Всеволод Игоревич Авдиев

Главная > Учебник

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РАН АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПРАВОВОЙ УНИВЕРСИТЕТ

А.Х. САИДОВ

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Под редакцией

доктора юридических наук,

профессора В.А. Туманова



УДК 340.5(075.8)

Рецензенты: академик АН Республики Узбекистан, доктор юридических наук, профессор Ш.З. Уразаев;

член-корреспондент Международной академии сравнительного права,

доктор юридических наук, профессор А.И. Ковлер;

профессор Каирского университета Hyp Фарахат

Саидов А.Х. С14 Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник / Под ред. В.А. Туманова. – М.: Юристъ, 2003. - 448 с. ISBN 5-7975-0334-4 (в пер.) Автор учебника – доктор юридических наук, профессор сравнительного и международного права. В книге дается понятие сравнительного правоведения как метода, науки и учебной дисциплины, рассматриваются история развития и.предмет сравнительного правоведения, описывается современная юридическая география мира, дается характеристика основных правовых семей: рома-но-германского права, англо-американского общего права, мусульманского права, индусского права, обычного права и др. Специальные разделы посвящены смешанным правовым системам, а также национальным правовым системам России и Узбекистана. Для студентов, аспирантов, научных и практических работников.

УДК 340.5(075.8) ББК 67.0

ISBN 5-7975-0334-4 © «Юристъ», 2009

© Саидов А.Х., 2000

Предисловие 10 Введение 13 ОБЩАЯ ЧАСТЬ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И ИСТОРИЮ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ 17 Тема 1. Сравнительное правоведение: метод, наука, учебная дисциплина 19 1. Определение сравнительного правоведения 192. Возникновение сравнительного правоведения 213. Предмет сравнительного правоведения 254. Значение сравнительного правоведения 305. Сравнительное правоведение как наука и учебная дисциплина 34 Тема 2. Методология сравнительного правоведения 39 1. Понятие и значение сравнения 392. Сравнительно-правовой метод – частнонаучный метод юридической науки 413. Теория сравнительно-правового метода 434. Сравнительное правоведение. Основные виды исследований 45Диахронное и синхронное сравнение 45Внутреннее и внешнее сравнение 46Микро- и макросравнение 47Различные уровни сравнения в зависимости от объектов исследования 47Нормативное сравнение 48Функциональное сравнение 49 Тема 3. История сравнительного правоведения 55 1. Историко-философское направление сравнительного правоведения в Германии 552. Французская школа сравнительного законодательства 613. Сравнительное правоведение в России 644. Сравнительное правоведение в Англии и США 715. Сравнительное правоведение в первой половине XX в. 736. Сравнительное правоведение во второй половине XX в. 837. Развитие советского сравнительного правоведения 88 Тема 4. Функции сравнительного правоведения 95 1. Научная функция сравнительного правоведения 952. Образовательная функция сравнительного правоведения 1003. Практическая функция сравнительного правоведения 1024. Международная унификация права 107 Тема 5. Классификация основных правовых систем современности 114 1. Правовая карта мира – основной предмет изучения сравнительного правоведения 1142. Правовая система – основное понятие сравнительного правоведения 1163. Правовая семья – специфическая категория сравнительного правоведения 1184. Определение правовой карты мира 1195. Критерии классификации правовых систем 1206. Учение о правовых семьях 125 Тема 6. Сравнительное правоведение и международное право 130 1. Сравнительное правоведение и международное публичное право 1302. Сравнительное правоведение и международное частное право 133 Тема 7. Европейское право и сравнительное правоведение 137 1. Становление европейского права 1372. Содержание европейского права 1393. Право Совета Европы 1404. Европейское правовое пространство 143 ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ 151 Раздел первый РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ 153 Тема 8. Общая характеристика романо-германской правовой семьи 154 1. Понятие, формирование и распространение романо-германской правовой семьи 1542. Структура права романо-германской правовой семьи 1573. Источники романо-германского права 1624. Французская и германская правовые группы 170 Тема 9. Правовые системы Скандинавских стран 177 1. Место скандинавского права на правовой карте мира 1772. Историческое развитие правовых систем Скандинавских стран 1793. Унификация и гармонизация законодательства Скандинавских стран 1834. Особенности правовых систем Скандинавских стран 1855. Источники скандинавского права 188 Тема 10. Правовые системы стран Латинской Америки 192 1. Формирование правовых систем стран Латинской Америки 1922. Кодификация и источники латиноамериканского права 1943. Особенности правовых систем стран Латинской Америки 195 Тема 11. Правовая система Японии 198 1. Становление правовой системы Японии. Вестернизация японского права 1982. Послевоенное развитие японского права. Влияние американского права 2033. Особенности правопонимания японцев. «Живое право» 206 Раздел второй СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ 211 Тема 12. Социалистическое право как особый исторический тип права 212 1. Возникновение и особенности социалистического права 2122. Советская правовая система 2163. Европейские социалистические правовые системы 2244. Правовые системы социалистических государств Азии 2305. Правовая система Кубы 2356. Перспективы развития социалистического права 237 Раздел третий ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ ОБЩЕГО ПРАВА 241 Тема 13. Правовая система Англии 242 1. Формирование английского общего права 2422. Прецедентное право Англии 2443. Структура, источники и основные группы английского общего права 2464. Характерные черты английского общего права 2485. Правовая система Шотландии 252 Тема 14. Правовая система США 257 1. Формирование американского права 2572. Понятие и основные категории правовой системы США 2633. Источники американского права 2674. Особенности современного американского права 2715. Современные тенденции развития американского права 272 Тема 15. Правовые системы стран Британского Содружества 276 1. Географическое распространение английского общего права 2762. Классификация национальных правовых систем стран Британского Содружества 2793. Прецедентное право и общее правовое наследие стран Британского Содружества 2814. Особенности правовых систем Канады, Австралии и Новой Зеландии 283Соотношение английского права и местного обычного права 283Источники права 287Судебная система 291 Раздел четвертый РЕЛИГИОЗНЫЕ И ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ 295 Тема 16. Мусульманская правовая семья 296 1. Понятие и распространение мусульманского права 2962. Основные мазхабы и источники мусульманского права 3003. Ведущие отрасли мусульманского права. Современное мусульманское право 306 Тема 17. Индусское право 311 1. Особенности классического индусского права 3112. Влияние английского общего права на индусское право 3163. Современное индусское право 317 Тема 18. Правовые системы стран Дальнего Востока 321 1. Общая характеристика дальневосточного права 3212. Древнекитайское право – основа дальневосточного права 3233. Дальневосточная концепция права 3284. Правовая система КНР 331 Тема 19. Африканская правовая семья 334 1. Формирование африканской правовой семьи 3342. Традиционное африканское обычное право 3363, Влияние основных правовых семей на традиционное африканское обычное право 3394. Современные правовые системы африканских стран 341 Раздел пятый СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ И СМЕШАННЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ 345 Тема 20. Смешанные правовые системы 346 1. Понятие смешанных правовых систем 3462. Правовые системы канадской провинции Квебек и американского штата Луизиана 3473. Правовая система Израиля 3494. Правовая система ЮАР 3545. Другие смешанные правовые системы 356 Раздел шестой СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ 359 Тема 21. Российская правовая система 360 1. История развития российской правовой системы: формирование и особенности 3602. Особенности и основные этапы эволюции правовой системы РСФСР 3683. Правовая система Российской Федерации и романо-германская правовая семья 3734. Источники российского права 3785. Конституция Российской Федерации 3816. Тенденции развития современного российского законодательства 385 Тема 22. Правовая система Узбекистана 389 1. История узбекского права: плюрализм юридических традиций 3892. Современное право Узбекистана и романо-германская правовая семья 4003. Традиции шариата и современное право Узбекистана 4044. Конституция Республики Узбекистан 4065. Становление новой системы законодательства Узбекистана 4096. Правовая система Узбекистана и международное право 413 Заключение 416 Приложения 423 1. Программа учебного курса «Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности)» 423 2. Международные и национальные центры по сравнительному правоведению 431 Международная ассоциация юридических наук (МАЮН) 431Международная академия сравнительного права (МАСП) 434Международный факультет сравнительного права (МФСП) 438Французский центр сравнительного права 440

