Повествовательный тип речи. Типы речи: описание, повествование и рассуждение. Виды изобразительно-выразительных средств


Форма общественного хозяйства – это определённый способ организации хозяйственной деятельности людей. Исторически известны две основные формы общественного производства – натуральная и товарная.
Натуральное хозяйство – это такая форма хозяйствования, при которой продукты труда предназначаются для удовлетворения собственных потребностей производителя, для внутрихозяйственного потребления. Такие отношения господствовали в локальной первобытной общине. Преимущественно натуральными были патриархальное крестьянское хозяйство и феодальные поместья. Натуральное хозяйство представляет собой замкнутую систему, в которой каждый работает на себя, на свои внутренние потребности. Естественной формой богатства выступает натуральный продукт, который поступает в потребление, минуя фазу обмена.
Основными чертами натурального хозяйства являются замкнутость и консерватизм, преобладание ручного труда, отсутствие общественного разделения труда, основанного на специализации, низкий уровень развития техники, технологии и производительности труда, медленные темпы развития, отсутствие обмена (отсюда прямые связи между производством и потреблением), универсальность, внеэкономическая форма организации производства. Труд носит принудительный характер и базируется на частной собственности.
В основе натурального хозяйства простое воспроизводство, т.е. в прежних размерах (характерен низкий прирост). Наряду с этим оно обладает положительными чертами, придающими ему определённую жизнеспособность. Это, прежде всего, отсутствие разрывов между производством и потреблением, присущих товарному производству и вызывающих кризисы, высокая мотивация труда (работа на себя), относительная устойчивость. Поэтому такая форма хозяйства имеет место и сегодня в виде дачных участков, подсобных хозяйств. Более того, в периоды кризисов, происходят разрывы экономических связей, усиливается автаркия, растёт замкнутость государств, снижение платёжеспособного спроса населения, что вызывает увеличение различного рода мелких бытовых и хозяйственных работ на дому, выполняемых для себя.
Товарное производство по сравнению с натуральным хозяйством, является более развитым и сложным. Товарное производство возникло в период разложения первобытного общества (примерно 7 тысяч лет назад) и с тех пор начинает развиваться параллельно с натуральным хозяйством.
Товарное производство – это такая форма организации хозяйства, когда продукты производятся отдельными, обособленными производителями, причём каждый специализируется на производстве одного какого-либо продукта, так что для удовлетворения общественных потребностей необходима купля продажа продуктов, в силу чего они становятся товарами на рынке.
Характерными чертами и признаками товарного производства являются:
– наличие общественного разделения труда, основанного на специализации;
– экономическая обособленность хозяйствующих субъектов (но не замкнутость);
– стремление к техническому и технологическому переобновлению производства;
– неуклонный рост производительности труда;
– наличие конкуренции;
– эквивалентность обмена;
– открытые экономические связи;
– производство продукции для продажи на обмен, а не собственного потребления;
– экономическая форма организации производства, основанная на частной собственности.
В товарном производстве по-иному, чем в натуральном хозяйстве, решаются главные проблемы общественного производства, связанные с решением таких задач, как: Что производить? Как производить? Для кого производить? Обособленный товаропроизводитель решает эти вопросы самостоятельно на свой страх и риск.
Возникновение товарного производства неразрывно связано с понятием рынка. Рынок возникает там, где происходит общественное разделение труда, основанное на специализации.
Возникнув на ранних стадиях развития человеческого общества, товарное производство прошло большой и сложный путь совершенствования как по форме, так и по содержанию: простое товарное производство – капиталистическое – монополистическое – ГМК – региональные объединения – всемирное хозяйство; кооперация – мануфактура – индустрия – инфраиндустрия – неоиндустрия; мелкое ремесло – крупное капиталистическое производство – высокоавтоматизированные, динамичные, гибкие, средние, мелкие и мельчайшие производства. Товарное производство находится в стадии постоянного развития и совершенствования.

а) частная собственность; б) высокие издержки производства;

в) общественное разделение труда;

г) производство продукта.

21. Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если:

а) издержки равны предложению; б) цена равна издержкам плюс прибыль;

в) уровень технологии меняется постепенно;

г) объём предложения равен объёму спроса.

22. Пятое съеденное мороженое принесёт меньше удовлетворения, чем первое. Это пример:

а) действия закона спроса; б) уменьшения предельной полезности;

в) наличия избытка товаров; г) наличие дефицита товаров.

