик, ожирение. Эмоциональное насилие влияет на мозг. Это в итоге вызывает предрасположенность к различным заболеваниям:

Психологическое насилие в семье над ребенком бывает по разным причинам. Во-первых, родители могут просто не любить свое чадо. Это ужасает. Такая причина просто не укладывается в голове. Как можно не любить собственного ребенка, ведь он - это будущее родителей. С мамами и папами, применяющими насилие, требуется проводить беседы. Необходима также помощь родственников. Если родители не одумаются, то ребенку лучше всего жить, например, с бабушкой.

Другая частая причина - это требования к ребенку. Важно помнить, что нельзя другого человека заставить что-то делать. Требования, которые невыполнимы или которые не нравятся ребенку, способны подавить волю, вызвать угнетенное состояние.

Заповеди мудрых родителей

Существует 4 заповеди мудрых родителей. Они могут помочь избежать психологического насилия над ребенком, ведь не всегда мамы и папы осознают, что их воспитание является неправильным и приводит к негативным последствиям. Во-первых, никогда не пытайтесь сделать из своего ребенка самого лучшего. Не все люди являются одинаковыми. Каждый человек наделен определенными способностями и возможностями.

Во-вторых, не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, не упрекайте его в том, что он чего-то не достигает, как некоторые его одноклассники.

В-третьих, не угрожайте ребенку, не шантажируйте его. В противном случае вы вызовите у него только страх, стыд. Ваше чадо может подумать, что вы его просто не любите.

В-четвертых, не выясняйте отношения с ребенком при свидетелях, даже если он что-то натворил. Лучше обсудите проблему дома, выясните причину. При неправильном поведении пристыдите ребенка, но помните, что во всем должна быть мера.

Проблема в школе

Абсолютно любой ребенок может стать жертвой школьной травли. Вероятность подобного значительно повышается, если он является спокойным, не слишком активным и общительным. Его обидчиками могут быть лидеры класса, агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения жертву или стремящиеся всегда быть в центре внимания.

О психологическом насилии ребенок всегда расскажет, если он доверяет своим родителям. При скрытном характере, отсутствии доверия в семье наблюдается обратная ситуация. Ребенок ни с кем не делится своими переживаниями и проблемами. Догадаться о том, что он стал жертвой психологического насилия в школе, можно. На наличие этой проблемы указывают следующие нюансы:

  • ребенок не хочет ходить в школу;
  • он не рассказывает о своих одноклассниках;
  • его вещи иногда бывают порванными или испачканными;
  • домой после школы ребенок возвращается в подавленном состоянии.

Что делать, если ребенок подвергается насилию во время учебы

Психологическое насилие над детьми в школе - это проблема, которая должна решаться родителями совместно с классным руководителем. Учитель, как правило, в курсе всего происходящего в классе. Также можно побеседовать с мамами и папами обидчиков. Если несовершеннолетний в течение долгого времени был жертвой насилия, то самым лучшим выходом будет смена школы или временный перевод на режим домашнего обучения.

Если ребенок не хочет переходить в другую школу, то родители должны дать ему несколько советов по поводу того, как справляться с насмешками, оскорблениями:

  • в первую очередь нужно сказать, что проблемы существуют не у тех, кого дразнят, а у тех, кто подобным занимается;
  • эффективный способ справиться с обидчиками - показать им, что их неприятные слова абсолютно не задевают и не расстраивают;
  • в ответ на оскорбления обидчиков можно просто рассмеяться (если подобное поведение каждый раз демонстрировать, то через некоторое время сверстникам станет просто неинтересно «травить» свою жертву).

Ответственность за насилие

Психологическое насилие наказуемо. Например, в школе учитель или директор может поговорить с обидчиками, сделать им замечание, пристыдить их. Оказываться в такой ситуации крайне неприятно. Подобные действия часто пресекают дальнейшие оскорбления, издевательства.

Психологическое насилие в семье тоже наказывается. Ответственность установлена в Семейном кодексе, Уголовном кодексе. В Семейном кодексе России говорится о том, что способы воспитания должны исключать жестокое, пренебрежительное обращение, оскорбление и эксплуатацию. При нарушении этой нормы возможно изъятие ребенка из семьи органом опеки и попечительства при угрозе жизни и здоровью, лишение родительских прав. Но как доказать психологическое насилие над ребенком? Решается эта проблема наличием свидетелей, заключением психолога.