Современный мир характеризуется взаимосвязями народов, солидарностью, объединяющей человечество. Мир стал един. Мы не можем отгородиться от людей, которые живут в других государствах, других частях земного шара... Необходимое международное взаимодействие или, во всяком случае, простое существование требуют, чтобы мы открыли наши окна и посмотрели на зарубежное право.

Рене Давид, французский компаративист

Предисловие

Право – весьма сложный объект для изучения, и, чтобы проникнуться им, нужны годы тяжелого труда. К праву вполне можно отнести высказывание Томаса Гоббса о том, что значение философии и морали нужно оценивать не по тем выгодам, которые дает их знание, а по тому ущербу, который наносит их незнание. Только при таком подходе можно сделать обоснованные выводы об основных правовых системах современности. Сегодня существует около двухсот национальных правовых систем, о которых мы располагаем относительно точными сведениями. Многообразие этих систем вызывает необходимость перед их сравнительным исследованием провести их классификацию. Что касается природы и конечной цели сравнительного правоведения, классификации национальных правовых систем, то здесь существуют различные подходы и школы. В настоящее время сравнительное правоведение утвердилось как отдельная самостоятельная научная и учебная дисциплина. В системе юридических наук и юридического образования оно занимает свое особое место в ряду таких юридических дисциплин, как теория государства и права, философия права, социология права, история государства и права, юридическая антропология, психология права и др. Юридические вузы многих стран мира ввели учебный курс «Основные правовые системы современности». Включение такой учебной дисциплины в программы юридического образования высших учебных заведений разных стран мира стало возможным благодаря

фундаментальной книге известного французского юриста Рене Давида «Основные правовые системы современности», которая положила начало одному из важных направлений сравнительного правоведения – комплексному изучению правовой карты современного мира. Эта работа получила широкий резонанс в мировой юридической литературе и переводилась на многие языки, в том числе Трижды на русский 1 . Книга относится «к числу тех немногих юридических трудов второй половины нашего века, которые с основанием могут быть названы классическими» 2 .

Уже несколько лет курс сравнительного правоведения читается в ряде юридических учебных заведений России 3 . Это важно как для повышения уровня и качества общеправовых знаний современного юриста, так и для формирования будущих специалистов-компаративистов в области сравнительного правоведения. Задача настоящего учебника заключается в том, чтобы ознакомить читателя с основами современного сравнительного правоведения. Его основное назначение – быть своеобразным гидом во множестве правовых систем современности и облегчить задачу тех юристов, которые предпринимают изучение какой-либо системы зарубежного права. Структурно учебник состоит из двух частей. В Общей части рассматриваются Предмет, методы, функции и история сравнительного правоведения, в Особенной части дается сравнительный обзор основных правовых систем современности с точки зрения их исторического развития, роли законов и судебной системы. Надо отметить, что данная работа не является монографическим изданием для специалистов, поэтому многие из них останутся не до конца удовлетворенными. Учебник предназначен прежде всего для студентов юридических учебных заведений. Настоящее издание представляет собой дополненное и переработанное издание книги «Сравнительное правоведение», которая вышла в Ташкенте в 1999 г. в издательстве «Адолат». В отличие от узбекского 1 См: Давид Р. Основные правовые системы современности (сравнительное право). М., 1967; Он же. Основные правовые системы современности. М., 1988; Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996. 2 Туманов В.А. Предисловие // Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности С. 5. 3 В частности, курс сравнительного правоведения читается для студентов Академического правового университета при Институте государства и права РАН. См.: Программа по курсу «Сравнительное правоведение» / Сост. А.И. Ковлер и И. Ю. Богдаиовская. М., 1998.

в данном издании добавлены тема «Российская правовая система» и литература к каждой теме, приложения, а также произведены некоторые структурные изменения. Незначительные сокращения касаются в основном библиографических данных.

Хотелось бы надеяться, что публикация предлагаемого вниманию читателя учебника в Москве будет способствовать более тесному сотрудничеству юристов различных стран. Данное издание вряд ли могло бы увидеть свет без доброжелательной и деятельной поддержки со стороны многих моих учителей и коллег. Среди них мне хотелось бы выразить особую признательность прежде всего проф. В.А. Туманову, который направлял меня в моей научной карьере; поблагодарить коллектив Института государства и права РАН, его руководство, академика Б.Н. Топорнина; выразить особую признательность проф. Ю.А. Шульженко и заслуженному юристу Российской Федерации М.М. Славину, поддержавшим идею издания учебника в Москве. Наконец, хотелось бы поблагодарить тех, кто дал ценные советы в процессе работы над учебником. Это прежде всего академик АН Республики Узбекистан Ш.З. Уразаев, член-корреспондент Международной академии сравнительного права, проф. А.И. Ковлер, проф. Каирского университета (Египет) Hyp Фарахат. Я выражаю признательность помогавшим мне зарубежным коллегам и университетам, международным организациям, в частности ЮНЕСКО, Международной академии сравнительного права, Международной ассоциации юридических наук, Обществу сравнительного законодательства Франции, а также узбекским и зарубежным студентам, интерес которых к моей работе стал для меня большой поддержкой. Я благодарен также всем тем, кто оказал мне неоценимую помощь в выявлении имеющихся в учебнике недостатков, что дало возможность обновить и улучшить его.

Сравнительное право зародилось в Париже в 1900 году в период проведения Международного конгресса сравнительного права. Конгресс стал серьезным стимулом для развития науки сравнительного права или по крайней мере метода сравнительного права, и развернувшаяся на нем дискуссия дала толчок для продуктивных исследований в этой новой сфере правоведения.