23. Товар – это:

а) вещь, обладающая потребительской стоимостью или полезностью, выраженная в часах или ютилях;

б) вещь, являющаяся продуктом человеческого труда и обмениваемая на другую вещь или деньги;

в) вещь, обмениваемая на другую вещь или деньги;

г) благо, не являющееся продуктом труда, но полезное человеку.

24. Если однопроцентное сокращение цены на товар приводит к двухпроцентному увеличению объёма спроса на него, то этот спрос:

а) неэластичный; в) абсолютно неэластичный;

б) эластичный; г) абсолютно эластичный.

25. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:

а) выпускаются дифференцированные товары;

б) выпускаются однородные товары;

в) на рынке оперирует множество покупателей и продавцов;

г) рыночное поведение каждой фирмы зависит от реакции её конкурентов.

26. Изменения в уровне реальной заработной платы можно определить, сопоставляя изменения в уровне номинальной зарплаты с изменениями в:

а) уровне цен на товары и услуги; б) норме прибыли;

в) ставках налогообложения; г) продолжительности рабочего времени.

27. Эластичность предложения зависит главным образом от:

а) числа товаров-заменителей данного продукта;

б) периода времени, в течение которого продавцы могут приспособиться к изменениям цен;

в) доли дохода потребителя, направляемой на покупку данного товара;

г) того, относится ли данный товар к предметам длительного пользования или текущего потребления.

28. Общая полезность растёт, когда предельная полезность:

а) уменьшается; б) увеличивается; в) увеличивается в медленном темпе;

г) увеличивается или уменьшается, но является величиной положительной.

29. Совершенствование технологии сдвигает:

а) кривую спроса вверх и вправо; б) кривую спроса вниз и вправо;

в) кривую предложения вправо;

г) кривую предложения влево.

В процессе становления цивилизации человек переходит от простого потребления даров природы к производству необходимых продуктов. Возникает хозяйство. Исторически выделяется два его вида: натуральное и товарное хозяйство. Называют и третий вид – плановое хозяйство.

Что это такое?

Товарное хозяйство – это такой тип экономических отношений, при котором производитель изготавливает товар для удовлетворения потребностей покупателя. Доставка продукции осуществляется посредством обмена (бартер или торговля). Благодаря такой организации экономики происходит разностороннее развитие производства. Усиливается разделение труда, приводящее к совершенствованию техники. Модернизация вызывает рост производительности, в результате чего происходит увеличение выработки продукции. Расширяется и выбор товара, который направляется на рынок для обмена на другие изделия.

До перехода к товарной экономике человечество научилось жить более примитивным методом производства – натуральным хозяйством. Без сведений о характерных чертах, плюсах и минусах невозможно осмыслить достижения товарного вида.

Натуральное хозяйство

Первой организацией создания необходимых вещей было натуральное хозяйство. Этот способ изготовления продукции основан на собственном обеспечении производителем своих потребностей. То есть предметы быта создаются для собственных нужд. Ничего не продаётся и ничего не покупается.

Натуральное хозяйство характеризует уровень развития экономики в феодальном обществе. Некоторые черты находят отражение и в современных исторических условиях в развитых и слаборазвитых странах. Стремление отдельного региона или хозяйственного предприятия к самообеспечению приводит к возрождению натурального хозяйства. Экономическая политика государства, нацеленная на создание необходимых товаров внутри страны, получила название автаркия.

Черты натурального хозяйства

Основные черты натурального хозяйства:


Главный минус натурального производства состоит в том, что оно препятствует развитию продуктивности деятельности, расширению разнообразия выпускаемых предметов. Различить натуральное и товарное хозяйство можно по следующим критериям: замкнутость или открытость экономики; застой или прогресс в разделении труда; методы решения вопроса удовлетворения потребностей.

