Не есть ли единение с десятками. «Не есть ли единение с десятками разъединением с тысячами и миллионами» Л.Н Толстой (ЕГЭ обществознание). II. Темы для дискуссий

Одна из наиболее значимых и насыщенных технологиями политических кампаний – избирательная кампания, в ходе которой разворачивается борьба претендующих на места во властных структурах партий и лидеров. В законодательстве Российской Федерации избирательная кампания определяется как заключительный этап избирательного процесса по выборам в конкретный орган государственной власти – деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения об их назначении до дня представления избирательной комиссией отчета о расходовании средств. Известно, однако, что на деле предвыборная борьба начинается задолго до официального старта. Определим ее как совокупность мероприятий, имеющих целью достижение конкретным политиком или общественно-политической организацией определенных результатов по итогам выборов, а избирательную технологию – как способ ведения избирательной кампании.

Основные субъекты избирательной кампании – кандидаты и партии, борющиеся за соответствующие мандаты либо решающие другие задачи (повысить степень политического влияния накануне следующих выборов, обменять электоральный ресурс на доступ к ресурсам иного рода и т.п.). Важнейшая роль избирательных комиссий состоит в формировании правового пространства избирательной кампании и контроле за соблюдением правовых норм сторонами предвыборной борьбы.

Избирательная кампания может быть представлена как целенаправленное взаимодействие кандидата или партии, претендующих на мандат избирателей, с элементами общественной среды, оказывающими решающее воздействие на исход голосования. Совокупность реализуемых при этом связей образует поле избирательной стратегии (рис. 4).

Прежде всего как политик, кандидат, вступающий в предвыборную борьбу, должен позиционировать себя среди политической элиты – определить свое место в сложившемся пересечении политических интересов и образов. Во-первых, поддержка крупных политических фигур необходима ему, с одной стороны, как средство привлечения дополнительного финансового, организационного, административного ресурса. Во-вторых, кандидат должен иметь политический имидж, позволяющий ему занять выигрышную нишу в конфигурации претендентов на оспариваемый им мандат. В-третьих, демонстрация поддержки политических "тяжеловесов" помогает кандидату убедить избирателей в своей способности выполнить предвыборные обещания. В-четвертых, необходимо учесть степень популярности этих "тяжеловесов" среди населения и прежде всего тех слоев, на поддержку которых рассчитывает кандидат. Наконец, в-пятых, способы решения этих проблем не должны противоречить друг другу.

Рис. 4.

Позиционирование в совокупности политических институтов решает сходные задачи. Поддержка партий дает кандидату к тому же дополнительный организационный ресурс. В электоральном отношении в России поддержка партии менее значима для избирателя, нежели поддержка лидера. Существенной является поддержка (или противодействие) со стороны государственных органов. По и партийной поддержкой не следует пренебрегать, особенно на выборах в органы представительной власти. На выборах же руководителей администраций преимущество может дать в одних случаях демонстрация надпартийной позиции, в других – партийной принадлежности.

Необходимость правильного позиционирования в промышленно-финансовой элите связана не только с естественной потребностью кандидата в финансовой поддержке на выборах. Поддержка крупных промышленников и банкиров в зависимости от их репутации способна как привлечь, так и оттолкнуть симпатии избирателей. К тому же кандидат (или партия) не может не понимать, что понятие свободного мандата существует для избирателя, но не для спонсора.

Существуют определенные требования и к позиционированию в совокупности претендентов на искомый мандат. Чтобы иметь шанс быть избранным, необходимо, чтобы тебя узнавали, отличали от других кандидатов, и чтобы черты предложенного избирателям имиджа импонировали значительной их части.

И в конечном счете главное – правильное позиционирование в структуре электората, для чего осуществляется его сегментирование , т.е. разбиение на социальные группы по демографическому, профессиональному, территориальному признакам, уровню доходов, политическим предпочтениям, и определение тех групп, опора на которые обеспечит победу. Формирование имиджа должно отвечать их ожиданиям. Способы позиционирования в остальных сферах не должны, как минимум, противоречить электоральным задачам.

Наконец, выстраивание отношений со всеми элементами среды невозможно без установления эффективных связей с ними. Совокупность этих связей составляет информационное пространство, формирование которого является одной из основных задач, решаемых в ходе предвыборной кампании. Оно образуется из СМИ, агитационных материалов, слухов, служебной, доверительной информации и др. Выбор и характер использования конкретных средств коммуникации зависит от объекта информационного воздействия и конкретной политической ситуации.

Способы позиционирования, конфигурация и использование информационного пространства закладываются в содержание стратегии избирательной кампании – совокупности ключевых идей, основной и вспомогательных тем кампании, – реализация которой призвана обеспечить достижение цели. В соответствии со стратегией выстраивается тактика избирательной кампании – основные направления и этапы, мероприятия, структура, план-график, структура управления, а также более частные планы – календарный план работы штаба, планы загрузки СМИ, мониторинга общественных настроений, массовых мероприятий, встреч с избирателями и т.д.

  • – победа на выборах, получение искомого мандата – "естественная" цель выборной кампании;
  • – сокрушительная победа, – в случаях, когда простой победы бывает недостаточно;
  • – повышение уровня известности и формирование имиджа (так называемая "раскрутка") с прицелом на следующие выборы;
  • – получение трибуны в рекламных целях – для пропаганды политических взглядов, торговой марки фирмы и т.п.;
  • – демонстрация своего политического ресурса для продвижения позиций в политических или финансово-промышленных кругах;
  • – оказание политических услуг, выдвижение в рамках стратегии другого кандидата (партии), – чтобы не допустить срыва выборов, отобрать голоса у соперников кандидата заказчиков, оттенить его достоинства, получить трибуну для выступлений в его поддержку с последующим, возможно, снятием своей кандидатуры и т.п.

В каждом из этих случаев выстраивается своя стратегия, ориентированная на соответствующую цель. При этом "естественную" цель предвыборной кампании – победить на выборах – очень часто преследует меньшинство ее участников. Важно понять и учесть в стратегии цель каждого.

В соответствии с логикой избирательного процесса выстраивается логика избирательной кампании. В самом общем виде можно разделить ее на две части: до и после объявления выборов.

Первая из них, скрытая и, как правило, наиболее продолжительная, – предварительная, она начинается с момента, когда будущий официальный кандидат (или партия) решил, что будет претендовать на мандат. Здесь реализуются задачи позиционирования в политической и промышленно-финансовой элите, среди политических партий, формируются ожидания избирателей и имидж будущего кандидата. Наиболее влиятельные партии и их лидеры используют в этих целях парламентскую трибуну, действующие президенты и губернаторы – ресурсы исполнительной власти. У их оппонентов – свои ресурсы. Главное преимущество оппозиции – возможность критиковать власть за ее реальные и мнимые ошибки при отсутствии ответственности за решения и действия власти. На этой стадии борьба ведется скрытно, завуалированно, без прямой агитации. Если уподобить предвыборную кампанию айсбергу, первая ее часть – подводная.

