Лавриненко социология. Социология. Под ред. Лавриненко В.Н. Книга входит в коллекции


...
Полное содержание Подобный материал:
  • В. Д. Стратегический менеджмент;[Текст] курс лекций , 39.14kb.
  • Пособие предназначено для обучения секретарей-референтов, в помощь руководителям служб , 4960.9kb.
  • Курс лекций по дисциплине «Стратегический менеджмент» для студентов специальности 08. , 1376.05kb.
  • Курс лекций по дисциплине "Стратегический менеджмент организации" 35 Курс лекций построен , 1161.6kb.
  • Программа дисциплины Стратегический менеджмент для направления 080100. 68 «Экономика» , 188.42kb.
  • Безопасность в Толмачёво под жестким контролем , 91.81kb.
  • Новосибирская Государственная Академия Экономики и Управления Факультет: менеджмент, , 71.04kb.
  • И. Г. Мосина стратегический менеджмент принципы и методы Учебное пособие , 3318.54kb.
  • Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине «Стратегический , 130.51kb.
Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: курс лекций. – М.-Новосибирск: Инфра-М – Сибирское соглашение, 2000. – 288с.

ГЛАВА 4 УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

4.1. Цели, принципы и методы управленческого анализа

При разработке стратегии предприятия менеджеры должны ис­следовать не только внешнюю среду, но и ситуацию внутри предпри­ятия. Необходимо идентифицировать те внутренние переменные, ко­торые могут рассматриваться как сильные и слабые стороны пред­приятия, оценить их важность и установить, какие из этих перемен­ных могут стать основой конкурентных преимуществ. Для этого прово­дится управленческий анализ деятельности предприятия.

Управленческий анализ- это процесс комплексного анализа внутрен­них ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку теку­щего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление страте­гических проблем. Конечной целью управленческого анализа является предоставление информации менеджерам и другим заинтересованным лицам для принятия адекватных стратегических решений, выбора стра­тегии, которая в наибольшей степени соответствует будущему пред­приятия. По сути, управленческий анализ является второй частью SWOT-анализа, связанной с выявлением сильных и слабых сторон деятель­ности предприятия. Разделение стратегического анализа на две части (анализ внешней среды и управленческий анализ) связано с тем, что за их проведение должны отвечать разные службы предприятия. Если анализ внешней среды является функцией маркетинга, то проведение управленческого анализа строго не закреплено за функциональными службами предприятия. Пока только в коммерческих банках имеется

Специальная структура, частично отвечающая за управленческий ана­лиз, - служба" внутреннего аудита.

В современной литературе по менеджменту используются различ­
ные термины для обозначения процесса анализа внутренних ресур­
сов и возможностей предприятия: его называют анализом деятельно­
сти предприятия , внутренним анализом , самоанализом, биз­
нес-диагностикой , анализом проблем , управленческой или
организационной диагностикой . . .

Нам представляется, что дело не столько в терминологии, сколь­ко в различном понимании сути и предназначения данного процесса. Управленческий анализ является частью стратегического менеджмен­та, направленной на выявление и детальное понимание стратегичес­ки важных аспектов деятельности предприятия, стратегических про­блем. В процессе такого анализа необходимо выявить соответствие внутренних ресурсов и возможностей предприятия стратегическим задачам обеспечения и поддержания конкурентных преимуществ пред­приятия, задачам удовлетворения будущих потребностей рынка. Сле­довательно, имея внутреннюю направленность по объекту (внутрен­няя деятельность предприятия), управленческий анализ тем не менее ориентирован на требования внешней среды. Нацеленность на перс­пективу, на соответствие внешним требованиям и стратегическим задачам предприятия отличает управленческий анализ от существо­вавшего в советский период анализа хозяйственной деятельности.

Необходимость проведения управленческого анализа определяет­ся несколькими факторами:

  • во-первых, он необходим при разработке стратегии развития пред­
    приятия и в целом для реализации эффективного менеджмента, по­
    скольку является важным этапом управленческого цикла;
  • во-вторых, он необходим для оценки привлекательности пред­
    приятия, с точки зрения внешнего инвестора, определения позиции
    предприятия в национальных и иных рейтингах;
  • в-третьих, управленческий анализ позволяет выявить резервы и
    возможности предприятия, определить направления адаптации внут­
    ренних возможностей предприятия к изменениям условий внешней
    среды.
По мнению Б. Карлофа, в результате проведения внутреннего ана­лиза предприятия можно выявить ряд моментов:
  • переоценивает или, наоборот, недооценивает себя предприятие;
  • переоценивает или недооценивает оно своих конкурентов;
  • каким требованиям рынка оно придает чересчур большое или,
    наоборот, слишком малое значение.
А результаты анализа должны заставить персонал предприятия понять и принять необходимость изменений .

Важность и необходимость проведения управленческого анализа определяется также изменением парадигмы управления в переход­ной экономике: постепенным переходом от производственной к мар-

Кетинговой ориентации управления в сочетании с изменением логи­ки планирования. В современных условиях, когда предприятия огра­ничены в возможностях расширения ресурсного потенциала, анализ внутренних возможностей и ресурсов предприятия должен стать от­правной точкой разработки стратегии предприятия и планирования его деятельности. Такая логика планирования «от ресурсов - к стра­тегии» наиболее адекватна условиям деятельности российских пред­приятий.