Очень страшна та ситуация, в которой эмоциональное воздействие приводит к побоям и убийству. Психологическое и физическое насилие над ребенком, повлекшее за собой смерть, - это преступление, за которое предусмотрена уголовная ответственность.

Воспитание - самое сложное дело на свете. Очень важно в этом процессе не прибегать к насилию, внимательно слушать ребенка, уважать его мнение, разделять интересы, помогать принимать решения, учить его прислушиваться к другим людям и искать компромиссы. Также важно ограждать свое чадо от негативного воздействия окружающих. Если соблюдать все это, то ребенок будет расти и развиваться в благоприятной обстановке.

Психологическое насилие в школе - миф или реальность?

В образовательном учреждении педагог является одной из ключевых фигур, влияющих на психическое и соматическое здоровье детей. Различные парадигмы образования ориентируют учителя на создание комфортной развивающей среды для детей, умение строить конструктивное взаимодействие с учеником как во время урока, так и во внеурочной деятельностиначале XXI века лидировало личностно-ориентированное обучение, а в последние годы «набирает силу» компетентностный подход в образовании).

К сожалению, наши школы еще далеки от реализации принципов гуманизма и толерантного отношения к самой уязвимой и незащищенной категории населения - детям.

Факты психологического насилия в образовательных учреждениях не скрываются ни взрослыми, ни детьми, и выражаются они в угрозах в адрес обучающегося, преднамеренной изоляции школьника; предъявлении к ученику чрезмерных требований, не соответствующих возрасту; оскорблении и унижении достоинства; систематической необоснованной критике ребенка, выводящей его из душевного равновесия; демонстративном негативном отношении к обучающемуся.

Психологическое насилие, совершаемое учителем в виде сарказма, насмешек, высмеивания, унижения личности, приводит к функциональным изменениям в здоровье ребенка, отчуждению его от школы. Многочисленные исследования ученых показали, что насильственные действия педагогов в начальной школе ведут к более низкому проявлению способностей детей, их социальной некомпетентности. Такое насилие рождает проблемы в поведении детей - агрессию, чувство неадекватности и неполноценности, вызывает у ребенка стресс, подобный эффекту травмы и физического насилия.

В научных публикациях отражены некоторые особенности личности учителя, способствующие возникновению насильственных действий по отношению к учащимся. К ним относятся: ригидность, стремление к доминированию, тревожность, быстрая раздражительность (особенно на провоцирующее поведение ребенка), низкая самооценка, депрессивность, импульсивность, зависимость, низкий уровень эмпатии и открытости, низкая устойчивость к стрессу, эмоциональная лабильность, агрессивность, замкнутость, подозрительность.
Стресс, «выгорание» и профессиональная деформация учителя искажают объективную картину поведения ученика, приводят к негативному восприятию любой ситуации «непослушания», становятся пусковым механизмом для «выяснения отношений». У детей, страдающих от насилия учителя, возникают симптомы посттравматического стресса, формируется комплекс неполноценности, ущербности. В младших классах такие ученики проецируют насилие в виде агрессии к животным, сверстникам, а в подростковом возрасте их мишенью становятся и сами учителя.

Анализ данной проблемы в школах показал, что у педагогов существуют заниженные представления о вреде и последствиях психологического насилия по отношению к учащимся. Многие педагоги считают, что больший вред наносится ребенку в случае физического насилия, нежели словесного (вербального). Жизнь показывает другое - детские суициды чаще связаны с длительно повторяющимися эмоциональными и социальными формами насилия, постепенно или спонтанно расшатывающими неокрепшую психику несовершеннолетнего.

В рамках всемирной акции «16 дней без насилия» Уполномоченным по правам ребенка в НАО в восьми школах было проведено анкетирование (методом «случайной выборки») и беседы с учащимися по проблеме психологического насилия. Всего участвовало 386 учащихся в возрасте 13 - 17 лет. Результаты были неутешительными: в образовательных учреждениях данная проблема существует (испытывали оскорбление или унижение со стороны учителей один раз - 14,5 % опрошенных, несколько раз - 12 % детей). Более ранимо по отношению к себе реагируют учащиеся в возрасте 13 - 15 лет, находящиеся на пике подросткового возраста.
Высокий уровень психологического насилия отмечается и в отношениях между подростками (каждый четвертый ребенок испытал неоднократные унижения и оскорбления со стороны сверстников).