Видимая, хотя тоже не полностью, надводная часть айсберга – вторая часть избирательной кампании, – с момента объявления выборов начинается официальная предвыборная кампания. На этой стадии на первый план выступает задача формирования и продвижения позитивного, соответствующего ожиданиям избирателей имиджа предлагаемого им "политического товара" – обобщенный образ, портрет личности или организации, формируемый в представлении общественности. Элементами политического имиджа являются личностные и социальные характеристики лидеров и партий – биографические данные, внешний вид, политический вес, предвыборные программные установки и т.п. Эту часть избирательной кампании можно, в свою очередь, разделить на три качественно разных этапа.

Первый этап – выдвижение и регистрация кандидатов. Основная задача этапа – сбор необходимого числа подписей в поддержку потенциального кандидата, подготовка документов для регистрации кандидата или партии, прохождение процедуры регистрации. На этом этапе особенно важно обеспечить выполнение всех юридических требований, чтобы исключить возможность отказа в регистрации либо последующего "снятия с дистанции" в судебном порядке. В то же время сбор подписей – хороший "информационный повод" для косвенной агитации. На этом этапе происходит "всплытие" основных претендентов на мандаты, окончательно определяется конфигурация избирательного пространства и в соответствии с этим осуществляется коррекция стратегий.

После регистрации дается старт официальной предвыборной кампании – начинается второй этап. В этот период разворачивается непосредственная борьба за голоса, ведется прямая агитация. Каждая сторона стремится на этом этапе преподнести избирателям образ своего кандидата в максимальной степени отвечающим сформированным к этому времени ожиданиям и представить главных оппонентов в образе "антигероя". Главная задача этапа – совмещение в сознании избирателей их ожиданий с имиджем кандидата (партии).

Третий этап – самый краткий, но не менее ответственный – голосование и подсчет голосов. Главная задача этапа – контроль на избирательных участках и в избирательных комиссиях. Без этого все предшествующие усилия могут оказаться бесполезными. На этом этапе предвыборная агитация запрещена, но законные способы повлиять на исход голосования все-таки существуют. Используются, например, личные связи сторонников для обеспечения явки: нет ничего предосудительного в том, чтобы позвонить приятелю и назначить ему встречу за бутылочкой пива на избирательном участке.

Если в ходе голосования или подсчета голосов вскрываются грубые нарушения избирательного законодательства, которые могли существенно повлиять на результаты выборов, возможен еще один, четвертый этап – процедура опротестования итогов голосования в суде. На практике эта возможность реализуется очень редко, в том числе и по причине отсутствия должного контроля команд. В некоторых случаях, однако, наличие документально оформленных свидетельств грубого нарушения используется для оказания давления на победителя с целью получения определенных политических дивидендов: при распределении постов, принятии решений и т.п. Вот почему необходимо с самого начала официальной избирательной кампании обеспечить ее плотное юридическое сопровождение.

Избирательным правом многих стран, включая Россию, во многих случаях предусматривается второй тур голосования. Если кандидат в первом туре не набрал необходимого для победы числа голосов, назначается второй тур. Тем самым появляется еще один этап, который распадается на два подэтапа с задачами второго и третьего этапов основной кампании. Возможен синтез двух последних случаев: второй тур плюс опротестование итогов голосования в суде.

Наконец, на следующий день после официального вступления в должность либо получения депутатского мандата победитель, хочет он того или нет, начинает первую, фоновую часть новой избирательной кампании. Каждый его шаг будет оцениваться как позиционирование в политической и промышленно-финансовой элите, среди партий и электоральных групп.

"Не есть ли единение с десятками разъединением с тысячами и миллионами" Л. Н. Толстой

Для анализа я выбрал именно это высказывание по причине большей склонности к социологии. Сразу хочется сказать об актуальности проблемы поднятой автором. Л.Н Толстой поднимает проблему: вопрос соперничества больших и малых социальных групп. Данной проблеме особенно подвержено современное общество в эпоху глобализации стратификации общества. Автор считает, что человек имеющий взгляды, соответствующие взглядам меньшинства, отдаляется от общества в целом. Такая точка зрения имеет место быть, но я лишь частично поддерживаю такое мнение.

Я только частично могу согласиться с данным высказыванием автора. Я считаю, что взгляды малых социальных групп имеет право на жизнь, и они не обязательно противоречат взглядам общества.

Социальная группа - это совокупность людей по какому-либо признаку.

В зависимости от численности выделяют малые и большие социальные группы. Также различают формальные и неформальные социальные группы. Автор высказывания хотел донести до нас мысль о том, что, например, деятельность неформальных социальных групп, зачастую и являющихся малочисленными, противоречит общим принципам и взглядам общества. взгляды малых социальных групп могут противоречить даже законодательству страны. Очевидно, что их такие социальные группы будут противоречить взглядам основной массы общества. Приведу аргумент, доказывающий мою точку зрения.

В современном мире социальные группы очень разнообразны, среди них встречается такое понятие как субкультура. Субкультура – определенная совокупность людей, относящих себя к некоторой сфере, имеющей особые ценности. Люди разных субкультур имеют различные взгляды, субкультуры - это лишь часть общества, существуют такие общества, в которых взгляды людей абсолютно противоположны обыденным взглядам. Здесь мы и увидим «отдаление» от общества в целом.

В качестве второго аргумента приведу революционеров времен 1880х годов. Организация "Народная воля" совершила ряд покушений на Александра II. Данная социальная группа боролась с целым государственным аппаратом. Данный аргумент является ярким примером по данной теме, ведь здесь мы можем увидеть, как малая группа своими действиями отдаляется от целого общества.

Таким образом я высказал свое мнение по очень интересному высказыванию Л.Н Толстого. Я премного благодарен автору за подаренный шанс поразмышлять на данную тему.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -


.

Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку.

Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся.

Телесный труд не только не исключает возможность умственной деятельности, не только улучшает ее достоинство, но и поощряет ее.

Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам и своим и чужим.

Пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь.

В минуту нерешительности действуй быстро и старайся сделать первый шаг, хотя бы и лишний.

Много худого на свете, а нет хуже худого разума. Первое худо - худой разум.

Старайся дать уму как можно больше пищи.

Человек, который поставит себе за правило делать то, что ему хочется, недолго будет хотеть делать то, что делает.