Сложнейшей методологической проблемой в управленческом ана­лизе является определение круга анализируемых показателей. Амери­канцы Т. Питере и Р. Уотермен отмечают: «Внутренняя слабость ана­литического подхода к принятию деловых (коммерческих) решений состоит в том, что люди анализируют то, что легче всего поддается анализу, тратят на это основное время и более или менее игнорируют все остальное» 1 . Информационные технологии значительно расшири­ли возможности менеджеров в части учета и анализа большого числа взаимосвязанных факторов. Вместе с тем они же выявили и проблемы ограниченности человеческих возможностей в восприятии многооб­разной информации. Известный американский экономист Герберт А. Саймон (Simon), анализируя процессы принятия управленческих ре­шений, отмечает, что практически всегда человек использует огра­ниченную информацию и ограниченные вычислительные возможно­сти для решения возникающих проблем. Поэтому он предлагает рас­сматривать внимание менеджера как ограниченный ресурс, влияющий на процесс принятия управленческих решений. Любая экономичес­кая система, как и человек, ведет себя как система последовательной обработки информации, способная в каждый момент времени зани­маться лишь чем-то одним. В процессе управления «необходимо при­влечь внимание к одному или двум ключевым вопросам, другие про­блемы, какими бы неотложными они ни были, должны ждать своей очереди для включения в повестку дня... Бесполезно вести речь о рациональности выбора в общественных делах, не считаясь с тем, какие процедуры имеются в наличии для рационального ранжирова­ния проблем в повестке дня, и без учета косвенных последствий действий, предпринятых для достижения конкретных целей или ре­шения конкретных проблем» 2 .

Далее, Г. Саймон отмечает, что по поводу организаций можно утверждать следующее: «Число факторов, потенциально имеющих от­ношение к эффективности той или иной организации, так велико, что в каждый момент времени можно учитывать лишь некоторые наи­более очевидные из них. Набор этих принимаемых во внимание фак­торов постоянно меняется по мере того, как под действием внешних

1 Литере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. - М., 1986. С. 83.

г Саймон Герберт А. Рациональность как процесс и продукт мышления/yThesis, 1993, №3. С. 34.

И внутренних обстоятельств возникают новые ситуации» 3 . Исходя из этого можно сказать, что конкретный перечень показателей, ресур­сов и сфер деятельности, которые должны быть подвергнуты анали­зу, меняется по мере изменения условий функционирования предприятия.

И. Н. Герчикова выделяет два направления эконо­мического анализа на предприятии и соответственно две группы по­казателей:

Показатели, характеризующие экономический потенциал фирмы;

Показатели, характеризующие хозяйственную деятельность
фирмы.

Очевидно, что при управленческом анализе речь идет об оценке экономического потенциала предприятия, его сравнении с другими фирмами, определении места фирмы в системе ранжирования на национальном и международном уровне. К числу таких показателей обычно относят активы предприятия, объем продаж, показатель ва­ловой или чистой прибыли, число занятых, научно-технический потенциал предприятия.

Так, деловой американский журнал Fortune и английский Economist используют такие критерии оценки при ранжировании лучших фирм. Аме­риканцы привлекают к этой оценке свыше 8 тыс. наиболее компетентных специалистов - экономистов и предпринимателей, которые оценивают предприятия поданным критериям по 10-балльной шкале.

  1. Качество управления.
  2. Качество производимых товаров и услуг.
  3. Финансовое состояние предприятия.
  4. Качество маркетинга.
  5. Умение привлекать талантливых людей, способствовать их развитию
    и закреплять их за фирмой.
  6. Долгосрочные капиталовложения.
  7. Способность к инновациям.
  8. Ответственность перед обществом и природой.
Рейтинговую оценку предприятий, банков России проводит журнал «Эксперт». В качестве основных критериев включения предприятия в спи­сок «Эксперт-200» выбраны объем реализации продукции и рыночная сто­имость (капитализация) компании. Для полноты картины используются и другие показатели: прибыль, число занятых, параметры рынка акций.

Сибирская межбанковская валютная биржа совместно с ИК «РИФ» и Западно-Сибирским центром приватизации составляют рейтинги сибирских предприятий «Сибирь-100». Оценка эффективности деятельности предпри­ятий проводится по следующим общепринятым показателям (табл. 4.1) 4 .

3 Саймон Герберт А. Рациональность как процесс и продукт мышления/yThesis, 1993,
№З.С. 27.

Таблица 4.

Показатели


Базовые показатели оценки эффективности деятельности предприятий

Способ расчета

  1. Рентабельность продаж
  2. Рентабельность активов
    (return on assets, ROA)
  3. Норма прибыли
на собственный капитал (return on equity, ROE)
  1. Норма чистой прибыли
    на собственный капитал
  2. Эффективность труда
Балансовая прибыль/Выручка от реализации"

Балансовая прибыль/Стоимость активов

Балансовая прибыль/Собственные средства

Чистая прибыль/Собственные средства

Выручка от реализации/ Численность работающих,

Методологические принципы управленческого анализа и уровни его проведения

В основе управленческого анализа деятельности предприятия дол­жны лежать следующие общеметодологические принципы:

  • системный подход, в соответствии с которым предприятие рас­
    сматривается как сложная система, действующая в среде открытых
    систем и состоящая в свою очередь из ряда подсистем;
  • принцип комплексного анализа всех составляющих подсистем,
    элементов предприятия;
  • динамический принцип и принцип сравнительного анализа: анализ
    всех показателей в динамике, а также в сравнении с аналогичными
    показателями конкурирующих фирм;
  • принцип учета специфики предприятия (отраслевой и регио­
    нальной).
В соответствии с выделенными принципами управленческий ана­лиз деятельности предприятия осуществляется по уровням принятия управленческих решений и разработки стратегии. Ранее было выделе­но три уровня принятия управленческих решений и соответственно три уровня анализа: корпоративный, конкурентный (деловой, или бизнес-уровень) и функциональный. Сложность проведения анализа заключается в том, что управленческие решения этих уровней тесно взаимосвязаны и вместе с тем имеют иерархическую структуру.

Следует отметить, что в любой экономической системе все тесно взаимосвязано и сложно выделить непересекающиеся блоки для ана­лиза. В данном случае выделение уровней принятия управленческих

Решений является важным методическим шагом, позволяющим структурировать задачи анализа, четко определив круг задач, под­лежащих решению на каждом уровне управления. Скажем, прини­маемые в функциональной службе (финансовом отделе) решения но управлению финансовыми потоками, безусловно, затрагивают Корпоративный уровень и уровень бизнес-единиц, однако анализ управления финансами может быть отнесен к функциональным блокам именно в силу того, что существует (или должна существо­вать) соответствующая служба. Точно так же маркетинговые, ин­новационные решения, решения, касающиеся управления персо­налом, затрагивают все уровни принятия решений, однако рас­сматриваются в функциональном блоке, поскольку ими занима­ются функциональные службы.

