Презентация сравнение групп предметов старший дошкольный возраст. НОД на тему "Сравнение групп предметов. Знаки = и ≠". Затруднение в игровой ситуации

Родительское собрание в средней группе на тему «Современные ИКТ. Плюсы и минусы»

Подгововила:

Воспитатель Дмитренко А.С.

При правильном подходе к занятиям

на компьютере можно извлечь

максимум пользы для развития ребенка.

Б. Шлимович

ЦЕЛЬ : донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования и правила здоровьесбережения при организации взаимодействия ребенка с ИКТ в домашних условиях.

Задачи родительского собрания:

Образовательные: формировать у родителей представления о роли, возможностях и способах использования ИКТ в обучении детей дошкольного возраста.

Воспитательные : формировать понимание важности поддержания эмоционального контакта с ребёнком во избежание развития у него компьютерной зависимости.

Организационные: выработать согласованные действия ДОУ и семьи по правильной организации работы детей с ИКТ.

Информационные: предложить практические советы по организации безопасного взаимодействия ребенка с компьютером.

Подготовка к родительскому собранию

  1. Подбор и анализ литературы по данной теме.
  1. Анкетирование родителей, анализ и обобщение полученных результатов.
  1. Подготовка памяток по теме собрания.

План родительского собрания

  1. Эмоциональный настрой. Вступительное слово воспитателя. Результаты анкетирования. Распределение родителей по группам. (5 мин.)
  2. Работа родителей в группах, обмен мнениями (8мин.)
  3. Классификация компьютерных игр, требования к игре дошкольника (3 мин)
  1. Подведение итогов собрания. (2 мин).

Крикните громко и хором, друзья,

Деток своих все вы любите? (да)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Я вас понимаю… Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (да)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажитесь нам? (нет)

Последнее спрошу вас я:

Активными все будем сегодня мы? (да)

Вступительное слово воспитателя.

Современные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) уже давно и прочно проникли во все сферы деятельности человека. Они используются и на работе, и дома, и в школе, и даже в детском саду. Во многих семьях, как только ребенок научится сидеть, его устраивают перед экраном телевизора, который все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом. Экран становится главным воспитателем ребенка. С одной стороны, это очень облегчают нашу жизнь В самом деле, ребенок не пристает, ничего не просит, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной цивилизации. А с другой - мы вынуждены платить за это физическим и психическим здоровьем наших детей. Так что же приносят компьютеры нашим детям - больше пользы или вреда? И как правильно организовать общение ребёнка с компьютером, чтобы он не попал в зависимость от него? Сегодня на родительском собрании мы попытаемся ответить на эти проблемные вопросы и постараемся совместно выработать правила организации работы детей на компьютере.

Вначале давайте познакомимся с результатами анкетирования родителей по вопросу пользования ИКТ в их семье.

Подведение итогов анкетирования.

Итак мы видим, что отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий в нашу жизни.

В нынешнее время дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но способствует ли это развитию ребенка дошкольного возраста или напротив, сдерживает его?

Психологи и логопеды бьют тревогу. В последние годы у детей часто наблюдается задержка речевого развития: поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, речь бедна и примитивна. Сидя у экранов телевизора, ребенок не учится говорить, а учится лишь подражанию звуков. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом общении, когда ребенок не только слушает чужие слова, но и является участником диалога: задает вопросы, отвечает.

Все чаще отмечается у детей неспособность к фантазии и творческой активности. У них нарушается внимание и способность к концентрации на каком-либо занятии, нет заинтересованности в делах. Многим трудно воспринимать информацию на слух, они не могут удержать в памяти цепочку из нескольких предложений, связать их одним смыслом. Поэтому детям не интересны и скучны книги.

Становление внутреннего мира ребенка, формирование его личности происходит именно в детском возрасте и только в совместной жизнедеятельности со взрослыми. Отсутствие внутреннего мира, душевная пустота порождают детскую агрессию и жестокость.

Все сказанное, конечно, не означает полностью исключить современные ИКТ из жизни ребенка. При рациональном использовании они могут стать средствами, которые способны развить творческие способности ребенка, его интеллектуальную сферу, моторику, зрительно-моторную координацию.

Для нас самое главное, чтобы дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.

Давайте попробуем выявить все «+» и «-» влияния ИКТ на развитие ребенка дошкольного возраста:

Одна группа доказывает, что компьютер положительно влияет на ребенка, другая - называет отрицательные моменты влияния компьютера на ребенка.