К. Цвайгерт, X . Кётц, немецкие компаративисты ■

Введение

На пороге XXI столетия во всех странах мира значительное развитие получают сравнительные правовые исследования. Они имеют целью выяснение закономерностей развития правовых систем современности, совершенствование национального законодательства. Значение этих исследований состоит в том, что они позволяют не только подойти под более широким углом зрения к решению многих традиционных вопросов правоведения, но и поставить ряд новых проблем. В целом на базе сравнительного изучения правовых систем сформировалось и завоевывает все большее признание такое научное направление и такая учебная дисциплина, как сравнительное правоведение. Речь идет о важном направлении развития юридического образования и правовой науки, роль которого в современный период возрастает. Объективными факторами, обусловливающими и подчеркивающими важную роль и необходимость развития сравнительного правоведения, являются:
    многообразие правовых систем современности; развитие правовых взаимосвязей и расширение международ ных, экономических, политических, культурных и иных связей между государствами; появление на правовой карте мира правовых систем новых не зависимых государств; деятельность международных организаций на сравнительной основе.
Развитие сравнительного правоведения определяется настоятельной необходимостью улучшить преподавание и качество подготовки

специалистов-юристов. Разработка проблем сравнительного правоведения особенно важна для преподавания зарубежных правовых дисциплин. Заслуживает внимания и поддержки введение учебного курса «Основные правовые системы современности». Преподавание этого курса неотъемлемо от всей системы юридического образования и призвано играть в нем весьма значительную роль.

Сравнительное правоведение как самостоятельная наука и учебная дисциплина имеет три главные цели: 1) научно-познавательную; 2) практико-прикладную; 3) учебно-воспитательную. Научно-познавательное значение сравнительного правоведения связано с необходимостью полнее осмысливать новые явления и ведущие тенденции в развитии правовых систем современности, выявлять основные закономерности правового развития, оперировать новейшим зарубежным правовым материалом. Сравнительное правоведение – важный фактор обогащения и развития общей теории права и отраслевых юридических наук, расширения научного кругозора и повышения правовой культуры. В практико-прикладном отношении сравнительное правоведение весьма значимо в правотворческой и в правоприменительной деятельности, а также в международно-правовой практике (при подготовке и толковании международно-правовых актов). Сравнительное правоведение играет важную роль в изучении как позитивного, так и негативного юридического опыта, накопленного за рубежом. Сравнительное правоведение охватывает не только вопросы общей теории права, но и проблемы отраслевых правовых наук и тем самым приобретает межотраслевой характер. Следует особо подчеркнуть, что сравнительное правоведение выступает как важная форма развития международных связей. Учебно-воспитательная роль сравнительного правоведения связана с необходимостью повышения общей культуры студентов. Сравнительное правоведение несёт высокий заряд правовой культуры, активно способствует выработке юридического мышления, дает необходимые юристу знания. Ни общая теория права, направленная в основном на анализ закономерностей развития правовых институтов и отношений, ни история государства и права, рассматривающая тот же, что и теория, объект в его конкретно-историческом движении, ни история политических и правовых учений как учебная дисциплина не охватывают (и не могут охватить) проблематики сравнительного правоведения. Есть, таким образом, совершенно очевидная необходимость расширить и углубить наши представления о сравнительном правоведении

как научной дисциплине, выступающей в качестве специального и самостоятельного объекта научного познания.

Необходимо прежде всего изучение таких вопросов, как предмет сравнительного правоведения, логика его исследования и изложения, система определенного комплекса идей, взаимосвязь в них истории и современности, особенно в условиях роста социальной значимости правовой теории и появления нового правового мышления. Однако до сего времени в России нет учебника 1 , дающего анализ важнейших проблем современного сравнительного правоведения с учетом достижений, накопленных в теории юридической компаративистики за время ее существования. Выбор тем настоящего учебника определяется их ролью, местом и значением в юридической науке, степенью их разработанности в сравнительном правоведении, задачами, поставленными в повестку дня реформой правовой системы. При этом автор стремился, с одной стороны, сочетать страноведческий подход со сравнительно-обобщенным, а с другой – дополнять проблемный подход к анализу вопросов юридической компаративистики «портретной» характеристикой взглядов ее ведущих представителей. Отбор соответствующих «персонажей» обусловливался прежде всего вкладом каждого из них в разработку проблем сравнительного правоведения, местом его концепции в нем, ее значимостью для современности. Кроме того, учитывалась и необходимость освещения ведущих и наиболее типичных юридических доктрин на различных этапах развития правовой мысли в разных регионах. Все это позволяет выявить главные тенденции развития сравнительного правоведения в целом и его особенности в отдельных странах, показать, как преломляются в юридической компаративистике общие положения и методологические установки правовой науки, и сделать научно-практические выводы, способствующие развитию современного сравнительного правоведения. Учебник состоит из двух частей (Общей и Особенной) и Приложений. Общая часть посвящена теории и историческому развитию сравнительного правоведения с момента его возникновения и охватывает хронологически более полутора веков. Исторический подход вызван 1 Первой попыткой в этом направлении является книга известного профессора, члена-корреспондента Международной академии сравнительного права Ю.А. Тихомирова. См.: Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М, 1996.

тем, что ведущие направления и школы юридической компаративистики не являются порождением сегодняшнего дня и имеют, как правило, возраст по меньшей мере в несколько десятилетий, хотя, естественно, ныне они значительно модернизированы применительно к новым условиям. Поэтому изучение современных юридических компаративистских концепций не может сводиться к анализу лишь работ последних лет.

В Особенной части рассматриваются основные правовые системы современности и ведущие тенденции их развития. В Приложениях дана Программа учебного курса сравнительного правоведения и рассмотрены Международные и национальные центры по сравнительному правоведению. Данный учебник может использоваться и в зарубежных странах, но с соответствующими поправками. Например, те или иные темы могут быть заменены другими в зависимости от уровня подготовки педагогических кадров или практических потребностей (скажем, в случае необходимости подробнее изучить национальную правовую систему). Овладение знаниями о сравнительном правоведении и основных правовых системах современности предусматривает не только слушание лекций преподавателя, но и значительную самостоятельную работу студентов, знакомство их с законодательными актами зарубежных государств и рекомендованной литературой. При изучении курса целесообразно провести также семинарские занятия по основным правовым семьям. Для овладения курсом студенту достаточно хорошо изучить учебник, а также рекомендуемую в нем литературу и законодательные источники. Кроме того, студент должен следить за новеллами в законодательстве, а также за практикой правоприменения в изучаемых правовых системах. Следует также знакомиться с новыми публикациями по вопросам сравнительного правоведения. Когда я размышляю о сравнительном праве, то всегда думаю о чем-то более широком и емком, чем это обозначается соответствующим английским словосочетанием «comparative law». Я думаю не только и даже не столько о сравнительном праве как таковом, сколько о науке сравнительного права.

Курс лекций

доктор юридических наук, профессор кафедры государственного и муниципального права Российского университета дружбы народов, академик Российской Академии Естественных наук В.