Выделение уровня отдельных видов деятельности (бизнес-единиц) существенно усложняет задачу управленческого анализа, так как такой уровень принятия управленческих решений наименее развит или наи­менее формализован на российских предприятиях. Однако при таком подходе появляется возможность делегировать полномочия в круп­ных диверсифицированных фирмах, определять права и ответствен­ность в сфере управления отдельными продуктами предприятия.

Методы управленческого анализа

Выделяют следующие методы управленческого анализа:

  • ситуационный анализ;
  • портфельный анализ;
  • кабинетные исследования: работа с бухгалтерскими документа­
    ми, статистической и другой внутрифирменной информацией;
  • наблюдения и опросы работников предприятия по специальным
    летодикам (диагностические интервью);
  • «мозговой штурм», конференции и другие методы коллективной
    работы;
  • экспертные оценки;
  • математические методы - анализ трендов, факторный анализ,
    расчет средних показателей, специальных коэффициентов и т. д.
Методы работы с количественной информацией более очевидны и традиционны в отличие от методов сбора и анализа качественной информации. Основными методами получения качественной инфор­мации являются беседы с руководителями и специалистами пред­приятия, экспертами, анкетные опросы работников предприятия, а также различные методы групповой работы, которые позволяют вы­работать согласованные взгляды и позиции по обсуждаемым проб­лемам.

Исследователи отмечают , что информация, получаемая при анкетном опросе или диагностическом интервью работников пред-

Приятия, находится под сильным воздействием внутриорганизаци-онной среды. Поэтому эта информация:

* содержит некоторые мифы, стереотипные суждения насчет про­блем организации;

* часто бывает субъективной, отражающей интересы и мнения
одних подразделений. В силу этого она может противоречить и проти­
востоять информации, исходящей из других подразделений. При этом
руководители подразделений, как правило, хорошо видят трудности,
порождаемые другими, смежными подразделениями (обеспечивает­
ся взгляд со стороны). Противоречивость информации определяется
как положением специалиста в системе управления предприятием
(взгляд со своего уровня), так и отсутствием навыков осмысления
собственной деятельности (саморефлексии).

Под проблемой обычно понимается несоответствие состояния уп­равляемого объекта целям, поставленным руководителем (управляющим субъектом). Другое определение: проблема есть противоречие в организации, требующее его управленческого решения. Однако среди руководителей предприятий довольно распространено использова­ние понятия «проблема» как синонима трудности, препятствия, не­хватки чего-либо. Правильная постановка проблемы предприятия во многом определяет успешность ее разрешения. Для того чтобы избе­жать опасности подмены проблемы в ходе анализа внутренней инфор­мации, необходимо дополнить такой анализ результатами наблюде­ния за управленческой деятельностью и анализом процесса приня­тия управленческих решений. Именно поэтому для проведения уп­равленческого анализа привлекаются консультанты. Привлечение консультантов дает предприятию:

  • новизну информации о состоянии организации. Консультанты
    обеспечивают руководство предприятия информацией, которую оно
    иначе просто не может получить;
  • выход на основную проблему, решение которой снимет другие
    проблемы или снизит их остроту.
Типичным примером подмены проблемы является ситуация со сбытом. Проблема в. этом случае определяется так: «Нет сбыта. У покупателей нет денег». Об этом говорят как российские пред­приятия легкой промышленности, так и производители сложной техники - станков, оборудования и другой продукции. Однако это явно не проблема предприятия. Появление денег у потребителей не приведет автоматически к покупке продукции именно данного предприятия, так как по большинству товаров на рынке у потре­бителей есть возможность выбора. Потребитель будет выбирать, срав­нивая, например, одежду, обувь российских производителей с ино­странной продукцией. В этой ситуации за потребителей надо бо­роться, а для этого необходимо развивать маркетинг, постепенно менять ориентацию предприятия с производства на потребности рынка. Именно в противоречии между рыночной внешней средой и

внутренней производственной ориентацией и заключается главная проблема большинства российских предприятий. Но проблемы могут возникать не только в отношениях с изменившейся внешней сре­дой, но и внутри организации: недостаточная мотивация работни­ков предприятия, отсутствие системы управленческого учета и т. д. А. Пригожий выделяет три типа проблем предприятий .

Сущностные проблемы предприятий, которые нельзя решить, мож­
но лишь снизить их остроту в конкретных ситуациях и избегать их
обострения. К таким проблемам относится противоречие между ста­
бильностью и развитием предприятия. Успешное выполнение теку­
щих задач требует устойчивости и стабильности организации (это
цели системы), но изменяющиеся внешние условия требуют пере­
мен: в целях, структуре управления, методах работы на рынке, моти­
вации персонала. Здоровый консерватизм предприятия противостоит
потребности в развитии, которое нарушает стабильность и равнове­
сие внутри организации. К сущностным проблемам относится также
проблема департаментализации. Суть ее заключается в иерархичности

I построения предприятия, в необходимости деления общей цели пред­приятия на более частные цели, а тех, в свою очередь, - на локаль­ные цели и подцели. В этих условиях каждое подразделение предпри­ятия склонно преувеличивать значение своей подцели. Кроме того, оно по-своему трактует смысл заданной цели, накладывая на нее

[личный и групповой интерес. Такие противоречия между целями подразделений по горизонтали и по вертикали с общими целями предприятия привычны и неизбежны.

Социокультурные проблемы в отличие от сущностных проблем
имеют место на предприятиях не всегда. Их наличие зависит от оп-

Ределенного типа деловой и организационной культуры. Скажем, советским руководителям была чужда ориентация на клиентов, у них преобладал центристский стиль руководства: начальник стара­ются все контролировать, не любит делегировать полномочия. На 1 Западе руководящий состав занят стратегией предприятия, в Рос­сии такая работа ведётся редко и неумело. Социокультурные про­блемы предприятия могут быть решены через обучение персонала, развитие деловой и организационной культуры; однако это требует [времени.

