Подземный танк. Боевой крот. Без «Крота» и жизнь не та

31 октября отмечается Международный день Черного моря. В этот день в 1996 году представители России, Украины, Болгарии, Румынии, Турции и Грузии подписали стратегический план действий по спасению Черного моря. Необходимость в таком документе возникла в связи с опасностью разрушения уникальных природных комплексов водной территории. Тогда же было решено сделать 31 октября Международным днем Черного моря.

Глубины Черного моря таят в себе немало загадок. Тысячелетия назад море было единым целым с Каспийским, пока их не разделила поднимавшаяся суша. В итоге Каспийское море осталось опресненным, а Черное - не раз соединялось со Средиземным и становилось все более соленым.

Последнее соединение произошло 8 тысяч лет назад, когда образовался пролив Босфор. Из-за соленой воды погибло множество пресноводных обитателей. Разложение остатков их организмов создало первоначальный запас сероводорода, который существует до сих пор.

Не менее интересна и история названия моря, которое не всегда было "Черным". На протяжении многих веков оно сменило несколько названий. Греческие мореплаватели в 6-5 вв. до н. э. называли его Понт Аксинский, что означает Негостеприимное море. Другие исторические названия Черного моря - Темарун, Киммерийское, Ахшаэна, Скифское, Синее, Таврическое, Океан, Сурожское, Святое.

Существует несколько версий, почему море назвали Черным.

Турецкая гипотеза

Согласно исторической гипотезе, современное название Черному морю дали турки, которые пытались покорить население его берегов, но встречали такое яростное сопротивление, что море прозвали Караден-гиз - Черное, негостеприимное.

Гипотеза моряков

С точки зрения моряков, море называется Черным из-за сильных штормов, во время которых вода в море темнеет. Правда, сильные штормы на Черном море бывают редко, и сильное волнение (более 6 баллов) тоже - не чаще 17 дней в году. А изменение цвета воды характерно для любого моря, не только для Черного. Утверждают также, что море могли назвать Черным из-за черного ила, который остается после шторма на берегу. Но ил этот скорее серого, чем черного цвета.

Гипотеза гидрологов

По версии гидрологов, море называется Черным потому, что любые металлические предметы, опущенные на большую глубину, поднимаются на поверхность почерневшими. Причина - сероводород, которым насыщена черноморская вода на глубине более 200 м.

Из-за сероводорода Черное море еще называют морем мертвых глубин. Все дело в том, что вода там перемешивается плохо, и на дне накапливается сероводород. Это продукт жизнедеятельности бактерий, которые в большом количестве обитают в глубине. Они разлагают трупы животных и растений. Начиная с глубины 150-200 м никакой другой жизни в Черном море нет. За миллионы лет бактерии накопили более миллиарда тонн сероводорода.

Загадочное сияние

Загадочное сияние черноморской воде придают водоросли периденеи. Вместе с ней в воде обитают крохотные светящиеся хищники - ноктилуки, или ночесветки. Они будут светиться, даже если отфильтровать их из воды и высушить. За свечение отвечает вещество, которое ученые в честь повелителя ада Люцифера назвали "люциферин".

Помимо хищников ночесветок, по ночам в воде Черного моря светятся некоторые виды медуз. Чаше всего встречаются медузы аурелия и корнерот. Аурелия - самая маленькая черноморская медуза, она редко когда бывает больше чем 30 см в диаметре. Корнерот — самая крупная местная медуза, размер его купола может достигать и полуметра в диаметре. Аурелия не ядовита, а корнерот может нанести ожог, похожий на ожог крапивой.

Почему на дне нет кислорода?

Из-за опреснения Черного моря реками в нем существует два слоя воды. Поверхностный, до глубины примерно 100 м, в основном речного происхождения, а в глубины моря по дну Босфора поступает более соленая вода. Соленость придонных слоев достигает 30 грамм соли в литре воды, а на поверхности она в два раза более пресная - 17 грамм соли в литре воды. Расслоение воды препятствует вертикальному перемешиванию моря и обогащению глубин кислородом.

Соленость поверхностного слоя черноморской воды составляет 17 грамм соли в литре воды, что в два раза ниже океанической. Это слишком мало для большинства морских организмов, поэтому подводный мир Черного моря относительно малоразнообразен. Но общая масса живых организмов велика. Ведь те самые реки, что опресняют Черное море, приносят питательные вещества, необходимые для развития морской растительности. Поэтому в Черном море много планктона, густо растут водоросли по берегам.

"Целебная" медуза

Некоторые отдыхающие верят в целительную силу медуз и сознательно ищут встречи с ними. Считается, что яд медузы может излечить от радикулита. Это заблуждение. Подобная "терапия" причинит лишь страдания и медузе, и человеку: например, корнерот может нанести ожог, похожий на ожог крапивой, появится жжение, покраснение, волдыри. Чтобы корнерот не причинил вреда, достаточно отвести эту медузу от себя рукой, взявшись за верхнюю часть купола, на которой нет щупалец.