Положительное влияние компьютера

Отрицательное влияние компьютера

üРазвитие мелкой мускулатуры руки, моторики

üПознавательная мотивация

üСтеснённая поза

üВыработка усидчивости

üРазвитие остеохондроза üЗаболевания суставов кистей рук

üУлучшение памяти, внимания

ü Ориентирование в современных технологиях

üКомпьютерная зависимость

üБыстрое нахождение нужной информации, следовательно увеличение свободного времени

üНервно-эмоциональное напряжение

üСиндром компьютерного стресса

üРебёнок забывает о реальном мире

üЗамена общения

Исследования ученых показывают, что компьютер становится доступен пониманию ребенка примерно с 5 лет. Если вы решили, что ваш ребенок уже в три года может пользоваться компьютером, необходимо знать временные ограничения.

По мере утомления в процессе общения с компьютером психическое состояние и поведение детей изменяются тоже по-разному: у одних появляется неуверенность, тревожность, ухудшается настроение, появляются негативные мысли, страх отказ от других занятий, уход в себя. Если телевизор или компьютер не мешают ребенку нормально развиваться, общаться со взрослыми и сверстниками, бывать на прогулке, заниматься физической культурой, то причин для беспокойства нет. А если наоборот, стоит задуматься

Очень важно, что находится внутри вашего компьютера, в какие игры играет ваш ребенок.

Условно все многообразие компьютерных игр можно классифицировать следующим образом:

Адвентурные - иначе (приключенческие) главным подспорьем в данных играх служат находки - различные предметы, которые встречает персонаж, путешествуя в игровом пространстве внушительных размеров.

Ролевые - целью этих игр может быть отыскание, человека или заклинания, здесь проявляется главный принцип ролевой игры - использование нужного персонажа в нужное время и в нужном месте.

Стратегии - цель этих игр управление ресурсами, полезными ископаемыми, войсками. Эти игры развивают у ребенка усидчивость к планированию своих действий, тренируют многофакторное мышление.

Игры типа «Убей их всех» - сугубо развлекательные. Они развивают моторные функции, но плохо познавательные, при этом сомнительные в плане развития мышления и тем более нравственного воспитания. В них особенно необходимо чувство меры.

Развивающие игры - которые способствуют познавательному развитию дошкольников и побуждают к самостоятельным творческим играм.

Логические игры - развивают навыки логического мышления, это головоломки, задачи на перестановку фигур или составление рисунка.

Игры симуляторы - т.е. имеется какая-нибудь приставка: авто- авиа - спортивная. В этих играх большое значение придается реализму ответственных реакций окружающей виртуальной среды, вплоть до мельчайшего соблюдения технических показателей.

Графические игры - связанные с рисованием, конструированием.

На самом деле очень трудно выбрать компьютерную игру для ребенка: их так много, и каждый производитель говорит, что его игра лучшая!

Специалистами разработаны требования, предъявляемые к компьютерной игре для детей дошкольного возраста. Если соблюдать эти требования и правила, то компьютер не нанесет вреда ребенку, а польза его очевидна.

В игре не должно быть текстовой информации

Шрифт символов должен быть больше по размеру, чем традиционный

Изображение на экране должно быть крупным, без мелких отвлекающих деталей

Темп движений на экране не быстрый

Нежелательно применение системы оценок в баллах

Программа должна иметь логическое завершение - построен дом, нарисован рисунок

А так же разработаны гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при организации игровой деятельности.

* ребенок может играть за компьютером не более 15 минут в день

* лучше играть в первой половине дня

* в течение недели ребенок может работать с компьютером не более 3 раз

* комната, в которой он работает должна быть хорошо освещена

* мебель соответствовать росту ребенка

*расстояние от глаз ребенка до монитора 60 см;

*после игры нужно обязательно сделать зарядку для глаз

* игровую деятельность сменить физическими упражнениями

Заканчивая собрание, хочется ещё раз отметить, что, несомненно, компьютер - эффективное средство развития ребенка. Но во всём необходимо соблюдать чувство меры. Многие родители не видят ничего плохого в том, что дети проводят много времени у компьютера. Считая этот вид досуга интеллектуальным и полезным, они беспокоятся лишь о нарушении их осанки или зрения. Однако чрезмерное увлечение компьютерными играми сказывается не только на физическом здоровье ребенка, но и на его психике. У ребёнка появляется компьютерная зависимость. Этого можно избежать, если соблюдать определённые правила.

И напоследок я хочу вам раздать памятки «Профилактика компьютерной зависимости», «Зрительная гимнастика».

Для профилактики компьютерной зависимости психологи советуют следующее:

  1. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И. если отец разрешает играть сыну не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре.
  1. Ограничьте время работы с компьютером, объяснив, что компьютер - не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребёнок уже склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три - в выходной, но обязательно с перерывами.
  1. Предложить другие возможности времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.)
  1. Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры).
  1. Обращать внимание на игры, в которые играют дети, т.к. некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.
  1. Обсуждать игры вместе с ребёнком. Отдавать предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребёнка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.
  1. Если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, необходимо обращаться к психологам.

Документы для скачивания:

МБДОУ «Детский сад№2 комбинированного вида» города Пикалево

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

За компьютером с трех лет?

