Для формирования самооценки важна та. Этапы формирование самооценки. Не зависеть целиком от внешних оценок


Человек так устроен, что постоянно себя оценивает. Думаем ли мы об этом сознательно, либо позволяем выполнять эту работу подсознанию, неважно. Совершение ошибок, получение критики - это и многое другое может существенно влиять на нашу самооценку. И что еще хуже- это порочный круг, потому что если она низка, мы допускаем ошибки, а поскольку допускаем их, то и самооценка падает.

Прежде чем приступить к формированию правильной самооценки, нужно поставить себе диагноз. Если его нет, то не от чего отталкиваться.

Три вида самооценки

Существует три вида самооценки:

  • заниженная
  • нормальная
  • завышенная

Цель данной статьи - формирование нормальной, правильной самооценки, потому что два других вида приводят к серьезным психологическим проблемам, а также мешают . В то время как завышенная самооценка ведет к самоуверенности и гордыне, заниженная приводит к неуверенности и неспособности действовать. Давайте подробнее рассмотрим обе крайности.

Последствия и признаки заниженной самооценки:

  • Пессимизм
  • Чувство вины
  • Чрезмерная самокритика
  • Чувствительность к критике
  • Желание во всем угождать другим людям
  • Нерешительность
  • Враждебность как защитная реакция
  • Неуверенность в своих силах

При таком наборе крайне трудно добиться успеха в жизни. Человек с заниженной самооценкой как бы проживает свою жизнь для других или же просто бессмысленно. Несмотря на все вышеназванные признаки, все же можно поставить знак равенства между низкой самооценкой и неуверенностью в себе.

Последствия и признаки завышенной самооценки:

  • Уверенность в собственной правоте, несмотря на логичные доводы
  • Нарциссизм
  • Самоуверенность
  • Эгоизм
  • Неумение прощать
  • Желание постоянного соперничества
  • Наличие местоимения «я» практически в каждой фразе
  • Желание больше говорить, чем слушать
  • Высокомерие
  • Гордыня

В этом случае человек часто не хочет признавать наличие завышенной самооценки. Что-то сделать с этим крайне трудно, ведь «пациент» не понимает что «болен». В случае с завышенной самооценкой можно поставить знак равенства между ней и самоуверенностью.

Завышенная самооценка формируется в детстве - это либо единственный ребенок в семье, либо разбалованный. Он получает много ласки и благ просто за то, что есть. Войдя во взрослый мир, продолжает жить теми же шаблонами. Он требует к себе внимания и благоговения без всякой на то причины, что может привести к серьезным разладам как в психике, так и в семье и отношениях с окружающими.

В итоге можем вывести вполне простые закономерности:

  • Заниженная самооценка = неуверенность в себе
  • Завышенная самооценка = самоуверенность
  • Нормальная самооценка = уверенность в себе

Неуверенность в себе может привести к разрушению своей жизни, в то время как самоуверенность способна привести к краху жизни многих людей и даже существование государства поставить под удар (история знает такие примеры среди лидеров).

Поэтому так важно формировать именно нормальную самооценку. Назовем ее правильной, потому что она основывается на более-менее объективных оценках своих способностей и желании становиться лучше.

Формирование правильной самооценки

Правильная самооценка позволяет любому человеку определить свои достоинства и недостатки. Он будет знать свои достоинства и пытаться их развить. И в то же время работать над недостатками, чтобы исправить их.

Главная проблема в повышении заниженной самооценки в том, что она может выйти из-под контроля и стать завышенной. Возможно, вы становились свидетелями таких изменений, когда человек в школе был достаточно замкнутым и неуверенным в себе, а спустя некоторое время становился самоуверенным. Как мы уже убедились, обе крайности губительны. В данной статье больше внимания будет уделено тому, как справиться с низкой самооценкой.

Вот какие инструменты помогут вам в формировании адекватной, правильной самооценки.

Дневник и самоанализ

Для того чтобы уяснить, кем вы являетесь и какими достоинствами и недостатками обладаете, нужно . Для этого подойдет ведение заметок о самом себе. Конечно это процесс не быстрый, поэтому приготовьтесь к длинному и увлекательному путешествию. На данном этапе вам просто нужно оценить себя и не пытаться ничего с этим делать. Подходите к этому делу с холодной головой.

Вы можете начать с достаточно простых таблиц вроде перечисления достоинств и недостатков. Через какое-то время может оказаться, что в чем-то вы оказались неправы. Тут же это признайте, потому что именно заблуждения о самом себе формируют неправильную самооценку.

Наблюдайте за собой. Поменьше оценивания на данном этапе, просто перечисляйте факты. Если вы завистливы, запишите данную черту, но не позволяйте этому портить мнение о себе. Все можно исправить. Та же зависть исчезает, когда вы приобретаете такие качества как благородство и благодарность. Вам нужно понять, от чего отталкиваться.