Незначительное количество утвердительных ответов в графе «родители» свидетельствует о том, что в семьях различные виды психологического насилия со стороны родителей, родственников к детям не воспринимаются как не соответствующие норме. В системе конвенциальных норм, в отношениях «свой - чужой» все обиды переносятся острее, тяжелее, и оставляют неизгладимый след в душевном здоровье ребенка.

Очень часто одни детские проблемы наслаиваются на другие. Школьник, испытывающий трудности в обучении, общении с одноклассниками, становится очень чувствительным к эмоциональным реакциям педагога. Любое требование с его стороны, не согласующееся с ожиданиями ребенка, воспринимается как отрицание, недоброжелательность, предвзятость. Следует также учитывать, что в понимании ребенка психологическое насилие - сугубо индивидуальный конструкт, если факт насилия - единичный. В ситуациях массового «отторжения» детей в системе «учитель - ученик» необходимо искать причину в личности учителя, его методах обучения и стиле межличностного взаимодействия.

В Декларации прав ребенка (1959 г) сказано, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». В Конвенции о правах ребенка (1989г), в ст. 19, черным по белому написано: «государства - участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения». В Законе РФ «Об образовании» (1992 г.), в ст. 15, четко обозначено: «дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается». В наших школах, вопреки всем нормативно-правовым актам, - допускается?

Вывод один: только осознанное восприятие насилия в школе как феномена, знание о различных видах насилия, психическое здоровье учителя, моральные суждения учителей, их ценности, ожидания и поведение, а также - правовая компетентность, могут стать превентивным барьером для любых видов насилия по отношению к детям.
Каждый случай негуманного отношения к ребенку - на совести взрослого, преступившего черту дозволенного.

Уполномоченный по правам ребенка в НАО
Т.Е.Гашева

Вообще говоря, отлично написано.
Вскрыта тотальная дисфункциональность и склонность к насилию, вследствие патологических черт характера, значительной части учительниц. Вопрос проведения психиатрической экспертизы учителей крайне актуален, ведь психическое насилие в школах широко распространено и самими учительницами воспринимается как метод воспитания и поддержания порядка.
Тем самым они ломают психику детей с младшего школьного возраста, подрывают их мотивацию учиться, препятсвуют их социализации и просто разрушают психическое здоровье детей.

А в этой статье хорошо освещено, что является насилием со стороны облеченных властью женщин, в отношении вверенных им детей:

Огромный недостаток современной семьи и школы - это отсутствие в ней обучения школьников методам и практике психологической самозащиты. Зато практики психологического насилия в жизни ребенка сколько угодно - и в отношениях учителей и учеников, и в отношениях детей и родителей, и в отношениях детей между собой.

Отношения взрослых и детей благодаря неизменной однонаправленности закладывают в психику подростков устойчивые схемы подчинения. Это схемы двух типов. Первый тип - подчинение, оправданное естественным распределением ролей. Оно возникает в жизни всюду там, где при больших различиях в компетентности право на определение способов действия предоставляется более компетентной стороне. Например, клиент не вмешивается в сам процесс портновского кроя, в использование ножниц парикмахером, в приготовление пищи ресторанными поварами. Так же и взрослый компетентнее ребенка и это порождает естественное подчинение.
Второй тип подчинения ребенка взрослому в корне отличается от первого. Это совершенно не обоснованное и ничем не оплаченное подчинение, которое в школе и дома иногда бывает очень похоже на рабство.

Пункт 6 статьи 15 Закона "Об образовании" гласит:
"Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается ".

Человеческое достоинство является одним из главных оснований прав человека. Бывает, что люди (дети и подростки особенно) не могут идентифицировать нарушение прав человека, но чувствуют себя униженными. В любом случае, когда мы чувствуем ущемление человеческого достоинства, можно говорить о нарушении прав человека. Все права и свободы человека, так или иначе, связаны с человеческим достоинством. Поэтому очень важно идентифицировать психологическое насилие детей и в школе и в семье, дать этому понятию четкое определение.

Физическое насилие - любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.
Психическое насилие - воздействие на психику человека путем запугивания, угроз, с тем чтобы сломить волю потерпевшего к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов.
Психологическое (эмоциональное) насилие - периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности.