Ситуационные проблемы могут появиться из-за ошибок конкрет-
I ных менеджеров, из-за особого стечения обстоятельств. Такие про-

Олемы всегда конкретны: они есть на одном предприятии, но отсут­ствуют на другом. Это, например, отсутствие взаимопонимания меж­ду руководителями двух подразделений. Ситуационные проблемы мо-

Быть очень сложными, хотя и вполне решаемыми.

Грамотное определение проблем облегчает принятие как такти-
73

100

4.2. Определение стратегических ресурсов предприятия и сфер деятельности.

Конкурентные преимущества предприятия

Управленческий анализ похож на анализ конкурентов, но более сконцентрирован на прибыльности, более глубок и детален, так как он важен для разработки стратегии. Кроме того, здесь более доступна информация о продажах, прибыли, себестоимости продукции, фи­нансовых потоках, структуре и стиле управления, стратегически важ­ных сферах деятельности и т. д. Несмотря на специфику проведения управленческого анализа деятельности конкретного предприятия, в его структуре тем не менее можно выделить ряд типовых блоков:

  • цели деятельности предприятия;
  • портфель заказов, новые продукты;
  • ресурсный потенциал предприятия;
  • факторный анализ издержек (себестоимости) предприятия, в
    том числе анализ опытной кривой;
  • доступность финансовых ресурсов, возможные источники средств;
система управления: структура, квалификация менеджеров, мо­
тивация персонала, управленческая культура и традиции и т. д.

В основе управленческого анализа лежит анализ текущей деятель­ности предприятия, а главная проблема связана с тем, как оценить эффективность этой деятельности прежде всего с точки зрения обес­печения будущей долгосрочной прибыли. Как правило, для оценки эффективности используются разные показатели: прибыльность (до­ходность, рентабельность), уровень риска, доля рынка, стоимость ак­тивов, доля новых товаров и т. д. Традиционным является утвержде­ние, что предприятие,должно максимизировать свою прибыль, одна­ко максимизация прибыли как цель деятельности одновременно оз­начает повышение риска. Функция «результат-риск» показывает, что величина прибыли и вероятность ее получения находятся в обратной зависимости (рис. 4.1) 5 . Кроме того, уровень прибыльности (рента­бельности) предприятия зависит не только от цены на продукцию и структуры ее себестоимости, но и от скорости оборота капитала. От­метим, что детально проблемы анализа финансовых показателей дея­тельности предприятия, в том числе с учетом системного риска и отраслевых барьеров, исследуются в книгах по финансовому менедж­менту. Здесь лишь упомянем о том, что на практике наиболее приемле­мым способом определения ожидаемого уровня прибыли является выбор показателя на основе сравнения результатов деятельности пред­приятия с показателями других отраслей и аналогичных предприя­тий в данной отрасли (межотраслевое и внутриотраслевое сравнение).

Определение показателей оценки деятельности предприятия с точ­ки зрения будущей долгосрочной прибыли, как показано выше, яв­ляется сложной проблемой стратегического менеджмента. Каждый раз необходимо определять приоритеты проблем, например, решать, что важнее: повышать конкурентоспособность производимых товаров, со-Жавать новые товары или заниматься снижением издержек? Ответ зависит от конкретной ситуации, целевых установок руководства })ирмы и многих других факторов.

Вторая сторона управленческого анализа связана с определением (Области свободы, которая, собственно, и обусловливает процесс стра-егического выбора (рис. 4.2). При разработке стратегии полезно про­анализировать историю развития фирмы и определить, за счет чего она Достигла успеха или в чем кроются причины ее неудач. Хотя российс­кие предприятия имеют относительно небольшую историю деятельно-Ьти в условиях рынка, тем не менее тщательный анализ этого периода Является важной предпосылкой формирования успешной стратегии.

Стратегический выбор


"Прошлая и текущая стратегия.Стратегические проблемы Организационные возможности/ ограничения

Финансовые возможности/, ограничения

Организационная гибкость Сильные/слабые стороны

5 Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика, 1997. С. 89.

|Рис. 4.2. Определение области стратегических возможностей

Далее, необходимо зафиксировать основные (обычно одну-дшстратегические проблемы предприятия, которые могут дискредити ровать стратегию. На нынешнем этапе такой стратегической Проблт мой может быть противоречие между рыночной внешней средой и п/нт изводственной ориентацией предприятия. Важнейшим средством р;п! решения этой проблемы является развитие системы маркетинга и! российских предприятиях. Другой стратегической проблемой россий! ских предприятий является неэффективный менеджмент, Йесоотвея ствие системы управления персоналом новым условиям и т. д.

Стратегические проблемы отличаются от слабых сторон предпрп ятия тем, что слабые стороны определяются на базе сравнения пре;м приятия с конкурентами по основным сферам деятельности и npoJ дуктам. А проблема возникает, когда наблюдается несоответствие (раз! рыв) хозяйственной цели, поставленной относительно какой-либо сферы деятельности, ее текущему состоянию.

Таким образом,

Социология. Под ред. Лавриненко В.Н.

Скачать: 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2002. - 407 с.

Это второе, дополненное издание известного учебника "Социология" (1-е изд. - ЮНИТИ, 1998). Основная цель учебника - помочь изучающим курс социологии научно осмыслить сложные явления и процессы современной общественной жизни, чтобы сознательно ориентироваться в них, а также разобраться в существующих социологических теориях.

Для студентов вузов, учащихся колледжей, лицеев и школ, для всех, интересующихся проблемами развития и жизни общества.