Основные черты товарного хозяйства

При переходе к товарному типу производства основные черты существенно изменяются. Товарное хозяйство характеризуется следующими признаками:

  • Происходит переход к усовершенствованным орудиям производства. Примитивный физический труд заменяется всё усложняющимися техническими новшествами, начиная с гончарного круга и заканчивая применением компьютеризированных роботов.
  • Хозяйственная система приобретает открытость. Производитель создаёт свою продукцию для продажи её другим лицам. Готовое изделие или продукт направляется на рынок. Здесь он находит своего покупателя-потребителя. Каждый производитель нуждается в поступлении товара для удовлетворения своих требований в еде, одежде, жилище и так далее.
  • Происходит углубление в разделении труда. Если ремесленник в мастерской выполняет все операции по выпуску изделия от заготовки сырья до готового продукта, то в результате технического прогресса появляется специализация на каждом этапе производства товара.
  • Формула развития хозяйства изменяется: «производство-обмен-потребление». Появляется связующее звено между производителем и потребителем в виде рынка. На рынке продавец товар обменивает на деньги, полученные средства тратит на необходимый ему предмет. Рынок играет роль регулятора производства, именно он показывает, какое изделие следует выпускать (оно пользуется спросом), а какое нет.

Становление товарного хозяйства

Формирование перехода от натурального к товарному хозяйству начинается с разделения труда. В истории человечества известны три этапа. Ещё при первобытном строе происходит первое разделение труда: земледельческий труд отделяется от скотоводческого производства. Последующий этап: занятие ремеслом обособляется от земледелия и скотоводства, что создаёт более благоприятные условия возникновения товарного хозяйства. Повышение производительности, увеличение выпускаемых товаров приводит к третьему витку в разделении труда: выделяется категория людей, ничего не производящая, а занимающаяся только торговлей. Зарождается купечество.

Основа товарного хозяйства: товар и деньги

Благо, возникшее в результате трудовой деятельности и направленное на удовлетворение потребности человека, становится товаром. Если объект появляется без участия человека (солнечный свет, например), то это не может быть предметом купли-продажи. Если благо никому не нужно, то это тоже не товар. Если вещь производится для себя, а не для обмена, то она не продаётся. Следовательно, она не считается товаром.

Важнейшими критериями изделия является потребительская и меновая стоимость. Потребительская стоимость – это возможность товара удовлетворить какую-либо нужду. Меновая – это способность одного предмета оценивать ценность другого. Бартерный обмен товаров подтверждает данное утверждение. Но такая сделка не всегда удобна. Для совершения бартерного обмена следует находиться в одном месте с необходимым количеством товара минимум от двух производителей.

Через некоторое время потребовался эквивалент стоимости любого предмета. Так появились деньги. Обмен приобретает формулу «товар-деньги-товар». Деньги превращаются в средство платежа за товары и услуги, становятся главным измерителем ценности благ. Первоначальный вид в форме слитков из драгоценных металлов был заменён на монеты и бумажные купюры. В современном мире распространены пластиковые карты. Сейчас экономическая теория признаёт деньгами всё, что выполняет функции платежей и накопления финансовых средств.

Причины зарождения товарного хозяйства

Возникновение товарного хозяйства связано с разделением труда. Это считается первой причиной зарождения. На современном этапе выделяются следующие формы разделения труда:


Развитие товарного хозяйства связано с превращением продукции в товар. Обособленная экономика отдельного производителя вынуждает изготавливать продукт не только для себя. Для продолжения жизнедеятельности у него возникает потребность в приобретении других товаров. Когда их изготовление не может быть произведено в своём хозяйстве, появляется желание выпустить больше определенного продукта, чтобы впоследствии обменять его на другие предметы.

Виды производства товара

В науке выделяют два основных вида товарного производства. Первым на исторической арене появляется простое товарное хозяйство. Товар производится ремесленниками и крестьянами. Одновременно существует натуральное хозяйство, которое занимает преобладающие позиции. Такой вид характерен для рабовладельческого и феодального общества. Он остаётся заметным и на начальном этапе капиталистического уровня развития.

Техника совершенствуется, развивается экономика, товарное хозяйство перерастает во второй вид – развитое товарное производство. Оно довольно быстро занимает ведущие позиции и охватывает главные направления экономического развития при формировании капиталистических отношений. Все производимые блага превращаются в товар. Наёмный труд становится объектом купли-продажи.

Влияние формы собственности

Формирование определённого вида товарного хозяйства напрямую зависит от формы собственности производства. Наиболее максимальная отдача получается, если создатель товаров является частным собственником. Хотя только форма владения не регулирует образование вида производства (при феодализме личное обладание землёй не разрешает отказаться от натурального хозяйства). Для развития экономики необходимо, чтобы гармонично сочетались частная собственность и товарно-рыночное хозяйство.

На рубеже XX-XXI веков появился нетоварный сектор национальной экономики. Сюда относится производство благ, не приносящих доход: оборонный комплекс, научные исследования, обязательные виды образования.