Самопознание и самопринятие

На втором этапе вы уже можете себя оценивать, только избегайте крайних характеристик. Не нужно считать себя ленивым или глупым, потому что в этих словах слишком много неопределенности. В какой-то ситуации вы могли повести себя глупо, но это не делает вас таковым. Относитесь к ошибкам и неудачам как к новым вызовам.

Вы должны каждый день познавать себя снова и снова, потому что этот процесс никогда не закончится. Вы постоянно меняетесь, некоторые оценки нужно пересматривать. Помните, что вы не должны выносить себе вердикт, вы лишь оцениваете свои способности на данный момент. Всему можно научиться, а значит, есть повод для оптимизма. Пусть станет для вас сознательным процессом.

Могут дать вам понять то, что не выразить словами и чего не сможет объяснить наука. Это прекрасный способ задействовать совершенно иные возможности человеческого организма.

Принятие себя является очень важным шагом. Вы примерно понимаете, чего от себя ждать, знаете свои хорошие качества, а наличие плохих не портит вам настроение - ведь вы твердо намерены избавиться от них. Многие люди относятся к своим недостаткам столь нетерпимо, что это буквально съедает их. Вам нужно хладнокровно и методично избавляться от своих минусов, если они отравляют жизнь. Отделите себя от недостатка и смело работайте над его устранением.

Проанализировать 50 характеристик своей личности и лучше понять себя можно . Присоединяйтесь!

Аффирмации

Пришла пора задействовать подсознание. Первым делом нужно обрести уверенность в себе, повторяйте себе соответствующие аффирмации как можно чаще. Многие люди считают это пустой тратой времени, но ведь именно самовнушение позволяет стать более решительным. прекрасно работают с вашими скрытыми возможностями. У вас наверняка были дни, когда вы были уверены в себе и у вас все получалось. Так почему бы не увеличить количество этих дней и не сделать уверенность привычкой?

Акцент на действии

Аффирмации и самовнушение это хорошо, но только если вы совершаете какие-либо действия. Важно подтверждение. Если вы говорите, что уверены в себе, то где же результаты, где доказательства? Именно действия дают вашему мозгу подтверждения.

Удивительно, но важность действия не имеет большого значения, важно лишь то, какое значение вы сами ему придаете. Простая уборка со стола может стать доказательством того, что вы способны действовать. И чем больше таких доказательств, тем раньше вы начнете двигаться по инерции. Поэтому начните с чего-то простого, только после завершения каждой задачи отмечайте это про себя, а лучше поставьте галочку в списке дел.

Желаем вам удачи!

любого индивида является сложным процессом, включающим несколько различных этапов развития. Самая первая стадия формирования – это целостное восприятие малыша общей оценки его поведения со стороны окружающих взрослых. Соответственно, на последующей стадии мы наблюдаем более детальное оценивание собственного поведения ребенком, а также его восприятие посторонней оценки его поведения и деятельности. Лишь на последней стадии окончательно зарождаются и формируются механизмы, позволяющие ребенку самостоятельно оценить конкретный критерий своей личности.

На последней стадии закладки самооценки, которая происходит ближе к подростковому возрасту, для нее характерна полярность, то есть в своей самооценке ребенок придерживается принципов «хорошо-плохо» и ударяется в крайности. На последующих этапах развивается способность к самостоятельной объективной оценке не только лишь своих поступков, но также переживаний и эмоциональных состояний. Заключительный шаг – это способность ребенка полностью перенести умение объективного оценивания с внешнего на внутренний мир и переживания.

Создание личностной самооценки

Психологи рассматривают создание личностной самооценки как психологическое новообразование индивида, которое закладывается в нем с самого рождения и развивается в дальнейшем поэтапно. В нем выделяют 2 главных «компонента», среди которых когнитивное и эмоциональное звено, работающие между собой абсолютно неразрывно. Когнитивное звено является совокупностью познаний индивида о себе, накопленный им опыт о своей личности и ее отдельных факторах, положительных и отрицательных сторонах. Эмоциональное звено – это отношение человека к общей совокупности когнитивного вена и отдельно взятым качествам своего «Я». Такая структура связана с тем, что любые знания о себе как о человеке, индивид приобретает строго в социальной среде и с социальной точки зрения. Соответственно, со временем данные знания «обрастают» различными эмоциональными отношениями и оценками индивида как социального субъекта.