Компьютерные технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. При этом компьютер не заменяет педагога или родителя, а дополняет их.

В дошкольных образовательных учреждениях рекомендуемая непрерывная продолжительность работы с ПЭВМ на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 мин, для детей 6 лет - 15 мин.

Правило «3-6-9-12»

Родителям важно запомнить простое правило:

до 3 лет никакого компьютера;

до 6 лет никаких приставок;

до 9 лет никакого интернета;

до 12 лет пользоваться интернетом вместе со взрослым.

После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.

— 1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, насчет 10 - 15.

— 2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1 - 4, затем налево на счет 1 - 4 и прямо на счет 1 - 6. Поднять глаза вверх на счет 1 - 4, опустить вниз на счет 1 - 4 и перевести взгляд прямо на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

— 3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25 - 30 см, на счет 1 - 4, потом перевести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

— 4. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 1 - 2 раза.

Официальный сайт МБДОУ «Детский сад №2 комбинированного вида» города Пикалево: http://detsk-sad2.ucoz.com/

Адрес электронной почты учреждения: [email protected]

АНКЕТА

1.

· считаю возможным их использование в детском саду;

· их использование должно быть ограничено;

· не должны использоваться.

2.

· смотрит видеоролики, слушает аудиосказки;

· играет;

· занимается по специальным детским развивающим программам;

· ребенку не разрешаем пользоваться компьютером.

3.

· Стараюсь, но не всегда получается. Редко...

4.

· компьютерные игры развивают у ребенка быстроту реакции, мелкую моторику рук, визуальное восприятие объектов, память и внимание, логическое мышление, зрительно-моторную координацию... (речь идет об играх, которые имеют возрастную рекомендацию);

· ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий;

· нет положительных моментов в использовании компьютера.

5.

· Нахожу для себя и своего ребенка интересные ресурсы Интернета;

· Активный пользователь Интернет;

· Нет компьютера дома.

6.

1. да; 2. нет, первый раз слышу про сайт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНКЕТА

для родителей по информационным компьютерным технологиям

Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

  1. Ваше отношение к использованию информационных компьютерных технологий в детском саду?
  • считаю возможным их использование в детском саду;
  • их использование должно быть ограничено;
  • не должны использоваться.
  1. Для чего из перечисленного ребенок в Вашей семье обычно использует компьютер дома?
  • смотрит видеоролики, слушает аудиосказки;
  • играет;
  • занимается по специальным детским развивающим программам;
  • ребенку не разрешаем пользоваться компьютером.
  1. Следите ли вы за тем, чем ребёнок занимается за компьютером?
  • Нет;
  • Стараюсь, но не всегда получается. Редко...
  1. С какими моментами использования ИКТ Вы согласны?
  • компьютерные игры развивают у ребенка быстроту реакции, мелкую моторику рук, визуальное восприятие объектов, память и внимание, логическое мышление, зрительно-моторную координацию... (речь идет об играх, которые имеют возрастную рекомендацию);
  • ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий;
  • нет положительных моментов в использовании компьютера.
  1. Что Вы про себя могли сказать...
  • Нахожу для себя и своего ребенка интересные ресурсы Интернета;
  • Активный пользователь Интернет;
  • Нет компьютера дома.
  1. Посещаете ли вы сайт нашего учреждения?

1. да; 2. нет, первый раз слышу про сайт.

Спасибо за участие в анкетировании.

Предварительный просмотр:

РЕЗУЛЬТАТЫ

анкетирования родителей

по информационным компьютерным технологиям

В анкетировании принимали участие средняя, старшая и подготовительные группы, родители активно отвечали на заданные вопросы.

Вопросы, предложенные родителям в анкете, были направлены на выявление их отношения к использованию информационных компьютерных технологий в детском саду и семье, уровня владения компьютером родителями, способов использования ИКТ в семье.

Очень важный вопрос о знании и посещении родителями сайта детского сада.