Преимущества товарного хозяйства

Развитие капиталистического хозяйства своей главной целью ставит получение прибыли. Чем больше получено навара, тем лучше. Тут границы не обозначены. Преимущества выражаются в методах достижения этой цели.

  • Максимальную прибыль можно получить только при минимизации затрат на производство.
  • Уменьшить расходы возможно при увеличении производительности труда с использованием изобретений научно-технической революции.
  • Изготовители товара конкурируют между собой за получение денег потребителя (самостоятельно отвечают на главные вопросы экономики: что производить, как это делать и для кого).

Товарно-денежное хозяйство остро и быстро реагирует на спрос покупателей. Малейшее изменение потребностей вынуждает сокращать производство одного товара, увеличивая количество другого. Происходит перераспределение ресурсов. Этим самым регулируется структура экономики государства, совершенствуется механизм потребления средств.

Недостатки товарного хозяйства

Плюсы преобразовываются в минусы при отрицании главных положений товарного хозяйства. Конкуренция между производителями приводит к стремлению крупнейших из них к монополизации. Это способствует установлению завышенных цен, непринятию достижений прогресса в технике и науке, разрушению рыночных отношений.

Стремясь к получению максимальной прибыли, товарная форма хозяйства не заинтересована в сохранении природных ресурсов (даже невосполнимых). Итогом становится загрязнение окружающей природы, истощение резервов. Социальная справедливость противоречит законам рыночных отношений. Производители учитывают интересы только тех потребителей, которые платежеспособны и могут приобрести товар. Мнения иных они в расчёт не берут.

Сущность товарного хозяйства сегодня анализируется, совершенствуется, моделируется. Это связано с его прогрессом и с новыми открытиями в экономической науке.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие формы общественного хозяйства, черты и признаки натурального и товарного производства. Товар как продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Деньги - элемент товарного хозяйства, их возникновение и экономическая сущность.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2011

    Понятие и сущность общественного разделения труда. Формы общественного разделения труда. Разделение и кооперация труда. Закон перемены труда. Новые тенденции общественного разделения труда. Роль разделения труда в развитии современных рыночных отношений.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2014

    Черты и особенности натурального хозяйства. Условия возникновения товарного хозяйства. Трудовая теория стоимости. Основные положения теории предельной полезности. Парадокс ценности. Деньги как средства платежа и накопления. Национальная валюта Казахстана.

    презентация , добавлен 10.10.2015

    Международное разделение труда как основа формирования и развития мирового хозяйства. Специализация стран на изготовлении каких-либо изделий. Разделение труда внутри страны. Ситуация на рынке труда в двух странах. Равновесная ставка реальной зарплаты.

    контрольная работа , добавлен 11.04.2012

    Специализация производства как процесс общественного разделения труда. Характеристика и анализ структуры производства СПК "Ворони". Показатели экономической эффективности размещения: качество продукции; производительность труда; окупаемость затрат.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2014

    Специализация трудовой деятельности. Понятие, общие характеристики, формы разделения труда и их развитие. Проектирование системы функционального разделения и кооперации труда. Распределение производственных функций между рабочими разных профессий.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2014

    Сущность и содержание общественного разделения труда. Классификация, уровни специализации промышленного производства. Концентрация производства - организационно-экономическая форма общественного разделения труда. Разделение труда и организация управления.

    реферат , добавлен 11.02.2010

    Этапы развития экономической теории. Классификация человеческих потребностей и экономических ресурсов. Характерные черты натурального хозяйства и товарного производства. Сущность и виды конкуренции. Описание рынка труда, капитала, земельной ренты.

    Натуральное производство - такой его род, при котором люди создают продукты для удовлетворения собственных потребностей. Эта исторически первая форма производства является самой простой.

    Для натурального производства характерны следующие черты, выражающие сущность свойственных ему хозяйственных отношений.