Самые опасные обитатели Черного моря

Морской ерш , или черноморская скорпена, выглядит жутко: голова, покрытая выростами, выпученные глаза, рот с острыми зубами. Вместо лучей спинного плавника - колючки, в основании каждой - ядовитая железа. Встречаются скорпены разного цвета - черные, серые, желтые, розовые. Раны от ее шипов причиняют острую боль. Основные симптомы отравления ядом - местное воспаление и общая аллергическая реакция. Смертельных случаев от уколов скорпены не известно.

Морской дракончик - похожая на змею донная рыба с выпученными глазами и огромным ртом. В лучах его спинного плавника - ядовитые колючки. Добычу он подстерегает, зарывшись в песок или ил. Если наступить на дракончика и пораниться, придется срочно бежать в аптеку за антигистаминным препаратом, чтобы снять аллергическую реакцию и воспаление.

В Черном море живут скат-хвостокол (морской кот) и скат морская лиса. Опасаться следует колючек, которые расположены на хвосте у скатов. У хвостокола эта колючка представляет собой настоящий меч до 20 см в длину. Им он может нанести глубокую рубленую рану.

Единственная черноморская акула - катран - обычно не больше метра в длину. Она боится людей и редко подходит к берегу, держится холодной воды глубин. Опасность она может представлять разве что для рыбаков, когда они берут ее руками - спинные плавники катрана снабжены крупными ядовитыми шипами. В печени катрана содержится вещество, которое помогает больным некоторыми формами рака. Существует даже препарат "катрекс", который изготавливают из печени черноморской акулы.

Самые безобидные обитатели черноморских глубин

Самые распространенные в Черном море моллюски - мидии, рапаны, устрицы и гребешки. Они съедобны. Устрицы на Черноморском побережье Кубани встречаются редко, а мидиями облеплены все прибрежные камни и причалы. Перед едой их нужно варить или жарить. Не рекомендуется есть мидий, выловленных в порту или у очистных сооружений: ведь это настоящие живые фильтры, которые пропускают через себя огромное количество морской воды.

Среди моллюсков, обитающих в Черном море, - гребешки. У них около сотни глаз, но при этом они совершенно слепы. На месте удаленного глаза у гребешков появляется новый. Зачем гребешкам глаза, непонятно. Передвигаются они весьма резво: моллюск с силой захлопывает створки своей раковины, и струя воды переносит его на метр-другой вперед.

В прибрежном грунте встречается самый большой и необычный краб Чёрного моря - голубой краб Callinectes sapidus. Он ярко-голубого цвета. Его родина - восточное побережье США. В Чёрное море он попал в 1960-е гг. из Средиземного, а туда, скорее всего, был перевезен с балластными водами кораблей. Правда, за годы жизни в Черном море голубой краб так и не смог по-настоящему распространиться. Зимняя температура воды слишком низка для него.

На черноморском мелководье живет рыба песчанка, или пескоройка. Плывая под водой, иногда можно наткнуться на блестящую серебряную и вдобавок подвижную стену из стаи песчанок. Рыбки, похожие на серебристых червячков, прячутся в песке и поднимаются вверх неожиданно, в мгновение ока, заполняя собой все вокруг. Через мгновение они так же дружно исчезнут - нырнут в песок.

Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

Надписи на географической карте часто рассказывают очень интересные истории. Почему город в Крыму называется Армянском? Из каких соображений так назвали Одессу? Что значит слово «Херсон»? Какой корень у слова «Москва»? Что означало изначально «Тула»? Кем были Лаптевы? Эти и другие вопросы волнуют людей, несмотря на сложности современной жизни.

Происхождение названия Черного моря очень любопытно само по себе. Современный турист, отправляясь на отдых в Анапу или Сочи, Ялту или Алушту, Одессу или Тархан-Кут, прекрасно знает, что вернется домой черным от загара, а на лице его останутся белыми только глаза и улыбка. Поэтому море, на берегах которого он собирается отдыхать, вполне естественно ассоциируется с этим цветом. Но так было не всегда, и курортными местами эти берега стали относительно недавно.

Разные названия Черного моря

Есть много вариантов того, как раньше называлось Черное море. В те времена, когда единых лоций еще не существовало, каждый из странников наносил его на карты по-своему. Марко Поло в XIII веке счел его настолько огромным, что назвал «Великим», хотя сегодня известно, что размеры не так уж и велики. Когда-то город Сурож (ныне небольшой крымский Судак) был настолько значимым торговым центром, что даже море какое-то время называли в честь него. Афанасий Никитин в XV веке на пути из Индии попал в Таврию со стороны Турции и обозначил нынешнее Черное море Стамбульским. Звали его и Грузинским, и Греческим, и Киммерийским, и Славянским. Было оно и Армянским - в XI веке, когда турки-сельджуки вынудили большую часть этого народа скрываться от преследований в Крыму. Тогда даже появилось понятие «Приморской Армении», настолько масштабным было это переселение.