В настоящем учебном курсе рассматриваются предмет и история относительно нового направления правовых исследований - сравнительного правоведения. Описывается современная юридическая география мира, дается характеристика основных правовых семей: романо-германского права, англо-американского общего права, мусульманского, индусского, обычного права Африки и др. Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ: ОТ МЕТОДА К НАУКЕ.
Понятие и значение сравнения.
Глубокое уяснение и освоение, а также научное обоснование понятийно-категориального аппарата (системы понятии) сравнительного правоведения - актуальная проблема. Поэтому мы попытаемся сначала проанализировать такие основополагающие понятия, как «сравнение», «сравнительно-правовой метод» и «сравнительное правоведение». В арсенале познавательных средств важное место принадлежит сравнению. Его роль в познании метко выражена в превратившихся в поговорки изречениях: «без сравнения нет познания», «все познается в сравнении», «сравнение - мать познания» и т. п. Сравнение - неотъемлемая часть человеческого мышления. Сравнение - установление сходства и различия объектов и явлений. Оно используется не только в научном познании, но и в производственной деятельности людей, в их быту, в обучении; ему присуще не только познавательное, но и практическое значение. Это общенаучный и логический прием познания, который привлекал к себе внимание как древних философов, так и мыслителей Нового времени.

В философской литературе справедливо отмечается, что сравнение следует рассматривать как имманентную сторону процесса познания, как один из основных логических приемов познания внешнего мира. Познание любого предмета и явления начинается с того, что мы его отличаем от всех других предметов и устанавливаем сходство его с родственными предметами. Сравнение как таковое не может рассматриваться в отрыве от других логических приемов познания (анализа, синтеза, индукции, дедукции и т. п.). Отдельно друг от друга эти компоненты общей системы познавательных средств существуют лишь как мысленная абстракция, применение которой не только правомерно, но и обязательно для четкого различения этих компонентов, для определения их специфических познавательных функций. Таким образом, можно выделить сравнение и рассматривать его отдельно от других логических приемов, но и в общем процессе мышления оно находится в неразрывной связи и взаимодействии со всеми другими приемами познания. Любое научное сравнение представляет собой своеобразное комплексное явление, единство трех моментов: логического приема познания; процесса, т. е. особой формы познавательной деятельности; особого познавательного результата, знания определенного содержания и уровня.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Сравнительное правоведение, Саидов А.X., 2006 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

История древнего Востока охватывает историческое развитие древнейших восточных государств, существовавших на обширной территории Северо-Восточной Африки, Передней, Южной и Восточной Азии. Изучение истории многочисленных народов, создавших эти государства и своеобразную восточную культуру, дает нам возможность исследовать одну из важнейших проблем в истории человечества - проблему распада родового строя, возникновения на его развалинах и первоначального развития древнейшего рабовладельческого государства.

Всеволод Игоревич Авдиев
История Древнего Востока

Введение

История древнего Востока охватывает историческое развитие древнейших восточных государств, существовавших на обширной территории Северо-Восточной Африки, Передней, Южной и Восточной Азии. Изучение истории многочисленных народов, создавших эти государства и своеобразную древневосточную культуру, даёт нам возможность исследовать одну из важнейших проблем в истории человечества - проблему распада родового строя, возникновения на его развалинах и первоначального развития древнейшего рабовладельческого государства. Изучая жизнь народов, заселявших в древности обширные территории от Египта на западе до Тихого океана на востоке, можно проследить на основании многочисленных документальных источников и памятников материальной культуры, как возникали древнейшие формы рабства. Этот процесс развития общественных форм на древнем Востоке протекал очень медленно. Только в плодородных долинах Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Ганга и Хуанхэ благоприятные естественные условия способствовали уже в IV тысячелетии до н. э, развитию земледельческого хозяйства, основанного на искусственном орошении. Но эти долины были сравнительно небольшими оазисами, вокруг которых бушевала огромная стихия культурно отсталых кочевых народов. Таким образом, историк уже для глубокой древности может установить "…общее взаимоотношение между оседлостью одной части этих племен и продолжающимся кочевничеством другой части", которое в значительной степени обусловило замедленный темп развития древневосточного общества. Важнейшей отличительной чертой общественного строя древневосточных народов является длительное сохранение пережитков родового строя, а также прочное, хотя и пережиточное, сохранение древней, сперва семейной, а потом сельской общины. Однако развитие производительных сил приводит к изменению общественного строя. Возникновение и развитие металлургии обусловливает некоторый прогресс в области техники, способствуя развитию сельского хозяйства и главным образом ремесла. Отделение скотоводства от земледелия, а затем отделение ремесла от сельского хозяйства и появление разветвлённых видов ремесленного и сельскохозяйственного производства требовало добавочной подсобной рабочей силы. Одновременно с этим увеличение производства дало возможность человеку производить больше продуктов, чем ему было нужно для сохранения своей жизни. Стало выгодным привлекать новую рабочую силу. Поэтому военнопленных, захваченных во время войн, стали обращать в рабство. С другой стороны, специализация и увеличение объёма производства привели к появлению избыточных продуктов. Эти продукты стали появляться на рынках и таким образом превращались в товары. Так возникает древнейшая меновая торговля, причём постепенно возникают и древнейшие весовые металлические деньги. Развитие примитивной меновой торговли приводит к дальнейшему имущественному расслоению.

"Чем больше продукты общины принимают товарную форму, т. е. чем меньшая часть их производится для собственного потребления производителя и чем большая для целей обмена, чем больше обмен вытесняет и внутри общины первоначальное, стихийно сложившееся разделение труда, - тем более неравным становится также имущественное положение отдельных членов общины, тем глубже подрывается старое общинное землевладение, тем быстрее община идет навстречу своему разложению, превращаясь в деревню мелких собственников-крестьян". Имущественное неравенство приводит к тому, что обедневшие члены сельских общин попадают в долговую кабалу к богатым. Должники, оказавшиеся несостоятельными, принуждены отрабатывать свой долг личным трудом, что часто приводит к фактическому порабощению этих бедняков. Имущественному расслоению способствуют войны - важнейший источник рабства. Так возникает первое деление общества на классы, на класс рабовладельцев и класс рабов. Однако рабовладение развивается на древнем Востоке крайне медленно, не выходя за рамки древнейшего, примитивного, в значительной степени домашнего рабства. Именно этим медленное развитие рабства на Востоке отличается от более быстрого и полного расцвета рабства в античных обществах Греции и Рима. Пережитки общинного строя продолжали существовать в древнем Египте вплоть до эллинистической эпохи, а в древней Индии и значительно позднее. "Восточный деспотизм и господство сменявших друг друга завоевателей-кочевников в течение тысячелетий ничего не могли поделать с этими древними общинами". Непримиримые социальные противоречия между богачами и бедняками, классовый антагонизм между рабовладельцами и рабами приводят к образованию государства, которое необходимо рабовладельцам для подавления рабов и бедняков. Это государство на древнем Востоке постепенно приобретает особую характерную форму так называемой восточной деспотии, при которой вся верховная власть сосредоточена в руках царя. Вся земля считается собственностью государства. В этом источник материальной мощи деспотии. Неограниченная власть деспота оправдывается и обосновывается религией, объявляющей царя живым воплощением бога на земле.

История древнего Востока охватывает историческое развитие древнейших восточных государств, существовавших на обширной территории Северо-Восточной Африки, Передней, Южной и Восточной Азии. Изучение истории многочисленных народов, создавших эти государства и своеобразную восточную культуру, дает нам возможность исследовать одну из важнейших проблем в истории человечества - проблему распада родового строя, возникновения на его развалинах и первоначального развития древнейшего рабовладельческого государства.