Психологическим насилием является :

Отвержение ребенка, открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
. оскорбление или унижение его человеческого достоинства;
. угрозы в адрес ребенка;
. преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, принуждение к одиночеству;
. предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
. ложь и невыполнение взрослым обещаний;
. однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
. обвинение в адрес ребенка (брань, крики);
. принижение его успехов, унижение его достоинства;
. длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
. совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям; похищение ребенка; подвергание ребенка аморальным влияниям;
. причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка

К чему приводит психологическое насилие, в чем проявляется :

Задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);
. импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (кусание ногтей, вырывание волос), злость;
. попытки совершения самоубийства, потеря смыла жизни, цели в жизни (у подростков);
. уступчивость, податливость;
. ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, людей, боязнь гнева;
. депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность;
. запущенность, отсутствие заботы о детях - невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре;
. не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес, ребенок постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу;
. брошенный, без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;
. нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи;
. не ходит в школу, прогуливает школу, приходит в школу слишком рано и уходит из нее слишком поздно;
. устает, апатичен, отклонения в поведении, противоправное поведение.
Если ваш ребенок (подросток) говорит вам, что подвергается насилию, то:
. Поверьте ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию.
. Не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ваш ребенок.
. Внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания.
. Не преуменьшайте его боли, говоря, что "не случилось ничего страшного, все пройдет...".
. Не отвергайте его, если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то что может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.

Дорогие друзья! Крупнейший портал по психологии Псинавигатор предлагает Вам воспользоваться одним из наиболее эффективных вариантов в решения жизненных проблем - путем получения психологической помощи от ведущих психологов России. Известно, что многие проблемы, которые преследуют нас в повседневной жизни, в ряде случаев могут стать причиной стрессов, депрессий и различного рода психологических расстройств. Найти верный выход из сложной жизненной ситуации, обрести себя и внутреннюю уверенность вам поможет консультация психолога.

В представленном ниже каталоге психологов задайте свой город, метро, направление в психологии, тему вопроса по которому Вам необходимо получить психологическую помощь. Система отберет из обширной базы данных психологов, наиболее подходящих для решения именно Вашей проблемы. После этого можете выбрать заинтересовавшего Вас психолога, посмотреть его рейтинг, сведения об образовании, опыте работы и записаться на консультацию психолога в наиболее удобное для Вас время.

Основным правилом работы профессиональных психологов является соблюдение полной анонимности обращения клиента, поэтому решив прибегнуть к психологической помощи Вы ни чем не рискуете, консультация психолога пройдет в удобное для вас время, с соблюдением полной конфиденциальности.

Владимир Иванович Лебедев (27.01.1929 — 30.03.2004) — врач-психиатр, психотерапевт, кандидат медицинских и доктор психологических наук, профессор.

Один из создателей новой отрасли психологии — космической психологии. Исследует проблемы экстремальной психоневрологии, а также поведения человека, его психического состояния, процессы взаимодействия людей в особых изменённых условиях существования.

В 1953 окончил военно-морской факультет при 1-м Ленинградском институте им. И. П. Павлова.

С 1960 по 1971 возглавлял отдел медико-психологической подготовки в Центре подготовки космонавтов. Заведующий кафедрой психологии управления во Всероссийской высшей школе управления Агропромышленным комплексом.

Директор Республиканского научно-практического центра медицинской психологии и психотерапии Минздрава России.

Профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.

Книги (3)

Духи в зеркале психологии

В условиях обострившегося кризиса в капиталистических странах наряду с официальными церквами получают широкое распространение различные мистические течения (клубы привидений, спиритов, астрологов, церковь Сатаны и т.д.), что в какой-то мере знаменует собой возврат к средневековью. В то же время апологеты капитализма стремятся внедрить в сознание трудящихся социалистических стран религиозные и мистические идеи.

Книга рассказывает о том, как наука успешно борется с мистицизмом, раскрывая многие психофизиологические механизмы необычных психических состояний, которые часто используются мистиками и церковниками.

Личность в экстремальных условиях

В книге обобщается большой материал, характеризующий особенности психологической деятельности в экстремальных условиях (космический и авиационный полет, плавание на подводных лодках, нахождение в полярных зонах и т. п.). В связи с этим анализируется ряд общих закономерностей психического отражения.