Море и геополитика

За влияние в регионе постоянно боролись граничащие с ним страны, что продолжается, кстати, и сегодня. Одновременно менялись и географические названия. На определенном этапе переименования закончились, и все пришли к единому мнению о том, что море все-таки Черное, придя к общему знаменателю хотя бы в этом вопросе. Во всех странах, обладающих флотом, печатаются судоходные лоции, на них наносятся фарватеры, мели и банки, а происхождение названия Черного моря, как и многих других водоемов, моряков волнует намного меньше, чем сезонные розы ветров, баллы штормов и сила течений. Им даже некогда задуматься о том, а что же такое море, и почему оно так называется.

Откуда взялось слово «море»

Лингвисты не могут достоверно объяснить, почему море называется морем, но у них есть по этому поводу несколько версий. По-французски оно звучит «ла мер», по-итальянски «марэ», по-немецки «меер», и трудно не согласиться с тем, что его произношение на разных языках обладает определенным сходством.

Вполне возможно, что русское слово «море» морфологически происходит от древнееврейского созвучного образования, означающее «зло». Ранее оно означало любой обширный водоем, представлявший опасность для каждого, кто пустится в путешествие по его волнам.

«Цветные» и «черно-белые» моря

Толкования причин, по которым каждое из морей получило свое название, также отличаются. Особенно это касается «цветовых» наименований. Есть Красное море, под цвет населяющих его в районе Суэца цветущих водорослей. Правда, народы, населяющие его побережье, предпочитают звать его камышовым или тростниковым, но на мировых картах оно обозначено как Красное.

Или Тут, кажется, все ясно, льды задают цвет, и небо обычно такое же. очевидно, названо в честь расы, населяющей его берега. И все это при том, что в хорошую погоду вода везде одинаковая - голубая или бирюзовая.

«Блэк си»

Так почему Черное море называется Черным, причем практически на всех языках мира? По-английски это географическое понятие звучит как «Блэк Си», по-французски - «Мер Нуар», по-немецки - «Шварце Меер», по-итальянски - «Марэ Нэро», а в переводе все то же, черное. Оно совсем таким не выглядит, даже во время осенних и зимних штормов, когда цвет его скорее темно-серый с синим отливом.

и «черная негостеприимность»

История названия Черного моря стара. Первыми обитателями его берегов, которым пришло на ум как-то обозначить место своего проживания, были греки. Они видели и другие Средиземное. Но именно здесь их поджидали крайне неприятные сюрпризы в виде льдов на северном побережье, сильных штормов, а также скифов и тавров, обитателей Крыма, промышлявших разбоем. Неприятности издревле ассоциировались у людей с в этом и заключается версия о том, почему море называется морем Черным. Правда, не в буквальном переводе. «Аксинос Понтос» означает негостеприимное море, только и всего. Позже, узнав его получше и увидев в разные сезоны, греки сменили гнев на милость, и переименовали Понт Аксинский в Понт Эвксинский, то есть придали названию прямо противоположный смысл. Оно стало гостеприимным. Но цвет остался прежним.

Турецкие наблюдения темных оттенков воды

Итак, греческая версия не дает однозначного объяснения, почему Черное море называется Черным, поэтому лучше обратиться к другим источникам. «Кара-Дениз» омывает северное побережье Турции, так было всегда, и, возможно, именно османцы дали когда-то имя этому обширному водоему. Во время путешествий к Азову они могли наблюдать, поднимаясь на горы Кавказа, другое море, появлявшееся вдалеке. Его вода казалась темнее, чем в мелководном Азовском, вот и получилось, что отделить акватории можно по видимой границе оттенков. Древнее название Черного моря по-турецки звучит несколько иначе, чем современное, оно произносится «Ахшаэна», но смысл тот же.

На побережье Азовского моря в начале I тысячелетия обитали и другие народы, которых историки условно называют индейскими племенами. В их языке было слово «Темарун» (опять же «черное»), означавшее водную поверхность, располагающуюся далее, за пределами ведомой им акватории. Возможно, они даже не задумывались о том, почему море называется морем, а все неведомое представлялось им скрытым мраком, то есть черным.

А может, дело в сероводороде?

Итак, все топонимические предположения строятся на колористической ассоциации с чем-то таинственным, неведомым и опасным. Но именно по этой причине их не следует воспринимать слишком уж серьезно. Каким бы не был опасным путь морехода, он влек за собой не больше риска, чем плаванье в или по северным арктическим путям. Есть места на карте, вызывающие куда более мрачные ассоциации, в том числе и цветовые. Возможно, что дело совсем в другом.