Введение

Разлив Нила

История древнего Востока охватывает историческое развитие древнейших восточных государств, существовавших на обширной территории Северо-Восточной Африки, Передней, Южной и Восточной Азии. Изучение истории многочисленных народов, создавших эти государства и своеобразную древневосточную культуру, даёт нам возможность исследовать одну из важнейших проблем в истории человечества - проблему распада родового строя, возникновения на его развалинах и первоначального развития древнейшего рабовладельческого государства. Изучая жизнь народов, заселявших в древности обширные территории от Египта на западе до Тихого океана на востоке, можно проследить на основании многочисленных документальных источников и памятников материальной культуры, как возникали древнейшие формы рабства. Этот процесс развития общественных форм на древнем Востоке протекал очень медленно. Только в плодородных долинах Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Ганга и Хуанхэ благоприятные естественные условия способствовали уже в IV тысячелетии до н. э, развитию земледельческого хозяйства, основанного на искусственном орошении. Но эти долины были сравнительно небольшими оазисами, вокруг которых бушевала огромная стихия культурно отсталых кочевых народов. Таким образом, историк уже для глубокой древности может установить «…общее взаимоотношение между оседлостью одной части этих племен и продолжающимся кочевничеством другой части», которое в значительной степени обусловило замедленный темп развития древневосточного общества. Важнейшей отличительной чертой общественного строя древневосточных народов является длительное сохранение пережитков родового строя, а также прочное, хотя и пережиточное, сохранение древней, сперва семейной, а потом сельской общины. Однако развитие производительных сил приводит к изменению общественного строя. Возникновение и развитие металлургии обусловливает некоторый прогресс в области техники, способствуя развитию сельского хозяйства и главным образом ремесла. Отделение скотоводства от земледелия, а затем отделение ремесла от сельского хозяйства и появление разветвлённых видов ремесленного и сельскохозяйственного производства требовало добавочной подсобной рабочей силы. Одновременно с этим увеличение производства дало возможность человеку производить больше продуктов, чем ему было нужно для сохранения своей жизни. Стало выгодным привлекать новую рабочую силу. Поэтому военнопленных, захваченных во время войн, стали обращать в рабство. С другой стороны, специализация и увеличение объёма производства привели к появлению избыточных продуктов. Эти продукты стали появляться на рынках и таким образом превращались в товары. Так возникает древнейшая меновая торговля, причём постепенно возникают и древнейшие весовые металлические деньги. Развитие примитивной меновой торговли приводит к дальнейшему имущественному расслоению.

«Чем больше продукты общины принимают товарную форму, т. е. чем меньшая часть их производится для собственного потребления производителя и чем большая для целей обмена, чем больше обмен вытесняет и внутри общины первоначальное, стихийно сложившееся разделение труда, - тем более неравным становится также имущественное положение отдельных членов общины, тем глубже подрывается старое общинное землевладение, тем быстрее община идет навстречу своему разложению, превращаясь в деревню мелких собственников-крестьян». Имущественное неравенство приводит к тому, что обедневшие члены сельских общин попадают в долговую кабалу к богатым. Должники, оказавшиеся несостоятельными, принуждены отрабатывать свой долг личным трудом, что часто приводит к фактическому порабощению этих бедняков. Имущественному расслоению способствуют войны - важнейший источник рабства. Так возникает первое деление общества на классы, на класс рабовладельцев и класс рабов. Однако рабовладение развивается на древнем Востоке крайне медленно, не выходя за рамки древнейшего, примитивного, в значительной степени домашнего рабства. Именно этим медленное развитие рабства на Востоке отличается от более быстрого и полного расцвета рабства в античных обществах Греции и Рима. Пережитки общинного строя продолжали существовать в древнем Египте вплоть до эллинистической эпохи, а в древней Индии и значительно позднее. «Восточный деспотизм и господство сменявших друг друга завоевателей-кочевников в течение тысячелетий ничего не могли поделать с этими древними общинами». Непримиримые социальные противоречия между богачами и бедняками, классовый антагонизм между рабовладельцами и рабами приводят к образованию государства, которое необходимо рабовладельцам для подавления рабов и бедняков. Это государство на древнем Востоке постепенно приобретает особую характерную форму так называемой восточной деспотии, при которой вся верховная власть сосредоточена в руках царя. Вся земля считается собственностью государства. В этом источник материальной мощи деспотии. Неограниченная власть деспота оправдывается и обосновывается религией, объявляющей царя живым воплощением бога на земле.

Таким образом, общественный строй древневосточных народов более развит, чем первобытно-общинный. «Рабовладельческий строй в условиях разлагающегося первобытно-общинного строя есть вполне понятное и закономерное явление, так как он означает шаг вперед в сравнении с первобытно-общинным строем». На древнем Востоке возникает первое деление общества на классы рабовладельцев и рабов и своеобразное деспотическое государство, чего ещё не знала первобытнообщинная эпоха. Однако прогрессивное развитие древневосточного общества происходило крайне медленно. Несмотря на появление примитивной главным образом меновой торговли, ведущую роль в древневосточных рабовладельческих государствах играет натуральное хозяйство. Наряду с первым появлением организованных форм использования труда рабов в больших рабовладельческих хозяйствах на древнем Востоке охраняются v формы домашнего рабства. Несмотря на наличие органов центральной власти в виде сложного и разветвлённого аппарата чиновничества, на Востоке всё ещё сохраняют своё значение древние формы общинного быта. Значительная часть земель фактически принадлежала общинам и, как указывал Энгельс, «…восточный деспотизм был основан на общинном землевладении…» Концентрации всего земельного фонда в руках государства, во главе которого стоял обоготворявшийся деспот, которого Маркс называл «высшим» или «связующим единством», не противоречило то обстоятельство, что земля фактически находилась в руках общин и обрабатывалась в значительной степени руками свободных общинников. Этому по мнению Маркса «…нисколько не противоречит, что, как в большинстве основных азиатских форм, связующее единство , возвышающееся над всеми этими мелкими коллективами, выступает как высший собственник или единственный собственник , в силу чего действительные общины выступают лишь как наследственные владельцы… Связующее единство, реализованное в деспоте как отце этого множества коллективов, наделяет отдельного человека через посредство той общины, к которой он принадлежит. Прибавочный продукт, который, впрочем, определяется законодательно как следствие действительного присвоения посредством труда, принадлежит поэтому, само собой разумеется, этому высшему единству. Поэтому в условиях восточного деспотизма и юридически кажущегося отсутствия при нем собственности, на деле в качестве его основы существует эта племенная или общинная собственность, порожденная по большей части сочетанием промышленности с сельским хозяйством в рамках мелкой общины…». Всё это обусловливает крайнюю медленность и сравнительную застойность в развитии хозяйства, общественного строя и культуры древневосточных народов в целом. Это находит своё отражение в том, что религия господствует над сознанием людей древневосточного мира. Первые зачатки науки возникают чрезвычайно медленно.