Счастье есть удовольствие без раскаяния.

Думай хорошо и мысли созреют в добрые поступки.

Непризнание несправедливости своих поступков требует лжи.

Что бы ни случилось, не теряй бодрости...

Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью.

Стыд перед людьми - хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.

Берегись всего того, что не одобряется твоею совестью.

Любить значит жить жизнью того, кого любишь.

Большая часть мужчин требует от своих жен достоинств, которых сами они не стоят.

Надо быть осторожным в разжигании в себе тщеславия похвалой. Страшно увеливается уязвимость, болезненность.

Избегай всех расходов, которые делаешь из тщеславия.

Самые выдающиеся дарования губятся праздностью.

Одно из самых удивительных заблуждений - заблуждение о том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать.

И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.

Потребность образования лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания.

Во всяком деле лучше немного, но хорошего, чем много, но плохого. То же и в книгах.

Искусство есть одно из средств единения людей.

Искусство, поставившее себе целью поставку потех для богатых классов, не только похоже на проституцию, но есть не что иное, как проституция.

До тех пор, пока не будут высланы торговцы из храма, храм искусства не будет храмом. Искусство будущего изгонит их.

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Знание - орудие, а не цель.

Всего знать никто не может, а стыдно и вредно притворяться, что знаешь, чего не знаешь.

Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью.

От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние.

Недостаточно отвращать людей от зла, нужно еще их поощрять к добру.

Истина есть высшая святыня.

Плохие книги не только бесполезны, но и вредны.

Уметь любить - значит уметь все.

Смех рождает свежесть.

Совесть - это память общества, усвоенная отдельным лицом.

Человек подобен дроби: в знаменателе - то, что он о себе мнит, в числителе - то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.

Для того, чтобы воспринимать чужие мысли, надо не иметь своих.

Кто самый главный человек? - Самый главный человек - тот, с которым ты в данную минуту общаешься.

Люди учатся, как говорить, а главная наука - как и когда молчать.

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь.

То, что начато в гневе, кончается в стыде.

Недостаточные заботы наносят больший вред, чем недостаточные знания.

Утверждать, что социальный прогресс производит нравственность, всё равно, что утверждать, что постройка печей производит тепло.

Ты говоришь, что вокруг тебя все дурные люди. Если ты так думаешь, то это верный признак того, что ты сам очень плох.

Время проходит, но сказанное слово остается.

Доброго и умного человека можно узнать по тому, что такой человек считает других людей и лучше, и умней себя.

Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться, и ни в чем больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым.

Чем лучше живут люди, тем они меньше жалуются. А чем хуже живет человек, тем больше он недоволен не собой, но другими.

Чаще всего мы раскаиваемся не в том, что мы не сделали чего-либо, а в том, что мы делали то, чего не надо было делать.

У того, кто ничего не делает, всегда много помощников.

Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи.

Если нет сил гореть и разливать свет, то хоть не засти его.

Самый верный признак истины - это простота и ясность. Ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна.

Освобождение себя от труда есть преступление.

Нельзя царствовать невинно.

Разумное и нравственное всегда совпадают.

Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего.

Лучше ничего не делать, чем делать ничего.

У нравственного человека семейные отношения сложны, у безнравственного - всё гладко.

Жениться надо всегда так же, как мы умираем, т.е. только тогда, когда невозможно иначе.

Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть.

Если жизнь - благо, то благо и смерть, составляющая необходимое условие жизни.

Остерегайтесь мысли, что у вас есть такие добродетели, каких нет у других.

Любить - значит делать доброе.

Всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит.

Для того, чтобы быть услышанными людьми, надо говорить с Голгофы, запечатлеть истину страданием, а еще лучше - смертью.

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

Человек, познавший свою жизнь, подобен человеку-рабу, который вдруг узнает, что он царь.

Страх смерти обратно пропорционален хорошей жизни.

Мы не любим людей не потому, что они злы, а мы считаем их злыми потому, что не любим их.

В частной и общей жизни один закон: хочешь улучшить жизнь, будь готов отдать ее.

Не есть ли единение с десятками - разъединением с тысячами и миллионами.

Надо быть всегда радостным. Если радость кончается, ищи в чем ошибка.

Самая обычная и распространенная причина лжи есть желание обмануть не людей, а самих себя.

Пусть одобрение людей будет последствием твоего поступка, а не целью.

Слово есть поступок.

Благотворение только тогда благотворение, когда оно жертва.

Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сделать сам.

Свободен только тот, кому никто и ничто не может помешать сделать то, что он хочет. Такое дело есть только одно: любить.

Раб, довольный своим положением, вдвойне раб, потому что не одно его тело в рабстве, но и душа его.

Как только поступок объясняется сложным рассуждением, будь уверен, что поступок дурной. Решения совести прямы и просты.

Нет ничего хуже притворства доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба.

Быть хорошим значит только то, чтобы желать чаще быть хорошим.

Настоящее познание дается только сердцем. Мы знаем только то, что любим.

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.

Ругают, осуждают - радуйся; хвалят, одобрят - бойся, огорчайся.

Как ни странно, самые твердые, непоколебимые убеждения - самые поверхостные. Глубокие убеждения всегда подвижны.

В мечте есть сторона, которая лучше действительности; в действительности есть сторона лучше мечты. Полное счастье было бы соединение того и другого.

Высшая мудрость человечества не за тысячи лет до нас, а теперь, сейчас.

Мир, наверное, не такой, каким мы его познаём: будут другие орудия познания и будет другой мир.

Добро есть то, что никем не может быть определено, но это определяет всё остальное.

Никакая деятельность не может быть прочна, если она не имеет основы в личном интересе.

Лев Николаевич Толстой

Цветная фотография «Лев Толстой в Ясной Поляне». Прокудин-Горский. 1908 год.

Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910) - великий русский писатель, родился в аристократической семье в имении Ясная Поляна (Тульская губерния). Атмосфера, отношение с семьей (Лев имел трех братьев и сестру) отображено в произведении Толстого «Детство. Отрочество. Юность».

Начальное образование в биографии Льва Николаевича Толстого было получено дома. Затем он учится в Казанском университете на философском, позже юридическом факультете. Однако он бросает университет. После этого жизнь Толстого снова протекает в фамильном имении.

Проходит службу на Кавказе, где творчество Толстого еще больше расцветает. После обороны Севастополя путешествует по Европе. В биографии Толстого были открыты несколько школ, в которых он по своей особой методике учил детей.