  1. На вопрос «Ваше отношение к использованию информационных компьютерных технологий в детском саду?» мнения родителей разделились: лишь 11% считают, что ИКТ не должны использоваться в детском саду, остальное количество разделилось примерно поровну 45% и считают возможным использование ИКТ в ДОУ, 44% считают, что их использование должно быть ограничено. Это доказывает, что большинство родителей понимают, что компьютер может принести определенную пользу в процессе обучения ребенка. И действительно необходимо придерживаться установленных норм использования информационных компьютерных технологий в детском саду.
  1. Вопрос «Для чего из перечисленного ребенок в Вашей семье обычно использует компьютер дома?» был задан с целью определить, как именно родители видят использование компьютера и применяют его в домашних условиях. Выявлен положительный момент: дети дома слушают аудиосказки, занимаются по специальным развивающим программам. Вариант ответа «играет» подразумевает, что игра не обладает обучающими и развивающими свойствами, потому заставляет задуматься над качеством этих игр, так как всем понятно, что имеется множество низкопробных игр, сюжеты которых оставляют желать лучшего (стрелялки, погони, убийства). То, что родители не позволяют дома заниматься на компьютере можно также рассматривать в разных позиций: ограничение с целью ограждения от негативной информации и вредного излучения, с другой стороны, ограничивает современный кругозор ребенка, так как уже в первом классе школы учебники содержат определенные задания, выполнение которых без компьютера невозможно.
  1. Очень важный вопрос «Следите ли вы за тем, чем ребёнок занимается за компьютером?». Ответы родителей могут нас порадовать, так как в большинстве случаев 90% родители четко следят за ребенком, 10% признались, что стараются, но получатся редко, а это значит, что не всегда могут проконтролировать и ограничить детей от ненужной им информации.
  1. Вопрос «Что Вы про себя могли сказать...» имеет цель понять, а как родители видят себя, как пользователей Интернет. Результаты соответствуют веянию времени, так как компьютер прочно вошел в нашу жизнь, абсолютное большинство родителей пользуются компьютером. Лишь у 2% опрошенных нет компьютера дома. При этом те же 2% как раз не являются противниками использования ИКТ в детском саду.
  1. Ответ на вопрос «С какими моментами использования ИКТ Вы согласны?» показывает, что, в основном, родители правильно воспринимают положительные моменты информационных компьютерных технологий. Естественно использование ИКТ должно быть строго дозировано и использовано только в соответствии с возрастом. Однако 5% опрошенных родителей не видят положительных моментов в использовании компьютера.
  1. Самый показательный вопрос «Посещаете ли вы сайт нашего учреждения?»

Сайт учреждения существует практически год, однако лишь 27% знают про его существование, можно сделать вывод, что они не получили достаточной информации о нем. Поэтому предлагаю на стендах в группах вывесить информационный лист о сайте и электронной почте учреждения.

Сентябрь.

№1. Тема: Знакомство с понятиями «один» и «много».
Пр. задачи. Формировать представления о понятиях «много» и «один». Работать над умением согласовывать числительное «один» с существительными в роде и падеже.
Развивать умение сравнивать предметы по цвету, выявлять закономерность в изменении цвета.
(Петерсон «Игралочка», стр.16)

№2. Тема: Сравнение совокупностей предметов по количеству. Столько же.
Пр. задачи. Формировать представления о равночисленности групп предметов на основе составления пар (наложением, проведением линий и т.д.).
Закреплять представления о понятиях «один» и «много».
Упражнять детей в умении выявлять закономерность в расположении предметов.
(Петерсон «Игралочка», стр.17) .

№3. Тема: Столько же, больше, меньше.
Пр. задачи. Сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар (столько же, больше, меньше).

(Петерсон «Игралочка», стр. 19)

№4. Тема: Столько же, больше, меньше.
Пр. задачи. Закреплять понятия «один» - «много», умение сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар.
Формировать представления о сохранении количества.
Развитие логического мышления.
(Петерсон «Игралочка», стр.20)

ОКТЯБРЬ

№1. Тема: Столько же, больше, меньше.
Пр. задачи. Закреплять представления о сохранении количества, о сравнении групп предметов на основе составления пар, о понятиях «один» и «много».
Учить видеть составные части группы предметов, каждая из которых отличается определённым цветом.
Упр-ть детей в поиске закономерностей.
(Петерсон «Игралочка», стр.22)

№2. Тема: Свойства предметов. Счёт до двух.
Пр. задачи. Формировать умение считать до двух на основе сравнения двух групп предметов, содержащих 1 и 2 элемента.
Устанавливать два способа уравнивания групп предметов по количеству.
Учить выявлять общее свойство групп предметов.
(Петерсон «Игралочка», стр. 23)

№3. Тема: Счёт до двух. Цифры 1 и 2.
Пр. задачи. Познакомить с цифрами 1 и 2 как с символами, обозначающими соответственно один и два предмета.
Формировать умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством; пространственные представления: ближе, дальше.
(Петерсон «Игралочка», стр.24)

№4. Тема: длиннее, короче.
Пр. задачи. Формировать пространственные представления: длиннее, короче.

Начать работать по формированию пространственных представлений: справа, слева.
(Петерсон «Игралочка», стр. 28)

НОЯБРЬ

№1. Тема: Круг.
Пр. задачи. Формировать на предметной основе представление о круге, умение распознавать круг в предметах окружающей обстановки.
Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством.

(Петерсон «Игралочка», стр.29)

№2. Тема: Шар.
Пр. задачи. Формировать на предметной основе представления о шаре, умение распознавать шар в предметах окружающей обстановки.
Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством.
Работать над формированием пространственных представлений: справа, слева.
(Петерсон «Игралочка», стр.31).