Есть еще одна версия о том, почему Черное море называется Черным, и связана она с химическим составом придонных слоев воды. Время от времени у его берегов гибнет большое количество рыбы, или она, на радость ловцам, начинает очень хорошо клевать. «Пошел сероводород» - говорят рыбаки. И дело не в каких-то техногенных факторах, так было всегда, и явление это исключительно природное. Обилие химически активного газа вызывает потемнение всех металлических предметов, опущенных в воду, будь то якоря, другие морские снасти, старинные ядра и пушки, поднятые в последнее столетие аквалангистами-археологами. Возможно, разгадка тайны, почему Черное море называется Черным, кроется как раз в этом его свойстве, подмеченном древними негоциантами, с удивлением обнаружившими, что их якорь вдруг приобрел не свойственный железу цвет и стал «вороненым».

Химики считают именно это объяснение наиболее правдоподобным. Возможно, географы с ними еще поспорят.

Многим названиям морей суждено быть связанными с цветом, но, наверное, самое загадочное получило именно Черное море. Существует несколько версий, объясняющих происхождение гидронима.

О чем говорят легенды

Черное море далеко не всегда встречало мореплавателей дружелюбно. Некоторые моряки во время штормов, которые случались здесь достаточно часто, утверждали, что видели странное свечение из глубин. Это видение они объясняли открывающимися воротами ада. Отсюда и пошло название «Черное», то есть море ада.

Часто штормящие море уносило много жизней, поэтому и возникла легенда об утопленниках в темных одеяниях, которые сопровождают корабли, стараясь заманить в глубины живых людей. Следуя этой легенде, мореплаватели старались не смотреть на воду ночью, а море называли «черным».

У жителей черноморского побережья существует легенда о разозлившемся на людей богатыре, который имел огромную золотую стрелу, способную разделить землю на две половины. Опасаясь совершить в гневе страшный поступок, богатырь спрятал стрелу в глубинах, но вернуть ее помешало разгневанное море, которое из прозрачного и голубого превратило свои воды в темные. Так и стало называться море «черным».

По одной из тюркских легенд, в водах моря спрятан страшный меч, который способен был убить все живое на земле. Морские духи воспротивились этому и пытались выбросить оружие на берег. Именно поэтому море часто кажется темным и неприветливым, а постоянные шторма, по легенде, говорят о гневе обитателей «черного» (страшного) моря.
В фольклоре местных жителей существуют сказки, в которых рассказывается о прекрасной черноволосой девушке, бросившейся в море после того, как узнала, что ее возлюбленный погиб во время шторма. Горе окрасило воды в черный цвет, и море стало черным.

Как море встречало, так его и называли

Существует несколько вполне достоверных фактов, которые подтверждают, что в названии Черного моря прежде всего отразилось впечатление о нем.
«Негостеприимным» показалось море греческим мореплавателям, которые еще за несколько тысячелетий до нашей эры именовали его Понт Аксинским. Море встречало греков постоянными штормами, далеко не всем мореплавателям удалось вернуться домой, поэтому, рассказывая о путешествии, выжившие часто упоминали о суровом нраве моря, которое становится темным, неприветливым, опасным. Постепенно море стали называть не Понт Аксинское, а Черное.

Земли черноморского побережья всегда привлекали своими природными ресурсами, поэтому испокон веков коренные жители отражали набеги. Тюркские племена не раз пытались завоевать эти земли, но всегда встречали яростное сопротивление аборигенов, в основной своей массе темноволосых, в темной одежде. По одному преданию, в домах черноморских тавров хранятся чаши, сделанные из голов побежденных врагов. Беспощадность к захватчикам так поразило, что, покидая черноморское побережье, они говорили о «черных» землях с «черными» людьми. Так и за морем в тюркском фольклоре закрепилось название «Черное».

О «черном» море рассказывали многие путешественники средневековья. Такое название они приписывали потому, что во время страшных штормов вода становилась темной, а волны, готовые проглотить суда, казались огромными черными скалами.
На многих картинах художников-маринистов, изображающих Черное во время шторма, можно увидеть именно темные, почти черные оттенки .

Что о происхождении названия говорят ученые

Обращаясь к древним источникам, ученые установили, что Черное море за всю свою историю имело около 500 разных названий, которые так или иначе отражали внешний вид, особенности судоходства и отношение людей к этому водному пространству. Самыми известными именованиями были: Понт Аксинский, Скифское, Кара-Дениз, Русское, Таврическое.