Величайшие произведения Толстого «Война и мир», «Анна Каренина» были написаны в течение этого промежутка времени. Затем писатель переехал в Москву, основал свою философскую систему. Согласно ней в статьях, рассказах Толстого выражались идеи всеобщей любви, стремления к усовершенствованию. «Воскресение», «Крейцерова соната» Толстого носили подобный подтекст.

Всю свою биографию Лев Толстой стремился помогать бедствующим людям, боролся с несправедливостью различными способами. По своему желанию в конце жизни отрекся от богатства, однако в пути простудился, заболел и умер.

Мудрость Л.Н. Толстого

В человеке вложена потребность счастья; стало быть оно законно.

Знание без нравственной основы - ничего не значит.

Все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты.

Все люди мира имеют одинаковые права на пользование естественными благами мира и одинаковые права на уважение.

Человек немыслим вне общества.

Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет.

Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека — участвовать в этом движении, и подчиняться, и содействовать ему.

Человек, переставший пить и курить, приобретает ту умственную ясность и спокойствие взгляда, который с новой верной стороны освещает для него все явления жизни.

У одной девушки спросили, какой самый главный человек, какое самое главное время и какое самое нужное дело? И она ответила, подумав, что самый главный человек тот, с которым ты в данную минуту общаешься, самое главное время то, в котором ты сейчас живешь, и самое нужное дело сделать добро тому человеку, с которым в каждую данную минуту имеешь дело.

Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сделать сам.

Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего.

Человек может служить улучшению общественной жизни только в той мере, в какой он в своей жизни исполняет требования своей совести.

Гордость совсем не то, что сознание человеческого достоинства. Гордость увеличивается по мере внешнего успеха, сознание своего человеческого достоинства, напротив, по мере внешнего унижения.

Осуждение за добро есть единственная проверка искренности служения добру.

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам и своим, и чужим.

Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.

Делая добро, будь благодарен за это.

Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро. Сознание доброй жизни, без одобрения за нее людей, есть лучшая награда доброй жизни.

Остерегайтесь мысли, что у вас есть такие добродетели, каких нет у других.

Доброта для души — то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею.

Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба.

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Уничтожь один порок, а десять исчезнут.

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

Большая часть мужчин требует от своих жен достоинств, которых сами они не стоят.

Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть.

Если жизнь — благо, то благо и смерть, составляющая необходимое условие жизни.

Поступай так, чтобы хотелось еще есть, когда встаешь от обеда.

Физический труд улучшает здоровье и поощряет умственную деятельность.

Единение только тогда благо для человека, когда это — единение всего человечества во имя основы, общей всему человечеству, но не единение малых или больших частей человечества во имя ограниченных, частных целей.

Не есть ли единение с десятками — разъединением с тысячами и миллионами?

Единение возможно только в истине, а чтобы достигнуть истины, надо одно: искать ее постоянным, неперестающим духовным усилием... Собраться же вместе не поможет познанию истины.

Оценка достоинства искусства зависит от понимания людьми смысла жизни, от того, в чем они видят благо и в чем зло жизни.

Искусство — одно из средств различения доброго от злого.

Эстетика есть выражение этики: искусство выражает те чувства, которые испытывает художник. Если чувства хорошие, высокие, то и искусство будет хорошее, высокое, и наоборот. Если художник нравственный человек, то и искусство его будет нравственным.

Нет большего подспорья для эгоистической, спокойной жизни, как занятие искусством для искусства. Деспот, злодей непременно должен любить искусство.

У всякого искусства есть два отступления от пути: пошлость и искусственность.

Кажется странным и безнравственным, что художник, видя страдания людей, не столько сострадает, сколько наблюдает, чтобы воспроизвести эти страдания. А это не безнравственно. Страдание одного лица есть ничтожное дело в сравнении с тем духовным — если оно благое — воздействием, которое произведет художественное произведение.

В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою,— не только не блага, но несомненное и очевидное зло.

Несомненный признак истинной науки — сознание ничтожности того, что знаешь, в сравнении с тем, что раскрывается.

Задачей науки должно быть познание того, что должно быть, а не того, что есть.

Две науки точные: математика и нравственное учение. Точны и несомненны эти науки потому, что у всех людей один и тот же разум, воспринимающий математику, и одна и та же духовная природа, воспринимающая (учение о жизни) нравственное учение.

Для того, чтобы быть услышанным людьми, надо говорить с Голгофы, запечатлеть истину страданием, а еще лучше — смертью.

Истина не может заставить человека быть недобрым или самоуверенным. Проявления истины всегда кротки, смиренны и просты.

Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно страдание.

Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству.

Вещественное милосердие только тогда добро, когда оно жертва. Только тогда получающий вещественный дар получает и духовный дар.

Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли есть милосердие.

Что может быть безумнее и мучительнее того положения, в котором живут теперь европейские народы, тратя большую часть своих богатств на приготовление к истреблению своих соседей...

Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое — делать самому то, что он советует делать другим, второе — никогда не поступать против справедливости и третье — терпеливо переносить слабости людей, окружающих его.

Разумное и нравственное всегда совпадают.

Для того, чтобы знать, что нравственно, надо знать, что безнравственно; для того, чтобы знать, что делать, надо знать, чего не должно делать.

Корень злых дел в дурных мыслях.

Думай хорошо — и мысли созреют в добрые поступки.

Если правда не указывает нам того, что мы должны делать, то она всегда укажет нам то, что мы не должны делать или должны перестать делать.

Ложь перед другими только запутывает дело и отдаляет решение; но ложь перед самим собой, выставляемая за правду, губит всю жизнь человека.

Самая обычная и распространенная причина лжи есть желание обмануть не людей, а самих себя.

Льстец льстит только потому, что он невысокого мнения и о себе и о других.

Понятие красоты не только не совпадает с добром, но, скорее, противоположно ему, так как добро большей частью совпадает с победой над пристрастиями, красота же есть основание всех наших пристрастий.

Умиление и восторг, которые мы испытываем от созерцания природы, это воспоминание о том времени, когда мы были животными, деревьями, цветами, землей. Точнее: это — сознание единства со всем, скрываемое от нас временем.

Красота, радость, только как радость, независимо от добра, отвратительна.

Надо пользоваться всяким случаем, чтобы доставить людям радость, но людям надо также стараться о том, чтобы радовали их не пустяки, а важные вещи.

Жизнь не может иметь другой цели, как благо, как радость. Только эта цель — радость — вполне достойна жизни.

Надо быть всегда радостным. Если радость кончается, ищи, в чем ошибся.

Церковь. Все это слово есть название обмана, посредством которого одни люди хотят властвовать над другими.

Менее всего просты люди, желающие казаться простыми.

Все люди, занятые истинно важным делом, всегда просты, потому что не имеют времени придумывать лишнее.