№3. Тема: Шире, уже.
Пр. задачи. Формировать пространственные представления: шире, уже.
Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры с количеством.
Формировать умение находить признаки сходства и различия предметов, выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать её. (Петерсон «Игралочка», стр.32)

№4.Тема: Счёт до трёх. Число 3.
Пр. задачи. Познакомить с образованием числа 3 на основе сравнения двух групп предметов, содержащих 2и 3 элемента; считать до трёх.
Закрепить умение сравнивать группы предметов на основе составления пар, уравнивать их количество двумя способами.
Формировать на предметной основе представления о треугольнике; умение выявлять признаки сходства и отличия фигур, находить лишнюю фигуру.
(Петерсон «Игралочка», стр.35)

ДЕКАБРЬ

№1. Тема: Цифра 3.
Пр. задачи. Познакомить с цифрой 3, как с символом, обозначающим три предмета.
Формировать умение соотносить цифры 1-3 с количеством.
Расширять представления о геометрических фигурах.
Формировать умение выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать её.
(Петерсон «игралочка», стр.37).

№2. Тема: На, над, под.
Пр. задачи. Формировать пространственные отношения: на, над, под.
Закреплять счёт до 3, умение соотносить цифры 1-3 с количеством сравнивать по количеству на основе составления пар, уравнивать группы предметов по количеству двумя способами. Формировать умение отсчитывать нужное количество предметов из группы.
Закреплять умение сравнивать предметы по длине.
(Петерсон «Игралочка», стр.39).

№3. Тема: Выше, ниже.
Пр. задачи. Формировать пространственные представления: выше, ниже.
Закреплять счёт в пределах 3, умение соотносить цифры 1-3 с количеством.
Закреплять пространственные представления: ближе, дальше. Развивать умение группировать предметы по общему признаку.
(Петерсон «Игралочка», стр.41)

№4. Тема: Раньше, позже.
Пр. задачи. Формировать временные представления: раньше, позже.
Закреплять умение пересчитывать предметы, обозначать из количество соответствующей цифрой.
Развивать умение выявлять признаки сходства и различия предметов или фигур.
(Петерсон «Игралочка», стр.43)

ЯНВАРЬ

№1. Тема: Счёт до 4. Число 4. Цифра 4.
Пр. задачи. Познакомить с образование числа 4 на основе сравнения 2-х групп предметов; считать до 4.
Познакомить с цифрой 4, как символом, обозначающем 4 предмета, учить соотносить цифры 1-4 с количеством.
Закреплять умение сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, уравнивать количество предметов двумя способами. Формировать умение выделять предметы из группы по характеристическим свойствам.
(Петерсон «Игралочка», стр. 44)

№2. Тема: Квадрат.
Пр. задачи. Познакомить на предметной основе с квадратом, закреплять знания о геометрических фигурах.
Закреплять счёт в пределах 4, умение соотносить цифры с количеством; формировать умение находить признаки сходства и различия и на их основе объединять предметы со сходными признаками и выделять из группы предметы, отличающиеся по какому-либо признаку.
(Петерсон «Игралочка», стр.47)

№3. Тема: Куб.
Пр. задачи. Формировать на предметной основе представление о кубе, умение распознавать куб в предметах окружающей обстановки.
Формировать пространственные представления: слева, справа, посередине. Закреплять счёт в пределах 4, умение соотносить цифры с количеством. Закреплять временные представления: позже, раньше.
(Петерсон «Игралочка», стр.49)

№4. Тема: Вверху. Внизу.
Пр. задачи. Формировать простр. представления: вверху, внизу; умение находить признаки сходства и различия предметов и объединять по этим признакам их в группы.
Закреплять на предметной основе представления о геометрических фигурах, счёт в пределах 4, сравнивать группы на основе составления пар.
(Петерсон «Игралочка», стр.51)

ФЕВРАЛЬ

№1. Тема: Слева, справа, посередине.
Пр. задачи. Формировать пространственные представления: слева, справа, посередине.
Закреплять счёт в пределах 4, умение соотносить цифры 1-4 с количеством, пространственные и временные отношения; умение находить признаки сходства и различия, выражать их в речи.
(Петерсон «Игралочка», стр.52)

№2. Тема: Счёт до 5. Число 5. Цифра 5.
Пр. задачи. Познакомить с образованием числа 5 на основе сравнения двух совокупностей, содержащих 4 и 5 элементов; считать до 5.
Познакомить с цифрой 5 как символом, обозначающим 5 предметов.
Закреплять умение сравнивать группы предметов на основе составления пар, уравнивать их количество двумя способами.
(Петерсон «Игралочка», стр.54)

№3. Тема: Внутри, снаружи.
Пр. задачи. Формировать пространственные представления: внутри, снаружи.
Закреплять счёт в пределах 5, умение соотносить цифры 1-5 с количеством.
Формировать умение упорядочивать фигуры по размеру.
(Петерсон «Игралочка», стр. 57)

№4. Тема: Впереди, сзади, между.
Пр. задачи. Формировать пространственные представления: впереди, сзади, между.
Закреплять счёт в пределах 5, умение соотносить цифры 1-5 с количеством, представления о геометрических фигурах и пространственно-временных отношениях
Формировать умение выделять свойства фигур (цвет, размер, форма) и сравнивать фигуры по этим свойствам.
(Петерсон «Игралочка», стр.58)

МАРТ

№1. Тема: Пара.
Пр. задачи. Формировать представления о парных предметах.
Закреплять умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте.