Как и на любое другое психологическое образование, на образование самооценки оказывают воздействие множество различных факторов, от которых напрямую зависит и уровень ее развития. К ним относится общение индивида с окружающими его людьми, в целом, самонаблюдение и самоконтроль. Любой человек, как социальный субъект, совершает любой вид деятельности и тем самым попадает в конкретную ситуацию, в которой он набирает опыт и вырабатывает свое личное отношение к определенным вещам, поступкам, чувствам. Также он вырабатывает внутреннюю оценку своих решений, шаблонов поведения, черт характера, положительных и отрицательных сторон.

Нет конкретного вида деятельности, который был бы одинаково полезен для всех индивидов в рамках развития самооценки или же одинаково вреден. В этом психологи выделяют строгую индивидуальность, хотя им удалось несколько систематизировать виды деятельности в отношении самооценки. Известно, что положительно на адекватность самооценки влияет занятие тем видом деятельности, который является ведущим для текущего периода развития личности. К примеру, формированию объективной самооценки у детей и подростков способствует активное общение со сверстниками и дисциплина в обучении. В более взрослом возрасте ведущим вариантом деятельности является трудовое самосовершенствование. Однако, как уже оговаривалось, внешние условия для каждой личности совершенно индивидуальны. Та же учеба или работа выступают в качестве деятельности, которая приносит удовлетворение и возможность самореализации, но также она может послужить источником недовольства, стрессов, эмоционального истощения.

Показателем высокого уровня самооценки считается ее разделение и дифференцировка. Такой индивид способен достаточно объективно оценить свои возможности и внутренний потенциал относительно того или иного внешнего условия. Хорошая самооценка является залогом целостности внутреннего состояния человека и его стабильности, даже в случае изменений в социуме и других внешних условиях жизни. Это весьма значимый фактор в рамках становления личности и ее индивидуальности.

Создание адекватной самооценки

Как личностный психологический фактор, заложенный в каждом человеке с момента его рождения, самооценка важна в рамках становления индивида как уникальной личности. Именно он формирует в сознании человека потребность достигнуть в своем развитии определенного уровня, который будет соответствовать не только требованиям и условиям социума, но и его личным представлениям и притязаниям.

Многие специалисты, например, М. Феннел, предполагают, что самооценка выполняет роль одного из ведущих факторов человеческой саморегуляции. Так создание адекватной самооценки важно для определения направленности и уровня деятельности в жизни индивида. От нее также зависит его поведение в социуме, интеграция в условия окружающей среды, отношение к окружающим и, конечно же, к собственной личности. Самооценка – это один из самых сложных психологических механизмов. Также Р. Немов выдвинул популярную в наше время теорию о том, что самооценка также важна для сохранения целостности индивидуальности человека в условиях перемен в его окружении и социуме.

Самооценка наиболее уязвима и в то же время подвержена коррекции в детском возрасте. Это связано с тем, что в этот жизненный период она только начинает формироваться как самостоятельный психологический механизм. Ребенок не рождается с уже подготовленным внутренним потенциалом и отношением к собственной персоне. По мере своего взросления, получения жизненного опыта, восприятия оценки окружающих, он начинает формировать определенные притязания к окружающим и к себе самому. Важным фактором для формирования самооценки в этом возрасте является , его подготовка, развитие навыков общения.

Когда ребенок взрослеет, он самостоятельно овладевает способностью оценивать свое собственное внутреннее «Я», наравне с тем как он постигает себя самого в качестве социального объекта. Это и принято считать самооценкой, которая также оказывает влияние на дальнейшую деятельность индивида, связанную с его уровнем притязаний. Под притязаниями, вернее, их уровнем, понимают тот уровень возможных достижений и трудностей, который человек сам определяет для себя.

Грамотное соотношение самооценки и степени притязаний оказывает огромное влияние на эмоциональное и духовное состояние ребенка. Если самооценка человека адекватна, то и уровень притязаний меняется в зависимости от реальных возможностей индивида. Если же наблюдается несоответствие между большими притязаниями и реальными жизненными обстоятельствами, что нередко случается из-за слишком высокой самооценки и самоуверенности, человек ощущает себя несчастным.

На самооценку ребенка активно влияет воспитание со стороны взрослых, а также их поведение. Помимо того, что взрослый человек является неоспоримым авторитетом для малыша, на него также оказывает влияние оценка близкого взрослого его деятельности или личности в целом. Для того чтобы у подрастающего ребенка складывалась адекватная самооценка, он должен чувствовать атмосферу одобрения и поддержки от своих родителей и взрослых в целом. При этом положительная оценка должна быть направлена на конкретную деятельность и успехи ребенка, а не на что-то, ради чего он не прикладывал усилий. Стоит быть достаточно объективными в своих суждениях, чтобы будущий индивид не вырос чрезмерно самоуверенным и с завышенной самооценкой.