Ничто так, как простота, не содействует сближению людей.

Тщеславие есть какая-то недозрелая любовь к славе, какое-то самолюбие, перенесенное в мнение других — он любит себя не таким, каким он есть, а каким он показывается другим.

Надо быть осторожным в разжигании в себе тщеславия похвалой. Страшно увеличивается уязвимость, болезненность.

Совесть есть тот высший закон всего живущего, который каждый сознает в себе не только признанием прав этого всего живущего, но любовью к нему.

Совесть — это память общества, усвояемая отдельным лицом.

Указания совести безошибочны, когда они требуют от нас не утверждения своей животной личности, а жертвы ею.

Голос совести всегда можно отличить от всех других душевных побуждений тем, что он требует всегда чего-то бесполезного, неосязаемого, но прекрасного и достижимого одним нашим усилием. Этим отличается голос совести от голоса славолюбия, который часто смешивается с ним.

Если жизнь не приходится по совести, то одурманиванием совесть сгибается по жизни.

Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью.

Чем виноватее сам перед своей, хотя бы и скрытой, совестью, тем охотнее и невольно ищешь вины других и, в особенности, тех, перед которыми виноват.

Справедливость есть крайняя мера добродетели, к которой обязан всякий. Выше ее — ступени к совершенству, ниже — порок.

Ничто вернее того, чего человек стыдится и чего не стыдится, не показывает ту степень нравственного совершенства, на которой он находится.

Стыд перед людьми — хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.

Есть два рода счастья: счастье людей добродетельных и счастье людей тщеславных. Первое происходит от добродетели, второе от судьбы.
Счастье, основанное на тщеславии, разрушается им же: слава — злоречием, богатство — обманом. Основанное на добродетели счастье — ничем.

Счастье есть удовольствие без раскаяния.

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь.

Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека,— быть полезным и иметь спокойную совесть.

И то, что мы называем счастьем, и то, что называем несчастьем, одинаково полезно нам, если мы смотрим на то и на другое, как на испытание.

Труд не есть добродетель, но неизбежное условие добродетельной жизни.

Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство.

Несомненное условие счастья есть труд: во-первых, любимый и свободный труд; во-вторых, труд телесный, дающий аппетит и крепкий, успокаивающий сон.

Ничто так не поощряет праздности, как пустые разговоры. Если бы люди молчали и не говорили тех пустяков, которыми они отгоняют от себя скуку праздности, они не могли бы переносить ее.

Лучше ничего не делать, чем делать ничего.

Всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит.

Мы не любим людей не потому, что они злы, а мы считаем их злыми потому, что не любим их.

Любить — значит жить жизнью того, кого любишь.

Любить — значит делать доброе.

Любовь есть сила жизни. Любовь есть правило для исполнения всех правил.

Истинная любовь не есть любовь к одному лицу, а душевное состояние готовности любви ко всем.

Текущая страница: 6 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

§ 16. Право на объединение

Задача урока. Уметь объяснять понятия: политика, право на объединение .


«Один в поле не воин» – гласит русская пословица. Её глубокий смысл состоит в том, что важные, порою судьбоносные дела совершаются людьми совместно, коллективно. И это касается не только военных или государственных свершений. Сообща спорится любое дело и в обыденной жизни. Коллективом можно добиться значительно большего, чем в одиночку. Не случайно организуются различные партии, общественные движения. В них люди поддерживают друг друга. Даже слабый человек обретает в них новые силы: ведь он уже не просто Иванов, Петров или Сидоров, он, допустим, член Конституционной партии. Звучит!

Конечно, у подростков такого рода интересы не столь остро выражены, но стремление организоваться, объединиться ради общих целей имеется и у них. Да и взрослые часто подталкивают их к объединению в различные организации.

В Конвенции о правах ребёнка говорится, что государства-участники (т. е. подписавшие Конвенцию) признают право ребёнка на объединение и свободу мирных собраний. Дети могут создавать свои детские и юношеские движения, лиги, ассоциации , объединения. Они могут быть политическими и неполитическими. Политическими были, например, пионерская организация и комсомол , созданные для того, чтобы воспитывать подрастающее поколение в коммунистическом духе. Членство в них, по существу, являлось обязательным. Конечно, пионеры и комсомольцы не только политикой занимались. Они совершили немало доброго и полезного, помогали семьям погибших, пожилым людям, участвовали в трудовых делах. Комсомольцы героически боролись с фашистами в годы Великой Отечественной войны, осваивали Дальний Восток, поднимали целину, трудились на комсомольских стройках и т. д. Но в основе своей это были политические организации, созданные для выполнения государственных политических целей. Несовершеннолетние, однако, могут объединиться и в неполитические организации: клубы филателистов, собаководов, интернет-клубы, любителей рок-музыки и т. д.



Обратим внимание на очень важное обстоятельство. В Конвенции о правах ребёнка подчёркивается, что право детей на объединение ограничивается в интересах государственной или общественной безопасности, порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. Группа с безнравственными, а тем более с преступными целями не может быть официальной ассоциацией. Такие группы запрещены законом, а тот, кто их организует, подлежит уголовному наказанию.



В практике ряда стран встречаются случаи, когда взрослые преступники организуют детей в противозаконные группы, которым дают привлекательные названия, допустим «Горные орлы», «Шерифы прерий» и др. Детей заставляют воровать, заниматься перепродажей ворованного, доставать наркотики. Иногда эта деятельность прикрывается «религиозными одеждами». Детей принуждают заучивать «священные тексты» (на самом деле придуманные самими преступными руководителями), носить соответствующую форму и т. д. Цель таких преступников – оторвать детей от семьи, превратить их в своих рабов, заставить работать на себя. Об этой опасности нужно помнить. Не забывает о ней и закон.



В последнее время в нашей стране имеют место проявления воинственного настроя некоторых молодёжных групп по отношению к выходцам из бывших советских республик (иммигрантам ) – таджикам, киргизам, азербайджанцам, армянам и другим народам. В основе поведения этих ребят – недовольство своим положением в обществе, низкий культурный уровень, своеволие, превратное понимание своих «особых» прав, неуважение к правам других. Разумеется, преступная деятельность подобных групп негласно поддерживается взрослыми единомышленниками.

Теперь представьте себе, что вы собрались создать детскую общественную организацию, например «Дети электронного века», чтобы вместе отдыхать, играть, развлекаться, ходить в кино. Возникает вопрос: можете ли вы обойтись в этом деле без помощи взрослых? Естественно, кто-то сразу же возразит: «Дайте нам хотя бы в своей, детской, организации обойтись без опеки взрослых! Что мы, маленькие, что ли?»