Все эти факты позволяют установить взаимоотношение между общественным строем древнего Востока, с одной стороны, и античных Греции и Рима - с другой. И древневосточные народы, и древние греки и римляне жили в условиях рабовладельческого общества. Однако рабовладение на древнем Востоке в силу его сравнительной застойности задержалось на первой стадии своего развития; это было примитивное в значительной степени домашнее рабство, в то время как в античном греко-римском мире рабство достигло высшей стадии развития. Численность рабов на древнем Востоке была сравнительно невелика; наряду с рабами было много свободных членов сельских общин. Рабство на древнем Востоке ещё не охватывало всего производства в целом, как это можно наблюдать лишь в античных обществах Греции и Рима. Соответственно с этим существовали различия и между экономикой древневосточных стран и хозяйственным развитием античных народов Греции и Рима. Деньги в виде монет и городской строй, связанный с более высоким развитием торговли, появляются лишь на последнем этапе существования древневосточных государств. В равной мере и древневосточная культура более примитивна, чем античная. На древнем Востоке только возникает древнейший известный нам алфавит, причём у многих народов долго сохраняются сложные и примитивные системы письменности (гиероглифика и клинопись). На древнем Востоке, при господстве религиозно-магического мировоззрения, лишь возникают первые зачатки науки. В Греции и Риме мы видим дальнейшее значительное развитие науки и зарождение того мировоззрения, которое пытается освободиться от пут религии. Однако древний Восток был тесно связан с античным миром Греции и Рима, в котором рабовладение достигло своего полного развития. Подобно тому как античное рабовладение есть лишь дальнейшая стадия в развитии примитивного восточного рабовладения, античная культура есть дальнейшее развитие культуры древневосточных народов, которые создали много замечательных культурных ценностей, легших в основу западной греко-римской культуры и средневековых культур Востока.

* * *

Первые попытки дать общее описание жизни древневосточных народов восходят к древней Греции. Прославленный греческий историк, «отец истории», Геродот (V в. до н. э.) дал в своём обширном историческом труде первый, во многих частях наивный, но всё же талантливый и ценный связный очерк истории древневосточных народов. Геродот один из первых поставил также важную проблему о культурном наследии древневосточного мира. К более позднему времени (I в. до н. э.) относится исторический труд Диодора, использовавшего целый ряд источников. Особый интерес в его труде представляет очерк истории Египта и Финикии в персидскую эпоху.

Слабым отголоском греческой и римской историографии являются писания раннехристианских историков, в частности Евсевия, Иеронима и Августина, которые сохранили тонкую нить исторической традиции, связывавшей их с великим древневосточным миром, и далёкое воспоминание о древнейших мировых монархиях Ассирии, Вавилонии, Мидии и Персии, которые предшествовали государству Александра Македонского и Римской империи.

В средние века европейская историография потеряла почти всякую связь с древневосточным миром. Даже в XVII в. французский историк Боссюэ, проникнутый ярко выраженной религиозной идеологией, в своём обширном обзоре всемирной истории уделяет лишь незначительное место древневосточным народам.

Первой попыткой осмысления истории древневосточных народов и их культуры является очерк Гегеля «Восточный мир», входящий в состав его лекций по философии истории. Опираясь па античных авторов, на библию и на труды первых европейских историков и филологов, приступивших в конце XVIII и в начале XIX в. к изучению древневосточной истории, Гегель дал фантастическую и искажённую картину развития древневосточной культуры с точки зрения своей реакционной религиозно-философской теории о самораскрытии духа в истории человечества.

Крупные археологические раскопки, осуществлявшиеся в течение всего XIX в., вызвали к жизни большие научные труды, имеющие своей целью дать общий обзор истории древнего Востока. Среди этих обобщающих трудов буржуазных учёных особенное значение имели трёхтомный труд французского египтолога Г. Масперо «Древняя история народов классического Востока», двухтомный труд академика Б. А. Тураева «История древнего Востока», большая сводная «История древности» Эд. Мейера и «История Ближнего Востока» Холла.

Работа Г. Масперо имела огромное значение для своего времени. Опираясь на знание всех источников, доступных науке в конце XIX в., Масперо сделал смелую попытку дать общую картину исторической жизни ряда народов древневосточного мира. Он впервые обратил внимание на вопросы социально-экономической истории, главным образом в очерках истории древнего Египта, а также выдвинул вопрос о международных отношениях, связывавших народы древнего Востока. Но наряду с этим труд Масперо обладает и целым рядом существенных недостатков. Использовав большое количество источников, Масперо относится к ним далеко не всегда достаточно критически. Преувеличивая значение религии, Масперо каждый свой очерк начинает с подробного обзора религиозных верований данного народа, кладя этим в основу своего исторического построения идейный фактор. Наконец, Масперо полностью игнорирует динамику исторического развития. Отдельные очерки, главным образом социально-экономической истории, Масперо даёт в полном отрыве от исторического развития, смешивая факты из различных эпох, рисуя хозяйственные и общественные отношения почти абсолютно неподвижными, как будто ничего не изменялось в течение тысячелетий. Поэтому Масперо находил возможным сопоставлять культуру древневосточных народов с культурой современных восточных народов, сравнивая, например, древнеегипетских земледельцев с современными феллахами. Развитие современной исторической науки и крупные археологические открытия последних десятилетий сделали труд Масдеро ныне почти совершенно устаревшим.

Большое влияние на развитие западноевропейской историографии имел труд Э. Мейера, в котором автор дал полную и детальную сводку всех достижений археологии и исторической науки в области истории древнего Востока. Прекрасно владея источниками, которые он подверг строгому критическому анализу, Эд. Мейер на основании их свидетельств, построил широкую и яркую картину истории древневосточных народов. Однако в основе всего его исторического построения лежит в корне неправильная и абсолютно порочная теория цикличности. Являясь выразителем реакционной идеологии империалистической Германии, Эд. Мейер отрицал теорию прогресса, противопоставляя ей теорию цикличности, т. е. абсолютной неизбежности возвращения к уже изжитым формам общественного строя. Стремясь оправдать и исторически обосновать всякого рода реакцию, Эд. Мейер в своих трудах пытался доказать, что древний мир в своём историческом развитии прошёл все те стадии, которые прошла впоследствии средневековая и новая Европа, повторив тот же цикл развития. Таким образом, модернизируя и идеализируя древнее рабовладельческое общество, Эд. Мейер, с одной стороны, находил в древнем Египте феодальные отношения, а с другой стороны отождествлял древнее рабство со свободным наёмным трудом эпохи капитализма. Эд. Мейер - ярый сторонник буржуазной теории миграций, при помощи которой он объяснял переселениями народов целый ряд исторических фактов, тем самым недооценивая важнейший фактор внутреннего исторического развития. Наконец, третьей отличительной чертой исторической концепции Эду Мейера является широкое использование реакционной и абсолютно неправильной расовой «теории». При изучении истории древней Месопотамии, Мейер особенно подчёркивал факт взаимодействия «шумерийской» и «семитской» расы. Резко искажая исторические факты, Мейер придавал особенное значение выходу на историческую арену «индогерманской расы», что, по его мнению, является венцом развития древневосточной истории.