Формат: pdf / zip

Размер: 16 Мб

Скачать:

RGhost

Оглавление
Предисловие 5
I. Социологическое знание 13
Глава 1 Структура социологического знания 14
1.1. Объекты СОЦИОЛОГИИ и элементы социологического знания 14
1.2. Уровни социологического знания 18
Глава 2. Основные функции социологии 24
II. Общесоциологические теории 29
Глава 3. Классическая западная социология XIX - начала XX вв. 30
3.1. Основоположник социологии -- О. Конт 30
3.2. Органическая теория общества Г. Спенсера 36
3.3. Теория социального реализма и научный метод в социологии Э. Дюрхгейма 40
3.4. Понимающая социология М. Вебера 43
Глава 4. Социологическая теория марксизма 50
4.1. От идеалистического к материалистическому пониманию исторического процесса 51
4.2. Определяющая роль способа производства в жизни общества 34
4.3. Общество - целостный социальный организм 57
4.4. Сферы общественной жизни 59
4.5. Общественно-экономические формации или исторические типы общества 62
4.6. Марксистская социология и современность 65
Глава 5. Социологическая мысль в России второй половины XDC - начала XX вв. 70
5.1. Социологические взгляды революционных демократов 70
5.2. Анархизм М. Бакунина и П. Кропоткина 81
5.3. Субъективный метод в социологии 86
5.4. Психологическое направление в русской социологии 92
5.5. Легальный марксизм 96
5.6. Плюралистическая социология М. Ковалевского 103
5.7. Социологический неопозитивизм П. Сорокина 108
Глава 6. Современная западная социология 115
6.1. Академическая социология. Классификация современных социологических направлений 115
6.2. Неопозитивизм 117
6.3. Структурно-функциональный анализ Т. Парсонса 119
6.4. Социология конфликта 122
6.5. Феноменологическая социология 124
6.6. Символический интеракциониэм 125
6.7. Теория действия 127
III. Специальные социологические теории 131
Глава 7. Теория социальной структуры общества 132
7.1. Социальная структура общества и ее элементы 132
7.2. Социальные отношения и типы социальных структур 134
7.3. Социальные группы 139
7.4. Социальная мобильность 142
7.5. Проблема гражданского общества 143
7.6. Актуальные проблемы развития социальной структуры современного общества 145
Глава 8. Этническая социология 149
8.1. Этническая общность. Этнос. Народ. Нация 149
8.2. Национально-этнические отношения 155
8.3. Национальный вопрос в современных условиях 162
Глава 9. Политическая социология 168
9.1. Политики и политическая деятельность 168
9.2. Политические отношения и политические интересы 170
9.3. Политические процессы и политические институты 176
9.4. Политическая система общества 179
9.5. Политическое сознание 184
Глава 10. Социология культуры 190
10.1. Культура и ее функции 190
10.2. Социологическая классификация культуры и закономерность ее развития 193
10.3. Массовая культура и субкультура 196
10.4. Проблемы культуры в современной России 200
Глава 11. Социальные институты и организации 202
11.1. Социальные институты 202
11.2. Социальные организации 212
Глава 12. Социология труда и трудовых организаций 220
12.1. Труд и его составляющие 220
12.2. Трудовая организация - трудовой коллектив 226
Глава 13. Социология семьи 240
13.1. Брак и семья - социальные институты 240
13.2. Важнейшие функции семьи 243
13.3. Тенденции развития семейно-брачных отношений 248
Глава 14. Социология личности 254
14.1. Концепции личностей 255
14.2. Социализация личности 259
14.3. Социальная типология личности 261
14.4. Личность и общество в переходный период 264
Глава 15. Социология города и деревни 267
15.1. Социология расселения 267
15.2. Специфика функционирования города 270
15.3. Проблемы развития деревни 274
15.4. Система расселения 282
Глава 16. Общественное мнение; механизм формирования, функции, проблемы изучения 286
16.1. Феномен общественного мнения. 286
16.2. Функции общественного мнения 295
Глава 17. Социология свободного времени 300
17.1. Структура н классификация свободного времени 300
17.2. Свободное время в жизни общества 305
17.3. Факторы, влияющие на свободное время 310
Глава 18. Социология конфликта... 315
18.1. Конфликт и различные подходы к его изучению. 315
18.2. Функции и классификация социальных конфликтов 322
18.3. Механизм социального конфликта 326
18.4. Управление конфликтом 329
18.5. Социальные конфликты в современной России 331
IV. Прикладная социология: методика и техника социологических исследований 339
Глава 19. Социологическое исследование: понятие и виды, программа и выборка 340
19.1. Социологическое исследование и его виды 340
19.2. Программа социологического исследования 345
19.3. Применение выборочного метода 349
19.4. Рабочий план социологического исследования 352
Глава 20. Методы социологических исследований 355
20.1. Анкетный опрос 355
20.2. Интервью 359
20.3. Наблюдение. Эксперимент З66
20.4. Анализ документов 369
Глава 21 Анализ эмпирических данных 376
Литература 384
Важнейшие социологические понятия и термины 388

[Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 415 с. - (Серия «Золотой фонд российских учебников»). - ISBN 978-5-238-01050-2. читать

Философия / Лавриненко В.Н., Ратников В.П., - 3-е изд. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 622 с.: ISBN 5-238-00763-9 читать

Книга входит в коллекции:

  • ЮНИТИ-ДАНА

Лавриненко Владимир Николаевич

: Учебник для студентов вузов / Под ред. Лавриненко В.Н., - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 319 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-238-01225-4 читать

978-5-238-01225-4

Книга входит в коллекции:

  • ЮНИТИ-ДАНА

Лавриненко Владимир Николаевич

Лавриненко, В. Н. Концепции современного естествознания [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов / В. Н. Лавриненко; под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 319 с. - ISBN 978-5-238-01225-4. читать

Предыдущие издания (ЮНИТИ, 1997, 1999, 2003) подтвердили актуальность этого учебного курса и возможность достижения главной цели — помочь студентам вузов (экономических и гуманитарных) овладеть современной естественно-научной картиной мира, синтезировать в единое целое гуманитарную и естественно-научную культуры, сформировать у будущих специалистов естественно-научный способ мышления, целостное мировоззрение. Учебник призван способствовать более эффективному усвоению курса и осознанию студентами фундаментальных принципов и закономерностей развития природы - от микромира до Вселенной.