Формировать умение выделять, на основе сравнения, признаки сходства и различия предметов, выражать их в речи.
(Петерсон «Игралочка», стр.60)

№2. Тема: Овал.
Пр. задачи. Формировать на предметной основе представление об овале, умение находить предметы овальной формы в окружающей обстановке.
Закреплять счёт в пределах 5, умение соотносить цифры с количеством.
Закреплять представления о треугольнике, квадрате, круге.
(Петерсон «Игралочка», стр. 62)

№3. Тема: Прямоугольник.
Пр. задачи. Формировать на предметной основе представление о прямоугольнике, умение находить предметы прямоугольной формы в окружающей обстановке.
Закреплять счёт в пределах 5, умение соотносить цифры с количеством.
Формировать умение выделять свойства предметов, находить признаки сходства и различия и на их основе выделять из совокупности предметы, отличающиеся по какому-либо признаку.
Закреплять навыки сравнения предметов по длине и ширине, представления о геометрических фигурах.
(Петерсон «Игралочка», стр.64)

АПРЕЛЬ

№1. Тема: Числовой ряд.
Пр. задачи. Формировать на основе предметных действий представления о порядке и о числовом ряде.
Формировать умение ориентироваться в пространстве «от себя», выявлять и продолжать заданную закономерность.
Закреплять умение соотносить цифры 1-5 с количеством.
(Петерсон «Игралочка», стр.67)

№2. Тема: Порядковый счёт.
Пр. задачи. Формировать представления о порядковом счёте.
Закреплять представления о сохранении количества, умение соотносить цифры 1-5 с количеством.
Формировать умение сравнивать фигуры, выявлять признаки сходства и различия, выражать их в речи.
(Петерсон «Игралочка», стр.69)

№3. Тема: Игра-путешествие.
Пр. задачи. Закреплять представления детей о числах и цифрах 1-5, умение распознавать геометрические фигуры, пространственно-временные отношения.
(Петерсон «Игралочка», стр.70)

Используемая образовательная программа: Петерсон, Л.Г. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / И. А. Лыкова. М.: Институт системно-деятельностной педагогики, 2014г.

Цели:

Возраст детей: 5-6 лет (старший дошкольный возраст).

Материалы:

  • Демонстрационный: слайд с презентацией, карточки с символами.
  • Раздаточный: рабочие тетради Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова «Игралочка – ступенька к школе», парные карточки к заданию 2.1.,2 прямоугольника одинакового цвета 10*5, на каждого ребенка столбики разного цвета и высоты к заданию 2.2., карточка со знаком не равно, коробочка с разноцветными листьями, лист к заданию 3.1., простые карандаши.

Оборудование: проектор, диск с презентацией, диск с музыкой: музыка Е.В. Скрипкиной «Осень, осень».

Предварительная работа: рассматривание картин о лесе, беседа по теме: «Дары леса», выставка творческих работ: «Дары леса», чтение художественный литературы В. Бианки «Первая охота», «Лесные домишки», дидактические игры: «Математическое домино», «Веселый счет», «Сравни группы предметов».

Работа с родителями: сходить вместе с детьми в библиотеку и просмотреть книги, детские энциклопедии на тему: «Лес. Деревья»». Рекомендации родителям: «Читайте вместе с нами».

Ход непосредственно-образовательной деятельности

1. Введению в игровую деятельность

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Дети собираются около воспитателя.

Воспитатель: Ходите ли вы в лес?
Воспитатель: С кем ходите в лес?
Воспитатель: Хотите поехать?

2. Актуализация знаний

2.1. Игра «Посадка в поезд»

Дидактические задачи:

  • актуализировать знания детей об окружающем мире, их умение устанавливать равенство групп предметов с помощью составления идентичных пар;
  • тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные навыки.

Воспитатель: Как можно добраться до леса?
Воспитатель: На чем хотите поехать в лес?
Дети: На поезде, на электричке, на машине, на велосипеде, пешком.
Воспитатель: Я вам предлагаю поехать на поезде.
Воспитатель: Что нужно сделать, прежде чем сесть на поезд?
Дети: Купить билеты.
Воспитатель: Я вам предлагаю купить билет и найти себе пару, у которого картины составлены из точно такого же набора.
Воспитатель: Купив, билет внимательно пересчитайте предметы, одинаковые ли картинки?
Воспитатель: Пожалуйста, покупаем билеты.