Не торопитесь. Как и всякая организация, детская должна быть зарегистрирована в государственном органе. Кто это будет делать? Кто будет оформлять регистрацию ? Кто будет готовить соответствующие бумаги? Оформлять документы? Далее, работа любой организации требует денежных затрат. Где-то надо собираться. За аренду помещения надо платить. Какие-то элементы формы требуются (значки, кепки, майки). Всё это стоит денег. Совместная поездка? Экскурсия? Очень дорогое удовольствие.

Лучше, если всеми проблемами, связанными с регистрацией, а также денежными делами будут заниматься взрослые: учителя, воспитатели, родители.

Важный вопрос: где создавать организацию? Может быть, в школе? Если это организация сугубо культурной направленности, – почему бы и нет? Но организации политической направленности лучше создавать по месту жительства, чтобы не превращать школу в арену политических баталий.

* * *

1. Почему взрослые и дети создают общественные организации?

2. Сравните совместную деятельность детей в школе и в коллективе, созданном самими ребятами. Каковы их цели, интересы, куда они охотнее пойдут?

3. Что говорится в Конвенции о правах ребёнка о детских ассоциациях?

4*. Какие детские и юношеские организации раньше были в нашей стране? Используя ресурсы Интернета, расскажите подробно об их создании и деятельности. Приведите примеры из художественной литературы и кинофильмов.

5. Надо ли взрослым участвовать в деятельности детских организаций? Почему? Поясните свой ответ.


Обсудите на уроке

Л ишь всё человечество вместе является истинным человеком, и индивид может только тогда по-настоящему радоваться и наслаждаться, если он обладает мужеством чувствовать себя заодно со всеми (И. Гёте, немецкий поэт, писатель, мыслитель ).

Н е есть ли единение с десятками – разъединением с тысячами и миллионами? (Л. Н. Толстой, русский писатель ).

Е динение возможно только в истине, а чтобы достигнуть истины, надо одно: искать её постоянным, непрерывным духовным усилием… Собраться же вместе не значит познать истину (Л. Н. Толстой ).

Р адость и доброта – это тот дух коллективных отношений, благодаря которому в коллективе утверждается великодушие (В. А. Сухомлинский ).


Коллектив. Опека. Преступник.


1. Если бы в классе решили учредить общественную организацию, какую и почему вы бы предпочли:

1) организацию скаутов;

2) пионерскую организацию;

3) клуб филателистов;

4) клуб фанатов местной спортивной команды;

5) клуб бальных танцев;

6) ваш вариант?

Свой ответ аргументируйте.

2. Какое из этих двух высказываний представляется вам верным? Обоснуйте своё мнение.

А. Участие в общественной организации лишает человека свободы выражения своих мнений, интересов, пристрастий.

Б. Только в общественной организации человек получает возможность максимально проявить свои интересы, способности, волю.

Размышляем над пройденным

1. Как вы думаете, могут ли дети профессионально заниматься политикой? В чём это выражается?

2*. Какие бывают тайные организации? Приведите примеры. Кто склонен их организовывать и в них участвовать?

3. Нужны ли сейчас молодёжные организации?

4. Почему преступники и распространители наркотиков часто вовлекают детей в свою противозаконную деятельность? Обоснуйте свой ответ.


Проектная деятельность

Что надо сделать, чтобы дети не стали преступниками или наркоманами?


Словарь урока

Аренда – договор, в соответствии с которым одна сторона предоставляет другой за определённую плату землю, строение, имущество и т. д.

Ассоциация – союз, содружество, объединение лиц или организаций для осуществления совместной деятельности.

Иммигранты – граждане одного государства, которые поселяются временно или постоянно на территории другого государства.

Комсомол (Коммунистический союз молодёжи) – единственная политическая организация молодёжи в нашей стране в 1918–1991 гг., в которой состояло абсолютное большинство юношей и девушек с 14 до 28 лет.

Лига – союз, объединение лиц, наций, государств.

Наркотики – одурманивающие вещества, употребление которых приводит к смертельному заболеванию – наркомании (см. § 22).

Пионерская организация – детская коммунистическая организация в СССР, в которую принимали детей младшего и среднего школьного возраста.

Политика – деятельность групп и отдельных людей, связанная с завоеванием и использованием государственной власти с целью реализации своих интересов; сфера управления обществом, страной.

Регистрация – запись фактов, явлений, организаций и т. п. с целью учёта и придания законности.

§ 17. Право мыслить и верить свободно

Задача урока. Уметь объяснять понятия: право ребёнка на свободу мысли, совести, религии .


Задумывались ли вы о том, что такое совесть ? Это трудный вопрос.

Представим, что доброму, порядочному, мягкому человеку внушают: «Ты должен бороться, беспощадно бить врагов, наносить им удары, помнить, что противников нужно уничтожать!»

Например, в советское время верующего человека, постоянно посещавшего церковь, преследовали угрозами и лозунгами: «Религия – это опиум для народа! Это дикость и темнота. Стыдно верить в Бога в век науки!» Или наоборот: человеку, не верящему в Бога, говорят: «Все верят, а вы – нет. Грешник! Антихрист!»



Что общего в описанных ситуациях? Людям мешают поступать так, как велит совесть. И тогда жизнь превращается в сплошную муку, потому что многое может вытерпеть человек, если живёт по совести : по совести верит или не верит, по совести добр и милосерден, по совести беспощаден и твёрд. Заставлять человека поступать вопреки убеждениям, совести не имеет права никто.

В Конвенции о правах ребёнка есть очень важная статья: «Государства-участники уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии» .

Как все эти свободы связаны и почему? Вера в Бога непосредственно связана с совестью. Верующие люди искренне полагают, что совесть – это и есть Бог внутри них. А мысль? И она не противоречит вере в Бога. Плохо верить в Бога бездумно, не обдумывая идей Священного Писания, не пропуская их через своё сердце и сознание. Андрей Рублёв, Михаил Ломоносов, Гаврила Державин, Фёдор Достоевский, Лев Толстой, Дмитрий Менделеев, Рафаэль, Микеланджело, Уильям Шекспир, Саади, Авиценна, Исаак Ньютон, Даниель Дефо и многие другие выдающиеся деятели науки и культуры верили в Бога. Великими мыслителями были такие религиозные деятели, как Франциск Ассизский, Фома Аквинский, Мартин Лютер, Сергий Радонежский, Джелаледдин Руми, Серафим Саровский, отец Сергей Булгаков, отец Павел Флоренский и др.