Лавриненко Владимир Николаевич

Психология и этика делового общения / Лавриненко В.Н., - 5-е изд. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 415 с.: ISBN 978-5-238-01050-2 читать

978-5-238-01050-2

Цель изучения учебной дисциплины «Психология и этика делового общения» — способствовать формированию у деловых людей соответствующих психологических и нравственных качеств как необходимых условий их повседневной деятельности и поведения. Пятое издание учебника существенно доработано и актуализировано. Значительно расширился круг исследуемых проблем. Включена новая глава «Манипулятивные приемы общения». Новые тесты позволяют осуществить самооценку деловых качеств руководителя и определить индивидуальный стиль межличностного общения партнеров. Учебник поможет будущим и нынешним специалистам в формировании психологической и нравственной культуры делового общения (предыдущие издания — ЮНИТИ, 1995, 1997, 2000, 2003).

Книга входит в коллекции:

  • ЮНИТИ-ДАНА

Лавриненко Владимир Николаевич

Социология [Электронный ресурс] : Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИДАНА, 2012. - 448 с. - (Серия «Золотой фонд российских учебников»). - ISBN 978-5-238-01147-9. читать

Новое издание известного учебника «Социология» подготовлено с учетом апробации двух предыдущих изданий (1-е, 2-е изд. — ЮНИТИ, 1998, 2000). Основная цель учебника — помочь изучающим курс социологии научно осмыслить сложные явления и процессы современной общественной жизни, чтобы сознательно ориентироваться в них, а также разобраться в существующих социологических теориях. Содержание и структура учебника дают представление о существующих уровнях социологического знания, которые отражают соответствующие уровни анализа социальных явлений. Для студентов вузов, учащихся колледжей, лицеев и школ, для всех, интересующихся проблемами развития и жизни общества.

Лавриненко Владимир Николаевич

Философия [Электронный ресурс] : учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИДАНА, 2012. - 735 с. - (Серия «Золотой фонд российских учебников».) - ISBN 978-5-238-01378-7. читать

В четвертом издании учебника «Философия», как и в предыдущих (1-е изд., 2-е изд., 3-е изд. — ЮНИТИ, 1998, 2001, 2004) раскрываются предмет философии, ее содержание и основные функции, показываются роль и значение философии в жизни общества, его духовной культуре, развитии общественного сознания. Дается развернутая характеристика истории развития философской мысли, диалектически сочетаются историко-философское и проблемное изложение рассматриваемых вопросов, касающихся природы, общества и человека. Особое внимание уделено методологии их научного познания, как она представлена в различных направлениях современной философии. Рассматриваемые проблемы излагаются доступно, содержательно и интересно. Учебник призван способствовать формированию у будущих специалистов научного мировоззрения, философской и общей культуры, способности творчески мыслить, разбираться в сложных явлениях и процессах общественной жизни. Для студентов и аспирантов вузов, а также широкого круга читателей, интересующихся проблемами философии и современного развития общества.

Лавриненко Владимир Николаевич

Лавриненко, В. Н. Философия. В вопросах и ответах [Электронный ресурс] : Учеб. пособие для вузов / В. Н. Лавриненко, В. П. Ратников, В. В. Юдин; Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 463 с. - (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 5-238-00589-Х. читать

Избранная авторами форма изложения материала (вопрос-ответ) позволила более конкретно, четко и доступно для читателя раскрыть основные проблемы философии как науки и учебной дисциплины. Наглядно и интересно раскрываются ее предмет, функции, мировоззренческое и методологическое значения для развития других наук, а также история развития философской мысли и ее основные современные направления. Специальные разделы книги посвящены проблемам социальной философии и философскому учению о человеке (философской антропологии). Для студентов и аспирантов вузов и научных учреждений, а также широкого круга читателей.

Лавриненко Владимир Николаевич

Политология [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 591 с. - (Серия «Золотой фонд российских учебников»). - ISBN 978-5-238-00978-0. читать

Предлагаемое третье издание учебника (1-е изд. — ЮНИТИ, 1999; 2-е — ЮНИТИ, 2002) дополнено и доработано с учетом требований современного Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и реалий современной политической жизни. Рассматривается широкий круг вопросов политологии, ее общетеоретических и методологических проблем, основных категорий, функций, методов исследования политических явлений. Большое внимание уделено истории развития политической мысли, знание которой позволяет глубже осмыслить сегодняшние политические явления, а также актуальным проблемам современной политологии. Учебник дополнен словарем важнейших политических терминов и понятий. Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, а также для всех интересующихся проблемами политической жизни общества и политической теории.

Лавриненко Владимир Николаевич

Лавриненко, В. Н. Философия [Электронный ресурс] : учебник для вузов / В. Н. Лавриненко; под ред. проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 622 с. - (Серия «Золотой фонд российских учебников»). - ISBN 5-238-00763-9. читать

Изложен полный курс учебной дисциплины «Философия». Как и в предыдущих изданиях (1-е изд., 2-е изд. - ЮНИТИ, 1998, 2001) раскрываются предмет философии, ее содержание и основные функции, показывается роль и значение философии в жизни общества, его духовной культуре, развитии общественного сознания. Дается развернутая характеристика истории развития философской мысли, диалектически сочетаются историко- философское и проблемное изложение рассматриваемых вопросов, касающихся природы, общества и человека. Особое внимание уделено методологии их научного познания, как она представлена в различных направлениях современной философии. Рассматриваемые проблемы излагаются доступно, содержательно и интересно. Учебник призван способствовать формированию у будущих специалистов научного мировоззрения, философской и общей культуры, способности творчески мыслить, разбираться в сложных явлениях и процессах общественной жизни. Для студентов и аспирантов вузов, а также широкого круга читателей, интересующихся проблемами философии и современного развития общества.