    • Натуральное хозяйство-замкнутая система организационно-экономических отношений. Общество, в котором оно господствует, состоит из массы хозяйственных единиц (семей, общин, поместий). Каждая единица опирается на собственные производственные ресурсы и самообеспечивает себя всем необходимым для жизни. Она выполняет все виды хозяйственных работ, начиная от добывания разных видов сырья и завершая окончательной подготовкой их к потреблению.
    • Для натурального производства характерен ручной универсальный труд, исключающий его разделение на виды: каждый человек выполняет все основные работы. В нем применяется простейшая техника (мотыга, лопаты, грабли и т. п.) и кустарный инструмент. Естественно, что при таких условиях трудовая деятельность является малопроизводительной, выпуск продукции не может сколь-нибудь значительно возрастать.
    • Натуральному хозяйству свойственны прямые экономические связи между производством и потреблением. Оно развивается по формуле «производство - распределение - потребление». То есть созданная продукция- распределяется между всеми участниками производства и - минуя ее обмен - идет в личное и производственное потребление. Такая прямая связь обеспечивает натуральному хозяйству устойчивость.

    В современных условиях натуральное хозяйство в значительной мере сохранилось во многих странах, где преобладает до-индустриальная экономика. В слаборазвитых странах еще в середине XX в. в натуральном и полунатуральном производстве было занято 50–60% населения. В настоящее время в этих государствах происходит ломка отсталой структуры народного хозяйства.

    В нашей стране натуральное производство в особенности развито в личном подсобном сельском хозяйстве крестьян и на садово-огородных участках городских жителей.

    Один из парадоксов сегодняшней России состоит в том, что после объявления в 1992 г. «движения к рынку» в ряде случаев началось движение в обратном направлении. Так, значительно увеличилось количество садово-огородных участков с натуральным производством (это - средство обеспечить себя остро необходимыми жизненными благами). Подтверждение этому мы находим в статистических данных, приведенных в табл. 4.1.

    Другой парадокс состоит в том, что вместо продвижения к рынку многие регионы страны усилили хозяйственную автаркию (замкнутость). Они ввели запрет на вывоз продовольствия в иные регионы (так стремились улучшить снабжение продуктами местного населения). Однако натурализация хозяйственных связей имеет и отрицательные последствия - подрывает нормальные хозяйственные связи.

    Натуральное хозяйство отличается застойным характером, ибо ручной и неспециализированный труд отличается очень низкой выработкой продукции. Вследствие этого количество благ в расчете на одного жителя страны почти не увеличивается, а потребности людей долгое время остаются традиционными.

    Натуральное хозяйство преобладало в течение самой длительной доиндустриальной стадии производства. В условиях машинной индустрии его окончательно сменил ставший господствующим второй род хозяйства.

    Товарное производство

    Товарное производство - тип организации хозяйства, при котором полезные продукты создаются для их продажи на рынке. Товарному хозяйству присущи следующие основные черты.

    • Это хозяйство является открытой системой организационно-экономических отношений. Здесь работники создают полезные продукты не для собственного потребления, а для продажи их другим людям. Весь поток новых вещей выходит за пределы каждой производственной единицы и устремляется на рынок для удовлетворения спроса покупателей.
    • Производство товаров основано на разделении труда. Его развитие зависит от того, насколько углубляется специализация (обособление) работников, предприятий на выпуске отдельных видов продуктов или частей сложных изделий. Такое явление объективно вызывается техническим прогрессом, а последний, в свою очередь, получает большой толчок при разделении труда. Неразрывная связь товарного производства с разделением труда, а стало быть, с прогрессом техники - одно из его несомненных преимуществ по сравнению с натуральным хозяйством.
    • Товарному хозяйству присущи косвенные, опосредованные связи между производством и потреблением. Они развиваются по формуле «производство - обмен - потребление». Изготовленная продукция сначала поступает на рынок для обмена на другие изделия (или на деньги) и лишь затем попадает в сферу потребления. Рынок подтверждает или не подтверждает необходимость изготавливать данную продукцию для продажи.

    Значит, товарное хозяйство - это система организационно-экономических отношений, благодаря которой обеспечивается равносторонний прогресс экономики. При углублении разделения труда расширяется применение все более совершенной техники. Это вызывает невиданный ранее рост выработки продукции. А благодаря повышению производительности труда увеличивается выпуск продукции в расчете на душу населения. К тому же создается возрастающее многообразие продуктов, предназначаемых для обмена на рынке на другие изделия.

    Товарное хозяйство включает такие общие организационные связи, которые могут обслуживать самые различные социально-экономические системы. Однако при этом объем и значение производства товаров и их обмена совсем не одинаковы. В силу этого товарное хозяйство имеет исторический характер: оно существенно изменялось на протяжении всей истории.