Версия 1. Некоторые ученые видят появление названия «Черное» в славянской традиции распределения цвета: правую сторону они считали черной, а левую (где находилось сердце) – белой. Если встать лицом на восток, то море будет располагать справа, то есть с «черной» стороны. Соответственно, и море стало называться у славян Черным.
Версия 2. Возможно, название «Черное» пришло от тюркских народов, которые именовали море Кара-Дениз («кара»- черный). Поскольку многие тюркские народы были кочевыми или вели активные захватнические войны, название быстро распространилось и закрепилось.
Версия 3. Гидрологи утверждают, что свое название море получило исключительно из-за внешнего вида. В морских глубинах содержится много сероводорода, который способен окрашивать в черный цвет все металлические предметы, отсюда и появляется темный цвет воды. Мореплаватели после путешествия по этому морю замечали, что якоря и другие металлические части кораблей становились черными, поэтому и называли море «Черным».
Версия 4. Лингвисты считают, что появление названия «Черное» произошло из-за ошибки в переписывании библейских книг, где это море именовалось «чермным», то есть «красивым».
Версия 5. Некоторые ученые предполагают, что название морю могли дать и растущие в нем водоросли (как кораллы Красного моря). После штормов именно черные водоросли густо устилают берега и плавают в прибрежных водах. Отсюда и название моря – Черное.
Версия 6. Выдвигается интересное предположение, основанное на наблюдениях за камнями, которые находятся в морских глубинах или на берегах. Самыми округленными, и естественно, самыми древними были черные камни. Возможно, именно они придавали черный цвет водам. Поэтому возникновение названия связано с внешним видом.

В наше время побережье Черного стало любимым местом отдыха многих. Ласковый прибой, теплый песок, легкий ветерок как будто стирают образ неприветливого сурового моря. Всматриваясь в бирюзовую гладь, задумываешься: почему Черное море назвали «черным», ведь столько разных оттенков демонстрируют его воды. Неужели когда-то они были «негостеприимными»?

Невероятные боевые машины, созданные для различных задач не перестают удивлять до сих пор.

То, что казалось Нам фантастикой в произведении Григория Адамова (одного из лучших фантастов СССР), «Тайна двух океанов» был действительно созданным на тот момент аппаратом: подземный крейсер.
Машина, способная прокладывать себе дорогу в твердых скальных породах, совершая диверсии в тылу врага!

В 1976 году по инициативе начальника Главного управления гостайн Антонова в печати стали появлятся сообщения о этом проекте. А остатки самого подземного крейсера ржавели под открытым небом до 90-х годов. Сейчас бывший полигон вроде хотят объявить запретной зоной.
Глухой отзвук об этих работах остался лишь в романе Эдуарда Тополя «Чужое лицо», где мастер детективного жанра описывает, как субтеррину намеревались испытать у берегов Северной Америки. Ядерная подлодка должна была выгрузить там «субтеррину», и последняя своим ходом собиралась добраться до самой Калифорнии, где, как известно, довольно часто случаются землетрясения. В заранее рассчитанном месте экипаж оставлял ядерный боезаряд, который мог быть взорван в нужный момент. А все его последствия затем списали бы на стихийное бедствие… Но все это – лишь фантазии: испытания подземной лодки не были доведены до конца.

От фантазий к реальности

Тем не менее желающие пофантазировать все-таки находились. Одним из таких фантазеров был наш соотечественник Петр Рассказов. Несмотря на свою фамилию, был он вовсе не литератором, а инженером и свою идею выразил не словами, а чертежами. За что, говорят, и был убит в смутные времена Первой мировой войны. А его чертежи таинственным образом исчезли и «всплыли» через некоторое время не где-нибудь, а в Германии. Но в дело так и не пошли, поскольку войну Германия вскоре проиграла. Ей пришлось заплатить победителям огромные контрибуции, и стране было не до каких-то там подземных лодок.

Между тем мозги изобретателей продолжали работать. Аналогичную конструкцию в США попытался запатентовать Питер Чалми – сотрудник «фабрики изобретений», которую возглавлял не кто-нибудь, а сам знаменитый Томас Алва Эдисон. Впрочем, он был не одинок. В списке изобретателей подземной лодки значится, например, некий Евгений Толкалинский, в 1918 году эмигрировавший из революционной России на Запад вместе со многими другими учеными, инженерами и изобретателями.

«Крот» под горой Благодать

Но и среди тех, кто остался в советской России, нашлись светлые умы, взявшиеся за это дело. В 1930-е годы изобретатель А. Требелев, конструкторы А. Баскин и А. Кириллов сделали сенсационное изобретение. Они создали проект некоего «подземохода», область применения которого обещала быть просто фантастической, вплоть до установки по пути следования машины опор освещения металлических. Например, подземная лодка доходит до нефтяного пласта и плывет от одного «озера» к другому, разрушая на своем пути горные перемычки. За собой она тянет нефтепровод и, достигнув наконец нефтяного «моря», начинает оттуда качать «черное золото».