(клиент-центрированное направление). Это направление гуманистической психологии, чьей основной задачей является исследование неповторимости каждого человека. В разговоре с психологом (то есть со мной) очень много внимания уделяется внутренней жизни человека, творчеству, любви, свободе, ответственности, межличностному общению.

Прежде всего, я верю в вашу способность жить яркой жизнью. Таким образом, я готова поддержать вас, пока вы обнаружите себя. Вместе мы сможем помочь вам отпустить старые модели и создать новый смысл. Работа над вашей уникальной ситуацией займет некоторое время, это будет результат совместной работы и вместе мы сможем раскрыть, что вас держит, где вы застряли и почему не в состоянии процветать.

У меня за плечами более 15 лет опыта психотерапевтической практики, индивидуальных консультаций и консультаций семейный пар , а так же большой опыт индивидуального коучинга и проведения тренингов.

С чем бы вы ни столкнулись, Вы не одни... я могу помочь.

История моего профессионального становления.

В психологию пришла не сразу. Первое образование – инженерное.

Второе высшее образование получила Санкт-Петербургском институте акмеологии по специальности психолог.

Закончила Киевскую школу тренеров, начала практиковать - тренинги, коучинг. Одновременно занялась изучением различные видов психотерапии: психоанализ и НЛП, символдрама, и гештальт. Смогла определиться с направлением, которое мне близко – это клиент-центрированная психотерапия и начала обучаться в пятилетней Киевской Школе психотерапии. Личная психотерапия – более 200 часов, интервизии, супервизии, стала ассоциированным членом УСП Украинского союза психотерапевтов ..

Мне очень нравится моя новая профессия, она познакомила меня с очень многими интересными людьми. Постоянное общение с коллегами, личная терапия и супервизионные группы дают мне возможность получать новые знания и психологическую проработку профессионального опыта, придает мне большую уверенность в своей работе.

Меня вдохновляют те изменения, которые происходят в жизни обратившихся ко мне клиентов, и это придает сил, чтобы проходить вместе даже через самые нелегкие переживания ситуаций. Я убеждена, из своего личного опыта, что окружающий мир может измениться, если ты готов измениться сам. Если хотите меняться, то я готова быть рядом с вами на этом пути к самим себе.

Дополнительное образование, повышение квалификации:

  • 1999-2001 КАППП-МАУП, курс повышения квалификации по направлению "психологический тренинг, организационное консультирование"
  • 2002-2007 Украинский союз психотерапевтов, специализация "клиент-центрированная психотерапия" в соответствии со стандартами Европейской ассоциации психотерапии (ЕАП, Австрия)
  • 2010-2011 Курс обучения психоанализу.
  • 2011 «Практика психотерапии семейных пар». Анна Додзюк.
  • 2012 "Проблемы и трудности в сексуальной жизни".Анна Додзюк.
  • 2012 "Работа с утратой в Клиент-Центрированной Психотерапии". Элизабет Кремэр.
  • 2013 "СНЫ - опыт, источник знания и развития в Психотерапии Центрированной на Личности". Элизабет Кремэр.
  • 2014 "Травма и диссоциация. Клинические аспекты и супервизия». Роджер Соломон.
  • 2015 "Фокусинг - самопознание с помощью переживаний". Марина Романко и Мария Гоянюк.
  • 2015 "Работа кризисного психолога при консультированнии жертв насилия". Наталья Степук.
  • 2016 "Современные методы телесной травмотерапии". Ганс- Герман Бертц, Карен Каоук.
  • 2016 "Клиентско-методическая группа "Old new Rogers". Элизабет Кремер.
  • 2016 "Отношения любви: норма и патология". Отто Кернберг.
  • 2017 "Привязанность, Травма и Соматические Процессы. Анатомия Депрессии" Барабара Фитцджеральд
  • 2018 "Центрована на особистості психотерапія: минуле, сучасне, орієнтації та майбутнє» Йоахім Зауер
  • 2018 "Техники телесной травмотерапии (EFT)". Ганс-Герман Бертц.

Карл Роджерс, Виктор Франкл, Натали Роджерс, Вирджиния Сатир, Вирджиния Экслайн, Стивен Кови.

Семейное положение:
Замужем, две взрослые дочери.