    Прежде всего важно выявить генезис (происхождение) товарного производства. Одной из причин его возникновения является общественное разделение труда. Начало здесь было положено крупным общественным разделением труда: первым (обособление в сельском хозяйстве земледелия и животноводства) и вторым (выделение ремесла из сельского хозяйства). В дальнейшем все большую силу набирает экономический закон разделения труда. В соответствии с этим законом экономика прогрессирует вследствиевсе большей качественной дифференциации (расчленения) трудовой деятельности, что ведет к обособлению и сосуществованию различных ее видов. В итоге возникает несколько форм разделения труда: международное (между странами), общее (между крупными отраслями народного хозяйства - земледелием, промышленностью и т. д.), частное (деление внутри крупных отраслей на подотрасли, виды производства) и единичное (внутри предприятий - на разные их подразделения).

    Другой причиной является хозяйственное обособление людей для изготовления какого-то продукта. Данное организационное отношение органически дополняет общественное разделение труда: человек выбирает какой-то вид работы и превращает его в самостоятельную деятельность. Это одновременно усиливает его зависимость от других товаровладельцев и порождает необходимость обмениваться разнородной продукцией, устанавливать связи через рынок.

    Хозяйственное обособление людей тесно связано с формами собственности на средства производства. Так, оно является наиболее полным, когда товаропроизводитель - частный собственник. В меньшей мере обособление достигается, если какое-то имущество отдается в аренду - временное владение и пользование: тогда на какой-то период хозяйство ведет арендатор. Но одна частная собственность сама по себе не порождает товарно-рыночное хозяйство. Это видно на примере натурального производства при рабовладельческом и феодальном строе.

    Между тем формы собственности порождают разные виды товарного производства. В зависимости от форм собственности и организационных отношений образуются два вида товарного производства. Исторически первым было простое товарное хозяйство крестьян и ремесленников, в котором применялся ручной труд. В этом случае из-за низкой выработки товарное производство соседствует с господствующим натуральным производством. При капитализме главные позиции в экономике занимает развитое товарное хозяйство.

    На фазе классического капитализма развитое товарное хозяйство становится всеохватывающим. Все создаваемые блага превращаются в рыночные продукты. Предметом купли и продажи становится наемный труд.

    Но на современной стадии производства в результате активной экономической роли государства в макроэкономике выделился нетоварный сектор. В него вошло производство нерыночных благ (это- фундаментальные научные исследования, бесплатные виды образования, основная продукция военно-промышленного комплекса и др.). Как мы увидим в следующем параграфе данной темы, нетоварные вещи и услуги составляют особый класс современных благ.

    Обобществление в действительности .

    Концентрация производства и концентрация частных капиталов через акционерные общества, банковский кредит и другие финансовые инструменты - одна сторона обобществления как средств производства, так и труда, но еще более значимой стороной обобществления труда является процесс обобществления умственного труда всего человечества через средства передачи информации. С учетом того, что умственный труд становится доминирующим в производственной деятельности людей, процессы и технологические изменения, идущие в информационной области, приобретают особое значение в обобществлении. Глобальное обобществление умственного труда человечества началось с первых шагов Интернета - технологии, которая предоставляет возможность каждому воспользоваться обобществленными средствами производства. Чем выше уровень обобществления информации в обществе, тем общество более свободно, тем больше возможности для каждого члена общества использовать обобществленные средства производства для своего блага. С новыми информационными технологиями обозначилось реальное соединение частного эгоистического интереса каждого, выраженного в частной экономической инициативе, с общественным интересом динамичного и гармоничного развития. Только сейчас реальный социализм стал выкристаллизовываться в цивилизованном обществе. Прежде чем социализм станет реальностью, должны появится технологические возможности реализации частного интереса с наибольшей для него выгодой только через обобществленные средства производства, когда каждый может не только пользоваться этими средствами с выгодой для себя, но также будет иметь возможность распоряжаться этими средствами, то есть реально владеть ими. Научные в части развития капитала и его обобществленных форм точно подтверждаемые современной действительностью, а также простые, порой вульгарные взгляды основоположников марксизма на процесс обобществления, под тяжестью реального общественного движения, сменились пониманием сложного процесса обобществления и осознанием преждевременности провозглашения социалистической революции, на заре капитализма основоположниками теории, затем в начале ХХ века русской школой марксизма . В обществе еще не произошел тот технологический переворот, который будет обуславливать действительный переход к новым социальным бесклассовым отношениям. Он только начинается.