В современной России, подписавшей Конвенцию о правах ребёнка, никто не смеет чинить препятствия тому учащемуся, который искренне верит в Бога. Никто не смеет ущемлять его в чём-то, смеяться над ним, унижать его за веру. Также никто не смеет упрекать того, кто в Бога не верит. Вера в добро, любовь, справедливость или вера в Бога находит своё выражение в мыслях и чувствах каждого человека, становится основой всех его поступков.



Каждый подросток волен выбирать любую религию, кроме тех, которые запрещены законом. А закон запрещает культы, связанные с жертвоприношениями, террористическими актами, издевательством над людьми, разлучением их с семьями, доведением до психических заболеваний.

Чаще всего дети выбирают ту веру, которая близка родителям, бабушкам и дедушкам. В современном обществе происходит переосмысление многих религиозных догм, так как развивается наука и техника, люди узнают всё больше и больше о том, что раньше казалось необъяснимым, сверхъестественным. Непреложными навсегда останутся лишь нравственные ценности добро, справедливость и любовь

* * *

Вопросы и задания к параграфу

1. Почему право на свободу мысли, совести и религии является одним из основных прав человека и ребёнка?

2. Что такое совесть? Как связаны совесть и вера?

3. Каким ограничениям может подвергаться свобода совести?

4. Вспомните историю Средних веков и приведите примеры религиозных войн в Европе. Почему они возникали?

5*. Каково было отношение государства к религии в нашей стране в различные периоды истории? Почему? Поясните свой ответ.


Обсудите на уроке

С овесть – тысяча свидетелей (античный афоризм ).

Н е сближайся с людьми, у которых слишком гибка совесть (Э. Делакруа, французский художник ).

С овесть и трусость, в сущности, одно и то же… «Совесть» – официальное название трусости… (О. Уайльд, английский писатель ).

С овесть – половина веры, а может быть, и вся (пословица ).



Д ля того чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. Этому учили во все времена самые мудрые люди всех народов. Учения этих мудрых людей все в самом главном сходятся к одному. Вот это-то одно для всех людей учение о том, что такое жизнь человеческая и как надо проживать её, и есть настоящая вера (Л. Н. Толстой ).

Е сть две веры: вера доверия тому, что говорят люди, – это вера в человека или в людей, и таких вер много различных; и вера в свою зависимость от Того, Кто послал меня в мир. Это вера в Бога, и такая вера одна для всех людей (Л. Н. Толстой ).

Н а Бога надейся, да сам не плошай (народная мудрость ).


Дайте собственные определения

Вера. Совесть. Справедливость.


Задания для самостоятельной работы

1. На какой из приведённых вопросов вы ответите, используя слово «вера»?

1) Что такое этот мир?

2) Что такое моя жизнь в этом мире?

3) Как мне прожить мою жизнь?

4) Без чего не может прожить человек?

2. О какой вере идёт речь в высказывании великого писателя Льва Николаевича Толстого? Какую твёрдость необходимо иметь людям в разных жизненных ситуациях?

«Чем сильнее вера человека, тем твёрже его жизнь».

Размышляем над пройденным

1. В чём проявляется свобода мысли?

2. В чём состоит отличие культа от культуры?

3*. Дайте характеристику понятий «атеист», «верующий». Сравните их.


Проектная деятельность

Может ли человек жить без веры?


Словарь урока

Атеист – человек, не верующий в Бога.

Грех – у верующих – нарушение религиозных предписаний, правил; предосудительный поступок.

Культ – поклонение, почитание; совокупность обрядов, установленных церковными правилами.

Религия – совокупность представлений, основанных на вере в сверхъестественные силы (Бога, духов и т. д.).

Священное Писание – религиозные книги, составляющие Библию, священную книгу христиан.

§ 18. Практикум 3
I. Ролевые игры

Комиссия по правам ребёнка

Избирается комиссия по правам ребёнка из 7–9 человек. Комиссия обсуждает устные или письменные жалобы на нарушения прав ребёнка.

Жалобы составляются заранее. Для их написания могут быть использованы личные впечатления учащихся, факты, отражённые в средствах массовой информации (СМИ) – прессе, на телевидении и т. д.


Организационное собрание

Игра проходит в форме собрания по вопросу об организации нового детского общественного движения.

Участники решают следующие вопросы:

1) цель деятельности движения;

2) его политическая направленность;

3) название организации;

4) участие взрослых.


Диспут

Игра проходит в форме диспута о том, что такое вера и нужна ли религия в современном мире.

Во что верит современная наука?

Во что верите вы?

Что значит жить по совести?

Ученики заранее готовят сообщения с примерами из жизни известных людей, литературных героев, знакомых и близких (в последнем случае – не раскрывая их имена).

II. Темы для дискуссий

1. Почему только в XX в. были приняты документы, защищающие права ребёнка?

2. Зачем надо изучать права ребёнка в школе? Необходимо ли это?

3. Можно ли реально защитить права ребёнка в нашей стране?

4. Право на имя: что оно означает для ребёнка и кому даётся? Как вы думаете, важно ли это право?

6. Как вы считаете, заинтересованы ли современные дети в создании детских и юношеских организаций? Нужны ли они сегодня? Приведите примеры из жизни.

7*. Противоречит ли, по вашему мнению, наука вере? Почему? Объясните свой ответ. Приведите примеры из жизни великих учёных.

III. Читаем и анализируем

Уважение прав человека начинается с отношения общества к детям. Любящее общество заботится об обеспечении их свободы и достоинства, создавая условия, при которых они смогут в полной мере раскрыть свои способности и заложить основы для полноценной и плодотворной жизни в зрелом возрасте.

По мере того как становится известно всё больше фактов о лишениях и злоупотреблениях, жертвами которых являются дети в разных странах мира, растёт и стремление международного сообщества укрепить права ребёнка. Ниже перечислены некоторые из установленных фактов (на конец XX в.):

Покинутые своими семьями, около 100 млн детей существуют лишь за счёт изнурительной работы, мелкого воровства, проституции или нищенства;

Более 50 млн детей работают в опасных или вредных для здоровья условиях;

120 млн детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;

Ежегодно около 3,5 млн детей умирают от заболеваний, которые поддаются профилактике или лечению;

В развивающихся странах приблизительно 155 млн детей в возрасте до 5 лет живут в условиях абсолютной бедности;

Миллионы детей лишены заботы, подвергаются плохому обращению, сексуальной эксплуатации или становятся жертвами злоупотребления наркотиками.

Это лишь некоторые из причин, по которым каждому важно:

Знать о существовании Конвенции о правах ребёнка;

Понимать провозглашённые в ней права;

Поддерживать усилия по превращению их в реальность для всех детей.



1. С чего начинается уважение прав человека?