Академик Б. А. Тураев был крупнейшим представителем русского востоковедения конца XIX и начала XX в. Его научные труды отличаются и оригинальными чертами. Основной труд Б. А. Тураева «История древнего Востока» охватывает большее количество народов и стран, чем обобщающие труды его предшественников. Так, например, Тураев ввёл в свой курс истории древнего Востока очерк истории и культуры Ванского царства, Напаты, Мероэ и Аксума, а также древних пунийцев, посвятив этим темам специальные главы. Стремясь установить тесную преемственную связь между древневосточным и античным миром, а также между культурой древнего и средневекового Востока, Тураев расширил хронологические рамки традиционной древневосточной истории, доведя ее до позднего эллинизма. По своим глубоким знаниям фактического материала Б. А. Тураев превзошел многих западноевропейских специалистов. Его большой труд основан на самостоятельном и строго критическом изучении источников. Приводя множество оригинальных переводов целого ряда памятников, главным образом культурной истории древнего Востока, Б. А. Тураев сумел целый ряд проблем поставить и осветить шире, глубже И оригинальнее, чем его предшественники и современники. Особенное внимание Тураев всегда уделял изучению культуры древневосточных народов. Тщательно изучая литературное творчество и религиозные воззрения древневосточных народов, Тураев установил целый ряд точек соприкосновения между. культурным развитием этих народов, что дало ему возможность с большой силой выдвинуть важный тезис о культурном единстве всего древневосточного мира. Одновременно с этим он во всех своих трудах резко подчёркивал проблему культурного наследства древнего Востока, который оказал сильное влияние на развитие античных и средневековых восточных цивилизаций.

Будучи типичным представителем буржуазной историографии, целиком разделяя идеалистическое мировоззрение учёных своего времени, Тураев очень мало внимания обращал на социально-экономическую историю, ставя во главу угла своих исследований изучение культуры и особенно религии древневосточных народов. Недооценивая, а иногда совершенно игнорируя, социально-экономический фактор, Тураев объяснял развитие древневосточных народов и государств при помощи политических событий, завоеваний, миграций, смен династий, а в некоторых случаях искал разгадки того или другого факта в географических условиях, крайне переоценивая их историческое значение и влияние и тем самым искажая процесс исторического развития общества. Наблюдая схожие факты в историческом, чаще историко-культурном развитии различных древневосточных народов, Тураев объяснял это не единым путём развития социально-экономических отношений, не одинаковой стадией в развитии народов, а лишь внешними взаимоотношениями или культурными влияниями, которые он ставил в связь с миграциями и завоеваниями. Поэтому в методологическом отношении труд Тураева является типичным трудом идеалистически настроенного буржуазного историка, не сумевшего преодолеть основных принципиальных ошибок буржуазной исторической науки.

Таким образом, все эти большие сводные труды крупнейших специалистов XIX и XX вв., основанные на тщательном и строго критическом изучении документальных и археологических источников, страдают некоторыми общими принципиальными недостатками. Так, в них излагается главным образом политическая и культурная история древнего Востока и слишком мало места отводится анализу социально-экономических отношений, которые односторонне и тенденциозно изображены в рамках буржуазной идеалистической концепции. Другим их существенным недостатком является то, что они ограничиваются изложением истории лишь так называемого «классического Востока», т. е. Египта и Передней Азии, игнорируя историческое развитие Индии и Китая. Эти историки, обычно исходившие из неправильной и вредной расовой «теории», не учли того, что народы Индии и Китая прошли тот же путь развития от родового строя к рабовладению, что и другие древневосточные народы, и наряду с другими народами сделали значительный вклад в сокровищницу мировой культуры. Новейшие археологические раскопки и исторические исследования показывают, что весь древневосточный мир, включая Индию и Китай, представлял собой единый мир, связанный многочисленными нитями, прошедший одинаковую стадию исторического развития. Эти основные недостатки, характерные для историков и филологов XIX и начала XX в., были отчасти преодолены в трудах советских учёных, которые обратили значительно бóльшее внимание на изучение социально-экономических отношений, установили наличие рабовладельческих отношений на древнем Востоке и ввели в круг своего исследования историю древней Индии и древнего Китая. Среди этих историков выделяется академик В. В. Струве, один из ближайших учеников Б. А. Тураева. Ведя в течение многих лет преподавание истории древнего Востока в Ленинградском Государственном Университете, В. В. Струве на основе глубокого изучения многочисленных и разнообразных источников построил новый курс истории древнего Востока. В основу этого курса была положена мысль о том, что основной формой эксплоатации труда в древневосточных странах была рабовладельческая эксплоатация и что поэтому древневосточное общество следует считать обществом рабовладельческим. Эти взгляды были изложены В. В. Струве с достаточной полнотой в его работе «Проблема зарождения, развития и разложения рабовладельческих обществ древнего Востока» и затем легли в основу его учебного пособия «История древнего Востока» (Москва - 1941 г.). В этом труде акад. В. В. Струве, основываясь на марксистско-ленинской методологии, сделал попытку нового построения истории древнего Востока.

За последние 30 лет советские учёные проделали большую и ценную работу по собиранию, изучению, изданию и переводу различных источников, а также по изучению различных важных проблем древневосточной истории. Наибольшее внимание было обращено на изучение социально-экономических отношений, на проблему возникновения и развития рабства, на специфику рабовладельческих отношений на древнем Востоке, на пережиточное сохранение остатков родового строя и древней сельской общины. В связи с этим подвергалось изучению развитие экономики и техники на древнем Востоке, в частности ирригация и горное дело. Советские историки посвятили ряд трудов политической истории древневосточных государств, в частности военной политике и военной истории Египта и Ассирии, а также важным проблемам хронологии. Большое внимание было уделено и вопросам истории культуры, в частности изучению первых начатков науки, развитию литературы, искусства и религии древневосточных народов. Опираясь на изучение первоисточников, некоторые ив которых хранятся. в советских музеях, и основываясь в своей работе на марксистско-ленинской методологии, советские историки и филологи в своих трудах сумели поставить целый ряд важных принципиальных и актуальных проблем, подвергая в то же время действенной критике высказывания буржуазных реакционных историков и фашистских лжеучёных. В области истории и культуры древнего Востока помимо акад. В. В. Струве работали следующие историки, филологи, лингвисты и археологи: акад. Н. Я. Марр, акад. И. И. Мещанинов, акад. Н. М. Никольский, А. Б. Ранович, Н. Д. Флиттнер, И. Г. Франк-Каменецкий, Б. Б. Пиотровский, Г. В. Церетели, Г. Капанцян, Ю. П. Францов, В. И. Авдиев, М. Э. Матье, И. М. Лурье и многие другие.