Формирование самоконтроля и самооценки

Современное прогрессивное общество предъявляет определенный ряд требований каждому подрастающему индивиду. Оно нуждается в активных людях, которые проявляют инициативу, как в роботе, так и в социальных вопросах в целом, способны выражаться творчески. Вот почему действительно важно уметь раскрывать весь свой потенциал и развивать имеющиеся задатки. Развитие и становление себя как успешной личности обеспечивает формирование самоконтроля и самооценки .

Человек обладает уникальным психологическим механизмом, который позволяет ему сознательно контролировать свою деятельность в зависимости от внешних условий или собственных желаний. Это то, что мы называем «самоконтролем». Как и любая другая способность, он формируется по мере приобретения индивидом личного опыта, общения с окружающими и приспосабливаемости к деятельности в коллективе.

Вместе с самооценкой, самоконтроль закладывается уже в детском возрасте, так что на его формирование также активно влияет адекватный подход в воспитании. Залогом развития самоконтроля является осознание ребенком потребности оценивать свою деятельность и регулировать ее, в зависимости от личных потребностей, условий окружения, соответствия логике и правилам.

Образование самооценки школьника младших классов

Образование самооценки школьника младших классов в основном опирается на его активную деятельность, в частности, общение со сверстниками, учебу, развитие контроля над собой и самодисциплину. В сущности, любое занятие, особенно если это игры или другая деятельность в коллективе ровесников, вынуждают ребенка обратить внимание на себя и свои поступки. В некоторых ситуациях также развивается и самоконтроль, дисциплина, вызванная потребностью подчиниться определенным правилам.

Это имеет большое значение и для обучения ребенка. Младшему школьнику необходимо овладеть основами самодисциплины, так как ему потребуется контролировать себя и свои усилия, направляя их на учебу. Достижение такого невозможно без оценки себя и своего потенциала. Таким образом, человек накапливает опыт знаний о себе уже с самого детства. В ходе любой деятельности, ребенок оценивает себя по нескольким схемам. Прежде всего – это сравнение своей личности с окружающими. Второй путь оценки – это сопоставление желаемого и реальных успехов, ставших результатом личной деятельности. Разумеется, чем выше притязания ребенка, тем тяжелее ему будет добиться успеха.

Формирование самооценки

Развитие самооценки достаточно индивидуально, однако на определенных жизненных этапах, большое влияние на нее оказывает вариант деятельности, которыйсчитается главным на данном этапе развития. То есть формирование самооценки учащихся достаточно тесно связано с процессом их обучения. От того, насколько хорошо будет проходить этот процесс, зависит и адекватность будущей самооценки ребенка. Успешность учебы во многом определяет и саму успеваемость, заинтересованность ученика в работе над собой и получении новых знаний. Ведущую роль играет адекватная работа самого учителя или воспитателя, которые могут прибегнуть к различным схемам ведения занятий для обеспечения их успешности. Одним из важных факторов выступают внешние связи, то есть жесты, взгляды, слова и их контекст, обращенные к ребенку. На основе отношения и оценки учителя он выстраивает оценку своей личности, и это необходимо учитывать при ведении педагогической деятельности в младших классах.

ДОКЛАД

Формирование адекватной самооценки младшего школьника

Формирование адекватной самооценки - важнейший фактор развития личности ребенка. Относительно устойчивая самооценка формируется у детей под влиянием оценок со стороны окружающих, прежде всего - ближайших взрослых и сверстников, а также в процессе собственной деятельности ребенка и самостоятельной оценки ее результатов.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного складывания самооценки, что обусловлено включением ребенка в новую общественно значимую и оцениваемую деятельность, существенным расширением круга общения. В этом возрасте, по мере накопления опыта в оценивании результатов собственной деятельности (прежде всего учебной), самооценка ребенка становится автономной и в меньшей степени зависимой от мнения окружающих. В самооценке «отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств».

Самооценка как важнейший механизм регуляции поведения играет большую роль в овладении ребенком учебной деятельностью, в реализации его возможностей и способностей, в установлении дружеских отношений с одноклассниками.

Адекватная самооценка лежит в основе формирования у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, выступает основанием для развития личной полноценности и компетентности. Неадекватная самооценка (как завышенная, так и заниженная), напротив, препятствует раскрытию и реализации возможностей и способностей ребенка, ведет к возникновению внутренних конфликтов, нарушений общения и в целом свидетельствует о неблагополучном развитии личности ребенка.
Поскольку самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих. Поэтому формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости оценки людей. Особенно важно - помочь человеку поднять неадекватно заниженную самооценку, помочь поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность.

Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.