Воспитатель: Почему, вы считаете, что ваши картинки одинаковые?
Дети: У него столько же фруктов, как у меня и одинакового цвета. (Дети садятся в вагоны по парам).
Воспитатель: Как гудит поезд?
Дети: У-У-У
Воспитатель: Как колеса стучат?
Дети: (ножками стучат)
Воспитатель: Приехали в лес.

2.2. Игра «Деревья»

Дидактические задачи:

  • актуализировать умение составлять равные группы предметов и обосновать их равенство с помощью общего правила, закрепить сравнение предметов по высоте;
  • тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, коммуникативные навыки.

Дети подходят к столам, на которых находятся столбики разной высоты и цвета и два прямоугольника одинакового цвета.

Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь деревьев. Все ли деревья в лесу одинаковой высоты?

Дети: Нет.
Воспитатель: Одинаково ли стволы деревьев?
Дети: Нет.
Воспитатель: Чем отличаются стволы деревьев?
Дети: По цвету, по высоте.
Воспитатель: Как называется дерево, у которого белый ствол?
Дети: Береза.
Воспитатель: Как называется дерево, у которого темно – коричневый ствол?
Дети: Дуб.
Воспитатель: Светло-коричневый ствол?
Дети: Ель.
Воспитатель: Как называется дерево, у которого серый ствол?
Дети: Рябина.
Воспитатель: Деревья нужно распределить на две поляны, чтобы получились равные наборы.
Воспитатель: Как вы будете это делать?
Дети: Находим пару одинаковых деревьев, одно дерево ставим на одну поляну, а другое дерево на другую поляну.
Воспитатель: Чем отличаются деревья?
Дети: Цветом и высотой?
Воспитатель: Какие деревья можно назвать одинаковыми?
Дети: У которого, одинаковый цвет ствола и высота.
Воспитатель: Сколько деревьев вы посадили на каждую поляну?
Дети: 4 Воспитатель: Сколько деревьев вы не посадили на поляну?
Дети: 4
Воспитатель: Почему эти деревья вы не поставили на поляну
Дети: Потому что у этих деревьев не было пары – точно такого же дерево.
Воспитатель: Почему вы считаете, что наборы равны?
Дети: Потому что у каждого дерево из одного набора есть пара из другого набора. Произошел сильный ветер в лесу. Листья деревьев разлетелись в разные стороны. Я вам предлагаю собрать эти листья и сложить в коробочку.

Звучит мелодии песни Е.В. Скрипкиной «Осень, осень».

3. Затруднение в игровой ситуации

3.1. Игра «Сравни грибы»

Дидактические задачи:

Появляется слайд.

Воспитатель: Посмотрите, как белка запаслась грибами. Она просит сравнить группу грибов в мешках и поставить между ними нужный знак.
Воспитатель: Как вы будете выполнять задание?
Воспитатель: Вместе с воспитательницей проговаривают алгоритм. С левой стороны находим мешок, в мешке находим желтый круг – и в другом мешке точно такой же круг, чтобы не путаться соединяем волшебной ниточкой.
Воспитатель: Какой знак вы поставили между первой парой мешков?
Дети: Знак равенства.
Воспитатель: Давайте будем сравнивать вторую половину мешков.
Воспитатель: Какой знак вы поставили между второй парой мешков.
Воспитатель: Смогли вы выполнить задание?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что известный знак нам не подходит.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы выполнить задание?
Дети: Нужно узнать новый знак.

4. Открытие нового знания

Дидактические задачи:

Воспитатель: Как это можно сделать?
Дети: Можно попытаться придумать самим, а затем проверить себя по учебнику.
Воспитатель: Вспомните, наши символы?

Дети: Небольшой не красный прямоугольник, немаленький желтый не квадрат.
Воспитатель: Как мы с вами это делали?
Дети: Зачеркивали.
Воспитатель: Как же можно записать, что группа предметов не равны?
Воспитатель: Нужно зачеркнуть знак равенства. О чем говорит этот знак?
Воспитатель: Что группа предметов не равны. (Нельзя составить пары одинаковых предметов).

5. Введение нового знания в систему знаний

Дидактические задачи:

  • закрепить умение самостоятельно составлять равные группы предметов и обосновывать их равенство с помощью общего правила;
  • тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, самостоятельность.

Ребята садитесь за свое рабочее место. Откройте тетради по закладке, найдите задание №1.