* * *

Древневосточный мир охватывал собой обширную территорию, включавшую Северо-Восточную Африку, Переднюю Азию, Иранское плоскогорье, Индию и Китай со всеми промежуточными областями. Северная граница древневосточного мира проходила приблизительно по 42° северной широты, а южная граница приблизительно по тропику Рака. Таким образом, эта обширная территория тянется с севера на юг на 1800 км. Западная граница древневосточного мира проходила приблизительно через Ливийскую пустыню, т. е. по 10° западной долготы (от Пулкова), восточная же граница шла по берегам Тихого океана, иными словами приблизительно по 190° западной долготы. Таким образом, протяжение этого огромного прямоугольника достигает в длину 10 000 км. Всю эту территорию можно легко разделить на две половины. Западная половина охватывает Египет и Переднюю Азию, в то время как восточная половина обнимает Индию и Китай. Граница между этими двумя половинами древневосточного мира проходит по Соломоновым горам, которые расположены в пустынном и малодоступном районе, перерезанном лишь немногими горными проходами. Западные части этих двух половин, Индия и Египет обладают некоторыми общими географическими чертами. Так и Египет и Индия лежат в одинаковом климатическом поясе жаркого, субтропического и тропического климата, и в значительной степени отрезаны от всего остального мира, образуя довольно замкнутые и изолированные географические районы. Египет, состоящий из долины и дельты Нила, напоминает как бы оазис, затерянный в песках огромных североафриканских пустынь, отрезанный ими от остальных областей Африки. Дельта Нила в глубокой древности была сплошь заболочена и поэтому также не могла быть связующим звеном между Египтом и Средиземным морем. На юге труднопроходимые нильские пороги и болотистые районы восточной Африки представляли собой довольно серьёзный естественный барьер. Только узкий Суэцкий перешеек и русла высохших потоков (уади) соединяли Египет с Синайским полуостровом и с побережьем Красного моря, являясь древнейшими торговыми и военными путями, которые в слабой степени связывали Египет с великим азиатским материком.

Огромный Индийский полуостров подобно Египту в значительной степени изолирован. С запада, с юга и с востока Индия отделена от всего остального мира безбрежными просторами океана. На севере Индию отделяет от Азии величайший в мире горный хребет гигантских Гималайских гор.

Природные условия Передней Азии и Китая имеют много общего. Передняя Азия и Китай находятся в полосе умеренного и субтропического климата и в противовес Индии и Египту в территориальном отношении связаны с соседними странами. Малая Азия и островной район Эгейского моря являются мостом из Передней Азии в Европу. Иранское плоскогорье и Средняя Азия открывают множество путей, ведущих в различные области Азии. Китай в географическом и в историко-культурном отношении неразрывно связан с соседними областями Азии. Пограничные районы Китая незаметно переходят в области, населённые соседними племенами.

Верхнее течение р. Евфрата Ущелье большого Заба

Несмотря на огромные расстояния и на труднопроходимые районы пустынь и горных массивов, отдельные страны древнего Востока были связаны между собой целой сетью древних торговых и военных путей. Особенное значение в этом отношении имели великие речные магистрали: Нил, Евфрат, Тигр, Инд, Ганг, Янцзыцзян и Хуанхэ. Нил соединял отдельные части Египта между собой, а весь Египет в целом с областями тропической Африки, в частности с золотоносной Нубией, а также с районом Средиземного моря. Евфрат и Тигр соединяли отдельные части Месопотамии между собой, а всё Двуречье в целом с районом Персидского залива, а также с Северной Сирией, с Закавказьем и с Малой Азией, причём по восточным притокам Тигра и их долинам шли дороги из Месопотамии на территорию Иранского плоскогорья. Не меньшее значение имели и крупные реки Индии и Китая. Огромное значение в деле установления экономических, политических и культурных связей между странами древнего Востока имели также караванные пути. Целый ряд важных торговых путей со времён глубокой древности шёл из Египта через Сирию в Малую Азию, в Закавказье, в Месопотамию и далее на восток, в Иран, что делало Сирию важнейшим центром скрещения различных торговых путей. Одновременно с этим из прибрежных городов Сирии и Финикии открывались морские пути, связывающие Переднюю Азию с дельтой Нила и с островным районом Эгейского моря, в частности с крупными островами Кипром и Критом.

Основными типами природных условий для восточного мира являются:

1. безводные плоскогорья с обширными степями и равнинами.

2. низменности, прорезанные и орошаемые большими реками.

3. прибрежные страны, непосредственно прилегающие к морю.

Современное развитие археологии позволяет прибавить к этим трём типам ещё два существенных типа: горные области и районы пустынь, которые ныне всё больше и больше входят в сферу археологического и исторического исследования.

К первому типу географических условий следует отнести сирийско-месопотамскую степь, связывавшую Сирию с Месопотамией и с Аравией, горные плато Малой Азии и Ирана, прикаспийские степи, центрально-азиатское плоскогорье, Деккан, а также обширные плато и степи Китая.

Ко второму типу географических условий относятся древние аллювиальные долины и низменности, созданные наносами великих рек: нильская долина, долина Евфрата и Тигра, получившая у греков название Месопотамии (Междуречье или Двуречье), долины Инда и Ганга в северной Индии, наконец, долины Янцзыцзян и Хуанхэ в Китае.

К третьему типу географических условий относятся дельта Нила, а также дельта Евфрата и Тигра, которые в древности впадали в Персидский залив раздельными руслами, средиземноморское побережье Сирии и Финикии, наконец, плодородный Малабарский берег, расположенный в юго-западной часты Индии.

Среди горных районов следует отметить горные области Малой Азии, Закавказья и Кавказа, северо-восточной части Месопотамии, где находилась собственно Ассирия, далее район гор, отделяющих Месопотамию от Ирана, в частности горную часть древнего культурного района Элама, горные области Ирана, Индии и Китая. Наконец, среди наиболее типичных пустынных областей древневосточного мира следует отметить североафриканскую пустыню Сахару, которая в глубокой древности отличалась значительно менее засушливым климатом и имела иной водный режим, а также Аравию, древнейшая история которой ещё ждёт своего исследователя.

В глубокой древности жизнь людей в значительной степени зависила от природных условий. Однако даже в те времена, когда человек в силу низкого уровня развития техники не мог господствовать над природой, естественные условия всё же не могли оказывать решающего влияния на развитие общественного строя. Природные условия могли только способствовать и ускорять развитие общественных форм, или же, наоборот, задерживать и замедлять этот процесс. Естественные условия имеют особенное значение для развития хозяйства, в некоторой степени содействуя преимущественному развитию того или иного вида хозяйства. Недостаточная орошаемость плоскогорий и степных районов мешала развитию земледелия и способствовала преимущественному развитию скотоводства. Это имело место на Иранском плоскогорье и на горных плато Малой Азии. Плодородная почва, богатые естественные удобрения и периодические разливы больших рек в аллювиальных долинах содействовали раннему возникновению оросительного земледелия и высокому развитию ирригационной техники. В странах, расположенных вдоль морского берега, уже в древности возникла и затем получила значительное развитие торговля, в особенности морская и транзитная, как это можно наблюдать в Финикии и в Сирии. Наконец, в горных странах, богатых лесом и полезными ископаемыми, в частности металлической рудой, развивались ремёсла, особенно металлургия. В Малой Азии, в Закавказье и, очевидно, также на Кавказе возникли древнейшие очаги металлургии, откуда руда, металлические изделия и металлургическая техника широко распространились по всему переднеазиатскому миру.

Вспашка земли в Палестине