Правильная самооценка очень важна для психического здоровья. Если человек - особенно ребенок - думает, что он бездарный, несимпатичный и бесполезный человек, он начинает вести себя соответственно этой оценке. Объективное отношение к себе составляет основу нормальной самооценки. В нашем окружении всегда будут люди, в чем-либо превосходящие нас: более сильные, красивые, обаятельные, интеллигентные, удачливые или популярные. И точно так же всегда найдутся те, кто уступает нам в этом.

Разница между уверенным в себе человеком и неуверенным особенно заметна в тот момент, когда нужно сделать решительный шаг. Первый концентрирует перед собой поставленную задачу, думает о том, что он должен сделать. Второй умудряется припомнить все свои провалы, несчастья и проблемы вместе взятые. Следовательно, только путем многочисленных проб и ошибок человек постигает меру своих реальных возможностей.

Неуверенность в себе имеет и положительную сторону - она заставляет людей постоянно совершенствоваться, не останавливаться на достигнутом. Одним словом - развиваться. Проблемы начинаются, когда сомнения разрастаются до гигантских размеров, парализуя человека, на корню уничтожая его попытки проявить инициативу сделать что-то существенное, разорвать порочный круг.

Еще одна важная психологическая особенность, которая влияет на достижение человеком успеха, - это требования, предъявляемые человеком к самому себе. Тот, кто предъявляет к самому себе повышенные требования, в большей мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки.

Правильная самооценка очень важна для психического здоровья. Если человек - особенно ребенок - думает, что он бездарный, несимпатичный и бесполезный человек, он начинает вести себя соответственно этой оценке.
При адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. Но самооценка может быть и неадекватной - чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

Для детей с завышенной самооценкой часто характерны высокомерие, снобизм, стремление любой ценой завоевать аудиторию, бестактность. Болезненно воспринимают критику в свой адрес, считая, что лучшая защита - это нападение. Любят критиковать одноклассников. Часто преувеличивают собственные возможности. У людей с завышенной самооценкой возникают трудности общения. Человек, считающий себя намного умнее других и тем более намеренно это подчеркивающий, неминуемо вызывает раздражение окружающих. Это естественно - ведь мысль «видите, какой я умный» подразумевает пренебрежительное отношение к окружающим.
Завышенная самооценка, как правило, - это чувство, возникающее в ответ на несправедливое к себе отношение окружающих. Завышенная самооценка способствует обидчивости, нетерпимости к малейшим замечаниям (правда, бывает и другая крайность: человек с высоты своего «Я» даже серьезную критику не принимает близко к сердцу).

Самооценка может быть и заниженной, т.е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости, отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особенно это заметно происходит в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже заметить, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.
При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других.

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

С поступлением в школу в жизни ребенка начинается новая полоса; ведущей формой его деятельности становится учебная деятельность с ее особым режимом, особыми требованиями к его нервно-психической организации и личностным качествам. Результаты этой деятельности оцениваются особыми баллами.

Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников.

Самооценка младшего школьника зависит от оценки учителя и от успеха в учебной деятельности. Изучение роли самооценки в познавательной деятельности обнаружило, что особое значение ребенок придает своим интеллектуальным возможностям, оценка этих возможностей другими его всегда очень беспокоит. Дети предпочитали считать себя ленивыми, недисциплинированными, но никто не относил свой неуспех за счет недостаточных интеллектуальных способностей.

У детей младшего школьного возраста проявляются различные виды самооценки. Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей. Так младшему школьнику и подростку с адекватной самооценкой свойственны активность, бодрость, жизнерадостность, чувство юмора, коммуникабельность. Они умеют видеть достоинства и недостатки собственной личности. Терпимы к критике.

Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности.

Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность - неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха.

Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную.

Но, иногда потрудившись и успешно выполнив задание, ученик ставит перед собой цель более легкую - это заниженная самооценка. Когда же не добившись успеха, учащийся ставит перед собой еще более трудную задачу – это завышенная самооценка. Если при этом учащийся не зазнается, не относится снисходительно к товарищам и рано или поздно сам или с помощью добивается успеха, завышенная самооценка полезна.

Низкая самооценка может быть обусловлена многими причинами. Иногда человек перенимает ее в детстве у своих родителей, так и не разобравшихся со своими личностными проблемами, в других случаях она развивается у ребенка из-за плохой успеваемости в школе, что, в свою очередь, является результатом неблагоприятных условий для занятий дома или недостаточного внимания родителей. На самооценке ребенка могут пагубно отразиться как насмешки сверстников, так и чрезмерный критицизм со стороны взрослых. Низкая самооценка способствует и такой черте характера, как обидчивость.

Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Дети выбирают легкие задачи. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой учебной деятельности. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Они ждут только неудачи. Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.

Устойчивая самооценка младшего школьника формирует его уровень притязаний. При этом у младшего школьника возникают потребность сохранить как самооценку, так и основанный на ней уровень притязаний.