В качестве прототипа для своей конструкции инженеры взяли… обычного земляного крота. Несколько месяцев они изучали, как он проделывает подземные ходы, и создали свой аппарат «по образу и подобию» этого животного. Кое-что, конечно, пришлось переделать: лапы с когтями заменить более привычными фрезами – примерно такими же, как у угледобывающих комбайнов. Первые испытания лодки-крота прошли на Урале, в рудниках под горой Благодать. Аппарат вгрызался в гору, крошил своими фрезами крепчайшие породы. Но конструкция лодки оказалась все же недостаточно надежной, ее механизмы часто отказывали, и дальнейшие разработки были признаны несвоевременными. Тем более, что на носу была Вторая мировая война.

Тем временем в Германии

Однако в Германии та же самая война как раз послужила катализатором возрождения интереса к данной идее. В 1933 году изобретатель В. фон Верн запатентовал свой вариант подземохода. Изобретение на всякий случай засекретили и отправили в архив. Неизвестно, сколько бы оно могло там пролежать, если бы на него в 1940 году случайно не наткнулся граф Клаус фон Штауфенберг. Несмотря на свой пышный титул, он с восторгом принял идеи, изложенные Адольфом Гитлером в книге «Майн кампф». И когда новоявленный фюрер пришел к власти, среди его соратников был и фон Штауфенберг. Он быстро сделал карьеру при новом режиме и, когда ему на глаза попалось изобретение Верна, понял, что напал на свою золотую жилу.

После окончания Великой Отечественной войны, недалеко от Кенигсберга, органами советской контрразведки были обнаружены штольни неизвестного происхождения, а рядом остатки взорванной конструкции, предполагалось что это остатки «Змея Мидгарда» - опытного варианта «Оружия возмездия» Третьего Рейха, некоторые беллетристы даже связывали это со знаменитой «Янтарной комнатой», которую нацисты спрятали в одной из таких штолен.

Фон Штауфенберг довел суть дела до влиятельных чинов Генштаба вермахта. Изобретателя вскоре разыскали и создали все условия, чтобы он мог реализовать свою идею на практике. Дело в том, что в 1940 году Генштаб разработал операцию «Морской лев», главной целью которой было вторжение нацистов на Британские острова. Подземные лодки очень пригодились бы в этой операции: пропахав землю под Ла-Маншем, они могли бы беспрепятственно доставлять в Великобританию отряды диверсантов, которые бы сеяли панику среди британцев.

Основа разработки - патент Хорнера фон Верна, зарегистрированный ещё в 1933 году. Изобретатель пообещал сделать аппарат вместимостью до 5 человек, способный двигаться под землей со скоростью 7 км/ч и нести боезаряд массой в 300 кг (этого вполне достаточно, чтобы провести внушительную диверсию). Причём лодка фон Верна «плавала» как под водой, так и под землей.

Немцы успели разработать и испытать эту лодку.

Однако, инициативу перехватил Герман Геринг, шеф люфтваффе. Он убедил фюрера, что не стоит заниматься «мышиной возней», когда доблестные асы Третьего рейха могут в считанные дни разбомбить Британию с воздуха. По приказу Гитлера в 1939 году работы над подземной лодкой были свернуты. В небе Британии началась знаменитая воздушная война, которую, в конце концов, выиграли британцы. Солдатам вермахта так и не было суждено ступить на британскую землю.

Мечта Хрущева

Однако идея создания подземной лодки не канула в Лету. В 1945 году, после разгрома фашистской Германии, по ее территории вовсю рыскали трофейные команды бывших союзников. Проект попал в руки генерала СМЕРШа Абакумова. Эксперты дали заключение - это агрегат для передвижения под землей. Весной 1945 года на Лубянке обнаружили, что в немецком проекте принимал участие один русский инженер-самоучка - Рудольф Требелецкий, закончивший экстерном гимназию и Московский университет, расстрелянный во время репрессий в 1933 году. В спецхране нашлись привезенные им из Германии копии чертежей.

Требелецкий значительно усовершенствовал изобретение фон Верна. Теперь лодка могла одинаково успешно двигаться как под землей, так и под водой. Кроме этого он изобрел «термальный суперконтур», что значительно облегчало продвижение под землей. Свою лодку он назвал «Субтерина».
О своих идеях Требелецкий рассказал однокласснику, известному писателю-фантасту Григорию Адамову. Адамов использовал идеи Требелецкого в своих романах «Тайна двух океанов» и «Покорители недр». За упоминание секретных технологий Адамов был наказан полным забвением при жизни и умер не дожив 60-летия.