    Билет№11.

    Что такое спрос? Перечислите факторы, влияющие на спрос.

    Спрос- это способность потребителя приобрести на рынке тот или иной товар или услугу по определенной цене.

    1. Уровень доходов потребителей. Чем выше уровень дохода потребителей, тем больший спрос на товары и услуги, и наоборот, чем ниже уровень дохода, тем ниже спрос на такие продукты, как мясо молоко, бытовую технику и т. д. Подобные товары относятся к категории «нормальных». Бывает и так, что с повышением уровня доходов у потребителей возникает спрос на более качественные вещи, а на более дешевые - снижается. Группу товаров, спрос на которую падает, называют неполноценными.

    2. Влияние на вкусы и предпочтения потребителей рекламы. Чем более узнаваемый бренд указан на этикетке товара, тем выше спрос.

    3. Влияние на вкусы и предпочтения потребителей моды. Положительные перемены во вкусах приведут к повышению спроса. И напротив, отрицательные перемены снижают спрос.

    4. Уровень цен на взаимозаменяемые товары. Например, повышение цен на отдых в Турции ведет к повышению спроса на отдых в Египте.

    5. Уровень цен на дополняющие друг друга товары. Например, повышение цен на краску ведет к снижению спроса на кисти.

    6. Время, которое затрачивается на потребление товара. Спрос, например, на соль всегда находится примерно на одном уровне. Ведь этот продукт потребляется в небольших количествах, а значит, например, одной пачки может хватить надолго.

    7. Доступность товара. На дефицитный товар всегда наблюдается повышенный спрос, в отличие от общедоступной продукции.

    8. Ожидание изменения цен. Спрос повышается в том, случае, если потребитель ожидает, что через неделю товар будет стоить дороже. Продукция раскупается быстрее и в больших количествах. Это очень сильный фактор, влияющий на закон спроса.

    9. Время года. На новогодние игрушки, например, ажиотажный спрос возникает примерно на 1 месяц в году. В другое время он просто нулевой;.

    10. Количество населения. Чем больше покупателей на рынке, тем больше спрос на товары.

    Билет№12

    Что такое предложение? Назовите факторы, влияющие на предложение.

    Предложение- это товар, который находится на рынке, либо может быть доставлен на него.

    Факторы :

    1) Издержки производства или производственные затраты.

    Если производственные затраты низкие по сравнению с рыночными ценами, то для производителей выгодно поставлять товары в больших количествах. Если же они высоки по сравнению с ценой, то фирма производит товар в небольших количествах, переключает на другие продукты или даже покидают рынок. Затраты на производство в первую очередь определяются ценами на экономические ресурсы. Очевидно что рост цен на ресурсы оказывает большое влияние на производственные затраты и уровень выпуска.

    2) Технология производства – объединяет все, начиная с подлинных технических открытий и лучшего применения существующих технологий и заканчивая обычной реорганизацией рабочего процесса. Совершенствование технологий позволяет производить большее количество продукции с меньшими затратами ресурсов. Технический прогресс также позволяет снижать количество ресурсов требующихся для одного и того же объема товара. Прогресс технологий позволяет производителям чего либо получать прибыль от производства большего числа машин, оборудования по той же цене.

    3) Налоги и субсидии. Действия налогов и субсидий проявляются в разных направлениях. Повышение налогов приводит к росту издержек производства, увеличивая цену производства и снижаю спрос. Субсидии –дотации позволяют сокращать издержки производства за счет государства, способствую тем самым росту предложения.

    4) Цены на сопряженные товары - предложение на рынке во многом зависит от наличия на рынке взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров по приемлемым ценам.

    5) Ожидание производителей. Ожидание изменения цены продуктов в будущем также могут повлиять на желание производителей поставлять продукт на рынке. Например, если производитель ожидает рост цен на свою продукцию, он может начинать увеличивать производственные мощности уже сегодня в надежде на последующее получение прибыли и придерживать товар до повышения цен. Информация о предполагаемом снижении цен может привести к росту предложения в настоящий момент и сокращению предложения в дальнейшем.

    6) Число товаропроизводителей. Увеличение числа производителей данного товара приведет к росту предложения и наоборот.

    7) Особый фактор на определенные виды продукции. Большое влияние оказывают особые факторы.

    Билет№13.


    Похожая информация.