Известно, что дети по-разному относятся к допускаемым ими ошибкам. Одни, выполнив задание, тщательно его проверяют, другие тут же отдают учителю, третьи подолгу задерживают работу, особенно если она контрольная, боясь выпустить ее из рук. На замечание учителя; «В твоей работе есть ошибка» - ученики реагируют неодинаково. Одни просят не указывать, где ошибка, а дать им возможность самим найти ее и исправить. Другие, безоговорочно соглашаясь с учителем, покорно принимают его помощь. Третьи тут же пытаются оправдаться ссылками на обстоятельства.

Отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам не только в учении, но и в поведении - важнейший показатель самооценки личности.

Ученики, поощряемые и подбадриваемые учителем, постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибку.

В самооценке ребенка отражается не только его отношение к уже достигнутому, но и то, каким он хотел бы быть, его стремления, надежды. Самооценка теснейшим образом связана с тем, на что человек претендует. Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь объективными обстоятельствами, второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении. В младшем школьном возрасте происходит переход от оценки своих действий, поступков к более обобщенной. Возрастает и самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики 2 и 3 классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценке и оценочную деятельность самого учителя. Становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника.

Соотнесение собственной оценки своей учебной деятельности с оценкой, которую эта деятельность получает у других, умение учитывать точку зрения других, возникновение этого двухстороннего подхода существенная веха на пути формирования у учащихся критической самооценки достигнутых результатов учебной деятельности.

Важна не только адекватная оценка учителем самого по себе объективного результата учебной деятельности, но и учет того, что усматривает и ценит в этом результате сам учащийся.

Таким образом, в младшем школьном возрасте самооценка может быть неустойчивой, при этом у детей проявляются различные виды самооценки: адекватная, неадекватная заниженная и неадекватная заниженная. При этом самооценка формируется в учебной деятельности и в общении с учителем и сверстниками. Неадекватная самооценка младших школьников требует внимания не только со стороны педагогов и родителей, но и со стороны психолога, т.к. у таких детей могут возникнуть проблемы в учебе и в общении с другими детьми.

С детьми, имеющими заниженную самооценку, может быть организованна коррекционно-развивающая работа, направленная на повышение уверенности в себе, снижение эмоционального напряжения, создание ситуации успеха.


Адекватная самооценка является одним из основных признаков полноценной здоровой личности. Формируется на протяжении длительного периода времени. Корни низкой самооценки уходят в детско-родительские отношения.
Но и сам человек может помочь себе в повышении своей самооценки и воспитать в себе много положительных качеств характера и при этом сильно улучшить свою жизнь.

Приемы, которые стоит освоить для выравнивания своей самооценки

1. Прекратите сравнивать себя с другими людьми. Всегда будут люди, у которых чего-то больше, чем у Вас и есть люди, у которых этого меньше, чем у Вас. Если Вы будете заниматься сравнениями, то всегда будете иметь перед собой слишком много оппонентов или противников, которых Вы не можете превзойти.

2. Прекратите ругать и порицать себя. Вы не сможете развить адекватную самооценку, если повторяете негативные высказывания в отношении себя и своих способностей. Говорите ли Вы о своем внешнем виде, своей карьере, отношениях, финансовом положении или любых другие аспектов Вашей жизни, избегайте самоуничижительных комментариев. Коррекция самооценки прямо связана с Вашими высказываниями о себе.

3. Принимайте все комплименты и поздравления ответным "спасибо”. Когда Вы отвечаете на комплимент чем-то вроде: "да ничего особенного”, Вы отклоняете этот комплимент и одновременно посылаете себе сообщение о том, что не достойны похвалы, формируя заниженную самооценку. Поэтому принимайте похвалу, не принижая свои достоинства.

4. Используйте аффирмации (утверждения) для того, чтобы укрепить самооценку. Поместите на каком-нибудь часто используемом предмете, например, пластиковой карточке или кошельке утверждение вроде: "я люблю и принимаю себя” или "я привлекательная женщина и заслуживаю в жизни самого лучшего”. Пусть это утверждение всегда будет с Вами. Повторяйте утверждение несколько раз в течение дня, особенно перед тем, как лечь спать и после того, как проснетесь. Всякий раз, когда Вы повторяете аффирмацию, акцентируйтесь на положительных эмоциях. Таким образом эффект воздействия будет значительно усилен.

5. Используйте семинары, книги, аудио и видеозаписи, посвященные укреплению самооценки. Любая информация, допускаемая Вами в свой разум, пускает там корни и влияет на Ваше поведение. Если Вы смотрите негативные телевизионные программы или читаете в газетах криминальную хронику, скорее всего Ваш настрой будет склоняться в циничную и пессимистическую сторону. Точно так же, если Вы будете читать книги или слушать программы, позитивные по своей природе и способные укрепить самооценку, Вы будете приобретать качества от них.