Проект отправили на доработку. Ленинградский профессор Г.И. Бабат предлагал использовать для снабжения «подземохода» энергией сверхвысокочастотное излучение. А московский профессор Г.И. Покровский произвел расчеты, показывающие принципиальную возможность использования процессов кавитации не только в жидкой, но и в твердой среде. Пузырьки газа или пара, по мнению профессора Покровского, были способны весьма эффективно разрушать горные породы. Говорил о возможности создания «подземных торпед» и академик А.Д. Сахаров. По его мнению, можно было создать условия, при которых подземный снаряд будет двигаться не в толще пород, а в облаке распыленных частиц, что обеспечит фантастическую скорость продвижения – десятки, а то и сотни километров в час!

Снова вспомнили и о разработке А. Требелева. С учетом трофейных наработок дело выглядело многообещающим. Но Берия, при поддержке Устинова убедил Сталина что проект бесперспективен. Но в 1962 году проект получил развитие - на Украине. Для серийного производства подземных лодок, испытания которых, по существу, еще и не начинались, в местечке Громовка, по приказу Хрущова построили стратегический завод по массовому производству подземных лодок! Так вот откуда взялась известная поговорка… А сам Никита Сергеевич публично пообещал достать империалистов не только из космоса, но и из-под земли!
К 1964 году завод был построен. Первая советская подземная лодка была титановой с заостренным носом и кормой, диаметром 3 метра и длиной 25 метров, экипаж - из 5 человек, и могла вместить 15 бойцов, и тонну вооружения, скорость - до 15 км/час. Боевая задача - обнаружение и уничтожение подземных командных пунктов и ракетных шахт противника. Хрущев лично осмотрел новое оружие.
Несколько вариантов созданных подземоходов отправили для испытаний в Уральские горы. Первый цикл прошел удачно – подземная лодка со скоростью пешехода уверенно проделала ход с одного склона горы на другой. О чем, естественно, тут же было доложено правительству. Возможно, именно эта весть и дала Никите Сергеевичу основания для его публичного заявления. Но он поторопился.

Идея создать такую машину, которая, словно крот, могла бы рыть подземные ходы и уходить в глубь планеты, будоражила не только умы фантастов, но и серьезных ученых и конструкторов.


Сегодня различным проходческим оборудованием никого не удивишь. С его помощью прорыты тысячи километров шахт и тоннелей, по которым мчатся поезда, текут огромные потоки воды, складируются разные запасы...

Однако помимо таких вот мирных проходческих машин под покровом тайны разрабатывались боевые "кроты", способные разрушать подземные коммуникации противника, уничтожать его заглубленные и хорошо защищенные пункты управления, подрывать арсеналы, скрытые в толщах скальных пород. А еще они могли незаметно прорываться в буквальном смысле слова в глубокий тыл врага, выползать наружу и высаживать десант там, где его никто не ждал. Такие подземные лодки в начале ХХ века представлялись едва ли не сверхоружием.

Считается, что первый проект боевого подземного самодвижущегося аппарата разработал наш соотечественник москвич Петр Рассказов еще в 1904 году. Но во время революционных событий, охвативших в то время и Москву, он был убит будто бы шальной пулей. В начале Первой мировой войны его чертежи пропали, и позже всплыли, естественно, в Германии. В начале 1930-х годов в СССР вернулись к этой идее. Созданием "боевого крота" занимался инженер Требелев. Причем он хотел сконструировать машину, которая копировала бы настоящего крота. Удалось даже построить и испытать опытный образец, но дальше дело не пошло.

Также не увенчались успехом попытки создать боевую подземную машину в нацистской Германии. Проект назвали "Змей Мидгарда" (Midgard Schlange) - по имени подземного чудовища из скандинавских саг. Общий вес подземного "змея" составлял 60 тысяч тонн с экипажем в 30 человек. В реализации проект оказался безумно дорог, и его закрыли. Дальше стали происходить почти мистические события.

Боевая машина обладала фантастическими способностями

В основу "змея", как считается, легли чертежи Петра Рассказова, похищенные германской разведкой в начале Первой мировой. А детально проработанные немецкие чертежи добыли уже советские разведчики в конце Великой Отечественной. По сложившейся традиции мы признаем только западные авторитеты. Несмотря на то, что именно наши инженеры были первопроходцами в создании "боевых кротов", лишь немецкие чертежи подземного чудо- заставили компетентные органы продавить начало работ по советским подземным лодкам. Министр госбезопасности СССР Абакумов буквально потребовал от президента Академии наук СССР Сергея Вавилова создать спецгруппу для изучения возможности проектирования подземной лодки. Создание "боевого крота" было засекречено еще больше, чем советский атомный проект. Сведения о нем самые приблизительные. Известно, что проект активно поддержал и Хрущев. Еще бы, советский подземный аппарат мог пробиваться через толщу земли, проходя скальные породы как нож масло. Может быть, экстравагантному Хрущеву мечталось, что придет время и стальной советский кулак вылезет из-под земли прямо на лужайке у Белого дома в Вашингтоне? Та еще будет кузькина мать!