2. Что должно делать общество, чтобы дети в зрелом возрасте смогли жить полноценной жизнью?

3. Почему международное сообщество заботится о защите прав детей?

4. Какие факты о нарушении прав детей приводятся в тексте?

5. Что важно делать всем для того, чтобы обеспечить счастливое детство всем детям?

О свободе слова

Свобода слова, свобода мнений в истории многих народов имела трагическую судьбу. Прежде чем заговорили о свободе мнений для детей, долго не позволяли и единого свободного слова сказать взрослым.

Писатель М. Зощенко собрал много примеров расправ над теми, кто хотел говорить и писать свободно.

16 апреля 1852 г. русский писатель И. С. Тургенев был посажен на съезжую (полицейский участок. – А. Н. ) за статью о Гоголе.

Французский философ Вольтер высмеял герцога Рогана. Герцог велел своим лакеям избить Вольтера, что и было исполнено. Вольтер вызвал герцога на дуэль. Но тот отказал, так как Вольтер не был дворянином.

М. Ю. Лермонтов был сослан на Кавказ. Погиб на дуэли.

Знаменитый итальянский философ Джордано Бруно был сожжён на костре за «еретическую философию».

Русский поэт А. И. Полежаев за поэму «Сашка» был сослан в солдаты. За самовольную отлучку просидел год в тюрьме, закованный в кандалы.

Русский писатель А. Н. Радищев был приговорён к смертной казни. Казнь была заменена вечной ссылкой.

Мраморная церковь в Петербурге, строительство которой было начато при Екатерине II, достраивалась при Павле I кирпичом. Поэт Акимов написал такие стихи:


Се памятник двух царей,
Обоим столь приличный:
На мраморном низу
Воздвигнут верх кирпичный.

За это четверостишие поэту отрезали уши и язык и сослали в Сибирь.

Ж. Ж. Руссо за книгу «Эмиль» был приговорён к тюремному заключению. Бежал в Англию.

П. Бомарше после представления своей пьесы «Свадьба Фигаро» был арестован и посажен в тюрьму.

И. Т. Посошков, написавший при Петре I «Книгу о скудости и богатстве», был посажен в тюрьму, и там его держали до самой смерти.

1. Каковы ваши впечатления от прочитанного?

2. Так ли важна свобода слова для людей, что они идут на риск? Обоснуйте свой ответ.

3. Свобода слова возможна в любом государстве или только в демократическом?

4. В каком документе провозглашается свобода слова в России?

5. Почему любая клевета в СМИ прикрывается свободой слова? Обоснуйте свой ответ и приведите примеры.

IV. Дополнительная консультация

Каждое из политических прав для своего осуществления требует соблюдения определённых условий и процедур. Например, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования осуществимо, если соблюдены следующие условия. Требуется подать в органы местной администрации заявление в письменной форме не позднее чем за десять дней до акции. В заявлении указывается цель, например демонстрация, форма, место проведения, маршрут движения её участников. Нужно также указать фамилии, имена и отчества уполномоченных, организаторов, место их жительства и службы. Администрация обязана дать ответ на заявление не позже чем за пять дней до проведения мероприятия. Если в проведении мероприятия отказано, организаторы вправе обжаловать это решение в вышестоящий орган власти или в суд. Соответствует Конституции Российской Федерации запрет на проведение мероприятий, цель которых – разжигание межнациональной вражды, призывы к ограничению прав каких-либо этнических общностей, к военным действиям и т. п.

1. Каковы ваши комментарии по поводу прочитанного?

2. Сформулируйте собственные вопросы и задайте их одноклассникам.

V. Составляем таблицу

Приведите в таблице названия организаций, защищающих права ребёнка.



1. Зачем создаются организации, защищающие права ребёнка?

2. Назовите международные организации, занимающиеся защитой прав ребёнка.

3. Перечислите такие организации в России.

4. Как они защищают права российских детей?

5. С какой целью был введён пост Уполномоченного по правам ребёнка при Президенте РФ? Как повлияло это на решение вопросов по защите детей в нашей стране?

VI. Заполняем схему

Укажите в схеме права ребёнка.



1. Перечислите права ребёнка, провозглашённые в Конвенции 1989 г.

2. Как соотносятся права взрослых и детей?

3. Все ли данные права важны для ребёнка? Обоснуйте свой ответ.

4. Должны ли правительства всех государств строго следовать нормам и положениям Конвенции, и следуют ли им в реальной деятельности?

5. Являются ли соблюдение прав детей, обеспечение их здоровья и повышение уровня образования приоритетами в направлениях развития нашей страны? Почему? Приведите примеры.

VII. Работаем с документами
Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» (Извлечения )

Статья 9. Гражданство детей

1. Гражданство ребёнка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей либо обоими его родителями сохраняется или изменяется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации ребёнком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет необходимо его согласие.

3. Гражданство Российской Федерации ребёнка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства Российской Федерации он станет лицом без гражданства.

4. Гражданство ребёнка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишённых родительских прав. В случае изменения гражданства ребёнка не требуется согласие его родителей, лишённых родительских прав…

Статья 11. Основания приобретения гражданства Российской Федерации

Гражданство Российской Федерации приобретается:

а) по рождению;

б) в результате приёма в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 12. Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению

1. Ребёнок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребёнка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребёнка);

б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребёнка);

в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребёнок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства при условии, что ребёнок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своё гражданство.

2. Ребёнок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

1. Дайте определение понятия «гражданство».

2. В чём состоит значение гражданства для человека? Обоснуйте свой ответ.

3. Как влияет состояние гражданства родителей на получение гражданства РФ их ребёнком?

4. Почему нужно согласие ребёнка в возрасте от 14 до 18 лет для приобретения или прекращения его гражданства РФ? Обоснуйте свой ответ.

5. Как защищает данный Закон детей в трудных ситуациях (см. п. 3 и 4 ст. 9)?

6. Назовите три основания приобретения гражданства РФ.

7*. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, скажите, какие ещё основания получения гражданства могут быть.

8. Назовите четыре условия приобретения гражданства по рождению.

9. Является ли проявлением гуманности предоставление ребёнку гражданства РФ, если родители его неизвестны? Обоснуйте свой ответ.

10. По какому основанию лично вы получили гражданство РФ?

Конвенция о правах ребёнка (Извлечение )

Статья 29

1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребёнка должно быть направлено на:

a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме;

b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашённым в Уставе Организации Объединённых Наций;

c) воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности , языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

d) подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами…

e) воспитание уважения к окружающей природе.

1. Прочитайте и проанализируйте отрывок из документа.

2. Сами сформулируйте вопросы и задайте их одноклассникам.