6. Старайтесь общаться с позитивными и уверенными в себе людьми, готовыми Вас поддержать. Когда Вы окружены негативными людьми, которые постоянно подавляют Вас и Ваши идеи, Ваша самооценка понижается. С другой стороны, когда Вас принимают и поощряют, Вы чувствуете себя лучше и Ваша самооценка личности укрепляется.

7. Сделайте список Ваших прошлых достижений. Список может включать небольшие победы, например: научились кататься на сноуборде, получили водительские права, начали регулярно посещать спортзал и т.д. Регулярно просматривайте этот список. Читая свои достижения, попробуйте закрыть глаза и вновь почувствовать удовлетворение и радость, которую Вы когда-то испытали.

8. Сформируйте список Ваших положительных качеств. Вы честны? Бескорыстны? Полезны для других? Креативны? Будьте к себе благосклонны и запишите, по крайней мере, 20 своих положительных качеств. Как и с предыдущим списком важно просматривать этот список почаще. Многие люди фокусируются на своих недостатках, подкрепляя там самым заниженную самооценку, и затем удивляются, почему в их жизни все не так хорошо, как хотелось бы. Начните концентрироваться на своих достоинствах, и у Вас станет гораздо больше шансов для достижения того, чего Вы хотите.

9. Помогая другим, Вы начинаете чувствовать себя более ценным индивидуумом, а Ваши самооценка укрепляется и настроение повышается.

10. Старайтесь заниматься тем, что Вам нравится. Трудно испытывать в отношении себя позитивные чувства, если Ваши дни проходят на работе, которую Вы презираете. Самооценка укрепляется, когда Вы заняты работой или делом, которые приносят Вам удовольствие и дают возможность почувствовать себя более ценными. Даже если Ваша работа не вполне устраивает Вас, Вы можете посвятить свободное время каким-то своим увлечениям, которые приносят Вам радость.

11. Будьте верны себе. Живите своей собственной жизнью. Вы никогда не будете себя уважать, если не будете проводить свою жизнь так, как Вы хотите ее проводить. Если Вы принимаете решения, основанные на одобрении Ваших друзей и родственников, Вы не верны себе и у Вас будет низкая самооценка.

12. Действуйте! Вы не сможете развить в себе адекватный уровень самооценки, если будете сидеть на месте и не принимать возникающие перед Вами вызовы. Когда Вы действуете, независимо от получаемого результата, растет Ваше чувство самоуважения, Вы чувствует более приятные ощущения в отношении самого себя. Когда же Вы медлите с действиями из-за страха или какого-то другого беспокойства, Вы будете чувствовать только расстройство и грустные ощущения, что, конечно, приведет к снижению самооценки.

И помните: Вы уникальная личность, с огромными возможностями, с огромным потенциалом. По мере того, как Ваша самооценка будет расти, Ваши истинные способности будут раскрываться. Что наиболее важно, адекватная самооценка принесет Вам душевное спокойствие, и Вы действительно по настоящему оцените самого себя.

Все нам известно какое огромное значение имеет формирования самооценки у детишек еще в раннем возрасте. Такую самооценку стоит уметь формировать у ребенка еще в дошкольный период и только тогда она будет адекватной. Ведь только адекватная самооценка способна отыграть значимую роль в формировании личности ребенка. Детишки не появляются на свет уже с определенным отношением к себе. Вот поэтому качества формирования личности родители вкладывают самооценку ребенку вместе с его воспитанием. Вот именно поэтому родителям очень важно знать основные правила формирования адекватной самооценки и непременно следовать им.

1 69199

Фотогалерея: Правила формирования адекватной самооценки

Мы предлагаем вам 7 правил формирования адекватной самооценки у ребенка, которые помогут со временем вашему малышу четко понять, кто он и какое место он занимает в окружающем мире. Помните, что детишки приходят к нормальной самооценке при помощи осознания и ощущения того, что их ценят и бескорыстно любят самые близкие люди - родители. Вот поэтому родителям, в первую очередь, необходимо создать для своего чада атмосферу любви и взаимопонимания. Только после этого ребенок, когда вырастет, сможет не бояться высказывать свои мысли, принимать ответственные решения и без всяких трудностей справляться с жизненными трудностями. Итак, перед вами семь ступеней к формированию положительной, объективной, здоровой самооценки.