Посмотрите, кого мы с вами еще в лесу увидели? Накормите ежей ужином, чтоб каждый получил ровный ужин. Работа в тетради.
Воспитатель: Что получил на ужин каждый ежик?
Дети: 1 яблоко, 1 гриб, 1 ягода, 1 груша.
Воспитатель: Равны ли ужины?
Воспитатель: Почему вы считаете, что ужины равны?
Дети: Потому что каждый ежик получил одно и то же.
Воспитатель: Ребята, пора возвращаться домой.
Лесовик, собрал листья, грибы, орехи, шишки, желуди и расфасовал разноцветные мешки.
Воспитатель: Вам надо сравнить мешки с помощью знака равно или не равно.

(Дети выполняют задание самостоятельно).

Воспитатель: Какой знак поставили между красными коробками?
Дети: Равно
Воспитатель: Между синими?
Дети: Неравно
Воспитатель: Почему вы поставили этот знак?
Дети: Группы предметов не равны.

6. Итог непосредственно-образовательной деятельности

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.

Воспитатель: Где вы сегодня побывали?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Кому смогли помочь?
Воспитатель: Что нового узнали?
Воспитатель: Какие новые знания дали вам возможность расставлять деревья на две поляны, сравнить группу грибов в мешках, угостить ежей ужином?
Воспитатель: Вы, молодцы.

Игралочка-ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Ч. 3. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.

М.: 201 1 - 208 с.

Учебно-методическое пособие «Игралочка - ступенька к школе» по развитию математических представлений детей 5-6 лет является начальным звеном непрерывного курса математики «Школа 2000...». Содержит краткое описание концепции, программы и проведения занятий с детьми в соответствии с новыми требованиями к организации занятий по дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000...» (Премия Президента РФ в области образования за 2002 год).Дополнительные материалы к данному пособию для организации индивидуальной работы с детьми содержатся в тетрадях с печатной основой «Игралочка - ступенька к школе», ч. 3, тех же авторов.Учебно-методический комплект «Игралочка - ступенька к школе» ориентирован на развитие мышления, творческих способностей детей, их познавательной активности и интереса к математике.Продолжением данного учебно-методического комплекта является комплект «Раз - ступенька, два -ступенька...» авторов Л. Г. ПетерсониН. П. Холиной, адля учащихся начальной школы - курс математики Л. Г. Петерсон.Пособие может использоваться на занятиях с дошкольниками в детских садах, учреждениях «Начальная школа - детский сад» и других ДОУ, а также для индивидуальной работы родителей с детьми.

Формат: pdf

Размер: 79 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Содержание
Введение 3
Программа курса «Игралочка - ступенька к школе», части 3-4, для детей 5-6 лет и 6-7 лет 10
Примерное поурочное планирование «Игралочка - ступенька к школе», часть 3.
Третий год обучения (5-6 лет, старшая группа) 14
Методическое обеспечение курса математики «Игралочка - ступенька к школе», часть 3 14
Занятие 1. ТЕМА: Повторение 19
Занятие 2. ТЕМА: Повторение 23
Занятие 3. ТЕМА: Свойства предметов и символы 27
Занятие 4. ТЕМА: Свойства предметов и символы 33
Занятие 5. ТЕМА: Таблицы 39
Занятие 6. ТЕМА: Число 9. Цифра 9 44
Занятие 7. ТЕМА: Число 0. Цифра 0 49
Занятие 8. ТЕМА: Число 10, Запись числа 10 54
Занятие 9. ТЕМА: Сравнение групп предметов. Знак = 59
Занятие 10. ТЕМА: Сравнение групп предметов. Знаки = и ^ 65
Занятие 11. ТЕМА: Сложение 71
Занятие 12. ТЕМА: Переместительное свойство сложения 79
Занятие 13. ТЕМА: Сложение 85
Занятие 14. ТЕМА: Вычитание 93
Занятие 15. ТЕМА: Вычитание 102
Занятие 16. ТЕМА: Вычитание 109
Занятие 17. ТЕМА: Сложение и вычитание 113
Занятие 18. ТЕМА: Сложение и вычитание 119
Занятие 19. ТЕМА: Столько же, больше, меньше 125
Занятие 20. ТЕМА: Знаки > и < 133
Занятие 21. ТЕМА: На сколько больше? На сколько меньше? 143
Занятие 22. ТЕМА: На сколько длиннее (выше)? 152
Занятие 23. ТЕМА: Измерение длины 159
Занятие 24. ТЕМА: Измерение длины 166
Занятие 25. ТЕМА: Измерение длины 172
Занятие 26. ТЕМА: Объемные и плоскостные фигуры 179
Занятие 27. ТЕМА: Сравнение по объему 186
Занятие 28. ТЕМА: Измерение объема 192
Занятие 29. ТЕМА: Измерение объема 196
Занятия 30-32 201
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Анализ соответствия занятия по математике для дошкольников технологии деятельностного метода 202
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Анализ соответствия занятия по математике для дошкольников дидактическим принципам деятельностного метода 203