Производитель: "Проспект"

Предлагаемое четвертое издание известного учебника `Социология` подготовлена с учетом апробации трех предыдущих изданий (1-е, 2-е, 3-е изд. - ЮНИТИ, 1998, 2000, 2004). Основнаяцель учебника - помочь изучающим курс социологии научно осмыслить сложные явления и процессы современной общественной жизни, чтобы сознательно ориентироваться вних, а также разобраться в существующих социологических теориях. Содержание и структура учебника дают представление о существующих уровнях социологического знания, которые отражают соответствующие ступени современного анализа социальных явлений. Для студентов вузов, учащихся колледжей, лицеев и школ, для всех интересующихся проблемами жизни и развития общества. ISBN:978-5-392-14690-1

Издательство: "Проспект" (2015)

Путилова, Лидия Максимовна

(р. 22.03.1940) - спец. по теории познания, онтологии и истории филос., филос. антропологии; д-р филос. наук, проф. Род. в Г.Балашов (ранее областной, ныне Саратовской обл.). В 1962 окончила Вольское пед. училище. В 1972 окончила филос. ф-т ЛГУ. До 1992 работала ст. преп., доц. на кафедре филос. Волгогр. политехн. ин-та. С 1992 по наст. вр. работает проф. кафедры филос. Всеросс. заочного финансово-экон. ин-та (Волгогр. филиал). В 1999 защитила в МГУ докт. дисс. по теме "Сущность самопознания в опыте ментальной идентификации (в контексте философской антропологии)". П. продолжает развивать идеи онтологии, антропологии, ментальной специфики и диалектики, применяя их к анализу истории росс. ментальности (начиная с дохрист. основ ее становления). Применение филос. понятий и принципов онтологии и антропологии в соц. аспектах рассматриваемых явлений росс. ментальности обогащает методол. подходы в иссл., делая их более аргументированными. Так, применяя класс. основы диалектич. логики для студентов экон. спец. по логике "Капитала" К.Маркса, автор параллельно анализирует метафиз. и виртуальную сущность денег, социол. обосновывая это как ментально специфические факты, предполагающие социол. подтверждения. В комментариях к хрестоматии по истории филос. осуществляется сравнительный анализ историч. форм онтологии, метафизики и диалектики (при этом предпринимаются попытки иссл. в их логич. и ист. самодостаточности). Логич. контекст комментария подчинен также сравнению становления и развития древневост., древнегреч. и европ. филос. с рус. филос., культурно-ист. и ментально обусловленной.

Соч.: Самопознание как индивидуальный опыт ментальной рефлексии (в контексте философской антропологии ). Волгоград , 1998 ; Ментальная сущность самопознания. Волгоград , 1998 ; Социология - наука или концептуальный синтез знаний и социокультурных фактов. М. , 1998 ; Национальное самосознание как устойчивый социокультурный феномен. Волгоград , 1998 ; О некоторых аспектах антропологической парадигмы XX века. Волгоград , 1999 ; Мандала - средство самопознания в созерцании // Актуальные проблемы философии. Волгоград , 1999 ; Самопознание в пространственно-временном аспекте устойчивости и изменчивости бытия. Волгоград , 1999 ; Ментальная специфика российской экономики (социологический аспект ). [В соавт. ] // Проблемы устойчивого развития регионов России. Волгоград , 2000 ; Виртуальная сущность денег в антропологическом аспекте "человека играющего ". М. ; Философия. Хрестоматия с комментариями. Волгоград , 2001 ; Философская и социологическая достоверность метафизических свойств российского бытия. Волгоград , 2001.

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    А. И. Кравченко Учебник охватывает полный курс предмета "Социология", в котором не только изложены основы социального поведения, проанализированы структура и механизмы развития общества, но и рассказано о невероятно… - Проспект, (формат: 60x90/16, 354 стр.) 2015
    650 бумажная книга
    А. И. Кравченко Учебник охватывает полный курс предмета "Социология", в котором не только изложены основы социального поведения, проанализированы структура и механизмы развития общества, но и рассказано о невероятно… - Проспект, (формат: 60x90/16, 534 стр.) 2016
    401.4 бумажная книга
    А. А. Горелов Социология - обязательный предмет изучения во всех вузах России. В задачу данного учебника входит определение социологии как науки, рассказ о ее предмете, функциях, значении, методологии, конкретных… - КноРус, (формат: 60x90/16, 356 стр.) Бакалавриат 2016
    498 бумажная книга
    Альберт Иванович Кравченко Учебник охватывает полный курс предмета «Социология», в котором не только изложены основы социального поведения, проанализированы структура и механизмы развитияобщества, но и рассказано о невероятно… - Проспект, (формат: 60x90/16, 356 стр.) электронная книга
    269 электронная книга
    Горелов А. Социология - обязательный предмет изучения во всех вузах России. В задачу данного учебника входит определение социологии как науки, рассказ о ее предмете, функциях, значении, методологии, конкретных… - КноРус, (формат: Твердая глянцевая, 356 стр.) 2016
    803 бумажная книга
    А. А. Горелов Социология - обязательный предмет изучения во всех вузах России. В задачу данного учебника входит определение социологии как науки, рассказ о ее предмете, функциях, значении, методологии, конкретных… - КноРус, (формат: Твердая глянцевая, 356 стр.) Бакалавриат 2016
    1303 бумажная книга
    Волков Ю. Социология представлена в виде обширного теоретического и эмпирического материала, адаптированного для студентов технических вузов и потому позволяющего с интересом и относительной легкостью… - КноРус, (формат: Твердая глянцевая, 320 стр.) 2017
    857 бумажная книга
    О. Г. Филатова Учебник дает развернутое представление о современной социологии. С учетом требований государственного образовательного стандарта излагаются основные понятия итемы социологии, рассматривается история… - Издательство Михайлова В. А., (формат: 84x108/32, 512 стр.) Высшее профессиональное образование 2002
    90 бумажная книга
    Латышева В. Учебник посвящен основам социологической науки. В нем изложены история, методы, базовые категории социологии, анализируются такие явления, как социальное взаимодействие, социальные институты… - Юрайт, (формат: Твердая глянцевая, 244 стр.) 2017
    656 бумажная книга
    Латышева В. Учебник посвящен основам социологической науки. В нем изложены история, методы, базовые категории социологии, анализируются такие явления, как социальное взаимодействие, социальные институты… - Юрайт, (формат: Твердая глянцевая, 242 стр.) 2017
    656 бумажная книга
    Иванов Д., Бороноев А., Асочаков Ю. и др. В учебнике «Социология» интегрированы классические представления о предмете, теоретических основах современной социологии, истории ее развития и инновационные подходы к анализу новейших тенденций в… - Проспект, (формат: Мягкая глянцевая, 320 стр.) 2017
    325 бумажная книга
    Иванов Дмитрий Владиславович, Асочаков Юрий Валентинович, Бороноев Асалхан Ользонович В учебнике&171;Социология&187;интегрированы классические представления о предмете, теоретических основах современной социологии, истории ее развития и инновационные подходы к анализу новейших… - Проспект, (формат: Твердая глянцевая, 356 стр.) 2016
    592 бумажная книга
    П/р Иванова Д.В. 2016
    393 бумажная книга
    Д. В. Иванов, А. О. Бороноев, Ю. В. Асочаков, О. И. Иванов, Е. С. Богомягкова В учебнике "Социология" интегрированы классические представления о предмете, теоретических основах современной социологии, истории ее развития и инновационные подходы к анализу новейших тенденций в… - Проспект, (формат: 60x90/16, 320 стр.) 2016
    254.7 бумажная книга
    Юрий Валентинович Асочаков В учебнике «Социология» интегрированы классические представления о предмете, теоретических основах современной социологии, истории ее развития и инновационные подходы к анализу новейших тенденций в… - Проспект, (формат: 60x90/16, 356 стр.) электронная книга Википедия