Любовь к ребенку

Конечно, все родители любят своих детей и не боятся об этом сказать вслух. Но, как бы это странно не звучало, именно из благих побуждений многие родители допускают ошибки. Конечно, не существует в мире абсолютно идеальных родителей, которые соблюдали бы все правила воспитания и всегда принимали верные решения в его процессе. Но относиться к своему чаду с уважением и пониманием одинаково должны как мать, так и отец. Не стоит экономить на времени, проведенном с ребенком. Не забывайте гулять с малышом, играть, заниматься спортом, выполнять домашнюю работу, помогать развивать фантазию и так дальше. Стоит помнить, что всякая совместная деятельность должна излучать позитив и радость как для вас самих, так и вашего чада. Искреннее общение с малышом даст ему полную возможность ощутить то, что вы видите в его детском образе маленького человека, с которым желаете постоянно проводить время и дружить. Ведь незрелое мышление ребенка всегда основывается на восприятии окружающего мира, как способа удовлетворения своих желаний и нужд. Ребенок всегда концентрируется на том, что видит, а не мыслит путем логических рассуждений.

На этапе формирования личности малыша не нужно его сравнивать с другими детьми. Понятно, что тем, когда вы говорите о том, как соседский ребенок красиво держит свою спинку, вы хотите, чтобы ваш ребенок был лучше всех, но, когда он вырастет, он станет неуверенный в себе человек, с заниженной самооценкой. Так что этим вы адекватной самооценки совсем не добьетесь. Внушение происходит еще с самого детства, также формирование адекватной самооценки. Помните об этом!

Развивайте чувство компетентности у малыша

При формировании адекватной и правильной формы выражения своего «Я» и уверенности в себе, будет неплохо, если вы раскроете у ребенка чувство компетентности. Это в дальнейшем поможет ему реализовать себя во всех сферах жизни. Делайте так, чтобы малыш многое умел сделать сам своими руками, решал задачи и опирался только на свои силы, а это все приносило ему гордость за достижения, сделанные им самим. Отыщите ту сферу деятельности, где ваше чадо сможет проявить себя с самой лучшей стороны. Например, развитие навыка хорошо петь или рисовать поможет поднять его самоуважение и уверенность в своих силах и возможностях. Помните, что один успех порождает стремление к следующим!

Поощряйте как можно больше ребенка и меньше наказывайте его

Важно, чтобы малыша хвалили не только его родители, но и посторонние люди. Создайте для ребенка такие условия, чтобы его старания могли оценить и окружающие. Это все отыграет заметную роль в поднятии его самооценки. Кстати, не лишним будет сказать и о том, что некоторые из детей очень не любят, когда хвалят кого-то, а не его. Если вы заметили такое, постарайтесь развить у вашего чада чувство благожелательности.

Хвалить ребенка нужно тоже правильно, найдите ту «золотую средину», за которую ваш малыш должен получать похвалу.

И еще, зачастую родители из-за капризов или непослушания ребенка применяют к нему суровые меры наказания: упрекают, выражают в жесткой форме свое недовольство и даже угрожают. Это негативно сказывается на воспитании ребенка, уменьшая его привязанность к родителям, и вызывает чувство озлобленности и ненависти с возрастом. Пустые угрозы также не приносят добра, если родители пообещали наказать - пусть это сделают. Но помните, всего можно добиться при помощи правильного тона разговора, а не криков и брани!

Не нужно требовать от ребенка невозможного

Всегда стоит соблюдать равновесие. С одной стороны необходимо, чтобы ребенок получил опыт, а с другой - не перегружать его. Специалисты советуют определить самооценку малыша при помощи специальной формулы. В эту формулу входят два пути поднятия самооценки. В первом случае самооценку можно повысить при помощи результативных достижений в разнообразных видах деятельности, а во втором случае - при снижении уровня притязаний. Помните, что притязания ребенка должны отвечать его допустимым потенциалам и способностям. Только так он достигнет успеха, а его самооценка станет адекватной.

Прививайте ребенку уверенность в том, что он хороший человек

Все родители хотят видеть своих чад счастливыми, и чтобы они были хорошими. Но для этого необходимо научить ребенка делать хорошие поступки и получать от этого удовольствие, что поднимет его самоуважение. Давайте малышу постоянные практические советы, что воспитают в нем ответственность, самостоятельность, доброту и компетентность. Все это поможет ему обзавестись высокой самооценкой и самоуважением. Кстати, лучше всего это делать при помощи добрых и поучительных книг.

Критикуйте как можно меньше ребенка

Основные правила формирования здоровой самооценки гласят, что не стоит подмечать все промахи и неудачи ребенка и вешать на него «ярлыки». Если он опрокинул стакан, не нужно называть его «неуклюжим». Такие слова могут из-за частого применения убить в ребенке самоуважение, снизить его самооценку, заставив поверить его в то, что он такой есть. Откажитесь от «острых» реплик. Помните, что при похвале и поддержке у него получится многое и он вырастет с адекватной самооценкой!