Более 50 лет назад в нашей стране создали боевую машину, которая проходила сквозь гранит как сквозь масло. Инфографика: Леонид Кулешов/РГ

Как утверждают в своих публикациях эксперты, боевая подземная машина не только была построена, но и обладала поистине фантастическими способностями. Назвали ее, не мудрствуя, "Боевой крот". Подземная лодка имела ядерную силовую установку, как и классическая атомная субмарина. Утверждается, что у "Боевого крота" были следующие параметры: длина корпуса 35 м, диаметр 3 м, экипаж 5 чел., скорость 7 км/ч. Мог он нести и десант до 15 полностью экипированных бойцов. Завод по изготовлению подземных лодок был построен в 1962 году на Украине. Через 2 года изготовили первый экземпляр.

Аппарат просто испарился, а пробитый тоннель разрушился

Есть сведения, что к созданию этого аппарата приложил руку и академик Сахаров. Была разработана оригинальная технология дробления грунта и двигательная система. Вокруг тела "крота" создавался некий кавитационный поток, который снижал силу трения и позволял пробиваться даже через граниты и базальты. Предполагалось, что действия "крота" будут приняты противником за результаты землетрясения.

Первые же испытания дали потрясающие результаты. "Боевой крот" действительно спокойно вгрызался в скалы и уходил в их глубину с небывалой для проходческих машин скоростью. Однако во время очередных испытаний в 1964 году машина, проникшая в Уральские горы под Нижним Тагилом на расстояние в 10 км, по неизвестным причинам взорвалась. Поскольку взрыв был ядерным, то сам аппарат с находившимися в нем людьми просто испарился, а пробитый туннель обрушился. В прессе называлось имя погибшего командира "Боевого крота" - полковник Семен Будников. Но официального подтверждения этому ни разу не прозвучало. Проект закрыли, все документальные свидетельства о нем ликвидировали, словно ничего и не было. Почему так случилось? Почему, реально создав уникальную и не имевшую мировых аналогов проходческую машину для подземных работ, СССР отказался от ее дальнейшего развития после первой же катастрофы. Ракет взрывалось намного больше, но ракетостроение никто не сворачивал. Также было множество аварий и катастроф с атомными подводными лодками, но и их конструкции довели в итоге почти до идеального состояния. Ответ на это может показаться невероятным и запредельно фантастическим. Но... Другого объяснения нет.

Какая внешняя сила не дала "Кроту" углубиться?

Давным-давно появились легенды о том, что внутри нашей планеты существует иная разумная жизнь - там своя подземная и совершенно неведомая нам цивилизация, которая реально управляет Землей, а может быть, и всей Солнечной системой. И будто бы есть некие порталы, которые позволяют избранным войти в этот иной мир, а также выйти из него. Нацистские ученые-мистики из тайного общества Аненербе вполне серьезно искали эти порталы. Не факт, что не нашли. Однако войти внутрь Земли можно лишь в том случае, если разрешат. А так цивилизация "Средиземья" защищена мощной энергетической сферой и скальной броней, известной нам как земная кора планеты.

Считается, что самая глубокая скважина в мире находится на Кольском полуострове. Действительно, во времена СССР на ней удалось пробиться вглубь на 12 262 метра. Это мировой рекорд. Но еще в советские времена работы на скважине стали сворачивать будто бы из-за их дороговизны. Сегодня она полностью разрушена, входное отверстие заварено. Однако существует версия, что бурить прекратили по другой причине. Когда появилась возможность опустить в ствол скважины на всю ее глубину видеоаппаратуру, то будто бы выяснилось, что вертикальная глубина - 8 км. А дальше бур по неизвестной причине стал крутиться в горизонтальной плоскости, словно наткнулся на препятствие непробиваемой прочности. Так и накрутил свыше 4 км.

А может, иная цивилизация существует не в космосе, а у нас под ногами, и ее стражники не хотели, чтобы советский "крот" проник в запретные пределы

Какая внешняя сила не дала углубиться более чем на 8 км?

Зафиксировано немало случаев, когда люди слышали доносившийся откуда-то из-под земли гул работающих механизмов, хотя в радиусе тысяч километров не велось никаких подземных работ. Акустики подводных лодок тоже фиксировали некие технологические шумы, шедшие с океанских глубин. Мы ищем инопланетян в космических просторах. А может быть, иная цивилизация существует буквально у нас под ногами? И стражники ее не захотели, чтобы советский "крот" проник в запретные пределы. Ведь технические характеристики позволяли "Боевому кроту" дойти до центра Земли. Поэтому-то уникальная подземная машина была уничтожена. А тайна давнего советского проекта вряд ли будет когда-нибудь полностью раскрыта.