    Это специальность научных работников социологических наук, содержащая в себе исследование социальных механизмов и способов управленческого воздействия на общество, его отдельные сферы (экономическую, социальную, политическую, духовную),… … Википедия

    СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА: УЧЕБНИК - (Минск, 2002) авторский учебник Г.Н. Соколовой, назначение которого показать, что социология труда имеет собственное содержание и собственные функции в исследовании меняющегося облика и трудового поведения субъектов труда; обосновать… … Социология: Энциклопедия

    Ж. 1. Научная дисциплина об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей. 2. Учебный предмет, содержащий… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Экономическая социология - комплекс учебных изданий: Соколова Г.Н. Экономическая социология: Учеб. для вузов. Изд. 2 е, перераб. и доп. (Москва Минск, 2000); Соколова Г.Н., Кобяк О.В., Александрова А.Б. Экономическая социология: Практикум / Под ред. Г.Н. Соколовой. (Минск … Социология: Энциклопедия

    Питирим Сорокин в 1917 году Питирим Александрович Сорокин (23 января 1889, село Турья, Яренский уезд, Вологодская губерния 11 января 1968, Уинчестер, Массачусетс, США) русско американский социолог и культуролог. Один из родоначальников теорий… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Секуляризация. Секуляризация (от лат. saecularis мирской) в социологии процесс снижения роли религии в жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно… … Википедия

    Оглавление
    Предисловие 7
    СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ 16
    Структура социологического знания 17
    Объекты СОЦИОЛОГИИ -.. 16
    Уровни социологического знания 20
    Основные функции социологии 26
    ОБЩЕСОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 30
    Классическая западная социология … 31
    Основоположник социологии -- Конт 32
    Органическая теория общества … 37
    Теория социального реализма … 41
    Понимающая социология Вебера 44
    Социологическая теория марксизма 53
    От идеалистического к материал. пониманию исторического процесса 53
    Определяющая роль способа пр-ва в жизни общества 36
    Общество - целостный соц. организм 59
    Сферы общественной жизни 61
    Общественно-экономические формации … 63
    Марксистская социология - современность 66
    Социологическая мысль России …. 71
    Социологические взгляды революц. демократов 71
    Анархизм Бакунина Кропоткина 83
    Субъективный метод социологии 88
    Психологическое направ. русской социологии 94
    Легальный марксизм 98
    Плюралистическая социология Ковалевского 105
    Социологический неопозитивизм Сорокина 109
    Современная западная социология 117
    Академическая социология. …116
    Неопозитивизм 119
    Структурно-функциональный анализ …120
    Социология конфликта 124
    Феноменологическая социология 126
    Символический интеракциониэм 127
    Теория действия 128
    СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 134
    Теория соц. структуры общества 134
    Социальная структура общества. 134
    Социальные отношения - … 135
    Социальные группы 141
    Социальная мобильность 144
    Проблема гражданского общества 146
    Этническая социология 150
    Этнос. Народ. Нация 151
    Национально-этнические отношения 157
    Национальный вопрос … 163
    Политическая социология 169
    Политики - политическая деятельность 170
    Политические отношения - … 172
    Политические процессы -… 178
    Политическая система общества 181
    Политическое сознание 185
    Социология культуры 192
    Культура - ее функции 192
    Социологическая классификация культуры - законом-ть ее развития 195
    Массовая культура - субкультура 198
    Проблемы культуры соврем. России 201
    Социальные институты - организации 203
    Социальные институты 203
    Социальные организации 213
    Социология труда - труд. организаций 222
    Труд его составляющие 222
    Трудовая организация - труд. коллектив 227
    Социология семьи 242
    Брак и семья - соц. институты 242
    Важнейшие функции семьи 245
    Социология личности 255
    Концепции личностей 257
    Социализация личности 261
    Социальная типология личности 263
    Социология города - деревни 269
    Социология расселения 269
    Специфика функционирования города 272
    Проблемы развития деревни 276
    Система расселения 283
    Феномен общественного мнения. 288
    Функции общественного мнения 297
    Социология свободного времени 302
    Структура - классификация свобод времени 302
    Свободное время … 306
    Факторы, влияющие - свободное время 311
    Социология конфликта … 317
    Конфликт - различные подходы … 317
    Функции - классификация соц. конфликтов 327
    Механизм социального конфликта 328
    Управление конфликтом 331
    Социальные конфликты соврем России 333
    ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ: …341
    Социологическое исследование:… 342
    Социологическое исследование … 342
    Программа социологического исследования 347
    Применение выборочного метода 351
    Рабочий план социологич. исследования 353
    Методы социологических исследований 357
    Анкетный опрос 357
    Интервью 361
    Наблюдение. Эксперимент 368
    Анализ документов 371
    Анализ эмпирических данных 378
    Литература 386
    Важнейшие социологич. понятия - термины 390